Штраф за неуведомление о невозможности удержать ндфл

Опубликовано: 17.04.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 июня 2017 г. N 307-КГ16-19781

История рассмотрения дела

Резолютивная часть определения объявлена 14.06.2017.

Полный текст определения изготовлен 16.06.2017.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Завьяловой Т.В.

судей Антоновой М.К., Павловой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе публичного акционерного общества "Мурманский траловый флот" на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.10.2016 по делу N А42-7562/2015 Арбитражного суда Мурманской области

по заявлению публичного акционерного общества "Мурманский траловый флот" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области о признании не действительным в части решения от 24.02.2015 N 4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В заседании приняли участие представители:

от публичного акционерного общества "Мурманский траловый флот" - Храменок А.Г.;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области - Катронова И.Н., Матвиенко А.А., Черненко Н.В.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Завьяловой Т.В., выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

по результатам выездной налоговой проверки, проведенной в отношении публичного акционерного общества "Мурманский траловый флот" (далее - общество) за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - инспекция, налоговый орган) составлен акт от 12.01.2015 и принято решение от 24.02.2015 N 4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с указанными актом и решением обществу доначислено 28 278 649 рублей налога на прибыль, начислены 6 082 002 рублей 94 копеек пеней за нарушение срока уплаты данного налога и штрафы, предусмотренные пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), в общем размере 4 891 141 рублей. Обществу также предложено удержать и перечислить в бюджет 368 838 рублей неудержанного налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) или письменно сообщить налоговому органу о невозможности удержать налог.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 08.06.2015 N 171 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.

Считая свои права нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения налогового органа.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 04.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2016 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в признании недействительным решения налогового органа по эпизоду, связанному с предложением удержать 368 838 рублей НДФЛ; в указанной части заявленные обществом требования удовлетворены. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 27.10.2016 постановление суда апелляционной инстанции в части удовлетворения требования общества по эпизоду, связанному с доначислением 368 838 рублей НДФЛ, отменил, в данной части оставил без изменения решение суда первой инстанции.

Судебные акты нижестоящих судов в части отказа обществу в удовлетворении заявленных требований по эпизоду, связанному с доначислением налога на прибыль, пени и штрафа в связи с включением налогоплательщиком в состав косвенных расходов затрат на содержание транспортных судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, отменены; дело в данной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.

В остальной части принятые по делу судебные акты оставлены арбитражным судом округа без изменения.

В кассационной жалобе, направленной в Верховный Суд Российской Федерации, общество ставит вопрос об отмене принятого по делу судебного акта Арбитражного суда Северо-Западного округа в части признания законным предложения налогового органа удержать 368 838 рублей НДФЛ, ссылаясь на существенные нарушения судом норм материального права, а также нарушение единообразия в применении правовых норм. В данной части, по мнению налогоплательщика, надлежит оставить в силе постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2016, принятое по настоящему делу. В остальной части постановление суда округа обществом не обжалуется.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Завьяловой Т.В. от 02.05.2017 кассационная жалоба общества вместе с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, Судебная коллегия считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а обжалуемый судебный акт - отмене в оспариваемой обществом части.

Основанием для вынесения решения налогового органа от 24.02.2015 N 4 по эпизоду, связанному с уплатой НДФЛ, послужил вывод инспекции о неудержании и неперечислении обществом в бюджет 368 838 рублей налога с единовременных выплат, произведенных в пользу работников Николаева А.Б., Шульги Т.Б., Егоровой А.Е. и Штепа Н.И. при их увольнении по основанию, предусмотренному статьей 78 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), т.е. при расторжении трудовых договоров по соглашению сторон.

По мнению налогового органа, у работодателя отсутствует законодательно установленная обязанность по выплате указанным работникам единовременной денежной компенсации при увольнении по соглашению сторон, в связи с чем положения пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса в отношении выплаченных сумм не применяются и они подлежат обложению НДФЛ.

Суд первой инстанции признал выводы налогового органа правомерными, в связи с чем отказал в удовлетворении требований общества в части рассматриваемого эпизода.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд не согласился с указанной позицией суда и исходил из того, что трудовое законодательство не содержит запрета на установление непосредственно в трудовом или коллективном договоре размера и условий для выплаты выходного пособия. Поскольку федеральный законодатель определил перечень доходов, подлежащих освобождению от обложения НДФЛ, распространив льготу на компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, положения пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса применяются независимо от основания увольнения и должности, занимаемой работником. Следовательно, по мнению арбитражного апелляционного суда, общество обоснованно не включило спорные компенсационные суммы в налоговую базу при исчислении НДФЛ за уволенных работников.

Суд кассационной инстанции, отменяя постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, признал правильными выводы суда первой инстанции и дополнительно отметил, что пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса предусматривает возможность освобождения от налогообложения только тех компенсационных выплат, которые установлены действующим законодательством, не упоминая при этом выплаты, установленные трудовыми и коллективными договорами. Денежные компенсации, выплаченные обществом при увольнении работников в соответствии с условиями соглашений о расторжении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам), не являются законодательно установленными выходными пособиями и, следовательно, не освобождаются от налогообложения. Формируя свои выводы, суд округа сослался на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25.02.2016 N 388-О.

Между тем, по мнению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, судами первой и кассационной инстанции не учтено следующее.

Положения Налогового кодекса подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами законодательства о налогах и сборах, закрепленными в статье 3 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, в налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Налогоплательщики, особенно если это плательщики НДФЛ, при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения: обеспечение неформального равенства граждан требует учета фактической способности гражданина (в зависимости от его заработка, дохода) к уплате публично-правовых обязательных платежей в соответствующем размере (постановления от 30.11.2016 N 27-П , от 13.03.2008 N 5-П и от 24.02.1998 N 7-П ).

Поэтому толкование норм главы 23 Налогового кодекса не должно приводить к возложению произвольного налогового бремени на физических лиц, которые относятся к одной категории налогоплательщиков, в том числе, с учетом их равной фактической способности к уплате налога при получении соответствующего дохода.

На основании пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса от взимания НДФЛ освобождаются все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Выходные пособия как отдельный вид компенсаций в сфере труда установлены законодательством ( статья 178 Трудового кодекса) и выполняют социальную функцию защиты работника от временной потери дохода при увольнении.

В статье 178 Трудового кодекса законодатель предусмотрел ряд случаев выплаты выходного пособия, например, при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации, отказе работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего эту работу и, одновременно, допустил возможность предусмотреть в трудовом договоре или коллективном договоре другие случаи выплаты данной компенсации.

При этом договорное регулирование трудовых отношений в силу взаимосвязанных положений статей 2 , 5 , 9 , 23 и 40 Трудового кодекса носит субсидиарный и сочетаемый характер по отношению к трудовому законодательству и призвано обеспечить более широкий объем прав работников и предоставляемых им гарантий на основе социального партнерства в сфере труда, т.е. в рамках взаимного согласования интересов работников и работодателей.

Принимая во внимание такую роль договорного регулирования трудовых отношений, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации полагает, что допуская возможность конкретизации случаев выплаты выходных пособий и их размеров в договорном порядке, законодатель не преследовал цель дифференциации прав и объема гарантий работникам в зависимости от основания их увольнения и оснований выплаты выходного пособия, а напротив, исходил из необходимости защиты работников от временной потери дохода в возможно большем числе случаев, что включает в себя освобождение рассматриваемого вида компенсационных выплат от налогообложения.

Необходимость указанной защиты не исключается при использовании основания прекращения трудовых отношений, предусмотренного статьей 78 Трудового кодекса (расторжение трудового договора по соглашению сторон), предполагающего волеизъявление работодателя на увольнение работника и, как правило, оставляющего за увольняемым лицом ограниченную возможность согласования условий расторжения трудового договора.

Следовательно, определение конкретных случаев выплаты выходного пособия в результате соглашения, достигнутого между работодателем и работником, не исключает эти компенсационные выплаты из сферы законодательного установления и, с учетом положений пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса , не означает, что на данные компенсации не распространяется освобождение от налогообложения, предусмотренное пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса для такой категории налогоплательщиков, как увольняемые работники.

При этом мерой защиты публичных интересов при предоставлении работнику выходного пособия в размере, который несовместим с компенсационным характером данной выплаты, является установленное в пункте 3 статьи 217 Налогового кодекса ограничение освобождения данного дохода от налогообложения 3-кратным (6-кратным для отдельных случаев) заработком.

Аналогичная позиция о том, что выходное пособие, выплачиваемое работнику при расторжении трудового договора по соглашению сторон, следует рассматривать в качестве компенсационной выплаты при увольнении, установленной законодательством Российской Федерации, ранее уже высказывалась Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 20.12.2016 N 304-КГ16-12189 при решении сходного вопроса о взимании обязательных страховых взносов.

Выводы арбитражных судов первой и кассационной инстанции по настоящему делу также сделаны без учета подхода к истолкованию пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса , выраженного в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 N 6341/11.

Таким образом, поскольку выплаченные обществом компенсации связаны с увольнением работников, установлены трудовым законодательством и определены в договорном порядке в соответствии со статьей 178 Трудового кодекса, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при выплате этого вида дохода работникам общество правомерно не удерживало налог на основании пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса .

В связи с этим постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене в обжалуемой части на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятое с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, а постановление суда апелляционной инстанции в оспариваемой части - оставлению в силе.

Руководствуясь статьями 176 , 291.11 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.10.2016 по делу N А42-7562/2015 Арбитражного суда Мурманской области по эпизоду, связанному с предложением публичному акционерному обществу "Мурманский траловый флот" удержать 368 838 рублей налога на доходы физических лиц, отменить.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2016 в указанной части оставить в силе.

В остальной части принятые по делу судебные акты оставить без изменения.

Организация обязана удерживать НДФЛ с выплат, в отношении которых она является налоговым агентом (п. 1 и 2 ст. 226, ст. 226.1 НК РФ). Однако возможность удержать НДФЛ у налогового агента есть не всегда.

Например, возможность удержания ограничивается, если сотрудник получил материальную выгоду, доход в натуральной форме или стал нерезидентом (НДФЛ в этом случае нужно пересчитать по ставке 30 процентов). Если сотрудник не получал других доходов в денежной форме или уволился сразу после этих событий, возможность удержания НДФЛ организацией – источником дохода исключается совсем. Об этом сказано в письме Минфина России от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74. Такая же ситуация возникает, если доход в натуральной форме получил человек, не являющийся сотрудником организации (например, покупатель).

Если после выплаты доходов, с которых налог не удерживался, сотрудник получает другие доходы в денежной форме, у налогового агента появляется возможность удержать НДФЛ, не удержанный ранее. В таком случае он обязан произвести удержание налога со всей суммы доходов, в том числе и с доходов, выплаченных ранее (письма Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337 и от 17 ноября 2010 г. № 03-04-08/8-258, ФНС России от 1 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18519). При этом налоговый агент должен учитывать, что удерживать НДФЛ в размере более 50 процентов от суммы выплаты в денежной форме он не вправе (абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении выплаты премии в натуральной форме (НДФЛ удержать невозможно)

В декабре 2015 года организация выдала экономисту А.С. Кондратьеву премию по итогам работы за год. Премия выдана на основании приказа руководителя организации. В качестве премии сотруднику передан автомобиль.

Детей у Кондратьева нет, поэтому стандартные налоговые вычеты ему не предоставляются.

За декабрь сотруднику начислено 630 000 руб., из них:

  • 30 000 руб. – оплата по окладу;
  • 600 000 руб. – премия, выданная в натуральной форме.

НДФЛ, рассчитанный с дохода сотрудника за декабрь, составил:
630 000 руб. × 13% = 81 900 руб.

Начисления сотруднику в денежной форме составили 30 000 руб. Бухгалтер организации рассчитал максимальную сумму НДФЛ, которую можно удержать с дохода сотрудника:
30 000 руб. × 50% = 15 000 руб.

Неудержанная сумма налога составила 66 900 руб. (81 900 руб. – 15 000 руб.). Уведомить о невозможности удержать НДФЛ в 2015 году налоговый агент обязан не позднее 1 марта 2016 года (п. 5 ст. 226 НК РФ, письмо ФНС России от 19 октября 2015 г. № БС-4-11/18217). В установленный срок организация направила в налоговую инспекцию соответствующее сообщение и уведомила об этом самого Кондратьева. В этот же день бухгалтер организации сделал в учете сторнировочную запись по начислению НДФЛ на сумму 66 900 руб. (81 900 руб. – 15 000 руб.).

Информирование налоговой инспекции

О выплаченных доходах, из которых налоговый агент не удержал (не может удержать) НДФЛ, следует сообщить в налоговую инспекцию. Срок подачи сообщений – не позднее 1 марта после окончания года, в котором доходы были выплачены. Этот срок распространяется и на сообщения о невозможности удержать НДФЛ из доходов, выплаченных в 2015 году.

Помимо налоговой инспекции, о невозможности удержания НДФЛ нужно уведомить и самого налогоплательщика, получившего доход.

Такой порядок следует из положений пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337, ФНС России от 19 октября 2015 г. № БС-4-11/18217.

Внимание: несообщение налоговой инспекции о невозможности удержать НДФЛ является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Размер штрафа составит:

Кроме того, если в ходе выездной налоговой проверки будет обнаружено, что организация не сообщила в налоговую инспекцию о доходах, с которых не был удержан НДФЛ, помимо штрафных санкций, проверяющие могут начислить пени (письмо ФНС России от 22 ноября 2013 г. № БС-4-11/20951).

Совет: Начисление пеней в тех случаях, когда организация не могла удержать НДФЛ, но не направила в инспекцию соответствующее уведомление, можно оспорить в суде.

Если налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ, основания для начисления пеней отсутствуют в принципе. Такой вывод содержится в определении Верховного суда РФ от 19 марта 2015 г. № 304-КГ14-4815. Этот вывод соответствует пункту 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому начисление пеней налоговому агенту возможно, если НДФЛ был удержан, но не перечислен в бюджет. ФНС России разделяет такую позицию, но предупреждает, что пени не начисляются, если налоговый агент уведомил инспекцию о невозможности удержать налог (письмо от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692). На самом деле пени не могут быть взысканы, даже если такого уведомления налоговый агент не направлял. Ведь пени – это санкция за несвоевременную уплату налога, а не за то, что налоговый агент не исполнил свою обязанность по информированию инспекции (п. 1 ст. 75 НК РФ). Следовательно, пени в таком случае начисляться не должны – применяется только ответственность по статье 126 Налогового кодекса РФ. Все же ознакомьтесь, к ак заполнить справку 2-НДФЛ, если налог удержан, но не перечислен.

Особый порядок предусмотрен для подачи сообщений о невозможности удержать НДФЛ по операциям с ценными бумагами. Срок подачи таких сообщений зависит от того, что произошло раньше:

– истек месяц со дня окончания налогового периода, в котором не был удержан налог;

– истек срок действия последнего договора между человеком и налоговым агентом, в рамках которого был начислен НДФЛ.

Об этом сказано в пункте 14 статьи 226.1 Налогового кодекса РФ.

Сообщения о невозможности удержать налог подавайте на бланках по форме 2-НДФЛ (п. 2 приказа ФНС России от 30 октября 2015 г. № ММВ-7-11/485) с указанием в поле «Признак» цифры 2. Передавать эти сообщения нужно в том же порядке, что и сведения о выплаченных доходах (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ММВ-7-3/576).

После того как налоговый агент известил налоговую инспекцию и налогоплательщика о невозможности удержать НДФЛ, удерживать недостающую сумму налога он не должен. Даже если потом у него появится такая возможность. Если уведомление подано своевременно, то пени на сумму неудержанного НДФЛ налоговому агенту не начисляются. Погасить задолженность человек должен будет самостоятельно не позднее 15 июля. Это следует из положений пункта 4 статьи 228 Налогового кодекса РФ, пункта 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 и подтверждается письмами Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337, от 17 ноября 2010 г. № 03-04-08/8-258, от 9 февраля 2010 г. № 03-04-06/10-12 и ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.

Ситуация: обязана ли организация уведомлять сотрудника о необходимости самостоятельно заплатить НДФЛ, если он уже был извещен о невозможности удержать налог с его доходов?

Нет, не обязана. Но по собственной инициативе организация может довести до сотрудника такую информацию.

О том, что налоговый агент не может удержать НДФЛ с выплаченных доходов, он обязан известить налоговую инспекцию и самого налогоплательщика. Сообщения о невозможности удержать налог подают на бланках по форме 2-НДФЛ с указанием в поле «Признак» цифры 2. Об этом сказано в пункте 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Отдельной типовой формы сообщения сотруднику о невозможности удержания НДФЛ нет. Более того, статья 226 Налогового кодекса РФ не содержит положений, которые обязывали бы организацию письменно информировать сотрудника о причинах невозможности удержания НДФЛ и его обязанности уплатить налог самостоятельно. Однако в добровольном порядке организация может передать сотруднику эту информацию в форме сообщения, уведомления или пояснительной записки к форме 2-НДФЛ.

Ситуация: нужно ли повторно подавать форму 2-НДФЛ по окончании года, если ранее налоговый агент известил инспекцию о невозможности удержать НДФЛ с выплаченных доходов? Дополнительные доходы в течение года человеку не выплачивались.

Представление сведений о невозможности удержать с гражданина НДФЛ в течение года не освобождает налогового агента от обязанности подавать справки по форме 2-НДФЛ по окончании налогового периода (п. 2 ст. 230 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 декабря 2011 г. № 03-04-06/6-363, ФНС России от 29 октября 2008 г. № 3-5-04/652 и от 18 сентября 2008 г. № 3-5-03/513. При этом суммы доходов и исчисленного налога (в т. ч. числе неудержанного), которые ранее были отражены в справке 2-НДФЛ с признаком 2, указываются в годовых справках с признаком 1 (письмо Минфина России от 27 октября 2011 г. № 03-04-06/8-290).

Совет: есть основания, освобождающие налоговых агентов от повторной подачи справок 2-НДФЛ в отношении доходов, с которых невозможно удержать налог. Они заключаются в следующем.

Если организация информировала налоговую инспекцию о доходах человека, с которых невозможно удержать налог, и если до конца года никаких дополнительных доходов этому человеку организация не выплачивала, направлять в инспекцию повторную справку 2-НДФЛ не нужно. Наличие различных признаков для классификации одних и тех же доходов не влияет на состав сведений, отраженных в первоначальной справке. Сдав справку 2-НДФЛ с признаком 2, налоговый агент исполнил требования, установленные пунктом 5 статьи 226 и пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса РФ. Дублировать те же самые сведения в справке 2-НДФЛ с признаком 1 организация не должна: повторное исполнение одних и тех же обязанностей налоговым законодательством не предусмотрено. Поэтому штрафные санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации применяться не должны.

Скорее всего, налоговая инспекция не согласится с подобной трактовкой законодательства. Тогда отказ от повторной подачи сообщений о невозможности удержать НДФЛ налоговому агенту придется отстаивать в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 8 сентября 2015 г. № Ф09-5794/15, ФАС Уральского округа от 24 сентября 2013 г. № Ф09-9209/13).

Пример уведомления налоговой инспекции о том, что организация не может удержать НДФЛ из доходов сотрудников, ставших нерезидентами

Гражданин Молдавии А.С. Кондратьев работает в организации по трудовому договору с января 2014 года. В период с января по июль и с ноября по декабрь 2014 года Кондратьев проживал в России.

По состоянию на 1 января 2015 года Кондратьев признается резидентом.

Организация ежемесячно начисляет Кондратьеву зарплату в сумме 10 000 руб.

С января по март 2015 года (включительно) сотрудник находился в загранкомандировке.

За период с января по июнь Кондратьеву была начислена зарплата в сумме 60 000 руб. Других доходов, облагаемых НДФЛ, Кондратьев не получал.

Детей у Кондратьева нет, поэтому стандартные налоговые вычеты ему не предоставляются.

Сумма НДФЛ, удержанная и перечисленная в бюджет, составила 7800 руб. (60 000 руб. × 13%).

С 1 по 4 июля 2015 года сотрудник находился в отпуске за рубежом.

30 июля 2015 года сотрудник уволился по собственному желанию.

По состоянию на 30 июля 2015 года Кондратьев утратил статус налогового резидента (в течение предыдущих 12 следующих подряд месяцев он находился в России менее 183 календарных дней).

В связи с изменением налогового статуса Кондратьева ранее рассчитанный НДФЛ бухгалтер пересчитал по ставке 30 процентов.

В июле Кондратьеву начислили зарплату в сумме 10 000 руб.

Рассчитанная сумма НДФЛ к удержанию за июль составила:
(60 000 руб. + 10 000 руб.) × 30% – 7800 руб. = 13 200 руб.

Удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов от суммы выплаты в денежной форме (абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ). Поэтому максимальная сумма НДФЛ, которую организация может удержать из доходов Кондратьева за июль 2015 года, составляет 5000 руб. (10 000 руб. × 50%).

Неудержанная сумма налога составила 8200 руб. (13 200 руб. – 5000 руб.). В соответствии с пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ 1 марта 2016 года организация направила в налоговую инспекцию сообщение о невозможности удержания налога с Кондратьева и уведомила об этом самого Кондратьева.

Ситуация: нужно ли подавать в налоговую инспекцию сведения о невозможности удержать НДФЛ с доходов физлица, у которого купили автомобиль ?

Подавать сведения по форме 2-НДФЛ требуется, только если обязанность удерживать НДФЛ в принципе есть и исполнить ее не удается. В рассматриваемом же случае эти обязанности у покупателя не возникают. НДФЛ с дохода от продажи автомобиля продавец-физлицо должен заплатить самостоятельно.

Организация-покупатель же не обязана рассчитывать, удерживать, перечислять НДФЛ и тем более отчитываться перед налоговой инспекцией об этих суммах. Обязанности налогового агента при покупке имущества у физлиц не возникают. Это прямо следует из пунктов 1 и 2 статьи 226, подпункта 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ.

Разобраться с тем, когда нужно исполнять обязанности налогового агента, помогут рекомендации:

Ситуация: как поступить с суммой НДФЛ, которую невозможно взыскать в связи со смертью сотрудника?

Налоговую инспекцию о невозможности удержания НДФЛ в связи со смертью сотрудника не уведомляйте.

Если до смерти сотрудника НДФЛ с его доходов не был удержан, то после смерти его удерживать не нужно. Смерть сотрудника приводит к прекращению его обязанностей по уплате НДФЛ (п. 3 ст. 44 НК РФ). При подаче сведений о доходах сотрудника по итогам года желательно указать, по какой причине не был удержан НДФЛ. Такие разъяснения дал Минфин России в письме от 18 января 2006 г. № 03-05-01-04/4.

А. К. Попов , эксперт журнала «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение»

Сообщить в налоговый орган о невозможности удержать исчисленную сумму НДФЛ – одна из обязанностей работодателя как налогового агента по НДФЛ. Как исполнить данную обязанность и каковы последствия ее игнорирования, расскажет наш эксперт.

Налоговый агент по НДФЛ и его обязанности

Одной из обязанностей налоговых агентов, предусмотренных п. 5 ст. 226 НК РФ, является письменное сообщение налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать налог. Как отмечено в Письме ФНС РФ от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 , невозможность удержать налог возникает, например, в случае выплаты дохода в натуральной форме или возникновения дохода в виде материальной выгоды.

Не следует путать данную обязанность с обязанностью, предусмотренной п. 2 ст. 230 НК РФ, а именно с обязанностью представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов.

Сообщение о невозможности удержать налог представляется не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, то есть в отношении доходов, выплаченных в 2014 году, – не позднее 31.01.2015. Однако 31.01.2015 приходится на выходной день – субботу, поэтому в соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 02.02.2015.

Сведения в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ представляются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть в отношении доходов, выплаченных в 2014 году, – не позднее 01.04.2015.

Форма сообщения о невозможности удержать НДФЛ

В пункте 5 ст. 226 НК РФ сказано, что форма сообщения о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Пунктом 2 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-3/611@ [1] установлено, что сообщение о невозможности удержать налог и сумме налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ представляется по форме, утвержденной п. 1 данного приказа, то есть по той же форме, по какой представляются сведения согласно п. 2 ст. 230 НК РФ (форме 2-НДФЛ).

Заполняем сообщение о невозможности удержать НДФЛ

Порядок заполнения справок 2-НДФЛ, представляемых в соответствии с п. 5 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК РФ, различается. Приведем особенности, которые следует знать при заполнении справки 2-НДФЛ в силу п. 5 ст. 226 НК РФ.

Раздел справки 2-НДФЛ

Порядок заполнения в случае представления справки в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ

Проставляется цифра 2

Раздел 3 «Доходы, облагаемые по ставке __%»

При заполнении справки с признаком «2» в разд. 3 указывается сумма дохода, с которой не удержан налог налоговым агентом

Раздел 5 «Общие суммы дохода и налога

В пункте 5.1 «Общая сумма дохода» отражается общая сумма дохода по итогам налогового периода без учета нало-

по итогам налогового периода по ставке __%»

говых вычетов. В данном пункте показывается общая сумма доходов, обозначенных в разд. 3 справки. При заполнении справки с признаком «2» в п. 5.1 указывается общая сумма дохода, с которой не удержан налог налоговым агентом, отраженная в разд. 3 справки.

В пункте 5.3 «Сумма налога исчисленная» проставляется общая сумма налога, исчисленного по ставке, указанной в разд. 3 справки, по итогам налогового периода. При заполнении справки с признаком «2» в п. 5.3 указывается общая сумма налога, исчисленная, но не удержанная.

В справке с признаком «2» не заполняются:

– пункт 5.4 «Сумма налога удержанная»;

– пункт 5.5 «Сумма налога перечисленная»;

– пункт 5.6 «Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом».

В пункте 5.7 «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом» указывается исчисленная сумма налога, которую налоговый агент не удержал в отчетном (налоговом) периоде

За период с января по май 2014 года ООО «Восток» выплатило своему работнику зарплату в размере 75 000 руб., с указанного дохода исчислен, удержан и перечислен в бюджет НДФЛ в сумме 9 750 руб. В июне 2014 года работник получил доход в натуральной форме в размере 5 000 руб. Организация исчислила с данного дохода НДФЛ в сумме 650 руб., но не удержала его. Вычеты сотруднику не предоставлялись. Других доходов в 2014 году у работника не было.

Какую отчетность по НДФЛ организация должна представить в налоговый орган?

В рассматриваемом случае организация в отношении данного сотрудника должна сформировать две справки 2-НДФЛ: с признаком «1» (ее нужно представить не позднее 01.04.2015) и признаком «2» (справка представляется не позднее 02.02.2015).

При заполнении справки с признаком «2» в разд. 3 указывается сумма дохода, равная 5 000 руб., а в п. 5.3 разд. 5 справки проставляется исчисленная сумма налога – 650 руб., в п. 5.7 разд. 5 отражается сумма налога, не удержанная налоговым агентом, – 650 руб.

При заполнении справки с признаком «1» в разд. 3 указывается сумма дохода – 80 000 руб., в п. 5.3 – 5.5 разд. 5 справки обозначаются исчисленная сумма налога – 10 400 руб., удержанная и перечисленная сумма налога – 9 750 руб., а в п. 5.7 разд. 5 проставляется сумма налога, не удержанная налоговым агентом, равная 650 руб.

Примеры заполнения справок приведены на стр. 37 – 38.

Сообщение о невозможности удержать НДФЛ и начисление пеней

В Письме ФНС РФ от 22.11.2013 № БС-4-11/20951 рассмотрен вопрос о наступлении для налогового агента финансовых последствий в виде начисления пеней в случае, если сообщение о невозможности удержать НДФЛ не представлено.

Так, специалисты главного налогового ведомства указали, что если налоговый агент в установленном порядке и предусмотренные сроки письменно сообщил налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ в отношении конкретного лица и сумме налога, то пени налоговому агенту не начисляются.

В случае если налоговый агент не утратил возможность удержать НДФЛ с доходов работника, а также письменно не сообщил налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога, пени могут быть начислены налоговому агенту в соответствии со ст. 75 НК РФ в установленном порядке на дату вынесения решения по итогам выездной налоговой проверки и налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога согласно п. 2 ст. 70 НК РФ.

Аналогичная позиция представлена и в более позднем разъяснении ведомства – в Письме от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 .

Также в Письме № СА-4-7/16692 налоговики отметили, что после окончания налогового периода, в котором налоговым агентом выплачивается доход физическому лицу, и письменного сообщения налоговым агентом налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать НДФЛ обязанность по уплате налога возлагается на физическое лицо, а обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога прекращается.

После сообщения налогового агента уплату налога должен произвести сам налогоплательщик при подаче в налоговый орган по месту своего учета декларации по НДФЛ.

Ответственность за непредставление сообщения о невозможности удержать НДФЛ

Непредставление сведений по форме 2-НДФЛ (независимо от основания для их направления) квалифицируется как непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, и согласно п. 1 ст. 126 НК РФ влечет наказание в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Более интересным вопросом в данном случае является ответственность за непредставление сведений с признаком «1» в случае, если данные сведения уже были представлены с признаком «2» и иных сведений о доходах физического лица нет. С учетом порядка заполнения справки 2-НДФЛ в таком случае данные, указываемые в справках, дублируют друг друга.

Для более четкого понимания проблемы приведем ситуацию, рассмотренную в Письме УФНС по г. Москве от 07.03.2014 № 20-15/021334 . Организация, являющаяся налоговым агентом по НДФЛ и не имеющая возможности удержать НДФЛ из выплат в пользу налогоплательщиков, обратилась с вопросом: необходимо ли представлять справки 2-НДФЛ с признаком «1», если за данных физических лиц организация уже представила в налоговый орган справки 2-НДФЛ с признаком «2» и никакой новой информации в справках не будет?

Столичные налоговики ответили: представление справки с признаком «2» не освобождает налогового агента от обязанности представить справку с признаком «1».

Следует отметить, что в данном вопросе налоговики и финансисты непреклонны. Так, Минфин в Письме от 29.12.2011 № 03‑04‑06/6-363 указал, что обязанности налогового агента, предусмотренные ст. 230 НК РФ, возлагаются на организацию независимо от обязанностей, установленных ст. 226 НК РФ.

Таким образом, исполнение организацией обязанности по сообщению о невозможности удержать налог и сумме налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ не освобождает организацию от обязанности представить сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, в том числе если выплату налогоплательщику иных доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, организация не производит .

Данного мнения налоговики придерживаются и в суде. Так, в ответ на заявления налоговых агентов налоговики приводят следующие доводы:

– нормы НК РФ не предусматривают освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физического лица в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании п. 5 ст. 226 НК РФ, поскольку данные нормы предполагают два разных основания для контроля, который осуществляет налоговый орган (Постановление ФАС УО от 10.09.2014 № Ф09-5625/14 );

– налоговый агент, представив в порядке п. 5 ст. 226 НК РФ сведения о невозможности удержания сумм налога, не исполнил предусмотренную п. 2 ст. 230 НК РФ обязанность по представлению в налоговый орган сведений о доходах тех же физических лиц и суммах начисленных, удержанных и перечисленных налогов с данных доходов (справки 2-НДФЛ с признаком «1»), в связи с чем у инспекции не было возможности осуществить мероприятия налогового контроля при отсутствии полной информации о суммах дохода, полученного физическими лицами в соответствующем налоговом периоде (Постановление ФАС УО от 23.05.2014 № Ф09-2820/14 (далее – Постановление № Ф09-2820/14 ));

– сроки представления справок 2-НДФЛ с признаками «1» и «2» различаются (Постановление № Ф09-2820/14 );

– обязанности налогового агента по представлению указанных справок закреплены в различных нормах НК РФ (Постановление № Ф09-2820/14 );

– действующее законодательство не предусматривает освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физического лица в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании п. 5 ст. 226 НК РФ (Постановление № Ф09-2820/14 );

– состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, является формальным (Постановление № Ф09-2820/14 ).

Что же говорят судьи? Чем они мотивируют свои решения? Хорошей новостью для налоговых агентов является наличие положительной арбитражной практики по данному вопросу. При этом судьи указывают, что налоговый агент, представив в инспекцию справку 2-НДФЛ с признаком «2», которая также содержала все необходимые сведения, подлежащие указанию в справке 2-НДФЛ с признаком «1», исполнил обязанности, регламентированные п. 5 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК РФ, в связи с чем удовлетворяют требования налоговых агентов и признают решения инспекции недействительными. К таким выводам пришли арбитры в постановлениях ФАС ВСО от 09.04.2013 № А19-16467/2012 , ФАС УО от 10.09.2014 № Ф09-5625/14 , от 23.05.2014 № Ф09-2820/14 , от 24.09.2013 № Ф09-9209/13 . Кроме того, судьи отмечают, что данное толкование положений п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230, ст. 126 НК РФ согласуется также с требованиями п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Если в отношении каких-либо доходов, выплаченных физическому лицу в 2014 году, у работодателя отсутствует возможность удержать НДФЛ, он, выступая в роли налогового агента, обязан сообщить о данном факте в налоговую инспекцию. Сообщение оформляется в виде справки по форме 2-НДФЛ и представляется в налоговую инспекцию не позднее 02.02.2015. Игнорирование данной обязанности, закрепленной п. 5 ст. 226 НК РФ, влечет для налогового агента различные санкции: начиная с начисления пеней и заканчивая начислением штрафа в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. По мнению Минфина и ФНС, исполнение данной обязанности не освобождает от обязанности по представлению сведений в отношении этих же физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, даже если иных доходов у физического лица нет. Однако судьи придерживаются иного мнения по этому вопросу.

[1] Приказ ФНС РФ от 17.11.2010 №ММВ-7-3/611@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников».

"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 2

Сообщить в налоговый орган о невозможности удержать исчисленную сумму НДФЛ - одна из обязанностей работодателя как налогового агента по НДФЛ. Как исполнить данную обязанность и каковы последствия ее игнорирования, расскажет наш эксперт.

Налоговый агент по НДФЛ и его обязанности

Согласно налоговому законодательству налоговые агенты по НДФЛ - это российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.

Одной из обязанностей налоговых агентов, предусмотренных п. 5 ст. 226 НК РФ, является письменное сообщение налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать налог. Как отмечено в Письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692, невозможность удержать налог возникает, например, в случае выплаты дохода в натуральной форме или возникновения дохода в виде материальной выгоды.

Не следует путать данную обязанность с обязанностью, предусмотренной п. 2 ст. 230 НК РФ, а именно с обязанностью представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов.

Сообщение о невозможности удержать налог представляется не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, то есть в отношении доходов, выплаченных в 2014 г., - не позднее 31.01.2015. Однако 31.01.2015 приходится на выходной день - субботу, поэтому в соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 02.02.2015.

Сведения в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ представляются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть в отношении доходов, выплаченных в 2014 г., - не позднее 01.04.2015.

Форма сообщения о невозможности удержать НДФЛ

В п. 5 ст. 226 НК РФ сказано, что форма сообщения о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Пунктом 2 Приказа ФНС России N ММВ-7-3/611@ установлено, что сообщение о невозможности удержать налог и сумме налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ представляется по форме, утвержденной п. 1 данного Приказа, то есть по той же форме, по какой представляются сведения согласно п. 2 ст. 230 НК РФ (форме 2-НДФЛ).

Заполняем сообщение о невозможности удержать НДФЛ

Порядок заполнения справок 2-НДФЛ, представляемых в соответствии с п. 5 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК РФ, различается. Приведем особенности, которые следует знать при заполнении справки 2-НДФЛ в силу п. 5 ст. 226 НК РФ.

Раздел справки 2-НДФЛ

Порядок заполнения в случае представления справки в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ

Проставляется цифра 2

Разд. 3 "Доходы, облагаемые по ставке __%"

При заполнении справки с признаком "2" в разд. 3 указывается сумма дохода, с которой не удержан налог налоговым агентом

Разд. 5 "общие суммы дохода и налога по итогам налогового периода по ставке __%"

В п. 5.1 "Общая сумма дохода" отражается общая сумма дохода по итогам налогового периода без учета налоговых вычетов. В данном пункте показывается общая сумма доходов, обозначенных в разд. 3 справки. При заполнении справки с признаком "2" в п. 5.1 указывается общая сумма дохода, с которой не удержан налог налоговым агентом, отраженная в разд. 3 справки.

В п. 5.3 "Сумма налога исчисленная" проставляется общая сумма налога, исчисленного по ставке, указанной в разд. 3 справки, по итогам налогового периода. При заполнении справки с признаком "2" в п. 5.3 указывается общая сумма налога, исчисленная, но не удержанная.

В справке с признаком "2" не заполняются:

  • п. 5.4 "Сумма налога удержанная";
  • п. 5.5 "Сумма налога перечисленная";
  • п. 5.6 "Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом".

В п. 5.7 "Сумма налога, не удержанная налоговым агентом" указывается исчисленная сумма налога, которую налоговый агент не удержал в отчетном (налоговом) периоде

Пример. За период с января по май 2014 г. ООО "Восток" выплатило своему работнику зарплату в размере 75 000 руб., с указанного дохода исчислен, удержан и перечислен в бюджет НДФЛ в сумме 9750 руб. В июне 2014 г. работник получил доход в натуральной форме в размере 5000 руб. Организация исчислила с данного дохода НДФЛ в сумме 650 руб., но не удержала его. Вычеты сотруднику не предоставлялись. Других доходов в 2014 г. у работника не было.

Какую отчетность по НДФЛ организация должна представить в налоговый орган?

В рассматриваемом случае организация в отношении данного сотрудника должна сформировать две справки 2-НДФЛ: с признаком "1" (ее нужно представить не позднее 01.04.2015) и признаком "2" (справка представляется не позднее 02.02.2015).

При заполнении справки с признаком "2" в разд. 3 указывается сумма дохода, равная 5000 руб., а в п. 5.3 разд. 5 справки проставляется исчисленная сумма налога - 650 руб., в п. 5.7 разд. 5 отражается сумма налога, не удержанная налоговым агентом, - 650 руб.

При заполнении справки с признаком "1" в разд. 3 указывается сумма дохода - 80 000 руб., в п. п. 5.3 - 5.5 разд. 5 справки обозначаются исчисленная сумма налога - 10 400 руб., удержанная и перечисленная сумма налога - 9750 руб., а в п. 5.7 разд. 5 проставляется сумма налога, не удержанная налоговым агентом, равная 650 руб.

Примеры заполнения справок приведены ниже.

к Приказу ФНС России

от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@

(в ред. Приказов ФНС России

от 06.12.2011 N ММВ-7-3/909@

и от 14.11.2013 N ММВ-7-3/501@)

4.1. Суммы предоставленных налогоплательщику налоговых вычетов

5.1. Общая сумма дохода

5.2. Налоговая база

5.3. Сумма налога исчисленная

5.4. Сумма налога удержанная

5.5. Сумма налога перечисленная

5.6. Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом

5.7. Сумма налога, не удержанная налоговым агентом

к Приказу ФНС России

от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@

(в ред. Приказов ФНС России

от 06.12.2011 N ММВ-7-3/909@

и от 14.11.2013 N ММВ-7-3/501@)

4.1. Суммы предоставленных налогоплательщику налоговых вычетов

5.1. Общая сумма дохода

5.2. Налоговая база

5.3. Сумма налога исчисленная

5.4. Сумма налога удержанная

5.5. Сумма налога перечисленная

5.6. Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом

5.7. Сумма налога, не удержанная налоговым агентом

Сообщение о невозможности удержать НДФЛ и начисление пеней

В Письме ФНС России от 22.11.2013 N БС-4-11/20951 рассмотрен вопрос о наступлении для налогового агента финансовых последствий в виде начисления пеней в случае, если сообщение о невозможности удержать НДФЛ не представлено.

Так, специалисты главного налогового ведомства указали, что, если налоговый агент в установленном порядке и предусмотренные сроки письменно сообщил налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ в отношении конкретного лица и сумме налога, пени налоговому агенту не начисляются.

В случае если налоговый агент не утратил возможность удержать НДФЛ с доходов работника, а также письменно не сообщил налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога, пени могут быть начислены налоговому агенту в соответствии со ст. 75 НК РФ в установленном порядке на дату вынесения решения по итогам выездной налоговой проверки и налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога согласно п. 2 ст. 70 НК РФ.

Аналогичная позиция представлена и в более позднем разъяснении ведомства - в Письме от 22.08.2014 N СА-4-7/16692.

Также в Письме N СА-4-7/16692 налоговики отметили, что после окончания налогового периода, в котором налоговым агентом выплачивается доход физическому лицу, и письменного сообщения налоговым агентом налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать НДФЛ обязанность по уплате налога возлагается на физическое лицо, а обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога прекращается.

После сообщения налогового агента уплату налога должен произвести сам налогоплательщик при подаче в налоговый орган по месту своего учета декларации по НДФЛ.

Ответственность за непредставление сообщения о невозможности удержать НДФЛ

Непредставление сведений по форме 2-НДФЛ (независимо от основания для их направления) квалифицируется как непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, и согласно п. 1 ст. 126 НК РФ влечет наказание в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Более интересным вопросом в данном случае является ответственность за непредставление сведений с признаком "1" в случае, если данные сведения уже были представлены с признаком "2" и иных сведений о доходах физического лица нет. С учетом порядка заполнения справки 2-НДФЛ в таком случае данные, указываемые в справках, дублируют друг друга.

Для более четкого понимания проблемы приведем ситуацию, рассмотренную в Письме УФНС по г. Москве от 07.03.2014 N 20-15/021334. Организация, являющаяся налоговым агентом по НДФЛ и не имеющая возможности удержать НДФЛ из выплат в пользу налогоплательщиков, обратилась с вопросом: необходимо ли представлять справки 2-НДФЛ с признаком "1", если за данных физических лиц организация уже представила в налоговый орган справки 2-НДФЛ с признаком "2" и никакой новой информации в справках не будет?

Столичные налоговики ответили: представление справки с признаком "2" не освобождает налогового агента от обязанности представить справку с признаком "1".

Следует отметить, что в данном вопросе налоговики и финансисты непреклонны. Так, Минфин в Письме от 29.12.2011 N 03-04-06/6-363 указал, что обязанности налогового агента, предусмотренные ст. 230 НК РФ, возлагаются на организацию независимо от обязанностей, установленных ст. 226 НК РФ.

Таким образом, исполнение организацией обязанности по сообщению о невозможности удержать налог и сумме налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ не освобождает организацию от обязанности представить сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, в том числе если выплату налогоплательщику иных доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, организация не производит.

Данного мнения налоговики придерживаются и в суде. Так, в ответ на заявления налоговых агентов налоговики приводят следующие доводы:

  • нормы НК РФ не предусматривают освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физического лица в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании п. 5 ст. 226 НК РФ, поскольку данные нормы предполагают два разных основания для контроля, который осуществляет налоговый орган (Постановление ФАС УО от 10.09.2014 N Ф09-5625/14);
  • налоговый агент, представив в порядке п. 5 ст. 226 НК РФ сведения о невозможности удержания сумм налога, не исполнил предусмотренную п. 2 ст. 230 НК РФ обязанность по представлению в налоговый орган сведений о доходах тех же физических лиц и суммах начисленных, удержанных и перечисленных налогов с данных доходов (справки 2-НДФЛ с признаком "1"), в связи с чем у инспекции не было возможности осуществить мероприятия налогового контроля при отсутствии полной информации о суммах дохода, полученного физическими лицами в соответствующем налоговом периоде (Постановление ФАС УО от 23.05.2014 N Ф09-2820/14 (далее - Постановление N Ф09-2820/14));
  • сроки представления справок 2-НДФЛ с признаками "1" и "2" различаются (Постановление N Ф09-2820/14);
  • обязанности налогового агента по представлению указанных справок закреплены в различных нормах НК РФ (Постановление N Ф09-2820/14);
  • действующее законодательство не предусматривает освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физического лица в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании п. 5 ст. 226 НК РФ (Постановление N Ф09-2820/14);
  • состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, является формальным (Постановление N Ф09-2820/14).

Что же говорят судьи? Чем они мотивируют свои решения? Хорошей новостью для налоговых агентов является наличие положительной арбитражной практики по данному вопросу. При этом судьи указывают, что налоговый агент, представив в инспекцию справку 2-НДФЛ с признаком "2", которая также содержала все необходимые сведения, подлежащие указанию в справке 2-НДФЛ с признаком "1", исполнил обязанности, регламентированные п. 5 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК РФ, в связи с чем удовлетворяют требования налоговых агентов и признают решения инспекции недействительными. К таким выводам пришли арбитры в Постановлениях ФАС ВСО от 09.04.2013 N А19-16467/2012, ФАС УО от 10.09.2014 N Ф09-5625/14, от 23.05.2014 N Ф09-2820/14, от 24.09.2013 N Ф09-9209/13. Кроме того, судьи отмечают, что данное толкование положений п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230, ст. 126 НК РФ согласуется также с требованиями п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Если в отношении каких-либо доходов, выплаченных физическому лицу в 2014 г., у работодателя отсутствует возможность удержать НДФЛ, он, выступая в роли налогового агента, обязан сообщить о данном факте в налоговую инспекцию. Сообщение оформляется в виде справки по форме 2-НДФЛ и представляется в налоговую инспекцию не позднее 02.02.2015. Игнорирование данной обязанности, закрепленной п. 5 ст. 226 НК РФ, влечет для налогового агента различные санкции: начиная с начисления пеней и заканчивая начислением штрафа в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. По мнению Минфина и ФНС, исполнение данной обязанности не освобождает от обязанности по представлению сведений в отношении этих же физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, даже если иных доходов у физического лица нет. Однако судьи придерживаются иного мнения по этому вопросу.

Как налоговым агентам декларировать неудержанный ндфл?

ВажноСовет: Начисление пеней в тех случаях, когда организация не могла удержать НДФЛ, но не направила в инспекцию соответствующее уведомление, можно оспорить в суде. Если налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ, основания для начисления пеней отсутствуют в принципе. Такой вывод содержится в определении Верховного суда РФ от 19 марта 2020 г. № 304-

ФНС России от 19 октября 2020 г. № БС-4-11/18217. Внимание: несообщение налоговой инспекции о невозможности удержать НДФЛ является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность. Размер штрафа составит:

Кроме того, если в ходе выездной налоговой проверки будет обнаружено, что организация не сообщила в налоговую инспекцию о доходах, с которых не был удержан НДФЛ, помимо штрафных санкций, проверяющие могут начислить пени (письмо ФНС России от 22 ноября 2013 г. № БС-4-11/20951).

Налоговый агент по НДФЛ и его обязанности

Одной из обязанностей налоговых агентов, предусмотренных п. 5 ст. 226 НК РФ, является письменное сообщение налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать налог. Как отмечено в Письме ФНС РФ от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, невозможность удержать налог возникает, например, в случае выплаты дохода в натуральной форме или возникновения дохода в виде материальной выгоды.

Не следует путать данную обязанность с обязанностью, предусмотренной п. 2 ст. 230 НК РФ, а именно с обязанностью представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов.

Сообщение о невозможности удержать налог представляется не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, то есть в отношении доходов, выплаченных в 2014 году, – не позднее 31.01.2015. Однако 31.01.2015 приходится на выходной день – субботу, поэтому в соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 02.02.2015.

Сведения в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ представляются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть в отношении доходов, выплаченных в 2014 году, – не позднее 01.04.2015.

Сообщение о невозможности удержать НДФЛ: кто сдает

Представить такие сообщения должны организации (их ОП) и ИП, выплатившие в отчетном году облагаемые НДФЛ доходы физлицам, но при этом не удержавшие налог из этих доходов и не перечислившие его в бюджет (п. 5 ст. 226 НК РФ). То есть сообщения о невозможности удержать НДФЛ подают налоговые агенты, которые не смогли исполнить свои агентские обязанности.

Понять, является ли ваша организация/ОП/ИП налоговым агентом и нужно ли вам сдавать сведения на физлиц, которым выплачивался доход, поможет Виртуальный помощник по НДФЛ.

Главное — сообщить.

По большому счету если налоговый агент не может удержать НДФЛ, то подобной обязанности у него и не возникает. В частности, к такому выводу пришли судьи ФАС Уральского округа в Постановлении от 10 июня 2009 г. N Ф09-3923/09-С2. Однако это вовсе не значит, что ситуацию можно так просто отпустить и не вспоминать о ней.

Согласно п. 5 ст. 226 Налогового кодекса в рассматриваемом случае необходимо письменно сообщить в ИФНС по месту своего учета, а также самому налогоплательщику о невозможности удержать налог и о сумме такового (Письма Минфина России от 29 августа 2011 г. N 03-04-05/3-611, от 19 августа 2011 г. N АС-4-3/13626, от 17 ноября 2010 г. N 03-04-08/8-258, ФНС России от 28 октября 2011 г. N ЕД-4-3/17996).

Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога утверждена Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-3/[email protected] По сути, с этой целью используется та же справка 2-НДФЛ, в поле «Признак» которой при этом проставляется цифра 2 (Письмо Минфина России от 27 октября 2011 г. N 03-04-06/8-290). Срок ее представления в рассматриваемом случае — не позднее месяца с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход. На этом обязанность источника выплаты как налогового агента прекращается (Письма Минфина России от 5 апреля 2010 г. N 03-04-06/10-62, от 9 февраля 2010 г. N 03-04-06/10-12). Остается открытым лишь вопрос, нужно ли сдавать в отношении физлица, с дохода которого НДФЛ удержать не удалось, общую справку 2-НДФЛ по итогам налогового периода.

Куда сдавать 2-НДФЛ

Сообщения о невозможности удержать НДФЛ по форме 2-НДФЛ представляются в ИФНС (п. 2 ст. 230 НК РФ):

  • по месту нахождения организации (крупнейшие налогоплательщики – по месту учета в качестве «крупняка»);
  • по месту нахождения ОП, выплачивающего доходы физлицам;
  • по месту жительства ИП. Правда, если ИП применяет ЕНВД и/или ПСН, то справки по работникам, занятым во вмененной деятельности и/или ПСН-деятельности, нужно подать в ИФНС по месту ведения такой деятельности.

Порядок представления сообщений

Порядок представления в налоговые органы сообщений о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога утвержден Приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. N ММВ-7-3/[email protected] Данный нормативный акт вступил в силу 8 ноября 2011 г.

Внимание! Приказ МНС России от 31 октября 2003 г. N БГ-3-04/583 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год» утратил силу в связи с вступлением в действие Приказа ФНС России от 16 сентября 2011 г. N ММВ-7-3/[email protected]

Согласно указанному Порядку рассматриваемые сообщения могут быть:

  • представлены налоговым агентом в налоговый орган лично или через представителя;
  • направлены в виде почтового отправления с описью вложения;
  • переданы в электронном виде по установленным форматам на электронных носителях или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС) с применением квалифицированной электронной подписи налогового агента или его представителя.

Налоговые агенты представляют сведения в налоговый орган в виде справки по форме 2-НДФЛ, действующей в соответствующем налоговом периоде.

Внимание! Форма 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20__ год» утверждена Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-3/[email protected]

Датой представления сообщений считается:

  • при представлении лично или представителем налогового агента в налоговый орган — дата их фактического представления;
  • при отправке по почте — дата их отправки почтовым отправлением с описью вложения;
  • при передаче в электронном виде на электронных носителях или по ТКС — дата их отправки, зафиксированная в подтверждении даты отправки в электронном виде по ТКС специализированного оператора связи или налогового органа.

Утверждена новая справка о доходах 2-НДФЛ

Форма 2-НДФЛ

– это справка о доходах физического лица. Эта справку формирует работодатель (налоговый агент) по работнику (физлицу), которому в течение года выплачивалась зарплата (или другой доход, облагаемый НДФЛ).

Кроме того, по запросу работника работодатель обязан выдать ему справку о доходах на руки. Обычно эту справку физлицо предоставляет в банк для получения кредита, в налоговую для получения вычетов, новому работодателю и т.д.

Форму справки 2-НДФЛ утверждает ФНС. В этом году приказом от 02.11.2018 года № ММВ-7-11/[email protected] налоговики не просто поменяли бланк справки, а утвердили сразу две формы.

    Первая форма
    имеет машиночитаемый формат и сдается в
    налоговый орган
    . Сокращенное наименование формы – 2-НДФЛ.

Вторая форма
имеет привычный вид. Данная справка выдается
работнику
. Сокращенное наименование формы – отсутствует.

Новый бланк имеет 3 раздела и 1 приложение.

В заголовке

формы указываются данные о работодателе: ИНН, КПП, наименование организации / ФИО предпринимателя, ОКТМО и т.д.

В поле «Признак» ставится: 1 для обычной справки, 2 – для справки с информацией о невозможности удержать налог, 3 и 4 – заполняются правопреемниками при реорганизации ЮЛ.

Признак справки влияет на срок сдачи формы 2-НДФЛ в налоговый орган

В Разделе 1

указываются данные работника: ФИО, ИНН, дата рождения и др.

В поле «Статус налогоплательщика

» указывается: 1 – налоговый резидент, 2 – нерезидент, 3 – высококвалифицированный иностранный специалист, 4 – переселенец, 5 – беженец, 6 – иностранец на патенте.

В Разделе 2

отражается общая сумма дохода и налога.

В поле «Налоговая база» проставляется сумма доходов из Приложения, уменьшенная на вычеты из Приложения и Раздела 3.

Показатель «Сумма налога исчисленная» – это произведение налоговой базы и налоговой ставки.

В Разделе 3

указываются стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты, а также данные об уведомлениях из налогового органа, подтверждающие право на уменьшение налога.

В поле «Код вида уведомления» нужно поставить: 1 – при имущественном вычете, 2 – при социальном вычете, 3 – при уменьшении налога на фиксированные авансовые платежи.

В Приложении

отражается расшифровка сведений о доходах и вычетах (по конкретным доходам) по месяцам по ставке налога.

В справку включаются только доходы, которые облагаются НДФЛ. Например, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в справке не отражается.

Сумма дохода указывается полностью, без уменьшения на налог и вычеты. Вычеты, предусмотренные для конкретных доходов, например, 4000 руб. для подарков, указываются рядом в Приложении. Стандартные вычеты, например, 1400 руб. в месяц на ребенка, отражаются общей суммой в Разделе 3.

Для доходов, облагаемых по разным ставкам, Разделы 1-3 и Приложение нужно заполнять отдельно.

заполнения новой формы 2-НДФЛ

Порядок заполнения справки о доходах для работника

Форма справки изменилась незначительно. В новом бланке отсутствуют поля, которые были нужны только налоговикам: номер справки, сведения об уведомлении из налогового органа о праве для уменьшения налога и т.д.

заполнения новой справки о доходах для ФЛ

Когда применять новые справки?

Приказ вступает в силу с 1 января 2020 года. Поэтому начиная с 2019 года заполнять 2‑НДФЛ за 2020 год нужно на новых бланках. Справки за 2020 год заполняются по старой форме.

Утверждена новая справка о доходах 2-НДФЛ

Форма 2-НДФЛ

– это справка о доходах физического лица. Эта справку формирует работодатель (налоговый агент) по работнику (физлицу), которому в течение года выплачивалась зарплата (или другой доход, облагаемый НДФЛ).

Налоговые агенты ежегодно сдают сведения 2-НДФЛ по каждому работнику в налоговую инспекцию:

  • до 1 апреля
    обычные справки,
  • до 1 марта
    справки о том, что налог не удержан.

Кроме того, по запросу работника работодатель обязан выдать ему справку о доходах на руки. Обычно эту справку физлицо предоставляет в банк для получения кредита, в налоговую для получения вычетов, новому работодателю и т.д.

  • Как работнику получить справку о доходах

Новые формы справки 2-НДФЛ

Форму справки 2-НДФЛ утверждает ФНС. В этом году приказом от 02.11.2018 года № ММВ-7-11/[email protected] налоговики не просто поменяли бланк справки, а утвердили сразу две формы.

    Первая форма
    имеет машиночитаемый формат и сдается в
    налоговый орган
    . Сокращенное наименование формы – 2-НДФЛ.

Вторая форма
имеет привычный вид. Данная справка выдается
работнику
. Сокращенное наименование формы – отсутствует.

Пример заполнения справки 2-НДФЛ с признаком 2

ООО «Альянс» в октябре 2020 года поощрило бывшего сотрудника Иванова Петра Петровича (резидента РФ). Цена подарка – 9 500 рублей. Код дохода – 2720.
Размер вычета – 4 000 рублей. Код вычета – 501. Налоговая база: 5 500 рублей (9 500 руб. – 4 000 руб.).

НДФЛ: 715 рублей (5 500 руб. х 13 процентов).

По этому же человеку надо сдать и справку 2-НДФЛ с признаком «1» (письмо ФНС РФ от 30.03.2016 № БС-4-11/5443).

Читайте также: