Ндс методом зачета при импорте в рк 2021 г

Опубликовано: 29.04.2024

Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.
Попробовать

Казахстан и Россия входят в таможенный союз ЕАЭС, поэтому у них единая таможенная территория. Это делает импорт проще: не нужно проходить таможенное оформление, декларирование, уплачивать пошлины. При этом ввоз товара из стран таможенного союза отличается от импорта из третьих стран порядком уплаты НДС и правилами подготовки документов. Читайте в статье, как оформить импорт товаров из Казахстана и заплатить налоги.

Правила ввоза товара в РФ

Правила, которые применяются при начислении НДС по товарам, перевозимым на территорию РФ, определяет факт наличия таможни на госгранице. Начисление налога происходит в момент ввоза товаров.

Процедура расчёта и уплаты отчислений подчиняется таможенному законодательству. Налог уплачивается в адрес таможенной службы.

Между рядом государств, которые ранее входили в состав Советского Союза, таможня была упразднена.

Эти государства были объединены в ЕАЭС – Евразийский экономический союз. Теперь импорт и экспорт товаров через границы стран-участниц этого договора следуют единым правилам взаимодействия.

Эти правила были изложены в договоре о ЕАЭС, который был заключён в Астане в 2014 году.

С ознакомиться с текстом договора можете на нашем сайте.

При импорте из Казахстана, а также при ввозе товаров в Казахстан из России, в отношении НДС теперь актуальны следующие таможенные правила:

  • с учётом отсутствия таможни, импортер обязуется самостоятельно высчитывать НДС и осуществлять его выплату;
  • расчёт налоговой базы осуществляется с учётом стоимости экспортируемой продукции;
  • цена, которая указывается в иностранной валюте, пересчитывается по курсу на дату принятия товара к учёту;
  • оптимальный срок – 20 число месяца, который следует за месяцем, когда был осуществлён ввоз экспортной продукции. Если окончание срока совпадает с выходным или праздничным днём, то для РФ возможно смещение на другое число, которое отвечает ближайшему буднему дню.

Более подробно с правилами можно ознакомиться по ссылке.

А также рекомендуется ознакомиться со статьей 6.1 НК РФ.

Смотрите в видео: оформление товара при импорте из стран ЕАЭС.

Читайте на нашем сайте: список запрещенных товаров для ввоза в Россию.

Поставка товара из Казахстана в Россию пошаговая инструкция
Рассмотрение контракта
Образец заполнения паспорта сделки
Пример формы инвойса
Пример коносамента
Пример сертификата происхождения

Состав формируемой при ввозе из ЕАЭС отчетности

Создаваемую при импорте из стран ЕАЭС отчетность отличает (п. 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС):

  • появление уникальной для этой ситуации формы отчета — заявления о ввозе товаров (утверждено протоколом «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов ЕАЭС…» от 11.12.2009);
  • применение налоговой декларации особой формы КНД 1151088 (утверждена приказом ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/[email protected]);
  • возникновение обязанности вместе с заявлением и декларацией подать документы, подтверждающие осуществление уплаты налога и сведения, внесенные в заявление как в части данных о поставщике, так и в отношении исчисления НДС.

Конкретный набор подтверждающих документов зависит от условий, в которых выполняется поставка. Как правило, среди них оказываются договор (поставки или посреднический) и товаросопроводительные документы. Может иметь место счет-фактура и информационное сообщение, содержащее сведения о третьем участнике договора, если такой участник есть.

Заполнить декларацию по косвенным налогам при импорте из ЕАЭС вам помогут рекомендации от экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

Порядок процедуры оплаты НДС

Когда товары ввозятся на территорию России, НДС оплачивается импортёром. Это касается всех, кто делает покупки в России.

Отличие заключается в том, что при транспортировке продукции из государств, которые не относятся к странам-участницам таможенного союза, налог выплачивается при прохождении таможенного контроля.

При импорте из ЕАЭС деньги перечисляются предпринимателем в бюджет посредством ФНС.

Это касается товаров, которые были произведены на территории государств, являющихся членами ЕАЭС, и пускаются в свободное обращение на территории Евразийского экономического союза.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1: Нужно ли рассчитывать НДС по импортным товарам из Казахстана, если Организация находится на упрощенке?

Ответ: Организации независимо от режима налогообложения платят НДС при импорте товаров из ЕАЭС и сдают в ФНС декларацию. Но принять к вычету НДС могут только компании на ОСНО. Но имеется перечень импорта, который освобожден от НДС при ввозе в РФ (ст. 150 НК РФ).

Вопрос №2: Нужно ли сдавать декларацию по НДС, если не было операций по импортным товарам?

Ответ: Специальная декларация должна сдаваться ежемесячно. Такую декларацию по НДС сдавать не нужно, если в течение месяца:

  1. не принимался импорт к учету
  2. не наступал срок платежа по лизингу в соответствии с договором

Как рассчитывается налог

Цена продукции, которая импортируется в Россию, может быть определена по договору купли-продажи. Учитывается цена сделки, которая отражается в договоре, и та, которая платится продавцу покупателем. Налоговая база по НДС не увеличивается на фоне наличия расходов на перевозку товаров.

Итоговая налоговая сумма, которая выплачивается в бюджет, может быть рассчитана по следующей формуле:

цена ввозимой продукции + акцизы (актуально для подакцизной продукции) х налоговая ставка (10–18%).

Вероятность ошибки

Налоговая сумма выставляется продавцом по документации, в соответствии с действующим законодательством.

На этом фоне человек, приобретающий товары, определяет НДС самостоятельно, и затем вносит оплаты в ФНС.

Налоговая база обязательно рассчитывается на дату, когда товары были приняты к учёту.

Исходить надо из конечной цены продукции. Если она приобреталась за инвалюту, то сумма в рублях может быть определена посредством пересчёта в валюте по курсу Центробанка. При этом учитывается дата, когда импортируемая продукция была принята к учёту.

Эта база умножается на налоговую ставку. Затем определяется сумма, которую требуется внести.

Ставки НДС при импорте товаров и услуг

Для налогообложения товаров или услуг, импортируемых из-за границы, применяются стандартные налоговые ставки – 0%, 10%, 18%. Для корректного использования нужного процента при таможенном оформлении и расчете НДС выполняются действия по предлагаемому алгоритму:

  • идентифицировать код товара по Единому таможенному тарифу ТС;
  • сопоставить код со списками товаров, учитываемых по 10%-ной ставке;
  • при отсутствии нужного кода в указанных перечнях, утвержденных Правительством РФ –используется ставка 18%.

Специфичностью исчисления и уплаты «импортного» НДС является то обстоятельство, что произвести требуемые расчеты необходимо до того, как предмет торговли покинет таможенный пост. Оплата НДС производится напрямую таможенному органу, в составе обязательных при очистке платежей.

Импортер самостоятельно определяет налоговую базу, код товара и сумму необходимого к уплате НДС. При возникновении проблематичной ситуации, когда таможня применяет более высокую налоговую ставку, нежели рассчитал декларант, импортер может обратиться в вышестоящую таможенную инстанцию.

На оплачивание НДС при составлении таможенной декларации импортеру дается 15 дней с той даты, когда груз пересек российскую границу. Каждый день опоздания с перечислением налога будет «стоить» покупателю 1/300 от ключевой ставки, умноженную на полную стоимость груза по декларации.

Учёт импортируемого товара из РК

Порядок представлен в табличке:

ОперацияДебетКредит
Цена товаров, которые импортируются из РК4261
Оплаченная импортируемая продукция6152
Налог начислен к оплате2069
Отдача выручки от продажи6390-2

Пример.

В июле ООО «Слон» произвело импорт в Россию из Казахстана продукции для дальнейшей перепродажи. Стоимость по договору поставки – 500,0 тыс. рублей.

Сумма НДС, которая была выплачена компанией в бюджет РФ, составила 90,0 тыс. р. (при налоговой ставке в 18%).

Внешнеторговый контракт с Казахстаном

Импорт из Казахстана


Хоть у России и Казахстана единая таможенная территория, законодательство стран не едино. При заключении договора поставки стороны должны определить право, применимое к заключенному договору, можно руководствоваться «Инкотермс».

ВЭД начинается с составления внешнеторгового контракта. Он учитывает законодательство обеих сторон сделки и включает:

  • наименования компаний сторон договора;
  • цель договора;
  • условия оплаты: валюту расчетов, сумму контрактов, сроки платежей, штрафы, ответственность за просрочку;
  • условия поставки;
  • порядок действий при форс-мажорах;
  • реквизиты организаций;
  • порядок разрешения споров.

Если какие-то условия были пропущены, их можно включить в дополнительное соглашение к договору.

По правилам, все пункты договора должны трактоваться однозначно и контракт должен быть составлен на двух языках — казахском и русском. У каждого контракта есть номер, место и дата подписания, они указываются в спецификациях.

Оплата по контракту может проходить в рублях или тенге, в любом случается для расчетов вам понадобится валютный счет. В банк представьте платежное поручение, справку о валютных операциях и другие документы, которые запросит банк.

Паспортов сделки больше нет, но контракты нужно регистрировать в банке. Причем только те, которые превышают лимит — 3 млн рублей для импорта в Россию и 6 млн рублей для экспорта.

Отчётность по НДС

Предприятие подаёт декларацию.

К ней прилагаются следующие документы:

  • заявление (4 экземпляра, бумажный и электронный варианты);
  • банковская выписка;
  • товаросопроводительная документация;
  • счёт-фактура;
  • договор на приобретение продукции;
  • договор посредника (при его заключении).

Вся документация предоставляется в виде ксерокопий, которые заверяются нотариально. Исключение составляет заявление – оно подаётся в оригинале.

Эти же требования актуальны при экспорте в Казахстан.

Обязательно проводится камеральная проверка. Если в ходе неё не выявляется никаких несоответствий, тогда инспекция обязуется проставить на всех экземплярах заявления отметку об оплате НДС. Срок – 10 дней.

Три экземпляра заявления с отметкой налоговая инспекция возвращает ходатайствующему лицу. Два экземпляра заявитель отдаёт экспортёру, один остаётся у него.

Нужно ли выписывать ЭСФ?

При реализации импортированного товара продавец обязан выписывать ЭСФ. Такая обязанность возникла у продавцов с 01.01.2019 г. Срок выписки ЭСФ для импортеров- до 20 числа последующего месяца.

При этом, продавать товар можно еще до того, как предоставлена налоговая отчетность и уплачен НДС на импорт.

И здесь необходимо учесть следующий нюанс: срок выписки ЭСФ для импортеров –до 20 числа, но для всех остальных продавцов из цепочки (купивших товар у импортера) -15 календарных дней. При этом, если импортер затянет срок сдачи отчетности и уплату НДС на импорт, покупатель при дальнейшей реализации товара столкнется с трудностями при выписке собственной ЭСФ –у него не будет в наличии корректных данных:

  • номера строки;
  • кода ТН ВЭД;
  • регистрационного номера заявления.

Поэтому импортеру желательно либо оперативно предоставить отчетность после продажи товара, или воздержаться от продажи до сдачи отчетности.

Изменения в законодательстве ЕАЭС

ТКЕАЭС вступил в силу 01.01.2018. Новый документ призывает обеспечить единое таможенное регулирование на территории ЕАЭС, создание приемлемых условий для участников внешнеэкономической деятельности, а также упрощение прохождения таможенных формальностей.

  • предоставление возможности участникам воспользоваться отсрочкой оплаты ввозных таможенных пошлин (срок – не более 30 дней);
  • предъявление декларации на продукцию без документации, которая подтверждает заявленные сведения;
  • усовершенствование института уполномоченного экономического оператора;
  • предоставление возможности внесения дополнений в декларацию на продукцию.

Более подробно с изменениями можно ознакомиться по ссылке.

Документы для таможенного оформления

Список документов для таможенного оформления:

  • паспорта директора и главного бухгалтера;
  • учредительная документация, а также документы по организации;
  • бухгалтерский баланс субъекта ВЭД за последний отчётный период;
  • устав компании;
  • приказ о назначении главбуха;
  • учредительный договор + изменения;
  • решение собрания о назначении директора;
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговой;
  • справки из банков.

Список дополнительных документов смотрите по ссылке.

Советуем посмотреть видео: процедура оформления таможенной пошлины на товары, импортируемые из стран ЕАЭС.

С 13 апреля 2021 года вводятся в действие Правила и условия применения освобождения от НДС при импорте товаров, по которым изменен срок уплаты косвенных налогов и исполнены требования (Правила), утвержденные Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 29 марта 2021 года № 262.

Данные Правила разработаны в соответствии с пп. 18) п. 1 ст. 399 Налогового кодекса РК и определяют порядок и условия освобождения от НДС при импорте товаров, по которым изменен срок уплаты косвенных налогов в соответствии с п. 10 ст. 49 Налогового кодекса РК и исполнены требования по исчислению и уплате НДС при экспорте товаров в ЕАЭС, установленные ст. 457 Налогового кодекса РК.

Импорт товаров на территорию РК с территории портовой свободной (специальной, особой) экономической зоны или логистической свободной (специальной, особой) экономической зоны освобождается от НДС при одновременном соблюдении условий:

1) если декларация по товарам (ДТ), предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС, оформлена отдельно от ДТ, не предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС;

2) если импортированные товары, отраженные в ДТ по товарам, предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС, в полном объеме вывезены с территории РК на территорию государств-членов ЕАЭС;

3) если в разделе G. «Данные по товарам работам, услугам» ЭСФ:

  • номер ДТ по товарам, предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС, отраженный в графе 15, соответствует 20-значному регистрационному номеру ДТ по товарам, предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС;
  • номер товарной позиции, отраженный в графе 16 ДТ по товарам, предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС, соответствует порядковому номеру товара, отраженному в графе 32 ДТ по товарам, предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС;

4) если в Заявлении о ввозе товаров:

  • номер и дата счета-фактуры, отраженные в графах 11 и 12, соответствуют номеру и дате, отраженных в разделе А. «Общий раздел» ЭСФ;

5) если сведения, отраженные в Заявлении о ввозе товаров на бумажном носителе, соответствуют сведениям, отраженным в Заявлении о ввозе товаров в электронной форме;

6) если количество Заявлений о ввозе товаров и ЭСФ соответствуют количеству ДТ по товарам, предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС, оформленных при импорте данных товаров;

7) если электронная версия Заявления о ввозе товаров поступила в информационную систему ОГД по каналам информационной связи в соответствии с Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов.

В случае выполнения условий декларант не позднее 3 рабочих дней до истечения срока, указанного в п. 10 ст. 49 Налогового кодекса РК, представляет в ОГД:

  • заявление на корректировку в произвольной форме ДТ по товарам, предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС, в части изменения способа оплаты с отсрочки платежа на освобождение от уплаты НДС;
  • копию на бумажном носителе ДТ по товарам, предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС;
  • копию на бумажном носителе ЭСФ;
  • копию на бумажном носителе Заявления о ввозе товаров;
  • договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним, на основании которых осуществлен экспорт товаров (копии на бумажных носителях);
  • копии на бумажных носителях товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС;
  • копию на бумажном носителе подтверждения уполномоченного государственного органа в области охраны прав интеллектуальной собственности о праве на объект интеллектуальной собственности, а также его стоимости - в случае экспорта объекта интеллектуальной собственности.

В сучае несоблюдения вышеуказанных условий НДС на импортированные товары подлежит уплате с начислением пени со срока, установленного для уплаты НДС на импортированные товары, в порядке и размере, определенном таможенным законодательством ЕАЭС и (или) РК.

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

НДС: нововведения 2021 года

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

Ввоз продукции или получение услуг от иностранных контрагентов – операции, облагаемые НДС в обязательном порядке. статус российского налогоплательщика при этом неважен – это и юридические лица, работающие по ОСН, и освобожденные от НДС субъекты экономической деятельности, и предприятия-«упрощенцы», применяющие специальные налоговые режимы.

Товары/услуги, поступившие из-за рубежа, облагаются НДС при совокупности выполняемых условий:

  • они будут перепроданы исключительно в границах российской территории;
  • иностранный контрагент-поставщик не выступает налоговым резидентом, не зарегистрирован в контролирующих структурах РФ.

Не начисляется НДС лишь на отдельные характерные группы товарной продукции:

  • изделия, поступившие по внешнеторговому договору, как безвозмездная помощь;
  • не создаваемое отечественными компаниями спецтехнологичное оборудование;
  • печатные издания и культурные раритеты для музеев, библиотек, архивов;
  • специфические модификации лекарственных препаратов.

Ставки НДС при импорте товаров и услуг

Для налогообложения товаров или услуг, импортируемых из-за границы, применяются стандартные налоговые ставки – 0%, 10%, 18%. Для корректного использования нужного процента при таможенном оформлении и расчете НДС выполняются действия по предлагаемому алгоритму:

  • идентифицировать код товара по Единому таможенному тарифу ТС;
  • сопоставить код со списками товаров, учитываемых по 10%-ной ставке;
  • при отсутствии нужного кода в указанных перечнях, утвержденных Правительством РФ –используется ставка 18%.

Специфичностью исчисления и уплаты «импортного» НДС является то обстоятельство, что произвести требуемые расчеты необходимо до того, как предмет торговли покинет таможенный пост. Оплата НДС производится напрямую таможенному органу, в составе обязательных при очистке платежей.

Импортер самостоятельно определяет налоговую базу, код товара и сумму необходимого к уплате НДС. При возникновении проблематичной ситуации, когда таможня применяет более высокую налоговую ставку, нежели рассчитал декларант, импортер может обратиться в вышестоящую таможенную инстанцию.

На оплачивание НДС при составлении таможенной декларации импортеру дается 15 дней с той даты, когда груз пересек российскую границу. Каждый день опоздания с перечислением налога будет «стоить» покупателю 1/300 от ключевой ставки, умноженную на полную стоимость груза по декларации.

НДС при импорте из стран ЕАЭС

При взаимном товарообмене с бывшими союзными государствами НДС на ввозимые товары либо услуги высчитывается по элементарной схеме, а уплата бюджетного сбора производится на казначейский счет территориальной налоговой инспекции.

Объект для обложения НДС в случае импорта из держав ЕАЭС определяется, как стоимость закупленной товарной массы, увеличенная на величину акцизного сбора (при необходимости). Моментом формирования налоговой базы назначается календарная дата, когда ввезенный товар оприходован складским учетом. Сумма НДС определяется простым перемножением стоимости купленной товарной продукции и нужного налогового тарифа.

По закрытии квартала, в котором совершались импортныесделки по перемещению товаров из ЕАЭС, российская компания-импортер (ИП) обязана предъвить фискальной инстанции декларацию по НДС. Документ должен быть сдан до 20 числа (включительно) месяца, идущего за отчетным периодом.

Важно: декларация по «импортному» НДС сдается в виде «бумажного» документа. Электронная отчетность применяется только теми налогоплательщиками, персонал которых превосходит численностью 100 человек.

Одновременно со сдачей декларации по НДС импортер обязан уплатить налог по банковским параметрам «своего» налогового подразделения. В платежном поручении применяется отдельный КБК для НДС при импорте из стран соседнего зарубежья.

НДС при импорте из стран, выходящих за пределы ЕАЭС

При ввозе на российскую территорию товаров/услуг из стран, не входящих в Евразийский союз, импортер обязан уплатить на таможне не только обязательные пошлины, но и НДС. Процедура начисления и уплаты налога регламентируется не только НК РФ, но и Таможенным кодексом.

Имейте в виду: НДС на таможне уплачивается не по итогам отчетного периода, а до завершения процедуры выпуска товара с таможенного поста.

Формула, по которой импортер рассчитывает сумму НДС к уплате, выглядит следующим образом:

НДС = (ТСт + ВТП + А) х Ст

где: Тст – стоимость товара, указанная в таможенной декларации;
ВТП – величина ввозной таможенной пошлины;
А – акцизный сбор (при необходимости);
Ст – ставка НДС (%, 10%, 18%).

Надо знать: если импортируемый товар не подлежит обложению таможенными пошлинами и акцизом, то сумма НДС определяется умножением таможенной стоимости на нужную ставку налога.

Во избежание конфликтов с таможенной службой из-за неверного исчисления налога импортеру целесообразно рассчитывать НДС отдельно по каждой группе товаров.

НДС при импорте услуг

Получение услуг от иностранного контрагента не требует документального оформления на таможенном посту. Юридическое или физическое лицо, выступающее в роли покупателя, является налоговым агентом и должно удержать у поставщика сумму НДС и перечислить ее в федеральный бюджет.

Документальным основанием для уплаты является контракт, в котором необходимо прописать условие, что сумма НДС входит в общую стоимость предоставленной услуги. Если такой оговорки в договоре нет, то импортер обязан будет уплатить НДС сверх суммы контракта, за свой счет.

Если работы и услуги, выполненные иностранным партнером, подпадают под действие ст. 149 НК РФ и не облагаются НДС, то импортер освобождается от обязанностей налогового агента – ни рассчитывать, ни перечислять налог в бюджет он не должен. Однако за ним сохраняется обязанность предоставить в налоговый орган по месту своей регистрации декларацию по НДС с заполненным разделом 7.

Право на налоговый вычет по НДС

По общеустановленному правилу, налогоплательщики, уплатившие на таможенном посту НДС, имеют возможность заявить в декларации вычет на сумму уплаченного налога. Предоставление вычета гарантируется при наличии следующих критериев:

  • ввозимые товары будут использоваться на российской территории в сделках, облагаемых НДС;
  • импортируемые изделия будут в дальнейшем перепроданы;
  • налоговый вычет может быть заявлен российской компанией только в том квартале, когда товар поставлен на учет;
  • поступление импортного товара подтверждено инвойсом, контрактом либо таможенной декларацией;
  • уплата НДС удостоверяется первичными документами, полученными на таможне.

Если в роли импортера вступает хозяйствующий субъект, освобожденный от НДС или функционирующий на спецрежиме, то налоговый вычет не применяется. Уплаченный на таможне НДС будет учтен в номинальной цене товара при его оприходовании и последующей реализации.

Информация о поступивших импортных товарах/услугах подлежит занесению в книгу покупок с указанием суммы НДС. Предпосылкой для регистрации факта покупки является произведенная оплата налога и заверенное налоговым органом заявление об импорте.

Документы для подтверждения права на вычет НДС

Исходными документами, разрешающими импортеру заявлять вычет НДС, являются:

  • внешнеторговый контракт с иностранным поставщиком;
  • счёт на оплату от поставщика (инвойс);
  • таможенная декларация – ГТД (копия);
  • выписки банка, удостоверенные дубликаты платежных ордеров.

Все документы, обоснующие заявление налогового вычета по НДС при импорте товаров, следует хранить не менее четырех лет.

Налоговый вычет при предоплате

В большинстве случаев при внешнеторговых поставках практикуется внесение предоплаты. При перечислении аванса за предстоящее поступление товара покупателем происходит уплачивание НДС с суммы предоплаты.

Во избежание дублирующего налогообложения НДС с внесенных авансов могут быть объявлены, как налоговый вычет, при таможенном оформлении товарной поставки и уплате конечной суммы НДС.

Многие российские компании предпочитают не заниматься таможенным оформлением импортных товаров самостоятельно, а перепоручают эту процедуру посредникам. Если НДС на таможне был оплачен третьим лицом, однако за счет средств импортера и по его поручению, то уплаченная сумма может быть зафиксирована, как налоговый вычет.

Новые правила подтверждения оплаты НДС по импорту из ЕАЭС в ФНО 328.00 с 23 мая 2021 года

Представление Заявления производится на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронной форме в соответствии с пунктом 3 статьи 456 Налогового кодекса, либо только в электронной форме согласно пункту 4 статьи 456 Налогового кодекса.

Порядок подтверждения факта уплаты косвенных налогов по Заявлениям, представленным на бумажном носителе и в электронной форме, либо мотивированного отказа в подтверждении

Отметка о подтверждении факта уплаты косвенных налогов проставляется во втором разделе Заявления и заверяется:

  • подписью должностного лица, проставившего отметку, с указанием его фамилии, имени и отчества (при его наличии), даты проставления отметки;
  • подписью руководителя (заместителя руководителя) органа государственных доходов, с указанием его фамилии, имени и отчества (при его наличии), даты подписи;
  • печатью органа государственных доходов.
Один экземпляр Заявления остается в органе государственных доходов, три экземпляра с отметками возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту) либо его законному или уполномоченному представителю (далее – представитель).
При этом налогоплательщик либо его представитель получают соответствующие три экземпляра Заявления под роспись в журнале регистрации заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Мотивированный отказ в подтверждении факта уплаты косвенных налогов производится органом государственных доходов в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления Заявления на бумажном носителе и в электронной форме путем направления налогоплательщику (налоговому агенту) мотивированного отказа в подтверждении факта уплаты косвенных налогов.

В мотивированном отказе в подтверждении указываются выявленные несоответствия (нарушения), а также обязанность представления налогоплательщиком Заявления с устранением нарушений в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты получения мотивированного отказа в подтверждении.


Порядок подтверждения факта уплаты косвенных налогов по Заявлениям, представленным только в электронной форме либо мотивированного отказа в подтверждении

Подтверждение органами государственных доходов факта уплаты косвенных налогов по Заявлениям, представленным только в электронной форме, заверенной электронной цифровой подписью, в соответствии с пунктом 4 статьи 456 Налогового кодекса, производится в течение 3 (трех) рабочих дней со дня его поступления путем направления налогоплательщику (налоговому агенту) уведомления о подтверждении факта уплаты косвенных налогов в электронной форме, заверенной электронной цифровой подписью должностного лица.

Мотивированный отказ в подтверждении факта уплаты косвенных налогов производится органом государственных доходов в течение 3 (трех) рабочих дней со дня поступления Заявления в электронной форме, заверенной электронной цифровой подписью, путем направления налогоплательщику (налоговому агенту) мотивированного отказа в подтверждении в электронной форме, заверенной электронной цифровой подписью должностного лица.

В мотивированном отказе в подтверждении указываются выявленные несоответствия (нарушения), а также обязанность представления налогоплательщиком (налоговым агентом) в органы государственных доходов Заявления с устранением нарушений в соответствии с пунктом 9 статьи 456 Налогового кодекса в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты получения мотивированного отказа в подтверждении.

Случаи подтверждения органами государственных доходов факта уплаты налога на добавленную стоимость по импортированным товарам либо мотивированного отказа в подтверждении

1. При отсутствии случаев, по которым выносится мотивированный отказ органами государственных доходов, производится подтверждение факта уплаты налога на добавленную стоимость по импортированным товарам согласно поданному заявлению о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – Заявление).

2. Мотивированный отказ в подтверждении факта уплаты налога на добавленную стоимость по импортированным товарам осуществляется в случаях:

1) непредставления документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 456 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс);

2) установления несоответствия сведений, указанных в Заявлении, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком документах, предусмотренных пунктом 2 статьи 456 Налогового кодекса;

3) несоответствия данных, указанных в Заявлении, представленном на бумажном носителе, данным Заявления, представленного в электронной форме, заверенной электронной цифровой подписью налогоплательщика;

4) несоответствия заполнения Заявления Правилам заполнения и представления налоговой отчетности «Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (форма 328.00)», утвержденным приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 20 января 2020 года № 39 «Об утверждении форм налоговой отчетности и правил их составления» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19897);

5) занижения размера облагаемого импорта и (или) сумм косвенных налогов по импортированным товарам, в связи с которым осуществляется корректировка размера облагаемого импорта;

6) неуплаты, а также уплаты не в полном объеме исчисленных сумм косвенных налогов, указанных в Заявлении.

Читайте также: