Ндс по капитальным вложениям возмещение

Опубликовано: 29.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 июня 2018 г. N 03-07-11/38236 О применении НДС при получении налогоплательщиком субсидий и (или) бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы РФ, а также начислении в целях налога на прибыль организаций амортизационной премии по имуществу, приобретенному за счет указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций

Вопрос: В соответствии с Федеральной целевой программой "Реконструкция специального производства ОАО" и "Реконструкция и техническое перевооружение производственной базы, техническое перевооружение производственной базы ОАО" (далее - ФЦП) в 2016 году для АО (далее - Общество) выделены денежные средства. Получение выделенных денежных средств осуществляется не напрямую от Российской Федерации, а через АО (далее - Корпорация), которое является основным акционером Общества.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетными инвестициями понимаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Однако при получении Обществом денежных средств через АО Корпорация увеличение стоимости государственного имущества происходит непосредственно у Корпорации за счет проведения дополнительной эмиссии акций в пользу Российской Федерации. Договоры об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций непосредственно с АО не заключаются. Пакет акций АО, принадлежащий Российской Федерации, в ходе дополнительной эмиссии не увеличивается, т.к. эмиссия акций Общества осуществляется в пользу АО Корпорация. Соответствующее решение о дополнительном выпуске акций Общества зарегистрировано Центральным Банком Российской Федерации 22.01.2014 года.

Таким образом, АО не выступает прямым получателем денежных средств для реализации ФЦП.

Кроме того, бюджетным законодательством (ст. 80 БК РФ) определен порядок получения бюджетных инвестиций только в отношении прямых получателей.

На вышеуказанные денежные средства Обществом заключены договоры на закупку товаров, работ, услуг, поставщики и подрядчики являются плательщиками НДС.

Прошу предоставить письменные разъяснения на следующие вопросы:

1. Имеет ли право Общество принимать к вычету НДС по приобретенным товарам, работам (услугам) за счет указанных денежных средств?

2. Имеет ли право Общество начислять амортизационную премию по имуществу, приобретенному за счет вышеуказанных денежных средств?

3. Имеет ли право Общество, в случае предварительной оплаты покупки за счет указанных денежных средств брать НДС к вычету по авансам выданным с 01.07.2017 (ДТ68.02 Кт 76ВА)?

4. В каком периоде нужно восстановить НДС, если по покупкам, указанным в вопросе N 4 НДС взят к вычету в 3-м квартале 2017 года?

Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при получении налогоплательщиком субсидий и (или) бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также начисления в целях налога на прибыль организаций амортизационной премии по имуществу, приобретенному за счет указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Согласно пункту 2.1 статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пункту 4 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2018 года при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, вычету не подлежат. При этом подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам, имущественным правам), подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

Положения вышеуказанного пункта 2.1 статьи 170 Кодекса применяются также в случае, если после 1 января 2018 года налогоплательщиком приобретаются товары (работы, услуги, имущественные права) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до указанной даты.

В случае, если до 1 января 2018 года налогоплательщиком была перечислена предварительная оплата (частичная оплата) за товары (работы, услуги, имущественные права), принимаемые к учету после указанной даты, и источником указанной оплаты (частичной оплаты) являлись субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), то суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по такой предварительной оплате (частичной оплате), следует восстановить для уплаты в бюджет, поскольку на основании пункта 2.1 статьи 170 Кодекса у налогоплательщика отсутствует право на принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным за счет указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций. При этом восстановление сумм налога производится в первом налоговом периоде 2018 года.

На основании пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные инвестиции предоставляются юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, на объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ этих юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Поскольку дочерние общества юридического лица, в уставный (складочный) капитал которых внесены средства, ранее предоставленные юридическому лицу в виде бюджетных инвестиций, капитальные вложения в объекты капитального строительства, находящиеся в их собственности, и (или) приобретение объектов недвижимого имущества осуществляют за счет бюджетных средств, то таким обществам следует применять вышеизложенный порядок исчисления налога на добавленную стоимость.

Что касается налога на прибыль организаций, то в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами на основании пункта 1 статьи 252 Кодекса признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пункту 9 статьи 258 Кодекса налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 Кодекса.

Таким образом, налогоплательщик вправе в отношении расходов по приобретению имущества, признанного согласно статье 256 Кодекса амортизируемым, применить амортизационную премию в порядке, установленном пунктом 9 статьи 258 Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Обзор документа

Рассмотрен вопрос о применении НДС при получении налогоплательщиком субсидий и (или) бюджетных инвестиций, а также о начислении в целях налога на прибыль амортизационной премии по имуществу, приобретенному за счет этих средств.

В частности, Минфин пояснил, что с 1 января 2018 г. при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, а также при проведении капстроительства и (или) приобретении недвижимости за их счет с последующим увеличением уставного фонда унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юрлиц суммы НДС, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров, вычету не подлежат. При этом НДС, принятый к вычету по товарам (работам, услугам, имущественным правам), подлежит восстановлению в случае получения налогоплательщиком субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров.

Данный порядок применяется также в случае, если после 1 января 2018 г. налогоплательщиком приобретаются товары (работы, услуги, имущественные права) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученных из бюджетов до указанной даты.

image_pdf
image_print

Статья 171 Налогового кодекса устанавливает случаи, в которых налогоплательщики могут принять к вычету НДС. Среди прочих операций, эта возможность предусмотрена и при капитальном строительстве. В статье мы расскажем о нюансах применения вычетов НДС при строительных работах, которые производятся по договору подряда и инвестирования.

Общие правила

Согласно пункту 6 статьи 171 НК РФ, при капитальном строительстве вычетам подлежат суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику в следующих случаях:

  • когда он приобретает объекты незавершенного капитального строительства;
  • когда он приобретает товары, работы или услуги, необходимые для выполнения строительно-монтажных работ;
  • когда работы по сооружению либо ликвидации, монтажу либо демонтажу, сборке либо разборке объектов основных средств производится подрядчиком, и тот предъявляет НДС налогоплательщику.

Если подрядчики и поставщики предъявляют НДС непосредственно налогоплательщику, то вычет производится в общем порядке. Для этого необходимо выполнение трех условий:

  • строительный объект предназначен для облагаемой НДС деятельности;
  • налогоплательщик принял на учет приобретенные товары, работы или услуги, по которым собирается заявить вычет;
  • поставщики и подрядчики оформили и передали налогоплательщику счета-фактуры с выделенными в них суммами НДС.

Напомним, что помимо официальной формы счета-фактуры, утвержденной постановлением правительства № 1137, компании могут использовать составленный на его основе универсальный передаточный документ (письмо ФНС России от 21.10.13 № ММВ-20-3/96@).

Если оформлен договор строительного подряда

Договором строительного подряда может быть предусмотрено, что объект передается заказчику по завершении всех строительных работ или же поэтапно. Однако на практике нередки случаи, когда несмотря на отсутствие в договоре условий о поэтапной сдаче, заказчик переводит оплату подрядчику периодически, например, ежемесячно. Основанием для этого являются акты приемки по форме КС-2 и справки по форме КС-3, а также выставленные подрядчиком счета-фактуры.

Между тем, рассчитываясь с подрядчиком в указанном выше порядке, заказчик может лишиться права на применение вычетов по НДС до момента приемки всего объема работ. Из положений пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что принять к вычету НДС, предъявленный подрядчиком, можно на основании выставленного счета-фактуры после принятия к учету выполненных им работ. Именно в моменте принятия к учету работ, произведенных подрядчиком, и заключается проблема, которая делает рискованным вычет «подрядного» НДС в указанном случае.

Дело в том, что в налоговом законодательстве прямо не пояснено, что понимается под принятием на учет работ подрядчика. Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» требует при ведении учета опираться на федеральные и отраслевые стандарты, но и они пока отсутствуют. Таким образом, на основании пункта 1 статьи 30 закона № 402-ФЗ, необходимо опираться на правила ведения бухгалтерского учета, утвержденные Минфином до 1 января 2013 года. Обратимся к ПБУ 10/99 «Расходы организации». В соответствии с документом, расходы должны повлечь уменьшение экономических выгод организации, а такая уверенность имеется в случае, когда в отношении передачи актива отсутствует какая-либо неопределенность.

Получается, что до того, как результаты работ будут переданы подрядчиком заказчику, последний не может принять их учету. При этом формы КС-2 и КС-3 не могут рассматриваться в качестве актов поэтапной приемки выполненных работ, а являются лишь расчетными документами для авансирования. Об этом сказано в письме ФНС России от 02.07.13 № ОА-4-13/11860@, а также в информационном письме Президиума ВАС РФ от 24.01.00 № 51.

Раз заказчик не может принять на основании этих актов результаты работы к учету, то и заявить о вычете НДС с расходов на оплату этих работ он также не вправе. Такие выводы соответствуют позиции Минфина, выраженной, например, в письме от 5.03.09 № 03-07-11/52 и других. Специалисты ведомства указывают, что вычет «подрядного» НДС возможен только тогда, когда заказчик примет к учету результаты работы в объеме, определенном в договоре строительного подряда.

Однако в судебной практике есть случаи, когда арбитры принимали сторону заказчиков, которые произвели вычет НДС указанной ситуации (постановление Московского округа от 19.04.12 по делу № А40-77285/11-107-332). Таким образом, при отсутствии в договоре строительного подряда условия о поэтапной приемке работ заказчик может заявлять о вычетах НДС до принятия на учет всего объема работ на свой страх и риск. В таком случае велик шанс того, что ФНС с налогоплательщиком не согласится, и ему придется отстаивать свою позицию в суде.

Если объект возводится по инвестиционному договору

При заключении договора инвестирования суммы налога предъявляются не инвестору, а посреднику (заказчику), который организует процесс строительства. Глава 21 Налогового кодекса не содержит порядка применения вычета при заключении инвестиционного договора, что дает почву для существования разных точек зрения на саму возможность его применения.

Согласно другой точке зрения, НДС не облагается лишь передача имущества, носящая инвестиционный характер, тогда как строительные операции по реализации этого инвестиционного проекта, которые оплачивает инвестор, под налогообложение попадают. В соответствии с этой позицией, «входной» НДС, который инвестор передает заказчику, может быть принят к вычету.

Заказчик, осуществляющий деятельность по договору инвестирования, по сути, является посредником между инвестором и подрядчиками (поставщиками). Средства, которые он получает от инвестора, являются источником целевого финансирования и не облагаются НДС. Однако расходы в адрес подрядчиков и поставщиков, осуществляемые заказчиком, как правило, включают НДС. Когда заказчик передает инвестору результат строительства, то объекта обложения НДС не возникает, поскольку отсутствует факт реализации (право собственности на построенный объект изначально принадлежит инвестору). При этом объект передается по фактической стоимости с учетом НДС.

Тот факт, что суммы налога, предъявленные поставщиками и подрядчиками застройщику, последний может передать инвестору, подтверждает президиум ВАС РФ (постановление от 26.06. 12 по делу № А38-1216/2011). Делается это на основании сводного счета-фактуры, который составляет заказчик в адрес инвестора.

Порядок составления и учета сводного счета-фактуры

Итак, чтобы передать инвестору входной НДС, заказчик должен составить сводный счет-фактуру. Делается это на основании счетов-фактур, полученных заказчиком от поставщиков и подрядчиков, причем приобретенные строительно-монтажные работы и товары выделяется в отдельный позиции.

Надо отметить, что нормы законодательства никогда не вводили такого документа, как сводный счет-фактура. Этот так называемый понятийный документ, предложенный Министерством финансов в 2006 году. Его введение было вызвано всплеском инвестиционной деятельности. И вот уже 10 лет застройщики составляют в адрес инвесторов сводный счет-фактуру, чтобы передать ему «входной» НДС.

Сводный счет-фактура составляется в двух экземплярах. Первый из них передается инвестору – именно на его основании НДС принимается к вычету. Вместе с ним инвестор должен получить копии счетов-фактур, которые поставщики и подрядчики выставили в адрес заказчика, а также копии сопровождающих операции первичных документов. Инвестор регистрирует сводный счет-фактуру в книге покупок и отражает в Журнале учета выставленных и полученных счетов-фактур.

Что касается заказчика, свой экземпляр сводного счета-фактуры он отражает в первой части Журнала. Обращаем внимание, что в книге продаж он этот документ не отражает.

На сумму своего вознаграждения заказчик выставляется инвестору отдельный счет-фактуру – в сводный документ она не включается. Этот счет-фактуру застройщик должен отразить не только в Журнале учета счетов-фактур, но и в книге продаж.

Письмо Министерства финансов РФ № 03-07-11/3788 от 24.01.2019

При проведении работ по улучшению арендованного имущества арендатор вправе принять к вычету предъявленный подрядчиками НДС. Минфин уточняет, что в этом случае действует общий порядок о трехлетнем сроке, в течение которого этот вычет можно применять (полностью или частями).

Неотделимые улучшения арендованного имущества имеют место, когда фирма арендует помещение и за свой счет проводит его модернизацию. Когда срок договора аренды истекает, имущество возвращается к арендодателю в улучшенном, новом виде.

По закону все неотделимые улучшения арендованного имущества – перепланировки, реконструкции, изменения инженерных коммуникаций и др. – признаются собственностью арендодателя (ст. 623 ГК РФ).

Арендатор имеет право требовать с арендодателя возмещение стоимости неотделимых улучшений, а может, и нет – как прописано в договоре аренды. В любом случае при передаче неотделимых улучшений арендодателю арендатор обязан начислить НДС на их стоимость. При этом у него есть право на налоговые вычеты.

Улучшения отделимые и неотделимые

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

По окончании договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ст. 622 ГК РФ).

Улучшения арендованного имущества бывают отделимыми и неотделимыми (ст. 623 ГК РФ). При этом отделимые улучшения арендованного имущества являются собственностью арендатора, если иное не предусмотрено договором аренды (п. 1 ст. 623 ГК РФ).

Неотделимые улучшения, произведенные арендатором, по окончании срока действия договора аренды остаются в собственности арендодателя. Арендатор после прекращения договора имеет право на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды (п. 2 ст. 623 ГК РФ). Если арендодатель не компенсирует капитальные вложения арендатору, то неотделимые улучшения передаются арендатором по окончании срока аренды безвозмездно.

НДС по неотделимым улучшениям

Итак, арендатор обязан будет начислить НДС на стоимость неотделимых улучшений, передаваемых арендодателю. Для начисления НДС не имеет значения, компенсирует арендодатель неотделимые улучшения или нет, а также дает он согласия на неотделимые улучшения или нет.

При передаче неотделимых улучшений арендодателю по окончании договора аренды НДС нужно начислять во всех случаях (см., например, письма Минфина РФ от 30.08.2017 № 07-01-09/55622, от 16.11.2017 № 03-07-11/75600 и др.). Такая позиция поддержана Верховным Судом РФ (см. Определение ВС РФ от 27.10.2017 № 305-КГ17-12239).

Суд констатировал, что неотделимые улучшения, произведенные налогоплательщиком в период действия договоров аренды и переданные арендатору после завершения арендных отношений, образуют самостоятельный объект обложения НДС. Однако неотделимые улучшения по закону являются собственностью арендодателя. Значит, арендатор передает не права собственности на построенный объект, а результаты выполненных работ.

А работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы (п. 4 ст. 38 НК РФ).

Моментом определения налоговой базы при передаче результатов выполненных работ является день их передачи (ст. 167 НК РФ). То есть, арендатор, возвращая арендуемое помещение с неотделимыми улучшениями, обязан исчислить НДС на ту из дат, которая наступит раньше:

  • день подписания с арендодателем акта приема-передачи результатов работ по производству неотделимых улучшений;
  • день возврата арендованного имущества.

Как отразить передачу в учете

Итак, при передаче неотделимых улучшений арендатор начисляет НДС. При этом возможны два варианта.

Если арендодатель не компенсирует стоимость улучшений арендатору, в этом случае арендодатель в учете делает проводку:

Дебет 91-2 Кредит 01
— списана остаточная стоимость безвозмездно переданного имущества;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— начислен НДС.

Если арендодатель компенсирует стоимость неотделимых улучшений, арендатор не включает их в состав собственного имущества. В учете делают проводки:

Дебет 76 (60) Кредит 08
— переданы на баланс арендодателя произведенные улучшения (списана стоимость неотделимых улучшений, подлежащих компенсации арендодателем);

Дебет 76 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— начислен НДС.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Вычетам подлежат суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Реализация – это передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг одним лицом другому лицу на возмездной и на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Если арендатор в соответствии с договором аренды осуществляет операции по передаче (на возмездной или безвозмездной основе) арендодателю неотделимых улучшений, то такие операции признаются объектом налогообложения НДС.

Значит, суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при проведении работ, результатом которых являются неотделимые улучшения в арендуемое имущество, подлежат вычету у арендатора.

Условия для вычета НДС сформулированы в статье 172 НК РФ:

  • купленное имущество приобретено для производственной деятельности или для операций, облагаемых НДС, или для перепродажи;
  • купленное имущество принято к учету, то есть оприходовано на балансе фирмы;
  • у фирмы имеется документ, подтверждающий право на вычет, – счет-фактура, полученный от поставщика.

НДС должен быть выделен отдельной строкой в первичных документах – в накладных, актах выполненных работ и оказанных услуг, платежных поручениях и т. п.

Вычет НДС можно заявить в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных товаров, работ или услуг (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Жмакин Валентин Иванович. Строительство Ангренской ГРЕС. Этюд к картине. 1958 г.

Счет 08 есть не что иное как совокупность понесенных в связи с капитальными приобретениями расходов, которые в дальнейшем составят их первоначальную стоимость. Но это не счет учета приобретений как таковых. Вложения во внеоборотные активы – это капитальные расходы в денежной оценке, а собственно внеоборотные активы – это, в той же денежной оценке, физическое их воплощение.

Утверждать, что на счете 08 учитываются «приобретаемые объекты недвижимости» столь же нелепо, как если бы кто-то брякнул, что на счете 20 учитывается «выпускаемая готовая продукция».

Вот об этом сейчас буду говорить.

Мне так показалось, или, в самом деле, много разговоров о Письме от 20 ноября 2015 г. № 03-07-РЗ/67429? Которым Минфин таки согласился с т.зр. на право вычета НДС, относящегося к стоимости приобретенного, но еще не введенного в эксплуатацию объекта основных средств. Раньше ведь другие письма издавал, противоположного содержания.

А теперь вот (цитирую с незначительными сокращениями):

Начало цитаты

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения вычета налога на добавленную стоимость по приобретаемому объекту недвижимости, предназначенному . для использования в деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость, и сообщает следующее.

Согласно пункту 2 статьи 171 и абзацам первому и второму пункта 1 статьи 1 НК РФ суммы НДС . при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых НДС, подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. В связи с этим вычет налога на добавленную стоимость, предъявленного налогоплательщику при приобретении указанного объекта недвижимости, производится после принятия на учет на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Конец цитаты

Все легохонько вздохнули, дескать, хорошо: ведь раньше с вычетом соглашались только после того, как объект будет зачислен на счет 01 «Основные средства», т.е. введен в эксплуатацию.

А по мне, так аргументация в Письме не выдерживает критики. В её основе – абсолютное непонимание азов бухучета. Как и собственно процессов, получающих в учете своё отражение.

Долго объяснять не буду, пусть Минфин всем департаментом отправится в школу бухгалтеров, хоть самую начальную, а мы с коллегами на профессиональном языке и тезисно:

  1. Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» – это не счет учета активов в физическом их воплощении (впрочем, как и не счет учета активов нематериальных). Счет 08, он для учета расходов, только не текущих, а капитальных. На нем лишь формируется первоначальная стоимость основных средств (или других капитальных активов), но он не отражает основных средств как таковых.
  2. Каждый элемент капитальных расходов, формирующих будущую первоначальную стоимость приобретаемого объекта, – будь то стоимость собственно объекта или транспортные расходы, или командировочные, или расходы на страхование, или какие угодно еще, – отражается в своё время, по факту их признания и на основании соответствующих документов по отдельности. Это не капризы методологии бухучета, это бухгалтерский канон, не соблюдать который невозможно. Невозможно не в силу страха наказания, а в силу самого факта невозможности.
  3. Подобно тому, как отражаются элементы текущих расходов, которые организация несет в связи с текущими приобретениями, отражаются и элементы капитальных расходов. Так, если подрядчик предъявил счет за работы по строительству или монтажу и в этом счете НДС – стало быть, этот, относящийся к данному платежу налог, подлежит вычету.

Самое смешное, что все так и делали. Всегда и сейчас.

  • Стоимость приобретаемого объекта основных средств – 120,0 тыс. руб., в т.ч. НДС 20 тыс. руб.
  • Счет к оплате транспортной организации за доставку – 3,6 тыс. руб., в т.ч. НДС – 0,6 тыс. руб.
Капитальные вложения и вычет НДС

Если кто-то скажет, что делал иначе, буду очень удивлена.

Резюме.

Счет 08 есть не что иное как совокупность понесенных в связи с капитальными приобретениями расходов, которые в дальнейшем составят их первоначальную стоимость. Но это не счет учета приобретений как таковых.

Даже если речь идет о некоем объекте, приобретение и ввод в эксплуатацию которого не требует никаких расходов, – ни транспортных, ни командировочных, ни монтажных работ, ни пусконаладочных, – он всё равно на 08 счете не объект в физическом смысле, а расходы на его приобретение. Вложения во внеоборотные активы – это капитальные расходы в денежной оценке, а собственно внеоборотные активы – это, в той же денежной оценке, физическое их воплощение.

Утверждать, что на счете 08 учитываются «приобретаемые объекты недвижимости» столь же нелепо, как если бы кто-то брякнул, что на счете 20 учитывается «выпускаемая готовая продукция».

Спор о том, на каком этапе приобретения объекта недвижимости предъявлять НДС к вычету – смысла не имел. Это делается, как обычно, по мере отражения соответствующего элемента капитальных расходов, по факту оплаты соответствующих счетов.

Компании и ИП, работающие на общем налоговом режиме, вправе возместить из бюджета часть уплаченного НДС. Для этого нужно следовать прописанным в Налоговом кодексе правилам.

Кто и на каких условиях вправе возместить НДС

«НДС к возмещению» — это часть налога, которая образовалась у налогоплательщика по завершении налогового периода (у НДС это квартал, согласно ст. 163 НК РФ) из-за того, что суммы налоговых вычетов больше, чем рассчитанная в общем порядке сумма налога (п. 2 ст. 173 НК РФ).

В ст. 143 НК РФ закреплено, что к плательщикам налога на добавленную стоимость относят:

  • компании;
  • ИП;
  • лиц, перевозящих товары через таможенную границу.

Перечисленные выше плательщики НДС, рассчитывая налог к уплате, вправе использовать по НДС налоговые вычеты — суммы «входного» налога, уплаченные поставщикам в составе стоимости приобретенных у них ресурсов.

Отдельно остановимся на налоговых агентах по НДС. Налогоплательщики этой категории могут осуществить вычет НДС, если работают на ОСНО, перечисляют в бюджет НДС, используют приобретенные ресурсы в облагаемой НДС деятельности и в состоянии подтвердить право на вычет соответствующими бумагами (счетами-фактурами, платежками). Исключением являются компании, которые:

  • продают в России конфискованное имущество, реализуют имущество по судебному решению, реализуют клады, а также ценности, относящиеся к бесхозным, скупленным или перешедшим государству в наследство (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • выступают посредниками при продаже продукции (услуг или работ) иностранных компаний, которые не состоят на налоговом учете в России (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Это значит, что НДС к вычету могут принять налоговые агенты:

  • если продают в России продукцию (услуги или работы), которые приобрели у иностранных компаний, не состоящих на учете в России (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • если берут в аренду у органов госвласти или местного самоуправления объекты государственного/муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если продают в России имущество, которое закреплено за госучреждениями или предприятиями, составляет госказну и т.п. (п. 3 ст. 161 НК РФ).

При этом налоговый агент в случае выплаты аванса за приобретаемые ресурсы может воспользоваться правом на налоговый вычет только после принятия этих ресурсов к учету и оформления первички (письмо ФНС России от 12.08.2009 № ШС-22-3/634).

Налогоплательщики на ОСНО, которые перечисляют поставщикам авансы за продукцию (услуги или работы), также могут получить налоговый вычет с предоплаты в счет грядущих поставок, но только при наличии счета-фактуры (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Отметим, что налогоплательщики на свое усмотрение могут применить или нет вычет с аванса в рамках одного налогового периода, разделять НДС к вычету между несколькими периодами запрещено (письмо Минфина России от 22.11.2011 № 03-07-11/321).

После оприходования продукции от поставщика налогоплательщик принимает к вычету НДС из отгрузочного счета-фактуры и при этом восстанавливает НДС из авансового счета-фактуры.

При расторжении (изменении) договора с поставщиком авансовый налог, который приняли к вычету, восстанавливается в квартале прекращения (изменения) договора (п. 3 ст. 170, п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ).

Формула, как высчитать от суммы 20 % НДС:

НДС = НБ × 20 / 100,

где НБ — база по НДС;

20 — налоговая ставка в 2019 году.

Обратите внимание, что в 2018 году ставка НДС равнялась 18 %, а расчет НДС с 1 января 2019 года ведется по ставке 20 %.

В декабре 2018 года и с января 2019 года налогоплательщикам следует следить за используемыми ставками, так как НДС 20 % применим только к продукции, отгрузка которой осуществлена в 2019 году, при этом не имеет значения дата подписания договора. Если договор заключается в 2018 году, пропишите в нем налоговые ставки 18 и 20 % для включал действующую на тот момент ставку, заключите с контрагентом дополнительное соглашение, в котором укажите отгрузку по ставке налога 20 %.

Отметим, что возврат в 2019 году товара, который отгрузили в 2018 году, производится по ставке отгрузки — 18 %. При этом продавец должен представить скорректированный счет-фактуру.

Сдайте декларацию НДС без ошибок и расхождений

Контур.Экстерн проверит, что декларация заполнена корректно и отсутствуют расхождения в данных с вашими контрагентами. Вы отчитаетесь по НДС за несколько кликов.

Порядок возмещения НДС из бюджета

Действующим законодательством закреплены два способа, применив которые, возможно возместить НДС:

  1. обычный (общий) — возмещение НДС осуществляется по итогам камеральной проверки (ст. 176 НК РФ);
  2. заявительный — возврат налога происходит при определенных обстоятельствах до завершения камеральной проверки (ст. 176.1 НК РФ).

Обычный (общий) порядок возмещения НДС

Налогоплательщик может вернуть НДС из бюджета в случае превышения по окончании налогового периода сумм вычетов над суммой рассчитанного в общем порядке НДС (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Возврат налога в большинстве случаев осуществляется в обычном порядке, который предполагает следующие действия (ст. 176 НК РФ):

  1. Налогоплательщик сдает в ИФНС декларацию по НДС и заявление на возмещение налога.
  2. Налоговая служба проводит камеральную проверку, в ходе которой проявляет наличие нарушений требований НК РФ и, если необходимо, запрашивает подтверждающие расчеты налогоплательщика документы.
  3. Если нарушений не обнаружено, в семидневный срок по завершении проверки налоговая служба принимает решение возместить НДС.
  4. Если в ходе проверки обнаружены нарушения, инспектор налоговой службы в течение 10 дней после проверки оформляет акт. Акт и документы, подтверждающие налоговое нарушение, в пятидневный срок вручаются налогоплательщику, у которого есть 15 дней на подачу возражений в письменной форме.
  5. По истечении срока подачи возражений руководитель ИФНС или его заместитель должны рассмотреть материалы проверки и решить, возмещать или нет НДС (его часть). Принятое решение в письменной форме отправляется налогоплательщику в пятидневный срок.
  6. Если налоговая инспекция принимает положительное решение, деньги возвращаются налогоплательщику на расчетный счет при условии, что у него нет задолженности по федеральным налогам и другим сборам. Иначе суммы автоматически будут зачтены в счет недоимок.

Отметим, что возврат НДС не позднее пяти дней с момента, как ИФНС приняла соответствующее решение, осуществляет казначейство. Если указанный срок будет нарушен, налогоплательщик получит процент за просрочку по действующей ставке рефинансирования.

Заявительный (ускоренный) порядок возмещения НДС

Возместить НДС можно не только в обычном порядке, но и в заявительном или ускоренном (ст. 176.1 НК РФ).

Ускоренным порядком могут воспользоваться не все налогоплательщики, а только попадающие в указанные ниже категории:

1. Компании и ИП, перечислившие совокупно в бюджет НДС, акцизы, налоги на прибыль и на добычу ископаемых (без учета налогов, уплаченных в качестве налоговых агентов и в связи с вывозом продукции за границу) на сумму не менее 2 млрд рублей за три календарных года, идущих перед годом реализации права ускоренного возмещения налога. Для таких налогоплательщиков заявительный порядок действует, если они существуют минимум три года на момент представления декларации.

2. Компании и ИП, которые кроме декларации по НДС, позволяющей возместить налог, представили банковскую гарантию. В данной ситуации банковская гарантия представляет собой обязательство банка заплатить за налогоплательщика возмещенный (зачтенный) ускоренным способом налог по первому требованию ИФНС, если решение о возврате (зачете) НДС отменят согласно правилам ст. 176.1 НК РФ.

Отметим, что выдается банковская гарантия только банком, соответствующим требованиям ст. 74.1 НК РФ. Такая гарантия должна действовать в течение 10 месяцев от подачи декларации по НДС, позволяющей возместить налог, а ее сумма должна быть достаточной для возврата в бюджет возмещаемого НДС. При этом банк, гарантирующий исполнение перечисленных обязательств, самостоятельно в течение суток с момента выдачи банковской гарантии уведомляет об этом факте ИФНС налогоплательщика.

3. Компании и ИП, которые выступают резидентами территории опережающего социально-экономического развития или резидентами свободного порта Владивосток и с декларацией по НДС подали договор поручительства управляющей компании. Указанный договор предусматривает, что, если в течение 15 дней с момента получения требования от ИФНС налогоплательщик не вернул в бюджет возмещенный ему НДС, возврат в полном объеме осуществит управляющая компания.

Действующим законодательством предусмотрены следующие требования к поручителям:

  • это должна быть российская компания;
  • общая сумма НДС, акцизов, налогов на прибыль и на добычу ископаемых (без учета налогов, уплаченных в качестве налоговых агентов и в связи с вывозом продукции за границу) составляет не менее 2 млрд рублей. Сумма перечисленных налогов считается за три года, идущих перед годом представления заявления о заключении договора поручительства;
  • по действующим договорам поручительства сумма обязательств поручителя составляет не более 50 % чистых активов поручителя по состоянию на 31 декабря предшествующего года;
  • поручитель не осуществляет процесс реорганизации (ликвидации);
  • поручитель не находится в процессе банкротства;
  • у поручителя нет задолженности по налоговым платежам.

Перечисленные выше налогоплательщики, чтобы ускоренно возместить НДС, должны в пятидневный срок после представления декларации подать в ИФНС заявление.

Получив заявление, налоговый орган имеет пять дней, чтобы проверить права налогоплательщика на возмещение НДС заявительным способом и наличие у него недоимок по налогам. По окончании этого срока выносится решение о возврате налога в ускоренном порядке или об отказе возместить налог. В течение пяти дней ИФНС должна сообщить налогоплательщику свое решение.

Если решение положительное, то на следующий рабочий день после его принятия ИФНС направляет в казначейство поручение возместить налогоплательщику налог по указанным реквизитам. У казначейства есть пять дней на выполнение поручения. В случае задержки налогоплательщику положена компенсация в виде процентов, рассчитываемых исходя из действующей ставки рефинансирования за каждый просроченный день.

Если по итогам проверки нарушения не обнаружены и если налогоплательщик с декларацией представлял банковскую гарантию, ИФНС в семидневный срок направит соответствующее решение налогоплательщику, а на следующий день — заявление в банк об освобождении от обязательств по банковской гарантии. В ситуации с договором поручительства ситуация аналогична.

Если налогоплательщик получил отказ в возврате НДС ускоренным способом, ИФНС проводит камеральную проверку в порядке и в сроки, прописанные в ст. 176 НК РФ. По итогам проверки составляется акт, его вместе с возражениями налогоплательщика, при наличии таковых, рассматривает руководитель ИФНС или его заместитель, который в пятидневный срок направляет письменную форму принятого решения налогоплательщику. Одновременно с решением налогоплательщик получает требование вернуть возмещенный ускоренным способом НДС и проценты на сумму возмещения в размере двойной ставки рефинансирования.

Причины, по которым налоговый орган может отказать в возврате НДС

Как говорилось ранее, чтобы вернуть НДС, налогоплательщик должен применять ОСНО, перечислять в бюджет НДС и иметь подтверждающие документы на «входящий» и «исходящий» налог.

Возмещение НДС из бюджета напрямую связано с суммами налоговых вычетов, потому компании и ИП должны следить за безопасной долей вычетов по НДС. Что это за доля? В общем виде она представляет собой максимально допустимый процент налога, который налогоплательщики могут вернуть из бюджета, не рискуя привлечь внимание проверяющих. Этот процент определяет ФНС и публикует на официальном портале nalog.ru в ежегодном отчете по форме 1-НДС.

По информации ФНС в IV квартале 2018 года безопасный вычет по НДС составлял 86,9 %. По итогам I квартала 2019 года в среднем по стране процент увеличился до 89,2 %.

Компании или ИП, чтобы не ошибиться с суммой возмещения НДС в 2019 году и правильно посчитать долю вычетов по НДС, нужно использовать декларацию по форме КНД 1151001 (применяется с 2019 года) и следующую формулу:

Доля вычетов по НДС налогоплательщика = Сумма заявленного вычета по НДС (стр. 190 разд. 3 декларации) / Сумма НДС к уплате с учетом восстановленных сумм (стр. 118 разд. 3 декларации).

Пример. ООО «Солнышко» за I квартал 2019 года реализовало продукции на общую сумму 250 000 руб. (в т. ч. НДС — 41 667 руб.). Закупочная цена продукции составляла 195 000 руб. (в т. ч. НДС — 32 500 руб.). Указанные операции отразятся в учете компании так:

Из приведенных данных следует, что к уплате останется НДС в сумме 9 167 руб.

Сумма налога к вычету: 32 500 / 41 667 = 78 %.

Итого к вычету заявлено 78 % налога, при том что допустимая величина на I квартал 2019 года равна 89,2 %. Значит, поводов для беспокойства у компании нет.

Кроме общероссийской доли безопасного вычета, ФНС представляет информацию по регионам. Для конкретного региона рассчитать безопасную долю вычетов по НДС можно по формуле:

Доля вычета по НДС по конкретному региону = Сумма вычетов по региону (стр. 210 формы 1-НДС по региону) / Налог к начислению (стр. 110 формы 1-НДС по региону).

Отметим, что указанная формула вычета НДС применима только по отношению к налогоплательщикам, которые не занимаются экспортом.

Пример. ООО «Ястреб» зарегистрировано в Ростовской области. По итогам 2018 года компания должна перечислить в бюджет с учетом восстановленного НДС 110 тыс. руб. Налоговый вычет за этот же период равен 98 тыс. руб. Каков размер доли вычета НДС за IV квартал 2018 года для компании?

Подставив в формулу известные данные, получим:

98 000 / 110 000 = 89,09 %

По НДС безопасный вычет на IV квартал 2019 года для Ростовской области составил 92,02 %. Отсюда следует, что компания не превысила допустимый порог и не оказалась в зоне налогового риска.

Что делать, если доля вычета все-таки превысила порог безопасности? Сразу отметим, что при рассмотрении налогоплательщиков в качестве потенциальных объектов проверок налоговая инспекция использует ряд критериев. И безопасная доля вычетов по НДС только один из них. Поэтому выход за установленные рамки не означает автоматическое попадание в план проверок. Как и точное попадание в безопасную зону не гарантирует, что налогоплательщик не привлечет внимание ИФНС по другим критериям.

Если говорить о компаниях, которые возмещают НДС при экспорте продукции, то здесь действует особый порядок для налогоплательщиков, вывозящих сырьевую и несырьевую продукцию: делают вычет НДС по-разному и в различные периоды.

При экспорте несырьевой продукции вычет НДС не зависит от подтверждения ставки по налогу и отражается в декларации после принятия продукции на учет и получения счета-фактуры.

Компании — экспортеры сырьевой продукции заявляют вычет НДС в декларации, составленной за период, в котором собраны подтверждающие экспорт документы (ст. 165 НК РФ).

Читайте также: