Ндс на электромобили в беларуси

Опубликовано: 17.05.2024

Растаможка электомобилей

Электромобиль – это транспорт уже настоящего, технологии которого стремительно развиваются и внедряются, и используются многими странами. Он является экологичным, дешевым в эксплуатации, внедрение которого поддерживают многие страны, в том числе Российская Федерация. Уже многие думают над приобретением электромобиля, а власти зажигают ему зелёный свет!

Вот некоторые преимущества владения электромобилем:

  • Низкая стоимость владения электромобилем (на км. пробега);
  • Отсутствие транспортного налога;
  • Бесплатный проезд по платным магистралям;
  • Можно парковаться на специальных, оборудованных зарядными терминалами местах;
  • Разрешён проезд по выделенной полосе для общественного транспорта.

Наша компания "Универсальные Грузовые Решения" растамаживает электромобили: Tesla, Renault Zoe, Citroën C-Zero, Peugeot iOn Active, Mitsubishi i-MiEV, Fiat 500 e VOLL ELEKTRO, Volkswagen e-up, Nissan e-NV200, Mercedes-Benz B Electric Drive, BMW i3 и других производителей.

Мы оперативно растаможим электромобили купленные, ввозимые из Америки (США), Европы (Германии, Литвы, Польши и др.), стран таможенного союза (Белоруссии, Армении, Казахстана), стран азии (Китая, Кореи, Японии), Украины, Грузии и других стран мира.

Работаем с любыми участниками ВЭД:

Важно! С 04.05.2020 по 31.12.2021 на электромобили, с кодом ТН ВЭД 8703800002 установлена нулевая ставка (0%) ввозной таможенной пошлины, согласно решению Совета Евразийской Экономической Комиссии №29 от 16 марта 2020 года.

Важно! К электромобилям также относятся транспортные средства имеющие вспомогательный двигатель внутреннего сгорания, который не имеет прямой связи с колесами и является вспомогательным двигателем для подзарядки аккумуляторных батарей!

На сегодня электромобили не всегда используют только электродвигатель, на некоторых дополнительно установлен двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Это вызвано тем, что для электромобилей ещё не везде оборудована инфраструктура, а ДВС позволит подзарядить подсевший аккумулятор и обогреть салон электромобиля.

Вот классификация электромобилей с дополнительным ДВС:

  • Гибрид (HEV);
  • Плагин-гибрид (PHEV);
  • Электрокар с увеличенным запасом хода (REEV);
  • Чистый электрокар (BEV);
  • Авто на топливных элементах (FCEV).

Для растаможки таких автомобилей имеет значение какой двигатель является основным. Если электродвигатель, то автомобиль нужно растамаживать как электромобиль, а наличие двигателя внутреннего сгорания (ДВС) в таких авто может использоваться только для подзарядки электробатарей. В случае если ДВС передает напрямую мощность на колеса для движения авто, то он уже растамаживается как обычный автомобиль.

Документы и информация для растаможки электромобиля
физическим лицом:

  1. Паспорт владельца (покупателя) электромобиля
  2. Договор купли-продажи
  3. Технический паспорт электромобиля
  4. Оплата депозита на таможне (если ввоз электромобиля планируется своим ходом)

юридическим лицом или ИП:

  1. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для таможенного оформления "Импорт" (Смотреть)
  4. Список документов для таможенного оформления "Экспорт" (Смотреть)

Стоимость растаможки электромобиля в России

На электромобили установлен код ТН ВЭД 8703800002 "Легковые автомобили категории М1 или М1G, приводимое в действие только электродвигателем", согласно которому определяется стоимость растаможки электромобиля.

M1 – это легковой автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров, имеющий не более 8 мест, не считая водителя.

М1G – буква G обозначает повышенную проходимостью автомобиля.

Стоимость растаможки электромобиля в России складывается из совокупного таможенного платежа, состоящего из:

  1. Таможенного сбора;
  2. Ввозной таможенной пошлины 15%;
  3. Акциза (если мощность электродвигателя более 90 л.с.);
  4. НДС 20%;
  5. Утилизационного сбора.

Таможенные платежи при ввозе электромобиля в РФ

При ввозе электромобиля в Российскую Федерацию на таможне необходимо уплатить таможенные платежи, которые абсолютно одинаковые как для физических лиц, так и для юридических лиц, за исключением ставок утилизационного сбора.

2) Ввозная пошлина при растаможке электромобиля составляет 15%.

3) Акциз, формируемый исходя из мощности установленного электродвигателя.

Таблица 1. Ставки акциза на электромобиль

5) Размер утилизационного сбора на электромобиль в России

При ввозе в Российскую Федерацию электромобиля необходимо уплатить утилизационный сбор, размер которого зависит от возраста автомобиля и вида участника ВЭД.

При ввозе физическим лицом:

Таблица 2. Утилизационный сбор для физических лиц на электромобили

автомобиль возрастом не более 3 лет:

автомобиль возрастом старше 3 лет:

При ввозе юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:

Таблица 3. Утилизационный сбор для юридических лиц и ИП на электромобили

Таким образом для юрлиц или ИП размер утильсбора гораздо выше, а оформление авто в таможне происходит с разрешения правообладателя, если производитель находится в РОИС!

Оформление автомобилей в таможне для юрлиц происходит с разрешения правообладателя на территории РФ, если производитель находится в РОИС!

Сроки и стоимость услуг по растаможке электромобиля в России

Нашей компанией оказываются услуги: "растаможки электромобилей", ввозимых в РФ из любых стран мира, в том числе ЕАЭС, Европы, Америки и Азии. Мы работаем на любых акцизных таможнях Российской Федерации и помогаем оперативно пройти таможню и получить ПТС на любые виды техники, в том числе электромобиля.

Стоимость услуги в зависимости от места таможни и дополнительных услуг может составлять от 10000 рублей.

Мы уверены, что поможем Вам с оперативной растаможкой вашего электромобиля!

Примерно каждые 10—15 минут шлагбаум открывается и из ворот пункта таможенного оформления «Колядичи» выезжает то Tesla, то BMW i3, то Nissan Leaf. С 15 июня в Беларуси в полной мере стали действовать льготы по ввозу электромобилей, и многие владельцы EV воспользовались первой же возможностью, чтобы забрать машину. Корреспонденты Onliner наблюдали за процессом электрификации транспортного парка и вникали в особенности льготной растаможки: нужно ли все-таки оплачивать НДС и потом возвращать его через налоговую, как долго занимает оформление бумаг и чего вообще ждать.

А где народ? Ожидали же наплыва.

С первых часов после вступления в силу указа об обнулении НДС на ввозимые электрокары (растаможку на EV установили на уровне 0% ранее решением ЕАЭС) возле ПТО «Колядичи» обсуждают киловатты, запас хода и переходники для зарядных станций.

Этого дня многие владельцы «электричек» ждали с нетерпением: часть EV были ввезены несколько недель (и даже месяцев!) назад, оставалось только пройти необходимые процедуры по оформлению.




До последнего момента было точно неизвестно, как на практике будет применяться обнуление НДС. Появилась информация, мол, придется его все же сначала уплачивать, а потом возвращать через налоговые органы. Спешим успокоить: это не так! Говорилось и о каких-то лимитах, однако это тоже не соответствует действительности.

Таможенники явно готовились к наплыву владельцев электромобилей. На входе в ПТО «Колядичи» висит объявление о распределении очереди в зависимости от того, на какую букву начинаются фамилии хозяев «электричек».


Однако утром в понедельник, 15 июня, большой очереди не наблюдалось. Декларанты, такое чувство, были даже разочарованы: «А где народ? Ожидали же наплыва. »


Надоело обслуживать и ремонтировать автомобиль с ДВС, поэтому купили Chevrolet Bolt

Юрий и Наталья, с которыми мы разговорились, приобрели в США Chevrolet Bolt. Это интересный электрокар, у которого неплохой запас хода (заявляется до 380 км) и приемлемая цена. В Америке это хит продаж среди «электричек».

— Несколько лет назад купили Mercedes ML, — рассказывает мужчина. — Автомобиль был в хорошем состоянии, имел небольшой пробег. И хотя мы ездили немного, он постоянно ломался, в холода «замерзал». А если учесть, что надо было регулярно менять масло, фильтры и прочее. Надоело! Покупали за $31 тысячу, а через два года с трудом продали за $13 тысяч.


Сейчас супружеская пара, у которой фермерское хозяйство, передвигается на Toyota Land Cruiser. Юрий и Наталья рассчитывают, что именно электромобиль станет основной машиной в семье, внедорожник же они планируют продать.

— Далеко мы никуда не ездим — хозяйство надолго не оставишь, а по Беларуси запаса хода должно хватить, — рассуждает Юрий. — «Заправлять» автомобиль планируем дома, хотя и на трассах уже появились электрозаправки. Этот вопрос меня не пугает.

Как и многие ввозимые в Беларусь EV, этот Chevrolet Bolt в комплектации Premier был приобретен на страховом аукционе поврежденным.

Несмотря на то что повреждения кажутся серьезными, владельцы убеждены: ремонт не обойдется дорого. Главное, что батарея не повреждена, а двигатель заводится.

— Удар пришелся по касательной, — говорит Юрий. — Бампер просто сорвало, он находится в салоне. Заднюю дверь и «четверть» купили в Литве за €850. Балка со ступицей, амортизаторами и пружиной обошлась в €500. Работы по кузовщине и покраске, по предварительным оценкам, будут стоить около 1000 у. е. в эквиваленте. Не так уж и больно!




Понятное дело, кое-какие деньги переводить все же пришлось. Владельцам ввозимых электрокаров (да и других автомобилей) нужно быть готовыми оплатить хранение транспортного средства, утильсбор и услуги декларанта. В общей сложности Юрий и Наталья перечислили около 850 рублей.



«По городу крутиться хватит»

Из ворот выезжает очередная «электричка» — Nissan Leaf первого поколения. Его хозяин, Сергей из Гомеля, рассказывает, что приобрел EV как вторую машину в семью. Основным фактором при выборе была стоимость в условиях ограниченного бюджета:

— В США он стоил $4650. С доставкой, оформлением, хранением на таможенном складе и утильсбором обошелся в $7100 в эквиваленте.


Характерный момент — владельцами электрокаров становятся в первую очередь те, кто живет в частных домах и имеет возможность заряжать батарею от обычной электросети.

— Дом находится рядом с Гомелем. По городу за день наезжаю от силы 60 км. Так что батареи «Лифа» хватит. Ну а для дальних поездок оставлю дизельную Skoda, которая будет основным автомобилем.

Сергей уже установил на смартфон приложение PlugShare. Особенность Nissan Leaf в том, что, в отличие от других «американцев» на электротяге, у него имеется разъем CHAdeMO, что делает возможной зарядку на некоторых станциях Malanka (читай, «Белоруснефти»).




Tesla, еще Tesla.

Даже из-за пределов пункта таможенного оформления видно, что на площадке скопилось несколько десятков Tesla. Американский производитель стал двигателем отрасли. Его автомобили по-прежнему считаются эталоном среди «электричек», хотя подчас подвергаются резкой критике по разным поводам.

Вчера, 15 июня, из ПТО «Колядичи» Tesla выезжали одна за одной в основном на эвакуаторах.

Хозяин Model 3, пристально следивший за процессом, рассказал нам, что приобрел автомобиль еще в прошлом году, в конце 2019-го его доставили в Минск. Тогда же начались разговоры об обнулении пошлин и НДС. Мужчина решил повременить и не растаможивать машину. «А как только появилась возможность, сразу приехал сюда. Услуги по хранению в любом случае обойдутся дешевле, чем оплата НДС», — пояснил автомобилист.




Одним из владельцев Tesla стал известный минский байкер Дмитрий Степаненко, которого мы также встретили возле ПТО «Колядичи». Он сообщил, что всерьез отнесся к электрификации транспортного парка:

— Эта тема мне близка по двум причинам. Во-первых, на своей СТО я открыл направление по ремонту электромобилей: ремонтируем и обслуживаем подвеску, кузов, электронную часть. По нашей информации, в данный момент тут находится 60 электрокаров, и вскоре они начнут разъезжаться по Беларуси. А во-вторых, я сам стал владельцем Tesla Model S 2015 г. в. Предполагаю, что с учетом восстановления (машина незначительно повреждена) она обойдется в сумму до 40 тысяч у. е. в эквиваленте.



Из разговоров с хозяевами «электричек» мы установили, что это в основном люди подготовленные, досконально знающие тему, владеющие конъюнктурой цен на запчасти, переходники, услуги по ремонту.

— Нам подвернулся хороший вариант: нужно только поменять треснувшее лобовое стекло и решить проблему с ключом, — рассказали отец с сыном, в нетерпении ожидавшие свою Tesla возле шлагбаума. — Это будет второй автомобиль в семье. Заряжать планируем в частном доме. Изучали цены на переходники для того, чтобы можно было «заправляться» через разъем CHAdeMO, но до покупки дело пока не дошло.

После вступления в силу послаблений на ввоз электромобилей этот сегмент рынка явно пришел в движение. К пункту таможенного оформления без конца подъезжают эвакуаторы, на СТО сервисмены ждут «электричек», а сами владельцы EV отсчитывают дни, когда можно будет сесть за руль. Но насколько отразится обнуление пошлин и НДС в целом на ситуации, уместно судить лишь через несколько месяцев.

  • 9302 26
  • 29 февраля 2020, 09:26
  • электромобилиБеларусьналогиценыСША
Так себе вариант. Во сколько обойдутся электромобили после обнуления пошлины?

Заявление о намерении обнулить таможенную пошлину на электромобили многие восприняли как состоявшийся факт. Увы, пока действуют старые правила, но некоторые белорусы всерьез задумались о покупке Tesla и Chevrolet Bolt из США. Если изучать места возможного приобретения подержанного EV, то именно американский рынок выглядит наиболее привлекательным. Посчитав на конкретных примерах, на какую «скидку» можно рассчитывать, мы пришли к выводу: ситуацию это в корне не изменит, пишет Onliner.by.

Энтузиасты и так покупали «электрички», однако без правильного развития инфраструктуры машины с батарейкой остаются транспортным средством для избранных.

Сейчас 15% + 20%. Будет только 20%?

На прошлой неделе объявили, что поддержан проект об установлении нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили. Сейчас не ясно, как читать сводку из официального пресс-релиза: то ли скидка будет действовать до конца 2020 года, то ли в течение этого срока лишь примут решение.

В качестве обоснования вспоминают прошлый опыт. Мол, с сентября 2016 по август 2017 года, когда действовали аналогичные меры, импорт электромобилей в Беларусь увеличился в четыре раза, в стоимостном отношении — в восемь раз.

Давайте сначала разберемся, о какой скидке идет речь. На данный момент при растаможке электромобиля нужно перевести два платежа. Во-первых, пошлину в 15%, а во-вторых, 20% НДС от суммы стоимости транспортного средства и оплаченной пошлины.

Про налог на добавленную стоимость скромно умалчивают. Хотя он превышает пошлину. Судя по всему, о его отмене речи не идет.

Приведем пример. За $10 тыс. приобретен Kia Soul EV. Его необходимо легализовать в Беларуси. Пошлина обойдется в $1,5 тыс. (в эквиваленте), еще $2,3 тыс. придется заплатить в качестве НДС. Итого $3,8 тыс. перекочуют из кармана владельца электромобиля в бюджет. Это только то, что вы должны государству.

Но это еще не все! Нужно учесть другие расходы, которые на фоне пошлин кажутся не столь существенными, но в итоге составляют немалую сумму:

  • таможенный сбор (120 рублей);
  • утильсбор (за электромобиль до трех лет — 544,5 рубля, старше трех лет — 816,7 рубля);
  • хранение автомобиля на спецплощадке (от 50 рублей);
  • услуги таможенного декларанта (от 89 рублей).

Абсолютным хитом среди белорусов остаются Tesla

Несмотря на то что Западная Европа расположена ближе и машину можно пригнать лично, совместив покупку с поездкой в Германию или Францию, есть несколько моментов, которые вынуждают обратить взор на американские аукционы.

— Европейский рынок сейчас интересен тем, кто приобретает Renault Scenic, Opel Corsa или Volkswagen Up, которые локально распространены в регионе, являются проходными по нашим таможенным правилам и потому привлекательными, — считают специалисты. — С электромобилями несколько другая история. Их чаще заказывают в США по нескольким причинам. Во-первых, там образовался солидный парк EV, коих немало реализуется через аукционы: Nissan Leaf, Volkswagen eGolf, Kia Soul EV, Chevrolet Bolt, Ford Focus Electric, BMW i3. Во-вторых, стоимость электрокаров в Америке существенно ниже, поскольку они серьезно теряют в цене после попадания в ДТП. В итоге даже с учетом доставки в Беларусь и восстановления машина обходится дешевле.

Сейчас получили развитие компании, которые оказывают услуги по консультированию и организации процесса покупки автомобилей из США. Николай Скребец представляет одну из таких организаций. По его словам, каждый месяц они помогают приобрести около сорока машин, из них — только два-три электромобиля:

— Абсолютным хитом для белорусов остается Tesla. Гораздо реже заказывают более бюджетные варианты, распространенные в США. Как правило, владельцами EV становятся люди очень подготовленные, хорошо разбирающиеся в теме и уже имеющие опыт эксплуатации электрокаров.

Сразу после появления новости об обнулении пошлины на компании, занимающиеся доставкой авто из США, обрушился шквал звонков. Это хорошее свидетельство того, что многие не успели разобраться в нюансах.

Вот несколько конкретных примеров, которые наглядно демонстрируют, что скидка при обнулении пошлин принципиально ситуацию не изменит. На бюджетных вариантах сэкономить получится совсем немного, а дорогие EV массово покупать не будут.

Mitsubishi i-Miev: около $6,5 тыс. под ключ

Одно из преимуществ покупки электромобиля из-за границы заключается в том, что растаможка в данном случае не привязана к году выпуска EV. Этим воспользовался клиент, решивший приобрести недорогую «электричку», выпущенную в 2012 году.

Mitsubishi i-Miev стал популярен в Японии, также продавался в США и даже в России. Тем не менее в наших краях это редкий зверь.

— На аукционе мы его выиграли за $1997. Около $1025 уйдет на доставку до Клайпеды, еще $520 будет стоить транспортировка до Минска, — перечисляет расходы Николай Скребец. — В $758 обойдется растаможка, но поскольку клиент рассчитывает на льготу по 140-му указу, то эта сумма будет вдвое меньше. Утильсбор составит 816,7 рубля.




Именно изменения, введенные в прошлом году, в большей мере оказали влияние на рынок подержанных автомобилей. Заградительные пошлины не кажутся уже такими обременяющими — большинство импортированных в Беларусь машин растаможиваются с 50%-ной «скидкой».

Когда электрокар будет легализован, владелец сможет заняться ремонтом. Уже очевидно, что придется потратиться на передний бампер, оптику, крепления. Потребуется решать вопрос с выстрелившими подушками безопасности. Но не исключены повреждения, которые не определишь по снимкам. Навскидку владелец оценивает ремонт в 2 тыс. у. е. Округлим общую сумму до $6,5 тыс.

Заявленный запас хода составляет 100—150 км. Где собирается заряжать батарею владелец? У покупателя есть частный дом, и это сразу снимает все вопросы. Разумеется, у него есть основной автомобиль, а микровэн он приобрел интереса ради. Была бы для него важна скидка (при обнулении пошлины) в $360?

BMW i3: обойдется примерно в $18 тыс.

Следующий кейс подтверждает прежний тезис: покупатели электромобилей делают осознанный выбор. Они в деталях представляют, как заказывать запчасти, кто займется ремонтом, где будет заряжаться батарея.

— Этот BMW i3 (2015 г. в.) с пробегом в 50,3 тыс. миль стоил на аукционе $9 тыс., — продолжает наш собеседник. — Как мы подсчитали, после оплаты доставки и «таможни» он будет стоить уже $15,5 тыс. Приплюсуйте еще утильсбор в 816,7 рубля, а также услуги нашей компании.


Что же касается восстановления, то придется потратиться, и владелец электрического BMW щепетильно просчитал будущие расходы — они обойдутся примерно в 2 тыс. у. е.: «Предстоит отремонтировать крыло, восстановить бампер, заказать противотуманку, корпус фары, крепления».

Запас хода у этого микровэна составляет до 300 км (из них 140 км — на электродвигателе). Покупатель EV потратился на обустройство инфраструктуры для зарядки. Товарищество собственников его дома дало согласие на оборудование машино-места в подземном паркинге, что стоило около 400 рублей.




Tesla Model S: после ремонта будет стоить под $50 тыс.

Большая часть белорусов, покупающих электромобили в США, выбирают Tesla. Одна из таких машин (2015 г. в.) была приобретена за $19 418. С доставкой обойдется в $20 618. А если приплюсовать растаможку и прочие расходы, то цена повысится до $30 тыс. (владелец не может рассчитывать на льготу и намерен платить полную ставку).

Хозяин, для которого это не первая Tesla, намерен потратиться и переформатировать электрокар в рестайлинговый вариант, раз и так предстоит ремонтировать машину.


Опять-таки задаемся вопросом, где будет заряжаться автомобиль? Ответ в чем-то предсказуемый: у владельца частный дом, поэтому необходимая инфраструктура всегда под рукой.

Nissan Leaf, Volkswagen eGolf, Kia Soul EV: по цене нового «бюджетника»

Смотрим еще несколько вариантов, которые выставлены на разные аукционы в США. Например, вот симпатичный, хоть и дорестайлинговый Nissan Leaf (2015 г. в.). Объявление подано от лица страховой компании, что внушает доверие: значит, меньше риск нарваться на обман.

Из повреждений — крыло и выстрелившие подушки безопасности. Бампер, скорее всего, достаточно будет покрасить. Возможно, понадобится ремонт водительской двери.




На момент начала аукциона была выставлена цена в $3550. В итоге электромобиль ушел за $7 тыс. Если прибавить пошлину и НДС, то получится около $10 тыс. С доставкой, оплатой утильсбора, другими платежами и ремонтом выйдет около $13—14 тыс.

А вот Volkswagen eGolf (2016 г. в.), итоговая стоимость которого составила $8,2 тыс. После доставки в Минск, оплаты «таможни» и прочих услуг цена вырастает на $5,5 тыс. Ремонт, по беглым оценкам специалистов, обойдется в $2,5 тыс. Итого: $16,2 тыс. Сподвигнет ли в этом случае скидка в $1476 (при одобрении нулевой пошлины) на покупку электромобиля?




Модель Kia Soul EV тоже представляет потенциальный интерес для белорусов. Вариант, который мы отслеживали, так и не был продан на аукционе, хотя выглядел привлекательно: 2016 г. в., 24,7 тыс. миль пробега, не такие уж страшные повреждения (фара, капот, бампер, крыло).




По словам Николая Скребца, подобные электромобили ранее продавались на аукционе за $7—9 тыс. С учетом всех расходов цена на подобный Kia вырастает до $13—15 тыс. Снова-таки уместно задать вопрос, кто решится на покупку при обнулении пошлины в 15%?

Сейчас владение EV в Беларуси — удел людей обеспеченных

На носу открытие БелАЭС, и очевидно, что заявление об обнулении таможенной пошлины на электромобили может быть связано именно с введением стратегически важного объекта. Ночные провалы в мощности логично компенсировать за счет увеличения парка электромобилей, пик зарядки которых приходился бы на нерабочее время. Об этом все последние годы говорят эксперты.

Как-то удалось поговорить с представителем крупной китайской компании, который рассказал о своем опыте приобретения электрокара: «Когда в нашей стране покупаешь EV, то дилер оборудует машино-место необходимой инфраструктурой. Государство выделяет на это дотации. А покупать машину с ДВС у нас сейчас невыгодно. »

Быстрые зарядки, хаотично расставленные по городу, на наш взгляд, не решат проблему. Слабо верится, что владелец электромобиля поедет на вокзал только ради пополнения заряда батареи. В лучшем случае он постарается совместить этот процесс, например, с покупкой продуктов. Однако каждый вечер проводить час-другой на стоянке гипермаркета — тоже сомнительное удовольствие.

Точкой входа на рынок электрокаров остается возможность зарядки возле мест постоянного хранения автомобилей: около дома или работы. Если такой возможности нет, то рассчитывать на массовое распространение EV не приходится.

Несколько лет назад мы описывали проблемы владельцев электромобилей, которые рискнули пойти на эксперимент. Вместо преференций со стороны городских властей в виде права двигаться по полосе общественного транспорта, приоритетной парковки и др. «плюшек» они получили проблемы с соседями, вырывающими вилки из удлинителей, продолжительные переписки с госорганами и большие счета за электроэнергию.

Каждый раз, когда видишь на белорусских дорогах электрокар, хочется респектнуть владельцу. Не ожидая милости от государства, он сделал жизнь окружающих чуть лучше, отказавшись от ДВС и тем самым снизив количество вредных выбросов и уровень шума. Обнуление таможенной пошлины на шажочек приблизит нас к прогрессу, но массовым транспортным средством электромобиль в Беларуси после этого вряд ли станет.

12.03.2020 Президентом подписан Указ N 92 (его основные положения вступают в силу с 15.06.2020). Документ принят в целях дальнейшего стимулирования спроса на электромобили, создания зарядной инфраструктуры и условий для развития производства электромобилей и автокомпонентов. Предлагаем ознакомиться с льготами, предусмотренными Указом N 92.

НДС

Так, с момента вступления в силу Указа N 92 и по 31.12.2025 физлица, ввозящие на территорию Беларуси электромобили (код 8703 80 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС), не будут уплачивать НДС (в таком случае будет применяться ставка НДС в размере ноль (0) процентов). Для этого потребуется выполнение определенного условия — электромобиль должен ввозиться для личного пользования .

Кроме того, физлица, приобретшие электромобили на территории Беларуси, будут вправе получить возврат уплаченной при приобретении электромобиля суммы НДС. Отдельно установлено, что такой возврат не превысит 500 базовых величин .

Еще одна преференция в части НДС предусмотрена для юрлиц и предпринимателей. Со вступлением в силу положений Указа N 92 такие субъекты получат освобождение при ввозе на территорию Беларуси зарядных станций (код 8504 40 ТН ВЭД ЕАЭС). Причем льгота будет применяться при ввозе таких станций как с территории стран ЕАЭС, так и с других стран . Также в Указе N 92 дополнительно предусмотрены условие предоставления этой налоговой льготы и основание для освобождения . Отметим, что согласно п. 4 Указа N 92 признается утратившим силу Указ № 273 от 10.07.2018 «О стимулировании использования электромобилей», которым также предусмотрено освобождение от НДС при ввозе зарядных станций.

Налог на прибыль

В соответствии с подп. 2.2 ст. 170 НК плательщики имеют право единовременно включить в затраты по производству и реализации инвестиционный вычет в размере от 15 до 30 процентов. Указ N 92 разрешает применить повышенный размер инвестиционного вычета в порядке, установленном НК .

Организации, осуществляющие приобретение (в т.ч. путем создания) и эксплуатацию:

­– электромобилей — вправе применять инвестиционный вычет в пределах 100% их первоначальной стоимости;

— зарядных станций — вправе применять инвестиционный вычет от первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию):

в 2020 году – в пределах 100%;

в 2021 году – в пределах 80%;

в 2022 году – в пределах 60%;

в 2023 году – в пределах 40%;

в 2024 – 2025 годах – в пределах 30%.

В целях снижения налоговой нагрузки участников создания и эксплуатации зарядных станций Указом N 92 предусмотрены некоторые преференции в части налогового учета затрат .

Так, установлено, что затраты, произведенные заказчиком, застройщиком при строительстве, в т.ч. реконструкции и ремонте объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, входящих в состав проекта по установке зарядных станций, безвозмездно передаются на баланс организаций, на учете которых будут находиться эти объекты.

При этом такие затраты включаются заказчиком, застройщиком в состав внереализационных расходов и не включаются в состав внереализационных доходов организаций, которым передаются зарядные станции.

Транспортный налог и плата за парковки

Продлен период, в который владельцы электромобилей могут не оплачивать госпошлину за допуск к участию в дорожном движении. Он установлен по 31.12.2025 .

Также водители электромобилей смогут бесплатно пользоваться парковками, находящимися в коммунальной собственности до 1 января 2026 г. Обеспечить это должны местные исполкомы .

Условия размещения зарядных станций на земельных участках

Землепользователю не нужно будет менять целевое назначение земельного участка, если он :

1. установит на нем зарядные станции;

Обратите внимание!
Исключение составляют земельные участки для ведения лесного, личного подсобного и сельского, в т.ч. крестьянского (фермерского), хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных.

2. предоставит для установки зарядных станций в аренду здания (сооружения и их части), расположенные на этом участке.

Обратите внимание!
Исключение составляют одноквартирные (блокированные) жилые дома, садовые домики, дачи и их принадлежности.

Чтобы установить зарядную станцию, землепользователю или арендатору нужно будет получить разрешение местного исполкома об установке. При этом арендатор должен представлять:

— соответствующий договор аренды,

— письменное согласие землепользователя на установку зарядной станции .

На заметку
Данные правила действуют в отношении землепользователей (арендаторов) по 31.12.2025.

Четырехзначный номер модели Tesla 3s прибыл в Европу

Сергей Иванов

В странах Таможенного союза отменили пошлины на ввоз электромобилей. Но не все так просто

С 4 мая 2020 года в странах Евразийского экономического союза отменены пошлины на ввоз электрических автомобилей. Речь идет о членах ЕАЭС: Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Армении и, конечно, России. Пошлины ранее уже обнуляли, но до сих пор это касалось только юридических лиц. Теперь, впервые, отмена касается и лиц физических. На первый взгляд это означает, что любой житель России теперь может получить шенгенскую визу и после окончания карантинов и самоизоляций пригнать себе из Германии «Теслу» по минимальной цене.

К сожалению, не все так просто. Мы постараемся объяснить о чем речь, какие подводные камни и как все же можно сэкономить.

Таможенные пошлины: сколько было и сколько стало

До 4 мая 2020 года для юридических и физических лиц в странах ЕАЭС ставки на ввоз электромобилей составляли 15% от их стоимости. Многие везли машины самостоятельно, к дилерам же предпочитали обращаться те, кто не хотел заниматься бумажной волокитой.

Для дилеров, то есть юридических лиц пошлины уже дважды отменялись, но каждый раз временно. Но серьезного эффекта пока это не давало, разве что представительства пробовали ввозить в Россию новые электрокары. К слову, еще раз напомним, что большинство электромобилей в России были ввезены подержанными. Главный электрокар на нашем рынке – это праворульный Nissan Leaf первого поколения и из Японии, и их количество продолжает увеличиваться.

Итак, с 4 мая вступили в силу новые правила ЕАЭС, согласно которым таможенные пошлины отменяются. К сожалению, временно: до 31 декабря 2021 года. Что называется, запомните эту дату, она, увы, может иметь принципиальное значение.

А зачем это вообще России?

Тут есть две версии: официальная и полуофициальная. Официальная звучит так: упрощение ввоза электромобилей увеличит их парк в России, что стимулирует развитие зарядной инфраструктуры, сервисов и всего прочего.

После этого можно будет возвращать пошлины обратно и уговаривать Илона Маска и других глав автоконцернов на то, чтобы они построили в России свои заводы. Мол смотрите: спрос есть, интерес есть, инфраструктура есть… осталось построить завод и беспошлино продавать машины российской сборки.

Неофициальная версия настаивает на том, что на отмене пошлин настояла Белоруссия, а в меньшей степени другие страны ЕАЭС. Армения, быть может Казахстан, Киргизия. «В Армении нет от пошлин никакого проку», – говорит представитель местного дилера. «Больше машин – лучше экономики, лучше людям. Рабочие места на сервисе, развитие солнечной энергетики, продажи солнечных панелей – всем выгодно».

Александр Григорьевич Лукашенко также в последние годы стал адептом чистого транспорта. Особенно на фоне повышения стоимости импортируемых энергоресурсов.

Так что, теперь все легко и просто?

Нет. В России, к сожалению, сложилось такое понятие как СТП – совокупный таможенный платеж. Под этой аббревиатурой скрывается целый ряд платежей, а дилеры и энтузиасты склонны включать в нее вообще все, что придется отдать государству при желании ввести электрическую машину в России.

Итак, загибайте пальцы. Плата за таможенное оформление. Нет, это не пошлина. Это отдельно. Но примерно 100 долларов отдать добры будьте.

Второе. Акциз. Да, есть и такой. Он очень сильно зависит от мощности. Но, например, для простой Tesla Model 3 с задним приводом этот взнос составляет 190 тысяч рублей. Напомним, речь идет не о таможенных пошлинах, которые отменили, а о дополнении.

Tesla начнет производство Model 3 уже в этом месяце

Третье и главное: НДС. Да–да, тот самый налог на добавочную стоимость в 20% от цены машины, который никто не отменял. С одной стороны, вам не надо платить VAT (аналог НДС в Германии), но с другой будьте добры заплатить российской казне.

Четвертое. СБКТС и тут же Эра-Глонасс. Первое расшифровывается ка Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Ну типа Tesla только по данным американских и европейских испытаний делает самые безопасные автомобили в мире. Для нас это не указ. Нам пожалуйста как минимум кнопку экстренного вызова Эра-Глонасс поставь, а лучше не ее одну.

Тут все очень сильно зависит от того, позаботился ли производитель о сертификации машины в России. Скажем, Jaguar I-Pace хотя и продается весьма условно, сертифицирован по полной. А безвестный китаец – ни разу. То есть серый дилер за свей счет должен не только ставить заветную кнопку Глонасса, но и устраивать краш-тесты либо же как-то иначе доказывать соответствие требованиям безопасности. Ой. Частникам проще: достаточно просто смонтировать коробочку Глонасса с кнопочкой Эры.

Пятое. Утилизационный сбор. Это такая хитрая штука, связанная со вступлением России в ВТО. Что потребовало от нас снижения таможенных пошлин. Мы уже тогда придумали пошлины снизить, но утилизационный сбор ввести. И вам его платить.

Ок, а есть лайфхаки?

Если кратко, то не понятно. Тут стоит для начала уточнить, что пока новыми правилами никто особенно не пользовался: в условиях коронавируса рынок стоит. Но есть надежда, что это не на долго.

Первый вариант – везти машины из Белоруссии. Вот что про это ясно уже сейчас. Первое, акцизами они не облагаются. В Белоруссии подобные акцизы уже отменены.

Второе: возможно, не придется платить утилизационный сбор. Мы поговорили с частными лицами, желающими купить электромобиль в Европе, зарегистрировать его в Белоруссии, а затем купить его у белорусских владельцев и привезти в Россию. Никто не знает до конца, что с утилизационным сборами будет. Не знают этого и серые дилеры.

По поводу НДС мнения также разделились. Основатель ютьюб-канала Rucars Электромобили Роман Рассудков надеется, что с физических лиц НДС при покупке машины у гражданина Белоруссии при в Россию взиматься не будет. «У нас же одно экономическое пространство, отметка об уплате налога в Белоруссии в России не требуется», – говорит Роман. Главное – подождать до 12 июня, когда в самой Белоруссии НДС отменят.

Дилеры не столь оптимистичны. «Про утилизационный сбор пока не ясно, но НДС заплатить придется точно, – говорит один из неофициальных поставщиков электрокаров в Россию. – Смешно звучит, но это подается как защитная мера. Да, электромобили в России считай что не выпускают. Но собирают другие машины сравнимой стоимости. Так что нам чиновники прямо говорят: НДС платить надо».

Ладно, будем надеяться на лучшее. Что брать то?

В том то и дело, что мало чего. В теории новые «Теслы», но они все равно остаются малодоступны большинству населения. Даже если отменят таможенные пошлины и НДС, с учетом падения рубля минимальная стоимость Model 3 все равно будет составлять миллиона четыре за совершенно пустой заднеприводный автомобиль с 55-киловаттной батареей.

Подержанные «Теслы»? Их стоимость не так уж и низка – спасибо Илону Маску за восьмилетнюю гарантию на аккумуляторы. Редактор канадского издания Elektrek.co Фрэдерик Ламберт не так давно купил себе Model X с пробегом под 700 тысяч километров! Без шуток, взял в одной прокатной конторе. Так вот. За какой-нибудь Porsche Cayenne или BMW X5 в западных странах при таком пробеге с вас попросили бы тысячи три долларов или евро. А Tesla Model X, которая была самой дешевой на рынке, обошлась Ламберту в 30 тысяч (!). Плюс доставка, плюс оформление на таможне, плюс Эра-Глонасс, плюс утилизационный сбор… и вы получаете машину миллиона за пять-шесть с ближайшим официальным сервисом в Финляндии с пробегом 700 тысяч километров. «Ну такое», – как еще недавно многие говорили.

Остается то же, что везут и сейчас: подержанные электрокары от массовых брендов прежних поколений. Volkswagen e-Golf, Nissan Leaf, Renault Zoe, BMW i3… не об этом вы мечтали, хотя если батька даст добро, то стоимость такой техники и правда снизится.

2013 Ниссан ЛИФ

Сейчас в России самый доступный и разумный вариант – это как раз Leaf. Его и сейчас можно купить по цене Lada Granta, но года 2013, праворульный и с убитой батареей, которая и новой емкостью не отличалась. В лучшем случае за те же деньги вы сможете рассчитывать на машины из Германии с нормальным рулем и года на три помоложе.

Вывод: нужна полная отмена пошлин, налогов и акцизов

Самое интересное, что через год вариантов станет гораздо больше. Концерн Volkswagen грозится начать массовый выпуск хетчбэков ID.3 и кроссоверов ID.4. За ним спешит и Skoda. Скоро парк Tesla Model 3 в Европе будет измеряться сотнями тысяч, а значит и предложений на вторичном рынке станет больше.

Наконец, до Западной Европы наконец могут доехать продвинутые электрические китайцы: они не первый год собираются.

И вот в этот самый благодатный момент, в декабре 2021 года, таможенные пошлины вновь вступят в силу. Обидно, честное слово.

Читайте также: