Контрагент просит предоставить декларацию по ндс

Опубликовано: 24.04.2024

ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

В частности, в итоговом докладе ФНС России о деятельности службы за 2019 год отмечается, что существенно возросла роль аналитической работы, позволившей получить в 2019 году дополнительные 131 миллиард рублей, уплаченные налогоплательщиками добровольно.

При этом, главным образом, такой результат достигается посредством работы с налогоплательщиками в рамках комиссий по легализации налоговой базы по НДС, направленной на понуждение налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств. Рассмотрим, что делать, если Вы получили «приглашение» на такую комиссию.

Как построена работа комиссий по легализации налоговой базы

Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.

По результатам проведения комиссии налоговый орган составляет протокол, где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это десять календарных дней с момента заседания комиссии).

Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.

Зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

Между тем чаще всего компании вызывают в налоговые органы на рассматриваемую комиссию с целью добровольного уточнения своих налоговых обязательств по НДС за тот или иной налоговый период. Это связано с тем, что инспекторы через информационную программу «АСК НДС-2» в цепочке контрагентов налогоплательщика (часто вплоть до седьмого звена цепочки) находят проблемные организации, которые не уплатили НДС (так называемые «разрывы по НДС»).

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Поэтому в случае, когда у налоговых органов есть информация о невозможности выполнения сделки контрагентами налогоплательщика из-за отсутствия у них соответствующих ресурсов (работников, техники, склада и т.п.), инспекторы пытаются доказать несоблюдение налогоплательщиком норм ст. 54.1 НК РФ и «снять» расходы и вычеты по неблагонадежным контрагентам.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

Что делать, если вызвали на комиссию

Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель подоверенности (например, юрист).

Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.

Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

Во-вторых, нужно внимательно выслушать мнение инспекторов, и уточнить чем вызван интерес к вашей компании, какие доказательства «недобросовестности» вашей компании и «проблемности» вашего контрагента первого и последующих звеньев есть у налогового органа. Лишь после этого следует пояснять проверяющим содержание и аспекты тех или иных операций с проблемными контрагентами. Причем не следует на комиссии обещать проверяющим, что вы готовы подать уточненные налоговые декларации и доплатить НДС, правильнее — сообщить им, что вы их услышали и готовы в ближайшее время подумать, в том числе обсудить ситуацию с собственниками бизнеса и др.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Как оценить налоговые риски

Итак, допустим, что ваша компания получила уведомление о вызове на комиссию по НДС, на которой инспекторы сообщили, что один из ваших контрагентов / ряд контрагентов первого звена обладают признаками фирм-однодневок либо по данным «АСК-НДС-2» ваши контрагенты второго или третьего звена не уплатили НДС в бюджет. По результатам состоявшейся комиссии инспекторы под угрозой назначения выездной налоговой проверки настоятельно требует от вас представить уточненные декларации по НДС и доплатить налог в бюджет в кратчайшие сроки. Как поступить в такой ситуации?

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

Общество получило уведомление о вызове руководителя в налоговый орган, в котором было указано — для дачи пояснений по вопросу ведения финансово-хозяйственной деятельности с ООО «Ромашка» за 4 квартал 2019 года.

В ходе комиссии инспекторами были озвучены претензии к заявленным вычетам по НДС по операциям с ООО «Ромашка». По мнению налогового органа, данная организация является «сомнительным» контрагентом по ряду признаков (отсутствие по адресу местонахождения, неявка генерального директора ООО «Ромашка» на допрос, минимальные платежи в бюджет и т.п.). В итоге инспекторы настойчиво под угрозой проведения выездной налоговой проверки предложили руководителю Общества исключить вычеты НДС по операциям с ООО «Ромашка», представив уточненную налоговую декларацию за 4 кв. 2019 и доплатив в бюджет НДС в сумме 2,5 млн. руб.

Вместе с тем руководство Общества до визита в инспекцию на комиссию обратилось за консультацией к налоговым юристам компании «Правовест Аудит». Юристы выяснили, что налогоплательщик приобретал у ООО «Ромашка» строительные материалы (причем их перевозку в адрес Общества осуществляло третье лицо).

В этой связи юристами был подготовлен запрос в адрес указанной организации-перевозчика, которая письменно подтвердила, что в конце 2019 года перевозила строительные материалы, полученные от ООО «Ромашка» на его складе и предоставила соответствующие транспортные накладные.

Кроме того, Обществом была систематизирована деловая переписка с ООО «Ромашка», из которой следовало, что до заключения договора с указанной организаций были получены от контрагента сведения о налоговой и бухгалтерской отчетности ООО «Ромашка» за 2018-2019 гг., а также информация о наличии у ООО «Ромашка» трудовых и материальных ресурсов, соответствующем опыте по поставкам строительных материалов и т.п.

В частности, были получены копии штатного расписания ООО «Ромашка», а также информация о том, что материалы будут доставляться силами организации-перевозчика, рекомендательные письма в отношении ООО «Ромашка» от крупных строительных холдингов.

На комиссии в налоговом органе юристами были изложены все вышеуказанные обстоятельства и представлены документы, подтверждающие статус ООО «Ромашка» как реального участника предпринимательской деятельности в области поставок строительных материалов, так и реальность самих операций Общества по приобретению материалов у ООО «Ромашка».

Также по итогам комиссии Обществом было направлено в инспекцию письмо вместе с вышеупомянутыми доказательствами с указанием на то, что оснований для уточнения обязательств по НДС по операциям с ООО «Ромашка» Общество не усматривает.

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

Ксения Корчагина, юрист

10 лет назад мы всем офисом лежали на полу лицом вниз. Над нами ходили сотрудники ОБЭП в черных масках. Налоговая проверяла холдинг на применение «обнальных» схем. Потом были выемки, миллионные штрафы и суды. Что-то мы отбили, что-то пришлось заплатить.

С тех пор мы у всех партнеров запрашиваем устав, отчетность, паспорт директора. Шеф называет этот список «анализами троюродной бабушки». Со временем список «анализов» стал длиннее, но появились способы экономить время на проверке контрагентов.

В статье узнаете

  • За что наказывают и как штрафуют в 2020
  • Как защитить налогооблагаемую базу и вычет, собрав досье на контрагента
  • 15 бесплатных сервисов для проверки контрагента
  • Все о компаниях в 1 окне
  • Как убедили суд признать 14,5 млн
  • Алгоритм проверки контрагента

За что наказывают и как штрафуют

Многие до сих пор считают, что если договор был реальным, оплата произведена, товар поставлен, то сделку можно учесть при налогообложении. Но это не всегда так.

Когда вы получаете вычет по НДС, учитываете расходы по налогу на прибыль, обращаетесь за зачетом или возвратом налогов, у вас возникает налоговая выгода.

Если инспекция посчитает налоговую выгоду необоснованной, то не признает расходы, право на пониженную ставку или льготу, откажет в вычете, не возместит НДС. Плюс оштрафует на 20%. Или на 40%, если усмотрит умысел на неуплату налога.

Инспектору может не понравиться, когда у перевозчика нет собственного автотранспорта, а у подрядчика членства в строительной СРО.



Чтобы этого избежать, проверяйте сделки и контрагентов так же, как это делает налоговый инспектор.

Что ищут и как оценивают

Налоговый орган оценивает хозяйственные операции по ст.54.1 НК РФ, учитывает рекомендации по применению статьи из письма ФНС ЕД-4-9/22123@ от 31.10.17 и критерии оценки рисков из п.12 Приказа ФНС от 30.05.07 №ММ-3-06/333@. А суды по-прежнему ссылаются на Постановление Пленума ВАС РФ 53 от 12.10.06, который впервые ввел термин «должная осмотрительность».

Как защитить налогооблагаемую базу и вычет

В вычете, конечно, не откажут только за адрес массовой регистрации. Налоговая оценивает в совокупности: реальность фирмы и сделки, способность партнера исполнить сделку и заплатить по ней налоги.

Чтобы избежать налоговых претензий, оценивайте контрагентов по критериям ненадежности, которые использует налоговый орган (смотри таблицу выше). А на случай судебного спора собирайте доказательства добросовестности партнера и наличия у него ресурсов для исполнения сделки. Это и называют «проявлять должную осмотрительность» при выборе партнера.


Проверка контрагентов

Досье на контрагента

Чтобы оспорить в суде налоговые претензии и доначисления, потребуется документально подтвердить:

Для заключения Договора просим Вас прислать нам заверенные копии следующих документов:

  • выписку из ЕГРЮЛ, давностью не больше 30 дней;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет (Свидетельство ИНН);
  • свидетельство о регистрации ЮЛ/ИП или листа записи о внесении сведений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП (Свидетельство ОГРН);
  • действующую редакцию Устава, листы 1,2, лист с полномочиями директора, участников, иных органов управления и последний лист с отметкой ФНС;
  • решение (протокол) об избрании руководителя;
  • Приказ о назначении руководителя с образцом его подписи;
  • паспорт руководителя, страницы с фото и пропиской;
  • свидетельство о праве собственности или договор аренды помещения, в котором фактически находится ваша организация;
  • штатное расписание или справку со списком привлекаемых субподрядчиков;
  • справку о наличии у вас материально-технических ресурсов для исполнения договора, самоходных машин, грузо-подъемных механизмов, автотранспорта, производственные площадей и оборудования;
  • свидетельство или выписка о членстве в СРО, лицензия, если для выполнения работ необходимо специальное разрешение;
  • бухгалтерский баланс и отчет о финрезультатах за последний отчетный период;
  • декларация НДС за последний отчетный период (для поставщиков);
  • протокол об одобрении сделки, если это необходимо по уставу или закону.

15 бесплатных сервисов для проверки контрагента

Чтобы снизить налоговые риски, оценивайте будущего партнера «глазами» налогового инспектора по реестрам госорганов. Убедитесь, что партнер действующий, нет признаков «однодневки», способен исполнить сделку и заплатить налоги.

  • Сервис ФНС прозрачный бизнес https://pb.nalog.ru/index.html
  • Единый госреестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей https://egrul.nalog.ru
  • Реестр адресов, указанных при госрегистрации в качестве места нахождения несколькими ЮЛ https://service.nalog.ru/addrfind.do
  • Реестр дисквалифицированных лиц https://service.nalog.ru/disqualified.do
  • Реестр ЮЛ, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица https://service.nalog.ru/disfind.do
  • Реестр сведений о ФЛ, являющихся руководителями или учредителями нескольких ЮЛ https://service.nalog.ru/mru.do
  • Реестр сведений о ЮЛ с задолженностью по уплате налогов или без отчетности более года https://service.nalog.ru/zd.do
  • Сведения о приостановке операций по счетам https://service.nalog.ru/bi.do
  • Сведения о ЮЛ и ИП, в отношении которых представлены документы о госрегистрации https://service.nalog.ru/uwsfind.do
  • Официальные публикации о реорганизации, банкротстве, отмене доверенности https://www.vestnik-gosreg.ru
  • Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке https://service.nalog.ru/svl.do
  • Реестр недействительных российских паспортов http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000
  • Ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности https://bo.nalog.ru
  • Банк данных исполнительных производств https://fssp.gov.ru/iss/IP
  • Картотека арбитражных дел https://kad.arbitr.ru

Все о компаниях в 1 окне

Всю основную информацию из вышеперечисленных реестров, плюс еще 50 источников смотрите в одном сервисе СБИС «Все о компаниях».

На 1 странице СБИС покажет:

  • финансовое состояние партнера по данным бухотчетности за несколько лет;
  • оборудование и автомобили в лизинге, залоге по реестру нотариальной палаты;
  • связь владельцев партнера с «подозрительными» фирмами по данным ЕГРЮЛ;
  • членство в строительных СРО;
  • лицензию партнера на пассажирские перевозки или продажу алкоголя;
  • выполнял ли партнер раньше такие объемные заказы по данным 200 электронных торговых площадок;
  • что нарушал по данным проверок Роспотребнадзора, Трудовой инспекции, ФСБ, Прокуратуры;
  • претензии налоговой и подрядчиков к партнеру, заявленные в арбитражные суды;
  • долги партнера перед налоговой, заказчиками по данным судебных приставов;
  • числится ли партнер недобросовестным поставщиком по данным zakupki.gov.ru;
  • каких сотрудников партнер ищет в штат.

Там же распечатывайте Выписку из ЕГРЮЛ с подписью налоговой, Отчет о должной осмотрительности, данные бухгалтерского баланса партнера.

06.12.2017 здесь же на сайте я выражал удивление ловкостью налоговых органов в сотворении однодневок (а заодно - и проблем их контрагентам) через нулевые декларации. Комментарии были чудесные, многие ставили под сомнение вообще возможность подачти третьими лицами такую декларации от имени налогоплательщика по ТКС. Первоначально я высказал предположение о том, что коррекция сведений в АСК НДС осуществляется через уязвимости в программном обеспечении. Игорь Ткаченко и Антон Торопцев посчитали это бредом - ТКС же, как-никак, ИФНС не имеет ЭЦП налогоплательщика . Вадим Зарипов также усомнился в такой возможности, но хотя бы не отбросил вероятность наличия уязвимости в программном обеспечении, спасибо ему за это))

Все оказалось куда проще и тупее, и не программа, а человек, вернее, регламент, написанный человеком, позволил так легко и, немаловажно, топорно манипулировать сведениями, в том числе в АСК НДС (Вадим Маратович, вам на заметку).

Поскольку в Волгоградской области в 2017 г. случилась эпидемия нулевых деклараций по НДС, с соответствующими доначислениями и взысканиями НДС по контрагентам, к концу 2017 г. в арбиражном суде появились первые дела об оспаривании действий налоговых органов по принятию нулевых деклараций. Как выясняется, это был не самый удачный способ защиты нарушенного права))

Буквально на днях АС Волгоградской области разродился мотивированным решением по таком делу: здесь. Налогоплательщик - ООО "Росток" - обнаружил, что кто-то обнулил его обороты уточненной налоговой декларацией за 1 квартал 2017 г. Обратившись в налоговый орган, налогоплательщик узнал, что некто ИП Захарова Л.В. подала от имени налогоплательщика в налоговый орган вторую уточненную декларацию по НДС за 1 квартал 2017 г., где все обороты налогоплательщика за этот квартал были обнулены - ни прихода, ни расхода, притом что по первоначальной и первой уточненной декларации налогоплательщик зафиксировал оборот, исчислил НДС и уплатил его. Нулевая уточненка была представлена через ТКС, к ней прилагался скан доверенности, якобы выданной ООО "Росток" ИП Захаровой Л.В. на представление интересов налогоплательщика. Сама нулевка подписана усиленной ЭЦП ИП Захаровой Л.В. Как можно понять из текста решения, доверенность была только "подписана" директором, без печати организации.

Налогоплательщик подал через инспекцию в УФНС жалобу, где указал, что ИП Захаровой Л.В. ему не знакома и доверенность на представление интересов в налоговом органе на нее не оформлялась. Однако инспекция рассмотрела жалобу самостоятельно, результат понятен (весьма интересно, инспекция внаглую игнорирует порядок рассмотрения жалоб).

Налогоплательщик обратился в арбитраж с жалобой на действия налогового органа, выразившиеся в принятии инспекцией уточненной нулевой декларации, попросил восстановить в КРСБ сведения по ненулевым декларациям. Суд в удовлетворении жалобы отказал. Обоснование отказа весьма интересно: "Подписание налоговой отчетности неуполномоченным лицом не является основанием для признания незаконными действий налогового органа по её принятию и по последующей корректировке КРСБ ООО «Росток» на основании сведений в представленной 13.07.2017 уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2017 года."

Более того, суд первой инстанции углубился в дебри программного обеспечения взаимодействия налогоплательщика и налогового органа через ТКС: "Действия налоговых органов при приеме поступающих по ТКС деклараций регламентированы нормативными документами - Приказами Министерства Финансов Российской Федерации, Федеральной Налоговой Службы от 23 апреля 2010 г. N ММВ-7- 6/200@ «Об Утверждении Информационного Ресурса "Доверенность"» (в ред. Приказа ФНС РФ от 02.09.2011 N ММВ-7-6/531@); от 13 июня 2013 г. № ММВ-7-6/196@ «Об утверждении методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи». Для решения задачи по обеспечению автоматизации проверки уполномоченного представителя в программных средствах местного уровня формируется информационный ресурс (далее - ИР) «Доверенность». Порядком формирования и ведения информационного ресурса «доверенность» в программном обеспечении местного уровня предусмотрено, что уполномоченный представитель действует на основании доверенности, выданной налогоплательщиком на право представлять его интересы в налоговом органе в соответствии со ст. 29 Налогового кодекса, ст. 185 Гражданского кодекса и пунктом 2.8 Приказа ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@. Доверенность, заверенная ответственным лицом (нотариусом, руководителем организации, индивидуальным предпринимателем), может быть представлена в налоговый орган лично, по почте или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Заверенная доверенность (копия в виде сканированного образа бумажного вида доверенности) должна быть направлена в ИФНС по месту постановки на учет налогоплательщика (выделено мною), постановки на учет обособленных подразделений, объектов налогообложения или иным основаниям. Согласно разделу 2 Порядка сведения ИР «доверенность» подлежат обязательной проверке с использованием необходимых ведомственных и федеральных справочников и классификаторов на достоверность, полноту и возможность представлять интересы налогоплательщика в налоговом органе. При прохождении этапа автоматизированной проверки данных о руководителе (лице, подписавшем отчет) ООО Росток Андрющенко И.И. и уполномоченном представителе ИП Захаровой Л.H., полученной по ТКС, на стадии приема декларации ООО Росток от 13.07.2017, в момент проведения проверки из файла-отчета с учетными данными в информационном ресурсе инспекции автоматически сформирована квитанция о приеме электронного документа. При проверке поступившей от ООО Росток декларации все вышеперечисленные обязательные реквизиты, подлежащие вводу в ИР «доверенность» не вызвали программного и визуального «конфликта» (выделено мною). Указанные обстоятельства позволили идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, что учитывая требования п.28 Административного регламента не могло явиться основанием для отказа в приеме налоговой отчетности, полученной по ТКС".

Представляете себе, какие открываются возможности для закошмаривания бизнеса конкурентов? Одна нулевая уточненка - и все, конкурент становится токсичным, контрагенты с ним больше работать не будут. Да он замучается пыль по судам глотать, как ООО "Росток")) Или, к примеру, уточненка с накрученными конкуренту оборотами - сразу недоимка, пеня, а то и штраф, заодно выездная налоговая проверка и т.д.

На самом деле все это очень печально, поскольку эти события не происходят без содействия "неустановленным лицам" непосредственно в самом налоговом органе. Ведь нулевая уточненка за ненулевыми первоначальными декларациями должна как минимум насторожить налоговый орган, заставить его обратиться к налогоплательщику за разъяснениями. Но, как выясняется, налоговый орган все устраивает. А вот зачем налоговому органу все это? Ради наполнения бюджета? Решая таким образом сиюминутную задачу по наполнению бюджета, налоговый орган убивает будущую перспективу - если государство (налогоплательщик именно так воспринимает налоговый орган) мошенничает , то никто просто не будет вести с ним дел по установленным правилам.

Марина Крицкая

Подход к сбору налогов усовершенствовался, а программные комплексы ФНС стали мощнее. Иногда вопросы возникают даже к «белым» компаниям с «идеальным» досье на своих контрагентов. Почему так происходит и как бизнесу действовать в таких случаях?

Налоговые органы доработали регламент по проверке деклараций по НДС. Программный комплекс АСК НДС-2 заменен на «Контроль НДС». Это мера связана с желанием пресечь лазейки недобросовестных оптимизаторов, которые до сих пор ищут способы, как обойти систему.

Оптимизаторы привлекают красноречивыми лозунгами, предлагая якобы «самые надежные цепочки», «самых проверенных ”белых“ контрагентов» и др. Кто-то до сих пор продолжает пользоваться подобными незаконными предложениями. В ответ налоговые органы предпринимают контрмеры и пытаются прикрыть эту деятельность.

Но есть и такие налогоплательщики, которые никогда не использовали «серые» схемы и тоже получают требования от налоговиков. Почему к ним возникает подозрение?

Чтобы это понять, нужно для начала разобраться, как осуществляется налоговый контроль с помощью программного комплекса, как нужно действовать и формировать правовую позицию, отвечая на требования налоговиков.

На этот и другие вопросы на конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ответила Кира Гин, управляющий партнер «Гин и партнеры».

Что изменилось в автоматизированной системе налогового контроля

Программные комплексы, которыми пользуются налоговые органы, были доработаны и усовершенствованы.

Так, например, появился отдельный модуль «Операции особого контроля». Конечно, в первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы по оптимизации, хотя может коснуться и бизнеса, не прибегающего к ухищрениям, но так или иначе работающего с контрагентами, которые используют эти схемы. Причем они могут использоваться контрагентами второго и даже третьего звена.

Налоговые органы ищут выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии в получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому в процессе анализа подозрение в выгодоприобретательстве может возникнуть и к «белой» компании, которая в принципе не использует никакие схемы.

Ранее в системе были возможны какие-то претензии только по разрывам (данные, отраженные в декларации по НДС у контрагента, не отражены в вашей декларации) и проверкам НДС (данные, отраженные в декларации у контрагента, не совпадают с вашими данными). Если налоговая выявляет разрыв или несоответствие, вы получаете требование о предоставлении документов. Налоговая начинает выяснять, кто является выгодоприобретателем в этой цепочке.

Сейчас под особый контроль налоговых органов попадают несколько операций:

  • расхождения по журналам;
  • нарушение контрольных соотношений;
  • сомнительные начисления;
  • несопоставляемые операции (дробления счетов-фактур на разные периоды, использование счетов-фактур до 2015 года и т.д.).

Сейчас, благодаря внедрению модуля «Операции особого контроля», те, кто еще три года назад воспользовался супернадежной оптимизацией, будут отмониторены. У налоговых органов появится повод разобраться в схемах и попытаться определить выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии.

Налоговый контроль стал многоступенчатым процессом. В нем задействованы все налоговые органы, начиная с МИФНС по камеральному контролю и заканчивая самой ФНС. В контроле участвуют и федеральные налоговые органы, и управления субъектов.

Как выявляются «технические» компании

Сейчас компании могут получать требования с приложением поручения из дальней региональной инспекции в связи с проверкой юрлица, о сотрудничестве с которым они плохо помнят.

Это значит, что налоговая инспекция, где стоит на учете такой контрагент, выяснила, что на самом деле это «техническая» организация. Налоговики выявили разрыв, и им нужно отработать всю цепочку деловых контактов. Именно поэтому они отсылают поручения об истребовании документов по всем организациям, которые находятся в «дереве связей» с «технической» компанией. Такой подход позволяет выйти на выгодоприобретателя.

Вся работа по новому регламенту направлена на сбор информации и формирование доказательной базы. Это помогает прояснить факты и обстоятельства, на основании которых впоследствии предъявляются претензии по ст. 54.1 НК РФ (получение необоснованной налоговой выгоды).

Какая информация собирается по «техническим» компаниям

В системе отражаются результаты и протоколы допросов директоров, передача информации в правоохранительные органы, аннулирование электронной подписи, внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности и пр. Цель заключается в том, чтобы предъявить налогоплательщику собранную информацию.

Бремя доказывания невиновности лежит на налогоплательщиках, поэтому им нужно позаботиться о том, чтобы включиться в работу с налоговыми органами как можно раньше, чтобы купировать претензии в самом начале.

«Сущностные» компании: кто к ним относится

В новом регламенте проверок появилось понятие «сущностных» компаний.

Еще недавно компании условно делились на «зеленые», «желтые» и «красные», и все стремились быть «зелеными». Именно эти «зеленые» компании будут считаться сущностными, и они будут первыми подозреваемыми в получении необоснованной выгоды.

В автоматизированную систему теперь попадет любая информация, которая помогает установить связи между контрагентами и их роли в цепочке.

Система баллов: как собирается информация по выгодоприобретателю

В системе есть огромный раздел для заполнения информации. Введена система баллов, которые присваиваются компании на основе анализа около 30 показателей. Эти показатели включают в себя информацию об имуществе, штате и др.

За каждый сущностный критерий присваиваются баллы. Чем больше баллов, тем «сущностнее» компания и тем больше рисков, что она является выгодоприобретателем.

Снижение рисков на каждом этапе работы с НДС: правильная подготовка декларации, исключение ошибок и расхождений в счетах-фактурах, быстрый ответ на требования ФНС.

Есть в регламенте такой критерий, как платежеспособность выгодоприобретателя. Платежеспособность выявляется через анализ соотношения суммы уплаченных налогов с суммой «схемных» вычетов, которые обнаружил налоговый орган. Когда возникает большой разрыв, но при этом выставлена мизерная сумма уплаченных налогов, появляются подозрения.

Быстрая смена контрагента становится невозможной

Некоторые оптимизаторы обещают быстро менять контрагентов в случае возникновения каких-либо разрывов в цепочках. Этот ход учтен в новом регламенте — появилось такое понятие, как условно устраненные расхождения.

Устранение возникших разрывов путем замены контрагента или счетов-фактур становится дополнительным триггером, который привлечет внимание налоговых органов и подтвердит наличие схемы.

Ликвидация как повод для проверки

Совершенствование контроля нацелено на то, чтобы отмечать потенциальных выгодоприобретателей, которые замечены в применении налоговых схем.

И если выгодоприобретатель уже определен и в отношении него вдруг инициирована процедура добровольной ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ, то это становится поводом для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки.

Если контрагент ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ, то в ходе проверок вопросы могут возникнуть и к абсолютно «белым» компаниям, которые с ним сотрудничали.

Экономьте время на оценке надежности компании и снижайте коммерческие и налоговые риски по сделке.

Представьте ситуацию: три года назад ваш контрагент вел бизнес по букве закона, но сейчас он ликвидирован, и вы неожиданно получаете требования по этой компании — налоговые органы подозревают, что имели место какие-то схемы и путем ликвидации ваш контрагент замел следы.

Направление требований

На начальном этапе проверок налоговые органы направляют требования. Это первый шаг, который позволяет прощупать цепочку и «дерево связей». Налоговики пока только собирают информацию.

Игнорировать требования крайне нежелательно. Но при этом важно их анализировать, не забывая о своих интересах как налогоплательщика.

Вызов на комиссию

Эта мера необходима для того, чтобы лично убедиться, насколько верны подозрения, что вы являетесь выгодоприобретателем. В то же время Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо комиссий. Но есть допросы, которые могут проводиться в рамках выездных или камеральных проверок.

Сейчас зачастую налогоплательщиков вызывают даже не в те отделения инспекций, где они стоят на учете. И связано это с тем, что отработкой разрывов могут заниматься любые инспекции, в том числе те, на учете в которых стоит «разрывник».

С одной стороны, такой подход выглядит странно, есть соблазн игнорировать такие требования налоговых органов. С другой стороны, чем раньше вы включитесь в процесс взаимодействия с налоговыми органами, предоставляя доказательства и защищая себя на стадии подозрений, тем меньше шансов, что к вам будут предъявлены претензии в рамках выездных проверок.

Направление информационных сообщений

Сообщения ставят в известность о выявлении схем, в них налогоплательщику предлагается подать уточненную декларацию и доплатить в бюджет.

В отдельных случаях налогоплательщику лучше письменно обозначить свою позицию и предоставить налоговой имеющиеся доказательства.

Как избежать проблем при налоговых проверках

Для начала нужно забыть об услугах оптимизаторов. Все обещания, которые они дают, не имеют никаких оснований и не работают в современных условиях. Скорее оптимизаторы становятся серьезным источником проблем.

Не игнорируйте требования налоговых органов. На них нужно отвечать в любом случае. Если вы считаете, что оно незаконны, то предоставьте мотивированный отказ или документы, обеспечивающие вам защиту.

Проявляйте проактивность. Получение требования — это сигнал о том, что вами уже заинтересовались как участником какой-то цепочки, поэтому у вас пытаются раздобыть информацию и доказательства для предъявления претензии по ст. 54.1 НК РФ. Поэтому не ждите выездных проверок, а начинайте действовать уже в момент получения требований.

Какие ошибки совершают налогоплательщики

1. Считают, что отвечать на требования — это забота главного бухгалтера.

Это не так. Главный бухгалтер не следит за налоговой практикой так тщательно, как налоговые юристы. Они не занимаются оценкой законности или незаконности требований и формированием доказательств, так как это не входит в их компетенции. Поэтому они не смогут понять, что может играть в вашу пользу, а что сыграет против вас.

2. Чтобы не ссориться с налоговой, вы готовы предоставить все документы по максимуму.

Сейчас всё предоставляется по электронным каналам связи и хранится в налоговых органах. Срок привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям — 10 лет. Вы должны понимать, что те документы, которые получит налоговая, получат и правоохранительные органы.

3. Идете на допрос или комиссию без юриста.

4. Надеетесь, что вас спасет «идеальный» пакет документов по контрагенту.

Все знают, что проверка контрагента начинается со сбора ключевой информации о нем. Это действительно важный этап, который нельзя игнорировать. Но в целом нужно понимать, что волшебного списка документов, которых будет достаточно налоговой, нет и не будет.

Но чем «сущностнее» выглядит контрагент, тем меньше риск возникновения претензий к вам.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Сверка по НДС с контрагентами

Как налоговая проводит проверку по НДС

Уже пять лет налоговая администрирует НДС с помощью системы контроля АСК НДС-2. Благодаря ей “прозрачность” налога выросла, и не все компании и предприниматели оказались к этому готовы.

Сейчас процесс налоговой проверки по НДС выглядит так. Предприятия сдают в электронном виде декларации по НДС, к ним прилагают книги покупок и продаж. Система АСК НДС-2 проводит автоматическую камеральную проверку. Сопоставляет данные счетов-фактур покупателей и продавцов, проводит перекрестную проверку, выстраивает цепочки поставок и находит ошибки.

Также система выявляет “налоговые разрывы” и по определенным признакам ищет выгодоприобретателя такого разрыва. Программа может выявить возможный умысел и согласованность действий партнеров, к тому же анализирует декларации по всем налоговым периодам и видит повторяющиеся действия.

Какие ошибки находит система:

  • Ошибки в налоговой декларации по НДС: неверные контрольные соотношения показателей, несоответствие показателей между разделами декларации, отсутствие показателей из книги продаж и покупок в декларации. Найдя ошибку, система формирует требование о пояснении.
  • Несоответствия в счетах-фактурах покупателя и продавца. Например, программа может увидеть, что вы отразили сведения из счета-фактуры в разделе 8 декларации, куда вносят данные из книги покупок, но ваш поставщик не внес сведения из этого счета-фактура в раздел 9 своей декларации, куда вносят данные из книги продаж. Тогда программа формирует требование с протоколом расхождений.

К примеру, если налоговики обнаружат, что в разделе 8 декларации (сведения из книги покупок) вы отразили данные счета-фактуры от поставщика, но сам поставщик не отразил данные этого же счета-фактуры в разделе 9 декларации (сведения из книги продаж), то этот факт вызовет у инспекторов вопросы, и вас попросят дать разъяснения.

Как реагировать на требования по обнаруженным ошибкам

Если вы получили требование о пояснении по контрольным соотношениям или по расхождениям с контрагентами, нужно на него отреагировать:

  • прежде всего отправьте в налоговую квитанцию о получении требования (п. 5.1 ст. 23 НК), иначе ФНС может заблокировать ваши счета;
  • затем проанализируйте ошибки и подайте уточненную декларацию по НДС: при этом нельзя менять сумму НДС.

Если налоговая не доначислит НДС, достаточно передать свое пояснение либо в произвольной форме, либо в виде таблицы, где вы подтверждаете записи, которые считаете правильными, и исправляете значения там, где выявлены ошибки. Приложите к пояснениям копии подтверждающих документов, чтобы предотвратить дальнейшие вопросы.

Какие ошибки чаще всего находит налоговая

  • У счета-фактуры изменили реквизиты при переносе в книгу покупок: номер, дата, ИНН контрагента или его отсутствие — эти и другие реквизиты должны быть одинаковыми у продавца и покупателя.
  • Неверно указаны стоимость при реализации права на частичный вычет по НДС.
  • Неверный код вида операции.
  • Несколько счетов-фактур объединили в один — например, при получении их от одного и того же контрагента.
  • Неправильно отразили посреднические операции.
  • Неправильно отразили исправительные и корректировочные счета-фактуры или СФ по авансам.
  • Неверный номер заявления об импорте товаров и уплате косвенных налогов.
  • Данные в декларации не соответствуют с данными налогоплательщика.

Когда после проверки налоговая может отказать в вычете

Система автопроверки НДС легко определяет компании с признаками фирмы-однодневки или недобросовестного налогоплательщика. После этого ФНС может отказать в вычете налога покупателям такой компании и сослаться на то, что вы должны были проявить должную осмотрительность и не работать с опасными партнерами. Ведь контрагента легко проверить даже с помощью бесплатного сервиса ФНС “Проверка контрагентов” или “Проверка корректности заполнения счетов-фактур”.

Как снизить риск доначислений НДС и претензий от налоговой

Кроме проверки контрагентов на благонадежность есть другие меры, которые помогут избежать претензий в ходе камеральной автопроверки.

  • Контролируйте то, как формируется декларация по НДС, проводите проверку на соответствие формату, корректность, ключевые соотношения. Многие бухгалтерские сервисы оснащены функцией проверки декларации.
  • Правильно заполняйте счета-фактуры, книгу покупок и продаж, журнал учета счетов-фактур.
  • Правильно заполняйте справочник контрагентов.
  • Проверяйте потенциальных контрагентов на благонадежность, отказывайтесь сотрудничать с теми, кого можно назвать недобросовестным. Многие учетные сервисы оснащены модулем проверки и автоматически предупреждают о потенциально опасных сделках.
  • Ведите с контрагентами электронный документооборот — так вы избегаете риска расхождений в счетах-фактурах.
  • Пользуйтесь бухгалтерскими сервисами или системами сдачи отчетности, которые оснащены модулем проверки расчета НДС, сверки по НДС с контрагентами и проверки декларации.

Как проверить декларацию по НДС перед отправкой

Проверьте, нет ли расхождений в показателях декларации с помощью контрольных соотношений. Это можно сделать и вручную, руководствуясь письмом ФНС от 19.03.2019 № СД-4-3/4921@. Но проще и надежнее делать это с помощью автоматической системы проверки в учетном сервисе.

Затем проверьте ИНН и КПП контрагентов, чтобы убедиться в верном заполнении разделов 8-12 декларации. Реквизиты проверяют с помощью встроенного модуля вашего учетного сервиса или вручную на сайте ФНС. Проверьте и самого контрагента на благонадежность, хотя это следует делать еще до совершения сделки.

Проведите сверку данных НДС с контрагентами. Такая возможность есть у многих бухгалтерских сервисов, но есть и отдельные системы для сверки. В систему загружают сведения из книг покупок и продаж, журналов учета счетов-фактур — это делаете вы и ваши контрагенты. Система ищет разногласия и либо не находит их, либо указывает, в каких счетах-фактурах они есть. Тогда лучше до сдачи декларации связаться с контрагентом и устранить разночтения в документах.

Проведите сверку по НДС и с налоговой — так вы узнаете, нет ли у вас долгов по налогу, все ли ваши платежи зачислены в бюджет. Подайте заявление о сверке, и через 5 рабочих дней налоговая передаст вам акт сверки для ознакомления. Если вы видите, что данные ФНС и ваши показатели совпадают, подпишите акт без разногласий. Если есть расхождения, укажите в акте свои показатели и передайте его инспекторам, чтобы найти причины несовпадений.

Сервис Контур.Бухгалтерия поможет верно рассчитать НДС и проверить декларацию перед отправкой. Система указывает на возможные ошибки при расчете НДС, подсказывает, какие документы нужно занести в систему или проверить, чтобы избежать штрафов и снизить сумму налога к уплате. Также в Бухгалтерии есть простой учет, зарплата, отчетность через интернет и другие инструменты. Познакомьтесь с сервисом: первые две недели работы бесплатны для всех новичков.

Читайте также: