Налогообложение субсидии при енвд

Опубликовано: 28.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ИП находится на ЕНВД, совмещает с УСН. По выписке из ЕГРЮЛ дополнительных кодов ОКВЭД нет, занимается только одним видом деятельности и по нему платит налог ЕНВД. В 2020 году ИП получил субсидию по Постановлению Правительства РФ от 02.07.2020 N 976.
Есть ли обязанность ИП отчитываться по данной субсидии в рамках УСН? Если да, то какой вид деятельности указывать в налоговой декларации по УСН?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Средства субсидий, полученные в 2020 году на основании Постановления N 976 ИП, фактически осуществляющим исключительно виды деятельности, переведенные на ЕНВД, следует считать доходом, полученным в рамках ЕНВД. Поэтому в составе доходов, облагаемых в рамках УСН, эти суммы учитываться не должны.
Вместе с тем, если средства этих субсидий в 2020 году будут израсходованы не полностью (к примеру, часть из них будет потрачена в 2021 году), фактически неиспользованные средства, по нашему мнению, можно рассматривать как субсидии, полученные и израсходованные не в рамках деятельности по ЕНВД. В такой ситуации, на наш взгляд, существуют предпосылки для включения их в доход, облагаемый в рамках УСН.

Обоснование вывода:
В настоящее время система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 346.26 НК РФ).
Объектом налогообложения по ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика (п. 1 ст. 346.29 НК РФ), какие-либо доходы и расходы в целях исчисления ЕНВД не определяются и не учитываются.
На основании п. 4 ст. 346.12 НК РФ организации и ИП на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности вправе применять УСН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом в силу п. 8 ст. 346.18 НК РФ доходы и расходы по видам деятельности, в отношении которых применяются система налогообложения в виде ЕНВД, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому при применении УСН.
В рассматриваемом случае ИП осуществляет только один вид деятельности, в отношении которого он применяет ЕНВД. Соответственно, доходы от данного вида деятельности при исчислении налоговой базы по УСН учитываться не должны.
Из положений главы 26.3 НК РФ следует, что ЕНВД применяется только в отношении определенных видов деятельности. Соответственно, к данному налоговому режиму могут быть отнесены только доходы, полученные от деятельности, которая переведена на ЕНВД. Все остальные доходы должны учитываться либо в рамках общего режима налогообложения, либо в рамках УСН (при наличии на то оснований).
Понятие субсидия в НК РФ не определено, в связи с этим, руководствуясь п. 2 ст. 11 НК РФ, обратимся к БК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за некоторым исключением), выполнением работ, оказанием услуг.
Ранее специалисты Минфина России придерживались мнения о том, что денежные средства в виде субсидий, выделяемые на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, относятся к внереализационным доходам и, следовательно, не подпадают под налогообложение единым налогом на вмененный доход, а подлежат налогообложению в рамках иных режимов налогообложения. Смотрите письма Минфина России от 08.07.2010 N 03-11-11/190, от 30.06.2010 N 03-11-06/3/96, от 31.05.2010 N 03-11-09/40, от 20.05.2010 N 03-11-06/3/76, от 26.04.2010 N 03-11-11/117, от 22.04.2010 N 03-11-06/2/65, от 12.03.2010 г. N 03-11-11/52, от 10.03.2010 N 03-11-11/45, от 28.12.2009 N 03-11-06/2/267, от 27.07.2009 N 03-03-06/4/63.
Однако затем позиция финансового ведомства изменилась, в более поздних разъяснениях приводится следующая точка зрения. Полученные из бюджета бюджетные ассигнования в виде субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения, в том числе в рамках УСН, не должны. В то же время субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам ЕНВД на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, подлежат включению в состав внереализационных доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии, в частности, в с положениями главы 26.2 НК РФ, если иное не предусмотрено НК РФ. Смотрите письма Минфина России от 07.04.2014 N 03-11-06/2/15459, от 17.02.2014 N 03-11-09/6276, от 11.12.2012 N 03-11-09/98, от 04.12.2012 N 03-11-06/3/81, от 14.04.2011 N 03-11-11/94, от 06.08.2010 N 03-11-06/2/124, от 05.08.2010 N 03-11-06/2/123, от 27.07.2010 N 03-11-09/65 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37-3/9372@).
В качестве примеров субсидий, полученных в рамках ЕНВД, Минфин называет:
- субсидии, полученные для приобретения основного средства - автомата для продажи кофе в розницу (письмо Минфина России от 14.04.2011 N 03-11-11/94);
- субсидии на компенсацию затрат по капитальному ремонту городской бани (письмо Минфина РФ от 16.08.2012 N 03-11-06/2/112);
- субсидии на развитие бизнеса (письмо Минфина России от 23.09.2010 N 03-11-11/250, см. также постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2011 N Ф04-5663/11 по делу N А67-308/2011).
Субсидиям, по мнению финансового ведомства, не относящимся к деятельности в рамках ЕНВД, являются:
- выплаты, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания такими гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест (письма Минфина России от 22.12.2010 N 03-11-11/327, от 15.11.2010 N 03-11-11/295);
- субсидии на создание (открытие) собственного дела (письма Минфина России от 02.08.2011 N 03-11-11/203, от 22.08.2011 N 03-11-11/214, от 23.09.2011 N 03-11-11/239, от 26.12.2011 N 03-11-11/324). Отметим, что суды в отношении данного вида субсидий придерживаются иной позиции. Смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.2013 N Ф07-7117/13 по делу N А42-6147/2012, постановление ФАС Поволжского округа от 22.11.2012 N Ф06-8544/12 по делу N А72-144/2012;
- субсидии, использованные для уплаты взносов при заключении договора лизинга оборудования (письма Минфина России от 03.04.2012 N 03-11-11/110, от 18.03.2013 N 03-11-11/111).
Исходя из анализа данных разъяснений, можно прийти к выводу, что относительно безопасно относить к деятельности в рамках ЕНВД те виды субсидий, которые получены в целях компенсации уже понесенных налогоплательщиком расходов, связанных с осуществлением деятельности, переведенной на ЕНВД. Возможность признания субсидий, получение которых связано с несением затрат на те или иные цели в будущем, вызывают споры. Здесь отметим также, что приведенные выше письма были выпущены достаточно давно, самое свежее датируется 2014 годом, однако более поздних разъяснений по рассматриваемой теме, нам, к сожалению, обнаружить не удалось.
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 (далее - Постановление N 976) утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам МСП и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - НКО) на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Правила). Согласно п. 1 данных правил субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, как прямо следует из процитированной нормы, средства полученной субсидии используются на любые цели, связанные с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции. Очевидно, что если налогоплательщик фактически осуществляет только один вид предпринимательской деятельности, все расходы на мероприятия по профилактике COVID-19 относятся именно к этой деятельности, соответственно, и средства полученной субсидии также являются средствами, полученными в рамках данной деятельности.
Судебные органы при рассмотрении подобных споров придерживаются мнения о том, что получение налогоплательщиком субсидии из соответствующего бюджета само по себе не является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, в результате которой имелись бы основания для применения ОСН или УСН, а обеспечивает осуществление основного вида деятельности налогоплательщика. Смотрите, например, Определения ВАС РФ от 25.03.2013 N ВАС-2842/13, от 20.03.2012 N ВАС-654/12, постановление ФАС Поволжского округа от 04.04.2013 N Ф06-2039/13 по делу N А72-6592/2012.
Таким образом, с учетом всего сказанного выше, считаем, что средства субсидий, полученные в 2020 году на основании Постановления N 976 ИП, фактически осуществляющим исключительно виды деятельности, переведенные на ЕНВД, следует считать доходом, полученным в рамках ЕНВД. Соответственно, в составе доходов, облагаемых в рамках УСН, эти суммы учитываться не должны.
Однако, на наш взгляд, в данном случае крайне важно иметь в виду, что с 1 января 2021 года специальный режим ЕНВД не применяется (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ, смотрите также письма Минфина России от 08.10.2019 N 03-11-11/77205, от 15.10.2019 N 03-11-03/3/78979). После отмены ЕНВД налогоплательщики, ранее применявшие данные режим, автоматически переходят на ОСН или УСН (если было подано соответствующее заявление), ИП также могут перейти на патентную систему налогообложения (смотрите письмо ФНС от 11.03.2020 N АБ-4-19/4243@), в том числе совмещать УСН и ПСН.
Таким образом, с 2021 года ИП в любом случае перестанет являться плательщиком ЕНВД. В рассматриваемом случае у него останется только одна система налогообложения - УСН. А это значит, что если средства субсидии, полученные им по Постановлению N 976, в 2020 году будут израсходованы не полностью (к примеру, часть из них будет потрачена в 2021 году), фактически неиспользованные средства будут являться средствами, полученными и израсходованными не в рамках деятельности по ЕНВД. В такой ситуации, на наш взгляд, существуют предпосылки для включения их в доход, облагаемый в рамках УСН*(1).
В этой связи хотим обратить внимание, что, хотя Постановление N 976 не содержит указаний на необходимость подтверждения получателем факта целевого использования средств субсидий, налогоплательщику целесообразно вести учет расходования этих средств. Для этих целей можно использовать самостоятельно разработанный регистр налогового учета, где будут закреплены конкретные даты, на которые осуществлялось использование средств субсидии, направления ее использования и соответствующие суммы. Отметим также, что п. 13 Правил предоставления рассматриваемой субсидии (утверждены Постановлением N 976) определено, что федеральное казначейство и уполномоченный орган государственного финансового контроля осуществляют контроль соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий получателям субсидий.
Акцентируем внимание, что все сделанные в рамках данной консультации выводы являются исключительно нашим экспертным мнением. К сожалению, в настоящее время не существует официальных разъяснений по вопросам учета субсидий, полученных по Постановлению N 976 налогоплательщиками, применяющими ЕНВД. Возможно, такие разъяснения появятся позже. В связи с этим также напоминаем о праве обратиться за официальными разъяснениями в уполномоченные органы (пп. 2 п. 1 ст. 21, п.п. 1 и 2 ст. 34.2, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Отметим, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

18 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В то же время следует иметь в виду, что вопрос учета средств субсидий, полученных по Постановлению N 976, сам по себе относится к категории неоднозначных. С 2020 года на основании пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ.
Существуют разъяснения Минфина России, в которых сделан вывод, что на основании пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль субсидии, полученные налогоплательщиками в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576. Что касается субсидий, полученных налогоплательщиками в соответствии с Постановлением N 976, то указанные субсидии, по мнению Минфина России, выделяются иной категории налогоплательщиков, в связи с чем на них положения пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяются. Смотрите письма Минфина России от 02.12.2020 N 03-07-11/105240, от 13.13.2020 N 03-07-11/98888, от 02.09.2020 N 03-03-06/1/76953. Такую же точку зрения выражают и представители налоговых органов, смотрите п. 4 Информационного сообщения УФНС России по г. Москве от 05.11.2020.
На наш взгляд, приведенная позиция контролирующих органов не бесспорна. Подробнее смотрите в материале: Вопрос: Учет доходов в виде субсидии на суммы субсидий на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции при применении УСН с объектом налогообложения "доходы" (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.).

  • Налогообложение бизнеса
  • Самозанятость населения
  • налогообложение
  • Самозанятость


В своих статьях «Осторожно субсидия», я писал, что получаемые средства по программе самозанятости населения облагаются налогами. В последнее время я был обвинен в том, что я якобы дезинформирую людей, и что деньги полученные предпринимателями по программе самозанятости населения не облагаются налогами.

Давайте подробно и по пунктам разберемся опять в этом вопросе. Благо, совершенно недавно вышли изменения в НК РФ, которые разъясняют эту ситуацию. Более того, в июне 2011 ФНС РФ издала письмо, разъясняющее как раз применение ФЗ №23-ФЗ, а именно ситуацию с обложением налогами субсидий.

Начнем с того, что письмо разъясняет применение закона № 23-ФЗ в разрезе основных налоговых режимов.

1. Общая система налогообложения.

Субсидия получена предпринимателем, находящимся на общей системе налогообложения. В этом случае:

Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”), отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества.
В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса.”;

Что это значит?

Если предприниматель, получив субсидию, тратит средства на приобретение основных средств, то он отражает субсидию как доходы, а в расходы ставит только суммы начисляемой амортизации за два налоговых периода. Налоговый период = 1 год.
Пример:
58 800 – субсидия.
58 800 – приобретен станок.
Доход – 58 800,
Расход – 58 800/7/12*24 = 16 800.
Остаток – 42 000 – с этой суммы придется заплатить налог. (для примера взят период 7 лет – срок амортизации).

Если предприниматель приобретает товары или сырье и материалы, оплачивает расходы.
Пример:
58 800 – субсидия.
58 800 – приобретен товар.
Доход – 58 800,
Расход – 58 800.
Остаток – 0. Не платим налоги. УРА.
НО…
Продаем товар этот.
Доход – 70 000 (Себестоимость – 58 800 стоимость товара. Остальное наценка)
Расход – 0. Почему? Потому что уже один раз мы взяли в расходы стоимость этого товара и два раза его нельзя брать.

Получается, что при реализации этого товара нам придется заплатить налог с полной суммы дохода без вычета себестоимости.

Вопрос, это ли не уплата налогов с субсидии.
Ответ – уплата, просто отсроченная.

2. Упрощенная система налогообложения.

Субсидия, получена предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения.

Положениями подпункта 1 пункта 5 статьи 346.5 и пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) (в редакции Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ) определено, что при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее – ЕСХН) и упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.
Федеральным законом от 07.03.2011 N 23-ФЗ установлено, что данный порядок признания доходов в отношении указанных средств, а также порядок признания доходов в отношении выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан, определенный Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ, применяется как налогоплательщиками УСН, применяющими в качестве объекта налогообложения “доходы, уменьшенные на величину расходов”, так и налогоплательщиками, применяющими объект налогообложения “доходы”, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств).
И теми и другими налогоплательщиками учет полученных выплат и сумм произведенных расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (далее – Книга), форма и порядок заполнения которых утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.
При этом налогоплательщики, применяющие УСН, в графе 4 раздела I Книги отражают суммы полученных выплат (субсидий) в размере фактически произведенных за счет этого источника расходов, а в графе 5 раздела I Книги – соответствующие суммы осуществленных (признанных) расходов.
Данный порядок учета сумм полученной субсидии распространяется и на налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения “доходы”, в том числе и в случае, если полученные ими в 2011 году средства полностью израсходованы в данном налоговом периоде.
При этом следует иметь в виду, что порядок признания расходов налогоплательщиками ЕСХН и УСН установлен соответствующими нормами глав 26.1 и 26.2 Кодекса.
В частности, расходы на приобретение основных средств учитываются в составе расходов при определении налоговой базы с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм (подпункт 1 пункта 2, подпункт 1 пункта 4, пункт 4, подпункт 2 пункта 5 статьи 346.5 Кодекса для налогоплательщиков ЕСХН; подпункт 1 пункта 1, подпункт 1 пункта 3 статьи 346.16, подпункт 4 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса – для УСН).

При приобретении основных средств в соответствии с законом и письмом налог с субсидии не придется уплачивать. Так как при УСН основные средства принимаются к расходам в течении первого года эксплуатации равными частями по квартально. А так как расходы можно взять только в течении двух налоговых периодов, то мы как раз укладываемся в этот срок.

Пример:
58 800 – субсидия.
58 800 – приобретен станок.
Доход – 58 800,
Расход – 58 800/4*4 = 58 800.
Остаток – 0. Налог не платим.

При приобретении товара или сырья и материалов, оплаты расходов они также учитываются в составе расходов.

НО…

Пример, налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения “доходы, уменьшенные на величину расходов”, в январе 2011 года получил субсидию в размере 300 тыс. руб., закупил на эту сумму товар, например, 3 шубы, и полностью реализовал их 5 марта 2011 года за 350 тыс. руб.
Исходя из перечисленных выше норм Кодекса, данный налогоплательщик с датой 05.03.2011 в графе 4 раздела I Книги отражает доход 300 тыс. руб., пропорциональный произведенным и признанным расходам на покупку товара с одновременным отражением расходов в сумме 300 тыс. руб. в графе 5 раздела I Книги.
Таким образом, налогоплательщик отразит в Книге, что вся сумма полученной им субсидии израсходована.
Кроме того, той же датой в графе 4 раздела I Книги налогоплательщик отражает доход от реализации трех шуб в размере 350 тыс. руб., при этом в графе 5 раздела I Книги ставится прочерк, так как расходы на приобретение данного товара уже учтены в предыдущей операции.

Получаем опять налог, но просто отсроченный в во времени.

Пример:
58 800 – субсидия.
58 800 – приобретен товар.
Доход – 58 800,
Расход – 58 800.

Продаем товар.
Доход – 70 000.
Расход – 0.
Остаток – 70 000 – облагаем весь доход по ставке 15%, если УСН – 15%.

Вопрос, это ли не уплата налогов с субсидии.
Ответ – уплата, просто отсроченная.

Подобная же ситуация и с УСН – 6%, но как раз только эта система налогообложения позволяет не уплачивать налог с полученной субсидии.
При приобретении основных средств налог не придется платить, так как распространяются условия принятия к расходам основных средств.

Более того, если предприниматель приобретает товар или сырье и материалы, ему также не придется платить налог с субсидии. Потому, что при реализации товаров или продукции по системе УСН – 6% не учитываются расходы, а начисление налога происходит исключительно с суммы дохода.

3. ЕНВД.

Субсидия получена предпринимателем, находящимся на ЕНВД.
К сожалению, с этой системой налогообложения обошлись совсем жестоко.

Как следует из разъяснений, данных Минфином России в письме от 27.07.2010 N 03-11-09/65, доведенном до сведения управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации письмом ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37-3/9372@, полученные из бюджета бюджетные ассигнования в виде субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения не должны.
В то же время, субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам ЕНВД на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, либо в порядке и на условиях, предусмотренных главами 26.1 и 26.2 Кодекса.
В этой связи, денежные средства в виде субсидий, выдаваемые организациям и индивидуальным предпринимателям при реализации программы по развитию малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и направленные на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, не являются доходом, полученным от осуществления видов предпринимательской деятельности, переведенных на уплату ЕНВД.
Поэтому данные суммы подлежат налогообложению у организаций, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, налогом на прибыль организаций (ЕСХН, налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН), а у индивидуальных предпринимателей, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, – налогом на доходы физических лиц (ЕСХН, налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН) в порядке, определенном, соответственно, главами 25, 26.1, 26.2 и 23 Кодекса.

Здесь четко сказано, что такие суммы субсидии облагаются налогом: если ИП – то 13%, если ООО – то 20%.

Письмо Минфина России от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953

Комментарий

Правительство РФ в 2020 году издало два постановления по оказанию государственной помощи в виде субсидий организациям в связи с распространением коронавирусной инфекции. Это постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 (далее – постановление № 576) и постановление Правительства РФ от 02.07.2020 № 976 (далее – постановление № 976).

Категории получателей и цели, на которые выдается субсидия на основании указанных постановлений, разные. Так, цель предоставления субсидии по постановлению № 576 – частично компенсировать организациям и предпринимателям в апреле и мае 2020 года затраты, связанные с осуществлением деятельности в условиях распространения коронавируса. К таким затратам относятся затраты на оплату труда, приобретение сырья, материалов и др. Согласно постановлению эта субсидия предоставляется налогоплательщикам, которые включены по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведут деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. Подробнее см. здесь.

Субсидия по постановлению № 976 предоставляется организациям и предпринимателям на профилактику борьбы с коронавирусом – на проведение мероприятий по дезинфекции помещений, измерению температуры у работников и т.д. Среди получателей субсидии также субъекты малого и среднего предпринимательства, ведущие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. Но есть и другие категории (подробнее см. здесь).

После принятия постановления № 576 в п. 1 ст. 251 НК РФ внесли пп. 60, который установил следующее. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, которые включены по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведут деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения указанной инфекции, перечень отраслей утвержден Правительством РФ.

Формулировка этой нормы не позволяет сделать однозначный вывод о том, что является квалифицирующим признаком для исключения доходов:

  • субсидия, предоставленная в связи с коронавирусом пострадавшим субъектам МСП;
  • субъекты МСП, работающие в пострадавших отраслях и получающие субсидии от государства.

Смысл, который закладывался в эту норму, разъяснил Минфин России в письме № 03-03-06/1/76953.

Финансовое ведомство указало, что пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ распространяется на субсидию, предназначенную для налогоплательщиков, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в Единый реестр субъектов МСП и ведущих деятельность в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях экономики. Другими словами, эта норма дает право не включать в доходы только субсидию, полученную в соответствии с постановлением № 576. При этом в соответствии с п. 48.26 ст. 270 НК РФ указанные налогоплательщики не учитывают для целей налогообложения прибыли расходы, осуществленные за счет этой субсидии.

Также Минфин России подчеркнул, что норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не применяется в отношении субсидии, полученной на основании постановления № 976. Для этой выплаты аналогичных норм Налоговый кодекс не содержит. Это означает, что субсидия, полученная на профилактику борьбы с коронавирусом, подлежит включению в состав внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли на основании ст. 250 НК РФ. Соответственно, расходы, произведенные за счет этой субсидии, также учитываются для целей налогообложения прибыли.

Субсидия, полученная на профилактику коронавируса, включается в состав внереализационных доходов в особом порядке, установленном п. 4.1 ст. 271 НК РФ. Субсидия, полученная до момента осуществления расходов, включается в доходы по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет субсидии. Субсидия, полученная после осуществления расходов (на компенсацию ранее произведенных расходов), включается в состав доходов единовременно в полной сумме на дату ее зачисления на расчетный счет организации.

Плательщики, применяющие УСН, учитывают для целей налогообложения доходы в порядке, установленном для плательщиков налога на прибыль. Следовательно, субсидию, полученную по постановлению № 576, указанные налогоплательщики в доходы не включают. Субсидия, полученная по постановлению № 976, подлежит включению в составе внереализационных доходов. При этом эту субсидию следует включать в доходы пропорционально произведенным расходам (ст. 346.17 НК РФ). Этот порядок должны применять как налогоплательщики с объектом "доходы, уменьшенные на расходы", так и налогоплательщики с объектом "доходы".

Порядок признания расходов при УСН установлен п. 2 ст. 346.17 НК РФ. Эта статья не содержит норм, запрещающих признавать расходы, осуществленные за счет субсидии, полученной по постановлению № 576. Однако поскольку сумма субсидии в доходы для целей налогообложения не включается, то и расходы, произведенные за счет этой субсидии, не должны учитываться в расходах. При этом расходы, произведенные за счет субсидии по постановлению № 976, подлежат включению в состав расходов при УСН.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Государство стремится поддержать малое и среднее предпринимательство. Такая поддержка наиболее часто выражается в форме предоставления субсидий – безвозмездных выплат из бюджета или спецфонда в качестве долевого финансирования затрат на бизнес. Если условия выполнены и субсидия выделяется, нужно не только правильно ее распределить и потратить, но и адекватно отразить в учетной документации.

Поговорим о том, как проводить получаемые в рамках субсидирования средства по бухгалтерии и рассчитывать с них налоги.

Целевое назначение субсидий

Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:

  • покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
  • возместить часть прошлых убытков;
  • компенсировать часть недополученной прибыли.

Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:

  1. Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
  2. Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.

СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.

В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:

  • средства выделены бюджетом;
  • организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.

Отражение в бухгалтерском учете получения коммерческой организацией субсидий на возмещение или финансирование расходов зависит от принятого в учетной политике организации способа их признания:
— по мере появления уверенности организации в получении этих средств;
— по мере фактического получения бюджетных средств.
Как отражается получение субсидий на возмещение или финансирование расходов?
Посмотреть ответ

Субсидии в Плане бухгалтерских счетов

Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».

Какие операции с субсидиями отражаются в проводках

Бухучет субсидий предусматривает три разновидности финансовых операций:

  • поступление дотационных средств;
  • применение финансов по целевому назначению;
  • возвращение части денег, которым не удалось найти целевое применение.

Когда отражать субсидии

Порядок освещения операций в учетных документах зависит от того финансового вопроса, который решает субсидия, то есть приходят ли деньги наперед или компенсируются постфактум. Отсюда вытекают два возможных пути отражения дотационных средств.

  1. «Задолженность по субсидии». Если имеется обоюдная уверенность – в соответствии требованиям финансирования и в получении денег – субсидию можно запланировать в балансе сразу после заключения договора, проведя ее как «государственную задолженность», погашаемую по мере получения траншей. В этом случае проводки будут следующими:
    • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование» – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);
    • дебет 51 «Расчетные счета» (10 «Материалы», 08 «Внеоборотные активы» или др.), кредит 76 – поступили денежные средства (или имущество) в счет предоставленной по договору субсидии.
  2. «Получили – отразили». Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию. Проводка такова:
    • дебет 51 (10, 08 и др.), кредит 86 – отражение поступления финансов (или имущества, или и того, и другого) в рамках бюджетной субсидии.

Отражение субсидии на расходы прошлых периодов

Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.

Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию;
  • дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.

Отражение субсидирования капитальных расходов

Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов). Особенность бухучета в том, что такое имущество подвержено ежемесячной амортизации, которую необходимо регулярно списывать. Если на капитальные затраты предназначается субсидия, то отражать эти средства следует в таком порядке:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – средства на капитальное приобретение (строительство, создание…) внеоборотного актива, полученные за счет субсидии;
  • дебет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по основным активам, приобретенных в счет дотационных средств.

Если приобретенный на субсидию актив не подлежит амортизации, то это целевое финансирование следует учесть как доход будущих периодов, а потом отражать в составе «прочих доходов» по мере признания затрат.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Четкого регламента по отнесению средств по субсидии в разряд «прочих доходов» в законодательстве нет. Организация может сама закрепить его в своей документальной политике.

Как отразить субсидию на текущие расходы

Если государство предоставило средство не на приобретение актива, а на реализацию программы, то расходы будут не единовременными, а более-менее регулярными: организации нужно будет постоянно платить заработную плату, покупать сырье, расходники и т.п. Отражать эти затраты в бухучете следует в тот период, когда они признаются. Приведем пример признания бюджетных средств, затраченных на приобретение материалов:

  • дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приобретены материалы у поставщика;
  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – сумма субсидии, направленная на покупку материалов, признана расходом будущих периодов;
  • дебет 20 (23, 25,26 и др.), кредит 86 – списаны использованные материалы;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 «Прочие доходы» – в момент списания материалов сумма на их приобретение учтена в составе прочих доходов.

Для выплаты вознаграждения за труд из дотационных средств проводки будут такими:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – к будущим расходам отнесена сумма на выплату зарплаты, предоставленная субсидией;
  • дебет 20 (23, 25, 26 и др.), кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69 «Расчеты по соцстраху и обеспечению», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др.) – начисление выплат для сотрудников;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 – сумма из субсидии, затраченная на выплату зарплаты, учтена в составе прочих доходов.

Отражение возврата субсидий

Вернуть средства в бюджет организация обязана тогда, когда больше не сможет обеспечивать условий предоставления дотации. В бухучете это найдет свое отражение в зависимости от:

  • времени получения основного транша;
  • способа отражения этого получения.
  1. Если средства нужно вернуть в том же году, когда они были получены (финансирование на текущие расходы), то придется сторнировать проводки, имеющие отношение к субсидии, естественно, кроме той, что говорит о ее поступлении. Вернуть средства нужно с помощью проводки:
    • дебет 76, кредит 51 (08,10 и др.) – возврат средств по субсидии, полученной ранее.
  2. Если субсидия была получена в предыдущем отчетном году, возврат производится немного сложнее. Капитальные расходы, субсидию по которым надо возвратить, отражаются так:
    • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности, связанной с возвращением субсидии;
    • дебет 91.1, кредит 86 – восстановление начисленной амортизации (по средствам субсидии);
    • дебет 98.2, кредит 86 – восстановление полной суммы субсидии.

Если помощь давалась на текущие расходы, вернуть ее нужно таким образом:

  • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности по целевому финансированию;
  • дебет 91.2, кредит 86 – восстановление средств субсидии в сумме понесенных текущих расходов.

Субсидия и налоги

ВАЖНО! Рекомендации по учету субсидий в целях налога на прибыль от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.

Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).

Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:

  • траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
  • затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.

Для плательщиков ЕНВД субсидия не может являться вмененным доходом (госпомощь не «вписывается» в рамки деятельности «вмененки»), поэтому полностью будет учитываться в целях налогообложения как прибыль полностью и рассчитываться обычным порядком – по правилам общего режима или УСН (Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66).

ВАЖНО! Налог на добавленную стоимость при выполнении работ и услуг, покупке товаров за счет бюджетных средств не признается расходом при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).

Во время коронавируса государство давало предпринимателям помощь: субсидии, отсрочки по кредитам и аренде, беспроцентные кредиты. Чтобы бизнес не платил с этой помощи налоги, в Налоговый кодекс внесли изменения.

Из этого материала вы узнаете, как правильно учитывать помощь от государства при расчёте налогов и как это сделать выгоднее.

Безвозмездная субсидия в размере МРОТ

По 12 130 рублей выдали бизнесменам на каждого работника плюс по 12 130 на самих ИП. Эти деньги можно потратить на любые нужды, связанные с бизнесом.

Эта субсидия — не доход. Её не нужно включать в налогооблагаемую базу при любой системе налогообложения. Но в то же время нельзя учитывать и расходы за счёт этой субсидии.

Пример. Предприниматель получил субсидию на себя и работников в размере 72 780 руб. Этими деньгами он оплатил аренду склада. Такие расходы обычно вносят в КУДиР, а потом вычитают из доходов, чтобы уменьшить налог. Но в нашем случае ИП не должен этого делать, потому что оплатил аренду не своими заработанными деньгами, а субсидией.

То же самое с зарплатой. Обычно её включают в расходы, но не в случае, когда бизнесмен выплачивает зарплату за счёт субсидии. Здесь она облагается НДФЛ и взносами как обычно.

Если субсидия покрыла только часть зарплаты и взносов, то оставшуюся часть, которую предприниматель выплатил из своих денег, можно включить в расходы.

Пример. В фирме 2 сотрудника, их зарплата до вычета НДФЛ — 30 000 рублей, плюс 30,2% страховых взносов — это ещё 9 060 рублей. Итого расходы организации на двух сотрудников — 78 120 рублей. Организация получила субсидию 26 260 рублей и потратила её на зарплату сотрудникам. В расходах нужно показать затраты на зарплату за минусом субсидии, то есть 51 860 рублей.

Таким образом, когда вы за счёт субсидии оплачиваете расходы, то платите больше налога, чем если бы оплатили эти расходы из своих денег. В нашем примере если бы зарплату полностью выплатили из своих средств, налогооблагаемый доход уменьшился бы на все 78 120 рублей, а теперь он на 26 260 рублей больше. Соответственно, больше и налог с дохода.

Например, на УСН «Доходы минус расходы» нельзя включать в расходы спецоценку рабочих мест. Если предпринимателю и так пора было проводить спецоценку, он может оплатить её за счёт субсидии. За счёт субсидии также можно оплатить сам налог.

Пример. ИП на УСН получил на себя и работников субсидию 97 040 рублей. У него были траты на 45 000 рублей, которые нельзя учитывать в расходах. Их оплатили за счёт субсидии. Остаток субсидии в сумме 52 040 рублей направили на зарплату. Если бы 45 000 тоже направили на зарплату, то упрощённый налог был бы больше на 15% от этой суммы, то есть на 6 750 рублей.

А вот с НДС дела обстоят по-другому. Обычно НДС с покупок за счёт субсидий принимать к вычету нельзя, но для «коронавирусных» субсидий сделали исключение.

Если вы за счёт этой субсидии покупаете что-то с НДС, то потом можете этот НДС взять к вычету так же, как если бы купили это за свои деньги. Но только если эту покупку используете в деятельности, облагаемой НДС.

Арендные и кредитные каникулы

Если вам дали отсрочку по аренде или кредитам, порядок учёта зависит от того, какой метод признания расходов вы используете: кассовый или начисления.

УСН «Доходы минус расходы». Предприниматели на упрощёнке применяют кассовый метод и показывают в расходах только те траты, которые уже оплатили. Поэтому отсроченные арендные платежи и проценты, которые вы пока не платите, но банк продолжает начислять, включать в расходы не нужно. Вы будете показывать их по мере того, как будете оплачивать, когда закончится отсрочка.

Общая система налогообложения. Здесь чаще всего используют метод начисления. Несмотря на то, что проценты банку и аренду вы пока не платите, нужно каждый месяц отражать их в расходах. При методе начисления налогооблагаемую базу эти расходы уменьшают сейчас, а не когда заплатите.

Кредиты на выплату зарплаты и на возобновление деятельности

Если вы брали эти льготные кредиты в течение 2020 года, а банк за них получил субсидию от государства, то ни списанные проценты, ни прощённая задолженность по кредиту не считаются вашим доходом. А значит, налог платить не нужно.

Проценты по льготному кредиту на возобновление деятельности начислять и отражать в расходах пока не нужно. Если выполнить все условия, то ни кредит, ни проценты платить не придётся совсем. Поэтому начислить проценты нужно будет только если вы не выполните условия и должны будете погасить кредит.

А вот по поводу расходов за счёт такого кредита и НДС никаких отдельных разъяснений и изменений в Налоговом кодексе не было. Значит, можно поступать как обычно — отражать такие расходы в учёте, уменьшать за счёт них налог. Принимать к вычету НДС тоже можно по общим правилам. Не исключено, что позже налоговая выскажется и по этому поводу.

Коротко

  1. Безвозмездная помощь в размере 12 130 рублей на каждого сотрудника не облагается налогом. Но и расходы за счёт этих денег не уменьшают налогооблагаемую базу. А вот НДС брать к вычету можно.
  2. Отсроченные арендные платежи, кредиты и проценты по ним при методе начисления учитывают в расходах как обычно, независимо от того, когда на самом деле заплатили. При кассовом методе только после перечисления денег.
  3. Льготные кредиты и проценты по ним не считаются доходом и не облагаются налогом. Расходы за счёт таких кредитов можно списывать как обычно, и принимать к вычету НДС.

Полезная рассылка для бизнеса

Рассказываем про налоги, законы, чужой опыт и полезные инструменты для бизнеса. Оставьте свою почту и получите в подарок книгу «Сила эмоционального интеллекта».

Читайте также: