Налоговое администрирование ндс 2020

Опубликовано: 13.05.2024

Данякина Е. И.

налоговый консультант, президент территориального представительства ИПБР

Расскажем, что изменилось по налогу на добавленную стоимость

Самые масштабные изменения в Налоговый кодекс внес Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ. Они коснулись большинства налогов и сборов. О самых важных из них мы рассказали в статье «11 важных изменений по налогам с 2020 года».

Теперь подробнее остановимся на изменениях по налогу на добавленную стоимость.

1. Новые льготируемые операции по НДС

С 1 января 2020 года появились новые льготируемые операции, которые связаны с импортом и реализацией гражданских воздушных судов и связанных с ними товаров. Когда вы импортируете такое имущество, то НДС платить не нужно (ст. 150 НК РФ).

Реализация гражданских воздушных судов и связанных с ними товаров облагается НДС по ставке 0% (пп. 15-17 п. 1 ст. 164 НК РФ). Для подтверждения ставки 0% нужно представить в налоговые органы документы, которые предусмотрены пп. 15.1-15.3 ст. 165 НК РФ.

2. Новые операции по ставке НДС 0%

Введены новые операции по ставке 0% (пп. 3.1, 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). С 1 января 2020 года на транзитные перевозки порожних контейнеров и вагонов установлена нулевая ставка. Сохранен стандартный пакет документов, подтверждающих правомерность применения ставки НДС 0%, налоговых вычетов по соответствующим операциям и срок их предоставления в налоговый орган.

3. Восстановление НДС при реорганизации

Не признается объектом налогообложения передача правопреемнику имущества и имущественных прав реорганизуемой организации. Поэтому начислять НДС и восстанавливать ранее принятый к вычету НДС по таким объектам не нужно. Это общее правило.

Правопреемник должен восстановить НДС, если (ст. 170 НК РФ):

  • применяет специальный налоговый режим (переходит на него после реорганизации);
  • использует товары (работы, услуги), ОС, НМА, имущественные права, приобретенные реорганизуемой организацией, для не облагаемых НДС операций;
  • принимает к учету товары, по которым реорганизуемая организация заявила вычет по авансу;
  • изменяет стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) реорганизуемой организации в сторону уменьшения.

Если организация применяет общую систему налогообложения, а потом переходит к упрощенной системе налогообложения, то она должна восстанавливать налог на добавленную стоимость.

В случае реорганизации ранее считалось иначе: право на вычеты использовала прежняя организация, а реорганизованная — это уже новая организация, у которой нет обязанности восстанавливать НДС по имуществу правопредшественника. На этом была основана схема: если вы хотели перейти на УСН и не восстанавливать НДС, то можно было это сделать через реорганизацию.

С 1 января 2020 года применять такую схему не получится — правопреемник должен восстановить НДС. Для этого правопреемнику нужно получить у правопредшественника все документы на передаваемое имущество, включая счета-фактуры. Если вдруг счета-фактуры не передавались, НДС, подлежащий восстановлению, будет исчисляться исходя из балансовой стоимости имущества.

4. Восстановление НДС при переходе на ЕНВД

С 1 января 2020 года изменился порядок восстановления НДС, если компания по некоторым видам деятельности переходит на ЕНВД, оставаясь при этом на ОСНО:

  • в таких случаях нужно восстановить суммы НДС, принятые к вычету, по товарам (работам, услугам, ОС, НМА), если их будут использовать в деятельности, по которой применяется ЕНВД;
  • не нужно восстанавливать НДС в отношении товаров (работ, услуг, ОС, НМА), которые после перехода на уплату ЕНВД будут продолжать использоваться в рамках деятельности, облагаемой в рамках ОСНО (пп. 2, 3 ст. 170 НК РФ).

Важный момент — нужно вести раздельный учет доходов, расходов, сумм «входного» НДС в разрезе видов деятельности, подпадающих под ЕНВД или осуществляемых в рамках общей системы налогообложения.

Если же товары (работы, услуги, ОС, НМА) используются как в деятельности, облагаемой по вмененному доходу, так и в деятельности, облагаемой НДС, то суммы входного НДС:

  • принимают к вычету либо учитывают в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) в пропорции, которая определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются НДС (единым налогом на вмененный доход), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

5. Вычет НДС при создании нематериальных активов (НМА)

С 1 января 2020 года пункт 1 ст. 172 НК РФ дополнили новой нормой.

Если организация создает НМА собственными силами и для этого приобретает товары, работы, услуги, то входной НДС по ним можно принять к вычету, не дожидаясь завершения работ и отражения созданного объекта в составе НМА на счете 04. Достаточно принять к учету эти товары, работы, услуги.

6. НДС у плательщиков единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН)

Плательщики ЕСХН уплачивают НДС, но для них есть льготы: при выручке ниже лимита выручки они могут получить освобождение от уплаты НДС (пп. 1, 5 ст. 145 НК РФ).

Обратите внимание, в 2020 году лимит выручки для плательщиков ЕСХН, позволяющий применять освобождение от уплаты НДС, составляет 80 млн рублей (в 2019 году он был 90 млн рублей). На этот лимит должны ориентироваться те налогоплательщики, которые намерены реализовать право на освобождение от уплаты НДС с 1 января 2021 года.

Изменения в главу 21 НК РФ, вступающие в силу с 1 января 2020 года, были приняты несколькими федеральными законами в течение 2019 года. Мы расскажем о самых важных поправках.

Уточнен порядок восстановления НДС при переходе на ЕНВД

С 1 января 2020 года в НК РФ будет официально закреплен порядок восстановления НДС, если налогоплательщик переходит на ЕНВД только по некоторым видам деятельности. Суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, нужно будет восстановить в том квартале, в котором они переданы или начинают использоваться в деятельности, переведенной на ЕНВД (пп. 2 п. 3 ст. 170 в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ (далее — ФЗ N 325-ФЗ). Если же организация или ИП переходят на ЕНВД «целиком», то восстановить НДС, как и прежде, необходимо в последнем квартале перед переходом на ЕНВД.

Восстановление НДС с 2020 года при реорганизации

С 1 января 2020 года у правопреемника реорганизованной организации появится обязанность по восстановлению НДС в случаях, установленных пп. 2-4 п.3 ст.170 НК РФ. т.е. (п. 3.1 введен ФЗ N 325-ФЗ):

при начале использования товаров (работ, услуг) в необлагаемых операциях или переходе на спецрежимы;

с перечисленной реорганизованной организацией предварительной оплаты в счет поставки товаров (работ, услуг);

при изменении стоимости товаров (выполненных работ, оказанных услуг), отгруженных реорганизованной организации, в сторону уменьшения (т.е. при выставлении корректировочных счетов-фактур на уменьшение стоимости приобретений).

Если говорить упрощенно, то правопреемник, применяющий общую систему налогообложения, будет восстанавливать НДС так, как — будто он сам принимал НДС к вычету — в том квартале, в котором обычно возникает обязанность по восстановлению НДС при осуществлении необлагаемых операций, по выданным авансам или при уменьшении стоимости приобретенных товаров (работ, услуг).

Если обязанность по восстановлению возникнет у правопреемника в отношении приобретенных или построенных реорганизованной организацией объектов основных средств, в т.ч. в отношении капитальных вложений, произведенных в эту недвижимость, то налог нужно будет восстановить в специальном порядке, предусмотренном ст. 171.1 НК РФ (налог восстанавливается в течение 10 лет) (новый п.11 ст.171.1 НК РФ введен ФЗ N 325-ФЗ).

Но если правопреемник уже применяет или начинает применять спецрежимы (УСН или (и) ЕНВД (по всей деятельности)), то период восстановления НДС по товарам (работам, слугам), ОС (в т.ч. по объектам недвижимости) и НМА будет зависеть от вида реорганизации.

Условие Период восстановления Срок уплаты НДС и представления декларации
Вновь созданное при реорганизации юрлицо переходит на УСН или ЕНВД (абз. 4 п.3.1 ст.170 НК РФ введен ФЗ N 325-ФЗ) В первом квартале, начиная с которого правопреемник применяет УСН и (или) ЕНВД. Представить декларацию по НДС и уплатить восстановленный налог правопреемники -спецрежимники должны не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором сумма налога подлежит восстановлению (новый п.7 ст.173, п.4 и абз. 2 п. 5 ст.174 НК РФ введен ФЗ N 325-ФЗ).
При присоединении к правопреемнику, применяющему УСН и (или) ЕНВД на момент внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (абз. 5 п.3.1 ст.170 НК РФ введен ФЗ N 325-ФЗ) В первом квартале, следующем за кварталом, в котором запись о реорганизации внесена в ЕГРЮЛ
Правопреемник, применяющий ОСНО, переходит на УСН, ЕНВД (без применения ОСНО) (абз. 3 п.3.1 ст.170 НК РФ введен ФЗ N 325-ФЗ) В квартале, предшествующем переходу на спецрежим Представление декларации по НДС и уплата восстановленного налога производится в общеустановленном порядке

Восстановление сумм налога правопреемником организации производится на основании счетов-фактур (копий счетов-фактур), выставленных реорганизованной организации и прилагаемых к передаточному акту или разделительному балансу, исходя из стоимости указанных в них переданных товаров (работ, услуг), имущественных прав, а в отношении переданных основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Если у правопреемника не будет таких счетов-фактур, то сумму, подлежащую восстановлению, нужно будет рассчитать, применив ставки НДС, действующие на момент приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав к их стоимости. А в отношении основных средств и нематериальных активов — к остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки, указанной в передаточном акте или разделительном балансе.

Если реорганизованная организация не принимала к вычету НДС, то восстанавливать нечего. Правда, полагаем, что на практике налогоплательщику будет не просто доказать данный факт налоговым органам.

Напомним, что до внесения изменений в НК РФ обязанности по восстановлению НДС, ранее правомерно принятого реорганизованным юридическим лицом к вычету, не было (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2014 N 307-КГ14-1534 по делу N А52-1617/2013, Письмо ФНС России от 08.11.2016 N СД-4-3/21123)

НДС по НМА 2020

С 1 января 2020 года уточнят порядок принятия к вычету НДС при создании нематериальных активов (НМА).

В случае создания нематериальных активов (собственными силами и (или) с привлечением третьих лиц) вычеты сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченных им при ввозе товаров на территорию РФ для создания таких нематериальных активов, в том числе сумм налога, предъявленных по договорам на создание нематериальных активов, производятся после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав (п.6 ст.171 и абз.3 п.1 ст.172 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ).

Т.е. для вычета НДС при создании НМА дожидаться его отражения на счете 04 не нужно. Вычет НДС производится по мере создания нематериального актива, т.е. по мере отражения приобретений (расходов) на счете 08.

В настоящее время (до 2020 года) Минфин РФ с учетом Определения ВАС РФ от 11 января 2013 г. N ВАС-17962/12 разъясняет, что вычеты сумм НДС при приобретении и создании НМА производится в полном объеме после принятия на учет данных нематериальных активов на счете 04 «Нематериальные активы» по первоначальной стоимости (Письмо Минфина России от 19.07.2019 N 03-07-11/54587).

НДС для региональных операторов по обращению с ТКО с 2020

С 1 января 2020 года услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), оказываемые региональными операторами освобождаются от НДС (новый пп.36 п.2 ст.149 НК РФ введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 211-ФЗ (далее — ФЗ N 211-ФЗ).

В целях НДС к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом регулирования тарифов (исполнительной власти субъекта РФ, либо органом местного самоуправления), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога.

Т.е. если тариф на обращение с ТКО утвержден с учетом НДС, то данное освобождение не применяется.

Освобождение, установленное новой нормой, применяются в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога, даже если впоследствии в течение этого периода орган регулирования тарифов установит тариф с учетом налога (абз. 3 пп. 36 п. 2 ст.149 НК РФ введен ФЗ N 211-ФЗ).

Также введено освобождение от НДС управляющих организаций, ТСЖ и т.п. специализированных потребительских организаций по операциям реализации услуг по обращению с ТКО, закупленных у региональных операторов, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020 (пп.29 п. 3 ст. 149 НК РФ в ред. ФЗ N 211-ФЗ, п.3 ст.2 ФЗ N 211-ФЗ).


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 6 октября 2020 г. № ЕД-20-15/129@ “О проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС”

О проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС

Федеральная налоговая служба в целях повышения деловой активности и предоставления комфортных условий налогового администрирования добросовестным налогоплательщикам, сообщает следующее.

I. В отношении налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), в которых заявлено право на возмещение сумм налога из бюджета, предусмотренное статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), камеральная налоговая проверка может быть завершена по истечении одного месяца со дня представления налоговой декларации по НДС.

Для целей настоящего письма днем представления налоговой декларации по НДС понимается 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (предельный срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 174 Кодекса для представления налоговой декларации), либо день представления уточненной налоговой декларации по НДС (но не ранее истечения предельного срока, установленного для представления налоговой декларации по НДС за соответствующий налоговый период, за который представляется уточненная налоговая декларация) (далее - День представления).

Не позднее 10 календарных дней со Дня представления налоговой декларации по НДС, осуществляется оценка на соответствие условиям:

а) не представлено заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС;

налогоплательщик в соответствии с данными ПП "Контроль НДС" относится к низкому, среднему либо неопределенному (для индивидуальных предпринимателей) уровню риска;

возмещение НДС из бюджета Российской Федерации заявлялось в периоде, предшествующем налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС и по решению о возмещении (полностью либо частично) подтверждение суммы НДС к возмещению составило более 70% от суммы налога, заявлявшейся к возмещению;

более 80% вычетов по НДС от общей суммы вычетов, заявленных налогоплательщиком в проверяемой налоговой декларации по НДС, приходится на контрагентов низкого, среднего либо неопределенного (индивидуальные предприниматели) уровней риска, и не менее 50% суммы налоговых вычетов по НДС приходится на контрагентов, указанных в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;

б) сумма уплаченных налогов за три года, предшествующих налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС, превышает сумму налога заявленной к возмещению из бюджета по такой декларации 1 ;

II. По истечении одного месяца со Дня представления налоговой декларации, налогоплательщики, соответствующие вышеуказанным условиям оцениваются на одновременное соответствие следующим условиям:

отсутствие ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, приводящих к изменению налоговых обязательств;

отсутствие противоречий между сведениями об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, и несоответствий сведениям об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (далее - Расхождения), либо Расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации или о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации;

отсутствие признаков нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, приводящих к завышению суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета либо к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации.

При проведении камеральной налоговой проверки оценка целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты по НДС, определяется с учетом информации (сведений), имеющихся в распоряжении налогового органа.

Учитывая изложенное, ФНС России поручает:

1. Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю:

1.1. Еженедельно, не позднее третьего рабочего дня, формировать перечень налогоплательщиков, соответствующих условиям, указанным в подпункте "а" пункта I настоящего поручения, и в течение двух рабочих дней, следующих за днем формирования перечня, доводить его до управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - Управления), межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - МИ ФНС России по КН) по месту учета, указанных в перечне налогоплательщиков; 2

1.2. По готовности к использованию программного обеспечения по автоматизированному формированию указанного в пункте 1.1. перечня, довести до Управлений, МИ ФНС России по КН инструкцию на рабочие места по использованию соответствующего программного обеспечения при администрировании НДС.

2. Управлениям, МИ ФНС России по КН не позднее 1 рабочего дня, со дня получения перечней налогоплательщиков, указанных в пункте I настоящего поручения, формировать итоговый перечень налогоплательщиков, соответствующих условиям, указанным в подпункте "б" пункта I настоящего поручения и доводить его до территориальных налоговых органов, подведомственных межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам в тот же срок.

3. Управлениям обеспечить реализацию положений приказа ФНС России от 29.09.2020 N ЕД-8-15/27дсп@ в сроки, достаточные для принятия решений о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации с учетом применения порядка, доведенного данным поручением.

4. Управлениям, МИ ФНС России по КН обеспечить завершение камеральных налоговых проверок по истечении одного месяца со Дня представления налоговых декларации по НДС (уточненных налоговых деклараций по НДС), в отношении налогоплательщиков при одновременном соблюдении условий, указанных в пунктах I и II настоящего поручения.

5. В случае если после вынесения решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации, установлены обстоятельства, свидетельствующие:

о наличии признаков уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов),

о выявлении объектов налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (пункт 1 статьи 54.1 Кодекса),

о несоблюдении хотя бы одного из двух условий, определенных в пункте 2 статьи 54.1 Кодекса в рамках заключенных налогоплательщиком сделок (операций),

о наличии иных признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, указывающих на завышение суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации, налоговым органам в соответствии с положениями Рекомендаций ФНС России по планированию и подготовке выездных налоговых проверок от 12.02.2018 N ЕД-5-2/307дсп@, незамедлительно организовывать мероприятия по проведению предпроверочного анализа с целью направления его результатов в Управление для рассмотрения вопроса о включении налогоплательщика в План проведения выездных налоговых проверок.

6. Управлениям, МИ ФНС России по КН, Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю обеспечить применение настоящего поручения в отношении налоговых деклараций по НДС, представленных после 01.10.2020 за налоговые периоды начиная с 3 квартала 2020 года.

7. Управлениям, МИ ФНС России по КН представлять информацию в Межрегиональную инспекцию ФНС России по камеральному контролю в срок не позднее 10 декабря, 10 марта, 10 июня, 10 августа по форме, согласно приложению, к настоящему поручению.

8. Управлениям, МИ ФНС России по КН довести настоящее поручение до нижестоящих налоговых органов.

Приложение: в электронном виде.

Д.В. Егоров

1 Совокупная суммы уплаченных налогов в целях применения настоящего письма рассчитывается в соответствии с письмом ФНС России от 23.07.2010 № АС-37-2/7390, при этом учитывается не 3 календарных года, а 36 месяцев, предшествующих отчетному периоду.

2 Пункт действует до введения автоматизированной индикации декларации по НДС налогоплательщика в окне оперативной работы ПП "Контроль НДС"

Приложение
к письму ФНС России
от 6 октября 2020 г.
№ ЕД-20-15/129@

Код региона Наименование региона ИНН Налогоплательщика КПП Налогоплательщика Наименование налогоплательщика, предъявившего сумму НДС к возмещению из бюджета Налоговый период Рег. номер декларации Дата представления декларации Сумма НДС, заявленная к возмещению из бюджета, руб. Срок проведения камеральной налоговой проверки Основания продления срока камеральной налоговой проверки декларации более 1 месяца Сведения о передаче материалов КНП в ППА
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Итого: Х Х Х Х Х Х Х Х Х

Порядок формирования отчета:

Отчет формируется нарастающим итогом в разрезе налогоплательщиков, в отношении которых камеральная налоговая проверка проводилась (планировалась к проведению) в сокращенный срок

В гр. 6 указывается налоговый период следующим образом: 202002 = 2 квартал 2020, 202003 = 3 квартал 2020 и т.д. В данной графе указывается налоговый период по всем налоговым декларациям, включая уточненные.

В гр. 8 указывается дата представления актуальной налоговой декларации

В гр. 10 указывается признак: 1 - КНП завершена по истечении одного месяцев; 2 -КНП проводится более 1 месяца

В гр. 11 указывается признак: 1 - наличие неустранённых расхождений, сформированных в прикладной подсистеме «Контроль НДС», свидетельствующих о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации, либо о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета; 2 - наличие признаков уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации, либо о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета в результате нарушения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации; 3 - наличие иных признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, свидетельствующих о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации, либо о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета.

В гр. 12 указывается признак: 0 - сведения в ППА не переданы; 1 - сведения в ППА переданы

Обзор документа

ФНС составила алгоритм действий по проведению камеральной проверки деклараций по НДС, поданных добросовестными налогоплательщиками.

В отношении деклараций, в которых заявлено право на возмещение НДС, камеральная проверка может быть завершена по истечении месяца со дня подачи деклараций. День предоставления декларации по НДС - 25 число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, либо день подачи уточненной декларации.

Не позднее 10 календарных дней со дня направления декларации по НДС налоговые органы проводят оценку на соответствие определенным условиям (приведен перечень). По истечении месяца со дня предоставления декларации в отношении прошедших оценку налогоплательщиков проводится проверка на отсутствие нарушений, а также ошибок в декларациях и противоречий в сведениях.

При проведении камеральной проверки оценка целесообразности налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым заявлены вычеты, определяется с учетом сведений, имеющихся в распоряжении налогового органа.

Данный порядок применяется в отношении деклараций по НДС, поданных после 1 октября 2020 г. за налоговые периоды начиная с III квартала 2020 г.

Даны рекомендации по формированию перечня налогоплательщиков, соответствующих перечисленным в письме условиям.

Дударенков Дмитрий Александрович – студент Института проектного менеджмента и инженерного бизнеса.

Салманов Олег Николаевич – доктор экономических наук, профессор Института проектного менеджмента и инженерного бизнеса.

Аннотация: В статье рассмотрено понятие и сущность налогового администрирования. Рассмотрены механизм и элементы налогового администрирования. Раскрыта сущность и основные направления налоговой политики на 2020-2022 годы. Формирование налогового администрирования, ее развитие, эффективность реализации решений в сфере налоговых отношений, в большей степени зависят от принципов функционирования налогового права и налоговой системы государства в целом. Также рассмотрена фискальная политика на примере России и США.

Ключевые слова: Налоговое администрирование, налоговая политика, механизмы, налоговые принципы, НДС, эффективность, функционирование, налоговые органы.

Кардинальные изменения, которые происходят в Российской Федерации практически во всех сферах, начиная от экономической и до правовой, никак не могли не затронуть сферу финансовых и налоговых отношений. Процессы глобализации, правовой интернационализации, кризисные проявления в сфере финансовых отношений и другие масштабные явления предъявляют повышенные требования к формированию и реализации налогового права и налогового администрирования.

Налоговое администрирование представляет собой систему управления налоговыми отношениями, а именно, деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства РФ предприятиями и физическими лицами.

Так, мнению А.В. Иванова, налоговое администрирование представляет собой систему мероприятий, которые осуществляет Правительство Российской Федерации и иные федеральными органы исполнительной власти, направленных на оптимизацию налоговой составляющей доходной части консолидированного бюджета РФ.

При этом к системе мероприятий налогового администрирования относятся:

  • планирование объемов налоговых поступлений в бюджет;
  • подготовка федеральных программ единой финансовой и налоговой политики РФ;
  • подготовка в рамках законодательной инициативы Правительства Российской Федерации проектов федеральных законов о налогах и налогообложении.

Механизм налогового администрирования представляет собой совокупность правовых мер и организационных мероприятий, которые направлены на достижение целей и решение задач, проводимых государственными органами исполнительной власти.

Основными элементами механизма налогового администрирования являются:

  • формирование налоговой политики и ее разработка на перспективу, формирование фискальной политики;
  • сбор и анализ информации;
  • мониторинг состояния дел в области налогов и сборов;
  • налоговое планирование и прогнозирование;
  • налоговое регулирование;
  • оказание государственных услуг в области налогов и сборов;
  • налоговый контроль;
  • превенция и выявление налоговых правонарушений;
  • привлечение к ответственности лиц за совершение налоговых правонарушений.

Одним из основных методов налогового администрирования является налоговый контроль, который в Налоговом кодексе определен как контроль налоговых органов за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Также на налоговые органы возложены дополнительные обязанности по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды.

Успешно выполнять такие задачи возможно на основе качественного законодательства и с учетом научных рекомендаций по совершенствованию налогового администрирования.

Особенность налогового администрирования в том, что оно выступает в форме комплексной системной организации отношений между налогоплательщиками и налоговой администрацией в лице налоговых органов для исполнения доходной части бюджета различных уровней.

Налоговое администрирование нацелено на построение комфортной налоговой системы и поэтому очень важно учесть фискальную политику, которая будет учитывать механизмы для оперативного реагирования как на внешние, так и на внутренние изменения.

Именно поэтому далее рассмотрим основные направления бюджетно - налоговой (фискальной) политики на 2020-2022 годы.

Налог на доходы физических лиц:

  1. Освобождение от налогообложения единовременных компенсационных выплат в размере, не превышающем 1 000 000 рублей медицинским работникам в рамках Государственной программы «Земский доктор», произведенных с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.
  2. Планируется установление аналогичной налоговой преференции для учителей (после принятия соответствующей государственной программы «Земский учитель»).
  3. Сокращение с пяти до трех лет минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, по истечении которого доход, полученный физическим лицом от продажи такого объекта, освобождается от обложения налогом в случае, если объект недвижимого имущества является единственным жилым помещением, находящимся в собственности налогоплательщика.

Упрощенная система налогообложения:

  1. Отмена представления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику.
  2. Введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение упрощенной системы налогообложения в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников.

Совершенствование налогового администрирования:

  • Интеграция оперативного контроля в систему налогового контроля.
  • Развитие системы налогового мониторинга.
  • Внедрение механизма добровольной уплаты юридическими лицами авансовых платежей по налогам и сборам на единый код бюджетной классификации.

Далее рассмотрим проблемы одного из элементов механизма налогового администрирования, а именно, бюджетно-налоговой политики государства.

Необходимым является формирование новой модели социохозяйственного развития. Ее нужно построить на инновационной основе, качественной производственной и финансовой инфраструктурах, и она должна быть эффективной в системе предоставления общественных услуг.

Такая необходимость определяется важностью оценки эффективности, которая проводится на основе бюджетно-налоговой политики с позиций как поддержки экономического роста, так и повышения уровня жизни населения как конечного потребителя этих услуг. Также предполагается разработка определенных концептуальных подходов.

Действенный подход к оценке эффективности бюджетно-налоговой (фискальной) политики страны согласуется с осуществляемой в настоящее время концепцией бюджетной реформы в России, в котором вектор налогово-бюджетной политики связан с задачами обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы страны, формирования бюджетов всех уровней на программно-целевой основе, оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, роста прозрачности бюджетного процесса.

Далее рассмотрим сравнительный анализ эффективности мер фискальной политики в США и в России.

Эффективность бюджетно-налоговой политики США, которая, в сравнении с отечественной, выглядит довольно сложной, по признанию многих экспертов, связана, прежде всего, с тем, что не исполнение обязанности по уплате влечет за собой неминуемую ответственность.

Что касается структуры системы, следует отметить, что она, как и российская, состоит из трех основных категорий, которые классифицируются в соответствии с уровнями:

  • федеральные налоги (налог на прибыли корпораций, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на дарение и наследование, отчисления во внебюджетные фонды страхования);
  • региональные налоги (помимо некоторых, которые причисляются к федеральным, например, налог на прибыль корпораций и акцизы, также включают в себя налог с владельцев транспортных средств и имущественные налоги);
  • местные налоги (кроме ряда федеральных и региональных, к ним относятся некоторые специфические налоги, например, экологический).

Рассмотрим основные налоги, которые платит налогоплательщик: ставки и принципы налогообложения.

При рассмотрении налоговой системы России и бюджетного администрирования ы целом, можно сказать, что прямо или косвенно граждане страны отдают в бюджет в виде налогов и сборов около 60-70% заработанных денег.

Сам по себе такой факт мало о чем говорит, возможно, в других странах налоговая нагрузка выше, чтобы узнать это проведем сравнение налоговых систем США и России.

Начисления на фонд оплаты труда платит работодатель, но косвенно они влияют на размер оклада работников. Потому что заработная плата + отчисления – это та сумма, которую работодатель готов платить за труд своего сотрудника. И чем меньше в этой сумме отчислений, тем потенциально больше может быть оклад. Отчисления во внебюджетные фонды в России в совокупности составляют 30,2% от общего фонда оплаты. И включают в себя:

  • 22% – взносы в Пенсионный фонд;
  • 5,1% – взносы на медицинское страхование;
  • 2,9% – взносы на социальное страхование.

В США начисления на ФОТ составляют в совокупности 10,35% (то есть, почти в 3 раза меньше). И включают в себя:

  • 6,2% – социальный сбор (аналог наших взносов в ПФ);
  • 1,45% – медицинский сбор (отчисления в ФОМС);
  • 2,7% – взносы в фонд безработицы.

После начисления оклада работодатель удерживает и уплачивает в бюджет за работника (уже из средств, причитающихся работнику) налог на доходы.

Основная ставка подоходного налога в России составляет 13%. В отдельных случаях: – 30% на доходы физических лиц – нерезидентов; – 35% (например, на доходы от выигрышей).

Налог на доходы физических лиц в США рассчитывается по прогрессивной шкале: чем больше человек зарабатывает – тем выше ставка по налогу. Для небольших доходов (до 9525 долл. в месяц) ставка подоходного налога составляет 10%. Для доходов – от 9525 до 38700 долл. в месяц – 12% от суммы, превышающей 9525, + 952,50 (10% от 9525) и так далее, а наивысшая ставка - 37% для сумм свыше 150689,05 долл. в месяц.

Самые массовые поступления в бюджет, как России, так и США приходится на НДС, который включается в стоимость товаров и услуг и формируется на всех стадиях производства и обращения.

Так, например, основная ставка по НДС в России составляет 20% с 01.01.2019 г., другие ставки 0% с экспорта и 10% на отдельные группы товаров.

НДС в США разный, в зависимости от штата может составлять от 0 до 15%.

Таким образом, в системе налогового администрирования решение задач социохозяйственного развития в условиях геополитической напряженности и замедления экономической динамики требует кардинального повышения эффективности бюджетно-налоговой политики государства. Оценка эффективности данной политики, которая будет являться инструментом макроэкономического регулирования должна производиться как с позиций поддержки экономического роста, так и повышения уровня жизни населения как конечного потребителя общественных услуг. Исходя из этого необходимо разработать соответствующие методологические подходы.

Эффективность функционирования налогового администрирования на уровне государства обеспечивается реализацией основополагающих принципов налогообложения и налоговых отношений. Как показывает российская практика налогообложения, не все методы налогового администрирования реализуются эффективно, что вызывает определенные сложности в регулировании налоговых отношений между участниками налогового процесса.

Формирование налогового администрирования, ее развитие, эффективность реализации решений в сфере налоговых отношений, в большей степени зависят от принципов функционирования налогового права и налоговой системы государства в целом.

Поэтому в налоговом администрировании важно учитывать налоговые принципы.

Реализация таких основополагающих принципов, как принцип всеобщности, принцип полноты исполнения налоговых обязательств, принцип единства налоговой политики являются основополагающими налоговой системы любого правового государства.

В рамках обозначенных принципов реализуются права и обязанности налогоплательщиков, а также определяется правовой механизм регулирования отношений между субъектами налоговых отношений.

Несмотря на то, что некоторые положения нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения и функционирования налоговой системы в целом не лишены недостатков, можно отметить, что налоговое администрирование РФ отражает общераспространенный в мировой практике подход формирования и функционирования налоговых систем.


В ФНС случилось грандиозное событие. Только что центральный аппарат разослал в управления по регионам новый регламент по отработке НДС.

Я покажу вам основной кусок нового регламента до того, как его увидит большинство сотрудников в обычных территориалках.

И расскажу, как изменится работа по отработке злодеев. Чего именно хочет добиться руководство ФНС. И почему у них вряд ли что-то получится.

Регламент — это такая штука, где описывают, как именно сотрудники НДСного отдела и руководство территорий должны вылавливать врагов, применяющих схематозы для ухода от уплаты НДС.

Предыдущий регламент не менялся несколько лет и совершенно устарел. Ситуация была смешная: схемы по бумажному НДС по своей сложности улетели в космос, а старый регламент освещал только примитивные схемки образца 2016 года. Т.е, полезной информации в прежнем регламенте было ноль. И вот, наконец-то, пришло большое обновление.

Сначала маленькое отступление.

Рядовой сотрудник НДСного отдела в территориалке обычно еле-еле шарит по НДС. К примеру, по схеме с журналами, дай бог, выловят 1 из 20 компаний. И то, выловят не из-за самого схематоза, а из-за смежных признаков технички: юрадрес, директор и т.д.

Последние 8 месяцев всех сотрудников-НДСников упорно обучают в Питере. Там ФНСный центр повышения квалификации. Кого-то обучают в живую, кого-то дистанционно. В конце обучения сотрудники проходят экзамен. Потом им дают красивый сертификат, его можно повесить в рамочке в кабинете.

Я беседовал с ребятами, прошедшими обучение. Практически полезных знаний там дают мало. Другой косяк обучения: простые вещи доносят сложным языком. Сдать экзамен зубрежкой люди могут. А вот применить потом в жизни — нет. Ведь, на самом деле, они мало что поняли.

И вот настал светлый день. Сотрудникам поступил новый регламент. В котором описываются актуальные схемы. И как с ними бороться.

К примеру, вот выдержка из документа:


Перевожу на русский язык: в регламенте описали, что существует схема с журналами. Описали, что существует схема 2014. Про обе схемы я писал в блоге ещё давно.

А дальше что? Что делать сотруднику ФНС с этой информацией? Тут центральный аппарат тоже всё описал: прислали детальную инструкцию по заполнению формы 2МЭ. 2МЭ — это такая гигантская форма, куда нужно занести тонну информации.

Если коротко: по замыслу, рядовые сотрудники территорий должны искать эти схемы руками. Ведь в дереве АСК НДС они не светятся. И новая фишка, которую недавно ввели в дереве АСК НДС под названием «TG» тоже совершенно никак не выявляет схематозы.

Сотрудник должен отвлечься от текущей работы, перерыть разделы и контрольные соотношения. Дальше дать отчет руководству отделов НДС и аналитики. Начальники отделов формируют форму 2МЭ, которую потом подписывает заместитель руководителя территориалки.

Конец бумажного НДСа? Собираемость НДС резко прыгнет вверх?

Конечно же нет. И вот по каким причинам:

1. Ранее мы уже видели ввод глобальных обновлений в системе АСК НДС. Которые должны были что-то резко изменить.

К примеру, в августе 2019 года ввели обновление, благодаря которому стало видно повторение юридических лиц в дереве АСК на разных уровнях. Между ними появились жирные синие линии. Внешне это казалось катастрофой: сейчас всех поймают, всем всё доначислят. На практике итог был совсем другой, совершенно никто не пострадал.

Сотрудники ФНС просто не лезли смотреть деревья по старым периодам, если по ним не возникало прямых разрывов. А жулики быстренько сделали выводы и уже к следующему кварталу начали строить деревья из техничек без их повторений на разных уровнях дерева. Т.е, история показывает, что в предыдущие периоды никто не лезет, если там не возникает слетов.

2. Рядовой инспектор Вася из отдела НДС в гробу видал отработку предыдущих кварталов и копание лапками в разделах по текущим. Премий за это особо не дадут. Задачами его и сейчас грузят так, что приходится задерживаться на работе. У Васи с его окладом в две копейки нет никакого желания ковырять руками контрольные соотношения и разделы. Включать голову, искать замаскированные журналы на дальнем звене и т.д. Всё это дополнительные часы работы.

Руководству портить себе статистику тоже особо не хочется. У них вообще другой приоритет: личный заработок, доить своих налплатов. И тут хороши просто средние показатели, чтобы не привлекать к себе внимание.

3. Самые глобальные схематозы из тех, что я видел, не обходились без самих налоговиков. Эти ребята просто ищут жирные, старые лавки на своей территории, которые прекратили фактическую деятельность. Сканируют их контрагентов. И перевешивают их объем.

Или ещё проще: сдают от лавок только продажи. А покупки не сдают, вообще не вносят в систему системе. Разрыва нет, всё спокойно, камералка закрыта.

Масштабы такой деятельности внутри ведомства просто катастрофические. Внешние рисовальщики НДС в сравнении с самими налоговиками просто дети.

Руководство в регионах просто не будет вносить в отчет 2МЭ лавки, по которым у них присутствует какая-то заинтересованность. Да они и сейчас этого не делают. Мне на это лично жаловались рядовые сотрудники КАО регионов: «Мы наковыряли, а руководство информацию игнорирует и в отчеты не вносит». Разумеется, жаловаться куда-то наверх они не будут. Им там ещё жить и работать. Это всё равно, что если бы гаишник пожаловался на коррупцию у себя в ведомстве.

Тут у меня всегда возникает вопрос. Почему я, Миша, фиг знает кто, вижу работу целых кланов региональных руководителей ФНС, кстати, часто сформированных по этническому принципу, которые схематозят на десятки млрд рублей. А центральный аппарат вместе со службой собственной безопасности ФНС их не видят.

Вообще, место зама территориалки весьма почетное и в регионах стоит от 50 млн рублей. Кажется, что много? Нет конечно, окупить можно за пару проверок. Мне лично тоже предлагали скинуться, чтобы повысить человека.

Помните Арашуковых, обвиняемых в скандалах по возмещению НДС на миллиарды рублей? Как думаете, где у них у них работал и по сей день спокойно работает ближайший родственник? Правильно. Трудится замом по НДС. И такие истории по всем регионам.

4. Главный косяк заключается в самом центральном аппарате. Именно центральный аппарат согласовывает миллиардные бюджеты на программное обеспечение и вычислительные мощности. В т.ч. на разработку самого модуля АСК НДС уходят астрономические суммы. Подрядчик исторически один и тот же, ГНИВЦ.

При этом, на противоположной стороне ребята-схематозники тоже лепят свой софт, уже для обхода АСК НДС. Самописный, бесплатный. Но он работает. Работает лучше, чем АСК НДС при всех бюджетах на его разработку.

По моим прикидкам, все дыры, связанные с журналами, со схемой 2014 и с другими схемами, можно было бы закрыть приблизительно за 500 млн рублей на круг. Включая расходы на вычислительные мощности.

На выходе была бы программа, которая сама бы подсвечивала всех схемников, сама формировала бы требования и посылала запросы в смежные органы.

Но реально эффективное ПО не внедряют годами. ГНИВЦ в муках рожают бесполезные обновления. В т.ч, последний фикс 10-20.5.13.1, который, якобы, должен начать подсвечивать 2014.

Возможно, бюджет на ПО в ФНС — это такая черная дыра, на которой зарабатывают интеграторы, аудиторы большой четверки, некоторые чиновники и прочие счастливые люди.

Итог простой. Вместо того, чтобы в 2020 году жуликов внутри и снаружи системы ловила программа, это вынуждены делать ручками сами налоговики.

Отчет 2МЭ, при этом, будут формировать и подписывать те, кто сами иногда очень заинтересованы в том, чтобы неуплата по НДС на их территории не была обнаружена.

К ребятам из центрального аппарата только один вопрос:

Вы не думали как-нибудь допустить до разработки софта вместо бессменной ГНИВЦ и IBSа маленькую, но эффективную софтовую компанию? Которая знает все детали работы АСК-НДС и существующие в ней дыры. За квартал-два вам за смешные деньги напишут внешнюю софтину-парсер, которая выявит всех злодеев со всеми существующими схемами. И никаких копошений ручками. Сотрудникам сразу будут прилетать указания на разработку. Вопрос риторический.

На следующей неделе постараюсь сделать подробный обзор нового регламента и сопроводительной документации по нему, с цитатами и выдержками. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.

Ещё в ближайшее время будет анонс обучения по НДС. Я, бывший начальник КАО управления по столице и недавно покинувший службу высокопоставленный руководитель центрального аппарата ФНС, решили рассказывать о том, как работают налоговики по НДС. Вот прямо во всех деталях: показывая IT программы налоговой и их слепые зоны, внутренние инструкции для сотрудников и многое другое.

Читайте также: