Налоговый агент отсутствует в бд егрн 2 ндфл что это

Опубликовано: 26.04.2024

275-основа.jpg

В настоящее время продолжает формироваться практика применения новых составов правонарушений, связанных с привлечением налогового агента к ответственности за пропуск срока представления расчета по форме 6-НДФЛ, а также за представление документов, содержащих недостоверные сведения. Некоторым вопросам ответственности налоговых агентов посвящено интервью с экспертом - Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какую ответственность предусматривает Налоговый кодекс за непредставление налоговым агентом отчетности по НДФЛ?

С 2016 года ответственность налогового агента дифференцирована в зависимости от вида непредставленного документа. Самостоятельными статьями НК РФ установлены санкции:

— за непредставление в установленный срок документов (сведений), обязанность представления которых установлена НК РФ (штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ — 200 рублей за документ, например, за непредставление справки 2-НДФЛ);

— за непредставление в установленный срок расчета сумм НДФЛ как отдельного документа (штраф по пункту 1.2 статьи 126 НК РФ — от 1000 рублей);

— за представление недостоверных документов — штраф по статье 126.1 НК РФ 500 рублей за каждый документ, содержащий недостоверные сведения;

— за непредставление в установленный срок сведений, отказ от представления документов по запросам налогового органа — штраф 10 000 рублей (пункт 2 статьи 126 НК РФ).

Обратим внимание, что при наличии соответствующих оснований указанная ответственность (за исключением ответственности за непредставление расчета сумм НДФЛ) касается всех налоговых агентов, а не только агентов по НДФЛ.

Иными словами, просрочка на один день будет влечь штраф 1000 рублей, просрочка на один месяц и один день — 2000 рублей и т.д.

В целях исчисления продолжительности такой просрочки учитывается срок от даты, следующей за установленной НК РФ датой представления расчета, по дату его фактического представления в налоговый орган.

Если окажется, что представленные налоговым агентом сведения недостоверны?

Представление налоговым агентом налоговому органу предусмотренных НК РФ документов с недостоверными сведениями наказывается штрафом. Штраф составляет 500 рублей за каждый документ, содержащий недостоверные сведения (статья 126.1 НК РФ). Речь идет о составляемых налоговым агентом документах налоговой отчетности, налоговых регистрах.

Для привлечения к ответственности не имеет значения, представлен документ налоговым агентом в рамках исполнения им положений части второй НК РФ или в ответ на требование налогового органа в порядке статей 93, 93.1 НК РФ.

Привлечение к ответственности по статье 126.1 НК РФ возможно только при условии фактического получения документа налоговым органом.

На возможность привлечения к ответственности не влияет факт представления налоговым агентом документа досрочно (до истечения срока его представления, установленного НК РФ).

Представление налоговым агентом документа с пропуском срока и при том, что такой документ содержит недостоверные сведения, будет влечь ответственность за каждое правонарушение отдельно.

Что относится к недостоверным сведениям?

Недостоверными, то есть не соответствующими действительности, могут оказаться любые сведения, отраженные в соответствующих реквизитах формы отчетности (письмо ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515). Примерами таких сведений являются:

— арифметические ошибки;

— искажение суммовых показателей;

— ошибки в показателях, идентифицирующих налогоплательщиков (ИНН физического лица, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные).

Ответственность может наступать не только, когда налоговый агент подменил дату, внес иные исправления в документ, но и первоначально составил его не в соответствии с имеющимися фактическими данными.

Недостоверными могут оказаться и сведения в справке 2-НДФЛ?

Ответственность по статье 126.1 НК РФ может наступать в случае представления налоговым агентом в налоговые органы любых предусмотренных НК РФ документов с недостоверными сведениями, включая и справки 2-НДФЛ.

Статья 126.1 НК РФ применяется в отношении действий, совершенных с 1 января 2016 года, и охватывает случаи выявления налоговым органом недостоверных сведений в документах, представленных начиная с 2016 года, в том числе, в уточненных документах, представленных налоговым агентом за периоды, предшествующие 2016 году.

Предусмотрена ли ответственность за неправильное заполнение налоговым агентом документа, например, расчета по форме 6-НДФЛ?

Вопрос о квалификации деяний налогового агента при неполном или неправильном заполнении расчета сумм НДФЛ зависит от конкретных обстоятельств.

Когда в расчете налоговый агент указал неполную информацию о суммах начисленных и выплаченных физическим лицам доходов, то представление такого расчета может влечь применение ответственности по статье 126.1 НК РФ.

При этом за несоблюдение порядка заполнения расчета, предположим, когда при отсутствии значения по суммовым показателям вместо ноля поставлен прочерк, ответственность не применяется.

Влияет ли на привлечение к ответственности то обстоятельство, что представление недостоверных сведений не привело к неуплате НДФЛ?

Непосредственно в статье 126.1 НК РФ последствия представления недостоверных сведений — привело это к неудержанию суммы налога или нет, не указаны.

Вместе с тем, если недостоверность сведений не стала причиной невозможности для налогового органа идентифицировать налогоплательщика, вид и размер выплаченного дохода, то привлечение к ответственности неправомерно.

Объективной стороной правонарушения является представление документов, содержащих недостоверные сведения, если указанные действия могли затруднить осуществление налоговым органом мероприятий налогового контроля вследствие невозможности идентификации физических лиц, повлечь несвоевременное и (или) неполное перечисление налоговым агентом НДФЛ, привести к нарушению прав физических лиц. Об этом сказано в решении ФНС России от 22.12.2016 № СА-4-9/24731, вынесенном по жалобе налогового агента.

При применении данного подхода неправильное указание в документе даты получения дохода, кода дохода, отражение в документе доходов, освобождаемых от налогообложения, не должно являться основанием для привлечения к ответственности.

При каких условиях налоговый агент может быть освобожден от ответственности за представление недостоверных сведений?

Освобождение от ответственности за представленные недостоверные сведения применяется в случае самостоятельного выявления налоговым агентом ошибок и представления налоговому органу уточненных документов (пункт 2 статьи 126.1 НК РФ).

Для освобождения от ответственности по статье 126.1 НК РФ уплаты налога, пени не требуется.

Когда должны быть совершены такие действия?

Такие действия должны быть совершены до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных документах сведений.

Момент обнаружения налоговым органом правонарушения может определяться как составление налоговым органом акта по итогам выездной или камеральной налоговой проверки (пункт 1 статьи 100 НК РФ), составление акта в порядке пункта 1 статьи 101.4 НК РФ.

Напомню, что справки 2-НДФЛ декларацией (расчетом) не являются и камеральной проверке не подлежат. Соответственно недостоверность сведений в этом документе может выявляться в рамках выездной проверки или вне рамок камеральной и выездной проверки в пределах трехгодичного срока давности привлечения к ответственности.

Применяется ли освобождение, если налоговая инспекция направила налоговому агенту требования о представлении пояснений?

ФНС трактует положения пункта 2 статьи 126.1 НК РФ таким образом, что сам факт направления налоговым органом налоговому агенту требования о представлении пояснений по представленному документу, с указанием выявленных ошибок и противоречий, не позволяет применить освобождение от ответственности (письмо ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/13012).

На мой взгляд, данная трактовка не в полной мере соответствует выработанному правоприменительной практикой подходу к освобождению от ответственности лица, представившего уточненную декларацию (расчет) в порядке статьи 81 НК РФ.

Налоговый орган может указывать в качестве причины направления требования о представлении пояснений сведения об ошибках, которые носят предполагаемый характер.

Налоговый агент, получивший требование о представлении пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган, в которых указаны выявленные налоговым органом ошибки и противоречия, вправе подать уточненные сведения и претендовать на освобождение от ответственности на основании пункта 2 статьи 126.1 НК РФ.

Другое дело, если в составленном налоговым органом документе (требовании о представлении пояснений, протоколе приема сведений) описан факт нарушения законодательства, например, неправильное применение ставки, то есть, когда очевидность нарушения сомнений не вызывает. В этом случае налоговому агенту, представившему уточненный расчет, корректирующую справку, рекомендуется заявлять о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (подпункт 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ).

Может ли налоговый агент быть привлечен к ответственности по статье 126.1 НК РФ в случае, если в представляемых им в налоговый орган справках 2-НДФЛ и (или) в приложении № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций не будут указаны ИНН физических лиц — получателей дохода?

Обязанность представления физическим лицом налоговому агенту свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, в котором указан присвоенный ему ИНН, НК РФ не предусмотрена. С учетом пункта 7 статьи 84 НК РФ физические лица вправе использовать вместо ИНН свои персональные данные.

Согласно Приказу ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ в форме 2-НДФЛ в поле «ИНН в Российской Федерации» указывается ИНН — физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется.

Аналогичные положения отражены в порядке заполнения Приложения № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций «Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом от операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов» (Приказ ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@).

В форматах представления указанных форм налоговой отчетности таблицы, посвященные персональным данным физического лица — получателя доходов, предусматривают, что такой элемент как ИНН физического лица не относится к обязательным. То есть, данный элемент (совокупность наименования элемента и его значения) в файле обмена может отсутствовать.

Отсутствие у налогового агента сведений об ИНН физического лица — получателя дохода, в том числе по причине неполучения налогоплательщиком ИНН, не может являться основанием для отказа в принятии отчетности налоговым органом.

При незаполнении поля «ИНН в Российской Федерации» налоговый орган сформирует протокол приема сведений с типом сообщения налоговому агенту «Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России». Однако сведения о доходах физических лиц (при отсутствии иных нарушений) будут считаться прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему (письмо ФНС России от 06.09.2017 № БС-4-11/17753@).

Иными словами, незаполнение показателей об ИНН физического лица — получателя дохода нарушением не является.

А если неверно был указан ИНН налогоплательщика?

В письмах ФНС России от 12.02.2016 № БС-4-11/2303@, от 06.09.2017 № БС-4-11/17753@ высказана позиция, согласно которой указание в документах недостоверных сведений об ИНН налогоплательщика (не соответствующего фактически присвоенному) влечет привлечение налогового агента к ответственности.

Вместе с тем, с учетом уже названного решения ФНС России от 22.12.2016 № СА-4-9/24731, привлечение к ответственности можно оспорить, если в документе были указаны иные сведения о физическом лице — получателе дохода, позволяющие его идентифицировать.

Кроме того, на мой взгляд, налоговый агент не может быть привлечен к ответственности за использование в документах недостоверных или некорректных сведений, которые получены им от налогоплательщика и налоговый агент не знал и не мог знать о недостоверности имеющихся у него сведений. Например, при изменении паспортных данных физического лица, присвоении ему нескольких ИНН. В подобной ситуации вина налогового агента в совершении правонарушения отсутствует (статьи 106, 109, 110 НК РФ).

  • 2‑НДФЛ — до 1 апреля во всех налоговых
  • 6‑НДФЛ в 2021 году
  • Стандартные налоговые вычеты по НДФЛ
  • Как в 2‑НДФЛ отражать зарплату за декабрь, выданную в январе?
  • Как заполнить 2‑НДФЛ в 2021 году

Справочная / Отчётность и налоги за сотрудников

Как заполнить 2‑НДФЛ в 2021 году

Если вы выдаёте зарплату работникам или дивиденды учредителям, вам нужно удерживать с этих выплат НДФЛ и перечислять его в налоговую. Существует два отчёта по НДФЛ: ежеквартальный 6-НДФЛ и ежегодный 2-НДФЛ. Отчёт 2-НДФЛ отменяют с 2021 года, но за 2020 год его нужно сдать в прежней форме. В этой статье мы расскажем о том, как заполнить 2-НДФЛ.

Если в течение года ни один человек не получал от вас доходы, 2-НДФЛ сдавать не нужно.

Что такое НДФЛ

НДФЛ — это налог на доходы физических лиц. Его платит каждый человек, который получает доход. Но чаще всего он платит не сам, а этим занимается организация, в которой он работает.

Наняв работника, вы становитесь его налоговым агентом. Теперь вы должны считать, удерживать и перечислять в налоговую НДФЛ с его зарплаты. Важно: вы платите НДФЛ не из своих денег, а удерживаете из зарплаты сотрудника. То есть вы посредник между ним и государством. Обычно, размер НДФЛ 13% от дохода. Но бывает и больше. Например, с выигрыша в лотерею нужно заплатить 35%.

Сроки сдачи отчётности 2-НДФЛ

2-НДФЛ нужно сдавать раз в год до 1 марта. Если срок выпадает на выходной или праздник, он переносится на следующий рабочий день.

Не забывайте каждый квартал сдавать отчёт 6-НДФЛ. Подробнее о нём читайте в статье «Как подготовить отчёт 6-НДФЛ».

Правила заполнения формы 2-НДФЛ

2-НДФЛ состоит из справок на каждого сотрудника. В справке отражается информация о доходах, вычетах, исчисленном, удержанном и перечисленном налоге.

  • Исчисленный налог — 13% от разницы между доходами и налоговыми вычетами.
  • Удержанный налог — сколько НДФЛ вы удержали из зарплаты сотрудника.
  • Перечисленный налог — сколько НДФЛ вы перечислили в налоговую.

Чаще всего трудности возникают при заполнении суммы перечисленного налога. В течение всего года вы платите общую сумму НДФЛ по всем сотрудникам, а в 2-НДФЛ её нужно распределить отдельно по каждому. Если вы всегда перечисляли ровно столько, сколько должны, проблем не будет — исчисленный, удержанный и перечисленный налог будут равны. Но встречаются ситуации, когда эти суммы различаются. Причины бывают разные. Например, при пересчёте налога в случае увольнения сотрудника вы не можете удержать налог, а при несвоевременном перечислении налога в бюджет образуется недоплата.

Что делать, если вы недоплатили НДФЛ

Если вы можете удержать недоплаченный НДФЛ, сделайте это до подачи 2-НДФЛ. Так вы сначала погасите недоимку, а потом распределите перечисленный налог по сотрудникам. Тогда в 2-НДФЛ начисленный, удержанный и перечисленный налог будут равны.

Если вы недоплатили и не можете удержать налог, например, сотрудник уже уволился, подготовьте справку 2-НДФЛ с признаком «2». В ней начисленный налог будет отличаться от удержанного и перечисленного. Также заполните строку «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом».

Что делать с переплатой НДФЛ

Есть две причины переплаты:

  1. Вы удержали у сотрудника нужную сумму НДФЛ, но по ошибке перечислили больше. Такое может случиться из-за ошибки в платёжке. В этом случае переплату можно только вернуть или зачесть в счёт платежей по другому налогу. Зачесть в счёт предстоящих платежей по НДФЛ не получится. Всё потому, что НДФЛ — это налог, который удерживают из зарплаты сотрудника. Платить его из личных средств нельзя, а вот другие можно, например, УСН или НДС. В 2-НДФЛ такая переплата не отражается.
  2. Вы удержали у сотрудника больше НДФЛ, чем нужно. Такую переплату вы должны вернуть ему по заявлению в течение трёх месяцев.

Вы можете вернуть эту сумму из своих денег, а потом уменьшать на неё платежи по НДФЛ за всех сотрудников. И так, пока полностью не возместите налог, но в рамках трёх месяцев. Иногда суммы налога, который предстоит перечислить в ближайшие три месяца, не хватает для возмещения переплаты. Поэтому прикиньте будущие платежи заранее. И если поймёте, что их недостаточно, подайте в налоговую заявление о возврате излишне удержанного налога. Это нужно сделать в течение 10 дней со дня получения заявления от сотрудника.

Если вы успеете вернуть работнику деньги до подачи 2-НДФЛ, то переплату в справке показывать не нужно. Начисленный, удержанный и перечисленный налог будут равны. Если не успеете, тогда при заполнении 2-НДФЛ поставьте правильную сумму НДФЛ в строку «Сумма налога исчисленная». В строках «Сумма налога удержанная» и «Сумма налога перечисленная» укажите НДФЛ с учётом переплаты. А в строку «Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом» — только сумму переплаты. После возврата работнику НДФЛ нужно подать в инспекцию уточненную справку 2-НДФЛ.

Когда подают аннулирующие справки

Чаще всего, когда отправили отчёт не в ту налоговую. Если 2-НДФЛ нужно просто скорректировать, сразу подайте корректировку — аннулирующую справку перед этим не подавайте.

В аннулирующей справке в поле «признак» ставят код 99. А в полях «Сумма дохода», «Сумма исчисленного налога», «Сумма удержанного налога», «Сумма перечисленного налога» — нули.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 22 декабря 2016 года N СА-4-9/24731@

[О правомерности привлечения к ответственности за предоставление справок о доходах по форме 2-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения о серии и номере паспорта и об адресе места жительства налогоплательщика, при наличии иных идентифицирующих признаков налогоплательщика (ФИО, ИНН)]

Федеральной налоговой службой получена жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Х" (далее - Общество, Заявитель) от 02.11.2016 на решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы (далее - Межрегиональная инспекция, налоговый орган) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) от 21.09.2016 (далее - Решение).

Решением Общество в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126.1 Кодекса, за представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных Кодексом, содержащих недостоверные сведения в виде взыскания штрафа в размере 5000 рублей.

ООО "Х", не согласившись с Решением, обратилось с жалобой в Федеральную налоговую службу, в которой просит отменить указанное Решение.

Заявитель считает, что в его действиях отсутствует вина в совершении налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126.1 Кодекса в силу следующего.

По мнению Заявителя, указание им в справке о доходах по форме 2-НДФЛ достоверных данных об идентификационном номере налогоплательщика (далее - ИНН) достаточно для идентификации физического лица - получателя дохода.

В жалобе Заявитель указывает, что ООО "Х", как налоговым агентом предприняты все меры по актуализации персональных данных физических лиц - получателей дохода, в частности в локальном акте (Правила внутреннего трудового распорядка) предусмотрена обязанность работников об уведомлении работодателя об изменении персональных данных.

По мнению Заявителя, представленные Обществом в Межрегиональную инспекцию справки о доходах по форме 2-НДФЛ содержат все необходимые сведения, подтверждающие исполнение обязанности Общества как налогового агента, установленной положениями пункта 2 статьи 230 Кодекса.

Федеральная налоговая служба, изучив доводы Общества, изложенные в жалобе, оценив и исследовав материалы и информацию, представленные Обществом и Межрегиональной инспекцией, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 230 Кодекса налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. В силу пункта 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

На основании пункта 3 статьи 230 Кодекса налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Пунктом IV Порядка заполнения Раздела 2 "Данные о физическом лице - получателе дохода" установлено следующее:

- при заполнении поля "ИНН в Российской Федерации" указывается идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе Российской Федерации. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется;

- при заполнении поля "Серия и номер" указываются реквизиты документа, удостоверяющего личность налогоплательщика, соответственно, серия и номер документа, знак "N" не проставляется;

- при заполнении поля "Адрес места жительства в Российской Федерации" указывается полный адрес места жительства налогоплательщика на основании документа, удостоверяющего его личность, либо иного документа, подтверждающего адрес места жительства.

Согласно пункту 1 статьи 126.1 Кодекса представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных Кодексом, содержащих недостоверные сведения влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.

Как следует из материалов жалобы, 29.03.2016 Общество представило в Инспекцию сведения по форме 2-НДФЛ за 2015 год в количестве 282 справок.

В ходе проведения мероприятий налогового контроля на предмет достоверности сведений, указанных в справках о доходах по форме 2-НДФЛ за 2015 год Межрегиональной инспекцией установлено, что в 10 справках содержатся недостоверные сведения, а именно:

- 2 справки содержат недостоверные сведения о серии и номере паспорта налогоплательщика;

- 8 справок содержат недостоверные сведения об адресе места жительства налогоплательщика.

Федеральная налоговая служба считает неправомерным привлечение Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126.1 Кодекса, за представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных Кодексом, содержащих недостоверные сведения о серии и номере паспорта и об адресе места жительства налогоплательщика в связи с нижеследующим.

Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 126.1 Кодекса, является представление в налоговый орган справок по форме 2-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения, при условии, что указанные действия могли затруднить осуществление налоговым органом мероприятий налогового контроля вследствие невозможности идентификации указанных в справке физических лиц, повлечь несвоевременное и (или) неполное перечисление налоговым агентом НДФЛ в бюджетную систему Российской Федерации, привести к нарушению прав физических лиц.

Как следует из материалов жалобы, в 10 представленных Обществом справках о доходах по форме 2-НДФЛ за 2015 год содержатся недостоверные сведения о серии и номере паспорта и об адресе места жительства налогоплательщика, при этом в 9 из них содержатся достоверные сведения об ИНН налогоплательщика.

Следовательно, привлечение ООО "Х" к налоговой ответственности, предусмотренной подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 126 Кодекса, за представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных Кодексом, содержащих недостоверные сведения только о серии и номере паспорта или об адресе места жительства налогоплательщика, при наличии иных идентифицирующих признаков налогоплательщика (ФИО, ИНН), неправомерно.

Таким образом, в справках о доходах по форме 2-НДФЛ за 2015 год в отношении физических лиц: ФЛ 1, ФЛ 2, ФЛ 3, ФЛ 4, ФЛ 5, ФЛ 6, ФЛ 7, ФЛ 8, ФЛ 9 содержатся достоверные сведения об ИНН налогоплательщика, позволяющие идентифицировать указанных физических лиц - получателей дохода.

Из материалов жалобы следует, что в представленной 29.03.2016 справке о доходах по форме 2-НДФЛ за 2015 год в отношении ФЛ 10 в Разделе 2 "Данные о физическом лице - получателе дохода" поле "ИНН в Российской Федерации" в отношении физического лица не заполнено.

Таким образом, отсутствие в справке о доходах по форме 2-НДФЛ за 2015 год от 29.03.2016 сведений об ИНН не позволяет идентифицировать физическое лицо - получателя дохода.

Следовательно, Общество подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126.1 Кодекса, за представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных Кодексом, содержащих недостоверные сведения в виде взыскания штрафа в размере 500 рублей.

В отношении направления Обществу решения по жалобе в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

Из пункта 4 статьи 31 Кодекса следует, что формы и форматы документов, предусмотренных Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен Кодексом.

Пунктом 1 Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом ФНС России от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@, установлен перечень документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, при проведении налогового контроля, которые могут быть направлены налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

В установленном перечне отсутствует такой документ, как решение по жалобе налогоплательщика, таким образом, настоящее решение направляется в адрес ООО "Х" на бумажном носителе по почте.

На основании вышеизложенного Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, отменяет решение Межрегиональной инспекции о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) от 21.09.2016 в части взыскания штрафных санкций по статье 126.1 Кодекса в размере 4500 рублей.

В остальной части Федеральная налоговая служба оставляет жалобу общества с ограниченной ответственностью "Х" от 02.11.2016 без удовлетворения.


Мало правильно заполнить отчет, нужно еще сдать его в налоговый орган. К сожалению, в этом году при сдаче отчетности по электронным каналам происходит на удивление много сбоев со стороны ФНС.

У нас проблемы

Начиная с 25 декабря 2018 у налоговой службы возникают неполадки при приемке отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), сообщает один из операторов – ГК «Астрал». А именно, задерживаются ответные транзакции от ФНС: не приходят квитанции и протоколы о приеме отчетов. Проблемы наблюдаются у всех операторов.

Сбои связаны с очередным этапом планового перехода ФНС на автоматизированную информационную систему АИС3 (АИС «Налог 3»). Именно сейчас региональные базы в этой системе заменяются на федеральные. Налоговики обещают позднее выслать пользователям квитанции, протоколы и документы, ждущие своей очереди .

Другой спецоператор, «Такснет», пишет, что технические проблемы в ФНС должны решиться к 1 февраля, но не везде. Во многих регионах ответ от налоговой следует ждать не раньше 11 февраля.

Тем временем официальный сайт налоговой службы никак не комментирует сбои. Напротив, руководитель ФНС Михаил Мишустин говорит о высоком уровне оказания цифровых услуг и работы центров обработки данных.

АИС «Налог-3» – единая информационная система ФНС России, которая обеспечивает автоматизацию деятельности ФНС по всем выполняемым функциям. Стоимость ее разработки и внедрения – 832 млн руб. на первом этапе и 950 млн руб. на втором, итого почти 1,8 млрд рублей.

Реакция пользователей интернета

Участники бухгалтерских форумов и групп в соцсетях рассказывают не только о задержке протоколов, но и о гораздо более неприятных вещах. Например, об отказах в приеме отчетов (хотя при проверке у оператора ЭДО ошибок не было), из-за чего некоторым компаниям уже начислили пени и штрафы. Сообщается и о случаях неправильной привязки отчетов, итог – недоимка и требование об оплате.

В сообществе в Facebook можно прочесть в том числе и такие комментарии:

«Поздравьте, коллеги. Прилетело решение на 200 руб. ))) За несвоевременно сданную среднесписочную. Вообще-то, я отправила отчет 18.01.2019 )) А они приняли 28.01.2019»

«У моего клиента ИП на лицевом счете физического лица присел Расчет по страховым взносам. В результате недоимка и пени сигналят об оплате»

«Что самое интересное отчеты по РСВ принимаются, а среднесписочная висит . 21 срок у нее . висит все, и среднесписочные и вмененка, теперь уже и НДС» – пишет участница еще одного обсуждения.

А некоторым организациям пришли требования на смеси русского и английского языков… «Мне кажется кто-то мстит налоговой. Наняли хакера. И он крякнул им все. Иначе как объяснить происходящее с ФНС?» – недоумевает комментатор.

Активные бухгалтеры даже решили написать коллективное письмо Мишустину.


Что делать?

Не стоит поддаваться панике. Ведь днем представления налоговой декларации считается дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи, гласит п. 4 ст. 80 НК РФ. В статье прямо указано, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме, если иное не предусмотрено самим Кодексом.

Таким образом, если оператор ЭДО может подтвердить факт своевременной отправки отчета, то оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности нет. Если налоговая все же выставит налогоплательщику штраф после окончания срока сдачи, можно запросить у оператора акт технической экспертизы и представить его в ИФНС.

Некоторые пользователи разместили в сети полученные ими рекомендации самих налоговиков на случай сбоев.

При этом сообщается, что проблемы были при сдаче декларации по НДС, затем РСВ, и, «по слухам из налоговой», следует ожидать того же при отправке по ТКС отчета 2-НДФЛ. (Источник)

Налогоплательщиками могут быть как собственные граждане, так и приезжие иностранцы. Но для каждого из агентов применимы правила определения – статусы. Что это за статусы, какие они бывают?

+7 (499) 110-43-85 (Москва)

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Что это такое

Справка формы 2-НДФЛ является официальным документом налоговой системы, в которой отображается вся необходимая для данной сферы информация о налогоплательщике.

Налогоплательщиком может вступать как простое физическое лицо, так и ИП. Предприниматели представляют справку 2-НДФЛ только тогда, если у них есть подчиненные, т.е. принятые на работу физические лица.

В отношении себя справку ИП не предоставляют. Работодатель должен предоставить, как в налоговую в отчетный период, так и своему сотруднику по первому требованию. Бланк справки 2-НДФЛ можно .

Работнику справка предоставляется на протяжении трех дней, поскольку она может пригодиться при переходе на другую работу и т.д.

В 2021 г. до 02.04.2018 гОбычно дата сдачи до начала апреля текущего года, если только не припадает на выходной или праздничный не рабочий день
Если отсутствует возможность своевременной уплаты налога или нет вовсе такой возможностиТо справку нужно предоставить с объяснением в налоговую службу до первого марта текущего отчетного периода

За нормативными актами, а точнее за главой 23 НК РФ, налогоплательщиком является физическое лицо (гражданин), который работает официально, получает за это зарплату, а работодатель выполняет положенные отчисления в налоговую за работника.

За градацией налоговой, налогоплательщики условно разделяются на:

РезидентыЭто граждане РФ, даже те, которые находятся на территории страны более 183 дней за один год. Если резидент покидает страну для обучения или лечения, то данный перерыв не учитывается
ВоеннослужащиеКоторые проходят службу за пределами своей Родины. Они также считаются резидентами
Не резидентыЛица, которые пребывают в стране меньше, чем 183 дня за годовой период, но они работают наравне с резидентами и имеют право на официальный заработок

Порядок заполнения данными в справке 2-НДФЛ зависит напрямую от статуса самого налогоплательщика, а также с учетом того, в каком процентном соотношении с него списывается налог.

Нерезиденты уплачивают налог в 30% и имеют статус «2». Резиденты носят статус «1» и уплачивают налог в 13%.

Заполнять графу про статус налогоплательщика обязательное условие. Иначе документ не будет принят и считаться верно оформленным.

Статус «1»

Статус налогоплательщика «1» в справке 2-НДФЛ — самый распространенный код, так как данное значение присваивают физлицам – резидентам РФ. К ним относят граждан РФ и иностранцев, находящихся на российской территории более 183 дней подряд за последние 12 месяцев (п.2 ст.207 НК). Налог с них удерживается по ставке 13%. Из указанной категории исключаются граждане зарубежных государств, которых можно отнести к налогоплательщикам, требующим указания других статусов, например, «3» или «6».

Как определить, является ли человек резидентом?

Рекомендуется проверить документы: в паспорте – даты виз, отметки таможни о пересечении границ, если есть — справки с места трудоустройства о периоде работы в соответствии с табелем рабочего времени; билеты на въезд в страну и выезд за ее пределы; даты временной регистрации по месту пребывания. Не уменьшают период следующие дни отсутствия:

  • краткосрочные (менее полугода) поездки за рубеж для учебы или на лечение;
  • исполнение трудовых обязанностей на морских углеводородных месторождениях.

Если человек был на территории России минимум 183 дня подряд (за последние 12 месяцев) – он считается резидентом. Стать резидентом или, наоборот, нерезидентом может как иностранный гражданин, так и российский – все зависит от времени его пребывания в России. Окончательный статус устанавливается на конец отчетного периода.

Основные виды (1, 2, 3, 4, 5, 6)

Справка 2-НДФЛ была утверждена ранее Приказом ФНС 30.10.2015 г. и содержала она всего три статуса.

Сегодня в ней насчитывается для более точной формулировки и расшифровки статуса налогоплательщика шесть значений.

Таблица статусов на сегодня такая:

Статус налогоплательщика в 2 НДФЛ «1»Резидент РФ
Статус «2»Не резидент РФ
Статус «3»Специалист высшей квалификации ил мастерства, но не является резидентом РФ
Статус «4»Граждане РФ, которые часто ездят за границу, но возвращаются домой, при этом, налоговая система не рассматривает их, как резидентов страны, применяя к ним иную систему вычетов налогов
Статус «5»Беженцы, не резиденты РФ
Статус «6»Применим к иностранным лицам, у которых согласно патенту имеется разрешение на работу в стране

Усовершенствованную систему статусов очень легко использовать в работе налоговой службы, поскольку она дает более открытую расшифровку и формулировку данных и сведений о гражданине, как отечественном, так и иностранном.

Сроки подачи справки

Подавать отчетность по справкам 2-НДФЛ необходимо же с указанием новых кодов статуса, чтобы избежать претензий от контролирующих налоговых органов. Если по каким-либо причинам организация не удерживала подоходный налог до конца года, уведомить налоговые органы об этом необходимо до 1 марта следующего года, чтобы избежать штрафов.

Если работник в течение года был уволен по любым причинам, то в справке необходимо указывать код его статуса на момент увольнения. Если на работу был трудоустроен иностранный гражданин, но к концу года он приобрел статус резидента, то в справке в отношении него необходимо указывать цифру 1 в графе статус. Это правило не распространяется на тех, кто изначально приехал из-за рубежа и работает по патенту. Для них сохраняется статус «6».

Обновленная классификация упростила определение статуса специалистов, приезжающих на работу в Россию по патентам, а также по приглашениям крупных компаний. Однако при заполнении документации периодически возникают сложности, которые требуют подробных разъяснений.

В какую категорию входят иностранные граждане

К иностранным гражданам правила определения статуса равнозначные общим. Иными словами, в зависимости от того, кем конкретно признается иностранец по работе и порядку уплаты налогов.

Для него также можно определить статус от одного до шести. По чаще всего, иностранные лица, работающие на территории РФ, получают пропуск за патентом.

Как правило, они имеют без виз. Рабочий патент нужен для работы в стране за наймом, для предпринимательства, открытия своего бизнеса и т.д.

Какие бывают статусы налогоплательщика в 2 НДФЛ

Графа «статус налогоплательщика в справке 2 НДФЛ» находится в разделе 2, посвященном данным о физлице, и подразделяется на 6 категорий:

Таблица 1. Статусы плательщика в справке 2 НДФЛ

Расшифровка
1 Налоговый резидент России
2 Лицо, не имеющееся российского резидентства
3 Нерезидент, являющийся высококвалифицированным специалистом
4 Лицо, участвующее в госпрограмме по возвращению россиян на территорию РФ
5 Беженец (без резидентства)
6 Иностранец, трудящийся в РФ согласно патенту

Разберемся в нюансах каждой из категорий.

Деньги и калькулятор

Статус 1

Статус налогоплательщика 1 в справке 2 НДФЛ – наиболее распространенный. К нему относятся обычные граждане страны, не выезжающие надолго за рубеж, а также иностранцы, сумевшие получить резидентство.

В ст.207 НК РФ четко указаны условия, при которых гражданин считается резидентом:

  • реальное нахождение на российской территории от 183 дней в двенадцати подряд идущих месяцах;
  • допускается выезд за рубеж до полугода в целях учебы, лечения и работы по добыче углеводородов.

Исключение из этой нормы – российские военнослужащие, госслужащие и работники муниципальных образований, работающие за рубежом.

Как считается период нахождения в стране – со дня въезда до дня выезда включительно, о чем было разъяснено ФНС России в письме № ОА-3-17/1702 от 24 апреля 2015 года. Никакой процедуры по фиксации срока пребывания нет, поэтому период рассчитывается на основании отметках, которые проставляются в загранпаспорте, миграционной карте и других документах лица.

Пример 1 Рекомендуем дополнительно прочитать: Облагаются ли командировочные или суточные НДФЛ и страховыми взносами

  • 30 дней марта;
  • 30 дней апреля;
  • 31 день мая;
  • 30 дней июня;
  • 31 день июля;
  • 30 дней августа;
  • 31 день сентября;
  • 30 дней октября;
  • 31 день ноября.

Всего 274 дня. А в стране за этот же период будет находиться 1 марта, декабрь, январь и февраль – 91 день. Таким образом, господин Малышев утратит статус резидента. Но если в период путешествия периодически возвращаться на родину, то этого не произойдет.

паспорта

Что означает наличие резидентства с точки зрения налогообложения:

  • облагаются доходы от российских и зарубежных источников;
  • действует ставка 13%.

Важно! Резиденты облагаются ставкой 13%, если иное не предусмотрено НК РФ.

Статус 2

Второй статус дается нерезиденту. Как правило, к ним относятся приезжие иностранцы, не собирающиеся жить в России, но получившие какие-либо доходы (например, выигрыши, призы либо гонорары). Ими могут быть и россияне, чаще находящиеся за рубежом, чем на родине.

С точки зрения налогообложения отсутствие резидентского статуса означает:

  • облагаются только доходы от российских источников;
  • применяется ставка 30%, за исключением лиц из пп. 1-7 п.3 ст.224 НК РФ;
  • не действуют вычеты;
  • излишек уплаченного налога можно вернуть только по завершении календарного года через ИФНС.

Статус 3

Третья позиция – зарубежные специалисты с квалификацией, которые прибыли в России для работы по договору. Соответственно, они являются нерезидентами, но для них действуют следующие правила в отношении НДФЛ:

  • доходы – не менее 2 млн. руб. в год; а у преподавателей и научных специалистов – от 1 млн. руб. в год;
  • ставка налога – 13%.

рукопожатие

Каждый работодатель самостоятельно оценивает квалификацию такого работника, опираясь на собственные критерии и представленные лицом документы – диплом, сертификаты, награды, рекомендательные письма и пр.

Важно! Если специалист будет извлекать на территории России иные доходы, помимо трудовых вознаграждений, то относительно них применяется тарифы согласно ст.224 НК РФ.

Например, специалист вдобавок к основной работе занялся частной практикой или выполняет заказы по гражданско-правовому договору под гонорар, либо открыл бизнес.

Рекомендуем дополнительно прочитать: Код дохода 1010 в справке 2 НДФЛ

Статус 4

Четвертая категория – переселенцы. Речь идет о лицах, участвующих в госпрограмме по возвращению на Родину из постсоветских стран. Какие правила подоходного налогообложения касаются граждан под кодом 4:

  • ставка 13%;
  • статус переселенца подтверждается специальным свидетельством, которое им выдают при переезде в Россию; оно действует в течение 3 лет с даты получения;
  • налоговые вычеты применимы после перехода лица в позицию резидентов страны;
  • в зависимости от наличия или отсутствия резидентства остальные доходы облагаются 13-процентным либо 30-процентным тарифом.

Обратите внимание! Ваш бухгалтер должен следить за сроком действия свидетельства переселенца, чтобы не упустить его истечение и вовремя изменить код сотрудника в справке 2 НДФЛ.

самолет

Переселенцу можно трудоустроиться на Родине без получения разрешения на трудовую деятельность.

Статус 5

К следующей группе относятся беженцы. В 2014 году были внесены корректировки в НК РФ, и лица, получившие убежище в России, при извлечении доходов уплачивают 13% налога.

Особенности для бухгалтерии:

  • по иным доходам действуют общие тарифы для нерезидентов;
  • недоступны вычеты;
  • после получения статуса резидента можно претендовать на стандартные и остальные вычеты; для этого необходимо оформить документы в консульстве (например, потребуется переоформить документы на детей).

Если беженец прибыл из государства, подписавшего Гаагскую конвенцию, имеющиеся бумаги просто заверяются в консульстве апостилем.

Статус 6

Иностранцы, прибывшие в России и трудоустроившиеся либо открывшие бизнес на основании патента, входят в последнюю, шестую группу плательщиков. Патент для работы и ИП выдается только гражданам стран, с которыми у России установлен безвизовый режим (от остальных требуется разрешение на работу).

Жители государств – участниц ЕАЭС могут приступать к трудовой деятельности без оформления патента. К ним относятся страны:

  • Армения;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Республика Беларусь.

Какие страны не требуют визы для въезда в РФ: Абхазия, Азербайджан, Аргентина, Босния и Герцеговина, Бразилия, Венесуэла, Израиль, Колумбия, Куба, Македония, Молдова, Никарагуа, Перу, Сербия, США, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан, Украина, Уругвай, Хорватия, Черногория, Чили, Южная Корея.

Что важно для обложения НДФЛ:

  • главный документ для подтверждения статуса – патент;
  • в патенте указывается срок и территория разрешенной работы;
  • тариф для расчета – 13%;
  • в справке 2 НДФЛ правильно отразите доход – учтите получение лицом авансов и не допустите двойного подоходного обложения.

Если в платежном поручении

Платежное поручение заполняется немного иным путем указания требуемой в нем информации. Платежное поручение было утверждено БР Положением №383-П от 19.06.2012 г.

Форма поручения является унифицированной, потому вносить какие-либо корректировки или изменения в ее структуру запрещено.

Очень важно, заполнять бланк стоит очень внимательно и правильно, поскольку от этого зависит правильность поступления средств на указанный адрес.

Даже при неправильном указании статуса налогоплательщика, средства будут направлены в статус неопределенных и попросту зависнут до выяснения отношений.

До того времени могут быть применены штрафы и пеня. В платежке статус налогоплательщика прописывается в поле «101», совместно с видом платежа.

Платежное поручение

Данное поле можно заполнить цифровым обозначением, а можно оставить пустым, если перечисляемые средства относятся к обычным контрагентам.

Статус стоит обязательно указывать лишь при работе с бюджетом предприятия. Таким образом, казначейство намного быстрее определяет информацию и разносит платежи за адресами.

Платежки заполняются согласно Приказу Минфина №107н от 12.11.2013 г. В приложении 5 этого приказа имеется указание к заполнению и расшифровка обозначений в поле 101.

Например, некоторые из них:

01Статус налогоплательщика в платежном поручении
02Указывается то, что средства будут переводиться в бюджет самим налоговым агентом
03Относится к организациям на федеральном уровне почтовой рассылки, где проводятся перечисления от имени физлица
04Код налогового органа
05Отмечается тогда, если перечисления проводятся судебными приставами или для них
06Для юрлиц, которые принимают участие во внешнеэкономических операциях
07Отметка таможенных органов
08Относится к тем лицам, которые собираются сделать платеж в счет бюджета, но никак не связанные с налогами
09-13Для отметки погашений по налогам, но для каждого статуса гражданина индивидуально

В платежном поручении насчитывается до 28 пунктов, каждый заполняется в соответствии с лицом, к которому оно относится.

Действующие правила заполнения справки

Справка 2-НДФЛ заполняется по разделам и за пунктами в установленной поочередности. В справке содержится до 5-ти разделов, в каждом из которых есть строки заполнения.

Рассмотрим правила заполнения по порядку:

РазделСтрокаОбозначение
1Отображает данные касательно самого налогового агента, в том числе сведения о его работодателе, ИНН, КПП и т.д
22.3Содержит статус налогоплательщика
22.4Отображается дата рождения налогоплательщика (арабскими цифрами)
22.5Гражданство согласно ОКСМ. Для РФ это значение «643». Если в списке вашей страны нет, тогда вписывается та страна, которая выдала регистрационный документ
22.6Отмечается специальный код, который отображает вид регистрационного документа
22.7Серия и номер регистрационного документа (к примеру, гражданский паспорт РФ)
22.8Адрес проживания или регистрации налогоплательщика, с точным отображением данных (индекс, город, улица и т.д.)
3Содержит согласно сведением по уровню доходов налогоплательщику. Информация отображается помесячно. Необходимо также указывать наличие вычетов из этих доходов, с отображением по кодам
4Определяется вид вычета по категории, которые бывают имущественными, стандартными, социальными, инвестиционными
5Содержит общие величины в зависимости от уровня дохода гражданина, его в налоговой базе, удерживаемыми налогами

Готовый документ должен быть подписан ответственным лицом или уполномоченным от имени работодателя, с последующей расшифровкой инициалом и подписью.

Читайте также: