Ндс россии и казахстана сравнение

Опубликовано: 05.05.2024

НДС (налог на добавленную стоимость) пришел на смену налога с продаж в Германии в начале ХХ века. Это понятие быстро распространилось по всей Европе. Налог с реализованной продукции не мог «вычислить» потенциал продаж.

Вначале НДС облагался лишь чистый доход. Этот налог используют 137 мировых государств.

НДС в странах мира

Место Страна Ставка НДС
1 Венгрия 27 %
2 Дания 25 %
Норвегия
Швеция
3 Исландия 24,5 %
4 Финляндия 24 %
Греция
5 Польша 23 %
Португалия
Ирландия
Уругвай
6 Словения 22 %
Хорватия
Италия
7 Латвия 21 %
Литва
Чехия
Аргентина
Бельгия
Испания
8 Россия 20 %
Австрия
Молдавия
Армения
Украина
Албания
Болгария
Эстония
Франция
Словакия
Великобритания
Узбекистан
9 Германия 19 %
Кипр
Румыния
Чили
10 Мальта 18 %

Топ-5 стран с самым низким показателем НДС

Страны с низким уровнем НДС

Таблица сравнения НДС и уровня жизни в странах мира

Таблица сравнения

В Европейской Союзе каждое государство решает самостоятельно, какую ставку НДС использовать. И хотя конкретного правила нет, все же имеются определенные ориентиры.

  1. Во-первых, ставка не должна быть меньше 15 %.
  2. Во-вторых, есть список товаров, на которые ставка очень низкая или нулевая.

Это позволяет бизнесменам выбирать экономически выгодную страну для развития собственного дела.

Как такового НДС в США нет, но их налог чем-то напоминает привычную систему. Взгляды американцев консервативны, однако, как показывает время, верны.

В Африке и на Востоке действует НДС стандартного типа. Культура и обособленность позволяют государствам регионов иметь гибкие взгляды и умно вести экономическую политику.

Самые высокие налоги

Страны с самыми высокими налогами в мире

Где не применяется налог на добавленную стоимость

НДС нет в Соединенных Штатах Америки. В стране пошлины меньше, чем НДС большинства обеспеченных мировых держав. Новая система кажется стране слишком сложной и непонятной.

Отлично справляются без НДС богатые арабские страны с огромными ресурсами: Оман, Кувейт, Бахрейн, Катар.

Не имеют ставки и следующие острова: Каймановы, Бермудские, Багамские. В то же время совсем без налогов они не живут. Действует пошлина около 70 % на импортные товары.

Самые низкие налоги

Самые низкие налоги в мире

Размер НДС в странах ЕС

В 2020 году был зафиксирован максимальный уровень НДС в Италии и составил 22 %. В 2013 году показатель был 21 %. Но это касается только стран, которые входят в G 20 — Большую двадцатку.

Среди государств, которые не входят в это число, выделяется огромной процентной ставкой Греция и Венгрия: 24 и 27 % соответственно.

Впечатляют цифры северных государств:

Стандартной для Европы ставкой является 20–22 %.

  • НДС в Австрии и Великобритании составляют 20 %,
  • НДС в Нидерландах и Бельгии — 22%.

НДС в Латвии и НДС в Литве — 20 %. Но имеются дополнительные льготные варианты в Латвийской Республике. К некоторым областям применяется ставка в 12 и в 5 % или отсутствие налога.

НДС Эстонии — 20 %, но есть льготная ставка в 9 %. Последняя касается таких сфер, как фармакология, медицина, печатная продукция. Некоторые виды транспорта Эстония не облагает налогом вовсе.

НДС и средняя зарплата

НДС и средняя зарплата в ЕС и России

Ближний Восток

Саудовская Аравия стала впервые пользоваться схемой НДС в начале 2018 года, и это было 5 %. Такое решение поддержали и Объединенные Арабские Эмираты, введя у себя идентичный налог.

НДС в Израиле менялся несколько раз и сейчас составляет 17 %. Примечательно, что в городе Эйлат это не действует, и товары можно покупать по себестоимости.

В Азербайджане НДС — 18 %, в Республике Беларусь ставка составляет 20 %.

Казахстан и Кыргызстан имеют ставку в 12 %. В Узбекистане, Молдове и Украине она составляет 20 %.

Россия

В Российской Федерации НДС составляет 20 %. Это довольно много, но в стране активно используются льготы.

Для товаров следующих групп применяется ставка в 10 %: мясная и молочная продукция, морепродукты и овощи.

Кроме того, нечасто, но используется нулевая ставка.

Это, прежде всего, касается экспортных процедур, международных перевозок в сфере нефтедобычи. Поднять НДС вынудила сложная экономическая ситуация, возникшая вследствие падения цен на нефть.

Сейчас Россия стремится меньше зависеть от некогда прибыльной сферы и стала больше развивать транспорт, связь, услуги и информатизацию.

В Таиланде НДС составляет 7 % и включает в себя все товары и счета в заведениях питания. В этой стране турист может рассчитывать впоследствии на возврат налога за покупки в специальных точках.

В Малайзии НДС не используется. Действует корпоративный налог со стандартной ставкой в 28 %, но льготы доступны на многие товары.

Сингапур поражает низкой ставкой в 5 %. В Индии НДС составляет 4–5 %, но облагаются только основные группы товаров.

Китай в 2020 году уменьшил НДС на один процент — с 17% до 16%.

В ЮАР ставка равняется 15 %, в Южной Корее и Индонезии — 10%.

Общая сумма налогов

Общая сумма налогов в разных странах

Взаимосвязь уровня НДС и качества жизни

НДС платят потребители, простые люди, так как он заложен в цене товара. Начисляется с самого производства и является ориентиром для определения наценки при продаже. По сути, то, что накручивает продавец, возвращает налогоплательщик в качестве НДС.

Таким образом, в бюджет государства идут средства. Однако высокий уровень НДС свидетельствует о трудном экономическом положении в стране.

В большинстве случаев этот налог не отражает реальной жизни в отдельно взятой стране.

Почему используется НДС

Во-первых, этот налог нужен из-за большого количества теневого и нелегального бизнеса. Если необходимые деньги не идут в казну, то можно их получать через покупки товаров людьми и от оказанных услуг.

Но оправдать использование НДС только наличием подпольного бизнеса неправильно. К примеру, на Скандинавском полуострове — одна из самых высоких на планете ставка НДС, и это обусловлено большой территорией. Устанавливать в этом регионе невысокую ставку нет смысла, так как высокий уровень жизни позволяет пополнять казну без трудностей для местного населения.

Подобный механизм действует и в большинстве других стран Европы, где НДС составляет от 17 %. Ставка ниже устанавливается обычно малоразвитыми странами. Однако в Латинской Америке проходит немного фаз от производства до прилавка, так что высокий налог может вызвать волну недовольства.

Во-вторых, ряд стран использует пониженные налоги на определенные группы товаров:

  • Япония — вещи для детей;
  • Швеция — услуги проезда на общественном транспорте;
  • Франция — медицинские товары.

Благодаря таким льготам НДС в 20 % не кажется слишком высоким и принимается населением. На повседневную жизнь это не сильно влияет.

В-третьих, порой поднятие НДС — последняя мера для устранения экономического кризиса в стране. Это помогает пополнить бюджет в короткие сроки.

Но имеются и свои трудности. Льготным категориям людей повышение НДС не сильно мешает, а вот по среднему классу данная процедура бьет серьезно. Дороговизна покупок отпугивает граждан и заставляет их экономить.

Товары на полках есть, но государству от этого никакой пользы. В сложной ситуации может даже приостановиться производство, и волна кризиса ударит с новой силой. Все зависит от экономической политики, проводимой чиновниками.

Зачастую использование НДС с его положительными и негативными сторонами является необходимостью. Использование США налога с продаж и игнорирование НДС — исключительный и единственный случай. Тем, кто использует НДС, избавляться от него не имеет смысла.

К положительным аспектам использования этого принципа можно добавить еще несколько.

  1. Документация. Налог помогает оптимизировать бухгалтерский учет предпринимателю или фирме. Особенно это ценно в конце периода отчетности перед налоговой службой.
  2. Перспектива в экономическом росте. При грамотном администрировании НДС можно со временем вносить коррективы в ставку, тем самым создавая мощную опору в экономическом плане. К примеру, важно сохранять баланс, при тяжелой ситуации поднимать ставку, когда все в порядке, немного снижать. Но при этом необходимо, чтобы население понимало, что и ради чего делается. Иначе эффективность будет низкой.

Подробнее о НДС в следующем видео:

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 20:24, практическая работа

Описание работы

Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Согласно Конституции, страна утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Казахстан обрел независимость 16 декабря 1991 года. Столица – город Астана. Государственный язык – казахский. Русский имеет статус языка межнационального общения. Денежная единица – тенге.

Файлы: 1 файл

Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

Возникновение системы налогообложения РК

    • Система налогообложения в Казахстане, введенная в действие в 1990 г. и ориентированная на рынок, была действительно новой и рыночно ориентированной. Строилась она по прямой аналогии с российскими нововведениями в этой сфере исходя из двух главных соображений:
    • во-первых, было необходимо с учетом предстоящего объема расходов на финансирование экономики и социальных программ сохранить хотя бы на прежнем уровне налоговые поступления в бюджет в условиях спада производства и реального сокращения налоговой базы;
    • во-вторых, обеспечить применение зарубежных схем и моделей налогообложения, приемлемых для изменившейся политической и экономической обстановки.

Сравнение налоговых систем Казахстана и России

    • Налоговая система каждой страны имеет свои специфические особенности, которые формируются с учётом социального, культурного, экономического прошлого и традиций.
    • Сравним налоговые системы Казахстана и России с позиции простого перечня различных налогов.

Таблица 1. налоги Казахстана и России

Классификация налогов по принадлежности органов и уровню управления

Федеральные налоги и сборы

-специальные платежи недропользователей

- на операции с ценными бумагами

-на прибыль компаний

-на доходы граждан

-на добычу полезных ископаемых

-на имущество организаций

-на игорный бизнес

-на имущество граждан

-на транспортные средства

-на игорный бизнес

-на имущество граждан

Классификация по принципу уплаты

-специальные платежи недропользователей

- на операции с ценными бумагами

-на прибыль компаний

-на доходы граждан

-на добычу полезных ископаемых

Основные налоговые ставки

На доходы граждан

На прибыль компаний

Ставки акцизов на отдельные группы подакцизных товаров,
I квартал 2012 г.

Виды подакцизных товаров

Ставки акцизов (в евро)

Спирт этиловый, л

Сигареты с фильтром,
шт.

Сигареты без
фильтра, шт.

Автомобили
легковые, л. с.

Бензин
автомобильный, т

Дизельное топливо, т

Поступления в бюджет в Казахстане и России в 2012 году

поступления налогов в бюджет РФ

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налог на прибыль организаций

налоги и сборы за пользование природными ресурсами

налог на добычу полезных ископаемых

остальные федеральные налоги и сборы

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налог на прибыль организаций

налоги и сборы за пользование природными ресурсами

налог на добычу полезных ископаемых

остальные федеральные налоги и сборы

поступления в бюджет РК

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

корпоративный подоходный налог

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

Налоговая система республики Казахстан

корпоративный подоходный налог

В доходах бюджета Казахстана на 2012 год 97% занимают налоговые поступления. В России налоговые поступления в бюджет составляют 92%.

Налоговая нагрузка в РФ и РК

Налоговая нагрузка = (налоговые доходы/ВВП)*100%

Анализируя данные за 2010 - 2011 гг., необходимо отметить: уровень налоговой нагрузки в процентах к ВВП в Республике Казахстан низкий. Уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации занимает среднее место среди государств - членов ТС и ЕЭП. Таким образом, уровень налоговой нагрузки в России и Казахстане различный, что порождает неравные условия для хозяйствующих субъектов: наиболее благоприятные условия с этой точки зрения созданы в Республике Казахстан.

    • Не смотря на то, что Казахстан обрел независимо сть в 1991 году, уровень его экономического развития уже приближается к уровню экономического развития России. А по темпам экономического развития он занимает 3 место в ряде динамичных экономик первого 10-тилетия XXIвека.
    • Уровень безработицы в Казахстане ниже, чем в России (5, 4% против 6,1%).
    • Налоговая система каждой страны имеет свои специфические особенности. Налоговая система Казахстана ориентирована на рынок. Она строилась в прямой аналогии с российской налоговой системой. И мы можем наблюдать, что ставки налогов в Казахстане приближены к ставкам налогов в РФ.


Разница в системах налогообложения России и Казахстана

Сейчас в России действует почти три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них выдержат испытание временем, но в целом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеются существенные различия по странам: и налоговая система Швеции отличается от действующей в Германии, а налоги в Англии заметно отличаются от принятых в Дании и т.п. Правда, в странах ЕЭС налоговая система унифицируется.

Отличительная особенность бюджетной политики России та, что основу поступлений представляют налогооблагаемые доходы, большинство из которых является косвенными: НДС, акцизы, налоги с продаж. Ставки налогов у нас значительно выше, чем во всех европейских странах, включая страны Восточной Европы, и подъем экономики при них невозможен. Известно, что для эффективной работы всех отраслей народного хозяйства налоги не должны пересматриваться часто - ориентировочно не чаще чем раз в пять лет. Недоимки и неплатежи в связи с отсутствием у предприятий средств - столь же серьезная проблема, как и сокрытие доходов, которая особенно обострилась во время финансового кризиса.

Поддержка малого и среднего бизнеса, снижение налогового бремени - важнейшие цели, которые ставит перед собой правительство России. Как это будет выглядеть на практике, покажет время. Поскольку многие предприятия сегодня проходят полную реконструкцию, внедряются прогрессивные технологии, то они не могут, соответственно, уплачивать в бюджет налоги в полном объеме. Без проведения срочной модернизации компании становятся неконкурентоспособными на международном рынке. Государство предоставляет льготы по уплате налогов таким предприятиям, и это уже можно оценивать как положительное явление в экономической жизни страны.

ТРИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (РОССИЯ)

В настоящее время индивидуальные предприниматели могут осуществлять деятельность на основе трех различных систем налогообложения получаемых доходов:

- по так называемой традиционной, предусматривающей уплату налога на доходы физических лиц;

- используя упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (на основании приобретаемого патента);

- уплачивая единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

У каждой из указанных систем налогообложения есть свои положительные и отрицательные стороны, влияющие как на показатели доходности предпринимательской деятельности, так и на порядок ведения учета доходов и расходов при ее осуществлении.

При сравнении трех систем налогообложения предпринимательской деятельности, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что применение упрощенной системы налогообложения и переход на уплату единого налога на вмененный доход подразумевают применение этих специальных режимов налогообложения лишь к доходам, полученным в результате осуществления отдельных видов деятельности (указанных в патенте на право применения упрощенной системы налогообложения либо в свидетельстве об уплате единого налога на вмененный доход).

То есть, доход от осуществления иных видов деятельности будет в любом случае облагаться налогом на доходы физических лиц по общепринятой ставке 13%. Кроме того, важным моментом является то, что упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход могут применяться не во всех регионах РФ, так как их введение в отдельных субъектах РФ осуществляется решениями региональных органов власти.

В связи с этим для целей оптимизации режима налогообложения получаемых доходов, предпринимателям необходимо иметь как общее представление об упомянутых налоговых режимах, так и возможность осуществить элементарный экономический анализ возможной доходности при планировании деятельности по той или иной системе налогообложения в своем регионе.

Так называемая традиционная система налогообложения предполагает, что индивидуальный предприниматель в общеустановленном порядке производит исчисление и уплату налога на доходы физических лиц (в большинстве случаев по ставке 13%).

Кроме того, в обязанности индивидуального предпринимателя входит также уплата НДС, единого социального налога, как со своих доходов, так и с сумм выплат, производимых в пользу наемных работников и лиц, привлеченных на основании договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Предприниматели, являющиеся работодателями, должны также производить и уплату страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 г, № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

ФИСКАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НАЛОГОВ

Рассмотрим важнейшие особенности современного налогообложения доходов в России в сопоставлении с опытом стран с развитой рыночной экономикой. Эти особенности принципиальны, и объяснить их достаточно просто.

Налоговая система западных стран формировалась и функционирует в условиях нормального экономического развития, налоговая же система России находится под воздействием глубокого социально-экономического кризиса. Влияние этого кризиса характеризует обобщающий показатель - доля налоговых поступлений в валовом национальном продукте (ВНП).

Именно поэтому российская система налогообложения преимущественно подчинена фискальной задаче (т.е. наполнению доходной части госбюджета). Все прочие современные задачи, свойственные налоговой системе Запада, особенно стимулирование производства и соблюдение социальной справедливости, остаются на втором плане.

О предпочтении фискально-перераспределительных задач в российской системе налогообложения свидетельствуют не свойственная западным странам частота взимания налогов с предприятий, попытки взимать налоги с отгруженной продукции независимо от ее оплаты, что при систематических неплатежах ставит предприятия в тяжелое финансовое положение.

Фискальным креном, а не только несовершенством налоговых служб объясняются огромные масштабы укрытия от налогов (35-40%), в 2-3 раза превышающие аналогичные показатели западных стран. В России используются различные формы укрытия доходов от налогов. Наиболее распространенными из них являются: злоупотребление льготами, предоставляемыми по тем или иным налогам, использование бартера, который позволяет не платить налоги; использование разницы между реальной стоимостью товаров и большей суммой, указанной в договоре, причем разница не подпадает под налогообложение; завышение издержек производства при расчете налога на прибыль; система «черного нала» - различные методы расчета оплаты доходов либо с помощью полностью не учтенной и поэтому не подлежащей налогообложению наличности, либо на основе искаженных данных, что позволяет укрыть от налогов большую часть дохода.

Господа, Коллеги
Вопрос на скорую руку.
В последнее время, очень часто приходят договора для проверки в Юр. отдел, заключенные с Российскими предпринимателями. Начинаются разногласия с отделом закупок, когда дело доходит до НДС. По какой-то неизвестной мне причине, Ваши предприниматели настаивают на том, чтобы в разделе НДС было прописано «НДС = 0%» в то время, как мы прописываем иначе «НДС неприменимо». Естественно, я понимаю, что это одно и то же, но в КЗ законодательстве нет такого понятия как НДС = 0%. Последний либо применим в 12% либо его вовсе нет.
Есть мысли?
Благодарю!

Ирина Максюта

Здравствуйте, Ардак.
Правильно настаивают наши предприниматели.
Имеется ставка НДС - 0% для импортеров.
Причина у них очень уважительная: ст 164 Налогового кодекса РФ.
Ну напишите так в своих договорах:
цена как договорились, «НДС = 0%», что равнозначно понятию, применяемому казахской стороной «НДС неприменимо».
Если эти понятия действительно равнозначные))

Жумагалиев А.

К сожалению, с юридической точки зрения, эти понятия не равнозначны, так как, либо НДС 12% либо неприменим). Либо день, либо ночь)
Благодарю!)

Бодаться тут с контрагентами не надо. Здесь просто имеет место быть разное законодательное регулирование. По российскому Налоговому кодексу операции, облагающиеся по нулевой ставке НДС и операции, не подлежащие налогообложению данным налогом - совершенно разные вещи. Похоже, по законодательству РК такого различия нет. В связи с этим следует прописывать условие об НДС в соответствии с местом реализации товаров (услуг): если Россия - то по российскому НК, если Казахстан - то по казахстанскому НК. Если и здесь обнаружится противоречие между законодательством РФ и РК - следует обратиться к коллизионным нормам.

Эффективное управление складскими запасами.

Цена: 45 000 руб.

Жумагалиев А.

Кстати, если Вас не затруднит, объсните пожалуйста разницу: "операции, облагающиеся по нулевой ставке НДС и операции, не подлежащие налогообложению данным налогом" согласно НК РФ.

Ардак, это будет объёмное объяснение - формат сайта не позволит. Лучше сами просмотрите главу 21 НК РФ. Или попросите бухгалтера, чтоб он Вам объяснил.

Ирина Максюта

ну, если в двух словах - то *НДС нет* значит, означает, что НДС не начисляется, его нет вообще. Например, ИП на упрощенной системе налогообложения, или по операциям, которые освобождены от обложения налогом НДС, (см. п.2 ст. 146 НК РФ). Нет обязанности выписывать счет-фактуру и ничего не возмещается из бюджета. Товары-работы-услуги, полученные с НДС ставятся (относятся) на себестоимость в полной стоимости.

Ставка *НДС 0%* закрытый перечень (см. ст. 164 НК РФ) - операции по реализации, в том числе экспорт товаров. Поставщик (плательщик НДС) имеет право начислить на реализованные товары (ну понятно, что и или работы или услуги) 0% НДС только в том случае, если он подтвердит факт экспорта товара. Это процедура по сбору и предоставлению пакета документов, взамен даётся возможность применения НДС в размере 0%. Если лицо не подтвердит возможность применения НДС по ставке 0%, оно будет обязано начислять в бюджет НДС по ставке своего товара 10% или 18%.

Я сталкивался с такой ситуацией при экспорте в Польшу. Советую дать счет-фактуры Россиянам с указанием ставки 0 а себе заполнить с "неприменимым". Формально расхождение есть но поскольку нет укрытия или неуплаты налогов то и наказания не за что получать.

Приветствую Вас и сообщаю свою точку зрения:
1. Национальное законодательство России и Казахстана, в том числе налоговое (Налоговый кодекс) не совсем правильно применять сразу.
2. При наличии над. национального права необходимо применять Соглашение о принципах взимания косвенных налогов . в Таможенном Союзе (Россия-Беларусь-Казахстан) и ПРОТОКОЛЫ от 11 декабря 2009 года.
Принцип страны назначения - куда пришел товар, там и уплачиваются косвенные налоги.
Продавец в Таможенном союзе обязан применить по СОГЛАШЕНИЮ ставку 0%.
Покупатель подтверждает заявлением на ввоз в течении 180 дней.
3.По НК России - необлагаемые операции в статье 149 (например, продажа металлолома, процент по займу предоставленному. )
Ставка 0% - экспорт (164 НК РФ). То есть объект и база есть, но ставка0.

Представлю вашу компанию, бизнес в США (USA)

Цена договорная

Ирина Максюта

+я.
и заплатит НДС принимающая сторона, то есть казахские коллеги по своей ставке 12%, или вообще не заплатят, если к этому конкретному получателю НДС - неприменимо

Жумагалиев А.

Всем большое спасибо. Думаю, вопрос исчерпан. Направил договор в бухгалтерию, пусть сами разбираются и завизируют. ответственность на их совести.

Александр Семенихин

Подскажите пожалуйста! В моем случае хочу продать пару жд вагонов на территорию Казахстан. Мне нужно закладывать НДС 18% к стоимости или это может пройти под 0%. НК РФ Статья 164 (пункта 3.1) глоссит "Положения настоящего подпункта не распространяются на услуги, оказываемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте" В данном случае как? Помогите разобраться!

После завершения мирового кризиса экономика Казахстана выросла на 48%. Она похожа на российскую, но имеет важные преимущества

В соцсетях возобновились сравнения экономик России и соседнего Казахстана — поводом стала «вопиющая» разница в ценах на бензин по обе стороны границы. При этом часто утверждалось, что и там и там продавалось топливо российского происхождения. Разница действительно велика: сегодня цена А-95 в Нур-Султане составляет 174 тенге/л (28,90 руб.), а в Новосибирске — 44−45 руб. Однако один этот показатель не определяет разницы в экономическом развитии России и Казахстана, хотя и высвечивает важные отличия, прежде всего в сфере налогообложения.

Низкие налоги, высокий рост

В основе экономической модели Казахстана все постсоветские годы лежала идея использования сырьевой базы для ускоренного индустриального и инфраструктурного развития страны. Отсюда, в частности, широкое привлечение иностранного капитала в нефтегазовый сектор: сегодня он контролируется внешними инвесторами почти на 60%. Зато и результаты налицо: с 1990 г. добыча нефти выросла в 3,5 раза, газа — в 4,0 раза (для сравнения, в России — соответственно на 9,2 и 11,6%).

При этом власти обеспечивали рост за счёт низких налогов, что также типично для быстро развивающихся ресурсных экономик. Сегодня НДС в Казахстане составляет 12% против российских 20%, а акциз на бензин — всего 10,5 тыс. тенге (1740 руб.) за тонну против нынешнего российского в 12,3 тыс. руб. за тонну. Это и объясняет низкие цены на моторное топливо — ведь в России его розничная цена, по оценкам ряда отраслевых экспертов, на 80% состоит не из издержек производителей и торговой наценки, а из налогов.

К тому же в этом году Казахстан преодолел свою многолетнюю зависимость от импорта горючего, модернизировал собственную переработку и довёл обеспеченность потребителей отечественным моторным топливом до 100%.

Казахстанская экономика показывает лучшие результаты, чем российская, уже много лет (с завершения мирового экономического кризиса она выросла на 48%, тогда как отечественная — всего на 14,8%) и добивается впечатляющих результатов во многих сферах. Особенно отмечу создание инфраструктуры «Нового шёлкового пути» развитие портов на Каспии, а также создание современной финансовой инфраструктуры, в том числе и МФЦ в Нур-Султане.

Благосостояние населения также существенно выросло в последние годы (прирост реальных располагаемых доходов составил за 2014−2018 гг. 6,7% против падения на 10,7% в России).

Не все так хорошо

В то же время я бы не стал говорить о том, что в Казахстане сегодня всё хорошо, а в России всё плохо.

Казахстанская экономика пока лишь подошла к тому рубежу, за которым начинается реальная индустриализация. В экспорте республики на нефть и газ приходится 74%, а на металлы и руды (в том числе уран и урановую руду) — ещё 8,2%. Зависимость от импорта практически всей номенклатуры высокотехнологичной продукции остаётся не менее значительной, чем в России (хотя правительство, стоит признать, намного более эффективно работает над привлечением иностранных инвесторов в промышленность).

Как и в России, правительство постоянно прибегает к девальвации национальной валюты для поддержки собственных производителей и наполнения бюджета (тенге потерял более 52% стоимости за последние пять лет).

Кроме того, уровень местничества и роль клановых и родственных связей в Казахстане существенно превышает российские показатели, а политическая верхушка в той или иной форме участвует во всех наиболее прибыльных видах бизнеса. Хотя в МФЦ и внедряется британское право, бизнес (особенно средний и мелкий) зачастую беззащитен перед чиновниками, а права собственности местных предпринимателей во многом остаются «условными», как и в России.

Два отличия

Возвращаясь к событию, ставшему поводом для статьи, следует отметить два фундаментальных отличия казахской экономики от российской.

Первое. Казахстанские политики не смешивают, если так можно сказать, нефть и людей (которых в Кремле чуть ли не открыто называют «новой нефтью»). Получая высокие бюджетные доходы, руководство страны поддерживает низкие налоги и стремится снижать, а не увеличивать долю государственного сектора в экономике. Власть прекрасно понимает, что относительно дешевое сырье является важным конкурентным преимуществом, и не находится в плену догм о важности «приближения цен на энергоносители к мировым».

Это тот путь, по которому шли достаточно успешно индустриализировавшиеся ОАЭ и Саудовская Аравия, и стратегические планы развития страны во многом повторяют каноны, по которым развивались «нефтяные эмираты» Персидского залива.

И второе важное отличие. Казахстан, несмотря на давнюю приверженность Нурсултана Назарбаева идеям постсоветской реинтеграции, проводит подлинно многовекторную политику, притягивая к себе инвестиции из Китая, США, России, Европы, Турции и многих других стран, выстраивая политические отношения со всеми великими державами и постоянно «вестернизируя» свой имидж (здесь можно вспомнить и недавний переход на латинский алфавит).

Это, разумеется, выгодно отличает страну от России и делает перспективы развития казахстанской экономики более обнадеживающими.

И все же в целом российская и казахстанская экономики исключительно схожи и обеим сторонам следует анализировать проблемы и достижения друг друга для выработки оптимальных стратегий развития.

Владислав Иноземцев, доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества

Читайте также: