Ндс и льготный проезд

Опубликовано: 12.05.2024

Услуги

Автобусное предприятие выполняет пассажирские перевозки, которые не облагаются НДС (пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, т.е. по регулируемым маршрутам и по регулируемым тарифам). На период праздников в целях увеличения пассажиропотока была предоставлена скидка на проезд (с 20 рублей до 15 рублей.).

Вопрос

Не теряет ли предприятие при предоставлении скидки право на освобождение от НДС?

Ответ специалиста

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях данной статьи Кодекса услугами, освобождаемыми от налога на добавленную стоимость, признаются услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования при соблюдении следующего условия: перевозка пассажиров осуществляется по единым тарифам, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

В случае несоблюдения указанного условия оказываемые услуги услугами по перевозкам пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, освобождаемыми от НДС на основании пункта 2 статьи 149 Кодекса, не признаются.

7) услуг по перевозке пассажиров:

городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях настоящей статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

ст. 149, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018)

Таким образом, исполнитель в рамках государственного или муниципального контракта фактически оказывает услуги пассажирам по перевозке с применением тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке этими органами.

ФНС России от 05.09.2017 N СД-4-3/17592 "О применении освобождения от налогообложения НДС" (вместе с Минфина России от 02.08.2017 N 03-07-15/49579)

В связи свыше изложенным понимаем, что освобождение от НДС применяется только для тарифов установленных и утвержденных органами местного самоуправления, и если тариф в 15 рублей был утвержден органом местного самоуправления, то данная льгота сохраняется.

В данном приказе указаны предельно максимальные тарифы, комментариев про изменении тарифа в меньшую сторону ничего не сказано. Невозможно сделать вывод о применении освобождении от НДС по пп.7 п.2 ст.149 НК РФ при снижении тарифа с 19 руб. до 15 руб. Разъяснений по данному вопросу налоговых органов не найдено.

ПРИКАЗ от 16 октября 2015 г. N 19/1 ПРЕДЕЛЬНЫЕ МАКСИМАЛЬНЫЕ ТАРИФЫ НА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В ГОРОДСКОМ СООБЩЕНИИ В ГРАНИЦАХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Приказ Министерства энергетики и ЖКХ УР от 16.10.2015 N 19/1 "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом общего пользования в городском сообщении в границах населенных пунктов Удмуртской Республики"

Найден пример о перевозке пассажиров по своим тарифам.

Освобождение от уплаты НДС

Скажем несколько слов об освобождении от уплаты НДС. Оно предусмотрено для перевозок пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в определенном порядке (пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ). В нашем случае перевозчик организовал экскурсии по городу по своим собственным правилам, в том числе не по тем тарифам, которые ввели местные органы власти. Значит, льгота по НДС по указанному основанию нашему "экскурсоводу" не светит. Она в общем-то и не нужна, если предприниматель пользуется преимуществами спецрежима. Причем не обязательно "вмененки" или ПСНО, можно уплачивать единый налог при применении УСНО.

Статья: Экскурсия по городу как вариант перевозки пассажиров (Гордеева С.Н.) ("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 2)

Для получения точного ответа рекомендуем Вам обратиться в налоговый орган.

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в январе 2019 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 сентября 2018 г. N 03-07-07/62782 О применении НДС при реализации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования

Вопрос: Прошу дать письменный ответ по вопросу применения законодательства РФ о налогах и сборах в отношении следующей ситуации:

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению НДС услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях данной статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулирует Федеральный закон N 220-ФЗ. Из этого документа следует, что регулируемые перевозки делятся на два вида:

- регулярные перевозки по регулируемым тарифам. Таковыми являются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в определенном порядке;

- регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам. Таковыми являются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, предусмотренных перевозчиком. Органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать для отдельных категорий граждан льготы на проезд (ст. 20 Федерального закона N 220-ФЗ).

Порядок определения регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным, межмуниципальным и смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок предусмотрен ст. 15 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 220-ФЗ.

Положения Федерального закона N 220-ФЗ не содержат каких-либо требований по обоснованию, порядку установления, информирования пассажиров об изменении нерегулируемого тарифа.

Общие условия перевозок пассажиров и багажа автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг на объектах транспортных инфраструктур определяет Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав). Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные Уставом, устанавливаются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Кроме того, к отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, применяются также положения законодательства РФ о защите прав потребителей (ч. 4 ст. 1 Устава).

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Устава регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади (ч. 1 ст. 20 Устава).

При осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, перевозчики самостоятельно устанавливают тариф, при этом в случае применения разных систем налогообложения, размер тарифа каждого перевозчика может существенно отличаться, что противоречит п. 2 ст. 426 ГК РФ, в котором говорится, что цена товаров, работ или услуг в публичном договоре должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.

Так, например, перевозчики и индивидуальные предприниматели, получившие не более 20 или не более 100 карт маршрута регулярных перевозок и применяющие УСНО (ЕНВД, патент) не учитывают в нерегулированном тарифе налог на добавленную стоимость в размере 18 (20) процентов, в отличие от перевозчиков, находящихся на основной системе налогообложения и утративших право на льготу по НДС на основании пп. 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса. Разница в нерегулируемом тарифе, утверждаемым разными перевозчиками при этом будет составлять 18-20%, что является существенной величиной не в пользу предприятий перевозчиков, находящихся на общей системе налогообложения.

В городе в настоящее время установлен тариф в 22 рубля (октябрь 2017 года). При начале деятельности по перевозке пассажиров согласно 220-ФЗ нерегулируемый тариф будет составлять с учетом НДС 26,40 руб. и это без учета роста цен на топливо и запасные части в 2018 году. Данное увеличение стоимости проезда целиком ляжет на население города, при этом перевозчик не будет иметь никаких дополнительных доходов для пополнения парка транспортных средств, оборудования и развития бизнеса. Одновременно с этим возрастет сумма субсидии (компенсации) за услуги по перевозке отдельных льготных категорий жителей края на сумму НДС 18 (20) процентов, компенсируемой перевозчику из краевого бюджета УСЗН. Все вышеназванные обстоятельства могут привести к нежелательному резонансу, как при попытке отмены социальных льгот для населения в городе в январе 2016 года.

Таким образом, конкурентоспособность крупного предприятия-перевозчика будет возможна только при сохранении льгот по налогу на добавленную стоимость.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с п. 1 ст. 21 Кодекса прошу разъяснить:

1. Рассматривается ли в перспективе возможность сохранения льготы по пп. 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса для пассажирских регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на основании ст. 17 220-ФЗ от 13.07.2015 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации".

2. Возможно ли при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам для перевозчиков, находящихся на общей системе налогообложения использовать тариф, утвержденный для регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам для муниципального транспортного предприятия, установленных органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

3. Будет ли сохранено право на льготу по НДС для перевозчика, находящегося на ОСНО в случае отказа от права устанавливать нерегулируемый тариф. При этом оказывать услуги по регулярным перевозкам по нерегулируемым тарифам при применении регулируемого тарифа, установленного органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для муниципального транспортного предприятия, с одновременным предоставлением всех льгот на проезд для отдельных категорий граждан.

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях данной статьи Кодекса услугами, освобождаемыми от налога на добавленную стоимость, признаются услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования при соблюдении следующего условия: перевозка пассажиров осуществляется по единым тарифам, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

В случае несоблюдения указанного условия оказываемые услуги услугами по перевозкам пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, освобождаемыми от НДС на основании пункта 2 статьи 149 Кодекса, не признаются.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации", которым предлагается внести в действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах изменение, предусматривающее установление освобождения от налогообложения НДС в отношении выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

НДС не уплачивается в отношении услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в т. ч. маршрутного). Условие - перевозка пассажиров производится по единым тарифам, установленным местными властями, в т. ч. с предоставлением всех льгот на проезд.

Планируется ввести освобождение в отношении работ, связанных с регулярными перевозками пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.

Зато он уменьшит базу по налогу на прибыль

Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в отношении расходов по проезду работников к месту проведения отпуска и обратно, к вычету не принимаются.

Такую позицию Минфин обосновал тем, что услуги по проезду работников к месту проведения отпуска и обратно не используются для операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Однако, не все так плохо: фактические расходы по проезду работников к месту проведения отпуска и обратно, соответствующие положениям п. 7 ст. 255 НК РФ, не просто включаются в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а с учетом сумм налога на добавленную стоимость, сообщает Минфин (Письмо от 10 июня 2008 г. N 03-07-11/224).

Комментарии

  • 12.04.2021 Нюансы применения вычетов по НДС для зарубежных филиалов российских компаний
  • 17.02.2021 Отельеры смогут учитывать комиссию Booking.com и НДС за нее в качестве расходов или оформлять вычет
  • 19.11.2019 Российским IT-компаниям облегчат получение вычета по НДС при сделках с иностранными IT-фирмами

  • 13.06.2019 Как подтвердить расходы на проезд в командировку, если посадочный талон электронный
  • 27.10.2017 Работник возвращается из командировки в выходной: как оплачивается ему этот день?
  • 20.10.2017 Как подтвердить командировочные расходы, если оплата была произведена платежной картой?

Cтатьи по теме:

  • 04.03.2021 Ты добросовестный налогоплательщик? Тогда для тебя сроки возмещения НДС сократятся
  • 27.01.2021 С уплаты ЕНВД на ОСНО: про НДС и не только…
  • 17.12.2020 Можно ли принимать к вычету НДС по расходам на тестирование на COVID-19 по кассовым чекам?

  • 04.02.2020 Возмещение сотруднику платы за выбор места в самолете – командировочный расход или нет
  • 31.07.2019 Суточные при командировке
  • 11.02.2019 Новшества в учете командировочных расходов

Мнения

Ускова Алена

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Муратова Алиса

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Лысенков Антон

Обновлён порядок ведения госреестров

Судебные дела:

Налоговый орган доначислил налогоплательщику недоимку по НДС, начислил пени и штраф, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС и получении необоснованной налоговой выгоды путем составления фиктивного документооборота при отсутствии реальности осуществления хозяйственных операций по взаимоотношениям со спорным контрагентом.

Итог: дело передано на новое рассмотрение, 15.03.2021

Начислены налог на прибыль, НДС, пени, штраф ввиду неисчисления НДС по услугам по обработке информации, необоснованного отнесения к расходам остаточной стоимости неотделимых улучшений арендованного имущества.

Итог: требование удовлетворено, так как не доказано, что налогоплательщику фактически оказывались услуги по обработке информации, признак безвозмездности передачи неотделимых улучшений имущества аренд 01.03.2021

Налоговый орган начислил НДС и штраф по ст. 126 НК РФ, ссылаясь на непредставление предпринимателем документов, подтверждающих взаимоотношения со спорными контрагентами (счетов-фактур, заявленных им в книге покупок).

Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку суммы, отраженные в книге покупок и в счетах-фактурах, абсолютно разные и оснований полагать, что предприниматель допустил техническую оши

Расходы, понесенные в связи с оплатой чартерных рейсов, не являются расходами, связанными с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода. Кроме того, оплата проезда директора организации в период нахождения в отпуске, не связана с его трудовой деятельностью в связи с чем, такие расходы не должны учитываться для целей налогообложения.

  • 17.02.2011 Что касается других документов, которыми должна оформляться командировка в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 n 1 (в частности, приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (формы n Т-9 и Т-9а) и служебное задание (форма n Т-10а)), то их наличие и оформление определяется внутренним документооборотом организации и для документального подтверждения в целях налогообложения прибыли организаций не является обязательны
  • 28.01.2010 Командировочные расходы не учитываются в первоначальной стоимоти основного средства

  • Федеральная налоговая служба (ФНС) разъяснила порядок применения льготы по налогу на добавленную стоимость для путевок в санаторно-курортные и детские учреждения, являющиеся бланками строгой отчетности.

    Это разъяснение было получено в ответ на запрос председателя экспертного совета по туризму при Комитете по социальной политике, члена Совета Федерации Игоря Фомина. Он сообщил порталу "Интерфакс-Туризм", что получил обращения от общественных организаций в сфере туризма о том, что территориальные налоговые органы требуют уплаты НДС на путевки санаторно-курортных организаций и детских оздоровительных лагерей, не имеющих медицинской лицензии.

    Документ: Запрос председателя экспертного совета по туризму при Комитете по социальной политике, члена Совета Федерации Игоря Фомина (стр.1, стр.2)

    "В соответствии с подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности", — говорится в ответе главы ФНС Михаила Мишустина

    Документ: Ответ ФНС на Запрос экспертного совета по туризму при Комитете по социальной политике ( стр.1 , стр.2 )

    Как уточняет глава ФНС, операции, указанные в статье 149 Кодекса, не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 149 Кодекса). При этом федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность не упоминает организацию отдыха.

    "Кроме того, согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.11.2007 № 32262/МЗ-14, доведенному до налоговых органов письмом ФНС России от 17.01.2008 № ШС-6-03/28@, оздоровительные организации могут быть созданы в виде пансионатов, домов отдыха, заповедников, спортивно-оздоровительных организаций и иных формах, которые не относятся к организациям здравоохранения, осуществляющим свою деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность. Учитывая изложенное, для применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг организаций отдыха, оформленных путевками (курсовками), являющимися бланками строгой отчетности, лицензия не требуется", — говорится в письме главы ФНС.

    И.Фомин, комментируя ответ ФНС, подчеркнул, что он однозначно трактует освобождение от налога на добавленную стоимость услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей. "Для получения льготы услуги должны быть оформлены путевками (курсовками), являющимися бланками строгой отчетности. И это единственное условие. Данная позиция ФНС очень важна для санаторно-курортной отрасли и граждан, так как освобождение от НДС означает сохранение возможности приобретения путевок по более низким ценам", — сказал сенатор.

    Источник: ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ, 22/06/2018


    Юридическое агентство «Персона Грата» оказывает правовую поддержку туристическим компаниям в следующих вопросах:

    - Оперативные юридические консультации – от 3 000 руб.
    - Семинары и вебинары по вопросам изменений законодательства 2017-2018
    - Услуги по регистрации/перерегистрации предприятий и фирм
    - Договоры для турфирм: готовые формы, индивидуальная разработка, аудит и корректировка
    - Аутсорсинг: юридическое и бухгалтерское обслуживание туристических компаний
    - Досудебное производство: подготовка претензий, исковых заявлений и прочих процессуальных документов
    - Суд. Арбитраж: ведение дел, исполнительное производство, защита от взыскания

    Елена Космакова

    Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

    Что такое льгота по НДС

    Строго говоря, в российских законах нет определения понятия “налоговая льгота”. В НК РФ нет единого списка льгот или послаблений по НДС. Часто специалисты относят к льготам по этому налогу право переносить убытки прошлых лет на будущие периоды или возможность не начислять НДС при оказании услуг вне территории России. Но все же главная льгота по налогу на добавленную стоимость — это освобождение от его уплаты снижение налоговой ставки.

    Льготы, как правило, даются конкретным категориям налогоплательщиков и не могут быть индивидуальными. Еще один нюанс: применение такой льготы — не обязательно. Налогоплательщик может в какой-то период не пользоваться ею или вовсе отказаться от льгот по НДС, если ему это выгодно (пп. 1–2 ст. 56 НК РФ).

    Есть закрытый список операций, которые освобождаются от налогообложения (ст. 149 НК РФ). А еще налогоплательщик может освободиться от уплаты НДС через ходатайство в налоговую при соблюдении определенных условий. Один из главных критериев в этом случае — выручка ниже 2 млн рублей за последние 3 календарных месяца. Расскажем обо всем по порядку.

    Операции, не облагаемые НДС

    Список необлагаемых операций. Закрытый перечень операций, освобожденных от НДС, приведен в пп. 1-2 ст. 149 НК РФ. Правда специалисты называют льготными лишь некоторые из перечисленных в нем операций, ведь освобождение от НДС по этому списку может получить любое предприятие, а не конкретные категории налогоплательщиков. Но сути это не меняет, платить НДС с операций этого списка не нужно.

    В список входят операции по аренде нерезидентам, продажа медицинских товаров и медицинских услуг, перевозки пассажирским транспортом, ритуальные услуги, продажа товаров религиозного значения и другие — всего более 70 пунктов.

    Необходимые документы. Чтобы получить льготу и не платить НДС по этим операциям, надо иметь разрешительные документы — прежде всего лицензию, так как большинство операций, освобожденных от НДС, связаны с лицензируемыми видами деятельности. Еще один документ, который понадобится для применения льготы — регистрационные удостоверения на медицинские товары. И лицензия, и регистрационные удостоверения не должны быть просроченными. Также налоговая может затребовать счета-фактуры без выделенной части НДС, договоры с контрагентами и другие документы (пп. 2 и 6 ст. 88 НК РФ).

    Важно! Освобождение от НДС по операциям из списка в ст. 149 НК РФ в большинстве случаев не касается посредников, которые работают в интересах третьих лиц по агентскому договору или договору комиссии. Такие агенты уплачивают полную ставку налога со своего гонорара. Подробнее см. п. 7 ст. 1149 НК РФ.

    Добровольное применение льгот. Иногда льготы по НДС невыгодны компании, и тогда от некоторых ненужных “послаблений” можно отказаться. Налогоплательщик не вправе платить НДС по операциям в пп. 1-2 ст. 149 НК РФ. Но по операциям из п. 3 он может не пользоваться предоставленной отменой налога. Для этого надо отказаться от права на льготу на срок не менее года (ст. 56 НК РФ) и подать в налоговую заявление об этом до начала нового квартала.

    Освобождение от уплаты НДС

    Условия освобождения. Компания или ИП могут освободиться от уплаты НДС, если они выполняют следующие условия (ст. 145 НК РФ):

    • возраст организации или ИП — не меньше 3 месяцев;
    • прибыль бизнеса без НДС за 3 предыдущих календарных месяца подряд — не больше 2 млн рублей;
    • компания или ИП не работает с подакцизными товарами.

    Но даже если налогоплательщик выполняет эти условия и при этом работает как налоговый агент или занимается импортом, он не может освободиться от НДС.

    Порядок освобождения. Чтобы перестать платить НДС, ИП и компании подают в налоговую:

    • уведомление по форме, утвержденной приказом Минфина от 26.12.2019 №286н;
    • журнал счетов-фактур и его копию;
    • выписку из бухбаланса от компании или КУДиР от ИП;
    • выписку из книги учета покупок и продаж.

    Льготы по НДС

    Документы подают в налоговую не позднее 20 числа месяца, в котором налогоплательщик претендует на освобождение. Сделать это можно в любое время — не обязательно в начале квартала или года.

    Продление освобождения. Освобождение дается на 12 месяцев. Если к концу “свободного” года вы хотите продлить освобождение, действуйте по прежней схеме: проверьте, сохраняется ли у вас право не платить НДС, и подайте в ФНС такой же набор документов.

    Чиновники проверят, не было ли в течение прошедшего года превышений допустимого дохода: для этого они смотрят и на предшествующие 12-месячному периоду месяцы. Если за 3 месяца подряд выручка превысила 2 млн рублей или появились продажи подакцизных товаров, то право на освобождение от НДС теряется. Если же условия соблюдаются, то чиновники продлят освобождение.

    Утрата освобождения от НДС. Если вы хотите снова работать с НДС, то отказаться добровольно от полученной льготы можно только через 12 месяцев после ее получения (п. 4 ст. 145 НК РФ). А в этот период, даже если вы начнете выставлять покупателям счета-фактуры с НДС, вы все равно не сможете принять к вычету входной НДС.

    Потерять право на льготу можно, только если вы нарушили условия освобождения: заработали больше 2 млн рублей за 3 месяца подряд или начали торговать подакцизными товарами. Тогда вы снова становитесь плательщиком НДС с того месяца, в котором произошло нарушение (п. 5 ст. 145 НК РФ, Письмо Минфина от 06.05.2010 № 03-07-14/32).

    Подготовка к освобождению от НДС. В бухучете придется восстановить НДС, который прежде был принят к вычету по материальным и нематериальным активам, а также по основным средствам — с их остаточной стоимости. Это надо сделать в последнем налоговом периоде перед освобождением.

    Если НДС с авансов покупателей уплачен, можно оформить его к возврату, договорившись с покупателем. Если покупатель не идет вам навстречу, при отгрузке выставляйте счет-фактуру с выделенным НДС. В период освобождения от налога вы уже не сможете принять к вычету НДС, который уже уплатили с авансов.

    Обязанности в период освобождения. Освобожденный по заявлению от НДС налогоплательщик:

    • не рассчитывает и не платит НДС по внутренним операциям;
    • не сдает декларацию по НДС;
    • не ведет книгу покупок, которая ведется для расчета вычетов, а при освобождении от НДС нет права на вычеты;
    • выставляет покупателям счета-фактуры без выделения НДС, но с записью “без НДС”, регистрирует эти документы в книге продаж;
    • входной НДС, который предъявили поставщики, включает в стоимость купленных товаров;
    • у освобожденного от НДС лица сохраняется право выставлять покупателю счета-фактуры с НДС, но тогда он должен уплатить этот налог и сдать декларацию по итогам квартала.

    Если вы работаете с НДС, ведите учет в веб-сервисе для малого и среднего бизнеса Контур.Бухгалтерия. Сервис не только рассчитывает НДС, но и дает советы по снижению налога. В нем можно вести учет, начислять зарплату, сдавать отчетность онлайн и пользоваться другими инструментами для бухгалтера и директора. Для всех новичков первые две недели работы бесплатны.

    Читайте также: