Место реализации услуг для ндс еаэс

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 февраля 2019 г. N 03-07-13/1/7674 О налогообложении НДС услуг в электронной форме, оказываемых хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС российской организации

Вопрос: Акционерное Общество обращается за разъяснениями по следующему вопросу.

Организации - Резидент Республики Казахстан и Резидент Республики Беларусь оказывают организации - Резиденту Российской Федерации следующие услуги:

1. Оперативное предоставление информации о дислокации подвижного состава (слежение за движением вагонов/контейнеров) на портале резидента Республики Беларусь в сети Интернет;

2. оказание услуг по предоставлению круглосуточного интернет-доступа к ресурсам информационной системы резидента Республики Беларусь;

3. предоставление информации о железнодорожных перевозках, оформленных на инфраструктуре резидента Казахстана из системы единого комплекса интегрированной обработки.

В соответствии с "Договором о Евразийском экономическом союзе" (пункт 28 раздела 4 Протокола взимания косвенных налогов) при выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено настоящим разделом.

С учетом изменения налогового законодательства Российской Федерации в части порядка взимания налога на добавленную стоимость при указании услуг в электронной форме просим пояснить, должны ли указанные организации - поставщики услуг встать на учет в налоговых органах РФ для исполнения обязанности по оплате НДС в бюджет Российской Федерации при оказании перечисленных услуг в электронной форме.

Какая из организаций (Поставщик или Покупатель) будет являться налогоплательщиком по вышеуказанным услугам?

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в ситуации и при условиях, указанных в письме, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно сообщается, что при оказании услуг в электронной форме, поименованных в пункте 1 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по договорам, заключенным между хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС, следует учитывать следующее.

Пунктом 2 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года определено, что взимание косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору.

На основании положений пунктов 1 и 28 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).

Место реализации для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно пункту 19 раздела IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола.

Поскольку услуги, оказываемые в электронной форме, не поименованы в подпунктах 1-4 пункта 29 Протокола, место реализации этих услуг для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно подпункту 5 пункта 29 Протокола по месту нахождения исполнителя услуг.

Учитывая изложенное, местом реализации услуг в электронной форме, оказываемых хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС российской организации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Резиденты Казахстана и Беларуси оказывают российской организации услуги в электронной форме. Они не облагаются НДС в России, так как Протокол о порядке взимания косвенных налогов (приложение к Договору о ЕАЭС) определяет место реализации электронных услуг по месту нахождения исполнителя услуг.

Письмо Министерства финансов РФ №03-07-08/90463 от 16.10.2020

В письме от 16.10.2020 № 03-07-08/90463 рассказано об НДС с электронных услуг в рамках ЕАЭС, а также об обложении дохода инофирмы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности.

Клиент из ЕАЭС: что с НДС?

Налог на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг в рамках отношений государств - членов ЕАЭС взимается в соответствии с Протоколом, который является Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Услуги в электронной форме не поименованы в подпунктах 1 – 4 пункта 29 Протокола. Стало быть, место их реализации для целей исчисления НДС определяется по местонахождению исполнителя, – делают вывод финансисты в комментируемом письме. Если российская организация оказывает такие услуги для заказчиков из государств ЕАЭС, местом их реализации признают территорию РФ, и они облагаются НДС в нашей стране.

А если отечественная компания оказывает в электронной форме виды услуг, местом реализации которых в силу подп. 4 п. 29 Протокола признается территория государства ЕАЭС, где ведет деятельность заказчик? Например, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, рекламные и маркетинговые. Тогда они не облагаются налогом на добавленную стоимость в России, – отмечают в Минфине.

Близкую точку зрения ведомство высказывало в письмах от 14.12.2018 № 03-07-13/1/91151 и от 10.12.2019 № 03-07-14/95812.

Идентичный настрой и у фискалов. Так, в письме от 29.12.2018 № СД-4-3/26010@ ФНС указала – местом реализации услуг в электронном виде, оказываемых отечественной компанией резидентам ЕАЭС, признается Россия. Поэтому «наш» исполнитель должен начислить НДС по 20-процентной ставке.

Как быть российскому заказчику

Не так давно финансисты рассмотрели и обратную ситуацию: белорусская фирма оказывает российской услуги в электронной форме, поименованные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ. В подобной ситуации местом их реализации признается территория Беларуси, а значит, такие услуги облагаются НДС в этом государстве.

Но бывает, что белорусский исполнитель оказывает российскому заказчику в электронном виде услуги из п. 1 ст. 174.2 НК РФ, одновременно обозначенные и в подп. 4 п. 29 Протокола (например, рекламные). Тогда они облагаются НДС в Российской Федерации, причем «банковать» в части данного налога должен именно зарубежный партнер (письмо Минфина от 21.07.2020 № 03-07-13/1/63374).

В последнем случае речь идет о так называемом «налоге на Google», который с 01.01.2019 исчисляет и перечисляет в российский бюджет заграничный исполнитель. Инофирма, оказывающая электронные услуги в соответствии со ст. 174.2 НК РФ, место реализации которых – территория нашей страны, и ведущая расчеты непосредственно с заказчиками, подлежит постановке на налоговый учет в РФ (п. 4.6 ст. 83 Кодекса). Если же исполнитель эти предписания проигнорирует, отвечать за неуплату НДС придется ему (письма финансового ведомства от 06.11.2018 № 03-07-08/79626, от 20.08.2019 № 03-07-13/1/63719).

При оказании инофирмой подобных услуг отечественный заказчик в роли налогового агента не выступает (письмо Минфина от 14.08.2020 № 03-07-08/71415). Но вычесть «входной» НДС он вправе. Счет-фактура для этого не нужен. Понадобятся (п. 2.1 ст. 171, п. 3.2 ст. 169 НК РФ):

  • договор и (или) расчетный документ с выделенным налогом, указанием ИНН и КПП инофирмы;
  • документы на перечисление денег контрагенту, в которых значится НДС.

Если же об «электронности» по статье 174.2 НК РФ речи не идет, то при оказании исполнителем из ЕАЭС услуг из подп. 4 п. 29 Протокола (например, по разработке, доработке и адаптации ПО) отечественной фирме именно она исчисляет и уплачивает НДС (письмо Минфина от 12.02.2020 № 03-07-08/9471).

Доход инофирмы: «прибыльные» нюансы

Зарубежные предприятия, получающие доход от источников в РФ, признаются плательщиками налога на прибыль. Налог с доходов такой инофирмы исчисляет и удерживает отечественная организация при каждой выплате сумм, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса гласит: поступления от использования в России прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам инофирмы от источников в РФ и облагаются налогом на прибыль в нашей стране.

Однако в фискальных целях нормы международных договоров в приоритете (п. 1 ст. 7 НК РФ).

Если такие поступления в соответствии с положениями конкретного соглашения об избежании двойного налогообложения возможно квалифицировать как доходы от авторских прав и лицензий, то с них может быть удержан налог у источника, – подчеркнуто в комментируемом письме. А если о доходах от авторских прав и лицензий речи не идет? Тогда данные поступления считаются прибылью инофирмы и облагаются согласно статье 7 «Прибыль от предпринимательской деятельности» международного договора на территории нашей страны, если у отечественной компании нет постоянного представительства за рубежом.

С доходов, обозначенных в подп. 4 п. 1 ст. 309 НК РФ, налог исчисляется по 20-процентной ставке (ст. 310, 284 Кодекса, письмо УФНС РФ по г. Москве от 19.10.2011 № 16-15/101197@).

Недавно сотрудники главного финансового ведомства разъяснили, как действовать сторонам конкретного международного договора в вышеописанной ситуации. В силу п. 1 ст. 12 Конвенции между правительствами РФ и Японии об устранении двойного налогообложения от 07.09.2017, доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в России, но фактически принадлежащие резиденту Японии, облагаются только в островном государстве. Правда, для этого должны выполняться требования, в том числе, статьи 312 Кодекса (письмо от 01.09.2020 № 03-07-08/76516).

То есть, инофирме, передающей права на использование ПО, надо представить российскому контрагенту подтверждение японского резидентства и засвидетельствовать свое право на доход. При подобном раскладе источнику выплаты удерживать налог не требуется (п. 1 ст. 312 НК РФ). Если же на момент выплаты дохода иностранному бизнес-партнеру отечественная организация не располагает подтверждениями, оговоренными 312-й статьей, ей придется удержать налог на прибыль (письмо Минфина от 09.01.2020 № 03-08-05/6).

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Добрый день!
Вам отвечает эксперт Справочно-правового сервиса Норматив https://normativ.kontur.ru/

При приобретении услуг налоговые последствия по НДС зависят от того, территория какого государства (территория РФ или территория иностранного государства) признается местом реализации услуг в соответствии со ст. 148 НК РФ. При заключении договора с резидентом Республики Казахстан, являющегося резидентом государства - члена ЕАЭС (начиная с 1 января 2015 г.) также следует руководствоваться п.п. 28, 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС).

Исходя из условий вашего вопроса у вас заключен договор на оказание рекламных услуг с контрагентом Республики Казахстан.
В соответствии с п.п. 4 п. 29 Приложения № 18 если налогоплательщиком государства-члена ЕАЭС приобретаются рекламные услуги, то местом реализации услуг признается территория государства-члена ЕАЭС. Следовательно, в вашем случае вы, как налогоплательщик государства -члена ЕАЭС (России), приобретаете рекламные услуги у другого налогоплательщика государства-члена ЕАЭС (Казахстан). Значит местом их оказания признается территория РФ.

Если местом реализации услуг является территория РФ, то операции по оказанию услуг облагаются НДС и российский заказчик в этом случае признается налоговым агентом ( пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ). Российская организация в качестве налогового агента обязана при перечислении иностранному исполнителю оплаты за оказанные услуги удержать НДС и уплатить его в бюджет (п. 2 ст. 161, п. 4 ст. 173, абз. 2.3 п. 4 ст. 174 НК РФ). Сумма налога определяется расчетным методом исходя из договорной стоимости с учетом НДС, к которой применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 4 ст. 164 НК РФ (п. 1 ст. 161 НК РФ).

В случае когда в договоре, заключенном с иностранным исполнителем, указана стоимость услуг без учета НДС, подлежащего удержанию в соответствии с российским законодательством, организации (заказчику) следует самостоятельно определить налоговую базу - увеличить стоимость услуг на сумму НДС(Письма Минфина России от 05.06.2013 № 03-03-06/2/20797, от 04.02.2010 № 03-07-08/32).

Уплаченную в бюджет сумму НДС заказчик имеет право принять к вычету в том же налоговом периоде при наличии правильно оформленного счета-фактуры и документов, подтверждающих уплату НДС, при условии, что приобретенные услуги используются в облагаемых НДС операциях (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.10.2013 № 03-07-11/44418).

Подведем итог.
Так как вы уплатили аванс, то получается, что иностранный контрагент уже получил доход. За этот налоговый периоде, в котором перечислен аванс поставщику, вы должны составит счет-фактуру в одном экземпляре, зарегистрировать ее в книге продаж и сдать декларацию по НДС, где в заполнить раздел 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента
При оказании вам рекламных услуг и предоставления Поставщиком акта вы заполняете соответствующие строки в разделе 2 декларации (показываете выполненные работ и восстанавливаете НДС с перечисленной предоплаты) и сумму НДС, исчисленную в качестве налогового агента, также отражаете в разделе 3 декларации "Налоговые вычеты" по строке 180. То есть, у вас получится НДС и к уплате, и к возмещению. Следует отметить, что при перечислении НДС в качестве налогового агента вам следует в платежном поручении правильно указать статус "2". Если указать статус "1", то этот НДС поступит в счет "обычного" НДС и будет считаться, что НДС в качестве налогового агента вы не уплатили.

Что касается суммы НДС, предъявленные иностранным исполнителем (в том числе резидентом государства - члена ЕАЭС) за оказанные услуги, местом реализации которых территория РФ не признается, к вычету не принимаются, поскольку нормами Налогового кодекса РФ вычет таких сумм налога не предусмотрен.

Расходы по уплате налога, предъявленного иностранным исполнителем (в том числе резидентом государства - члена ЕАЭС), могут быть учтены при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина России от 01.07.2014 N 03-07-08/31595).

В отношении налога на прибыль ( если вы являетесь плательщиком налога на прибыль) следует отметить, что по прибыли (доходам), полученной иностранными организациями от выполнения работ (оказания услуг) на территории иностранных государств, такие иностранные организации налогоплательщиками налога на прибыль организаций в Российской Федерации не являются. Доходы иностранных организаций от выполнения работ и оказания услуг на территории иностранного государства не являются доходами от источников в Российской Федерации и, соответственно, налогообложению в Российской Федерации налогом на прибыль организаций не подлежат ( ст.ст. 309, 310 НК РФ, Письма Минфина России от 03.10.2011 № 03-03-06/1/618, от 11.07.2007 № 03-03-06/1/478).

Хотела бы добавить по вопросу предъявления вам иностранным контрагентом "своего казахстанского НДС". Ваш поставщик не должен начислять НДС. Предъявляя вам «свой» НДС он нарушает положения п. 2 ст. 72 раздела «Налоги и налогообложение» Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

В данном разделе предусмотрены принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения, принципы взимания косвенных налогов в государствах-членах и налогообложение доходов физических лиц. Так, например, в ст. 71 Договора товары, ввозимые с территории одного государства - члена ТС и ЕЭП на территорию другого государства-члена, а также работы и услуги, осуществляемые и оказываемые на единой территории, облагаются косвенными налогами.

В частности, в ст. 71 Договора пределен принцип недискриминации в рамках единого экономического пространства. Так, государства-члены при осуществлении взаимной торговли взимают налоги в государстве-члене, на территории которого реализуются товары других государств-членов. Это не менее благоприятно, чем налогообложение, применяемое этим государством-членом при тех же обстоятельствах в отношении аналогичных товаров, происходящих с его территории. Кроме того, в данной статье предусмотрено, что государства-члены определяют направления, формы и порядок осуществления сближения законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне ЕАЭС, включая:
- гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам;
- дальнейшее совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле, в том числе с применением информационных технологий.

В ст. 72 предусмотрено, что взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг осуществляется согласно Приложению № 18 к Договору о ЕАЭС.

Как я уже указала ранее, местом реализации рекламных услуг признается территория того государства -члена ЕАЭС, налогоплательщик которого приобретает данные услуги. Услуги в данному случае приобретаются российским налогоплательщиком, соответственно такие услуги облагаются НДС в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если бы вы в свою очередь окажете казахстанскому контрагенту рекламные услуги, то тогда получается, что налогоплательщик страны Казахстан приобретает рекламные услуги и местом оказания услуг будет признаваться территория его государства и налогообложение НДС должно производиться в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Вы в таком случае не должны будете ему предъявить наш, российский, НДС, но при выплате вам дохода казахстанский контрагент должен будет удержать из него свой 12% - й НДС и уплатить его в свой бюджет.

Таким образом, положениями Договора ЕАЭС устраняется двойное налогообложение, а вашей ситуации ваш контрагент не соблюдает этот принцип.

Я рекомендую вам указать казахстанского контрагенту на то, что он не должен включать в стоимость рекламных услуг сумму «своего» НДС и сослаться на положения Договора о Евразийском экономическом союзе. Возможно, ему необходимо проконсультироваться у специалистов по данному вопросу.
В случае если ваш контрагент не согласится с вашими доводами, то вам придется уплатить и сумму «казахского НДС» и НДС в бюджет согласно российскому законодательству с одной сделке. То есть налицо факт двойного налогообложения.

image_pdf
image_print

Международная торговля — устойчивый тренд последнего времени. Сегодня свою продукцию в соседние и не только страны продают и большие корпорации, и малые компании, и даже частные предприниматели. Поэтому одно из актуальных требований к современному бухгалтеру — знание экспортных операций. О том, какие документы нужно оформлять при реализации в страны ЕАЭС и какие платить налоги, расскажем в сегодняшней статье.

Экспорт по-русски

Подавляющее большинство российских организаций ведет торговую деятельность с нашими ближайшими соседями. Преимущественно это Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Перечисленные страны вместе с Россией образуют Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Кроме того Таджикистан является кандидатом на вступление в в ЕАЭС, а Молдавия имеет статус наблюдателя в союзе.

Государства — члены этого союза договорились об установлении единых правил налогообложения экспортных операций. Отметим, что речь идет об НДС — остальные налоги при экспорте компании уплачивают точно так же, как и при реализации в России.

Реализация в страны ЕАЭС и экспорт в прочие государства имеют мало отличий. И в том, и в другом случае применяется ставка НДС 0%, для подтверждения которой налогоплательщик представляет в ИФНС определенный пакет документов.

Что и кто облагается «экспортным» НДС

Сразу отметим, что на налогоплательщиков, применяющих УСН, требование о подтверждении ставки НДС при экспорте не распространяется. Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ, «упрощенщики» признаются плательщиками НДС лишь в отношении товара, который они ввозят на территорию России. Что же касается экспорта, то для компаний и предпринимателей на УСН этот тип операций в части налогообложения не имеет никаких отличий от работы с отечественными покупателями.

А вот организациям, применяющим классическую систему налогообложения (ОСНО), необходимо помнить об особенностях экспортных операций в страны ЕАЭС. И прежде всего о том, что подтверждать ставку НДС 0% нужно по любым товарам, даже по тем, которые в соответствии со статьей 149 НК РФ этим налогом не облагаются. Все дело в том, что в части экспортных операций налогообложение регламентируется нормам международных договоров. И согласно статье 7 НК РФ, такие соглашения имеют приоритет над нормами Налогового кодекса России.

ЕАЭС действует на основе Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14. Нормы, регулирующие порядок налогообложения при экспорте, указаны в пункте 1 статьи 72 этого договора, а также в пункте 3 приложения № 18 к нему «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг». Так вот, согласно указанным нормам, для товаров, перечисленных в статье 149 НК РФ, освобождение от обложения НДС по ставке 0% не предусмотрено.

Итак, любой товар, работа или услуга, реализуемая в страны ЕАЭС, для российского плательщика НДС облагается этим налогом по ставке 0%. Это подтверждено письмами Минфина от 16.03.12 № 03-07-13/01-15 и от 12.09.11 № 03-07-13/01-40. При этом в счете-фактуре помимо ставки 0% следует указать код вида товара по ТН ВЭД ЕАЭС — этого требует подпункт 15 пункта 5 статьи 169 НК РФ. В соответствии с требованиями подпункта 1.1 пункта 3 статьи 169 НК РФ, составлять счет-фактуру необходимо и в случае реализации на экспорт товаров, поименованных в статье 149 НК РФ.

Что касается вычетов, то больше не нужно отдельно учитывать «входной» НДС по товарам, которые будут реализованы на экспорт, и восстанавливать его при отгрузке. Теперь порядок вычета НДС (коме сырьевых товаров) соответствует обычному. То есть при наличии счета-фактуры «входной» налог по таким товарам принимается к вычету в том периоде, когда они приняты к учету. Такое правило действует с 1 июля 2016 года, когда вступили в силу соответствующие поправки в российский Налоговый кодекс.

Документы для подтверждения нулевой ставки

Перечень документов, которые должен собрать российский экспортер для подтверждения нулевой ставки НДС, приведен в пункте 4 упомянутого Протокола.

В первую очередь, это договор либо контракт. Причем совершенно необязательно, чтобы в качестве покупателя по этому договору фигурировала организация, зарегистрированная в одной из стран ЕАЭС — достаточно, чтобы на территории союза находился грузополучатель.

Следующий пункт — транспортные, товаросопроводительные и иные документы, которые подтверждают факт перемещения товаров из России в страну назначения. Если законодательством участника ЕАЭС не предусмотрено оформление документов, подтверждающих отдельные виды перемещения (включая перемещение без использования транспортного средства), то такие документы для подтверждения нулевой ставки не предоставляются.

Последнее правило подразумевает, что в отдельных случаях (если это соответствует правилам государства ЕАЭС) при перемещении товара с территории одной страны на территорию другой таможенный досмотр может не производиться. Тем не менее на практике трудности с документами, подтверждающими факт пересечения границы, случаются нередко. Например, представители ИФНС требуют приложить к комплекту документов для подтверждения нулевой ставки талон о прохождении пограничного контроля, который выдается в автомобильных пунктах пропуска через границу.

Такой талон не является транспортным либо товаросопроводительным документом, так могут ли налоговики его требовать? Да, вполне, ведь в пункте 4 Протокола сказано и о прочих документах, оформление которых предусмотрено в стране — участнице ЕАЭС и подтверждает факт перемещения товара через границу.

Подобного рода сложности возникают и при отправке документов почтой либо курьерской службой (DHL, Fedex). Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 06.07.04 № 1200/04, иными документами для целей применения нулевой ставки НДС считаются документы, которые равнозначны транспортным и товаросопроводительным по своему содержанию. Они включают информацию о том, каким способом и по какому маршруту осуществлялась доставка груза с учетом его особенностей. Такими документами, например, могут выступать почтовые или багажные квитанции.

Получается, что отправляя товары в страну ЕАЭС через курьерскую службу, российский налогоплательщик для подтверждения нулевой ставки НДС должен представить в ИФНС документы, составленные перевозчиком, из которых было бы понятно, каким способом и по какому маршруту товары попали с территории России на территорию страны назначения. Если же доставка осуществляется почтой, следует также приложить квитанцию, в которой указаны реквизиты получателя отправления.

Третий документ, который необходимо включить в пакет подтверждающих нулевую ставку, — заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. На нем должна содержаться отметка налогового органа того государства, куда осуществлялась реализация, о том, что налоговые обязательства по этому товару исполнены. Документ составляется по форме, содержащиеся в Протоколе ЕАЭС об обмене информацией от 11.12.09.

Последний документ, предусмотренный Протоколом о взимании косвенных налогов, — выписка из банка. Однако она представляется лишь в том случае, если иное не предусмотрено законодательством страны — участницы ЕАЭС. А поскольку в пункте 1 статьи 165 НК РФ банковская выписка не фигурирует, то российские налогоплательщики могут ее не предоставлять.

Порядок подтверждения

Для того чтобы собрать весь пакет документов, у экспортера есть 180 календарных дней с даты отгрузки. Это правило установлено в пункте 5 Протокола о взимании косвенных налогов. Если в установленный срок документы не будут поданы в ИФНС, придется платить обычный НДС по ставке 18 или 10%. Его следует начислить в том периоде, в котором состоялась экспортная операция. Начиная со 181-го дня после отгрузки, при неподтверждении нулевой ставки и неуплате налога будут начисляться пени.

Бывает, что документы все же удается собрать, хоть и с опозданием. В этом случае уплаченный НДС может быть зачтен или возвращен по правилам статьи 78 НК РФ.

Но если подтвердить нулевую ставку никакой возможности нет, стоит знать — уплаченный НДС можно списать на расходы по налогу на прибыль. Это право подтверждено ФНС в письме от 24.12.13 № СА-4-7/23263 и Минфином в письмах от 20.10.15 № 03-03-06/1/60045 и от 27.07.15 № 03-03-06/1/42961. Объяснение простое: в этом случае налог не был предъявлен покупателю, а оплачивался поставщиком из собственных средств, поэтому запрет из пункта 19 статьи 270 НК РФ не действует.

Отчетность по экспорту в страны ЕАЭС

В соответствии с порядком заполнения декларации по НДС, утвержденным Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, операции по экспорту в страны ЕАЭС отражаются в разделе 4 декларации. В качестве приложений пойдут те документы, которыми подтверждалась нулевая ставка. Если же она не была подтверждена, то за тот период, в котором производилась отгрузка, нужно подать уточненную декларацию.

IV. Порядок взимания косвенных налогов при выполнении

работ, оказании услуг

28. Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в пункте 31 настоящего Протокола).

При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено настоящим разделом.

29. Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если:

1) работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства-члена.

Положения настоящего подпункта применяются также в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества;

2) работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства-члена;

3) услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории этого государства-члена;

4) налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются:

консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы;

работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных;

услуги по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя.

Положения настоящего подпункта применяются также при:

передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав;

аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях движимого имущества, за исключением аренды, лизинга и предоставления в пользование на иных основаниях транспортных средств;

оказании услуг лицом, привлекающим от своего имени для основного участника договора (контракта) либо от имени основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ, услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

5) работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена, если иное не предусмотрено подпунктами 1 - 4 настоящего пункта.

Положения настоящего подпункта применяются также при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств.

30. Документами, подтверждающими место реализации работ, услуг, являются:

договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками государств-членов;

документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;

иные документы, предусмотренные законодательством государств-членов.

31. При реализации работ по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена с последующим вывозом продуктов переработки на территорию другого государства, порядок взимания НДС и обеспечение контроля за его уплатой осуществляются в соответствии с разделом II настоящего Протокола, если иное не установлено настоящим разделом. При этом налоговая база по НДС определяется как стоимость выполненных работ по переработке давальческого сырья.

32. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации работ, указанных в пункте 31 настоящего Протокола, в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии) на бумажном носителе:

1) договор (контракт), заключенный между налогоплательщиками государств-членов;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ;

3) документы, подтверждающие вывоз (ввоз) товаров, указанных в пункте 31 настоящего Протокола;

4) заявление (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика).

Перечень заявлений представляется в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 4 настоящего Протокола.

В случае вывоза продуктов переработки давальческого сырья за пределы Союза заявление (перечень заявлений) в налоговый орган не представляется.

В случае вывоза продуктов переработки давальческого сырья с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена и помещения их под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или свободного склада на территории другого государства-члена вместо заявления (перечня заявлений) в налоговый орган первого государства-члена представляется заверенная таможенным органом другого государства-члена копия таможенной декларации, в соответствии с которой такие товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или свободного склада;

5) таможенная декларация, подтверждающая вывоз продуктов переработки давальческого сырья за пределы Союза;

6) иные документы, предусмотренные законодательством государств-членов.

Документы, предусмотренные подпунктами 1, 2, 3, 5, 6 и абзацем четвертым подпункта 4 настоящего пункта, могут быть представлены в электронном виде в порядке, установленном нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами государств-членов. Формат указанных документов определяется налоговыми органами государств-членов либо иными нормативными правовыми актами государств-членов.

Документы, предусмотренные настоящим пунктом, за исключением заявления (перечня заявлений), не представляются в налоговый орган, если непредставление документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС, одновременно с налоговой декларацией следует из законодательства государства-члена, на территории которого осуществляется переработка.

33. В случае если налогоплательщиком выполняются, оказываются несколько видов работ, услуг, порядок налогообложения которых регулируется настоящим разделом, и реализация одних работ, услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ, услуг, то местом реализации вспомогательных работ, услуг признается место реализации основных работ, услуг.

Читайте также: