Какой ндс на сельхозпродукцию

Опубликовано: 17.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каковы ставки НДС по кормам растительного происхождения (силос, сено, солома, сенаж) в 2020 году?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При реализации кормов растительного происхождения (силоса, сена, соломы, сенажа) применяется ставка НДС десять процентов.

Обоснование вывода:
В общем случае при исчислении НДС применяется налоговая ставка 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ). В свою очередь, при реализации отдельных видов товаров налогообложение производится по пониженной ставке 10%.
Коды видов продукции, подлежащих обложению по ставке НДС 10%, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД), определяются Правительством РФ (последний абзац п. 2 ст. 164 НК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 (далее - Постановление N 908) утверждены следующие перечни кодов видов продовольственных товаров:
- Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при реализации (далее - Перечень ОКПД);
- Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по ставке 10% при ввозе на территорию РФ (далее - Перечень ТН ВЭД).
Для применения пониженной налоговой ставки НДС достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ со ссылкой хотя бы на один из двух источников - ОКПД или ТН ВЭД (п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, письма Минфина России от 29.10.2018 N 03-07-07/77566, от 17.03.2017 N 03-10-11/15618, от 13.08.2015 N 03-07-13/1/46756).
При рассмотрении вопроса о применении ставки НДС в размере 10% в отношении товаров, в частности реализуемых в РФ, следует руководствоваться как кодами Перечней ОКПД и ТН ВЭД, так и наименованием товара (письмо Минфина России от 03.04.2018 N 03-07-07/21499).
Иными словами, налогоплательщик вправе применять налоговую ставку НДС 10% при реализации продукции, поименованной в вышеуказанных Перечнях.
В отношении реализации продукции, не включенной в них, применяется общая ставка НДС, указанная в п. 3 ст. 164 НК РФ (письма Минфина России от 19.06.2018 N 03-07-07/41742, от 23.04.2018 N 03-07-07/27259, от 03.04.2018 N 03-07-07/21283, ФНС России от 07.03.2017 N СД-4-3/4095@). При этом специалисты финансового ведомства сообщают, что присвоение продукции кода по ОКПД подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (письма Минфина России от 25.02.2019 N 03-07-11/12108, от 21.02.2019 N 03-07-11/11371, от 19.02.2019 N 03-07-07/10290).
В рассматриваемой ситуации речь идет о кормах растительного происхождения - силос, сено, солома, сенаж. При этом в разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня ОКПД под кодом 10.91.10.110 значится категория продукции "Растительные корма", которая принадлежит виду "Корма готовые для сельскохозяйственных животных (кроме муки и гранул из люцерны)" с кодом 10.91.10.
Кроме того, в Перечне ТН ВЭД в разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" под кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2309 90 поименованы продукты, используемые для кормления животных (в том числе корма растительные, корма животные сухие, премиксы, кормовые добавки, комбикорма, концентраты белково-витаминно-минеральные, концентраты амидо-витаминно-минеральные, концентраты и смеси кормовые) (кроме продуктов, предназначенных для кормления декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак, декоративных грызунов и рептилий).
Таким образом, растительные корма упоминаются как в Перечне ОКПД, так и в Перечне ТН ВЭД. Соответственно, при их реализации применяется ставка НДС десять процентов.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Ставка НДС 10%.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

20 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Автор: О. П. Гришина

Что нужно учесть налогоплательщику, реализующему сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки, которые включены в перечень, утвержденный Правительством РФ?

По общему правилу налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (продукции) определяется исходя из стоимости этих товаров (продукции) (п. 1 ст. 154 НК РФ). Особый порядок исчисления налога п. 4 названной статьи предусмотрен для операций по реализации закупленной у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС) сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, которые включены в правительственный Перечень. Налоговая база в этом случае рассчитывается как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. О нюансах применения такого особого порядка поговорим в рамках данной статьи.

Особый порядок исчисления налоговой базы.

Согласно п. 4 ст. 154 НК РФ при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

Суть особого порядка, установленного данным пунктом, заключается в том, что налог исчисляется с межценовой разницы и с использованием расчетных ставок – 10/110 или 18/118. Добавим, на многие виды продукции, закупаемой у физических лиц, распространяется п. 2 ст. 164 НК РФ, то есть они облагаются НДС по ставке 10%.

Налоговая база (или межценовая разница) в анализируемой ситуации рассчитывается по формуле:

Налоговая база по НДС

Цена реализации с учетом НДС

Цена, по которой продукция была закуплена у физических лиц

Указанный порядок позволяет уплачивать НДС с реализации в меньшем размере, поскольку налог в данном случае исчисляется не со всей стоимости реализованной продукции, а с межценовой разницы. Правда, сфера применения обозначенной преференции (а предоставление налогового преимущества отдельным категориям лиц является именно преференцией) ограничена рядом дополнительных условий. Проанализируем эти условия.

Закупаемая продукция должна быть включена в Перечень

Реализуемая налогоплательщиком сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки должны быть включены в Перечень*

* К примеру, если в Перечне указан только вид сельскохозяйственной продукции, а продукты ее переработки не упоминаются, то к названным продуктам переработки п. 4 ст. 154 НК РФ не применяется (см. Письмо Минфина России от 26.01.2005 № 03-04-04/01).

К сведению:

В Перечень, в частности, входят скот, птица и кролики в живом весе, мясо и субпродукты скота и птицы, молоко и молокопродукты, яйца, невыделанные шкурки кроликов, норки, песца, лисицы и нутрии, рыба всех видов (любительское рыболовство), пчелиный мед, пчелиный воск, вощина, зерновые и зернобобовые культуры, масличные культуры (кроме конопли), сахарная свекла, картофель, овощи открытого и защищенного грунта, бахчевые продовольственные и кормовые культуры, плоды семечковых и косточковых культур, виноград, плоды цитрусовых культур, чайный лист, культурные и дикорастущие орехи и ягоды, культурные и дикорастущие (свежие) грибы.

Пример 1.

Налогоплательщик закупил у физического лица красную свеклу в количестве 245 кг по цене 18 руб. за кг. В дальнейшем свекла была реализована по цене 25 руб. за кг.

Свекла поименована в Перечне (она относится к овощам открытого грунта).

Следовательно, при ее реализации налоговая база в целях исчисления НДС определяется как межценовая разница в порядке, установленном п. 4 ст. 154 НК РФ. В данном случае налоговая база составит 1 715 руб. ((25 - 18) руб. x 245 кг).

Соответственно, операции по реализации товаров (продукции), которые не включены в этот Перечень, облагаются НДС в общем порядке на основании п. 1 ст. 154 НК РФ.

Продукция должна быть закуплена у физических лиц

Реализуемая налогоплательщиком сельскохозяйственная продукция закуплена у физических лиц*, не являющихся предпринимателями

* Но при условии осуществления реальной закупки продукции у населения (см. Постановление АС ПО от 25.08.2016 № Ф06-11507/2016 по делу № А65-25498/2015).

В силу п. 2 ст. 11 НК РФ физическими лицами признаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Вместе с тем в названном пункте упоминается еще одна категория физических лиц – это лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К последним отнесены индивидуальные предприниматели и главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Разница между указанными категориями физических лиц заключается в том, что одни осуществляют предпринимательскую деятельность (то есть деятельность, направленную на систематическое получение дохода), а другие – нет.

Причем о предпринимательской деятельности (как о критерии, который позволяет разграничивать обычных физических лиц от предпринимателей и глав фермерских хозяйств) в п. 4 ст. 154 НК РФ не упоминается. В нем лишь есть оговорка о неплательщиках налога. А неплательщиками НДС, как известно, могут быть и предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы (например, УСНО).

Между тем данное обстоятельство правоприменительной практикой толкуется не в пользу предпринимателей. И чиновники (см. Письмо Минфина России от 07.12.2006 № 03-04-11/234), и суды (см. Постановление ФАС ПО от 03.12.2013 по делу № А12-6633/2013) считают, что действие п. 4 ст. 154 НК РФ не распространяется на предпринимателей-спецрежимников.

Пример 2.

Используем данные из предыдущего примера.

Налогоплательщик приобрел свеклу для дальнейшей реализации у фермера – индивидуального предпринимателя.

В этом случае налоговая база определяется по общему правилу, установленному в п. 1 ст. 154 НК РФ, то есть с полной стоимости реализованной продукции: 6 125 руб. (25 руб. x 245 кг).

Продукты переработки.

Дословно операции, в отношении которых подлежит применению правило, установленное п. 4 ст. 154 НК РФ, определены так: при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками).

Исходя из построения фразы, получается, что продукты переработки как будто исключены из контекста анализируемой нормы. Хотя в названии Перечня говорится именно о сельскохозяйственной продукции и продуктах ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц.

В результате на практике нередко возникают споры относительно правомерности исчисления НДС с межценовой разницы при продаже продукции, изготовленной налогоплательщиком из сырья, закупленного у физических лиц. Об этом свидетельствуют примеры судебных решений.

Есть решения, в которых высказывалась иная точка зрения: налогоплательщик вправе определять налоговую базу по НДС как разницу между ценой реализации и ценой приобретения, в том числе и при реализации продуктов, при изготовлении которых использовалась сельскохозяйственная продукция, поименованная в Перечне и приобретенная у физических лиц, не являющихся плательщиками данного налога.

В частности, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.08.2013 по делу № А12-6633/2013 отметил, что в силу прямого указания действие п. 4 ст. 154 НК РФ распространяется не только на операции по перепродаже сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, но и на операции по продаже продуктов ее переработки.

Схожие выводы (что особый порядок определения налоговой базы распространяется не только на ситуации, когда приобретенная у физических лиц продукция и продукты ее переработки перепродаются в неизменном (непереработанном) виде, но и на случаи реализации готовой продукции, произведенной из названных продуктов и продуктов их переработки) были также сделаны:

в Постановлении ФАС СКО от 16.01.2007 № Ф08-6441/06-2826А по делу № А32-24896/2005-60/971 (Определением ВАС РФ от 09.08.2007 № 8061/07 оставлено в силе);

в Постановлении ФАС УО от 08.05.2009 № Ф09-2751/09-С2 по делу № А07-13574/2008-А-БЛВ.

Следует обратить внимание и на Постановление АС ВСО от 30.07.2015 по делу № А78-7926/2014, в котором уточнено, что в отношении операций по реализации продуктов переработки, для изготовления которых налогоплательщик закупает у физических лиц сельскохозяйственное сырье, также применяется особый порядок исчисления налоговой базы, но при условии, что продукты переработки из закупленного у физических лиц сельскохозяйственного сырья поименованы в Перечне.

Иная точка зрения отражена в Постановлении ФАС ЗСО от 08.06.2009 № Ф04-2975/2009(6522-А03-42) по делу № А03-8680/2008: в отношении операций по реализации мясных деликатесов и полуфабрикатов, выработанных предпринимателем из мяса, закупленного у населения, налоговая база должна исчисляться в общеустановленном порядке (то есть в порядке п. 1 ст. 154 НК РФ).

Официальных писем по анализируемому вопросу немного, и, к сожалению, в них не всегда приведены исчерпывающие разъяснения, исключающие двоякое толкование.

Разъяснения, приведенные чиновниками

Письмо Минфина России от 26.01.2005 № 03-04-04/01

В Перечень включен папоротник, а не продукты его переработки. Поэтому при реализации продуктов переработки папоротника (в том числе папоротника соленого), закупленных у физических лиц, налоговая база по НДС определяется в общеустановленном порядке, то есть в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ

Письмо Минфина России от 27.04.2002 № 04-03-11/17

Что касается реализации товаров (в том числе колбасных изделий), произведенных налогоплательщиком из мяса, закупленного у физических лиц, то согласно п. 1 ст. 154 НК РФ в таких случаях налоговая база устанавливается исходя из полной стоимости реализованных товаров, исчисленной на основании цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ без включения в них НДС и налога с продаж

Более точные формулировки, на наш взгляд, Минфин привел в Письме от 11.07.2017 № 03-07-14/43942.

Чиновники фактически указали, что условием применения названной налоговой преференции является именно перепродажа ранее закупленных у населения и сельскохозяйственной продукции, и продуктов ее переработки в неизменном виде. Буквально они сказали следующее: налоговая база по НДС определяется в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 154 НК РФ, в случае перепродажи налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, приобретенных у физических лиц, не являющихся плательщиками налога.

Кроме того, финансисты подчеркнули, что если происходит реализация товаров, произведенных из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, то согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса в таких случаях налоговая база определяется исходя из полной стоимости реализованных товаров.

Мы неслучайно процитировали эту фразу, поскольку из-за отсутствия в ней упоминания о Перечне, ее можно истолковать двояко. Под товарами здесь понимаются:

либо продукты переработки, произведенные налогоплательщиком из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, которые прямо не указаны в Перечне;

либо любые продукты переработки, произведенные налогоплательщиком из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц.

Значит, что каждый участник налоговых правоотношений (включая налоговиков) может (и, скорее всего, будет) трактовать разъяснения, приведенные в Письме Минфина России № 03-07-14/43942, в свою пользу. Что в результате неизбежно приведет к налоговым спорам, исход которых предугадать сложно.

Одним из приоритетных направлений развития российской экономики является сельское хозяйство. В связи с этим для предприятий данной сферы был разработан специальный налоговый режим — единый сельскохозяйственный налог. ЕСХН — что это такое простыми словами?

Плательщики на этой системе освобождены от уплаты налога на прибыль (индивидуальные предприниматели — от НДФЛ), а также частично от налога на имущество. Вместо этого они уплачивают единый налог с разницы доходов и расходов. При этом лицо должно иметь статус сельхозпроизводителя. К ним относят юрлиц, крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП, которые занимаются производством, переработкой или продажей продукции растениеводства, животноводства, рыбным хозяйством, а также оказывают услуги в области сельского хозяйства. Кроме этого, ключевое условие применения спецрежима — лимит доходов от прочей деятельности. Доля выручки с продаж сельхозпродукции в общей сумме поступлений должна быть равна не менее 70 %.

В настоящее время порядок налогообложения лиц на ЕСХН несколько изменился. Какие нововведения появились в системе ЕСХН с 2021 года? Последние новости вы можете найти в нашей статье.

ЕСХН в 2021 году: изменения обязанностей плательщиков

Напомним, что еще с 1 января 2019 года у сельхозпроизводителей на спецрежиме появилась обязанность уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость. Она установлена Федеральным законом от 27 ноября 2017 № 335-ФЗ, вносящим поправки в Налоговый кодекс. Ранее для плательщиков ЕСХН НК РФ предусматривалось освобождение от НДС. Исключением являлся налог, вносимый в бюджет при ввозе импортной продукции. Теперь компании и ИП на ЕСХН должны будут оформлять все необходимые документы как плательщики налога на добавленную стоимость. В частности, вести книгу покупок и продаж и составлять счета-фактуры для контрагентов. Кроме того, нужно будет представлять в налоговую декларации по НДС.

Сдавайте декларацию ЕСХН через интернет

Укажите данные вашей организации, и Контур.Экстерн поможет рассчитать сельскохозяйственный налог, проверит декларацию на ошибки и моментально передаст ее в налоговую, а затем подготовит платежку для банка.

ЕСХН и НДС в 2021 году: преимущества и недостатки

Какие положительные и отрицательные стороны есть у новой обязанности сельхозпроизводителей? Уплата НДС — это дополнительная налоговая нагрузка для предприятий, что является негативным фактором. Автоматически увеличивается объем составляемой отчетности, а следовательно, и трудозатраты. Также появление обязанности уплачивать новый налог означает дополнительный контроль со стороны налоговой службы.

С другой стороны, плательщики единого сельхозналога теперь являются более привлекательными для контрагентов. Покупателям зачастую невыгодно приобретать товары у тех лиц, которые не должны уплачивать НДС. В этих случаях они теряют свое право на получение вычета. Предполагается, что введение НДС для сельхозпроизводителей повысит спрос на их продукцию.

Освобождение от уплаты НДС для сельхозпроизводителей

У фирм и предприятий на ЕСХН есть право получить освобождение от уплаты НДС. Это возможно в следующих ситуациях:

  • уведомление на получение освобождения от НДС и уведомление о начале работы на спецрежиме относятся к одному календарному году;
  • соблюдение норматива по выручке от с/х деятельности. Пороговая величина постепенно будет снижаться. Так, чтобы получить освобождение от НДС в 2021 году, доход без учета налога в 2020 году не должен был превысить 80 млн руб. за год. Критерии для последующих лет приведены в таблице:

Год Пороговое значение выручки
2020 90 млн руб. в 2019 г.
2021 80 млн руб. в 2020 г.
2022 70 млн руб. в 2021 г.
2023 60 млн руб. в 2022 г.

Если сельхозпроизводитель планирует реализовать право не платить НДС, он должен подать соответствующее уведомление в налоговую. Уведомление об освобождении от НДС для ЕСХН подается включительно до 20 числа месяца, с которого плательщик начинает использовать свое право не платить налог. Форма уведомления об использовании права на освобождение от НДС при ЕСХН в 2021 году утверждена Приложением № 2 к Приказу Минфина от 26.12.2018 № 286н.

Не могут получить освобождение от НДС те компании и ИП, которые продавали подакцизную продукцию в течение трех календарных месяцев до подачи уведомления. При начале продажи подакцизных товаров либо при нарушении лимита выручки сельхозпроизводитель теряет право не платить НДС. В дальнейшем такие лица не имеют права на повторное освобождение. Обратите внимание, что, если получение освобождения является добровольным, то обратная процедура невозможна, кроме как при нарушении приведенных условий.

Налоговые ставки спецрежима для сельхозпроизводителей в 2021 году

Единый сельскохозяйственный налог в 2021 году в общем случае уплачивается по стандартной ставке в 6 %. При этом власти субъектов РФ могут установить дифференцированные значения ставки в диапазоне от 0 до 6 %. Такая возможность появилась с начала 2019 года. Размер ставки зависит от:

  • вида с/х продукции (или работ/услуг);
  • размера доходов от ведения бизнеса в сфере сельского хозяйства;
  • места, где лицо осуществляет деятельность;
  • численности сотрудников компании или ИП.

Вариация ставок позволяет найти баланс между нагрузкой на плательщиков и величиной налоговых поступлений. Некоторые регионы уже воспользовались правом ввести на их территории пониженные ставки. Например, в Московской области установлена нулевая ставка налога до 31 декабря 2021 года. До этой же даты установлены ставки местными законами в Свердловской (5 %) и в Кемеровской областях (3 %).

Налог на имущество для плательщиков ЕСХН — 2021

Важный вопрос при применении ЕСХН — налогообложение имущества. В качестве ключевых изменений в системе ЕСХН последних лет следует указать поправку в Налоговом кодексе, касающуюся налога на имущество. Начиная с прошедшего 2018 года от обложения налогом освобождается только то имущество, которое задействовано при ведении с/х деятельности. К нему относятся активы, которые задействованы при производстве, переработке, реализации сельхозтоваров либо при оказании услуг другим сельхозпроизводителям. Ранее такая оговорка отсутствовала.

Имущество, которое используется в сельхоздеятельности, можно разделить на две группы. Одно напрямую используется для производства. Например, посевная техника, здания, где содержатся животные и т.д. Другие являются вспомогательными, в частности, гаражи для техники, склады и т.д. Право не уплачивать налог относится к обеим группам.

Активы, облагаемые налогом на имущество, и активы, задействованные в с/х деятельности, должны учитываться отдельно. Однако может возникнуть ситуация, когда предприятие использует имущество одновременно для производства сельхозпродукции и для иной деятельности. В таком случае раздельно учесть имущество нельзя. В 2018 году было выпущено Письмо ФНС от 10 июля 2018 № БС-4-21/13205@. В нем приведено следующее разъяснение: если предприятие-сельхозпроизводитель использует имущество для прочей предпринимательской деятельности, но в то же время и по целевому назначению, то налогом оно не облагается. Кроме того, налог на имущество платить не надо, если активы находятся на консервации, то есть временно не задействованы при основной деятельности.

При продаже сельхозпродукции, закупленной у населения, НДС следует платить с учетом некоторых специфических особенностей, особенно если закупки осуществляются как у частных лиц, не являющихся плательщиками этого налога, так и у юридических лиц и ИП.

Если фирма продает сельскохозяйственную продукцию, закупленную у населения, НДС нужно заплатить так, как того требует пункт 4 статьи 154 Налогового кодекса РФ.

При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной
у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется
как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом налога
и ценой приобретения указанной продукции.

Перечень сельхозпродукции

Перечень сельхозпродукции, при продаже которой действует такой порядок, утвержден постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 года № 383.

Вот этот перечень:

Скот, птица и кролики в живом весе
Мясо и субпродукты скота и птицы
Молоко и молокопродукты
Яйца
Сырье кожевенное (мелкое, крупное, свиное)
Кожи жесткие, сыромятные, полуфабрикаты кожевенные (продукция переработки кожевенного сырья)
Овчины меховые, шубные, шкурки ягнят и козлят невыделанные
Шкурки кроликов, норки, песца, лисицы и нутрии невыделанные
Сырье перопуховое
Отходы при переработке скота, птицы, кроликов, молока, перопухового сырья
Рога, копыта, волос, щетина, кость, панты
Шерсть всякая
Рыба всех видов (любительское рыболовство)
Лекарственные растения (возделываемые и дикорастущие, кроме мака)
Мед пчелиный, воск пчелиный, вощина
Зерновые и зернобобовые культуры
Масличные культуры (кроме конопли)
Свекла сахарная
Папоротник
Картофель
Овощи открытого и защищенного грунта
Бахчевые продовольственные и кормовые культуры
Плоды семечковых и косточковых культур
Виноград
Плоды цитрусовых культур
Чайный лист
Орехи культурные и дикорастущие
Ягоды культурные и дикорастущие
Грибы культурные и дикорастущие (свежие)
Сено
Материалы растительные дикорастущие, используемые для изготовления щеточных изделий, метел
и веников

Цена, определяемая в соответствии со статьей 105.3 Налогового кодекса – это та цена,
по которой фирма продает сельхозпродукцию. Однако эту сумму нужно сравнить с рыночной ценой на такую же партию такого же товара.

Читайте в бераторе

Если в результате проверки цен со стороны ФНС окажется, что цена, установленная в договоре купли-продажи, находится вне пределов интервала рыночных цен, выручку (а, следовательно,
и НДС) придется пересчитать исходя из рыночной цены.

Оформление покупки у физического лица

Покупку сельхозпродукции у физического лица оформляют договором купли-продажи или торгово-закупочным актом. Для торгово-закупочного акта предусмотрен типовой бланк
(форма № ОП-5, утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132).

О сумме, выплаченной физическому лицу при закупке у него сельхозпродукции, фирма должна сообщить в свою налоговую инспекцию. Для этого бухгалтер должен заполнить справку
о доходах физического лица (форма № 2-НДФЛ).

Справку нужно сдать в инспекцию не позднее 1 марта года, следующего за годом, в котором были выплачены деньги (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Обособленный учет

На практике трудности с исчислением НДС возникают у тех фирм, которые закупают сельхозпродукцию как у частных лиц, так и у организаций.

Чтобы в этом случае правильно заплатить налог, нужно организовать обособленный учет сельхозпродукции, приобретенной:

  • у физических лиц, не являющихся плательщиками налога;
  • у организаций и предпринимателей.

Лучший выход в такой ситуации – организовать обособленный количественно-суммовой учет продукции, закупленной у населения, и учитывать приобретение и продажу такой продукции
в отдельных журналах.

Если же это сделать невозможно, придется составлять бухгалтерскую справку-расчет, подтверждающую цену покупки и цену реализации продукции, закупленной у населения.

Как составить такой расчет, покажет пример.

Если же раздельный учет продукции, закупленной у населения и у других фирм, не будет организован, налоговики пересчитают налог по всем сделкам исходя из полной суммы реализации.

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

stavka_nds_pri_eshn_v_2019_godu.jpg


Похожие публикации

Ставка НДС при ЕСХН определяется с наступлением 2019 года по общим правилам – теперь сельхозпроизводители причислены к категории плательщиков налога на добавленную стоимость. Предприниматели должны будут начислять исходящий налог по реализуемой продукции, а входящий НДС можно принять к вычету, уменьшив этим сумму налогового обязательства к уплате.

Налоговым кодексом предусмотрена возможность освобождения предпринимателей в сфере сельского хозяйства от НДС при выполнении требования по непревышению годового лимита выручки, который предполагается ежегодно понижать. Освобождение от НДС – добровольная процедура, она носит заявительный характер, при получении такой преференции отказаться от нее по собственному желанию невозможно. Если предприятие или ИП не желает воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС, целесообразно проанализировать список контрагентов, чтобы увеличить в нем долю поставщиков из числа плательщиков НДС. Такой шаг позволит создать условия для минимизации фискальной нагрузки по НДС.

Ставка НДС для сельхозпроизводителей в 2019 году

ЕСХН вправе применять субъекты хозяйствования, которые специализируются на производстве сельхозтоваров. Это означает, что в структуре выручки предпринимателя не менее 70% должны занимать поступления от реализации продукции и услуг в сегменте сельского хозяйства. В 2019 году все лица, перешедшие на ЕСХН, становятся плательщиками НДС.

Ставки налогообложения по НДС могут быть разными:

0% - ставка, применяемая при экспортных операциях;

10% - такая ставка НДС для сельхозпроизводителей действует при реализации ими продовольственных товаров, полученных в результате сельскохозяйственной деятельности (например, скот, мясо и продукты его переработки, молочные продукты, яйца, комбикорм, зерновые, мука, рыба и морепродукты);

тариф, равный 20%, применяется в отношении продукции и услуг, не поименованных в льготных перечнях п. 2 ст. 164 НК РФ.

Ставки НДС при ЕСХН в 2019 году не применяются при освобождении от обязанностей плательщика налога, если совокупный доход предпринимателя за 2018 год не превысил уровня 100 млн руб. и субъект хозяйствования заявил о желании воспользоваться налоговой преференцией в соответствии со ст. 145 НК РФ. В 2019 году предельный объем выручки будет ниже – его величина понизится до отметки 90 млн руб. в годовом исчислении. В 2020 – 80 млн руб., в 2021 – 70 млн руб., в 2022 и далее – 60 млн руб. Освобождение возможно и для тех, кто перешел на ЕСХН и заявил об освобождении от НДС в одном календарном году.

Льготная ставка НДС для сельхозпроизводителей в 2019 году, определяемая с привязкой к виду реализуемой продукции, равна 10% (п. 2 ст. 164 НК РФ). Правительство в Постановлении от 31.12.2004 г. № 908 (ред. от 05.05.2018) привело перечни продовольственных товаров, по которым может применяться пониженный тариф налогообложения. Каждому наименованию продукции соответствует определенный код ОКПД. Но, как показывает судебная практика, этот перечень не признается закрытым, значит, под льготное налогообложение могут попадать и некоторые другие виды сельхозпродукции, главное, чтобы они не относились к разряду деликатесных продуктов питания.

Производимая и продаваемая продукция в рамках сельскохозяйственных направлений деятельности в основном облагается НДС в размере 10%. Но к вычету субъект предпринимательства сможет принимать весь входящий НДС по любой ставке (если приобретенные товары, услуги используются в операциях облагаемых НДС). Например, исходящий налог за квартал (начисленный по реализуемым товарам по ставке 10%) составляет 22 700 руб., а входящий налог за приобретенные материальные ценности рассчитывался по тарифу 20% и равен 28 500 руб. В такой ситуации субъект хозяйствования покажет в декларации по НДС не налог к уплате, а задолженность за бюджетом 5800 руб.

Применительно к некоторым видам сельскохозяйственной продукции ставка НДС для ЕСХН в 2019 г. должна быть стандартной (20%), а не пониженной. Это правило распространяется на следующие группы товаров:

ценные породы живой рыбы;

деликатесные рыбные консервы и пресервы.

Ставка НДС для ЕСХН в 2019 году может быть на уровне 20%, если на продажу выставлены активы, не попадающие в перечень из п. 2 ст. 164 НК РФ. Например, предприниматель решил обновить оборудование и продает устаревший инвентарь. В этом случае исходящий НДС будет начислен по ставке 20%.

Ставка НДС для ЕСХН будет нулевой, если речь идет об экспортных операциях (п. 1 ст. 164 НК РФ).

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Читайте также: