Льготы по ндс в украине

Опубликовано: 26.04.2024

Налоговая льгота по НДС и право плательщика отказаться от нее

НДС является внутренним косвенным налогом на потребление и взимается с операций по поставке товаров/услуг, которые потребляются на таможенной территории Украины.

Термин «налоговая льгота» и основания для предоставления льгот установлены пунктами 30.1 и 30.2 ст. 30 Налогового кодекса, в соответствии с которыми налоговая льгота — это предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение налогоплательщика от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных п. 30.2 этой статьи. Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.

В соответствии с п. 30.4 ст. 30 Налогового кодекса налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено этим Кодексом.

Следует предостеречь, что отказаться от использования налоговой льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов налогоплательщик имеет право только тогда, когда освобождение предоставляется непосредственно налогоплательщику, а не отдельным операциям по поставке тех или иных товаров либо предоставлению тех или иных услуг. Таким образом, в части НДС налогоплательщики не имеют права ни отказаться, ни приостановить использование льготы на один или несколько отчетных периодов, поскольку она не предоставляется непосредственно плательщикам, а касается отдельно перечисленных в соответствующих статьях Налогового кодекса операций.

♦ Обратите внимание!

Пунктом 123.2 ст. 123 Налогового кодекса предусмотрено, что использование налогоплательщиком (должностными лицами налогоплательщика) сумм, не уплаченных в бюджет вследствие получения (применения) налоговой льготы, не по назначению и/или вопреки условиям либо целям предоставления льготы согласно закону по вопросам соответствующего налога, сбора (обязательного платежа) дополнительно к штрафам, предусмотренным п. 123.1 этой статьи, влечет за собой взыскание в бюджет суммы налогов, сборов (обязательных платежей), подлежавших начислению без применения налоговой льготы. Уплата штрафа не освобождает таких лиц от ответственности за умышленное уклонение от налогообложения.

Форма и порядок представления Отчета о суммах налоговых льгот

В соответствии с п. 30.6 ст. 30 Налогового кодекса принято постановление № 1233, п. 2 которого ГНС Украины обязуется обеспечить учет сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям, которые осуществляются на таможенной территории Украины.

♦ Примечание

Льготы по НДС, которыми пользуются плательщики при осуществлении импортных операций, учитываются таможенными органами.

Утвержденный указанным постановлением Порядок № 1233 обязателен для выполнения субъектами хозяйствования, которые в соответствии с Налоговым кодексом не уплачивают налоги и сборы в бюджет в связи с получением налоговых льгот.

Результаты учета субъекты хозяйствования отражают в Отчете о суммах налоговых льгот (далее — Отчет), форма которого также утверждена постановлением № 1233.

Следует отметить, что Отчет представляется за три, шесть, девять и двенадцать календарных месяцев по месту регистрации плательщика в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового периода. Он заполняется нарастающим итогом с начала года в гривнях без десятичных знаков с соответствующим округлением по общеустановленным правилам.

Субъекты представления Отчета о суммах налоговых льгот

Согласно п. 8 Порядка № 1233 льготы по НДС определяются по операциям по поставке товаров и/или услуг, которые являются объектами обложения НДС и в соответствии с Налоговым кодексом или международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины, освобождены от налогообложения или облагаются налогом по нулевой ставке, а также тем, к которым применены специальные режимы налогообложения в отрасли сельского хозяйства.

Таким образом, в отчетах, представляемых налогоплательщиками, будут только те коды льгот по НДС, операции по которым являются объектом обложения НДС.

Если плательщики НДС по результатам деятельности заполняли в декларации по НДС, по которой производятся расчеты с бюджетом, строки 2, 5 раздела І «Податкові зобов'язання» или представляли налоговые декларации по НДС (сокращенную или специальную либо перерабатывающего предприятия), то такие плательщики в обязательном порядке должны отразить льготные операции в Отчете в разрезе кодов льгот.

Следует обратить внимание, что в случае если в налоговой декларации по НДС заполнена строка 5 и при наличии операций по поставке товаров/услуг у предприятий и организаций, основанных общественными организациями инвалидов, к которым применяется льготный режим налогообложения, предусмотренный п. 197.6 ст. 197 или п. 8 подраздела 2 раздела XX Налогового кодекса, к ней обязательно прилагается справка (приложение 6 к декларации), в которой указывается название операции, освобожденной от обложения НДС, пункт (подпункт), статья, раздел (подраздел) этого Кодекса или международного договора (соглашения), в соответствии с которым такая операция освобождена, а также объемы их поставки.

В случае если субъект хозяйствования льготами по налогообложению не пользовался с начала года, Отчет не представляется.

В соответствии с п. 201.14 ст. 201 Налогового кодекса плательщики налога обязаны вести отдельный учет операций по поставке и приобретению товаров/услуг, которые подлежат налогообложению, а также тех, которые не являются объектами налогообложения и освобождены от налогообложения.

При этом в случае если плательщик налога приобретает (изготовляет) товары/услуги и необоротные активы, предназначаемые для их использования в операциях, которые не являются объектом налогообложения или освобождаются от налогообложения, то суммы налога, уплаченные (начисленные) в связи с таким приобретением (изготовлением), не относятся к налоговому кредиту указанного плательщика (п. 198.4 ст. 198 Налогового кодекса).

Что касается вопроса представления Отчета при осуществлении операций по поставке товаров/услуг, которые не являются объектом обложения НДС, то надо отметить следующее. Поскольку по операциям по поставке товаров/услуг, которые не являются объектом обложения НДС, налоговые льготы не определяются, плательщик налога, осуществляющий такие операции, не должен представлять этот Отчет.

Расчет сумм льгот

Расчет сумм льгот по НДС осуществляется согласно Порядку, утвержденному приказом № 167, которым с учетом требований п. 8 Порядка № 1233 введены алгоритмы определения льгот по НДС в зависимости от особенностей налогообложения.

Освобождение от обложения НДС операций по поставке товаров (услуг). Сумма НДС, не внесенная плательщиками в государственный бюджет по операциям по поставке товаров (услуг), освобожденным от налогообложения, рассчитывается путем определения суммы НДС по установленной основной ставке налога от объемов операций по поставке товаров (услуг), освобожденных от налогообложения, уменьшенных на объемы операций по приобретению товаров (услуг), которые использованы в операциях, освобожденных от обложения НДС. Расчет не внесенных в государственный бюджет сумм НДС по операциям по поставке товаров (услуг), освобожденным от обложения этим налогом, осуществляется по следующему алгоритму:

СП = (V пост. зв. — (V прид. з податком + V прид. без податку)) х размер ставки налога,

где СП — сумма льгот;

V пост. зв. — объемы операций, освобожденных от обложения НДС, — из раздела І «Податкові зобов'язання» налоговой декларации по НДС;

V прид. з податком, V прид. без податку — объемы операций по приобретению товаров (услуг), которые использованы в операциях, освобожденных от обложения НДС.

Операции по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и операции по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, которые облагаются налогом по нулевой ставке. Не внесенные плательщиками в государственный бюджет суммы НДС из-за применения нулевой ставки рассчитываются путем определения суммы НДС по установленной основной ставке налога от объемов операций по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и/или операций по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, облагаемых налогом по нулевой ставке, уменьшенных на объемы операций по приобретению товаров (услуг), которые использованы в операциях по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и/или в операциях по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, облагаемых налогом по нулевой ставке.

Расчет не внесенных в государственный бюджет сумм НДС из-за применения нулевой ставки осуществляется по следующему алгоритму:

СП = (V пост, нульов. — V прид.) х размер ставки налога,

где СП — сумма льгот;

V пост, нульов. — объемы операций по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и/или операций по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, облагаемых налогом по нулевой ставке, — из раздела І «Податкові зобов'язання» налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость;

V прид. — объемы операций по приобретению товаров (услуг), использованных в операциях по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и/или в операциях по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, которые облагаются налогом по нулевой ставке.

Специальные режимы налогообложения в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства. Сумма НДС, не внесенная в государственный бюджет сельскохозяйственным предприятием, которое соответствует критериям, определенным ст. 209 Налогового кодекса, по операциям по поставке сельскохозяйственных товаров (услуг) определяется из соответствующей строки налоговой декларации по НДС (сокращенной или специальной) как сумма НДС, которая остается в распоряжении сельскохозяйственного предприятия или направляется на специальный счет сельскохозяйственного предприятия.

Расчет не внесенных в государственный бюджет сумм НДС сельскохозяйственным предприятием осуществляется по следующему алгоритму:

СП = ПЗ декларацій,

где СП — сумма льгот;

ПЗ декларацій — сумма НДС, которая остается в распоряжении сельскохозяйственного предприятия или направляется на специальный счет сельскохозяйственного предприятия в соответствии с налоговыми декларациями по НДС (сокращенной или специальной).

Не производится расчет не внесенных в государственный бюджет сумм НДС субъектами хозяйствования, осуществляющими операции по поставке товаров (услуг), которые не являются объектом налогообложения.

Следует отметить, что по видам деятельности, предусматривающим специальный режим налогообложения, плательщики НДС составляют отдельные налоговые накладные и указывают в порядковом номере накладной после дроби перед номером филиала или структурного подразделения код соответствующей деятельности:

  • 2 — сельскохозяйственные предприятия, применяющие специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства в соответствии со ст. 209 Налогового кодекса;
  • 3 — сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности, которые соответствуют критериям, определенным ст. 209 этого Кодекса, но не избрали специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского, лесного хозяйства и рыболовства и реализуют молоко, скот, птицу, шерсть собственного производства, а также молочные продукты, молочное сырье и мясопродукты, произведенные в собственных перерабатывающих цехах.

Что касается исправления ошибки в Отчете, то постановлением № 1233 не предусмотрено представление уточняющего отчета в случае выявления ошибки. Следовательно, учитывая, что Отчет составляется нарастающим итогом с начала года, допущенные ошибки надо исправлять в следующем Отчете, который представляется в пределах года.

Изменения, произошедшие в части льготного обложения НДС в 2012 году

Системный учет видов льгот по операциям, которые осуществляются на таможенной территории Украины, обеспечивается ГНС Украины в справочнике налоговых льгот.

По состоянию на 01.07.2012 г. ГНС Украины утвержден Справочник налоговых льгот № 62, в котором только по НДС отражено около 110 кодов льгот.

Остановимся на отдельных изменениях, произошедших в течение первого полугодия 2012 г. в части льготного обложения НДС услуг.

С начала 2012 г. изменен порядок аккумулирования денежных средств НДС перерабатывающих (мясо-молочных) предприятий для выплаты компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям. Указанные изменения обусловлены принятием Закона № 4268. В 2012 г. перерабатывающее предприятие сумму НДС, начисленную им при осуществлении операций по поставке молочной продукции собственного производства, изготовленной из поставленных молока или мяса в живом весе сельскохозяйственными товаропроизводителями, уплачивает в специальный фонд Государственного бюджета Украины и на специальный счет, открытый им в органе государственной казначейской службы, в размерах 30 и 70% соответственно.

Кроме того, вступили в силу следующие нормы по освобождению от обложения НДС:

  • с 01.01.2012 г. — временно, до 31.12.2013 г. (п. 16 подраздела 2 раздела XX Налогового кодекса), — операций по поставке необработанных шкур и вычиненной кожи без дальнейшей обработки (товарные позиции 4101 — 4103, 4301). При вывозе в таможенном режиме экспорта таких товаров нулевая ставка не применяется (коды льгот 14010469, 14010479);
  • с 13.01.2012 г. — временно, до 01.09.2012 г. (п. 19 подраздела 2 раздела XX Налогового кодекса), — операций по поставке УЕФА билетов и услуг, которые являются неотъемлемой частью билета (код льготы 14010474);
  • с 13.01.2012 г. — временно, до 31.12.2012 г. (п. 25 подраздела 2 раздела XX Налогового кодекса с учетом Закона № 4279), — операций по поставке на таможенной территории Украины специализированных транспортных средств, таких как автомобили скорой медицинской помощи товарной позиции 8703 согласно УКТ ВЭД, которые предназначены для использования учреждениями здравоохранения и оплата стоимости которых осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов или по заказу соответствующих распорядителей бюджетных средств (код льготы 14010481);
  • с 14.01.2012 г. (п. 197.19 ст. 197 Налогового кодекса с учетом Закона № 4238) — операций по поставке Нацбанку Украины: драгоценных металлов, в том числе их ввозу на таможенную территорию Украины; услуг, связанных с разведкой, добычей, производством и использованием драгоценных металлов с целью пополнения золотовалютных резервов и изготовления банковских металлов (коды льгот 14010482, 14010483).

Кроме того, Законом № 4834 Налоговый кодекс дополнен следующими нормами:

  • начиная с 01.07.2012 г. освобождение от налогообложения, определенное пп. 197.1.29 п. 197.1 ст. 197 этого Кодекса, распространено на операции по бесплатной передаче в государственную или коммунальную собственность соответствующих территориальных общин трамвайных вагонов (товарная позиция 8603 10 00 10 согласно УКТ ВЭД), троллейбусов (товарная позиция 8702 90 90 10 согласно УКТ ВЭД), автобусов (товарная позиция 8702 согласно УКТ ВЭД) для перевозки граждан на маршрутах (линиях) в соответствии с требованиями жизнеобеспечения населенных пунктов (в случае нецелевого использования указанных товаров плательщик налога обязан увеличить налоговые обязательства по результатам налогового периода, на который приходится такое нарушение, на сумму НДС, которая должна была быть уплачена в момент импорта (поставки) таких товаров, а также уплатить пеню в соответствии с законом);
  • начиная с 01.07.2012 г. подраздел 2 раздела XX Налогового кодекса дополнен п. 26, в соответствии с которым временно, на период выполнения программ Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией в Украине, выполняемых в соответствии с законом, освобождаются от обложения НДС операции по поставке на таможенной территории Украины товаров (кроме подакцизных) и предоставлению услуг, если такие товары/услуги оплачиваются за счет грантов (субгрантов), предоставленных в соответствии с указанными программами. Порядок осуществления таких операций определяется Кабинетом Министров Украины (в случае нарушения требований, установленных этим порядком, плательщик налога, который фактически воспользовался правом на налоговую льготу, считается преднамеренно уклоняющимся от налогообложения и к такому плательщику применяются штрафные (финансовые) санкции, установленные этим Кодексом);
  • начиная с 01.07.2012 г. приостановлено действие п. 22 подраздела 2 раздела XX Налогового кодекса, которым устанавливалось обложение по нулевой ставке НДС операций по поставке природного газа по коду 2711 21 00 00 согласно УКТ ВЭД (без учета стоимости услуг по его транспортировке, распределению и поставке), ввезенного на таможенную территорию Украины ПАО НАК «Нафтогаз України» (кроме операций по поставке такого газа для населения, учреждений и организаций, финансируемых из государственного и местных бюджетов, предприятий теплоэнергетики для производства тепловой энергии для населения и других потребителей, не являющихся плательщиками этого налога) (код льготы 14010477).

Законом № 4915 изложена в новой редакции ст. 206 «Особенности налогообложения операций при перемещении товаров через таможенную границу Украины в зависимости от избранного таможенного режима» Налогового кодекса. В частности, начиная с 08.07.2012 г. установлено освобождение от налогообложения операций по вывозу товаров в таможенном режиме реэкспорта, кроме операций по вывозу в соответствии с п. 5 части первой ст. 86 Таможенного кодекса, которые облагаются налогом по ставке, определенной пп. 195.1.1 п. 195.1 ст. 195 Налогового кодекса (п. 206.5 ст. 206 этого Кодекса), а также условное полное освобождение от налогообложения, которое применяется к операциям по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме временного вывоза при условии соблюдения требований и ограничений, установленных главой 19 Таможенного кодекса (п. 206.8 ст. 206 Налогового кодекса).

Людмила Космина, заместитель начальника Управления администрирования налога на добавленную стоимость Департамента налогообложения юридических лиц ГНС Украины

Елена Прищепа, главный государственный налоговый ревизор-инспектор отдела специальных режимов налогообложения Департамента администрирования налога на добавленную стоимость ГНА Украины

НДС (налог на добавленную стоимость) в Украине: ставка и расчет, плательщики, возмещение, регистрация и получение свидетельства НДС, сроки регистрации и критерии блокировки налоговых накладных. Узнайте, как проверить плательщика НДС в реестре.

Краткое содержание и ссылки по теме

Что такое НДС

Плательщики НДС

Плательщиками НДС являются:

1) любое лицо, осуществляющее или планирующее осуществлять хозяйственную деятельность, которое регистрируется по своему добровольному решению как плательщик налога в порядке, определенном НКУ;

2) любое лицо, которое подлежит регистрации как плательщик налога в соответствии с требованиями НКУ.

В случае если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров / услуг, подлежащих налогообложению, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1млн. гривен (без учета налога на добавленную стоимость), такое лицо обязано зарегистрироваться как плательщик налога в контролирующем органе по своему местонахождению (месту жительства), кроме лица, являющегося плательщиком единого налога первой - третьей группы;

3) любое лицо, которое ввозит товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, и на которую возлагается ответственность за уплату налогов в случае перемещения товаров через таможенную границу Украины в соответствии с Таможенным кодексом Украины;

4) лицо, которое ведет учет результатов деятельности по договору о совместной деятельности без образования юридического лица;

5) лицо - управляющий имущества, которое ведет отдельный налоговый учет по налогу на добавленную стоимость по хозяйственным операциям, связанным с использованием имущества, полученного в управление по договорам управления имуществом;

6) лицо, проводящее операции по поставке конфискованного имущества, находок, кладов, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился владелец до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства;

7) лицо, уполномоченное вносить налог с объектов налогообложения, возникающих вследствие поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта с их основной деятельности, находящихся в подчинении плательщика налога в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;

8) лицо - инвестор (оператор), который ведет отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о разделе продукции.

Лицом, ответственным за начисление и уплату налога в бюджет при поставке услуг нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков, если место поставки услуг находится на таможенной территории Украины, является получатель услуг.

Реестр плательщиков НДС

Ставка НДС

Расчет НДС

Налоговая накладная

Блокирование (остановка регистрации) налоговых накладных

Как разблокировать накладную?

  • договоры, в том числе внешнеэкономические контракты, с приложениями к ним;
  • договоры, доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлены полномочия лиц, приобретающих продукцию в интересах налогоплательщика для осуществления операции;
  • первичные документы по поставке / приобретению товаров / услуг, хранению и транспортировке, погрузке, разгрузке продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры / инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом наличия определенных типовых форм и отраслевой специфики, накладные;
  • расчетные документы и / или банковские выписки с лицевых счетов;
  • документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и / или законодательством.

Основаниями для принятия комиссиями контролирующих органов решения об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки являются:

  • непредоставление налогоплательщиком письменных объяснений относительно подтверждения информации, указанной в налоговой накладной / расчете корректировки, регистрация которых остановлено;
  • непредоставление налогоплательщиком копий документов;
  • предоставление налогоплательщиком копий документов, которые составлены с нарушением законодательства.

  • удовлетворяет жалобу и отменяет решение Комиссии;
  • оставляет жалобу без удовлетворения и решение Комиссии без изменений;
  • оставляет жалобу без рассмотрения.

Электронное администрирование налога на добавленную стоимость. Возмещение НДС.

  • суммы налога, содержащейся в составленных и полученных налоговых накладных и расчетах корректировки, зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных;
  • суммы налога, уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Украины;
  • суммы пополнения и остатка средств на счетах в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость;
  • суммы налога, на которую плательщики имеют право зарегистрировать налоговые накладные и расчеты корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных;
  • другие показатели, учитываются при исчислении суммы налога.

Подача декларации и срок уплаты НДС

НДС при экспорте и импорте

  • в том же состоянии, в котором они были вывезены за пределы таможенной территории Украины, с соблюдением условий, установленных Таможенным кодексом Украины;
  • в отремонтированном виде, если ремонт проведен в рамках гарантийных обязательств;

Ввоз с частичным освобождением от налогообложения товаров, которые были помещены:

  • в таможенный режим переработки вне таможенной территории Украины и в пределах определенного Таможенным кодексом Украины срока возвращаются на таможенную территорию Украины. Уплате подлежит положительная разница между суммами налога, рассчитанными исходя из базы налогообложения продуктов переработки и базы налогообложения товаров, вывезенных за пределы таможенной территории Украины для переработки;
  • в таможенный режим переработки на таможенной территории Украины и в пределах определенного Таможенным кодексом Украины срока не вывозятся за пределы таможенной территории Украины.

Новые критерии рискованности плательщика налога на добавленную стоимость и его операций с 1 февраля 2020

Критерии рискованности плательщика НДС утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 11 декабря 2019 № 1165 и вступят в силу с 1 февраля 2020 года:

  1. Плательщик налога на добавленную стоимость зарегистрирован (перерегистрирован) на основании недействительных (утраченных, утерянных) и поддельных документов согласно информации, имеющейся в контролирующих органах.
  2. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) в органах государственной регистрации физическими лицами с последующей передачей (оформлением) во владение или управление несуществующим, умершим, без вести пропавшим лицам согласно информации, имеющейся в контролирующих органах.
  3. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) в органах государственной регистрации физическими лицами, которые не намеревались осуществлять финансово-хозяйственной деятельности или осуществлять полномочия, согласно информации, предоставленной такими лицами.
  4. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) и им осуществляется финансово-хозяйственная деятельность без ведома и согласия его учредителей и назначенных в законном порядке руководителей согласно информации, предоставленной такими учредителями и / или руководителями.
  5. Налогоплательщик - юридическое лицо не имеет открытых счетов в банковских учреждениях, кроме счетов в органах Казначейства (кроме бюджетных учреждений).
  6. Плательщиком налога не представлена контролирующему органу налоговая отчетность по налогу на добавленную стоимость за два последних отчетных (налоговых) периода вопреки нормам подпункта 16.1.3 пункта 16.1 статьи 16 и абзаца первого пункта 49.2 и пункта 49.18 статьи 49 Налогового кодекса Украины.
  7. Плательщиком налога на прибыль предприятий не представлена контролирующему органу финансовая отчетность за последний отчетный период вопреки нормам подпункта 16.1.3 пункта 16.1 статьи 16 и пункта 46.2 статьи 46 Налогового кодекса Украины.
  8. В контролирующих органах имеется налоговая информация, которая стала известна в процессе производства текущей деятельности при выполнении возложенных на контролирующие органы задач и функций, которая определяет рискованность осуществления хозяйственной операции, указанной в представленных для регистрации налоговой накладной / расчете корректировки.

Перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история плательщика налога на добавленную стоимость:

  1. Объем поставки, указанный плательщиком налога на добавленную стоимость в налоговых накладных / расчетах корректировки (кроме расчетов корректировки, представленных для регистрации в другом месяце, чем месяц, в котором они составлены), зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных в текущем месяце, с учетом поданной для регистрации в Реестре налоговой накладной / расчета корректировки составляет менее 500 тыс. гривен при условии, что объем поставок товаров / услуг, указанный в них в текущем месяце по операциям с другим получателем - плательщиком НДС, не превышает 50 тыс. гривен, и руководитель - должностное лицо такого плательщика налога является лицом, занимающим аналогичную должность не более чем у трех (включительно) налогоплательщиков.
  2. Налогоплательщик осуществляет на постоянной основе в течение любых четырех отчетных месяцев из последних шести месяцев регистрацию в Реестре налоговых накладных / расчетов корректировки на поставки товаров / услуг с одним и тем же кодом товара / услуги согласно УКТВЭД / Государственным классификатором продукции и услуг .
  3. Остаточная стоимость основных средств для плательщиков налога на прибыль предприятий на конец отчетного (налогового) периода составляет более 5 млн. гривен и отражена в отчетности, по которой предельные сроки ее представления предшествуют календарному дню расчета такого показателя, при условии, что с начала прошлого года руководитель и учредитель не менялись.
  4. Площадь имеющихся у налогоплательщика в собственности (на праве собственности / пользования) арендованных земельных участков составляет не менее 200 гектаров включительно или арендованных земельных участков коммунальной и / или государственной собственности - не менее 0,5 гектара (по состоянию на 1 января текущего года) , они задекларироваы до 20 февраля текущего года и за них уплачена сумма налогового обязательства по плате за землю в сроки, предусмотренные законодательством.
  5. Уплачена сумма единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на одного работающего, которая превышает сумму такого единого взноса с минимальной заработной платы в 2 раза за последние 12 месяцев, при условии, что с начала прошлого года руководитель и / или основатель налогоплательщика не изменялись и среднемесячная численность работающих за последние 12 месяцев составляет не менее пяти человек.
  6. Общая сумма уплаченных в предыдущем отчетном году сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов и сборов, контроль за взиманием которых возложен на ГНС, плательщиком налога и его обособленными подразделениями, которыми подано налоговую накладную / расчет корректировки для регистрации в Реестре составляет больше 10 млн. гривен.

Критерии рискованности осуществления операций:

  1. Отсутствие товара / услуги, указанного в налоговой накладной в таблице данных плательщика налога на добавленную стоимость как товара / услуги на постоянной основе поставляемого и объем поставки товара / услуги, указанный в налоговой накладной / расчете корректировки к налоговой накладной на увеличение суммы налоговых обязательств равен или превышает величину остатка, что определяется как разница между объемом приобретения на таможенной территории Украины такого / такой товара / услуги (кроме объема приобретения товаров / услуг по операциям, освобожденным от налогообложения и подлежащим налогообложению по нулевой ставке) и / или ввоза на таможенную территорию Украины такого товара, указанного с 1 января 2017 в полученных налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных в Реестре, и таможенных декларациях, увеличенного в 1,5 раза, и объемом поставки соответствующего товара / услуги, указанного в налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных с 1 января 2017 в Реестре, и преобладание в таком остатке (более 50 процентов) групп товаров (продукции), определенных ГНС и утвержденных соответствующим приказом, опубликованным на официальном сайте ГНС.
  2. Отсутствие (аннулирование, приостановление) лицензий, выданных органами лицензирования, которые удостоверяют право налогоплательщика на производство, экспорт, импорт и оптовую торговлю подакцизными товарами (продукцией), определенными подпунктами 215.3.1 и 215.3.2 пункта 215.3 статьи 215 Налогового кодекса Украины в отношении товаров, указанных налогоплательщиком в налоговой накладной / расчете корректировки, представленных для регистрации в Реестре на дату их составления.
  3. Отсутствие на дату составления налоговой накладной / расчета корректировки сведений (актуальной записи) в Реестре плательщиков акцизного налога с реализации топлива в отношении субъекта хозяйствования, который подал для регистрации в Реестре НН / расчет корректировки, в которых указаны товар (горючее) по кодам согласно УКТВЭД в соответствии с подпунктом 215.3.4 пункта 215.3 статьи 215 Кодекса.
  4. Составление расчета корректировки поставщиком товаров / услуг к налоговой накладной, составленной на получателя - плательщика налога, если предполагается изменение номенклатуры товара / услуги (для товаров по кодам согласно УКТВЭД - изменение первых четырех цифр кода, а для услуг по кодам согласно государственного классификатора продукции и услуг - первых двух цифр кодов), при отсутствии такого товара / услуги, указанного в расчете корректировки, поданном для регистрации в Реестре, в таблице данных налогоплательщика как товара / услуги, что им на постоянной основе поставляется.
  5. Превышение суммы компенсации стоимости товара / услуги, указанного в расчете корректировки на уменьшение суммы налоговых обязательств величины остатка, что определяется как разница объема приобретения на таможенной территории Украины с 1 января 2017 и объема поставок с 1 января 2017, указанного получателем в связи с регистрируемыми в Реестре налоговыми накладными/ расчетами корректировки на поставку такого товара / услуги.
  6. Составление расчета корректировки на уменьшение налоговых обязательств в налоговой накладной, составленной и зарегистрированной поставщиком товаров / услуг на неплательщика налога на добавленную стоимость, и представление для регистрации в Реестре в срок, превышающий 14 календарных дней со дня составления налоговой накладной, зарегистрированной в Реестре без нарушения предельных сроков регистрации, установленных Кодексом.

27 мая 2020 Пригодится для: Предприниматели

Когда и как зарегистрироваться плательщиком НДС, учёт налога, как формировать цену на товар с учётом НДС.


Что такое НДС

Простыми словами НДС Налог на добавленную стоимость — это надбавка к цене товара/работы/услуги: покупатель уплачивает НДС, когда покупает у вас продукцию, товары, заказывает услуги, а обязанность вести учёт по налогу и уплатить его в бюджет лежит на СПД Субъект предпринимательской деятельности (предприниматели и юридические лица) .

По закону, объект обложения НДС — сделки по продаже товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины (осуществляемые как резидентами, так и нерезидентами), ввоз товаров и услуг (в том числе в виде аренды или лизинга) и вывоз товаров и услуг за пределы таможенной территории Украины (п. 185.1 НКУ).

Ставки НДС: 0% и 7%, 20% базы налогообложения, то есть стоимости товара.

Стандартно СПД уплачивают НДС по ставке 20% . Ставка налога 7% применяется в ряде случаев при поставке медизделий, препаратов и медоборудования, полный перечень есть в ст. 193 НКУ.

Ставкой 0% облагают товары для заправки или обеспечения воздушных, морских суден, космических кораблей, военного транспорта и др., которые экспортируются из Украины, весь перечень такой продукции — в ст. 195 НКУ.

Не облагаются НДС страховые услуги, зарплаты, дивиденды, роялти, ввозимые на территорию Украины товары, суммарная таможенная стоимость которых не превышает эквивалент 150 евро, в адрес одного получателя — юрлица или ФЛП. Все операции перечислены в ст. 196 НКУ.

Плательщики НДС

Платят НДС юрлица и ФЛП на общей системе и упрощённой.

На упрощёнке НДСникам доступны:

  • 3-я группа — для юрлиц и ФЛП, для них ставка ЕН 3% от дохода, а не 5%, как у неплательщиков НДС;
  • 4-я группа — для юрлиц.

Если у юрлица есть филиалы, отдельными плательщиками НДС они не считаются, так как входят в состав главного ЮЛ.

Почему компании-покупатели хотят работать с поставщиками с НДС

Если вы планируете работать с покупателями — плательщиками НДС, для вас тоже желателен статус НДСника, и вот почему.

Ваш покупатель — плательщик НДС, а вы — поставщик без НДС, значит, если покупатель заключит с вами сделку, он не получит налоговый кредит и не сможет уменьшить своё налоговое обязательство, и, как следствие, ему придётся уплатить большую сумму налога в бюджет.

Если поставщик — вы, по сути вам не так важен НДС-статус покупателя, он просто дороже покупает товар, т. к. в его стоимость включён НДС.

Как зарегистрироваться НДСником

На общей системе обязательно регистрироваться плательщиком НДС, если объём дохода за последние 12 календарных месяцев превысил 1 млн грн (ст. 181 НКУ).

Для единщиков такого обязательства нет. Поэтому, если вы на 2-й и 3-й группе получили доход больше 1 млн грн, максимум, что вы обязаны сделать, — начать использовать РРО. Регистрироваться плательщиком НДС — нет, законодательство не требует этого от вас.

При госрегистрации ФЛП или ЮЛ. Вместе с регистрационным заявлением госрегистратору подаётся заявление о регистрации плательщиком НДС с указанием желаемой даты регистрации (п. 183.7 НКУ). Заполнить заявление онлайн при регистрации СПД нет возможности.

Добровольная регистрация плательщиками НДС на 3-й группе:

  • при изменении ставки ЕН с 5% на 3%;
  • при изменении группы ЕН: с 1-й или 2-й переходите на 3-ю со ставкой ЕН 3%.

Смена системы налогообложения. Вам обязательно надо получить статус плательщика НДС при переходе с упрощённой системы на общую, если сумма облагаемых НДС операций за последние 12 месяцев превысила 1 млн грн.


Переход: с общей системы на упрощённую, с единого налога на ОС

При переходе с общей на упрощённую. Если на общей системе были НДСником, а на упрощёнке хотите работать без НДС, к примеру, на 2-й группе, просто откажитесь от регистрации плательщиком НДС.

Заявление на регистрацию

Процедура регистрации для всех плательщиков одинакова, в налоговую, где состоите на учёте, подаёте форму 1-ПДВ.

Подать 1-ПДВ можно только в электронном виде. Сделать это можно через кабинет плательщика: в меню «Ведення звітності» выбираете форму F1310108.

В заявлении заполняете регистрационные данные СПД, причину регистрации НДСником


И дату, с которой вы будете считаться плательщиком НДС — первое число месяца.

А вот если регистрируетесь НДСником, потому что превысили 1 млн грн дохода за последние 12 календарных месяцев, надо указать, когда это произошло.


Сроки подачи заявления

Сроки подачи зависят от того, добровольно регистрируетесь плательщиком НДС или нет (п. 183.9 НКУ):

  1. Доход за 12 календарных месяцев превысил 1 млн грн. Причина регистрации, которую надо указать в заявлениии — п. 181.1 розділу V ПКУ. Подать заявление надо в течение 10 дней месяца, следующего за месяцем превышения (п. 183.2 НКУ). Плательщиком НДС станете со дня внесения записи в реестр плательщиков НДС. Если не зарегистрироваться вовремя и это обнаружат налоговики при проверке, вам насчитают штрафы, исходя из обязательств за весь период, когда вы работали без НДС, а должны были. Штраф: 25 % от суммы обязательств за первое нарушение, 50 % за повторные.
  2. Добровольно регистрируетесь плательщиком НДС. Указать причину в заявлении — п. 182.1 розділу V ПКУ. Вновь созданные СПД подают заявление не позднее чем за 10 дней до начала месяца, с которого планируют стать НДСником.
  3. Переход с упрощённой системы на общую. Доход больше 1 млн грн — не позднее 10-го числа первого месяца, с которого перешли на ОС. Причина перехода в заявлении — п. 181.1 розділу V ПКУ. Если подаёте заявление заранее, плательщиком НДС станете со дня внесения записи в реестр НДСников, а это может быть до перехода на ОС.
  4. Переход с упрощённой системы на общую, в момент перехода лимит в 1 млн грн не превышен. Причина перехода — п. 183.4 розділу V ПКУ, а также п. 182.1 розділу V ПКУ. Подать заявление можно не позднее чем за 10 дней до начала месяца, с которого планируете стать НДСником (п. 183.9 НКУ).
  5. Изменяете ставку ЕН на 3-й группе с 5% на 3%. Причина перехода в заявлении — пп. «в» п. 293.8 розділу XIV ПКУ и п. 183.4 розділу V ПКУ. Подача заявления, не позднее чем за 10 календарных дней до начала месяца, с которого будет применяться новая ставка.
  6. Переходите с общей системы на упрощённую, 3-я группа с НДС. Причина перехода в заявлении — пп. «в» п. 293.8 розділу XIV ПКУ. Подать заявление надо не позднее, чем за 10 календарных дней до начала квартала, с которого начнёте работать на упрощёнке.

Если у налоговиков нет причин отказать в регистрации, в реестр плательщиков НДС ваш СПД внесут в течение 3 дней с момента подачи заявления (п. 183.9 НКУ). Присвоят индивидуальный налоговый номер (ИНН), это 12-значный код, по которому ваше предприятие будут идентифицировать в налоговой отчётности.

Проверить свои данные в реестре НДСников можно в кабинете плательщика.

Если у СПД меняется адрес, наименование юрлица или ФИО предпринимателя, вам надо подать заявление о внесение изменений в реестр. А если закрываете ФЛП — сняться с регистрации плательщиком НДС.

Учёт НДС

С момента регистрации НДСником вы обязаны выделять в стоимости вашего товара/работы/услуги НДС и оформлять все операции налоговыми накладными.

И если, к примеру, ранее ФЛП работал на упрощёнке без бухгалтера, то на НДС без специалиста по ведению учёта вам не обойтись. Это целая система со своими нюансами и расчётами.

Ключевые понятия для учёта НДС.

  • Налоговое обязательство — общая сумма НДС, которая содержится в стоимости проданных вами товаров/работ/услуг за месяц. Часто называют ещё «исходящий НДС».
  • Налоговый кредит — общая сумма НДС, которая содержится в составе стоимости приобретённых вами товаров/работ/услуг за период. Часто называют ещё «входящий» или «входной» НДС. На эту сумму вы уменьшаете своё обязательство по НДС.

Разница между этими величинами — это сумма НДС, которую нужно будет уплатить в бюджет, если налоговое обязательство больше кредита и значение положительное.

А вот если налоговый кредит выше обязательства, эта сумма подлежит возмещению вам из бюджета государства.

Как выглядит процесс учёта в течение месяца:

  1. Формируете налоговое обязательство. Вся исходящая первичка оформляется с выделением суммы НДС в стоимости товара. По первому событию (п. 187.1 НКУ) — продали товар или получили предоплату от покупателя — выписывается и регистрируется налоговая накладная клиенту. Если допустили ошибку или товар вам вернул покупатель, проводится корректировка накладных.
  2. Налоговый кредит. Когда покупаете в течение месяца товары/работы/услуги у плательщиков НДС, вам поставщики регистрируют налоговые накладные. Важно: если поставщик — неплательщик НДС, стоимость таких товаров включить в налоговый кредит вы не можете.
  3. По результатам месяца подсчитываются суммы налогового обязательства и кредита отражаются в декларации по НДС. Если обязательство больше кредита, разницу нужно уплатить в бюджет, если меньше — платить ничего не нужно, эту разницу вам может компенсировать бюджет. На включение налоговой накладной в налоговый кредит отводится 1095 дней (ст. 198.6 НКУ). Поэтому если поставщик не вовремя зарегистрировал вам налоговую накладную, можете включить её в кредит в следующих периодах. Но бывает и так: у вас большинство поставщиков НДСники и общая сумма входного НДС превышает исходящий. Тогда разницу можно подать на бюджетное возмещение. Или перенести на следующий период.
  4. Подаёте налоговую декларацию и, если есть НДС к уплате, платите.

Учёт НДС автоматизирован, через кабинет плательщика или программу M.E.Doc можно вести и контролировать учёт НДС. Можно выгружать и отправлять документы контрагентам, контролировать своевременную регистрацию накладных с их стороны, подавать отчётность, пополнять свой НДСный спецсчёт.

Как формировать цену на товар с учётом НДС

Рассмотрим на примере.

ФЛП 3-й группы ЕН, плательщик НДС, купил товары на сумму 1500 грн, в т. ч. НДС, и получил от продавца налоговую накладную.

В этой стоимости уже есть входящий НДС, его легко посчитать, разделив входящую сумму на 6 (почему именно на 6: это негласное правило расчёта, бухгалтеры используют для удобства).

ФЛП хочет продать этот товар со своей наценкой и с учётом исходящего НДС.

Стоимость закупки товара без НДС — 1250 грн. ФЛП хочет заложить наценку 750 грн.

Цена реализации без НДС равна: 1250 + 750 = 2000 грн. Теперь на эту цену необходимо начислить 20% НДС.

2000 × 20% = 400 грн — это ваше налоговое обязательство.

Цена реализации товара с НДС составляет: 2000 + 400 = 2400 грн.

  • налоговый кредит (входящий НДС) — 250 грн,
  • налоговое обязательство (выходной НДС) — 400 грн;

НДС к уплате = 400 − 250 = 150 грн.

НДС положительный (налоговый кредит меньше налогового обязательства), нужно уплатить его в бюджет.

Поставщики — неплательщики НДС налоговые накладные не предоставляют. Значит, вы не можете включить в налоговый кредит стоимость НДС с таких товаров, а выходит, теряете часть входного НДС .

Получается большая разница между налоговым кредитом и налоговым обязательством, и в бюджет придётся уплатить большую сумму НДС. Именно поэтому СПД-НДСникам невыгодно иметь поставщиков — не НДСников.

Бывает и наоборот: большинство поставщиков НДСники, и общая сумма входного НДС превышает исходящий НДС. Тогда разницу можно подать на бюджетное возмещение.

Отчётность и уплата НДС

Подавать декларацию по НДС нужно раз в месяц, только в электронном виде.

Действует правило: если были объекты налогообложения в текущем периоде или переносятся показатели с прошлых периодов, декларация подаётся. Если деятельность не велась и отсутствуют показатели, которые отражают в отчётности, декларацию не подаёте (ст. 49 НКУ).

Сроки подачи декларации. Ранее у единщиков была привилегия: они могли выбрать квартальный налоговый период, но 23 мая вступил в силу ЗУ № 466-IX, согласно которому единщики 3-й и 4-й групп также обязаны подавать отчётность раз в месяц.

Исходя из этого, срок подачи декларации — в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днём отчётного месяца.

Задекларированный НДС надо уплатить в течение 10 календарных дней после последнего дня подачи декларации (п. 203.2 НКУ).

Автор: Александра Джурило, финансовый аналитик

НДС (налог на добавленную стоимость) - непрямой налог, применяемый в Украине с 1992 года. Налог на добавленную стоимость является важным элементом налогообложения предприятий.

Базой налогообложения НДС, как правило, является договорная стоимость товара (с 2016 года для целей налогообложения стоимость не может быть менее обычных цен). Объектом налогообложения НДС является операция по поставке товара, работ, услуг. Плательщиками НДС, по сути, на территории Украины являются все участники хозяйственных операций. Здесь важно акцентировать внимание на законодательно установленном отличии между активными и пассивными плательщиками НДС. Активными плательщиками НДС являются предприниматели, зарегистрированные как плательщики НДС в органах Государственной фискальной службы (ГФС) Украины, пассивными же плательщиками являются все остальные.

Раскроем суть НДС: Так, покупая колбасу - физлицо платит НДС в стоимости товара, а магазин обязан выплатить сумму полученного НДС в бюджет. Магазин сначала купил колбасу у производителя и в цене покупки тоже заплатил НДС. Сумма заплаченного магазином НДС относится в его налоговый кредит (т.е. та сумма НДС, которую ему должен вернуть бюджет), но магазин далее перепродал колбасу и в стоимость продажи заложил новую сумму НДС. С этого момента он уже должен заплатить в бюджет НДС с цены перепродажи, а это уже налоговое обязательство. Имея налоговый кредит магазин высчитывает его из суммы обязательства и остаток будет той самой суммой, которую магазин должен заплатить в бюджет.

Например, магазин купил у производителя колбасу за 12 грн., из которых 2 грн. - НДС. 2 грн. - это налоговый кредит магазина. Далее магазин продал колбасу за 18 грн., в т.ч. НДС - 3 грн., что будет налоговым обязательством магазина. Какая же сумма НДС подлежит оплате в бюджет Украины: расчет происходит по формуле НО (налоговое обязательство) - НК (налоговый кредит) = СБ (сумма НДС, подлежащая выплате/возврату НДС). Итак, 3 грн. - 2 грн. = 1 грн, это и есть сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая выплате в бюджет. Если же сумма кредита превышает сумму обязательства - в таком случае возникает право возмещения НДС из бюджета. т.е. возврата суммы налога на счета предприятия.

Это примитивная расшифровка налога на добавленную стоимость. В жизни же все сложнее.

Вычленим главные особенности НДС:

  • порог размера выручки, при котором предприятия и СПД (кроме единоналожников) обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС - 1 млн. грн.
  • введение обязательного электронного документооборота налоговых накладных
  • введение обязательной электронной регистрации налоговых накладных в Едином реестре
  • внедрение специальных банковских НДС счетов
  • изменено опредление минимальной договорной стоимости, которая используется для налогообложения НДС. Так, ранее указанная стоимость не могла быть менее себестоимости, отныне минимальным порогм считается "обычная цена"
  • уравнено понятие налоговой накладной и расчета корректировки (розрахунок коригування)а.
  • реформирована система возмещения НДС: внедряется открытый реестр поданных заявлений, реестр возмещенных сумм, детализирована процедура проведения проверок сумм. заявленных к возмещению и т.п.
  • откорректирован порядок электронного администрирования: обновлена формула расчета суммы налоговой накладной (внедрена величина овердрафта), предусмотрена возможность зачисления на счет сумм возмещения и возврата излишне уплаченных налогов.
  • уточнен срок обязательной регистрации налоговой накладной.
  • уточнен порядок налогообложения НДС для сельхозпроизводителей
  • введена процедура приостановки регистрации налоговых накладных и корректировок к налоговым накладным на основании оценки их рисковости.

В части налогообложения налогом на добавленную стоимость 2020 год ничем не примечателен, кроме точечных коррекций, которые касаются узкопрофильных операций. Однако, следует напомнить о прошлогодних ключевых нововведениях, поскольку не все предприниматели столкнулись с ними в 2018-20 годах:

  • Откорректировано определение "кассовый метод" - применятся дата отнесения суммы к налоговому кредиту, а не дата возникновения права на налоговый кредит
  • Ставку НДС 7% при поставке и ввозе на таможенную территорию Украины всех медицинских изделий, которые внесены в Государственный реестр медицинской техники и изделий медицинского назначения или соответствуют требованиям соответствующих технических регламентов, что подтверждается документом о соответствии, и разрешены для предоставления на рынке и / или ввода в эксплуатацию и применения в Украине. Напомним, что ранее ставка 7% применялась только к медицинским изделиям по перечню, установленному КМУ.
  • Уточнены льготы по НДС для книжных зданий.
  • Уточнен срок регистрации расчетов корректировки, в которых предусматривается уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг, - в течение 15 календарных дней со дня получения такого расчета

Уточнено, что порядок приостановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки утверждается Кабинетом Министров Украины. До момента утвержденяи такого порядка, приостановка не осуществляется.

Уточнен порядок регистрации накладних, заблокированных до 2.01.2018. Так, все налоговые накладные/расчеты корректировки, регистрация которых в Едином реестре налоговых накладных остановлена, регистрируются кроме:

  • по которым по состоянию на 01.12.2017 года не представлены объяснения и документы;
  • по которым принято решение об отказе в регистрации и по состоянию на 01.12.2017 года не начата процедура обжалования в административном или судебном порядке.
  • Налоговые накладные / расчеты корректировки, регистрация которых в Едином реестре налоговых накладных остановлено и по которым налогоплательщиком после 01.12.2017 года представлены объяснения и копии документов регистрируются в Едином реестре по старым правилам. В случае, если в течение 5 рабочих дней не принято решение о регистрации или отказе в регистрации, регистрация таких накладных осуществляется на следующий рабочий день, за днем окончания срока рассмотрения объяснений и документов налогоплательщика.

Предлагается распространить льготу по налогообложению НДС на операции с программной продукцией, плату за которую нельзя считать роялти. При этом законодатель откорректировал понятие роялти и программная продукция. Так, к программной продукции относятся:

  • результаты компьютерного программирования в виде операционной системы, системной, прикладной, развлекательной и / или учебной компьютерной программы (их компонентов), а также в виде интернет-сайтов и / или онлайн-сервисов и доступа к ним;
  • экземпляры (копии, экземпляры) компьютерных программ, их частей, компонентов в материальной и / или электронной форме, в том числе в форме кода (ов) и / или ссылок для загрузки компьютерной программы и / или их частей, компонентов в форме кода (ов) для активации компьютерной программы или в другой форме;
  • любые изменения, обновления, приложения, дополнения и / или расширение функционала компьютерных программ, права на получение таких обновлений, изменений, дополнений, дополнений течение определенного периода времени;
  • криптографические средства защиты информации

Разделение труда - вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить - пакет БИЗНЕС - ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ - платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

Анна Кравченко

глава отдела бухгалтерии
кандидат экономических наук

Логичным является вопрос – когда наступает стадия перехода от статуса пассивного плательщика НДС к активному?

Налоговый кодекс Украины (НКУ) отвечает на этот вопрос:
1) субъект хозяйственной деятельности обязан зарегистрироваться плательщиком НДС в случае, если за последние 12 месяцев сумма, полученная в процессе реализации товаров, выполнения работ и предоставления услуг суммарно превышает 1 млн. грн. (в рассчитываемую выручку не входит суммы, оплаченного НДС). Важно акцентировать внимание на формулировке «за последние 12 месяцев» - здесь нет привязки к календарному году;
2) субъект хозяйственной деятельности может добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС.

Кроме того, плательщиками НДС могут выступать лица, которые специально не регистрируются в качестве плательщика, так, например, физлица, которые ввозят на территорию Украины товары, стоимость которых превышает законодательно установленный (см. Таможенный кодекс) лимит, обязаны при оформлении платежа заплатить НДС при оформлении такого товара.

Ставки НДС в Украине

Украинское законодательство предусматривает на 2021 год три вида ставок НДС:

  1. Ставка 20%, которая применяется по умолчанию ко всем видам операций, подлежащих налогообложению.
  2. Ставка 0% - применяется к операциям, прямо предусмотренным законом, например, нулевая ставка применяется к экспорту товаров.
  3. Ставка 7% применяется в случаях установленных Налоговым кодексом (например, торговля медпрепаратами)

Кроме того, необходимо вычленить операции:
1. которые не подлежат налогообложению НДС, т.е. операции освобожденные от уплаты НДС
2. которые не являются объектом налогообложения.

Налоговая накладная по налогу на добавленную стоимость

Налоговая накладная по НДС - это обязательный документ, который выдается продавцом при продаже товара с последующей регистрацией в Едином реестре налоговых накладных. Налоговая накладная это единственный документ, который дает право на налоговый кредит, что делает его обязательным документом в системе уплаты НДС. Нарушение порядка документооборота налоговых накладных предусматривает серьезные санкции.

Дата выдачи налоговой накладной - один из самых важных показателей при заполнении документа. Законодатель предусмотрел два критерия, которые влияют на дату накладной:

  • дата получения денег за товар
  • дата получения товара

Дата накладной заполняется по первому событию, т.е. что раньше из указанных событий наступило - то и будет датой накладной.

С 2015 года все выданные налоговые накладные должны регистрироваться в Едином госреестре выданных налоговых накладных. Однако, накладная по НДС будет зарегистрирована при условии соответствия формуле, утвержденной с 2015 года. Суть формулы состоит в том, что сумма НДС в выданной налоговой накладной должна быть сопоставима с суммой денежных средств, которые находятся на НДС-счетах плательщика далее

НДС-счета

С 2015 года в системе Госказначейтсва всем плательщикам НДС открылись специальные счета. Счета используются исключительно в целях администрирования налога на добавленную стоимость. Главной особенностью таких счетов являются:

  • невозможность использования средств на счетах для иных целей, кроме как для администрирования НДС
  • влияние показателей счетов на возможность регистрации налоговых накладных в ЕГР

Отчетность и уплата НДС

Налоговый кодекс предусматривает обязанность плательщиков НДС ежемесячно отчитываться до 20 числа месяца, следующего за отчетным.

Уплата же НДС осуществляется в течении 10 дней с момента окончания срока подачи отчета, т.е., как правило, до 30 числа включительно.

С 2015 года законодатель ввел право налогоплательщиков не подавать налоговые декларации в случае отсутствия: а) налоговых обязательств; б) показателей обязательных к декларированию.

Как расчитать НДС

Для определения суммы НДС к оплате в бюджет необходимо от суммарного размера обязательств отнять суммарный размер кредита и перечислить в бюджет положительную разницу.

Теперь детальнее:
- учет НДС ведется отдельно от других видов налогов и его размер не учитывается при их расчете;
- ставки НДС – 20%, 7% и 0% ;
- обязательство представляет собой общую сумму НДС, указанную в налоговых накладных, выписанных поставщиком в течении отчетного периода (месяца / квартала);
- кредит, в свою очередь, - это общая сумма НДС, указанная в налоговых накладных, полученных в течении отчетного периода (месяца / квартала).

Если вы все еще не заключили договор на оказание бухгалтерских услуг, и планируете самостоятельно вести учет налога, то для более качественного восприятия сути НДС приведем вам пример:

Вы – плательщик НДС, в данном отчетном периоде, реализуете товары/работы/услуги 3-м покупателям на суммы (без учета НДС) соответственно: 500 грн., 1000 грн. и 1500 грн. Для определения размера НДС, который сформирует Ваше обязательство, необходимо разделить каждую из этих сумм на 5 и добавить полученный результат к каждой из цифр соответственно:
500/5 = 100 (размер НДС) - 500 + 100 = 600 (общая сумма налоговой накладной, в т.ч. НДС)
1000/5 = 200 (размер НДС) – 1000 + 200 = 1200 (общая сумма налоговой накладной, в т.ч. НДС)
1500/5 = 300 (размер НДС) – 1500 + 300 = 1800 (общая сумма налоговой накладной, в т.ч. НДС).

Таким образом, общий размер Вашего обязательства за отчетный период составляет – 600 грн.

Размер налогового кредита определяется путем сложения сумм НДС из налоговых накладных, полученных от поставщиков.
В нашем примере допустим, что общая сумма покупок за отчетный период составляет 1800 грн. То есть, размер НДС, относимый в кредит, составляет 300 грн. (1800/6)

Таким образом, размер обязательства по НДС к оплате в бюджет составит – 300 грн. (600 грн. обязательства минус 300 грн. кредита).

Что делать если сумма кредита превышает сумму налогового обязательства? В таком случае применяются правила возмещения НДС.



Оценка материала сайта на 4.8 балла из 5.
Количество оценок 1002. Для оценки необходима авторизация. 23.02.2021

Льгота по НДС по поставке угля действует с 01.01.2016 г. Одна из особенностей применения данной льготы состоит в том, что плательщик имеет право от нее отказаться. Причем процедура такого отказа с 01.01.2017 г. изменилась. О связанных с этим проблемах пойдет речь в статье.

Порядок предоставления "угольной" льготы

В соответствии с п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ временно, до 1 января 2019 г., освобождаются от обложения НДС операции по поставке на таможенной территории Украины угля и/или продуктов его обогащения товарных позиций 2701, 2702, 2703 00 00 00, 2704 00 согласно УКТ ВЭД. То есть льгота распространяется только на поставку указанных товаров в пределах Украины, а экспортные поставки не льготируются.

В письме Главного управления ГФС в Николаевской области от 03.03.2016 г. № 734/10/14-29-12-01-10 налоговики разъяснили, что освобождение от обложения НДС операций по поставке на таможенной территории Украины угля в соответствии с п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ действует независимо от:

– происхождения угля (импортированный на таможенную территорию Украины или добытый на таможенной территории Украины);

– того, субъект хозяйствования – поставщик непосредственно осуществляет добычу угля или является посредником.

Отметим, что указанная льгота действует по умолчанию, если плательщик хочет от нее отказаться, то он должен подать соответствующее заявление (об этом см. ниже).

В случае применения льготы из п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ нормы п. 198.5 НКУ не применяются в части товаров/услуг, необоротных активов, суммы НДС из стоимости которых были включены в налоговый кредит в отчетных (налоговых) периодах, предшествовавших периоду начала применения льготы.

Порядок применения данной нормы вызывает разночтения. Есть основания считать, что она распространяется на любой период, предшествовавший периоду начала применения льготы конкретным плательщиком. Например, если плательщик начал применять льготу с апреля 2016 г., то нормы п. 198.5 НКУ не применяются к товарам/услугам, необоротным активам, используемым в льготируемых операциях, которые были приобретены до апреля 2016 г. Этот вывод подтверждает и письмо Главного управления ГФС в Николаевской области от 10.05.2016 г. № 1531/10/14-29-12-01-10.

В то же время встречается также другой подход, согласно которому указанное исключение в части неприменения п. 198.5 НКУ распространяется только на те товары/услуги, необоротные активы, которые были приобретены до момента вступления в силу норм п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ (а именно до 01.01.2016 г.).

Для тех плательщиков, которые применяют льготу не с 01.01.2016 г., вопрос относительно возможности неначисления налоговых обязательств по НДС по п. 198.5 НКУ на остатки соответствующих товаров/услуг очень важен. Поэтому рекомендуем по данному поводу получить письменную индивидуальную налоговую консультацию на основании ст. 52 НКУ.

Между тем не всем плательщикам удобно пользоваться этой льготой.

Например, некоторым субъектам хозяйствования было проблематично вносить изменения в договоры о закупке. Эта проблема рассматривалась, в частности, в письме ГФСУ от 14.06.2016 г. № 10170/5/99-99-15-03-02-16. В нем налоговики сообщили, что НДС на определенную в договоре о закупке стоимость указанного в п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ угля и/или продуктов его обогащения не начисляется.

А вот в случае отказа налогоплательщика от применения временного режима освобождения от обложения НДС при осуществлении операций по поставке угля и/или продуктов его обогащения сумма НДС должна добавляться к базе обложения НДС, определенной п. 188.1 НКУ.

При этом налоговики допустили возможность внесения изменений в договор о госзакупке угля, апеллируя к тому, что существенные условия договора о закупке могут изменяться в случае изменения цены в связи с изменением ставок налогов и сборов пропорционально изменениям таких ставок.

В свое время такая возможность была подтверждена в разъяснении Министерства экономического развития и торговли Украины от 07.04.2015 г. № 3302-05/11398-07, в котором отмечалось, что объем закупки в этом случае не меняется. Сейчас аналогичные нормы предусмотрены в пп. 6 п. 4 ст. 36 Закона № 922.

Если уголь закупается у поставщика с НДС в тот период, когда льгота уже применяется, а продается без НДС, то субъект хозяйствования может остаться "в накладе".

Ведь в данном случае на основании абз. "б" п. 198.5 НКУ он должен начислить "компенсирующие" налоговые обязательства по НДС исходя из базы налогообложения, определенной в соответствии с п. 189.1 НКУ, составить не позже последнего дня отчетного (налогового) периода и зарегистрировать в ЕРНН в сроки, установленные НКУ для такой регистрации, сводную налоговую накладную по товарам/услугам, необоротным активам (для товаров/услуг, необоротных активов, приобретенных или изготовленных до 1 июля 2015 г., – в случае, если во время такого приобретения или изготовления суммы НДС были включены в состав налогового кредита) в случае, если такие товары/услуги, необоротные активы предназначаются для их использования или начинают использоваться в операциях, освобожденных от налогообложения, в частности, в соответствии с подразд. 2 разд. ХХ НКУ.

При этом такой поставщик поставит уголь без НДС и покупатель не уплатит НДС в составе его стоимости.

Обращаем внимание также на то, что в указанной норме абз. "б" п. 198.5 НКУ необходимость начисления "компенсирующих" налоговых обязательств по товарам/услугам, необоротным активам "привязана" к факту отражения налогового кредита по ним только применительно к операциям, осуществленным до 01.07.2015 г. Но это "не наш" случай.

Налоговики ранее неформально подходили к данной проблеме и предлагали начислять "компенсирующие" налоговые обязательства по товарам/услугам, только если по ним был отражен налоговый кредит (см., например, письма ГФСУ от 07.08.2015 г. № 29163/7/99-99-19-03-02-17, от 12.01.2017 г. № 599/7/99-99-15-03-02-17).

Однако недавно контролеры стали отходить от своей прежней позиции. Так, в письмах ГФСУ от 12.01.2017 г. № 408/6/99-99-15-03-02-15 и от 14.04.2017 г. № 661/2/99-99-15-03-02-10 был сделан вывод о том, что "обязанность по начислению налоговых обязательств по НДС в соответствии с пунктом 198.5 статьи 198 НКУ возникает у налогоплательщика в случае, если приобретенные товары/услуги предназначаются для использования или начинают использоваться в необлагаемых операциях или не в хозяйственной деятельности такого налогоплательщика, независимо от того, включались ли при приобретении таких товаров/услуг суммы НДС в состав налогового кредита, или нет (за исключением товаров/услуг, приобретенных до 1 июля 2015 года)".

Если формально следовать данному подходу, то плательщик НДС, использующий льготу из п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, должен будет начислить "компенсирующие" налоговые обязательства даже в том случае, если уголь приобретался им в периоде применения льготы без НДС. Безусловно, такой подход противоречит системному прочтению НКУ, но его следует иметь в виду. Поэтому по данному вопросу имеет смысл получить письменную индивидуальную налоговую консультацию на основании ст. 52 НКУ.

Как отказаться от льготы

Согласно абз. 3 п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ налогоплательщик может отказаться от использования "угольной" льготы или приостановить ее использование на один или несколько отчетных (налоговых) периодов путем подачи заявления. Заявление, в котором указывается перечень товарных позиций товаров согласно УКТ ВЭД и период, на который плательщик отказывается или приостанавливает использование льготы, подается в контролирующий орган по месту регистрации налогоплательщика до наступления отчетного периода, в котором налогоплательщик не предусматривает ее использование.

Отказ от использования льготы, указанной в п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, или применение ее использования приостанавливается с первого числа отчетного (налогового) периода, указанного в заявлении.

Форма заявления об отказе/приостановке использования льготы, предусмотренной пунктом 45 подраздела 2 раздела ХХ Налогового кодекса Украины, приведена в приложении 3 к Порядку № 21. Такое заявление может быть подано как самостоятельный документ (см. разъяснение из раздела 101.12 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

Отметим, что до 01.01.2017 г. норма п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ была сформулирована иначе. Так, в ней предусматривалось, что отказ от льготы применяется с периода, в котором было подано такое заявление.

По новым правилам заявление нужно подавать заблаговременно. В итоге из-за "нестыковки" переходных норм получилось, что отказаться от применения угольной льготы, начиная с января 2017 г., было невозможно (см. письма ГФСУ от 22.02.2017 г. № 3673/6/99-99-15-03-02-15, № 3675/6/99-99-15-03-02-15).

В случае подачи заявления в январе 2017 г. отказаться от льготы можно было только с февраля. А при осуществлении в январе 2017 г. операций по поставке на таможенной территории Украины угля и/или продуктов его обогащения поставщик был обязан применять к таким операциям режим освобождения от налогообложения НДС, определенный п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ.

В этом случае в январе 2017 г. налоговые обязательства по НДС при осуществлении операций по поставке на таможенной территории Украины угля и/или продуктов его обогащения не определяются, соответственно, право на формирование налогового кредита при приобретении такой продукции у плательщика НДС – покупателя отсутствуют. В то же время поставщик обязан составить налоговую накладную по такой операции на плательщика НДС – покупателя, в графе "Складена на операції, звільнені від оподаткування" верхней левой части сделать запись "Без ПДВ" и зарегистрировать ее в ЕРНН.

Из этого следует важный вывод: если поставщик не имел права в отчетном периоде на отказ от льготы и ошибочно составил покупателю налоговую накладную с НДС на такие операции, то права на налоговый кредит у покупателя не будет. Поэтому всем покупателям имеет смысл проверить, подавал ли поставщик заявление об отказе от льготы и в каком периоде он это сделал.

Плательщики, отказавшиеся от применения "угольной" льготы, определяют налоговые обязательства по кассовому методу. Так, согласно п. 44 подразд. 2 разд. ХХ НКУ временно, до 1 января 2019 г., налогоплательщики, осуществляющие поставку (в том числе оптовую), передачу, распределение электрической и/или тепловой энергии, поставку угля и/или продуктов его обогащения товарных позиций 2701, 2702, 2703 00 00 00, 2704 00 согласно УКТ ВЭД, предоставляют услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, определяют дату возникновения налоговых обязательств и налогового кредита по кассовому методу.

Норма данного пункта распространяется на операции, по которым дата возникновения первого из событий, определенных в п. 187.1 НКУ и в п. 198.2 НКУ, приходится на отчетные (налоговые) периоды до 1 января 2019 г.

Если операции, определенные п. 44 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, имеют непрерывный или ритмичный характер поставки, налогоплательщики:

– покупателям – плательщикам НДС – могут составлять не позже последнего дня месяца, в котором получены средства, сводные налоговые накладные на каждого налогоплательщика, с которым поставки носят такой характер, с учетом всей суммы полученных средств в течение такого месяца;

– покупателям – лицам, не зарегистрированным в качестве плательщиков НДС, – могут составлять не позже последнего дня месяца, в котором получены средства, сводную налоговую накладную с учетом всей суммы полученных средств в течение такого месяца.

Ритмичным характером поставки считается поставка товаров/услуг одному покупателю два и больше раз в месяц. Порядок составления таких сводных налоговых накладных контролеры представили в разъяснении из раздела 101.16 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

В частности, в письме ГФСУ от 22.07.2016 г. № 15913/6/99-99-15-03-02-15 подчеркивалось, что определение сумм налогового кредита по НДС по кассовому методу в случае осуществления плательщиком НДС перечисленных в п. 44 подразд. 2 разд. ХХ НКУ операций является обязанностью плательщика НДС, а не его правом.

Кассовый метод распространяется только на поставщиков товаров/услуг, перечисленных в п. 44 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. А вот те плательщики, которые приобретают указанные товары/услуги для использования в своей деятельности и не осуществляют их дальнейшей поставки, формируют свой налоговый кредит в общеустановленном порядке по правилу "первого события" на основании полученных ими налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН.

При одновременном осуществлении налогоплательщиком операций по поставке товаров/услуг, перечисленных в п. 44 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, и других товаров/услуг кассовый метод определения налоговых обязательств по НДС не применяется к таким другим операциям.

Налоговый кредит по кассовому методу определяется такими плательщиками как по операциям по приобретению непосредственно товаров/услуг, перечисленных в п. 44 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, так и тех товаров/услуг, которые используются для осуществления операций по их поставке.

В случае приобретения товаров/услуг, которые не предназначены для использования в операциях по поставке товаров/услуг, перечисленных в п. 44 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, кассовый метод определения налогового кредита по НДС не применяется.

В случае приобретения товаров/услуг, которые одновременно предназначены как для обеспечения выполнения операций по поставке товаров/услуг, перечисленных в п. 44 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, так и для осуществления других операций, кассовый метод определения налогового кредита по НДС применяется исключительно в части, пропорциональной объему поставки товаров/услуг, перечисленных в п. 44 подразд. 2 разд. ХХ НКУ.

3. Порядок № 21 – Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом Минфина от 28.01.2016 г. № 21.

Читайте также: