Ндс акцизы уплаченные из затрат на материалы топливо энергию

Опубликовано: 03.05.2024

Акциз, как один из видов косвенных налогов, имеет достаточно сложный порядок исчисления, закрепленный в НК РФ. Бухгалтерский и налоговый учет этого бюджетного платежа, напротив, подчиняется стандартным учетным правилам и ведется с применением действующего плана счетов БУ. О том, кто обязан учитывать акцизы и какие проводки при этом могут быть сформированы, поговорим далее.

Общие правила учета акцизов

Бухгалтерский и налоговый учет акцизов ведут прежде всего фирмы, связанные с производством подакцизных товаров, а также переработчики подакцизного сырья и импортеры подобных товаров.

Таким образом, подавляющее большинство налогоплательщиков использует подакцизные товары (например, приобретают бензин), но отдельный учет их не ведут. Акциз попадает сразу в стоимость приобретенного товара и отражается в общей сумме.

К примеру, изготовитель определенного НК РФ товара рассчитывает акциз при продаже партии деловому партнеру. Если затем покупатель сам станет продавцом и перепродаст товар, необходимость начисления акциза отпадает.

Обратите внимание! Фирмы-производители подакцизных товаров не могут применять ЕСХН, кроме производителей винной продукции из собственного винограда (ст. 346.2-6 п. 2). Также под запретом и применение УСН (ст. 346.12-3 п. 8), кроме собственной винной продукции. Налогоплательщики на «вмененке» уплачивают акцизы на общих основаниях (ст. 346.26 п. 4).

Порядок учета акцизов на счетах БУ уточнил Минфин в письме №96 12/11/96 (р. 2):

  1. Для учета акцизов бухгалтер применяет счет 19 с открытием на нем с/счета «Акцизы по оплаченным МЦ» и счет 68, используя с/счет «Расчеты по акцизам».
  2. Фирма обязана организовать раздельный учет акцизных сумм по ТМЦ оприходованным и оплаченным и по ТМЦ, которые не оприходованы и не оплачены.
  3. В учетных регистрах БУ акцизы должны выделяться отдельной графой.
  4. Учет акцизов должен быть построен так, чтобы обеспечить получение корректной информации для составления налоговых деклараций.

Стандартные проводки по акцизам

Продажа

В случае продажи подакцизного товара могут быть два варианта проводок: Дт 90/4 (или 91/2) Кт 68 и Дт 19 Кт 68 – отражен акциз при продаже подакцизного товара. Счет 91/2 применяют при безвозмездной передаче соответствующего товара, например, при проведении рекламной акции.

Первая проводка актуальна, если акциз предъявляется покупателю. Счет 68 здесь корреспондирует со счетом выручки от реализации соответствующего товара. Если покупателю акциз не выставляют, применяется вторая проводка.

Поясним на условном примере. Фирма-производитель алкогольной продукции реализовала оптовику партию на сумму 30000 руб., в т.ч. НДС. По реализованной продукции начислен акциз 5125 руб. 30000/1,2 = 25000 руб. 30000 – 25000 = 5000 руб.

  • Дт 62 Кт 90/1 30000 руб. – зафиксирована выручка от реализации.
  • Дт 90/3 Кт 68/НДС 5000 руб. – отражен НДС с выручки.
  • Дт 90/4 Кт 68/расчеты по акцизам 5125 руб. – начислен акциз при продаже алкоголя.

Акцизы, предъявленные покупателю к оплате, в целях налогообложения прибыли в расчет не берутся (письмо Минфина №03-07-06/59 от 9/03/11).

Другой пример. Продавец, имеющий свидетельство на производство прямогонного бензина, реализует его в переработку другой фирме, также имеющей свидетельство на переработку. Реализовано товара на 960 000 руб., в т.ч. НДС. По реализованной продукции начислен акциз 588800 руб.960000/1,2 = 800000 руб. 960000 – 800000 = 160000 руб.

  • Дт 62 Кт 90/1 960000 руб. – зафиксирована выручка от реализации.
  • Дт 90/3 Кт 68/НДС 160000 руб. – отражен НДС с выручки.
  • Дт 19/акцизы Кт 68/расчеты по акцизам 588800 руб. – начислен акциз при продаже сырья.
  • Дт 68/расчеты по акцизам Кт 19/акцизы 588800 руб. – акциз принят к вычету продавцом согласно счетам-фактурам.

Акциз всегда начисляется в день отгрузки, даже если в договоре право собственности покупатель приобретает в момент оплаты. По общему правилу (такое применяется, к примеру, в отношении НДС) днем отгрузки считается день оформления первого из документов на покупателя. Акциз по неоплаченной, но отгруженной продукции можно фиксировать проводкой Дт 76 Кт 68/расчеты по акцизам, с открытием на 76 счете отдельного с/счета. После перехода права собственности кредитуют 76 счет: Дт 90/4 Кт 76.

Нюансы отдельных операций по учету акцизов

Субсчета по счетам 19, 68 применяются как указано выше.

Если используется давальческое сырье

Приведем основные «акцизные» проводки по давальческому сырью. Подакцизный товар может иметь место у обеих сторон договора о переработке сырья. Заказчик начисляет акциз при передаче в переработку, если давальческое сырье – подакцизный товар, произведенный им. Сумма уплачивается собственником сырья, переработчику не предъявляется.

Дт 19 Кт 68 – передан подакцизный товар (сырье) на переработку. Начислен акциз. Акцизы при получении готовой продукции (товара) учитываются по-разному. Дт 20, 10 и др. Кт 19, если в результате получен не облагаемый акцизом товар. Стоимость исчисленного по сырью акциза включается в с/ть продукции, материалов.

Если результат переработки должен облагаться акцизом, проводки такие:

  • Дт 19 Кт 60 – переработчик предъявил акциз одновременно с передачей продукции заказчику.
  • Дт 68 Кт 19 – к вычету акциз, уплаченный при передаче на переработку подакцизного сырья.

Такая же проводка для акциза, предъявленного переработчиком. Эти проводки используются, если готовый подакцизный продукт пойдет далее в производство следующего подакцизного продукта.

Переработчик начисляет акциз, если имеет место производство из давальческого сырья товара, облагаемого акцизом. Дт 90/4 Кт 68. Проводка делается в момент передачи готового продукта.

Если продукция направляется в структурное подразделение

Подразделение, имеющее отдельный баланс, учитывается на счете 79. Дт 79/2 Кт 68 – начисление акциза на продукцию собственному подразделению на отдельном балансе. Предполагается, что иная подакцизная продукция из переданных ТМЦ производиться не будет. Подразделение, не имеющее отдельного баланса, использует по Дт счет 20 (44) в аналогичных проводках.

Подакцизный товар может передаваться в подразделения для внутреннего использования. Акциз по нему учитывается в затратах соответствующего подразделения: Дт 20, 23, 25, 26 Кт 68.

Повышение было реализовано в два этапа. Увеличился акциз на топливо в 2018 году на 5%., что определило размер акциза на бензин 2018 в сумме 10500 руб. за тонну. Были изменены также акцизы на нефтепродукты в 2018 году, так как они являются товарами неэластичного спроса. Новый акциз на бензин с 1 января 2018 года отразился на конечной стоимости топлива для потребителей. Почему он влияет на ценообразование, подробнее расскажет статья «Акцизы на бензин что это такое».

Акцизы на бензин в 2018 году

Акциз на дизельное топливо в 2018 году составил 7665 руб/т в первом полугодии. Такие изменения определены положениями Налогового кодекса. При этом ставка акциза на средние дистилляты на 2018 году составила 8662 руб/т. Не обошли изменения и акциз на масло моторное в 2018 году, его размер определен в 5400 руб/т. Изменился также акциз на авиационный керосин, в 2018 году ставка составила 2800 руб/т. Производители же обязаны оплатить акциз за прямогонный бензин в 2018 году размере 13100 руб/т.

Акциз на топливо в 2018 году

Размер акциза на бензин в 2018 году

Вычет представляет собой косвенный налог, который оплачивают предприниматели и коммерческие организации. Он распространяется на товары, требующие контроля со стороны государства. Отчисления поступают в бюджет, и являются нецелевыми. Несмотря на то, что вносит его организация, она включает налоги в себестоимость продукции. Поэтому любые изменения ставок сказываются и на цене для потребителя.

Тариф на бензин определяется налоговым законодательством. Ставка на ГСМ определена в статье 193 НК РФ. Предложение о повышении акциза на топливо в 2018 году внесло Министерство финансов РФ. Оно учитывало сложившуюся экономическую ситуацию в стране, и выразило необходимость повышения ставок лишь на бензин 5 класса. За счет этого планируются дополнительные вливания в бюджет. Размер акциза на бензин в 2018 году составил 10500 рублей за тонну.

Акциз на бензин с 1 января 2018

Сколько акциза в литре бензина

Тариф составляет 12% от общей цены топлива, что в пересчете на литры составляет 6,17 рубля. Себестоимость бензина включает в себя:

  • налоговые отчисления в бюджет.
  • затраты на доставку сырья.
  • налог на прибыль.
  • добычу и переработку.
  • совокупную прибыль.
  • НДС и НДПИ.

Большую часть числа, которое видит потребитель на ценнике, составляют налоги в бюджет. Остальная сумма включает все затраты предприятия на производство бензина или другой фракции. Любые изменения в законодательстве отражаются и на стоимости топлива.

Акцизы на нефтепродукты в 2018 году

Акциз на нефтепродукты определяется положениями Налогового кодекса. Этому отчислению в бюджет за реализацию продукции отведена целая глава. Ее нормы определяют круг налогоплательщиков, объекты и порядок расчетов. Благодаря постоянным поправкам, государство осуществляет регулирование сбыта и цены на отдельные категории продукции. Косвенный налог на подакцизные товары изменился в 2018 году, как и порядок исчисления этого показателя. Были определены такие ставки:

  • бензин класса 5 – 11213 руб. за 1 т. ;
  • прямогонный бензин ниже класса 5 – 13100 руб. за 1 т.
  • дизтопливо – 7655 руб. за 1 т.;
  • моторные масла – 5400 руб. за т.;
  • бензол, авиационный керосин – 2800 руб. за 1 т.;
  • средние дистилляты – 8662 руб. за 1 т.

Для каждого продукта, произведенного из нефти, определен свой показатель. Такая гибкость отражает экономическую ситуацию в стране, и позволяет регулировать спрос на отдельные виды продукции.

Акциз на нефтепродукты определяется Налоговым кодексом

Как рассчитать акцизы на нефтепродукты в 2018 году

Рассчитывается вычет на нефтепродукты в установленном порядке. Она включает в себя налоговую базу и определенные ставки, предусмотренные вычеты. Задействуется следующая формула:

Анп = ПТ х С нп –ВТ, где

А нп – сумма налогового сбора при сбыте, передаче товара или импорте за границу.

ПТ – количество подакцизной продукции, рассчитанная в тоннах.

С нп – ставка действует на момент расчета в отношении продукции.

ВТ – налоговые вычеты, которые предоставляются плательщику на основании положений Налогового кодекса РФ.

Формула применяется при расчете на продукты, произведенные из нефти. Она неактуальна для расчета тарифа на прямогонный бензин.

Расчет на прямогонный бензин

Федеральный закон № 301 внес правки в Налоговый кодекс, что изменила механизм тарификации, предусмотренного для прямогонного бензина. Его используют предприятия, для производственных целей. При определении размера задействуется следующая формула:

Апб = ПТ х С пб – ВТ, где

Апб – сумма акцизного сбора, который вносит плательщик налога при сбыте, импорте или передаче структурному подразделению прямогонного бензина.

ПТ – количество подакцизной продукции, в расчете на тонны.

Спб – ставка на прямогонный бензин в момент расчета.

ВТ – налоговые вычеты, предусмотренные для плательщика ст. 200 действующей редакции кодекса.

Плательщики обязаны оплачивать взнос в срок до 25 числа следующего месяца за отчетным.

Размер акциза на бензин 2018 в будущем вырастет на 5%

Повышение акцизов

В 2019 году акцизы на нефтепродукты сохранят свой размер, но в будущем ожидается прирост на 5%. Однако резких скачков можно не ждать. Изменения тарифов обусловлено дефицитом бюджета. Отчисления в казну нецелевые, что позволяет за счет них закрыть дыру в любой сфере. Корректировка цен не должна сильно отразиться на объемах сбыта продукции. Уточнить размер ставок можно в статье: “Повышение акцизов на бензин в 2019 году”.

Акцизы на нефтепродукты в 2018 году были пересмотрены правительством. Такие изменения сказались на себестоимости продукции, и поэтому не остались незамеченными конечным потребителем. Налоговые сборы оплачивают предприятия, но итоговую стоимость все равно оплачивает конечный потребитель. Поэтому ему также важно отслеживать изменения в налоговом законодательстве.

Письмо Министерства финансов РФ №03-13-08/94841 от 06.12.2019

С 1 апреля 2020 года НК РФ причисляет все темные нефтепродукты, в том числе мазут, к средним дистиллятам и признает их подакцизным товаром. Поэтому с этой даты потребители мазута смогут получить двойной налоговый вычет по акцизу на средние дистилляты, если оформят свидетельство плательщика акциза и подтвердят его целевое использование в качестве топлива - котельного или бункерного.

Что относят к средним дистиллятам

Средние дистилляты - это некоторые виды нефтепродуктов, которые получаются в результате перегонки углеводородов. В частности, к ним относят печное и судовое топливо. Они являются подакцизными товарами (подп. 11 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Средние дистилляты - это смеси углеводородов в жидком состоянии, одновременно соответствующие двум показателям:

плотность 750 - 930 кг/куб. м при температуре 20°C;

температура конца перегонки 215 - 360°C (это температура, при которой перегоняется не менее 90 процентов смеси при атмосферном давлении 760 мм ртутного столба).

Такие характеристики средних дистиллятов приведены в подпункте 11 пункта 1 статьи 181 НК РФ и действуют до 01.04.2020.

При проверке налоговая инспекция может потребовать подтверждение того, что топливо относится к средним дистиллятам. Документы, которые надо предоставить в этом случае, НК РФ не установлены. Главное, чтобы из них было видно, что топливо, с которым совершены операции, имеет физико-химические характеристики, соответствующие средним дистиллятам.

Как платит акциз получатель

Российская организация, которая получила (приобрела) cредние дистилляты, обязана начислить акциз, если:

у нее есть свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;

она приобрела средние дистилляты в собственность по договору с российской организацией (подп. 29 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Приобретение средних дистиллятов в собственность можно подтвердить договором купли-продажи, товарной накладной, другими документами.

Начислить акциз надо на дату получения средних дистиллятов (абз. 8 ст. 195 НК РФ).

Сумму акциза рассчитывают по формуле (п. 11 ст.187, п. 1 ст.194 НК РФ):

Объем полученных средних дистиллятов (в тоннах)

Действующая ставка акциза за 1 тонну средних дистиллятов

Вычет акциза

Сумма акциза, который начислен при получении средних дистиллятов, в стоимость этих подакцизных товаров не включается (подп. 6 п. 4 ст. 199 НК РФ). Данную сумму акциза можно принять к вычету с коэффициентом 2 или 1.

Вычет с коэффициентом 2 возможен, если средние дистилляты использованы для бункеровки (заправки) объектов, по которым получено свидетельство. Это водные суда, установки и сооружения, указанные в пункте 1 статьи 179.5 НК РФ.

Начислить акциз при получении средних дистиллятов нужно, если у покупателя есть свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами (подп. 29 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Этот акциз можно принять к вычету с коэффициентом 2, если выполнены требования пункта 22 статьи 200 НК РФ. Главное требование – средние дистилляты использованы для бункеровки (заправки), в частности, объектов, которые:

используются для судоходства или торгового мореплавания;

ходят под Государственным флагом РФ;

принадлежат организации на праве собственности или праве владения, пользования или распоряжения.

Вычет возможен, если есть документы, перечисленные в пункте 22 статьи 201 НК РФ.

Вычет с коэффициентом 1 применяют, если полученные средние дистилляты использованы не для бункеровки объектов, а для других целей. Например, при перепродаже.

Документы на вычет

Чтобы получить вычет, нужно приложить к декларации по акцизу за период, в котором он заявлен, подтверждающие документы.

Для вычета с коэффициентом 1 нужно иметь:

копию свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;

копию договора поставки (купли-продажи) топлива, которое относится к cредним дистиллятам, с российской организацией - поставщиком.

Эти документы понадобятся и для вычета с коэффициентом 2. Но кроме них для двойного вычета нужно подтверждение того, что средние дистилляты использованы для бункеровки объектов, перечисленных в статье 179.5 НК РФ.

Поправки в определение средних дистиллятов

Федеральным законом от 30.07.2019 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ) с этой даты введены поправки в НК РФ, согласно которым с 01.04.2020 года средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком или твердом состоянии (при температуре 20°C и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной или вторичной переработки нефти, значения показателя плотности которых не превышают 1.015 кг/куб. м.

К средним дистиллятам будут относиться все темные нефтепродукты, часть из которых пока не признается подакцизными товарами или выделена в самостоятельную категорию, в том числе мазут.

Напомним, до 01.04.2020 верхняя граница плотности в определении понятия средние дистилляты составляет 930 кг/куб. м, а это меньше характерной плотности мазута.

Понятие «темное судовое топливо» и, соответственно, связанные с ним объект налогообложения и вычет, исключаются.

Поправки в порядок вычета

Закон № 255-ФЗ в целях сдерживания налоговой нагрузки на тепло- и электроснабжающие организации предусматривает для покупателей, использующих средние дистилляты в качестве топлива для производства тепла и электроэнергии, вычеты с коэффициентом 2.

Потребители мазута также смогут получить налоговый вычет по акцизу на средние дистилляты, если оформят свидетельство плательщика акциза и докажут его целевое использование в качестве котельного или бункерного топлива. Чтобы поставить к вычету начисленный продавцом акциз, они должны будут второй раз начислить акциз, после чего смогут получить вычет в двойном размере. В итоге стоимость топлива будет возвращена к исходному значению до начисления акциза продавцом.

Напомним, что сейчас коэффициент 2 применяется только при использовании для бункеровки судов.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

№4 2003 год
Лосицкий О.А.
начальник отдела общего аудита ООО АКГ «Акция»

Для осуществления своей деятельности организации приобретают товарно-материальные ценности, пользуются работами и услугами сторонних организаций, уплачивая при этом НДС, включенный в их стоимость. По общему правилу суммы «входного» НДС принимаются к вычету. Однако в ряде случаев организации включают их в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. В статье рассмотрены условия и порядок включения сумм «входного» НДС в состав расходов с учетом последних изменений налогового законодательства.

Когда НДС включается в расходы

Федеральный закон от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -- Закон № 57-ФЗ) затронул большинство статей главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

Статья 170 «Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)» главы 21 НК РФ изложена в новой редакции. В чем суть изменений?

С внесением изменений в п. 2 и отменой п. 6 ст. 170 НК РФ решен вопрос о порядке включения в оговоренных случаях сумм НДС, предъявленных покупателям при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств (ОС) и нематериальных активов, либо фактически уплаченных ими при их ввозе на территорию Российской Федерации в составе их стоимости.

Действительно, согласно предыдущей редакции п. 2 ст. 170 НК РФ такие суммы НДС подлежали включению в состав расходов, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) они включались только в случаях, приведенных в п. 6 ст. 170 НК РФ в предыдущей редакции:

-- при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг) лицами, не являющимися плательщиками НДС или освобожденными от обязанностей налогоплательщика согласно ст. 145 НК РФ;

-- при приобретении (ввозе) амортизируемого имущества для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.

Очевидно, что целый ряд плательщиков НДС, не являвшихся плательщиками налога на прибыль, например организации, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога, сталкивались с проблемой учета сумм НДС, которые они не могли предъявить к вычету.

Для целей налогообложения прибыли суммы не возмещаемого из бюджета НДС в случаях, предусмотренных предыдущей редакцией п. 2 ст. 170 НК РФ, следовало учитывать в составе прочих расходов, которые в полном объеме относятся к косвенным и уменьшают прибыль организаций в периоде их фактического возникновения.

Рассмотрим случаи, предусмотренные п. 2 ст. 170 НК РФ, когда суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (в том числе ОС и нематериальных активов), работ, услуг либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, подлежат учету в стоимости приобретенных ценностей.

Случай 1 -- приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), в том числе ОС и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации, а также передаче (выполнению, оказанию) для собственных нужд товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).

Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский институт “Гранит”» выполняет научно-исследовательские работы за счет средств федерального бюджета. При этом был приобретен химический реактив стоимостью 1200 руб. (с учетом НДС -- 200 руб.). В установленные сроки от поставщика реактива был получен соответствующий счет-фактура. При проведении исследования реактив был полностью израсходован.

В бухгалтерском учете эта ситуация отражается следующими проводками:

Дебет 60 Кредит 51

-- 1200 руб. -- поставщику реактива перечислены денежные средства;

Дебет 10-1 Кредит 60

-- 1000 руб. -- приобретенный реактив оприходован в составе материалов;

Дебет 19-3 Кредит 60

-- 200 руб. -- выделен НДС, уплаченный поставщику реактива;

Дебет 10-1 Кредит 19-3

-- 200 руб. -- сумма уплаченного НДС включена в стоимость приобретенного реактива;

Дебет 20 Кредит 10-1

-- 1200 руб. -- стоимость использованного реактива (включая сумму уплаченного НДС) списана на себестоимость выполняемых работ.

Случай 2 -- приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), в том числе ОС и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации.

ЗАО «Вымпел» по договору с заказчиком выполняет строительно-монтажные работы на территории иностранного государства. Для их выполнения был приобретен компьютер стоимостью 30 000 руб. (в том числе НДС -- 5000 руб.). Расходы по транспортировке компьютера составили 600 руб. (в том числе НДС -- 100 руб.).

По мере оплаты и поступления компьютера выполнены следующие бухгалтерские записи:

Дебет 08-4 Кредит 60

-- 25 000 руб. -- оприходован полученный компьютер;

Дебет 19-1 Кредит 60

-- 5000 руб. -- выделен НДС, уплаченный поставщику;

Дебет 08-4 Кредит 60

-- 500 руб. -- отражены расходы по доставке компьютера;

Дебет 19-1 Кредит 60

-- 100 руб. -- выделен НДС, уплаченный транспортной организации;

Дебет 60 Кредит 51

-- 30 600 руб. -- оплачена стоимость компьютера и услуг по доставке;

Дебет 08-4 Кредит 19-1

-- 5100 руб. -- НДС, уплаченный поставщику и транспортной организации, отнесен на стоимость компьютера;

Дебет 01 Кредит 08-4

-- 30 600 руб. -- введенный в эксплуатацию компьютер включен в состав ОС ЗАО «Вымпел».

Случай 3 -- приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися плательщиками НДС либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате НДС.

Случай 4 -- приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.

В случаях 3 и 4 бухгалтерские записи по учету приобретаемых ценностей аналогичны приведенным для случая 2.

Если организация осуществляет операции, как облагаемые, так и не облагаемые НДС

Особое внимание на внесенные изменения необходимо обратить бухгалтерам организаций, среди видов деятельности которых присутствуют операции, как облагаемые НДС, так и освобождаемые от него. У таких организаций неизбежно возникают расходы, относящиеся к видам деятельности, подпадающим под различные режимы налогообложения.

До вступления в силу изменений и дополнений, внесенных Законом № 57-ФЗ, к таким организациям предъявлялось требование о ведении раздельного учета выручки от каждого из видов деятельности, подпадающего под различные режимы налогообложения.

Новая редакция п. 4 ст. 170 НК РФ также обязывает налогоплательщиков вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе ОС и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. При невыполнении требования о раздельном учете сумм НДС организация теряет право как на включение сумм НДС, уплаченного поставщикам в составе налогового вычета, так и на его учет в составе стоимости приобретенных товаров (работ, услуг). Принципы ведения раздельного учета организация должна разработать самостоятельно и закрепить их в положении по учетной политике. Одним из способов постановки раздельного учета может быть ведение отдельных субсчетов к счетам по учету выручки, учету затрат, НДС по приобретенным ценностям.

Расчет сумм НДС, принимаемых к вычету и учитываемых в стоимости товаров (работ, услуг), осуществляется в следующем порядке (п. 4 ст. 170 НК РФ):

-- суммы уплаченного НДС принимаются к вычету или учитываются в стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), -- по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций;

-- указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Таким образом, в новой редакции НК РФ определено, что при расчете учитывается стоимость отгруженных товаров, а не выручка от их реализации, как было предусмотрено предыдущей редакцией.

Отметим, что НК РФ не дает однозначного ответа на вопрос, что понимается под «стоимостью отгруженных товаров»: их балансовая стоимость или отпускная (выручка)?

По мнению автора, в данном случае следует исходить из отпускной стоимости товаров (работ, услуг), отраженной в бухгалтерском учете по кредиту счета 90 «Продажи», то есть налог нужно распределять пропорционально «отгруженной» выручке.

В октябре 2002 года «отгруженная и оплаченная» выручка федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский институт “Квант”» (ФГУП «НИИ Квант») от реализации научно-исследовательских работ составила 100 000 руб. (без НДС), а «отгруженная и оплаченная» выручка от реализации геолого-разведочных работ -- 48 000 руб. (с учетом НДС -- 8000 руб.). При выполнении работ были приобретены и использованы расходные материалы общей стоимостью 1200 руб. (с учетом НДС -- 200 руб.). Научно-исследовательские работы имеют освобождение от НДС, геолого-разведочные работы облагаются налогом в общем порядке.

40 000 руб.: (100 000 руб. + 40 000 руб.).

В учете предприятия в октябре 2002 года должны быть выполнены следующие бухгалтерские записи:

Дебет 60 Кредит 51

-- 1200 руб. -- перечислены денежные средства поставщику расходных материалов;

Дебет 10-1 Кредит 60

-- 1000 руб. -- приобретенные товарно-материальные ценности оприходованы в составе материалов;

Дебет 19 (субсчет «НДС, подлежащий распределению») Кредит 60

-- 200 руб. -- выделен НДС, уплаченный поставщику;

Дебет 68 (субсчет «НДС») Кредит 19

-- 57,14 руб. -- часть уплаченного поставщикам НДС принята к вычету (200 руб. х 28,57%);

Дебет 10-1 Кредит 19

-- 142,86 руб. -- оставшаяся часть НДС учтена в стоимости приобретенных материалов;

Дебет 20 Кредит 10-1

-- 1142,86 руб. -- стоимость израсходованных материалов (с учетом соответствующей доли НДС) списана на себестоимость выполняемых работ.

Отметим, что действующим законодательством разрешается не распределять НДС в тех налоговых периодах, когда доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, не превышает 5% общей величины расходов на производство. Тогда организация вправе предъявить к вычету всю сумму налога, уплаченную поставщикам в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ.

Порядок вступления изменений в силу

Статьей 16 Закона № 57-ФЗ предусмотрено, что данный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть с 1 июля 2002 года, так как он был опубликован в «Российской газете» 31 мая 2002 года. При этом действие положений настоящего закона распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Однако организация может воспользоваться нормой, изложенной в п. 2 ст. 5 НК РФ. Данной нормой закреплено, что акты законодательства о налогах и сборах, «устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положения налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют».

Бухгалтеру организации, применяющей данное положение, надо быть готовым мотивированно доказать, что внесенные поправки действительно ухудшили положение организации. Например, организация выполняла научно-исследовательские работы. Для целей налогообложения прибыли она учитывала суммы НДС, которые предъявляли поставщики материалов, используемых для выполнения таких работ, в составе прочих расходов. Подобные расходы относятся к косвенным расходам и уменьшают налогооблагаемую прибыль непосредственно в периоде их возникновения. С вступлением в силу поправок суммы такого налога будут уменьшать прибыль в составе стоимости используемых материалов, то есть в составе прямых расходов. В этом случае, по мнению автора, организация вправе применять внесенные изменения начиная с 1 июля 2002 года.


[1] Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) утверждено приказом Минфина России от 09.06. 2001 № 44н.

[2] Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) (с изменениями от 18.05.2002) утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

[3] Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000) утверждено приказом Минфина России от 16.10. 2000 № 91н.

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

Приложение №1 к протоколу ОК Нефтегаз/ГДП №1 от 2020-01-20

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-Х/2020-ОК НЕФТЕГАЗ
«ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ АКЦИЗ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ»

ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

Организция, совершающая операции по переработке нефтяного сырья, продала продукцию нефтепереработки (автомобильное топливо, моторное масло и т.д.) на территории РФ.

В связи с этой операцией организация должна начислить акциз к уплате с проданной продукции и акциз к вычету по сырью, использованному при производстве этой продукции.

Итоговая сумма акциза является отрицательной, то есть имеет место зачет/возмещение акциза (далее – отрицательный акциз).

В этой связи возникает вопрос: каков ПОРЯДОК УЧЕТА ОТРИЦАТЕЛЬНОГО АКЦИЗА?

ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ

1. Отрицательный акциз учитывается в качестве отдельного актива (Д 19 счета) в момент понесения затрат, с которыми будет увязываться последующий расчет размера акциза к вычету.

2. Отрицательный акциз увеличивает выручку.

3. Отрицательный акциз уменьшает себестоимость продаж.

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

В 2018 году завершен «налоговый маневр» в нефтегазовой отрасли. Маневр реализован посредством внесения изменений в Закон «О таможенном тарифе» (Закон 1) и в НК РФ (Закон 2).

Изменениями в Закон 1 установлено постепенное снижение вывозной таможенной пошлины на нефть в течение 6 лет, начиная с 2019 года, путем умножения текущей ставки таможенной пошлины на корректирующий коэффициент (Ккорр.) для достижения полного обнуления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с начала 2024 года.

Так как ставка вывозной таможенной пошлины на нефть является базисом для расчета таможенных пошлин на нефтепродукты, то экспорт произведенных из нефти товаров не будет облагаться таможенной пошлиной с 2024 г.

В связи со снижением ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с целью компенсации выпадающих доходов государства, повышена ставка НДПИ на нефть.

По своей экономической сути отрицательный акциз – это компенсация государством роста себестоимости нефтепродуктов в результате роста НДПИ (например, в результате роста цен на международном рынке), транспортных расходов и в случае роста объемов переработки и сбыта на внутреннем рынке вместо экспорта сырого сырья.

Таким образом, под формой акциза введен принципиально новый механизм косвенного регулирования цен и стимулирования переработки и сбыта на внутреннем рынке.

Так, вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на величину 2 («отрицательный акциз»), и увеличенные на величину Кдемп («демпфирующий коэффициент»), при предоставлении установленных документов.

В настоящее время цена на нефть на внутреннем рынке формируется по формуле: «мировая котировка минус вывозная таможенная пошлина минус стоимость транспортировки» (экспортный «нетбэка»). Соответственно, в связи с обнулением вывозной таможенной пошлины на нефть, произойдет увеличение внутренних цен на сырье, что повлечет рост расходов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

С целью поддержки НПЗ Законом 2 вводится новый подакцизный товар – нефтяное сырье (пп.13.1, п.1, ст.181) , механизм расчета акциза на нефтяное сырье (пп.34, п.1, ст.182) , порядок применения вычета с использованием повышающего коэффициента (п. 27, ст.200).

Закон 2 – это Федеральный закон от 03.08.2018 №301-ФЗ, вносящий изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ. В соответствии с данным Законом список подакцизных товаров дополнен позицией «Нефтяное сырье» - смесь углеводородов (нефть, стабильный конденсат, вакуумный газойль, гудрон, мазут).

В соответствии НК РФ:

Статья 182. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

34) направление нефтяного сырья, принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, на праве собственности, на переработку на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке нефтяного сырья;

Статья 200. Налоговые вычеты

27. Вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на коэффициент 2, исчисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в период действия указанного свидетельства при совершении им операций, указанных в подпункте 34 пункта 1 статьи 18 2 настоящего Кодекса, и увеличенные на величину КДЕМП, определяемую в соответствии с настоящим пунктом, при условии представления документов, предусмотренных пунктом 28 статьи 201 настоящего Кодекса.

Статья 202. Сумма акциза, подлежащая уплате

5. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает.

Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу.

Статья 203. Сумма акциза, подлежащая возврату

4. При отсутствии у налогоплательщика недоимки по акцизу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма акциза, подлежащая возмещению по решению налогового органа, подлежит возврату налогоплательщику…

Право на вычет организации получают при условии реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке.

В случае получения права на вычет, организация признает актив (или уменьшение обязательства) по расчетам с бюджетом в момент реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке .

24.01.2020, 10:35 | 3233 просмотров | 784 загрузок

Читайте также: