Задачи на тему налоги для 7 класса

Опубликовано: 17.05.2024

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

  • образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;
  • развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;
  • воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.
Слова для справки:
  • платежи
  • имущество
  • доходы
  • государство
  • общество
Что такое налоги Налоги – периодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке. Энциклопедический словарьБрокгауза и Эфронапериодическая, законом, часть, государства, принудительный. Признаки налога: 1) Налог – это . доходов граждан и предприятий.2) Носит . характер.3) Выплата - .4) Выплата в пользу .5) Определяется . Необычные налоги в России Император России Петр I, ввел массу своеобразных налогов: со свадеб, с русского платья, погребной, с раскольников, с извозчиков, с постоялых дворов, с мельниц, с найма домов, сапожный, шапочный, с печей, арбузов, орехов, с продажи съестных припасов, ледокольный и даже за глаза! Необычные налоги в России При Петре I был введен «Бородовой знак» -металлический жетон с надписями: на одной стороне — «Деньги взяты», на другой: «Борода — лишняя тягота». Необычные налоги других стран Налог на воробьёв в немецком городе Вюртемберг . Необычные налоги других стран Самый ужасный налог в истории взимался в течение 21 года, завоевателем Пешавара (Пакистан). Он состоял из сотни отрезанных человеческих голов в год. Необычные налоги других стран Во времена правления британского короля Уильяма III был введен налог на дома, в которых было большешести окон.

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются:

  • с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);
  • с имущества, передачи имущества;
  • с юридически значимых действий;
  • с ввоза и вывоза товаров за границу.
Плательщики налогов:

Физические лица (граждане)

Юридические лица (организации)

Структура налога:

  • Объект налога (база)
  • Ставка налога
Определите базу и ставку налога «И повелел фараон поставить над землёю надзирателей и собирать семь лет изобилия пятую часть всех произведений земли Египетской». (Ветхий завет. Книга Бытия, 41,38)

База: произведения (дары) земли

Ставка: 5 часть всех произведений земли

Определите базу и ставку налога Петром I была введена подушная подать: каждая «мужская душа» (мужчины от рождения до смерти) была обязана ежегодно платить в казну 74 копейки.

База: численность мужчин

Ставка: 74 коп. с каждого мужчины

Определите базу и ставку налога В 2002 году в России введен налог на добычу полезных ископаемых. За добычу 1 тонны нефти в казну уплачивается 419 рублей.

База: количество добытой нефти

Ставка: 419 рублей за 1 тонну

Определите базу и ставку налога При Петре I купец, не желавший брить бороду, должен был уплатить в казну сумму равную 100 рублям в год.

База: число бородачей

Ставка: 100 рублей с бороды

Сроки уплаты налогов Куда поступают налоги?

Государственный бюджет- расходы

Школы, больницы, детские сады, детские дома

Пенсии, заработные платы

Работа в группах. Проверка д/з. А теперь представим ситуацию, что в нашем городе наши законодатели решили ввести новый налог - сбор с владельцев собак. Первая группа выступит от имени местных законодателей с инициативой введения этого закона. Ваша речь должна быть краткой, убедительной и начинаться словами: "Мы, депутаты городского совета, считаем, что нужно ввести сбор с владельцев собак, потому что. "

Вторая группа будет выражать интересы владельцев собак и обосновывать почему вводить налог не нужно: "Мы, владельцы собак, считаем, что. "

Третья группа выступит от имени остальных жителей города. Ваши высказывания должны начинаться словами: «У меня собаки нет, но я считаю, что…"

Подведём итоги

  • В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно.
  • Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали?

Выразите своё отношение к налогам, используя цветные стикеры

Розовый: налоги нужно

платить всегда, так как это соблюдение законов государства

Зелёный: нужно платить

только справедливые налоги

Жёлтый: налоги вообще не нужно платить

Домашнее задание

  • Закончите сказку: «Один правитель очень хотел понравиться своим подданным и придя к власти объявил об отмене всех налогов. Обрадовались люди, стали хвалить правителя, но тут…»
  • Набрать текст в MWord, форматировать в виде доклада, распечатать.

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Теньгинская средняя общеобразовательная школа»

село Теньга, Онгудайский район, Республика Алтай.

Технологическая карта урока «Финансовая грамотность» в 7 классе

«Налоги ».

Трифанова Ирина Владимировна,

учитель истории и обществознания.

Схема конспекта урока

Трифанова Ирина Владимировна

Финансовая грамотность Число 10.12.2019г

Урок изучения нового материала

Создание условий для ознакомления обучающихся с понятием «налоги» и их разновидностью.

создать условия для осмысления и анализа учащимися процесса обязательного платежа налогов.

Познакомить с системой уплаты налогов

Развивать умения ставить цель и задачи учебной деятельности;

Развивать умения работать с документом, дополнительным матералом

Формировать гражданскую позицию, понятие о законопослушный гражданин .

ЛичностныеУУД: Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; о смысление ответственности.

Регулятивные УУД: Умение организовать рабочее место; оценка— выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные УУД: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи

Познавательные УУД: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; умение делать выводы, искать пути решения проблемы.

Метапредметные - формировать навыки коллективной работы, развивать воображение, навыки сравнительного анализа, творческие способности.

Планируемые результаты

Знать – налоги, виды налогов в РФ

Уметь - искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию

Определять и аргументировать своё отношение к налогам.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности.

Метапредметные: умение отбирать информацию, формулировать мысль, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Основные понятия

налоги, виды налогов в РФ

Межпредметные связи

Презентация

ЭОР: видео ролик «Налоги»

Формы работы

Фронтальная, групповая. Фронтальная, работа в паре. Приемы «Мозговой штурм», кластер, «Круг», составление сравнительной таблицы, «Да - Нет».

Технология развития критического мышления; системно-деятельностный подход;

Ход классного часа.

1.Организационный момент. 1-2 минуты.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

• эпиграф «С малой удачи начинается большой успех»;

• включение обучающихся в деятельность.

формы контроля. Результат.

Здравствуйте. Я рада, что подошел час общения с вами, но сегодня предстоит общаться не только друг с другом, но и показать, как мы умеем отстаивать свою точку зрения и рассуждать.

Готовят все необходимое на классный час

Личностно-смысловая – я пришел на классный час, чтобы..

Включение в учебный процесс

II. Создание проблемной ситуации. 4-5 минуты.

Цель: Возникновение проблемной ситуации:

• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

формы контроля. Результат.

Прием: мозговой штурм

Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег: «Лучше полезть в карман за словом, чем за деньгами» (В. Брынцалов), «Деньги должны оборачиваться. Чем быстрее тратишь, тем быстрее получаешь» (П. Капица). «Деньгами надо управлять, а не служить им»

Сенека ЛуцийАнней Младший. «Время и деньги большей частью взаимозаменяемы» Уинстон Черчилль

На основе предложенных афоризмов, предположите, о чем пойдет речь на уроке.

Формируется проблема урока .

Что такое налоги? Почему необходимо платить налоги?

На последнем этапе урока в своих рассуждениях вы попытаетесь дать ответ на поставленную проблему.

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения.

Включение в учебный процесс.

Педагог уточняет тематические рамки классного часа, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности.

III. «Открытие нового знания». Этап изучения новых знаний и способов действий (построение проекта выхода из затруднения) 15-20 минут.

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

Способы: диалог, групповая или парная работа:

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

• организация самостоятельной исследовательской деятельности;

формы контроля. Результат.

На столах перед вами разноцветные фрагменты листа бумаги. Вам необходимо выбрать понравившийся цветовой фрагмент. Теперь объединяемся по группам с одинаковыми цветами.

Надо собрать кто быстрее и правильнее определение «НАЛОГИ»

Нало́г — обязательный безвозмездный платёж , взимаемый центральным правительством или местными органами власти с организаций и физических лиц в целях финансирования расходов государства .

Ребята, сейчас нам предстоит вспомнить историю великой Отечественной войны, для этого вам нужно остаться в той же команде как вы составляли цитаты.

В папке собраны материал по цветам и информация по для работы в группах:

Работа с историческими документами по алгоритм:

В процессе афиширования на доске создаем кластер (зрительный ряд) в виде «Российского флага»

t1580473869ab.jpg

Физминутка : Гимнастика для глаз на основе «Флага», которая прикреплена к доске. Каждое упражнение выполнять 3-5 раз.

Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.

Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.

Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелки.

Уплата налогов является обязанностью гражданина РФ.

ОБЯЗАННОСТЬ — в широком значении синоним долга . В философии это понятие исторически складывалось в значении должного вообще . « Надлежащее » стоиков означало « подобающее », т . е . соответствующее требованиям природы . Лат . эквивалентом этого термина явилось слово … … Философская энциклопедия

Налоги и сборы являются признаком любого государства и, вместе с тем, необходимым условием существования самого государства, они позволяют государству выполнять его функции, в том числе социально значимые. Обязанность по уплате налогов является безусловной, то есть каждый обязан платить установленные виды налогов и сборов. Данная обязанность адресована как гражданам, так и юридическим лицам. Для обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов созданы специализированные государственные органы, уполномоченные по контролю и надзору в сфере налоговых правоотношений.

Просмотр видео-ролика «Налоги и обязанность»

Согласно ст. 8 НК РФ налог это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. То есть главным источником средств для государства являются налоги.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 95 им. Н. Щукина»

номинация : Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных учреждений

название методической разработки : сценарий внеурочного занятия по теме «Налоги»

возрастная группа : обучающиеся 7-х классов

автор разработки : Дудник Ирина Владимировна, социальный педагог

676740,Амурская область, Архаринский район, пгт. Архара ул.Ленина, 109

сценариЙ Внеурочного занятия

по финансовой грамотности

Автор : Дудник Ирина Владимировна

Класс : 7 класс

Тема: «Налоги»

Форма занятия: интеллектуальный турнир

Время реализации занятия : 1 урок (45 минут)

Цель:

Предоставить обучающимся возможность в комплексе применить свои знания по теме «Налоги».

Задачи:

Образовательная : обобщить, повторить и закрепить знания учеников.

Развивающая: развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; развитие у них понятийного мышления.

Воспитательная: формировать коммуникативные умения, способность работать коллективно, повышать мотивацию к изучению предмета.

Ход турнира

Ведущий 1 .Здравствуйте ребята-участники турнира! Наша встреча посвящена теме «Налоги».

Ведущий 2 .Современный мир не знает более эффективного способа собирания государством денежных средств, чем налоги.

Ведущий 1 . В каждом государстве налоги составляют основную часть доходов государственного бюджета.

Ведущий 2. Налоги. Почему их нужно платить? Ответы на этот вопрос могут быть разными. Но сколько бы раз мы не задавали себе этот вопрос, история может дать один ответ: в истории развития общества, ни одно государство не смогло обойтись без налогов, так как для выполнения своих функций по удовлетворению потребностей и нужд населения, ему требуются денежные средства.

Ведущий 1 . Следовательно, без сбора налогов является бессмысленным существование самого государства.

Ведущий 2 . Так пусть же, девизом нашего турнира станет выражение: «Налоги-это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе!»

Ведущий 2 . А еще позвольте представить наших экспертов:______________,________________,____________________. Они будут фиксировать ответы на вопросы и подсчитывать полученные вами баллы.

Ведущий 1 . Нам нужно провести жеребьевку и узнать команду, которая будет все конкурсы начинать первой.

Ведущий 2 . Приглашаем на сцену капитанов команд. Кому достанется красный жетон-начинает первым.

Ведущий 1 . Первый раунд нашего турнира: «Знакомство». Команды могут заработать до 5 балов.

Ведущий 2 . Давайте знакомиться! Приглашаем команду 7__ класса! (команда представляет себя-название, девиз и эмблема).

Ведущий 1 . Встречам команду 7__ класса ! (команда представляет себя-название, девиз и эмблема).

Ведущий 2 . Следующий раунд нашего турнира «Разминка». Вопросы задаются командам одновременно. Отвечает команда, капитан которой первым поднял руку. За каждый правильный ответ 1 балл. Если команда, ответила не правильно, то право ответить на этот вопрос предоставляется другой команде. Время на обсуждение каждого вопроса 5 секунд. Готовы? Поехали!

1. Обязательный платеж в казну государства?( налог )

2. Сколько процентов в России составляет подоходный налог? ( 13% )

3.Как долго мы должны платить налоги? ( всю жизнь )

4.Федеральный налог, его плательщиком является физическое лицо, получившее доход? ( ндфл )

5.Этот налог устанавливается на высокорентабельные товары, пользующиеся постоянным спросом, что позволяет изымать в доход государства полученную сверхприбыль? ( акциз )

6. Закон, который устанавливает систему налогов и сборов? ( Налоговый кодекс )

7. Штраф за не вовремя выплаченный налог? ( пени )

8. На какие два основных вида делятся налоги? ( прямые и косвенные )

9. Назовите примеры прямых налогов ( НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный )

10.Назовите примеры косвенных налогов ( акцизы, НДС, таможенный сбор )

Ведущий 1 . Следующий раунд нашего турнира «Отгадай». Команды за 2 минуты должны найти наибольшее количество слов на тему «налоги». Каждое слово-1 балл. (приложение-1). Готовы? Время пошло.

Ведущий 2 . Задания турнира усложняются! Атмосфера в зале накаляется! Но наши игроки не сдаются, для них любые задачки по плечу. Мы переходим к следующему раунду «Посчитай». Команды получают листы с задачами по подсчету налогов и за 3 минуты должны решить как можно больше задач. (приложение-2) Каждая правильно решенная задача принесет в копилку команды 2 балла. Команды готовы? Поехали!

Ведущий 1 . Внимание! Следующий раунд! «Эти интересные налоги». Вопросы задаются командам одновременно. Отвечает команда, капитан которой первым поднял руку. За каждый правильный ответ 2 балла. Если команда, ответила не правильно, то право ответить на этот вопрос предоставляется другой команде. Начали!

1.Этот налог был введен в 18 веке в Англии. Обоснование его введения выступило утверждение чиновников о том, что люди, пользующиеся этим предметом, портят дорожные покрытия. На что был введен налог? ( на трости )

2. Кем был введен на Руси налог на бани? ( Петр1 )

3.На что был введен налог в Венеции в 1993 году? ( налог на тень )

4.Какой налог был введен властями Австралийский Альп для любителей кататься на лыжах и сноуборде? ( налог на гипс )

5.Какой налог был введен Петром 1 в конце 17 века, когда он вернулся из Европы? Людям, заплативший этот налог выдавались специальные жетоны? ( налог на бороды )

6.С каким налогом связана знаменитая фраза Римского императора Веспассиана «деньги-не пахнут)? ( налог на посещение муниципальных туалетов )

7.Этот налог введен в Китае и связан с ограничением вырубки лесов. Как он называется? ( налог на одноразовые палочки )

8.Этот налог был введен в России в 1941 году и просуществовал до 1992 года. Он составлял 6% от заработной платы? ( налог на холостяков или бездетность )

Ведущий 2 . А сейчас, «Творческий» раунд нашего турнира. Командам за 5 минут нужно нарисовать плакат на тему: «Пять причин, почему необходимо платить налоги!» и представить его на суд экспертам и зрителям, обосновав нарисованное. Вы можете заработать до 5 баллов.

Ведущий 1 . Следующий раунд нашего турнира: «Битва капитанов!» Приглашаем на сцену капитанов команд. Капитанам поочередно будут заданы вопросы, на которые они должны дать ответ «Верно» или «Неверно». За каждый правильный ответ 1 балл. Капитаны, готовы? Вперед.

1. Налоги взимаются только с физических лиц ( неверно );

2. Налоги – это обязательные, безвозмездные платежи в пользу государства ( верно );

3. Налоги идут на создание общественных благ ( верно )

4. Налоги – основной источник формирования государственного бюджета ( верно )

5. Налоги, взимаемые с конкретного гражданина, является косвенным налогом. ( неверно )

6. Налог на автомобиль является косвенным налогом. ( неверно )

7. Подоходный налог в Российской Федерации составляет 31% ( неверно )

8. Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция (штраф) ( верно )

Ведущий 2 . И вот наступил завершающий раунд нашего турнира «Домашнее задание». Команды в любом жанре должны представить фразу «Налоги платить нельзя отказаться». Команды могут заработать до 5 баллов.

Ведущий 1 . Заплатите в казну все налоги

Да и спите спокойно, друзья!

Мы живём в век таких технологий,

Что без налогов, никак нам нельзя.

Ведущий 2 . Вот и подошел к концу наш турнир. Многие из вас проверили уровень знаний по данной теме и могут ими пользоваться в жизни, обязательно применять, некоторые определили сферу своего незнания, а значит, нужно ещё раз повторить материал.

Ведущий 1 . Мы предоставляем слово нашим экспертам, которые и назовут победителя нашего турнира.

Ермилова Ксения Александровна

1. Систематизировать и обобщить знания о видах налогов и особенностях налогообложения разных категорий населения.

2. Научить осуществлять поиск и анализ актуальной информации с целью правильного расчета расходов семьи, связанных с налоговыми выплатами.

3. Сформировать понимание необходимости учитывать размеры годовых сумм доходов семьи и расходов на выплаты налогов при принятии решения о крупной покупке, которая предполагает дополнительные расходы по налогам.

4. Сформировать навыки расчета налоговых выплат семьи

Данная методическая разработка урока может быть использована в рамках реализации учебных курсов «Основы финансовой грамотности». Создание и реализация данной методической разработки урока способствует совершенствованию учебно-методической базы по преподаванию тем в рамках модуля «Человек и государство: как они взаимодействуют» при реализации учебных курсов повышения финансовой грамотности обучающихся 7 классов образовательных организаций общего (среднего) образования.

ВложениеРазмер
stsenariy_uroka.docx 23.19 КБ
prilozhenie_1.docx 19.74 КБ
prilozhenie_2.docx 16.08 КБ
prilozhenie_3.docx 11.61 КБ
prilozhenie_4.docx 11.9 КБ
prilozhenie_5.docx 18.02 КБ
prilozhenie_6.docx 31.93 КБ
prilozhenie_8.docx 15.55 КБ
prilozhenie_9.docx 14.06 КБ
prilozhenie_1011_diplomy.docx 906.37 КБ
prilozhenie_12.doc 27.5 КБ
prezentatsiya.pptx 1.5 МБ

Предварительный просмотр:

«Считаем налоги семьи»

Этап 1. Организационный - мотивационный

Проверка явки обучающихся. Проверка готовности обучающихся к занятию (готовность выполнения группой экспертов по налоговой грамотности предварительного задания (Приложение 2) и результатов заполнения анкет для родителей по уплате налогов (Приложение 3)), создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы.

Этап 2. Введение в жизненную ситуацию и постановка практической задачи

Учитель напоминает обучающимся, что ранее изученные темы курса «Основы финансовой грамотности» помогли понять, что такое налоги, почему их нужно платить, какие виды налогов бывают и узнать способы расчета прямых налогов, которыми облагаются физические лица.

Обучающимся предлагается проанализировать результаты заполненных родителями анкет, где представлен их опыт выплаты различных видов налогов. В результате группового обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что налоговые выплаты в семьях разные в зависимости от их состава и финансового положения.

Учитель задает вопрос: «Кому-либо из вас приходилось участвовать в семейном совете, на котором решался вопрос о важном крупном приобретении (например, автомобиле, земельном участке и т.п), которое связано с увеличением расходов семьи по уплате налогов?

Большинство детей отвечают, что не имеют такого опыта.

Учитель задает вопрос: «Как вы думаете, какими умениями и навыками нужно владеть, чтобы грамотно, правильно решать такие вопросы и внести свой вклад в принятие ответственного и обоснованного семейного решения?».

Отвечая на наводящие вопросы учителя, обучающиеся формулируют цель и практическую задачу занятия.

Этап 3. Постановка и решение учебных и практической задач.

На сегодняшнем занятии вы попробуете сами принять решение на семейном совете, стоит ли совершать крупную покупку, с учётом того, как это изменит в бюджете семьи расходы на уплату налогов.

Для этого мы поиграем в ролевую игру «Считаем налоги семьи».

Для игры нам нужно создать 4 игровые «семьи» - семья Орловых, семья Беловых, семья Богдановых и семья Ивановых.

Обучающиеся делятся на 4 команды-семьи (количество членов определяется по составу семьи) и получают инструктаж по участию в игре (Приложение 4).

Каждая команда-семья получает карточку с описанием состава семьи и особенностями ее финансового положения, в которой содержится задание рассчитать общую сумму выплаты налогов, которая составляют часть расходов семьи за год и принять на семейном совете решение либо о совершении задуманной крупной покупки или об отказе от приобретения (Приложение 5).

Так же они получают маршрутные листы, в которых пошагово изложены задания для каждого члена семьи, конечной целью выполнения которых является продуктивное участие в семейном совете по поводу принятия решения о крупном приобретении, связанном с увеличением расходов семьи по уплате налогов (Приложение 6).

Перед началом игры группа экспертов по налоговой грамотности (состав которой был определен заранее – от 4 до 6 учеников, показавших лучшие результаты по итогам изучения предыдущих 4-х тем 3 модуля) в помощь игровым семьям представляют подготовленную заранее презентацию на основе информации ФНС по Тамбовской области, где представлен материал о видах налогов, налоговых базах и налоговых ставках и формулах при исчислении отдельных видов налогов: транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога, налога на доходы физических лиц и др. (Приложение 7).

Также эксперты раздают командам-семьям подготовленные ими заранее памятки «Считаем налоги семьи» (Приложение 8).

В ходе игры команды-семьи заполняют маршрутные листы, последовательно выполняя предложенные задания. Результаты этой работы в виде заполненной итоговой таблицы каждая команда выводит вместе с карточкой с заданием на интерактивную доску. Затем команды-семьи поочередно разыгрывают сценку семейного совета, на котором, опираясь на полученные результаты, должны принять решение - либо о совершении задуманной крупной покупки или об отказе от приобретения с учетом того, как это изменит в бюджете семьи расходы на уплату налогов.

Члены незадействованных команд-семей по итогам сценки оценивают вместе с группой экспертов артистичность и убедительность разыгранных семейных ролей (посредством грустных и веселых смайликов). Члены группы экспертов подсчитывают количество веселых смайликов, полученных каждой командой, и производят по заданным учителем критериям (Приложение 9) оценку правильности выполненных командами заданий посредством проверки представленных итоговых таблиц (выполняется проверка на интерактивной доске).

Поводятся итоги ролевой игры «Считаем налоги семьи» путем подсчета полученных каждой командой веселых смайликов и выводов экспертов по правильности выполненных заданий. Команды, набравшие большее количество веселых смайликов и высокую положительную оценку экспертов, являются победителями игры.

Победителям вручаются дипломы семейных консультантов по расчету расходов семьи на уплату налогов, а членам группы экспертов – дипломы экспертов по налоговой грамотности ( Приложения 10,11).

Этап 4. Рефлексия.

В завершении игры каждая команда-семья демонстрирует на интерактивной доске основные выводы по результатам выполнения своего задания и озвучивает их. Например, семья Орловых представляет следующий вывод:

1. Семья Орловых ежегодно выплачивает следующие виды налогов: НДФЛ, налог на имущество физических лиц, налог на индивидуальную предпринимательскую деятельность.

2. При покупке автомобиля необходимо предусматривать в семейном бюджете расходы на автомобильный транспортный налог.

3. Величина автомобильного транспортного налога определяется по формуле: действующая ставка налога • количество лошадиных сил (л. с.) • количество полных месяцев владения автомобилем 12 (количество месяцев в году).

Используя сигнальные карточки, отвечают на вопрос: «После сегодняшней игры было бы вам интересно принять участие в семейном совете по вопросам о расходах семьи на уплату налогов и смогли бы вы внести свой вклад в принятие грамотного, правильного семейного решения?».

Этап 5. Творческое задание

Творческое задание для выполнения совместно с родителями (Приложение 12).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с определением "налоги",статьи РК о налогах.Беседа.Задачи для детей по вычислению налога.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по финансовой грамотности "Налоги"»

«Жетім балалар мен ата - анасының қамқорлығынсыз қалған балаларға арналған Песчан №2 арнайы жалпы білім беру мектеп –интернаты» КММ


Занятие по финансовой грамотности на тему: «Налоги».

Провела воспитатель:Чайка А.В.

Дата проведения:11.04.2020г

Группа №1(мальчики)

Цель: сформировать у воспитанников понятие «налоги» и объяснить, что государство собирает налоги для выполнения определённых функций и социальной поддержки населения. Виды налогов. Организация сбора налогов.

Понятия: налог, налогоплательщик, физические лица, юридические лица, налоговая инспекция, подоходный налог, пеня, налоговая ставка, налог на прибыль, налоговые льготы, налог на добавленную стоимость, акциз.

Задачи: Объяснять, почему государство собирает налоги, приводить примеры налогов, описывать, как и когда платятся налоги, объяснять, почему вводятся акцизные налоги, описывать последствия невыплаты налогов для граждан, приводить приметы уплаты налогов в семье.

Ход занятия

На предыдущих занятиях мы с вами познакомились с понятием бюджет семьи. Вспомните, что это – доходы и расходы семьи. Но мы живем в государстве, а государство – это большая семья. Значит, и у государства должен быть свой бюджет. И как будет взаимодействовать человек и государство, мы узнаем сегодня на уроке.

.Введение в новый материал

1.Что такое налоги

2.Кто платит налоги

4.Как государство расходует налоги

5.Ответственность за неуплату налогов

- На уроке будем использовать рабочие листы, которые вы вклеите в тетради, записали число и тему уроков, т. к. работать по этой теме будем два урока

Изучение новой темы

Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение: «Что такое налоги?»

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства

1) Налог — обязательный платёж в пользу государства из доходов людей и коммерчески

2) Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

3) Налог - установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц. (Словарь Ожегова)

4) Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (Энциклопедический словарь экономики и права)`

Индивидуальность Регулярность

Признаки налога Взимается

Обязательность Безвозмездность государством

- Кто же платит налоги государству?

Налогоплательщиками являются те, кто платит налоги. Ими бывают граждане, которые владеют каким-либо имуществом (квартирой, садовым участком, машиной). А еще налогоплательщики-предприятия и фирмы (Интернет-кафе)

- На какие 2-е группы мы можем разделить всех перечисленных налогоплательщиков?

- Граждане – это физические лица, фирмы, учреждения, организации – это юридические лица.

Индивидуальный подоходный налог

ИПН самый распространенный налог. Его платит каждый в качестве отчислений с заработной платы, дивидендов и прочих способов получения дохода. Стоит отметить, что некоторые организации умышлено занижают официальный оклад работника до предельного минимума, дабы сократить эти отчисления и отчисления в социальные фонды. Таким образом получка делится на два и, с одной стороны, вы получаете «белую» зарплату, с которой налоги отчисляются, и «черную» ее часть в конверте, с которой никаких налоговых отчислений нет.Серые заработные платы используют для экономии денег компании. Однако далеко не все работники осознают, что это пагубно сказывается на них самих. Из-за сокрытия части доходов государство недополучает деньги на выделение социальных выплат нуждающимся, благоустройства городов, улучшения качества жизни и тому подобного. Кроме того, гражданин наименьшие средства откладывают на свою старость и в результате ему полагаются не самая высокая пенсия по старости.Если говорить о том, какие именно доходы облагаются налогами, то смело можно сказать, что почти все. Так или иначе, налоговый кодекс Казахстана четко определяет, кто и сколько должен отчислять в бюджет с учетом всех нюансов. Об этом говорится в статьях 317, 320, 360 и 655 НК РК:

На сегодняшний день все жители РК должны платить в бюджет 10% от своего дохода

С дивидендов отчисляется лишь 5%

Нерезиденты должны передавать в бюджет 20% от заработной платы, но не от других выплат

Дивиденды и прочие выплаты нерезидентов облагаются ставкой налога в 15%

Примечательно, что к доходам относятся и выигрыши в лотерею или на ставках. С них также необходимо отчислять налоги. Подробнее об этом в нашем материале «Сколько в Казахстане составляет налог на выигрыш?».

Некоторые граждане могут быть практически освобождены от взыскания налоговых выплат. С 1 января 2019 года вступил в силу закон, согласно которому граждане, чей годовой доход не превышает 25 МРП платят лишь 1% от этой суммы в бюджет страны. Напомним, МРП в Казахстане с 2020 года составляет - 2 651 тенге.

Соцналог – это налог, который уплачивает ваш работодатель из своих средств в счет бюджета РК. Эти средства власти используют для социальных нужд населения страны, в частности:

содержание школ, детских садов, больниц, правоохранительных структур;

финансирование госпрограмм, субсидирование, предоставление дотаций и ссуд;

обеспечение безопасности государства, содержание армии;

содержание аппарата управления государством (выплата зарплат госслужащим); строительство и благоустройство социальных объектов и территорий;

пенсионное обеспечение (базовая и солидарная часть пенсий);

предоставление бесплатной помощи в медицинских учреждениях.

Важно понимать, что соцналог не имеет ничего общего с социальными отчислениями, которые также проводит компания, в которой вы трудитесь. Социальные отчисления поступают напрямую в фонд социального страхования. Эти средства используются для выплаты пособий, в частности, по потере работы, по уходу за ребенком до года, по рождению ребенка, по потере кормильца, по утрате трудоспособности.

Ставка социального налога в 2020 году составляет:

С юрлиц 9,5% от дохода работника

С ИП – за себя 2 МРП, за работника 1 МРП
Налог на автомобиль

Что касается налога на транспорт, то в связи с увеличением МРП в текущем году он несколько вырос. За старые или новые легковушки, объем двигателя которых не превышает 3 литров, составляет 1 - 117 МРП. В пересчете на реальные деньги он составит от 2 651 до 310 167 тенге. В прошлом году нижняя и верхняя планка были такими - от 2 525 до 295 425 тенге.

Деньги, которые власти получают с этих выплат будут направлены на возведение, улучшение и реставрацию инфраструктуры, а именно дорог, мостов и развязок, парковок и так далее. Часть средств будет направлено на благоустройство пешеходных маршрутов, выделение велосипедных дорожек и обустройства тротуаров. Интересно, что при недостатке средств, собранных таким образом власти регионов вынуждены покрывать за счет других статей бюджета, а переизбыток направляется на прочие нужды субъекта или города.

За землю, которую вы получили в пользование, тоже надо платить. Сам земельный налог в основном высчитывается по сложной формуле, в которой используются так называемыебаллы бонитета и специального коэффициента, а также места расположения, качества почвы и ряда других важных факторов. Тем не менее, ставки сегодня таковы:

На земли сельхозназначения, если меньше 0,5 га, то 20 тенге на 0,01 га, а если больше 0,5 га, то 100 тенге за 0,01 га.

Придомовые участки - для городов республиканского значения, столицы и городов областного значения при площади до 1000 м2 включительно - 0,20 тенге за 1 м2; на площадь, превышающую 1000 м2, - 6,00 тенге за 1 м2.
Налог на имущество

Данный вид налогообложения очень обширен. В данном случае мы рассмотрим именно недвижимое имущество. Налогообложение недвижимости требует очень сложных и скрупулёзных подсчетов. В рамках формулы используется базисная цена недвижимости, которая зависит от установленной стоимости квадратного метра по городу, количество квадратных метров, материал стен, дата ввода в эксплуатацию объекта, благоустройство жилища, вид отопительной системы и многое другое. Для всех этих вычислений люди в большинстве случаев приглашают специальных специалистов в этой области – оценщиков.

Стоимость актива

Размер ставки

0,05 процента от стоимости актива

от 2 млн тенге до 4 млн тенге

1 000 тенге + 0,08 процента с суммы, превышающей 2 млн тенге

от 4 млн тенге до 6 млн тенге

2 600 тенге + 0,1 процента с суммы, превышающей 4 млн тенге

от 6 млн тенге до 8 млн тенге

4 600 тенге + 0,15 процента с суммы, превышающей 6 млн тенге

от 8 млн тенге до 10 млн тенге

7 600 тенге + 0,2 процента с суммы, превышающей 8 млн тенге

от 10 млн тенге до 12 млн тенге

11 600 тенге + 0,25 процента с суммы, превышающей 10 млн тенге

от 12 млн тенге до 14 млн тенге

16 600 тенге + 0,3 процента с суммы, превышающей 12 млн тенге

от 14 млн тенге до 16 млн тенге

22 600 тенге + 0,35 процента с суммы, превышающей 14 млн тенге

от 16 млн тенге до 18 млн тенге

29 600 тенге + 0,4 процента с суммы, превышающей 16 млн тенге

от 18 млн тенге до 20 млн тенге

37 600 тенге + 0,45 процента с суммы, превышающей 18 млн тенге

от 20 млн тенге до 75 млн тенге

46 600 тенге + 0,5 процента с суммы, превышающей 20 млн тенге

от 75 млн тенге до 100 млн тенге

321 600 тенге + 0,6 процента с суммы, превышающей 75 млн тенге

от 100 млн тенге до 150 млн тенге

471 600 тенге + 0,65 процента с суммы, превышающей 100 млн тенге

от 150 млн тенге до 350 млн тенге

796 600 тенге + 0,7 процента с суммы, превышающей 150 млн тенге

от 350 млн тенге до 450 млн тенге

2 196 600 тенге + 0,75 процента с суммы, превышающей 350 млн тенге

от 450 млн тенге

2 946 600 тенге + 2 процента с суммы, превышающей 450 млн тенге

Источник: Комитет государственных доходов РК

Налог на добавленную стоимость

Данный вид налогообложения используется государством для сбора средств с производителей за вывод продукции на рынок. При этом данный налог начисляется на каждом этапе производства, начиная со стадии сырья до конечного покупателя готового продукта в магазине. Ставка этого налога сегодня составляет 12%. Не облагаются налогом товары на экспорт, горючее для самолетов и ряд других узкопрофильных товаров.

Остальные налоги практически никак не затрагивают простого обывателя. К таким относятся корпоративный подоходный налог, специальный налоговый режим и другие отчисления.

Задача. Представьте, что вы устроились на работу. В трудовом договоре у вас записана сумма зарплаты 25000тенге. Какую сумму составит налог на доходы физических лиц, а какую вы получите на руки? (10% -2500 т.)

Решите задачу. Сережины родители собираются купить автомобиль. Но они не могут выбрать какой именно- Lada Priora или Honda Civic Type R. Помогите им сделать правильный выбор с учетом величины транспортного налога, если мощность двигателя первого автомобиля составляет 132 л/с, а второго- 201 л/с, из расчета, что они владели бы автомобилем 6 месяцев.

Транспортный налог на автомобили

Ставка транспортного налога меняется в зависимости от мощности автомобиля. Мощность измеряется в лошадиных силах (л/с). Чем больше мощность, тем больше сумма денег, которую владелец платит за каждую лошадиную силу.

Виды налогов:

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество.

Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж

Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретённых сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.

Акциз — косвенный налог, налагаемый в момент производства на товары массового потребления (табак, вино и так далее) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы, т. е. из других стран. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

Вы познакомились с различными налогами и, конечно, поняли, что и физические и юридические лица выплачивают налоги согласно определенным правилам. В соответствии с Налоговым Кодексом нашего государства разработана система налогообложения.

Адам Смит (1723-1790) – известный шотландский экономист и философ, основоположник классической школы политэкономии в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

Говорил о том что: Налоговая система должна быть: справедливой, понятной, удобной, недорогой.

И разработал основные принципы налогообложения:

Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства соразмерно своему доходу.

Налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны плательщику.

Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

- Исходя из этих принципов мы можем говорить что,

Налоговая система - совокупность налогов, форм и методов их построения и взимания, определяемая законодательством государства.

- Как происходит уплата налогов?

*Налог с заработной платы (НДФЛ) за работника платит работодатель. При наличии других доходов необходимо заполнить налоговую декларацию.

*Что касается налога на имущество и налога на транспортное средство, то извещение о том, сколько и когда необходимо уплатить, придёт домой по почте ценным письмом с уведомлением.

*Сегодня многие налоги можно оплатить не выходя из дома. Для онлайн-оплаты по налоговым платежам можно воспользоваться интернет-сервисом «Заплати налоги»

Куда же поступают уплаченные нами налоги?

-Что будет, если налоги не будут оплачиваться?

Если налогоплательщик опоздал с оплатой, значит, сам себя наказал — кроме налога придётся уплатить пени за просрочку платежа.

Пе́ни — вид неустойки, штрафная санкция за невыполнение в срок или несвоевременное выполнение установленных законом или договором обязательств, начисляющаяся в процентах от оговорённой в договоре суммы за каждый просроченный день. Применяется при задержке оплаты поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, а также при просрочке уплаты налогов и других платежей, предусмотренных в договоре или законом. В спорных случаях, а также в случае злостного уклонения от выплаты пени вопросы решаются в судебном порядке.

Неуплата налогов влечёт административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.

- Отдельным категориям налогоплательщиков законодательство предоставляет налоговые льготы — возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

- Распространяется ли понятие «льготы» на уплату налогов?

Государство иногда предоставляет льготы по уплате налогов. Например, люди, продающие квартиру или дом через три и более лет, после их покупки, налог с дохода от такой продажи не платят в отличие от тех, кто продаёт, не прожив там и трёх лет

В разных странах ставки налога на доходы физических лиц разные. Так, в Швеции — 56,6%, в Великобритании — 50, в Португалии — 46,5, в Венгрии — 16, в России — 13, а в Омане, Катаре и Кувейте — 0%.

Примерный вывод: налоги – это благо для развития общества и государства, так как являются главным источником формирования казны государства, которая расходуется на решение важных государственных задач и социальных проблем общества.

1. Что такое налоги?

Выберите слова, которые характеризуют налог

- безвозмездный;

- обязательный;

На что государство тратит деньги, собранные в качестве налогов?

. Что делает государство, если граждане не платят налоги?

Сколько процентов в Казахстане составляет подоходный налог?

Тест «Да»- «нет» (да «+», нет «-»).

1.Налог является обязательным платежом+

2.Налоги нужны государству для содержания государственных структур.+

3.Налогоплательщикам могут быть только фирмы.-

4.Юридические лица – это фирмы, учреждения и организации.+

5.Примером товара (услуги) общественного пользования может служить услуга портного-


«Жетім балалар мен ата - анасының қамқорлығынсыз қалған балаларға арналған Песчан №2 арнайы жалпы білім беру мектеп –интернаты» КММ

Занятие по финансовой грамотности на тему: «Налоги».

Читайте также: