Казахстан ставка ндс 2019

Опубликовано: 14.05.2024

Что представляет собой в экономическом отношении НДС?

В экономическом отношении НДС является одним из косвенных налогов, формой изъятия в бюджет добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товаров, работ и услуг, а также отчисления в бюджет Республики Казахстан части стоимости импортируемых товаров при их ввозе на территорию Казахстана.[separator]

Окончательную величину НДС оплачивает конечный покупатель товаров, получатель работ или потребитель услуг.

Кто является плательщиком НДС?

Согласно статье 228 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2008 года № 99-IV в редакции по состоянию на 01.01.2012 года (далее – Налоговый кодекс), плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

1) лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан:

юридические лица-резиденты, за исключением государственных учреждений;

нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство;

доверительные управляющие, осуществляющие обороты по реализации товаров, работ, услуг по договорам доверительного управления с учредителями доверительного управления либо с выгодоприобретателями в иных случаях возникновения доверительного управления;

2) лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

Пп.2 п.1 изменен в соответствии с Законом РК от 30.06.2010 г. № 297-IV

Постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость производится в соответствии со статьями 568, 569 Налогового кодекса.

Что является объектами обложения НДС?

Объектами обложения НДС, согласно статье 229 Налогового кодекса, являются облагаемый оборот и облагаемый импорт.

Что является облагаемым оборотом?

Согласно статье 230 Налогового кодекса, облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость:

1) по реализации товаров, работ, услуг в Республике Казахстан, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 232 Налогового кодекса;

2) по приобретению работ, услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан и не осуществляющего деятельность через филиал, представительство.

Как определяется размер облагаемого оборота?

Согласно статье 238 Налогового кодекса, размер облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ, услуг исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость, если иное не предусмотрено настоящей статьей и законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.

При безвозмездной передаче товаров, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса, размер облагаемого оборота определяется исходя из уровня цен, сложившегося на дату совершения оборота по реализации, без включения в них налога на добавленную стоимость, но не ниже их балансовой стоимости. В этом случае балансовой стоимостью является стоимость товаров, отраженная в бухгалтерском учете, на дату их реализации.

Что является облагаемым импортом?

Облагаемым импортом, согласно статье 246 Налогового кодекса, являются товары, ввозимые или ввезенные на территорию таможенного союза (за исключением освобожденных от налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 255 Налогового кодекса), подлежащие декларированию в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

Как определяется размер облагаемого импорта?

Согласно статье 247 Налогового кодекса, в размер облагаемого импорта включаются таможенная стоимость импортируемых товаров, определяемая в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, а также суммы налогов и таможенных платежей, подлежащих уплате в бюджет при импорте товаров в Республику Казахстан, за исключением налога на добавленную стоимость на импорт.

Ст.247 изменена в соответствии с Законами РК от 04.07.2009 г. № 167-IV; от 30.06.2010 г. № 297-IV

Кто в обязательном порядке должен встать на регистрационный учёт в качестве плательщика НДС?

В соответствии с положениями статьи 568 Налогового кодекса обязательной постановке на регистрационный учет по НДС подлежат юридические лица-резиденты, нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, индивидуальные предприниматели, П. 1 изменен в соответствии с Законом РК от 30.06.2010 г. № 297-IV

в случае, если размер оборота превышает в течение календарного года минимум оборота, равный 30 000-кратному размеру месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

В случае, если размер оборота превышает в течение календарного года минимум оборота, вышеуказанные лица обязаны в явочном порядке подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость не позднее десяти рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение минимума оборота.

П. 5 изменен в соответствии с Законом РК от 16.11.2009 г. № 200-IV

За несвоевременную постановку на регистрационный учёт по НДС предусмотрены штрафные санкции.

Одновременно Налоговым кодексом предусматривает добровольную постановку на регистрационный учёт по НДС определённых категорий лиц.

Вместе с тем существует также определённая категория лиц, которая не имеет права добровольной постановки на регистрационный учёт по НДС.

Какие существуют в настоящее время ставки по НДС?

Согласно положениям статьи 268 Налогового кодекса, существует две ставки по НДС:

1) общая ставка в размере 12%, применяемая к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта;

2) так называемая нулевая ставка, применяемая к оборотам при реализации товаров на экспорт.

При этом, согласно статье 242 Налогового кодекса, экспортом товаров является вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

Помимо этого, существуют освобождённые от НДС, с которыми не надо путать обороты, облагаемые по нулевой ставке.

Перечень оборотов, освобождаемых от НДС, приводится в Главе 33 Налогового кодекса.

Что является налоговым периодом для НДС?

Согласно статье 269 Налогового кодекса, налоговым периодом для НДС является календарный квартал.

Что является налоговой отчётностью по НДС?

Налоговая отчётность по НДС сдаётся плательщиком НДС в виде декларации в налоговый орган по месту нахождения за каждый налоговый период. не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом,

Обязательство по представлению декларации по НДС не распространяется на лиц, импортирующих товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, по которым не произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость.

В какие сроки производится уплата НДС в бюджет?

В общем случае, согласно пункту 1 статьи 271 Налогового кодекса, плательщик НДС обязан уплатить налог, подлежащий взносу в бюджет, по месту нахождения за каждый налоговый период не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Каков порядок снятия с учёта по НДС?

Порядок снятия с учёта по НДС регулируется положениями статьи 571 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 этой статьи, для снятия с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость плательщик налога на добавленную стоимость вправе подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость при одновременном соблюдении следующих условий:

1) за календарный год, предшествующий году подачи налогового заявления, размер облагаемого оборота не превысил минимума оборота по реализации в размере 30 000 МРП;

2) за период с начала текущего календарного года, в котором подано такое налоговое заявление, размер облагаемого оборота не превысил минимума оборота по реализации в размере 30 000 МРП.

В общем случае, налоговые органы обязаны произвести снятие налогоплательщика с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость в течение пяти рабочих дней с даты подачи налогоплательщиком налогового заявления. Датой снятия с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость является дата подачи в налоговый орган налогового заявления таким налогоплательщиком.

Вместе с тем существует ряд условий, при которых налоговые органы отказывают налогоплательщику в снятии с регистрационного учета по НДС.

Решение об отказе в снятии с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость с указанием причины такого отказа по форме, установленной уполномоченным органом, вручается налогоплательщику лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки.

Одновременно существуют условия, при которых налоговые органы на основании своего решения могут снять с регистрационного учёта по НДС плательщика этого налога , если он нарушает налоговое законодательство.

В общем случае, решение о снятии с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость выносится налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика не позднее пяти рабочих дней.

Источник: Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008 года № 99-IV в редакции по состоянию на 01.01.2012 года.

Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

Казахстан и Россия входят в таможенный союз ЕАЭС, поэтому у них единая таможенная территория. Это делает импорт проще: не нужно проходить таможенное оформление, декларирование, уплачивать пошлины. При этом ввоз товара из стран таможенного союза отличается от импорта из третьих стран порядком уплаты НДС и правилами подготовки документов. Читайте в статье, как оформить импорт товаров из Казахстана и заплатить налоги.

В чем особенность импорта из Казахстана

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Казахстан входит в ЕАЭС, как и Россия, Белоруссия, Армения и Киргизия. Между этими странами нет таможенной границы, а правила перемещения товаров внутри таможенного союза установлены «Договором о ЕАЭС».

Справка. Импорт из третьих стран подчиняется таможенному законодательству и проходит через таможню. НДС начисляется в момент вывоза и, соответственно, уплачивается в адрес таможни.

Между странами ЕАЭС действуют правила:

  • импортер рассчитывает НДС самостоятельно и уплачивает его в свой налоговый орган;
  • налоговая база по НДС определяется на момент принятия импортированного товара к учету;
  • по итогам каждого месяца, в котором импортированы товары, в ИФНС нужно представить набор документов;
  • ввозной НДС можно принять к вычету.

Внешнеторговый контракт с Казахстаном

Импорт из Казахстана

Хоть у России и Казахстана единая таможенная территория, законодательство стран не едино. При заключении договора поставки стороны должны определить право, применимое к заключенному договору, можно руководствоваться «Инкотермс».

ВЭД начинается с составления внешнеторгового контракта. Он учитывает законодательство обеих сторон сделки и включает:

  • наименования компаний сторон договора;
  • цель договора;
  • условия оплаты: валюту расчетов, сумму контрактов, сроки платежей, штрафы, ответственность за просрочку;
  • условия поставки;
  • порядок действий при форс-мажорах;
  • реквизиты организаций;
  • порядок разрешения споров.

Если какие-то условия были пропущены, их можно включить в дополнительное соглашение к договору.

По правилам, все пункты договора должны трактоваться однозначно и контракт должен быть составлен на двух языках — казахском и русском. У каждого контракта есть номер, место и дата подписания, они указываются в спецификациях.

Оплата по контракту может проходить в рублях или тенге, в любом случается для расчетов вам понадобится валютный счет. В банк представьте платежное поручение, справку о валютных операциях и другие документы, которые запросит банк.

Паспортов сделки больше нет, но контракты нужно регистрировать в банке. Причем только те, которые превышают лимит — 3 млн рублей для импорта в Россию и 6 млн рублей для экспорта.

НДС при ввозе товара из Казахстана

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Если вы ввозите товар из Казахстана в Россию, то становитесь плательщиком НДС. При этом НДС нужно платить в свой налоговый орган по месту учета, а не на таможне. Даже в тех случаях, когда:

  • вы работаете на спецрежиме;
  • вы освобождены от НДС по ст. 145 НК РФ;
  • вы заключили договор с контрагентом из другой страны, но товар ввозите с территории Казахстана;
  • товар произведен за пределами таможенного союза, но ранее импортирован на его территорию.

Если по законам нашей страны товар или операция освобождена от НДС, то налог платить не нужно. Это касается товаров:

  • перечисленных в статье 149 НК РФ, 150 НК РФ и постановлении Правительства РФ от 30.04.2009 № 372;
  • переданных по договору в рамках одной российской организации;
  • купленных у российского поставщика, но доставляемых через страну ЕАЭС.

Рассчитать НДС при импорте из стран ЕАЭС придется самостоятельно (для импорта из третьих стран это делает таможня). У расчета импортного НДС есть особенности:

  • налоговая база рассчитывается на дату принятия импортного товара к учету;
  • налоговая база определяется исходя из цены сделки по договору + акцизы, если товар подакцизный; если сумма сделки в иностранной валюте, ее нужно пересчитать по курсу ЦБ на дату принятия товара к учету;
  • ставки налога стандартные для РФ: 20% и 10% для ряда товаров (ст. 164 НК РФ).

Заплатите ввозной НДС до 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия товара к учету. В платежном поручении укажите КБК — 182 1 04 01000 01 1000 110.

Отчетность при импорте из Казахстана

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

До даты уплаты ввозного НДС подготовьте и сдайте в налоговую:

  • Декларацию по косвенным налогам. Эта декларация нужна для импорта товаров из стран таможенного союза. Она включает сведения об НДС и акцизах и заполняется за месяц, в котором импортированные товары отражены в учете. Для товара, не облагаемого акцизами, заполните только первый раздел и титульный лист. Форма декларации утверждена приказом ФНС РФ от 27.09.2017 № СА-7-3/765@.
  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов — это еще один документ, необходимый для импорта из стран ЕАЭС. Заполните его по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@, и сдайте в налоговую 4 бумажных экземпляра и один электронный или только один электронный, но заверенный ЭП. Второй раздел заполнять не нужно, это сделает налоговая. В течение 10 рабочих дней они рассмотрят заявление и вернут вам заверенные экземпляры. Один оставьте себе, чтобы получить вычет, а два отдайте иностранному поставщику, чтобы он подтвердил ставку 0% по экспортному НДС.

Кроме этого подготовьте:

  • выписку из банка или другой документ, подтверждающий уплату налога;
  • транспортные и сопроводительные документы;
  • счета-фактуры или иные документы, подтверждающие стоимость
  • внешнеторговый контракт или другой договор, подтверждающий основание приобретения;
  • договоры поручения, комиссии или агентские;
  • Полный список дополнительных документов и основания для их подготовки перечислены в п. 20 приложения 18 к Договору о ЕАЭС.

Как принять ввозной НДС к вычету

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

НДС при импорте товара из стран ЕАЭС можно принять к вычету и уменьшить налог, начисленный по реализации на территории РФ. Для этого есть условия:

  • товар принят к учету;
  • товар будет использоваться в операциях, облагаемых НДС;
  • НДС по товару уплачен;
  • от налоговой получено заверенное заявление о ввозе товара и уплате налогов;
  • заявление зарегистрировано в книге покупок, и в ней указаны реквизиты платежей на уплату НДС;
  • НДС к вычету принять могут не все, а только налогоплательщики на ОСНО. Спецрежимники и лица, освобожденные от налога по ст. 145 НК РФ, учитывают НДС в себестоимости товара и не претендуют на вычет.

Вычет можно заявить в течение 3 лет после принятия товара к учету. При этом получить вычет можно только в квартале, следующем за кварталом, в котором товары приняты к учету.

Например, если ООО «Калинка» импортировало товары и заплатило НДС в декабре 2018 года, но заявление с отметкой налоговиков получило уже в январе. Тогда НДС к вычету можно принять только в первом квартале 2019.

Когда выполнены все условия, включите в обычную декларацию по НДС сумму, подлежащую вычету. Отразите ее в строке 160 раздела 3 ежеквартальной декларации.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»


Сегодня компании Казахстана активно выходят на иностранные рынки и предлагают свои товары, работы и услуги иностранным компаниям.

Большое количество компаний Казахстана тесно сотрудничает и компаниями Российской Федерации.

В законодательстве России внесено много изменений, которые вступили в действие с 1 января 2019 года.

В статье рассматриваются ситуации, связанные с изменениями в части обложения электронных услуг, оказываемых иностранными компаниями (в частности резидентами РК), резидентам Российской Федерации.

1 января 2019 года ставка НДС в Российской Федерации повышается с 18% до 20%.

Данное изменение коснулось и порядка обложения НДС оборота по реализации электронных услуг иностранных поставщиков (в том числе исполнителей услуг из РК).

Особенности его исчисления ФНС России разъяснило в письме от 23 октября 2018 года № СД-4-3/20667@.

Электронные услуги

Электронные услуги — представление прав на использование программ, рекламные услуги и площадки, технические, организационные, информационные, торговые площадки, хранение и обработка информации , хостинг, поддержка сайтов, доступ к поисковым системам, электронные книги, ведение статистики, доменные имена (перечень услуг определен в пункте 1 статьи 174.2 Налогового кодекса)

Особый порядок обложения НДС оборота по реализации электронных услуг иностранных компаний в РФ форме определен в статье 174.2 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с положениями приложения № 18 к Договору о ЕАЭС местом реализации электронных услуг признается место осуществления деятельности покупателя таких услуг.

Аналогично звучит и подпункт 4 пункта 2 статьи 441 Налогового кодекса РК, согласно которому местом реализации электронных услуг (услуги по предоставлению права доступа, услуги по обработке информационных баз данных и т.п.) признается место осуществления деятельности покупателя услуг.

Согласно статье 174.2 Налогового кодекса РФ местом реализации электронных услуг признается территория РФ, если покупателем услуг выступает резидент РФ.

Ситуация

Казахстанская компания ТОО «А», плательщик НДС, предоставляет компании РФ ООО «В» право доступа к информационной базе. Стоимость услуги составляет 20000 рублей ежемесячно.

Будет ли данная сумма облагаться НДС в Республике Казахстан, или в РФ?

Разъяснение

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 441 Налогового кодекса РК местом реализации данных услуг признается место осуществления деятельности покупателя услуг.

Покупателем услуг является резидент РФ, следовательно, место реализации услуг признается территория РФ.

При реализации электронных услуг резидент РК будет выписывать счет-фактуру с отметкой «без НДС», так как в соответствии со статьей 370 Налогового кодекса РК оборот по реализации для ТОО «А» признается необлагаемым на территории РК.

Но, в соответствии со ст. 174.2 Налогового кодекса РФ оборот по реализации услуг резиденту РФ будет облагаться НДС на территории РФ по ставке 18%, а с 2019 года по ставке 20%.

Согласно пункту 3 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ (в новой редакции Закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ), иностранные компании, оказывающие услуги в электронной форме, исчисляют и уплачивают НДС.

Иностранная компания-посредник, ведущая предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг на основании договоров поручения/комиссии/агентских/, если обязанность по его уплате не возложена на налогового агента, является самостоятельным плательщиком НДС в Российской Федерации.

Пункт 9 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ утрачивает силу.

До 15 февраля 2019 года все иностранные компании, представляющие электронные услуги физическим и юридическим лицам РФ, состоящим на учете в ФНС России (включая филиалы иностранных компаний), должны были подать заявление о постановке на учет для целей уплаты НДС.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 26 статьи 149 Налогового кодекса РФ оборот по реализации услуг, местом реализации которого признается территория РФ, в виде представление прав на использования компьютерных программ в рамках лицензионного договора ,изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, ноу-хау признается освобождённым от НДС на территории РФ.

Иностранные организации в обязательном порядке подлежат постановке на учет в ФНС в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ.

Таким образом у иностранных организаций, реализующих электронные услуги резидентам РФ, есть возможность подготовится к планируемым изменениям заранее.

Если иностранная организация оказывает электронные услуги на территории РФ через агента или агентов, участвующих в расчетах, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет лежит на посредниках и согласно налогового законодательства являются налоговым агентом.

Если в расчетах участвуют несколько организаций-посредников, то налоговым агентом признается тот, через кого идут расчеты с покупателем. Организация-посредник иностранная компания, она обязана зарегистрироваться в налоговых органах России.

Иностранная компания оказывает часть электронных услуг через посредников-агентов, исчислять, уплачивать и отчитываться по НДС за эту часть будут агенты.

Порядок регистрации

Процедура регистрации иностранных исполнителей «электронных» услуг, оказывающих эти услуги юридическим и физическим лицам (равно как и иностранных посредников, признаваемых налоговыми агентами в соответствии с пунктом 3 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ) в соответствии с п. 4.6 ст. 83 Налогового кодекса РФ будет осуществляться до 15 февраля 2019 года налоговыми органами на основании заявления о постановке на учет.

Причем, в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Налогового кодекса РФ подать заявление (форма КНД 1113414, Приложение N 1к приказу ФНС России от 12.12.2016 № ММВ-7-14/677) необходимо в течение месяца (не позднее 30 календарных дней) со дня начала предоставления услуг, определенных статьей 148 Налогового кодекса РФ.

Заявление в налоговый орган иностранный исполнитель услуг (налоговый агент) может представить через представителя, по почте заказным письмом или по Интернету через официальный сайт ФНС России без применения усиленной квалифицированной электронной подписи.

В течение 30 дней со дня получения заявления и необходимых документов налоговый орган поставит иностранного поставщика услуг (налогового агента) на учет и в этот же срок направит ему уведомление о данном факте.

Расчеты с бюджетом

Налоговая база определяется как стоимость электронных услуг с учетом НДС, исчисленная из фактической цены их реализации.

Письмо Федеральной налоговой службы от 23 октября 2018 г. N СД-4-3/20667@ «О порядке применения налоговой ставки по НДС в переходный период»:

В соответствии с пунктом 2 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Дата определения налоговой базы — последний день налогового периода, когда поступила оплата/аванс за электронную услугу.

Датой определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат:

день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг

либо

последний день налогового периода (квартала), в котором оказываются услуги, независимо от последующих сроков поступления оплаты по периодам, установленным договором. (статья 163 и пункт 4 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание на различие между определением даты совершения оборота по реализации по статье 382 Налогового кодекса РК и датой определения налоговой базы по положениям Налогового кодекса РФ.

Разница: если вы получили аванс от вашего покупателя из РФ, то для исчисления НДС в России Вы будете применять в качестве даты совершения оборота по реализации дату аванса.

При этом счет-фактуру вашему покупателю-нерезиденту вы выписываете в соответствии с положениями Налогового кодекса РК. Тут дата совершения оборота по реализации определяется в соответствии со статьей 442, 379 Налогового кодекса, как дата подписания акта выполненных работ или иного документа, подтверждающего факт выполнения услуги.

Оплата в бюджет — не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Для уплаты налога по НДС необязательно открывать расчетный счет в банке РФ, можно оплатить со счета расположенного за пределами России.

Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата налога по НДС производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранной компании оказывающей электронные услуги на территории РФ.

Возврат (зачет) излишне уплаченного НДС иностранной компанией, осуществляется в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ, с оговоркой возврат возможен на расчетный счет иностранной компании, открытый в российском банке.

Т.е. уплатить НДС в РФ резидент РК может как со своего расчетного счета, так и со счета, открытого в российском банке, но возврат излишне уплаченного НДС возможен только на расчетный счет, открытый в российском банке.

Поэтому, если ваша компания оказывает электронные услуги резиденту РФ, то вам уже сейчас нужно задуматься о регистрации в качестве плательщика НДС в ФНС России, а так же принять решение: отрывать или нет расчетный счет в Российской Федерации.

Налоговый период по НДС — квартал.

Пример расчета НДС

Налог определяют, как соответствующую расчетной ставке в размере 16,67% процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ в новой редакции Закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ).

Обратимся к конкретному примеру расчета налога по НДС.

Налог можно рассчитать применяя общую для налога ставку 20% (20/120).

Цена продажи 100 рублей /120*20=16,67 руб . НДС к уплате 16,67 руб.

Ситуация

Резидент РК реализует в е 2019 году резиденту РФ электронные услуги, оборот по реализации которых облагается НДС на территории РФ.

Стоимость услуг 20 000 рублей. Оплата произведена авансом в размере 100%.

Как рассчитать сумму налога, подлежащую уплате в бюджет?

Разъяснение

В 2019 году резидент РК должен будет уплатить в ФНС РФ НДС с суммы оказанных резиденту РФ услуг.

Исчисление НДС будет произведено:

(20 000/120)*20 = 3333,33 рубля

Или

20000*16,67%= 3334,00 рубля (сумма выше за счет округления процентной ставки).

Таким образом, сумма НДС к уплате составляет 3333,33 рубля.

Если при оказании резидентом РК услуг в электронной форме оплата (частичная оплата) за услуги поступила, начиная с 01.01.2019, то имеют место следующие особенности:

Ситуация

Ставка НДС

Как исчислять

Услуги в электронной форме оказаны до 01.01.2019

НДС в том числе= 18/118= 15,25%

Оборот* 15,25% = НДС к уплате

Электронные услуги оказаны начиная с 01.01.2019

НДС в том числе= 20/120= 16,67%

Оборот * 16,67% = НДС к уплате

В этом случае в соответствии с пунктом 9 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ (данный пункт утрачивает силу с 01.01.2019 года) обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС пока исполняет покупатель — резидент РФ, признаваемый налоговым агентом.

Если оплата (частичная оплата) получена резидентом РК до 01.01.2019 в счет оказания услуг в электронной форме — начиная с указанной даты, исчислять НДС резиденту РК не нужно из-за не вступивших в силу налоговых изменений.

Счета-фактуры, книги покупок и продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур при оказании электронных услуг иностранными компаниями не составляются в соответствии с пунктами 2, 3.2 статьи 169 Налогового кодекса РФ. Согласно Федеральному закону от 27.11.2017 года № 335-ФЗ, статья 171 НК РФ дополнена пунктом 2.1, на основании которого после 01.01. 2019 г, вычетам подлежат суммы НДС предъявленные налогоплательщику при приобретении электронных услуг у иностранной компании, состоящих на учете в налоговых органах, должны соблюдаться необходимые для вычета требования:

  • Договора и (или) расчетный документ с выделением суммы НДС и указанием ИНН и КПП иностранной компании.
  • Документы на перечисление оплаты, включая сумму НДС иностранной компании.

Налоговая отчетность

Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Формы налоговой отчетности утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 27 сентября 2017 г. N СА-7-3/765@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Евразийского экономического союза в электронной форме и порядка ее заполнения».

При оказании электронных услуг резидентом РК или любой другой иностранной компанией резиденту РФ, местом реализации которых в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, приложения № 18 к Договору о ЕАЭС признается территория РФ, иностранная компания ( в том числе и резидент РК) представляет за квартал форму КНД 1151088 (Приложение N 1 к приказу ФНС России от 27.09.2017 г. N СА-7-3/765@.

Таким образом, казахстанским компаниям, которые оказывают резидентам РФ электронные услуги, следует пройти регистрацию в ФНС РФ для исчисления и уплаты НДС с суммы оказанных электронных услуг и при оказании услуг следует учитывать тот факт, что сумма НДС, уплаченного в бюджет РФ, не будет относиться в зачет на территории РК, так как не соответствует условиям отнесения НДС в зачет, установленным статьей 400 Налогового кодекса РК.

Так же, к сожалению, данная сумма не будет относиться на вычеты при исчислении налогооблагаемого дохода казахстанской компании в РК.

Данная сумма будет списываться за счет чистого дохода компании-резидента РК.

Коллеги рекомендуют(сортировка по просмотрам):


Вашим коллегам были интересны эти материалы в этом месяце:

Плательщики НДС

Постановка на учет по НДС

Постановка на учет по НДС может быть обязательной и добровольной.

Обязательной постановке на учет по НДС подлежат индивидуальные предприниматели, юридические лица-резиденты, нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК, если размер облагаемого оборота за календарный год превышает 30 000 МРП. При превышении облагаемого оборота 30 000 МРП в текущем месяце, вышеуказанные лица обязаны в следующем месяце в течение 10 рабочих дней подать в налоговый орган заявление для постановки на регистрационный учет по НДС.

Лица, не подлежащие обязательной постановке на регистрационный учет по НДС, вправе подать в налоговый орган заявление о добровольной постановке на учет по НДС.

При подаче заявления в текущем месяце, лица становятся плательщиками НДС с первого дня следующего месяца.

При этом не имеют права добровольно встать на учет по НДС:

  • физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
  • государственные учреждения;
  • нерезиденты, не осуществляющие деятельность в РК через филиал, представительство;
  • структурные подразделения юридических лиц-резидентов;
  • другие лица, указанные в статье 534 НК РК.

В конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана» признак того, что субъект является плательщиком НДС, указывается в учетной политике по налоговому учету. На закладке «Основная» указывается дата, начиная с которой действуют настройки учетной политики. У плательщика НДС должен быть установлен признак - «Плательщик НДС».

плательщик НДС в 1С Бухгалтерия 8 для Казахстана

Объект обложения НДС

Объектами обложения НДС являются:

Ставка НДС

12% - облагаемый оборот и облагаемый импорт

0% - экспорт товаров

«Без НДС» - для освобожденного оборота

Для хранения списка применяемых в организации ставок налога на добавленную стоимость в конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана» реализован справочник Ставки НДС.

Для каждой ставки можно задать наименование, ставку для расчета. Также для ставки можно установить признак Для освобожденного оборота. Данный признак устанавливается для ставки, применяемой в целях освобожденного оборота.

Налоговым периодом по НДС является календарный квартал.

В конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана» налоговый период для исчисления НДС указывается в учетной политике по налоговому учету. На закладке«НДС» выбирается период – «квартал». На закладке «НДС» указывается метод отнесения НДС в зачет.

Налоговый период по НДС и метод отнесения НДС в зачет в 1С

Налоговая декларация

Налоговая декларация по НДС, форма 300.00 представляется налогоплательщиками за каждый налоговый период до 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.

  • Декларация за 1 квартал (январь-март) – до 15 мая.
  • Декларация за 2 квартал (апрель - июнь) – до 15 августа.
  • Декларация за 3 квартал (июль – сентябрь) – до 15 ноября.
  • Декларация за 4 квартал (октябрь – декабрь) – до 15 февраля следующего года.

В конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана» формирование декларации по НДС (форма 300.00 и приложения к ней) происходит по данным, отраженным в специализированных регистрах накопления по НДС.

Сформировать Декларацию можно в форме «Регламентированная и финансовая отчетность», выбрав форму 300.00 в списке форм налоговой отчетности.

Снятие с регистрационного учета по НДС

Снятие с регистрационного учета по НДС может быть произведено налогоплательщиком самостоятельно, также по решению налоговых органов.

Самостоятельное снятие с регистрационного учета по НДС налогоплательщиком производится в случае, если за предшествующий календарный год и за период с начала текущего года размер облагаемого оборота не превысил 300 000 МРП. В этом случае налогоплательщик вправе подать налоговое заявление для снятия с регистрационного учета.

Вместе с заявлением налогоплательщиком представляется ликвидационная декларация по НДС.

В некоторых ситуациях снятие с учет по НДС производится на основании решения налогового органа без уведомления налогоплательщика:

  1. Если налогоплательщик не предоставляет налоговую отчетность по НДС в течение 6 месяцев после установленного для представления срока.
  2. При признании плательщика НДС лжепредприятием.
  3. При отсутствии превышения минимума оборота, необходимого для постановки на учет по НДС.
  4. Если налогоплательщик в течение двух налоговых периодах не отражает в декларации по НДС сведения об оборотах по реализации и приобретению товаров, работ, услуг.
  5. Другие основания, установленные статьей 85 НК РК.

Если оставить ставку НДС на уровне 20%, это может привести к катастрофе, считает финансовый аналитик Азиз Алимов. О том, какие выгоды получат бизнес и государство от снижения ставки, он пишет специально для Spot.


Ранее Spot публиковал статью финансового аналитика Азиза Алимова о том, как налог на прибыль способен максимально нивелировать теневой бизнес в стране.

Теперь эксперт объясняет, что главное в предлагаемом решении — снизить ставку НДС до 12%. В этом случае, считает он, бизнес не ощутит увеличения налога на прибыль, и налоговое бремя уменьшится. Свою точку зрения Азиз Алимов иллюстрирует примерами и расчетами.


Азиз Алимов

Моя статья «Как увеличение налога на прибыль поможет вывести бизнес Узбекистана из тени» вызвала бурную дискуссию в социальных сетях, в том числе несколько негативные комментарии. Возможно, это было связано с заголовком статьи, а также с тем, что в начале текста говорилось об увеличении налога на прибыль.

Однако хотелось бы отметить, что основной мыслью статьи было уменьшение ставки налога на добавленную стоимость, которая несет большую налоговую нагрузку для бизнеса. Если не уменьшить ставку, в будущем она может сыграть катастрофическую роль, учитывая то, что льготы по НДС отменяются. И надо приложить максимум усилий, что избежать этой катастрофы, даже путем увеличения других видов налогов.

Почему ставку НДС нужно снижать

В странах ближнего зарубежья, таких как Россия или Казахстан, ситуация более благоприятная. В России, хоть ставка с 2019 года и выросла до 20%, существует так называемая ставка НДС на значимые товары, в особенности продовольственные, которая составляет 10%. В Казахстане ставка НДС — 12%.

Ставка налога на прибыль у обоих стран 20%, и это при том, что рыночная экономика фактически у них существует десятилетиями со времен обретения независимости. В нашей же стране полные рыночные механизмы начали формироваться только недавно — два года назад. Малый и средний бизнес такой нагрузки НДС может не выдержать.

После недавнего собрания представителей ГНК и Минфина с субъектами бизнеса было решено отменить все льготы по НДС. Однако ставку налога, к сожалению, решили не снижать. Меня удивила эта позиция ГНК и Минфина, и внятного объяснения так и не прозвучало.

Конечно же, ставка не зависит от возврата и зачета по НДС. При существовании льгот эти возврат и зачет невозможно было осуществить. Однако хотелось бы сказать, что добавленная стоимость — это, как правило, заработная плата и прибыль, по которым зачета не может быть. А это фактически дополнительная нагрузка на ФОТ, с учетом НДФЛ и ЕСП. То есть фактически нагрузка будет составлять 12% + 12% + 20% = 44%.

А так как налогооблагаемая база по НДС — оборот по реализации, сокрытие доходов будет происходить в массовом порядке, и в этом случае о легализации бизнеса можно будет забыть раз и навсегда.

В результате налоговые органы будут вынуждены тратить много времени на контроль и проверки, чтобы восполнить недопоступления в бюджет административными мерами, и это в конечном итоге полностью разорвет диалог между ними и бизнесом, усилит негативные последствия и увеличит коррупционную составляющую и в еще в большей степени отразится на без того хрупкой экономике нашей страны.

Поэтому я и предложил компромиссный вариант с увеличением ставки налога на прибыль до 22%. В случае снижения ставки НДС до 12% негативный эффект от увеличения ставки налога на прибыль не будет существенным.

Примеры и расчеты

Давайте разберем ситуацию на примере из предыдущей публикации.

Если наш доход (оборот) равен 10 000 000 сумов, то исходящий НДС при ставке 20% будет равен 10 000 000×20 / 120 = 1 666 667 сумов

Расходы по хозяйственной деятельности (2 000 000 сумов) будут формировать входящий НДС поставщика, равный 2 000 000×20 / 120 = 333 333 сумов, который можно будет взять в зачет. Таким образом:

Чистый доход = 10 000 000 − 1 666 667 = 8 333 333 сумов

Чистые расходы по хозяйственной деятельности = 2 000 000 − 333 333 = 1 666 667 сумов

Остальная затратная часть будет оставаться прежней.

Теперь давайте взглянем на расчет при ставке НДС 20% и существующем налоге на прибыль в 12%:

Чистые доходы от продажи

Чистые расходы по хозяйственной деятельности

Налог на прибыль (12%)

Чистая прибыль

266 667

Итого налогов

А теперь давайте взглянем расчет при ставке НДС 12% и увеличенной ставке налога на прибыль 22%:

Чистые доходы от продажи

Чистые расходы по хозяйственной деятельности

Налог на прибыль (22%)

Чистая прибыль

607 792

Итого налогов

НДС исходящий = 10 000 000×12 / 112 = 1 071 429 сумов

Чистые доходы от продажи = 10 000 000 − 1 071 429 = 8 928 571 сум

НДС входящий = 2 000 000×12 / 112 = 214 286 сумов

Чистые расходы по хозяйственной деятельности = 2 000 000 − 214 286 = 1 785 714 сумов

Если мы посмотрим на оба расчета, то выгода в более чем два раза. Увеличение ставки налога на прибыль до 22% не существенна по сравнению со снижением НДС до 12%.

Конечно, чисто теоретически бюджет недополучит 2 733 333 − 2 392 207 = 341 126 сумов. Однако не факт, что при теневом характере бизнес в полной мере будет указывать в отчете налогооблагаемую базу по НДФЛ, ЕСП и НДС.

Соответственно, произойдет недобор этих налогов. В результате налоговым органам придется применять административные меры по сбору этих налогов, тратя время и средства налогоплательщиков. А это фактически уничтожит конструктивный диалог между налоговыми органами и бизнесом и может привести к еще более негативным последствиям, в особенности к коррупционной составляющей.

Ведь именно конструктивный диалог между налоговыми органами и бизнесом является основой эффективно функционирующей экономики любой страны. Конечно, если после всех вышеуказанных благоприятных мер бизнес продолжит злоупотреблять, административные меры буду оправданы.

Что еще нужно изменить в Налоговом кодексе

В нынешнем Налоговом кодексе есть некоторые составляющие, которые также желательно необходимо реформировать. Давайте рассмотрим их подробнее.

1. Отмена так называемого упрощенного НДС. Этот вид НДС не сыграл никакой положительной роли ни для бизнеса, ни для государства. С отменой льгот по НДС необходимость в данном виде НДС, я думаю, отпала само собой.

2. Отмена невычитаемых расходов по расчету налога на прибыль, касательно ст 177 НК РУз «Доходы в виде материальной выгоды». Эти расходы необходимо исключить из состава невычитаемых. В составе невычитаемых расходов не должно быть любых расходов, связанных с выплатами персоналу. Как правило, чтобы избежать налоговых последствий, многие организации осуществляют эти выплаты, как говорится, «мимо кассы». В результате бюджет недополучает НДФЛ и ЕСП, помимо части налога на прибыль.

3. Введение необлагаемого минимума по НДФЛ. Так как прожиточный минимум в нашей стране на одного человека в среднем составляет около 1 500 000 сумов в месяц, то оптимальным необлагаемым минимумом является оклад в районе 2,5 МРОТ. В этой связи также необходимо исключить множество льгот по НДФЛ, чтобы наемный труд был в равных условиях.

4. Введение единой классификации рыночных окладов труда вместо единой тарифной системы. Самое понятие единая тарифная система — неоднозначное, непонятное и несет много подводных камней. С минимальным коэффициентом и МРОТ понятно, однако остальные разряды крайне противоречивые. Непонятно, на каком основании устанавливается самый высокий коэффициент.

Как правило, такая система действует в основном в бюджетных организациях. Тем более многие организации во избежание уплаты НДФЛ и ЕСП устанавливают МРОТ для своих сотрудников, а остальную часть уплачивают в конвертах.

Во избежание всего вышесказанного Министерству труда необходимо ввести единую классификацию рыночных окладов труда в зависимости от профессии, должности, опыта работы Задача, конечно, сложная, но необходимая. На основании этой классификации разница между рыночным окладом сотрудника и фактическим его окладом будет облагаться дополнительным НДФЛ и ЕСП. Это также позволит организациям перестать спекулировать на окладах.

5. Отмена всех авансовых платежей по налогам. Изначально эта мера вызвала у меня большое удивление. Она не выдерживает никакой критики. Налогоплательщик должен платить налог по факту, когда налогооблагаемая база уже подсчитана и определена, а не по каким-то там предполагаемым результатам — это закон финансов. Такие меры фактически отвлекают бухгалтеров от их прямых обязанностей. Возникает множество ошибок. И еще существуют какие-то санкции в случае отклонения. Здесь позиция очевидная — эти непонятные вещи надо убирать.

6. Обязательное введение для всех субъектов бизнеса автоматизированной онлайн-бухгалтерии. В соответствии с ней налоговые органы будут контролировать бухгалтерский учет налогоплательщика, определять налогооблагаемую базу, рассчитывать налог и выставлять его к уплате. Пора уже освободить бухгалтеров от этой работы. Налогоплательщик должен будет исключительно проверять расчет налога и уплачивать его. Это также сведет на нет все «негативные взаимоотношения» (уведомления, проверки, письма) налоговых органов с бизнесом. Как я слышал, работа в этом направлении уже ведется.

Читайте также: