Защита бизнеса от налоговой

Опубликовано: 21.09.2024

Безопасность экономической системы государства и хозяйствующих субъектов внутри него обеспечивается при помощи координаций действий в фискальной, бюджетной, научной и правовой системах. Каждое предприятие на своем уровне создает условия для минимизации рисков и снижения влияния негативных внешних факторов на результаты их деятельности. От этого зависит своевременность отчислений в бюджет и финансовая безопасность страны.

Что такое налоговая безопасность предприятия

Суть налоговой безопасности отдельных субъектов предпринимательской деятельности заключается в постоянной работе над снижением налоговых рисков и обеспечением полноты уплаты налоговых обязательств при условии абсолютной защищенности финансового состояния предприятий на законодательном уровне. Такой подход способствует повышению уровня чистой прибыли и является неотъемлемым атрибутом экономической стабильности.

Налоговая безопасность на уровне юридических лиц подразумевает проведение комплекса мероприятий по оптимизации налоговой нагрузки для создания гарантий нормальной работы внутри компании в изменяющейся налоговой среде. Основу безопасности в этом сегменте составляют:

  • правильная оценка имеющихся налоговых рисков;
  • проведение налогового анализа;
  • повышение уровня организации учетных процессов внутри предприятия;
  • обеспечение высокого качества операций по фиксации актов хозяйственной деятельности в налоговом учете.

Для бизнеса главным направлением обеспечения безопасности в сфере налогообложения является снижение числа претензий от контролирующих органов до минимума. Для государства главной задачей становится получение гарантий в стабильных налоговых поступлениях и успешное развитие хозяйствующих субъектов.

Проблемы налоговой безопасности

Создание благоприятных условий работы в сфере налоговой безопасности заключается в борьбе с внутренними и внешними угрозами. Наибольшим рискам подвергаются такие сегменты работы:

  • кризис неплатежеспособности, который может стать причиной неуплаты налогов;
  • отсутствие стабильного роста экономики;
  • высокая доля теневого сектора;
  • практика применения «серых» схем уклонения от налогообложения;
  • несогласованность действий по ряду вопросов между региональными и федеральными органами власти.

Главным внешним фактором, обладающим негативным воздействием на безопасность фискальной и финансовой систем, является кризис. На уровне предприятий он характеризуется:

  • снижением рентабельности производственной деятельности;
  • ростом числа операций, необеспеченных ликвидными активами;
  • появлением нехватки собственных ресурсов;
  • увеличением случаев ухода «в тень» и незаконного уклонения от погашения налоговых обязательств;
  • задержкой выплат персоналу;
  • преобладанием в расчетах бартерных сделок, позволяющих скрыть движение денежных средств от контролирующих органов.

В масштабах государства большую роль играют органы власти в регионах. Если в одном из субъектов страны на местном уровне чиновники проявляют пассивность в осуществлении реформ, то масштабные начинания не дадут ожидаемого эффекта.

ВАЖНО! Задача государства – защитить интересы предпринимателей и обеспечить согласованность действий всех органов власти.

Для улучшения внешней конъюнктуры в вопросах налоговой безопасности государственным органам необходимо:

  • создать механизм контроля и привлечения к ответственности при сбоях во взаимодействии федеральных и региональных организаций с негосударственными образованиями;
  • повышать уровень эффективности защиты интересов государственных и частных структур путем совершенствования законодательной базы;
  • организовать выполнение координационных функций административными органами власти в регионах и отдельных населенных пунктах через работу комиссионных коллегий.

Еще одна проблема кроется в обилии декларативных программ развития и защиты бизнеса при отсутствии проработанных пошаговых руководств по реализации положений таких документов. Нехватка информации о специфике работы в разных субъектах государства и невозможность учесть все нюансы в полной мере при законодательном регулировании сферы фискального законодательства способны повысить риски налоговой безопасности.

К внутренним проблемам предприятий относятся:

  • высокая степень изношенности ресурсной базы (устаревшие основные фонды);
  • низкая конкурентоспособность производимых изделий, если выводить продукцию на рынок за пределы конкретного субъекта страны;
  • высокая себестоимость готовых товаров;
  • недобросовестная конкуренция;
  • нехватка узкоспециализированных кадров.

Способы обеспечения налоговой безопасности

Создать условия для обеспечения и сохранения приемлемого уровня налоговой безопасности можно при помощи оптимизации налоговых платежей. Осуществляется это через планирование доходов и расходов на уровне отдельных субъектов предпринимательства и уход от «серых» схем уменьшения налоговых обязательств.

ЗАПОМНИТЕ! Уход от налогов не может быть безопасным, это всегда риск возникновения спора с контролирующими органами и высокая вероятность проигрыша в суде.

Налоговая оптимизация предполагает разработку грамотной и юридически безупречной политики предприятия в области налогообложения. Период действия плана работы над этим должен учитывать тенденции развития рынка и фискальной системы на срок от 1 до 3 лет и специфику деятельности компании. Налоговая оптимизация возможна при условии внедрения на предприятии управленческого учета и постоянного поиска более выгодных условий сотрудничества с контрагентами. Например, при подборе контрагента для аренды имущества необходимо обращать внимание не только на стоимость услуг, но и на чистоту сделки – важно, чтобы низкая цена аренды не сочеталась с взаимозависимостью участников сделки. Если нарушить такое требование, то налоговые органы могут обратить на это внимание и начать проверку обоснованности заявленной цены сделки.

ВНИМАНИЕ! Для минимизации риска заключения договоров с недобросовестными контрагентами необходимо предварительно проверять их.

Схема проверки участников договорных отношений может включать такие мероприятия:

  • надо исключить вероятность того, что в роли контрагента выступает фирма-однодневка;
  • при ведении электронного документооборота рекомендуется проверять подлинность ЭЦП (сделать это можно при помощи специальных криптопрограмм или на портале Госуслуг бесплатно);
  • подтвердить реальность существования контрагента, убедиться в наличии записей о нем в государственных реестрах и базе ФНС;
  • удостовериться, что контрагент не находится в стадии банкротства;
  • письменно запросить у второй стороны копии лицензионной документации, приказов о праве подписи, справок о наличии ресурсной базы для выполнения задания.

При заключении договоров необходимо проверять их на соответствие нормам налогового и гражданского права. Выявление неточностей или некорректных формулировок может при проверке ФНС стать основанием для начисления штрафов. Особенное внимание надо уделять документации при требовании контрагента использовать только их шаблоны соглашений.

При комплексном подходе к обеспечению налоговой безопасности можно воспользоваться методикой комплаенса в налогах. Система предполагает ведение постоянной работы по выявлению потенциальных налоговых рисков и предотвращению ситуаций, связанных с ними. В зону возможных рисков попадают такие операции:

На каждом участке работы оценивается уровень риска, выстраивается шкала опасности и в соответствии с ней вырабатываются схемы действий внутри предприятия. Важно организовать систему так, чтобы лицо, ответственное за поиск рисков и путей их минимизации, не принимало окончательного решения о внедрении конкретных мероприятий. Для проведения налогового комплаенса рекомендуется распределять полномочия между несколькими сотрудниками.

В современных экономических реалиях проверки субъектов предпринимательской деятельности приобретают все более массовый и масштабный характер. Существует множество видов проверок – начиная от проверок противопожарной безопасности и соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, заканчивая налоговыми и даже процессуальными проверками правоохранительных органов. Их цель и социальная значимость вполне очевидны.

Проводимые проверочные мероприятия могут сопровождаться рядом предусмотренных законом ограничений прав, а деятельность отдельно взятого должностного лица может быть обусловлена некими дополнительными факторами субъективного характера – начиная от элементарной некомпетентности и заканчивая коррупционной заинтересованностью. Полностью обезопасить себя от нарушений со стороны контролирующих органов или их должностных лиц, исключить эти нарушения, к сожалению, невозможно.

Правоприменительная и судебная практика постоянно меняется, а также меняются требования законодательства к ведению той или иной деятельности отнюдь не в пользу проверяемых лиц. Это те факторы, которые находятся за пределами нашего влияния. Но при этом надо понимать, что не каждое ограничение права является нарушением. Законом предусмотрена возможность заинтересованного лица обжаловать любое действие и решение государственного органа или должностного лица, с которым он не согласен.

Пожалуй, единственным законным, но не всегда эффективным способом защиты от нарушений (мнимых или реальных) является их обжалование в предусмотренном законом порядке. Ряд действий/бездействий или решений может быть обжалован непосредственно в суд в порядке административного судопроизводства. В отдельных случаях предусмотрен специальный порядок обжалования, предшествующий обращению в суд, такой порядок регулируется отраслевым законодательством (например, апелляционное обжалование в вышестоящий орган ФНС России при несогласии с ненормативными актами, принимаемыми налоговым органом в ходе различных налоговых проверок, в соответствии с НК РФ). Качество составления жалоб, подготовки документов в их обоснование во многом предопределяет перспективу их рассмотрения, хотя гарантированно обезопасить себя от нарушений невозможно и на этой стадии.

Модным трендом последнего времени становится практика доначисления таможенных платежей на основании вступивших в законную силу и своевременно не обжалованных в установленном порядке постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение порядка таможенного декларирования. В ходе мероприятий таможенного контроля выявляется факт нарушения, составляется протокол об административном правонарушении, выносится решение о наложении незначительного штрафа, при этом доначисление таможенных платежей не производится. Зачастую декларанты не придают значения этим обстоятельствам, ориентируясь исключительно на отсутствие доначислений, производят оплату штрафа, предпочитая не ввергать себя в пучину судебных тяжб, независимо от того, является ли выявленное нарушение реальным или мнимым; постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу. Срок, в течение которого возможно произвести доначисление, значительно превышает срок обжалования постановления, в связи с этим на тот момент, когда декларант сталкивается с существенным доначислением таможенных платежей и обращается с жалобой в суд, его доводам противопоставляется фактически подтвержденный им же факт наличия нарушения. В подобном случае никакого нарушения со стороны таможенного органа нет, но декларант де-факто оказывается введенным в заблуждение и лишен возможности защищаться всеми средствами по причине собственной неосмотрительности.

Для минимизации рисков нарушений в ходе уже проводимых проверочных мероприятий, следует с надлежащей осмотрительностью относиться к реализации собственных прав, а также контролю действий проверяющих, своевременно делать заявления о допущенных нарушениях, обращаться с соответствующими жалобами, а также привлекать необходимых специалистов.

Также в ходе проверок встречаются нарушения процедуры изъятия документации, они могут быть выражены в не включении в опись изъятых предметов всех документов и электронных носителей информации, а также их содержания. На практике это приводило к частичной утрате документации, а в отдельных случаях – ее подмене. С такими нарушениями целесообразно бороться путем заявления соответствующих замечаний в акте обследования и последующего незамедлительного обжалования.

Нарушения со стороны лиц, которые проводят проверку, редко зависят от волеизъявления проверяемого лица. Активная позиция его представителей и своевременное указание на допускаемые нарушения могут стать решающими факторами для устранения их непосредственно на месте, что полностью или частично исключает наступление негативных последствий в ходе дальнейшего производства. Гораздо более уязвимыми в подобной ситуации оказываются те лица, которые сами не уделяют должного внимания качеству ведения собственного делопроизводства и в том числе бухгалтерской, финансово-хозяйственной документации. Также встречаются ситуации, при которых у проверяемого лица отсутствуют первичные документы, на основании которых совершены финансовые операции. Безусловно, такая безответственность становится поводом для самого пристального внимания проверяющих органов.

Вопрос выявления каких-либо нарушений – это скорее вопрос времени. Любой компетентный бухгалтер знаком с требованиями налоговых органов, разъяснениями о правилах ведения документации. Однако разъяснения действуют сегодня, в ходе проводимой проверки контролирующим органом проверяются уже имеющиеся документы за предыдущие три года, когда этих разъяснений еще не существовало. Правоприменительная и судебная практика постоянно меняется, и те действия и решения, которые ранее могли быть признаны судом нарушением, теперь могут быть признаны законными.

Наибольшего эффекта можно добиться не от обжалования уже принятых проверяющим органом решений и действий должностных лиц, а путем предупреждения выявления нарушений. В этих целях рекомендуется провести тщательный аудит собственного делопроизводства и документооборота на предмет его соответствия действующим требованиям и разъяснениям, не дожидаясь налоговой проверки. Провести такой аудит целесообразно как минимум за последние три года и в случае выявления каких-либо недочетов принять меры к их самостоятельному устранению, насколько это возможно в рамках, предусмотренных законом.

Устранение собственных недочетов, если же они есть – наиболее эффективный способ существенно сократить финансовые затраты и время, потраченное на разрешение подобных проверок. Если своевременно не придать этому значения, то результатом проверки может стать существенное увеличение налоговой нагрузки, привлечение к административной ответственности юридического лица, руководителя, а в некоторых случаях – и уголовная ответственность.


Вопрос «Как можно платить наименьшую сумму налогов, не нарушая закон?» все чаще занимает собственников бизнеса. Еще бы! Но как это сделать, ведь по другую сторону баррикад государство, использующее все возможные инструменты, чтобы легализовать доходы бизнеса. Попробуем в данной статье разобраться какие есть возможности не переплачивать в бюджет и разберем основные методы законного снижения налоговой нагрузки.

Актуальные схемы оптимизации налогообложения в организации

Обналичка для ООО

ИП свободно распоряжаются деньгами: захотел — вывел на личный счёт, нужна наличка — снял ее в банкомате. ООО так нельзя: любую операцию подтверждают документами, и она должна иметь деловую цель. Собственники выводят прибыль максимум раз в квартал и платят НДФЛ 13%. Когда наличка нужна срочно, некоторые компании нарушают закон и обращаются в обнальные конторы.

Еще одна очень популярная схема «Бумажный НДС».

Под «бумажным» НДС следует понимать налоговый вычет, который получает покупатель товаров (работ, услуг) от продавца, без осуществления реальной хозяйственной операции, но с отображением операции в книге продаж лица, предоставляющего документы.

Чтобы оптимизация налогов прошла успешно, применяют как общепринятые, так и индивидуальные методы. Общепринятые методы и схемы оптимизации налогов применяются практически всеми категориями налогоплательщиков без исключения. А вот индивидуальные методы подойдут далеко не всем. Такие способы определяются индивидуально и учитывают исключительные характеристики бизнеса.

Применение спецрежима

Традиционный способ снизить налоговую нагрузку — перейти на спецрежим: УСН, ЕСХН, Патент. Не так давно появилась возможность вести предпринимательскую деятельность являясь плательщиком налога на профессиональный доход (самозанятость).

Наиболее распространенный режим — упрощенная система налогообложения (УСН). Налоговые ставки в данном случае составляют 6 % на облагаемый доход от деятельности и 15 %, если налогоплательщик выбирает вариант исчисления налоговой базы в виде дохода минус расходы. Очевидно, что оба варианта экономически выгодны по сравнению с основной ставкой налога на прибыль в 20 %.

Кроме того, процентная ставка может быть ниже установленной в Налоговом кодексе. Субъекты РФ в зависимости от категории налогоплательщика вправе устанавливать пониженные ставки УСН (п. 1, 2 ст. 346.20 НК РФ).

ИП на упрощенке могут уменьшить налог на сумму уплаченных страховых взносов. Нужно сначала заплатить фиксированные страховые взносы (ПФР и ОМС), и если взнос полностью покрывает или превышает сумму налога, налог платить не нужно. Если сумма взноса меньше налога, нужно уплатить разницу. Чтобы полностью избежать авансовых платежей по налогу, взносы лучше оплачивать до конца каждого квартала.

ИП с сотрудниками тоже может сэкономить на налогах, выплатив все взносы. Но уменьшить выплату налогов в таком случае получится только наполовину.

Разделение бизнеса, как метод оптимизации

Данный метод вытекает из предыдущего и сводится к тому, что бизнес делится между несколькими организациями и ИП, которые находятся на разных системах налогообложения и это дает результат!

Однако будьте осторожны с дроблением бизнеса под упрощенку. Арбитражные суды рассматривают огромное количество дел в рамках которых оспаривались акты налоговых органов, содержащие выводы о получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды из-за схем дробления бизнеса. Последствия для собственников бизнеса далеко не утешительные.

Документооборот должен быть! Что имеется в виду? Часто забывают, делают не вовремя и не в том объеме первичную документацию, считая, что организация тоже наша, значит в любой момент сделаем или вообще не нужно на это тратить время. Это не правильный и не безопасный путь. Можно также посоветовать использовать смену прописки бизнеса, то есть часть бизнеса вести в другом регионе, особенно это будет иметь смысл если использовать региональную налоговую льготу о которой шла речь ранее.

Российские офшоры

В нашем государстве существуют территории с особыми условиями ведения бизнеса (например, пониженные налоговые ставки, отсутствие валютного контроля, таможенных пошлин и т.п.).

К таким территориям можно отнести специальные административные районы о. Русский во Владивостоке, о.Октябрьский в Калининграде. Кроме того, это также территории опережающего социально-экономического развития.

Как правило, подобные территории расположены в крупных промышленных регионах, для которых важны факторы наличия ресурсной базы и транспортных узлов, что позволяет повысить конкурентоспособность продукции за счет снижения издержек.

Примерами подобных территорий могу служить:

  • «Алабуга» (Республика Татарстан);
  • «Липецк» (Липецкая область);
  • «Тольятти» (Самарская область);
  • «Титановая долина» (Свердловская область);
  • «СТУПИНО КВАДРАТ» (Московская область);
  • «Центр» (Воронежская область).

И на всех этих территориях существуют неплохие льготы. Например, налог на прибыль в первые пять лет будет составлять всего 2%, в последующие пять лет — 7%, а потом — 15,5% и так до 2055 года.

Кроме того, участники освобождаются на 10 лет от имущественного налога, а если являются локальными резидентами, то еще и от транспортного. Ну и нельзя не упомянуть тот факт, что статус свободной таможенной зоны освобождает от налога на добавленную стоимость и налоговых пошлин на импорт продукции и оборудования.

Оптимизация налога на добавленную стоимость (НДС)

Существует несколько направлений и методов снижения НДС.

Освобождение от НДС предоставляют в срок до 12 месяцев без права отказаться от него. Однако налогоплательщик может потерять такое право, если выручка от реализации товаров, работ или услуг без учета НДС за 3 любых последовательных календарных месяца превысит 2 млн. руб. и если плательщик начнет продавать подакцизные товары. Освобождение от НДС распространяется только на внутрироссийские операции, ввоз продукции на территорию РФ нельзя освободить от НДС (ст. 145 НК РФ).

Остальные способы снижения данного налога кроются в статьях Налогового кодекса РФ. Это операции не подлежащие обложению НДС, НДС 0% по экспортным операциям например (В декларации такие операции отражаются в Разделах 4,5,6), НДС 10% для определенных видов товаров четко поименованных в кодексе, например товары для детей, периодические печатные издания, медицинские товары и некоторые другие.

Это общие методы снижения НДС, но есть индивидуальные методы, которые подойдут не всем и должны применяться исходя из специфики вашей конкретной ситуации. Можно к таким методам отнести, например, применение лизинга. Его использование имеет смысл, когда компания попадает под госпрограммы со сниженными ставками. Можно также использовать специфические договора, позволяющие снизить налог: коммерческий кредит, толлинг, обеспечительный платеж вместо аванса и др.

Грамотное оформление затрат

Грамотная учетная политика позволяет самостоятельно определять, когда и сколько платить налогов. Вы можете самостоятельно решать, какие расходы и доходы принять в конкретный период и распределить налоговую нагрузку по периодам в зависимости от финансовых возможностей организации.

Это касается, например, резервирования — в большей степени это отнесение на расходы постепенно единовременных крупных расходов, которые могут быть в будущем. Предусмотрено 7 видов резервов. Используют резервы предприятия находящиеся на ОСНО снижая налог на прибыль. Их применение имеет смысл когда в организации большое число клиентов с отсрочкой платежа (создается резерв по сомнительным долгам), когда много сотрудников (создается резерв на отпуска), когда компания занимается НИОКР или например имеет гарантийные обязательства перед клиентами.

Кроме того, сократить налоговые расходы можно путем передачи части функций сторонним организациям — на аутсорсинг. Например, если в штате нет юристов или бухгалтеров, а эти услуги оказывают другие компании, то их оплата является налоговыми расходами, и нет необходимости перечислять налоги с зарплат.

В настоящее время такой метод применяют все больше организаций. Руководство компании все чаще отдают ИП Управляющему, что при правильной организации и грамотном подходе дает положительный налоговый эффект. Однако расходы на ИП Управляющего снижают налогооблагаемую базу только при ОСНО, при УСН такие расходы для снижения налогооблагаемой базы принять нельзя!

Ответственность за нарушения в сфере налогов

На сегодняшний день известно более сотни методов и схем оптимизации налогов. Далеко не все они законны. Недобросовестные предприниматели заключают сомнительные договоры, уменьшаются активы и скрываются доходы. Если налоговая выявит, что компания применяет незаконные методы и схемы оптимизации налогов, она доначислит сумму неуплаченных налогов и применит штрафные санкции.

Ужесточение государственного налогового контроля

Количество выездных налоговых проверок уменьшается, но при этом их результативность растет. Таких результатов налоговикам удалось добиться благодаря ужесточению государственного налогового контроля над представителями малого, среднего и крупного бизнеса. Какие инструменты использует для этого ФНС?

1. Программный комплекс АСК НДС, позволяющий сотрудникам налоговой службы полностью автоматизировать процесс контроля за движением денежных средств от юридических лиц к физическим лицам и наоборот с точностью 100 %. Программа не только выстраивает цепочки движения денег, но и выявляет факты неуплаты НДС участниками этих цепочек.

2. Привлечение к субсидиарной ответственности по долгам предприятия контролирующих юрлицо субъектов — руководителя, финансового директора, главного бухгалтера, номинального директора и других лиц.

3. Фактический запрет налоговой оптимизации, которая ранее считалась вполне законной. Федеральная налоговая служба выпустила письмо, посвященное практике применения положений ст. 54.1 НК РФ. Эта статья, напомним, содержит положения, направленные на борьбу с уклонением от уплаты налогов с использованием фиктивных компаний и операций. Документ под № БВ-4-7/3060@ датирован 10.03.2021 и адресован нижестоящим налоговым органам, которые должны учитывать соответствующие рекомендации как при выявлении злоупотреблений со стороны налогоплательщиков, так и при доначислении налогов.

4. Налоговый контроль становится отраслевым. Если ранее сотрудники ФНС проверяли отдельные компании, то сейчас под пристальным вниманием оказываются целые отрасли. В настоящее время налоговики активно проверяют фирмы клининговой и рыбоперерабатывающей направленности — именно в этих отраслях «серые» схемы ухода от налогов применяются чаще всего.

5. Налоговый контроль в России будет носить экстерриториальный характер. Это значит, что проверять фирму будет не «хорошо знакомый» налоговый инспектор по месту нахождения фирмы, а специалист из другого района или даже города.

Если еще совсем недавно налоговикам удавалось выявить лишь одно из десяти налоговых преступлений, то в настоящее время это соотношение быстро растёт.

После наведения порядка в производстве и реализации алкоголя (ЕГАИС) и продуктов (ФГИС «Меркурий»), государство взялось за табак, лекарства и многие другие товары. Маркировка товаров нужна для того, чтобы проследить перемещение конкретной продукции от производства или ввоза из-за границы до реализации конечному потребителю. На каждом этапе движения товара участники оборота обязаны передавать сведения о его перемещении в единую госсистему. Несомненно, этот процесс добавит проблем собственникам бизнеса.

Подводим итоги

Каждый налогоплательщик самостоятельно проводит налоговое планирование для решения вопросов оптимизации налогообложения своего бизнеса. Но, не стоит думать, что оптимизация — это уклонение от уплаты сборов, налогов и взносов в соответствующие бюджеты. За этим наступает административная и уголовная ответственность. Куда выгоднее сократить размеры платежей в ФНС законными методами и эти законные методы есть!

Чтобы минимизировать налогообложение, совершенно не обязательно преступать закон, — заключать фиктивные договора, умышленно занижать налогооблагаемую базу, вести «черную» бухгалтерию. Достаточно проанализировать текущее положение дел компании, изучить действующее законодательство и подобрать оптимальный и законный способ сократить фискальную нагрузку.

⚜️ Сохраним ваш бизнес вместе с вами! ⚜️


Компания НАСБ более 20-ти лет защищает интересы налогоплательщиков, и основная наша задача — создать и внедрить систему по предупреждению налоговых рисков и защите бизнеса, помочь в спорах с контролирующими органами.

Результаты нашей работы снижают общую налоговую нагрузку от 1,5 до 7 % к обороту и всегда устойчивы к любому виду налогового контроля. Также мы решаем и другие задачи, например: законное получение наличных, получение выплат учредителями, списание подотчёта, предупреждение налоговых рисков при дроблении и многое другое. Скажем сразу, оптимизируя налоги, мы используем законные методы и обеляем бизнес! Делаем всё доступно и безопасно.

Мы готовы представлять вас и вашу организацию во всех инстанциях и любых спорах с контролирующими органами и в арбитраже.

Оказываем услуги по постановке и отладке бухгалтерского и управленческого учета для бизнеса любого масштаба и вида деятельности.

Нужно помнить, что сегодня каждый случай с защитой налогоплательщика индивидуален и требует отдельной профессиональной проработки и сопровождения. Наши знания и многолетний опыт позволяют уверенно предоставить самый высокий уровень таких услуг для бизнеса из любой отрасли.

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021


Каждый деловой человек знает, что налоговая безопасность бизнеса не пустой звук. Нарушение установленных правил может привести к значительным финансовым потерям, а также к банкротству предприятия вплоть до его ликвидации или другим неблагоприятным последствиям. Поэтому чтобы не происходило, о налоговой безопасности нужно заботиться всегда и везде.

Тенденции последних 4 лет:

  • Сокращение количества выездных налоговых проверок;
  • Увеличение доначислений;
  • Избирательный подход к проведению проверок;
  • Усиленная работа контрольно-аналитических отделов;

Точность выхода инспекторов на проверку составляет 99%. Поскольку выездная проверка – процесс дорогостоящий, то инспектора должны точно знать, что доначисления будут.

Поэтому участились вызовы на дачу пояснений и допросы, после которых, как правило, компании получают извещения о доначислении налогов.

Налоговая безопасность бизнеса – как минимизировать риски

Как минимизировать риски доначислений

Допрос руководителей и сотрудников — легкий и быстрый способ сбора доказательств для начислений без выездной проверки.

Что надо знать, отправляясь на допрос:

  1. Проверяйте правомерность и действительность вызова на допрос;
  2. Обращайтесь к налоговому консультанту, адвокату, юристу: не занимайтесь самолечением;
  3. Изучите перечень возможных вопросов и подготовьтесь к ответам;
  4. Согласуйте свою позицию с контрагентами: продумайте все до мелочей;
  5. При невозможности прийти на допрос проинформируйте инспектора;
  6. Запаситесь терпением: время на проведение допроса четко не регламентировано;
  7. Отвечайте на вопросы не давая лишней информации: инспектор уже владеет информацией о Вас и Вашей деятельности (кто вы в компании, кол-во сотрудников, участие в других компаниях, объеме уплаченных налогов, оборотах, о ваших контрагентах);
  8. Помните, у вас есть право ссылаться на ст. 51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и своих близких родственников»;
  9. Если вы пришли и передумали отвечать на вопросы, кроме случая, когда воспользовались ст. 51 Конституции РФ, инспектор вправе оштрафовать вас на 3 000 руб. (ст. 128НК РФ);
  10. Внимательно читайте протокол допроса, при необходимости вносите корректировки;
  11. Подписывайте протокол только после его полного изучения;
  12. И помните, вы пришли подтвердить позицию добросовестного налогоплательщика, задержать Вас не имеют права!

Как минимизировать риск выездной налоговой проверки

Если хотите минимизировать риски выездной налоговой проверки, проводите регулярный внутренний аудит. Смотрите на свой бизнес глазами инспектора.

Основные маркеры налоговых рисков, по которым происходит включение в план выездной налоговой проверки:

  1. налоговая нагрузка ниже среднего уровня по виду экономической деятельности;
  2. ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском: наличие сомнительных операций с неблагонадежными контрагентами;
  3. высокий удельный вес вычетов по НДС (более 89%) по данным налоговой отчетности;
  4. среднемесячная заработная плата работников ниже среднего уровня по виду экономической деятельности.

Что служит поводом для выездной налоговой проверки?

Выездной налоговой проверке всегда предшествует предпроверочный анализ — негласное исследование информации о налогоплательщике, посредством которого налоговая определяет для себя целесообразность выхода на ВНП.

Основу акта налоговой проверки составляет 70-80% работ предпроверочного анализа.

Предпроверочный анализ осуществляется по 12 направлениям:

  1. Налоговая нагрузка;
  2. Наличие убытков;
  3. Доля налоговых вычетов по НДС (относится только к ОСНО);
  4. Темпы роста расходов и доходов (относится только к ОСНО);
  5. Среднемесячная заработная плата в сравнении со среднеотраслевой по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
  6. Приближение к предельным значениям по спецрежимам (УСН, ЕНВД, ЕСХН, патентная система);
  7. Приближение расходов ИП к его доходам за год (для ИП на ОСНО);
  8. Использование в ФХД «цепочки контрагентов» без наличия разумных экономических причин (отсутствие деловой цели);
  9. Непредставление пояснений на уведомления налогового органа;
  10. «Миграция» между налоговыми органами;
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности от среднеотраслевого значения;
  12. Ведение ФХД с высоким налоговым риском;

Как минимизировать риски работы с недобросовестными контрагентами

Лучший способ защиты от претензий в связях с недобросовестными контрагентами — профилактика. Что нужно внедрить для этой цели:

  • Регламент должной осмотрительности.
  • Анализ деятельности контрагента, история знакомства, контакты, переписка, мониторинг при выборе.
  • Наличие досье на контрагентов: чек-листы проверки.

Контакты налогового эксперта, специализирующегося на:

  • помощи в подготовке к допросам;
  • сопровождении выездных налоговых проверок;
  • налоговом аудите;
  • внедрению политики должной осмотрительности в отношении контрагентов

Если Вам необходима юридическая помощь по налоговой безопасности бизнеса — обращайтесь! Мы всегда рады Вам помочь.

Налоговый консультант ООО «Сальдо Фаворит».

Читайте также: