Введение прогрессивной шкалы налогообложения партия

Опубликовано: 11.05.2024

Последние полтора десятка лет в налогообложении Российской Федерации существует единая для всех категорий граждан ставка в тринадцать процентов, независимо от величины облагаемого дохода. В отличие от нашей страны другие государственные формации используют прогрессивную шкалу исчисления налогов для граждан с разным уровнем доходом. В данной статье рассмотрим само понятие прогрессивного налогообложения, его положительные и отрицательные стороны, а также возможности применения оного в России в ближайшем будущем.

Прогрессивное налогообложение доходов. Основные понятия

Прогрессивный налог. Основные понятия

Любая страна, причисляющая себя к развитым, взимает налог с дохода каждого гражданина, тем самым обеспечивая приток капитала в бюджет. Некоторые страны (в том числе Россия) пользуются фиксированной ставкой независимо от величины получаемой прибыли, источников поступления и финансового статуса плательщика налогов, тогда как большинство перешло к плавающему значению. Прогрессивный подоходный налог подразумевает взимание с граждан некоторой суммы денег, относительно величины их дохода.

Такие страны как Грузия, Болгария, Монголия, Эстония или Литва пользуются единой шкалой исчисления налогов. Иные страны внедрили прогрессивную шкалу, причем, например, во Франции она имеет так называемый «экстремальный» характер. Суть французского налогового подхода заключается в следующем:

  • совсем не облагается налогом доход, не превышающий шести тысяч евро в год (для этой страны довольно низкий уровень дохода);
  • большая ставка применяется к лицам, чей доход колеблется в промежутке от ста пятидесяти тысяч до одного миллиона евро в год (эти граждане возвращают в бюджет государства сорок пять процентов своего дохода);
  • с недавних пор введена ставка в семьдесят пять процентов для особо богатых граждан страны, чей годовой доход превышает один миллион евро.

Недовольные таким отношением правительства миллионеры стали выводить капитал из страны, тем самым приведя к еще большему дефициту бюджета.

Другая европейская страна – Великобритания ввела прогрессивную шкалу, значения которой разнятся от четырнадцати до сорока пяти процентов дохода. Вот еще несколько примеров: Швеция обозначила одну из самых высоких ставок по прогрессивной шкале в пятьдесят шесть и шесть десятых процентов, Израиль пошел дальше и поднял ставку до целого значения в пятьдесят семь процентов общего дохода, Голландия ограничилась ставкой чуть превышающей половину всех доходов – пятьдесят два процента.

В некоторых странах довольно низкая ставка для не очень большого дохода. Например, Китайская Республика установила планку в пять процентов от дохода, а Соединенные Штаты – десять процентов.

Положительные и отрицательные стороны прогрессивного налогообложения в России

Положительные и отрицательные стороны прогрессивного налогообложения

Что касается российских реалий, то с 2001 года действует стандартная ставка налогообложения с дохода резидентов страны в тринадцать процентов и для нерезидентов – в тридцать пять процентов от дохода. Разговоры о введении прогрессивной шкалы исчисления ходят у нас давно. Сторонники введения перечисляют следующие положительные моменты введения прогрессивной шкалы:

  • наполнение бюджета и перекрытие его дефицита (правда «убегающие» из страны и выводящие капиталы французские миллионеры охлаждают пыл сторонников);
  • стабильное состояние бюджетов регионов (большинство сборов, ранее лишь частично уплачиваемых в местные бюджеты, поступают теперь в полной мере, но в бюджет федеральный, что отразилось нехваткой финансовых средств на местах; увеличение налоговых сборов, скорее всего, укрепит состояние регионов и их бюджетов);
  • социальная справедливость (в середине нулевых в стране почти в три раза увеличилось количество миллионеров, а ближе к концу десятилетия более чем в два раза увеличилось количество рублевых миллиардеров; недовольство социальным неравенством выражается в стандартной ставке в тринадцать процентов с различных доходов).

Естественно, там, где одни видят сплошные положительные моменты, другие скептически перечисляют моменты отрицательные:

  • увеличение притока капитала в бюджеты Москвы и крупных городов из-за того, что большинство стремятся устроиться на работу именно там, и «обнищание» бюджетов местных, которые не будут получать сборы от «прописанных» граждан;
  • самостоятельная отчетность граждан по собственным доходам, подразумевающая все административные издержки;
  • возможность сокрытия доходов из-за высоких налоговых ставок на высокие доходы;
  • увеличение темпов безработицы из-за отсутствия стимулирования – зачем зарабатывать больше, если больше придется отдавать?;
  • уменьшение инвестиционных вложений.

Перспективы прогрессивного налогообложения в Российской Федерации

Перспективы прогрессивного налогообложения в Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы уже внесли предложение по введению в государстве прогрессивной шкалы налогообложения.

Конкретика имеет следующий вид:

  • если годовой доход не превышает в совокупности двадцати четырех миллионов – применять стандартную ставку в тринадцать процентов;
  • к доходам, превышающим отметку в двадцать четыре миллиона рублей, применять ставку в двадцать пять процентов;
  • доходы, составляющие от ста до двухсот миллионов рублей в год, облагать налогами по ставке в тридцать пять процентов;
  • самая крупная ставка в пятьдесят процентов будет применяться к гражданам, чей совокупный годовой доход превышает двести миллионов рублей.

Прения по прогрессивному налогообложению не утихают. Предполагается, что большинство крупных предприятий и организаций сможет воспользоваться отчисляемыми налогами в пользу собственного развития и модернизации, а никак не личного обогащения ведущих менеджеров, директоров и прочего начальства, стоящего во главе.

С другой стороны существует определенный шанс того, что крупные налогоплательщики просто переведут свои предприятия под юрисдикцию иного, меньшего налогообложения, тем самым лишив притока финансов как местные бюджеты, так и федеральный в целом.

В любом случае следует четко продумать все последствия введения прогрессивной шкалы налогообложения именно для российских реалий. Стоит еще раз обратить внимание на все плюсы и минусы перехода к новой методике.

Кому нужна прогрессивная шкала налогообложения?

С 1 января 2021 года в России начнет действовать прогрессивная шкала налогообложения. Президент РФ Владимир Путин подписал на этой неделе закон о ее введении. Согласно законотворческой новелле ставка НДФЛ увеличится с 13% до 15% на доходы граждан, превышающие 5 млн рублей в год. Повышенным процентом будет облагаться только та часть доходов, которая превышает установленную норму. Эксперты полагают, что такое решение в дальнейшем может привести к более глобальным изменениям налоговой системы. А население поддерживает прогрессивную шкалу налогообложения.

Налоговая база: 13% или 15%?

Разберемся, как будет считаться повышенная налоговая ставка. Если суммировать ряд доходов гражданина за год, а именно зарплату, дивиденды, выигрыши в лотерею и азартные игры, операции по ценным бумагам, в том числе и для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов, прибыль от инвестиционных товариществ и контролируемых иностранных компаний, и в итоге получится меньше 5 млн руб., то налог на эти доходы не изменится. Подробнее о том, как рассчитываются налоги, мы писали ранее. Если больше — вы заплатите налог 650 тыс. руб., а для того, что будет сверх этого порога, ставка составит 15%.

А вот некоторые разовые доходы — такие как, например, доход от продажи имущества, не изменится и составит все так же 13%.

Пенсия тоже может облагаться сверхналогом?

Нет, страховые выплаты и выплаты по пенсионному обеспечению облагаются 13% налогом независимо от величины полученных средств. Это относится только к негосударственному пенсионному обеспечению. А любые выплаты накопительной пенсии по обязательному пенсионному страхованию — как единовременные, так и пожизненные — вообще не облагаются налогом.

И все же давайте разберемся чуть подробнее с налогами на добровольные пенсионные накопления. Если на счет негосударственного пенсионного обеспечения вносились личные деньги будущего пенсионера в рамках индивидуального или корпоративного пенсионного плана, то при получении их в виде пенсии налог не платится. А если клиент хочет получить выкупную сумму, то налогом в 13% облагается только инвестиционный доход, а не вся сумма взносов.

Но в рамках корпоративных пенсионных программ взносы делает не только работник, но и зачастую его работодатель! И в этом случае при выплате пенсий из накопленной за счет работодателя суммы пенсионер уплачивает налог 13%. А если участник корпоративной программы получает выкупную сумму (то есть не как пенсию, а до наступления пенсионных оснований все деньги разом), то тогда со всей суммы платится налог в 13%.

Но при этом налоговая база по пенсионному обеспечению не включается в расчет совокупности тех налоговых баз, по которым рассчитывается налог в 15%. Иными словами, для любых пенсионных выплат ничего не поменяется.

К чему приведет повышение НДФЛ?

С идеей отменить плоскую шкалу налогообложения президент РФ выступил еще в июне 2020 года. Налоговое новшество приведет к более равномерной налоговой нагрузке на общество, считают в правительстве. По предварительным данным повышение налога в ближайшие три года может принести бюджету почти 190 млрд рублей.

Ранее в Минфине заявляли, что при определении параметров повышения налоговой ставки ведомство исходило из того, чтобы мера затронула лишь незначительную часть населения с высокими доходами. Однако эксперты считают, что введение такого налога — это первый шаг к тому, чтобы полностью перейти к прогрессивной шкале налогообложения. Вероятно, не ранее 2024 года: правительство обещало не трогать налоговую систему еще три года. Но обещать не значит жениться: никогда не знаешь, когда государству могут понадобиться деньги и в какой момент кризис усилится.

«В 2001 году правительство отказалось от прогрессивной шкалы подоходного налога с тарифами в пользу так называемой «плоской шкалы» и единого тарифа в 13%, — рассказывает глава Центра анализа НПФ «САФМАР» Евгений Биезбардис. — Это существенно обелило зарплаты. Тем не менее, по разным подсчетам, до 40% фонда оплаты труда все ещё находится в тени. Таким образом, проблема официальных доходов продолжает оставаться крайне актуальной. Ведь именно из-за неё страховая пенсионная система остаётся дефицитной (ей как раз не хватает взносов), а пенсии мизерными — немногим выше прожиточного минимума пенсионера. ​Рост ставки для якобы «богатых» может привести и к обратному эффекту — к тому, от чего пытались избавиться в 2001 году. Люди могут начать применять пути ухода от повышенного тарифа».

На что пойдут деньги?

Полученные деньги будут направлены на лечение детей с тяжелыми заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, а также на проведение высокотехнологичных операций. От введения прогрессивной ставки налогообложения бюджет в 2021 году дополнительно получит 60 млрд руб., в два следующих года — 64 млрд и 68,5 млрд руб. соответственно, и эти деньги уже зарезервированы на госпрограмму «Развитие здравоохранения». Ожидается, что за счет повышения НДФЛ лечение смогут получить 25 тысяч детей.

Как относятся россияне к введению сверхналога?

По результатам опроса Фонда «Общественное мнение», за прогрессивную систему налогообложения высказываются 63% россиян, чаще всего приводя в защиту своего мнения такие аргументы: «рационально: кто больше зарабатывает, тот должен больше платить», «есть нищие, а есть миллионеры», «должны отдавать для содержания пенсионеров и неимущих». Против прогрессивного налога 26% россиян (среди молодых — 42%), объясняя: «это может лишить человека стимула больше зарабатывать», «у нас не такие большие заработки».

 (2003) | Фото: Накануне.ru

Сложа руки. "Единая Россия" отказалась голосовать за прогрессивную шкалу НДФЛ

Сразу четыре альтернативных законопроекта о введении прогрессивной шкалы НДФЛ сегодня обсудили в "нижней палате" федерального собрания. Свои инициативы защищали представители оппозиционных партий – ЛДПР, КПРФ и "Справедливой России". Профильный комитет Госдумы заявил, что обещанных доходов бюджет не получит, более того, регионы потеряют средства из-за падения собираемости. "Единая Россия", составляющая думское большинство, и вовсе умыла руки – депутаты отказались от голосования, передает корреспондент Накануне.RU.

Депутат от КПРФ Николай Арефьев, представляя инициативу компартии, напомнил, что прогрессивная шкала – не новое явление для России. Исчезла она после Октябрьской революции вместе с буржуазией, в "нулевых" прогрессивный налог повторно отменили как раз потому, что расслоение в обществе усилилось, и богатым налог стал мешать. Уход сверхбогатых от налогов тогда оплатили повышением ставки подоходного налога.

Градация ставок в проекте коммунистов: 13% для месячного дохода размером до 400 тыс. руб., 30% - от 400 тыс. руб. до миллиона, доходы выше миллиона облагаются по ставке 50%. Величина ставки – вопрос дискуссионный, сказал Арефьев.

Он заявил, что государство "затягивает пояса" за счет пенсионеров, инвалидов и других незащищенных категорий. Итог – ухудшение уровня жизни на 15% за три года.

"В это время состояние 200 олигархов равно размеру всех золотовалютных резервов страны. Так быть не должно. Стыдно получать миллион рублей в месяц в то время, как наше население находится за чертой бедности", – заявил депутат.

На соотношение доходов самой богатой и самой бедной части населения России обратил внимание и депутат ЛДПР Сергей Катасонов, представляя законопроект либерал-демократов. По методике ООН, если цифры разнятся на 10 порядков, то это является признаком социального напряжения в обществе, в России разница – до сорока раз. Это отражается на гражданской активности жителей, сказал парламентарий.

Сергей Катасонов, депутат Госдумы|Фото: absoluttv.ru

600? '600px': '100%' ); width:100%;" title="Сергей Катасонов, депутат Госдумы|Фото: absoluttv.ru" />

"Достаточно посмотреть процент жителей, которые ходят на выборы, люди уже не идут на участки. Непонятно, что сейчас опаснее: активный протест или те люди, которые сегодня остаются дома. Что они думают, к чему они готовятся? Потом кто-то из них начинает расстреливать соседей из окна", – выступил Катасонов.

ЛДПР предложила ввести четыре шкалы: доход до 180 тыс. в год (порядка 15 тыс. руб. в месяц) освобождается от налога; доход от 180 тыс. руб. до 2,4 млн руб. – 13%; 2,4 млн руб. 100 млн руб. – 30%; все, что свыше этого – 70%. Причем, облагаемая база определяется с учетом вычета минимальной суммы, освобождаемой от налога.

"Оппоненты говорят, что собрать невозможно, все уйдут в тень. Но кто попадет под ставку в 70% – 23 тыс. человек, в среднем по 200 человек на субъект. Это штучные люди, мы их знаем", – заявил Катасонов.

Также он раскритиковал идею роста налогов на потребление, что традиционно поддерживает "Единая Россия". По словам депутата, попутно увеличиваются издержки бизнеса.

"Справедливая Россия" в одиннадцатый раз защищает проект закона о прогрессивной шкале в Госдуме, сказал депутат Олег Нилов:

Олег Нилов, депутат Госдумы|Фото: metronews.ru

600? '600px': '100%' ); width:100%;" title="Олег Нилов, депутат Госдумы|Фото: metronews.ru" />

"Мы утверждаем, что, принимая прогрессивную ставку налога, депутаты голосуют за абсолютное большинство налогоплательщиков. Те, кто голосует против, встают на другую сторону – сторону богатейшей части населения".

"Эсеры" считают, что ставку в 13% нужно сохранить для тех, чей годовой доход не превышает 5 млн руб. Налог для граждан с доходом от 5 до 50 млн руб. равен 18%, от 50 до 500 млн руб. – 23%, самая высокая ставка проекта партийцев – 28%.

"Редкий депутат получает 5 млн руб., то же самое касается и Правительства, я не говорю про военных, бюджетников, врачей и учителей. По моим подсчетам, "прогрессия" коснется примерно 200 тыс. налогоплательщиков", – сказал он.

"В странах "двадцатки" давно принята и используется прогрессивная шкала налога. Во многих государствах 28% – это только начало шкалы", – добавил Олег Нилов. По его подсчетам, новая градация НДФЛ даст дополнительно от 600 млрд руб. и выше.

"Многие, не захотев платить повышенный налог, подведут свои доходы под меньший налог – пожалуйста! От этого государство может получить даже больше пользы. Это возможность не забирать деньги из бизнеса, а оставить их там для развития технологий, создания новых рабочих мест", – заявил Нилов.

Четвертый вариант шкалы представил "эсер" Валерий Гартунг. В его варианте по ставке 13% облагаются годовые доходы до 24 млн руб. Людей, живущих на зарплату, мера не затронет, сказал парламентарий.

"Я под прогрессивную шкалу тоже попадаю в силу доходов в виде дивидендов. Но я считаю справедливым, что я буду платить больше. Если мы не ограничиваем расслоение, то это не только несправедливо, но и экономически вредно", – сказал он.

Ставка для доходов в 24-100 млн руб. – 25%, 100-200 млн руб. – 25%, верхний предел – ставка в 50%.

Все инициативы получили отрицательное заключение комитета ГД по бюджету и налогам, его председатель Андрей Макаров оценил потери региональных бюджетов, а именно туда зачисляется налог, от введения прогрессивной шкалы НДФЛ в 1 трлн руб.

"Почти за век существования налоговой системы мы отучили людей быть налогоплательщиками. Все наши граждане, получающие зарплату, знают, что у них налог возьмут из зарплаты и им не придется идти в налоговую службу. Если мы говорим о налоге на доходы, то налоговый агент – предприятие, не может знать, какие доходы получает работник, помимо зарплаты. Вводя прогрессивную шкалу, мы должны быть готовы, что жители становятся самостоятельными налогоплательщиками. В очередь в налоговую выстроится более 60 млн человек", – заявил Макаров, добавив, что налоговая служба должна будет организовать процедуру проверки правильности таких налогов и приходить уже не к работодателю, а к налогоплательщику.

Андрей Макаров Александр Жуков Антон Силуанов|Фото:Накануне.RU

400? '400px': '100%' ); width:100%;" title="Андрей Макаров Александр Жуков Антон Силуанов|Фото:Накануне.RU" />

"Мы хотим обложить налогом Абрамовича, хорошо. Но проблема в том, что он не получает зарплаты. Он получает дивиденды, а их он может получить на любую компанию в любой стране. Никто не мешает открыть компанию на Кипре или в Ирландии, или в Казахстане, где тоже действует плоская шкала", – добавил Макаров.

Также глава комитета заметил, что в некоторых проектах предусмотрены профессиональные и имущественные вычеты при начислении налога. Однако если олигарх продал дом стоимостью в несколько миллиардов – то получит вычет на всю сумму налога, снизив ставку до минимальной, такая же ситуация с продажей акций и другого имущества. Кроме того, нагрузка может увеличиться на северян, военнослужащих, работников ВПК, квалифицированных специалистов, заявил Макаров.

По оценкам главы комитета, вычеты и необлагаемый минимум принесут потери региональным бюджетам вместо доходов. Регионы, в свою очередь, будут пытаться компенсировать потери за счет перехода на кадастровую оценку имущества:

"Давайте не будем забывать, что богатые люди живут в нескольких регионах. Что станет лучше в Ивановской, Рязанской областях от того, что в Москве кого-то обложат дополнительным налогом?"

Обсуждение законопроекта затянулось на несколько часов, парламентарии спорили с главой профильного комитета. Депутат Госдумы от КПРФ Алексей Куринный отметил, что оппозиции следует объединиться и внести общий законопроект о прогрессивной шкале.

"Мы ведем речь о самой большой угрозе – несправедливого распределения доходов. Никакие внешние угрозы не могут с ней сравниться. Решения может быть два: в эти двери войдут очередные матросы и выгонят нас отсюда или мы сделаем выбор в пользу социального государства и примем проект", – заявил он.

Из числа "единороссов" выступил лишь депутат Андрей Исаев, который обвинил коллег в политическом пиаре.

"Я был против введения плоской шкалы подоходного налога, но уже через несколько месяцев, проголосовав против нее, я извинился перед своими коллегами, потому что благодаря ей мы начали гасить долги по заработной плате учителей и врачей, собираемость налога резко возросла", – сказал он.

Исаев защитил инициативы "ЕР" по введению налогов "с потребления богатых" и привел в пример введение НДПИ, кадастрового налога, акцизов на дорогие автомобили и акцизы на бензин.

"Каждый раз, когда мы голосуем за повышение акцизов, мы понимаем, что дедушка с бабушкой, которые раз в неделю ездят на дачу, тратят меньше на бензин, чем бизнесмены. Мы голосуем за законы, которые накладывают на них бремя, а вы голосуете в их пользу", – выступил Исаев и добавил, что дифференцированная система налогообложения в России возможна в будущем.

Депутаты голосовали за все альтернативные инициативы, в итоге наибольшую поддержку, 98 голосов, получил проект КПРФ. "Единороссы" в голосовании участия не приняли.


Власти обсуждают возможность введения повышенной ставки налога для граждан с высокими доходами. Изменение плоской налоговой шкалы поддерживают все думские фракции. Парламентарии считают, что таким образом можно будет получить больше средств с богатых граждан. Известно, что президент России Владимир Путин против прогрессивной шкалы. Однако в нынешних условиях это возможность привлечь на свою сторону левый электорат, выступающий против поправок в Конституцию. Нововведения, правда, ударят, прежде всего, по среднему бизнесу, а не по "жирным котам", как хотят сторонники поправок. Для того чтобы прогрессивная шкала работала, необходим более высокий денежный порог, чем предлагаемые депутатами 2-3 млн рублей в год.

Ввести прогрессивную шкалу предложила формально правящая партия "Единая Россия". "Мы всегда говорили о том, что в перспективе возможно введение прогрессивной шкалы подоходного налога", - рассказал "Интерфаксу" в четверг, 18 июня, глава партийной фракции "Единая Россия" Сергей Неверов.

Введение прогрессивной шкалы поддержали все фракции Госдумы, инициативу "Единой России" поддерживают и в Совете Федерации. Первый замглавы Комитета по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин в интервью "Интерфаксу" назвал подобную меру "оправданной и справедливой": "Я разделяю такой подход дифференцированной, прогрессивной ставки с учетом доходов категорий граждан". По мнению сенатора, те, у кого доходы "десятки миллиардов в год, сильно не пострадают".

В настоящее время в стране действует 13% налоговая шкала. Она появилась в России в 2000 году на первом сроке президентства Владимира Путина. Ее целью была борьба с уклонением от уплаты налогов. Авторами этой идеи были "системные либералы" из окружения президента.

Еду в Магадан

Однако, если говорить о предлагаемом "единороссами" доходе в 2-3 млн рублей в год, социальная справедливость выглядит весьма сомнительной. 3 млн рублей - это 250 тыс. рублей в месяц и такую зарплату получают менеджеры среднего звена или представители небольшого бизнеса.

При этом средние зарплаты в России остаются на низком уровне. Согласно опубликованным в июне данным Росстата, средней зарплатой на уровне 100 тыс. рублей могут похвастаться всего лишь три региона России: Москва, Магаданская область и Сахалин. Но и эти цифры, похоже, придется пересматривать. Аналитики "Росбанка" прогнозируют в этом году падение реальной заработной платы на 9,1% из-за вторичных эффектов от пандемии. Это выше, чем 3,6% по прогнозу Минэкономики.

Кроме этого, необходимо учитывать разницу между доходами таких городов, как Москва и менее развитых регионов. Если в Москве доход в 200-250 тыс. рублей может получить специалист в сфере IT, то в каком-нибудь российском регионе, такая зарплата может быть у владельца среднего бизнеса.

Всех этих людей вряд ли можно отнести к толстосумам или "жирным котам", которых необходимо обложить высокими налогами. "Если это произойдет, многие будут просто уводить бизнес, переезжать в другие страны. Лучше бы предложили несколько вариантов налогообложения, тогда это могло быть справедливо", - говорит Finam.ru московский бизнесмен Александр, владеющий вместе с супругой небольшим хостелом на окраине города.

Директор по стратегии компании "ФИНАМ" Ярослав Кабаков считает желание депутатов ввести прогрессивную шкалу "чистой воды популизмом", который переложит ответственность за провал политики правительства по росту доходов населения на средний класс. Озвученный депутатами порог для прогрессивной шкалы даст прирост в бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, но остальные регионы существенного роста собираемости дохода не получат, говорит Кабаков.

"При этом сверхдоходы топ-менеджеров, тех же самых госкорпораций, достаточно быстро оптимизируются через различные рода офшорные схемы", - говорит эксперт. По мнению Кабакова, разумным было бы облагать прогрессивным налогом годовой доход от 10-20 млн в год.

Больше конвертов, хороших и серых

Известно, что премьер Михаил Мишустин, сам бывший налоговик, не большой сторонник введения прогрессивной шкалы. На встрече с представителями Компартии при назначении его премьером он объяснял, что в стране 20 млн граждан с доходами меньше МРОТ, и налоги по прогрессивной шкале собирать просто не с кого.


Против введения прогрессивной шкалы высказывался и президент России Владимир Путин, который всегда считал ее введение одним из главных своих политических достижений. В послании к Федеральному Собранию в 2012 году он объяснял, что прогрессивная шкала не обеспечит социальной справедливости: "Будет уход от налогов и недополучение в казну соответствующих объемов и денег от этого налога, а значит, у нас возникнут дефициты".

Интересно, что с Путиным в этом согласен и его политический оппонент, экономист Григорий Явлинский. "В нынешних условиях при введении прогрессивного налога объём налоговых поступлений в бюджет сократится: "серые" зарплаты вырастут, значительная часть бизнеса будет стремиться уйти в тень, люди с высокими доходами с помощью юридических уловок выстроят себе схемы для снижения налоговых платежей", - писал Явлинский.

Налоговый сбор перед Конституцией

Собираемость налогов в России благодаря плоской шкале НДФЛ действительно повысилась. В 2019 году сам Мишустин в то время, когда был главой Федеральной налоговой службы, заявлял, что налоговые поступления в течение пяти лет выросли в 1,5 раза. Это, по словам Мишустина, обеспечило "массовое обеление экономики".

Заявления о необходимости введения прогрессивной шкалы вместо плоской, несомненно, могли бы прибавить политических очков президенту Путину и помогли бы мобилизовать левый электорат. Известно, что идея введения прогрессивной шкалы весьма популярна у электората левых партий, а КПРФ настроена против поправок в Конституцию. Учитывая этот фактор, президент в ожидании "обнуления" может вполне изменить свое мнение, как это было в случае с пенсионной реформой.

Не случайно, что разговоры о возможном повышении ставки НДФЛ возникли незадолго до решающего дня голосования по поправкам в Конституцию. Однако при общей негативной экономической ситуации в стране подобная мера может стать "выстрелом в ногу". Отношение к необходимости платить налоги во время кризиса у россиян меняется не в лучшую сторону.

После пандемии ситуация в бизнесе резко ухудшилась, и, согласно недавнему исследованию "Налоги глазами россиян", 45% опрошенных считают, что в кризисной ситуации допустимо не платить налоги. Исследование было подготовлено Центром стратегических инициатив и опубликовано 26 мая. Стоит отметить, что в декабре 2019 года так считало 35% респондентов.

Во времена пандемии выросло и количество россиян, согласных на получение зарплаты в конверте. Согласно апрельскому опросу портала SuperJob, на подобные выплаты согласилось 46% россиян, в то время как в 2019 году эта цифра составляла 43%. При этом количество тех, кто выступал против подобных выплат, снизилось с 36% до 30% по сравнению с прошлым годом.

Сторонники введения прогрессивной шкалы в России ссылаются на опыт многих западных стран и США, где действует подобная система. Ставки федеральных налогов в этой стране колеблются от 10 до 39,6%. Они рассчитываются от уровня дохода и семейного положения.

При этом известно, что контроль за американской налоговой системой один из самых жёстких в мире, как и правовая сознательность граждан. Кроме этого, как бы критически граждане ни относились к налоговой системе, они уверены, что уплаченные ими средства идут по назначению. У россиян такой убежденности по-прежнему нет, отмечал ранее в беседе с Finam.ru доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Кучерена Анастасия

Несмотря на то что у введения прогрессивной шкалы налогообложения в РФ по примеру западных стран много сторонников, долгие годы законопроекты, связанные с изменением налоговой системы, не претерпевали изменений. Прогрессивный налог ассоциируется, как правило, с понятием политико-экономической справедливости: чем меньше зарабатывает налогоплательщик, тем меньший доступ к благам он имеет, и тем, соответственно, ниже должен быть налог на его доходы.

Такая «простая арифметика» не всем пришлась по душе. Стоит напомнить о первом вестнике введения прогрессивной шкалы в конце 2020 г. Тогда для обеспеченных россиян уже начал действовать налог в 15%, если заработок превышает 5 млн руб. в год. Налогом облагается не весь доход, а лишь та его часть, которая превышает указанную сумму. Получается, что такой подход затрагивает не столько очень состоятельных граждан, сколько немногочисленный российский средний класс (который на Западе считается опорой экономики).

Прогрессивную шкалу критикуют и за то, что ее введение может вновь привести к расширению теневой доли бизнеса: предприниматели будут либо избегать «белой» финансовой отчетности, либо начнут массово выводить бизнес за рубеж – туда, где налоговые условия окажутся более комфортными.

Проектом поправок в ст. 224 ч. 2 НК РФ, внесенным в Госдуму 10 марта, предусмотрена новая концепция налогообложения (законопроект № 1126364-7). В частности, налогоплательщиков, доход которых составляет менее 204 тыс. руб. в год, предлагается освободить от уплаты НДФЛ; тем, чей ежегодный доход составляет от 204 тыс. руб. до 5 млн руб., оставить ставку в 13%, а при доходе от 5 до 10 млн руб. – установить НДФЛ 15%. Для налогоплательщиков, чей доход превышает 10 млн руб. в год, предлагается ввести фиксированную ставку – 1,3 млн руб. плюс 25% НДФЛ, а свыше 100 млн руб. – 35% НДФЛ + налоговая ставка 23,8 млн руб.

Согласно пояснительной записке цель законопроекта – заставить «раскошелиться» обладателей сверхвысоких доходов, а 14% налогоплательщиков, чей доход в месяц не превышает 17 тыс. руб., позволить сэкономить порядка 21 тыс. руб. в год.

Данное предложение действительно могло бы увеличить приток капитала в государственную казну на 9%, однако ежегодная инфляция все сильнее размывает понятие «среднего класса» российских граждан, и НДФЛ даже в 15% может существенно ударить по ним. Кроме того, учитывая профицит госбюджета в последние годы, а также то, что средства Фонда национального благосостояния, размер которого по разным оценкам достигает от 13 до 18 трлн руб., практически не расходуются, возникает закономерный вопрос: обоснованно ли введение прогрессивного налога сейчас, когда страна только выходит из «коронавирусного локдауна»?

Авторы законопроекта, однако, посчитали, что введение прогрессивной ставки именно в это время целесообразно, но уже сделали поправку: собрать налоги просто, а вот равномерно распределить их по регионам – увы, нет. К тому же у некоторых регионов (в частности, Северной Осетии, Ненецкого автономного округа, Ингушетии, Амурской обл. и г. Севастополя) бизнес в это время по уровню дохода снизился до показателей 2008 г., когда в мире разразился экономический кризис. Так, Северная Осетия – Алания «усугубила» финансовые убытки предпринимателей в период коронавирусного локдауна с 2 млн руб. в 2019 г. до 3 млрд руб. в 2020 г. И если в конце 2020 г. обещали доход от дополнительно полученных налогов направлять в фонды для лечения тяжелобольных детей, то в современной редакции проекта поправок данное предложение отсутствует. Полагаю, включить данную норму в ст. 224 Налогового кодекса РФ целесообразно с точки зрения социальной повестки – это реальная поддержка названных фондов.

Будет законопроект рассмотрен на государственном уровне или так и останется проектом, пока не известно – Правительство РФ в заключении законопроект не поддержало, указав, что предусмотренные им изменения «способны привести к нарушению устойчивости и стабильности правового регулирования налоговых правоотношений».

Представляется, что предлагаемые законодателем меры были бы более эффективными в случае снижения и других налогов для граждан – например, НДС.

В то же время утверждать, что прогрессивная шкала налогообложения неэффективна для российской экономики, на мой взгляд, нельзя – государство должно быть в общем плане к этому готово. Налоги не предназначены «забирать последнее у беднейших и передавать богатейшим», а перспективы обсуждаемого законопроекта видятся таковыми. Но еще важнее, что государство, к сожалению, вновь не ставит целями выравнивание сильнейшего экономического расслоения и формирование «среднего» устойчивого класса граждан.

Куда будут направлены вновь приобретенные 9% прибыли (а это миллиарды рублей): в бюджет или внебюджетные фонды? Кто в таком случае станет выгодоприобретателем и как новации отразятся на налогоплательщиках, требующих прозрачности налоговой базы и расходования бюджетных средств? Ответы на эти вопросы экспертное сообщество получит, полагаю, в ближайшем будущем, когда станет окончательно ясно, будут приняты данные поправки в НК к рассмотрению Госдумой или нет.

Читайте также: