Налоговый разрыв по ндфл

Опубликовано: 06.05.2024

Штатный бухгалтер после вызова на комиссию по причине низкой налоговой нагрузки посоветует руководству пойти на уступки ИФНС и исполнить требования инспекторов. В результате даже начинающий бизнес рискует получить большую налоговую нагрузку. При этом реальные требования по налоговой нагрузке так никто и не изучит. А ведь знание этих требований позволяет дать грамотное объяснение низкой налоговой нагрузки, что в большинстве случаев способно решить проблему.

В каких случаях уровень налоговой нагрузки привлечет внимание налоговиков

В процессе налогового контроля «камеральщики» используют очень важный показатель – налоговую нагрузку.

Низкая налоговая нагрузка, как правило, является поводом для:

  • вызова компании на комиссию по легализации налоговой базы;
  • требования неопровержимых доказательств того, что причины низкой налоговой нагрузки – объективны.

Налоговый разрыв по среднеотраслевой нагрузке – один из наиболее важных критериев при отборе компаний на выездные проверки.

Что значит низкая налоговая нагрузка

Увидеть себя глазами налоговиков и понять, что у компании низкая налоговая нагрузка, поможет сама ФНС. Для таких случаев служба выпустила Информацию «О расчете налоговой нагрузки с помощью специального калькулятора на сайте ФНС России».

В общем виде требования по на логовой нагрузке представлены в таблице ниже. Она составлена по типу «светофоров» в банк-клиенте (встроенная программа, «подсвечивающая» контрагентов разными цветами: зеленым, желтым, красным).

Таблица. «Светофор» налоговой нагрузки

Показатель

С чем сравнивать
(зеленый уровень)

Допустимое отклонение
(желтый уровень)

Опасное отклонение
(красный уровень)

Отметим, что, если фирма работает на УСН 15% (платит налог с разницы между доходом и расходами), применяет учетную политику, основанную на методе «по оплате» (т.е. регистрирует выручку в момент поступления оплаты и расходы – так же), то два вида рентабельности опосредованно влияют и на размер единого налога при этом спецрежиме.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Низкая налоговая нагрузка вполне объяснима, если компания только начала работать, даже если такая налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой. Обычно достаточно предоставить в инспекцию пояснения, чтобы решить проблему.

Сложнее объяснить причины низкой налоговой нагрузки, когда компания работает не первый год. Ведь наиболее пристальное внимание у инспекторов вызывают именно причины снижения налоговой нагрузки.

Низкая налоговая нагрузка

Налоговики не всегда знают, что компания осуществляет деятельность по нескольким ОКВЭД. Для расчета налоговой нагрузки они используют основной ОКВЭД. Однако данные при этом могут быть очень завышены.

В этом случае два варианта:

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить налоговикам, что и до этого работали по нему, так как законодательство не запрещает;
  • посчитать налоговую нагрузку по каждому виду своей деятельности.

До сих пор некоторые налоговые инспекции забывают включить в расчет налоговой нагрузки НДФЛ, поэтому всегда имеет смысл пересчитать все самостоятельно.

Если все расчеты верны, то вновь образованная компания может объяснить низкую налоговую нагрузку в свои первые годы тем, что осуществляет:

  • не столько производственную, сколько инвестиционную деятельность;
  • развивает сеть продаж (производство).

Для уже работающей компании такое объяснение подойдет, если она также начала осваивать новый вид деятельности.

Аргументов, объясняющих возникновения убытков, очень много. Например, благодаря развитой в России системе статистики, можно указать налоговикам на упадок в конкретной отрасли и другие параметры, свидетельствующие об объективных причинах ухудшения дел в сфере, на которой специализируется компания или в которой работают ее основные покупатели.

Подробнее о том, какие аргументы помогут убедить инспекторов на налоговой комиссии, читайте в разделе «Комиссии по налоговой нагрузке» нашей статьи «Вызвали на налоговую комиссию: как выиграть поединок с ИФНС?». В разделе «Комиссии по НДС» этой же статьи можно прочитать, как аргументировать «низкий» НДС.

Снижение налоговой нагрузки

Помимо инвестиций, в качестве причин снижения налоговой нагрузки можно указать другие объективные обстоятельства:

  • снижение объемов реализации;
  • повышение закупочных цен на сырье;
  • рост зарплаты, административных расходов и проч.

При этом данные «проблемного» года лучше предоставить в сравнении с прошлыми годами, где налоговая нагрузка была выше.

Образец пояснения о низкой налоговой нагрузке

Составить универсальный образец текста пояснений невозможно. Все же мы постарались добавить в стандартный шаблон рекомендацию по формированию убедительного текста.

Необходимо понимать, что, какие бы ни были уважительные причины, налоговики будут гнуть свою линию и требовать повысить налоговую нагрузку. Именно поэтому наши специалисты зачастую по вновь принятым на обслуживание клиентам берут огонь на себя и ходят на комиссии в налоговую по доверенности.

В дальнейшем мы переводим наших клиентов на режим «невидимки» – то есть работы с такими показателями по налоговой нагрузке, которые не заинтересуют налогового инспектора и не станут причиной «болезненного» интереса ИФНС к бизнесу клиента. Это единственный способ избежать и комиссий, и проверок, в том числе выездных.

Для того, чтобы компания не выбилась из нормативов по налоговой нагрузке, наши специалисты используют все самые актуальные наработки по созданию «режима невидимки». В процессе оказания бухгалтерских услуг мы не только обеспечиваем нашим клиентам такой режим, но и внимательно отслеживаем состояние показателя налоговой нагрузки.

В случае объективного снижения – готовим убедительные пояснения для ИФНС. Благодаря нашей заботе о клиентах, они могут спокойно развивать бизнес, без постоянного страха перед проверяющими с их обязательными многомиллионными доначислениями.

Читатель Илья А. спрашивает:

Налоговая прислала требование объяснить разрыв НДС, или придется доплатить налог. Откуда он вообще мог взяться и как мне доказать, что в декларации я всё указал правильно?

Еще статьи о налоговой:

Разрыв возникает, если у покупателя и поставщика разные налоги

Чтобы произвести какой-то товар, компания покупает материалы у поставщика, а поставщики обычно платят НДС. Поэтому, когда компания делает закупку, в стоимость материалов уже входит НДС.

Потом компания производит свой товар и продает его. После продажи она считает НДС и платит его в налоговую. Получается, что она платит НДС дважды. Чтобы такого не было, налоговая разрешает вычитать один НДС из другого.

Компания «Ванилька» производит мороженое. Она купила молоко и заплатила 30 000 рублей, в том числе НДС 5000 рублей.

«Ванилька» сделала и продала пломбир на 90 000 рублей, НДС — 15 000 рублей.

Чтобы не платить всю сумму целиком, «Ванилька» уменьшает налог — из 15 000 рублей вычитает 5000 рублей и платит НДС 10 000 рублей.

Чтобы всё получилось, в налоговых декларациях «Ванильки» и поставщика молока должно быть написано: «Продал молоко на 30 000 рублей» и «Купил молоко на 30 000 рублей». Если сделка указана в двух декларациях, сходятся суммы и размер НДС, номера и даты счетов-фактур — значит, всё хорошо.

А вот если «Ванилька» подаст декларацию и заплатит НДС меньше, а поставщик не укажет продажу в своих документах, возникнет разрыв. Налоговая пришлет письмо с требованием объяснить, почему так. Получается, разрыв НДС — это расхождение налогов у компаний.

Сложные разрывы — не ваша боль

Разрыв НДС может быть простым и сложным — это зависит от числа партнеров, которые причастны к сделке.

Простой — когда есть один продавец и один покупатель, как в случае с «Ванилькой» и поставщиком молока. Сложный разрыв происходит, если поставщик молока не сам доил корову, а купил молоко у крестьянского подворья, а те — у другой фермы по соседству. Кто-то один не указал сделку в декларации, и вот уже разрыв НДС в цепочке.

По опыту, «Ванильку» сложный разрыв не должен волновать, налоговая вряд ли придет к ним. Главное, чтобы сам поставщик молока указал сделку в своей декларации. В этом случае «Ванилька» уменьшит НДС, а там уже налоговая будет разбираться между теми участниками цепочки, у которых возник разрыв.

О разрыве НДС узнает робот

В законе нет понятия разрыва НДС — его придумали в налоговой, когда писали внутреннюю инструкцию. В ней описан механизм поиска разрыва, но сейчас этим занимается компьютерная программа, которая называется АСК НДС-2 или АСК НДС-3. Это одна и та же программа, но АСК НДС-3 новее.

Алгоритм автоматически строит цепочки между компаниями и людьми и смотрит, кто заплатил НДС, а кто забыл или скрыл сделку. Налоговые инспекторы не разбираются во всех разрывах — если система нашла, они сразу отправляют запрос. Вот как он выглядит:


У компании есть пять дней, чтобы письменно ответить на запрос. Советую не избегать налоговую: если не разобраться в ситуации, придется платить недостающий налог.

Налоговая может попросить приехать — это называют допросом. Они спросят, что за товар вы покупали и зачем, кто поставщик и как это было. Налоговой важно увидеть, что это настоящая компания с действующим директором, а не однодневка с номинальным.

Как пройти допрос в налоговой

Ошибку придется искать самому. Или платить

Если возник разрыв, есть два пути его закрыть: разобраться, почему у налоговой возникли вопросы, или заплатить налог. Если платить не хочется, важно выяснить, почему возник разрыв. Для этого нужно связаться с поставщиком и попросить у него документы:

  • выписку из книги продаж. Это книга, в которой регистрируют все счета-фактуры на товар с НДС;
  • копию налоговой декларации.

Если компания не обманывает налоговую и сделка была, она записана в книге продаж и отражена в декларации поставщика. Эти документы нужно передать в налоговую. Еще бывает, что поставщик сделал ошибки в учете:

Но это простые ситуации. Теперь посложнее: например, сотрудник нас обманул.

«Ванилька» купила молоко у «Молочных берегов». Сделку закрыли, но возник разрыв НДС. «Ванилька» стала разбираться: оказалось, сотрудник купил молоко у одной компании, а документы принес от другой. По документам он потратил 50 000 рублей, а на самом деле 30 000 рублей.

А может быть, что обманул не сотрудник, а посредник — сам взял молоко на одном заводе, а документы принес от другого. В этом случае нужно искать реального продавца, обновлять свою книгу закупок и просить его внести сделку в книгу продаж. Затем две стороны отправляют уточненную декларацию в налоговую. Но придется заплатить разницу в НДС: у реального поставщика НДС будет меньше, потому что товар стоит дешевле.

Разрыв может возникнуть непонятно откуда

В этом году стали происходить и более запутанные ситуации с разрывом НДС. Представим, налоговая присылает письмо, мы идем к поставщику, а тот говорит: «Бро, ты что, я всё сдавал — вот, смотри в документах». И правда, в журнале продаж сделка записана. Остается вопрос, почему налоговая считает, что возник разрыв НДС. Может быть, поставщик не отправил декларацию или произошел сбой в компьютерной программе.

Чтобы выяснить, смотрим в реестре сданных деклараций, какие документы получила налоговая. Обычно для этого делают запрос в сервисе или программе, через которую поставщик отправлял документы. Например, в «Контуре» или «Сбисе».

По опыту, чаще оказывается, что в основной декларации продажа отражена, но следом сдана уточненная декларация непонятно от кого, в которой этой продажи нет. И так происходит из раза в раз. Компании обращаются в полицию и прокуратуру, но сказать, откуда берутся уточненные декларации, никто пока не может.

Проблемы можно предупредить

Самое неприятное в разрыве НДС — когда выясняется, что поставщик участвует в длинных цепочках. Чтобы не переживать за разрывы, советую проверять контрагентов.

Это можно сделать с помощью услуг и сервисов проверки у контрагентов — такие есть у банков и интернет-бухгалтерий. Еще помогает фиксировать первую покупку: фотографировать или снимать на видео склад, машину с товаром.

Белый бизнес для контроля рисков. Проверяем надежность партнеров, объем переводов и количество налогов, даем рекомендации, как уберечься от вопросов налоговой.

  1. Что такое сложный налоговый разрыв?
  2. Как налоговые инспекторы отрабатывают сложные разрывы?
  3. Примерная схема образования сложного налогового разрыва
  4. Наши рекомендации предпринимателям. Что делать компании при сложном НДС-разрыве
  5. Заключение. Доплачивать ли НДС в бюджет или нет?

Что такое сложный налоговый разрыв?

Большинство проблем предпринимателей с налоговой службой начинается с разрывов по НДС — выявлением расхождений между данными счетов-фактур у поставщика и покупателя.

В стандартной ситуации действующими сторонами по сделке выступают две организации – налогоплательщики. Это поставщик и покупатель, которые взаимодействуют без посредников. Если же сделка совершена с участием более двух организаций, и в этой цепочке на одном из этапов выявлены расхождения по НДС, то выявленная ошибка будет считаться сложным налоговым разрывом.

В этом случае налоговики восстанавливают цепочку событий между компаниями — контрагентами, составляют список, участвующих в операции организаций. По всем выявленным участникам цепочки осуществляются меры налогового контроля. Налоговые инспекторы определяют схему, по которой работали контрагенты, выявляют место в цепочке, в котором появилась ошибка и устанавливают организацию, которая является выгодоприобретателем в совершенной сделке.

Как налоговые инспекторы отрабатывают сложные разрывы?

В Налоговом кодексе Вы не найдете ничего о разрывах по НДС. Налоговики при отработке «сложных» расхождений руководствуются лишь внутренней инструкцией ФНС.

Действуют они по следующему принципу:

Отделы камеральных налоговых проверок расписывают роли, которые играют все участники цепочки. Результатом такой работы является заключение с отражением фирм-однодневок, транзитных организаций и выгодоприобретателей.

Потенциальным выгодоприобретателям направляют уведомление о необходимости явиться на рабочую группу (комиссию). Когда директор или представитель компании является в инспекцию, ему предъявляют контрагентов, которых инспекция считает фирмами-однодневками. После этого предлагают убрать из декларации вычеты по счетам-фактурам, которые выставили данные контрагенты, и добровольно доплатить НДС в бюджет.

Если предприниматель отказывается доплачивать налог, его начинают пугать — угрожают провести выездную тематическую проверку, выписать огромные штрафы, передать материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

В случае выявления сложного налогового НДС-разрыва компания может получить несколько типов запросов и требований:

  • требование о представлении пояснений;
  • требование о представлении документов (информации);
  • уведомление о вызове налогоплательщика в налоговый орган;
  • информационные письма о факте наличия недобросовестных контрагентов.

Примерная схема образования сложного налогового разрыва

Компания «Ромашка» реализует товар транзитной компании. При этом по этой сделке эта организация не отчитывается в налоговых органах и не платит налог в бюджет. Транзитная компания перепродает этот товар покупателю конечного звена или следующему транзитному участнику. При этом транзитная компания начисляет НДС, отражает вычет по НДС и уплачивает налог в бюджет. Покупатель по сделке с транзитной компанией предъявляет сумму НДС к вычету из бюджета. Между транзитной фирмой и компанией «Ромашкой» возникают расхождения. Налоговые органы высылают требования о предоставлении сведений по совершенной сделке всем задействованным участникам цепочки. Тем самым выявляют конечного выгодоприобретателя.

Наши рекомендации предпринимателям. Что делать компании при сложном НДС-разрыве

  1. Формирование требований о расхождениях осуществляется автоматически. Разрывы выявляются при сверке Вашей книги покупок с книгой продаж Вашего контрагента, либо наоборот. Формирование списка организаций, имеющих расхождения в виде разрывов, осуществляется спустя 2-3 недели после предельного срока сдачи налоговой декларации по НДС. Ваша задача — не попасть в соответствующие списки.
  2. Устраняйте разрыв даже если Вам говорят, что в этом нет необходимости. Налоговые инспектора делят разрывы на технические (ошибки с номером счет-фактуры, датой, ИНН или суммами) и схемные, когда есть признаки ухода от налогов. Схемные в свою очередь делят на «разрывника» — это компании «Ромашки» или фирмы-однодневки, «транзитные организации» (технические организации) и «выгодоприобретатели«.

Выгодоприобретатели. Для полицейских — организации, которые с целью минимизации налоговых обязательств воспользовались необоснованными налоговыми вычетами по НДС. Для налоговиков — организации, которых будут побуждать к уплате суммы возникшего разрыва.

Заключение. Доплачивать ли НДС в бюджет или нет?

Самостоятельно устранить разрыв никогда не поздно. Вам будет проще решить, доплачивать налог или нет, если зададите себе три вопроса:

  1. Кто контрагент первого уровня и какова степень его надежности? Если контрагент первого уровня — реальный поставщик, то это одна ситуация, если же это «техническая» компания, то это совсем другая история.
  2. Какова сумма разрыва? Одно дело, когда это 100 000 руб., другое — 100 000 000 руб. При большой сумме разрыва значительно возрастает угроза того, что инспекция назначит тематическую выездную проверку по НДС.
  3. Сможете ли вы доказать реальность хозяйственных операций, их выполнение Вашим контрагентом?

В любой момент Вы можете убрать из декларации данные по счету-фактуре, в отношении которых у налоговиков возникли вопросы, произвести перерасчет обязательств по НДС и доплатить налог в бюджет. Частая практика налоговых инспекторов — приглашение предпринимателей на беседу в инспекцию или звонки с предложениями добровольной уплаты. «Или заплатите добровольно или проведем выездную налоговую проверку — Вы выгодоприобретатель». Рекомендуем придерживаться следующего принципа — «если налогоплательщик осознавал последствия своих действий, значит совершал их умышленно, если ошибка техническая — то и умысла не было.»

Сегодня такое общение с налоговыми инспекторами может заканчиваться не только пустыми угрозами, но и назначением тематической налоговой проверкой по НДС.

Рекомендуем к прочтению следующие статьи данной тематики (Разрывы по НДС):

К юристам обращаются за консультациями по вопросам применения норм права. Однако, в конечном итоге, бизнесмена интересует ответ только на один вопрос: стоит ли вступать в конфликт с налоговой инспекцией, начинать с ней спор (финальная часть которого – это судебный процесс) или не стоит.

Нам, специалистам по налоговому праву Адвокатской фирмы «ЮСТИНА», клиенты часто задают этот вопрос, причем он возникает на разных стадиях (не обязательно на судебной стадии) конфликта между интересами налогоплательщика и налогового органа.

В данной статье мы хотим уделить особое внимание не стадии судебного разбирательства (т.к. судебный процесс – это уже официальное противостояние правовых позиций сторон, которое регламентировано установленными законом процессуальными нормами), а ситуации, которая не регламентирована ни Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ), ни нормами процессуального законодательства. Речь пойдет о вызове налогоплательщика на комиссии по сомнительным контрагентам («разрывам», легализации налоговой базы).

Ни для кого не секрет, что налоговые органы в последние несколько лет все чаще и чаще вызывают налогоплательщиков на такие комиссии, по итогам проведения которых предлагают бизнесу скорректировать налоговый учет и уплатить в бюджет в добровольном порядке суммы налогов и пени, сообщая при этом о том, что в противном случае инспекция проведет в отношении налогоплательщика выездную или камеральную налоговую проверку и доначислит компании не только налоги и пени, но и штрафы, а также, возможно, найдет у налогоплательщика другие нарушения налогового законодательства.

Соглашаться или не соглашаться налогоплательщику с таким предложением налоговой инспекции? Худой мир или добрая ссора?

Предлагаем несколько советов налогоплательщикам о том, какие аспекты нужно проанализировать для правильной оценки последствий такого не урегулированного законодательством «столкновения» с налоговым органом.

Что представляет собой предложение налогового органа уплатить налоги по итогам комиссии?

Прежде всего нужно отметить, что такая форма взаимодействия налогового органа с налогоплательщиком, как комиссия, НК РФ не предусмотрена.

Предложения инспекции по итогам комиссии не имеют официальной обязательной силы. Это именно предложения, к выполнению которых налоговый орган не может принудить налогоплательщика.

Некоторые налогоплательщики считают, что вызов на комиссии, не предусмотренные НК РФ, является формой психологического давления на налогоплательщика.

Тем не менее следует отметить, что в предложениях налоговых органов, сделанных по итогам комиссий, есть свои плюсы.

Что должен проанализировать бизнесмен, получив предложение о добровольной уплате сумм налогов по результатам комиссии?

  1. Сумма налогов, предлагаемая инспекцией к добровольной уплате.

- Является ли сумма, предложенная инспекцией к добровольной уплате, для компании значительной? Какой процент от общей суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком за соответствующий налоговый период, составляет эта сумма?

- Является ли сумма, которую предлагает уплатить инспекция, крупной или небольшой (в абсолютном значении) по сравнению со средними суммами налогов, уплачиваемых другими налогоплательщиками в регионе по отрасли?

- За какие периоды предлагается уплатить налог? Были ли у налогоплательщика хозяйственные операции с контрагентами, которых налоговая инспекция посчитала сомнительными, в других налоговых периодах? Если были, то на какие суммы?

Не секрет, что в планы по выездным налоговым проверкам налоговые органы включают обычно те компании, у которых по результатам предпроверочного анализа были выявлены предполагаемые доначисления на значительные суммы.

Т.е. вероятность того, что в Москве, например, инспекция выйдет на выездную налоговую проверку налогоплательщика в связи с «разрывом» в 100 тыс. руб., крайне мала.

Что касается камеральной налоговой проверки, то глубина ее охвата существенно меньше глубины охвата выездной налоговой проверки.

  1. Обоснованность претензий налоговой.

Нужно ответить на вопрос (он самый важный), сильна ли правовая позиция компании по рассматриваемым на комиссии эпизодам (контрагентам) в случае, если налоговый спор перейдет в официальное русло (если будет проведена налоговая проверка, решение будет обжаловаться в досудебном порядке, затем в суде).

Оценку перспектив обжалования в вышестоящем налоговом органе или суде возможного решения инспекции, вынесенного по результатам проверки, проводит юрист.

При этом юрист должен быть практиком именно в области налогового права, хорошо знать судебную практику по делам о необоснованной налоговой выгоде и делам по применению ст. 54.1 НК РФ. В НК РФ нет норм о том, при каком наборе фактических обстоятельств налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу, а при каком нет. Дела указанной категории оценочные, их исход зависит от конкретного набора фактических обстоятельств и оценки этих обстоятельств судом. Причем судебная практика периодически меняется.

Плюсом вызова компании на комиссию по сомнительным контрагентам является то, что, получив от налогового органа список сомнительных контрагентов, налогоплательщик заранее будет знать, по каким фактам хозяйственной деятельности к нему впоследствии могут быть предъявлены претензии в ходе налоговой проверки.

На основании этого компания может провести работу по усилению своей правовой позиции, а также работу над ошибками. Например, запросить у контрагента дополнительные, отсутствующие документы.

  1. Процессуально-временные аспекты возможной налоговой проверки.

- За какие периоды (годы) налоговая инспекция может провести у налогоплательщика выездную налоговую проверку?

- За какие периоды (в которые у компании имелись хозяйственные операции с контрагентами из списка сомнительных) в отношении компании не завершены или могут возникнуть камеральные налоговые проверки?

- За какие периоды налогоплательщику уже не могут быть доначислены штрафы (истекли сроки давности)?

- Какая налоговая инспекция вызвала налогоплательщика на комиссию: в которой налогоплательщик стоит на налоговом учете или в которой он не стоит?

Если предложение уплатить налоги исходит от инспекции не по месту постановки компании на учет, то эта инспекция не обладает полномочиями по администрированию налогоплательщика, и сама выйти на налоговую проверку она не может.

- Также важно оценить, не возникнет ли уголовное преследование руководителя (бухгалтера, участника) в случае неуплаты компанией доначисленных при проверке налогов.

Если, оценив информацию по описанным выше критериям, налогоплательщик придет к выводу о том, что вероятность проведения налоговой проверки велика и проверка принесет компании больше убытков, чем добровольная уплата налога, то, возможно, компании будет выгодно согласиться с предложением налогового органа об уплате налога. Тем самым она уплатит меньше пени и избежит доначисления штрафа.

Справочно: штраф за неуплату налога составляет либо 20% (за неумышленно совершенное деяние), либо 40% (за умышленно совершенное деяние) от суммы налога.

В иных случаях, и особенно если компания уверена в своей правоте, силе своей правовой позиции, ей не стоит соглашаться с предложением налогового органа.

Как держаться налогоплательщику на комиссии?

К комиссии надо подготовить документы, подтверждающие правоту доводов компании, комплект документов по каждому контрагенту. На комиссии следует утверждать, что претензии инспекции необоснованны, отстаивать свою правоту, держаться уверенно.

Взаимоотношения налогоплательщика с налоговым органом на комиссии чем-то напоминают процедуру рассмотрения возражений на акт налоговой проверки.

При этом часто инспекция на комиссии предлагает уплатить непосильные для налогоплательщика суммы. Поэтому в определенных случаях компании выгодно заключить «джентльменское» соглашение с налоговым органом с учетом анализа силы/слабости аргументов сторон. В практике встречаются примеры, когда компания по итогам комиссии добровольно уплатила налоги по эпизоду одного из контрагентов на небольшую сумму, а налоговый орган, согласившись с правотой доводов компании по более крупному эпизоду, не стал проводить налоговую проверку.

Вместе с тем налогоплательщику следует отдавать себе однозначный отчет в том, что комиссия – это форма взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговым органом, не урегулированная законом. Комиссия – это «джентльменский» способ урегулирования возможного спора.

Инспекция не дает никогда никаких (!) юридических гарантий того, что она не нарушит все устные договоренности и не придет с проверкой за тот же налоговый период, доначислив налоги, пени, штрафы (например, если поменяется руководство налоговой инспекции).

Иногда клиенты рассказывают нам о том, что они не согласны с предложением инспекции о добровольной уплате налога, но при этом не хотят ссориться с налоговой.

В этом случае мы советуем, чтобы налогоплательщик ссылался на мнение своих адвокатов: говорил, что «компания и не против заплатить предложенные суммы в бюджет, но адвокат утверждает, что этого ни в коем случае не надо делать, так как налогоплательщик прав по существу вопроса».

Заключение.

Причины, по которым налоговый орган вызывает налогоплательщика на комиссию по сомнительным контрагентам, могут быть разные.

Иногда инспекция уже заранее проанализировала деятельность конкретного налогоплательщика и приняла решение о том, что проведет в отношении него выездную налоговую проверку, но при этом, понимая, что выездная налоговая проверка – это длительный регламентированный НК РФ процесс, пробует решить вопрос доначисления налогов более простым и быстрым способом (побуждает налогоплательщика уплатить налоги добровольно).

Иногда вызов на комиссию – это следствие проводимой налоговыми органами в целом по стране работы по устранению «разрывов», которая не связана с выходом инспекции на выездную налоговую проверку к конкретному налогоплательщику.

Однако в любом случае налогоплательщику не стоит бояться комиссий.

Компании нужно оценить все плюсы, минусы, перспективы и отстаивать свои права.

P.S. Про обжалование решений в вышестоящий налоговый орган и суд.

В завершение несколько слов про обжалование в вышестоящий налоговый орган и суд решений, выносимых налоговыми органами по результатам налоговых проверок.

Принимая решение об обжаловании в вышестоящий налоговый орган решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки, и тем более решение о том, судиться или не судиться с инспекцией, бизнесмен должен ответить не только на вопрос о силе правовой позиции его компании по спору, но и на ряд других важных вопросов:

- Справится ли штатный юрист компании с налоговым спором или нужно будет привлечь стороннего консультанта?

- Во сколько (в денежном эквиваленте) обойдется судебный спор? Какие ресурсы придется потратить компании во время спора?

- Будут ли заблокированы у компании счета после вступления решения инспекции в законную силу? Будет ли парализована деятельность компании или нет?

Следует определить, какие выгоды и возможные убытки могут возникнуть от налогового спора.

Зачастую стоит обжаловать решение инспекции в вышестоящем налоговом органе, судиться с инспекцией для того, чтобы выиграть время, за которое можно привлечь дополнительные денежные средства, погасить недоимку и тем самым спасти бизнес от разорения.

Вообще, налоговые страшилки существуют давно. В каком-то виде они возникли с самого начала работы налоговой службы. Но вот некоторую системность они стали приобретать примерно полтора десятка лет назад.

Заметьте, я сказал системность, а не логичность. С последней хуже.

Суть их заключается в том, чтобы организовать некое мероприятие – письмо, запрос, вызов на комиссию, проведение беседы и т.п. с одной лишь целью: убедить налогоплательщика в том, что он не прав. Из чего напрямую следует, что нужно оказать некое вспомоществование российскому бюджету.

А в качестве непосредственной угрозы, как правило, выступает:

  • Обещание выездной налоговой проверки;
  • Обещание передать документы в силовые структуры;
  • Из особо абстрактных, когда совсем сказать нечего – «все равно взыщем» , или «мы вас в покое не оставим» . Но это уже вопросы фантазии и красноречия.

По поводу чего возникали соответствующие страшилки?

Первыми появились зарплатные комиссии. Налоговикам казалось, что зарплата платится маленькая, ее необходимо существенно повысить иначе – проверка, полиция и т.д.

Вскоре после этого появились комиссии по «легализации налоговой базы» . Это уже случай, когда кажется, что налогов платится мало в целом. Надо повысить налоговую нагрузку или – см. выше.

Потом беспредметность комиссий стала возрастать. Появились комиссии по аффилированности, по применяемым ценам, по участию в схемах и другие. Пару лет назад мне попалось прекрасное выражение: «Комиссия — «фишка» для быстрого сбора налогов» .

Хитом последнего времени стала кампания по выявлению и устранению разрывов по НДС.

Само понятие налогового разрыва по НДС появилось, конечно, не в этом и не в прошлом году. Однако именно сейчас охота за ним приобрела характер национального вида спорта.

Я даже столкнулся с грустной шуткой «Если вам не приходило письмо о налоговом разрыве, значит у вас нет бизнеса в России» .

Суть конструкции налогового разрыва в том, что выявляется несоответствие в выполнении налоговых обязательств у нас и наших контрагентов (как непосредственных, так и тех, кто был в цепочке поставок достаточно далеко от нас).

Казалось бы, а нам-то что? Нарушения не у нас, в нашем документообороте все в порядке, противоречий нет. Есть проблема с налогоплательщиком, о котором мы чаще даже ничего не знаем (поскольку это поставщик нашего поставщика, например), так с ним и разбирайтесь!

Но налоговики придерживаются другого мнения. Больше всего их действия напоминают пьяницу из анекдота, который ищет ключи не там, где уронил, а под фонарем, поскольку тут светлее. Понятное дело, удобнее давить на того, кто уже здесь, чем искать кого-то еще!

И появляется удивительная по абсурдности манипуляция. Налоговый разрыв, который является просто информационным поводом для выяснения причин его возникновения у участников операции, рассматривается налоговиками как прямое доказательство совершения нами налогового правонарушения (хорошо, если не преступления).

Так почему-же им так важно, чтобы мы сами признали свою неправоту?

Да потому, что наличие разрыва не дает им НИКАКИХ дополнительных прав, кроме как работать дальше и устанавливать обстоятельства его появления. Он не порождает у нас НИКАКИХ налоговых обязанностей (кроме тех, конечно, которые мы сами на себя примем).

Отсюда и появляются достаточно неприятные ловушки, в которые попадают многие налогоплательщики, ничем не прикрытые манипуляции и стремление сделать свою работу нашими руками.

И все для блага государства – пополнение бюджета, все-таки .

О тех приемах, которые применяют налоговики, ситуациях, в которых оказываются налогоплательщики, способах выявления таких ситуаций и противостояния им – в следующих публикациях, а также на нашем вебинаре «Скрипты налогоплательщика - 3: Налоговые разрывы и их последствия» (следите за объявлениями).

Читайте также: