Ндфл гражданин страны участника договора о еаэс

Опубликовано: 02.05.2024

Налог на доходы физических лиц с доходов иностранцев платится по ставкам, которые зависят от статуса налогового резидента.

Если работник в течение последовательных 12 календарных месяцев находился на территории РФ не менее 183 дней – он резидент, если нет - то НЕ резидент.
Следовательно, если иностранец только прибыл на территорию РФ, он не имеет статуса резидента.

Для граждан Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызской республики предусмотрено особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ или статья "Договора о Евразийском экономическом союзе", на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.

Для иностранцев, работающих по патенту, особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ, на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.

Иностранцы на патенте уплачивают фиксированные авансовые платежи по НДФЛ самостоятельно.
При этом, они имеют право обратиться к работодателю с заявлением об уменьшении суммы НДФЛ на фиксированные платежи.

В этом случае организация обязана запросить соответствующее уведомление из своей налоговой инспекции.
Порядок действий приведен в статье 227.1 НК РФ.

Для иностранцев ВКС, в отношении доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности, особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ, на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.


В общем случае размер страховых взносов зависит от категории иностранного гражданина по 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»: временно пребывающий / временно проживающий / постоянно проживающий.

Определения данных понятий приведены в 115-ФЗ (статья 2, пункт 1).

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

такие же, как и с выплат гражданам РФ (статья 425 НК РФ, пункт 2):

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

К страховым взносам применяется регрессивная ставка: доходы больше – ставка меньше. С начала года взносы на доходы каждого сотрудника начисляются по максимальным ставкам, которые предусмотрены для каждой категории работника, а затем, когда сумма доходов нарастающим итогом достигнет определенных пороговых значений, тарифы снижаются.

В 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.

такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС):

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

Регрессивные ставки в 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.

Примечание: иностранные граждане из стран членов ЕАЭС, являющиеся ВКС, рассматриваются отдельно, в следующем пункте.


такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС):

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

Тарифы в ПФ и на социальное страхование такие же, как и с выплат гражданам РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ) :

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Закона об ОМС).

такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС), но исключение составляют взносы на ОПС по временно пребывающим специалистам из стран ЕАЭС. Их начислять не нужно (Письмо Минфина России от 12.07.2017 N 03-15-06/44430, Минтруда России от 18.11.2015 N 17-3/В-560):

Пенсионное страхование – не начисляются
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

Взносы не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ) :

Пенсионное страхование – не начисляются
Социальное страхование - не начисляются
Медицинское страхование - не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Закона об ОМС).


Взнос зависит от вида деятельности компании и может составлять от 0,2% до 8,5%. От гражданства и статуса работника размер взноса не зависит вообще. Начисляется со всех доходов иностранцев, независимо от наличия или отсутствия вида на жительство, разрешения на временное проживание или статуса ВКС.

Основание: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"



Штраф для должностных лиц от 25 000 до 50 000,
для фирм и предпринимателей от 250 000 до 800 000.
КоАП РФ, статья 18.15, части 1 и 2.

Те же самые нарушения в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области:
Штраф для должностных лиц от 35 000 до 70 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 1 000 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 4

Штраф для должностных лиц от 35 000 до 50 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 800 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 3

Те же самые нарушения в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области:
Штраф для должностных лиц от 35 000 до 70 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 1 000 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 4


Есть два мнения относительно того, нужно ли уведомлять МВД о заключении/расторжении договора с гражданином Белоруссии.

Первое мнение: нужно уведомлять.
Относительно граждан Белоруссии и Казахстана есть письмо УФМС России по г. Москве от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н "О вопросах трудоустройства иностранных граждан", где приведен развернутый ответ на поставленный вопрос: "Следует ли уведомлять органы ФМС России о заключении (расторжении) трудовых договоров с гражданами Беларуси и Казахстана? В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Примечание к письму: В письме 2015 года речь идет о ФМС, а не о МВД, так как ранее эти функции выполняла ФМС, но в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 Федеральная миграционная служба России упразднена с 01 июля 2016 года.

Евразийский экономический союз — особая экономическая зона, объединившая в себе Россию, Беларусь, Армению, Казахстан и Киргизию. Согласно Договору о ЕАЭС, подписанному в Астане 29 мая 2014 года, между странами — участницами союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Фактически на территориях этих стран их граждане уравнены в правах.

Такое сотрудничество вызывает вопросы у заказчиков, которые хотят заключить с иностранными гражданами договор гражданско-правового характера. Какие документы нужны при оформлении договора? По какой ставке исчисляются НДФЛ и страховые взносы? На примере самых популярных вопросов разбираем особенности заключения договора ГПХ с гражданами стран — участниц ЕАЭС, въехавшими в Россию.

Какие документы должен предоставить гражданин страны — участницы ЕАЭС при заключении договора ГПХ?

В этой ситуации подрядчик/исполнитель — иностранный гражданин должен предоставить заказчику:

  1. Документ, удостоверяющий личность: паспорт, выданный иностранным государством. В случае если паспорт выдан на иностранном языке, подрядчик/исполнитель должен предоставить нотариально заверенный перевод документа.

Обратите внимание на срок действия документа, удостоверяющего личность. Если он уже закончился, такой документ нельзя принимать — работник должен его заменить.я

  1. Миграционную карту. Она необходима для заполнения уведомления о заключении договора, направляемого в МВД РФ. Исключение: граждане Республики Беларусь — им миграционные карты не выдаются (ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств — участников Союзного государства»).
  2. Лицензию, если выполнение работы / оказание услуги лицензируется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ, или подтверждение членства в СРО (в тех случаях, когда оно необходимо).

Иностранному гражданину не обязательно предъявлять заказчику:

  1. Документ о постановке на налоговый учет (ИНН). Иностранный исполнитель/подрядчик становится на учет автоматически, если его налоговый агент (заказчик) подает сведения о выплате ему доходов (п. 25 ст. 1 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
  2. Документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования или уведомление о регистрации АДИ-РЕГ). В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ обязательное пенсионное страхование распространяется на всех иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ. Исключение — высококвалифицированные специалисты.

Если у иностранного гражданина при приеме на работу нет страхового стажа, заказчик может представить анкету застрахованного лица за него (п. 8 «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н).


Требуется ли гражданам стран — участниц ЕАЭС патент или разрешение на работу?

Нет, так как в соответствии с п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС подрядчики/исполнители из ЕАЭС не должны получать разрешение на трудовую деятельность в государстве трудоустройства.

Нужно ли уведомлять МВД о заключении договора ГПХ с гражданином страны — участницы ЕАЭС?

МВД необходимо уведомлять о заключении и расторжении договора ГПХ с иностранным гражданином (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора. Подать уведомление можно как лично в местном отделении ГУМВД, так и отправив его по почте — если такая возможность в отделении предусмотрена (п. 8 приложения № 15 к Приказу МВД РФ от 04.06.2019 № 363).

За неисполнение обязанности по уведомлению МВД о заключении/расторжении договора ГПХ с иностранным гражданином ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрено административное наказание:

  • для граждан — штраф от 2 000 до 5 000 рублей;
  • для должностных лиц — штраф от 35 000 до 50 000 рублей;
  • для юридических лиц — штраф от 400 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Уведомление подается по каждому исполнителю индивидуально. Форма уведомления о заключении договора регламентирована приложением № 13, а форма уведомления о расторжении договора — приложением № 14 к Приказу МВД России от 04.06.2019 № 363.


В уведомлении указываются сведения из документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина в Российской Федерации. В первую очередь это его паспорт либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Отметим, что целесообразно заранее ознакомиться с формами уведомлений и порядком их заполнения (утвержден приложением № 15 к Приказу МВД России от 04.06.2019 № 363). Необходимую для заполнения информацию и документы лучше запросить у иностранного гражданина еще до заключения гражданско-правового договора.

В текущей судебной практике не существует окончательного мнения по поводу того, нужно ли уведомлять МВД России о заключении договора ГПХ с гражданами Республики Беларусь.

Согласно одной точке зрения, это требование относится ко всем без исключения иностранными гражданам (Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2017 № 308-АД17-333).

Согласно другой точке зрения, уведомлять МВД России о приеме на работу белорусов не нужно, так как действующий в Российский Федерации порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ не применяется. Это следует из содержания решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 (Постановление Верховного Суда РФ от 30.05.2017 № 78-АД17-19).

Нужно ли оформлять на гражданина страны — участницы ЕАЭС полис добровольного медицинского страхования?

Нет. Согласно п. 10 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, для трудоустройства иностранный исполнитель/подрядчик должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования. Если такого полиса нет, то заказчик должен заключить с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному исполнителю/подрядчику платных медицинских услуг. Эти документы должны обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

Однако граждане стран — участниц ЕАЭС в соответствии с п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС имеют то же социальное обеспечение, что и граждане государства трудоустройства — в нашем случае России. Согласно п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС, социальное обеспечение (социальное страхование) означает как обязательное медицинское страхование, так и обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

По каким тарифам уплачиваются страховые взносы с выплат гражданам стран — участниц ЕАЭС?

Поскольку граждане стран — участниц ЕАЭС имеют такое же социальное обеспечение, как и граждане России, тарифы для обеих категорий будут одинаковыми.

Подробнее о тарифах страховых взносов читайте здесь.

Страховые взносы с выплат гражданам стран — участниц ЕАЭС вносятся на ОМС и ОПС. Исключение — высококвалифицированные специалисты. На них не уплачиваются страховые взносы на ОПС (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

Стоит отметить, что взносы на травматизм уплачиваются, только если это предусмотрено договором ГПХ (Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Если же договор ГПХ не предусматривает этого — взносов не будет (абз. 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Исчисляется ли НДФЛ с доходов граждан стран — участниц ЕАЭС, работающих по ГПХ?

Да. Если гражданин страны — участницы ЕАЭС пребывает на территории России не менее 183 дней в течение налогового периода (календарного года), то с его доходов исчисляется НДФЛ в размере 13 %, как и в общем случае с доходов граждан РФ. При этом ставка 13 % применяется при налогообложении доходов с первой выплаты.

Налоговые вычеты применяются только в том случае, если иностранец стал налоговым резидентом РФ (письмо Минфина России от 15.06.2018 № 03-04-05/40970).

Если по итогам года иностранный исполнитель/подрядчик находился на территории России менее 183 дней, то к нему будет применена «нерезидентная» ставка НДФЛ — 30 % (письмо Минфина РФ от 27.02.2019 № 03-04-06/12764).

Доходы от деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов также облагаются НДФЛ по ставке 13 % (п. 3 ст. 224, ст. 226 НК РФ). Однако если высококвалифицированный специалист не стал резидентом РФ, то его доходы, полученные не от трудовой деятельности, будут облагаться НДФЛ по ставке в 30 %.

Подробнее о налоговых ставках по НДФЛ читайте здесь.

Об авторах: Максим Верхорубов — юрисконсульт сервиса Контур.Норматив, Игорь Невский — аттестованный аудитор.

Статья подготовлена по материалам рубрики «Вопросы экспертам» справочно-правового сервиса Контур.Норматив.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Оставьте заявку прямо сейчас, и получите бесплатную консультацию юриста в течение 5 минут

Advantages

Офис рядом с метро.

Advantages

Услуга предоставляется в кратчайшие сроки.

Advantages

Работаем по договору.

Advantages

Постоянная связь с юристом

Который закрепляется за Вами.


Для официального трудоустройства граждан Белоруссии, Казахстана, Армении, Кыргызстана разрешение на работу в России не требуется. В отношении них необходимо запросить следующие документы:

- Паспорт (или иной документ, признаваемый как удостоверение личности).

- Миграционную карту (кроме граждан Беларуси). Граждане государств, входящих в ЕАЭС, прибывшие в Россию для работы, и члены их семей, по-прежнему освобождаются от обязанности регистрации (постановки на миграционный учет) в течение 30 суток с даты въезда, далее нужно в обязательном порядке встать на учёт.

- СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета). Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории России, должны быть застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования с первого дня работы. При этом абсолютно не имеет значения вид трудового договора и срок, на который он был заключён. СНИЛС может оформить работодатель или сам иностранный гражданин.

- Трудовую книжку. Если у иностранного гражданина нет трудовой книжки, то работодатель должен оформить на него трудовую книжку.

- ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика). Потребуется для ежемесячной оплаты налога по патенту на работу, а также работодателю для уплаты налогов за иностранного работника. ИНН оформляется только один раз. Также, как и СНИЛС.

На основе этих документов с иностранцем можно заключать трудовой договор. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) исчисляется по ставке 13% независимо от того, сколько иностранный гражданин из стран ЕАЭС пробыл в России. Отчисления в фонды ФСС(Фонд социального страхования), ПФ (Пенсионный фонд), ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) исчисляются по тем же ставкам, как и для граждан РФ.

Оплачивается ли больничный и другие пособия для трудящихся в России граждан ЕАЭС?

Да, оплачиваются, об это прямо сказано в письме Письма Минтруда России от 18 мая 2016 г. N 17-3/В-197:

"Таким образом, с 1 января 2015 года граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан, со 2 января 2015 года - граждане Республики Армения и с 12 августа 2015 года - граждане Кыргызской Республики независимо от своего статуса являются застрахованными в системе обязательного социального страхования Российской Федерации, в том числе в системе обязательного медицинского страхования, наравне с гражданами Российской Федерации и, соответственно, плательщики страховых взносов должны уплачивать с выплат в пользу данных лиц страховые взносы в том числе на обязательное медицинское страхование. "

А вот бесплатный полис обязательного медицинского страхования (ОМС) положен только тем иностранцам, которые имеют разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство (ВНЖ). В остальных случаях нужно будет приобрести полис добровольного медицинского страхования (ДМС).

Пенсионные отчисления работников в ЕАЭС будут переведены в страну проживания по достижении пенсионного возраста.

Важно: у работодателя есть 3 рабочих дня с момента заключения трудового договора, чтобы уведомить об этом территориальный орган по вопросам миграции (бывшее УФМС). В случае, если работодатель не уведомит данный орган о найме или увольнении иностранного сотрудника, это приведет к крупным штрафам (ст. 18.15, п.3-4 КоАП РФ).

Обращаясь в Мигрант-Гарант, Вы получите исчерпывающую информацию об РНР для работодателя в Москве и Московской области, о положениях, которыми оно регулируется, а также о том, как сделать разрешение на работу для работодателя законно, когда разрешение на работу для мигранта, переселенца в России необходимо получить, а когда в этом нет необходимости. Оставляйте заявку на главной странице нашего сайте, и мы перезвоним Вам через 5 минут!

Размер налоговой ставки НДФЛ в отношении доходов граждан государств - членов ЕАЭС, работающих в РФ по найму, определяется с учетом статуса налогового резидента.

На граждан государств - членов ЕАЭС распространяется общий порядок определения резидентства и исчисления НДФЛ.

Доходы физлиц - налоговых резидентов РФ облагаются НДФЛ по ставке 13%, а доходы граждан, не признаваемых российскими налоговыми резидентами, - по ставке 30%.

С первого дня работы по найму на территории России доходы указанных выше граждан облагаются НДФЛ по ставке 13%. По итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физлица, который зависит от времени его нахождения в РФ.

Налоговыми резидентами РФ признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Если по итогам налогового периода сотрудники организации находились в России менее 183 дней, то суммы НДФЛ, исчисленные по ставке 13 процентов, подлежат перерасчету по ставке размере 30 процентов.

Изложенный порядок определения налогового статуса и исчисления НДФЛ применяется в отношении физлиц независимо от их гражданства.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 28 февраля 2020 г. N БС-4-11/3347

О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации от 18.02.2020 N 03-04-07/11392 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов сотрудников организации - граждан государств - членов Евразийского экономического союза.

Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 февраля 2020 г. N 03-04-07/11392

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письма по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов сотрудников организации - граждан государств - членов Евразийского экономического союза и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Пунктом 1 статьи 224 Кодекса налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено статьей 224 Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 224 Кодекса налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, указанных в пункте 3 статьи 224 Кодекса.

Статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) предусмотрено, что в случае, если одно государство - член Евразийского экономического союза в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц - налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена.

Положения данной статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств - членов Евразийского экономического союза.

Таким образом, с учетом положений статьи 73 Договора и пункта 1 статьи 224Кодекса доходы в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации гражданами государств - членов Евразийского экономического союза, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц с применением налоговой ставки 13 процентов начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации.

При этом по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде.

Данный вывод не противоречит Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 16-П.

Изложенный порядок определения налогового статуса применяется в отношении физических лиц независимо от гражданства.

Учитывая изложенное, если по итогам налогового периода сотрудники организации - граждане государств - членов Евразийского экономического союза не приобрели статус налоговых резидентов (находились в Российской Федерации менее 183 дней), суммы налога, удержанного с их доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету налоговым агентом по ставке в размере 30 процентов.

В данной статье мы поговорим о том, каким образом Евразийский договор повлиял на порядок исчисления НДФЛ с заработной платы граждан стран ЕАЭС, которые трудятся на территории России

Евразийский договор регулирует достаточно широкий круг отношений, в том числе в сфере налогообложения доходов работников-граждан ЕАЭС. Рассмотрим особенности, на которые следует обратить внимание компании, имеющей в своем штате такой персонал.

Договор о Евразийском экономическом союзе (далее также Договор о ЕАЭС, Евразийский договор) официально вступил в силу 1 января 2015 года (Заявление о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; Федеральный закон от 03.10.2014 № 279-ФЗ). Напомним, что данный договор был подписан в Астане 29 мая 2014 года главами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Чуть позже к Союзу присоединились Республика Армения (Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (Минск, 10.10.2014). Для РФ данный договор вступил в силу 02.01.2015 (см. Федеральный закон от 22.12.2014 № 420-ФЗ)) и Кыргызская Республика (Федеральный закон от 13.07.2015 № 219-ФЗ; Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 23.12.2014)).

Порядок исчисления НДФЛ с граждан ЕАЭС

Порядок исчисления НДФЛ с граждан ЕАЭС зависит прежде всего от наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса резидента РФ (ст. 207 НК РФ).

Напомним, что резидентом является человек, который фактически находится в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Доходы резидентов РФ в основной своей массе облагаются по ставке 13 процентов. В отношении же большинства доходов, получаемых лицами, которые не являются резидентами РФ, применяется налоговая ставка 30 процентов (пп. 1, 3 ст. 224 НК РФ). То есть в общем случае иностранец, приехавший в Россию с целью трудоустройства, изначально будет платить налог по повышенной ставке, и только через полгода станет возможным применение ставки, по которой уплачивают налог российские граждане.

Для граждан - членов ЕАЭС установлен иной порядок. Так, статьей 73 Евразийского договора закреплено особое правило, в соответствии с которым в странах - участниках ЕАЭС доходы нерезидентов, получаемые ими в связи с работой по найму, с первого дня должны облагаться НДФЛ по налоговым ставкам, установленным для резидентов. Таким образом, с заработной платы граждан ЕАЭС НДФЛ всегда удерживается по ставке 13 процентов, при этом не имеет значения, сколько дней такой сотрудник находится на территории России. На этот факт обратили внимание налогоплательщиков и официальные органы (письмо Минфина России от 27.01.2015 № 03-04-07/2703 (направлено для сведения нижестоящих налоговых органов и использования в работе письмом ФНС России от 10.02.2015 № БС-4-11/1561@)).

Почему в данном случае применяются нормы Евразийского договора, а не Налогового кодекса (далее - Кодекс)? Дело в том, что Конституцией РФ установлен безусловный приоритет международных норм над нормами национального законодательства нашей страны (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Это касается как налоговых правоотношений (ст. 7 НК РФ), так и социального страхования (ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ); ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее - Закон № 167-ФЗ); ч. 2 ст. 1.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее - Закон № 255-ФЗ); ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ (далее - Закон № 326-ФЗ)), а также любых иных отраслей российского права. Другими словами, если международная норма (к примеру, в нашем случае ст. 73 Евразийского договора) противоречит внутреннему закону РФ - статье 207 Кодекса, то применяться должны именно международные правила.

Налоговые вычеты НДФЛ для граждан ЕАЭС

Итак, с 1 января 2015 года доходы сотрудников - граждан ЕАЭС облагаются НДФЛ по той же ставке, что и доходы граждан РФ, независимо от срока пребывания этих людей в России. Встает вопрос: а как быть с налоговыми вычетами? Может ли, например, гражданин Армении воспользоваться стандартным вычетом на ребенка (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ)? В Евразийском договоре на эту тему ничего не сказано. Однако из пункта 3 статьи 210 Кодекса следует, что на сумму налоговых вычетов могут быть уменьшены доходы налогоплательщика, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса (т.е. 13%). Поэтому, на наш взгляд, ответ положительный. Но Минфин России в своих недавних разъяснениях высказал противоположную точку зрения (письмо Минфина России от 09.04.2015 № 03-04-06/20223).

Читайте также: