Договор перевозки груза ндс

Опубликовано: 25.04.2024

Справочная / Договоры

Договор перевозки грузов: полезные советы перевозчику

На услуги доставки грузов и переезды заключают договор перевозки.

Грузы перевозят по правилам из законов, большинство из которых в договоре нельзя менять в свою пользу. Правила сделали строгими, чтобы перевозчики не уходили от ответственности за потерю груза и небрежную работу водителей.

Мы собрали условия перевозки, которые можно менять в договоре с клиентом. В статье найдёте шаблон договора и сможете переписать пункты под свои интересы — мы поможем.

А вот те самые законы, по которым возят грузы:

🚚 Глава 40 «Перевозка» ГК РФ,

Какой договор правильный: перевозки или транспортной экспедиции?

Перевозка груза и транспортная экспедиция — две похожие, но разные услуги.

Перевозка — это перемещение груза из пункта А в пункт Б. Задача перевозчика — загрузить машину и бережно довезти груз до адреса заказчика.

Транспортная экспедиция — это организация перевозки груза. Экспедитор всё берёт на себя: подбирает транспорт и маршрут, оформляет провозные документы, контролирует груз в дороге.

Перевозчик всегда отвечает за груз. Экспедитор — только когда везёт груз на своей машине или поручился за перевозчика. В этом разница услуг.

Договор зависит от услуги, которую предприниматель реально оказывает клиентам: перевозит груз или организует перевозку. В этой статье мы даём советы по договору перевозки.

Предпринимателю не уйти от ответственности, назвав договор перевозки экспедицией. Если от тряски грузовика развалится антикварный стол, перевозчик заплатит. Суд будет смотреть условия договора, а не название.

Что полезного записать в договор перевозки

Предмет договора

Перевозчик за плату перевозит груз заказчика — это предмет договора по ст. 785 ГК РФ.

Подробности перевозки пишут здесь же, в предмете. Но можно согласовать время, транспорт, груз и маршрут в отдельном документе — заявке заказчика. Заявку делают письменно или устно — как принято в вашей организации.

Наименование груза и его характеристики, количество мест, вес груза, адрес подачи транспорта под погрузку и разгрузку, грузополучатель, дата и время начала погрузки, а также все дополнительные сведения, необходимые для организации и осуществления перевозки, указываются Заказчиком в устной или письменной заявке диспетчеру Перевозчика.

Транспортная накладная

При приёмке груза перевозчик заполняет транспортную накладную. Так нужно по ст. 8 Устава автомобильного транспорта.

Транспортную накладную делают в двух экземплярах, если отправитель и получатель одно лицо. Если груз посылают кому-то, экземпляра делают три: водителю, отправителю и получателю.

Принять груз по расписке или накладной свободной формы — нормально. Главное, чтобы читались условия перевозки.

Кто грузит и разгружает

Погрузку и разгрузку делает тот, кому поручили договором. Запишите это условие.

Перевозчик обязан своими силами организовать погрузку и выгрузку груза.

Транспортное средство

Машина перевозчика должна подходить для груза заказчика. К примеру, для тонны молока понадобится грузовик с рефрижератором.

Отсюда правило — ориентироваться на груз заказчика из заявки.

Если транспорт не подходит, заказчик вправе отказаться. А перевозчик заплатит штраф. Так следует из ст. 791 ГК РФ.

Упаковка груза

Отправитель пакует груз, чтобы он не повредился в пути и не испортил грузовик. Это требование из ст. 10 Устава автомобильного транспорта.

За плохо упакованный и совсем без упаковки груз перевозчик не отвечает.

Если упаковка — дополнительная услуга перевозчика, это записывают в договор. Тогда перевозчик отвечает за целостность груза.

Перевозчик оказывает Заказчику дополнительные к перевозке услуги по упаковке груза стоимостью 100 рублей за одну коробку.

Когда при погрузке видно, что мебель поломана или фрукты помяты, это записывают в накладную. Без такой записи считается, что груз приняли в полном порядке.

Срок доставки

Время приезда машины и срок перевозки пишут в заявке и транспортной накладной.

Без срока действует общее правило из ст. 14 Устава автомобильного транспорта:

  • 10 дней для перевозки по городу и в область,
  • 30 дней для доставки в другую страну.

Груз считается потерянным, если прошли сроки из закона или заявки. За потерю перевозчик платит заказчику компенсацию.

Цена и срок оплаты

Цену за перевозку и срок оплаты записывают в договор. Допуслуги наподобие упаковки и подъёма мебели на этаж считают отдельно.

Перевозчик обязан иметь прейскурант и показать его по просьбе заказчика. Это требование п. 8 Правил перевозки груза.

Объявленная ценность груза

По желанию сторон в накладную записывают объявленную ценность груза. Эту сумму перевозчик оплатит при утере груза. Цену перевозки можно установить в зависимости от объявленной ценности.

Объявленная ценность не должна быть выше реальной стоимости. Так сказано в п. 12 Правил перевозки.

Ответственность перевозчика

Перевозчик отвечает за сохранность груза и своевременность доставки. Отменить в договоре ответственность перевозчика нельзя. Такие пункты не сработают в суде — ст. 37 Устава автомобильного транспорта.

За сорванную перевозку перевозчик платит 20 % от оплаты, за опоздание — 5 %. Эти штрафы из ст. 34 Устава автомобильного транспорта. Но в договоре можно посчитать штраф по-другому.

Ответственность заказчика

Заказчик платит 20 % от оплаты, если передумал ехать и 5 %, если опоздал к погрузке. Штрафы из ст. 35 Устава автомобильного транспорта. В договоре можно написать другие.

За простой ТС под погрузкой или разгрузкой по вине Заказчика, Заказчик платит Перевозчику 100 рублей за каждый час простоя.

Сдавайте отчётность без бухгалтерских знаний

Эльба подходит для ИП и ООО с сотрудниками. Сервис подготовит всю необходимую отчётность, посчитает зарплату, налоги и взносы и сформирует платёжки.

Подсудность споров

Перевозчик и клиент могут оказаться в разных городах за тысячи километров. В этом случае принципиально где судиться, если что-то пойдёт не по плану.

По общему правилу судятся по месту жительства ответчика.

Если стороны перевозки предприниматели, подсудность можно поменять. Обязательно запишите в договор, что иск подаётся в арбитражный суд своего региона.

С клиентами-физлицами подсудность поменять не получится. На услугу перевозки действует защита потребителей. Это значит, клиент пойдёт в районный суд по месту жительства. Пункты договора об изменении подсудности не работают.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация занимается услугами по договорам транспортно-экспедиторского обслуживания и является звеном в цепочке международной перевозки. Заключен договор ТЭО с фирмой на автоперевозку из Владивостока в Хабаровск импортного груза, который прибыл из Вьетнама во Владивосток и там растаможен (ТЭО из Вьетнама и растаможку организация не осуществляла). Перевозчик, скорее всего, предъявит ставку НДС 0 процентов. Какую ставку НДС нужно применить для покупателя при автоперевозке импортного груза в Хабаровск?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В отношении услуг, оказываемых в рамках договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, может быть применена нулевая ставка НДС.

Обоснование позиции:
В соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0% при реализации услуг по международной перевозке товаров.
В целях ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ (абзац второй пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Положения пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки российскими организациями или индивидуальными предпринимателями. В целях ст. 164 НК РФ к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора (абзац пятый пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Специалисты ФНС России неоднократно отмечали, что в целях отнесения услуг, перечисленных в абзаце 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, к транспортно-экспедиционным с учетом положений ст. 11 НК РФ следует руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские" (далее - ГОСТ Р 52298-2004), утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст (смотрите, например, письма ФНС России от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7939@, от 20.03.2012 N ЕД-4-3/4588@, Минфина России от 18.04.2011 N 03-07-08/112).
Так, согласно п. 3.1.3 ГОСТ Р 52298-2004 услуги по завозу-вывозу грузов представляют собой услуги по доставке грузов от склада грузоотправителя до станции (порта) и от станции (порта) до склада грузополучателя автомобильным транспортом экспедитора или других организаций, выполняющих указанные услуги на основе договора. При этом положения ГОСТ Р 52298-2004 не раскрывают содержания используемых в п. 3.1.3 понятий "станция (порт)", "склад", "грузополучатель".
Согласно п. 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554, грузополучатель - это лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки. Как следует, например, из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" получатель груза должен быть определен договором транспортной экспедиции.
Нормы законодательства не содержат определения понятий "склад" и "станция (порт)". На наш взгляд, в целях применения п. 3.1.3 ГОСТ Р 52298-2004 под складом грузополучателя можно понимать любое место, определенное для передачи груза грузополучателю, а под станцией (портом) - порт прибытия груза на территорию РФ.
Кроме того, для квалификации услуг по доставке груза от станции (порта) до склада грузополучателя в качестве транспортно-экспедиционных, если исходить из буквального смысла п. 3.1.3 ГОСТ Р 52298-2004, необходимо, чтобы они осуществлялись с использованием автомобильного транспорта либо самого экспедитора, либо привлеченных для этого организаций.
Таким образом, по нашему мнению, услуги по доставке груза из порта прибытия на территорию РФ до грузополучателя автомобильным транспортом экспедитора или других организаций, выполняющих указанные услуги на основе договора, могут рассматриваться в качестве услуг по завозу-вывозу в понимании п. 3.1.3 ГОСТ Р 52298-2004. Следовательно, если эти услуги оказываются в рамках договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, то в отношении них может быть применена нулевая ставка НДС (при условии соблюдения иных требований норм главы 21 НК РФ).
Однако Минфин России высказывает иную точку зрения: в случае заключения договора на транспортно-экспедиционное обслуживание товаров, перемещаемых между двумя пунктами, находящимися на территории Российской Федерации, такие услуги подлежат налогообложению по ставке, определяемой на основании п. 3 ст. 164 НК РФ (то есть с 01.01.2019 по ставке 20%) (смотрите письма Минфина России от 04.09.2018 N 03-07-08/62948, от 05.07.2018 N 03-07-08/46768, от 12.01.2017 N 03-07-11/585, от 18.02.2016 N 03-07-08/9151, от 11.12.2012 N 03-07-14/114 и от 20.07.2012 N 03-07-08/199 (смотрите также письмо Минфина России от 01.07.2013 N 03-07-08/25077)).
Данная позиция не подтверждается выводами судов. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа (постановление от 21.08.12 N А19-963/2012, оставлено в силе определением ВАС РФ от 26.02.13 N ВАС-17115/12) было указано, что пункты отправления и назначения определяются исходя из достижения цели перевозки (в том числе перевозки в непрямом международном сообщении), а не из того, на каком промежутке перевозки товара оказывает услуги тот или иной экспедитор. Такие же доводы были приведены и в постановлении Пятнадцатого ААС от 14.08.2018 N 15АП-10108/18.
В соответствии с п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 (далее - Постановление N 33) при применении пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ необходимо учитывать, что оказание услуг, поименованных в данной норме, несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. В связи с этим налоговую ставку 0% применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзац 1-2 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абзац 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом по смыслу положений данного подпункта его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо*(1).
В некоторых письмах уполномоченные органы указывают на необходимость учета позиции, изложенной в Постановлении N 33 (письма Минфина России от 30.10.2017 N 03-07-08/71004, от 12.07.2017 N 03-07-08/44177, от 01.02.2016 N 03-07-08/4526, от 19.05.2015 N 03-07-08/28789, от 19.12.2014 N 03-07-08/65899, от 26.11.2014 N 03-07-08/60215, ФНС России от 14.06.2016 N СД-4-3/10498@).
При этом имеются решения судов с противоположными выводами, но их значительно меньше. Так, в постановлении АС Поволжского округа от 08.12.2016 N Ф06-14925/16 по делу N А72-15528/2015 суд признал правомерным вычет налогоплательщиком "входного" НДС по транспортно-экспедиционным услугам, указав, что перевозку товаров по маршруту г. Санкт-Петербург - г. Ульяновск и ее организацию налогоплательщиком, исходя из условий договора и фактически сложившихся по нему правоотношений, нельзя признать отдельным этапом международной перевозки. Суд на основании предъявленных документов установил, что международная перевозка закончилась в порту г. Санкт-Петербурга. При этом налоговый орган настаивал на том, что указанные услуги должны были облагаться НДС по ставке 0% (смотрите также постановление Четвертого ААС от 23.11.2018 N 04АП-1031/18)*(2).
Причем анализ приведенных судебных решений показывает, что ключевым отличием, послужившим основанием для принятия ВС РФ различных решений по схожим ситуациям, является именно информированность исполнителей услуг о том, что они оказывают услуги международной перевозки. Поскольку, как мы поняли из рассматриваемой ситуации, организация осведомлена о том, что поставка перевозимого товара осуществляется по импорту, то мы полагаем, что в данном случае является правомерным применение нулевой ставки НДС*(3).
Во избежание претензий со стороны налоговых органов к организации в части неисчисления НДС по ставке 20%, по нашему мнению, необходимо документально подтвердить информированность организации о том, что услуги по перевозке оказываются в отношении импортируемых товаров, и о том, что эти услуги являются частью международной перевозки*(4).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Российская организация - импортер ввозит импортный груз с территории Монголии на свой склад на территории России. Импортер заключает договор с организацией-экспедитором на доставку груза. Экспедитор 1 заключает два договора ТЭО: с экспедитором 2 на организацию доставки груза от пункта отправления в Монголии до железнодорожной станции Купавна (Россия); с экспедитором 3 на организацию перевозки груза автотранспортом от станции Купавна до склада импортера. Имеет ли организация право применить ставку НДС 0% при организации перевозки автомобильным транспортом от станции Купавна до склада Импортера? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2018 г.)
- Вопрос: Между транспортной компанией и клиентом заключен отдельный самостоятельный договор перевозки груза от города, находящегося на территории РФ, до порта в г. Новороссийске. Организация не является соисполнителем в рамках транспортно-экспедиционного договора при организации международной перевозки и не является одной из сторон договора при множественности лиц на стороне исполнителя. Клиент, чтобы обезопасить себя от отказов вычета ставки 18%, настаивает на применении 0%. Имеет ли организация право применить ставку НДС 0% на основании пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2018 г.)
- Сложности подтверждения нулевой ставки при экспорте товаров и осуществлении международных перевозок (М.Б. Иванов, "Российский налоговый курьер", N 23, декабрь 2013 г.).
- Энциклопедия решений. Нулевая ставка НДС по работам (услугам).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Ответ прошел контроль качества

20 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В постановлении АС Северо-Западного округа от 14.04.2016 N Ф07-1391/16 по делу N А56-51251/2015 (определением ВС РФ от 04.08.2016 N 307-КГ16-8743 оставлено в силе) рассмотрена ситуация, когда налогоплательщик заключил контракт на экспорт пиломатериалов. По условиям контракта в обязанности налогоплательщика входила доставка реализуемых на экспорт товаров в порт Санкт-Петербурга; транспортные расходы до порта нес налогоплательщик, аренду судов оплачивал иностранный покупатель. В целях доставки товара в порт Санкт-Петербурга налогоплательщиком был заключен договор с экспедитором, который должен был организовать доставку товаров по маршруту от поселка, расположенного на территории РФ, в порт Санкт-Петербурга. Экспедитор, решив, что он осуществляет транспортно-экспедиционные услуги по внутренним перевозкам, исчислил НДС по ставке 18% и предъявил его налогоплательщику. Налоговый орган отказал в вычете сумм НДС, указывая на то, что экспедитор должен был исчислить НДС по ставке 0%. Суд, сославшись на вышеприведенную позицию Пленума ВАС РФ, поддержал налоговый орган. В частности, было указано, что порт Санкт-Петербурга являлся промежуточным пунктом следования товаров при их международной перевозке, пункт доставки товаров расположен за пределами РФ, в связи с чем счета-фактуры с налоговой ставкой, не соответствующей пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, не отвечают требованиям НК РФ и не могут являться основанием для вычета НДС. Схожие выводы представлены в постановлениях АС Дальневосточного округа от 04.10.2016 N Ф03-4327/16 по делу N А51-1939/2015 (определением ВС РФ от 19.04.2017 N 303-КГ16-19803 оставлено в силе), от 10.12.2015 N Ф03-4708/15 по делу N А51-1939/2015, АС Западно-Сибирского округа от 26.10.2015 N Ф04-24512/15 по делу N А27-1682/2015, АС Московского округа от 01.10.2015 N Ф05-11410/15 по делу N А40-6591/2015, АС Волго-Вятского округа от 11.03.2015 N Ф01-245/15 по делу N А11-5755/2014 (определением ВС РФ от 08.07.2015 N 301-КГ15-6818 оставлено в силе).
*(2) В п. 7 письма ФНС России от 09.07.2018 N СА-4-7/13130 говорится, что когда оказывающее услуги лицо не обладает сведениями об экспортном характере товара и привлекается к перевозке товаров (организации перевозки) только в границах территории РФ, то применяется ставка, установленная п. 3 ст. 164 НК РФ (то есть с 01.01.2019 ставка 20%). Данные заключения сделаны на основании выводов, сделанных судьями ВС РФ в определении ВС РФ от 27.04.2018 N 307-КГ18-1802 (поддержана позиция налогового органа об отказе в принятии к вычету сумм НДС, предъявленных исполнителями услуг, оказанных на территории РФ, но в отношении экспортируемых товаров) и в определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 25.04.2018 N 308-КГ17-20263 (поддержана позиция налогоплательщика о праве на вычет "входного" НДС по услугам, оказанным на территории РФ в отношении экспортного товара).
Определением СК по экономическим спорам ВС РФ от 25.04.2018 N 308-КГ17-20263 (упомянуто в п. 7 письма ФНС России от 09.07.2018 N СА-4-7/13130) было оставлено в силе постановление Пятнадцатого ААС от 13.06.2017 N 15АП-4999/17. В нем суд поддержал вывод суда первой инстанции о том, что перевозка товара, предназначенного для экспорта в Турцию, по маршруту г. Шахты - г. Ростов-на-Дону является частью международной перевозки, так как далее после определенных процедур товар следовал в Турцию. При этом данным судом был признан неправомерным отказ налоговым органом заказчику услуг в вычете НДС, предъявленного перевозчиком, так как перевозчик неправомерно исчисленный НДС уплатил в бюджет.
*(3) С 01.01.2018 (Федеральный закон от 27.11.2017 N 350-ФЗ) на основании п. 7 ст. 164 НК РФ при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных, в частности, пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ в отношении таких работ (услуг), налогоплательщик вправе отказаться от нулевой ставки НДС и производить налогообложение таких операций по ставкам, указанным в п.п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ (10% и 18%) (смотрите также Вопрос: Может ли организация отказаться от применения нулевой ставки НДС при осуществлении международных перевозок и каков порядок документального оформления такого отказа? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2018 г.)).
*(4) Мы полагаем, что такими доказательствами могут быть специальные оговорки в договоре, заключенном с заказчиком. Также в договоре может быть оговорено условие о предоставлении заказчиком копий документов, подтверждающих факт пересечения границы РФ перевозимыми товарами, на что, в частности, обратил внимание Второй ААС в постановлении от 27.08.2018 N 02АП-5520/18 (принимая решение об отказе в вычете "входного" НДС заказчиком услуг, суд посчитал, что контрагентами неправомерно была применена ставка НДС 18%). При этом указанный суд отклонил ссылку налогоплательщика - заказчика услуг на письмо ФНС России от 14.06.2018 N СА-4-7/11482@, указав, что данное письмо не относится к актам законодательства о налогах и сборах, обязательным для исполнения. Письмо содержит собственную интерпретацию судебной практики. Как указал суд, в данном споре имеет значение также то, что налогоплательщик мог принять меры для применения контрагентами правильной ставки, но этого не сделал.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в торговле

Как правило, если клиент торговой фирмы находится в другом регионе, услуги транспортной компании она оплачивает сама, а покупатель компенсирует эти расходы. По мнению чиновников, в таком случае «входной» НДС, выставленный перевозчиком в адрес торговой фирмы, покупатель не вправе принять к вычету.

Определяем вид договора

Договор поставки с покупателем может предусматривать, что товар доставляет торговая фирма с последующей обязанностью покупателя компенсировать ей понесенные расходы на транспортировку товара до склада покупателя. При этом цена товара формируется без учета затрат на его доставку покупателю. В таком случае торговая фирма сама заключает договор с транспортной или транспортно-экспедиционной компанией, оформляет документы и оплачивает услуги по доставке.

Вопрос о том, как исчислять НДС и какие документы оформлять торговой фирме при перевыставлении покупателю своих расходов к компенсации, стоит на повестке дня давно и в разные годы решался по-разному.

Минфин России в письме от 15 авгус­та 2012 г. № 03-07-11/299 изложил свою позицию по данному вопросу с точки зрения Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 (далее – Правила). По мнению чиновников главного финансового ведомства, если, согласно условиям договора поставки, продавец товаров обязуется организовать их доставку грузополучателю, а покупатель – возместить понесенные продавцом транспортные расходы, то это является элементом агентского договора. Соответственно торговая фирма выступает в качестве агента, а ее покупатель – принципала.

Как нам представляется, с такой позицией следует согласиться, потому что договор поставки с рассматриваемыми условиями об организации перевозки товара торговой фирмой является смешанным договором.

Нужен ли счет-фактура?

Согласно подпункту «в» пункта 1 Правил при составлении счета-фактуры агентом, приобретающим товары (работы, услуги) от своего имени, в частности услуги по транспортировке товаров, в строке 2 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование фактического продавца услуг, а не агента. Кроме того, этому счету-фактуре агент присваивает свой порядковый номер счетов-фактур, но сохраняет дату составления фактическим продавцом счета-фактуры, выставленного агенту, оплатившему услуги по транспортировке.

Такой счет-фактуру агент (торговая фирма) выставляет принципалу (покупателю), который и принимает налоговый вычет по НДС с услуг по транспортировке приобретенного товара.

В связи с особенностями оформления счета-фактуры по агентской схеме следует обратить внимание, что торговая фирма не имеет возможности включить стоимость транспортных услуг в один счет-фактуру со стоимостью проданного товара. Ведь торговая фирма не является исполнителем, оказавшим услуги по перевозке товара покупателю, и не исчисляет НДС с таких услуг. Компания не имеет также права на налоговый вычет НДС по счету-фактуре транспортной компании.

В рамках агентского договора торговая фирма обязана представлять покупателю отчеты агента в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором, и необходимые доказательства произведенных расходов. К ним относятся копии всех первичных документов на оплату транспортных расходов, договор с экспедитором и т. д.

Кроме того, поставщик должен будет отдельно представить акт на сумму своего вознаграждения за организацию доставки товара .

Решением данной проблемы может явиться выделение в договоре поставки размера агентского вознаграждения торговой фирмы за оказание услуг по организации перевозки товаров до покупателя. При этом вознаграждение может быть выделено явно (в конкретной сумме или в процентах от понесенных транспортных расходов) или неявно (включено в стоимость товаров). В первом случае агентское вознаграждение отражается торговой фирмой отдельной строкой в счете-фактуре на товар или в отдельном счете-фактуре, выписываемом в адрес покупателя. Во втором случае в договоре поставки делается оговорка, что цена товара установлена сторонами с учетом вознаграждения торговой фирмы за организацию доставки товара до покупателя, и агентское вознаграждение отдельно в счете-фактуре в адрес покупателя не выделяется. .

Пример. Торговая фирма и ее клиент находятся в разных регионах, поэтому товар доставляется покупателю контейнером РЖД. Договор купли-продажи с покупателем пре­дусматривает, что услуги по доставке, понесенные торговой фирмой и оплаченные РЖД, возмещаются покупателем. Стоимость товаров составила 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.), стоимость услуг РЖД – 11 800 руб. (в том числе НДС – 1800 руб.).

При этом в договоре купли-продажи указано, что за услуги по организации перевозки товара торговая фирма получает вознаграждение в размере 3 процентов от стоимости перевозки. В такой ситуации торговая фирма выставляет в адрес покупателя счет-фактуру на товары на сумму 236 000 руб. и отдельный счет-фактуру на компенсацию расходов на перевозку товара. В учете будет отражено:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 60

– 11 800 руб. – отражены расходы на транспортировку товара с учетом НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 11 800 руб. – произведена оплата сторонней транспортной организации;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 76

– 11 800 руб. – перевыставлены расходы на транспортировку покупателю с учетом НДС;

ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

– 354 руб. (11 800 руб. x 3%) – оказаны агентские услуги покупателю;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68

– 54 руб. (354 руб. : 118 x 18) – начислен НДС по оказанию агентских услуг;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

– 11 800 руб. – получено возмещение по транспортным расходам;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62

– 354 руб. – получена оплата за услуги.

Сумма посреднического вознаграждения включается в состав ­выручки организации.

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом является доминирующим договором в системе транспортного документооборота, ведь именно он способствует выполнению обязательств по доставке материальных ценностей получателю.

Договор грузоперевозки определяется как соглашение между перевозчиком и грузоотправителем, по которому первый обязуется транспортировать вверенную ему продукцию до пункта назначения и выдать её имеющему право получения лицу. Грузоотправитель согласно договору на транспортные перевозки обязуется своевременно оплатить предоставленные услуги.

Письменная форма договора транспортных услуг предопределена обязанностью компании-перевозчика составить и выдать отправителю материальных ценностей соответствующий документ об их принятии к доставке. Таким документом является транспортная накладная. Сдача груза перевозчику, который в свою очередь выдаёт документ, подтверждающий принятие товара к транспортировке, даёт основания для отнесения договора доставки груза к числу реальных гражданско-правовых договоров.

Договор перевозки на автомобильном транспорте является срочным, поскольку период его действия определен сроком исполнения обязательств перевозчиком. Такой срок может быть установлен как по соглашению сторон, так и в нормативном порядке.

Договор на предоставление транспортных услуг является возмездным, так как каждая из вступивших в него сторон подразумевает удовлетворение имущественного интереса.

При заключении договора перевозки грузов сторонами являются транспортное предприятие (перевозчик, исполнитель) и грузоотправитель (заказчик) – законный владелец перевозимых материальных ценностей, экспедитор или иное уполномоченное собственником товара лицо. В число обязанностей перевозчика входит не только принятие и доставка груза, но и выдача его грузополучателю.

Получается, что условиям договора перевозки груза участникам отношений являются три лица: отправитель, транспортная компания и получатель. При этом очевидно, что договор автоперевозки по своему правовому статусу – это двусторонний документ. Такая нестандартная ситуация в договорном праве стала причиной оживлённых и продолжительных дискуссий в юридической литературе, где объектом споров выступало правовое положение грузополучателя.

Типовой договор грузоперевозки по своему содержанию относится к известному договорному типу – договор в пользу третьего лица, когда получатель груза, фактически не являющийся стороной договора, имеет конкретные права и несёт соответствующие им обязанности.

Не принимая участия в заключении договора на организацию автомобильных перевозок, получатель груза тем не менее приобретает право требования к перевозчику о выдаче продукции в пункте назначения. В случае неисполнения транспортной компанией обязанности по доставке груза по месту назначения получатель вправе предъявить ей требования по поводу утраты материальных ценностей. При ненадлежащем выполнении транспортных услуг – требования по поводу повреждения или недостачи груза, а также по поводу срыва сроков доставки.

Согласно условиям договора оказания услуг грузоперевозки определяется транспортное время (продолжительность транспортировки), то есть время, в течение которого автотранспорт выполняет всю совокупность грузовых, технических, коммерческих операций в пункте погрузки, по маршруту следования и в пункте назначения. Фактор времени – это не только экономическая категория, но и юридическая, поскольку все основные перемещения продукции регламентированы по срокам исполнения транспортного обязательства в законе либо договоре автомобильной перевозке грузов.

Ваши заявки на заключение договора грузоперевозки принимаем по электронным почтам или телефонам диспетчерской службы компании. Надежность, пунктуальность, ответственность в выполнении транспортных услуг гарантированы!

Пн - Пт: с 08:30 до 17:30
Обед с 13:30 до 14:30
Выходные: суббота, воскресенье
Принимаем заявки на перевозки от 1 тонны!

Налоговый кодекс устанавливает среди оснований для НДС-вычета наличие первичного документа. Чтобы не получить отказ, это должен быть правильный документ. А с его подбором могут быть сложности – как, например, при перевозках товаров. Одних только накладных несколько видов. Будем разбираться, какая из них нужна.

Условия для НДС-вычета

По общему правилу, сумма НДС принимается к вычету при одновременном выполнении условий, указанных в ст. 171 и 172 НК РФ:

  • товары (работы, услуги) предназначены для использования в деятельности, облагаемой НДС;
  • получен счет-фактура поставщика;
  • товары (работы, услуги) приняты к учету;
  • имеются неоходимые первичные документы.

Наличие первичных документов требуется как для признания расходов в целях налогообложения прибыли (п. 1 ст. 252 НК РФ, ст. 313 НК РФ), так и для целей применения налоговых вычетов по НДС (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Транспортная накладная

Транспортную накладную (ТН) оформляют при заключении договора перевозки груза. Это самостоятельный перевозочный документ, назначение которого – подтвердить факт заключения договора. Документ обязательный. По договору перевозки его оформляет, как правило, грузоотправитель (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ).

В ТН указывается информация о грузоотправителе, грузополучателе, наименовании груза и его объявленной ценности, сопроводительных документах, условиях перевозки.

Таким образом, ТН оформляют в рамках договора перевозки. Она подтверждает:

  • само наличие правоотношений между отправителем груза и перевозчиком;
  • регулирует отношения сторон по договору перевозки груза;
  • определяет конкретные условия перевозки.

Кстати, с 1 января 2021 года изменились правила перевозки грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства от 21 декабря 2020 г. № 2200), и применяется новая форма транспортной накладной.

Товарно-транспортная накладная

Наряду с ТН применяют товарно-транспортную накладную (ТТН). Для товарно-транспортной накладной (форма 1-Т) предусмотрен типовой бланк. Он утвержден постановлением Росстата от 28 ноября 1997 года № 78.

Эту накладную оформляют, если организация-продавец должна доставить товары до склада покупателя.

ТТН состоит из двух разделов:

  • товарного, который служит для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;
  • транспортного, который определяет взаимоотношения грузоотправителей - заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта и служит для учета транспортной работы и расчетов за услуги по перевозке грузов.

Товарный раздел заполняет продавец (грузоотправитель). Транспортный раздел заполняют продавец и представитель транспортной организации.

ТН или ТТН?

А может ли подтверждающим перевозку документом быть только ТТН?

Минфин считает, что оформления только ТТН недостаточно. Основание – пункт 2 статьи 785 ГК РФ, где говорится, что именно ТН является надлежащим документом, подтверждающим заключение договора перевозки (см., например, письмо Минфина от 30 апреля 2013 г. № 03-03-06/1/15213).

Что касается НДС-вычета по приобретаемым товарам, одной ТН также явно недостаточно, потребуется ТТН или другой первичный документ, например, товарная накладная ТОРГ-12.

Однако при наличии надлежащим образом оформленных транспортной накладной (ТН) и товарной накладной (ТОРГ-12) для документального подтверждения в расходов в виде стоимости реализованного (приобретенного) товара и расходов на его доставку накладная ТТН вообще может не потребоваться (см. письмо УФНС России по г. Москве от 27 сентября 2011 г. № 16-15/093519@).

Товарная накладная

Есть случаи, когда для вычетов по приобретаемым товарам ни ТН, ни ТТН вообще не нужны:

  • если организация-покупатель договор перевозки не заключает и расходов по оплате доставки не несет;
  • если стоимость доставки включается в стоимость товара.

В этих случаях документом, подтверждающим право на НДС-вычет, будет служить товарная накладная по форме ТОРГ-12.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

То, что в указанных случаях отсутствие ТН и ТТН не влияет на возможность вычета предъявленного поставщиком товаров НДС, подтверждает арбитражная практика (см. например, постановление Четвертого ААС от 20 января 2015 г. № 04АП-6785/14).

А Минфин в письме от 30 октября 2012 г. № 03-07-11/461 указал, что отсутствие транспортной накладной не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС по приобретаемым товарам, если эти товары приняты на учет на основании товарной накладной по форме ТОРГ-12 налогоплательщиком, который не является заказчиком перевозки.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Читайте также: