Ндс доля в бюджете

Опубликовано: 13.05.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сайдулаев Д.Д.

В статье рассмотрено роль и значение НДС в бюджетной системе России, проведен анализ поступлений налога на добавленную стоимость в бюджетную систему России, показана роль НДС в формировании доходов федерального бюджета и проанализирована динамика поступления в бюджет НДС.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сайдулаев Д.Д.

ANALYSIS OF VALUE ADDED TAX RECEIPTS IN THE RUSSIAN BUDGET SYSTEM

The article considers the role and significance of VAT in the Russian budget system , analyzes the value-added tax receipts in the Russian budget system , shows the role of VAT in the formation of Federal budget revenues , and analyzes the dynamics of VAT receipts in the budget.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИИ»

АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В

БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИИ

Д.Д. Сайдулаев, канд. экон. наук, доцент Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

Аннотация. В статье рассмотрено роль и значение НДС в бюджетной системе России, проведен анализ поступлений налога на добавленную стоимость в бюджетную систему России, показана роль НДС в формировании доходов федерального бюджета и проанализирована динамика поступления в бюджет НДС.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, доходы бюджета, бюджетная система, доля в структуре доходов.

Самая главная функция, которую выполняет налог - фискальная, которая состоит в том, что с помощью налогов у государства появляются средства для осуществления своих функций. В таблице 1

представлены сведения о величине, поступившего в консолидированный бюджет, НДС за 2016-2018 гг. а также то, какую часть налог на добавленную стоимость занимает в доходах бюджета.

Таблица 1. Доля налога на добавленную стоимость в доходной части бюджета России в 2016-2018 гг.

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Темп прироста, %

Общие доходы бюджета России, млрд. руб. 28 182 31 047 37 320 10,17 20,20

Налоговые доходы бюджета России, млрд. руб. 16 308 19 277 23 601 18,21 22,43

Объем НДС в бюджете России, млрд. руб. 4 571 5 138 6 017 12,40 17,11

Доля НДС в доходах бюджета России, % 16,22 16,55 16,16 - -

Доля НДС в налоговых доходах бюджета России, % 28,03 26,65 25,49 - -

Из таблицы видно, что величина доходов за 2016-2018 гг. увеличивается, и даже больше 60% общего дохода формируются за счет налогов. Их величина выросла с 16308 млрд руб. в 2016 году до 236001 млрд руб. 2018 году, то есть, за два года увеличилась на 44,7%.

Налог на добавленную стоимость занимает основную часть налоговых доходов. Величина этого налога в период с 2016 по 2017 года увеличилась и составляет 5138 млрд руб., а в 2018 году - 6017 млрд руб. То есть с 2016 по 2017 гг. увеличилась на 13,4%, а с 2017 по 2018 гг. составляет 17,1%.

Увеличение налоговых доходов связано с тем, что налог на добавленную стоимость, представляя собой налог на конечное потребление, своими факторами влияет на изменение динамики его налоговой базы, например, уровнем инфляции, удорожанием импортной продукции и т.д. Также причиной увеличения налоговых доходов является совершенствование налогового администрирования налога на добавленную стоимость. Доля НДС В консолидированном бюджете высока и в сумме налоговых доходов составляла 26%.

На рисунке 1 наглядно представлено изменение объема налог на добавленную стоимость в бюджете РФ.

Рис. 1. Изменение объема налога на добавленную стоимость в бюджете России в 20162018 гг., млрд. руб.

Операции по реализации товаров работ пления налога на добавленную стоимость. и услуг на территории РФ и по ввозу това- В таблице 6 отражено изменение поступ-ров на территорию РФ определяют посту- ления налога от этих операций.

Таблица 2. Объем поступления налога на добавленную стоимость в бюджет России по видам операций в 2016-2018 гг., млрд. руб._

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Темп прироста, %

НДС от ввоза товаров на территорию России 1 913 2 068 2 442 8,10 18,09

НДС от реализации товаров, работ, услуг на территории России 2 658 3 070 3 574 15,50 16,42

Всего 4 571 5 138 6 017 12,40 17,11

На рисунке 2 представлена структура налога, поступающего в бюджет.

2016 г. 2017 г. 2018 г.

■ НДС по реализации товаров, работ, услуг в РФ

■ НДС по ввозу товаров в РФ

Рис. 2. Структура поступления налога на добавленную стоимость в бюджет России по

видам операций в 2016-2018 гг., %

Данные показывают, что реализация организациями и индивидуальными предпринимателями товаров, работ, услуг на территории РФ, способствовали тому, что более 50% налога на добавленную стоимость поступает в бюджет. Величина налога в 2016 году составляла 2658 млрд руб., а в 2017 году выросла на 15,5%, 2018 году-на 16,4% и составила 3574 млрд руб. По операциям, осуществляемым на территории РФ, увеличению способствует рост налоговой базы. Доля этого налога выросла с 58,15% в 2016 году до 59,75% в 2017 году, а в 2018 году снизилась и составляла 59,40%.

Такая значительная доля налога на добавленную стоимость позволяет судить о нём как о налоге с определяющей ролью, поступающего от экономических субъектов. Также положительное изменение имеет поступление налога на добавленную стоимость по ввозу товаров на территорию РФ в 2016-2018 годах. Положительному изменению способствовало увеличение стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ. Удельный вес налога, поступившего по ввозу товаров, составляет в 2018 году 40,59%.

0,01 5°3° 73,34 0,17 17 13 3,8

0,004 5,87 72,56 0, 80 4,4

0,01 5,17 72,50 0, 32 17,98 3,

НДС по реализации ТРУ (передаче для собственных нужд) по ставке 10% НДС по реализации ТРУ (передаче для собственных нужд) по ставке 10/110 НДС по реализации ТРУ (передаче для собственных нужд) по ставке 18% НДС по реализации ТРУ (передаче для собственных нужд) по ставке 18/118 I НДС при выполнении СМР

| НДС с суммы полученной частичной оплаты

I Суммы НДС, подлежащая восстановлению

Рис. 3. Структура поступления налога на добавленную стоимость в бюджет России в отношении реализации товаров, работ, услуг на территории России по видам объектов обложения в 2016-2018 гг., %

Данные свидетельствуют о том, что основным источником поступления налога являются операции по реализации товаров, работ и услуг, которые облагаются по ставке 18%. Удельный вес превышает 70%. Удельный вес налогов с суммы полученной оплаты, частичной оплаты в счет

предстоящих поставок, составляет по итогам 2018 года 17,13% что немного ниже величины в 2016 году, но больше величины в 2017 г. Удельный вес налогов от остальных операций в данной структуре составляет меньше 1%.

Таблица 3. Объем поступления налога на добавленную стоимость в бюджет России по

видам экономической деятельности в 2016-201 8 гг., млрд. руб.

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. снижения, %

Обрабатывающие производства 1 579 1 673 1 866 5,94 11,54

Торговля оптовая и розничная 1 411 1 477 1508 4,68 2,10

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 312 477 257 52,72 -46,12

Транспорт и связь 258 420 752 63,2 79,05

Строительство 351 353 397 0,74 12,46

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 265 315 313 18,79 -0,63

Добыча полезных ископаемых 149 214 516 43,79 141,12

Деятельность финансовая и страховая 102 88 82 -13,71 -6,82

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 37 43 50 15,59 16,28

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 59 26 16 -55,93 -38,46

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное 16 22 18 35 -18,18

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство 15 13 17 -10,81 30,77

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 10 8 8 -14,74 0,00

Образование 8 7 8 -6,33 14,29

Остальные виды экономической деятельности 1 1 209 -98,83 20 800,00

Всего 4 571 5 138 6 017 12,4 17,11

На рисунке 4 представлена структура поступления налога по видам экономической деятельности.

В 2020–2022 годах федеральный бюджет получит более 2 трлн руб. от повышения ставки НДС до 20%, которое вступило в силу с этого года: в 2020 году — 639 млрд руб., в 2021-м — 686 млрд руб., в 2022 году — 737 млрд руб.

Это следует из обновленных проектировок Минфина, содержащихся в проекте федерального бюджета на следующие три года, с которыми ознакомился РБК.

Минфин провел факторный анализ ожидаемых поступлений от НДС, выделив эффекты расширения налоговой базы в результате роста номинального ВВП, усиления администрирования этого налога Федеральной налоговой службой (ФНС) и повышения ставки на 2 п.п.

Таким образом, рост дополнительных поступлений исключительно от повышения ставки НДС (более 7% ежегодно в 2021 и 2022 годах) превысит инфляцию (по 4% ежегодно), то есть эти дополнительные доходы будут расти в реальном выражении.

Низкая база 2019 года

В 2020 году дополнительные поступления от увеличения ставки НДС вырастут на 26%. Это связано с низкой базой 2019 года, в котором эффект повышенных сборов НДС проявился только со второго квартала (в первом квартале 2019 года бюджет получал НДС еще с продаж четвертого квартала прошлого года, когда действовала прежняя ставка).

Сборов НДС, полученных только от повышения ставки, в 2020 году хватит, например, чтобы целиком профинансировать расходы федерального бюджета по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Охрана окружающей среды».

Они почти покроют расходы на выплаты пенсий военнослужащим и силовикам.

«Рекордный» рост

Изначально были сомнения, что повышение ставки НДС оправдает себя с точки зрения собираемости. Правительство критиковали за решение поднять налоговую нагрузку на фоне слабого экономического роста. Например, британская Oxford Economics подсчитала, что именно из-за повышения ставки вклад инвестиционных нацпроектов в рост российского ВВП будет сведен практически к нулю.

Но чисто фискальный эффект от повышения ставки оказался на уровне первоначальных ожиданий Минфина. Доходы от внутреннего НДС на товары, проданные в России, выросли на «рекордные» 25 и 22% во втором и третьем кварталах по сравнению с предыдущим годом, сообщила РБК директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская. Основной эффект от роста ставки НДС проявился во втором и третьем кварталах 2019 года, пояснила она.

«Налоговая база расширяется, в том числе за счет вовлечения тех, кто раньше НДС не платил», — отметила Лебединская.

Поступления могут оказаться больше

За девять месяцев 2019 года, по оперативным данным Минфина, общая сумма поступлений по внутреннему НДС выросла на 16% относительно того же периода предыдущего года (до 3,16 трлн руб.), по ввозному НДС рост составил 14% (до 2 трлн руб.).

Оперативные данные о поступлениях по НДС не являются окончательными, потому что некоторые компании возмещают уплаченный налог из бюджета, отмечает директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ Илья Самуйлов. В лучшем случае возмещение НДС занимает два с половиной месяца после подачи декларации.

Ужесточение администрирования

Поступления бюджета от НДС будут расти не только из-за повышения ставки, но и благодаря усиленному администрированию со стороны ФНС, считает управляющий партнер юридический компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Александр Лемчик. Он отмечает запуск на полную мощность системы АСК НДС-2 (автоматически выявляет уклонение от уплаты НДС), а также расширяющуюся практику борьбы с «необоснованной налоговой выгодой», доначисления по результатам проверок и т.д.

НДС — самый собираемый налог в России. Это крупнейший источник доходов бюджета, не считая поступлений от нефти и газа. В 2018 году государство получило за счет НДС более 6 трлн руб., или 31% всех доходов.

Хотя НДС перечисляет бизнес, оплачивают его потребители — налог включен в цены товаров и услуг.

Больше всего после повышения НДС подорожали недвижимость, автомобили, бензин, одежда, бытовая техника, платные медуслуги и услуги ЖКХ — товары с длинной производственной цепочкой и высокой наценкой. Не отразился рост налога на стоимости ограниченного числа социально значимых товаров и услуг с льготной ставкой (10% — продукты, книги, обувь, некоторые лекарства и медизделия; 0% — диагностика и лечение, пассажирские перевозки, уход за детьми и обучение в школах).


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сайдулаев Д.Д.

В статье рассмотрено роль и значение НДС в бюджетной системе России, проведен анализ поступлений налога на добавленную стоимость в бюджетную систему России, показана роль НДС в формировании доходов федерального бюджета и проанализирована динамика поступления в бюджет НДС.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сайдулаев Д.Д.

ANALYSIS OF VALUE ADDED TAX RECEIPTS IN THE RUSSIAN BUDGET SYSTEM

The article considers the role and significance of VAT in the Russian budget system , analyzes the value-added tax receipts in the Russian budget system , shows the role of VAT in the formation of Federal budget revenues , and analyzes the dynamics of VAT receipts in the budget.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИИ»

АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В

БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИИ

Д.Д. Сайдулаев, канд. экон. наук, доцент Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

Аннотация. В статье рассмотрено роль и значение НДС в бюджетной системе России, проведен анализ поступлений налога на добавленную стоимость в бюджетную систему России, показана роль НДС в формировании доходов федерального бюджета и проанализирована динамика поступления в бюджет НДС.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, доходы бюджета, бюджетная система, доля в структуре доходов.

Самая главная функция, которую выполняет налог - фискальная, которая состоит в том, что с помощью налогов у государства появляются средства для осуществления своих функций. В таблице 1

представлены сведения о величине, поступившего в консолидированный бюджет, НДС за 2016-2018 гг. а также то, какую часть налог на добавленную стоимость занимает в доходах бюджета.

Таблица 1. Доля налога на добавленную стоимость в доходной части бюджета России в 2016-2018 гг.

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Темп прироста, %

Общие доходы бюджета России, млрд. руб. 28 182 31 047 37 320 10,17 20,20

Налоговые доходы бюджета России, млрд. руб. 16 308 19 277 23 601 18,21 22,43

Объем НДС в бюджете России, млрд. руб. 4 571 5 138 6 017 12,40 17,11

Доля НДС в доходах бюджета России, % 16,22 16,55 16,16 - -

Доля НДС в налоговых доходах бюджета России, % 28,03 26,65 25,49 - -

Из таблицы видно, что величина доходов за 2016-2018 гг. увеличивается, и даже больше 60% общего дохода формируются за счет налогов. Их величина выросла с 16308 млрд руб. в 2016 году до 236001 млрд руб. 2018 году, то есть, за два года увеличилась на 44,7%.

Налог на добавленную стоимость занимает основную часть налоговых доходов. Величина этого налога в период с 2016 по 2017 года увеличилась и составляет 5138 млрд руб., а в 2018 году - 6017 млрд руб. То есть с 2016 по 2017 гг. увеличилась на 13,4%, а с 2017 по 2018 гг. составляет 17,1%.

Увеличение налоговых доходов связано с тем, что налог на добавленную стоимость, представляя собой налог на конечное потребление, своими факторами влияет на изменение динамики его налоговой базы, например, уровнем инфляции, удорожанием импортной продукции и т.д. Также причиной увеличения налоговых доходов является совершенствование налогового администрирования налога на добавленную стоимость. Доля НДС В консолидированном бюджете высока и в сумме налоговых доходов составляла 26%.

На рисунке 1 наглядно представлено изменение объема налог на добавленную стоимость в бюджете РФ.

Рис. 1. Изменение объема налога на добавленную стоимость в бюджете России в 20162018 гг., млрд. руб.

Операции по реализации товаров работ пления налога на добавленную стоимость. и услуг на территории РФ и по ввозу това- В таблице 6 отражено изменение поступ-ров на территорию РФ определяют посту- ления налога от этих операций.

Таблица 2. Объем поступления налога на добавленную стоимость в бюджет России по видам операций в 2016-2018 гг., млрд. руб._

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Темп прироста, %

НДС от ввоза товаров на территорию России 1 913 2 068 2 442 8,10 18,09

НДС от реализации товаров, работ, услуг на территории России 2 658 3 070 3 574 15,50 16,42

Всего 4 571 5 138 6 017 12,40 17,11

На рисунке 2 представлена структура налога, поступающего в бюджет.

2016 г. 2017 г. 2018 г.

■ НДС по реализации товаров, работ, услуг в РФ

■ НДС по ввозу товаров в РФ

Рис. 2. Структура поступления налога на добавленную стоимость в бюджет России по

видам операций в 2016-2018 гг., %

Данные показывают, что реализация организациями и индивидуальными предпринимателями товаров, работ, услуг на территории РФ, способствовали тому, что более 50% налога на добавленную стоимость поступает в бюджет. Величина налога в 2016 году составляла 2658 млрд руб., а в 2017 году выросла на 15,5%, 2018 году-на 16,4% и составила 3574 млрд руб. По операциям, осуществляемым на территории РФ, увеличению способствует рост налоговой базы. Доля этого налога выросла с 58,15% в 2016 году до 59,75% в 2017 году, а в 2018 году снизилась и составляла 59,40%.

Такая значительная доля налога на добавленную стоимость позволяет судить о нём как о налоге с определяющей ролью, поступающего от экономических субъектов. Также положительное изменение имеет поступление налога на добавленную стоимость по ввозу товаров на территорию РФ в 2016-2018 годах. Положительному изменению способствовало увеличение стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ. Удельный вес налога, поступившего по ввозу товаров, составляет в 2018 году 40,59%.

0,01 5°3° 73,34 0,17 17 13 3,8

0,004 5,87 72,56 0, 80 4,4

0,01 5,17 72,50 0, 32 17,98 3,

НДС по реализации ТРУ (передаче для собственных нужд) по ставке 10% НДС по реализации ТРУ (передаче для собственных нужд) по ставке 10/110 НДС по реализации ТРУ (передаче для собственных нужд) по ставке 18% НДС по реализации ТРУ (передаче для собственных нужд) по ставке 18/118 I НДС при выполнении СМР

| НДС с суммы полученной частичной оплаты

I Суммы НДС, подлежащая восстановлению

Рис. 3. Структура поступления налога на добавленную стоимость в бюджет России в отношении реализации товаров, работ, услуг на территории России по видам объектов обложения в 2016-2018 гг., %

Данные свидетельствуют о том, что основным источником поступления налога являются операции по реализации товаров, работ и услуг, которые облагаются по ставке 18%. Удельный вес превышает 70%. Удельный вес налогов с суммы полученной оплаты, частичной оплаты в счет

предстоящих поставок, составляет по итогам 2018 года 17,13% что немного ниже величины в 2016 году, но больше величины в 2017 г. Удельный вес налогов от остальных операций в данной структуре составляет меньше 1%.

Таблица 3. Объем поступления налога на добавленную стоимость в бюджет России по

видам экономической деятельности в 2016-201 8 гг., млрд. руб.

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. снижения, %

Обрабатывающие производства 1 579 1 673 1 866 5,94 11,54

Торговля оптовая и розничная 1 411 1 477 1508 4,68 2,10

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 312 477 257 52,72 -46,12

Транспорт и связь 258 420 752 63,2 79,05

Строительство 351 353 397 0,74 12,46

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 265 315 313 18,79 -0,63

Добыча полезных ископаемых 149 214 516 43,79 141,12

Деятельность финансовая и страховая 102 88 82 -13,71 -6,82

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 37 43 50 15,59 16,28

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 59 26 16 -55,93 -38,46

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное 16 22 18 35 -18,18

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство 15 13 17 -10,81 30,77

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 10 8 8 -14,74 0,00

Образование 8 7 8 -6,33 14,29

Остальные виды экономической деятельности 1 1 209 -98,83 20 800,00

Всего 4 571 5 138 6 017 12,4 17,11

На рисунке 4 представлена структура поступления налога по видам экономической деятельности.

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

НДС: нововведения 2021 года

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

Библиографическая ссылка на статью:
Егоров А.Ю. Влияние динамики налоговых расходов по НДС на динамику поступлений НДС // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/11/16259 (дата обращения: 12.04.2021).

В современной экономике налог на добавленную стоимость является одним из основных налогов налоговой системы многих стран, в том числе и России. На него приходится большая доля всех налоговых поступлений в бюджет. Поэтому увеличение объема поступлений этого налога – важнейшая задача государства. Но если повышать ставки налога, то это приведет к увеличению налоговой нагрузки на население страны, а общий объем налоговых поступлений может не только не вырасти, но и наоборот сократиться вместе с падением спроса на товары, тем самым сократив ВВП страны. При этом, существует и другой путь, который основан на том, чтобы снизить налоговую нагрузку на компании, тем самым простимулировав их деятельность с целью увеличения налогооблагаемой базы.

Налоговой базой НДС является стоимость реализуемых товаров, услуг, работ и имущественных прав, выраженная в денежной форме. Налоговая ставка составляет 0%, 10% и 18%. Налоговые расходы по данному налогу – это те доходы бюджета, которые он недополучит из-за введения налоговых льгот. Структура налоговых расходов по налогу на добавленную стоимость представлена на рисунке 1.


Поступления налога на добавленную стоимость в бюджет имеют тенденцию роста, в частности в 2015 году они составляли 4 233 млрд. руб., в 2016 году выросли до 4 547 млрд. руб., в 2017 году выросли до 4 889 млрд. руб., а в 2018 году планируется рост до 5324 млрд. руб. Более 57% всех поступлений приходится на налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые в РФ, причем в 2018 году их доля выросла до 60,2%. Налоговые расходы по налогу на добавленную стоимость также имеют тенденцию роста. В 2018 году они составили 1 289 млрд. руб., что на 20,3%, по сравнению с показателем 2015 года. Более 55,5% приходится на освобождение от уплаты НДС, остальные 44,5% приходится на пониженные ставки налога.

Освобождение от налога на добавленную стоимость распространяется по большей части на НИОКР, деятельность некоммерческих организаций, медицинские услуги, услуги образования, т.е. сферу, участники которой не являются крупными плательщиками НДС. В связи с этим, корреляция почти не наблюдается – менее 15% поступлений налога на добавленную стоимость обусловлено ростом налоговых расходов в части освобождения. Поэтому для оценки влияния налоговых расходов по налогу на добавленную стоимость на динамику налоговых поступлений по НДС необходимо рассчитать формулу регрессии, в которой будут учтены налоговые расходы только в части пониженной ставки.


Для разработки данной модели была выбрана степень m=3,22, так как уравнение этой степени более полно показывает связь между явлениями. Рассчитаем параметры уравнения «а» и «b»:

b= (5 – (4*3) ) / ( 6 – 4*4 ) = 0,00000358

a = 3 – b * 4 = 2635,26

Уравнение регрессии выглядит следующим образом:



Для удобства представим данные в форме таблицы.


r (xy) = b * (10 / 9) = – 0,994

Динамика налоговых расходов (направленных на развитие национальной экономики) обусловливает 98,9% вариации ВВП.

А (ср) = 0,98% http://komitet-bn.km.duma.gov.ru/upload/site7/ONBNiTTP_v_GD_03.07.17_pril.1.pdf (дата обращения: 18.09.2018).

  • Салимова А.Д. Совершенствование механизма налогообложения НДС в Российской Федерации // Научный альманах. 2017. № 10-1 (36). С. 106-110.
  • Смирнова Е.В. Совершенствование налогового администрирования НДС в интересах государства и налогоплательщиков // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2018. № 1. С. 105-112.

  • Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

    Оставить комментарий

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

    Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

    © 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

    Читайте также: