Льготы по ндс узбекистан

Опубликовано: 04.05.2024

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 27 июня 2019 года "О мерах по дальнейшему упорядочению предоставления налоговых и таможенных льгот" отменяются отдельные льготы по НДС.

Одним из основных направлений Концепции совершенствования налоговой политики РУз (29.06.2018 г. № УП-5468 ) является устранение диспропорций в уровне налогового бремени между хозяйствующими субъектами. Эти диспропорции во многом создают налоговые льготы, которые искажают рыночные потоки перелива капитала, снижают стимулы для повышения конкурентоспособности, обеспечение внутреннего рынка качественными потребительскими товарами. И самое главное – налоговые льготы нарушают один из главных принципов – справедливости налогообложения для всех субъектов ( ст. 8 НК).

Особенно неприемлемы налоговые льготы по НДС. Этот налог взимается с «добавленной» стоимости, которая создается на каждом этапе цепочки производства и реализации товара. Если один из этапов этой цепочки освобождается от НДС, она прерывается, что вызывает налоговые и ценовые диспропорции. Тот, кто получает льготу по НДС, вынужден налог, уплачиваемый при покупке, относить на расходы – увеличивается себестоимость. А покупатель льготируемого товара, если он плательщик НДС:

  • не может зачесть входящий НДС – его просто нет;
  • вынужден платить налог не с добавленной стоимости, а со всей стоимости товара;
  • не заинтересован в его приобретении.

Именно для решения этих диспропорций, для обеспечения равных условий для всех хозяйствующих субъектов и повышения конкурентоспособности экономики и отменяется ряд льгот по НДС. В соответствии с Указом:

1) плательщиками НДС становятся сельхозпроизводители и производители продовольствия:

  • плательщики единого земельного налога, имеющие оборот (выручку) более 1 млрд сумов за период с января по сентябрь 2019 года или орошаемые сельскохозугодья площадью более 50 га, становятся плательщиками НДС. Остальные плательщики ЕЗН вправе уплачивать НДС с 1 августа 2019 года добровольно;
  • с 1 октября 2019 года – отменяются льготы по НДС в отношении сельскохозяйственной продукции собственного производства и производимой в Узбекистане продовольственной продукции;
  • производители хлопка-сырца переходят на уплату НДС с урожая 2019 года. При этом им предоставляется право относить в зачет суммы НДС, уплаченного по фактически полученным не ранее 1 октября 2018 года товарам (работам, услугам) и использованным ими для выращивания хлопка-сырца 2019 года;

2) другие существенные изменения касаются операций с импортом, в частности, с 1 октября 2019 года:

  • субъекты предпринимательства – импортеры товаров платят НДС независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг). При этом субъекты предпринимательства, импортирующие товары впервые, обязаны встать на учет в качестве плательщиков НДС с 1-го числа месяца, следующего за месяцем заключения импортного контракта;
  • отменяются льготы по НДС при импорте: асбеста, угля, лесоматериалов, древесины и изделий из нее, углеводородного сырья, соевых бобов, семян подсолнечника и кунжута, масличного сырья и сахара-сырца, сельскохозяйственной техники, автотранспортных средств, комплектующих изделий, материалов и технологической оснастки, используемых в производстве автотранспортных средств;

3) с 1 октября 2019 года юридические лица, осуществляющие реализацию конечным потребителям бензина, дизельного топлива и газа через автозаправочные станции, признаются плательщиками НДС независимо от размера выручки от реализации данных товаров.

Одновременно с отменой льгот по НДС:

  • с 1 октября 2019 года отменяются льготы по освобождению от налога на прибыль юридических лиц у источника выплаты, полученной в виде процентов от размещенных в коммерческих банках средств;
  • с 1 августа 2019 года индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги операторам и (или) провайдерам телекоммуникаций, выручка которых от реализации услуг превысила 100 млн сумов в календарном году, но не более 1 млрд сумов, переходят на уплату единого налогового платежа по ставке 25% от суммы вознаграждения.

В целях эффективного внедрения вышеуказанных нововведений и учитывая недостаточную компетентность финансовых работников предприятий, предусматривается:

  • разработанный ГНК специальный программный продукт для оказания фермерским хозяйствам услуг по ведению бухгалтерского учета, поручается доработать, предусмотрев возможность исчисления и отнесения в зачет сумм НДС;
  • предоставление органам государственной власти на местах полномочия по предоставлению отсрочки по НДС, земельному налогу с юридических лиц и единому земельному налогу сроком до 24 месяцев, с одновременной отменой их права на предоставление льгот по данным налогам. Отсрочка предоставляется в порядке с условием взимания процентов в размере пени, установленной для налоговой задолженности;
  • что финансовые санкции в отношении субъектов предпринимательства за просроченную дебиторскую задолженность по импортным контрактам на поставку оборудования и (или) комплектующих не применяются, если условиями таких контрактов установлены сроки поставки оборудования и (или) комплектующих к ним более 180 дней в связи с их техническими характеристиками и особенностями.

Жорилла Абдуллаев, ведущий эксперт ООО "Norma".

Механизм уплаты НДС в Узбекистане не противоречит нормам, актуальным для других стран.

Но решение, которое было принято в переходный период, не было достаточно продуманным. Именно так считают ведущие экономисты страны.

Налог в Узбекистане

Особенности налоговой системы РУ

Система налогообложения Узбекистана соответствует положениям, описанным в налоговом кодексе страны.

Главной особенностью системы является то, что ставки налогов устанавливаются не НК, а решением главы государства. Это происходит каждый год.

А также наблюдается ежегодное утверждение списков и перечней, которые необходимы для целей исчисления налогов в Узбекистане.

К ним следует отнести перечни видов деятельности юридических лиц – они подлежат упрощенному налогообложению. Это также относится к подакцизным товарам.

Основные государственные налоги, которые платят граждане страны, представлены в таблице:

Название налога Размер (%)
На прибыль 7–35
На доходы 7,5
Специальные платежи (сверхприбыль) 50
На имущество 5

Виды основных местных сборов:

  • благоустройство – 8%;
  • потребление бензина (для владельцев ТС) – 2%;
  • право розничной торговли – количество процентов зависит от типа оказываемых услуг.

Ставка и размер НДС

В декабре 2018 года в налоговое законодательство страны были внесены некоторые изменения. Они вступили в силу в 2019 году.

Изменения и дополнения нашли отражение в следующих законодательных актах:

Плательщики налога

Оплачивать свою деятельность, и делать взносы в узбекский бюджет, обязаны предприниматели:

  • Реализующие сельхозпродукцию. Продукция собственного производства является исключением.
  • Оказывающие услуги брокера.
  • Оказывающие услуги аудитора.
  • Оказывающие консалтинговые услуги.
  • Занимающиеся общественным питанием.
  • Занимающиеся гостиничным хозяйством.
  • Осуществляющие торговлю (оптово-розничную, оптовую, розничную).
  • Занимающиеся строительством.

Советуем посмотреть вебинар о налогообложении в Узбекистане в 2021 году.

Что относится к обороту по реализации

К обороту по реализации работ и услуг следует отнести:

  • Отгрузку товаров.
  • Уставной капитал.
  • Передачу имущества (безвозмездную).
  • Обмен имущества на иные услуги, работы и товары, предусмотренные узбекским законодательством.
  • Передачу имущества сотруднику в счёт з/п.
  • Передачу материалов и товаров в соответствии с договором займа.
  • Передачу имущества в финансовую аренду (также сюда относится лизинг).
  • Отгрузку вещей (принимаются во внимание условия рассрочки платежей).
  • Предоставление помещения в аренду.
  • Передачу прав на результат интеллектуального труда. Дополнительно предоставляется право на использование интеллектуального продукта.

Более подробную информацию можно узнать по ссылке.

Определение облагаемого и необлагаемого оборота

Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:

  • По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
  • НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.

К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:

  • Те, что реализуются за пределами РУ.
  • Освобождённые от НДС.

Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.

Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:

  • Раздельным.
  • Пропорциональным.

Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.

Место, где реализуются товары

Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

  • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
  • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

Как определяется налогооблагаемая база

Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:

  • Убытки, которые имели место в прошлых периодах.
  • Размер уменьшения прибыли, облагаемой налогом.
  • Льготы по НДС.
  • Вычитаемые расходы.
  • Доход (в совокупности).

Корректировка базы

Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.

Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.

Налогоплательщик имеет право платить:

  • Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций.
  • НДПИ.
  • НДС.

При этом учитываются налоговые периоды, которые завершаются в течение 1 календарного года. При этом обязательно рассматривается стоимость сделки, которая заключается с взаимозависимым лицом.

При импорте

Право на вычет НДС, который оплачивается при ввозе продукции на территорию Узбекистана, есть только у плательщиков – индивидуальных предпринимателей и организаций.

Ввоз товаров в Узбекистан

Налоговая база при транспортировке товаров на территорию Узбекистана определяется на основании их таможенной стоимости

Для нерезидентов

В соответствии с 207 статьей НК, работа, которая выполняется нерезидентами республики, является для организации, действующей на территории РУ, оборотом, который облагается НДС.

Здесь имеется важное условие: местом реализации должен быть именно Узбекистан.

Вне зависимости от того, является организация плательщиком НДС или нет, по работам, которые выполняются нерезидентом, возникает обязательство по осуществлению всех выплат.

А также предприятие обязуется составить отчётность по НДС.

Форма отчётности обязательно включает в себя:

  • Сведения о налогоплательщике.
  • Расчёт налога на добавленную стоимость по всем услугам, которые были получены от нерезидентов республики.

Освобождение оборота от НДС

Необлагаемым является оборот по реализации продукции (а также услуг и товаров) за пределами РУ. Место реализации должно быть определено в соответствии с указаниями налогового кодекса.

А также не облагается налогом оборот в виде остатков товаров, которые относятся к категориям, перечисленным в налоговом кодексе.

Заключение

Возврат НДС в Узбекистане с 28 мая 2019 года осуществляется в течение 7 рабочих дней.

Это стало актуальным после внесения изменений в Положение о порядке возврата суммы превышения долга на добавленную стоимость, которая была образована в результате применения «нулевой ставки».

Теперь налогоплательщик избавлен от необходимости обращения в территориальные ГНУ. Апеллировать он теперь может сразу в налоговый комитет.

Вместо акта сверки задолженности к ходатайству следует приложить сведения по реализации продукции и поступлению денег.

Сохраняются льготы социальной направленности и отменяются те, что влияют на конкуренцию.


Как ранее писал Spot, в Узбекистане изменился перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Помимо этого, оптимизирован перечень операций, оборот по реализации которых освобождается от НДС.

Так, к примеру, раньше таких операций было 38. Теперь стало 28.

Отменили льготы, влияющие на конкуренцию. Например, льготы по туристическим услугам, печатной и сельхозпродукции, услуг по аренде государственного имущества, по доставке СМИ, а также объектам недвижимости, строительство которых осуществляется банками (по решению правительства).

Сохранили льготы социальной направленности — услуги по содержанию детей в дошкольных образовательных учреждениях, по уходу за больными и престарелыми, по выплате пенсий и пособий, в сфере обучения, медицинские услуги.

Таким образом, освобождается от налогообложения оборот по реализации:

  1. услуг по содержанию детей в дошкольных образовательных учреждениях (организациях);
  2. услуг по уходу за больными и престарелыми;
  3. ритуальных услуг похоронных бюро и кладбищ, предметов религиозной принадлежности, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями и объединениями;
  4. протезно-ортопедических изделий, инвентаря для лиц с инвалидностью, в том числе реализуемых производителями этих изделий и инвентаря, а также услуг, оказываемых инвалидам по ортопедическому протезированию, ремонту и обслуживанию протезно-ортопедических изделий и инвентаря для лиц с инвалидностью;
  5. продукции лечебно-производственных мастерских при лечебных учреждениях, реализуемой этими учреждениями;
  6. товаров и услуг собственного производства, реализуемых юридическими лицами, единственными участниками которых являются общественные объединения лиц с инвалидностью, в общей численности которых лица с инвалидностью составляют не менее 50%, и фонд оплаты труда лиц с инвалидностью составляет не менее 50% от общего фонда оплаты труда;
  7. почтовых марок (кроме коллекционных), маркированных открыток, конвертов;
  8. услуг по выплате пенсий и пособий;
  9. научно-исследовательских и инновационных работ, выполняемых за счет средств бюджета. Указанное освобождение от налогообложения применяется при наличии заключения соответствующего финансового органа о выделении средств из бюджета;
  10. услуг в сфере обучения (образования), включая организацию проведения тестирования и экзаменов, в частности:
    • образовательных услуг в сфере начального, среднего, среднего специального, технического и профессионального, высшего и послевузовского образования;
    • услуг по дополнительному образованию, оказываемых образовательными учреждениями (организациями), а также организациями, осуществляющими переподготовку и повышение квалификации кадров;
    • услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную и воспитательную деятельность в рамках программ дошкольного образования и воспитания, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
  11. медицинских услуг (за исключением косметологических), оказываемых медицинскими учреждениями. К медицинским услугам в целях настоящего пункта, в частности, относятся:
    • услуги медицинской помощи и санитарного обслуживания;
    • услуги по диагностике, профилактике и лечению;
    • стоматологические услуги, включая зубное протезирование;
  12. ветеринарных услуг. К ветеринарным услугам в целях настоящего пункта, в частности, относятся:
    • ветеринарное обслуживание, услуги по диагностике и лечению животных;
    • защита населения от болезней, общих для животных и человека;
    • защита территории Узбекистана от заноса заразных болезней животных;
    • обеспечение ветеринарной и ветеринарно-санитарной безопасности подконтрольных государственной ветеринарной службе товаров;
  13. лекарственных средств, ветеринарных лекарственных средств, изделий медицинского и ветеринарного назначения;
  14. санаторно-курортных, оздоровительных услуг, а также услуг организаций физической культуры и спорта. В целях настоящего пункта:
    • а) к санаторно-курортным и оздоровительным услугам относятся услуги, оказываемые санаториями, лечебницами, профилакториями, курортами, пансионатами, домами и зонами отдыха, детскими лагерями отдыха и другими организациями отдыха в рамках их основной деятельности, оформленные путевками или курсовками, независимо от того, оказываются они юридическими лицами или структурными подразделениями юридических лиц;
    • б) к услугам организаций физической культуры и спорта, в частности, относятся услуги по проведению в спортивных сооружениях, школах, клубах оздоровительной направленности занятий физической культурой и спортом в учебных группах и командах по видам спорта, услуги общей физической подготовки, услуги по проведению спортивных соревнований или праздников, спортивно-зрелищных мероприятий, а также предоставление в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий;
  15. услуг по перевозке пассажиров по единым тарифам:
    • а) городским пассажирским транспортом и пассажирским автомобильным транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного);
    • б) железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;
  16. услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, оказываемых населению. К услугам по содержанию и ремонту жилищного фонда относятся услуги лифтовых хозяйств, управлений и отделов по земельным ресурсам и государственному кадастру, по эксплуатации, содержанию и ремонту жилищного фонда, оплачиваемые непосредственно населением, включая оплату этих услуг через товарищества собственников жилья;
  17. товаров (услуг), если передача товаров (оказание услуг) осуществляется безвозмездно на основании решения президента или Кабинета Министров;
  18. банковских и мерных слитков из драгоценных металлов, слитковых (инвестиционных) монет из драгоценных металлов (кроме монет, используемых для нумизматических целей, а также иностранных монет из драгоценных металлов), ювелирных изделий;
  19. товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли;
  20. услуг, оказываемых органами самоуправления граждан и уполномоченными органами, организациями при предоставлении юридическим и физическим лицам определенных прав, за которые взимаются государственная пошлина или другие платежи, взимаемые в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность оказания таких услуг установлена законодательством;
  21. земельно-кадастровых, землеустроительных, почвенных и геоботанических работ, выполняемых за счет средств бюджета;
  22. геологических услуг, оказываемых в рамках ежегодных государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы за счет средств бюджета;
  23. товаров (услуг), приобретаемых за счет займов международных финансовых институтов и международных займов правительственных организаций, если заемным соглашением предусмотрено их освобождение;
  24. услуг подразделений охраны Национальной гвардии;
  25. технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий на сетях телекоммуникаций, а также услуг по их эксплуатации и обслуживанию;
  26. товаров (услуг), передаваемых (оказываемых) в виде меценатской поддержки;
  27. финансовых услуг, предусмотренных статьей 244;
  28. услуг по страхованию жизни и других страховых услуг, предусмотренных статьей 245.


По инициативе депутатов Комилжона Эрназарова, Максуда Курбонбоева и Абдугани Умирова законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс был представлен на обсуждение парламента. В данное время законопроект утверждён нижней палатой и направлен в Сенат.

Настоящим законопроектом до 1 января 2021 года предусматривается временное освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по импорту в Республику Узбекистан сахара, в том числе, сахарного сырья, а до 1 июля 2021 года – картофеля, растительного масла, мяса, живого крупного рогатого скота и продукции, полученной в результате убоя, а также их реализации.

Целью принятия данного закона является снижение цен на сахар, мясо, растительное масло и картофель на внутреннем рынке. В соответствии с действующими законами, внедрение налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость установлено только Налоговым кодексом. По этой причине, по инициативе группы депутатов был разработан законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс» и представлен на обсуждение парламента.

Как говорил бывший премьер-министр России Виктор Черномырдин, «хотели как лучше, а получилось, как всегда». Дело в том, что в законопроекте предусмотрено предоставление льгот по НДС на импорт картошки, растительного масла, мяса, живого крупного рогатого скота и продукции, полученной в результате убоя. Кроме того, их продажа тоже может быть освобождена от НДС. Но местный производитель, импортирующий сырьё для производства растительного масла, корм для скота и семена картошки, будет облагаться налогом. Если принять закон так, как есть, то какие изменения он повлечёт? Далее представляем вашему вниманию несколько сценариев на примере производства масла.

Сценарий 1 – импортёр «сломает» производителя

Местный производитель не сможет вступить в сильную конкуренцию с импортным товаром по причине проблем с ценами и сырьём. Поскольку сырья для изготовления указанных товаров в Узбекистане не в избытке. К примеру, местные производители масла закупают семена подсолнечника в Казахстане и России. Они смогут конкурировать с импортом с преимуществом в цене примерно 500 сумов. А о качестве, упаковке и маркетинге масла и речи не идет. Если импортный товар освободят от НДС, то это не означает, что он подешевеет в Узбекистане на 15 процентов (действующая ставка НДС).

Если не будет разницы в цене 400-500 сумов и, следовательно, будет борьба, это не означает, что импортер, освобожденный от НДС, (если импорт 1 литра растительного масла в Узбекистан стоит 14 тысяч сумов, то после принятия закона, расходы уменьшатся на 2100 сумов) сразу снизит цену на 2100 сумов. Если импортёр назначит цену в 13 тысяч сумов, то он сэкономит 1100 сумов на освобождении от НДС, а также спокойно устранит местных конкурентов. Местному производителю, импортирующему сырьё из-за рубежа с НДС, отмена НДС при реализации товара пользы не принесёт. Они отдадут импортёру преимущество в 400-500 сумов. Скоро промышленность по производству масла в Узбекистане может превратиться в историю, а продовольственная безопасность страны сделает шаг в неизвестное будущее.

Сценарий 2 – цены на куриное мясо и яйца всё равно повысятся

Ни для кого не секрет, что остатки семян подсолнечника являются кормом для домашней птицы. Сейчас местные производители продают остатки импортируемого подсолнечника (шрот) местным птицефабрикам в качестве корма. При этом, даже если предприниматель не имеет никакой прибыли от шрота, он продаёт его птицефабрике так как у него нет возможности использовать его в иных целях. Поэтому, шрот, импортируемый из-за рубежа, не сможет устоять перед ценой, установленной в Узбекистане.

Но если законопроект будет одобрен в Сенате, то местные производители резко сократят импорт подсолнечника, а это вскоре отразится на ценах на яйца и куриное мясо. То есть, законопроект принят вслепую, без глубокого изучения воздействия одной отрасли промышленности на другую.

Сценарий 3 – психологический эффект

Целью принятия настоящего законопроекта является снижение цен, люди ждут, что товары значительно подешевеют. Но цифры не соответствуют ожиданиям. К примеру, импортируемое масло за 14 тысяч сумов может стать дешевле на 500-1000 сумов, то есть, НДС не является фактором, сильно влияющим на цену. Ожидания населения не оправдаются, и начнётся недовольство.

Кроме того, снизится местное производство, потребительский рынок перейдёт в руки импорта, а импортёр воспользуется дефицитом на товары, и у него появится возможность увеличить цены. В условиях высоких цен местные производители снова вступят в «игру». Но вернуть назад прежние цены уже не получится.

Сценарий 4 – все будут освобождены от НДС, и начнётся неопределённость

Представьте: производители масла освобождены от НДС на импортируемое сырьё. Возникает вопрос: освободят ли от НДС семена хлопчатника для хлопкового масла? А кластер, продающий семена? Согласно теории, следует разорвать цепочку с двух сторон, чтобы льгота на НДС дала свой эффект. Иначе в экономике снова появится чересчур много льгот, и «воспрянет духом» нечестная конкуренция.

Сценарий 5 – лоббизм и скорое изменение закона

Члены парламента знают, что законопроект даст отрицательный эффект, но принимают его. Тут возникает сомнение. Лоббисты, появившиеся среди депутатов, могут принять законопроект в интересах некоторых импортёров. После критики общественности, обратного эффекта на рынке и недовольства, в закон будет быстренько внесено изменение. Но некоторые импортёры за это время уже успеют ввезти в страну большой объём товара без уплаты НДС.

Почему повысились цены на растительное масло?

Как мы отметили, местное производство зависит от сырья, импортируемого из-за рубежа. Летом текущего года в регионах России, где выращивается подсолнечник, наблюдалась сильная засуха. Появился риск неурожая. Правительство выступило с предложением по возможности не экспортировать за границу семена подсолнечника. По урожаю этого года пока нет конкретных данных, это станет известно в конце октября. После этого, русские и казахские фермеры смогут беспрепятственно продолжать экспорт семян подсолнечника. А пока фермеры предпочитают экспортировать по высокой цене, без риска. Опасение фермеров, контроль экспорта российским правительством с тарифными и нетарифными ограничениями повлияли на деятельность предпринимателей Узбекистана. В результате, цены на рынке выросли.

Отсюда можно сделать вывод, что экономика не приемлет активного вмешательства политиков, и откликается негативом. Лучше, когда ею управляет только рынок. Прошу Сенат критически пересмотреть настоящий законопроект и отдавать приоритет только интересам народа.

Алишер Рузиохунов

Перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачева


Принят Указ Президента от 19.06.2020 г. № УП-6011 «Об отмене отдельных налоговых и таможенных льгот».

Документом вводятся два правила:

  • льготы по налогам не распространяются на социальный налог, если в актах налогового законодательства прямо не указано освобождение от него;
  • льготы по НДС по приобретаемым работам (услугам) от юрлиц-нерезидентов не распространяются на работы (услуги), предоставляемые юрлицами-нерезидентами, действующими в Узбекистане через постоянные учреждения .

Также Указом предусмотрена отмена льгот по НДС и приведение нормативно-правовых актов в соответствие с Налоговым кодексом , законами « Об инвестициях и инвестиционной деятельности » и « О специальных экономических зонах ».

В частности, с 1 октября 2020 года отменяются льготы по НДС:

а) по услугам официальных дилеров АО «Дженерал Моторс Узбекистан» по ремонту и сервисному обслуживанию автомобилей, включая стоимость запчастей, узлов, агрегатов и материалов, устанавливаемых при оказании этих услуг, а также реализации запчастей, узлов, агрегатов и материалов через их торговую сеть (см. ПП-800 от 21.02.2008 г.) ;

Для справки : освобождение от уплаты НДС не позволяло принимать сумму налога в зачет, вследствие чего она учитывалась в стоимости купленного товара, в результате на официальном дилере прерывалась «цепочка» уплаты налога, что в итоге приводило к удорожанию стоимости запчастей для конечного потребителя.

б) при импорте оборудования, материально-технических ресурсов и услуг, необходимых для проведения поисковых, разведочных и других сопутствующих работ иностранными компаниями, осуществляющими поисковые и разведочные работы на нефть и газ, а также привлекаемыми ими иностранными подрядными и субподрядными организациями (см. УП-2598 от 28.04.2000 г.) ;

в) по хлопковому, искусственному и синтетическому волокну, шерсти, сырью и иным материалам, импортируемым членами Ассоциации «Узтекстильпром» (см. УП-5285 от 14.12.2017 г.) . При этом льготы по импортной пошлине и акцизному налогу теперь будут распространяться на все предприятия текстильной промышленности;

г) по оборудованию и материалам, импортируемым предприятиями электротехнической промышленности (ПП-2772 от 13.02.2017 г.) ;

д) по оборудованию и комплектующим изделиям, импортируемым членами Ассоциации «Узчармсаноат» (см. ПП-3693 от 03.05.2018 г.) . При этом льготы по импортной пошлине и акцизному налогу теперь будут распространяться на организации, занимающиеся заготовкой, хранением и переработкой кожевенного, пушно-мехового сырья и шерсти, автоматизированным убоем скота, производством изделий из шерсти, каракуля и искусственной кожи, кожгалантерейной продукции, обуви и т.д.

В Указе также урегулированы спорные вопросы применения предприятиями, реализующими товары в Узбекистане, льгот, которые предусмотрены для предприятий-экспортеров (см. ПП-1731 от 26.03.2012 г.) .

Для справки : в соответствии с Налоговым кодексом одним из требований, подтверждающих экспорт товаров, является ГТД с отметкой таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров для их вывоза с таможенной территории республики.

Для поддержки молодых семей, застройщиков, а также членов их семей, являющихся созаемщиками по кредитам, срок действия льгот по НДФЛ в рамках ипотечного кредитования (см. УП-3878 от 18.05.2007 г. и ПП-2660 от 22.11.2016 г.) продлен до 1 января 2021 года. По заключению экспертов Азиатского банка развития освобождение от НДФЛ по ипотечному кредитованию приносит непропорционально больше выгод семьям, имеющим высокий уровень дохода.

Для справки : в соответствии с Налоговым кодексом не подлежат налогообложению суммы заработной платы и другие доходы налогоплательщика, направляемые на погашение ипотечных кредитов и начисленных на них процентов, в совокупности в размере до 15 млн сумов в течение налогового периода, при условии, что стоимость индивидуального жилого дома или квартиры в многоквартирном доме не превышает 300 млн сумов и приобретена с учетом субсидии из бюджета на компенсацию части первоначального взноса и (или) процентов по ипотечному кредиту.

Также приведены в соответствие акты, которыми предусмотрены льготы:

  • предприятиям, привлекающим прямые иностранные инвестиции;
  • участникам специальных экономических зон.

Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступает в силу 1.10.2020 г.

Читайте также: