Есн при енвд 2000 2001 год

Опубликовано: 24.04.2024

ЕСН отменён 1 января 2010 года и фактически заменён страховыми взносами.

Ставки ЕСН по категориям плательщиков

  • Основная категория
  • С/х товаропроизводители, организации народных художественных промыслов и родовых, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования
  • Организации и ИП, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны
  • Индивидуальные предприниматели
  • Адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой
  • Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны)

Примите во внимание, что налоговая база определяется нарастающим итогом с начала года.

Ставки ЕСН для основной категории плательщиков

Налоговая база на каждое ФЛ Федеральный бюджет ФСС Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС Итого
До 280 000 руб. 20,0% 2,9% 1,1% 2,0% 26,0%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 56 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280 000 руб. 8 120 руб. + 1,0% с суммы, превышающей 280 000 руб. 3 080 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. 5 600 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. 72 800 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 81 280 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 11 320 руб. 5000 руб. 7 200 руб. 104 800 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для с/х товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования

Налоговая база на каждое ФЛ Федеральный бюджет ФСС Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС Итого
До 280 000 руб. 15,8% 1,9% 1,1% 1,2% 20,0%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 44 240 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280 000 руб. 5 320 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 280 000 руб. 3 080 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. 3 360 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. 56 000 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 69 520 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 8 200 руб. 5000 руб. 5 200 руб. 88 000 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для организаций и ИП, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны

Налоговая база Федеральный бюджет Итого
До 280 000 руб. 14,0% 14,0%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 39 200 руб. + 5,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. 39 200 руб. + 5,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 57 120 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 57 120 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для индивидуальных предпринимателей

Налоговая база Федеральный бюджет Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС Итого
До 280 000 руб. 7,3% 0,8% 1,9% 10,0%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 20 240 руб. + 2,7% с суммы, превышающей 280 000 руб. 2 240 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. 5 320 руб. + 0,4% с суммы, превышающей 280 000 руб. 28 000 руб. + 3,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000руб. 29 080 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 3 840 руб. 6 600 руб. 39 520 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для адвокатов и натариусов, занимающихся частной практикой

Налоговая база Федеральный бюджет Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС Итого
До 280 000 руб. 5,3% 0,8% 1,9% 8,0%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 14 840 руб. + 2,7% с суммы, превышающей 280 000 руб. 2 240 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. 5 320 руб. + 0,4% с суммы, превышающей 280 000 руб. 22 400 руб. + 3,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000руб. 23 480 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 3 840 руб. 6 600 руб. 33 920 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны)

Налоговая база на каждое ФЛ Федеральный бюджет ФСС Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС Итого
До 75 000 руб. 20,0% 2,9% 1,1% 2,0% 26,0%
От 75 001 руб. до 600 000 руб. 15 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 75 000 руб. 2 175 руб. + 1% с суммы, превышающей 75 000 руб. 825 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 75 000 руб. 1 500 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 75 000 руб. 19 500 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 75 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 56 475 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 7 425 руб. 3 975 руб. 4 125 руб. 72 000 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Итак, под аббревиатурой ЕСН ранее понимался единый социальный налог, отмененный в далеком уже 2010 году. То есть применение термина ЕСН – всего лишь сохранившаяся привычка, распространяемая на сегодняшний день на некоторые виды взносов социального назначения, о которых мы поговорим ниже.

ЕСН сегодня

01.01.2010 года на смену главе 24 НК РФ «Единый социальный налог», регламентировавшей правоотношения, связанные с начислением и выплатой страховых взносов, пришел Федеральный закон РФ «О страховых взносах в ПФР, ФСС РФ и ФОМС РФ».

Таким образом, с 1 января 2010 года единый налог был разбит на самостоятельные выплаты, диверсифицированные по месту их назначения – пенсионный фонд, фонд социального страхования и в 2 фонда медицинского страхования – федеральный и региональный.

При этом сохранились некоторые виды взносов, не входящие в список, представленный выше, а именно:

  • обязательное страхование от несчастных случаев;
  • обязательное медстрахование неработающих граждан.

Эти виды выплат регламентированы иными специализированными законами, в соответствии с ч.2 ст.1 Закона РФ №212 «О страховых взносах».

Плательщики ЕСН

Обязанность по выплате страховых взносов возложена на:

  • юридические лица и организации;
  • ИП, в том числе и частнопрактикующие адвокаты и нотариусы;
  • граждане, не являющиеся ИП, но заключающие трудовые договоры и производящие выплату работникам заработных плат, например, при заключении трудовых договоров с домохозяйками, нянями или сиделками.

То есть плательщиками страховых взносов остались те же лица, которые являлись плательщиками ЕСН.

  • юридические лица и организации делают отчисления со всех видов доходов;
  • ИП и физические лица, производящие выплату заработной платы, рассчитывают объем взносов исходя из общей массы выплат по трудовым договорам.

Поскольку страховые взносы перестали быть едиными и стали специализированы, то соответствующие расчеты по ним должны подаваться плательщиками в специализированные территориальные органы – территориальный ПФР и территориальный ФСС.

При оформлении документов и деклараций по страховым выплатам необходимо указывать коды бюджетной классификации в зависимости от дестинации (предназначения) платежа.

Выделяются следующие дестинации:

  • ЕСН, подлежащий зачислению в федеральный бюджет;
  • ЕСН для ФСС;
  • ЕСН для обязательного медицинского страхования;
  • ЕСН для территориального обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Поскольку коды бюджетной классификации – изменяемый атрибут страховых выплат, то номера кодов желательно раз в год уточнять в территориальном налоговом органе или на официальных сайтах ПФР, ФСС, ФОМС и ТФОМС.

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

"Бухгалтерский учет", N 18, 2001

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (ст.11 НК РФ). Если физическое лицо не зарегистрировано, но осуществляет предпринимательскую деятельность, ее результаты облагаются налогом в порядке, установленном для индивидуальных предпринимателей.

Существуют две системы налогообложения индивидуальных предпринимателей:

- общеустановленная система налогообложения;

- упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

Налогообложение индивидуальных предпринимателей,

применяющих упрощенную систему налогообложения,

учета и отчетности

Согласно ст.3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являются субъектами малого предпринимательства. Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства является специальным налоговым режимом, при котором в течение определенного периода времени налогоплательщик исчисляет и уплачивает налоги и сборы в особом порядке (ст.18 НК РФ). Правовые основы введения и порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности регламентируются Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ).

Переход на упрощенную систему налогообложения

и порядок ее применения

Переход на упрощенную систему осуществляется предпринимателями в добровольном порядке. Но в регионах Российской Федерации, где введен единый налог на вмененный доход (в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"), индивидуальные предприниматели не имеют права использовать упрощенную систему налогообложения, если по виду деятельности являются плательщиками единого налога на вмененный доход.

Согласно Закону N 222-ФЗ индивидуальный предприниматель может перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если:

- численность работников, нанятых индивидуальным предпринимателем, составляет не более 15 человек (включая работающих по договорам гражданско - правового характера), независимо от вида осуществляемой деятельности;

- совокупный размер валовой выручки в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы, не превысил суммы 100 000-кратного МРОТ.

С 01.01.2001 для исчисления валовой выручки величина МРОТ составляет 100 руб. (МРОТ, установленный с 01.07.2000 Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ, применяется исключительно для случаев, установленных в ст.3 данного Закона);

- нет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей, а также своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период. Порядок применения МРОТ для расчета предельного размера годовой валовой выручки для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему, изложен в Письме Минфина России от 03.07.2000 N 04-02-05/1.

Индивидуальный предприниматель может применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с квартала, в котором он прошел государственную регистрацию. Заявление о переходе на эту систему должно быть подано не позднее, чем за один месяц до начала отчетного квартала, с которого планируется переход.

Официальным документом, дающим право на применение упрощенной системы, является патент. Он выдается на один календарный год налоговым органом по месту постановки на налоговый учет на основе письменного заявления налогоплательщика (налоговый учет индивидуальных предпринимателей ведется по месту жительства).

Ежеквартально осуществляется выплата годовой стоимости патента, которая является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период. Стоимость патента для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, установлена в нормативных актах субъектов Российской Федерации.

По истечении срока действия патента на основании заявления индивидуального предпринимателя налоговый орган выдает новый патент на следующий год, если соблюдены условия использования упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, переходят к обычной системе налогообложения, учета и отчетности в двух случаях: в добровольном порядке и при превышении предельной численности работающих (свыше 15 человек).

Согласно п.7 ст.5 Закона N 222-ФЗ при превышении предельной численности работающих налогоплательщики переходят на применявшуюся ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал), в котором была превышена предельная численность работающих.

Переход на обычную систему налогообложения в случае превышения предельного размера выручки до истечения срока действия патента законодательством не установлен. В этом случае налогоплательщик применяет упрощенную систему до истечения срока патента, но не имеет права работать по ней в следующем отчетном периоде. При этом налоги, действующие при общеустановленной системе, за период осуществления деятельности по упрощенной системе не пересчитываются.

В соответствии с Законом N 222-ФЗ при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальный предприниматель выплачивает стоимость патента на занятие предпринимательской деятельностью вместо налога на доходы физических лиц . При этом предприниматель является плательщиком всех остальных налогов и сборов в общеустановленном порядке. Если индивидуальный предприниматель занимается деятельностью, которая не предусмотрена патентом, то с соответствующего дохода, за вычетом расходов, он исчисляет и уплачивает подоходный налог по ставке 13%.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, выплачивают:

- налог на добавленную стоимость;

- налог с продаж (в тех регионах РФ, где он введен);

- единый социальный налог (взнос);

- таможенные платежи, государственные пошлины и иные налоги и сборы при возникновении обязанности налогоплательщика.

Налог на добавленную стоимость

С 01.01.2001 индивидуальные предприниматели являются плательщиками налога на добавленную стоимость (ст.143 НК РФ).

В соответствии с п.1 ст.145 НК РФ индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исчисления и уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. Это положение не распространяется на индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.

Согласно п.3 ст.145 НК РФ лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, должны представить соответствующее письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные заявление и документы представляют не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Освобождение производится на срок, равный двенадцати последовательным календарным месяцам (п.4 ст.145 НК РФ).

В Законе N 222-ФЗ не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты налога с продаж.

Следовательно, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, являются плательщиками налога с продаж в случае реализации товаров (работ, услуг) в розницу или оптом за наличный расчет.

Единый социальный налог

С 01.01.2000 в соответствии со ст.234 НК РФ на территории Российской Федерации вводится единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента. Базой для исчисления единого социального налога является сумма дохода, с которой налог на доходы физических лиц (13%) равен стоимости патента.

Доход индивидуального предпринимателя, полученный от предпринимательской деятельности, облагается единым социальным налогом по ставке 22,8% (или по меньшей ставке, если налогооблагаемая база превысит 100 000 руб.).

Пример. Стоимость патента - 50 МРОТ (5000 руб.), подоходный налог - 13%, единый социальный налог - 22,8%.

Сумма единого социального налога, причитающаяся к уплате, составит 5000 х 100% : 13% х 0,228 = 8769 руб.

(п.27.2 Приказа МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/465 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)").

Налогообложение индивидуальных предпринимателей,

не применяющих упрощенную систему налогообложения,

учета и отчетности

Индивидуальные предприниматели, не перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход (в тех регионах, где он введен), должны в общеустановленном порядке исчислять и уплачивать следующие налоги:

- налог на добавленную стоимость;

- налог с продаж (в тех регионах Российской Федерации, где он введен);

- налог на доходы физических лиц;

- единый социальный налог (взнос);

- таможенные платежи, государственные пошлины и иные налоги и сборы при возникновении обязанности налогоплательщика.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих общеустановленную систему налогообложения, порядок исчисления и уплаты НДС и налога с продаж аналогичен вышеописанному.

Налог на доходы физических лиц

В соответствии со ст.227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляют исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

По истечении месяца со дня получения доходов в 5-дневный срок индивидуальный предприниматель должен представить в налоговый орган налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода (определяет предприниматель) в текущем налоговом периоде (календарный год; ст.216 НК РФ). Налоговый орган на основании указанного предполагаемого дохода или фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период (с учетом предусмотренных налоговых вычетов) исчисляет суммы авансовых платежей.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом:

сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода;

сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

Не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальные предприниматели обязаны представить итоговую налоговую декларацию по результатам деятельности в прошедшем году.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту учета налогоплательщика.

В п.1 ст.224 НК РФ ставка налога на доходы физических лиц установлена в размере 13% от дохода, полученного индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с п.3 ст.210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст.218 - 221 НК РФ.

Согласно п.1 ст.221 НК РФ индивидуальные предприниматели при исчислении налоговой базы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом указанные расходы принимаются к вычету в составе затрат, принимаемых к вычету при исчислении налога на доходы организаций.

Перечень затрат, относимых на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), установлен в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552).

Налоговые вычеты предоставляются индивидуальным предпринимателям на основании их письменного заявления при подаче налоговой декларации по окончании налогового периода.

Если индивидуальный предприниматель не может документально подтвердить свои расходы, налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности. Данное положение не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Единый социальный налог

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих общеустановленную систему налогообложения, объектом налогообложения будет являться доход, полученный от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, связанных с его извлечением (п.3 ст.236 НК РФ). Налоговая база согласно п.3 ст.237 НК РФ определяется как сумма доходов, полученных налогоплательщиком за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, предусмотренных п.1 ст.221 НК РФ (т.е. тех же расходов, на которые может быть уменьшена налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц).

Если индивидуальный предприниматель является инвалидом I, II или III группы, он освобождается от уплаты налога в части доходов от предпринимательской деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение календарного года (п.3 ст.239 НК РФ).

Доход индивидуального предпринимателя, полученный от предпринимательской деятельности, облагается единым социальным налогом по ставке 22,8% (или по меньшей ставке, если налогооблагаемая база превысит 100 000 руб.).

В соответствии с п.1 ст.244 НК РФ расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период, подлежащих уплате, производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и применяемых ставок.

Не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальные предприниматели обязаны представить в налоговый орган итоговую налоговую декларацию по единому социальному налогу за прошедший налоговый период.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями (независимо от системы налогообложения), начисляют и уплачивают налог на доходы физических лиц и единый социальный налог с выплат, начисленных своим сотрудникам, в общеустановленном порядке по общеустановленным ставкам (гл.23 "Налог на доходы физических лиц", гл.24 "Единый социальный налог" НК РФ).

Изменения в налогообложении индивидуальных предпринимателей, произошедшие в 2001 г:

являются плательщиками НДС с 01.01.2001, возможно освобождение от уплаты НДС;

уплата взносов во внебюджетные фонды заменена уплатой единого социального налога;

предусмотрена регрессивная шкала ставок по единому социальному налогу;

инвалиды I, II или III групп освобождаются от уплаты единого социального налога в части доходов, не превышающих 100 000 руб.;

единая ставка налога на доходы физических лиц установлена в размере 13% независимо от величины дохода;

минимальный размер оплаты труда (исходя из которого рассчитывается предельный уровень годовой валовой выручки для упрощенной системы) составляет 100 руб.

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. статью 235 НК РФ):
- к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
- ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.

В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:

для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
- выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ) и льготы по уплате единого социального налога (статья 239 НК РФ).

В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговая база по единому социальному налогу (статья 237 НК РФ) определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом

Ставки единого социального налога

Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:

в Пенсионный фонд РФ 20 %;

в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

Регрессивная ?кала налогообложения

Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная ?кала налогообложения и определены условия ее применения (статья 243 НК РФ, статья 245 НК РФ).

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Порядок исчисления и уплаты

Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, (статья 243 НК РФ) и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (статья 244 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 НК РФ).

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г. 202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и ?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ЕНВД

Е.В. Киценко,
советник налоговой службы I ранга

Понятие единого налога на вмененный доход появилось в российском законодательстве в 1998 году. Именно тогда был принят Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (далее — Закон) . Согласно Закону вмененный доход—это потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.

Введение Закона, с одной стороны, облегчило положение налогоплательщика. Лица и организации, переведенные на уплату единого налога, освобождались от обязанностей по исчислению и внесению в бюджет ряда федеральных налогов, в том числе: налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль и др.

С другой стороны, предполагалось, что снимется ряд проблем и для налоговых органов, связанных с мероприятиями налогового контроля за деятельностью налогоплательщиков, переведенных на уплату этого налога. Закон предусматривал введение нового налогового режима для предприятий и предпринимателей, оказывающих свои услуги в тех сферах деятельности, где объективный контроль выручки для налоговых органов был затруднен. К таким видам деятельности справедливо были отнесены:
— оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг;
— оказание бытовых услуг физическим лицам;
— оказание физическим лицам парикмахерских, медицинских, косметологических, а также ветеринарных услуг;
— оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию;
— оказание предпринимателями консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание;
— общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров и прочих предприятий общепита с численностью работающих до 50 человек);
—розничная торговля через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, ларьки, лотки, торговые павильоны;
—розничная торговля горюче-смазочными материалами;
— оказание автотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек;
— оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок, гаражей и т. д.

Согласно статье 5 Закона объектом налогообложения являлся вмененный доход, установленный на календарный месяц, со ставкой налога — 15% от него, налоговый период—квартал . Сумма единого налога рассчитывалась с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которые определялись в зависимости от ряда факторов. Право устанавливать конкретный размер вмененного дохода для каждого вида деятельности было делегировано законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ.

Однако реальность оказалась сложнее и многограннее законодательного варианта. Поэтому в практике налоговых органов возникли ситуации, потребовавшие судебного разрешения. В ряде случаев это произошло потому, что в связи с новизной налоговой ситуации законодательные органы субъектов РФ четко не определили некоторые понятия (например: «торговая площадь», «стационарная торговая точка (место)», «нестационарная торговая точка (место)»).

Инспекция МНС РФ по Привокзальному району г. Тулы обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Экс-Принт» 1 955 руб. налоговых санкций. Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.11.01 иск был удовлетворен, поскольку суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

В кассационной жалобе заявитель просил отменить решение суда как вынесенное в нарушение норм материального права. Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не нашла оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Привокзальному району г. Тулы была проведена выездная проверка ООО «Экс-Принт» по вопросам соблюдения законодательства, регули-рующего порядок исчисления единого налога на вмененный доход, плательщиком которого общество являлось в силу статьи 2 Закона Тульской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 08.07.99 (с изменениями и дополнениями). Проверка проводилась за период с 19.10.99 по июнь 2000 года. О нарушениях, выявленных налоговой инспекцией, составлен акт № 78 от 14.08.2000 и вынесено решение № 54 от 14.08.2000, которым ООО «Экс-Принт» привлечено к ответственности в порядке пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде 1 955 руб. штрафа. В связи с тем, что в добровольном порядке штраф уплачен не был, ИМНС РФ по Привокзальному району г. Тулы обратилась с иском в суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из доказанности факта занижения ООО «Экс-Принт» единого налога на вмененный доход в результате неправильного отражения в расчетах размера торговой площади. Материалами дела подтверждено, что ООО «Экс-Принт» в соответствии с договором аренды от 01.11.98 № 37/98 занимало помещение общей площадью 38,8 кв. м, расположенное по адресу: г. Тула, пр. Ленина, 104. Согласно техническому паспорту рабочая (используемая для осуществления торговли) площадь составляет 29,37 кв. м. Полагая, что часть помещения, занимаемая оргтехникой, не может считаться торговой, предприятие отразило в расчете единого налога размер торговой площади 9 кв. м.

Суд правомерно указал, что торговой площадью признается площадь торгового помещения, куда предусмотрен доступ покупателей. ООО «Экс-Принт» осуществляло работы и получало доход от копирования, ламинирования и других видов услуг, связанных с использованием оргтехники. Поэтому исключение из площади торгового зала площади, занимаемой ксероксом, компьютерами и т. д., куда возможен доступ покупателей, безосновательно.

При таких обстоятельствах вывод суда о правомерности привлечения ООО «Экс-Принт» к налоговой ответственности следует признать обоснованным.

(Постановление ФАС Центрального округа от 05.03.02 № А68-56/13-01.)

Межрайонная инспекция МНС РФ № 6 по Тульской области обратилась с иском о взыскании с предпринимателя Степовой Н.Н. 512 руб. налога на вмененный доход, 11 руб. 89 коп. пени за его неуплату, 102 руб. 34 коп. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Решением Арбитражного суда Тульской области от 22.11.01 в удовлетворении иска было отказано.

В кассационной жалобе заявитель — Межрайонная инспекция МНС РФ № б по Тульской области просила решение арбитражного суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не нашел оснований для ее Удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по г. Алексину была проведена налоговая проверка предпринимателя Степовой Н.Н. В ходе проверки было установлено, что ответчица осуществляла розничную торговлю продуктами питания в стационарной палатке площадью 6 кв. м на микрорынке № 2 г. Алексина. При этом единый налог исчислен и уплачен ответчицей в размере 238 руб. по формуле единого налога, установленной для розничной нестационарной торговли, о чем составлен акт от 23.05.01. По результатам проверки решением Межрайонной инспекции МНС РФ № 6 по Тульской области от 07.06.01 № 105 Степова Н.Н. привлечена к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа, а также ей предложено уплатить доначисленную сумму единого налога и пени за несвоевременную его уплату—всего 625 руб. 99 коп.

Статьей 1 Закона Тульской области № 101-ЗТО от 26.11.98 (в редакции Закона Тульской области от 25.05.2000 № 183-ЗТО) определены понятия «стационарная торговая точка (место)», «нестационарная торговая точка (место)». Под стационарной торговой точкой (местом) понимается специализированное место (в том числе входящее в структуру многофункциональных торговых комплексов или центров) для осуществления торговли, действующее на постоянной основе, как имеющее, так и не имеющее торговой площади. Стационарной торговой точкой, имеющей торговую площадь, признается складское, выставочное, офисное помещение, открытые площадки, используемые под складирование товаров и в выставочных целях (в случае продажи товаров по образцам или на дому у покупателя). Стационарной торговой точкой, не имеющей торговой площади, признается палатка, киоск, контейнер, торговый автомат, а также часть стационарной торговой точки, имеющей торговую площадь, в случае передачи ее по договорам гражданско-правового характера во временное пользование. Под нестационарной торговой точкой (местом) понимается место, не имеющее торговой площади, используемое для торговли с помощью средств развозной (автолавки, автоприцепы, тележки и т. д.) и разносной торговли (лотки, корзины и т. д.), а также торговли с рук, охватывающее совокупность всех территорий (область, районы, населенные пункты, места, расположенные вне населенных пунктов, при необходимости — места дислокации), указанных в расчете единого налога.

Определяя статус торгового места, суд правильно руководствовался данными понятиями и обоснованно пришел к выводу, что автоприцеп типа «Тонар-1», используемый ответчицей для розничной торговли, является нестационарной торговой точкой, а поэтому доначисление предпринимателю единого налога исходя из формулы розничной стационарной торговли произведено налоговым органом неправомерно. Довод заявителя жалобы о том, что автоприцеп на протяжении длительного времени находится на рынке и используется как стационарная торговая точка (колеса сняты, автоприцеп поставлен на бетонные блоки), материалами дела не подтвержден. При изложенных обстоятельствах арбитражным судом отказано в удовлетворении иска.

(Постановление ФАС Центрального округа от 20.02.02 № А68-189.)

Иногда обстоятельства, влияющие на доходность торговой точки, меняются. Однако налогоплательщик самостоятельно не вправе изменить коэффициенты доходности, если эти обстоятельства не подтверждены соответствующими нормативными документами.

ООО «Ирбис» обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском о признании недействительным требования Инспекции МНС РФ по г. Щекино Тульской области (далее — ИМНС) от 25.06.01 об обязании ООО «Ирбис» произвести уплату единого налога на вмененный доход в сумме 70761 руб. и пени 3392 руб. Решением суда от 29.11.01 в иске было отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 01.03.02 решение суда от 29.11.01 отменено и иск удовлетворен.

В кассационной жалобе ИМНС просила отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей истца, кассационная инстанция пришла к следующему выводу. Как видно из материалов дела, ООО «Ирбис» представлены в ИМНС расчеты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности за май—июль 2001 г. в связи с осуществлением розничной торговли горюче-смазочными материалами на стационарной автозаправочной станции, расположенной в пределах 150 м от придорожной полосы участка автомобильной дороги, проходящей от г. Тулы до г. Щекино. В этих расчетах налогоплательщик, полагая, что указанная автомобильная дорога является областной дорогой общего пользования, при исчислении налога использовал значение коэффициента места дислокации стационарной автозаправочной станции, равное 1,8.

Камеральной налоговой проверкой, оформленной актом от 25.06.01 № 201, установлено, что в нарушение статьи 4 Закона Тульской области от 26.11.98 № 101-ЗТО «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» допущена неуплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности за май—июль 2001 г. в сумме 70761 руб. в результате занижения объекта налогообложения путем неверного применения коэффициента места дислокации стационарной автозаправочной станции, поскольку указанная автомобильная дорога является магистралью федерального значения, в связи с чем при исчислении налога используется значение коэффициента места дислокации стационарной автозаправочной станции, равное 3,6.

Решением ИМНС от 25.06.01 № 181-К обществу предложено уплатить 70761 руб. налога, 3392 руб. пени. На основании этого решения обществу направлено требование от 25.06.01 об уплате указанных сумм.

Истец обратился с иском о признании недействительным требования.

Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ от 25.12.01 № ГСДХ-9.1/4638-ис «О федеральной автомобильной дороге М-2 «Крым», пришел к выводу о том, что в связи с вводом в эксплуатацию участка федеральной автомобильной дороги «Крым» в обход г. Тулы и г. Щекино участок указанной автомобильной дороги от г. Тулы до г. Щекино утратил федеральное значение и подлежит передаче в государственную собственность Тульской области, но в настоящее время является федеральной собственностью.

Однако такие выводы суда нельзя признать законными и обоснованными.

Согласно Порядку утверждения перечня федеральных дорог и внесения в него изменений, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.12.91 № 61 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации», перечень федеральных дорог утверждается и изменяется исключительно Правительством РФ.

Таким образом, неопределенность относительно статуса участка автомобильной дороги М-2 «Крым» от г. Тулы до г. Щекино отсутствует: Министерству транспорта РФ и Государственной службе дорожного хозяйства указанного Министерства законодательством РФ не предоставлено право давать разъяснения положений нормативных актов Правительства РФ, касающихся автомобильных дорог, в связи с чем письмо Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ от 25.12.01 № ГСДХ-9.1/4638-ИС «О федеральной автомобильной дороге М-2 «Крым» как изменяющее правовое регулирование статуса участка автомобильной дороги М-2 «Крым» от г. Тулы и тем самым затрагивающее права и законные интересы налогоплательщиков является нормативным актом и подлежит государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию. Учитывая, что указанные требования не соблюдены, письмо не подлежало применению к возникшим отношениям.

При таких обстоятельствах у апелляционной инстанции арбитражного суда не имелось оснований для принятия обжалуемого постановления.

(Постановление ФАС Центрального округа от 23.04.02 М2 А68-165/АП-01.)

С введением в действие с 01.01.03 главы 26 3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ Закон, о котором уже шла речь (и на основании которого приняты судебные акты, приведенные здесь в качестве примеров), утратил силу. Положения законодательных норм, изложенные в Кодексе, по сравнению с ранее действовавшим Законом, претерпели значительные изменения. Остановимся на них лишь тезисно .

_____________
См. также Постатейный комментарий к главе 26 3 НК РФ — «Налоги и платежи», 2002, №10, стр. 46 (прим. ред.).

Во-первых, изменилось количество видов предпринимательской деятельности, для которых по решению субъекта РФ может быть установлен этот налоговый режим.

Во-вторых, статья 34627 НК РФ устанавливает 3 корректирующих коэффициента, в том числе коэффициент-дефлятор, которые раньше федеральным законом не устанавливались.

В-третьих, Кодекс четко определяет понятия, которые раньше давались «на откуп» субъектам РФ и вызывали массу налоговых споров (розничная торговля, стационарная и нестационарная торговая сеть, площадь торгового зала, торговое место и т. д.).

В-четвертых, законодательно установлены физические показатели и базовая доходность для конкретных видов деятельности.

В-пятых, для некоторых видов деятельности изменились ограничительные критерии.

В-шестых, плательщики единого налога вправе уменьшить его на сумму начисленных взносов на обязательное пенсионное страхование. Этот вычет не может превышать 50 процентов начисленных сумм налога.

История вопроса

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 148-ФЗ от 31 июля 1998 года “О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности” (в ред. ФЗ от 31.03.1999 № 63-ФЗ, от 13.07.2001 № 99-ФЗ) со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов РФ с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19 – 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, за исключением сборов и налогов, перечисленных в той же статье Закона № 148-ФЗ.

С введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации все платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ, за исключением взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в силу ст. 11 ФЗ от 05.08.2000 года № 118-ФЗ), были объединены в Единый социальный налог.

30 ноября 2001 года Государственной думой ФС РФ был принят Федеральный закон № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ”, в соответствии с которым на территории Российской Федерации введена система обязательного пенсионного страхования.

Федеральным законом от 31 декабря 2001 года № 198-ФЗ внесены существенные изменения и дополнения в главу 24 НК РФ – ЕСН. Указанный закон также изменил и дополнил ФЗ № 148-ФЗ: из абзаца первого части третьей ст. 1 исключены слова “платежи в государственные внебюджетные фонды, а также”, а перечень налогов и сборов, от уплаты которых “вменёнщики” не освобождаются, дополнен единым социальным налогом.

Далее последовал Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 104-ФЗ, который снова “освободил” плательщиков единого налога на вменённый доход от уплаты ЕСН, строчка о платежах в государственные внебюджетные фонды, однако, восстановлена не была.

Письмом от 13 августа 2002 года Управление МНС РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу сообщило, что ФЗ от 24 июля 2002 года № 104-ФЗ, вступивший в силу 30.08.2002 года, освобождает “вменёнщиков” от уплаты единого социального налога, но не освобождает их, как страхователей, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренных ФЗ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ. Попробуем разобраться, насколько этот вывод правомерен?!

ЕНВД и "травма"

Основной проблемой при решении указанного вопроса на наш взгляд является следующее: была ли строчка “с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды” в ФЗ № 148-ФЗ основанием для освобождения “вменёнщиков” от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование или не является.

На первый взгляд ответ “является” очевиден. По своей природе единый налог на вменённый доход является специальным налоговым режимом (ст. 18 НК РФ), в соответствии с которым уплата большинства налогов и сборов заменена одним платежом. В Федеральном законе “О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности” от 31.07.1998 года № 148-ФЗ указано, что со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов РФ с его плательщиков не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды. В Федеральном законе “Об обязательном пенсионном страховании в РФ” нет специальной нормы, согласно которой “вменёнщики” являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, применяя в дополнение п. 7 ст. 3 НК РФ (о толковании неустранимых сомнений в пользу налогоплательщика), следует сделать вывод об отсутствии у плательщиков единого налога обязанности уплачивать указанные страховые взносы.

На практике, однако, данное утверждение может встретиться с активными протестами со стороны налоговых органов, а также Пенсионного фонда РФ. Здесь уместным будет вспомнить споры “вменёнщиков” по поводу уплаты ими страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обосновывали они свою позицию изложенными выше аргументами. Федеральные арбитражные суды занимали как сторону налогоплательщиков (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.04.2000 года по делу № Ф08-757/2000-210А, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.07.2001 года по делу № А56-7936/01), так и сторону Фонда социального страхования (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 февраля 2001 года по делу № Ф03-А49/01-2/262).

Не “порадовал” налогоплательщиков и Президиум ВАС РФ, который в своём Постановлении от 04.09.2001 года № 3218/01 указал, что “следует признать, что работодатели – страхователи, являющиеся плательщиками единого налога на вменённый доход, должны уплачивать страховые взносы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

Необходимо, однако, отметить, что обосновал свою позицию Президиум весьма слабо. ВАС сослался на статью 5 ФЗ от 20.11.1999 года № 197-ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год”, в соответствии с которой “плательщики страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, перешедшие на уплату единого налога на вменённый доход в соответствии с ФЗ № 148-ФЗ, уплачивают страховые взносы по ставкам и в порядке, которые установлены указанным ФЗ”.

Сразу оговоримся, что в ФЗ “О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности” нет и никогда не было указания на ставки и порядок уплаты каких-либо страховых взносов. Таким образом, в статье 5 ФЗ № 197-ФЗ законодатель, видимо, допустил ошибку, прописав слово “указанным”, вместо “настоящим”. Тот же вывод сделал Президиум ВАС, отметив, что “однако это положение (ст. 5) распространяется на те страховые взносы, размер (тариф) которых установлен ФЗ от 20.11.99 № 197-ФЗ”. Далее в Постановлении следует вывод об обязательности уплаты “вменёнщиками” страховых взносов и это представляется нам по меньшей мере странным.

Напомним, что с 1998 года существует отдельная законодательная база, регулирующая обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это Федеральный закон от 24.07.1998 года № 125-ФЗ и ежегодно принимаемые Федеральные законы о страховых тарифах на этот вид социального страхования. В 2000 году действовал ФЗ от 02.01.2000 № 10-ФЗ “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год”, в котором, в отличие от аналогичных законов 2001 и 2002 годов, не было ни слова о плательщиках единого налога на вменённый доход. Таким образом, ссылка Президиума ВАС на ФЗ № 197-ФЗ не только не логична, но и не правомерна, а Постановление от 4 сентября 2001 года не может рассматриваться в качестве бесспорного прецедента для решения аналогичных споров.

Правовая природа пенсионных взносов

Вторая проблема – это исключение Федеральным законом № 198-ФЗ от 31 декабря 2001 года из ФЗ № 148-ФЗ указания на освобождение плательщиков единого налога от уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды (ст. 2 ФЗ № 198-ФЗ). Напомним, что той же статьёй законодатель ввёл для “вменёнщиков” с 1 января 2002 года обязанность по уплате единого социального налога. Введение ЕСН вызвало бурную реакцию со стороны налогоплательщиков. Большинство юристов сошлись во мнении, что обязанность по уплате ЕСН плательщиками единого налога на вменённый доход возникнет лишь с 1 января 2003 года, но ни у кого почему-то не возникло вопросов относительно обязанности платить взносы в государственные внебюджетные фонды. На наш взгляд это весьма схожие проблемы.

Мотивируя незаконность введения ЕСН с 1 января 2002 года, юристы и налогоплательщики ссылались на ст. 5 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее очередного налогового периода по соответствующему налогу, который наступит после истечения месяца с момента опубликования закона. Отсюда вполне правомерно делался вывод о том, что датой вступления Закона № 198-ФЗ (относительно ЕСН) в силу будет 1 января 2003 года. Отметим, что в сентябре 2002 года эту позицию налогоплательщиков впервые поддержал ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 11 сентября 2002 года по делу № А05-6231/02-352/13).

Давайте же разберёмся со страховыми взносами в Пенсионный фонд. Статья 2 Федерального закона № 198-ФЗ, внесшая изменение в ФЗ № 148-ФЗ “О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности”, превратила “вменёнщиков” в плательщиков указанных выше взносов. Но с какого момента, "вмененщики" стали нести эту обязанность?

Конституционный суд Российской Федерации в своём Постановлении от 24 февраля 1998 года № 7-П указал следующее: “В законодательном определении страховых взносов не раскрыта социально-правовая природа этих платежей, хотя некоторые содержательный признаки их названы – установление этих платежей законом, их обязательность и целевой характер. Указанные признаки страховых взносов не позволяют, однако, отграничить их от налогов, сборов,… Более того, содержание и характер норм о порядке регистрации плательщиков страховых взносов, о порядке и сроках уплаты страховых взносов, о мерах ответственности плательщиков, об осуществлении Пенсионным фондом Российской Федерации контроля за своевременной и полной их уплатой плательщиками с участием органов Государственной налоговой службы Российской Федерации, о наделении этого Фонда при взыскании в бесспорном порядке недоимок по страховым взносам с работодателей - организаций правами, предоставленными налоговым органам по взысканию не внесенных в срок налогов и налоговых платежей, сближают страховые взносы с налоговыми платежами.”

Далее КС РФ сделал вывод о том, что “… согласно действующему законодательству страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации представляют собой установленные законом особые обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных на началах безвозвратности и индивидуальной безвозмездности. Это означает, что при установлении таких платежей должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничениям прав и свобод граждан (статья 55, части 2 и 3; статья 57 Конституции Российской Федерации).”

По смыслу указанного Постановления, страховые взносы максимально приближены к налогам и сборам, и к ним должны применяться все установленные законом правила и ограничения для налогов и сборов, в том числе общие условия установления налогов и сборов (ст. 17 НК РФ) и порядок действия актов законодательства о налогах и сборах во времени (ст. 5 НК РФ). Добавим, что эта позиция также не раз подтверждалась Федеральными арбитражными судами (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.03.2001 года про делу № А05-9064/00-638/13, от 21.08.2001 года по делу № 2182).

Обратимся теперь к самому Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (далее по тексту – Закон № 67-ФЗ или Закон). В соответствии с ним законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании состоит их Конституции РФ, самого закона № 167-ФЗ, законодательства РФ о налогах и сборах (часть первая ст. 2), а правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируется законодательством РФ о налогах и сборах (часть третья ст. 2).

Резюме

Итак, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей сути являются самостоятельной составляющей налоговой системы России. Они никак не связаны с единым налогом на вменённый доход и не зависят от него. Создаётся ситуация, аналогичная конфликту ЕНВД и ЕСН начала 2002 года. Следовательно, должен применяться аналогичный принцип его разрешения, основанный на статье 5 НК РФ.

В соответствии с абзацем первым п. 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Для применения статьи 5 НК РФ нам важно определить налоговый период для страховых взносов в Пенсионный фонд. Из положений статей 23 и 24 Закона № 167-ФЗ следует, что налоговым периодом (в Законе он назван расчётным периодом) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является календарный год. Следовательно, очередным расчётным (налоговым) периодом по этим взносам, наступающим после окончания месячного срока со дня официального опубликования ФЗ № 198-ФЗ, является период с 01.01.2003 года по 31.12.2003 года. Таким образом, обязанность плательщиков единого налога на вменённый доход уплачивать страховые взносы на пенсионное страхование возникнет лишь 1 января 2003 года.

Возможно, приведённое обоснование в чём-то ошибочно, но, отметим, что в соответствии с Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 11 сентября 2002 года налогоплательщику-истцу были возвращены как единый налог на вменённый доход, так и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Прецедент создан, дело за остальными налогоплательщиками.

Мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.


Баннерная реклама в рассылке


10 Самых популярных книг магазина "Налоговая помощь"

Использование материалов рассылки возможно только с разрешения авторов.

Если Вы хотите предложить свой материал для рассылки или у Вас есть какие-либо предложения о сотрудничестве, то пишите.



О рассылке "Как не платить лишние налоги и деньги?!"

Мы являемся не только ведущими почтовой рассылки "Налоговый кодекс …", но и по совместительству авторами другое популярной рассылки "Как не платить лишние налоги?!".

Эта рассылка посвящена разрешению сложных правовых вопросов, возникающих в ходе осуществления предпринимательской деятельности. В каждом выпуске рассылки мы рассматриваем ту или иную конфликтную ситуацию с налоговым или иным государственным органом или между контрагентами. Приводятся возможные аргументы противников. Предлагается свое видение разрешения конфликта. Вооружившись этой информацией, вы сможете отвоевать обратно свои деньги. Ведь наши ситуации как правило прошли испытание практикой.

Если вы не подписались на наши налоговые рассылки, то сделайте это прямо сейчас. Для тех, кто не в курсе, все это абсолютно бесплатно.



О компании "ТаксХелп"

Налоги в России всегда были мощнейшим фактором, влияющим на деятельность предприятий, на финансовое и стратегическое планирование, взаимоотношения между партнерами. И вполне естественно, что для бизнеса любые налоги воспринимаются как лишние издержки. Никто не спорит с необходимостью платить налоги, однако, эти издержки, как любые другие, могут и должны быть оптимизированы.

Практикой доказано – на налогах можно экономить.

Читайте также: