Капитальный ремонт морских судов и судов внутреннего плавания ндс

Опубликовано: 30.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 февраля 2020 г. N 03-07-07/8117 О применении НДС при реализации услуг по обслуживанию судов в морском порту

Вопрос: ПАО на основании договоров, заключенных с судовладельцами (агентами судовладельцев) осуществляет в порту обслуживание судов портового флота (буксиров, плавбункеровщиков, пожарных судов и т.п.) и оказывает в отношении таких судов следующие услуги:

- снятие с судов мусора;

- снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод;

Перечисленные суда портового флота осуществляют свою деятельность исключительно на акватории порта и относятся к морским судам и судам внутреннего плавания.

Положениями подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что услуги по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания в период их стоянки в портах освобождаются от налогообложения НДС.

применяется ли к перечисленным выше услугам, оказываемым в порту по обслуживанию судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта, освобождение от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ?

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации услуг по обслуживанию судов в морском порту Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению НДС реализация на территории Российской Федерации услуг (включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река-море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуг по классификации и освидетельствованию судов.

По мнению Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России, изложенному в письме от 5 февраля 2020 г. N Д5/2480-ИС, к обслуживанию судна в морском порту относятся выполнение работ и услуг, связанных с оформлением прихода и отхода судна, подготовкой судна к обработке и очередному рейсу (бункеровка, водоснабжение, навигационное обеспечение, материально-техническое и продовольственное снабжение, снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод, снятие с судов мусора).

Таким образом, в отношении выполнения работ и услуг, связанных с оформлением прихода и отхода судна, подготовкой судна к обработке и очередному рейсу (бункеровка, водоснабжение, навигационное обеспечение, материально-техническое и продовольственное снабжение, снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод, снятие с судов мусора), могут применяться положения подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Кодекса об освобождении данных операций от налогообложения НДС.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

От НДС могут освобождаться работы и услуги, связанные с оформлением прихода и отхода судна, подготовкой судна к обработке и очередному рейсу:

- материально-техническое и продовольственное снабжение;

- снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод;


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плавинская Галина Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы освобождения от налогообложения НДС реализации работ (услуг) по обслуживанию судов в период стоянки в порту. Приводится расшифровка понятия”обслуживание судов”, а также мнение контролирующих и судебных органов по рассматриваемому вопросу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плавинская Галина Алексеевна

Vat calculation at servicing of vessels in port

In the article questions of tax exemption with the VAT of works (services) realization in servicing of vessels in the period of mooring in port are considered. ”Servicing of vessels” concept interpretation, and also supervisory bodies and judicial bodies opinion on the concerned question is given.

Текст научной работы на тему «Исчисление НДС при обслуживании судов в порту»

ИСЧИСЛЕНИЕ НДС при обслуживании СУДОВ в порту

Плавинская Галина Алексеевнв - к.э.н. доцент, исполнительный директор Отраслевого центра по налоговому консультированию на водном транспорте ФГОУ ВПО ГМА им. адм. С. О. Макарова

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы освобождения от налогообложения НДС реализации работ (услуг) по обслуживанию судов в период стоянки в порту. Приводится расшифровка понятия ”обслуживание судов”, а также мнение контролирующих и судебных органов по рассматриваемому вопросу.

Ключевые слова: освобождение от налогообложения НДС, обслуживание морских судов, морской порт, договор буксировки, услуги по бункеровке, ремонт судов в порту.

Налоговым кодексом РФ (НК РФ) предусмотрено освобождение от налогообложения НДС реализации на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка (пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ). Так как льгота поименована в п. 2 ст. 149 НК РФ, то налогоплательщик, выполняющий работы (оказывающий услуги), не имеет права отказаться от применения льготы. Особенности применения льготы будут рассмотрены в данной статье.

Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) под морскими портами в настоящем Федеральном законе понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ).

Статья 9 КТМ РФ определяет морской порт как совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта. Границами морского порта являются границы его территории и акватории. Границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации

в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации (ст. 5 Закона № 261-ФЗ).

Правила оказания услуг в морском порту регулируются ст. 17 Закона № 261-ФЗ. В морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров и иных услуг. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта (Министерство транспорта РФ) с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти утверждает:

1) правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту;

2) правила оказания услуг по обслуживанию судов в морском порту и на подходах к нему;

3) правила оказания иных обычно оказываемых в морском порту услуг.

Правилами оказания услуг по обслуживанию судов в морском порту и на подходах к нему регулируются условия оказания таких услуг. В настоящее время такие правила Минтрансом России не установлены.

В отношении услуг по буксировке судов, морскому агентированию, морскому посредничеству, морскому страхованию, а также услуг, связанных с проведением в морском порту спасательных операций, применяются правила, установленные ГК РФ и КТМ РФ.

По договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории (ст. 232 КТМ РФ).

По договору морского посредничества посредник (морской брокер) обязуется от имени и за счет доверителя оказывать посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи судов, договоров фрахтования и договоров буксировки судов, а также договоров морского страхования (ст. 240 КТМ РФ).

Согласно п. 7 ст. 149 НК РФ освобождение от налогообложения в соответствии с положениями ст. 149 НК РФ не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено НК РФ. Освобождение от налогообложения применяется только при оказании посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1, пп. 1 и 8 п. 2 и пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ (п. 2 ст. 156 НК РФ).

Таким образом, услуги по морскому агентированию и морскому посредничеству подлежат налогообложению НДС, что подтверждается разъяснениями ФНС России (письмо от 01.02.2006 № 03-2-03/210) и арбитражной практикой (Определения ВАС РФ от 30.10.2008 № 13728/08, от 29.07.2008 № 9315/08, от 12.11.2007 № 14471/07).

По договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка) (ст. 225 КТМ РФ). Таким образом, услуги по буксирному сопровождению морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемые порту, а также услуги по швартованию к причалу (от причала) освобождаются от налогообложения НДС (письмо Минфина России от 29.10.2007 № 03-07-08/321).

Много споров с налоговыми органами возникает при оказании услуг по обследовательскому (сюрвейерскому) обслуживанию. Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), введенному в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, к услугам по обслуживанию морских судов в период стоянки в портах относятся: агентское, снабженческое (шипчандлерское), обследовательское (сюрвейерское) обслуживание. Таким образом, обследовательское (сюрвейерское) обслуживание в период стоянки в порту не подлежит налогообложению НДС (письма Минфина России от 11.06.2009 № 03-07-08/127, от 04.06.2009 № 03-07-15/81, от 18.02.2009

№ 03-07-07/09, Определения ВАС РФ от 30.10.2009 № ВАС-13838/09, от 17.08.2009 № ВАС-9877/09, № ВАС-7564/09, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.11.2009 по делу № А56-5229/2009).

Не подлежат налогообложению НДС также услуги по бункеровке морских судов топливом, так

как они непосредственно связаны с обслуживанием морских судов в портах (письма Минфина России от 03.11.2009 № 03-07-08/223, от 08.06.2009 № 03-07-08/125, Постановление ФАС СевероЗападного округа от 21.10.2009 по делу № А42-2050/2007).

Особую сложность вызывает применение льготы по ремонту судов в порту. Позиция Высшего Арбитражного Суда РФ по данному вопросу изложена в постановлении от 25.09.2007 № 4566/07. От НДС освобождается реализация услуг (включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемых российскими налогоплательщиками в период стоянки этих судов в порту на территории, расположенной в пределах установленной границы порта, при представлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактическое оказание услуг по ремонту судов во время их стоянки в порту. Иные услуги по ремонту судов НДС облагаются.

При этом нахождение предприятия на территории порта не является безусловным основанием для признания правомерным использования данной налоговой льготы по НДС. Не может толковаться как проведение работ по обслуживанию судна ремонт судна, прибывшего на предприятие с целью осуществления ремонта в специализированных доках и на судоверфеях, с выводом его из эксплуатации.

Ремонт судна, выполняемый в доках и на судоверфях судоремонтных и судостроительных заводов, не равнозначен ремонту, связанному с обслуживанием судов во время их стоянки в портах, поэтому с операций по реализации работ по заводскому обслуживанию и плановому ремонту налогоплательщик обязан исчислять и уплачивать в бюджет НДС в общеустановленном порядке.

Таким образом, от обложения НДС освобождаются услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемые российскими налогоплательщиками в период стоянки указанных судов в порту на территории, расположенной в пределах установленной границы порта.

Изложенная позиция Высшего Арбитражного Суда РФ нашла свое отражение и в последующих определениях и постановлениях суда.

Если услуги по текущему и капитальному ремонту морских судов оказываются специализированной судоремонтной организацией, действующей на территории морского порта, то применение льготы неправомерно (Определение ВАС РФ от 23.12.2009 № ВАС-16402/09 по делу № А51-7889/2008).

К обслуживанию судов в порту не может быть отнесен целевой плановый ремонт находящегося в порту судна. С операций по реализации работ по заводскому плановому ремонту налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджет в установленном порядке (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4050/09).

Освобождение от налогообложения предоставляется при одновременном соблюдении двух условий: услуги по ремонту должны оказываться в пределах территории порта и во время стоянки судна.

При применении освобождения при исчислении НДС налогоплательщик должен иметь документы, подтверждающие право на это налоговое освобождение. Согласно п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков эти документы.

В соответствии со ст. 76 КТМ РФ в функции капитана морского порта входит оформление прихода судов в морские порты и выхода их из морских портов.

Согласно Общим правилам плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним (далее - Общие правила), утвержденным Приказом Минтранса России от 20.08.2009 № 140, оформление захода судна в морской порт осуществляется капитаном морского порта после предоставления капитаном судна документов, необходимых для оформления захода судна в морской порт. Перечень документов установлен в приложении № 1 к Общим правилам. Капитан морского порта регистрирует приход судна в морской порт проставлением отметки на судовом экземпляре общей декларации и внесением информации о заходе судна, указанной в общей декларации, в информационную систему государственного портового контроля.

Таким образом, для подтверждения права на льготу, установленную в пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик по запросу представляет в налоговый орган:

- договор об оказании услуг (выполнении работ) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в порту;

- документы, подтверждающие факт выполнения договора;

- документы, свидетельствующие о нахождении судна в порту во время оказания услуг (выполнения работ). Такими документами могут быть:

- справка капитана морского порта (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2005 № А42-2684/04-17);

- выписка из судового журнала (Определение ВАС от 05.06.2009 ВАС-4050/09);

- справка морской администрации порта (постановление Федерального арбитражного суда СевероКавказского округа от 19.04.2004 № Ф08-1244/04-561А).

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОРСКИМ СТАТЬЯМ

Направляемые в журнал статьи следует оформлять в соответствии со следующими правилами:

1. Для издания принимаются ранее не опубликованные статьи.

2. Все материалы направляются в редакцию по электронной почте (nalogi@nalogprof.ru).

3. Объем статьи не должен превышать 20 000 знаков, включая пробелы.

4. В статье должны содержаться:

— фамилия, имя, отчество автора (полностью);

— официальное развернутое наименование места работы, должность и ученая степень (при наличии);

— контактная информация ( почтовый и электронный адрес, телефон);

— аннотация (не более 500 знаков);

— ключевые слова (3-6 слов или словосочетаний);

— пристатейные библиографические списки в едином формате, установленном системой Российского индекса научного цитирования.

5. Все сокращения и аббревиатуры при первичном упоминании должны быть обязательно расшифрованы и пояснены.

6. Пронумерованный список литературы , оформленный в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008, в порядке упоминания в тексте приводится в конце статьи.

7. Автор несет ответственность за достоверность сведений, точность цитирования, содержание материалов.

Поскольку никаких ограничений по использованию рассматриваемой льготы в НК РФ нет, от НДС, на наш взгляд, должны освобождаться любые работы (услуги), связанные с обслуживанием судов в период стоянки в портах.

В частности, не облагаются НДС услуги по швартованию к причалу (от причала) и буксирному сопровождению морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемые российской организацией в российском порту (Письмо Минфина России от 29.10.2007 N 03-07­08/321).

Отсутствие в пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ конкретного перечня работ (услуг), подпадающих под действие льготы, естественно, служит причиной многочисленных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Налоговики пытаются максимально сузить рамки данной льготы.

Так, например, налогоплательщикам в судебном порядке удалось отстоять право на применение льготы в отношении операций по реализации следующих работ (услуг):

- доставка членов экипажей, комиссий на рейд морских судов, а также обеспечение морских судов электроэнергией, тепловой энергией, водой (Определение ВАС РФ от 22.10.2007 N 10384/05);

- доставка членов экипажа, комиссий таможенных органов, врачей карантинной службы и т.д. на рейд морских судов, а также доставка грузов (продуктов питания) на борт судна (Определение ВАС РФ от 25.10.2007 N 12900/07).

Отдельного внимания заслуживает вопрос о возможности применения льготы в отношении услуг, оказываемых по договору морского агентирования.

Можно было бы радоваться такой "заботе" чиновников, если бы не одно "но". Эти разъяснения оказались прямо противоположными.

Минфин России (Письмо от 23.01.2006 N 03-04-08/20) считает, что агентское обслуживание относится к услугам по обслуживанию судов в период стоянки в портах и поэтому подпадает под льготу, предусмотренную пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ.

А ФНС России (Письмо от 01.02.2006 N 03-2-03/210@), напротив, считает, что услуги по договору морского агентирования подлежат обложению НДС. Мотивируется эта точка зрения тем, что согласно п. 7 ст. 149 НК РФ льготы, предусмотренные ст. 149 НК РФ, не применяются при осуществлении посреднической деятельности (поручение, комиссия, агентирование).

Имейте в виду: арбитражные суды в большинстве случаев поддерживают точку зрения, высказанную налоговым ведомством.

Так, например, ФАС Северо-Западного округа пришел к выводу, что договор морского агентирования является одной из разновидностей агентского договора. Поэтому, руководствуясь п. 7 ст. 149 НК РФ, суд признал, что услуги по агентированию судов не подпадают под действие льготы и подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (Постановления от 23.07.2007 N А56-25014/2006, от 22.06.2006 N А56-23719/2005 и от 26.05.2005 N А05-15861/04-29).

Причем этот подход ФАС Северо-Западного округа поддержан Высшим Арбитражным Судом РФ (Определение ВАС РФ от 12.11.2007 N 14471/07).

Таким образом, несмотря на приведенное выше разъяснение Минфина России, мы бы не советовали налогоплательщикам, оказывающим услуги по договорам морского агентирования, пользоваться льготным режимом.

Подпункт 23 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождает от НДС услуги по ремонту судов в период стоянки в портах.

Применение этой нормы также служит постоянным источником споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Минфин России считает, что льгота в отношении услуг по ремонту судов должна применяться при оказании таких услуг на территориях портов только в тех случаях, когда судно вошло в порт не специально для ремонта, а в целях торгового мореплавания, перевозки пассажиров, осуществления операций с грузами и т.п.

Если же судно прибыло на судоремонтный завод, находящийся в пределах порта, специально для ремонта, то стоимость ремонта облагается НДС в общеустановленном порядке.

Внимание! Важное судебное решение! Такой же подход к применению пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ продемонстрировал Президиум ВАС РФ (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 25.09.2007 N 4566/07).

Судьи пришли к выводу, что нахождение судоремонтного предприятия на территории порта не является безусловным основанием для признания правомерным использования данной льготы по НДС.

Ремонт, о котором идет речь в пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ, должен осуществляться в рамках проведения работ по обслуживанию судна в период его стоянки в порту. Тогда он НДС не облагается. Если же судно прибыло на судоремонтное предприятие с целью осуществления ремонта в специализированных доках и на судоверфях, с выводом его из эксплуатации, то эти работы под льготу не подпадают.

Таким образом, ремонт судна, выполняемый в доках и на судоверфях судоремонтных и судостроительных заводов, не равнозначен ремонту, связанному с обслуживанием судов во время их стоянки в портах, поэтому стоимость работ по заводскому обслуживанию и плановому ремонту облагается НДС в общеустановленном порядке.

Поскольку никаких ограничений по использованию рассматриваемой льготы в НК РФ нет, от НДС, на наш взгляд, должны освобождаться любые работы (услуги), связанные с обслуживанием судов в период стоянки в портах.

В частности, не облагаются НДС услуги по швартованию к причалу (от причала) и буксирному сопровождению морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемые российской организацией в российском порту (Письмо Минфина России от 29.10.2007 N 03-07­08/321).

Отсутствие в пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ конкретного перечня работ (услуг), подпадающих под действие льготы, естественно, служит причиной многочисленных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Налоговики пытаются максимально сузить рамки данной льготы.

Так, например, налогоплательщикам в судебном порядке удалось отстоять право на применение льготы в отношении операций по реализации следующих работ (услуг):

- доставка членов экипажей, комиссий на рейд морских судов, а также обеспечение морских судов электроэнергией, тепловой энергией, водой (Определение ВАС РФ от 22.10.2007 N 10384/05);

- доставка членов экипажа, комиссий таможенных органов, врачей карантинной службы и т.д. на рейд морских судов, а также доставка грузов (продуктов питания) на борт судна (Определение ВАС РФ от 25.10.2007 N 12900/07).

Отдельного внимания заслуживает вопрос о возможности применения льготы в отношении услуг, оказываемых по договору морского агентирования.

Можно было бы радоваться такой "заботе" чиновников, если бы не одно "но". Эти разъяснения оказались прямо противоположными.

Минфин России (Письмо от 23.01.2006 N 03-04-08/20) считает, что агентское обслуживание относится к услугам по обслуживанию судов в период стоянки в портах и поэтому подпадает под льготу, предусмотренную пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ.

А ФНС России (Письмо от 01.02.2006 N 03-2-03/210@), напротив, считает, что услуги по договору морского агентирования подлежат обложению НДС. Мотивируется эта точка зрения тем, что согласно п. 7 ст. 149 НК РФ льготы, предусмотренные ст. 149 НК РФ, не применяются при осуществлении посреднической деятельности (поручение, комиссия, агентирование).

Имейте в виду: арбитражные суды в большинстве случаев поддерживают точку зрения, высказанную налоговым ведомством.

Так, например, ФАС Северо-Западного округа пришел к выводу, что договор морского агентирования является одной из разновидностей агентского договора. Поэтому, руководствуясь п. 7 ст. 149 НК РФ, суд признал, что услуги по агентированию судов не подпадают под действие льготы и подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (Постановления от 23.07.2007 N А56-25014/2006, от 22.06.2006 N А56-23719/2005 и от 26.05.2005 N А05-15861/04-29).

Причем этот подход ФАС Северо-Западного округа поддержан Высшим Арбитражным Судом РФ (Определение ВАС РФ от 12.11.2007 N 14471/07).

Таким образом, несмотря на приведенное выше разъяснение Минфина России, мы бы не советовали налогоплательщикам, оказывающим услуги по договорам морского агентирования, пользоваться льготным режимом.

Подпункт 23 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождает от НДС услуги по ремонту судов в период стоянки в портах.

Применение этой нормы также служит постоянным источником споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Минфин России считает, что льгота в отношении услуг по ремонту судов должна применяться при оказании таких услуг на территориях портов только в тех случаях, когда судно вошло в порт не специально для ремонта, а в целях торгового мореплавания, перевозки пассажиров, осуществления операций с грузами и т.п.

Если же судно прибыло на судоремонтный завод, находящийся в пределах порта, специально для ремонта, то стоимость ремонта облагается НДС в общеустановленном порядке.

Внимание! Важное судебное решение! Такой же подход к применению пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ продемонстрировал Президиум ВАС РФ (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 25.09.2007 N 4566/07).

Судьи пришли к выводу, что нахождение судоремонтного предприятия на территории порта не является безусловным основанием для признания правомерным использования данной льготы по НДС.

Ремонт, о котором идет речь в пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ, должен осуществляться в рамках проведения работ по обслуживанию судна в период его стоянки в порту. Тогда он НДС не облагается. Если же судно прибыло на судоремонтное предприятие с целью осуществления ремонта в специализированных доках и на судоверфях, с выводом его из эксплуатации, то эти работы под льготу не подпадают.

Таким образом, ремонт судна, выполняемый в доках и на судоверфях судоремонтных и судостроительных заводов, не равнозначен ремонту, связанному с обслуживанием судов во время их стоянки в портах, поэтому стоимость работ по заводскому обслуживанию и плановому ремонту облагается НДС в общеустановленном порядке.

Дата размещения статьи: 06.07.2014

В соответствии с пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ обложению НДС не подлежит реализация на территории РФ работ (услуг) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания в период стоянки в портах (всех видов портовых сборов, услуг судов портового флота). При этом в Налоговом кодексе уточнено, что к услугам также относятся услуги по ремонту судов. Может ли ремонтный завод воспользоваться данной льготой при оказании услуг по ремонту военных судов?

Разбираемся с терминологией

Ключевым моментом, при соблюдении которого налогоплательщик может воспользоваться льготой по НДС, является факт выполнения (оказания) работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию судов во время стоянки судна в порту. Другими словами, льгота применяется при условии оказания услуг по ремонту в пределах территории порта и во время стоянки судна.
Разберемся, что следует понимать под стоянкой в порту. Поскольку в Налоговом кодексе понятия стоянки и порта не приведены, следует использовать их в том значении, в котором они применяются в других отраслях законодательства. Так, чиновники и судьи считают возможным ориентироваться на понятие морского порта, представленного в Кодексе торгового мореплавания, который регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания. Правила этого Кодекса как раз распространяются на те виды судов, о которых идет речь в пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ (морские суда, суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания).
Под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры , расположенных на специально отведенной территории и акватории, которые предназначены:
- для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания;
- для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота;
- для обслуживания пассажиров;
- для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки;
- для оказания иных обычно оказываемых в морском порту услуг и взаимодействия с другими видами транспорта. Так, к иным услугам отнесены услуги по организации перегрузки грузов с судна на судно.
--------------------------------
Что следует понимать под объектами инфраструктуры морского порта, указано в Федеральном законе от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Стоянка судов в морских портах - строго регламентированная процедура, прописанная в Общих правилах плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных Приказом Минтранса России от 20.08.2009 N 140. Например, стоянка судов у причальных устройств (причалов) осуществляется в соответствии с графиком расстановки судов в морском порту, утверждаемым капитаном морского порта (п. 92 указанных Правил). Длительная стоянка судов в морском порту сверх времени, необходимого для осуществления погрузо-разгрузочных операций или оказания судну услуг по его обслуживанию, осуществляется с разрешения капитана морского порта на длительную стоянку судна в морском порту на основании заявки судовладельца или капитана судна.
На этом этапе поисков становится актуальным понятие "обслуживание судов". В приведенных документах оно отсутствует. Если заглянуть в Положение о технической эксплуатации судов рыбной промышленности, утвержденное Приказом Госкомрыболовства России от 05.05.1999 N 107, можно узнать, что техническое обслуживание судов, а также ремонт судов - это функциональные элементы технической эксплуатации судов. Техническое обслуживание судов включает в себя комплекс работ по поддержанию судов в исправном техническом состоянии, осуществляемый судовым экипажем, базами технического обслуживания судовладельца (БТО, СРЗ, мастерскими), а также судоремонтными предприятиями (СРП). Под ремонтом судов понимается комплекс работ по восстановлению уровня работоспособности судов, обеспечивающего возможность их эксплуатации в межремонтные периоды, выполняемый СРП различных отраслей и форм собственности. Аналогичные "выкладки" приведены в РД 31.20.01-97 "Правила технической эксплуатации морских судов. Основное руководство", утвержденном Распоряжением Минтранса России 08.04.1997 N МФ-34/672. Здесь указано, что техническим обслуживанием морских судов являются поддержание в эксплуатации судна, судовых технических средств, корпусных конструкций и систем (СТСиК) в исправном техническом состоянии и соблюдение установленных технико-эксплуатационных показателей, ремонтом - восстановление исправного технического состояния судна, СТСиК и установленных технико-эксплуатационных показателей. Таким образом, обслуживание судов и их ремонт - это разные составляющие технической эксплуатации судов.
Кстати, в ОК 034-2007 (КПЕС 2002) "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" к услугам по обслуживанию морских судов и судов внутреннего водного транспорта в период стоянки в портах отнесены агентское, снабженческое (шипчандлерское), обследовательское (сюрвейерское) обслуживание (коды ОКПО 63.22.16.111, 63.22.16.112).
--------------------------------
Принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.

Получается, что целью стоянки судна в порту может быть обслуживание судна, но не его ремонт. В связи с этим считаем вполне логичными утверждения Минфина России о том, что льготу по НДС можно применять при оказании услуг на территориях портов по ремонту судов, входящих в порты не специально для ремонта, а в целях обслуживания судов, перевозки пассажиров, осуществления операций с грузами (Письмо от 30.12.2009 N 03-07-11/338). Представленные выкладки позволяют понять и утверждение Президиума ВАС РФ о том, что ремонт судна, выполняемый в доках и на судоверфях судоремонтных и судостроительных заводов, не равнозначен ремонту, связанному с обслуживанием судов во время их стоянки в портах (Постановление от 25.09.2007 N 4566/07). То же самое касается целевого планового ремонта находящегося в порту судна (Постановление от 01.09.2009 N 4050/09). Прибытие судна в порт непосредственно для ремонта является основанием для отказа в применении льготы (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по делу N А51-10265/2012, оставленное без изменения Постановлением ФАС ДВО от 20.06.2013 N Ф03-2294/2013).

Вывод. Льгота по НДС не может применяться, если:
- ремонт являлся плановым (судно заходит в порт для ремонта, ремонт является заранее запланированным и не носит характера непредвиденных работ);
- ремонт осуществлен в специализированных условиях (в доках, на судоверфях судоремонтных и судостроительных заводов);
- на время ремонта судно выведено из эксплуатации.

Ремонт военных судов

Приведенная интерпретация пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ основана на понятиях, приведенных в законах и правилах, регулирующих деятельность в морских портах судов торгового и рыбного флота. Что касается военных кораблей РФ, Федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" предусмотрен их заход в военно-морскую базу или пункт базирования военных кораблей. Если военно-морская база или пункт базирования военных кораблей имеет смежную с морским портом акваторию, порядок захода в морской порт и выхода из морского порта всех судов устанавливается старшим морским начальником по согласованию с капитаном морского порта, должностным лицом по пограничной службе и должностным лицом таможенного органа.
В связи с этим для решения вопроса о том, можно ли применять льготу по НДС, в первую очередь необходимо выяснить, в каком месте находился корабль во время ремонта. Если окажется, что это военно-морская база или пункт базирования военных кораблей, то ни о каком освобождении речи быть не может. Подтверждает это и арбитражная практика.
Именно с такими обстоятельствами столкнулся Арбитражный суд Приморского края в деле N А51-7023/2013. Оказалось, что во время проведения ремонта военные корабли находились не на стоянке в морских портах, а в пункте своего постоянного базирования - на территории соответствующих войсковых частей. Получается, что во время проведения ремонтных работ корабли не находились на стоянке в порту в значении, определенном соответствующим законодательством, а возвращались на территорию своей воинской части в место постоянного базирования, то есть не соблюдалось основополагающее условие для применения льготы по НДС - нахождение судна во время ремонта на стоянке в порту. Кроме того, ремонт носил целевой и плановый характер. В итоге судом был сделан вывод: ремонтный завод является специализированным участником рынка, а ремонт, производимый им на военных кораблях, не может приравниваться к ремонту, освобождаемому от уплаты НДС (Решение от 05.06.2013, оставленное без изменения Постановлениями Пятого арбитражного суда апелляционной инстанции от 02.09.2013 по тому же делу и ФАС ДВО от 26.12.2013 N Ф03-6174/2013).
К таким же выводам Пятый арбитражный апелляционный суд пришел в деле N А51-12764/2012: положения пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ о льготном обложении НДС ремонтных работ в отношении судов во время их стоянки в порту относятся только к судам торгового и рыбного флота в период их стоянки в порту у причальной стенки в пределах времени, установленного графиком стоянки для погрузо-разгрузочных операций или обслуживания судна (в том числе краткосрочного ремонта), но не относятся к военным кораблям, находящимся в месте своего постоянного базирования (Постановление от 17.12.2012, оставленное в данной части без изменения Постановлением ФАС ДВО от 20.03.2013 N Ф03-665/2013). ВАС согласился с тем, что ремонтным заводом не было соблюдено одно из условий для применения льготы - нахождение судна во время ремонта на стоянке в порту, поэтому указанное дело не было передано в Президиум ВАС РФ (Определение от 10.07.2013 N ВАС-8627/13). Точно такая же судьба постигла дело N А51-14519/2012, которое рассмотрено теми же судами (Постановление апелляционной инстанции датировано тоже 17.12.2012, оно оставлено без изменения Постановлением ФАС ДВО от 27.03.2013 N Ф03-647/2013). В передаче данного дела в Президиум ВАС отказано Определением ВАС РФ от 25.07.2013 N ВАС-9055/13.
Обратим внимание на еще одно дело - дело N А51-19943/2011 Амурского суда Приморского края, по которому было принято Решение от 20.02.2013. Судом были учтены специфика военных судов, плановость проведения ремонта, цель захода военных судов в порт. В итоге был сделан вывод о том, что произведенные обществом ремонтные работы не относятся к работам, осуществляемым с целью устранения возникших неполадок, производимым на судне в период его захода в порт с целью загрузки, выгрузки, заправки или еще каких-либо работ по обслуживанию судов, выполнение которых освобождается от обложения НДС.

Вывод. Осуществление ремонта военных судов во время их нахождения в пунктах постоянного базирования военных кораблей РФ, расположенных на территории морского порта, не может быть приравнено к оказанию услуг по ремонту судов в период их стоянки в портах. Поэтому льгота по НДС не применяется.

Льгота по НДС при ремонте судов может быть применена только в том случае, если ремонт осуществлен во время стоянки судна в порту. Это означает, что целью захода судна в порт не должен являться непосредственно ремонт. В отношении военных кораблей ситуация усложняется тем, что осуществление ремонта судов во время их нахождения в пунктах базирования или на военно-морской базе вообще не может рассматриваться как стоянка судна в порту в том значении, которое используется для целей налогообложения. Следовательно, в данном случае освобождение от НДС операций по оказанию услуг ремонта невозможно.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Читайте также: