Порядок введения и отмены ндфл

Опубликовано: 26.04.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Еще до принятия общей части НК в Российской Федерации в соответствии с ее территориальным устройством сформировалась трехуровневая система налоговых отчислений:

    – федеральные налоги и сборы;

    – региональные налоги и сборы;

    – местные налоги и сборы.

    Этот подход был сохранен законодателем и в НК. Однако до 1 января 2005 г. перечень налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, содержался в сохранявших свою силу нормах ст. 18–21 Закона об основах налоговой системы. Нормы ст. 12–15 и ст. 18 общей части НК, посвященные определению видов налогов, взимаемых на территории РФ, до этого момента не действовали.

    С 1 января 2005 г. система российских налогов и сборов определяется исключительно на основании норм НК. При этом на региональном и местном уровнях в настоящее время предусмотрена уплата только налогов и не установлено ни одного вида сбора.

    Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ.

    В настоящее время на территории РФ действуют следующие виды федеральных налогов:

    – акцизы (гл. 22 НК);

    – налог на прибыль организаций (гл. 25 НК);

    – водный налог (гл. 25.2 НК);

    В состав федеральных сборов входят:

    – государственная пошлина (гл. 25.3 НК);

    – сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК).

    Рассматриваемая ранее в составе федеральных сборов таможенная пошлина с 1 января 2005 г. переведена в категорию неналоговых платежей, и действие норм законодательства о налогах и сборах на порядок ее исчисления и уплаты теперь не распространяется. Порядок исчисления и уплаты таможенной пошлины определяется в соответствии с Законом РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» и разд. III TK.

    Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены федеральных налогов и сборов отражены в табл. 2.2.

    Региональные налоги – это налоги субъектов РФ. Региональными признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

    Принятие федерального закона о региональном налоге порождает право субъекта РФ своим законом установить и ввести в действие такой налог независимо от того, вводят ли его на своей территории другие субъекты РФ. При этом законодатель субъекта РФ может осуществлять правовое регулирование регионального налога при условии, что оно не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.

    К региональным налогам в настоящее время относятся:

    – налог на имущество предприятий (гл. 30 НК);

    – транспортный налог (гл. 28 НК);

    – налог на игорный бизнес (гл. 29 НК).

    Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов отражены в табл. 2.2.

    Местные налоги – это налоги, устанавливаемые НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводимыми в действие в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

    В настоящее время предусмотрена возможность взимания следующих видов местных налогов:

    – налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК – находится в стадии разработки; действует Закон о налогах на имущество физических лиц);

    – земельный налог (гл. 31 НК).

    Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены местных налогов и сборов отражены в табл. 4.1.

    Таблица 4.1Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов (с 1 января 2005 г.)

    * Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и законами указанных субъектов РФ.

    Действующая система налогообложения допускает установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения). Установление и введение в действие специальных налоговых режимов (СНР) не относится к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения СНР определяются актами законодательства о налогах и сборах.

    Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК и иными актами законодательства о налогах и сборах. СНР могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

    Установление и введение в действие СНР не идентично установлению и введению в действие новых налогов и сборов.

    К специальным налоговым режимам относятся:

    – система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК);

    – упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК);

    – система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК);

    – система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК).

    На момент формирования современной налоговой системы в начале 1990-х гг. внутренняя налоговая политика Российской Федерации состояла в решении следующих задач:

    – ограничение стихийности рыночных отношений;

    – воздействие на формирование производственной и социальной инфраструктур;

    Формирование налоговой системы, а вместе с ней и государственной политики в сфере налогов проходило в условиях глобальных экономико-политических преобразований, повлекших за собой пересмотр уже действующих и создание качественно иных механизмов обеспечения существования государства.

    Дальнейшее развитие налоговой системы потребовало пересмотра, как отдельных элементов, так и ее основных задач и непосредственной роли в системе государственной власти РФ. Было принято решение о реформировании налоговой системы.

    Основными задачами, решение которых происходило в ходе налоговой реформы, стали:

    – повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы;

    – снижение общего налогового бремени;

    – упрощение налоговой системы;

    – обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы;

    – создание эффективного инструмента государственного противодействия негативному влиянию на налоговую систему «проблемных налогоплательщиков».

    В процессе реформирования налоговой системы РФ к настоящему моменту уже проведено несколько этапов.

    Основными задачами первого этапа реформирования налоговой системы РФ были названы:

    – формирование единого подхода к вопросам налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

    – четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

    – закрепление приоритета норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

    – достижение однократности налогообложения, означающей, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;

    – определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов – с другой.

    Нормативное закрепление путей своего достижения поставленные задачи нашли в Законе об основах налоговой системы.

    Отсутствие единой научно обоснованной концепции на первом этапе формирования современной налоговой системы Российской Федерации привело к несбалансированному построению механизма налогообложения, недостатки которого продолжают проявляться и сегодня.

    Второй этап налоговой реформы, реализация которого началась с середины 1990-х гг., преследовал задачи:

    – построения стабильной, единой для Российской Федерации налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

    – развития налогового федерализма, позволяющего обеспечить федеральный, региональные и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками доходов;

    – создания рациональной налоговой системы, обеспечивающей достижение баланса общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства государства и его граждан;

    – сокращения общего количества налогов в стране, запрет на введение налогов и сборов, не указанных в налоговом законодательстве;

    – снижения общего налогового бремени;

    – формирования единой налоговой правовой базы;

    – совершенствования системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства;

    – интеграции всего массива законодательных и нормативных актов в единый нормативный документ;

    – закрепления единого понятийного аппарата, предусматривающего однозначную трактовку положений налогового законодательства;

    – отмены всех видов налогов и сборов, имеющих базой объем производимой продукции (налог с оборота);

    – реформирования порядка налогообложения средств, направляемых на оплату труда;

    – исчисления базы для налога на прибыль согласно действующим мировым стандартам;

    – отказа от многочисленных льгот и преференций;

    – создания системы предупреждения совершения противоправных действий в налоговой сфере;

    – повышения экономической ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений.

    Одним из важнейших результатов второго этапа реформирования налоговой системы РФ стало принятие первой, а затем и второй части НК. С середины 1998 г. началась активная работа органов налоговой администрации по сокращению размера налоговых недоимок. Закрытый перечень налогов и сборов, предусмотренный в первоначальном варианте текста НК, включал только 28 наименований (с 1 января 2006 г. в стране действует налоговая система, состоящая из 14 налогов и сборов и четырех специальных налоговых режимов), что по сравнению с почти сотней различных налогов и сборов уже является существенным позитивным фактором.

    Безусловно, действующая в России налоговая система еще находится в стадии становления и пока недостаточно сбалансирована. Налоговое законодательство, служащее правовой основой ее существования, содержит в себе ряд неточностей. Только в течение 2005 г. принятыми федеральными законами в текст первой и второй частей НК было внесено около 700 поправок и дополнений.

    В целях совершенствования налогообложения малого бизнеса устранены имевшиеся ранее недостатки в порядке упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности.

    Для организаций, использующих труд инвалидов, значительно расширен перечень социальных целей, на которые может быть направлена получаемая прибыль.

    С 1 января 2006 г. на территории РФ отменен налог на наследование и дарение.

    В отношении производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, наряду с конкретизацией и уточнением отдельных понятий, используемых в том числе в целях налогообложения такой продукции, были определены дополнительные меры, направленные на дальнейшее усиление государственного контроля в данной сфере экономики и планомерное вытеснение теневого сектора.

    Для субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, расширен перечень лиц, имеющих право переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога, и уточнены сроки уплаты этого налога.

    В целях стимулирования инвестиционной активности предусмотрены особенности предоставления резидентам создаваемых особых экономических зон налоговых и таможенных преференций.

    Новый порядок административного взыскания недоимок и санкций по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды должен снизить количество налоговых споров, требующих судебного разрешения, и тем самым в целом по стране будет способствовать обеспечению доступности правосудия и своевременного рассмотрения дел судами.

    В числе основных задач налоговой политики в настоящий период названы:

    – повышение четкости правил налогообложения, в том числе путем разграничения правомерной практики налоговой оптимизации и криминального уклонения от уплаты налогов;

    – способствование посредством налоговых механизмов развитию рынка доступного жилья, развитию образования и здравоохранения;

    – повышение экономических стимулов для увеличения заработной платы и легализации ее выплаты при одновременном снижении нагрузки на бизнес (прежде всего путем реформирования процедуры исчисления и уплаты ЕСН).

    Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности. Текущий этап развития налоговой системы должен включить в себя не только научную проработку элементов системы налогообложения, но и создание эффективной системы борьбы с противоправными действиями, посягающими на налоговую безопасность государства.

    С усложнением механизма налогообложения в налоговые правоотношения помимо налогоплательщика (плательщика сборов) и представителей казны (фиска) стали вовлекаться и иные органы и лица.

    На сегодняшний день в систему участников налоговых правоотношений входят:

    – сборщики налогов и сборов;

    – органы налоговой администрации;

    – временные участники налоговых правоотношений.

    Налоговообязанными лицами признаются лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Налоговообязанными лицами в России являются налогоплательщики и плательщики сборов.

    Действующее законодательство допускает возможность участия в налоговых правоотношениях налогоплательщиков и плательщиков сборов как лично, так и при посредстве своих представителей. Однако такие представители не имеют собственных целей участия в налоговых правоотношениях, а лишь исполняют поручения налогоплательщика или представляют его интересы в пределах, установленных законом. По этой причине, представители налогоплательщика (плательщика сбора) не рассматриваются в качестве самостоятельных участников налоговых отношений.

    Сборщики налогов и сборов в налоговых правоотношениях осуществляют деятельность по непосредственному получению от налогоплательщиков налоговых платежей с последующей передачей аккумулированных сумм и записей об исполненных налоговых обязанностях в уполномоченные государственные органы. Функции сборщиков налогов и сборов в России в настоящее время фактически выполняют налоговые агенты, банки, почтовые отделения, органы местного самоуправления и др. Права и обязанности сборщиков могут различаться.

    Органы налоговой администрации осуществляют непосредственное управление системой налогообложения в государстве. Такие органы наделены контрольными и правоохранными полномочиями в налоговой сфере. В настоящее время в состав налоговой администрации РФ входят: система налоговых органов; уполномоченные финансовые органы; специализированные подразделения ОВД.

    Фискальные органы – органы, ответственные за формирование и использование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете страны и государственных внебюджетных фондов. В России функции фискальных органов выполняют органы казначейства и государственных внебюджетных фондов (например, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ).

    Следует отметить, что на определенных этапах развития налоговой системы осуществление фискальных функций и функции в сфере налогового администрирования могут быть возложены на один и тот же орган государственной власти. Так, до недавнего времени государственные внебюджетные фонды при определенных обстоятельствах наделялись и функциями по налоговому контролю и в связи с этим принимали участие в налоговых правоотношениях и как фискальный орган, и как орган, входящий в систему налоговой администрации.

    Временные участники налоговых правоотношений. В определенных случаях, предусмотренных законодательством, участники налоговых правоотношений обладают правом привлечь к участию в налоговых отношениях иные лица и организации, обладающие специфическими знаниями и навыками, необходимыми для разрешения конкретной проблемной ситуации. Участие таких лиц в налоговых правоотношениях, как правило, ограничивается выполнением профессиональной функции, ради которой указанные лица и организации и были приглашены. К числу временных участников налоговых правоотношений можно отнести, к примеру, экспертов, специалистов и переводчиков, привлекаемых для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля.

    Роль регистрационных органов в налоговых правоотношениях. НК предусмотрена обязанность регистрационных органов исполнительной власти извещать налоговые органы о тех зарегистрированных ими действиях налогоплательщиков, которые могут привести к возникновению, изменению или прекращению их налоговых обязательств.

    Информацию налоговым органам в настоящее время предоставляют:

    – органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности;

    – советы адвокатских палат субъектов РФ;

    – органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства;

    – органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц;

    – органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества;

    – органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств;

    – органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;

    – органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия;

    – нотариусы, осуществляющие частную практику;

    – органы, производящие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами;

    – органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории РФ;

    – органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц.

    Порядок предоставления такой информации и ее состав урегулирован в ст. 85 НК.


    15 сентября Минюст России зарегистрировал Приказ ФНС России от 28 августа 2020 г. № ЕД-7-11/615@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме».

    Документом утверждена форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ), которая приведена в приложении 1 к приказу. Порядок заполнения такой декларации и формат представления электронной налоговой декларации по НДФЛ детализированы в приложениях 2 и 3 к документу. Одновременно признаны утратившими силу аналогичные приказы ФНС России от 3 октября 2018 г. и от 7 октября 2019 г., также утверждавшие форму налоговой декларации и вносимые в нее изменения.

    Приказ вступает в силу не ранее 1 января 2021 г. и применяется уже при представлении налоговой декларации по НДФЛ за налоговый период 2020 г.

    Как сообщается на сайте Федеральной палаты адвокатов РФ, в самом многостраничном бланке налоговой декларации имеется приложение 3, касающееся доходов, полученных от предпринимательской, адвокатской деятельности, а также расчета профессиональных налоговых вычетов, установленных п. 2, 3 ст. 221 НК РФ. В комплекте к этому приложению необходимо заполнить страницу бланка «Расчет авансовых платежей, уплачиваемых в соответствии с п. 7 ст. 227 НК РФ».

    «К Порядку заполнения налоговой декларации, который подробно разъяснен на 32 страницах, прилагаются коды категорий налогоплательщиков, коды видов документа, коды видов дохода, полученного как в России, так и за ее пределами, коды видов деятельности и наименования объекта, а также ряд других показателей, которые необходимо указать. Формат представления налоговой декларации описывает требования к XML-файлам для передачи формы 3-НДФЛ в налоговые органы, – отмечено на сайте ФПА РФ. – Что касается принципиальных изменений по отношению к аналогичным формам декларации, использовавшимся ранее, то, в частности, к Разделу 1 введено приложение в виде заявления о возврате налоговой переплаты или ее зачете. Это изменение связано с тем, что Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ установил возможность подачи заявления о возврате излишне перечисленного в бюджет обязательного платежа или о его зачете в составе 3-НДФЛ».

    В приложении 3 предусмотрена возможность отражения адвокатами и другими частнопрактикующими лицами как суммы налога, так и аванса по нему. С 2020 г. указанная категория налогоплательщиков больше не сдает 4-НДФЛ, а налоговые авансы платит в привязке к реально полученному доходу, а не к предполагаемому.

    Комментируя приказ ФНС России, адвокат, партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова отметила, что форма налоговой отчетности по НДФЛ меняется достаточно часто. «Наше налоговое законодательство очень мобильно, и отчетность необходимо постоянно приводить в соответствие с изменениями в него», – подчеркнула она.

    По мнению эксперта, самое важное изменение в формах отчетности связано с внесением изменений в ст. 227 НК РФ, согласно которым адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, уплачивают авансовые платежи по НДФЛ по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев, исходя из фактически полученных доходов. «К таким авансовым платежам разрешается применить профессиональные и стандартные налоговые вычеты. При этом сдавать форму 4-НДФЛ адвокатам не нужно уже с 2020 г.», – пояснила адвокат.

    Екатерина Болдинова также назвала важным изменением введение приложения в виде заявления о возврате переплаты. «Дело в том, что Закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ предоставил налогоплательщикам возможность подачи заявления о возврате излишне уплаченного в бюджет обязательного платежа или заявления о его зачете в счет будущих платежей непосредственно в составе декларации по НДФЛ. Раньше для этого необходимо было составить отдельный документ, что было неудобно и часто создавало необходимость проведения дополнительных сверок и подготовки пояснений. Теперь, когда все обязательства налогоплательщика-адвоката отражены в одном документе, регулировать эти вопросы будет намного проще и легче», – резюмировала она.

    Адвокат АП г. Москвы № 5 Вячеслав Голенев отметил, что отмена формы 4-НДФЛ – долгожданное, хотя во многом и ожидаемое для адвокатов событие. «Поправки в НК относительно отсутствия необходимости передачи в ИФНС данных по предполагаемым доходам вступили в силу еще в 2019 г., но блок подзаконных нормативных актов (в том числе изданных ФНС России) продолжал действовать. Это создавало риски правовой неопределенности для лиц, занимающихся частной практикой, в том числе для адвокатов, избравших для себя форму осуществления деятельности в адвокатском кабинете», – полагает он.

    По словам эксперта, с юридической точки зрения ФНС России формально отменила несколько нормативных актов, которые устанавливали требования к формам и форматам передачи данных в налоговый орган, в том числе по форме 4-НДФЛ. «На настоящий момент нормативная база приведена в соответствие с поправками, и необходимость подсчета полученных авансов отпала. Расчет налоговой базы для адвокатов, избравших для себя форму осуществления деятельности в адвокатском кабинете, теперь и с точки зрения отчетности производится на основании фактически полученного, а не предполагаемого дохода», – подытожил Вячеслав Голенев.

    Налог считается установленным только в том случае, когда точно определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    Понятие установления налогов и сборов

    Принято считать, что введение в действие налогов и сборов связано лишь с процессом их будущего взимания, а государство обладает правомочиями и не несет каких-либо обязанностей, за исключением процессуальных.

    Однако такое мнение ошибочно, поскольку существует определенный порядок установления налогов и сборов. Обязанность по их внесению возникает у граждан и организаций только после того, как государство, а в некоторых случаях и муниципалитеты, соблюли эти правила.

    Прямое понятие установления налогов и сборов в Федеральных законах отсутствует. Однако можно использовать особенности, присущие ему. Общие условия установления налогов и сборов определены в ст. 17 НК и, наряду с другими базовыми нормами служат основой для определения понятия установления обязательных платежей. Раскроем следующие принципы установления налогов:

    1. Происходит на основании принятых решений уполномоченными органами. Они устанавливаются законодательными органами Российской Федерации, а также субъектами РФ. Наряду с ними, решения принимают представительные муниципальные органы. При этом, субъекты Федерации и местные власти имеют производные полномочия.

    2. Конституция РФ и НК предполагают введение налогов и сборов при условии, если каждое действие, входящее в процесс, соответствует определенным правилам. Их несоблюдение служит одним из доказательств для признания таких норм противоречащими Основному закону. Необходимость повышенных требований связана с соблюдением баланса интересов частных и публичных лиц и образований.

    3. Принятое решение, предполагающее введение налогов или сборов, должно соответствовать требованиям правовой формы. Она определена в НК РФ. Это сделано в целях обеспечения единства законодательства.

    4. К содержанию решения тоже предусмотрены определенные требования. Оно должно содержать все необходимые части налога или сбора. В противном случае, оно даже не потребует отмены, поскольку отсутствие хотя бы одной обязательной части влечет автоматическую недействительность акта и не потребует доказательств в суде. Методы расчетов должны позволить исчислить сумму обязательств.

    Исходя из указанных характеристик, условия установления налогов и сборов, можно определить, как особый процесс принятия решений уполномоченными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также муниципалитетов, итогом которого становится принятие соответствующего всем требованиям акта, содержащего все необходимые элементы обязательного платежа.

    Юридический состав налогов и сборов

    Элементы налогов и сборов делятся на обязательные и необязательные. В соответствии со ст. 17 НК РФ, при установлении налогов должны быть определены следующие элементы: объект налогообложения, его база, налоговый период, ставка налога, порядок его исчисления, а также порядок и сроки уплат налога.

    Особенности таких платежей связаны с необходимостью максимально четко определить обязанности субъектов налогообложения.

    Отсутствие хотя бы одного из них создаст правовую неопределенность. Поэтому оно послужит основанием для отмены или изменения акта, устанавливающего налог. При установлении налогов учитывается фактическая способность вовлеченных в их расчет и уплату лиц исполнить все необходимые обязанности.

    В случае со сборами, их юридический состав значительно меньше. Должен быть определен круг субъектов налогообложения (в случае с госпошлиной плательщиком средств выступает лицо, обращающееся за получением госуслуг), а остальные элементы зависят от предмета платежа.

    Если речь идет о том, чтобы получить сведения из ЕГРП или ЕГРЮЛ, то пошлина предусматривает размер, не требующий порядка исчисления. В случаях, когда лицо обращается в суд, присутствует как размер, так и порядок исчисления. Используется как один из этих элементов, так и оба.

    Другой особенностью является то, то уплата пошлины предшествует появлению объекта налогообложения. Без доказательств первого, не может возникнуть второй.

    Особенности обязательных элементов налога и сбора

    Методы формирования законодательства выразились в том, что каждый обязательный элемент того или иного налога выделен в самостоятельную статью НК РФ. В качестве примера, можно рассмотреть положения 2-й части этого документа, регулирующие НДФЛ.

    Под ними понимаются все юридические и физические лица. В случае с НДФЛ речь идет только о последних.

    2. Объект налогообложения.

    Он состоит из юридических фактов, с возникновением которых закон связывает обязанность уплаты налогов и сборов налогоплательщиками. В случае с НДФЛ таким основанием является получение дохода, в частности, от продажи недвижимости или автомобилей.

    3. Налоговая база.

    Под ней понимаются стоимостные характеристики объекта налогообложения, выраженные в рублях. В ситуации с НДФЛ, ей является размер заработной платы. А при определении налога на имущество – кадастровая стоимость недвижимости, принадлежащей налогоплательщику.

    4. Налоговый период.

    В качестве него рассматривается календарный год, либо иной промежуток времени, в рамках которого определяется показатель налоговой базы. В случае с НДФЛ, речь идет о календарном годе, а в ситуации уплаты акцизов – 1 месяц.

    5. Налоговая ставка.

    Она представляет собой величину отчислений по налогам на единицу измерения налоговой базы. Она может быть, как фиксированной в рублях, так и выражаться в процентах. Первый случай встречается при транспортном налоге, а второй при уплате НДФЛ. Комбинированный тип ставки предусмотрен при подаче судебных исков, где предусматривается твердая сумма платежа и процент от суммы исковых требований.

    Если этот элемент выражается в процентах, то выделяют пропорциональный (стабильный), прогрессивный (возрастающую с увеличением налоговой базы ставку), а также регрессивный (уменьшающуюся ставку, если база растет) метод регулирования ставки.

    6. Порядок исчисления налога.

    Это набор правил, который определяет то, на кого возложена обязанность расчета, подлежащего уплате денежных обязательств в бюджет. Сведения об этом порядке содержат соответствующие нормы НК. По общему правилу, налогоплательщик самостоятельно исчисляет количество подлежащих уплате денежных средств. Правила могут отличаться даже в рамках 1-го вида платежей. В случае с получением оплаты по трудовому договору, это делает работодатель, а при продаже недвижимости или автомобиля исчисление НДФЛ проводится самим субъектом налогообложения.

    Возможны и случаи, когда размер подлежащих оплате денежных средств определяется налоговой инспекцией. Примером служит транспортный налог, квитанции об уплате которого она присылает.

    7. Порядок и срок уплаты налога.

    Что касается сроков внесения налога, то они могут быть указаны в виде календарной даты, либо исчисляться временными периодами (год, квартал, месяц). В НК представлены все варианты.

    Помимо сроков, необходимо наличие порядка уплаты налога. Он состоит из характера действий, которые могут состоять во внесении нескольких платежей авансового типа, либо единовременной оплате всей суммы. Также должен указываться способ уплаты. Под ним понимается внесение наличных денежных или безналичных средств и учреждение, через которое происходит оплата.

    Необязательные элементы налогов и сборов

    В число этих элементов входят налоговые льготы и основания для их применения.

    В качестве примера можно рассмотреть случаи опеки или утраты трудоспособности. Для граждан, осуществляющих ее над детьми, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ. При этом, речь не идет об автоматическом их применении.

    Установление налоговых льгот предполагает представление налогоплательщиком соответствующих доказательств.

    Также потребуется заявление. В качестве таковых могут выступать договоры опеки. В случае утраты трудоспособности потребуются документы уполномоченного органа. Только после изучения предусмотренных документов инспекция примет решение об применении льгот.

    Помимо опеки, можно рассмотреть случаи льгот при взимании сборов. Примером служат дела, рассматриваемые судами по вопросам установления алиментов. В этих случаях, заявление не требует оплаты госпошлины.

    Особенности процедуры установления налогов и сборов

    Федеральные налоги устанавливаются законами, принимаемые Государственной Думой в форме поправок или дополнений в НК и действуют на всей российской территории. Региональные и местные налоги действуют на части российской территории, находящейся в пределах их административных границ. Последние могут приниматься по вопросам, находящимися в их ведении.

    Согласно ст. 12 НК РФ, происходит разграничение полномочий при установлении местных налогов, а также при установлении региональных налогов. Согласно этим правилам, все указанные платежи должны быть составной частью НК. При этом, регулированию на местах подлежат налоговые ставки а также порядок и сроки уплаты налогов. Примером служит транспортный налог, ставка которого в каждом регионе своя.

    Также к числу вопросов, решающихся на региональном и муниципальном уровнях относятся особенности определения налоговой базы, а также льготы, включая основания и порядок их использования (заявление или автоматическое применение), если такие вопросы находятся в ведении регионов и муниципалитетов.

    Законодательными органами субъектов РФ принимаются решения об установлении налогов в форме законов. При установлении местного налога представительными органами муниципалитета, используется форма акта, предусмотренная его уставом.

    Сведения о новом акте, включая его текст, должны публиковаться в официальных изданиях.

    Порядок вступления в действие таких актов предполагает определенные сроки. Они не могут применяться ранее следующего налогового периода. Другим ограничением служит невозможность вступления в действие даже в следующем налоговом периоде, в случаях, когда сведения об акте, включая его текст, были опубликованы менее, чем за месяц до его начала.

    Письмо Минфина России

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Дата публикации: 09.08.2005

    Дата изменения: 09.08.2005

    Финансовые органы субъектов
    Российской Федерации

    В связи с возникающими вопросами о порядке установления и введения в действие местных налогов и в соответствии с пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации считает необходимым сообщить следующее.

    1. Согласно части первой статьи 2 Кодекса властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регулирует законодательство о налогах и сборах.

    Определение местных налогов и общие положения о полномочиях представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) по установлению и введению в действие местных налогов предусмотрены пунктом 4 статьи 12 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах”, далее - Федеральный закон № 95-ФЗ).

    В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Кодекса местными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено указанным пунктом и пунктом 7 статьи 12 Кодекса.

    К местным налогам на основании статьи 15 Кодекса (в редакции Федерального закона № 95-ФЗ) относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.

    Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (пункт 4 статьи 12 Кодекса).

    Согласно абзацу третьему данного пункта земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 данной статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

    Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 Кодекса. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

    В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Кодекса при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом. Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

    До введения в действие глав части второй Кодекса о налогах ссылки в статье 12 Кодекса на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона № 95-ФЗ (статья 3 Федерального закона № 95-ФЗ).

    В статье 4 Федерального закона № 95-ФЗ предусмотрено, что до приведения законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований в соответствие с данным Федеральным законом указанные законы и нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей этому Федеральному закону.

    Исходя из указанных норм Кодекса и статей 3 и 4 Федерального закона № 95-ФЗ следует, что представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) осуществляют свои полномочия по земельному налогу в соответствии с главой 31 “Земельный налог” Кодекса, налогу на имущество физических лиц - в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 “О налоге на имущество физических лиц” (далее – Закон Российской Федерации № 2003-1).

    Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют элементы налогообложения по налогу на имущество физических лиц в порядке и пределах, которые предусмотрены статьей 3 Закона Российской Федерации № 2003-1, а также имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

    Положения абзаца третьего пункта 4 статьи 12 Кодекса согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 95-ФЗ со дня их вступления в силу и до 1 января 2006 года применяются исключительно в части полномочий представительных органов поселений (муниципальных районов) и городских округов, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), по установлению земельного налога и налога на имущество физических лиц и принятию указанными представительными органами решений о введении в действие этих налогов, которые вводятся в действие не ранее 1 января 2006 года).

    Вместе с тем согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 141-ФЗ) на территориях муниципальных образований, вновь образованных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ до 1 января 2006 года полномочия по установлению и введению в действие земельного налога осуществляются представительными органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона № 131-ФЗ.

    Согласно части 4 статьи 84 Федерального закона № 131-ФЗ на территориях вновь образованных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 данного Федерального закона муниципальных образований до 1 января 2006 года полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, иные органы и должностные лица, осуществляющие на этих территориях полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу главы 12 указанного Федерального закона. Глава 12 Федерального закона № 131-ФЗ вступила в силу со дня официального опубликования этого Федерального закона (Федеральный закон 131-ФЗ опубликован в “Собрании законодательства Российской Федерации” - 6 октября 2003 г. № 40, ст. 3822, “Российской газете” – 8 октября 2003 г. № 202).

    По имеющейся в Министерстве финансов Российской Федерации информации, формирование представительных органов муниципальных образований в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ до 1 января 2006 года на всей территории России не завершится. Кроме того, в ряде муниципальных образований вновь сформированные в 2005 году представительные органы муниципальных образований не смогут принять и официально опубликовать свои нормативные правовые акты до 1 декабря 2005 года.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Таким образом, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) о местных налогах, вступающие в силу с 1 января 2006 года и вводящие в действие, должны быть приняты и официально опубликованы до 1 декабря 2005 года.

    Кодекс не содержит требования об обязательности официального опубликования нормативных правовых актов о налогах представительных органов поселений, муниципальных районов, городских округов в печатных средствах массовой информации, учрежденных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований для опубликования муниципальных правовых актов или иной официальной информации.

    В случае если в муниципальном образовании не учреждено свое печатное средство массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов или иной официальной информации, полагаем возможным официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов о налогах в печатном средстве массовой информации, учрежденном в соответствующем субъекте Российской Федерации для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти этого субъекта Российской Федерации (иной официальной информации). Полагаем также возможным обеспечить опубликование (обнародование) таких муниципальных нормативных правовых актов о налогах в виде отдельного издания представительного органа муниципального образования.

    Нормативные правовые акты о местных налогах принимаются вновь сформированными представительными органами городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, если эти представительные органы успевают принять и официально опубликовать такие акты до 1 декабря 2005 года.

    Указанные нормативные правовые акты представительных органов городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов будут применяться в 2006 году на территориях соответствующих муниципальных образований.

    В случае если вновь сформированные представительные органы муниципальных районов, городских округов, поселений не успевают принять и официально опубликовать до 1 декабря 2005 года свои нормативные правовые акты о местных налогах, то нормативные правовые акты о местных налогах принимаются представительными органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу главы 12 Федерального закона № 131-ФЗ, и применяются в 2006 году на территориях соответствующих муниципальных образований.

    При этом на территориях муниципальных районов, в которых до 1 января 2006 года применялись нормативные правовые акты районов о местных налогах и не принимаются нормативные правовые акты представительными органами, осуществляющими полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу главы 12 Федерального закона № 131-ФЗ, муниципальных образований, входящих в состав этих муниципальных районов, а также вновь образованными представительными органами, которые не успевают принять и официально опубликовать свои нормативные правовые акты о местных налогах до 1 декабря 2005 года, применяются нормативные правовые акты представительных органов таких районов принятые о земельном налоге в соответствии с главой 31 Кодекса и о налоге на имущество физических лиц - в соответствии с Законом Российской Федерации № 2003-1.

    Нормативные правовые акты о местных налогах представительных органов муниципальных образований, которые приобретают в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ статус городских округов, в 2006 году будут применяться на всей территории соответствующих городских округов.

    2. Одновременно сообщаем, что Федеральным законом № 95-ФЗ и Федеральным законом от 18 июня 2005 г. № 63-ФЗ “О внесении изменений в статью 34626 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 63-ФЗ), в главу 263 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности” Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 года.

    Представительные органы муниципальных районов и городских округов, образованных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга со дня вступления в силу Федерального закона № 95-ФЗ и до 1 января 2006 года вправе определить в порядке и пределах, которые установлены главой 263 Кодекса с учетом изменений, предусмотренных Федеральным законом № 95-ФЗ, порядок введения в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на соответствующей территории, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится данный налог, и значения коэффициента К2, которые вводятся в действие не ранее 1 января 2006 года (пункт 3 статьи 7 Федерального закона № 95-ФЗ).

    Обращаем внимание, что нормативные правовые акты представительных органов муниципальных районов и городских округов, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вступающие в силу с 1 января 2006 года и вводящие в действие единый налог, должны быть приняты и официально опубликованы в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Кодекса до 1 декабря 2005 г.

    Следует также учитывать, что согласно Федеральному закону № 63-ФЗ при введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога.

    Указанные нормативные правовые акты, вступившие в силу в установленном порядке, должны применяться на всей территории муниципального района, включая территории поселений, входящие в состав территорий этих муниципальных районов.

    3. В случае если на территориях муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не будут приняты и официально опубликованы нормативные правовые акты (законы) о местных налогах, а также нормативные правовые акты представительных органов муниципальных районов, городских округов (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до 1 декабря 2005 года, то на этих территориях не будут взиматься соответствующие налоги.

    В связи с этим рекомендуем активизировать в 2005 году работу по принятию и официальному опубликованию нормативных правовых актов (законов) о местных налогах (системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), обеспечив введение в действие соответствующих налогов с 1 декабря 2006 года.

    Читайте также: