Взаимодействие фнс и прокуратуры

Опубликовано: 18.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Соглашение о взаимодействии Генеральной прокуратуры РФ и Федеральной налоговой службы в области противодействия коррупции от 14 февраля 2014 г. N ММВ-23-11/2, N СД-1-14

Генеральная прокуратура Российской Федерации в лице Генерального прокурора Российской Федерации Чайки Юрия Яковлевича, действующего на основании Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", и Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) в лице руководителя Мишустина Михаила Владимировича, действующего на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами, заключили Соглашение о нижеследующем.

I. Предмет Соглашения

Предметом настоящего Соглашения является организация информационного обмена сведениями, необходимыми для решения задач, возложенных действующим законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции на Стороны.

II. Принципы взаимодействия

Стороны при организации взаимодействия и взаимного обмена информацией руководствуются следующими принципами:

использование Сторонами полученной на основании настоящего Соглашения информации исключительно для выполнения задач и реализации полномочий, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции;

законность и профессионализм;

строгое соблюдение требований к специальному режиму хранения сведений, составляющих налоговую тайну, и персональных данных;

своевременность и оперативность передачи сведений, определенных настоящим Соглашением;

обязательность исполнения достигнутых Сторонами договоренностей.

III. Порядок и формы взаимодействия и обмена

3.1. Стороны в пределах установленной компетенции осуществляют взаимодействие на всех уровнях в следующих основных формах:

3.1.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации и прокуратуры субъектов Российской Федерации, военные и иные приравненные к ним специализированные прокуратуры (далее - органы прокуратуры) направляют соответственно в ФНС России и управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - управления) запросы на бумажном носителе с приложением сведений о персональных данных проверяемых лиц по установленной форме, приведенной в приложении N 1 к настоящему Соглашению.

Начиная с 01.01.2015 (а при наличии технической возможности у органов прокуратуры - до указанного срока) запросы на бумажном носителе направляются в налоговые органы с приложением сведений о персональных данных проверяемых лиц на электронном носителе в виде файла (файлов), сформированного (сформированных) по форматам, утвержденным ФНС России, на дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти, с сопроводительными реестрами сведений о персональных данных лиц, в отношении которых запрашивается информация.

В запросе указываются:

налоговый орган, в который направляется запрос;

нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос (дата, номер и наименование);

фамилия, инициалы и номер телефона ответственного исполнителя.

Если приложение к запросу не содержит персональных данных, необходимых для идентификации проверяемых лиц, то он не обрабатывается и подлежит возврату органу прокуратуры с указанием причин отказа в обработке.

3.1.2. ФНС России рассматривает запросы, направленные должностными лицами:

Генеральной прокуратуры Российской Федерации: Генеральным прокурором Российской Федерации, первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, заместителями Генерального прокурора Российской Федерации, начальником Главного управления кадров, начальником управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, начальником Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства;

Главной военной прокуратуры: Главным военным прокурором, первым заместителем Главного военного прокурора, заместителями Главного военного прокурора, начальником управления кадров, начальником управления надзора за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, начальником отдела надзора (за исполнением законодательства о противодействии коррупции).

Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации рассматривают запросы, направленные прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним военными и иными специализированными прокурорами, начальниками подразделений по надзору за исполнением законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции (помощниками прокурора).

В случае получения запроса от должностного лица территориального органа прокуратуры, расположенного на территории другого субъекта Российской Федерации, управление в течение 3-х рабочих дней направляет запрос в соответствующее управление по территориальной принадлежности, с уведомлением об этом инициатора запроса.

3.1.3. ФНС России и управления ФНС России по субъектам Российской Федерации на основании представленных соответственно Генеральной прокуратурой Российской Федерации и подчиненными прокурорами персонифицированных данных проверяемых лиц поднадзорных органов, а также иных лиц (в случае необходимости дачи оценки соблюдению требований Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и иных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы противодействия коррупции) осуществляют в информационных ресурсах налоговых органов автоматизированный поиск сведений:

о регистрации в качестве учредителей и руководителей юридических лиц любой организационно-правовой формы, в том числе общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, потребительских кооперативов, а также юридических лиц, специальный порядок регистрации которых установлен федеральными законами, при их создании и ликвидации;

о доходах, отраженных в справках о доходах физического лица формы N 2-НДФЛ;

о доходах, отраженных в налоговых декларациях в связи с применением специальных налоговых режимов, а также по налогу на доходы физических лиц (форма N 3-НДФЛ).

3.1.4. В случае если Сторона не имеет информации, запрашиваемой другой Стороной, либо данная информация была ранее представлена или не может быть представлена по объективным причинам, Сторона письменно информирует заинтересованную в получении информации Сторону о невозможности исполнения запроса с указанием конкретных причин непредставления указанной информации.

При устранении названных причин соответствующая информация подлежит направлению в согласованный с инициатором запроса срок.

3.1.5. ФНС России и управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, их должностные лица обязаны исполнить запрос в установленный в нем срок. При этом срок исполнения запроса не должен превышать 30 дней со дня его поступления в соответствующий налоговый орган.

В случае если запрашиваемая информация не может быть представлена Стороной в срок, указанный в запросе, Стороны в 5-дневный срок со дня получения запроса согласовывают сроки представления информации.

3.2. Перечень передаваемых Сторонами сведений приведен в приложениях N 1-3 к настоящему Соглашению.

IV. Заключительные положения

4.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания.

4.2. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

4.3. Стороны по взаимной договоренности могут внести в текст настоящего Соглашения изменения и дополнения, в том числе касающиеся иных форм взаимодействия, оформляемые отдельными протоколами.

4.4. Информационный обмен сведениями между Сторонами осуществляется на безвозмездной основе.

4.5. Действия Сторон по реализации настоящего Соглашения координируют:

от ФНС России - заместитель руководителя ФНС России, координирующий вопросы налогообложения имущества и доходов физических лиц;

от Генеральной прокуратуры Российской Федерации - первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В. Мишустин
Генеральный прокурор
Российской Федерации
Ю.Я. Чайка

Состав
персональных данных лиц, в отношении которых направляется запрос о представлении сведений

N Описание сведений, передаваемых в составе запроса* Сведения
1. ИНН
2. Фамилия, имя, отчество
2.1. Фамилия
2.2. Имя
2.3. Отчество
3. Документ, удостоверяющий личность
3.1. Код документа, удостоверяющего личность
3.2. Серия и номер документа
4. Дата рождения
5. Место рождения
6. Адрес места жительства (регистрации) ФЛ
6.1. Наименование (код) субъекта Российской Федерации**
6.2. Район
6.3. Город
6.4. Населённый пункт
6.5. Улица (проспект, переулок и т.д.)
6.6. Номер дома (владения),корпуса (строения), квартиры
7. Налоговый период

* При представлении сведений, передаваемых в составе запроса, должны быть обязательными следующие сочетания реквизитов:

1) фамилия, имя, отчество + ИНН + дата рождения + налоговый период;

2) фамилия, имя, отчество + дата рождения + код, серия и номер документа, удостоверяющего личность + налоговый период;

3) фамилия, имя, отчество + дата рождения + адрес места жительства + налоговый период.

** При направлении приложения на бумажном носителе в строке 6.1 указывается наименование субъекта Российской Федерации, при направлении приложения на электронном носителе в виде файла указывается код субъекта Российской Федерации.

N Описание сведений, передаваемых в составе ответа на запрос Сведения
Фамилия, имя, отчество
Фамилия
Имя
Отчество
Сведения о доходах из справок формы N 2-НДФЛ
1. Сведения о налоговом агенте - организации
ИНН
КПП
Наименование организации
Общая сумма дохода
Сумма дохода в разрезе по кодам
Код дохода
Сумма дохода
Код дохода
Сумма дохода
.
Налоговая база
Сумма налога исчисленная
1.2. Наименование организации
.
2. Сведения о налоговом агенте - физическом лице
2.1. Фамилия, имя, отчество
Фамилия
Имя
Отчество
ИНН
Общая сумма дохода
Сумма дохода в разрезе по кодам
Общая сумма дохода
Код дохода
Сумма дохода
Код дохода
Сумма дохода
.
Налоговая база
Сумма налога исчисленная
2.2. Фамилия, имя, отчество
.
Сведения о доходах из налоговой декларации формы N 3-НДФЛ
3. Сведения о доходах от источников в Российской Федерации из листа "А" налоговой декларации формы N 3-НДФЛ
3.1. ИНН источника выплаты дохода
КПП источника выплаты дохода
Наименование источника выплаты дохода
Сумма дохода
Сумма облагаемого дохода
3.2. .
4. Сведения о доходах от источников за пределами Российской Федерации из листа "Б"
Общая сумма дохода, полученная в иностранной валюте в перерасчёте в рубли
5. Сведения о доходах, полученных от предпринимательской деятельности, адвокатской деятельности и частной практики из листа "В"
Общая сумма дохода
Сумма профессионального налогового вычета
Сумма дохода, не подлежащая налогообложению (для главы крестьянского (фермерского) хозяйства)
6. Сведения о доходах от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок из листа "З"
Общая сумма полученного дохода по совокупности совершенных операций
Общая сумма налогооблагаемого дохода по совокупности совершённых сделок
7. Сведения о доходах из налоговой декларации по ЕНВД
Налоговая база, исчисленная по всем кодам ОКАТО
8. Сведения о доходах из налоговой декларации по УСН
Сумма полученных доходов за налоговый период
Налоговая база для исчисления налога за налоговый период
9. Сведения о доходах из налоговой декларации по ЕСХН
Сумма доходов за налоговый период, учитываемых при определении налоговой базы
Сумма расходов за налоговый период, учитываемых при определении налоговой базы
Налоговая база
Сумма убытков, полученная в предыдущем (предыдущих) налоговом (налоговых) периоде (периодах), уменьшающая налоговую базу за налоговый период
10. Отчетный год
N Описание сведений, передаваемых в составе ответа на запрос Сведения
Фамилия, имя, отчество
Фамилия
Имя
Отчество
1 Данные из ФИР ЕГРЮЛ
1.1. Сведения об организации
1.1.1. Наименование организации
1.1.2. ИНН/КПП
1.1.3. ОГРН
1.1.4. Адрес места нахождения
1.1.5. Организационно-правовая форма
1.1.6. Наименование регистрирующего органа
1.1.7. Адрес регистрирующего органа
1.1.8. Уставный капитал
1.1.9. Размер вклада в уставный капитал
1.2. Сведения об организации
.
1.3. Сведения об организации
.
2. Данные из ФИР ЕГРИП
2.1. ИНН
2.2. ОГРНИП
2.3. Адрес места нахождения
2.4. Наименование регистрирующего органа
2.5. Адрес регистрирующего органа

Обзор документа

Определены основные принципы и порядок взаимодействия Генеральной прокуратуры РФ и ФНС России в области противодействия коррупции.

Речь идет о предоставлении Службой персональных данных о проверяемых лицах. Перечислены запрашиваемые органами прокуратуры сведения. Источниками информации могут, в частности, служить справки по форме 2-НДФЛ, налоговые декларации.

Закреплен порядок передачи данных.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания.

Продолжаем говорить о том, как совместно работают правоохранительные и налоговые органы. Сегодня коснемся органов прокуратуры.

Прокуратура не относится ни к одной из ветвей российской государственной власти из-за своего функционального назначения. Основной задачей прокуроров в России является осуществление надзора за исполнением законов и соблюдением Конституции Российской Федерации. В чем эффективность работы прокуратуры в налоговых правоотношениях? Попробуем разобраться. Во-первых, выявляется значительное количество нарушений закона со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, органов Федеральной налоговой службы и налогоплательщиков. В частности, на местах органами местного самоуправления принимаются незаконные правовые акты в налоговой сфере и устанавливаются незаконные налоги и сборы. Во-вторых, налоговые органы не всегда адекватно осуществляют функции по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства, не принимают меры по взысканию задолженности по уплате налогов и сборов, допускают нарушения при государственной регистрации юридических лиц. Прокурор, выявляя соответствующие факты, принимает меры прокурорского реагирования.

Правовая регламентация взаимодействия.

Правовой основной участия органов прокуратуры в проведении проверок исполнения налогового законодательства является: п.9 ст. 77 НК РФ, прямо предусматривающий необходимость санкционирования решения налоговых органов об аресте имущества налогоплательщика, ст.6,22,28 Федерального закона «О прокуратуре РФ», Приказ Генерального прокурора РФ от 09.06.2009 № 193 «ОБ организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах».

Алгоритм взаимодействия прокуратуры и налоговых органов.

Данный алгоритм, включающий четкий перечень конкретных действий органов прокуратуры и налоговых органов, установлен Приказом Генерального прокурора РФ, ФНС РФ, МВД РФ, СК РФ № 286 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями».

Взаимодействие при назначении и проведении выездной налоговой проверки:

1) прокуроры направляют материалы с признаками налоговых преступлений в Федеральную налоговую службу;

2) налоговые органы сразу после вынесения решения по налогоплательщику, имеющему крупную недоимку, подпадающую под признаки преступления, информирует об этом прокурора по месту фактического нахождения налогоплательщика;

3) налоговые органы информирует прокурора обо всех материалах, направленных в Следственный Комитет РФ;

4) прокурор ежемесячно проводит сверки таких материалов в налоговых органах и Следственном Комитете РФ;

5) прокурор по каждому такому материалу проверяет исполнение налоговыми органами требований о принудительном порядке взыскания задолженности

Полномочия прокуроров в сфере налоговых правоотношений:

— проведение проверок исполнения налогового законодательства в налоговых органах, органах государственной власти, органах местного самоуправления;

— проведение проверок исполнения налоговыми органами обязанности по направлению материалов в органы внутренних дел и Следственный Комитет РФ, содержащих признаки налоговых правонарушений и преступлений. Данная обязанность возложена на ФНС РФ ст. 32 Налогового Кодекса РФ. Органы прокуратуры полномочны потребовать от должностных лиц ФНС РФ строго соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков в связи с осуществлением мероприятий по налоговому контролю, взысканию и перечислению налоговых и неналоговых платежей.

Например: Периодичность проверок и длительность проведения мероприятий налогового контроля, включая процедуру обжалования, приводят к тому, что сообщения о налоговых преступлениях поступают в следственные органы по истечении срока давности привлечения виновных лиц к уголовной ответственности (срок давности по ч. 1 ст. 198, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 199.1 УК РФ составляет два года).

— санкционировании ареста имущества налогоплательщиков-организаций;

Например: Так, в С-м районе Республики Коми с августа 2013 г. в течение 10 месяцев проводилась доследственная проверка и расследовалось уголовное дело в отношении предпринимателя Ж., не уплатившего налогов на сумму 3,5 млн рублей. С момента его возбуждения и до производства судебной налоговой экспертизы 5 месяцев никаких следственных действий по делу не проводилось, целенаправленных мер по доказыванию виновных действий Ж. не принималось. Уже после выполнения требований ст. 217 УПК РФ обвиняемым заявлено о своей причастности к преступлению, в том числе о неподписании им налоговой декларации. В результате на восьмом месяце следствие было вновь возобновлено, сроки давности истекли, Ж. уклонился от уголовного наказания.

В январе 2015 г. в отношении этого же лица тем же следственным отделом возбуждено новое уголовное дело об уклонении от уплаты налогов уже на сумму 18 млн рублей, по делу проведено лишь 11 следственных действий.

При этом по обоим уголовным делам в течение всего периода, с августа 2013 по май 2016 г., меры к наложению ареста на имущество Ж. с целью возмещения ущерба, причиненного бюджету РФ, не были приняты.

Прокурором Республики Коми в порядке ст. 44 УПК РФ заявлен гражданский иск о взыскании с Ж. в пользу бюджетов РФ и РК 21 174 209 рублей, который судом был удовлетворен в июле 2016 г.

Важно: истцами по гражданскому иску о взыскании ущерба бюджетам различных уровней совершением налоговых правонарушений могут выступать налоговые органы на основании п.п. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ или органы прокуратуры на основании ч. 3 ст. 44 УПК РФ, а в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое несет ответственность за вред, причиненный преступлением. В соответствии с ч.ч. 2,3 ст. 44 УПК РФ гражданский иск в защиту интересов государства может быть предъявлен прокурором после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве уголовного дела в суде первой инстанции.

— осуществление контроля за проведением налоговых проверок путем установления фактов дублирования контрольных мероприятий и фактов использования проверок для оказания давления на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность. При установлении таких фактов, а также фактов вмешательства с экономическую деятельность налогоплательщиков, незаконного применения мер принуждения и ответственности к ним налоговыми органами и их должностными лицами прокуроры имеют широкий спектр мер по пресечению незаконной деятельности и привлечению виновных лиц к ответственности.

— организация и проведение проверок налогового законодательства с участием специалистов при перечислении налогов и сборов в федеральный, региональный и местных бюджет, а также государственные внебюджетные фонды, в том числе проверять деятельность службы судебных приставов в части исполнения постановлений налоговых органов о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента.

В частности, по уголовным делам, возбужденным в отношении руководителей и главных бухгалтеров организаций, уклонившихся от уплаты налогов, параллельно с расследованием уголовного дела прокуроры вправе проверять исполнение налоговым органом всех полномочий, предоставленных ему НК РФ, по принудительному взысканию недоимки и пеней в порядке ст. 46, 47 НК РФ, а также взыскания налоговой санкции с организации в судебном порядке.

— надзор за качеством и эффективностью следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельностью в целях предупреждения, своевременного выявления и пресечения преступлений, расследования уголовных дел по налоговым преступлениям.

Например: В случае необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела прокурор в пятидневный срок с момента получения материалов проверки вправе отменить соответствующее постановление следователя или руководителя следственного органа. При этом он обязан указать конкретные обстоятельства, подлежащие выяснению, которые не были проверены, и сформулировать соответствующие указания, направив их руководителю следственного органа для исполнения.

Важно: прокурор не вправе давать указания следователю о том, что он должен делать по уголовному делу, этим должен заниматься руководитель следственного органа. Однако следует понимать, что обвинительное заключение утверждается прокурором, обвинение в суде поддерживает государственный обвинитель, также являющийся работником прокуратуры.

— апелляционное и кассационное обжалование приговоров, состоявшихся по уголовным делам о налоговых преступлениях.

Например: , в 2013 г. по инициативе прокуратуры в Верховный суд субъекта РФ в порядке надзора обжалованы приговор *** городского суда от 18.09.2012 и определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда субъекта в отношении З., осужденного по п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, в части отказа в удовлетворении исковых требований налоговому органу о взыскании с осужденного в пользу бюджета РФ налогов и пени в сумме более 200 000 000 рублей. 12 февраля 2014 г. Президиумом Верховного суда в удовлетворении надзорного представления отказано. По мнению судьи и председателя Верховного суда, выводы, изложенные в обжалуемом судебном решении, являются правильными, поскольку с учетом положений ст. 45 НК РФ, ст. 199 УК РФ удовлетворение гражданского иска налоговых органов о взыскании неуплаченных юридическим лицом налогов в уголовном деле, возбужденном по признакам ст. 199 УК РФ, за счет личных средств физических лиц, осужденных по данной статье, не основано на законе. Лицом, юридически обязанным уплатить налоги (возместить ущерб), является не физическое лицо, обвиняемое в совершении преступления, а организация, о чем свидетельствует название ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».

Прокуратурой субъекта в целях обжалования судебных решений по делу З. был подготовлен проект надзорного представления в Судебную коллегию по уголовным делам ВС РФ. В дальнейшем ВС РФ поддержал доводы, изложенные в надзорном представлении заместителя Генерального прокурора РФ, и, мотивируя свое решение, отметил, что особенности природы гражданско-правовой ответственности в рассматриваемом случае физического лица предопределены и обусловлены прежде всего тем, что имущественный вред государству причинен преступными действиями осужденного. Поскольку, несмотря на предпринятые меры, задолженность юридического лица по налогам и пени осталась непогашенной в результате преступной деятельности директора общества З., не исполнившего в личных интересах обязанности налогового агента, суд пришел к выводу о том, что данными действиями государству причинен ущерб, который подлежит возмещению.

Виды мер прокурорского реагирования.

Непроцессуальные формы прокурорского реагирования:

— протест прокурора. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок.

— представление прокурора. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление должно быть рассмотрено в 30-дневный срок, по результатам рассмотрения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

— предостережение прокурора. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона,

Процессуальные формы прокурорского реагирования.

— возбуждение производства об административном правонарушении.

При выявлении в ходе проведения прокурорской проверки исполнения налогового законодательства признаков административных правонарушений прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и направляет материалы в орган или должностному лицу, уполномоченному на применение мер административной ответственности.

Важно: прокурор может возбудить производство об административном правонарушении по любому составу, предусмотренному Кодексом об административных правонарушениях РФ. Но не имеет полномочий по привлечению виновных лиц к административной ответственности.

— направление материалов проверки в Следственный Комитет РФ при наличии оснований для уголовного преследования в отношении лица, совершившего налоговое преступление, для рассмотрения и принятия решения о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дела. Данное полномочие предусмотрено п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Решение Следственным Комитетом РФ принимается в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ.

Последняя мера, пожалуй, наряду с полномочием прокурора по обращению в суд с заявлением о взыскании суммы ущерба, причиненного бюджету налоговым преступлением, являются самыми эффективными средствами прокурорского реагирования и оправдывают нахождение органов прокуратуры в ряду субъектов, обеспечивающих законность в сфере налоговых правоотношений.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 10 июня 2014 г. Регистрационный N 32647

В целях организации взаимодействия при выполнении возложенных задач в установленных сферах деятельности приказываем:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора при назначении и проведении проверок (ревизий).

2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным прокурорам специализированных прокуратур, заместителям руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, руководителям территориальных управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора организовать изучение подчиненными работниками и обеспечить исполнение утвержденного настоящим приказом Положения.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности и заместителей руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Чайка

Руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора А. Смирнов

Положение о порядке взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора при назначении и проведении проверок (ревизий)

1. Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а также входящие в ее структуру территориальные органы (далее - органы прокуратуры, органы внутреннего государственного финансового контроля соответственно) в целях выполнения возложенных на них задач и функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, об аудиторской деятельности взаимодействуют на постоянной основе по вопросам организации проведения и реализации материалов проверок (ревизий), обмена информацией.

2. Взаимодействие между органами прокуратуры и органами внутреннего государственного финансового контроля осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472; 1999, N 7, ст. 878; 2000, N 2, ст. 140; 2002, N 26, ст. 2523; N 40, ст. 3853; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 29, ст. 2906; 2007, N 10, ст. 1151; N 24, ст. 2830; N 31, ст. 4011; 2008, N 52, ст. 6235; 2009, N 48, ст. 5753; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; N 45, ст. 6327; N 46, ст. 6407; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7609; 2013, N 19, ст. 2326, 2329; N 27, ст. 3477; 2014, N 6, ст. 558; N 14, ст. 1560), Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 1998 г. N 224 "Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 10, ст. 1159; 2000, N 31, ст. 3252) и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2014 г. N 77 "О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 6, ст. 591).

3. Проверки (ревизии) организаций, являющихся субъектами правоотношений, возникающих при использовании бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, исполнении валютного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности (далее - объект контроля 1 ), проводятся органами внутреннего государственного финансового контроля на основании мотивированных требований органов прокуратуры.

Требование о назначении проверки (ревизии) подписывается руководителями органов прокуратуры или их заместителями.

4. В требовании о проведении проверки (ревизии) излагаются данные о признаках финансовых нарушений, указываются подлежащий проверке объект проверки, ревизуемый период, перечень конкретных вопросов, входящих в компетенцию органов внутреннего государственного финансового контроля и требующих проверки.

5. Органы внутреннего государственного финансового контроля по предложению органов прокуратуры принимают участие в предварительном изучении имеющихся документов объекта контроля при подготовке решений о проведении проверки (ревизии).

В процессе предварительного изучения таких документов проверяющие определяют наличие и комплектность представленных материалов (документов бухгалтерского учета и отчетности, учредительных, регистрационных, плановых и других документов). К проверке (ревизии) принимаются только подлинные документы, подготовленные и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Руководитель органа внутреннего государственного финансового контроля, получив требование органа прокуратуры о проведении проверки (ревизии), если в нем не указана конкретная дата, в десятидневный срок направляет ответ о возможности и времени начала проведения проверки (ревизии).

7. При наличии у органа прокуратуры материалов, свидетельствующих о нарушении объектом контроля законодательства Российской Федерации, такие материалы направляются в орган внутреннего государственного финансового контроля вместе с требованием о проведении проверки (ревизии). Орган внутреннего государственного финансового контроля вправе запрашивать у органа прокуратуры дополнительную информацию либо инициировать истребование дополнительных материалов (документов) у третьих лиц.

8. В рамках требования органа прокуратуры о проведении проверки (ревизии) органом внутреннего государственного финансового контроля составляется программа проведения проверки (ревизии), которая согласовывается с органом прокуратуры.

9. При согласовании программы проведения проверки (ревизии) уточняются вопросы, относящиеся к компетенции органа внутреннего государственного финансового контроля, круг должностных и материально ответственных лиц проверяемой организации, присутствие которых необходимо при проведении проверки (ревизии), а также специалистов (экспертов) других ведомств и организаций, привлечение которых необходимо для проведения проверок и экспертиз, дачи заключений по вопросам, не входящим в компетенцию органов внутреннего государственного финансового контроля.

Привлечение указанных специалистов (экспертов) и получение материалов их заключений осуществляются органом прокуратуры, назначившим проверку (ревизию).

10. В процессе проведения проверок (ревизий) органы внутреннего государственного финансового контроля проводят встречные проверки в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.

11. Органы прокуратуры оказывают содействие в организации встречных проверок, предоставляют информацию о местонахождении предприятий и организаций - участников хозяйственных взаимоотношений с объектом проверки, оказывают содействие в получении необходимых документов и объяснений от должностных и материально ответственных лиц.

12. Результаты проверки (ревизии) оформляются актом с приложением к нему документов, объяснений должностных и материально ответственных лиц объекта контроля.

13. Орган внутреннего государственного финансового контроля информирует орган прокуратуры о предварительных результатах проверки (ревизии) по ранее согласованным вопросам, в том числе о причинах невозможности их разрешения либо исследования не в полном объеме.

14. Акт проверки (ревизии) после его подписания вместе с приложениями в пятидневный срок направляется по описи в орган прокуратуры, по требованию которого проводилась проверка (ревизия).

15. Материалы проверок (ревизий) органов внутреннего государственного финансового контроля, требующие принятия мер прокурорского реагирования, направляются подразделениями центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в центральный аппарат Генеральной прокуратуры Российской Федерации, территориальными органами внутреннего государственного финансового контроля - в прокуратуры субъектов Российской Федерации или приравненные к ним прокуратуры.

16. Передаваемые в орган прокуратуры материалы сопровождаются письменным сообщением за подписью руководителя органа внутреннего государственного финансового контроля, в котором кратко излагается суть выявленных нарушений законодательства Российской Федерации. К материалам прилагаются подлинник акта проверки (ревизии), приложения к акту, подтверждающие выявленные нарушения, объяснения и возражения должностных лиц, письменные заключения проверяющих (при наличии возражений к акту).

В направляемых материалах должны содержаться полные установленные данные об обстоятельствах, указывающих на признаки правонарушений, с приведением предполагаемых нарушенных норм законодательства Российской Федерации, сведений о должностных лицах, допустивших нарушение, размере и характере материального ущерба.

17. Органы прокуратуры при получении от органа внутреннего государственного финансового контроля материалов с предполагаемыми признаками нарушений законодательства Российской Федерации рассматривают их в установленном законодательством Российской Федерации порядке и после принятия решения информируют о его содержании орган внутреннего государственного финансового контроля.

18. Орган внутреннего государственного финансового контроля направляет в органы прокуратуры обращения по фактам непринятия мер по материалам проверок (ревизий), переданным в органы предварительного расследования для принятия решений в соответствии с их компетенцией.

19. Выделение специалистов органа внутреннего государственного финансового контроля для участия в мероприятиях прокурорского надзора осуществляется на основании письменных требований органов прокуратуры.

В требовании органов прокуратуры указываются подлежащие разъяснению основные вопросы и период участия специалиста в мероприятиях прокурорского надзора.

20. Сотрудники органа внутреннего государственного финансового контроля для участия в мероприятиях прокурорского надзора направляются на основании приказа органа внутреннего государственного финансового контроля о командировании.

21. В целях исполнения требований настоящего Положения органами прокуратуры совместно с органами внутреннего государственного финансового контроля могут создаваться межведомственные рабочие группы.

22. Основной задачей межведомственных рабочих групп является оперативное решение вопросов совместной деятельности при проведении проверок (ревизий) по требованиям органов прокуратуры, а также при необходимости - рассмотрение проблем правоприменения бюджетного законодательства, законодательства о валютном регулировании и валютном контроле и об аудиторской деятельности, подготовка проектов совместных методических рекомендаций, организация отчетных, информационных, научно-практических мероприятий, а также мероприятий по повышению квалификации подчиненных работников.

23. Органы прокуратуры и органы внутреннего государственного финансового контроля не реже одного раза в полугодие предоставляют друг другу обобщенную информацию о результатах взаимодействия, проводят сверки по материалам, направленным в соответствии с пунктом 16 настоящего Положения.

Сверки организуются и проводятся между центральными аппаратами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Генеральной прокуратуры Российской Федерации и между территориальными органами внутреннего государственного финансового контроля и прокуратурами субъектов Российской Федерации (приравненными к ним прокуратурами).

1 Пункт 3 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 20.03.2014 N 18н (справочно: зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный N 32270); пункт 5 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, утвержденного приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 24.04.2013 N 48н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 июля 2013 г.. регистрационный N 29086): пункт 3 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.01.2013 N 3н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 2013 г., регистрационный N 28749).

Библиографическая ссылка на статью:
Засимова Н.В. Сотрудничество ФНС с другими государственными органами при формировании доказательной базы по фактам налоговых правонарушений // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/12/16366 (дата обращения: 12.04.2021).

Научный руководитель: Беловицкий Константин Борисович

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая безопасность»

Российский технологический университет

Введение

Одной из важнейшей составляющих государственного бюджета Российской Федерации являются налоговые поступления. Данные поступления дают возможность финансировать многие программы и проекты – здравоохранение, образование, социальные пособия нуждающимся гражданам. Главной проблемой на пути достижения поставленных финансовых показателей бюджета является проблема достижения эффективности проведения контрольных мероприятий и борьба с незаконным уменьшением налоговых поступлений в государственный бюджет.

Актуальность

Борьба с преступными посягательствами на отношения, связанные с формированием доходной части бюджета является приоритетным направлением деятельности в правоохранительной системе. Основным действенным средством в борьбе с налоговыми правонарушениями, связанных с неуплатой налогов, а также побуждение к их уплате в добровольном порядке выступает механизм привлечения к уголовной ответственности, основанный на принципе неотвратимости наказания.

При написании данной статьи автором были использованы методы и материалы исследования:

- изучение налогового законодательства РФ;

- изучение структуры правоохранительных органов и их задачи в обеспечении соблюдения налогового законодательства;

- анализ собранной информации, сравнение источников информации;

Работа была написана с использованием общедоступных материалов правового характера, а также с приведением статистических данных за определенный период, для отражения динамики налоговых правонарушений.

Новизна данной темы заключается, в том, что на данном этапе сотрудничество налоговых и правоохранительных органов не всегда признается эффективным, нет определенного документа, отвечающего за разделения полномочий данных органов в ходе предупреждения, выявления и пресечения налоговых правонарушений.

Цель работы состоит в изучении процесса формирования доказательной базы налоговыми органами по фактам налоговых правонарушений взаимодействуя с другими государственными органами: СК, МВД России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить субъект налоговой безопасности РФ;

- рассмотреть мероприятия, которые проводят налоговые органы в целях формирования доказательной базы по фактам налоговых правонарушений;

- определить порядок взаимодействия налоговых органов и ОВД при проведении контрольных мероприятий;

- распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений.

Основной субъект налоговой безопасности РФ

Налоговый контроль – главная задача налоговых органов

Основным субъектом налоговой безопасности Российской Федерации выступает Федеральная налоговая служба (ФНС России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность также и через свои территориальные органы.

В соответствии со ст. 82 гл. 14 НК РФ - Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, а также привлечение лиц к ответственности, нарушивших налоговое законодательство.

В соответствии со ст. 87 гл. 14 НК РФ – налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов [2]:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации.

Сравнение выездной налоговой проверки и камеральной налоговой проверки

1. Выездная налоговая проверка

Субъект – налоговые органы всех уровней;

Объект – совокупность финансово-хозяйственных операций за период, не превышающий 3 лет;

Основание для проведения – решение руководителя налогового органа;

Место проведения – по месту нахождения налогоплательщика;

Проверяемые налоги – налоги, указанные в решении о проведении проверки;

Используемые мероприятия - мероприятия установленные НК РФ; привлечение сотрудников ОВД;

Категории проверяемых налогоплательщиков – юридические лица и ИП.

2. Камеральная налоговая проверка

Субъект – территориальные налоговые органы;

Объект – совокупность финансово-хозяйственных операций только за отчетный период;

Основание для проведения – специального решения не требуется;

Место проведения – по месту нахождения налогового органа;

Проверяемые налоги – налог, по которому предоставлены декларации;

Используемые мероприятия – мероприятия, не связанные с нахождением на территории налогоплательщика;

Категории проверяемых налогоплательщиков – все налогоплательщики.

Исходя из выше сказанного налоговым органам необходимо сотрудничество с правоохранительными органами, для повышения эффективности борьбы с налоговыми правонарушениями. Главной задачей налоговых органов является учет и контроль налоговых поступлений, а также выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений. Следует заметить, что налоговые органы не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении нарушителей налогового законодательства, без которых выявление преступлений не столь эффективно.

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов

Под взаимодействием налоговых и правоохранительных органов в сфере противодействия налоговым преступлениям следует понимать согласованную совместную деятельность государственных органов специальной компетенции по осуществлению мероприятий, основанных на законодательных актах, направленных на выявление, пресечение, предупреждение, расследование налоговых преступлений. [5, с. 192]

Порядок взаимодействия ОВД и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок установлен приказом МВД России №495 [4]

Несомненным остается тот факт, что совместная работа проверяющих – должностных лиц налоговых органов и ОВД органов значительно расширяет возможности и результативность проведения выездной налоговой проверки. Сотрудники ОВД дополняют объем проведения налоговых проверок собственной практикой, наработанной при расследовании налоговых преступлений.

Динамика налоговых поступлений подтверждает эффективность применяемых инструментов налогового администрирования, по итогам 2013 года достигнут трехпроцентный прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации (11,3 трлн руб.), на 3.7% выросли поступления в федеральный бюджет (5,4 трлн руб.). В пользу роста эффективности и качества контрольных мероприятий говорят и результаты судебных споров с налогоплательщиками – предприятиями. Если в 2010 года только 41 % оспариваемых сумм рассматривался в пользу бюджета, то по итогам 2015 года уже более 70%.

Очевидно, что данных показателей удалось достичь в первую очередь за счет выездных налоговых проверок и привлечения в ряде случаев сотрудников ОВД к проводимым мероприятиям.

Инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в выездных налоговых проверках, проводимыми налоговыми органами, рекомендуется прежде всего в целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям налогового законодательства и для дальнейшего расследования налоговых правонарушений.

Например, если налогоплательщик отказывается по непонятным и необъективным причинам представить в налоговый орган запрашиваемые документы либо если имеются основания полагать, что указанные документы могут быть сокрыты или уничтожены, то налоговые органы (в том числе силами сотрудников ОВД) вправе осуществить выемку данных документов.

В общем виде можно представить распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов следующим образом:

Таблица 1 – Распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений

ФНС России

СК

МВД России

Выявление налоговых преступлений. Направление материалов налоговых проверок в СК в случаях (п.3 ст.32 НК РФ):

  • в отношении налогоплательщика принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • налогоплательщику на основании данного решения направлено требование об уплате налога, сбора;
  • суммы недоимки, пеней и штрафов не уплачены (не перечислены) в полном объеме в течении 2 месяцев со дня истечения сроков, установленных в требовании;
  • размеры недоимки позволяют предполагать совершения налогового преступления.

В течении 10 дней со дня выявленных обстоятельств.

Предварительное следствие. Расследование уголовных дел о налоговых преступлениях (подп. «а» п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ)

Выявление налоговых преступлений при участии в выездных налоговых проверках (пп.1, 2 ст. 36 НК РФ)

Выявление налоговых преступлений самостоятельно и направление материалов в налоговые органы

Необходимость участия сотрудников ОВД в выездных налоговых проверках подтверждается мотивированным запросом налогового органа. Мотивированный запрос может быть направлен в органы внутренних дел в процессе проведения выездной налоговой проверки, а также перед началом проверки, если на то есть основания.

Основаниями для направления мотивированного запроса являются:

* наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогового законодательства, и необходимости проверки указанных данных с привлечением сотрудников ОВД;

* назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органами внутренних дел в налоговый орган;

* необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений);

* противодействие проверяющим органам их законной деятельности, а также обеспечение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих лиц.

Следует отметить, что направление материалов налоговой проверки в следственные органы не нарушает прав и интересы налогоплательщиков, поскольку не предрешает выводы следственных органов касательно возбуждения уголовного дела и не возлагает какие-либо обязанности на следственные органы. При этом ФНС России рекомендует направлять материалы в тот следственных орган, на территории которого располагается налоговый орган, обнаруживший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. [3]

Общее управление процессом выездной налоговой проверки осуществляет руководитель проверяющей группы – сотрудник налогового органа. Однако при этом должны быть созданы все условия, обеспечивающие самостоятельность выбора средств и методов проведения контрольных мероприятий как должностными лицами налоговых органов, так и сотрудниками ОВД, которых привлекают к выездной налоговой проверке.

Основные направления предстоящей или проводимой проверки вырабатываются и согласовываются должностными лицами налогового органа и сотрудниками ОВД на рабочем совещании, которое проводится либо до начала, либо в ходе проверки.

Одним из ключевых соглашений, принятых в целях развития информационного сотрудничества между налоговыми, следственными органами и органами внутренних дел, является приказ МВД России, ФНС России, СК России от 3 сентября 2013 г. №ММВ-7-4/306/61/663@ «О создании межведомственных групп».

Создание данных групп направлено на обеспечение эффективного сотрудничества налоговых органов, следственных органов и органов внутренних дел по вопросам выявления, предупреждения, документирования, пресечения и расследования нарушения налогового законодательства, противоправных действий при государственной регистрации и банкротстве юридических лиц, имеющих признаки уголовных преступлений; освещение в средствах массовой информации сведений о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших налоговые преступления, в том числе преступления в сфере незаконного возмещения НДС, неправомерных действий при миграции налогоплательщиков, государственной регистрации юридических лиц, реализации процедуры банкротства, а также иные результаты взаимодействия налоговых органов, следственных органов Следственного комитета РФ и органов внутренних дел.

Информационный обмен ФНС России с налоговыми и правоохранительными органами иностранных государств организует ФНС России на основании международных договоров (соглашений) и взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами – в части предоставления сведений о налогоплательщиков этим органам, а также конвенций и договоров об избежание двойного налогообложения.

Руководство Следственного комитета РФ уже не один год выдвигает на передний план следующие задачи:

- оперативно и качественно расследовать налоговые преступления, выявлять наиболее сложные схемы уклонения от уплаты налогов и сборов, от поступления которых в бюджетную систему напрямую зависит выполнение социальных программ – посредством сотрудничества с ФНС РФ;

- активно использовать в целях распределения налоговых преступлений полномочия органов дознания, межведомственных рабочих групп.

Заключение

Проанализировав представленную информацию, можно подвести итоги, что складывающаяся практика взаимодействия налоговых, правоохранительных и следственных органов не всегда эффективна. И требует тщательных доработок, а также документальное закрепление правовых аспектов.

В тоже время налоговым органам просто необходимо сотрудничество с правоохранительными органами, так как при формировании доказательной базы по фактам налоговых правонарушений налоговые органы не всегда вправе применить те или иные меры и методы, вот и получается, что привлечение правоохранительных органов к контрольным мероприятиям открывает больше возможностей по выявлению, предупреждению, пресечению налоговых правонарушений.

Одна из проблем взаимодействия между структурами была решена в 2014 году – практически в полном объеме возвращен прежний порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Теперь поводом для возбуждения уголовного дела могут быть материалы, направленные не только налоговыми органами, но и органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность. В 2015-2016 г. существенно повысился уровень выявления налоговых преступлений, а соответственно увеличились объемы поступающих средств в государственный бюджет – данный факт можно считать положительным результатом изменения.

Еще один способ «для повышения эффективности борьбы с налоговыми преступлениями, необходимо восстановить в органах МВД РФ сокращенную численность подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями, а также создать в органах ЭБ и ПК МВД РФ подразделения, которые будут проводить финансово-экономические экспертизы по экономическим и налоговым преступлениям». [1]

Библиографический список

  1. Беловицкий К.Б. Влияние деятельности органов МВД РФ на налоговую безопасность РФ // Экономика и предпринимательство – 2015 № 12-1 (65-1). С. 906
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018).
  3. Письмо Федеральной налоговой службы России «О порядке применения положений пункта 3 статьи 32 НК РФ» от 29 декабря 2011 г. № АС-4-2/22500;
  4. Приказ МВД России “Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений” от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) N 495, ФНС России N ММ-7-2-347;
  5. Соловьев И.Н., Моисеенко М.А., Поветкина Н.А. Выявление налоговых преступлений: комплексное исследование – Москва: Проспект, 2018 – 192 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

ответы на вопрос:

Конечно, безусловно. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением федерального законодательства, в том числе налогового. Обращайтесь с соответствующей жалобой. Так же Вы можете обжаловать действия налогового органа в суде.

Полномочия прокуроров детально зафиксированы в Законе РФ от 17.01.92 № 2202-1, который так и называется «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — закон «О прокуратуре»). Согласно статье 21 этого документа, на прокуратуру возложен контроль исполнения законов любыми органами исполнительной власти и их должностными лицами. Налоговая служба является одним из таких органов. А значит, нарушения, допущенные налоговиками, вполне могут быть предметом интереса прокуроров.

По каким же поводам можно обращаться в прокуратуру за защитой? Как мы уже упоминали, закон «О прокуратуре» возложил на прокуроров функцию контроля за исполнением законов. Из этого следует, что с жалобой в прокуратуру нужно обращаться в тех случаях, когда налоговики допустили незаконные действия или бездействия, вынесли решение, явно противоречащее Налоговому кодексу. Проще говоря, жаловаться в прокуратуру не имеет смысла, если возник спор о порядке расчета налогов, учета той или иной суммы в расходах или доходах, либо о сумме вычета. Обращаться в прокуратуру следует в случае нарушения инспекторами норм Налогового кодекса или другого закона. Как правило, это процессуальные или процедурные нарушения. Например, инспекторы не выполняют обязанность по государственной регистрации организации, нарушают правила проведения выездной налоговой проверки, осмотра или выемки и т п.

Именно в таких ситуациях обращение в прокуратуру может быть весьма действенным способом устранения нарушения. Установив по вашему заявлению факт нарушения закона, прокурор или его заместитель внесет на имя руководителя ИФНС представление об устранении нарушений закона. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона. О результатах таких мер нарушитель (в данном случае — руководитель ИФНС) должен письменно сообщить прокурору (ст. 24 закона «О прокуратуре»).

Обращаться в прокуратуру можно также в том случае, когда в действиях налоговиков имеются признаки административного правонарушения. Например, инспектор не выдает сведения из Единого государственного реестра юрлиц. За это нарушение предусмотрена административная ответственность должностных лиц налогового органа (ст. 14.25 КоАП РФ). Чтобы соответствующий штраф стал реальностью, имеет смысл обратить внимание прокурорских работников на факт данного нарушения.

Аналогичным образом можно поступать в случае разглашения инспектором налоговой тайны или персональных данных налогоплательщика, нарушения порядка работы с документами налогоплательщика и т п. За все эти действия предусмотрена административная ответственность, а значит, имеется поле для работы прокуроров. Отметим, что фразу о возможности привлечения налоговиков к административной ответственности можно вносить в любую жалобу, направляемую в прокуратуру, даже если вы не смогли найти подходящей статьи в КоАП РФ. Эта фраза придаст жалобе больший вес, и заставит прокурорских работников более тщательно подходить к проверке изложенных в жалобе фактов — ведь им придется обоснованно ответить вам, если никто не будет привлечен к ответственности.

Наконец, есть еще один сценарий обращения за помощью к прокурорским работникам. Статья 25.1 закона «О прокуратуре» предусматривает право прокурора действовать на опережение — выносить в адрес должностных лиц предостережение о недопустимости нарушения закона. Такое предостережение прокурор выносит при наличии у него сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Как этот инструмент можно использовать в спорах с налоговиками? Предположим, организация получила из инспекции решение о проведении выездной проверки. Из решения видно, что налоговики планируют осуществить повторную выездную проверку. Однако оснований для ее проведения, предусмотренных нормами Налогового кодекса, не имеется, и в решении они не указаны. Понятно, что если проверка начнется, то данное действие будет являться нарушением Налогового кодекса. В такой ситуации можно попробовать остановить еще не начавшуюся проверку, добившись вынесения прокурорского предостережения.

Как привлечь прокуроров на свою сторону

Читайте также: