Ндс плата за размещение нестационарного торгового объекта ндс

Опубликовано: 24.04.2024

Дата публикации 13.12.2018

В связи с переходом на федеральные стандарты с 2018 г. казенное учреждение внесло в программу все договоры аренды, заключенные до настоящего времени (датой 31.12.2017). Нужно ли начислять доходы будущих периодов по договорам на предоставление права на размещение нестационарных торговых объектов (НТО)? В договорах не указано, что это аренда, однако они заключаются на разные периоды времени по заявлению (на один год, на 10 лет). Доходы по этим договорам зачисляются в бюджет по КБК 1 17 05050 13 0000 180 (а не 120). Должны ли эти договоры, так же как договоры аренды, отразиться в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173)?

Нестационарные торговые объекты (далее - НТО) размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании схемы в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ.

В разъяснении Минэкономразвития России от 24.03.2015 № 6786-ПК/Д23и сказано, что в связи с вступлением в силу гл. V.6 Земельного кодекса РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения НТО, установки и эксплуатации рекламных конструкций не выдается. Эти объекты могут размещаться в силу утвержденных схем размещения НТО без оформления прав на земельные участки.

Договор на размещение НТО не регулируется ни ГК РФ, ни ЗК РФ. Осуществлять торговлю через НТО торговой сети (палатки, киоски, автофургоны) можно только с разрешения местных властей. Эти торговые точки должны значиться в схеме размещения НТО. Размещение НТО и деятельность в нем регулируются законодательством субъектов РФ.

Таким образом, в отношении размещения НТО федеральный стандарт "Аренда", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, не применяется.

Операции отражаются в учете казенного учреждения в соответствии с положениями следующих нормативных актов:

    • инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н);
    • инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н).

В соответствии с п. 301 Инструкции № 157н поступления, начисленные (полученные) в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, являются доходами будущих периодов.

Для учета доходов будущих отчетных периодов предназначен счет 1 401 40 000. По кредиту счета отражаются суммы доходов, причитающихся к получению, по дебету - суммы доходов, зачисленные на соответствующие счета доходов текущего финансового года при наступлении периода, к которому эти доходы относятся. Доходы будущих периодов учитываются по видам доходов (поступлений), предусмотренных сметой учреждения, в разрезе договоров, соглашений.

Законодательство четко не устанавливает, на какую дату учреждению признавать доходы будущих периодов доходами текущего года. Порядок признания таких доходов необходимо установить в учетной политике.

Таким образом, доходы, полученные по договорам размещения НТО и заключенные как на долгосрочный, так и на краткосрочный период, рекомендуется относить на доходы будущих периодов.

Если в предыдущих периодах такие доходы отражались без применения счета 401 40, то в текущем году хозяйственная операция рассматривается как исправление ошибки, обнаруженной в регистрах бухгалтерского учета. Такая ошибка исправляется согласно п. 18 Инструкции № 157н.

В настоящее время Инструкция № 157н предусматривает несколько счетов для исправления ошибок, в частности, счета 401 18 "Доходы финансового года, предшествующего отчетному", 401 19 "Доходы прошлых лет".

В соответствии с п. 18 Инструкции № 157н исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская (финансовая) отчетность уже представлена, в зависимости от их характера отражается на дату обнаружения ошибок:

    • дополнительной бухгалтерской записью;
    • бухгалтерской записью, оформленной методом "красное сторно", и (или) дополнительной бухгалтерской записью.

Корреспонденции счетов по исправлению ошибок прошлых периодов не предусмотрены Инструкцией № 162н. Их необходимо согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции № 162н. В бюджетном учете эти операции могут отражаться записями:

Дебет КДБ 1 205 89 560 Кредит гКБК 1 401 18 189 (1 401 19 189),

Дебет гКБК 1 401 18 189 (1 401 19 189) Кредит КДБ 1 401 40 189 - отражены доходы будущих периодов;

Дебет КДБ 1 401 40 189 Кредит КДБ 1 401 10 189 - зачислены в доход текущего отчетного периода доходы будущих периодов (п. 123 Инструкции № 162н).

Восстановлению на счете 0 401 40 00 подлежит не вся сумма договора, а только в той части, которая соответствует периоду с 01.01.2018.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "красное сторно" оформляются Бухгалтерской справкой (ф. 0504833). Она должна содержать обоснование внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен, и период, в котором были выявлены ошибки (п. 18 Инструкции № 157н).

В соответствии с п. 1.7 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.07.2018 № 02-06-07/55005, исправление ошибок прошлых лет в отчетности за 2018 г. не отражается, а корректируются входящие остатки на начало 2018 г. (в межотчетном периоде).

Таким образом, исправление ошибок прошлых лет по отнесению доходов по размещению НТО на доходы будущих периодов будет отражаться в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 апреля 2012 г. N 03-07-11/126 О применении НДС при предоставлении прав на заключение договоров на размещение временных сооружений, рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов на имуществе, находящемся во владении, пользовании, распоряжении муниципального образования

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу применения налога на добавленную стоимость при предоставлении прав на заключение договоров на размещение временных сооружений, рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов на имуществе, находящемся во владении, пользовании, распоряжении муниципального образования сообщает.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) передача имущественных прав признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса установлены перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Операции по предоставлению прав на заключение договоров на размещение временных сооружений, рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов в данные перечни не включены. В этой связи операции по предоставлению прав на заключение указанных договоров подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Пунктом 3 статьи 161 Кодекса установлены особенности уплаты налога на добавленную стоимость при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, а также при реализации (передаче) на территории Российской Федерации имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего казну. В указанных случаях налог на добавленную стоимость в бюджет уплачивают арендаторы и покупатели (получатели) указанного имущества.

При реализации прав на заключение договоров на размещение временных сооружений, рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов на имуществе, находящемся во владении, пользовании, распоряжении муниципального образования, особенностей уплаты налога на добавленную стоимость Кодексом не установлено.

Учитывая изложенное, при осуществлении данных операций налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются органы местного самоуправления.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Комова

Обзор документа

Разъяснено, что операции по предоставлению прав на заключение договоров на размещение временных сооружений, рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов облагаются НДС.

Из обращения следует, что указанные сооружения, конструкции и объекты размещаются имуществе, находящемся во владении, пользовании и распоряжении муниципального образования.

Если муниципальное имущество сдается в аренду, НДС уплачивает его арендатор.

Разъяснено, что в рассматриваемой ситуации плательщиками НДС являются органы местного самоуправления.

Размещение нестационарных торговых объектов отражено в ст. 39.36 ЗК РФ.

Вопросы использования государственных земель и участков, находящихся в муниципальном пользовании, могут быть решены с помощью правовых норм и положений, базирующихся на ст. 39.33 Земельного Кодекса РФ.

Согласно Земельному кодексу РФ существует и исключения из этого правила. Так, согласно редакции ст. 39.33 ЗК РФ от 23.09.2014 г. территории общественных и государственных земельных участков могут быть использованы для:

  • проведения ремонтов;
  • сооружения временных строительных объектов;
  • складирования материалов и техники;
  • геологоразведочных работ;
  • проведения некоторых культурных и социально-значимых мероприятий;
  • размещения рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов.

Все остальные действия сторонних лиц должны производиться в рамках правового поля, обозначенного временными или частичными правами на использование данного земельного участка.

Размещение нестационарных торговых объектов без оформления сервитута

Право подразумевает определенный перечень объектов, которым разрешено находиться на общественной земле согласно п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ без сервитута. Полномочия государственных органов власти распространяются на создание перечня объектов, к которым эта правовая норма может быть применена.

Полный перечень объектов хозяйственной деятельности содержится в Постановлении Правительства РФ № 1300.

Как можно видеть из ст. 39.33 ЗК РФ, размещение нестационарных торговых объектов должно быть основано на решении местной исполнительной власти. При этом данное разрешение не дает собственнику торговой точки прав на строительство капитальных сооружений или на реконструкцию имеющихся зданий.

Невозможно также зарегистрировать временные объекты, находящиеся на государственных землях, как частные, поскольку закон разрешает размещать такие объекты на государственных землях, а не строить их.

Порядок получения разрешения на размещение нестационарных торговых объектов на государственных землях – прерогатива органов местного самоуправления или местных исполнительных органов власти. В разрешении обычно указывается:

  • наименование субъекта хозяйственной деятельности;
  • цель размещения нестационарного объекта;
  • порядок и дислокация данного объекта;
  • дополнительные условия.

Порядок использования государственных земельных участков без предоставления сервитута не должно оплачиваться субъектом хозяйственной деятельности.

Размещение нестационарных торговых объектов с оформлением сервитута

Если нестационарные торговые объекты будут размещены на государственных землях с частичными или ограниченными правами пользования, то одним из основных документов, необходимых для получения разрешения, является схема размещения нестационарных торговых объектов.

Такая схема предусматривает размещения временной торговой точки с общими проектами благоустройства данных земельных участков и развития прилегающих территорий. Эта схема подлежит разработке и утверждению органами местной власти.

Согласно принципам размещения более 60 % нестационарных торговых объектов должно принадлежать малому и среднему бизнесу. Утвержденная схема должны быть доступна всем заинтересованным лицам. Ее публикация обязательна на официальных интернет-ресурсах местной исполнительной власти.

Утвержденные схемы не должны являться основанием для передислокации уже размещенных торговых точек.

Порядок размещения нестационарной торговой точки на государственных земельных участках

Как правило, местные власти самостоятельно выбирают принципы включения субъектов хозяйственной деятельности в схему размещения. Обычно это проведение конкурсов или аукционов. Организаторы размещают условия проведения такого тендера в средствах массовой информации.

Для участия субъектам хозяйственной деятельности необходимо предоставить такие документы:

  • для юридических лиц – свидетельство о госрегистрации;
  • для предпринимателей – свидетельство о госрегстрации такого лица, как индивидуального предпринимателя;
  • документы, удостоверяющие постановку на налоговый учет и присвоение налогоплательщику индивидуального идентификационного кода;
  • справка об отсутствии задолженности по обязательным платежам за прошлый годовой период;
  • список работников, которые будут непосредственно заняты в торговле и обслуживании нестационарного торгового объекта, с указанием квалификации, образования и пройденного медосмотра.

После рассмотрения всех заявлений объявляется решение местных властей о предоставлении субъектам хозяйственной деятельности права размещать нестационарные объекты на государственной или муниципальной земле, с указанием срока действия такого разрешения.

Между местной властью и владельцем торговой точки заключается договор на размещение нестационарного торгового объекта. Схема размещения нестационарных торговых объектов – неотъемлемая часть такого договора.

Плата за размещение нестационарных торговых объектов

Схема оплаты – неотъемлемая часть договора на размещение торговой точки. Приблизительная формула ежемесячной оплаты, вносимой в местный бюджет, может выглядеть так: П = (S × Б × К) / 12, где:

П - ежемесячная плата за размещение;

S - площадь аренды торговой точки;

Б - базовая оплата за размещение в оценочной зоне или в спецзоне, расположение которых определяется постановлениями местных органов власти;

К - коэффициент, учитывающий изменение сезонных цен на товары, работы, услуги.

Размещение рекламных конструкций на муниципальных и государственных землях

Рекламные конструкции на муниципальных и государственных землях размещаются на основании разрешений, выданных органами государственной или местной власти с правом сервитута.

Основанием для такого разрешения служит участие в конкурсе или аукционе, который проводится по инициативе властей, которые руководствуются в принятии решения Земельным кодексом России и п. 5.1 ст. 19 Закона «О рекламе» и приложениям к нему, в которых указаны параметры и типы рекламных конструкций, которые могут быть установлены в том или ином месте.

Например, если земельный участок является придорожным, то рекламная конструкция с площадью рекламного крыла до 18 кв. м должна быть расположена на расстоянии 100 м от других подобных рекламных конструкций.

Заявка на участие в тендере на установку рекламных щитов подается в местные органы власти по правилам, аналогичным тем, которые необходимы для размещения нестационарных торговых точек.

Порядок предоставления разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается субъектам хозяйственной деятельности, выигравшим тендер, на определенное время с возможностью пролонгации договора.

Итогом торгов является договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный между местными властями и субъектами хозяйственной деятельности. Обязательной частью такого договора является схема расположения рекламной конструкции, утвержденная местным органом власти.

Принудительный снос или демонтаж указанных объектов

Нестационарные торговые сооружения или рекламные конструкции могут быть снесены или демонтированы в следующих случаях:

  • незаконной застройки или установления рекламных носителей без соответствующих разрешений местных властей;
  • по окончании срока действия договора о размещении нестационарных торговых объектов или стационарных рекламных носителей;
  • при признании договора о размещении таких объектов недействительным из-за нарушения пунктов этого договора (отсутствие ежемесячной платы, самовольная передислокация объекта и прочее).

Снос и демонтаж объектов осуществляется по решению властей.

О дате и причине демонтажа владельца уведомляют заранее. Счет за проведенные работы оплачивается владельцем нестационарных торговых точек или рекламных конструкций.

Справочная / Бизнес‑будни

Уличная торговля: нужно ли разрешение, онлайн‑касса и регистрация?

В России запрещена стихийная торговля. Нельзя просто так выйти на проходную улицу, поставить табуретку и продавать товар. Хотя в своём городе вы наверняка видели и такое. В этой статье расскажем, как оформить точку в городской администрации и не нарваться на штрафы.

🥴 К сожалению, получить желаемое место на улице непросто, а иногда совсем невозможно. Это настоящий квест для упорных. Когда мы готовили материал, сами удивились, как много административных барьеров и сколько грозит штрафов. Но благодаря жёсткому закону на улицах порядок.

Где написано, что нельзя свободно торговать на улице, и какой штраф

Любое место на улице кому-то принадлежит: самому городу или коммерческой организации — магазину, торговому центру, рынку, хостелу.

У коммерческих организаций место под точку берут в субаренду. Как правило, это небольшой участок рядом с крыльцом. Например, у входа в хостел размещают прокат велосипедов. Для этого договариваются с владельцем об оплате и подписывают договор. Тут дело договорённости двух предпринимателей. То же самое делают, чтобы получить место на рынке.

Но большинство привлекательных мест на улице принадлежит муниципалитету. Это набережные, центральные улицы и парки. Свободная торговля в таких местах запрещена. К примеру, для Москвы это прописано в ст. 4 Закона от 09.12.1998 № 29.

Чтобы законно торговать на улице, договариваются с местной администрацией. Вариантов два по ст. 10 и 11 381-ФЗ:

— Арендовать место под нестационарный торговый объект в специально отведённом месте. Так можно поставить палатку или лоток на длительный срок;

— Выкупить место на ярмарке. Это формат торговли от случая к случаю, потому что ярмарки работают непостоянно и тоже в строго отведённых местах.

Городские власти борются со стихийной торговлей. Полиция и чиновники из администрации устраивают рейды и проверяют точки по жалобам людей. Если поймают, выпишут штраф — размер прописан в местном законе об административных правонарушениях. В Москве штраф за торговлю в неположенном месте — от 2500 до 500 000 ₽ по ст. 11.13 КоАП Москвы. Вот реальные примеры:

Предприниматель оказывал услуги мобильного шиномонтажа из своего автомобиля. Об этом узнали чиновники из районной управы и оштрафовали на 2500 ₽ — дело № А40-95352/2019.

Предприниматель продавал кофе из машины. К нему пришли полицейские и выписали штраф 2500 ₽ — дело № 7-1533/2018.

Женщина торговала одеждой в подземном переходе метро. Её поймал полицейский патруль и оштрафовал на 5000 ₽ — дело № 7-14728/2019.

Чтобы торговать на улице, надо зарегистрировать бизнес. Онлайн-касса нужна не всем

До обращения в администрацию надо легализоваться.

Зарегистрировать бизнес

Торговля приносит доход, с которого надо платить налог. Поэтому до начала работы надо зарегистрироваться в налоговой. Варианты следующие:

Открыть ИП. Вариант с ИП подойдёт, если перепродавать товары, заниматься прокатом вещей или оказывать услуги. Ещё, если в планах, — нанять продавца. ИП платит налоги по упрощенной системе налогообложения или покупает патент. Плюс к этому платит за себя и сотрудников взносы в Пенсионный фонд.

Открыть ООО. Обычно ООО открывают для ведения бизнеса с партнёрами, а полученные доходы делят. Компании работают на общей или упрощённой системе налогообложения, платят взносы за сотрудников и ведут бухучёт.

Зарегистрироваться как самозанятый через мобильное приложение «Мой налог». Это самый простой и быстрый способ легализовать бизнес. Самозанятые платят 4-6% от выручки, не ведут бухгалтерию и не сдают отчеты. Подходит, только если продавать товары собственного производства и не нанимать сотрудников.

Важно❗ Иногда торговать на уличной ярмарке можно без оформления бизнеса, просто как физлицо. Этот момент надо уточнять у организаторов.

За предпринимательство без регистрации штрафуют на сумму от 500 до 2000 ₽ по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. Если всё вскроется, этот штраф добавят к штрафу за стихийную торговлю.

Уведомить Роспотребнадзор, если нужно

Уведомление относят лично в территориальный отдел своего города, направляют почтой или подают через МФЦ.

Если не подать уведомление, оштрафуют на сумму до 20 000 ₽ по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ.

Разобраться с онлайн-кассой

В большинстве случаев уличные торговцы освобождены от онлайн-касс по ст. 2 54-ФЗ. Можно работать без кассы, когда:

— торгуете с лотков, тележек или в вагонах пассажирских поездов;

— торгуете на рынках вне крытых помещений непродовольственными товарами, кроме товаров из этого перечня — там есть одежда, изделия из резины и пластмассы и спортивные товары;

— торгуете мороженым или напитками через киоск без торгового зала;

— ремонтируете обувь или делаете ключи;

— зарегистрированы как самозанятый.

При продаже товаров собственного производства (и оказании услуг) для ИП без сотрудников действовала отсрочка до 1 июля 2021 года.

За работу без кассы можно получить штраф, который посчитают от неучтенной выручки по п. 2. ст. 14.5 КоАП РФ.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Как заключить договор с администрацией на размещение уличной торговой точки

Уличная точка на языке закона называется «нестационарный торговый объект» или НТО. Это те самые киоски, тележки, палатки, лотки, прицепы, автомагазины и прилавки.

В каждом городе местные власти утверждают схему размещения нестационарных торговых объектов. Схему разрабатывают так, чтобы торговые точки распределялись по городу равномерно, не мешали транспорту и пешеходам и не портили облик города. Не менее 60 % точек должны отдавать малому и среднему бизнесу. Схему выкладывают в общий доступ в интернете. Например, так выглядит схема НТО Центрального округа Москвы.

Чтобы получить место в схеме НТО, предприниматель участвует в аукционе в электронной форме. Узнать, какие места в городе свободны и выставлены на аукцион можно в местной администрации. Отдел, который занимается НТО, в каждом городе называется по-разному. Например, в Москве это Департамент по конкурентной политике. В Перми — Департамент экономики и промышленной политики. Еще список НТО, выставленных на аукцион, публикуют на сайтах администрации. Такой список аукционов есть в Москве.

Для участия в аукционе предприниматель подаёт заявку, платит задаток и отправляет в администрацию документы. Форму заявки и точный список нужно узнавать у них же.

Если предприниматель выиграл конкурс, с ним заключают договор на размещение нестационарного торгового объекта и выдают свидетельство о размещении нестационарного торгового объекта. Свидетельство — это тот самый документ, который подтверждает законность торговли на уличной точке. Его в случае проблем показывают полиции.

Если желаемого места нет в городской схеме, предприниматель подаёт заявление о включении в неё нового места для НТО. Администрация его рассматривает. Если новая точка безопасна и не нарушает градостроительные нормы, ее включат в схему. А с предпринимателем заключат договор. Но такое получается не всегда.

На какой срок разрешат разместить точку, зависит от вида товара или услуги, которые продаёт предприниматель. Обычно предельный срок — 5 лет, но для мелкой розницы он часто меньше. Если это сезонный товар, договор заключают на соответствующие месяцы. Например, в Москве точку под овощи, фрукты и мороженое дадут на период с 1 мая по 1 октября. На новогодние ёлки — с 20 по 31 декабря. Для остальных товаров — на год. Так сказано в п. 6 Постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП.

Как заключить договор на участие в ярмарке

Чтобы упорядочить мелкорозничную торговлю, городские власти проводят ярмарки. Они бывают платные и бесплатные. Часто организаторы разрешают торговать на ярмарках даже физическим лицам без регистрации бизнеса.

План ярмарок на год публикуют на сайте администрации. Предприниматель заранее подаёт заявку и получает место. Организатор заключает договор на участие в ярмарке. Скорее всего, от участника попросят сертификаты качества на товар, а если планируется торговля едой — медкнижки.

В Москве ярмарки организует ГБУ «Московские ярмарки». Конечно, во время пандемии их работу прекратили, но планируют возобновить во II квартале 2021 года. На этом сайте должно появиться расписание.

Найти план ярмарок своего города можно в поисковике по запросу «план ярмарок на 2021 год» + город.

Справочная / Бизнес‑будни

Уличная торговля: нужно ли разрешение, онлайн‑касса и регистрация?

В России запрещена стихийная торговля. Нельзя просто так выйти на проходную улицу, поставить табуретку и продавать товар. Хотя в своём городе вы наверняка видели и такое. В этой статье расскажем, как оформить точку в городской администрации и не нарваться на штрафы.

🥴 К сожалению, получить желаемое место на улице непросто, а иногда совсем невозможно. Это настоящий квест для упорных. Когда мы готовили материал, сами удивились, как много административных барьеров и сколько грозит штрафов. Но благодаря жёсткому закону на улицах порядок.

Где написано, что нельзя свободно торговать на улице, и какой штраф

Любое место на улице кому-то принадлежит: самому городу или коммерческой организации — магазину, торговому центру, рынку, хостелу.

У коммерческих организаций место под точку берут в субаренду. Как правило, это небольшой участок рядом с крыльцом. Например, у входа в хостел размещают прокат велосипедов. Для этого договариваются с владельцем об оплате и подписывают договор. Тут дело договорённости двух предпринимателей. То же самое делают, чтобы получить место на рынке.

Но большинство привлекательных мест на улице принадлежит муниципалитету. Это набережные, центральные улицы и парки. Свободная торговля в таких местах запрещена. К примеру, для Москвы это прописано в ст. 4 Закона от 09.12.1998 № 29.

Чтобы законно торговать на улице, договариваются с местной администрацией. Вариантов два по ст. 10 и 11 381-ФЗ:

— Арендовать место под нестационарный торговый объект в специально отведённом месте. Так можно поставить палатку или лоток на длительный срок;

— Выкупить место на ярмарке. Это формат торговли от случая к случаю, потому что ярмарки работают непостоянно и тоже в строго отведённых местах.

Городские власти борются со стихийной торговлей. Полиция и чиновники из администрации устраивают рейды и проверяют точки по жалобам людей. Если поймают, выпишут штраф — размер прописан в местном законе об административных правонарушениях. В Москве штраф за торговлю в неположенном месте — от 2500 до 500 000 ₽ по ст. 11.13 КоАП Москвы. Вот реальные примеры:

Предприниматель оказывал услуги мобильного шиномонтажа из своего автомобиля. Об этом узнали чиновники из районной управы и оштрафовали на 2500 ₽ — дело № А40-95352/2019.

Предприниматель продавал кофе из машины. К нему пришли полицейские и выписали штраф 2500 ₽ — дело № 7-1533/2018.

Женщина торговала одеждой в подземном переходе метро. Её поймал полицейский патруль и оштрафовал на 5000 ₽ — дело № 7-14728/2019.

Чтобы торговать на улице, надо зарегистрировать бизнес. Онлайн-касса нужна не всем

До обращения в администрацию надо легализоваться.

Зарегистрировать бизнес

Торговля приносит доход, с которого надо платить налог. Поэтому до начала работы надо зарегистрироваться в налоговой. Варианты следующие:

Открыть ИП. Вариант с ИП подойдёт, если перепродавать товары, заниматься прокатом вещей или оказывать услуги. Ещё, если в планах, — нанять продавца. ИП платит налоги по упрощенной системе налогообложения или покупает патент. Плюс к этому платит за себя и сотрудников взносы в Пенсионный фонд.

Открыть ООО. Обычно ООО открывают для ведения бизнеса с партнёрами, а полученные доходы делят. Компании работают на общей или упрощённой системе налогообложения, платят взносы за сотрудников и ведут бухучёт.

Зарегистрироваться как самозанятый через мобильное приложение «Мой налог». Это самый простой и быстрый способ легализовать бизнес. Самозанятые платят 4-6% от выручки, не ведут бухгалтерию и не сдают отчеты. Подходит, только если продавать товары собственного производства и не нанимать сотрудников.

Важно❗ Иногда торговать на уличной ярмарке можно без оформления бизнеса, просто как физлицо. Этот момент надо уточнять у организаторов.

За предпринимательство без регистрации штрафуют на сумму от 500 до 2000 ₽ по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. Если всё вскроется, этот штраф добавят к штрафу за стихийную торговлю.

Уведомить Роспотребнадзор, если нужно

Уведомление относят лично в территориальный отдел своего города, направляют почтой или подают через МФЦ.

Если не подать уведомление, оштрафуют на сумму до 20 000 ₽ по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ.

Разобраться с онлайн-кассой

В большинстве случаев уличные торговцы освобождены от онлайн-касс по ст. 2 54-ФЗ. Можно работать без кассы, когда:

— торгуете с лотков, тележек или в вагонах пассажирских поездов;

— торгуете на рынках вне крытых помещений непродовольственными товарами, кроме товаров из этого перечня — там есть одежда, изделия из резины и пластмассы и спортивные товары;

— торгуете мороженым или напитками через киоск без торгового зала;

— ремонтируете обувь или делаете ключи;

— зарегистрированы как самозанятый.

При продаже товаров собственного производства (и оказании услуг) для ИП без сотрудников действовала отсрочка до 1 июля 2021 года.

За работу без кассы можно получить штраф, который посчитают от неучтенной выручки по п. 2. ст. 14.5 КоАП РФ.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Как заключить договор с администрацией на размещение уличной торговой точки

Уличная точка на языке закона называется «нестационарный торговый объект» или НТО. Это те самые киоски, тележки, палатки, лотки, прицепы, автомагазины и прилавки.

В каждом городе местные власти утверждают схему размещения нестационарных торговых объектов. Схему разрабатывают так, чтобы торговые точки распределялись по городу равномерно, не мешали транспорту и пешеходам и не портили облик города. Не менее 60 % точек должны отдавать малому и среднему бизнесу. Схему выкладывают в общий доступ в интернете. Например, так выглядит схема НТО Центрального округа Москвы.

Чтобы получить место в схеме НТО, предприниматель участвует в аукционе в электронной форме. Узнать, какие места в городе свободны и выставлены на аукцион можно в местной администрации. Отдел, который занимается НТО, в каждом городе называется по-разному. Например, в Москве это Департамент по конкурентной политике. В Перми — Департамент экономики и промышленной политики. Еще список НТО, выставленных на аукцион, публикуют на сайтах администрации. Такой список аукционов есть в Москве.

Для участия в аукционе предприниматель подаёт заявку, платит задаток и отправляет в администрацию документы. Форму заявки и точный список нужно узнавать у них же.

Если предприниматель выиграл конкурс, с ним заключают договор на размещение нестационарного торгового объекта и выдают свидетельство о размещении нестационарного торгового объекта. Свидетельство — это тот самый документ, который подтверждает законность торговли на уличной точке. Его в случае проблем показывают полиции.

Если желаемого места нет в городской схеме, предприниматель подаёт заявление о включении в неё нового места для НТО. Администрация его рассматривает. Если новая точка безопасна и не нарушает градостроительные нормы, ее включат в схему. А с предпринимателем заключат договор. Но такое получается не всегда.

На какой срок разрешат разместить точку, зависит от вида товара или услуги, которые продаёт предприниматель. Обычно предельный срок — 5 лет, но для мелкой розницы он часто меньше. Если это сезонный товар, договор заключают на соответствующие месяцы. Например, в Москве точку под овощи, фрукты и мороженое дадут на период с 1 мая по 1 октября. На новогодние ёлки — с 20 по 31 декабря. Для остальных товаров — на год. Так сказано в п. 6 Постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП.

Как заключить договор на участие в ярмарке

Чтобы упорядочить мелкорозничную торговлю, городские власти проводят ярмарки. Они бывают платные и бесплатные. Часто организаторы разрешают торговать на ярмарках даже физическим лицам без регистрации бизнеса.

План ярмарок на год публикуют на сайте администрации. Предприниматель заранее подаёт заявку и получает место. Организатор заключает договор на участие в ярмарке. Скорее всего, от участника попросят сертификаты качества на товар, а если планируется торговля едой — медкнижки.

В Москве ярмарки организует ГБУ «Московские ярмарки». Конечно, во время пандемии их работу прекратили, но планируют возобновить во II квартале 2021 года. На этом сайте должно появиться расписание.

Найти план ярмарок своего города можно в поисковике по запросу «план ярмарок на 2021 год» + город.

Читайте также: