Закон на налоги перевод денежных средств из оффшора

Опубликовано: 15.05.2024

С 2021 г. резидентов РФ обяжут уведомлять налоговые органы о переводах денежных средств с использованием иностранных электронных средств платежа

Перевел деньги с иностранного кошелька – отчитайся!

1 июля 2021 г. вступят в силу изменения в Закон о валютном контроле, направленные на регулирование использования резидентами РФ иностранных электронных кошельков, т.е. электронных средств платежа для перевода денежных средств без открытия банковского счета 1 .

(Напомним: лицо признается налоговым резидентом РФ при нахождении на территории России более 183 дней в течение 12 месяцев подряд. В 2020 г. человеку достаточно было находиться в России от 90 до 182 календарных дней для признания его российским налоговым резидентом. Располагают ли такой возможностью все или только те, кто оказался в «ковидной» ловушке за границей и не смог вовремя вернуться, – читайте в статье «Все равно я буду резидентом».)

За перевод более 600 тыс. руб. в год придется отчитаться перед налоговой

Пока в Законе о валютном контроле предусмотрено только право резидентов РФ открывать и использовать счета в иностранных банках и иных организациях финансового рынка. Нововведения на законодательном уровне закрепляют право резидентов на использование иностранных электронных кошельков и осуществление по ним переводов денежных средств без открытия счета в банке.

Одновременно у резидентов РФ появится новая обязанность. Теперь нужно будет ежегодно подавать в налоговые органы отчет не только о движении денежных средств по своим иностранным счетам, но и о переводах средств с использованием иностранных электронных кошельков. Причем, в отличие от отчетов владельцев иностранных счетов, отчеты о переводах через электронные кошельки должны подаваться независимо от того, какой стране принадлежит средство электронного платежа: иностранному государству – члену ЕАЭС или государству, с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией.

Подать такой отчет необходимо будет, если общая сумма средств, зачисленных на кошелек, за год превысит сумму, эквивалентную в денежном выражении 600 тыс. руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тыс. руб.

Сроки представления отчета о переводе денежных средств по иностранным электронным кошелькам составляют:

  • для физлиц – до 1 июня года, следующего за отчетным;
  • для юрлиц – ежеквартально, в течение 30 дней с момента завершения квартала.

Расплатиться с россиянами за товары и услуги через электронный кошелек больше не получится?

С 1 июля будет введен запрет на прием на территории РФ иностранных электронных средств платежа для оплаты товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности. Также нельзя будет использовать такие кошельки в операциях, связанных с внешнеторговой деятельностью и договорами займа. Это значит, что российские резиденты больше не смогут принимать в качестве оплаты переводы с таких иностранных электронных кошельков, как Alipay, Garmin Pay, WeChat и т.п.

Однако, исходя из формулировки закона, непонятно, применяется ли такой запрет к случаям, когда резиденты РФ – физлица продают на торговых площадках в интернете, например на eBay, товары или услуги лицу в другом государстве и получают плату посредством иностранных электронных кошельков. Органы власти пока не давали официальных разъяснений по этому вопросу, потому он остается открытым.

Как накажут тех, кто игнорирует новые требования закона?

За несоблюдение установленных требований резиденты РФ могут быть привлечены к административной ответственности.

  • За нарушение сроков представления отчетов о переводе денежных средств c иностранных электронных кошельков предусмотрен штраф: для физлиц – от 300 руб. до 3 тыс. руб., для должностных лиц – от 500 руб. до 5 тыс. руб., для юрлиц – от 5 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 6.1–6.3 ст. 15.25 КоАП РФ).
  • За использование иностранных электронных кошельков с нарушением порядка представления отчетов о переводе денежных средств для физических, юридических и должностных лиц предусмотрен штраф в размере 20–40% от суммы, зачисленной на кошелек.

(За нарушение валютного законодательства может грозить штраф от 25 до 100% от суммы валютной операции. Чтобы не лишиться переведенных на заграничный счет денег, физлица и юрлица должны своевременно отчитываться о движении денежных средств и проверять валютные операции на соответствие требованиям закона. Читайте об этом в статье «Будьте внимательны при использовании зарубежных счетов – валютный контроль усиливается».)

1 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 499-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” и статью 8 Федерального закона “О национальной платежной системе”».

Десять лет назад офшоры использовали, чтобы заплатить меньше налогов и вывести деньги из России. Обычно делали так: создавали промежуточную компанию на Кипре и переводили туда дивиденды по льготной налоговой ставке.

Сегодня за такими схемами следят налоговая, Минфин, банки, Росфинмониторинг, Центробанк, власти других стран. Офшоры в привычном формате больше не работают, но теперь их используют с другими целями.

Андрей Айвазов

Офшоры стало сложнее использовать

Юрисдикция — это территория, на которой действуют законы одной страны. Это не только фактическая территория государства, но и любые другие территории, на которых признают эти законы

Обычно офшорами называют юрисдикции, в которых действуют особые условия для иностранного бизнеса: невысокие или нулевые налоги, нет отчетности, можно проводить любые сделки. Схемы с офшорами были распространены десять лет назад, когда не было никакого контроля со стороны государств.

Российская компания открыла офшорную компанию на Кипре, выплачивала ей дивиденды и проценты по займам, которые оформила у нее. По соглашению об избежании двойного налогообложения налог на дивиденды был 5% вместо 15% в России, на проценты по займам — 0%. Так компания легально выводила деньги за пределы страны. При этом в России она оформляла выплаты процентов как расходы и тем самым уменьшала налоговую базу и платила меньше налогов.

Судебное дело Северстали — в базе судебных и нормативных актов

Сегодня подобные схемы уже не работают. Всё изменилось пять лет назад, когда налоговая смогла доказать в суде в деле компании «Северсталь», что льготные ставки не могут применяться просто так — формального права на это недостаточно. Так возникла концепция фактического получателя дохода: чтобы пользоваться льготами по соглашению об избежании двойного налогообложения, нужно экономически обосновать право на это.

Компания выводит деньги на Кипр и дальше переводит их в офшорную фирму с номинальными акционерами и директором на Британские Виргинские острова. Налог на дивиденды у кипрской компании — 5%, а если деньги сразу переводить на Виргинские острова, будет 15%. Но фактическим получателем дохода является компания на Виргинских островах, а значит, ставка налога должна быть 15%.

Концепция фактического получателя дохода позволила налоговой оспаривать применение льготной ставки, а компании, которые пользовались этой схемой, были вынуждены доплатить недостающие налоги, пени и штрафы.

Компания «Акрон» вывела 1,7 млрд рублей через офшоры

Российская компания «Акрон» — крупнейший в мире производитель минеральных удобрений — подала судебный иск против налоговой.

Во время выездной проверки за 2015—2016 годы налоговая посчитала, что компания злоупотребляет льготами и должна доплатить налогов на 1,7 млрд рублей. Акрон попытался оспорить решение налоговой, но в июне 2020 года суд иск отклонил. По мнению суда компания незаконно выводила деньги. Вот что известно по этому делу:

В 2015—2016 годах Акрон выплатил дивидендов на сумму в 11,8 млрд рублей компаниям на Кипре и в Люксембурге. По соглашению об избежании двойного налогообложения Акрон посчитал налог по ставке 5% вместо 15%. После этого компании в Люксембурге приобрели акции Акрона у компаний на Кипре с отсрочкой платежа в девять лет.

Суд выяснил, что учредители кипрских компаний были номинальными, а люксембургские компании оформили одним днем незадолго до выплаты дивидендов. Фактическими же руководителями были фирмы, которые контролирует Акрон.

Также суд отметил, что часть дивидендов кипрских компаний были перечислены на Британские Виргинские острова. Их потратили на произведения искусства.

За перемещением денег между странами стали следить

Против использования офшоров с целью уйти от налогов или вывести капитал выступает не только российская налоговая, но и власти разных стран. Так, в 2016 году представители 71 страны подписали многостороннюю конвенцию против вывода прибыли из-под налогообложения:


Эта конвенция борется со злоупотреблением соглашениями о двойном налогообложении. Цель конвенции — пресечь ситуации, когда компании перемещают деньги между странами, чтобы полностью или частично уйти от налогов.

Это не формальное соглашение, а рабочий документ, в котором описали, как конкретно будут с этим бороться. Например, теперь международные холдинги не могут преследовать в качестве основной цели получение налоговой выгоды. С этой формулировкой налоговые органы получили право оспаривать любые сделки и лишать компании льготных ставок, если заметят попытки заплатить меньше налогов.

Также по конвенции у иностранных компаний должно быть экономическое и фактическое присутствие: офис, сотрудники, операционные расходы. При этом всё должно соответствовать масштабам деятельности. Налоговая и банки заметят, если у холдинга с оборотом в 40 миллионов долларов офис в пятнадцать метров, один секретарь на полставки, а директора никто не видел.

Офшорные компании к этому оказались не готовы, поэтому российский бизнес вынужден отказаться от них.

Компания «КСА дойтаг дриллинг» смогла доказать законность выплат в офшоры

Компания «КСА дойтаг дриллинг», которая занимается бурением нефтегазовых скважин, проходила проверку налоговой по Сахалинской области. Налоговая заметила, что в 2014 году КСА дойтаг дриллинг перечислила кипрской компании KCA Deutag Holdings Ltd почти всю прибыль, при этом заплатила налог на дивиденды по льготной ставке 5%.

Налоговая решила, что компания на Кипре техническая, создана для вывода денег и ухода от налогов. Фактическим получателем дохода была компания KCA European Holdings Ltd в Великобритании, а по соглашению об избежании двойного налогообложения с Великобританией ставка налога должна быть не 5%, а 10%. Поэтому налоговая потребовала доплатить 40 млн рублей.

КСА дойтаг дриллинг обратилась в суд и выиграла дело. Компания смогла доказать, что кипрская фирма настоящая, много лет ведет предпринимательскую деятельность, владеет разными активами. А перевод на счет в Великобритании был вынужденным из-за финансового кризиса на Кипре — тогда повсеместно замораживали банковские счета.

Суды редко встают на сторону бизнеса в вопросах офшоров, и это дело в конце 2019 года стало первым за несколько лет, когда суд не поддержал налоговую.

Банки отказываются от работы с офшорами

В последние годы изменилось отношение банков к работе с офшорными компаниями и территориями.

Если раньше они пропускали любые платежи, то сейчас появились определенные критерии безопасности. Например, чтобы предпринимателю открыть счет в иностранном банке, нужно объяснить, откуда капитал. Банки проверят происхождение денег и реальный ли у человека бизнес.

Часто бывает, что деньги легальные, но возникли из ниоткуда: у предпринимателя не было активов, а вдруг многомиллионный счет. Банк имеет право спросить, как человек вышел на уровень, когда может совершать многомиллионные сделки.

Чтобы предпринимателю открыть счет в иностранном банке, нужно объяснить, откуда капитал

Европейские и американские банки избегают работать с техническими офшорными компаниями, чтобы не стать соучастниками ухода от налогов. Российские банки также опасаются проблем с Центробанком, ведь за нарушения могут отозвать лицензию или оштрафовать, и вносят в черный список операции с известными офшорными территориями.

Еще у российских банков есть полномочия детально разбираться с каждой международной сделкой: предприниматели должны объяснять, зачем они ее совершают и почему эта сделка разумна. Не получится сказать, что просто так решил, — нужно дать банку экономическое обоснование. Если банк его не получит или засомневается, что сделка необходима, он не пропустит операцию.

Помогают купить гражданство и вывести капитал

Если раньше любой предприниматель мог открыть офшорную компанию, работать через нее по всему миру, переводить куда угодно деньги, то сейчас так не получится. По опыту, такого формата офшоров больше нет, и в ближайшие десятилетия он снова не заработает.

Но понятие офшоров шире, чем обычно думают: это не просто страны с льготными налоговыми условиями — это территории, которые можно использовать для своих налоговых, финансовых и личных целей . В 2020 году интерес сместился с налогов на личные и финансовые вопросы:

  • покупку паспортов. Офшоры — это не только компании, но еще и паспорта, а сегодня покупка гражданства интересует больше, чем бизнес. За 200 000 долларов можно купить паспорт гражданина другой страны с минимальными проверками. Это делают через приобретение недвижимости или специальные дотации в бюджет другой страны. Для российского бизнеса это гарантия безопасности, налоговые преимущества, возможность безвизового въезда сразу во многие страны. Покупкой паспортов стали особенно интересоваться во время пандемии коронавируса;
  • торговую деятельность. Российская компания открывает английское партнерство, закупает для него товар, а потом по чуть завышенной цене продает самой себе в Россию. В России этот товар компания продает и уменьшает налоговую базу на размер расходов. Получается, компания экономит на налогах и переводит капитал в другую страну;
  • зарубежные фонды. Многие обеспеченные люди хотят избежать конфликтного раздела капитала между наследниками, например, если есть дети от разных браков. Для этого они выводят деньги в частные фонды в других странах. Эти фонды не зависят от законов России или других стран, а деньги, которые человек вложил, перестают быть его личными активами, а становятся частью фонда. При этом за человеком закрепляется фактическое право пользоваться ими. Получается, наследники или кредиторы не смогут забрать эти деньги, к примеру, по решению суда, потому что собственности у учредителя фонда нет, а во многих странах суды не поддерживают взыскание активов из фондов.

Все эти схемы ориентированы на личную безопасность и сохранность капитала: если у предпринимателя возникнут проблемы в России, он сможет переехать в другую страну как ее гражданин и сохранить заработанные деньги.

Обеспечивают личную безопасность

Сегодня иностранные юрисдикции используют больше как гарант собственной безопасности и безопасности капитала, чем способ уйти от налогов.

Всё это нужно предпринимателям с капиталом в три—четыре миллиона долларов и больше. Они обращаются в агентства, которые помогают разобраться с этим: предлагают легальные способы обеспечить безопасность денег и личную безопасность, помогают снизить налоги, находят удобные для этого страны.

Если раньше список офшорных зон состоял из десятка стран, то сейчас он не работает. Нужно смотреть на страны, которые лояльны к российскому капиталу, уважают частную собственность и смогут обеспечить безопасность капитала. Это Великобритания, Швейцария и Люксембург.

Считается, что бизнес в России чаще преследуется со стороны властей, а российские банки — не самое надежное место для хранения капитала, потому что на них сильнее влияет государство, чем на банки в Европе или Азии. В России банки вынуждены согласовывать многие сделки с Росфинмониторингом, в Европе банки могут принимать решения сами и зачастую готовы помогать клиенту с хорошим капиталом.

По опыту, в европейских странах важна защита прав собственности, когда как в России всё еще происходят рейдерские захваты или бизнес подвергается необоснованным преследованиям со стороны правоохранительных органов.

В марте президент объявил о повышении налога на дивиденды и проценты, которые выплачиваются из России за рубеж в «офшорные» юрисдикции. Для этого России необходимо пересмотреть условия соглашений об избежании двойного налогообложения («СИДН») с другими странами которые устанавливают порядок уплаты и размер ставок.

Пересмотр СИДН коснется всех российских корпоративных структур, в которых есть иностранные компании. В этой заметке мы рассмотрим самый простой кейс, где российская компания («РусКо») платит дивиденды и проценты по займам в пользу иностранной (материнской) компании («ИнКо»).

Допустим, РусКо платит дивиденды своему акционеру — ИнКо. Фактически РусКо отдает ИнКо доход, источником которого является заработанная в России прибыль, и на этом основании Россия может удерживать налог, который так и называется — налог у источника или “witholding tax”. Однако иностранное государство, в котором находится ИнКо, также скорее всего обложит дивиденды налогом как доход налогового резидента.

Очевидно, что в этом случае налог возникнет дважды, что не совсем справедливо экономически и не способствуют развитию международной торговли и привлечению иностранного капитала.

Применение льгот по СИДН возможно при соблюдении ряда правил и доступно только налоговым резидентам государств которые заключили СИДН.

" data-image-author="Buzko Legal" data-image-src="https://leonardo.osnova.io/1e6714c2-7ee0-a5b1-4516-5d1c76a2b946/">

При выплате в РФ правила будут применяться зеркально — налог у источника будет удерживать государство выплаты.

Для перевода средств в офшоры используются «транзитные» страны, с которыми заключены СИДН и возможно применение налоговых льгот. Такие страны участвуют в международных инициативах, но могут предоставлять для бизнеса отдельные льготы внутри страны. Например у Кипра есть СИДН с Россией, при этом полученные дивиденды и проценты не облагаются на Кипре налогом на доход.

Россия предлагает поднять ставку налога у источника в СИДН до 15%, что делает невыгодными выплаты за рубеж с целью исключительно налоговой экономии.

Если страны не примут предложение России, СИДН может быть расторгнут. Это грозит негативными последствиями не только для компаний, но и для физических лиц и увеличивает риск двойного налогообложения.

Для тех, кто владеет ИнКо в качестве личного холдинга или имеет ИнКо в корпоративной структуре, налоговая инициатива президента могла стать неожиданностью. Сейчас трудно предсказать как именно будет развиваться ситуация в целом, но для тех, кого коснется инициатива, есть несколько базовых вариантов действий:

  1. Ничего не делать. Возможно, изменения не затронут ваш бизнес, или повышение ставки не будет для вас существенным
  2. Изменить структуру финансовых потоков и избежать выплаты дивидендов и процентов в спорные юрисдикции
  3. Ликвидировать иностранную компанию. Особенно актуально для исторически слоившихся компаний-рудиментов
  4. Перенести («редомицилировать») компанию:
  • В другую иностранную юрисдикцию, или
  • В Россию, в специальные административные районы («САР») с особыми условиями налогообложения (так называемые «российские офшоры»)

Важно помнить, что все эти варианты имеют свои плюсы и минусы. Так, редомициляция может обойтись вам в несколько раз дороже, чем повышенная ставка налога, требования САР могут не подойти вашему бизнесу, а неверное изменение финансовых потоков только увеличит налоговую нагрузку. Прежде чем выбирать тот или иной вариант, стоит определить, как именно изменения СИДН скажутся на вашем бизнесе и какие варианты корпоративной реструктуризации существуют.

В целом сейчас самый подходящий момент провести аудит текущей структуры, почистить исторически сложившиеся элементы и адаптировать бизнес к изменившимся обстоятельствам и новым направлениям развития.

Подробнее о разных вариантах реструктуризации вы можете узнать в путеводителе.

Статья подготовлена Софьей Енгуразовой совместно с Романом Бузько из Buzko Legal.

«Правила игры» на поле международного налогообложения существенно изменились в 2021 году после стремительного изменения Соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом популярных государств (Кипр, Мальта, Люксембург). На очереди Нидерланды.

Однако, развивая международную торговлю или привлекая иностранного инвестора, обойтись только российскими юридическими лицами вряд ли получится.

Рассмотрим краеугольные аспекты, которые необходимо иметь в виду, задумываясь об открытии или сохранении компаний в иностранных юрисдикциях:

  • основания признания иностранной компании контролируемой и что за это бывает;
  • последствия автоматического обмена информацией;
  • и самое главное - когда какие налоги платить.

Основания признания иностранной компании контролируемой

Иностранные компании - нерезиденты России, акционерами и/или выгодоприобретателями которых являются резиденты РФ, признаются контролируемыми, если:

  • доля участия резидента РФ составляет более 25 % либо совокупная доля в которой резидентов РФ более 50 %, а доля каждого из таких резидентов более 10 %;
  • резиденты РФ хоть и не имеют доли участия, но осуществляют контроль над ней в своих интересах.

Наличие контроля резидента Российской Федерации определяется исходя из возможности оказывать влияние на принятие иностранной компанией решений о распределении прибыли после налогообложения не только в силу прямого и косвенного участия в компании, но и на основании (п. 7 ст. 25.13 НК РФ):

  • участия в договоре об управлении компанией;
  • иных особенностей отношений между резидентом РФ и иностранной компанией.

Например, когда физическое лицо прямо не участвует в иностранной компании, скрываясь за офшорными компаниями-акционерами, но является бенефициарным владельцем, конечным выгодоприобретателем иностранной компании и заключает с номинальными акционерами иностранной компании соглашение о доверии. В таком случае собственник бизнеса также может быть признан контролирующим лицом иностранной компании.

Траст в смысле НК РФ является иностранной структурой без образования юридического лица (ИСБОЮЛ). Такие структуры приравнены к контролируемым иностранным компаниям. (п.2 ст.25.13 НК РФ)

Как избежать статуса контролируемой компании:

А) Избавиться от иностранной компании;

Б) Избавиться от российского налогового резиденства.

Однако. Признание компании контролируемой не тождественно необходимости уплаты за нее налогов в России!

Срываем маски

Наличие у российского гражданина подконтрольной иностранной компании накладывает ряд обязательств. Во-первых, это уведомление налогового органа в следующем порядке:

1) Однократное уведомление об участии в иностранной компании (учреждении иностранной структуры без образования юридического лица (ИСБОЮЛ)).

Уведомление об участии в иностранной организации подаетcя в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения доли участия в такой иностранной организации (п. 3 ст. 25.14 НК РФ).

Если это не сделано вовремя, уведомление может быть подано в любой момент. Штраф за нарушение срока относительно небольшой - 50 000 руб. в отношении каждой иностранной компании (структуры), взимаемый однократно (п. 2 ст. 129.6 НК РФ).

2) Ежегодное уведомление о наличии контролируемых иностранных компаний (КИК), ИСБОЮЛ. Если у налогового резидента РФ была КИК (ИСБОЮЛ) в 2019 году, то уведомление подается в 2021 году - не позднее 20 марта организацией и не позднее 30 апреля физическим лицом . (2 ст. 25.14 НК РФ, п. 1.1. ст. 223 НК РФ, пп. 12 п. 4 ст. 271 НК РФ и письма Минфина России от 20.10.2015 г. № 03-03-06/60105). В аналогичном порядке подаются уведомления и за последующие года.

За непредоставление или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, штраф уже выше - 500 000 рублей (п. 1 ст. 129.6 НК РФ).

Дополнительно к уведомлению подается:

  • финансовая отчетность КИК за тот финансовый год, по итогам которого резидент РФ подает уведомление (пп.1 п.5 ст. 25.15 НК РФ);
  • аудиторское заключение по этой финансовой отчетности КИК, если аудит является обязательным в стране резидентства КИК или осуществляется добровольно (пп.2 п.5 ст. 25.15 НК РФ).

Документы должны быть переведены на русский язык.

Финансовая отчетность подается физическим лицом - вместе с уведомлением, организацией - вместе с декларацией по налогу на прибыль (срок предоставления которой - не позднее 28 марта).

За непредоставление этих документов предусмотрен такой же значительный штраф, как и за неподачу самого уведомления о КИК, - 500 000 рублей (п.1.1 ст. 126 НК РФ).

Налоговый орган также вправе в таком случае истребовать у резидента РФ эти документы, а резидент РФ обязан предоставить их в течение одного месяца с даты получения соответствующего требования (п.1, п.2 ст. 25.14-1 НК РФ). Непредставление финансовой отчетности КИК и аудиторского заключения даже после требования налогового органа влечет взыскание еще одного штрафа, уже в размере 1 000 000 рублей (п. 1.1-1 ст. 126 НК РФ)

Таким образом, даже если прибыль КИК не облагается налогом в России, контролирующее лицо должно представить финансовую отчетность КИК, аудиторское заключение этой финансовой отчетности и любыми документами подтвердить, что прибыль КИК освобождается от налогообложения в России.

Как избежать обязанности по предоставлению этой информации:

  • Избавиться от контролируемой иностранной компании;
  • Перейти на уплату налога с фиксированной прибыли КИК.

Знакомимся: налог с фиксированной прибыли

С 2021 года физические лица, имеющие одну или несколько КИК, могут снять с себя обязанность по раскрытию финансовой отчетности своих иностранных компаний, не обосновывать размер полученной ими прибыли, а уплачивать налог с «фиксированной прибыли». Своеобразный патент для КИК.

Суть режима заключается в следующем:

  • Ежегодно физическое лицо подает только уведомление о своих КИК (без финансовой отчётности, аудиторского заключения, без каких-либо дополнительных документов);
  • При этом необходимо уплатить налог с фиксированной прибыли. С 2021 года фиксированная прибыль составляет 34 млн рублей за все КИК, т.е. НДФЛ к уплате с такой прибыли составит

5 млн.руб.;

  • Применять данный режим налогоплательщик обязан непрерывно в течение минимум пяти лет или в течение минимум трех лет, если налогоплательщик перейдет на данный режим в 2021 году.
  • В течение указанных пяти или трех лет можно прекратить применять режим налогообложения фиксированной прибыли КИК только в ситуациях, когда налогоплательщик перестал быть контролирующим лицом в отношении всех своих КИК либо если размер фиксированной прибыли будет увеличен в законодательном порядке.

    Уплата налога с фиксированной прибыли КИК:

    1. Не освобождает контролирующее лицо от уплаты НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;
    2. Не зачитывается в счет этого НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;
    3. Не дает возможность зачесть в счет НДФЛ с дивидендов КИК налоги, уплаченные в стране регистрации КИК.

    Чтобы стало совсем понятно, рассмотрим стандартный порядок уплаты налогов с прибыли КИК.

    Лишь при определенных условиях (а не автоматически!) прибыль КИК подлежит налогообложению в РФ

    Презюмируется, что прибыль КИК - это почти что доход бенефициара и с него нужно уплатить налог в России.

    При этом налог, уплаченный самой иностранной компанией со своей прибыли на территории государства своего резидентства, подлежит вычету из налога, уплачиваемого бенефициаром с ее прибыли в России. То есть, суммарно налоговая нагрузка с нераспределенной прибыли КИК, учитываемой в доходах российского бенефициара - физического лица, составит 13-15 %.

    Если такая прибыль уже была выплачена в форме дивидендов, то с этой суммы налог повторно не уплачивается. Справедливости ради законодатель предусмотрел, что если дивиденды будут выплачены после налогообложения прибыли КИК, например, в следующем году, то налога у физического лица с этой суммы также не будет.

    Таким образом, прибыль КИК облагается у бенефициара однократно.

    Однако, как мы отметили, не во всех случаях прибыль КИК подлежит налогообложению в РФ.

    Прибыль контролируемой компании освобождается от налогообложения в Российской Федерации, если вы попадаете под одну из двух ситуаций.

    1. Ваша КИК находится в государстве, с которым Российская Федерация подписала Соглашение об избежании двойного налогообложения и при этом эффективная ставка налогообложения прибыли по месту регистрации КИК выше 75 % средневзвешенной ставки налога на прибыль в РФ.

    Это касается, в первую очередь, дивидендов (облагаются по налоговой ставке, применимой к дивидендам), а также прибыли КИК за вычетом распределяемых дивидендов и дивидендов, полученных КИК (далее - основные доходы).

    Чтобы понять, применимо это условие к вам, давайте разберемся с понятиями:

    Эффективная ставка - определяется для государства, резидентом которого является получатель доходов - контролируемая иностранная компания.

    Средневзвешенная ставка - определяется для Российской Федерации, резидентом которой является контролирующее лицо.

    Средневзвешенная ставка налога на прибыль РФ по основным доходам равна 20 %. 75 % от этой величины соответствуют ставке налогообложения 15 %. Средневзвешенная ставка налога на прибыль РФ по доходам в виде дивидендов равна 13 %. Соответственно 75 % от этой величины равна 9,75 %.

    Если ставка налога в стране регистрации иностранной компании ниже, то по этому основанию ее прибыль не сможет быть освобождена от налогообложения в России.

    1. КИК также избежит налогообложения в России, если является активной, активной холдинговой или активной субхолдинговой компанией.

    Желающие подробнее узнать критерии активных холдинговых и активных субхолдинговых компаний могут заглянуть в пп.3-6 ст.25.13-1 НК РФ.

    Скорее вас заинтересует «активная компания». Ею будет та, доля пассивных доходов которой (дивиденды, проценты, роялти, доходы от продажи акций и реализации недвижимого имущества, доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских и прочих подобных услуг) не превышает 20 %. От обратного, 80 % и более ее доходов должны быть получены от торговой или производственной деятельности.

    При этом требование о наличии Соглашения об избежании двойного налогообложения отсутствует. Это значит, что независимо от места регистрации, прибыль такой компании НЕ облагается у бенефициара.

    В Дании ставка по налогу на прибыль составляет 34 %, что в принципе выше российской ставки по налогу на прибыль организаций. Эффективная ставка налога на дивиденды в Дании составляет 10 %, что также больше 75 % средневзвешенной налоговой ставки налога на прибыль организаций в виде дивидендов в России (9,75 %). Таким образом, на любые доходы Датских компаний не распространяется порядок налогообложения, предусмотренный поправками о КИК.

    На Кипре эффективная ставка по налогу на прибыль составляет 12,5 %. Поэтому прибыль контролируемой кипрской компании может быть освобождена от налогообложения в России только при условии, что компания ведет активную (например, торговую) деятельность.

    Также действует лимит по размеру прибыли КИК, при соблюдении которого она не облагается в России.

    Так, независимо от соблюдения перечисленных выше условий прибыль КИК не включается в налогооблагаемые доходы контролирующего лица - резидента РФ, если не превышает 10 млн.руб (п.7 ст. 25.15 НК РФ).

    Если в наличии несколько иностранных компаний, то лимиты по размеру прибыли определяются по каждой из них отдельно.

    Что делать, если эти условия соблюдаются и прибыль КИК освобождается от налогообложения в России?

    (А) подавать ежегодные уведомления о наличии КИК, финансовую отчетность КИК, аудиторское заключение и документы об основаниях освобождения ее прибыли в России;

    (Б) платить НДФЛ после фактического распределения дивидендов.

    Определившись со стандартным порядком налогообложения прибыли КИК, вернемся к налогу с фиксированной прибыли. Когда он становится выгодным?

    В каких случаях выгодно уплачивать налог с фиксированной прибыли КИК?

    Главное преимущество применения режима уплаты налога с фиксированной прибыли КИК: Контролирующему лицу не надо представлять финансовую отчётность и аудиторское заключение по каждой из своих КИК, т.е. налицо экономия административных ресурсов.

    Отсутствуют и риски получить штраф до 1,5 млн.руб. за непредоставление этих документов по каждой КИК.

    Финансовая отчетность и аудиторское заключение по ней являются стандартными документами в большинстве иностранных государств, поэтому каждому бенефициару решать - сложно ли их предоставить.

    Главный недостаток применения режима уплаты налога с фиксированной прибыли КИК: уплаченный налог с фиксированной прибыли нельзя зачесть при последующем распределении дивидендов в адрес физического лица, т.е. фактически будет происходить двойное налогообложение части прибыли, распределяемой в адрес физического лица.

    Для ответа на вопрос о целесообразности режима «фиксированной прибыли» в конкретной ситуации следует отталкиваться от того, насколько прибыльна КИК и как бенефициар планирует распоряжаться прибылью:

    А) Если вся прибыль КИК распределяется в виде дивидендов контролирующему лицу, то экономического смысла в уплате налога с фиксированной прибыли КИК нет.

    Так, при условной прибыли с единственной КИК в 100 млн рублей сначала контролирующее лицо заплатит 5 млн рублей НДФЛ с фиксированной прибыли, а впоследствии заплатит еще 15 млн рублей НДФЛ при распределении фактической прибыли в виде дивидендов. В случае применения общего режима налогообложения прибыли КИК начисленный НДФЛ с прибыли КИК составит также

    15 млн, при этом его можно будет уменьшить на налог у источника, уплаченный в стране регистрации КИК.

    Б) Если бенефициар планирует длительное время реинвестировать эту прибыль Как минимум 3 года или 5 лет - в зависимости от того, в течение какого времени обязан применять режим, а не распределять дивиденды, то можно задуматься об уплате налога с фиксированной прибыли КИК.

    Так, при условной прибыли с единственного КИК в 100 млн рублей налогоплательщик заплатит

    5 млн. рублей НДФЛ при применении режима фиксированной прибыли. В случае применения общего режима налогообложения прибыли КИК начисленный НДФЛ составит

    15 млн.рублей, при этом его можно будет уменьшить на налог, уплаченный в стране регистрации КИК.

    В) Если КИК ведет активную деятельность, то с ее прибыли по общим правилам налог в России не уплачивается. Поэтому фиксированный налог - это также лишь способ оградить компанию от внимания со стороны российский контролирующих органов. При последующем распределении дивидендов необходимо будет уплатить НДФЛ.

    Г) Если у бенефициара много КИКов, то уплата фиксированного налога может сэкономить время и административные затраты на подготовку отчетности. В этом случае это может быть «отступным» платежом, освобождающим от рутинной бумажной работы.

    Д) Если КИК убыточна (убыточны), то убытки нельзя зачесть в период применения налога с фиксированной прибыли, но можно учесть в будущем, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщик отказался от уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК. В то же время, для учета таких убытков все равно придется составлять финансовую отчетность, чтобы их подтвердить.

    А причем тут автоматический обмен информации?

    В век автоматизации уже не так сложно представить, что информация движется с огромной скоростью не только внутри страны, но и между финансовыми органами разных стран.

    Уже запущен так называемый автоматический обмен информацией в соответствии со стандартами ОЭСР. Механизм следующий:

    1. Иностранные банки и иные финансовые институты (депозитарные учреждения, брокеры, инвестиционные организации, страховые компании п. 12 раздела 1 и п. 27 разд. 2 ч. 1 Standard for automatic exchange of financial account information in tax matters (далее - Стандарты)) собирают информацию об открытых у них финансовых счетах, (бенефициарными) владельцами которых являются налоговые резиденты России.

    В перечень собираемой информации входит:

    • имена, адреса, ИНН (бенефициарных) владельцев счетов;
    • номер счета, наименование Банка;
    • остаток или сумма денежных средств на счете (в том числе, выплат по договорам страхования) по состоянию на конец соответствующего календарного года или другого соответствующего отчетного периода, или если счет был закрыт в течение этого года (периода) на конец закрытия счета.
    1. Иностранные банки и иные финансовые институты предоставляют сведения о финансовых счетах российских резидентов и подконтрольных им компаний своим налоговым органам. Затем налоговые органы обрабатывают полученную информацию и один раз в год загружают сведения в специальную базу данных, доступ к которой имеется у каждой договаривающейся страны.

    Таким образом, основными субъектами, участвующими в автоматическом обмене информации являются банки, в которых открыты расчетные счета, а не налоговые органы. Поэтому при анализе того, подпадет ли компания под автоматический обмен информацией, важно учитывать не саму по себе страну регистрации, а банк, в котором открыты счета.

    Какая информация не попадет в обмен?

    • Прежде всего, данные о банковских и иных финансовых счетах активных компаний. Решение о квалификации компании как активной принимает обслуживающий банк.
    • А также Информация о счетах иностранных компаний, сумма на которых не превышает 250 000 $ по состоянию на последний день любого последующего календарного года п. А раздела 5 Стандартов.

    Важно! Информация по счетам физических лиц будет раскрываться вне зависимости от суммы остатка на счете п. 28 пп. 2 раздела 2 Стандартов.

    (если нужно больше подробностей, то об этом мы писали в отдельной статье)

    Таким образом, помимо самостоятельного уведомления о наличии КИК, получить информацию контролирующие органы смогут:

    • после проведения каких-либо оперативных мероприятий;
    • путем межгосударственного обмена.

    Важно! Критерии активной компании для целей налогообложения ее нераспределенной прибыли по упомянутым выше правилам НК РФ и для автоматического обмена информацией отличаются!

    В начале августа президент подписал изменения в закон «О валютном регулировании и валютном контроле». В законе много нового, но сегодня поговорим только о счетах у зарубежных брокеров и документах для налоговой.

    Если вы не резидент России или у вас нет счетов в иностранных финансовых организациях и вы не планируете их открывать, для вас ничего не изменилось. Если вы находитесь на территории России 183 дня в году и более, у вас есть брокерский счет за рубежом или вы собираетесь его открыть, прочитайте, чтобы быть в курсе.

    Коротко самое важное

    С 1 января 2020 года появится новое требование: уведомлять налоговую о счетах, открытых в зарубежных финансовых организациях. Раньше это касалось только счетов в иностранных банках. Еще надо будет отчитываться о движении денежных средств по таким счетам, но есть исключения. Срок — до 1 июня следующего календарного года.

    Декларация 3-НДФЛ, уведомление об открытии счета и отчет о движении средств — три разных документа. Декларация требовалась и раньше, если у инвестора был доход от вложений, а вот уведомление и отчет — нововведения.

    Ответственности за непредставление документов сейчас нет, но она может появиться, если КоАП обновят. Вероятно, штрафы будут такие же, как сейчас за непредставление данных о счетах в иностранных банках: от 300 до 20 000 Р — смотря что нарушить.

    Что случилось

    Раньше физические лица — резиденты должны были сообщать в российскую налоговую только о счетах, открытых в зарубежных банках. Если брокер и банк были одной организацией, сообщать тоже было нужно. О счетах в брокерских компаниях и других организациях речи не было.

    Теперь речь в законе идет о счетах не только в банках, но и в других организациях финансового рынка, расположенных за пределами России. К ним закон относит организации, которые привлекают деньги для хранения, управления, инвестирования и других сделок. Мы разберем закон на примере брокерских счетов: их это точно касается.

    Если вы резидент России и у вас есть счет у зарубежного брокера, налоговая хочет об этом знать. Если закроете счет или изменятся его реквизиты, об этом тоже надо будет сообщить. Кроме того, нужно отчитываться о движении средств по счету за прошедший год. Правда, не во всех случаях: есть исключения.

    Новые положения вступают в силу с 1 января 2020 года.

    Обратите внимание: речь не о декларации 3-НДФЛ. Владельцы зарубежных брокерских счетов и так должны были ее подавать, когда фиксировали доход от инвестиций, получали купоны или дивиденды. Тут ничего не изменилось.

    Какие документы нужны и когда

    Уведомление об открытии счета. Сообщать в налоговую о счетах, открытых у иностранных брокеров, нужно в течение месяца с даты открытия. Если закроете счет или изменятся его реквизиты — все аналогично.

    Пока непонятно, надо ли уведомлять налоговую о брокерских счетах, открытых до 1 января 2020 года — до вступления закона в силу. Возможно, налоговая это разъяснит.

    Для уведомления есть специальная форма. Пока что она старая: в ней сказано только о банках. Вероятно, к началу 2020 года налоговая обновит форму с учетом изменившегося закона или разрешит использовать старый вариант не только для счетов в банках.

    Старая форма для уведомления налоговойPDF, 555 КБ

    Отчет о движении денежных средств по счету надо подавать до 1 июня следующего календарного года. В этом документе надо указать, какая сумма была на счете в начале года, сколько денег поступило за год, сколько списано, сколько осталось на конец года.

    Как и в случае с уведомлением, новой формы еще нет, а старая относится только к счетам в банках. Нужно ждать обновленный вариант или комментарии ФНС.

    Старая форма отчета о движении средствXLS, 63 КБ

    О движении денежных средств не надо отчитываться, если одновременно соблюдаются два условия:

    1. Финансовая организация находится на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и автоматически обменивается финансовой информацией с Россией. Суммарно в этих списках 46 стран.
    2. За год изменения по счету — пополнения или списания — не превышают 600 000 Р или средства не зачислялись и не списывались, а остаток на счете не более 600 000 Р . Валюта пересчитывается в рубли по курсу на 31 декабря отчетного года.

    Если у инвестора открыт счет у американского брокера, надо отчитываться о движении денежных средств независимо от сумм. Дело в том, что США входит в ОЭСР и ФАТФ, но не обменивается с Россией финансовыми данными.

    Уведомить ИФНС об открытом или закрытом счете и о движении средств можно через личный кабинет на сайте налоговой, бумажной почтой или при личном посещении ведомства.

    Что будет, если ничего не сообщать

    Банк, через который инвестор отправляет деньги на счет у иностранного брокера, может попросить у клиента подтверждение того, что он уведомил налоговую о счете. Без этого документа банк может отказать в переводе.

    п. 7 ч. 4 ст. 23 закона о валютном регулировании. Редакция с изменениями, не вступившими в силу

    Не сообщать в налоговую о счетах и не отчитываться о движении средств незаконно. Правда, ответственность по КоАП пока предусмотрена только в случае со счетом в банке: если уведомить налоговую о счете в иностранном банке с опозданием или вообще не уведомить, можно получить штраф 1000—1500 Р в первом случае и 4000—5000 Р во втором. Про счета в других финансовых организациях в кодексе об административных правонарушениях пока не сказано.

    Не уведомлять налоговую о движении средств по счетам у иностранного брокера — это тоже нарушение, за которое пока нет ответственности. КоАП говорит только о счетах в банках: если сообщить с опозданием — штраф от 300 до 3000 Р , если не сообщить о движении средств — от 2000 до 3000 Р , а за повторные нарушения — до 20 000 Р .

    Скорее всего, в КоАП появятся поправки и штрафы будут касаться счетов в любых иностранных финансовых организациях.



    Ничерта не смешная картинка в шапке статьи.


    Alex, так это не юмористический журнал


    Основные новые обязанности изложены верно, но дьявол, как известно, кроется в деталях.
    Итак, что упустил автор.
    Во-первых, в соответствии с последним абзацем п.4 ст. 12 ФЗ № 173, денежные средства могут быть зачислены на счета (во вклады) резидентов, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, или списаны с таких счетов (вкладов) в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.
    На сегодня ЦБ РФ не выпустил никаких инструкций, как будут зачисляться или списываться средства на счета в иных организациях финансового рынка (то бишь брокеров). Более того, пока нет никаких комментариев, когда такой порядок будет опубликован. Поэтому есть риск, что данный вопрос будет оставаться открытым и после вступления закона в силу, что несет риск признания незаконными операции по зачислению/списанию средств со счетов иностранных брокеров. Штраф может составить от 75 до 100% от суммы операции в соответствии с п.1 статьи 15.25 КОАП РФ.
    Во-вторых, как известно, закон о валютном регулировании запрещает расчеты в валюте по всем операциям, кроме тех, которые разрешены законом. Об этом написано в пункте 4 статьи 14 ФЗ № 173: «Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться физическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом."
    Обратите внимание на то, что в данной статье не упомянуты иные финансовые организации. Таким образом, либо законодатели забыли(!) вписать сюда эти самые организации, либо намеренно заставляют все расчеты по брокерским операциям производить через банки. Практически это значит, что на счета в банках необходимо зачислять все полученные доходы от продажи ценных бумаг, обмена валюты, дивиденды и т.п., что, де-факто, делает слишком сложным использование брокерских счетов, открытых не в банках. Штраф, смотрите выше, 75-100% от суммы операции.
    В третьих, если обратится к самой статье 12, где прописаны разрешенные операции, то можно увидеть, что в пунктах 5 и 6, которые разрешают получение на счета процентов, купонного дохода, средств от отчуждения ценных бумаг, и т.п., то можно увидеть, что все эти средства могут быть зачислены на счета именно БАНКОВ. Иные финансовые организации никак не упомянуты и, соответственно, любое получение средств на эти счета от валютных операций вне рамок, разрешенных законом. Данный вывод также подтверждается абзацем 2 п.6 ст. 12: «Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, за исключением запрещенных валютных операций между резидентами».
    Т.к. если принятой редакцией закона прямо не оговорены, какие средства могут быть зачислены на брокерские счета, то и операции с такими средствами незаконны.
    Все это опять-таки предоставляет налоговым органам широкое поле для деятельности. Мое предположение, что законодатель забыл добавить во всех пунктах «и иных организациях финансового рынка», подтвердит только время и внесение дополнений в закон.
    Исходя из выводов выше, по закону, который начнет действовать с 01/01/2020, вы можете без ограничений открывать счета у брокеров, при этом порядок зачисления и списания средств будет регулировать ЦБ (как – пока не ясно). А перечень разрешенных операций по счетам в настоящее время не определен, т.е. формально невозможно осуществлять операции со средствами, зачисленными на счет, в том числе за счет средств, полученных от операций по такому счету.
    Далее, по срокам уведомления об открытии счетов. Пункт 2 статьи 12 требует информировать налоговую не позднее одного месяца с даты открытия, закрытия, изменения реквизитов счетов. Т.е. о вновь открытых счетах надо будет уведомить именно в течение 1 месяца, а не до 1 июня следующего года.
    Срок предоставления уведомления об открытых ранее счетах в иных организациях финансового рынка можно «выудить», изучив пункт 8 статьи 12 ФЗ 173. Пункт говорит: «Физические лица - резиденты ….. которые в соответствии с абзацем первым настоящей части не уведомляли налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) своих счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, об изменении реквизитов таких счетов (вкладов), не представляли налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, ….. обязаны: уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) своих счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, об изменении реквизитов таких счетов (вкладов) по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с частью 2 настоящей статьи в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом."
    Т.е. по открытым до 01/01/20 года брокерским счетам необходимо уведомить до 01 июня 2021 года. Но я бы перестраховался и уведомил бы до 01/02/20. Ах да, форма уведомления еще не доработана и будем надеяться появится к концу года.
    О том, что включать в отчет о движении денежных средств по брокерским счетам, тоже интересная история. Да, они будут подаваться до 1 июня года, следующего за отчетным. Первый год, за который нужно будет податься – за 2020 до 01/06/21 (хотя и тут законодатель не сообщил точной даты). Но при этом представители налоговых органов должны еще доработать форму и сообщить, должен ли резидент указывать именно движение денежных средств или всех активов. В кулуарах налоговики говорили, что интересно смотреть на стоимость и движение всех активов. А это уже другая история, т.к. встает вопрос оценки активов.
    И пусть пока вас не успокаивает небольшие или отсутствующие санкции за непредставление отчетов. Штрафы 75-100% за нарушение нашего несовершенного законодательства с лихвой покрывают этот пробел.

    Читайте также: