Инвентаризация расчетов по ндс

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация, применяющая общую систему налогообложения, ведет стройку на арендованной земле, а также занимается оптовой и розничной продажей сантехнического оборудования. Есть как излишки товара, так и недостача, учет ведется практически на всех бухгалтерских счетах. Организация обязана проводить ежегодно инвентаризацию. На счете 08 учитываются строящееся здание и земля.
Какие бухгалтерские счета необходимо инвентаризировать (счета 08, 50, 57, 68, 69, 76.АВ, 76ВА, счета 80, 84, 90, 91, 94, 99, 09, 20, 44, 58, 63)? Какие акты к ним необходимо заполнить? Какую сумму необходимо указать в актах (например, остаточную стоимость по счетам 01 и 04 за минусом амортизации, или надо отдельно инвентаризировать счет 02 и 05 по амортизации)?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Под имуществом организации для целей инвентаризации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Кроме этого, инвентаризации подлежит имущество на забалансовых счетах.
Инвентаризации подлежат остатки по счетам 08, 01 и 04 (по первоначальной стоимости), 50, 57, 58, 63, 68, 69, 76.АВ и 76ВА.
На наш взгляд, не нужно инвентаризировать счет 20, т.к. организация занимается торговлей и не имеет остатков НЗП. Не нужно также инвентаризировать счета 02, 05, 44, 80, 84, 90, 91, 94, 99, 09, т.к. это не имущество и не обязательства организации в понимании п. 1.2 Методических указаний.

Обоснование вывода:
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) определено, что активы и обязательства подлежат инвентаризации.
При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 11 Закона N 402-ФЗ).
Порядок проведения инвентаризации организациями установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Указания). Отметим, что Указания являются обязательными к применению в той части, в которой они не противоречат положениям Закона N 402-ФЗ и федеральным стандартам бухгалтерского учета (документам, их заменяющим) (ч.ч. 1, 2, 15 ст. 21, ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).
Согласно п. 1.4 Указаний основными целями инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества;
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты отражения в учете обязательств.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах (п. 2.5 Указаний).
Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств (п. 1.3 Указаний). Для целей Указаний под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы (п. 1.2 Методических указаний). Кроме этого, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Незавершенное капитальное строительство

Инвентаризировать незавершенное строительство нужно. Унифицированной формы описи нет. В самостоятельно разработанной форме описи рекомендуем привести перечень работ и сумму затрат.
Порядок проведения инвентаризации по незавершенному капитальному строительству определен п.п. 3.32-3.34 Методических указаний. В инвентаризационных описях указывается наименование объекта капитального строительства и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.
Следует отметить, что в отношении затрат, учитываемых на счете 08, положение о том, что объекты основных средств могут инвентаризоваться один раз в три года, не действует. Счет 08 должен инвентаризоваться вместе с остальным имуществом ежегодно.
Для отражения результатов инвентаризации вложений во внеоборотные активы унифицированной формы не предусмотрено, поэтому организации необходимо разработать и утвердить такую форму самостоятельно.

Основные средства

В инвентаризационных описях основные средства отражаются по первоначальной стоимости. Организация вправе (но не обязана) дополнительно отражать в инвентаризационных описях остаточную стоимость основных средств. Можно воспользоваться унифицированной формой описи N ИНВ-1. Отдельно инвентаризировать счет 02 не нужно, т.к. это не имущество и не обязательство в понимании п. 1.2 Методических указаний.
В пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, указано, что инвентаризация основных средств может проводиться организацией один раз в три года. Эта возможность предусмотрена также в п. 1.5 Методических указаний.
В приложении N 6 к Указаниям приведена форма N ИНВ-1 "Инвентаризационная опись основных средств". Кроме того, постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 утверждена форма N ИНВ-1 "Инвентаризационная опись основных средств".
В указанных формах предусмотрено отражение стоимости основных средств (ОС) по данным бухгалтерского учета.
Учет ОС регулируется нормами ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету ОС, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).
Согласно п. 7 ПБУ 6/01 и п. 23 Методических указаний ОС принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Кроме того, учет ОС ведется с использованием инвентарных карточек, в которых также указывается первоначальная стоимость объекта ОС (п. 12 Методических указаний). Следовательно, в инвентаризационных описях необходимо указывать стоимость ОС по первоначальной стоимости.
Подтверждением тому, что в инвентаризационной описи ОС указываются по первоначальной стоимости, является также п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, согласно которому инвентаризация имущества и обязательств проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в ходе нее проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.
При этом в соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Таким образом, инвентаризационная опись ОС может быть составлена по форме, определенной руководителем, причем за основу может быть принята форма N ИНВ-1.
При необходимости организация вправе дополнить разработанные формы инвентаризационных описей ОС сведениями об остаточной стоимости объектов. Кроме того, Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20, позволяет вносить дополнительные реквизиты и в унифицированные формы первичной учетной документации, за исключением форм по учету кассовых операций. Поэтому даже если организация использует унифицированные формы описей, то в них также можно включить данные об остаточной стоимости ОС.
Косвенным подтверждением тому, что в инвентаризационных описях могут приводиться сведения по первоначальной и остаточной стоимости ОС, служат судебные решения, в которых использовались данные таких документов (постановления АС Московского округа от 12.08.2014 N Ф05-7277/14, ФАС Северо-Западного округа от 23.05.2011 N Ф07-2833/11, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 N 11АП-228/16).
Формы инвентаризационной описи необходимо утвердить в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008).

Нематериальные активы

По аналогии с основными средствами в инвентаризационных описях нематериальные активы отражаются по первоначальной стоимости. Организация вправе (но не обязана) дополнительно отражать в инвентаризационных описях остаточную стоимость НМА. Можно воспользоваться унифицированной формой описи ИНВ-1а. Отдельно инвентаризировать счет 05 не нужно, т.к. это не имущество и не обязательство в понимании п. 1.2 Методических указаний.

Незавершенное производство

При инвентаризации незавершенного производства устанавливаются (пп. 3.27 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 N 49): фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве; фактическая комплектность незавершенного производства; остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.
Из вопроса следует, что организация занимается оптовой и розничной продажами сантехнического оборудования. Поэтому, если остатки незавершенного производства в организации не формируются, инвентаризацию счетов затрат проводить не нужно.

Денежные средства

Нужно проводить инвентаризацию всех денежных средств (во всех кассах), а также денежных средств в пути (счет 57).
В процессе проверки денежных ценностей члены комиссии должны провести пересчет денежной наличности в кассе, а также денежных документов (БСО, почтовых и вексельных марок, авиабилетов). Если деньги были сданы в банк или инкассаторам и на момент инвентаризации не были зачислены на расчетный счет фирмы, то суммы, числящиеся в бухучете на счете 57, сверяются с данными, которые отражены в квитанциях о приеме денег операционными кассами банков, ведомостях на сдачу выручки инкассаторам и т.д.
Для оформления результатов инвентаризации наличных и денежных документов используют форму ИНВ-15.

Финансовые вложения

Инвентаризировать финансовые вложения нужно. При инвентаризации ценных бумаг можно использовать форму ИНВ-16, а при инвентаризации займов и вложений в уставные капиталы других организаций организации необходимо разработать и утвердить форму инвентаризационной описи самостоятельно.
Инвентаризации финансовых вложений посвящены п.п. 3.9-3.14 Методических указаний. Пункт 3.10 Указаний предусматривает, что при проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается в том числе и сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета).
Пунктом 3.12 Указаний установлено, что инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации.
При этом может быть использована форма ИНВ-16 "Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности".
Пунктом 3.14 Методических указаний установлено, что финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами. Для инвентаризации займов и вложений в уставные капиталы других организаций унифицированная форма инвентаризационной описи отсутствует, организации необходимо разработать и утвердить такую форму самостоятельно.

Резерв сомнительных долгов

Инвентаризировать оценочные резервы нужно. Организации необходимо разработать и утвердить форму инвентаризационной описи самостоятельно.
Согласно п. 3.54 Указаний инвентаризация резерва по сомнительным долгам, созданного у организации, применяющей метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов, заключается в проверке обоснованности сумм, которые не погашены в сроки, установленные договорами, и не обеспечены соответствующими гарантиями.

Инвентаризация по счетам 68, 69, 76.АВ и 76ВА

Пункт 74 Положения N 34н указывает, что отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. При этом указанный пункт по структуре относится к разделу "Расчеты с дебиторами и кредиторами". Из чего мы делаем вывод, что результаты инвентаризации по счетам 68, 69 возможно отразить в форме N ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами".
Полагаем, что остатки по счетам учета НДС с авансов полученных и выданных (76.АВ и 76ВА) также могут быть отражены в форме N ИНВ-17.

Инвентаризация по счету 09

Официальные разъяснения об инвентаризации налоговых активов и обязательств не найдены. Мы делаем вывод, что, т.к. это не имущество и обязательства организации в понимании п. 1.2 Указаний, проводить инвентаризацию не нужно. Но организация вправе проинвентаризировать такие объекты учета и оформить инвентаризационную опись по самостоятельно разработанной форме.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Порядок проведения инвентаризации: пошаговый алгоритм;
- Порядок проведения инвентаризации (С.В. Манохова, "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2010 г.);
- Вопрос: По какой стоимости (первоначальной или остаточной) нужно отражать основные средства в инвентаризационных ведомостях по форме N ИНВ-1? По какой стоимости (первоначальной или остаточной) нужно отражать основные средства в протоколе заседания инвентаризационной комиссии по рассмотрению результатов годовой инвентаризации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2020 г.)
- Вопрос: Можно ли приравнять проведение выборочных инвентаризаций основных средств в течение года до 1 октября, а также проведение инвентаризаций в течение двух лет, предшествующих году проведения инвентаризации (инвентаризация основных средств проводится один раз в три года), к годовой инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2018 г.)
- Пример заполнения Инвентаризационной описи нематериальных активов (Форма N ИНВ-1а) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, март 2019 г.);
- Пример заполнения Акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (Форма N ИНВ-17) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, март 2019 г.);
- Энциклопедия решений. Активы и обязательства, подлежащие инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- Вопрос: В связи с большой валютой баланса ООО попало под обязательный аудит. Аудиторы проверили баланс и вынесли решение, что его нужно переделывать, так как данные по строкам 1230 и 1520 отражены неверно. При этом они предложили свой вариант заполнения этих строк, в которых они минусуют сальдо по счетам 76.АВ и 76.ВА. Есть ли строго определенный алгоритм для прохождения аудита? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2017 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

Ответ прошел контроль качества

7 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В конце года фирмы традиционно делают сверку расчетов. В этом году такое мероприятие стало особенно необходимым. Ведь с 2006 года изменится порядок уплаты НДС в бюджет. В связи с этим законодатели обязали всех плательщиков провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности.

С одной стороны, инвентаризацию расчетов перед составлением годовой отчетности нужно проводить в любом случае. Это следует из пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако зачастую компании игнорируют это требование или относятся к нему формально.

Сейчас ситуация складывается по-другому. Как вы уже знаете, с 1 января 2006 года фирмы должны платить НДС по наиболее ранней из двух дат: отгрузка или оплата товара (новая редакция п. 1 ст. 167 НК). И если у компании не будет данных инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2005 года, у нее могут быть серьезные проблемы с «переходным» НДС.

Именно поэтому законодатели обязали всех налогоплательщиков этого налога сверить свои обязательства (п. 1 ст. 2 Закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ). «Сразу отметим: это распространяется на всех налогоплательщиков НДС. Как на тех, кто сейчас работает “по оплате”, так и на тех, кто считает налог “по отгрузке”, объясняет Ирина Мамина, генеральный директор ООО АФ “Аудиторское партнерство”. – При этом инспекторов интересуют только те расчеты, в которых фигурирует налог на добавленную стоимость».

Готовим основу для нового НДС

Инвентаризация дебиторки нужна прежде всего фирмам, которые сейчас уплачивают НДС «по оплате». Она поможет им зафиксировать, сколько покупатели должны за реализованную (отгруженную), но еще не оплаченную продукцию (работы, услуги) по состоянию на 1 января 2006 года. И соответственно зафиксировать суммы НДС, входящие в состав этих долгов.

Дело в том, что в течение еще двух лет налогоплательщики смогут начислять налог за прошлые поставки методом «по оплате». Если же покупатели не погасят долги в течение этих двух лет, то с их суммы придется начислить налог в первом налоговом периоде 2008 года (п. 7 ст. 2 Закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ).

Инвентаризация кредиторской задолженности нужна для фиксирования сумм по товарам и услугам, которые приняты к учету, но на 1 января 2006 года еще не оплачены. Принять НДС к вычету по этим товарам можно будет после оплаты. Однако если компания не заплатит поставщикам в течение двух лет, то сумму НДС все равно можно будет принять к вычету в первом периоде 2008 года (п. 9 ст. 2 Закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ).

Налогоплательщикам, которые сейчас работают «по отгрузке», тоже придется потратить время на инвентаризацию расчетов с контрагентами.

Инвентаризационные акты и описи зафиксируют суммы за принятые к учету, но еще не оплаченные товары (работы, услуги) на 1 января 2006 года. Принять НДС к вычету по ним можно будет в течение первого полугодия 2006 года (п. 10 ст. 2 Закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ). Если фирма платит налог на добавленную стоимость помесячно, то по 1/6 каждый месяц. Если поквартально – то по 1/2 за квартал.

Соблюдаем формальности

Порядок проведения инвентаризации описан в методичке, утвержденной приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49. А документы, которые нужно оформить, приведены в постановлении Госкомстата от 18 августа 1998 г. № 88. Проведение инвентаризации оформляют приказом руководителя. В нем же (или в отдельном распоряжении) назначают инвентаризационную комиссию.

Инвентаризацию проводят в присутствии лица, ответственного за ведение документов по расчетам с контрагентами. Но если ответственный работник отсутствует, можно провести выверку сумм и документов без него. На результаты инвентаризации это не повлияет. А вот отсутствие одного из членов комиссии в момент инвентаризации дает основание считать ее результаты недействительными. Поэтому таким сотрудникам нужно приказом руководителя назначать замену.

В ходе инвентаризации составляют акты сверки расчетов в двух экземплярах. Первый высылают контрагенту, а второй оставляют в бухгалтерии. Обратите внимание: специального бланка акта нет. Поэтому его можно оформлять в произвольном виде. Однако есть условие: никакого зачета между дебетовой и кредитовой частью быть не должно. И не забудьте выделить суммы НДС.

Зачесть взаимные обязательства партнеры могут только по результатам сверки. Обратите внимание: для решения о взаимозачете достаточно заявления одной стороны.

После того как акты сверки подписаны, оформляют акт инвентаризации по форме № ИНВ-17 – в двух экземплярах. Акт составляют на основе справки (приложение к форме № ИНВ-17). Один экземпляр акта передают в бухгалтерию, а второй оставляют в комиссии.

Списываем долги под шумок

В результате инвентаризации может всплыть просроченная задолженность. Как дебиторская, так и кредиторская. А значит, придется ломать голову, что с ней делать.

Фирмам, которые платят НДС «по отгрузке», долги по дебиторке желательно побыстрее списать. Но сделать это не так-то просто. Сначала нужно убедиться, что истек срок исковой давности (три года), затем доказывать налоговой, что долг действительно безнадежен. Ведь даже решение суда и отсутствие имущества у должника порой не гарантируют возможность списать задолженность на расходы. По закону к приставам можно обращаться до бесконечности.

На практике получается, что только ликвидация контрагента позволяет воспользоваться правом, указанным в пункте 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации» и подпункте 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса. Да и в этом случае фирме необходимо получить выписку из госреестра. По мнению инспекторов, только она может подтвердить запись о ликвидации дебитора в Едином государственном реестре юридических лиц (письмо МНС от 15 сентября 2004 г. № 02-5-10/53).

Допустим, все эти препятствия вы преодолели. Тогда в налоговом учете относим на расходы сумму дебиторки с учетом НДС (письмо Минфина от 7 октября 2004 г. № 03-03-01-04/ 1/68).

Плательщики НДС «по оплате» в списании просроченной дебиторки не заинтересованы. Ведь инспекторы обязывают их перечислить в бюджет НДС (п. 5 ст. 167 НК). «Поэтому раньше многие фирмы хитрили и продлевали срок исковой давности с помощью письма или акта сверки с контрагентом, – поясняет Владимир Мещеряков, глава авторского коллектива книги “Годовой отчет – 2005”. – Теперь же получается, что по истечении двух лет фирме все же придется уплатить “переходный” НДС со всей суммы неоплаченной своевременно задолженности».

Е. Пальмина

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Известно, что перед составлением отчетности за очередной финансовый год необходимо провести инвентаризацию имущества и обязательств. Этой обязанностью, установленной Законом о бухгалтерском учете, часто пренебрегают, полагая, что никаких негативных последствий не наступит. Однако проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2007 года не только поможет подтвердить показатели строк бухгалтерской отчетности, но и проконтролировать правильность завершения переходного периода по НДС, введенного Законом № 119-ФЗ .

–разрешено предъявлять к вычету суммы «входного» НДС, не дожидаясь оплаты приобретенных товарно-материальных ценностей (работ, услуг, имущественных прав);

–запрещено начислять НДС к уплате в бюджет методом «по оплате», то есть после погашения задолженности покупателями продукции (работ, услуг, имущественных прав).

В связи с введением новых правил расчетов налогоплательщиков с бюджетом законодатель предусмотрел в ст. 2 и 3 Закона № 119-ФЗ переходные положения, действующие с 01.01.2006 до 01.01.2008. Меньше всего хлопот этот закон принес тем организациям, которые определяли налоговую базу методом «по отгрузке». У них порядок начисления НДС не изменился. При этом в соответствии с ч. 10 ст. 2Закона № 119-ФЗ они производили вычеты сумм налога, не оплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были приняты ими к учету до 1 января 2006 года, в первом полугодии 2006 года равными долями. Если предприятие не осуществляло строительство объектов (для собственных нужд или на продажу), то переходный период для бухгалтера уже давно закончился, поэтому ему нет необходимости изучать правила его завершения. Они установлены лишь для тех налогоплательщиков, которые:

–уплачивали НДС в бюджет по мере поступления платы за реализованные товары (работы, услуги, имущественные права);

–имели на балансе по состоянию на 1 января 2006 года объекты незавершенного строительства.

Проанализируем нюансы переходного периода для первых из названных налогоплательщиков.

. Так мы будем именовать дебиторскую и кредиторскую задолженности, возникшие у организаций до 01.01.2006. Итак, если по состоянию на 31 декабря 2007 года на балансе предприятия таких долгов нет, значит, переход на новые правила расчетов с бюджетом по НДС полностью завершен и в первом налоговом периоде 2008 года налог уплачивается в общеустановленном гл. 21 «НДС» НК РФ порядке (дополнительных расчетов и проводок на счетах учета производить не нужно).

Если в переходном периоде «старая» дебиторская задолженность покупателями не была погашена, то в I квартале 2008 года она увеличивает налоговую базу. Получается, что НДС с этой суммы, если и в дальнейшем она не будет погашена, уплачивается за счет средств организации. Таким образом, в первом налоговом периоде 2008 года сальдо по «отложенному» НДС на счете 76 закроется.

К сведению : при списании дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности она учитывается в целях налогообложения прибыли во внереализационных расходах организации, включая сумму НДС (письма Минфина РФ от 07.10.2004 № 03-03-01-04/1/68 , УФНС
по г. Москве от 05.06.2007 № 20-12/052920 , Определение Конституционного суда от 12.05.2005 № 167-О , Постановление ФАС ЦО от 20.03.2006 № А09-19604/04-12 и др.)4.

Одновременно в силу п. 9 ст. 2 Закона № 119-ФЗ бухгалтер вправе включить в состав налоговых вычетов НДС с суммы «старой» кредиторской задолженности (за приобретенные товары, работы, услуги, имущественные права, оприходованные до 01.01.2006). В течение переходного периода вычет по таким товарам (работам, услугам) производился по мере их оплаты (п. 8 этой статьи). Таким образом, с суммы непогашенной «кредиторки» НДС предъявляется к вычету в I квартале 2008 года. Следовательно, на 01.04.2008 сумм налога, не принятых к вычету по «старой» кредиторской задолженности, уже не останется, то есть сальдо
по счету 19 «Налог на добавленную стоимость» в большинстве случаев5 будет равным нулю.

Обратите внимание : в дальнейшем при списании указанной задолженности в связи с истечением срока исковой давности сумма НДС не может быть включена во внереализационные расходы на основании пп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ, поскольку она уже была принята к вычету.

Несмотря на то что п. 1 ст. 2 Закона № 119-ФЗ установлена обязанность проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2005 включительно, по мнению автора, во избежание ошибок при начислении и принятии к вычету сумм НДС бухгалтеру необходимо провести такую инвентаризацию и по состоянию на 31.12.2007. Для оформления результатов инвентаризации с дебиторами и кредиторами используется унифицированная форма № ИНВ-17 (утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 ). В случае проведения проверки составленные документы помогут бухгалтеру доказать инспекторам правильность исчисления суммы НДС к уплате в бюджет за I квартал.

Пример.

ООО «Полет» занимается производственной деятельностью и при этом до 01.01.2006 в целях начисления НДС применяло метод «по оплате». По результатам инвентаризации по состоянию на 31.12.2007 в учете числятся суммы задолженности:

–дебиторской – 1 180 000 руб. (в том числе НДС – 180 000 руб.) за готовую продукцию, реализованную в ноябре 2005 г.;

–кредиторской – 2 360 000 руб. (в том числе НДС – 360 000 руб.) за сырье, приобретенное в мае 2005 г. для осуществления производственной деятельности.

Предположим, что в марте 2008 г. указанная кредиторская задолженность полностью погашена путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика. В апреле покупатель готовой продукции уплатил долг ООО «Полет».

Бухгалтер отразит операции в учете следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Январь 2008 г.

Март 2008 г.

Апрель 2008 г.

Выполнение СМР для собственного потребления

Прежде всего напомним, что до вступления в силу Закона № 119-ФЗ НДС при выполнении СМР для собственного потребления следовало начислять к уплате в бюджет в периоде принятия на учет объекта, завершенного капитальным строительством (п. 10 ст. 167 НК РФ). Право на вычет НДС, начисленного бухгалтером со стоимости выполненных для собственного потребления СМР, возникало после его уплаты в бюджет. При этом в соответствии с п. 5 ст. 172 НК РФ (в редакции до 01.01.2006) «входной» НДС, предъявленный подрядными строительными организациями и поставщиками (со стоимости товаров, работ, услуг, приобретенных для строительства), принимался к вычету с момента начала начисления амортизации по данному объекту или в периоде его реализации.

Эти правила были кардинально изменены в связи с вступлением в силу Закона № 119-ФЗ . С 1 января 2006 года моментом определения налоговой базы по СМР, выполняемым собственными силами организации, является последний день каждого налогового периода (месяца или квартала). Начисленные суммы НДС организация может предъявить к вычету из бюджета после их отражения в налоговой декларации и уплаты в бюджет в составе общей суммы налога, подлежащей уплате за данный налоговый период по налоговой декларации в соответствии с порядком, установленным ст. 173 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 03.07.2006 № 03-04-10/09 ). Следовательно, перечислять в бюджет всю начисленную со стоимости СМР сумму НДС не надо, достаточно отразить ее по строке 110 раздела 2.1 декларации и перечислить в бюджет разницу между исчисленным НДС (по всем операциям за налоговый период) и общей суммой вычетов, показанной по строке 280.

Так же как и прежде, организациям предоставлено право предъявления к вычету НДС со стоимости материалов (работ, услуг) и СМР, выполненных подрядчиками. Причем начиная с января 2006 года такими вычетами можно воспользоваться не с момента начисления амортизации по объекту завершенного капитального строительства или его реализации, а в периоде оприходования приобретенного имущества, работ, услуг независимо от погашения задолженности перед поставщиками и подрядчиками.

В данном случае правила переходного периода установлены ст. 3 Закона № 119-ФЗ . Они применяются в том случае, если на балансе предприятия по состоянию на 1 января 2008 года имеются объекты незавершенного строительства, сооружение которых начато до 01.01.2006.

Коротко напомним содержание ст. 3 Закона № 119-ФЗ . Во-первых, суммы НДС, предъявленные подрядчиками и уплаченные им, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года, подлежат вычету:

–по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, при условии если они будут использоваться для осуществления облагаемых налогом операций;

–при реализации объекта незавершенного капитального строительства.

При этом, как сообщается в п. 1 Письма ФНС РФ от 18.10.2006 № ШТ-6-03/1014@ , в целях применения этой нормы объекты завершенного капитального строительства считаются принятыми на учет в том налоговом периоде, в котором оформлены первичные учетные документы, подтверждающие дату ввода объекта в эксплуатацию. Таким образом, если создание объекта недвижимости с привлечением подрядных организаций начато в 2004 году или ранее, то «входной» НДС со стоимости СМР предъявляется к вычету в периоде перевода объекта в состав основных средств (дебет счетов 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности»).

Во-вторых, суммы уплаченного подрядчикам налога, предъявленные с 01.01.2005 по 01.01.2006, организация могла принять к вычету:

–в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам;

–в периоде ввода завершенного строительством объекта в эксплуатацию или при реализации недостроенного объекта, если это произошло в течение 2006 года.

Таким образом, по состоянию на 1 января 2008 года налог, предъявленный подрядными строительными организациями в течение 2005 года, при условии погашения задолженности за выполненные СМР и наличии счетов-фактур полностью принят к вычету. В случае списания указанной задолженности в связи с истечением срока исковой давности НДС включается во внереализационные расходы на основании пп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ.

В-третьих, НДС, уплаченный по товарам (работам, услугам), израсходованным для выполнения СМР до 1 января 2005 года, предъявляется к вычету по мере постановки на учет объекта основных средств или при реализации «недостроя». При этом в периоде принятия к учету завершенного строительством объекта бухгалтер должен начислить НДС со стоимости СМР, выполненных до 01.01.2005. Начисленная сумма налога может быть предъявлена к вычету после ее перечисления в бюджет (в составе общей суммы НДС по налоговой декларации) и начала начисления амортизации по объекту основных средств.

В-четвертых, в силу п. 6 ст. 3 Закона № 119-ФЗ суммы налога, предъявленные и уплаченные организацией по товарам (работам, услугам), использованным при выполнении работ в течение 2005 года (с 01.01.2005 по 31.12.2005), должны были предъявляться к вычету в декабре 2005 года либо позднее по мере погашения задолженности перед поставщиками.

Как видим, ст. 3 Закона № 119-ФЗ не установлены особенности применения налоговых вычетов со стоимости:

–товаров (в том числе оборудования к установке), приобретенных до 01.01.2006 и использованных для выполнения СМР силами подрядных организаций;

–работ (услуг), приобретенных для строительства (в частности, при проведении экспертизы, приобретении проектной документации, получении разрешений на строительство и т. д.).

В связи с этим специалисты налоговой службы разъясняют, что вычет указанных сумм налога производится после начала начисления амортизации в налоговом учете или при реализации объекта незавершенного строительства (см. Письмо Минфина РФ от 16.01.2006 № 03-04-15/01 , п. 4 Письма ФНС РФ от 18.10.2006 № ШТ-6-03/1014@ , Письмо УФНС по г. Москве от 31.01.2007 № 19-11/8073 ). Однако уже приняты решения, в которых судьи отклонили аналогичные требования ИФНС и поддержали налогоплательщиков, воспользовавшихся правом вычета в более ранний период (см., например, Постановление ФАС ПОот 28.08.2007 № А55-17300/06 ).

Кроме того, ст. 3 Закона № 119-ФЗ не установлен специальный порядок применения налоговых вычетов по товарам (работам, услугам), приобретенным (оплаченным) в период с 01.01.2005 по 31.12.2005 и использованным организацией при выполнении СМР хозяйственным способом после 1 января 2006 года. Не исключено, что налоговые инспекторы при проведении проверки также потребуют предъявления НДС к вычету только с момента начала начисления амортизации объекта. Именно такую позицию налоговики отстаивали в споре, рассмотренном в Постановлении ФАС ЦО от 12.03.2007 № А-62-2741/2006 . При этом организация воспользовалась правом на вычет в соответствии с общими правилами, установленными ст. 171 и 172 НК РФ в новой редакции. В данном случае бухгалтер в феврале 2006 года начислил НДС со стоимости СМР, выполненных хозспособом, и одновременно произвел вычет налога по товарам, израсходованным при строительстве в этом же месяце, но оприходованным в 2005 году. Судьи вынесли решение в пользу предприятия, отметив следующее. Поскольку ст. 3 Закона № 119-ФЗ специальные правила вычета спорных сумм «входного» НДС не установлены, организация правомерно руководствовалась общими правилами, согласно которым достаточно оприходовать имущество и иметь правильно оформленные счета-фактуры.

Таким образом, по мнению судей, вычет «входного» налога со стоимости имущества, оприходованного до 01.01.2006, но использованного при выполнении СМР (силами организации или подрядчиков) для собственного потребления после указанной даты, производится по правилам ст. 172 НК РФ в редакции Закона № 119-ФЗ .

С учетом вышеизложенного становится понятно, что предприятия, имеющие на балансе объекты незавершенного капитального строительства, на которых СМР для собственного потребления были начаты
до 1 января 2005 года, скорее всего не смогут завершить переходный период в I квартале 2008 года, как все остальные налогоплательщики. Дело в том, что в силу ст. 3 Закона № 119-ФЗ организация вправе принять к вычету суммы НДС по подрядным работам, осуществленным в 2004 году, и по материалам, переданным подрядчикам, только при одновременном соблюдении двух условий:

–товары, работы, услуги оплачены;

–объект завершенного строительства принят на учет в состав основных средств либо произведена реализация объекта незавершенного строительства.

В данном случае завершить переходный период по правилам рассмотренной выше ст. 2 Закона № 119-ФЗ организация не вправе. Такой вывод подтвержден арбитражной практикой. Так, судьи ФАС СКО в Постановлении от 19.06.2007 № Ф08-3539/2007-1434А указали, что при наличии специальной нормы, посвященной вычету НДС при капитальном строительстве ( ст. 3 Закона № 119-ФЗ ), общая норма ст. 2 этого закона не применяется. Статьей 3 Закона № 119-ФЗ установлены переходные положения, предусматривающие соответствующий порядок применения налоговых вычетов по строительно-монтажным работам в зависимости от момента принятия их на учет. Именно данная статья определяет особенности начисления и принятия к вычету сумм НДС по операциям, связанным с проведением капитального строительства, имеет специальный характер по отношению к общим нормам статьи 2 Закона № 119-ФЗ, поэтому общество не вправе определять порядок применения налогового вычета по строительно-монтажным работам по пункту 10 статьи 2 Закона № 119-ФЗ.

В заключение отметим, что рассмотренные выше правила расчетов с бюджетом по НДС при выполнении организацией СМР для собственного потребления применимы в случае, если завершенный строительством объект планируется использовать в облагаемой НДС деятельности – в производстве продукции (для выполнения работ, оказания услуг) или для управленческих нужд. В стоимость работ для целей исчисления НДС включаются только СМР, выполненные собственными силами предприятия. При этом затраты на оплату услуг подрядчиков при определении налоговой базы не учитываются (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.10.2007 № 7526/07 , Письмо ФНС РФ от 04.07.2007 № ШТ-6-03/527 , Постановление ФАС УО от 24.09.2007 № Ф09-7797/07-С3 и др.). В данном случае бухгалтеру следует также руководствоваться п. 22 Постановления Росстата от 17.01.2007 № 6 , согласно которому к строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организаций, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства.

1 Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2 Федеральный закон от 22.07.2005 № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства РФ о налогах и сборах».

3 Напомним, что с 01.01.2008 налоговым периодом по НДС является квартал (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ).

4 Подробнее об этом см. статью Т. В. Павловой, Н. Н. Луговой «Списание дебиторской задолженности» в № 21, 2007.

5 Дебетовое сальдо на счете 19 может остаться, например, в случае если в предъявленных ранее предприятию счетах-фактурах выявлены нарушения в оформлении (см. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ).

Инвентаризация обязательств – такая же необходимая для качественного, объективного учета процедура, как и инвентаризация имущества. Смысл ее заключается в определении истинного состояния расчетов, выявлении задолженности с целью принятия мер к ее погашению, а если это невозможно – к списанию.

Общие правила проведения инвентаризации

Расчеты инвентаризируются по общим правилам, содержащимся в ряде нормативных документов:

  • ФЗ-402 от 06/12/11 «О бухучете»;
  • ПБУ по ведению бухучета и отчетности, утв. пр. Минфина от 29/07/98 № 34н;
  • Методические указания, утв. пр. Минфина от 13/06/95 № 49.

Из контекста ст. 30 ч. 1 ФЗ-402 следует, что ПБУ по ведению бухучета в РФ (пр. 34н) должны применяться в полной мере. Пунктом 27 указанного ПБУ устанавливается необходимость проведения инвентаризации обязательств перед составлением бухгалтерской отчетности.

Пунктом 74 этого же документа особо подчеркивается, что расчеты с банками, бюджетом должны быть отрегулированы, сверены, идентичны. Неурегулированные суммы в балансе отражать нельзя.

Из сказанного следует, что инвентаризировать обязательства необходимо ежегодно за период с 1 января по 31 декабря соответствующего года. Законодательство содержит еще ряд случаев, когда инвентаризация обязательна, например, при реорганизации или ликвидации фирмы (п. 27 ПБУ). Практические рекомендации по инвентаризации обязательств даются в Методических указаниях Минфина (пр. № 49).

Что подлежит проверке

В ходе проведения указанной процедуры должны проверяться расчеты (по тексту приказа № 49 от 13/06/95):

  • с банком, иными кредитными учреждениями;
  • с бюджетом;
  • с деловыми партнерами – покупателями и поставщиками;
  • по суммам в подотчете;
  • с персоналом по трудовым и иным выплатам;
  • по прочим расчетам с дебиторами и кредиторами.

Перед началом инвентаризации обычно проводят сверку расчетов с контрагентами, бюджетом, фондами. Составляются двусторонние акты сверок по унифицированной форме, принятой в организации, или по специальной форме (например, при сверке с ИФНС). В ходе инвентаризации данные актов сверяются с ее результатами.

Как проверяют

Законодатель отмечает в числе первоочередных целей инвентаризации урегулированиерасчетов с банком по кредитам: краткосрочным и долгосрочным (сч. 66, 67 бухгалтерского учета). Инвентаризируют обязательства в разрезе каждого заключенного кредитного договора, по видам займов, по заимодавцам (банкам и иным учреждениям). Проверяется правомерность отнесения кредитов и займов на соответствующий счет по срокам погашения: более года либо менее года. Сверяются расчеты по начисленным организации процентам. Такие расчеты должны быть учтены отдельно от сумм основного кредита, займа. Отдельно должны отражаться в учете и просроченные, неоплаченные в установленные сроки кредиты и займы.

Инвентаризация расчетов с бюджетом по налогам (сч. 68) и по страховым суммам (сч. 69) означает прежде всего сверку сумм по соответствующим субсчетам и данных, декларируемых организацией при сдаче отчетности: по каждому виду налога, страхового взноса. Члены инвентаризационной комиссии обязаны обратить внимание на своевременность сдачи отчетности (т.е. декларирования задолженности) и перечисления средств. При обнаружении задолженности по указанным счетам также обращается внимание на дату, когда она образовалась.

При работе с расчетами, обязательствами покупателей и заказчиков (сч. 62) активно применяются акты сверок с ними. Аналитический учет ведется по контрагентам – отражается задолженность, как правило, выделяются полученные от них авансы.

Указанные данные должны в ходе инвентаризации выявить:

  • задолженность, с которой деловые партнеры согласны;
  • несогласованную задолженность;
  • безнадежную задолженность, по которой срок исковой давности истек (3 года с момента образования), либо должник неплатежеспособен.

Обращают внимание на соблюдение всех законных процедур, документирование при списании безнадежной задолженности: наличие письменного обоснования, приказа руководителя на списание.

Важно! Долг неплатежеспособного партнера еще 5 лет учитывают за балансом на счете 007, чтобы истребовать его, если финансовое положение должника улучшится.

Инвентаризация расчетов с поставщиками, подрядчиками (сч. 60) в основном делается по тем же принципам – в разрезе контрагентов, выделяются выданные им авансы, анализируется целесообразность их выдачи. Проверяется соответствие сверенных данных по двусторонним актам с поставщиками и данных бухгалтерского учета.

В результате инвентаризации определяется:

  • задолженность, согласованная с кредиторами;
  • суммы задолженности, с которыми кредиторы не согласны;
  • суммы, по которым срок взыскания истек.

Если «кредиторка» списывалась, проверяются правильность оформления документов по списанию.

Инвентаризируя средства, выданные под отчет (сч. 71), обращают внимание на:

  • соблюдение сотрудниками порядка возврата выданных сумм, сдачи авансовых отчетов;
  • соблюдение порядка выдачи – деньги должны выдаваться только сотрудникам, внесенным в соответствующий приказ;
  • соблюдение порядка использования выданных средств – не передавались ли они после выдачи под отчет другому лицу.

Подотчетные суммы выдаются по распоряжению руководителя или по заявлению подотчетного лица на каждую сумму. Эти документы подлежат обязательной проверке.

По расчетам с персоналом (сч. 70, 73) в первую очередь инвентаризируется оплата труда – сверкой первичных ведомостей с данными бухгалтерских регистров; устанавливается правильность набора и переноса данных. При обнаружении переплат анализируются причины таких нетипичных явлений. Выявляются депонированные суммы и принимаются решения об их перечислении либо устранении задолженности иным способом.

Прочие расчеты с работниками, не связанные с подотчетом и зарплатой, тоже проверяются. Это могут быть расчеты по займам работникам, по добровольному возмещению материального ущерба, иные расчеты организации с персоналом. Инвентаризируются эти обязательства по видам, проверяются документы, подтверждающие правомерность расчетов, например: акты о браке, приказы, договоры займа.

Инвентаризация расчетов с разными дебиторами и кредиторами (сч. 76) состоит в сличении данных бухгалтерского учета с данными двусторонних актов сверок; с разными контрагентами, расчеты с которыми не отразились на других счетах. Это могут быть расчеты по страхованию, по претензиям, суммы, удержанные в судебном порядке в пользу фирмы, обязательства по договорам аренды и др.

Для оформления результатов инвентаризации обязательств чаще всего используют Акт инвентаризации унифицированной формы № ИНВ-17. В нем указывается каждый контрагент, отдельно дебиторская и кредиторская задолженность.

Приложением к нему служит справка о расчетах, где указана подробная информация по дебитору, кредитору, характер задолженности, подтверждающий сумму документ. Сведения, отраженные в справке, составляют основу акта инвентаризации. Вместо унифицированных форм в организации могут применять собственные, разработанные и утвержденные ЛНА, формы.

«Особые» обязательства

Некоторые виды обязательств представляют собой отдельные, нетипичные случаи. Однако инвентаризировать их необходимо на общих основаниях.

Расчеты со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы (сч. 79), проверяются по каждому филиалу, представительству, иному обособленному подразделению организации, при условии составления ими отдельного баланса. Счет 79 обобщает все расчеты с подразделением, поэтому инвентаризация проводится комплексная: по выделенному имуществу, по движению ТМЦ между головной структурой и подразделением, реализации, заработной плате персонала, управленческим расходам. Расчеты по доверительному управлению имуществом анализируются в разрезе каждого договора.

Задолженность по недостачам и хищениям, потерям от порчи ценностей (сч. 94), отраженная на этом счете, достаточно часто оспаривается виновной стороной. В ходе инвентаризации должны учитываться все нюансы ситуации, приведшей к образованию задолженности.

  • документы, обосновывающие возникновение недостачи или потери: акты, письменные объяснения и пр.;
  • расчет стоимости похищенного, утраченного имущества (по ТМЦ – фактическая, по ОС – остаточная и т.д., с учетом восстановленного НДС);
  • направления списания задолженности и их правомерность (на виновника, на себестоимость в пределах естественной убыли, на прочие доходы и расходы, если виновник не выявлен законным путем, на убытки вследствие стихийного бедствия).

В инвентаризации обязательств могут также участвовать суммы целевого финансирования (сч. 86), расчетов с учредителями (сч. 75), доходов будущих периодов (сч. 98).

Илья Антоненко

Во время инвентаризации часто возникают спорные ситуации: компании не могут взыскать убытки с виновного лица из-за несвоевременного проведения или ненадлежащего оформления инвентаризации или получают доначисление налогов в ходе налоговой проверки. Рассмотрим, когда проводить инвентаризацию, как её оформлять и отражать в учёте.

Когда нужно проводить инвентаризацию

Инвентаризацию проводят перед составлением годовой бухгалтерской отчётности, но это не единственный случай, когда она необходима (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон о бухучёте), п. 27 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н). Например, инвентаризацию надо регулярно проводить, чтобы выявить пищевую продукцию, лекарства и иные товары с истёкшим сроком хранения (п. 4 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1).

Если не провести инвентаризацию в установленных законом случаях или провести её несвоевременно, например после увольнения материально ответственного лица, то компания:

  • не сможет привлечь уволившегося работника к материальной ответственности (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 07.05.2018 № 66-КГ18-6);
  • не сможет учесть потери от недостачи в составе налоговых расходов (ст. 252, 265 НК РФ, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2018 № 09АП-51247/2018).

Как оформлять инвентаризацию

С 2013 года применять унифицированные формы первичных документов не обязательно (п. 4 ст. 9 Закона о бухучёте).

На наш взгляд, безопаснее всего разработать собственные формы документов для учёта результатов инвентаризации, взяв за основу формы, утверждённые Госкомстатом. Свои формы нужно утвердить в приложении к учётной политике организации или приказом ИП (п. 4 ст. 9 Закона о бухучёте, п. 4 ПБУ 1/2008).

Если при документальном оформлении инвентаризации допущены нарушения, могут наступить следующие последствия:

  • невозможность привлечь виновных лиц к материальной ответственности (письмо Минфина от 30.12.2019 № 03-11-11/103406);
  • отказ проверяющих учесть недостачу в составе налоговых расходов (письмо Минфина от 24.12.2014 № 03-03-06/1/66948);
  • начисление НДС со стоимости недостачи в ходе налоговой проверки (постановление АС ДВО от 24.01.2019 № Ф03-5265/2018).

Как учесть результат инвентаризации — шпаргалка

Рассмотрим алгоритм учёта результатов инвентаризации на примере материально-производственных запасов (МПЗ). Напомним, что результаты инвентаризации оформляются первичными документами согласно учётной политике компании, например ведомостью учёта результатов, выявленных инвентаризацией (ИНВ-26).

Ситуация 1. Выявлены излишки

Бухгалтерский учёт. Оприходуйте излишки по рыночной стоимости, подтверждённой документально. На стоимость излишков, выявленных при инвентаризации, сделайте проводку:

  • Дт 10 (41) Кт 91.1

Налоговый учёт. Стоимость излишков включается в состав внереализационных доходов по налогу на прибыль и УСН (п. 8 ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Рыночную стоимость отнесите в доходы в момент завершения инвентаризации.

Для целей налога на прибыль можно учесть в составе расходов стоимость излишков МПЗ по факту их отпуска в производство или продажи (п. 2 ст. 254 НК РФ). Для целей УСН можно учесть излишки товаров в момент их продажи (письмо Минфина от 24.05.2013 № 03-11-06/2/18968).

Ситуация 2. Выявлена недостача (порча) в пределах норм естественной убыли

Бухгалтерский учёт. Отразите стоимость недостачи (порчи) и спишите сумму в пределах норм естественной убыли как материальные расходы.

  • Дт 94 Кт 10 (41)
  • Дт 20 (44) Кт 94

Налоговый учёт. Убытки от недостачи (порчи) в пределах норм естественной убыли учитываются для целей налога на прибыль в составе материальных расходов на момент завершения инвентаризации (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). Для целей УСН убыток от недостачи не учитывается, так как купленные материалы уже учтены при получении и расход задвоится (п. 2 ст. 346.16, ст. 346.17, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Ситуация 3. Выявлена недостача (порча) сверх норм естественной убыли или в отсутствие таких норм. Виновник установлен

Бухгалтерский учёт. Отразите недостачу на счёте 94 и отнесите её по балансовой стоимости на сотрудника.

  • Дт 94 Кт 10 (41)
  • Дт 73 (76) Кт 94
  • Дт 50 (51, 70) Кт 73 (76)

Налоговый учёт. Убытки от недостачи (порчи) сверх норм естественной убыли или в отсутствие таких норм не учитываются для целей УСН. Для целей налога на прибыль они учитываются во внереализационных расходах в один из следующих периодов (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ, письма Минфина от 26.10.2018 № 03-03-06/1/77156, от 20.02.2017 № 03-03-06/1/9693):

  • признание виновным лицом;
  • вступление в силу решения суда о взыскании убытков с виновного лица;
  • признание страховой компанией страхового случая в связи с недостачей (порчей).

При кассовом методе учесть сумму возмещения нужно в момент внесения денежных средств в кассу или на расчётный счёт организации.

Ситуация 4. Выявлена недостача (порча) сверх норм естественной убыли или в отсутствие таких норм. Виновник не установлен

Бухгалтерский учёт. Отразите сумму недостачи (порчи) и спишите убыток в связи с отсутствием виновного лица.

  • Дт 94 Кт 10 (41)
  • Дт 91.2 Кт 94

Налоговый учёт. Убытки от недостачи (порчи) сверх норм естественной убыли или в отсутствие таких норм учитываются для целей налога на прибыль в составе внереализационных расходов. Чтобы подтвердить отсутствие виновного лица, понадобятся документы, например постановление о прекращении уголовного дела от полиции (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ). Для целей УСН такие убытки не учитываются.

Илья Антоненко, ведущий эксперт Национальной консалтинговой компании

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: