Федеральный закон об отмене налога на ндс

Опубликовано: 19.05.2024

8 июня 2020 года принят и опубликован Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ (далее – Закон № 172-ФЗ), который вносит поправки, в числе прочих предусматривающие освобождение некоторых категорий налогоплательщиков от уплаты налогов и взносов за второй квартал. Речь идет о прощении налогов, которое обещал президент РФ в связи с коронавирусом.

Рассмотрим подробнее эти поправки.

Статьей 2 Закона № 172-ФЗ предусмотрено освобождение от исполнения обязанности по уплате ряда налогов и авансовых платежей для:

  • организаций, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, чей основной вид деятельности, указанный в ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года, – отрасль, наиболее пострадавшая от коронавируса (п. 1 и п. 3 ст. 2 Закона № 172-ФЗ);
  • индивидуальных предпринимателей, чей основной вид деятельности, указанный в ЕГРИП на 1 марта 2020 года, – отрасль, наиболее пострадавшая от коронавируса (п. 1 и п. 3 ст. 2 Закона № 172-ФЗ);
  • социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), включенных в реестр и являющихся с 2017 года получателями различных грантов;
  • централизованных религиозных организаций (ЦРО) и религиозных организаций, входящих в структуру ЦРО, а также СОНКО, учредителями которых являются ЦРО или религиозные организации, входящие в структуру ЦРО;
  • некоммерческих организаций, включенных в специальный реестр некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от коронавируса (критерии включения и правила ведения должно установить Правительство России – проект уже обсуждается).

В соответствии с этим проектом в реестр могут войти:

  • частные образовательные организации;
  • благотворительные организации, применяющие пониженные ставки страховых взносов;
  • некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта, применяющие пониженные тарифы страховых взносов;
  • некоммерческие организации, выдающие гранты, которые не облагаются НДФЛ по п. 6 ст. 217 НК РФ.

Отметим, что освобождение касается только уплаты налога, то есть плательщики обязаны рассчитать его, начислить и сдать декларации с начисленными суммами.

Не платить можно следующие налоги

1. Налоги на доходы

  • Налог на прибыль
    • для уплачивающих налог ежемесячными платежами внутри квартала – в части платежей, подлежащих уплате во втором квартале
    • для уплачивающих налог ежемесячно исходя из фактической прибыли – в части платежей за периоды январь-апрель, январь-май и январь-июнь за минусом платежей за период январь-март
    • для тех, кто платит налог ежеквартально, – в части налога за полугодие (за минусом платежей за первый квартал)
  • Налог при УСН
    • в части авансового платежа за первое полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа за отчетный период – первый квартал 2020 года
  • ЕСХН
    • в части авансового платежа за полугодие 2020 года
    • этот авансовый платеж засчитывается в счет уплаты ЕСХН за 2020 год
  • НДФЛ, который ИП платит "за себя"
    • в части авансового платежа за первое полугодие 2020 года, уменьшенного на авансовый платеж за первый квартал 2020 года
  • ЕНВД
    • в части налога, исчисленного за 2-й квартал 2020 года

2. Имущественные налоги организаций и предпринимателей как физлиц

  • транспортный налог, земельный налог, налог на имущество организаций и физических лиц
    • в части налога за периоды владения объектом обложения с 1 апреля 2020 г. по 30 июня 2020 г. (исключительно по имуществу, предназначенному для использования в предпринимательской (уставной) деятельности)

3. Другие налоги

  • Водный налог
    • в части налога за налоговый период – 2-й квартал 2020 года;
  • НДПИ
    • в части налога за налоговые периоды апрель-июнь 2020 года;
  • акцизы
    • в части налога за налоговые периоды апрель-июнь 2020 года;
  • торговый сбор
    • в части сбора, исчисленного за 2-й квартал 2020 года.

4. Патент для предпринимателей

При расчете стоимости патента из него исключаются дни, приходящиеся на апрель, май и июнь.

Таким образом, стоимость патента на 2020 год будет меньше. При этом если ИП уже полностью оплатил патент или закрылся до окончания срока действия оплаченного патента, то переплату можно вернуть в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

5. Страховые взносы

Указанные выше льготные категории плательщиков по выплатам физическим лицам, начисленным за апрель, май и июнь, исчисляют страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по ставке 0 процентов.

Формулировка в Законе № 172-ФЗ свидетельствует о том, что нулевая ставка по страховым взносам применяется ко всем выплатам физическим лицам за второй квартал (апрель, май, июнь). При этом буквальное толкование этой нормы говорит о том, что период начисления выплат значения не имеет.

Это правило применимо ко всем выплатам и не зависит от того, превышен размер предельной базы по данному виду взносов или нет.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 февраля 2020 г. N 03-01-11/12101 О рассмотрении предложения об отмене НДС, налога на прибыль и налога на имущество организаций, а также о введении государственной монополии на производство и реализацию алкогольной и табачной продукции

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает.

По вопросу отмены налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

В Российской Федерации НДС введен с 1 января 1992 года и является одним из основных налоговых источников доходов федерального бюджета.

В соответствии со статьёй 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

При этом сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками как общая сумма налога, исчисляемая применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения этим налогом, уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

Применение налоговых вычетов позволяет налогоплательщикам, приобретающим товары (работы, услуги), используемые в операциях, подлежащих налогообложению данным налогом, уменьшить общую сумму НДС на соответствующие налоговые вычеты (на суммы налога, предъявленные поставщиками при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг)) и исключить многократное налогообложение этим налогом затрат на производство и реализацию продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя.

В целях снижения нагрузки на наименее обеспеченные слои населения Кодексом предусмотрены льготы по НДС на социально значимые товары и услуги: пониженная 10-процентная ставка в отношении ряда продовольственных, детских, медицинских товаров, нулевая ставка на внутренние воздушные перевозки в Республику Крым, город Севастополь, Калининградскую область и Дальневосточный федеральный округ, а также освобождение от НДС в отношении ряда товаров (работ, услуг) социального назначения, в том числе медицинских услуг и медицинских товаров, услуг в сфере образования, услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, а также морским, речным транспортом или автомобильным транспортом в пригородном сообщении, услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Кроме того, необходимо отметить, что порядок применения НДС, регулируемый нормами главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса, соответствует международной практике взимания этого налога, применяемой более чем в 90 государствах.

Учитывая, что налог является одним из основных налоговых источников доходов федерального бюджета, его отмена приведет к сокращению доходов федерального бюджета и негативно отразится на выполнении принятых обязательств по финансированию расходов бюджета.

В отношении отмены налога на прибыль организаций.

Налог на прибыль организаций является федеральным налогом и оказывает существенное регулирующее воздействие на экономику Российской Федерации.

Данный налог уплачивается российскими организациями, а также иностранными организациями, осуществляющими свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций установлена в размере 20%, при этом сумма налога, исчисленная по ставке в размере 2 процентов (3 процентов в 2017-2020 годах), зачисляется в федеральный бюджет, по ставке в размере 18 процентов (17 процентов в 2017-2024 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в региональные бюджеты поступает около 90 процентов всех налоговых доходов по налогу на прибыль организаций, что обеспечивает высокую заинтересованность регионов в развитии налоговой базы по данному налогу.

Замена налога на прибыль организаций или его отмена приведет к изменению налогового потенциала субъектов Российской Федерации в силу изменения доходной базы субъектов Российской Федерации и существенно сократят доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что в условиях сложившейся экономической конъюнктуры недопустимо.

В части отмены налога на имущество организаций.

В соответствии со статьей 14 Кодекса налог на имущество организаций является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог на имущество организаций законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, а также могут предусматривать дополнительные налоговые льготы (статья 372 Кодекса).

Таким образом, вопросы о введении налога на имущество организаций, установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

О введении государственной монополии на производство и реализацию алкогольной и табачной продукции.

Введение государственной монополии на производство и реализацию алкогольной и табачной продукции потребует значительных затрат федерального бюджета, связанных с необходимостью приобретения государством имущественного комплекса, находящегося в собственности лиц, осуществляющих производство и продажу указанных подакцизных товаров.

Также, следует учитывать, что в связи с установлением единых условий и требований к производству и обороту товаров на территории государств - членов Евразийского экономического союза введение монополии на производство и реализацию указанных подакцизных товаров будет являться сдерживающим фактором в развитии интеграционных процессов.

Кроме того, принятие решения о введении государственной монополии на продажу алкогольной и табачной продукции приведет к значительному сокращению хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по продаже алкогольной и табачной продукции, ограничению конкуренции и предпринимательства на алкогольном и табачном рынке, установлению монопольно высоких цен.

И.о. директора Департамента В.А. Прокаев

Обзор документа

Отмена НДС приведет к сокращению доходов федерального бюджета и негативно отразится на выполнении принятых государством обязательств.

В региональные бюджеты поступает около 90% доходов по налогу на прибыль, что обеспечивает высокую заинтересованность регионов в развитии налоговой базы по данному налогу. Замена налога на прибыль или его отмена приведет к изменению налогового потенциала регионов и существенно сократит доходы бюджетов, что в условиях сложившейся экономической конъюнктуры недопустимо.

Вопросы о введении налога на имущество организаций, установлении размера ставки, а также льгот решают регионы.

Введение государственной монополии на производство и реализацию алкоголя и табака будет являться сдерживающим фактором в развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, приведет к значительному сокращению хозяйствующих субъектов, ограничению конкуренции и предпринимательства, установлению монопольно высоких цен.

С 1 января 2021 года вступают в силу многочисленные поправки в НК РФ. Расскажем о самых важных: по НДС, налогу на прибыль, имущество, НДФЛ, страховым взносам и нововведениях в части налогового контроля и администрирования (ч. 1 НК РФ). А также о «ретроспективных» изменениях, принятых в конце 2020 года, но применяемых с 1 января 2020 г.

Самые важные изменения по НДС с 1 января 2021 года

Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

Напомним, что до 2021 года «экспортеры» работ и услуг, местом реализации которых не является территория РФ могли принимать к вычету НДС в порядке, предусмотренном для «внутреннего рынка», т.е. если работы и услуги указаны в ст. 149 НК РФ вычет производить нельзя. Но с 1 января 2021 года из этого правила сделали исключение для «экспорта» «российских» программ.

Кстати, с 1 января 2021 года при «экспорте прав» на программы и базы данных, не включенных в Российский реестр (на внутреннем рынке такие права с 2021 года облагаются НДС, т.к. не включены в ст.149 НК РФ), налогоплательщики смогут принимать к вычету НДС по всем товарам (работам, услугам), относящимся к таким операциям (ст.171 и 170 НК РФ).

7. Уточнен перечень экспедиторских услуг, облагаемых НДС по ставке 0%.

С 1 января 2021 года уточнен перечень транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки, облагаемые НДС по ставке 0%. В него включены услуги по выдаче грузов, разработка документов для проектных перевозок, организация и выполнение перевозки грузов, экспедиторское сопровождение (пп.2.1 п.1 ст.164 НК РФ в ред. Федерального закона от 9 ноября 2020 г. N 368-ФЗ).

8. Обновлена форма декларации по НДС

Начиная с отчетности за четвертый квартал 2020 года декларацию по НДС нужно представлять по обновленной форме (Приказ ФНС РФ от 19.08.2020 г. N ЕД-7-3/591@).

Также внесены изменения в электронные форматы декларации и сведений из книг покупок и продаж, журналов учета счетов-фактур, порядок заполнения декларации. В частности, расширен перечень кодов операций и откорректированы наименования отдельных ранее существовавших кодов.

Изменения по налогу на прибыль 2020-2021

Законы с поправками в главу 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» принимались в течение всего 2020 года. Об «антикризисных» изменениях 2020-го года мы уже рассказывали.

Сегодня остановимся на самых заметных новациях, вступающих в силу с 1 января 2021 года, а также поправках, принятых в октябре-ноябре 2020 года и распространяющихся на 2020 год.

Ретроспективные изменения — 2020

1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

  • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
  • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
  • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
  • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

В статье 269 НК РФ установлены особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения прибыли. По общему правилу по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки. Однако есть ситуации, когда доходы и расходы в виде процентов нормируются для целей налогообложения прибыли, т.е. учитываются в пределах интервалов, установленных п.1.2 ст.269 НК РФ. В частности, доходы и расходы в виде процентов по долговым обязательствам, признаваемыми контролируемыми сделками налогоплательщик вправе признавать с учетом минимального и максимального значения интервалов (ст. 105.14, п. 1.2. ст. 269 НК РФ в редакции Закона N 374-ФЗ).

На период с 1 января 2020 по 31 декабря 2021 год установлены временные интервалы ставок по долговым обязательствам (п. 1.2. ст. 269 НК РФ в ред. пп.25 статьи 2 Закона N 374-ФЗ):

  • оформленным в рублях и возникшим в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ (между двумя налоговыми резидентами РФ) — от 0 % до 180% ключевой ставки ЦБ;
  • оформленным в рублях по сделкам, не указанным в п.2 ст. 105.14 НК РФ — от 75% до 180% ключевой ставки ЦБ РФ;
  • оформленным в иностранной валюте:
  • от 0% до ставки EURIBOR в евро, увеличенной на 7 процентных пунктов;
  • от 0 % до ставки SHIBOR в китайских юанях, увеличенной на 7 процентных пунктов;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в фунтах стерлингов, увеличенной на 7 процентных пунктов ;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в соответствующей валюте, увеличенной на 5 процентных пунктов;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 7 процентных пунктов.

4. На 2020 и 2021 год установлены специальные правила определения предельной величины по контролируемой задолженности

В общем случае, контролируемая задолженность — это непогашенная задолженность российской организации — налогоплательщика по ее долговому обязательству перед иностранным лицом, взаимозависимым с налогоплательщиком. Если заемные средства превышают собственный капитал в 3 раза (у банков и лизинговых компаний в 12,5 раз), то заемщики в расходы, учитываемые в налоговой базе, включают проценты по такой задолженности в ограниченном размере (правило тонкой капитализации). Случаи признания задолженности контролируемой и механизм переквалификации процентов в дивиденды прописаны в п. 2 — 13 ст. 269 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона N 374-ФЗ в целях определения предельной величины процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года, п. 2 ст. 269 НК РФ в отношении долговых обязательств, возникших до 1 января 2020 года, применяется с учетом следующих особенностей:

  1. величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, определяется по курсу, установленному ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не превышающему курс, ЦБ РФ установленный по состоянию на 28 февраля 2020 года.
  2. величина собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода определяется без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю РФ, установленных ЦБ, с 28 февраля 2020 года по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.

5. Обновленная форма декларации за 2020 год

Приказом ФНС России от 11.09.2020 N ЕД-7-3/655@ внесены изменения в форму налоговой декларации по налогу на прибыль, а также в порядок ее заполнения. Изменения учитывают нововведения по налогу на прибыль, внесенные в налоговое законодательство федеральными законами, принятыми в 2019 — 2020 гг. Обновленная форма применяется, начиная с отчетности за 2020 год.

Данякина Е. И.

налоговый консультант, президент территориального представительства ИПБР

Расскажем, что изменилось по налогу на добавленную стоимость

Самые масштабные изменения в Налоговый кодекс внес Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ. Они коснулись большинства налогов и сборов. О самых важных из них мы рассказали в статье «11 важных изменений по налогам с 2020 года».

Теперь подробнее остановимся на изменениях по налогу на добавленную стоимость.

1. Новые льготируемые операции по НДС

С 1 января 2020 года появились новые льготируемые операции, которые связаны с импортом и реализацией гражданских воздушных судов и связанных с ними товаров. Когда вы импортируете такое имущество, то НДС платить не нужно (ст. 150 НК РФ).

Реализация гражданских воздушных судов и связанных с ними товаров облагается НДС по ставке 0% (пп. 15-17 п. 1 ст. 164 НК РФ). Для подтверждения ставки 0% нужно представить в налоговые органы документы, которые предусмотрены пп. 15.1-15.3 ст. 165 НК РФ.

2. Новые операции по ставке НДС 0%

Введены новые операции по ставке 0% (пп. 3.1, 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). С 1 января 2020 года на транзитные перевозки порожних контейнеров и вагонов установлена нулевая ставка. Сохранен стандартный пакет документов, подтверждающих правомерность применения ставки НДС 0%, налоговых вычетов по соответствующим операциям и срок их предоставления в налоговый орган.

3. Восстановление НДС при реорганизации

Не признается объектом налогообложения передача правопреемнику имущества и имущественных прав реорганизуемой организации. Поэтому начислять НДС и восстанавливать ранее принятый к вычету НДС по таким объектам не нужно. Это общее правило.

Правопреемник должен восстановить НДС, если (ст. 170 НК РФ):

  • применяет специальный налоговый режим (переходит на него после реорганизации);
  • использует товары (работы, услуги), ОС, НМА, имущественные права, приобретенные реорганизуемой организацией, для не облагаемых НДС операций;
  • принимает к учету товары, по которым реорганизуемая организация заявила вычет по авансу;
  • изменяет стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) реорганизуемой организации в сторону уменьшения.

Если организация применяет общую систему налогообложения, а потом переходит к упрощенной системе налогообложения, то она должна восстанавливать налог на добавленную стоимость.

В случае реорганизации ранее считалось иначе: право на вычеты использовала прежняя организация, а реорганизованная — это уже новая организация, у которой нет обязанности восстанавливать НДС по имуществу правопредшественника. На этом была основана схема: если вы хотели перейти на УСН и не восстанавливать НДС, то можно было это сделать через реорганизацию.

С 1 января 2020 года применять такую схему не получится — правопреемник должен восстановить НДС. Для этого правопреемнику нужно получить у правопредшественника все документы на передаваемое имущество, включая счета-фактуры. Если вдруг счета-фактуры не передавались, НДС, подлежащий восстановлению, будет исчисляться исходя из балансовой стоимости имущества.

4. Восстановление НДС при переходе на ЕНВД

С 1 января 2020 года изменился порядок восстановления НДС, если компания по некоторым видам деятельности переходит на ЕНВД, оставаясь при этом на ОСНО:

  • в таких случаях нужно восстановить суммы НДС, принятые к вычету, по товарам (работам, услугам, ОС, НМА), если их будут использовать в деятельности, по которой применяется ЕНВД;
  • не нужно восстанавливать НДС в отношении товаров (работ, услуг, ОС, НМА), которые после перехода на уплату ЕНВД будут продолжать использоваться в рамках деятельности, облагаемой в рамках ОСНО (пп. 2, 3 ст. 170 НК РФ).

Важный момент — нужно вести раздельный учет доходов, расходов, сумм «входного» НДС в разрезе видов деятельности, подпадающих под ЕНВД или осуществляемых в рамках общей системы налогообложения.

Если же товары (работы, услуги, ОС, НМА) используются как в деятельности, облагаемой по вмененному доходу, так и в деятельности, облагаемой НДС, то суммы входного НДС:

  • принимают к вычету либо учитывают в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) в пропорции, которая определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются НДС (единым налогом на вмененный доход), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

5. Вычет НДС при создании нематериальных активов (НМА)

С 1 января 2020 года пункт 1 ст. 172 НК РФ дополнили новой нормой.

Если организация создает НМА собственными силами и для этого приобретает товары, работы, услуги, то входной НДС по ним можно принять к вычету, не дожидаясь завершения работ и отражения созданного объекта в составе НМА на счете 04. Достаточно принять к учету эти товары, работы, услуги.

6. НДС у плательщиков единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН)

Плательщики ЕСХН уплачивают НДС, но для них есть льготы: при выручке ниже лимита выручки они могут получить освобождение от уплаты НДС (пп. 1, 5 ст. 145 НК РФ).

Обратите внимание, в 2020 году лимит выручки для плательщиков ЕСХН, позволяющий применять освобождение от уплаты НДС, составляет 80 млн рублей (в 2019 году он был 90 млн рублей). На этот лимит должны ориентироваться те налогоплательщики, которые намерены реализовать право на освобождение от уплаты НДС с 1 января 2021 года.

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

НДС: нововведения 2021 года

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

Читайте также: