Юридически значимое действие в налоговом праве

Опубликовано: 12.05.2024

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 20.01.2015 г.

Каков момент признания расходов по уплате государственной пошлины в бухгалтерском и налоговом учете?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В налоговом учете расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, когда организация обратилась (подала заявление) за совершением этих юридически значимых действии (в рассматриваемой ситуации - 27.12.2014).

В бухгалтерском учете данные расходы также могут быть признаны 27.12.2014. Указанный порядок организации следует установить в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Обоснование позиции:

На движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, перевозчик должен получить специальное разрешение, порядок выдачи которого утвержден приказом Минтранса России от 04.07.2011 N 179 (далее - Порядок). Получение специального разрешения производится в уполномоченном органе после предоставления заявителем документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за выдачу специального разрешения (п. 16 Порядка).

Налоговый учет

В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственной пошлиной признается сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в пп.пп. 1-5.2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ, государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов. Следовательно, за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, государственная пошлина (в соответствии с пп. 111 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) должна уплачиваться до совершения юридически значимого действия. То есть при обращении заявителя в соответствующий орган к заявлению о выдаче данного разрешения должен быть приложен документ об уплате государственной пошлины (письмо Минфина России от 24.01.2013 N 03-05-04-03/04).

Отметим, что согласно п. 10 ст. 13 НК РФ государственная пошлина отнесена к федеральным налогам и сборам. При этом суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Причем затраты на оплату государственной пошлины можно включить в расходы даже в том случае, если цель, которую преследовало совершение юридически значимого действия, за которое была уплачена государственная пошлина, в дальнейшем не была достигнута (смотрите постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 N 09АП-5656/11).

Датой осуществления внереализационных и прочих расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата начисления налогов (сборов) (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ. Соответственно, государственная пошлина должна учитываться при налогообложении прибыли по мере начисления в числе расходов текущего отчетного (налогового) периода (смотрите постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 N 09АП-5541/2009).

Таким образом, государственная пошлина, как федеральный сбор, учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов и подлежит списанию на расходы единовременно в момент ее начисления (смотрите письма Минфина России от 28.01.2013 N 03-03-06/1/33, ФНС России от 28.12.2011 N ЕД-4-3/22400).

В то же время нормами налогового законодательства не определено, что считать моментом (датой) начисления государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. При этом мы не располагаем и какими-либо официальными разъяснениями, применимыми к такой ситуации.

Однако, как следует из разъяснений Минфина России (письма от 22.12.2008 N 03-03-06/2/176, от 01.07.2005 N 03-03-04/1/37) о признании в целях налогообложения прибыли госпошлины, уплачиваемой при обращении с иском в арбитражный суд, расходы по ее уплате признаются единовременно в момент подачи искового заявления в суд, то есть в момент обращения за совершением юридически значимых действий.

В этой связи считаем, что по аналогии с приведенными разъяснениями и с учетом общего правила признания расходов при методе начисления (абзац первый п. 1 ст. 272 НК РФ) расходы по уплате пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, должны признаваться в том отчетном (налоговом) периоде, когда организация обратилась (подала заявление) за совершением этих юридически значимых действии.

Данный вывод косвенно подтверждается тем, что, в соответствии пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ государственная пошлина может быть возвращена в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие. То есть до момента обращения в уполномоченный орган, организация может отказаться от совершения в отношении ее юридически значимых действий.

Кроме того, в письмах Минфина России от 22.03.2010 N 03-05-06-03/33, от 12.03.2010 N 03-05-04-03/19, от 12.02.2010 N 03-05-04-03/05 и др. отмечено, что размер государственной пошлины определяется на день обращения за совершением юридически значимого действия, а не на дату ее оплаты. Данное обстоятельство также косвенно указывает на то, что перечисление денежных средств в уплату государственной пошлины не следует рассматривать как дату ее начисления.

Бухгалтерский учет

Действующими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету не определен специальный порядок признания затрат в виде государственной пошлины в составе расходов организации.

При этом согласно п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Как уже было отмечено, государственная пошлина отнесена к федеральным налогам и сборам. При этом согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации предназначен счет 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Такие затраты не удовлетворяет критериям признания активом организации (п.п. 7.2, 7.2.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997)). То есть полагаем, что рассматриваемая государственная пошлина может быть отнесена в состав расходов в момент ее начисления.

Кроме того, государственная пошлина за выдачу специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в общем случае уплачивается для получения возможности осуществления определенной деятельности. Следовательно, такие затраты можно рассматривать в составе расходов по обычным видам деятельности (п.п. 5, 7 ПБУ 10/99).

С учетом вышесказанного полагаем, что затраты, связанные с уплатой рассматриваемой государственной пошлины, могут быть признаны в том отчетном (налоговом) периоде, когда организация обратилась (подала заявление) за совершением этих юридически значимых действии.

В этом случае в бухгалтерском учете могут быть сформированы следующие записи:

Дебет 68, субсчет "Государственная пошлина" Кредит 51

- уплачена государственная пошлина;

на дату обращения организации за совершением юридически значимых действии

Дебет 20 (26 и др.) Кредит 68, субсчет "Государственная пошлина"

- начислена государственная пошлина.

Правомерность такого подхода косвенно подтверждается постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 N 05АП-1306/2009, в котором была подтверждена схема отражения в бухгалтерском учете оплаты государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера.

Напоминаем, что указанный порядок отражения расходов организации следует установить в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов Гусихин Дмитрий

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Сегодня в Государственную Думу внесен проект федерального закона №967986-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», которым предлагается внести в трудовое законодательство положения о взаимодействии работника и работодателя в электронном виде посредством обмена юридически значимыми сообщениями.

Один из авторов законопроекта председатель Комитета ГД по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников подчеркнул, что в текущих условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции и перевода многих сфер деятельности на дистанционный формат законопроект особенно актуален.

Он напомнил, что с 1 октября 2019 года действуют положения Гражданского кодекса о цифровых правах, которыми создается основа для регулирования отношений в рамках цифровизации (Федеральный закон от 18.03.2019 N 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»).Развитие электронных форм передачи информации, особенно в текущей ситуации, затрагивает и трудовые отношения.

В статье 165.1 ГК РФ установлены правила о юридически значимых сообщениях. Такие сообщения влекут гражданско-правовые последствия с момента их доставки получателю. На практике это позволяет исключить споры о моменте возникновения у лица соответствующих прав и обязанностей. При этом юридически значимые сообщения играют большую роль и в трудовых отношениях - как на стадии заключения трудового договора, так и в период его действия. Однако в Трудовом кодексе пока нет соответствующих норм, определяющих порядок доставки юридически значимых сообщений. Отсутствие этих правил создает опасную для трудовых правоотношений неопределенность, - отметил Павел Крашенинников.

Юридически значимыми сообщениями в трудовых отношениях являются любые акты взаимодействия между сторонами трудового договора, совершаемые в целях передачи определенной юридически значимой информации. Передача одной стороной договора другой стороне заявления, уведомления, обращения, разрешения или требования влечет соответствующее юридические последствия, предусмотренные трудовым законодательством. Такие сообщения могут направляться не в виде бумажного документа, а в электронной форме, поэтому необходимо определить в Трудовом кодексе РФ соответствующие нормы, – сказал Павел Крашенинников.

1. Законопроектом предлагается новая статья 15.1 ТК РФ, закрепляющая общие положения о юридически значимых сообщениях, в том числе об их форме. Предлагается установить, что обмен такими сообщениями может быть произведен не только в личном присутствии или при направлении сообщения почтой в виде бумажного документа, но и с использованием электронных или иных технических средств, - сообщил Павел Крашенинников.

При этом требования к указанным средствам будут определяться Правительством РФ, если иное не предусмотрено трудовым договором, локальным нормативным актом, коллективным договором или соглашением.

Работодатель будет обязан обеспечить хранение всех поступивших от работника юридически значимых сообщений и копий, направленных работнику юридически значимых сообщений в порядке, предусмотренном локальным актом.

Поскольку работодатель является экономически более сильной стороной трудового договора и может навязать работнику условия договора о юридически значимых сообщениях, которые могут ущемлять его права, законопроектом устанавливается, что такие правила в трудовом договоре (или в локальном нормативном акте, соглашении и т.д.) не должны ухудшать положение работника по сравнению с правилами, установленными ТК РФ.

2. Помимо этого в новой статье 15.2 законопроект регулирует два важных вопроса, касающиеся доставки юридически значимого сообщения:

1) Определяется момент, с которого юридически значимое сообщение влечет юридические последствия. Таким моментом будет считаться момент доставки сообщения адресату. Иными словами, сообщение влечет юридические последствия с момента, когда адресат получил возможность ознакомиться с содержанием сообщения, - пояснил Павел Крашенинников.

В случае отправки юридически значимых сообщений с помощью почтовых отправлений или по электронной почте, надлежащим адресом абонента является тот, который был указан им при заключении трудового договора или в последующих юридически значимых сообщениях.

2) Предлагается устанавливать отправителя любым способом, позволяющим достоверно его определить. Таким способом может быть, например, предварительное указание в трудовом договоре адресов сторон для обмена сообщениями (в том числе адресов электронной почты), или использование простой или усиленной электронной подписи, позволяющей достоверно установить отправителя.

3. Новой статьей 15.3 предлагается предоставить работнику возможность в одностороннем порядке отказаться от условия об обмене юридически значимыми сообщениями в электронной форме - в любой момент после заключения трудового договора. Это необходимо предусмотреть, поскольку не все граждане могут или желают пользоваться различными электронными устройствами для приема таких сообщений, - подчеркнул Павел Крашенинников.

4. Еще одной важной новеллой являются поправки в статью 67 ТК РФ, согласно которым трудовой договор может быть заключен в том числе путем обмена документами и информацией посредством электронных и других технических средств.

Трудовые договоры и сейчас нередко заключаются с помощью обмена документами по электронной почте, но из-за отсутствия в ТК РФ прямого указания на возможность использования электронных и других технических средств возникают противоречия в вопросах признания таких договоров заключенными, - отметил Павел Крашенинников.

5. В целях предотвращения возможных злоупотреблений при ведении переговоров о заключении трудового договора путем обмена юридически значимыми сообщениями предусматривается обязанность работника и работодателя вести себя добросовестно. В том числе, не вступать в переговоры о заключении трудового договора при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной.

6. В ст. 312.1 ТК РФ предлагается указать, что при взаимодействии работодателя и дистанционного работника (заключившего трудовой договор о дистанционной работе)путем обмена электронными документами используются любые способы, позволяющие достоверно определить лицо, отправившее сообщение. При этом каждая из сторон обязана направлять подтверждение получения электронного документа от другой стороны в срок, предусмотренный трудовым договором о дистанционной работе. Сейчас согласно ТК РФ такое взаимодействие возможно только с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Предложенные законопроектом изменения позволят шире применять быстрые и удобные, и сейчас даже необходимые способы коммуникации в рамках трудовых отношений, а также защитят права работников при таком взаимодействии, - подчеркнул Павел Крашенинников.

Положения законопроекта предлагается вводить в действие с 1 октября 2020 года. Они будут применяться к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления в силу закона.

Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты сборов за пользование объектами животного мира, с 1 января 2004 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов»).

Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.

Объектами обложения признаются объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным п. 1 ст. 333.3 НК, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством РФ.

Не признаются объектами обложения объекты животного мира, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством РФ) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота является основой существования.

Ставки сбора установлены в ст. 333.3 НК в дифференцированной форме в зависимости от объекта обложения.

Порядок исчисления сбора. Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира.

Порядок и сроки уплаты сбора. Сумму сбора за пользование объектами животного мира плательщики уплачивают при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира.

Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится плательщиками по месту нахождения органа, выдавшего лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира.

Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов, с 1 января 2004 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов»).

Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объектами обложения признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным п. 4, 5 ст. 333.3 НК, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством РФ.

Не признаются объектами обложения объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством РФ) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования.

Ставки сбора установлены в ст. 333.3 НК в дифференцированной форме в зависимости от объекта обложения.

Порядок исчисления сбора. Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов.

Порядок и сроки уплаты сбора. Сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10 %. Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Уплата сборов производится:

– плательщиками – физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, – по местонахождению органа, выдавшего лицензию (разрешение);

– плательщиками – организациями и индивидуальными предпринимателями – по месту своего учета.

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц при их обращении в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. При этом для целей уплаты государственной пошлины выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты государственной пошлины, с 1 января 2005 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 25.3 «Государственная пошлина»).

Плательщиками государственной пошлины признаются:

Указанные лица признаются плательщиками в случае, если они:

– обращаются за совершением юридически значимых действий;

– выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины. По общему правилу плательщики уплачивают государственную пошлину в следующие сроки:

– при обращении в Конституционный Суд РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);

– ответчики, если решение суда принято не в их пользу, – в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

– при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий;

– при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до выдачи документов (их копий, дубликатов);

– при обращении за проставлением апостиля – до проставления апостиля;

– при обращении за совершением иных юридически значимых действий – до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

В случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме.

Размеры государственной пошлины и особенности ее уплаты определены в ст. 333.19-333.34 НК.

Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций установлены в ст. 333.35-333.39 НК.

Например, от уплаты государственной пошлины освобождаются:

– федеральные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, бюджетные учреждения и организации;

– суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей;

– физические лица – Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются.

Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

– уплаты государственной пошлины в большем размере, чем предусмотрено в НК;

– возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами;

– прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом;

– отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

– отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

Налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина.

Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации (далее - граждане) на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.

На территории Ивановской области оказание бесплатной юридической помощи урегулировано:

Законом Ивановской области от 08.11.2012 N 90-ОЗ "Об обеспечении граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью на территории Ивановской области, о правовом информировании и правовом просвещении населения Ивановской области"

Постановлением Правительства Ивановской области от 28.12.2012 N 571-п "О некоторых вопросах участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Ивановской области"

Постановлением Правительства Ивановской области от 19.02.2014 N 50-п "О государственной системе бесплатной юридической помощи в Ивановской области"

Постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2016 N 405-п "Об утверждении Положения о порядке, условиях и организационно-правовом обеспечении реализации права на получение бесплатной юридической помощи гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Ивановской области"

Постановлением Правительства Ивановской области от 28.12.2012 N 572-п "Об утверждении перечня документов, определяющих принадлежность гражданина Российской Федерации к категории лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи"

Постановлением Правительства Ивановской области от 06.03.2015 N 69-п "О Порядке принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации"

Для получения бесплатной юридической помощи необходимо обратиться к участникам системы бесплатной юридической помощи с письменным заявлением, а также представить документ, удостоверяющий личность (паспорт) и документы, подтверждающие отнесение его к категориям граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи. После этого принимается решение об оказании юридической помощи.
Участники системы бесплатной юридической помощи, при принятии решения об оказании бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи, должны учитывать, что бесплатная юридическая помощь не оказывается в случаях, если гражданин:

обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;

просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;

просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.

Также бесплатная юридическая помощь не оказывается в случае:

не предоставления документов, подтверждающих отнесение гражданина к категориям, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи;
гражданин ходатайствует об оказании ему квалифицированной юридической помощи, при этом отказывается сообщить необходимые сведения по делу либо представить документы, имеющие отношение к делу. В таком случае лицу, оказывающему бесплатную юридическую помощь, будет затруднительно в полной мере оценить ситуацию и выбрать правильный путь для восстановления нарушенных прав.

Согласно информации уполномоченных органов в сфере оказания бесплатной юридической помощи при обращении граждан в государственные органы допускаются следующие типичные ошибки, влекущие оставление обращений граждан без ответа:

в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. В этом случае ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;
документы, необходимые для получения гражданами бесплатной юридической помощи, представлены не в полном объеме;
представленные документы содержат недостоверные сведения;
гражданин ходатайствует об оказании бесплатной юридической помощи, не относящейся к компетенции государственного органа;
в обращении обжалуется судебное решение. В этом случае в течение семи дней со дня регистрации обращение возвращается гражданину, направившему это обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;
в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
текст письменного обращения не поддается прочтению. В этом случае ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия почтовый адрес поддаются прочтению;
в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В этом случае гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Все, что написано в законодательных актах Российской Федерации, к какой бы области права они не относились, обязательно для исполнения всеми гражданами нашей страны. Налоговый кодекс не является исключением: все граждане и организации должны неукоснительно соблюдать его требования и не допускать бездействия там, где предусмотрены активные и своевременные обязательства.

  • Что называется налоговым правонарушением (НП), какие их виды предусмотрены действующим законодательством?
  • Какие формы ответственности могут быть предусмотрены за нарушения в сфере налогового права?
  • Что может смягчить вину нарушившего Налоговый кодекс?

Проанализируем в данной статье.

Законодательное определение

Давая гражданам круг обязательств и запретов, именуемых законами, государство четко очерчивает те факторы, которые выходят за эти рамки, то есть являются правонарушениями.

В ст. 106 Налогового кодекса дана достаточно строгая дефиниция налогового правонарушения. Оно представляет собой действие или бездействие, совершенное налоговым агентом, налогоплательщиком или другим лицом, признанное виновным и подлежащим ответственности согласно Федеральным Законам:

  • № 146 от 31 июля 1998 года, утверждающим часть 1 НК РФ;
  • № 117 от 05 августа 2000 года, утверждающим часть 2 НК РФ.

В главе 16 НК РФ приведены виды НП, а также категории лиц и/или организаций, которые могут быть привлечены к ответственности за каждый конкретный тип НП. П.6 ст. 108 НК РФ совместно со ст. 49 Конституции России утверждает принцип презумпции невиновности, в том числе и в сфере налоговых нарушений.

Ст. 114 НК РФ дает определение налоговой санкции, накладываемой за совершение некоторых типов НП, – это степень ответственности за совершенное виновное деяние (действие или бездействие), связанное с налоговой сферой.

СПРАВКА! За налоговые нарушения могут быть установлены разные типы ответственности. За административную отвечает КоАП РФ (статьи 15.3 – 15.9 и 15.11); если за нарушение Налогового кодекса предусмотрена уголовная ответственность, она наступает в связи с данными гл. 22 УК РФ.

Юридически значимые признаки НП

Признаки, легитимные с точки зрения действующих нормативных актов, логически вытекают из определения, приведенного в тексте Налогового кодекса РФ.

  1. Противоправность. Действие или бездействие, совершенное лицом или организацией, должно подпадать под приведенные в Налоговом кодексе нормы. Нельзя нарушить норму, не являющуюся таковой по тексту Закона. Пример противоправного действия – ООО отказалось предоставить запрашиваемые ИНФС документы или данные. Пример противоправного бездействия – не подана налоговая декларация.
  2. Виновность. Действие или бездействие было допущено умышленно либо по неосторожности, что не отменяет ответственности за него. Отсутствие вины в деянии подотчетного лица автоматически снимает с него ответственность, поскольку нарушается один из главных принципов НП.
  3. Наличие последствий. Совершенное деяние обусловило наступление вредных последствий для государства или других лиц, физических и/или юридических, причем взаимосвязь между деянием и последствиями обоснована и доказана. Такими последствиями могут быть нанесение ущерба, упущенная выгода, попрание прав и др.
  4. Наказуемость. Каждое совершенное НП предусматривает несение за него определенной ответственности, то есть наступление санкций для совершившего его лица/организации.

Эти признаки характерны для всех НП, тогда как каждому конкретному нарушению присущ индивидуальный состав, обуславливающий особенности санкций за него.

Классификация НП

Чтобы правильно определить меру ответственности, необходимо отличать различные типы НП, выделяемые в зависимости от:

  • объекта, на который было направлено деяние;
  • характера и «адресности» НП;
  • сферы применения Налогового кодекса, в которой было совершено нарушение;
  • категории самого нарушителя;
  • состава нарушения.

Разделение НП по объектам

Объект Налогового кодекса, по отношению к которому может быть допущено противоправное деяние, позволяет выделить такие виды НП:

  • связанные с платежами по налогам и сборам, вызывающие финансовые последствия для государственного бюджета;
  • допускающие нарушение установленных процедур в налоговой отрасли.

«Адресность» и характер НП

Направленность и особенности допущенного действия или бездействия определяют его принадлежность к одному из следующих типов:

  • недопустимое бездействие в области налогового учета (ст. 116-117 НК РФ);
  • недолжное выполнение обязанностей налогового учета и предоставления отчетности (ст. 119-120 НК РФ);
  • невыполнение обязательств, связанных с перечислением, удержанием сбором налоговых средств (ст. 122-123 НК РФ);
  • препятствование законному выполнению обязанностей налоговых органов (ст. 125-129 НК РФ).

Классификация НП по направлениям деятельности

Правонарушения могут быть связаны с различными налоговыми сферами деятельности:

  • с действующей системой налогообложения;
  • с правами и свободами плательщиков налогов;
  • с гарантиями выполнения обязательств по налоговым платежам;
  • с законно установленной процедурой бухучета и ведения отчетности;
  • неприменением доходной части бюджета того или иного уровня.

НП в зависимости от виновника

Субъектом налогового правонарушения может быть:

  • физическое лицо, достигшее 16-летия, если его деяние не может быть отнесено к юрисдикции Уголовного кодекса;
  • физлицо и/или юрлицо, допустившее НП.

Состав НП

Дифференцируя меру опасности совершаемого налогового правонарушения, выделяют такие его виды:

  • основной состав НП – в него входят только необходимые признаки нарушения, определенные законом, а дополнительные не предусматриваются (примеры: несоблюдение сроков регистрации в налоговом органе, несвоевременная уплата налога и др.);
  • квалифицированный состав НП – наряду с основными, наличествуют дополнительные признаки общественной опасности совершенного деяния (например, длительное затягивание подачи декларации);
  • привилегированный состав НП – основные признаки в наличии, но вместе с ними действуют и смягчающие обстоятельства, благодаря которым уровень общественной опасности деяния оказывается пониженным (например, налоговую декларацию просрочил не ИП, а просто физическое лицо).

Кодекс, диктующий ответственность

Виновное деяние, касающееся налоговой сферы, может быть подотчетно различным отраслям права.

1. Налоговые преступления, ответственность за которые предусматривает Уголовное право. Самые серьезные из НП, несущие негативные последствия для государственной финансовой системы и угрозу ее функционированию:

  • уклонение от таможенных платежей;
  • уклонение от налогов и сборов для физлиц;
  • то же – для организаций.

К СВЕДЕНИЮ! Имеет значение масштаб НП – для преступления оно должно быть совершено в крупном либо особо крупном размере.

Наказать за уголовное преступление могут следующими санкциями:

  • денежным штрафом;
  • запретом на занятие определенных должностей на обозначенный срок;
  • лишением званий, привилегий, наград;
  • принудительными исправительными работами;
  • ограничением или лишением свободы;
  • помещением под арест;
  • лимитированием по воинской службе.

ВНИМАНИЕ! Поправка в ФЗ № от 29 декабря 2009 года позволяет избежать уголовной ответственности тем, кто допустил нарушение впервые, если он искупил свое деяние полным возмещением недоимок.

2. Налоговые проступки – нарушения, в которых нет признаков налогового преступления, квалифицируемые самим Налоговым кодексом РФ или Административным кодексом. Это могут быть такие НП:

  • нарушения сроков отчетности, регистрации, платежей;
  • отсутствие обязательной регистрации;
  • непредоставление нужной документации или пропуск сроков;
  • нарушение правил и процедур налогового и бухгалтерского учета;
  • неуплата или неполная уплата налоговых сборов в некрупных размерах.

Наказания за подобные проступки, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, заключаются в основном в денежных штрафах, размер которых исчисляется в зависимости от суммы недоимок или ущерба.

Когда юрлицо или физлицо невиновно

Нельзя привлечь к ответственности за НП человека или организацию, если вина не доказана соответствующим компетентным органом. Свою невиновность доказывать никто не обязан, доказательству подвержена исключительно вина. Если сомнения неустранимы, их нужно трактовать в пользу обвиняемой стороны. Совершенно исключают вину такие факторы:

  • совершение деяния в чрезвычайной ситуации (катастрофы, стихийного бедствия и т.п.);
  • юридическая неправомочность лица, совершившего НП (например, болезненное состояние);
  • письменное обоснование допущенного действия или бездействия до его оценки компетентными органами.

Смягчающие обстоятельства для НП

Если для лица или организации характерны один или несколько следующих факторов, ответственность за совершение ими НП может быть несколько смягчена:

  • раскаяние;
  • добровольная явка с информацией о совершенном нарушении;
  • самостоятельное предотвращение пагубных последствий;
  • возмещение причиненного ущерба по собственной воле;
  • особое личное состояние (аффект), тяжелые обстоятельства;
  • наличествующая угроза, принуждение, объективная зависимость.

ВАЖНО! Органы, принимающие решение относительно НП, могут расширять список смягчающих или снимающих вину обстоятельств.

Отягчающие обстоятельства для НП

Санкции за нарушение могут быть усилены, если в отношении лица, допустившего противоправное деяние, установлены такие обстоятельства:

  • рецидив нарушения, допущенный в том же году;
  • продолжение деяния, несмотря на предупреждение о необходимости прекращения;
  • групповая форма НП;
  • вовлечение в деяние несовершеннолетних лиц;
  • совершение НП в нетрезвом состоянии и др.

Читайте также: