Аннулирование свидетельства плательщика ндс

Опубликовано: 17.05.2024


Про массовое обнуление деклараций по НДС и предоставления их от «левых» лиц слышал, наверное, каждый предприниматель и руководитель организации.

С чего все начиналось

Первые «звоночки» по обнулению деклараций по НДС начались с выходом Письма ФНС России от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства», в котором указаны следующие основания для обнуления деклараций без участия плательщика:

  1. Представление уточненной налоговой декларации с некорректным порядковым номером корректировки;
  2. Руководители юридического лица и ИП уклоняются от явки на проведение допросов (более двух раз);
  3. Допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов);
  4. Руководитель юридического лица или ИП не проживает по месту регистрации;
  5. Доверенности на представление интересов выданы представителям, зарегистрированным (проживающим) в других субъектах РФ;
  6. Организация создана недавно.

Даже без лишних комментариев видно, что практически каждый пункт является нарушением Конституции. Поэтому буквально через 4 месяца по требованию Прокуратуры данное письмо было отозвано налоговой службой.

Однако это не остановило налоговиков. И прошлый 2020 год, помимо пандемии, запомнился еще и как год массового обнуления деклараций. Жалоб от плательщиков становилось все больше, суды были завалены делами о рассмотрении дел с поддельными ЭЦП и наконец Правительство решило навести в этом вопросе хоть какой-то порядок.

Дальше легче не будет

Так, с 1 июля 2021 года вступает в силу пункт 4.1 статьи 80 НК РФ, в котором прописано, в каких случаях налоговая декларация (расчет) считается непредставленной:

  • декларация (расчет) подписана неуполномоченным лицом;
  • руководитель дисквалифицирован;
  • руководитель умер;
  • в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности чего-нибудь;
  • юридическое лицо ликвидировано.

Нас всех проверяют роботы

Налоговым органам так понравилось подобным способом (обнулением деклараций) одним разом оптимизировать поступление НДС в бюджет и ликвидировать «попавшие под раздачу» фирмы — однодневки, что они решили не ждать вступления в силу п. 4.1 ст. 80 НК РФ, а в полную силу использовать другой инструмент для пополнения бюджета налогом на добавленную стоимость.

В принципе такой инструмент для отслеживания недобросовестных налогоплательщиков НДС у налоговиков уже есть давно — это АСК НДС . Это автоматизированная система контроля за возмещением НДС, которая применяется налоговой службой с 2013 года. А с 2015 года, когда была введена обязательная подача деклараций по НДС в электронном виде с заполнением данных обо всех входящих и исходящих счетов-фактур, система была обновлена и стала называться АСК НДС-2 . По заверениям налоговой службы система стала одним из факторов, позволивших достичь роста поступлений НДС.

Как работает этот АСК НДС-2 и почему нужно быть очень внимательным и разборчивым при заключении сделок с партнерами по бизнесу, которые также как и организация, являются плательщиками НДС?

Данная система позволяет сохранять счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках, создавая налоговую историю компаний.

Каждая декларация по НДС проходит камеральную проверку в течении 2-х месяцев .

В ходе камеральной проверки налоговые органы вправе потребовать счета-фактуры, первичные и иные документы в случаях выявления расхождений между сведениями налогоплательщика и его контрагентов (так называемый «налоговый разрыв» ), свидетельствующих о занижении НДС к уплате в бюджет или завышении возмещения из бюджета НДС.

Именно для автоматизации этого процесса — сравнение данных книг продаж и книг покупок, отраженных в декларациях по НДС в виде сведений по каждому полученному и выставленному счет-фактуре, и создана АСК НДС, а затем в обновленном виде и АСК НДС-2.

Иными словами — первоначальную проверку каждой декларации по НДС производит не человек, а робот. А, как известно, робота сложно обмануть и от его анализа не ускользнет ни одна счет-фактура. При такой проверке полностью исключен человеческий фактор .

Если раньше можно было просто «нарисовать циферку», сдать декларацию по НДС на возмещение из бюджета и при наличии знакомств в налоговой инспекции быстро и безболезненно пройти камеральную проверку и получить денюжки на расчетный счет, то сейчас это сделать практически невозможно.

Поэтому, если кто-то до сих пор считает, что можно открыть организацию, заключить фиктивные сделки с дружественными компаниями и обогатиться за счет государства в виде получения незаконного возмещения НДС, то это глубоко ошибочное мнение.

После первой же сданной декларации по НДС робот проведет ее анализ на десятки, а то и на несколько десятков контрольных соотношений и сразу же выявит недобросовестного налогоплательщика.

Итог известен — сначала требование о предоставлении документов, з атем вызов в налоговую инспекцию на беседу, затем проверка адреса регистрации организации и вот тут-то уже и «созреет» пресловутый п. 4.1 ст. 80 НК РФ, который позволит налоговой инспекции по закону просто избавиться от такой компании: сначала аннулируют декларацию по НДС, а затем в принудительном порядке и саму организацию исключат из ЕГРЮЛ.

Роботы служат не только на благо налоговой. Налогоплательщики тоже могут воспользоваться их преимуществами (не совершают ошибок, обрабатывают большие объемы информации, работают 24/7). Для этого достаточно подключиться к КНАП — автоматизированному сервису для обработки первичных документов (в т.ч. счет-фактур, накладных, актов, чеков и т.п.). Роботы «прочитают» документы, проверят их, заведут в 1С и поставят проводки согласно учетной политики компании.

А дальше? А дальше тоже проще не будет

С прошлого года и сам робот под названием АСК НДС-2 усовершенствовался. Теперь система проверки декларации по НДС называется по новому — «Контроль НДС» .

Помимо сверок счетов-фактур налогоплательщиков новая система проводит «диагностику» организаций, которые участвуют во всей цепочке расчетов по НДС, и выясняет роль каждой из них. Она предназначена для сбора информации и доказательной базы для возможных будущих споров с налогоплательщиками по статье 54.1 НК РФ.

Напомним, данная статья содержит перечень ситуация, при которых налоговые органы могут признать, что налогоплательщиком получена необоснованная налоговая выгода.

А так как доказывание обстоятельств правонарушений, которые позволили налогоплательщику получить эту самую налоговую выгоду налоговое законодательство возлагает на налоговую инспекцию, то для сбора доказательной базы налоговики и доработали систему автоматической проверки деклараций по НДС.

Но и это еще не все . Система «Контроль НДС» проверяет и собирает данные на всех: контрагентов второго, третьего звена, а также и тех, кто самостоятельно не применяет схемы, но работает с теми, кто применяет.

При этом компаниям присваивается категории: «техническая» и «сущностная».

«Техническая» компания — это та, на которой налоговая инспекция обнаружила «налоговый разрыв». Раньше такая компания автоматически считалась виноватой и ей сразу же направлялись требования об устранении разрыва.

Теперь же при обнаружении разрыва начинается отработка цепочки всех деловых контактов этой фирмы и в систему «Контроль НДС» вносится вся информация, характеризующая роль каждого звена цепочки контрагентов, содержащаяся:

  • в протоколах допросов;
  • в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений;
  • в материалах, передаваемых в правоохранительные органы;
  • в документах на аннулирование электронной подписи;
  • в ответах налогоплательщиков по встречным проверкам или вне проверок.

Всем контрагентам налоговая инспекция разошлет требования о предоставлении пояснений. То есть, «техническая» компания станет началом для выхода на возможных выгодоприобретателей в получении необоснованной налоговой выгоды.

«Сущностная» компания — это главный подозреваемый в получении необоснованной выгоды. Даже придумана система баллов для таких компаний , которые присваиваются на основе анализа множества показателей организации: об имуществе, штате, движении средств на расчетном счете, IP-адресах, с которых отправляется отчетность, доле вычетов по контрагенту и прочее. Чем больше баллов — тем больше риска , что организацию признают недобросовестной и предъявят обвинения в получении необоснованной налоговой выгоды.

«Сущностную» компанию система «Контроль НДС» также проверяет и по критерию платежеспособности: процентное соотношение уплаченного НДС и суммы заявленного вычета за налоговый период. Если вычеты по НДС большие, а оплата налога низкая, то у налоговиков возникают подозрения о фиктивной деятельности фирмы. И если даже такая компания захочет ликвидироваться в добровольном порядке, то выездной налоговой проверки ей не избежать.

Риск попасть под проверку системы «Контроль НДС» есть практически у каждого налогоплательщика , даже тех, кто является добросовестным и не использует никаких схем. Это же робот — он проверяет всех без исключения.

Поэтому таким налогоплательщикам придется отстаивать свою правоту, вероятно даже через суд. Надо быть готовым и к таким событиям. Для этого нужно:

  • Отвечать на все требования налоговой инспекции. Но отвечать тоже надо осторожно — лишней информации предоставлять не следует, потому что все написанное попадет в систему;
  • Проверять своих контрагентов при заключении сделок, то есть, собирать о них информацию;
  • Следить за тем, чтобы все документы о совершенных сделках были в наличии.

Бухгалтерам компаний, работающих с НДС, важно, чтобы в учете количество ошибок сводилось к нулю и первичка при этом не занимала все время работы. Поэтому единственный вариант — автоматизация.

Никаких дорогостоящих программ вам не понадобится. Сервис КНАП , который автоматизировал значительную часть работы бухгалтера, предлагает на выбор различные тарифы в зависимости от количества обрабатываемых документов .

К тому же все документы будут не просто заведены в программу, но и сохранены в электронном архиве и прикреплены к документам в 1С.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Контрагент перевел права и обязанности по договору аренды на третье лицо. После выбытия из договора аренды контрагент подал уточненную декларацию по НДС, в которой не отразил (занизил) НДС по операциям с компанией. Компания приняла "входной" НДС к вычету. Контрагент не уведомлял компанию о подаче уточненной налоговой декларации. ИФНС провела выездную налоговую проверку в отношении компании, доначислив ранее принятую к вычету сумму "входного" НДС.
Правомерно ли компания приняла НДС к вычету в данной ситуации? Каковы примеры судебной практики по налоговым спорам, в которых рассматривался бы вопрос о правомерности вычета компанией "входного" НДС, если контрагент в последующих периодах подавал уточненную налоговую декларацию, в которой этот НДС по операциям с компанией не отражал?


НК РФ не ограничивает налогоплательщика во времени представления уточненных налоговых деклараций, за исключением случая, когда в результате уточнения налогоплательщик претендует на возмещение НДС из бюджета. Непременным условием в такой ситуации является соблюдение трехлетнего срока, после истечения которого осуществить такой возврат будет уже невозможно (ст. 81 НК РФ).
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган в рамках камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ, проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению.
В случае представления уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представления необходимых пояснений, обосновывающих изменение соответствующих показателей налоговой декларации (пп. 1, 3, 8.1 ст. 88 НК РФ).
При этом ФНС России декларирует, что налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону (п. 14 письма ФНС России от 11.01.2018 N СА-4-7/6940@).
Суды при этом отмечают, что установленный законодательством порядок вынесения решения по результатам налоговой проверки должен обеспечивать надлежащую реализацию прав и законных интересов налогоплательщика в правовом государстве, что предполагает обязанность налогового органа провести всестороннюю и объективную проверку обстоятельств, установить действительный размер налоговой обязанности, в том числе при разумном содействии налогоплательщика - с учетом сведений и документов, представленных им.
Таким образом, несмотря на то, что ст. 88 НК РФ установлено именно право требовать пояснения относительно изменений, внесенных налогоплательщиком в уточненную декларацию, налоговый орган, прежде всего, должен установить действительную обязанность налогоплательщика по уплате НДС в бюджет (решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.06.2019 по делу N А79-11008/2016).
В настоящее время используемая налоговыми органами система управления рисками "СУР АСК НДС-2" производит анализ электронных деклараций по НДС и сверку данных контрагентов, что позволяет автоматически находить расхождения по суммам сделки в декларациях контрагентов и так называемый разрыв (возникающий, если контрагент сдал нулевую декларацию, или не задекларировал сделку, или не сдал отчетность, а также если данные о нем отсутствуют в ЕГРЮЛ).
При этом если говорить о последующем аннулировании данных поставщиком в уточненной декларации, то такое аннулирование может быть в результате:
1) признания сделок недействительными по каким-то причинам (к примеру, по решению суда);
2) корректировки цен по осуществленным операциям;
3) задвоения сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет.
Однако если в первых двух случаях покупатель был бы явно в курсе того, что ему необходимо внести соответствующие корректировки в свои документы в отношении ранее заявленных вычетов, то третий вариант на сумму вычетов покупателя не может оказать никакого влияния.
В связи с этим полагаем, что действия субарендатора по аннулированию заявленного ранее НДС к уплате при условии реальности хозяйственный операций можно признать недобросовестными, но претензии в этом случае необходимо предъявлять налоговому органу, который снял вычеты, не установив при этом реальной картины происходящего.
В случае обнаружения разрыва налоговые органы должны провести контрольные мероприятия, направленные на поиск доказательств, позволяющих установить, что одним из участников цепочки контрагентов действительно была получена необоснованная налоговая выгода. Именно с этой целью осуществляется налоговая проверка, позволяющая выявить фактические обстоятельства сделок, а также доказательства фиктивного документооборота.
Суды отмечают, что доводы инспекции при снятии вычетов НДС должны быть подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами (постановление Тринадцатого ААС от 28.08.2019 N 13АП-19830/19).
В качестве таких доказательств суды принимают следующие обстоятельства:
- налогоплательщик знал или должен был знать из обстоятельств сделки о возможных нарушениях, допускаемых контрагентом;
- выбор налогоплательщиком спорного контрагента связан именно с порядком исчисления НДС;
- налогоплательщик участвовал в схеме ухода от налогообложения путем необоснованного предъявления вычетов по НДС (постановление Седьмого ААС от 14.09.2017 N 07АП-7011/17 по делу N А27-38/2017).
Кроме того, по правилам, закрепленным в ст. 54.1 НК РФ, нарушение контрагентом налогоплательщика налогового законодательства не может рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.
Соответственно, в случаях, когда все условия для применения вычетов НДС были выполнены, основания для уменьшения налоговых вычетов посредством представления уточненной декларации по НДС отсутствуют.
Так, в постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 N 16АП-815/17 говорится, что Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ не предусмотрено оценочное понятие "непроявление должной осмотрительности". Формальные претензии к контрагентам (в частности, нарушение законодательства о налогах и сборах) при отсутствии фактов, опровергающих реальность совершения заявленных налогоплательщиком-контрагентом сделок и операций, не являются самостоятельным основанием для отказа в учете расходов и в налоговых вычетах по сделкам (операциям).
До изменений, внесенных Законом N 163-ФЗ в НК РФ, подобная точка зрения излагалась, например, в п. 31 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017: факт неисполнения поставщиком обязанности по уплате налогов сам по себе не может являться основанием для возложения негативных последствий на налогоплательщика, проявившего должную осмотрительность при выборе контрагента, при условии реального исполнения заключенной сделки. Данная точка зрения была принята и контролирующими органами (письмо ФНС России от 23.03.2017 N ЕД-5-9/547@).
Следует отметить, что ФНС России в письме от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@ в части применения ст. 54.1 НК РФ отметила: ". законодателем в п. 3 ст. 54.1 НК РФ закреплены положения, исключающие из практики налоговых органов формальный подход при выявлении обстоятельств занижения налоговой базы или уклонения от уплаты налогов". В письме говорится, что налоговые претензии возможны только при доказывании налоговым органом факта нереальности исполнения сделки (операции) контрагентом налогоплательщика и несоблюдении налогоплательщиком установленных п. 2 ст. 54.1 НК РФ условий. Подобный вывод сделан Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 17.10.2017 N 16АП-815/17.
В письме ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@ отмечается, что налоговым органам следует учитывать, что ст. 54.1 НК РФ не содержит положений о расширении полномочий налоговых органов по сбору доказательственной базы, в связи с чем при применении положений указанной статьи действуют применяемые налоговыми органами законодательно предусмотренные процедуры по сбору, фиксированию и оценке доказательств. При этом сохраняет силу принцип презумпции добросовестности налогоплательщика как один из важнейших элементов конституционно-правового режима регулирования налоговых отношений и публичного правопорядка в целом.
В связи с изложенным выше данные "СУР АСК НДС-2" не могут являться единственным аргументом в суде. В силу п. 5 ст. 82 НК РФ доказывание обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 54.1 НК РФ, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных п. 2 ст. 54.1 НК РФ, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V.1, V.2 НК РФ.
В свою очередь, организации можно отстоять вычет входного НДС при выполнении следующих условий:
- операция, совершенная налогоплательщиком, является обычной хозяйственной операцией, связанной с предпринимательской деятельностью;
- результаты этой сделки использованы в деятельности, направленной на извлечение дохода;
- обязательство по сделке исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного налогоплательщиком, или лицом, которому обязательство по исполнению этой сделки передано по договору или закону.
В то же время все риски отказа налогоплательщику в уменьшении налоговой базы сохраняются, если налоговый орган докажет подконтрольность и согласованность операций, преднамеренность действий налогоплательщика и звеньев в цепочке сделок, результатом которых стала неуплата налога одним из участников в цепочке сделок.
Отметим, что в случае, когда нормативные правовые акты налоговых органов (а также действия или бездействие их должностных лиц) нарушают права налогоплательщика, он вправе обжаловать их в вышестоящий налоговый орган и далее обратиться в суд (ст. 137, 138 НК РФ).
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации установить искажения сведений о фактах хозяйственной жизни в деятельности налогоплательщика или же сделать вывод о том, что сделки налогоплательщика совершены в целях ведения экономической деятельности, а зачет НДС не является основной целью совершения сделки, должен суд в соответствии с требованиями ст. 9, 65, 67, 71 АПК РФ.
Также еще раз обращаем внимание, что по общему правилу требование о получении вычета по НДС может быть предъявлено лишь государству в лице соответствующих налоговых органов, а не контрагенту, исходя из того, что налоговые вычеты не являются результатом какой-либо экономической деятельности налогоплательщика, не являются доходом в смысле гражданского законодательства при осуществлении нормального гражданского оборота и регулируются специальными нормами НК РФ. Следовательно, финансовые последствия, связанные с их неполучением, не могут квалифицироваться как ущерб в виде упущенной выгоды (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.01.2020 N Ф09-9372/19 по делу N А71-5923/2019).
По мнению судей, наличие права на вычет сумм налога исключает уменьшение имущественной сферы лица и, соответственно, применение ст. 15 ГК РФ (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13.12.2018 N 305-ЭС18-10125 по делу А40-52603/2017, постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 N 2852/13 по делу N А56-4550/2012).
В то же время есть пример судебного решения, в котором суд указал: Тот факт, что налоговые вычеты предусмотрены нормами налогового, а не гражданского законодательства, не препятствует тому обстоятельству, что сумма не полученных налоговых вычетов может быть квалифицирована в качестве понесенных правомочной стороной убытков (постановление АС Северо-Кавказского округа от 05.06.2017 N Ф08-2428/17 по делу N А53-22858/2016). Однако в указанном постановлении взыскание налогового вычета с контрагента стало возможно с использованием такого правового механизма, как заверения об обстоятельствах. Как указал суд, ответчик не исполнил частноправовое обязательство, предусмотренное условиями договора и регламентированное положениями ст. 431.2 ГК РФ. В связи с этим суд пришел к выводу о правомерности возмещения покупателю убытков, понесенных вследствие нарушения продавцом указанных в договоре гарантий и заверений и/или допущенных продавцом нарушений (в том числе налогового законодательства), отраженных в решениях налоговых органов, в размере сумм, уплаченных покупателем в бюджет на основании решений (требований) налоговых органов о доначислении НДС (в том числе решений об отказе в применении налоговых вычетов), который был уплачен продавцу в составе цены товара.
В связи с этим полагаем, что в дальнейшем в договор с контрагентом может быть включено условие о возмещении убытков (в виде НДС в случае отказа в вычете из-за нарушений, допущенных контрагентом), которые организация понесла в связи с нарушением контрагентом своих гарантий и заверений. При этом обоснованность такого требования в случае возникновения спора может быть оценена только судом, который, вероятно, примет во внимание все значимые для разрешения спора обстоятельства.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

20 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

image_pdf
image_print

Раньше субъекты бизнеса порой сталкивались с отказом в принятии деклараций по НДС или налогу на прибыль. С недавних пор у ФНС появился еще один подход: отчет могут сначала принять, а потом отозвать, то есть аннулировать. Сделать это могут в любой момент до окончания срока камеральной проверки. Инспекторы руководствуются письмом Налоговой службы от 10 июля 2018 года № ЕД-4-15/13247. В нем ФНС поручает нижестоящим органам принять меры, направленные на предотвращение сдачи деклараций, подписанных неуполномоченными либо неустановленными лицами. Подразумеваются ситуации, когда подпись на отчете ставит номинальный руководитель фирмы-однодневки либо и вовсе постороннее лицо. В качестве приложения к письму идет инструкция по отзыву таких деклараций. Таким образом ФНС собирается обеспечивать профилактику налоговых нарушений.

Когда декларацию могут аннулировать

Специалисты Налоговой службы рассуждают следующим образом. Подавая декларацию, налогоплательщик должен подтвердить полноту и достоверность данных, которые в ней отражены. Сделать это может предприниматель, директор компании либо лица, которых они уполномочили.

Если же декларация подписана кем-то иным, сведения в ней достоверными считать нельзя. Соответственно, принят такой отчет быть не может. При этом определять, уполномоченное ли лицо подписало декларацию, будут сами проверяющие.

Для аннулирования декларации есть 5 оснований:

  1. Руководитель налогоплательщика не подписал декларацию сам и не сдал ее в ИФНС, а также не выдал доверенность уполномоченному лицу на эти действия. И вообще, он не принимал участия в деятельности организации.
  2. Руководитель выдал доверенность либо подписал декларацию сам, однако он был дисквалифицирован.
  3. Декларация была подана субъектом после ликвидации либо прекращения деятельности ИП.
  4. Лицо, которое подписало декларацию (директор либо тот, на которого он выдал доверенность), является недееспособным, умершими либо без вести пропавшими.
  5. Подписавшее декларацию лицо на указанную в отчете дату находилось в местах лишения свободы.

Как будут доказывать

Чтобы отозвать декларацию, нужно доказать, что одно из упомянутых выше оснований имеет место. Для этого инспекции должны отобрать налогоплательщиков, чьи отчеты вызывают подозрение. А затем провести контрольные мероприятия в их отношении.

В письме перечислен довольно большой перечень признаков, которые могут свидетельствовать о том, что декларации подписываются неустановленными или не имеющими таких полномочий лицами. Многие из этих признаков хорошо известны:

  • нулевая отчетность в течение нескольких периодов;
  • превышение безопасной доли вычетов по НДС;
  • обналичивание денежных средств;
  • доход равен расходу;
  • частые миграции между налоговыми органами;
  • ненахождение по месту регистрации;
  • недостоверные сведения в реестре;
  • отсутствие персонала;
  • отсутствие договора аренды;
  • нарушения, связанные со счетами — транзитные переводы, большое количество или, наоборот, отсутствие счетов, нахождение банков в других регионах;
  • подозрительное поведение руководителя — работа без заработной платы, проживание не по месту прописки и даже в другом регионе, неявка на допрос.

Из нового: подозрения налоговиков должны вызывать в первую очередь организации, зарегистрированные в 2017 году и позже. Еще один подозрительный факт — директор или ИП приходит на допрос с адвокатом.

Каждый из этих признаков отдельно не может расцениваться как самостоятельное свидетельство об упомянутых нарушениях. Однако если таких признаков несколько, налоговики могут причислить субъект бизнеса к числу однодневок. При этом в письме не указывается, сколько именно признаков должно быть у подозрительного налогоплательщика.

Круг лиц определен: что дальше?

На следующем этапе причастных к подозрительным операциям лиц вызовут надопрос в ФНС. Это может коснуться:

  • руководителя компании, предпринимателя;
  • тех, кто подписывал декларации;
  • тех кто занимался регистрацией;
  • тех, кто оформлял ключ электронной подписи.

Цель этого мероприятия — выяснить, имели ли право лица, чьи подписи стоят в декларациях, их подписывать. А заодно — не является ли руководитель номинальным. Налоговиков будет интересовать, выдавал ли директор доверенность тем лицам, которые фигурируют в документах. Если же везде стоят подписи руководителя, у него поинтересуются, регистрировал ли он компанию, заказывал ли ЭЦП, подписывал ли декларации, и вообще, осуществляет ли фактическое руководство своей структурой. Прочим приглашенным лицам будут задавать вопросы, связанные с доверенностями, подписью деклараций и иных документов.

Допроса может оказаться недостаточно. Если в его ходе подозрения налоговиков подтвердятся, они смогут провести иные контрольные мероприятия: осмотр помещений по адресу, который указан в реестре, истребование у организации или ИП документы и даже экспертизу — почерковедческую, автороведческую и технико-криминалистическую.

Отзыв декларации и последствия

Итак, проведенные мероприятия дают специалистам ИФНС полагать, что имеет место одно из пяти оснований для аннулирования декларации. Далее алгоритм такой:

  1. Последует обращение в вышестоящий налоговый орган за разрешением на отзыв отчета.
  2. Когда такое разрешение будет получено, декларация будет переведена в специальный реестр, в котором находятся отчеты, не подлежащие обработке. Он ведется в информационных системах ФНС.
  3. Налогоплательщик будет уведомлен об этом в течение 5 рабочих дней. Уведомление подписывается руководством инспекции и направляется по ТКС. Его могут передать также и в бумажном виде — лично в руки руководителю или ИП под расписку.
  4. После размещения отчета в реестре деклараций, не подлежащих обработке, все расчеты с бюджетом по ней отменяются (сторнируются).

Действовать подобным образом налоговики могут в отношении деклараций, которые удовлетворяют таким условиям:

  1. Они являются итоговыми (не промежуточными), то есть подаются по итогам налогового периода. Это имеет отношение к декларации по налогу на прибыль.
  2. Срок камеральной проверки по ним еще не истек. К слову, проверка деклараций по НДС, поданных после 3 сентября, длится 2 месяца , а не 3. Если декларацию отзовут, то будет считаться, что камеральная проверка окончена в этот день.

Далее руководство ФНС может принять решение о блокировке расчетного счета. Это справедливо в том случае, если аннулирована первоначальная декларация. Если же отозвана «уточненка», то счет блокировать не будут. При этом считаться поданным будет предыдущий отчет — уточняющий или исходный.

Непонятно, будут ли в этом случае налагать штрафы за неподачу декларации — в письме об этом не сказано. Напомним, ответственность за такое нарушение предусмотрена статьей 119 НК РФ.

О законности действий налоговиков

Понятно, что специалисты на местах будут руководствоваться письмом центрального аппарата ФНС. Но внутренние инструкции Службы не должны противоречить нормам действующего законодательства. Тогда как есть все основания полагать, что все-таки противоречат. Подобного мнения придерживаются многие эксперты, например, Алексей Крайнев, налоговый юрист сервиса «Бухгалтерия Онлайн».

Налоговый кодекс не предусматривает такую процедуру, как аннулирование поданной отчетности. Он дает специалистам налогового органа один из двух вариантов:

  1. Принять декларацию, провести камеральную проверку, а в случае выявления нарушений — потребовать пояснений и так далее.
  2. Отказать в принятии, в том числе на том основании, что отчет подписан неуполномоченным лицом.

Никаких иных действий в отношении отчетности специалисты ФНС предпринимать не должны. И уж тем более Налоговый кодекс не содержит положений, которые позволяют сначала принять декларацию, а потом ее полностью забраковать.

Эксперт обращает внимание и на противоречие, которое заложено в процедуре аннулирования. По своей сути и по последствиям для налогоплательщика отзыв декларации приравнивается к ее неподаче. Вместе с тем такой отчет отражается в информационных системах ФНС с указанием даты конца камеральной проверки (она соответствует дате аннулирования). Из этого следует, что камеральная проверка все-таки проводилась. Но как может быть проведена камеральная проверка декларации, которая не подавалась?

Поэтому налогоплательщику следует отстаивать свои права. Если его отчеты по НДС и/или налогу на прибыль будут отозваны, он вправе обжаловать:

  • уведомление о признание декларации недействительной;
  • действия специалистов ИФНС, которые привели к признанию декларации недействительной;
  • блокировку расчетного счета, если она производилась.

Для обжалования следует обращаться в Управление ФНС своего региона. Это нужно сделать в течение года. Если там откажут, в течение 3 месяцев можно обратиться в арбитражный суд. Как показывает практика, судьи нередко в подобных спорах принимают сторону налогоплательщиков (постановления АС Уральского округа от 11.09.18 № Ф09-4202/18, АС Западно-Сибирского округа от 20.07.18 № Ф04-2705/2018 и от 31.08.18 № Ф04-3470/2018).

Уже сама по себе перспектива аннулирования Свидетельства у плательщиков НДС вызывает ряд негативных ассоциаций. Это связано с необходимостью доначисления обязательств по уплате налога и выполнением сложных бюрократических процедур. Каковы же в действительности финансовые последствия ликвидации Свидетельства для плательщика?

Безусловно, наиболее неприятным моментом (с экономической точки зрения) является необходимость доначисления обязательств по уплате НДС в бюджет. В этом случае налоговые обязательства формируются в соответствии с требованиями ст.184.7 НКУ.

Условия возникновение налоговых обязательств

Специалисты нашего отдела бухгалтерского обслуживания не только помогут Вам максимально безболезненно пройти неприятную процедуру аннулирования свидетельства плательщика НДС, но и извлечь при этом пользу для своего бизнеса.

Разделение труда - вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить - пакет БИЗНЕС - ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ - платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

Анна Кравченко

глава отдела бухгалтерии
кандидат экономических наук

Согласно положениям НКУ, существуют следующие условия, одновременное выполнение которых и служит основанием для доначисления обязательств по уплате налога:

1. На балансе плательщика на (момент аннулирования свидетельства) должны состоять: товары, необоротные активы и стоимость приобретенных услуг.
2. Затраты на их приобретение ранее сопровождались формированием налогового кредита.
3. На дату аннулирования активы, перечисленные в п.1, не использовались в хозяйственной деятельности в облагаемых операциях.

Примечания:

1. Под термином «товар» подразумеваются не только ТМЦ, предназначенные для перепродажи, но и все прочие, относящиеся к категории запасов (сырье и материалы, готовая продукция и т.д.). При этом следует иметь в виду то обстоятельство, что стоимость приобретенных услуг может быть включена в стоимость готовой продукции либо незавершенного производства.

2. Поскольку в ст.184.7 говорится не только о товарных остатках (сюда включаются затраты, которые сформировали налоговый кредит), в стоимость остатков необходимо включать и дебиторскую задолженность за оплаченные, но не полученные товары (если такие эти затраты формировали налоговый кредит).

3. Если плательщик ранее использовал кассовый метод уплаты НДС, то при аннулировании Свидетельства он теряет на это право.

Механизм взаиморасчетов с бюджетом по итогам последнего налогового периода

Последний налоговый период (ст.184.6 НКУ) – это период времени, который:

1. Начинается: в следующий день после предыдущего налогового периода.
2. Заканчивается: в день аннулирования регистрации.

Взаиморасчеты с бюджетом по итогам последнего налогового периода производятся в соответствии с положениями ст.184.8 НКУ:

1. Если плательщик ранее подавал заявление о возмещении НДС из бюджета, обязательства последнего налогового периода уменьшают сумму такого возмещения.
2. Плательщик обязан рассчитаться с бюджетом по обязательствам, которые возникли до последнего налогового периода, даже если срок их уплаты приходится на период, в котором свидетельство будет уже ликвидировано.
3. Если в последнем налоговом периоде плательщик получил право на налоговое возмещение из бюджета, это право сохраняется за ним даже после ликвидации Свидетельства.

Судьба остатков средств на счетах электронного администрирования

После аннулирования регистрации электронный счет плательщика подлежит закрытию. Свободный же остаток денежных средств на таком счете подлежит перечислению в бюджет (НКУ, ст.2001.8).

Подобная ситуация вызвала шквал вопросов и недоумения со стороны плательщиков: ведь речь идет об их собственных средствах. Пока что фискалы в своих разъяснениях лишь ограничились цитированием норм Порядка 569 (от 16.10.14): мол, ошибочно (излишне) уплаченные суммы подлежат возврату в соответствии нормам ст.43 НКУ, а сами счета - закрытию.

Проблема в том, что остаток средств на электронном счете относится к категории излишне уплаченных средств (ст.14.1.182 НКУ), а в действующем законодательстве (ст.43.4 НКУ) предусмотрен их возврат исключительно на счета в системе электронного администрирования.

Таким образом, получается, что государство попросту конфискует у плательщиков эти средства.

На что следует обратить внимание:

  • После того, как свидетельство аннулировано, плательщик не может проводить регистрацию налоговых накладных в ЕРНН, несмотря на то обстоятельство, что с даты их составления прошло менее 15-ти дней. Вместе с тем, штрафные санкции к такому плательщику могут быть применены на основании с.120.1 НКУ в общем порядке.
  • При ликвидации Свидетельства, связанной с реорганизацией плательщика (преобразование, слияние, выделение, разделение и преобразование юридического лица), налоговые обязательства не начисляются.
  • Осуществление плательщиком финансово-хозяйственной деятельности за пределами места регистрации не может служить основанием для аннулирования Свидетельства.
  • Если плательщик, имея Свидетельство, осуществил поставку товаров, затем Свидетельство было аннулировано, то после повторной регистрации, при возврате товара покупателем, такой плательщик не имеет права на налоговый кредит.



Оценка материала сайта на 4.8 балла из 5.
Количество оценок 1064. Для оценки необходима авторизация. 24.01.2021

Контролирующий налоговый орган аннулирует регистрацию лица в качестве плательщика НДС, подавшего заявление об аннулировании регистрации, если установит, что аннулирование регистрации соответствует одному из оснований, приведенных в п. 184.1 ст. 184 НКУ (п. 184.3 ст. 184 НКУ).

Аннулирование регистрации осуществляется путем исключения плательщика НДС из Реестра плательщиков НДС (п. 5.2 Положения № 1130).

Данные об аннулировании регистрации плательщиков НДС вносятся в реестр плательщиков НДС, который согласно п. 183.13 ст. 183 НКУ ежедневно обнародуется на официальном сайте ГФС (http://sfs.gov.ua/anulir_new).

Основания для аннулирования регистрации в качестве плательщика НДС

Общая стоимость облагаемых НДС поставок за последние 12 календарных месяцев не превышает установленный критерий

Аннулирование регистрации в случае, установленном п.п. 184.1 "а" ст. 184 НКУ, если общая стоимость облагаемых НДС поставок за последние 12 календарных месяцев не превышает 1 000 000 грн. без учета НДС, возможно исключительно по инициативе налогоплательщика на основании его заявления по форме № 3-ПДВ.

При этом аннулирование регистрации может быть инициировано после истечения 12 календарных месяцев регистрации лица в качестве плательщика НДС, начиная со следующего дня после дня, который соответствует числу и месяцу регистрации лица плательщиком НДС. То есть до истечения срока в 12 месяцев лицо не может отменить регистрацию на этом основании (см. также письма ГФС от 30.12.2016 г. № 28690/6/99-99-15-03-02-15 и от 17.08.2015 г. № 17440/6/99-99-19-03-02-15).

Общая стоимость налогооблагаемых товаров/услуг за последние 12 календарных месяцев определяется по данным налоговых деклараций за последние 12 текущих календарных месяцев, которые были представлены налогоплательщиков в контролирующий орган (п. 5.2 Положения № 1130).

Принятие решения о прекращении (ликвидации, реорганизации) налогоплательщика

В случае принятия лицом, зарегистрированным плательщиком НДС, решения о прекращении и утверждении ликвидационного баланса, передаточного акта или распределительного баланса при условии уплаты суммы налоговых обязательств (п.п. 184.1 "б" ст. 184 НКУ), аннулирование регистрации плательщиком НДС может осуществляться как по инициативе самого налогоплательщика, так и по инициативе налогового органа.

Аннулирование регистрации на вышеуказанном основании может быть инициировано плательщиком НДС - юридическим лицом согласно п. 5.2 Положения № 1130 после составления комиссией по прекращению (комиссией по реорганизации, ликвидационной комиссией) или ликвидатором ликвидационного баланса, передаточного акта или распределительного баланса в случае реорганизации плательщика НДС в соответствии с законодательством путем присоединения, слияния, разделения и преобразования (если датой государственной регистрации юридического лица, образованного в результате преобразования, является дата завершения преобразования).

Аннулирование регистрации в данном случае может быть инициировано и налоговым органом. Основанием для этого согласно п.п. 1 п. 5.5 Положения № 1130 могут быть утвержденный ликвидационный баланс, передаточный акт, распределительный баланс или документальное подтверждение факта утверждения этих документов (для плательщиков НДС - юридических лиц) и сведения (документы), которыми подтверждается наличие в ЕГР записи о принятии решения о прекращении юридического лица, или копия такого решения (для юридических лиц, сведения о которых не включаются в ЕГР), заявление или уведомление плательщика НДС, уполномоченного органа или лица о принятии решения о прекращении плательщика НДС (для постоянных представительств нерезидентов, договоров о совместной деятельности, договоров управления имуществом, соглашений о распределении продукции), сведения (документы), которыми подтверждается наличие в ЕГР записи о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом - предпринимателем (для физических лиц - предпринимателей).

НКУ предусматривает уплату НДС только для налогоплательщиков 3 группы при уплате налога по ставке 3 % (п. 293.3 ст. 293 НКУ). Остальные группы не предусматривают уплату НДС. То есть при переходе на другую ставку налогообложения, не предусматривающую уплату НДС, регистрация такого налогоплательщика в качестве плательщика НДС аннулируется на основании п. 184.1 "в" ст. 184 НКУ.

Так, согласно п.п. 2 п. 5.5 Положения № 1130 аннулирование регистрации плательщика НДС в случае, установленном п.п. 184.1 "в" ст. 184 НКУ, при его регистрации плательщиком единого налога, уплата которого не предусматривает уплату НДС, осуществляется на основании заявления о регистрации плательщиком единого налога субъекта хозяйствования, который соответствует любому из условий:

  • является плательщиком единого налога по фиксированной ставке в соответствии с п. 293.2 ст. 293 НКУ;
  • является плательщиком единого налога по ставке, которая не предусматривает уплату НДС в соответствии с п.п. 2 п. 293.3 ст. 293 НКУ, и не переходит в установленном НКУ порядке на уплату единого налога по ставке, предусматривающей уплату НДС;
  • является физическим лицом - предпринимателем, осуществляющим деятельность по производству, поставке, продажи (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней и для которой ставка единого налога должна соответствовать абзацу четвертому п. 293.3 ст. 293 НКУ;
  • является плательщиком единого налога 3 группы и в соответствии с п.п. 298.1.5 п. 298.1 ст. 298 ПКУ самостоятельно переходит на уплату единого налога, установленного для 1 или 2 группы, либо избирает ставку единого налога, установленную для 3 группы, которая не предусматривает уплату НДС (включает НДС в состав единого налога).

Если на основании заявления субъекта хозяйствования, зарегистрированного в качестве плательщика НДС, контролирующим органом принято решение о том, что лицо с определенного отчетного периода переходит на упрощенную систему налогообложения с применением ставки единого налога, не предусматривающей уплату НДС, то после внесения соответствующей записи в Реестр плательщиков единого налога проводится исключение контролирующим органом такого субъекта из Реестра плательщиков НДС на основании поданного им заявления об аннулировании регистрации последним днем отчетного периода, который предшествует переходу налогоплательщика на избранные им условия уплаты единого налога при применении упрощенной системы налогообложения. Налоговый орган исключает субъекта хозяйствования из реестра без подачи таким субъектом заявления об аннулировании регистрации в случае, если в заявлении о применении упрощенной системы налогообложения таким субъектом сделана соответствующая отметка (п. 5.4 Положения № 1130).

Непредставление отчетности по НДС

Аннулирование регистрации на основании, предусмотренном п.п. 184.1 "г" ст. 184 НКУ, в случае непредставления в течение 12 последовательных месяцев отчетности по НДС (или при представлении деклараций, свидетельствующих об отсутствии поставок/приобретения товаров, осуществляемых с целью формирования налогового обязательства или налогового кредита) осуществляется на основании соответствующей справки (п.п. 3 п. 5.5 Положения № 1130), а именно:

  • справки о непредставлении плательщиком НДС контролирующему органу декларации по НДС в течение 12 последовательных налоговых месяцев;
  • и/или реестра (перечня) налоговых деклараций (налоговых расчетов) лица за 12 последовательных налоговых месяцев, свидетельствующих об отсутствии поставок/приобретения товаров, осуществленных с целью формирования налогового обязательства или налогового кредита в таких декларациях (налоговых расчетах). В реестре (перечне) указываются данные о регистрации лица в качестве плательщика НДС и по каждой декларации (налоговому расчету) - налоговый период, дата поступления декларации (налогового расчета) в контролирующий орган, общие объемы поставок/приобретения товаров, осуществленных с целью формирования налогового обязательства или налогового кредита отчетного периода, указанные в соответствующих строках и колонках налоговой декларации (налогового расчета).

При этом согласно п. 5.2 Положения № 1130 срок в 12 месяцев определяется с учетом следующего:

  • не учитывается месяц, в котором осуществлена регистрация лица в качестве плательщика НДС, если лицо зарегистрировано как плательщик НДС не с первого дня календарного месяца, а с другого дня;
  • учитываются последние 12 последовательных налоговых месяцев, за которые представлены налоговые декларации (в случае представления деклараций) или истек срок представления налоговых деклараций (в случае непредставления деклараций) дополучения или составления налоговым органом справки, являющейся основанием для аннулирования регистрации.

Следует учитывать, что налоговый орган не имеет права инициировать аннулирование регистрации, если за последние 12 месяцев налогоплательщиком декларировался только налоговый кредит (без налоговых обязательств). На это указывают ГУ ГФС в г. Киеве в письме от 13.01.2017 г. № 635/10/26-15-12-01-18, а также ВАСУ в информационном письме от 27.10.2011 г. № 1902/11/13-11.

Дополнительно отметим, что в соответствии с п.п. 337.3 ст. 337 НКУ, если инвестор (его постоянное представительство), являющийся плательщиком НДС, представляет в налоговый орган декларации по НДС, свидетельствующие об отсутствии облагаемых НДС поставок/приобретения в течение 12 последовательных налоговых месяцев, то его регистрация в качестве плательщика НДС не подлежит аннулированию (п. 5.13 Положения № 1130).

Признание учредительных документов недействительными

Если учредительные документы лица, зарегистрированного в качестве плательщика НДС, признаны решением суда недействительными, то аннулирование регистрации осуществляется согласно п.п. 184.1 "ґ" ст. 184 НКУ на основании соответствующего судебного решения (п.п. 4 п. 5.5 Положения № 1130).

Дополнительно отметим, что признание недействительными учредительных документов юридического лица не приводит к недействительности всех сделок, заключенных с момента государственной регистрации такого лица до момента исключения его из государственного реестра, и не лишает правового значения выданных по соответствующим хозяйственным операциям налоговых накладных (см. письмо ГНАУ от 10.03.2009 г. № 10-3018/740 и постановление ВСУ от 13.01.2009 г. по делу № 21-1578).

Ликвидация юридического лица - банкрота

При вынесении хозяйственным судом решения о ликвидации юридического лица - банкрота аннулирование регистрации осуществляется в соответствии с п.п. 184.1 "д" ст. 184 НКУ на основании соответствующего решения суда, сведений из ЕГР о внесении в реестр записи о прекращении банкрота (п.п. 5 п. 5.5 Положения № 1130).

Судебное решение о ликвидации налогоплательщика, освобождении от уплаты НДС и аннулировании налоговой регистрации

Если налогоплательщик ликвидируется по решению суда (физическое лицо лишено статуса субъекта хозяйствования) или лицо освобождено от уплаты налога либо его налоговая регистрация аннулирована (отменена, признана недействительной) по решению суда, то в этом случае аннулирование регистрации плательщика НДС осуществляется согласно п.п. 184.1 "е" ст. 184 НКУ на основании судебного решения:

  • о прекращении юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя, не связанном с банкротством, сведений с ЕГР о внесении записи относительно такого решения (п.п. 6 п. 5.5 Положения № 1130);
  • об аннулировании (отмене, признании недействительной) налоговой регистрации, об освобождении от уплаты НДС (п.п. 7 п. 5.5 Положения № 1130);
  • об отмене (признании недействительной) государственной регистрации юридического лица в случаях, предусмотренных законом, если такое решение принято судом до 1 июля 2004 года, кроме судебного решения о признании юридического лица банкротом, сведений из ЕГР о начале процесса проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица путем ее ликвидации или прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя (п.п. 8 п. 5.5 Положения № 1130).

Физическое лицо, зарегистрированное в качестве плательщика НДС, умерло (признано умершим, недееспособным)

Если физическое лицо, зарегистрированное в качестве плательщика НДС, умерло, объявлено умершим, признано недееспособным или безвестно отсутствующим либо если ограничена его гражданская дееспособность, то аннулирование регистрации плательщика НДС осуществляется в соответствии с п.п. 184.1 "є" ст. 184 НКУ на основании:

  • информации органов государственной регистрации актов гражданского состояния о смерти физического лица, сведений из ЕГР о смерти физического лица - предпринимателя (п.п. 9 п. 5.5 Положения № 1130);
  • судебного решения об объявлении физического лица - предпринимателя умершим, о признании физического лица - предпринимателе безвестно отсутствующим, о признании физического лица - предпринимателя недееспособным или об ограничении его гражданской дееспособности, сведений из ЕГР о таком решении (п.п. 10 п. 5.5 Положения № 1130).

Дополнительно отметим, что исключение плательщика из реестра плательщиков НДС (в связи со смертью) не приводит к недействительности соглашений, заключенных с момента регистрации такого лица до момента исключения его из реестра, и не лишает правового значения налоговые накладные, выданные в соответствии с этими хозяйственными операциями. То есть выданные указанным плательщиком налоговые накладные до момента его исключения из реестра являются основанием для отражения сумм НДС в составе налогового кредита при условии соблюдения требований действующего законодательства относительно легитимности хозяйственных правоотношений между субъектами хозяйствования (см. также письма ГНСУ от 10.04.2012 г. № 6318/6/15-3415-23, № 10396/7/15-3417-23).

Прекращено действие договора о совместной деятельности, договора управления имуществом, соглашения о распределении продукции

При прекращении действия договора о совместной деятельности (договора управления имуществом или соглашения о распределении продукции) либо истечении срока, на который было образовано лицо, зарегистрированное в качестве плательщика НДС, регистрация аннулируется в соответствии с п.п. 184.1 "з" ст. 184 НКУ на основании документа, подтверждающего:

  • прекращение действия договора о совместной деятельности, договора управления имуществом, соглашения о распределении продукции (п.п. 11 п. 5.5 Положения № 1130);
  • окончание срока, на который образовано лицо, зарегистрированное как плательщик НДС (п.п. 12 п. 5.5 Положения № 1130).

Читайте также: