Льгота по ндс в строительстве рб 2020

Опубликовано: 12.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 18 июня 2020 г. N 03-07-14/52584 О применении НДС организацией-застройщиком

Вопрос: ООО (далее - Общество) просит дать письменные разъяснения по изложенным ниже вопросам применения положений налогового законодательства Российской Федерации.

Общество планирует выступать Застройщиком апарт-отеля, привлекая денежные средства как физических, так и юридических лиц на основании договоров участия в долевом строительстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве" (далее - Закон N 214-ФЗ) с использованием эскроу-счетов. Строительство будет осуществляться с привлечением подрядных организаций без выполнения строительно-монтажных работ силами Застройщика.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Подпунктом 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация жилых домов, жилых помещений и долей в них.

Подпунктом 23.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации услуги Застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Законом N 214-ФЗ (за исключением услуг Застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения).

Следовательно, льгота по НДС применяется в отношении услуг Застройщика как при строительстве жилых, так и при строительстве нежилых помещений, при единовременном выполнении следующих условий:

- услуги оказываются по ДДУ, заключенному в соответствии с Законом N 214-ФЗ;

- строящиеся объекты не являются объектами производственного назначения.

Иные требования для применения льготы по НДС в отношении услуг Застройщика положениями НК РФ не установлены.

В связи с вышеизложенным, просим вас разъяснить:

1. Влияет ли введение системы эскроу-счетов, (при котором строительство фактически осуществляется не за счет денежных средств дольщиков, а за счет собственных средств и банковского финансирования) на порядок применения позиции высказанной в Письме Минфина N 03-07-10/14470 от 28.02.2020, которая отражает, что получаемые застройщиком денежные средства, от участников долевого строительства в порядке возмещения затрат застройщика на строительство объекта долевого строительства, не подлежат включению у застройщика в налоговую базу по НДС, учитывая, что строительство объекта будет осуществляться с привлечением подрядных организаций без выполнения строительно-монтажных работ силами Застройщика?

2. Порядок обложения НДС операций по передаче дольщикам (физическим лицам) от Застройщика объекта долевого строительства, учитывая, что после сдачи объекта строительства в эксплуатацию, часть приобретенных апартаментов (нежилых помещений, предназначенных по условиям ДДУ для непроизводственных целей) будут использоваться собственниками (физическими лицами) для сдачи в аренду другому юридическому лицу в целях использования в качестве номера в апарт-отеле. Допустимо ли применение льгот подпунктов 22 и 23.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ, в отношении Застройщика при передачи дольщику (физическому лицу) самого объекта строительства (апартамента), а также в отношении услуг Застройщика?

3. Порядок обложения НДС операций по передаче дольщикам (юридическим лицам) от Застройщика объекта долевого строительства, учитывая, что после сдачи объекта строительства в эксплуатацию, часть приобретенных апартаментов (нежилых помещений, предназначенных по условиям ДДУ для непроизводственных целей) будет использоваться собственниками (юридическими лицами) для сдачи в аренду другому юридическому лицу в целях использования в качестве номера в апарт-отеле. Допустимо ли применение льгот подпунктов 22 и 23.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ, в отношении Застройщика при передаче дольщику (юридическому лицу) самого объекта строительства (апартамента), а также в отношении услуг Застройщика?

4. Может ли после сдачи объекта строительства в эксплуатацию и передачи Застройщиком собственнику нежилого помещения (апартамента) по акту приёмо-передачи и оформления его (апартамента) в собственность, последующая сдача собственником в аренду апартамента Управляющей компании в качестве номера в апарт-отеле повлиять на режим налогообложения Застройщика по уплате НДС?

Ответ: В связи с письмами по вопросу о порядке применения налога на добавленную стоимость организацией-застройщиком в отношении планируемой деятельности в ситуации и при условиях, изложенных в письме, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 23.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения) освобождены от налогообложения НДС. К объектам производственного назначения в целях данного подпункта относятся объекты, предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

В связи с этим вышеуказанное освобождение от НДС применяется только в отношении услуг застройщика, оказываемых по договорам участия в долевом строительстве, заключенным в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом с использованием счетов эскроу, согласно которым объектами долевого строительства являются жилые и нежилые помещения, не предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

От НДС освобождены услуги застройщика по договорам долевого участия с использованием счетов эскроу на строительство жилых и нежилых помещений, не предназначенных для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Несмотря на то, что в конце 2019 года было принято немало поправок по НДС, в течение 2020 года законодатели вносили изменения по налогу практически каждый квартал. Вот что нового появилось.

Покупки за счет коронавирусной субсидии

В связи с коронавирусом из федерального бюджета выделялись субсидии малым предприятиям, в том числе и налогоплательщикам НДС:

  • включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • ведущим деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции (по перечню, утвержденному постановлением Правительства 3 апреля 2020 г. № 434).

Такие налогоплательщики при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет указанных субсидий, покрывающих суммы входного или таможенного НДС:

  • не лишаются права на применение НДС-вычета;
  • не должны восстанавливать суммы НДС, правомерно принятого к вычету, при получении субсидий на возмещение ранее понесенных затрат с учетом налога (или на уплату таможенного НДС).

Федеральным законом от 22 апреля 2020 г. № 121-ФЗ установлено, что с 22 апреля 2020 года получение «коронавирусной» субсидии не препятствует НДС-вычету и не требует восстановления НДС.

НДС при безвозмездной передаче имущества для борьбы с коронавирусом

Изменения по НДС при безвозмездной передаче имущества для борьбы с коронавирусом внесены с 8 июня 2020 года Федеральным законом от 8 июня 2020 г. № 172-ФЗ.

Не признаются объектами налогообложения НДС операции по передаче на безвозмездной основе имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции:

  • органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям;
  • ГУПам и МУПам (подп. 5.1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Но применить вычет входного или таможенного НДС в отношении такого имущества налогоплательщики имеют право (п. 2.3 ст. 171 НК РФ). Впоследствии, при фактической передаче имущества указанным организациям и в указанных целях, этот вычет не подлежит восстановлению (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Правила вступили в силу 8 июня 2020 г., но распространены на правоотношения с 1 января 2020 года.

Освобождение от НДС

С 1 октября 2020 года расширен перечень не облагаемых НДС операций.

Федеральным законом от 13 июля 2020 № 191-ФЗ с 1 октября 2020 года от НДС освобождены государственные и муниципальные соцуслуги, оказываемые в рамках государственного и муниципального соцзаказа (подп. 37 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Не подлежит налогообложению реализация на территории РФ государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, оказываемых как государственными учреждениями, так и негосударственными СОНКО в соответствии с соглашениями о государственном (муниципальном) социальном заказе. Исключение - соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Нулевой НДС для экспортной морской перевозки

Федеральным законом от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ с 1 октября 2020 года установлена нулевая ставка НДС в отношении перевозки товаров для экспорта морскими судами между пунктами на территории РФ в целях дальнейшего вывоза товаров из РФ.

Для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0% в налоговую инспекцию в срок не позднее 180 календарных дней с даты проставления таможенным органом на поручении на отгрузку товаров морского судна отметки «Погрузка разрешена» нужно представить пакет документов:

  1. контракт (копию контракта) на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
  2. копию поручения на отгрузку товаров на морское судно, на котором товар перевозился в место назначения за пределами территории РФ, с отметкой таможни «Погрузка разрешена» с приложением перечня морских судов, доставивших груз;
  3. копию коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт приема товаров к перевозке, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место выгрузки или перегрузки, находящееся на территории РФ;
  4. копию коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт приема товаров к дальнейшей перевозке, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами территории РФ.

Можно представить в инспекцию вместо копий реестр таких документов в электронной форме (кроме контракта).

Нулевой НДС для экспортной ледокольной проводки

Федеральным законом от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ с 1 октября 2020 года установлена нулевая ставка НДС в отношении услуг по ледокольной проводке морских судов для перевозки экспортируемых товаров.

Это услуги по ледокольной проводке морских судов в акватории Северного морского пути:

  • осуществляющих перевозку товаров, вывозимых из РФ, в том числе до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) указанных товаров на территории РФ в целях их дальнейшего вывоза из РФ;
  • следующих в пункт отправления на территории РФ для погрузки товаров в целях их дальнейшего вывоза из РФ, в том числе перевозки (транспортировки) погруженных товаров до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда на территории РФ в целях дальнейшего вывоза из РФ.

Ледокольная проводка включает в себя:

  • ледовую разведку ледоколом;
  • прокладку ледоколом каналов во льду;
  • формирование группы судов и расстановку судов для следования за ледоколом (ледоколами);
  • обеспечение плавания судна в проложенном во льду канале за ледоколом на буксире, без буксира в одиночном плавании или в составе группы судов.

Для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0% в налоговую инспекцию в срок не позднее 180 календарных дней с даты проставления таможенной отметки на поручении на отгрузку товаров нужно представить пакет документов:

  1. контракт (копию контракта) налогоплательщика на оказание указанных услуг;
  2. копию коносамента, морской накладной и (или) любого иного документа, подтверждающего факт приема товара к перевозке, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами территории РФ;
  3. копию коносамента, морской накладной и (или) любого иного документа, подтверждающего факт приема товаров к перевозке, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место выгрузки или перегрузки, находящееся на территории РФ (в случае дальнейшего вывоза товаров из РФ);
  4. копию поручения на отгрузку товаров на морское судно, на котором товар перевозился в место назначения, находящееся за пределами территории РФ, с таможенной отметкой «Погрузка разрешена», с приложением перечня морских судов, доставивших груз.

Налоговая база по НДС определяется ледокольными проводчиками согласно общим правилам, предусмотренным п. 9 ст. 167 НК РФ.

Нулевой НДС для резидентов Арктической зоны

Федеральным законом от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ с 1 октября 2020 года установлена нулевая ставка НДС для резидентов Арктической зоны. Эта льгота принята параллельно с установлением господдержки предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ на основании Федерального закона от 13 июля 2020 г. № 193-ФЗ.

Нулевую ставку НДС можно применять при реализации товаров резидентам Арктической зоны РФ. Подтвердить обоснованность ее применения в налоговой инспекции нужно, представив документы:

  • контракт (копия контракта), заключенного с резидентом Арктической зоны РФ;
  • копию свидетельства о регистрации лица в качестве резидента Арктической зоны РФ, выданного управляющей компанией, определенной Правительством.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Данякина Е. И.

налоговый консультант, президент территориального представительства ИПБР

Расскажем, что изменилось по налогу на добавленную стоимость

Самые масштабные изменения в Налоговый кодекс внес Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ. Они коснулись большинства налогов и сборов. О самых важных из них мы рассказали в статье «11 важных изменений по налогам с 2020 года».

Теперь подробнее остановимся на изменениях по налогу на добавленную стоимость.

1. Новые льготируемые операции по НДС

С 1 января 2020 года появились новые льготируемые операции, которые связаны с импортом и реализацией гражданских воздушных судов и связанных с ними товаров. Когда вы импортируете такое имущество, то НДС платить не нужно (ст. 150 НК РФ).

Реализация гражданских воздушных судов и связанных с ними товаров облагается НДС по ставке 0% (пп. 15-17 п. 1 ст. 164 НК РФ). Для подтверждения ставки 0% нужно представить в налоговые органы документы, которые предусмотрены пп. 15.1-15.3 ст. 165 НК РФ.

2. Новые операции по ставке НДС 0%

Введены новые операции по ставке 0% (пп. 3.1, 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). С 1 января 2020 года на транзитные перевозки порожних контейнеров и вагонов установлена нулевая ставка. Сохранен стандартный пакет документов, подтверждающих правомерность применения ставки НДС 0%, налоговых вычетов по соответствующим операциям и срок их предоставления в налоговый орган.

3. Восстановление НДС при реорганизации

Не признается объектом налогообложения передача правопреемнику имущества и имущественных прав реорганизуемой организации. Поэтому начислять НДС и восстанавливать ранее принятый к вычету НДС по таким объектам не нужно. Это общее правило.

Правопреемник должен восстановить НДС, если (ст. 170 НК РФ):

  • применяет специальный налоговый режим (переходит на него после реорганизации);
  • использует товары (работы, услуги), ОС, НМА, имущественные права, приобретенные реорганизуемой организацией, для не облагаемых НДС операций;
  • принимает к учету товары, по которым реорганизуемая организация заявила вычет по авансу;
  • изменяет стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) реорганизуемой организации в сторону уменьшения.

Если организация применяет общую систему налогообложения, а потом переходит к упрощенной системе налогообложения, то она должна восстанавливать налог на добавленную стоимость.

В случае реорганизации ранее считалось иначе: право на вычеты использовала прежняя организация, а реорганизованная — это уже новая организация, у которой нет обязанности восстанавливать НДС по имуществу правопредшественника. На этом была основана схема: если вы хотели перейти на УСН и не восстанавливать НДС, то можно было это сделать через реорганизацию.

С 1 января 2020 года применять такую схему не получится — правопреемник должен восстановить НДС. Для этого правопреемнику нужно получить у правопредшественника все документы на передаваемое имущество, включая счета-фактуры. Если вдруг счета-фактуры не передавались, НДС, подлежащий восстановлению, будет исчисляться исходя из балансовой стоимости имущества.

4. Восстановление НДС при переходе на ЕНВД

С 1 января 2020 года изменился порядок восстановления НДС, если компания по некоторым видам деятельности переходит на ЕНВД, оставаясь при этом на ОСНО:

  • в таких случаях нужно восстановить суммы НДС, принятые к вычету, по товарам (работам, услугам, ОС, НМА), если их будут использовать в деятельности, по которой применяется ЕНВД;
  • не нужно восстанавливать НДС в отношении товаров (работ, услуг, ОС, НМА), которые после перехода на уплату ЕНВД будут продолжать использоваться в рамках деятельности, облагаемой в рамках ОСНО (пп. 2, 3 ст. 170 НК РФ).

Важный момент — нужно вести раздельный учет доходов, расходов, сумм «входного» НДС в разрезе видов деятельности, подпадающих под ЕНВД или осуществляемых в рамках общей системы налогообложения.

Если же товары (работы, услуги, ОС, НМА) используются как в деятельности, облагаемой по вмененному доходу, так и в деятельности, облагаемой НДС, то суммы входного НДС:

  • принимают к вычету либо учитывают в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) в пропорции, которая определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются НДС (единым налогом на вмененный доход), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

5. Вычет НДС при создании нематериальных активов (НМА)

С 1 января 2020 года пункт 1 ст. 172 НК РФ дополнили новой нормой.

Если организация создает НМА собственными силами и для этого приобретает товары, работы, услуги, то входной НДС по ним можно принять к вычету, не дожидаясь завершения работ и отражения созданного объекта в составе НМА на счете 04. Достаточно принять к учету эти товары, работы, услуги.

6. НДС у плательщиков единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН)

Плательщики ЕСХН уплачивают НДС, но для них есть льготы: при выручке ниже лимита выручки они могут получить освобождение от уплаты НДС (пп. 1, 5 ст. 145 НК РФ).

Обратите внимание, в 2020 году лимит выручки для плательщиков ЕСХН, позволяющий применять освобождение от уплаты НДС, составляет 80 млн рублей (в 2019 году он был 90 млн рублей). На этот лимит должны ориентироваться те налогоплательщики, которые намерены реализовать право на освобождение от уплаты НДС с 1 января 2021 года.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в строительстве
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

При передаче дольщику объекта долевого строительства (за исключением объектов производственного назначения) услуги застройщика не подлежат налогообложению НДС (подп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Не будем вдаваться в подробный комментарий всех противоречий как этого пункта, так и Закона № 214-ФЗ (особенно с учетом внесенных в него в последнее время изменений).

Зададим только один наивный вопрос: — А так ли уж выгодно для застройщика многоквартирного жилого дома применение упомянутой льготы?

Закон № 214-ФЗ установил довольно высокие требования к застройщикам многоквартирных жилых домов. И влиться в их ряды какой-нибудь фирме, заработавшей на торговле обувью или оргтехникой приличные (по их понятиям) деньги и решившей их приумножить возведением пары многоэтажек, навряд ли выйдет. Войти на этот рынок непросто, а выйти, если вход был удачным, нет смысла.

И упомянутый застройщик имеет право отказаться от льготы (п. 5 ст. 149 НК РФ), подав заявление в налоговую инспекцию по месту своего учета не позднее 1-го числа того квартала, в котором он думает начать работу без ее применения. При этом передавать квартиры дольщикам, начисляя НДС от установленной договором стоимости квартиры, он будет должен, как минимум, год.

Что в этом случае будет?

Сколько это займет времени — месяц, полгода, или больше, сказать трудно. Однако все это время он будет нести определенные затраты.

Согласно сложившейся схеме (которая идет поперек и здравого смысла, и действующей редакции Закона № 214-ФЗ, и множеству других законодательных и нормативно-правовых актов) затраты самого застройщика подлежат отражению на балансовом счете 20 (хотя иногда предлагают и счет 26). А затраты, принятые им от остальных участников процесса строительства (генерального подрядчика, технического заказчика и др.) — на балансовом счете 08.*

*Вот уже 15 с лишним лет никак не могу получить внятного ответа на вопрос: — Ну почему затраты на возведение оборотного актива (многоквартирного жилого дома, в котором все помещения изначально предназначаются для передачи другим лицам) необходимо отражать на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы»?

Для получения разрешения на строительство необходимо иметь результаты инженерных изысканий выделенного под застройку земельного участка, проектную документацию и другие документы, предусмотренные ст. 51 ГСК РФ.

Проведение инженерных изысканий, равно как и разработку проектной документации, застройщик должен будет заказать в специализированных организациях, имеющих право на их осуществление.

Получение результата работ (изыскательской и проектной документации)) он должен будет отразить записями:

  • Дебет счета 08 Кредит счета 60 — получены результаты проектно-изыскательских работ;
  • Дебет счета 19 Кредит счета 60 — НДС, предъявленный изыскателем (проектировщиком).
Если застройщик не отказался от льготы по НДС, то сумму предъявленного ему налога он должен включить в затраты (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

При отказе от льготы сумма предъявленного налога может быть принята к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ). При этом (п. 1.1 ст. 172 НК РФ) предъявленный налог можно принять к вычету как непосредственно в периоде (квартале) приема результата работ от изыскателя (проектировщика), так и в течение последующих трех лет. Кроме того, застройщик имеет право на частичное принятие к вычету предъявленного ему налога (Письмо Минфина России от 04.09.2018 № 03-07-11/63070).

Если застройщик уже привлекает денежные средства дольщиков с условием их размещения на счетах эскроу (ст. 15.4 Закона № 214-ФЗ), то все финансирование строительства производится за счет его собственных оборотных средств, и банковских кредитах.

Поэтому нельзя называть деньги дольщиков, поступающие на специальные счета в уполномоченный банк (или банки), а не застройщику, целевым финансированием, равно как и считать их предварительной оплатой, никак нельзя. Таким образом, в период возведения дома у застройщика не возникает обязанности в начислении НДС. Есть только право в принятии предъявленного ему налога к вычету, воспользоваться которым он может и позже.

Тут нужно обратить внимание, что данное разрешение никоим образом не означает, что застройщик выполнил свои обязательства перед дольщиками и должен каким-то образом определить полученный доход. Получение его лишь свидетельствует о том, что возведение строительство дома закончено, и все работы предусмотренные разрешением на строительство и проектной документацией, выполнены (п. 1 ст. 55 ГСК РФ).

И передача квартир дольщикам может начаться только после получения данного разрешения (п. 1 ст. 4 Закона № 214-ФЗ).

И вот здесь уже, на дату подписания приемопередаточного акта с дольщиком, застройщик будет обязан начислить НДС, указанный в конкретном договоре участия в долевом строительстве. Также он имеет право принять к вычету в данном квартале ту сумму налога на добавленную стоимость, которую посчитает необходимой.

Совершенно ясно, что сумма налога, начисленного при передаче квартир дольщикам, а также при продаже квартир, на которые ДУДС в период строительства заключить не удалось, будет существенно выше, чем сумма накопленного на 19 счете.

Но, вероятнее всего, еще не закончив с одним домом (или проектом), застройщик уже приступит к работам по возведению следующего дома (или проекта). А это опять новые затраты и новый предъявленный НДС.

Таким образом, отказавшись от сомнительной льготы по освобождению от НДС услуг застройщика*, можно, при грамотно выстроенной схеме работы, платить в бюджет относительно небольшую сумму налога на добавленную стоимость, равно как и уменьшить сумму налога на прибыль.

Автор, естественно, не призывает всех застройщиков прямо сегодня бежать в налоговую и подавать заявление об отказе от льготы. Но вот подумать, посчитать и, возможно, прийти к выводу, что такой вариант будет выгодным.


Министерство по налогам и сборам распространило комментарий к Указу от 31 декабря 2019 года № 503 » О налогообложении».

Как отмечено в комментарии, в условиях отсутствия изменений, вносимых в Налоговый кодекс Республики Беларусь в текущем году, Указом от 31 декабря 2019 г. № 503 «О налогообложении» проиндексированы ставки налогов, установленные в белорусских рублях, размеры доходов и налоговых вычетов, применяемых в целях исчисления подоходного налога с физических лиц , критерии применения упрощенной системы налогообложения (УСН), а также установлены отдельные налоговые льготы и преференции, ставки налогов.

Согласно пункту 16 Указа положения пунктов 1–10 данного документа вступают в силу с 1 января 2020 г.

По пункту 1 Указа

С учетом того, что в соответствии с пунктом 1 Указа ставки акцизов на подакцизные товары на 2020 г. установлены согласно приложению 1 к Указу, при отгрузке (передаче) подакцизных товаров с 1 января 2020 г. должны применяться вновь установленные ставки акцизов.

Справочно. Согласно пункту 4 статьи 160 НК нулевые либо иные ставки акцизов, исключения из перечня подакцизных товаров применяются по подакцизным товарам, отгруженным (переданным), со дня установления этих нулевых либо иных ставок акцизов, исключений.

При изменении порядка исчисления акцизов, в том числе ставок акцизов, включении товаров в перечень подакцизных товаров новый порядок исчисления применяется по подакцизным товарам, отгруженным (переданным) с момента изменения порядка исчисления акцизов, включения товаров в перечень подакцизных товаров.

Также по 31 декабря 2020 г. Указом установлены ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения и средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь (приложение 2 и 3 соответственно).

Справочно. На 2019 г. вышеуказанные ставки были установлены приложениями 3 и 4 к НК.

Кроме того, установлены новые ставки по экологическому налогу (приложения 4–6) и налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов (приложения 7, 8).

Специфическая ставка налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении калийных солей установлена Указом в размере 5,3 бел. руб. за добычу (изъятие) 1 т калийных солей (в пересчете на оксид калия) (подп. 9.4 п. 9 Указа).

С 1 января 2020 г. проиндексированы (увеличены) размеры доходов, в пределах которых освобождаются от подоходного налога:

  • стоимость путевок, приобретенных для детей в возрасте до восемнадцати лет, указанных в пункте 14 статьи 208 НК, с 833 бел. руб. до 888 бел. руб. на каждого ребенка от каждого источника в течение календарного года;
  • доходы, полученные в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, указанные в пункте 22 статьи 208 НК, с 6 569 бел. руб. до 7 003 бел. руб. в сумме от всех источников в течение календарного года;
  • доходы, указанные в пункте 23 статьи 208 НК, получаемые от:

организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в том числе пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей, с 1 984 бел. руб. до 2 115 бел. руб. от каждого источника в течение календарного года;

иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с 131 бел. руб. до 140 бел. руб. от каждого источника в течение календарного года;

  • доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, указанные в пункте 24 статьи 208 НК, с 3 398 бел. руб. до 3 622 бел. руб. от каждого источника в течение календарного года;
  • безвозмездная (спонсорская) помощь, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, указанные в пункте 29 статьи 208 НК, с 13 128 бел. руб. до 13 994 бел. руб. в сумме от всех источников в течение календарного года;
  • доходы, получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, указанные в пункте 38 статьи 208 НК, с 397 бел. руб. до 423 бел. руб. от каждой профсоюзной организации в течение календарного года.

С 1 января 2020 г. проиндексированы (увеличены) размеры стандартных налоговых вычетов:

  • стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 209 НК, увеличен с 110 бел. руб. до 117 бел. руб. в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 709 бел. руб. в месяц;
  • стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 209 НК:

на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца увеличен с 32 бел. руб. до 34 бел. руб. в месяц;

предоставляемый вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю увеличен с 61 бел. руб. до 65 бел. руб. в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца;

предоставляемый родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, увеличен с 61 бел. руб. до 65 бел. руб. на каждого ребенка в месяц;

  • стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 209 НК и предоставляемый отдельным категориям граждан, перечисленным в данном подпункте, увеличен с 155 бел. руб. до 165 бел. руб. в месяц.

По пункту 2 Указа

С 1 января 2020 г. увеличен с 1 994 бел. руб. до 2 126 бел. руб. размер дохода, не превышение которого за календарный квартал является условием применения в 2020 г. стандартного налогового вычета, установленного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 209 НК, индивидуальными предпринимателями, нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально.

По пункту 4 Указа

Подпункт 4.1.

– освобождение от подоходного налога единовременной выплаты на оздоровление, осуществляемой работникам бюджетных организаций один раз в календарном году, как правило, при уходе в трудовой отпуск;

– освобождение от подоходного налога доходов в виде денежной компенсации расходов по найму жилых помещений, полученных работниками органов принудительного исполнения, направленными в порядке перевода в другую местность, а также молодыми специалистами, направленными на работу в орган принудительного исполнения не по месту жительства, в течение срока обязательной работы по распределению;

– продление льготы по подоходному налогу в отношении доходов, полученных физическими лицами по заключенным с субъектами рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов (юридическими лицами, зарегистрированными в Республике Беларусь и включенными Национальным банком Республики Беларусь в реестр форекс-компаний) соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.

Подпункт 4.2.

С 2020 г. Указом установлена ставка налога на прибыль при налогообложении прибыли, полученной форекс–компанией, Национальным форекс–центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в размере 25 %.

Справочно. До 1 марта 2019 г. для форекс-компаний, Национального форекс-центра (ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа») в отношении прибыли от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами действовала льготная ставка 9 %.

С 1 марта 2019 г. до 1 января 2020 г. данная категория плательщиков исчисляла налог на прибыль по деятельности на внебиржевом рынке Форекс по общеустановленной ставке 18 %.

Подпункт 4.3.

С 2020 г. Указом предусмотрено установление для иностранной организации, осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, предельного срока перечисления в бюджет подоходного налога с доходов физических лиц, полученных от такой иностранной организации за весь период с начала осуществления ею деятельности на территории Республики Беларусь, приведшей с учетом положений международного договора к возникновению постоянного представительства в Республике Беларусь. С доходов, полученных по окончании такого периода, подоходный налог иностранной организацией перечисляется в бюджет в общеустановленном порядке .

Подпункт 4.4.

Указом предусмотрено право физического лица произвести возврат излишне удержанного у него налоговым агентом подоходного налога через налоговый орган по месту постановки на учет этого налогового агента в случае, если общей суммы подоходного налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет в счет предстоящих платежей, недостаточно для осуществления такого возврата в течение трех месяцев со дня обнаружения факта излишнего удержания подоходного налога.

По пункту 5 Указа

В силу норм Указа снижен критерий применения налоговых преференций организациями, использующими труд инвалидов, по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС), налогу на прибыль и налогу на недвижимость.

Так, с 1 января 2020 г. такие плательщики могут применить льготы по указанным налогам при условии, что численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 30 % численности работников в среднем за этот же период.

Справочно. До 1 января 2020 г. соответствующий критерий был установлен в размере не менее 50 % численности работников.

По пункту 6 Указа

В целях упрощения налогового администрирования и сокращения трудозатрат Указом предусмотрено, что затраты на оплату стоимости израсходованного топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования включаются в состав нормируемых затрат при исчислении налога на прибыль в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.

Также с 1 января 2020 г. единовременная выплата (пособие) на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций в соответствии с законодательством, оплата труда которых производится за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности, включается в состав затрат по производству и реализации при исчислении налога на прибыль.

По пункту 7 Указа

Указом продлено действие льгот для научных организаций и научно–технологических парков, установленных нормами НК.

В частности, освобождаются от налога на недвижимость в соответствии с подпунктом 7.1 пункта 7 Указа у плательщиков-организаций:

  • капитальные строения (здания, сооружения), их части научных организаций и научно-технологических парков;
  • капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные этими плательщиками-организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам.

Также в соответствии с подпунктом 7.2 пункта 7 Указа освобождены от земельного налога у плательщиков-организаций земельные участки научных организаций и научно-технологических парков, а также земельные участки (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные этими плательщиками-организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам.

При этом следует отметить, что в Указе период пользования указанными льготами не ограничен.

По пункту 8 Указа

Указом предусматривается определение налоговой базы земельного налога (кадастровой стоимости) в белорусских рублях с ее индексацией по отдельным зонам на прогнозный уровень инфляции.

Так, согласно Указу налоговая база земельного налога на 1 января 2020 г. для исчисления и уплаты земельного налога за 2020 г. определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке:

  • для жилой многоквартирной, жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон — в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением сложившегося индекса роста потребительских цен за 2018 г. и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2019 и 2020 годы;
  • для общественно-деловой и производственной зон — в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением прогнозного индекса роста потребительских цен на 2020 г.

По пункту 9 Указа

Подпункт 9.1.

Согласно Указу в 2020 г. для земельных участков, в качестве налоговой базы земельного налога по которым установлена площадь, проиндексированы пороговые значения кадастровой стоимости на прогнозный уровень инфляции по сравнению с пороговыми значениями, установленными НК на 2019 г.

Так, в 2020 г. площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы земельного налога для земельных участков:

  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 8 159 бел. руб. за 1 га;
  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 5 439 бел. руб. за 1 га;
  • общественно-деловой зоны, за исключением указанных в абзацах втором и третьем подпункта 9.1 пункта 9 Указа, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 29 666 бел. руб. за 1 га;
  • производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 14 832 бел. руб. за 1 га;
  • рекреационной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 16 316 бел. руб. за 1 га;
  • жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 43 512 бел. руб. за 1 га;
  • жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 21 756 бел. руб. за 1 га.

Подпункт 9.2.

Проиндексированы на прогнозный уровень инфляции и установлены ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков, за исключением земель и земельных участков, указанных в пунктах 2–5 статьи 241 НК, а именно:

  • для общественно-деловой, производственной и рекреационной зон — в размере 163,16 бел. руб. за 1 га;
  • для жилой многоквартирной зоны — в размере 10,88 бел. руб. за 1 га;
  • для жилой усадебной зоны — в размере 21,76 бел. руб. за 1 га.

Подпункт 9.5.

С 1 января 2020 г. устанавливается новая налоговая льгота по акцизам.

Так, дизельное топливо, реализуемое (передаваемое) организациям, входящим в состав ПО «Белоруснефть», в количестве и на условиях, установленных подпунктом 9.5 пункта 9 Указа, освобождается от акцизов.

С учетом положений пункта 4 статьи 160 НК указанное освобождение от акцизов применяется в отношении дизельного топлива, отгруженного (переданного) с 1 января 2020 г.

Данным подпунктом установлен порядок взимания акцизов при нецелевом использовании приобретенного (полученного) дизельного топлива.

Подпункт 9.6.

Указом проиндексирован на прогнозный показатель инфляции критерий для признания в 2020 г. индивидуальных предпринимателей плательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (с 420 000 бел. руб. до 441 000 бел. руб.).

По пункту 10 Указа.

С 1 января 2020 г. увеличены предельные пороги валовой выручки для УСН.

Так, в 2020 г. предельная величина валовой выручки составляет для:

  • применения организациями УСН с уплатой НДС — не более 2 046 668 бел. руб. (тогда как в 2019 г. она не должна была превышать 1 949 208 бел. руб.);
  • применения организациями УСН без уплаты НДС — не более 1 404 286 бел. руб. (в 2019 г. этот показатель составлял 1 337 415 бел. руб.);
  • применения индивидуальными предпринимателями УСН с уплатой НДС либо без уплаты такого налога — не более 441 000 бел. руб. (вместо 420 000 бел. руб., установленных в 2019 г.);
  • ведения организациями учета в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, — не более 774 900 бел. руб. (против 738 000 бел. руб. в 2019 г.).

При этом для целей перехода на УСН с 1 января 2021 г. размер валовой выручки за первые 9 месяцев 2020 г. установлен для организаций — 1 538 843 бел. руб.; индивидуальных предпринимателей — 330 750 бел. руб.

По пункту 12 Указа.

В целях упорядочения порядка налогообложения случаев безвозмездной передачи имущества (работ, услуг) Республике Беларусь предусмотрено, что для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг) Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц, переданных и принятых в соответствии с законодательством.

Такими законодательными актами являются:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» — до 15 ноября 2019 г.;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 169 «О распоряжении государственным имуществом» — с 15 ноября 2019 г.

Таким образом, при соблюдении положений вышеназванных указов, предусматривающих передачу и (или) получение государственного имущества, в том числе при передаче в государственную собственность машин, оборудования, транспортных средств и иного движимого имущества, не относящегося к основным средствам у передающей стороны, плательщики вправе будут воспользоваться преференцией, установленной пунктом 12 Указа, соответственно такая безвозмездная передача не будет признаваться объектом налогообложения НДС.

Согласно пункту 16 Указа вышеуказанные нормы распространяют свое действие на отношения, возникшие с 15 мая 2019 г.

По пункту 13 Указа.

Указом предусмотрено внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 2008 г. № 280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)», в соответствии с которыми с 1 января 2019 г. организациям-страхователям предоставлено право включать в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, в том числе страховые взносы по добровольному страхованию имущества юридического лица, сданного в аренду (переданного в финансовую аренду (лизинг)), а также товаров, предназначенных для реализации.

Согласно пункту 16 Указа вышеуказанные нормы распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 г.

Читайте также: