Заградительная пошлина на бензин

Опубликовано: 17.05.2024

Тема цен на бензин — больная для многих россиян . У нас цены на горючее растут, даже если стоимость нефти рухнула до стародавних минимумов. Как такое может быть, интересует многих россиян. Президент недавно тоже задавался этим вопросом. Где взять дешёвый бензин, может быть, за границей? Там всё устроено иначе: цены на нефть падают — и горючее тоже.

Импорт бензина?

В 1990-х годах Россия уже импортировала автомобильное горючее из других стран. Возможно, история повторится. Падают цены на нефть — и соответственно снижаются цены на бензин. Но не у нас.

Грузите бензин цистернами. Фото: vgudok.com.

В Европе цены на горючее сейчас намного дешевле. По оценкам Reuters, в России бензин стоит на 6−8 тысяч рублей дороже в пересчёте на тонны. Примечательно, что бензин продолжает дешеветь: на бирже СПбМТСБ 30 марта стоимость АИ−92 и АИ−95 понизились на 3 и 4%. Однако даже так они будут стоить по 41−43 тысячи рублей за тонну.

По оценкам Reuters, импортный бензин с учётом всех пошлин, акцизов и НДС будет стоить 37 тысяч рублей за тонну в европейской части страны.

Почему российский бензин не дешевеет?

Владимир Путин в марте удивился росту цен на бензин. Это произошло на фоне падения цен на нефть:

Ладно, предыдущие месяцы, но сейчас-то цены рухнули, просто рухнули: было 65, до 70 доходило, а сейчас 30 с небольшим. А бензин вырос. Как так может быть?

Дело в том, что российские компании выплачивают в бюджет отчисления, поэтому не могут снижать цены внутри страны. Обратный акциз на нефть имеет демпфер — он уравновешивает колебания нефтяных цен на стоимость топлива внутри страны. При высоких ценах на нефть из бюджета выплачивались компенсации нефтяникам за продажи внутри страны по низким ценам, а при низких ценах нефтяники должны сами платить в бюджет.

Лидеры России и Белоруссии давно обсуждают тему нефти. Фото: eurasia. expert.

Эксперты полагают, что при сложившейся ситуации импорт горючего неизбежен. «Коммерсант» приводит слова Сергея Ежова из Vygon Consulting, который полагает, что демпфер был рассчитан на другой диапазон цен на нефть и сейчас его надо скорректировать. Если величина демпфера не зависит от цен внутреннего рынка, то снижение цен нефтекомпаний просто приведёт к росту их убытков. Однако в Минфине «Коммерсанту» ответили, что сейчас не рассматривают корректировку демпфера. Причина в том, что это будет болезненно и приведёт к сокращению доходов бюджета, а их сейчас и так мало.

Другие варианты

«Коммерсант» указывает, что вероятна заградительная пошлина на импорт топлива. Экономически импорт топлива выгоден, но для этого есть ряд препятствий.

Например — наличие логистической инфраструктуры в европейской части страны и проблемы с этим в азиатской части. Импорт топлива нужно организовывать с нуля — и завоза товаров из Европы в больших объёмах не было уже много лет.

Белорусская карта

Иван Хомутов («Петромаркет») отмечает, что в сложившейся ситуации самым реалистичным сценарием будет ввоз горючего из Белоруссии. Ранее мы писали о том, как лидеры России и Белоруссии говорили о возмещениях относительно поставок нефти.

  • С одной стороны, это близко и удобно для импорта.
  • С другой — местные нефтеперерабатывающие заводы будут сбывать созданное из российской беспошлинной нефти.

Иван Хомутов видит последствия для российской нефтепереработки:

Естественно, это очень плохой сценарий для российских НПЗ — они и так потеряют рынок из-за гарантированного снижения спроса на бензин в апреле—мае, так еще и столкнутся с неожиданной конкуренцией за российский рынок с зарубежными игроками

На данный момент российская нефть продолжает дешеветь. Ценовое агентство Argus сообщает, что цены на нефть марки Urals упали до 13 долларов за баррель. Последний раз такое снижение наблюдалось в конце 20 века — в июне 1999 года.

Импорт и экспорт топлива и его таможенное оформление

Таможенное оформление топлива при импорте и экспорте - важная задача, требующая знаний таможенных правил и опыта. Если знаний и опыта нет, то чтобы избежать ошибок, приводящих к задержкам и ненужным затратам, нужно обратиться к профессионалам. Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» предлагает квалифицированные услуги по таможенному оформлению любого вида топлива: дизельного, бензинового, авиационного керосина и других, оперативно, недорого и в соответствии со всеми нормами таможенного законодательства. Вне зависимости от сложности выбранного таможенного режима – процедуры мы оперативно помогаем "растаможить топливо при импорте, ввозе в РФ" или "затаможить топливо на экспорт из России". При необходимости нами также осуществляется таможенное оформление нефти при экспорте.

Предоставляем услуги таможенного брокера (представителя):

Топливо – это вещество, из которого можно извлекать энергию для её использования в технических целях. Топлива могут быть жидкими, газообразными, твёрдыми. Наиболее распространёнными являются различные виды топлива, добываемые из земных недр: уголь (каменный, бурый), нефть, газ, торф, горючие сланцы. Нашли применение брикеты и топливные гранулы – пеллеты, получаемые из торфа, коры, опилок, щепы, помёта. Их относят к экологически чистому биотопливу, позволяющему снизить нагрузку на окружающую среду. К биотопливу также относят: дрова, опилки, брикеты, биогаз, водород, спирты (метанол, этанол, бутанол), эфиры, биодизель и биомазут.

Получаемое из нефти топливо является ценным энергетическим ресурсом, имеющим много разновидностей:

  • бензин, используемый в автомобильных двигателях с принудительным зажиганием различных марок АИ92, АИ95, АИ98, АИ100, Super, Regular, Plus, Premium и многие другие;
  • бензин, используемый в авиационных двигателях: Б-70, Б-92, Б-91/115, Б-95/130;
  • авиационный керосин, используемый в реактивных двигателях: ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2, РТ, Т-6;
  • дизельное топливо, иногда называемое соляркой, предназначенное для дизельных и газотурбинных двигателей, установленных на автомобилях, спецтехнике, ж/д локомотивах, кораблях. Основные виды топлива: ДТ-Е-К5, ДТ-З-К5, ДТ-Л-К5, ДТ-А-К5, ДТ ЕВРО 5, дизтопливо: Л-0.5-40, Л-0.2-40, Л-0.2-62; summer diesel: L-0.5-40, L-0.2-40, L-0.2-62, Экто Diesel - сорт F;
  • мазут, используемый в котельных (котельное топливо или топочный мазут), ТЭЦ, судовых установках (флотский мазут): М 100, М 40;
  • газовое топливо, используемое в современных двигателях внутреннего сгорания, бывает двух видов: пропан-бутан – сжиженный нефтяной газ, побочный продукт получаемый при нефтепереработке; метан – природный ископаемый газ, который не подвергается сжижению, его хранят в стальных баллонах под высоким давлением, что создаёт неудобство, но его использование экономически более выгодно. Метан широко применяют в котельных и в бытовых газовых плитах.

Кроме топлива из нефти получают смазочные материалы, используемые для поддержания работоспособности техники: автомобильное масло, техническое масло, моторное масло, газотурбинное масло. Эти товары относятся к 27 группе ТН ВЭД и подлежат таможенному оформлению в Энергетическом ЦЭД. Для указанных видов топлива требуется подтверждение соответствия требованиям ТР ТС 013/2011, а для масел и смазочных материалов требованиям ТР ТС 030/2012.

Транспортировка топлива может осуществляться: автомобильным, железнодорожным, морским видами транспорта, в очень редких случаях в труднодоступные места авиационным.

Документы и информация для таможенного оформления
топлива и автомобильных масел

  1. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для таможенного оформления "Импорт" (Смотреть)
  4. Список документов для таможенного оформления "Экспорт" (Смотреть)

Экспорт топлива из России и его затаможка

Перед экспортом топлива из России в любую страну: в Китай, в Европу, в страны СНГ, в США, или в другие страны мира, обязательно нужна затаможка. Перед отправкой потребуется проверить как качество самого топлива, так и качество транспорта, осуществляющего его доставку. Для экспорта топлива из Росси потребуется: описание топлива, паспорт качества, акт проведения испытаний в лаборатории, номер партии товара на автоцистерну, акт налива, заключение ФСТЭК. Кроме того, нужно уплатить таможенные платежи: таможенный сбор и пошлину, которые рассчитываются согласно кодам ТН ВЭД.

Пример. Таможенные платежи при экспорте

Вид топлива

Код ТН ВЭД

Экспортная пошлина

Акциз

Бензин автомобильный с октановым числом менее 80

15,6 долларов США за тонну

Керосин для реактивных двигателей

15,6 долларов США за тонну

Дизельное топливо, летнее

15,6 долларов США за тонну

Импорт топлива в Россию и его растаможка

При импорте топлива в Россию из Норвегии, стран Европы и из любых других стран подлежит обязательной растаможке. Для этого необходимо оплатить таможенную пошлину, подав таможенную декларацию и предоставив на таможню документы: паспорт безопасности; паспорт качества; акт проведения испытаний в лаборатории; документы, подтверждающие качество продукции (соответствие требованиям ТР ТС 013/2011 или ТР ТС 030/2012, в виде "сертификата" или "декларации о соответствии"). Кроме того, для получения преференций может потребоваться сертификат происхождения товара.

Важно! Если торговая марка находится в (РОИС), то оформление данных товаров на таможне (при ввозе или вывозе) возможно только с разрешения - доверенности от правообладателя в РФ!

Кроме того, нужно уплатить таможенные платежи: таможенный сбор, пошлину, НДС, акциз, которые рассчитываются согласно кодам ТН ВЭД.

Пример. Таможенные платежи при импорте

Вид топлива

Код ТН ВЭД

Импортная пошлина

Акциз на ввоз

НДС

Бензин автомобильный с октановым числом менее 80

14720 руб. за тонну

Керосин для реактивных двигателей

2800 руб. за тонну

Дизельное топливо, летнее

8835 руб. за тонну

Сертификация нефтепродуктов, топлива, масел

При необходимости нами проводится обязательная или добровольная сертификация топлива и масел (моторных, компрессорных) и нефтепродуктов ввозимых или производимых на территории ЕАЭС! На автомобильные, моторные масла выдается сертификат - "декларация о соответствии" сроком действия от 1 года до 5 лет, либо на партию ввозимой продукции согласно требованиям технического регламента ТР ТС 030/2012. На бензины и виды топлива, выдается сертификат - "декларация о соответствии" согласно требованиям ТР ТС 013/2011, который требуется для таможенного оформления.

Сроки и стоимость таможенного оформления дизельного топлива, бензина, авиационного керосина, автомобильного масла

При этом стоимость услуг по таможенному оформлению дизельного топлива, бензина, авиационного керосина, моторного масла, как при "растаможке при импорте", так и по "затаможке на экспорт", в нашей компании минимальна по рынку и варьируется от 12000 до 20000 рублей, и во многих случаях обсуждается индивидуально с каждым клиентом!

Мы уверены, что станем для вас надежным партнером на таможне!

Власти вводят запрет на вывоз бензина из страны. Что будет с ценами на топливо?

Правительство поручило Минэнерго подготовить проекты актов об установлении временного экспорта «отдельных видов нефтепродуктов».

Российские власти намерены ограничить вывоз бензина из страны. Как ожидается, топливо могут внести в перечень товаров, экспорт которых может быть временно ограничен. По данным СМИ, такие данные предложения содержатся в протоколе совещания вице-премьера Александра Новака. Правительство поручило Минэнерго подготовить проекты актов об установлении временного экспорта «отдельных видов нефтепродуктов».

При этом, как отмечается, сам бензин планируют внести в перечень товаров, которые «существенно важны для внутреннего рынка», однако в отношении них «в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта». Это означает, что в случае необходимости экспорт российского бензина в страны за пределами ЕАЭС может быть запрещен.

Частичное ограничение экспорта бензина может быть введено, чтобы сдержать его стоимость. Ранее Александр Новак, курирующий энергетику, указывал, что правительство может поддержать такую меру в ограниченный период. Введение ограничений на экспорт топлива (в виде прямого запрета или установления вывозной пошлины) ведет к увеличению его предложения на внутреннем рынке. Это автоматически влечет за собой снижение цены.


Цены на бензин в России продолжают бить рекорды

Биржевая стоимость бензина стала выше розничной минимум в пяти регионах России. Это может привести к подорожанию топлива уже к лету. Кроме того, к этому времени может произойти массовое банкротство заправок. Резкий рост наблюдался с декабря 2020 года по март. Некоторые нефтеперерабатывающие заводы повысили цены поставок на 20-30%.

Как пояснил «Блокноту» доцент кафедры «Фондовые рынки и финансовый инжиниринг» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов, ограничения на экспорт увеличивают предложение на внутреннем рынке и ограничивают рост цен на нем.

«Но за это приходится заплатить снижением доходов производителей. Если эти ограничения продлятся долго, есть риски того, что производитель снизит производство товара, который попал под ограничения. Это вынуждает применять такую меру, как ограничения на экспорт, очень осторожно», - отметил Хестанов.

В то же время он предположил, что цены на бензин не снизится. «Скорее, приостановится рост цен», - сказал экономист.

Ранее в Минэнерго заявляли, что в России непозволительно дешевый бензин. И «слишком дешевое» топливо россиянам достается из-за обратного акциза на нефтяное сырье с демпфирующей надбавкой, которую называют механизмом сглаживания цен.

В ведомстве утверждали: если бы государство не вмешалось, то литр бензина россиянам обошелся бы гораздо дороже: по «справедливой цене» - на 5,2 рубля выше, чем сейчас. апомним, что демпфирующая надбавка появилась в 2018 году как раз в качестве меры по сдерживанию цен на топливо. План предусматривает постепенный отказ до 2024 года от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. При этом повышается налог на добычу полезных ископаемых.

Нефтяники периодически жалуются на то, что им приходится сглаживать цены. Дошло до того, что в 2018 году правительству даже пришлось пойти на шантаж, поскольку из-за высоких цен на нефть компаниям невыгодно было поставлять на внутренний рынок топливо по сниженным ценам. Занимавший на тот момент пост премьер-министра России Дмитрий Медведев потребовал от нефтяников подписать соглашение с кабмином о стабилизации цен. В соглашении указывались обязательные нормы поставок топлива на внутренний рынок. В противном случае в правительстве пригрозили нефтянке вводом заградительных экспортных пошлин на нефтепродукты.

Минфин освободит экспортеров бензина от заградительных пошлин

Минфин предлагает отменить действующую с 2011 года заградительную вывозную пошлину на автомобильный бензин, которая сегодня составляет 90% от уровня нефтяной. Ведомство намерено снизить ее в течение трех лет почти на треть — до 66%. Это предложение содержатся в письме заместителя министра финансов Сергея Шаталова в адрес Минэкономразвития (письмо направлено на днях, копия есть у «Известий»). Независимые владельцы автозаправочных станций (АЗС) опасаются, что такая реформа приведет к росту цен на бензин и дефициту топлива на внутреннем рынке. А ФАС обещает контролировать объем экспорта топлива и наказывать тех нефтяников, кто предпочтет вывоз бензина наполнению отечественных АЗС.

Как следует из письма Сергея Шаталова, Минфин подготовил комплексное решение по изменению размеров таможенных пошлин на ряд нефтепродуктов по поручению Аркадия Дворковича. В частности, ведомство предлагает снижать поэтапно таможенные пошлины на бензин с 90% до 84% в 2015 году, до 76% в 2016-м и в 2017-м — до 66% от ставок по вывозу сырой нефти за рубеж. Аргумент Минфина — нужно «выравнивать таможенно-тарифные стимулы для инвестирования в процессы глубокой переработки нефти, направленные на получение дизельного топлива и автомобильного бензина».

Именно 66% от нефтяной пошлина на бензин была до 2011 года, когда решением правительства на фоне резкого роста экспорта бензинов и создания дефицита на внутреннем рынке было решено ввести заградительный барьер — в размере 90% от уровня нефтяной. Это остановило бесконтрольный экспорт и наполнило топливом отечественные АЗС. Мера предполагалась как временная, и все эти годы нефтяники бомбардировали правительство просьбами снизить экспортную пошлину на бензин, мотивируя это нуждами окупаемости инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

По их мнению, с ростом пошлин на бензин по отношению к дизельному топливу (в 2014 году экспортировать дизель можно за 65% от нефтяной пошлины) стало выгоднее строить установки по производству дизельного топлива, а не мощности по производству бензина. Об этом в январе текущего года министр экономического развития Алексей Улюкаев писал первому заместителю председателя правительства Игорю Шувалову.

Однако Минфин заботится о том, чтобы в результате корректировки размеров таможенных пошлин на базовые масла, дистилляты и бензины из бюджета не выпали доходы. Поэтому для баланса ведомство предлагает повысить экспортные пошлины на дизельное топливо: до 66% от нефтяных вместо 65% сегодня. При этом по условиям «малого налогового маневра» с 3 января 2014 года предусмотрено поэтапное снижение таможенных пошлин на дизель с действовавших в 2013 году 66% от нефтяных до 63% в 2015 году и 61% в 2016-м.

С расчетами Минфина не согласны в Минэнерго. Представитель этого ведомства пояснил, что оно готовит комплексную позицию по изменению размеров таможенных пошлин на нефтепродукты к январю 2015 года.

Перспектива снижения таможенных пошлин на бензин не вдохновляет независимых покупателей бензина на внутреннем рынке и владельцев АЗС, у которых нет своей нефтепереработки. Даже при нынешнем уровне бензиновых пошлин экспорт его растет семимильными шагами: только в феврале 2014 года он вырос на 82,9% по сравнению с февралем 2013 года, вызвав рост оптовых цен на топливо до 14–22% с начала года, а вслед за этим и повышение розничных постепенно на 0,5–1 рубль за литр.

Начальник отдела закупок и хранения ГСМ Главного управления маркетинга и коммерции ГК «Трасса» (крупный независимый владелец АЗС в Москве и Московской области) Дмитрий Рыжков полагает, что поэтапное снижения заградительных пошлин на бензин и автомобильные товары могут привести к росту цен на топливо в внутри страны.

— Любая отмена пошлин, уравнивание, снижение всегда приводят к увеличению экспорта. Весь бензин, который производят в России, равен объему спроса. Всё, что производят, российский рынок поглощает. Если в Европе или в Азии цена на нефть повысится, то российским компаниям будет выгодно продавать ее туда. Конечно, всё будет сделано гибко, но шанс появления дефицита и, как следствие, увеличение цен, вероятен. Последние два года показали, что пошлина помогла, в том числе и независимым сетям, иметь топливо постоянно, — сказал он «Известиям».

Генеральный директор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Александр Гудков считает, что снижение экспортной пошлины на бензин может привести к дефициту на рынке этого вида нефтепродуктов и бесконтрольному росту оптовых цен на топливо, поскольку вырастет привлекательность его вывоза. При этом у нефтяников есть согласованные с правительством планы по модернизации НПЗ и увеличению производства нефтепродуктов, в которые компании уже вложились. Причем многие сделали это еще до повышения фискальной нагрузки на бензин. Если пошлину не снижать, через несколько лет мы можем получить вместо «рынка продавца бензина» «рынок покупателя», когда возникнет профицит топлива внутри страны.

По мнению Дмитрия Махонина, начальника управления контроля ТЭКа Федеральной антимонопольной службы (ФАС), заградительные пошлины на бензин обеспечивают стабильную ситуацию по наполнению топливом внутреннего рынка.

— Нужно несколько раз взвесить планы по отмене таких пошлин. Хотя со временем повышенные пошлины должны уйти, поскольку уже сейчас они имеют фискальный характер. Во временем планируется снижать такие пошлины в пользу роста налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Если решение об отмене заградпошлин на бензин будет принято на уровне правительства, мы будем тщательно следить за наполнением топливом внутреннего рынка. Приоритет поставок бензина в Россию над его экспортом регламентирован торговыми политиками нефтяных компаний, которые они согласовали с ФАС. Резкий рост экспорта нефтепродуктов при нормальной ценовой конъюнктуре и равнодоходности внутреннего рынка будет считаться изъятием товаров с рынка и наказываться по всей строгости нарушений антимонопольного законодательства в виде оборотных штрафов от 1 до 15%.

В «Лукойле», «Башнефти», «Газпром нефти» и «Роснефти» от официальных комментариев отказались.

Источник «Известий» в одной из крупных нефтяных компаний дал понять, что пошлины на бензин вводились в условиях дефицита топлива и было бы неправильно привязывать их сейчас к уровню пошлины на дизельное топливо.

Собеседник в «Башнефти» отмечает, что, оценив существенно уменьшившиеся объемы экспорта бензина с 2011 года, фискалы решили простимулировать вывоз нефтепродуктов, поскольку через несколько лет производство бензина в РФ вырастет быстрее внутреннего спроса.

— Топливо будет некуда девать. Поэтому мера Минфина сбалансирована: и бюджет получит дополнительные средства от экспортных пошлин из-за увеличения объема экспорта бензина, что не приведет к резкому выпадению его доходов, и у нефтяников вырастет рентабельность проектов в переработке. Пока же цены бензина на АЗС не догоняют даже реального размера инфляции и индекс роста цен на товары потребительской корзины.

Заместитель председателя комитета по энергетической политике Российского союза промышленников и предпринимателей Юрий Станкевич считает, что снижение пошлин на вывоз бензина будет способствовать росту производства качественного топлива с высокой добавочной стоимостью. А его излишний вывоз пресекут антимонопольные органы. Сейчас же наши заводы в основном настроены на производство темных нефтепродуктов.

Заместитель министра финансов Сергей Шаталов сообщил «Известиям», что ведомство подготовило предложения по изменению таможенных пошлин на бензин, базовые масла, газовую нафту и дизельное топливо, уточнив, что это один из вариантов реформы и он еще будет обсуждаться с другими профильными ведомствами. Ранее он говорил журналистам, что второй вариант — это «большой налоговый маневр» с резким снижением таможенных пошлин на нефтепродукты до уровня пошлин Казахстана и серьезным ростом НДПИ. Но такая рокировка возможна лишь в случае, если партнеры России по Таможенному союзу — Белоруссия и Казахстан — не пойдут на продление ограничений объемов по беспошлинному ввозу-вывозу нефтепродуктов из РФ на территорию этих стран.

30 апреля 2021 г. 14:57

Министерство энергетики готовится ввести запрет на экспорт бензина

Министерство энергетики готовится временно ограничить экспорт бензина. В пятницу, 30-го апреля, ведомство представило проект соответствующего постановления. Документ предусматривает запрет на вывоз бензина сроком до трех месяцев.

Еще накануне, 29-го апреля, Министерство энергетики вынесло на обсуждение проект постановления, который в принципе расширяет перечень товаров, экспорт которых может быть ограничен. В этот перечень ведомство предложило включить бензины от 80-го до 98-го, а также легкие дистилляты.

При этом само по себе наличие бензина в этом списке не означало бы ограничение его экспорта. Постановление просто дало бы возможность вводить запрет в исключительных случаях — когда на внутреннем рынке наблюдается дефицит топлива.

Однако сегодня ведомство опубликовало проект документа, который в случае принятия даст непосредственную команду на запрет.

Как подчеркивается в пояснительной записке, временное ограничение, которое продлится три месяца, должно обеспечить внутренний рынок достаточным объемом топлива в период массовых плановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах и высокого спроса на бензин.

При этом запрет не будет распространяться на «сквозной» транзит бензина по территории России, вывоз бензина в регионы России через территорию иностранных государств, вывоз бензина физическими лицами для своего пользования, а также, естественно, на бензин, который находится в транспортном средстве и используется для его заправки.

Чем-то таким уже пугали нефтяные компании

В 2018-м году, когда точно так же на фоне подорожания нефти нефтяные компании усилили поставки сырья и нефтепродуктов за рубеж и на внутреннем рынке образовался дефицит топлива, что привело к резкому росту цен на АЗС, бывший тогда премьер-министром Дмитрий Медведев обещал ввести заградительные пошлины на экспорт, если компании не будут выполнять свои обязательства по наполнению внутреннего рынка и стабилизации оптовых цен на топливо.

Позже, в 2019-м году, когда уже ввели демпфирующий механизм для регулирования топливного рынка, который, правда, в первые месяцы не сработал и через несколько месяцев был скорректирован, в Правительстве обсуждали возможность введения лицензирования экспорта (когда поставки за рубеж разрешаются только после того, как достаточные объемы топлива направлены на внутренний рынок). В результате, дальше обсуждений ничего не пошло, однако «в обмен» нефтяные компании согласились сдерживать рост розничных цен на топливо.

Сейчас ситуация в какой-то мере повторяется. В конце декабря начали расти мировые цены на нефть, в то время как демпфирующий механизм, призванный регулировать рынок, не оправдал ожидания нефтяников. С марта и до конца 2020-го года (и даже еще дольше — до февраля этого года) вместо компенсаций за частичный отказ от экспорта они, наоборот, платили в бюджет, а потому воспользовались подорожанием нефти, чтобы самим компенсировать свои убытки.

Как следствие, предложение топлива на внутреннем рынке значительно уменьшилось (тем более что его производство на фоне коронавирусной инфекции в принципе было сокращено) и резко выросли оптовые цены на бензин. В марте оптовая цена на АИ-92 «пробила» максимум, установленный в кризисном 2018-м году. В целом, к середине марта цена в опте выросла более чем на 12%, а в рознице — на 1,7%.

В рознице цены так не росли только из-за действующего соглашения сдерживать их в пределах инфляции.

В итоге, Правительство согласилось еще раз скорректировать формулу демпфирующего механизма, которая, увеличивая компенсационные выплаты нефтяникам, должна заработать с 1-го мая этого года. После этого оптовые цены на бензин пошли вниз.

Правда, в то же время начал дорожать бензин в рознице. К концу апреля рост цен на АИ-92 составлял уже 3,8%.

Читайте также: