Иностранный ндс в расходах как учесть

Опубликовано: 11.05.2024

При осуществлении внешнеэкономической деятельности российская фирма по законам иностранного государства может платить косвенные налоги – аналоги российского НДС.

При расчете “прибыльной” базы их можно учесть среди прочих расходов. Когда компания приобретает товары, реализующиеся не в России, то эти налоги включают в цену товаров.

Какие компании являются плательщиками НДС

Плательщиками НДС являются: компании (российские и иностранные); индивидуальные предприниматели; лица, которые перемещают товары через таможенную границу Таможенного союза.

Плательщиками НДС могут являться и государственные (муниципальные) органы, которые имеют статус юрлиц (учреждения). Но только в том случае, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени.

У компаний налогом облагают:

  • реализацию товаров (работ, услуг) на территории России. Сюда также входят реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, передача имущественных прав и права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе;
  • передачу на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

В доходы – полную сумму контракта

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ предусмотрено, что в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством РФ. А что делать с налогами, уплаченным в соответствии с законодательством иностранного государства?

Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым.

Так, согласно подпункту 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Но применять эту норму нужно во взаимоувязке со статьей 270 НК РФ, устанавливающей закрытый перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения. В ней не содержится прямого указания на то, что налоги, уплаченные на территории иностранного государства, не принимаются в качестве расходов.

Поэтому суммы аналога НДС, уплаченные на территории иностранных государств, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Рассмотрим пример, когда при оплате за оказанные услуги зарубежный партнер удерживает налог с суммы контракта.

Такую позицию Минфин РФ высказывал и ранее (см., например, письмо от 18.05.2015 № 03-07-08/28428).

Также следует помнить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Минфин России считает, что зарубежные налоги отвечают этим требованиям.

В отношении уплаченных иностранных налогов российская организация является плательщиком в соответствии с законодательством иностранного государства. Поэтому, если иностранный партнер удержал с компании “свой НДС” в качестве налогового агента, нужно потребовать с него подтверждающий эту операцию документ (если он окажется на иностранном языке, будет необходим перевод на русский язык).

Какой НДС можно включить в стоимость товаров

Любой бухгалтер знает, что предъявленный НДС при определенных условиях может быть принят к вычету. Однако в ситуации, рассматриваемой в комментируемом письме, это невозможно. Ведь налог, имеющий название “НДС”, который фигурирует в счетах-фактурах иностранного контрагента, к вычету не может быть принять ни при каких обстоятельствах: это не НДС.

Налоговый кодекс предусматривает определенные операции, когда предъявленный налогоплательщику НДС может быть включен в стоимость товаров и дальнейшего снижения базы для расчета налога на прибыль. Об этом говорится в пункте 2 статьи 170 НК РФ:

  • если они используются для осуществления не облагаемых НДС операций (ст. 149 НК РФ);
  • если произведенная с их применением продукция будет реализована за пределами территории РФ (ст. 148 НК РФ);
  • если приобретающее их лицо не является плательщиком НДС либо освобождено от уплаты этого налога;
  • если они приобретены для операций, которые не являются объектом по НДС (например, безвозмездная передача сооружений государственным органам и др.) (ст. 146 НК РФ).

Таким образом, если иностранный косвенный налог был предъявлен российской компании при приобретении у иностранной организации товаров, местом реализации которых территория Российская Федерация не является, то такие суммы иностранного НДС формируют цену товаров. Выделять их отдельно в составе расходов не нужно.

То есть иностранный “НДС” можно включить в расходы не напрямую, а другим путем – сначала включить его в стоимость товаров, а уже затем отнести на расходы.

Эксперт по налогообложению Б.Л. Сваин

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

Оплачивая работы или услуги зарубежных контрагентов, российские компании иногда вынуждены перечислять в составе их стоимости косвенные налоги. Но Минфин России, как правило, не позволяет отражать эти налоги в расходах.

Российские организации, которые привлекают иностранных партнеров для выполнения той или иной работы (услуги) на территории другого государства, могут столкнуться с проблемой — как отражать в налоговом учете расходы на уплату иностранных налогов? Речь идет о косвенных налогах (в т. ч. НДС), которые были исчислены и уплачены за границей по законам другого государства. Ситуация рассмотрена в журнале «Актуальная бухгалтерия» № 7, 2012.

Иностранный НДС в расходах учесть нельзя

Во избежание двойного налогообложения нормы Налогового кодекса (п. 3 ст. 311, ст. 386.1 НК РФ) позволяют организациям учесть только сумму налога на прибыль (доход) или налога на имущество, уплаченную в соответствии с законодательством иностранных государств. Для НДС такая возможность не предусмотрена (письма Минфина России от 16.12.2009 № 03-03-06/1/813, УФНС России по г. Москве от 18.08.2009 № 16-15/085547). Минфин России также выступает против включения в налоговые расходы сумм иностранного НДС (письма Минфина России от 12.11.2010 № 03-03-06/1/708, от 11.06.2010 № 03-03-06/1/407, от 06.10.2009 № 03-03-06/1/644).

Финансовое ведомство считает, что сумма этого косвенного налога не может быть учтена в составе прочих расходов даже как «другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), поскольку для учета расходов в виде налогов предусмотрена специальная норма (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Так, в качестве расходов признаются лишь те налоги, которые начислены в соответствии с российским законодательством, а иностранные косвенные налоги, в частности НДС, под действие этой нормы не подпадают. Следовательно, уменьшать базу по налогу на прибыль они не должны.

Иностранный контрагент оказал российской фирме услуги на территории другого государства. Стоимость услуг составила 300 000 долл. (в т. ч. косвенный налог — 6000 долл.).

Следовательно, фирма может включить в расходы только сумму:

300 000 – 6000 = 294 000 долл.

Сумма косвенного налога, уплаченная по законам другого государства, в налоговом учете фирмы не отражается, т. е. ее нельзя включить в расходы при расчете налога на прибыль, зачесть в счет уплаты российского НДС.

В Минфине России также полагают, что косвенный налог, который исчислен по законодательству другого государства и уплачен иностранному продавцу в составе стоимости услуги, нельзя включить в расходы еще и по основаниям, указанным в статье 270 Налогового кодекса (п. 19 ст. 270 НК РФ). То есть речь идет о невозможности включения в расходы сумм налогов, предъявленных покупателю налогоплательщиком (в нашем случае иностранной организацией).

При этом финансовое ведомство предпочитает не обращать внимание на тот факт, что в нашем случае подобные расходы нельзя определить как налоги.

Во-первых, в данной норме Налогового кодекса речь идет о российских налогах, то есть исчисленных согласно требованиям Налогового кодекса, а во-вторых, предъявить их должен именно налогоплательщик. Что касается иностранного продавца, то он в смысле статьи 19 Налогового кодекса таковым не является. Следовательно, данная норма к проблеме «иностранных» налогов не имеет никакого отношения.

Кстати, совсем недавно Минфин России в очередной раз подтвердил свою позицию, отметив, что суммы НДС, предъявленные российской организации при приобретении у иностранной организации работ (услуг), местом реализации которых не является территория России, нельзя учесть при расчете налога на прибыль организаций (письмо Минфина России от 11.03.2012 № 03-04-08/65). Что интересно, в качестве обоснования приведена ссылка уже на другую норму статьи 270 Налогового кодекса (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Но если иностранный НДС нельзя включить в расходы напрямую, то, может быть, это можно сделать другими путями? Например, сначала включить этот расход в стоимость товаров (работ, услуг), а уже затем отнести на расходы.

Есть ли другие пути?

Минфин России не позволяет относить иностранный НДС на затраты по производству и реализации также в порядке, который предусмотрен статьей 170 Налогового кодекса. То есть включением сумм налога в стоимость товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Логика финансистов следующая: в статье 170 Налогового кодекса содержится исчерпывающий перечень случаев, когда суммы НДС, уплаченные поставщику и не подлежащие возмещению, учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) при исчислении налога на прибыль. Явное нежелание расширять этот перечень прослеживается и в некоторых письмах налогового ведомства (письмо УФНС России по г. Москве от 20.05.2011 № 16-15/049561@).

Но не стоит забывать, что в нашем случае речь идет все-таки не о российском НДС, а об иностранном, поэтому вряд ли к нему можно применять положения этой статьи.

Неудивительно, что российские организации не могут воспользоваться и нормами статьи 171 Налогового кодекса и предъявить НДС другого государства к вычету (письмо УФНС России по г. Москве от 27.10.2011 № 16-15/104421@).

Исключение — «командировочный» НДС

Таким образом, даже несмотря на очевидную производственную направленность этих расходов, чиновники в своих разъяснениях исключают любую возможность учета сумм зарубежных косвенных налогов. Тем не менее для некоторых случаев Минфин России делает исключение.

Это касается налогов, которые предъявляются российским компаниям при оплате гостиничных услуг за границей (например, во время командировок работников). В этом случае всю сумму налога, содержащуюся в счете, можно включить в состав командировочных расходов (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ; письма Минфина России от 30.01.2012 № 03-03-06/1/37, от 14.02.2008 № 03-03-06/4/8).

С одной стороны, вызывает удивление, что в этом случае финансисты рассматривают иностранный косвенный налог уже не в смысле налога, которым он действительно не является по российскому законодательству, а просто в качестве расхода. Причем явно прослеживается желание финансистов найти для этих расходов в главе 25 Налогового кодекса свою специальную норму (письма Минфина России от 09.02.2007 № 03-03-06/1/74, от 30.01.2012 № 03-03-06/1/37).

С другой стороны, если бы Минфин России занял иную позицию и отказался признавать сумму налога обоснованным расходом, то это повлекло бы нарушение трудового законодательства (ст. 168 ТК РФ). Ведь сумма командировочных расходов, которую необходимо возместить работнику, определяется по первичным документам. Следовательно, в нее должен включаться и косвенный налог, уплаченный на территории иностранного государства. Иначе получилось бы, что работодатель обязан возместить сотруднику только часть понесенных им расходов.

Налоговики не согласны с финансистами

Не так давно бизнес неожиданно получил поддержку со стороны налоговиков, которые признали, что суммы уплаченных иностранных косвенных налогов можно учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль (письмо ФНС России от 01.09.2011 № ЕД-20-3/1087).

При этом доводы налоговой службы вполне логичны: перечень прочих расходов, которые указаны в статье 264 Налогового кодекса, открыт. Следовательно, в качестве прочих расходов можно учесть любые экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы. Исключение лишь одно. Налоги, по которым в законе напрямую предусмотрен порядок устранения двойного налогообложения путем зачета (т. е. налог, уплаченный за границей, зачитывается в счет уплаты соответствующего налога в Российской Федерации), в расходы включить нельзя. В частности, это касается зарубежных налога на прибыль и налога на имущество организаций (п. 3 ст. 311, ст. 386.1 НК РФ).

По нашему мнению, такая позиция наиболее обоснована.

Кстати, еще Конституционный Суд РФ подчеркнул, что законодатель оправданно отказался от закрытого перечня затрат, которые можно учесть при расчете налога на прибыль, и предоставил бизнесу возможность самостоятельно определять эти расходы в каждом конкретном случае. То есть исходя из фактических обстоятельств и особенностей финансово-хозяйственной деятельности той или иной организации (определения КС РФ от 16.12.2008 № 1072-О-О, от 04.06.2007 № 320-О-П).

Арбитражная практика, связанная с учетом сумм иностранных косвенных налогов, пока недостаточно сформировалась, но уже есть решения судов, которые заняли сторону бизнеса в этом вопросе (пост. ФАС ЦО от 13.10.2011 № А62-439/2011, ФАС МО от 22.07.2009 № КА-А40/6679-09, ФАС СЗО от 23.11.2009 № А56-4991/2009).

Экспертиза статьи: Сергей Родюшкин, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер-эксперт

image_pdf
image_print

Любой бухгалтер знает, что предъявленный НДС при определенных условиях может быть принят к вычету. Однако существуют случаи, когда в силу законодательства либо сложившейся ситуации это невозможно.

Когда разрешено учитывать уплаченный НДС в составе расходов, снижающих базу по налогу на прибыль?

Что по этому поводу говорит Налоговый кодекс?

Как трактуют его нормы налоговые органы, и всегда ли их точка зрения подкрепляется судебной практикой?

Обо всем этом пойдет речь в данной статье.

Какой НДС можно включить в стоимость товаров

Действующее законодательство предусматривает вполне определенные операции, когда предъявленный налогоплательщику НДС может быть включен в стоимость товаров, снижая базу для расчета налога на прибыль. Об этом говорится в статье 170 Налогового кодекса. Согласно пункту 2 этой статьи, отнести налог на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) можно в следующих случаях:

  • если они используются для осуществления необлагаемых НДС операций — ст.149 НК;
  • если произведенная с их применением продукция будет реализована за пределами территории России — ст.148 НК;
  • если приобретающее их лицо не является плательщиком НДС либо освобождено от уплаты этого налога;
  • если они приобретены для тех операций которые не являются объектом по НДС (например, безвозмездная передача сооружений государственным органам и другие операции, перечисленные в пункте) — 2 ст.146 НК РФ.

Это исчерпывающий перечень операций, входной НДС по которым можно отнести на стоимость товаров, работ или услуг, уменьшив тем самым базу по налогу на прибыль.

Стоит отметить, что относить на расходы можно не только суммы налога, предъявленные непосредственно при покупке, но и восстановленные согласно пункту 3 статьи 170 НК РФ.

Другими словами, если товары начинают использоваться для осуществления перечисленных выше операций, то ранее вычтенный по ним НДС следует восстановить и учесть в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ.

Есть ли у налогоплательщика право выбора?

Важно иметь в виду, что нормы закона о налоговых вычетах и порядке их применения (статьи 171 и 172 НК РФ) носят императивный характер, то есть обязательны к исполнению. Это означает, что покупатель, которому поставщик предъявил НДС, не вправе выбирать, включить ли ему сумму налога в расходы или же заявить о ее вычете.

Таким образом, если у налогоплательщика были основания для вычета НДС, но по каким-то причинам он им не воспользовался, то включать сумму налога в расходы он не вправе.

Нереализованное право на вычет НДС: частные случаи

Ситуация, когда компания не реализовала свое право на вычет НДС, может сложиться по разным причинам. Наиболее распространены из них следующие:

  • отсутствие счетов-фактур, оформленных продавцом;
  • пропуск срока, в который можно заявить о вычете.

Первая ситуация нередко возникает при осуществлении покупки в розничной сети. Чаще всего это какие-то «мелочи», например, канцтовары для нужд офиса или заправка автомобиля. Счет-фактуру от продавца в таком случае получить вряд ли удастся, а заявлять о вычете НДС на основании кассового чека по, мнению налоговой службы, неправомерно. Отсутствие счета-фактуры выявится незамедлительно, когда декларация компании по НДС будет обрабатываться автоматизированной системой налоговой службы.

Получается, что принять к вычету сумму НДС по приобретенным ценностям невозможно, но при этом, как было сказано выше, ее нельзя отнести и к расходам, снижающим базу по налогу на прибыль. Однако у тех компаний и предпринимателей, кто имеет желание побороться за вычет суммы налога в указанной ситуации в суде, для этого есть все основания.

В постановлении Президиума ВАС №17718/07 от 13.05.2008 определено, что при таких обстоятельствах отказывать налогоплательщику в вычете НДС неправомерно. Это верно при условии, что имеется кассовый чек, подтверждающий покупку, а также не доказан факт использования налогоплательщиком приобретенных товаров вне рамок облагаемой налогом деятельности.

Тем не менее официальная позиция ФНС не поменялась: вычет НДС можно осуществлять только на основании счета-фактуры, а вопросы представления прочих первичных документов в качестве обоснования вычета решаются в судебном порядке.

Говоря о второй явной причине, по которой налогоплательщик может утратить право на вычет НДС, обратимся к пункту 1.1 статьи 172 НК РФ. Со времени его вступления в силу, а именно с начала 2015 года, законодательно закреплен порядок заявления о вычете НДС в пределах трех лет с момента постановки товаров на учет. Однако и этот срок может быть упущен, например, по ошибке или из-за длительной подготовки документов. Как бы то ни было, за пределами этого срока заявлять о вычете НДС неправомерно. То есть в этом случае налог придется заплатить, а отнести его сумму на счет расходов по налогу на прибыль не удастся.

В качестве иллюстрации приведем ситуацию российской компании-экспортера, которая слишком долго собирала пакет документов для подтверждения нулевой ставки НДС. В результате она заявил «входной» налог по операциям, облагаемым по ставке 0%, за пределами трехлетнего срока, и на этом основании получила отказ в вычете. Сумма налога, которую компании пришлось уплатить, была включена в состав расходов по налогу на прибыль, однако Высший арбитражный суд с такой позицией не согласился (определение ВАС РФ №305-КГ15-1055 от 24.03.2015).

Пример ситуации, когда НДС можно отнести к расходам

Еще один частным случай также связан с неподтверждением нулевой ставки НДС, однако речь в нем идет не о предъявленном налогоплательщиком налоге, а об исчисленном «сверху» стоимости его услуг. Ситуация рассмотрена в письме Минфина №03-03-06/1/42961 от 27.07.2015. В ведомстве придерживаются мнения, что если правомерность применения нулевой ставки НДС не может быть подтверждена, то сумму исчисленного налога по ставке 18 или 10% на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ следует учесть в составе расходов.

Делая такой вывод, Минфин ссылается на постановление ВАС РФ от 9 апреля 2013 г. №15047/12, вынесенное по спору между крупным российским авиаперевозчиком и ФНС. Компания не сумела собрать документы для подтверждения нулевого НДС, исчислила его по ставке 18%, оплатила и включила эту сумму в состав расходов, уменьшающих прибыль. Налоговая служба усмотрела в этом нарушение. Однако ВАС не согласился с такой позицией и пояснил, что речь в споре идет об НДС, исчисленном «сверху». В этом случае следует применять нормы налогового законодательства об учете этих сумм в составе расходов. Суд также указал, что отнести этот НДС на расходы следует сразу же по истечении 180-дневного срока, который предусмотрен для представления подтверждающих нулевую ставку документов.

НДС в составе безнадежной задолженности

Еще один случай, когда НДС включается в расходы — если он входит в состав дебиторской задолженности, которая просрочена и подлежит списанию. Такая ситуация может возникнуть в результате осуществления неоплаченной поставки или перечисления предоплаты, под которую так и не были отгружены товары.

По прошествии трех лет долг переходит в разряд безнадежных и списывается на расходы.

При этом компания вправе списать сумму дебиторской задолженности вместе с НДС. Такой порядок не противоречит официальной точке зрения Минфина, что отражено в письме №3-07-05/13622 от 13.03.2015.

Стоит обратить внимание на один нюанс, который возникает при списании безнадежной дебиторской задолженности по предоплате. Если ранее был принят к вычету НДС, предъявленный при ее перечислении, то при списании дебиторской задолженности налог должен быть восстановлен. Такова позиция Минфина, однако многие эксперты считают ее спорной, поскольку в пункте 3 статьи 170 НК РФ ничего не говорится о восстановлении НДС в указанном случае.

На базе по налогу на прибыль отражается не только списанная дебиторская, но и списанная кредиторская задолженность. Она возникает вследствие неоплаты отгруженных товаров либо отсутствия со стороны компании поставки в счет полученного аванса, когда трехлетний срок исковой давности по этим операциям истек. Как поступать с НДС в составе такой «кредиторки» при ее списании? Рассмотрим этот вопрос более детально на конкретных ситуациях.

Если долг компании образовался из-за того, что поступившие товары не были оплачены, то сумма задолженности относится на счет доходов по налогу на прибыль полностью, то есть вместе с НДС. При этом суммы налога, принятые к вычету при получении товаров, восстановлению не подлежат (письмо Минфина от 21.06.13 №03-07-11/23503).

Другой случай — когда кредиторская задолженность образовалась вследствие того, что под полученный аванс, с которого был уплачен НДС, не были отгружены товары. По истечении срока исковой давности сумма задолженности включается в состав доходов, формирующих базу по налогу на прибыль. Как поступить с оплаченным ранее с этой суммы НДС? По логике он должен быть исключен из состава доходов. Однако в Минфине придерживаются точки зрения, что отражать этот НДС в расходах Налоговый кодекс не позволяет (письмо Минфина от 07.12.12 №03-03-06/1/635).

Но по мнению многих экспертов, из этой ситуации есть другой выход. Они предлагают учитывать в составе доходов по налогу на прибыль не полную сумму полученной предоплаты, а сумму за минусом уплаченного с нее НДС. При этом они ссылаются на пункт 2 статьи 248 НК РФ, который предписывает исключать из состава доходов суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю. Однако если компания решит пойти по этому пути, весьма вероятно, что свою правоту ей придется отстаивать в суде.

Учет «иностранного НДС»

У компаний, работающих с контрагентами из стран ближнего зарубежья, нередко возникают вопросы о том, как поступать с НДС, который фигурирует в полученных от них первичных документах. Тут важно понимать следующее: несмотря на то, что это налог называется также, как российский, никакого отношения к нашему НДС он не имеет. Это налог иностранного государства; он рассчитывается и уплачивается согласно законодательству той страны, резидентом которой является партнер компании.

Таким образом, налог, имеющий название НДС, который фигурирует в счетах-фактурах иностранного контрагента, к вычету не принимается ни при каких обстоятельствах.

Как же следует отразить в учете «иностранный НДС», который предъявлен покупателю? Дело в том, что отдельно учитывать его не нужно. Он формирует стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) и включается в расходы по налогу на прибыль.

Другими словами, для российской компании нет разницы, какие именно налоги входят в стоимость купленного у иностранного поставщика товара, ведь в расходах будет учитываться полная сумма контракта.

С иной стороны «иностранный НДС» фигурирует в ситуации, когда при оплате за оказанные услуги зарубежный партнер, являющийся налоговым агентом, удерживает этот налог с суммы контракта. Например, российская компания оказала иностранному предприятию услуги, стоимость которых составила 1200 условных единиц (у.е.). Однако на свой расчетный счет отечественная фирма получила 1000 у.е. Остальную сумму партнер удержал в соответствии с законодательством своей страны как налоговый агент.

Как следует отразить эту сделку в доходах? В Минфине считают, что полностью, включая удержанный иностранный налог. То есть в нашем примере российская компания должна отразить в учете доход от операции в размере 1200 у.е. А вот сумму удержанного налога в размере 200 у.е. можно отнести на расходы, учитываемые для расчета налога на прибыль. (письмо Минфина от 18.05.2015 № 03-07-08/28428).

Правда, в 21 главе Налогового кодекса не указано, на основании какого документа можно принять удержанный налог в качестве расходов. Поэтому в этом вопросе следует руководствоваться нормами главы 25, а конкретно статьи 313 Кодекса. В ней определены документы, на основании которых налог на прибыль, удержанный налоговым агентом, может быть зачтен в счет налога, подлежащего уплате налогоплательщиком. Таким образом, если иностранный партнер удержал с компании «свой НДС» в качестве налогового агента, следует потребовать с него подтверждающий этот процесс документ. Если последний будет составлен на иностранном языке, его будет необходимо перевести на русский.

Куда отнести НДС при реимпорте?

Под таможенную процедуру реимпорта помещаются товары, которые экспортер по каким-то причинам вынужден ввозить обратно в страну. На практике таможенные органы, как правило, взимают со стоимости таких товаров НДС. О правомерности этого можно спорить, однако налогоплательщики обычно предпочитают оплатить налог, чтобы как можно скорее получить собственный товар обратно. И тут возникает вопрос: как дальше поступить с суммой этого налога?

Сразу отметим, что принимать к вычету уплаченный при реимпорте НДС нельзя. В пункте 2 статьи 171 НК РФ перечислены все случаи, когда можно принять к вычету таможенный НДС, и операции по реимпорту товара там не значатся. На основании статьи 170 НК РФ, сумму налога также нельзя включить и в стоимость ввозимых товаров. Ведь, скорее всего, они будут в дальнейшем реализованы, то есть использованы в облагаемой НДС деятельности.

По мнению экспертов, целесообразно отнести НДС, удержанный при реимпорте товаров, на счет прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, как налог, уплаченный в соответствии с законодательством.

И хотя пункт 19 статьи 270 напрямую запрещает включать НДС в состав расходов, речь в нем идет о налоге, предъявленном налогоплательщиком. При реимпорте же удержанный НДС владелец товара никому не предъявляет, следовательно, указанная правовая норма к этой ситуации неприменима. Это подтверждается и судебной практикой. Таким образом, удержанный при реимпорте таможенный НДС можно включать в состав прочих расходов, учитывающихся при исчислении базы по налогу на прибыль.


Ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения

Сегодня услуги, оказываемые иностранными контрагентами, заказывает большинство российских компаний. Кто уплачивает НДС при таком сотрудничестве, есть ли право у иностранных контрагентов на использование льготы и как облагаются НДС услуги Google, Apple, Zoom – читайте в статье Татьяны Исайкиной, эксперта по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2019 года.

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].

В пункте 1 статьи 174.2 НК РФ[4] перечислены услуги, оказываемые в электронной форме. К ним относятся интернет-услуги, предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, от 13.09.2018 № 03-07-05/65680, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@)[6].

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

Налог определяют как соответствующую расчётной ставке в размере 16,67 % — процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ[9]).

Таким образом, российские компании не должны исполнять обязанности налогового агента.

В рамках оказания электронных услуг может быть предусмотрен расширенный перечень услуг, которые оказывает иностранная компания. Например, установлена единая цена за комплекс услуг, которые невозможно отделить от услуг в электронной форме. В этом случае налоговики пришли к выводу, что если условиями договора на оказание комплекса услуг, включающих как услуги в электронной форме, так и иную реализацию на территории РФ, при этом «иная реализация» является сопутствующей по отношению к основным услугам, то по такой «иной реализации» допустимо исчислять и уплачивать НДС в порядке, установленном статьёй 174.2 НК РФ (Письмо ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@).

Кто уплачивает НДС и порядок применения вычета

Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2019 № 03-07-08/53049, от 13.06.2019 № 03-07-08/43050[14]).

Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

О применении льготы

Ранее иностранные компании, как и российские, пользовались льготой, предусмотренной в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[16], — услуги по предоставлению иностранной организацией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождались от обложения НДС.

С 2021 года данной преференцией пользуются только российские компании. Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[17] в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации[18] внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включённые в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Интересные примеры по электронным услугам

К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за такие услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.

В число услуг в электронной форме на основании статьи 174.2 НК РФ, помимо прочего, попали следующие операции с резидентами России:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности[19];
  • оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путём отправляемого автоматически создаваемого сообщения)[20].

Первое относится к продаже приложений разработчика через iTunes, второе – к оказанию разработчиком услуг по продаже таких приложений указанным способом. Теперь при реализации приложений пользователям на территории России Apple действует в качестве комиссионера и отвечает за сбор и уплату НДС в России. Поэтому разработчики не несут налоговой ответственности за уплату НДС со стоимости продаж приложений через iTunes. Это обязанность Apple, которую компания признаёт и выполняет.

С 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (неважно — физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.

Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.

И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

Очень популярной в последнее время как для компаний, так и для физических лиц стала программа Zoom для проведения онлайн-конференций. Отметим, что даже если оплата за пользование программой прошла через сотрудника компании, то в данной ситуации ни сотрудник, ни компания не являются налоговыми агентами по НДС. Проведение платежа за Zoom через корпоративную платёжную карту означает, что сотрудник действовал в интересах организации в рамках уполномоченного на совершение корпоративных расчётов в соответствии с должностными обязанностями, что исключает его собственный посреднический интерес.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности российская фирма по законам иностранного государства может платить косвенные налоги – аналоги российского НДС.

При расчете «прибыльной» базы их можно учесть среди прочих расходов. Когда компания приобретает товары, реализующиеся не в России, то эти налоги включают в цену товаров.

В доходы – полную сумму контракта

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ предусмотрено, что в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством РФ. А что делать с налогами, уплаченным в соответствии с законодательством иностранного государства?

Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым.

Так, согласно подпункту 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Но применять эту норму нужно во взаимоувязке со статьей 270 НК РФ, устанавливающей закрытый перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения. В ней не содержится прямого указания на то, что налоги, уплаченные на территории иностранного государства, не принимаются в качестве расходов.

Поэтому суммы аналога НДС, уплаченные на территории иностранных государств, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Рассмотрим пример, когда при оплате за оказанные услуги зарубежный партнер удерживает налог с суммы контракта.

Пример. Удержание налога с суммы контракта

Российская компания оказала иностранному предприятию услуги, стоимость которых составила 1200 долл. США Однако на свой расчетный счет отечественная фирма получила 1000 долл. США. Остальную сумму партнер удержал в соответствии с законодательством своей страны как налоговый агент. В доходах нужно отразить всю сумму контракта. Сумму удержанного налога в размере 200 долл. США можно отнести на расходы, учитываемые для расчета налога на прибыль.

Такую позицию Минфин РФ высказывал и ранее (см., например, письмо от 18.05.2015 № 03-07-08/28428).

Также следует помнить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Минфин считает, что зарубежные налоги отвечают этим требованиям.

В отношении уплаченных иностранных налогов российская организация является плательщиком в соответствии с законодательством иностранного государства. Поэтому, если иностранный партнер удержал с компании «свой НДС» в качестве налогового агента, нужно потребовать с него подтверждающий эту операцию документ (если он окажется на иностранном языке, будет необходим перевод на русский язык).

Какой НДС можно включить в стоимость товаров

Любой бухгалтер знает, что предъявленный НДС при определенных условиях может быть принят к вычету. Однако в ситуации, рассматриваемой в комментируемом письме, это невозможно. Ведь налог, имеющий название «НДС», который фигурирует в счетах-фактурах иностранного контрагента, к вычету не может быть принять ни при каких обстоятельствах: это не НДС.

Налоговый кодекс предусматривает определенные операции, когда предъявленный налогоплательщику НДС может быть включен в стоимость товаров и дальнейшего снижения базы для расчета налога на прибыль. Об этом говорится в пункте 2 статьи 170 НК РФ:

  • если они используются для осуществления необлагаемых НДС операций (ст.149 НК РФ);
  • если произведенная с их применением продукция будет реализована за пределами территории РФ (ст.148 НК РФ);
  • если приобретающее их лицо не является плательщиком НДС либо освобождено от уплаты этого налога;
  • если они приобретены для операций, которые не являются объектом по НДС (например, безвозмездная передача сооружений государственным органам и др.) (ст.146 НК РФ).

Таким образом, если иностранный косвенный налог был предъявлен российской компании при приобретении у иностранной организации товаров, местом реализации которых территория РФ не является, то такие суммы иностранного НДС формируют цену товаров. Выделять их отдельно в составе расходов не нужно.

То есть, иностранный «НДС» можно включить в расходы не напрямую, а другим путем – сначала включить его в стоимость товаров, а уже затем отнести на расходы.


Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-03-06/1/17684 от 18.03.2019

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 22.01.2019 по вопросу учета в составе расходов при налогообложении прибыли суммы иностранного налога (аналог российского НДС), предъявленного иностранными поставщиками товаров (работ, услуг), и сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных главой 25 НК РФ (пункт 2 статьи 311 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ предусмотрено, что в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым.

Так, согласно подпункту 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Кроме того, в статье 270 НК РФ, устанавливающей закрытый перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, не содержится прямого указания на то, что налоги, уплаченные на территории иностранного государства, не принимаются в качестве расходов.

Учитывая указанное, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные на территории иностранных государств, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Вместе с тем, по мнению Департамента, такой порядок следует применять в отношении иностранных налогов, по которым российская организация, в соответствии с законодательством иностранного государства, является плательщиком.

В отношении сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных российской организации при приобретении у иностранной организации товаров (работ, услуг), местом реализации которых территория Российской Федерации не является, следует учитывать, что сумма налога на добавленную стоимость в таком случае формирует цену товаров (работ, услуг). Поэтому сумму налога на добавленную стоимость в этом случае следует учитывать в цене товаров (работ, услуг), а не выделять ее отдельно.

Читайте также: