Как осуществляется планирование и прогнозирование ндс

Опубликовано: 12.05.2024

Планирование НДС

В процессе бюджетирования компании должны прогнозировать суммы налоговых платежей в планируемом периоде. Без бюджета налогов невозможно составить ни бюджетный баланс, ни бюджет доходов и расходов, ни бюджет движения денежных средств. Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой и зависит от многих параметров. В бюджете налогов представляется информация о планируемом начислении налогов и налоговых платежах, сгруппированная по видам налогов, с указанием налогооблагаемой базы и предполагаемой задолженности компании перед бюджетом (включая реструктуризированную задолженность).

Бюджет налогов необходимо составлять, во-первых, для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени, во-вторых, для формирования платежного календаря и, в-третьих, для оптимизации налогов.

Под налоговым планированием НДС понимается планирование финансово-хозяйственной деятельности организации в целях оптимизации налоговых платежей и снижения налогового бремени по НДС. Для того чтобы запланировать любое приобретение, содержащее в себе НДС, необходимо решить, каким образом будет учитываться НДС для планирования, а также как оно будет выделяться (или не выделяться) в плановых операциях.

При планировании НДС необходимо помнить, что, как и остальные косвенные налоги, этот налог не влияет на планирование прибыли, так как не является "затратным", т.е. не увеличивает затраты предприятия, а отражается только при формировании бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса.

В целях осуществления планирования необходимо четко разделить виды услуг, оказываемых предприятием, которые подпадают под различные режимы налогообложения по НДС, а также операции, освобождаемые от налогообложения, и НДС, принятый к возмещению. В целях планирования НДС может быть использована следующая таблица.

Планирование НДС

Объекты
налогообложения,
операции,
освобождаемые от
налогообложения
и не подлежащие
налогообложению

Облагаемая
база и
вычеты

Сумма
налога
за
отчетный
период

Планируемая
сумма
налога

Реализация
товаров, работ,
услуг

Реализация
товаров, работ
и услуг на
экспорт

Реализация
продовольствен-
ных товаров
первой
необходимости

Реализация
товаров для
детей первой
необходимости

Ввоз товаров
на территорию РФ

Реализация
работ и услуг
на территории РФ

Операции, освобождаемые от налогообложения

Реализация
медицинских
товаров по
постановлению

Услуги в сфере
образования
некоммерческими
организациями

Услуги,
оказываемые в
аэропортах

Не подлежат налогообложению

Товары,
ввозимые в
качестве
безвозмездной
помощи

Итого облагаемая
база

Суммы НДС,
предъявленные и
уплаченные по
товарам
(работам,
услугам)

Суммы НДС,
уплаченные при
ввозе товаров
на таможенную
территорию

НДС на возврат
товаров в
течение
действия
гарантийного
срока

Суммы НДС при
проведении
капитального
строительства

НДС с суммы
авансовых
платежей

По результатам исполнения плана по НДС целесообразно производить анализ исполнения налогового бюджета и в соответствии с отклонением от плана производить планирование на следующий период. Пример анализа исполнения налогового бюджета представлен в таблице 2.

Анализ исполнения налогового бюджета по НДС

Виды
налогов и
сборов

Начисленные
налоги за
прошлый
период

Начисленные налоги за
текущий период

Также следует уделять внимание вопросу расчета задолженности по НДС.

Задолженность по НДС определяется с помощью следующих величин:

суммы НДС в выручке - если компания использует учетную политику "по отгрузке", то берутся вся выручка за плановый период и суммы авансовых платежей от покупателей; если же применяется учетная политика "по оплате", то НДС рассчитывается с сумм, которые поступят в компанию от покупателей либо за уже отгруженную продукцию, либо в виде авансовых платежей;

суммы НДС в выручке от реализации товаров (работ, услуг), оплата которых была произведена авансом (если применяется учетная политика "по отгрузке");

суммы НДС в выплатах поставщикам товаров и услуг - операция начисления возмещаемой суммы налога по факту оплаты (без учета авансовых платежей).

Проверка начисленного и планируемого НДС

При проверке начисленных или планируемых показателей по НДС целесообразно уделять внимание вопросам, которым уделяют внимание налоговые инспекции. Это позволит избежать ошибок как при сдаче налоговых деклараций, так и в дальнейшем при планировании налога. Инспекции, проводя камеральные проверки по НДС, всегда обращают особое внимание на обоснованность налоговых вычетов. Как показывает практика, обилие вычетов по НДС, заявленных в декларации, - палка о двух концах для налогоплательщиков. С одной стороны, самим предприятиям выгодно платить меньшую сумму. Но с другой - инспекции всегда тщательно проверяют, обоснованно ли фирма снижает налоговую базу.

При этом суд указывает на то, что "сам факт подачи декларации с исчислением НДС к возмещению из бюджета не означает получение налогоплательщиком права на возмещение налога путем зачета в счет уплаты задолженности по НДС. Данное право должно быть подтверждено решением налогового органа, которое выносится по результатам камеральной проверки" (Постановление ФАС Поволжского округа от 26 февраля 2009 г. по делу N А12-10963/2008). В целях подтверждения сумм, заявленных к возмещению налогоплательщиком, налоговые органы должны затребовать соответствующие подтверждающие документы; об этом сказано, в частности, в Определении ВАС РФ от 12 февраля 2009 г. N 216/09, где говорится о том, что "без исследования в рамках камеральной налоговой проверки документов общества, подтверждающих его право на налоговые вычеты, у инспекции отсутствовали законные основания и для вывода о неполной уплате им сумм НДС".

Налоговые риски по НДС

Налоговые риски должны быть проанализированы заранее при осуществлении деятельности.

Представить налоговые риски можно в виде таблицы:

Риски, связанные с контрагентами

Исправления в документах

Отсутствие обязательных
реквизитов на документах

Определение налоговой базы по
НДС

Предоставление скидок на
реализуемые товары

Налоговые риски по программам
ЭВМ

Выбор контрагентов

Выбор контрагентов является важным моментом при планировании НДС и совершении сделок. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 ноября 2008 г. N 7588/08 указано, что в силу положений ст. ст. 49, 51 Гражданского кодекса РФ организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений. Следовательно, при заключении договоров с фирмами-однодневками можно столкнуться с проблемами при возмещении НДС. Недостаточная осмотрительность в выборе контрагента, не исполнившего свою обязанность, может повлечь для налогоплательщика неблагоприятные последствия в налоговых правоотношениях (в частности, отказ в праве на льготу или в праве на налоговый вычет) (Постановление Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2008 г. N 12210/07).

Следовательно, организации для того, чтобы минимизировать налоговые риски по НДС в части взаимодействия со своими контрагентами, надлежит получить сведения об организациях и физических лицах, поставленных на учет, и требовать заверенные копии свидетельств о постановке на учет, копий устава и т.д.

Исправления в документах

Порядок внесения исправлений в счет-фактуру установлен п. 29 Правил. Так, документы с подчистками и помарками в книгах покупок и продаж регистрировать нельзя. А внесенные исправления должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Вместе с тем отсутствие даты исправления вычету НДС не помеха (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 января 2009 г. N Ф09-10682/08-С2).

Обратите внимание: исправление счета-фактуры путем его повторного выставления продавцом по товарам (работам, услугам), в отношении которых ранее был выставлен документ с недочетами, не допускается (письмо Минфина России от 1 апреля 2009 г. N 03-07-09/17).

Отсутствие обязательных реквизитов на документах

Налоговые органы часто предъявляют претензии налогоплательщикам в части несоответствия документов, предъявляемых для возмещения НДС, и используют любые предлоги для отказа в возмещении НДС. При этом сложилась разнообразная судебная практика в части признания правомерности данных требований.

В частности, ФАС Московского округа в Постановлении от 12 ноября 2008 г. N КА-А40/10285-08 отклонил довод налогового органа о том, что в товарной накладной нет расшифровки подписи лица, принявшего товар, а также ссылки на доверенность для получения груза. При этом было указано, что ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" не содержит такого требования. ФАС Поволжского округа в Постановлении от 15 сентября 2008 г. по делу N А57-683/08 отклонил довод налогового органа о недочетах в заполнении товарно-транспортных накладных (отсутствие отдельных реквизитов, в частности сведений о доверенности, о лице, принявшем груз), указав, что при реальности хозяйственных операций и их документальном подтверждении данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в возмещении НДС.

Однако существует и противоположная практика. ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 15 июля 2008 г. N Ф08-3970/2008 указал, что товарная накладная, в которой нет обязательных реквизитов (расшифровки подписи лица, разрешившего отпуск груза; подписей с расшифровкой лица, отпустившего груз, и грузополучателя; подписи водителя, принявшего груз; реквизитов доверенности на получение груза), факт получения товара не подтверждает. В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 13 ноября 2008 г. N Ф08-6724/2008 указано, что товарные накладные составлены с нарушением обязательных требований, в частности, в них не указано, кто принял груз, по какой доверенности он был получен, а также должность лица, получившего груз. В результате, по мнению судей, указанные документы не подтверждают фактическую передачу товара и не являются основанием для оприходования товара.

Определение налоговой базы по НДС

Подпунктом 2 п. 1 ст. 167 НК РФ предусмотрено, что день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав является моментом определения налоговой базы по НДС. Это означает, что при получении аванса и предоплаты поставщик, являющийся плательщиком НДС, должен определить налоговую базу и исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

В пункте 1 ст. 154 НК РФ перечислены виды предоплаты, при получении которых налогоплательщик не должен исчислять НДС. К ним относятся суммы оплаты, полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), если:

длительность производственного цикла их изготовления составляет свыше шести месяцев (при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями п. 13 ст. 167 НК РФ);

указанные суммы облагаются по налоговой ставке 0%;

указанные суммы не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Предоставление скидок на реализуемые товары

Существуют различные позиции по вопросу налогообложения премий, скидок при реализации товара. В письме Минфина России от 28 сентября 2006 г. N 03-04-11/182 отмечается, что "премии, полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период, налогом на добавленную стоимость не облагаются". Минфин России в письме от 20 декабря 2006 г. N 03-03-04/1/847 также придерживается этой позиции: "премии, полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период без изменения цены товара, налогом на добавленную стоимость не облагаются. При этом у продавца товаров на сумму данных премий налоговая база по данному налогу не корректируется". Вместе с тем в другом письме (от 26 июля 2007 г. N 03-07-15/112) Минфин России указывает следующее: "Если у организации-заказчика (продавца товаров) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя товаров - организации розничной торговли) способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым этим продавцом, либо подобные услуги в явном виде указаны в договоре между продавцом и покупателем, то такие действия рассматриваются в качестве услуг (например, услуг по рекламе, продвижению товаров, прочих аналогичных услуг). В таких случаях указанные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость у покупателя товаров, а суммы этого налога должны приниматься к вычету у продавца товаров в общеустановленном порядке. ".

Таким образом, во избежание рисков следует начислять НДС на всю услугу, не выделяя отдельно размер скидок.

Налоговые риски по программам ЭВМ

Согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

НДС не облагаются сделки по отчуждению исключительных прав пользования программными продуктами для ЭВМ и сделки по лицензионным и сублицензионным договорам. При этом следует учитывать, что с позиции Минфина России сделки по продаже программных продуктов оптом и в розницу, т.е. продаже так называемых оберточных или упаковочных лицензий, являются объектом, облагаемым НДС (письма Минфина России от 29 декабря 2007 г. N 03-07-11/649, от 21 февраля 2008 г. N 03-07-08/36, от 1 апреля 2008 г. N 03-07-15/44 и др.). Поэтому очень важно понять, во-первых, разницу между договором купли-продажи программных продуктов, лицензионным и сублицензионным договором, для того чтобы снизить налоговые риски неправильного применения льготы, а во-вторых, разницу между договором отчуждения исключительных прав пользования и договором подряда по изготовлению программного продукта, так как второе также не подпадает под действие налоговой льготы.

Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта. Оно является непременным и непосредственным ее элементом и должно осуществляться на всех ее уровнях и этапах. Налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему законодательству. Налоговое планирование можно представить также, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, публикуемых в прессе, отчетов о заседании Государственной Думы и местных органов управления, электронных правовых информационных систем и так далее.

Основными целями налогового планирования являются оптимизация налоговых платежей, минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы.

Налоговое планирования представляет собой совокупность плановых действий, объединенных в единую систему и направленных на максимальный учет возможностей оптимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического, в том числе финансового, планирования фирмы. Планирование налогов представляет собой планирование от элементов конкретных налогов.

Основами налогового планирования являются:

  • 1) правильное формирование учетной политике предприятия и проведение договорных компаний
  • 2) правильное и полное использование всех установленных законом освобождений от налогов и исполнение обязанностей налогоплательщиков
  • 3) оценка позиций налогового органа с точки зрения возможности получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов и с точки зрения получения различных налоговых, инвестиционных и иных кредитов;
  • 4) учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства на соответствующем историческом этапе.

Необходимо отметить, что налоговое планирование определяется рядом факторов:

  • а) спецификой объекта налогообложения
  • б) спецификой субъекта налогообложения
  • в) определенной возможностью обхода налога, предоставляемой особенностями методов налогообложения, способами исчисления и уплаты налога, которые лежат в определении суммы налога;
  • г) использованием определенных вариантов учетной и договорной политики;
  • д) возможностью для ухода и легального снижения налогов при использовании налоговых убежищ.

Налоговое планирование является частью финансового планирования и руководствуется следующими основными принципами, выработанными практической его реализации:

  • 1) платить минимум из положенного;
  • 2) осуществлять уплату налога, как правило, в последний день установленного периода;
  • 3) использовать варианты снижения налогооблагаемой базы;
  • 4) использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;
  • 5) не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Необходимо учесть, что предприятие на законных основаниях может получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Право на освобождение согласно статье 145 НК РФ имеют предприятия при условии, что за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих предприятий без НДС и налога с продаж не превысила в совокупности два миллиона рублей. При этом размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех оборотов по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых, так и не облагаемых НДС.

Следует заметить, что освобождению не подлежат предприятия, реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.

Использование права на освобождение от уплаты НДС осуществляется в уведомительном порядке. Налогоплательщик, использующий право на освобождение должен представить в налоговую инспекцию по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение. Все документы предоставляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого налогоплательщик использует право на освобождение. Освобождение дается на срок 12 месяцев и может быть продлено, если налогоплательщик продолжает соблюдать условия его предоставления. Форма уведомления, оформляемая при информировании налоговых органов об использовании права на освобождение, утверждена Приказом МНС России от 04.07.2002г. № БГ-3-03/342 «О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». К документам, подтверждающим право на освобождение, относятся:

  • 1) выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • 2) выписка из книги продаж,
  • 3) выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели)
  • 4) копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Следует учесть, что освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, не освобождает от обязанности:

  • а) выписывать счета-фактуры на стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) в общеустановленном порядке. При этом в выставляемых счетах - фактурах сумма НДС не выделяется, а на счете делается надпись «Без налога (НДС)» (п.5 ст.168 НК РФ);
  • б) ежемесячно представлять налоговые декларации в целях контроля за показателями выручки от реализации товаров (работ, услуг);
  • в) исполнять обязанности налогового агента в соответствии со ст.161 НК РФ.
  • г) по НДС в настоящее время действуют три ставки 10%, 18% и 0 %.

Ставка 0% применяется, в частности, при реализации:

  • 1) товаров на экспорт за пределы таможенной территории Российской Федерации;
  • 2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров;
  • 3) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;
  • 4) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации.

Ставка 10% устанавливается при реализации:

  • а) продовольственных товаров по перечню, установленному ст. 164 НК РФ;
  • б) товаров для детей, предусмотренных установленным перечнем;
  • в) периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
  • г) учебной и научной книжной продукции;
  • д) медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:
  • е) лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;
  • ж) изделий медицинского назначения.

При реализации остальных товаров (работ, услуг) взимается ставка 18%.

Кроме указанных налоговых ставок существует расчетный метод, на основании которого налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки 10 или 18 процентов к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Данные ставки получены путем следующего расчета:

Планирование налога на добавленную стоимость - задача непростая. Но, как показывает практика, все-таки решаемая. Для оптимизации НДС в рамках холдинговой структуры не обойтись без грамотной перестройки схемы всех финансовых и товарных потоков.

НДС является одним из самых сложных для оптимизации налогов. В принципе, российское налоговое законодательство предусматривает множество случаев, когда этот налог можно не платить. Однако большинство предприятий воспользоваться налоговыми льготами не может. Зачастую они просто не соответствуют предъявляемым к льготникам требованиям. Иногда же потребители их продукции (работ, услуг) нуждаются во «входном» НДС и работать с теми, кто его не платит, не хотят.

Поэтому налоговое планирование в части НДС для предприятий, не являющихся конечными в цепочке производства и реализации товаров, имеет существенные ограничения. По сути, оно сводится к четкому документальному оформлению всех сумм налога и контролю правильности его расчета и уплаты в бюджет. Однако мнение, что НДС практически невозможно оптимизировать законными средствами, не совсем верно. В рамках холдинга экономию или отсрочку уплаты НДС на значительный срок можно получить за счет оптимизации финансовых и товарных потоков.

Оптимизация по НДС возможна в том случае, если часть своей продукции холдинг реализует покупателям, не нуждающимся во «входящем» НДС. Наш опыт показывает, что большинство налогоплательщиков могут выделить довольно большую группу таких покупателей. Это те, кто перешел на упрощенную систему налогообложения или ЕНВД, освобожден от обязанностей плательщика НДС (ст. 145 НК РФ) либо имеет льготы по этому налогу. Также это физические лица, организации бюджетной сферы и любые покупатели, которые не приходуют у себя продукцию официально. Даже минимального процента доходов от таких покупателей достаточно для получения частичной экономии или отсрочки уплаты налога на длительный срок. Д алее реализация им будет обозначаться как «продажа в розницу и мелким оптом без НДС».

Все товары для розницы и общепита закупаются через Управляющую компанию с НДС. Она оплачивает их и реализует предпринимателю на ЕНВД с символической наценкой. Причем учетная политика Управляющей компании признает реализацию для целей НДС «по оплате». Деньги по договору поставки предприниматель платит Управляющей компании лишь в той мере, чтобы у нее не появлялся НДС к уплате. Остальные средства он возвращает в оборот холдинга другими способами, не требующими немедленной уплаты НДС. Например, путем дарения деньги передаются владельцам бизнеса, а они выдают заем Управляющей компании или оформляют вклад в ее уставный капитал. Возможна и безвозмездная передача денежных средств в Управляющую компанию от участника, имеющего более 50 процентов в ее уставном капитале.

Предприниматель на ЕНВД не должен напрямую совершать платеж без НДС в Управляющую компанию, чтобы не возникало необходимости «автоматически» зачесть встречные задолженности. Таким образом, он будет «вечно» должен за товар, а ему будут «вечно» должны ту же сумму владельцы бизнеса по займам. Только когда Управляющая компания решит зачесть эти долги, ей придется уплатить НДС.

Для отсрочки НДС в рамках холдинга важно и то, что Управляющая компания уже имеет положительное сальдо по налогу. Наконец, расходы с НДС следует нести тем предприятиям холдинга, которые являются плательщиками налога, а расходы без НДС передавать предприятиям, освобожденным от уплаты налога.

В процессе бюджетирования компании должны прогнозировать суммы налоговых платежей в планируемом периоде. Без бюджета налогов невозможно составить ни бюджетный баланс, ни бюджет доходов и расходов, ни бюджет движения денежных средств. Формирование бюджета налогов — достаточно трудоемкая процедура, которая зависит от многих параметров.

Планирование НДС

В бюджете налогов представляется информация о планируемом начислении налогов и налоговых платежах, сгруппированная по видам налогов, с указанием налогооблагаемой базы и предполагаемой задолженности компании перед бюджетом (включая реструктуризированную задолженность).

Бюджет налогов необходимо составлять, во-первых, для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени, во-вторых, для формирования платежного календаря и, в-третьих, для оптимизации налогов.

К сведению

Под налоговым планированием НДС понимается планирование финансово-хозяйственной деятельности организации в целях оптимизации налоговых платежей и снижения налогового бремени по НДС.

Для того чтобы запланировать любое приобретение, содержащее в себе НДС, необходимо решить, каким же образом мы будем учитывать НДС для планирования, а также как мы будем его выделять (или не выделять) в плановых операциях.

При планировании НДС необходимо помнить, что, как и остальные косвенные налоги, этот налог не влияет на планирование прибыли, так как не является «затратным», то есть не увеличивает затраты предприятия, а отражается только при формировании бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса.

Для планирования необходимо четко разделить виды услуг, оказываемых предприятием, которые подпадают под различные режимы налогообложения по НДС, а также операции, освобождаемые от налогообложения, и НДС, принятый к возмещению. В целях планирования НДС может быть использована табл. 1.

Таблица 1. Планирование НДС

Объекты налогообложения, операции, освобождаемые от налогообложения и не подлежащие налогообложению

Облагаемая база и вычеты

Ставка налога, %

Сумма налога за отчетный период

Планируемая сумма налога

Объекты налогообложения

Реализация товаров, работ, услуг

Реализация товаров, работ и услуг на экспорт

Реализация продовольственных товаров первой необходимости

Реализация товаров для детей первой необходимости

Ввоз товаров на территорию РФ

Реализация работ и услуг на территории РФ

Операции, освобождаемые от налогообложения

Реализация медицинских товаров по постановлению

Услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими организациями

Услуги, оказываемые в аэропортах

Не подлежат налогообложению

Товары, ввозимые в качестве безвозмездной помощи

Ввоз товаров в качестве безвозмездной помощи

Итого облагаемая база

НДС к вычету

Суммы НДС, предъявленные и уплаченные по товарам (работам, услугам)

Суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ

НДС на возврат товаров в течение действия гарантийного срока

Суммы НДС при проведении капитального строительства

НДС с суммы авансовых платежей

Итого вычетов

По результатам исполнения плана по НДС целесообразно анализировать исполнение налогового бюджета и в соответствии с отклонением от плана производить планирование на следующий период. Пример анализа исполнения налогового бюджета представлен в табл. 2.

Таблица 2. Анализ исполнения налогового бюджета по НДС

Виды налогов и сборов

Начисленные налоги за прошлый период

Начисленные налоги за текущий период

Также следует уделять внимание вопросу расчета задолженности по НДС.

Задолженность по НДС определяется с помощью следующих величин:

1. Суммы НДС в выручке — если компания использует учетную политику «по отгрузке», то берутся вся выручка за плановый период и суммы авансовых платежей от покупателей; если же применяется учетная политика «по оплате», то НДС рассчитывается с сумм, которые поступят в компанию от покупателей либо за уже отгруженную продукцию, либо в виде авансовых платежей.

2. Суммы НДС в выручке от реализации товаров (работ, услуг), оплата которых была произведена авансом (если применяется учетная политика «по отгрузке»).

3. Суммы НДС в выплатах поставщикам товаров и услуг — операция начисления возмещаемой суммы налога по факту оплаты (без учета авансовых платежей).

Проверка начисленного и планируемого НДС

При проверке начисленных или планируемых показателей по НДС целесообразно уделять внимание вопросам, на которые прежде всего обращает внимание налоговая инспекция. Это позволит избежать ошибок как при сдаче налоговых деклараций, так и в дальнейшем при планировании налога. Инспекции, проводя камеральные проверки по НДС, всегда обращают особое внимание на обоснованность налоговых вычетов. Как показывает практика, обилие вычетов по НДС, заявленных в декларации, — палка о двух концах для налогоплательщиков. С одной стороны, самим предприятиям выгодно платить меньшую сумму, с другой — инспекции всегда тщательно проверяют, обоснованно ли фирма снижает налоговую базу.

Обратите внимание!

Суд указывает на то, что «сам факт подачи декларации с исчислением НДС к возмещению из бюджета не означает получение налогоплательщиком права на возмещение налога путем зачета в счет уплаты задолженности по НДС. Данное право должно быть подтверждено решением налогового органа, которое выносится по результатам камеральной проверки (Постановление ФАС Поволжского округа от 26.02.2009 по делу № А12-10963/2008).

В целях подтверждения сумм, заявленных к возмещению налогоплательщиком, налоговые органы должны затребовать соответствующие подтверждающие документы. Об этом сказано, в частности, в Определении ВАС РФ от 12.02.2009 № 216/09, где говорится о том, что «без исследования в рамках камеральной налоговой проверки документов общества, подтверждающих его право на налоговые вычеты, у инспекции отсутствовали законные основания и для вывода о неполной уплате им сумм НДС».

По НДС налоговые органы проверяют соотношение следующих показателей, представленных в табл. 3.

Таблица 3. Соотношение показателей по НДС

Показатель 1

Соотношение по декларации по НДС

Показатель 2

Какие выводы будут сделаны проверяющими, если соотношение будет нарушено

Сумма НДС, уплаченная налоговым агентом и подлежащая вычету (разд. 3, гр. 4, стр. 310) при условии отражения в разд. 2 по стр. 100

Сумма налога к уплате по данным налогового агента за прошлый или прошлые налоговые периоды (разд. 2, стр. 090)

Необоснованный вычет НДС налоговым агентом. Инспектор вызовет представителя фирмы для дачи пояснений. Если по стр. 050 разд. 1 заявлена сумма налога к возмещению, бухгалтера могут попросить представить книги продаж и покупок, платежи, первичные документы

Суммы, формирующие налоговую базу (разд. 3, гр. 4, стр. 010 + 020 + 030 + 040 + 050 + 060 + 090 + 100 + 140 + 150 + 160 + 170)

Общая величина налоговой базы (разд. 3, гр. 4, стр. 180)

Если левая часть равенства больше правой — занижена налоговая база по НДС. Если наоборот — арифметическая ошибка. Инспектор запросит у фирмы пояснения или потребует внести исправления в отчетность

Суммы, формирующие величину налога (разд. 3, гр. 6, стр. 010 + 020 + 030 + 040 + 050 + 060 + 090 + 100 + 140 + 150 + 160 + 170)

Общая сумма налога (разд. 3, гр. 6, стр. 180)

Если левая часть равенства больше правой — занижена сумма НДС. Если наоборот — арифметическая ошибка. Инспектор запросит у фирмы пояснения или потребует внести исправления в отчетность

Расчет окончательной суммы налога (разд. 3 гр. 6, стр. 180 + 190 + 200)

Окончательная сумма налога (разд. 3, гр. 6, стр. 210)

Если левая часть равенства больше правой — занижена сумма НДС, если наоборот — арифметическая ошибка. Инспектор запросит у фирмы пояснения или потребует внести исправления в отчетность

Сумма налога, уплаченная при ввозе товаров в РФ и подлежащая вычету (разд. 3, гр. 4, стр. 270)

Сумма налога, уплаченная при ввозе товаров в Россию из Беларуси, из других стран (разд. 3 гр. 4, стр. 280 + 290)

Если левая часть равенства больше правой – необоснованное применение налоговых вычетов. Если наоборот — арифметическая ошибка. Инспектор запросит у фирмы пояснения или потребует внести исправления в отчетность

Сумма налога, подлежащая вычету (разд. 3, гр. 4, стр. 220)

Расчет суммы к вычету (разд. 3, гр. 4, стр. 220 + 260 + 270 + 300 + 310 + 320 + 330)

Если левая часть равенства больше правой — необоснованное применение налоговых вычетов. Если наоборот — арифметическая ошибка. Инспектор запросит у фирмы пояснения или потребует внести исправления в отчетность

Сумма налога к уплате (разд. 3, гр. 4, стр. 350)

Исчисленная сумма НДС (разд. 3, гр. 6, стр. 210) – налог к возмещению (разд. 3, гр. 4, стр. 340)

Соотношение выполняется в случае, если исчисленная сумма налога больше налога к возмещению. В противном случае это говорит об арифметической ошибке. Инспекторы обязаны сообщить организации об ошибке с требованием внести исправления в декларацию

Сумма налога к уменьшению (разд. 3, гр. 4, стр. 360)

Исчисленная сумма НДС (разд. 3, гр. 6, стр. 210) – налог к возмещению (разд. 3, гр. 4, стр. 340)

Соотношение выполняется в случае, если численная сумма налога меньше налога к возмещению. В противном случае это говорит об арифметической ошибке. Инспекторы обязаны сообщить организации об ошибке с требованием внести исправления в декларацию

Сумма НДС, исчисленная с сумм предоплаты и подлежащая вычету (разд. 3, гр. 4, стр. 300)

Сумма налога с выручки (разд. 3, гр. 6, стр. 010 + 020 + 030 + 040 + 050 + 060 – 070 – 080)

Либо занижена налоговая база, либо необоснованны налоговые вычеты. Инспекторы запросят пояснения

Сумма НДС, подлежащая восстановлению (разд. 3, гр. 6, стр. 190)

Сумма налога, восстановленная за календарный год (приложение к декларации, сумма по стр. 020, гр. 11). Данное соотношение проверяется в декларации за декабрь либо IV квартал

Занижение суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет. Инспектор запросит у фирмы пояснения или потребует внести исправления в отчетность

Сумма НДС, исчисленная при выполнении СМР для собственного потребления и подлежащая вычету (разд. 3, гр. 4, стр. 260 декларации за отчетный налоговый период)

≤ при условии, что сумма НДС за прошлый налоговый период уплачена в бюджет

Сумма НДС по СМР для собственного потребления, отраженная в декларации за прошлый налоговый период (разд. 3, гр. 6, стр. 130)

Необоснованное применение налоговых вычетов при выполнении СМР для собственного потребления. Инспектор запросит у фирмы пояснения или потребует внести исправления в отчетность

Налоговые риски по НДС

Выбор контрагентов

Выбор контрагентов является важным моментом при планировании НДС и совершении сделок. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 № 7588/08 указано, что в силу положений ст. 49, 51 ГК РФ организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений. Следовательно, при заключении договоров с фирмами-однодневками можно столкнуться с проблемами при возмещении НДС. Недостаточная осмотрительность в выборе контрагента, не исполнившего свою обязанность, может повлечь для налогоплательщика неблагоприятные последствия в налоговых правоотношениях (в частности, отказ в праве на льготу или в праве на налоговый вычет) (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 № 12210/07).

Организации для того, чтобы минимизировать налоговые риски по НДС в части взаимодействия со своими контрагентами, надлежит получить сведения об организациях и физических лицах, поставленных на учет, и требовать заверенные копии свидетельств о постановке на учет, копий устава и т. д.

Исправления в документах

Порядок внесения исправлений в счет-фактуру установлен п. 29 Правил. Так, документы с подчистками и помарками в книгах покупок и продаж регистрировать нельзя. А внесенные исправления должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Вместе с тем отсутствие даты исправления вычету НДС не помеха (Постановление ФАС Уральского округа от 29.01.2009 № Ф09-10682/08-С2).

Обратите внимание!

Исправление счета-фактуры путем его повторного выставления продавцом по товарам (работам, услугам), в отношении которых ранее был выставлен документ с недочетами, не допускается (письмо Минфина России от 01.04.2009 № 03-07-09/17).

Отсутствие обязательных реквизитов на документах

Налоговые органы часто предъявляют претензии налогоплательщикам в части несоответствия документов, предъявляемых для возмещения НДС, и используют любые предлоги для отказа в возмещении НДС. При этом сложилась разнообразная судебная практика в части признания правомерности данных требований.

В частности, ФАС Московского округа в Постановлении от 12.11.2008 № КА-А40/10285-08 отклонил довод налогового органа о том, что в товарной накладной нет расшифровки подписи лица, принявшего товар, а также ссылки на доверенность для получения груза. При этом было указано, что ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не содержит такого требования. ФАС Поволжского округа в Постановлении от 15.09.2008 по делу № А57-683/08 отклонил довод налогового органа о недочетах в заполнении товарно-транспортных накладных (отсутствие отдельных реквизитов, в частности сведений о доверенности, о лице, принявшем груз), указав, что при реальности хозяйственных операций и их документальном подтверждении данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в возмещении НДС.

Однако существует и противоположная практика. ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 15.07.2008 № Ф08-3970/2008 указал, что товарная накладная, в которой нет обязательных реквизитов (расшифровки подписи лица, разрешившего отпуск груза; подписи с расшифровкой лица, отпустившего груз, и грузополучателя, подписи водителя, принявшего груз, реквизитов доверенности на получение груза), факт получения товара не подтверждает. В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 13.11.2008 № Ф08-6724/2008 указано, что товарные накладные составлены с нарушением обязательных требований, в частности, в них не указано, кто принял груз, по какой доверенности он был получен, а также должность лица, получившего груз. В результате, по мнению судей, указанные документы не подтверждают фактическую передачу товара и не являются основанием для оприходования товара.

Определение налоговой базы по НДС

Подпунктом 2 п. 1 ст. 167 НК РФ предусмотрено, что день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав является моментом определения налоговой базы по НДС. Это означает, что при получении аванса и предоплаты поставщик, являющийся плательщиком НДС, должен определить налоговую базу и исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

В п. 1 ст. 154 НК РФ перечислены виды предоплаты, при получении которых налогоплательщик не должен исчислять НДС. К ним относятся суммы оплаты, полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), если:

· длительность производственного цикла их изготовления составляет свыше шести месяцев (при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями п. 13 ст. 167 НК РФ);

· указанные суммы облагаются по налоговой ставке 0 %;

· указанные суммы не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Предоставление скидок на реализуемые товары

Существуют различные позиции по вопросу налогообложения премий, скидок при реализации товара. В письме Минфина России от 28.09.2006 № 03-04-11/182 отмечается, что «премии, полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период, налогом на добавленную стоимость не облагаются». Минфин России придерживается этой позиции в письме от 20.12.2006 № 03-03-04/1/847 также: «премии, полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период без изменения цены товара, налогом на добавленную стоимость не облагаются. При этом у продавца товаров на сумму данных премий налоговая база по данному налогу не корректируется». Вместе с тем, в другом письме (от 26.07.2007 № 03-07-15/112) Минфин России указывает следующее: «Если у организации-заказчика (продавца товаров) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя товаров — организации розничной торговли) способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым этим продавцом, либо подобные услуги в явном виде указаны в договоре между продавцом и покупателем, то такие действия рассматриваются в качестве услуг (например, услуг по рекламе, продвижению товаров, прочих аналогичных услуг). В таких случаях указанные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость у покупателя товаров, а суммы этого налога должны приниматься к вычету у продавца товаров в общеустановленном порядке. »

Таким образом, во избежание рисков следует начислять НДС на всю услугу, не выделяя отдельно размер скидок.

Налоговые риски по программам ЭВМ

Согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит (освобождается) налогообложению реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

НДС не облагаются сделки по отчуждению исключительных прав пользования программными продуктами для ЭВМ и сделки по лицензионным и сублицензионным договорам. При этом следует учитывать, что с позиции Минфина России сделки по продаже программных продуктов оптом и в розницу, то есть продажи так называемых оберточных или упаковочных лицензий, являются объектом, облагаемым НДС (письма Минфина России от 29.12.2007 № 03-07-11/649, 21.02.2008 № 03-07-08/36, 01.04.2008 № 03-07-15/44 и др.).

Поэтому, во-первых, очень важно понять разницу между договором купли-продажи программных продуктов, лицензионным и сублицензионным договором (для того чтобы снизить налоговые риски неправильного применения льготы), а во-вторых, разницу между договором отчуждения исключительных прав пользования и договором подряда по изготовлению программного продукта, так как второе также не попадает под действие налоговой льготы.

Е. В. Шестакова,
канд. юрид. наук

экономические науки

  • Бычихина Кристина Валерьевна , бакалавр, студент
  • Югорский государственный университет
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
  • НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
  • МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
  • НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Похожие материалы

  • Особенности ценообразования на рынке жилой недвижимости КБР в 2016 году
  • Экологизация экономики — насущный вопрос в XXI веке
  • Управление денежными средствами как элемент системы финансового контроля в организациях
  • Event-маркетинг в продвижении предприятий, городов и стран
  • Экологизация экономики в Уральском регионе

Прогнозирование и планирование доходной части бюджета играют важную роль в бюджетном процессе. От качества этого процесса зависит объем финансовых ресурсов, привлекаемых для обеспечения выполнения возложенных на государство функций и задач. Прогнозирование налоговых поступлений требует анализа результатов и перспектив социально-экономического развития страны и ее регионов.

Взвешенность и результативность прогнозирования и планирования доходов бюджета существенно влияет на объемы бюджетных расходов. В современных условиях одной из основных предпосылок достижения цели укрепления финансового потенциала государства является максимальное наполнение государственного и местных бюджетов, которое в значительной мере зависит от состояния отечественной экономики в целом и ее регионов, в том числе выявление и приведение в действие неиспользованных резервов, материальных, финансовых и других ресурсов и от совершенства региональной политики.

Основой такой политики должно стать совершенствование системы реформирования бюджетной политики, в частности путем сбалансирования межбюджетных отношений, наращивания экономического потенциала регионов как основы укрепления налогового потенциала.

Несмотря на разносторонние подходы к определению сущности и составляющих налогового потенциала, необходимо отметить, что его структура в содержит три составляющие: реализованная (фактически уплачены налоговый долг и налоговые льготы), нереализованная (потенциальная — расширение налоговой базы за счет детализации экономики) и прогнозируемая (возможные налоговые поступления от повышения социально-экономического развития регионов) [3].

Планирование, прогнозирование фискальных платежей является неотъемлемой составляющей государственного налогового менеджмента в общей системе управления финансами. От уровня развития налогового планирования и прогнозирования налогов и сборов зависит своевременность и полнота выполнения плановых показателей, легитимность решения налоговых ситуаций, избежание создания условий для негативных событий, которые вызывают появление фискально-финансовых рисков а, соответственно, и увеличение некоторых статей расходов государственного или местных бюджетов.

Налоговое планирование, прогнозирование, в частности НДС, на макроуровне является комплексной работой фискально-бюджетных органов, которая предусматривает формирование реальных показателей (как качественных, так и количественных параметров) поступления налогов и сборов в перспективе. Это осуществляется с целью выполнения бюджетных задач, обеспечения прогнозируемых темпов социально-финансового уровня развития страны в контексте общей законодательно закрепленной экономически-социальной концепции. Внедрение налогового планирования и прогнозирования НДС базируется на общих принципах налогообложения, целях и задачах налоговой политики.

Налоговое планирование, прогнозирование является центральным элементом налогово-бюджетного менеджмента, предусматривающий возможность получения желаемого финансово-социального результата в перспективе и оптимального использования методов, инструментов для достижения такого результата в условиях наличия фискально-бюджетных рисков [6].

По нашему мнению, налоговое прогнозирование и планирование НДС — это определение реальной и обоснованной величины поступления в государственный бюджет НДС и объемов его бюджетного возмещения и другого размера расходов, связанных с администрированием этого налога, формирования планов, прогнозов на основе общеэкономических показателей развития страны, учитывая влияние соответствующих факторов и факторов.

Специфика такого прогнозирования и планирования заключается в особенностях, которые характерны только для НДС, в частности то, что сумма оплаты налогоплательщиками определяется как разница между налоговым обязательством и налоговым кредитом, если субъект предпринимательской деятельности получит отрицательное значение, предполагается бюджетное возмещение.

Толкование любой экономической категории необходимо исследовать не только через призму сущности, а и через объект, субъект и собственно этапы такой деятельности. Объектом прогнозирования и планирования НДС является величина налоговых обязательств налогоплательщиков на следующие налоговые (бюджетные) периоды, то есть разработка реалистичных, обоснованных размеров сумм налога с учетом факторов влияния и минимальным уровнем погрешности.

Субъектами налогового планирования и прогнозирования НДС на макроуровне являются государственные органы, непосредственно обеспечивающие реализацию бюджетно-налоговой политики в стране. Систематизируют субъекты налогового менеджмента в зависимости от видов юридической действенности, регламента полномочий, можно выделить следующие группы: первая группа — органы законодательной власти, уполномоченные заключать нормативно-правовые акты в бюджетно-налоговой сфере. Другая группа — органы, на которые возложены функции внедрения бюджетной и налоговой политики. Третья группа — органы оперативного управления в налоговой сфере.

Важное значение имеет влияние макроэкономических факторов, действие которых на прямую или косвенно влияет на величину фискальных платежей, а соответственно на плановые, прогнозные показатели.

Такими макроэкономическими показателями являются:

  • объем реального и номинального ВВП;
  • уровень тенизации экономики страны;
  • индекс потребительских цен;
  • минимальная заработная плата;
  • курс национальной денежной единицы;
  • величина экспортно-импортных операций;
  • уровень налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования;
  • объем инвестиций [5].

Таким образом, учитывая влияние вышеупомянутых показателей, субъекты государственного налогового менеджмента на основе определенной методики осуществляют расчет плана и прогноза по НДС. Поэтому в контексте исследования необходимо рассмотреть систему методов такого планирования, прогнозирования.

В общем, методы налогового прогнозирования НДС с теоретической точки зрения можно дифференцировать на три основные группы:

  • экспертный (основывается на предыдущем сборе информации и ее обработке, а также на суждениях экспертов по поставленной проблематике);
  • экстраполяция (изучение предыдущего развития объекта и переноса закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее);
  • моделирования (исследования поисковых и нормативных моделей прогнозируемого объекта, относительно ожидаемых или намеченных изменений в его состоянии) [4].

Как отмечено выше, работа фискально-бюджетных органов по планированию налоговых платежей должна начинаться с оценки потенциального влияния различных факторов на объемы ожидаемых налоговых поступлений. Для этого целесообразно использовать методы, известные в теории статистики и экономического анализа.

Эти методы, при наличии информации о фактических и базовых показателях, позволяют рассчитать влияние отдельных факторов на результативный показатель.

К этим методам относятся:

  • метод цепных подстановок;
  • метод абсолютных разниц;
  • метод относительных разниц;
  • метод скорректированного показателя [2].

Эффективность налогового планирования и прогнозирования фискальных платежей по НДС напрямую влияет на уровень фактических поступлений и оценку выполнения Государственного бюджета России за определенный период по статье налоговых поступлений, поскольку исследуемый налог занимает ведущую роль в формировании таких доходов.

Учитывая низкий уровень фискальной и регулятивной эффективности НДС в России за последние годы, то можно сказать, что реформирование такой составляющей государственного налогового менеджмента, как разработка планов и прогнозов, должна устранять проблемы функционирования фискально-бюджетной сферы, а именно:

  • высокого уровня налоговой нагрузки по НДС;
  • наличие ритмичности и неравномерности поступления суммы НДС;
  • дисбалансов фискально-бюджетной системы;
  • значительное перераспределение налоговых поступлений, поступлений от косвенных налогов, в частности НДС через ВВП;
  • невыполнение плановых показателей по НДС;
  • непрозрачность и низкий уровень эффективности государственных органов соответствующей компетенции по разработке, соблюдении величины плановых показателей по налоговых поступлениях НДС [4].

Совершенствование процесса планирования и прогнозирования фискальных платежей по НДС необходимо осуществлять на основе следующих четырех концептуальных составляющих:

  • повышение роли программно-информационного обеспечения;
  • внедрение инновационных методов налогового планирования, прогнозирования НДС;
  • совершенствование нормативно-правовой базы;
  • увеличение уровня качества технико-кадрового обеспечения.

В заключении можно сделать вывод, что методика планирования, прогнозирования поступления платежей по НДС должна базироваться на зависимости между показателями социально-экономического развития страны и поступлением налога, что дает возможность не только повысить обоснованность и точность прогнозов, планов налоговых поступлений, но и обеспечить комплексность, согласованность экономического и социального развития страны в перспективе [5].

Список литературы

  1. Васильева, М.В. Методы налогового прогнозирования на макроуровне / М.В.Васильева // Управленческий учет. – 2011. - №6 – С.63-73
  2. Едронова, В.Н. Прогнозирование налоговых поступлений в субъекте Российской Федерации / В.Н.Едронова, Н.Н.Акимов // Финансы и кредит. – 2008. - №17. – С.51-54
  3. Кузьменко, В.В. Методические проблемы прогнозирования налоговых доходов / В.В. Кузьменко // Экономика. – 2007. - №6. – С.19.
  4. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации. Режим доступа: http:/minfin.ru
  5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Режим доступа: http:/nalog.ru
  6. Пешкова, Е.П. Моделирование прогноза налоговых поступлений в бюджет / Е.П. Пешкова, А.А. Пешкова, Л.В. Вардересян // Финансы и кредит. – 2008. -№20. –С.17-22.
  7. Сидорова, Е.Ю. Налоговое планирование: курс лекций / Е.Ю. Сидорова. – М.: Экзамен, 2006. – 221 с.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.


    CC BY

    Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутузова А.С.

    В статье рассматриваются прогнозирование поступления налога на добавленную стоимость , в соответствие с оценкой доли налоговых поступлений в валовой внутренний продукт или валовой региональный продукт , формула, применяемая при использовании данного подхода прогнозирования; прогнозирование поступлений налога на добавленную стоимость на основании индексирования налоговых доходов предыдущих периодов, используемые показатели при данном способе прогнозирования; прямое прогнозирование налоговой базы НДС.

    Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бутузова А.С.

    FORECASTING TAX FOR ADDED VALUE

    The article considers the forecasting of the receipt of the value added tax , in accordance with the assessment of the share of tax revenues in the gross domestic product or the gross regional product , the formula used when using this forecasting approach; forecasting the receipt of the value added tax on the basis of indexing the tax revenues of previous periods, the indicators used for this forecasting method; direct forecasting of the VAT tax base.

    Текст научной работы на тему «Прогнозирование налога на добавленную стоимость»

    ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ А.С. Бутузова, магистрант

    Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва (Россия, г. Самара)

    Аннотация. В статье рассматриваются прогнозирование поступления налога на добавленную стоимость, в соответствие с оценкой доли налоговых поступлений в валовой внутренний продукт или валовой региональный продукт, формула, применяемая при использовании данного подхода прогнозирования; прогнозирование поступлений налога на добавленную стоимость на основании индексирования налоговых доходов предыдущих периодов, используемые показатели при данном способе прогнозирования; прямое прогнозирование налоговой базы НДС.

    Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, валовой внутренний продукт, валовой региональный продукт, индексирование налоговых доходов, прямое прогнозирование налоговой базы.

    Налоговое прогнозирование - это взгляд на перспективу развития предприятия, где определяется экономический рост предприятия, формирование финансовых поступлений и платежей в бюджет.

    Выделяют три подхода налогового прогнозирования поступлений суммы налога на добавленную стоимость в бюджет:

    1) прогнозирование поступлений налогов, в соответствие с оценкой доли налоговых поступлений в валовой внутренний продукт или валовой региональный продукт;

    2) прогнозирование поступлений налога на основании индексирования налоговых доходов предыдущих периодов;

    3) прямое прогнозирование налоговой базы.

    Первый подход является наиболее обоснованным, так как налоговая база по НДС приближена к значению валового регионального продукта (валового внутреннего продукта). В данном подходе прогнозирование НДС с помощью макроэкономических показателей осуществляется по следующей формуле [1]:

    Сндс = (ВВП х Дн - ВВП х Дв) х Кс - Вэ + (Р + Н),

    где СНдС - прогнозируемая сумма НДС, подлежащая зачислению в бюджет;

    ВВП - валовой внутренний продукт;

    Дн - доля начисленного налога в ВВП;

    Дв - доля начисленных налоговых вычетов в ВВП;

    Кс - расчетный уровень собираемости в процентах;

    Вэ - возмещение налога по налоговой ставке ноль процентов;

    Р - поступление от реструктурируемой задолженности;

    Н - поступления от непогашенной недоимки прошлых лет.

    Если осуществляется прогнозирование налога на добавленную стоимость на региональном уровне, то в формуле используется значение валового регионального продукта.

    Второй подход подразумевает под собой процесс экстраполяции фактических данных о поступлении налога на добавленную стоимость в предыдущем периоде на плановый период. В данном подходе прогнозирование происходит только за счет прогноза индекса потребительских цен.

    Прогнозирование суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, в соответствии со вторым подходом осуществляется при

    использовании нескольких показателей [2]:

    1) сумма начислений налога на добавленную стоимость в предыдущем периоде (или средняя величина суммы НДС за несколько предыдущих периодов) с применением разных налоговых ставок;

    2) сумма НДС, которая принимается к вычету в предыдущем периоде (или средняя сумма налога на добавленную стоимость, принятая к вычету за несколько предыдущих периодов);

    3) прогноз индекса потребительских цен;

    4) поступления от погашения недоимки прошлых лет и от реструктурированной задолженности;

    5) прогнозируемый коэффициент собираемости;

    6) сумма возмещения входящего налога на добавленную стоимость по экспорту.

    Применение способа прогнозирования поступлений налога на добавленную стоимость на основании индексирования налоговых доходов предыдущих периодов можно также осуществлять, учитывая отраслевую структуру налоговых доходов. Но для этого нужно обладать данными о прогнозе индекса потребительских цен в отраслевой структуре.

    Третий подход прогнозирования налога на добавленную стоимость может быть представлен в абсолютных показателях или в долях валового регионального продукта. Данный подход является наиболее приемлемым для применения на региональном уровне.

    При прямом прогнозировании суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, осуществляется прогнозирование объема реализации товаров, работ и услуг по различным категориям налогоплательщиков. Определяется соответствующая налоговая ставка, применяемая к объему реализации товаров, работ и услуг. Затем определяется прогнозная сумма начисленного налога на добавленную стоимость. Таким же образом при прогнози-

    ровании объема реализации товаров, работ и услуг по различным категориям плательщиков НДС осуществляется прогнозирование суммы налоговых вычетов.

    Следующим этапом прямого прогнозирования является определение разницы между прогнозной суммой начисленного налога на добавленную стоимость и суммой применяемых налоговых вычетов по НДС с учетом коэффициента собираемости, и увеличение данной разницы на сумму дополнительных поступлений, полученных в результате погашения недоимки прошлых лет и от поступлений реструктурированной задолженности. В результате данных действий будет получена прогнозная сумма поступления налога на добавленную стоимость в бюджет в плановом периоде. Данную сумму необходимо скорректировать на сумму прогнозного возмещения входящего налога на добавленную стоимость по экспортным операциям.

    Применение прямого прогнозирования суммы налога на добавленную стоимость при наличии статистических данных позволяет получить достоверные прогнозы относительно суммы НДС. Однако данный подход прогнозирования суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, является наиболее труднореализуемым.

    Таким образом, использование одного подхода в прогнозировании суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей к зачислению в бюджетную систему, при наличии трех подходов прогнозирования суммы НДС, является неправильным. Это может привести к ошибкам в определении суммы налога на добавленную стоимость, так как в данном случае не учитывалось изменение факторов, которые были отражены при использовании других подходов налогового прогнозирования. Поэтому эффективнее использование одновременно несколько подходов прогнозирования суммы налога на добавленную стоимость.

    1. Лермонтов Ю.М. Прогнозирование бюджетных доходов от НДС // Налоговый вестник. - 2017. - № 1.

    2. Алгоритм расчета прогнозируемого объема поступлений НДС в бюджетную систему. URL: http://studopedia.ru/2_20565_algoritm-rascheta-prognoziruemogo-ob-ema-postupleniy-nds-v-byudzhetnuyu-sistemu.html (дата обращения 15.05.2018).

    FORECASTING TAX FOR ADDED VALUE A.S. Butuzova, graduate student

    Samara national research university named after academician S.P. Korolev (Russia, Samara )

    Abstract. The article considers the forecasting of the receipt of the value added tax, in accordance with the assessment of the share of tax revenues in the gross domestic product or the gross regional product, the formula used when using this forecasting approach; forecasting the receipt of the value added tax on the basis of indexing the tax revenues of previous periods, the indicators used for this forecasting method; direct forecasting of the VAT tax base.

    Keywords: value added tax, gross domestic product, gross regional product, indexation of tax revenues, direct forecasting of the tax base.

    Читайте также: