Возмещение акциза при экспорте нефтепродуктов

Опубликовано: 01.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 21 ноября 2012 г. № ЕД-20-3/1304 “О порядке возмещения НДС и акцизов налогоплательщиками, вывозящими нефтепродукты в Республику Беларусь, Республику Казахстан и Киргизскую Республику”

Федеральная налоговая служба рассмотрела телеграмму Минэнерго России от 22.10.2012 № ПФ-9650/06 и сообщает следующее.

В части порядка возмещения НДС сообщаем.

При вывозе (экспорте) нефтепродуктов в Республику Беларусь, Республику Казахстан и Киргизскую Республику применяется общий порядок возмещения НДС.

Порядок возмещения НДС на территории Российской Федерации установлен статьей 176 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

Так, согласно пункту 1 статьи 176 Налогового кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с нормами Налогового кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями данной статьи Налогового кодекса.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 Налогового кодекса.

На основании положений статьи 88 Налогового кодекса камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, то в соответствии с пунктом 2 статьи 176 Налогового кодекса в течение семи дней по окончании проверки налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 Налогового кодекса.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению.

В соответствии с пунктом 6 статьи 176 Налогового кодекса при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных налоговым кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

На основании пункта 10 статьи 176 Налогового кодекса при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Вместе с тем, в случаях и порядке, предусмотренными статьей 176.1 Налогового кодекса, налогоплательщик вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога, который представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

В части порядка возмещения акцизов сообщаем.

При исчислении, уплате и возмещении сумм акциза по операциям реализации подакцизных товаров с территории Российской Федерации в Республику Беларусь и Республику Казахстан правоотношения регулируются положениями Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее -Соглашение), а также Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол)

В соответствии с положениями статьи 2 Соглашения и пункта 1 статьи 1 Протокола при экспорте подакцизных товаров с территории одного государства-члена Таможенного союза на территорию другого государства-члена Таможенного союза налогоплательщиком государства-члена Таможенного союза, с территории которого вывезены эти товары, применяется освобождение от уплаты акциза при условии документального подтверждения факта экспорта.

Перечень документов, обосновывающих правомерность освобождения от уплаты акциза, определен пунктом 2 статьи 1 Протокола.

Согласно пункту 3 статьи 1 Протокола документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 1 Протокола, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

В случае непредставления указанных документов в установленный срок, суммы акцизов подлежат уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров.

При этом если по истечении вышеуказанного срока налогоплательщиком будет представлен в налоговый орган соответствующий пакет документов, подтверждающих факт экспорта в государства - члены Таможенного союза, уплаченные им суммы акциза подлежат возмещению (возврату) согласно законодательству государства - члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы эти товары.

Возмещение уплаченных налогоплательщиком сумм акциза при реализации подакцизных товаров на экспорт, в том числе в государства-члены Таможенного союза, производится в порядке, предусмотренном статьей 203 главы 22 «Акцизы» Налогового кодекса.

На основании положений пункта 4 статьи 203 Налогового кодекса указанное возмещение должно производиться не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком предусмотренных пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса документов, подтверждающих факт реализации подакцизных товаров на экспорт. В течение указанного срока налоговый орган проверяет обоснованность суммы акциза, заявленной к возмещению, и принимает решение либо о возмещении путем зачета (возврата) соответствующих сумм, либо об отказе в этом возмещении (полностью или частично).

При рассмотрении вопроса о порядке возмещения сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, в государства, не являющиеся участниками Таможенного союза, в том числе в Киргизию, необходимо руководствоваться нормами главы 22 «Акцизы» Налогового кодекса.

Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса операции по реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) акцизом.

При этом согласно положениям статьи 184 Налогового кодекса освобождение от уплаты акциза при осуществлении вышеуказанных операций по реализации произведенных подакцизных товаров (в том числе из давальческого сырья) на экспорт может быть получено налогоплательщиком при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со статьей 74 Налогового кодекса или банковской гарантии, предусматривающие обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления им в порядке и сроки, которые установлены пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пеней.

При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик уплачивает акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 184 Налогового кодекса, суммы акциза, уплаченные вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка или банковской гарантии, подлежат возмещению после представления указанным налогоплательщиком в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса, подтверждающих факт экспорта этих товаров.

Указанное возмещение, согласно пункту 3 статьи 184 Налогового кодекса, производится в порядке, предусмотренном статьей 203 Налогового кодекса.

В отношении перечня налогоплательщиков, вывозящих нефтепродукты в Республику Беларусь, Республику Казахстан и Киргизскую Республику, и сумм НДС и акцизов, заявленных к возмещению из бюджета по указанным операциям сообщаем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Пунктом 2 данной статьи Налогового кодекса установлено, что налоговая тайна налоговыми органами разглашению не подлежит.

В данной связи сообщаем о невозможности предоставить перечень налогоплательщиков, вывозящих нефтепродукты в Республику Беларусь, Республику Казахстан и Киргизскую Республику, и сумм НДС и акцизов, заявленных к возмещению из бюджета по указанным операциям.

Вместе с тем, по результатам анализа информации, имеющейся в ФНС России, направляем данные о количестве налогоплательщиков - резидентов Российской Федерации, осуществлявших вывоз в периоды 2011 - 9 месяцев 2012 г.г. нефтепродуктов в Республику Беларусь, Республику Казахстан и Киргизскую Республику, и общей сумме НДС и акцизов, заявленных к возмещению из бюджета по указанным операциям (прилагается).

Приложение: на 1 листе.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Д.В. Егоров

Обзор документа

Разъяснено, что при вывозе нефтепродуктов в Белоруссию, Казахстан и Киргизию применяется общий порядок возмещения НДС.

Так, сумма налоговых вычетов, превышающая размер налога, возмещается налогоплательщику после представления им налоговой декларации, проведения налоговым органом камеральной проверки и вынесения последним соответствующего решения. Его налоговый орган обязан принять в течение 7 дней по окончании проверки. В случае выявления нарушений выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности либо об отказе в этом. Одновременно решается вопрос о возмещении налога.

Возврат налога осуществляется в течение 12 дней после завершения налоговой проверки на банковский счет, указанный налогоплательщиком.

Также возможен заявительный порядок возмещения суммы налога до завершения камеральной проверки.

Разъяснен порядок возмещения акцизов.

При экспорте товаров из России в Белоруссию и Казахстан применяется освобождение от уплаты акцизов при условии подтверждения факта экспорта. Документы должны быть представлены в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров. В противном случае суммы акцизов подлежат уплате и возвращаются не позднее 3 месяцев со дня представления документов, подтверждающих экспорт товаров .

При реализации подакцизных товаров из России в Киргизию налогоплательщики не оплачивают акцизы при наличии поручительства банка. При его отсутствии суммы акцизов вносятся в бюджет и возвращаются не позднее 3 месяцев со дня представления документов, подтверждающих факт экспорта.

После проверки обоснованности сумм акцизов, заявленных к возврату, налоговым органом принимается решение о возмещении налога путем зачета (возврата) либо об отказе в этом (полностью или частично).

Сообщено о невозможности разглашения перечня налогоплательщиков, вывозящих нефтепродукты в Белоруссию, Казахстан и Киргизию, и заявленных к возмещению сумм НДС и акцизов, поскольку данные сведения являются налоговой тайной.

"Российский налоговый курьер", N 14, 2003

При реализации подакцизных нефтепродуктов на экспорт налогоплательщик может получить освобождение от уплаты акцизов либо возвратить из бюджета ранее уплаченную сумму этого налога.

Как получить освобождение от уплаты акциза

Организации или предприниматели, реализующие нефтепродукты за пределы России, освобождаются от уплаты акцизов при соблюдении ими следующих условий (ст.ст.183 и 184 НК РФ).

Во-первых, экспортировать нефтепродукты должны непосредственно плательщики акцизов или комиссионеры, поверенные на основании договоров комиссии, поручения либо агентского договора, заключенных с плательщиком акцизов.

Во-вторых, экспортер должен представить в налоговую инспекцию поручительство банка или банковскую гарантию (ст.ст.74 и 184 НК РФ).

В-третьих, и это необходимо подчеркнуть, налогоплательщик должен вести отдельный учет операций по производству и реализации (передаче) экспортируемых подакцизных товаров.

Плательщики акцизов

Статья 183 Кодекса гласит: от налогообложения акцизами освобождаются операции, совершаемые с подакцизными нефтепродуктами в соответствии с пп.2 - 4 п.1 ст.182 НК РФ, если указанные нефтепродукты впоследствии реализованы на экспорт.

Таким образом, право на освобождение от уплаты акциза при экспорте подакцизных нефтепродуктов имеют практически все лица, совершающие указанные выше операции. К плательщикам относятся производители нефтепродуктов из собственного сырья независимо от наличия свидетельства, а также имеющие свидетельства оптовики и давальцы сырья, экспортирующие нефтепродукты.

Рассмотрим примеры, когда собственником сырья и готового нефтепродукта является его производитель.

Пример 1. Нефтеперерабатывающий завод произвел из собственного сырья бензин и продал его оптовику, не имеющему свидетельства. Оптовик реализовал бензин на экспорт.

Завод является плательщиком акциза, поскольку у него независимо от наличия свидетельства возникает объект налогообложения при оприходовании произведенного бензина. Оптовик не платит акциз, так как не имеет свидетельства.

В данной ситуации ни завод, ни оптовик не получат освобождения от уплаты акциза. И вот почему. Завод, хотя и является плательщиком акциза, не вывозит бензин за пределы таможенной территории России. Оптовик, в свою очередь, экспортирует бензин, но плательщиком акциза не является.

Пример 2. Нефтеперерабатывающий завод произвел из собственного сырья бензин и реализовал его на экспорт. Завод имеет право на освобождение от уплаты акциза в случае представления поручительства банка или банковской гарантии.

Может ли завод получить освобождение от уплаты акциза, если будет производить нефтепродукты из давальческого сырья?

Как известно, если собственник нефтепродуктов (давалец), произведенных из давальческого сырья, имеет свидетельство, он и является плательщиком акциза. Значит, при реализации нефтепродуктов на экспорт давалец-экспортер получит право на освобождение от уплаты акциза в бюджет.

Если давалец-экспортер не имеет свидетельства, плательщиком акциза становится производитель нефтепродуктов, то есть завод. Поэтому он и получит право на освобождение от уплаты акцизов по товарам, реализуемым давальцем на экспорт.

Итак, все плательщики акцизов, реализующие нефтепродукты на экспорт, могут получить освобождение от уплаты акцизов в бюджет, если представят в налоговую инспекцию поручительство или банковскую гарантию.

Оформление поручительства

Поручительство или банковскую гарантию налогоплательщик должен оформить не позднее установленного срока уплаты акцизов. То есть не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, для производителей и лиц, имеющих свидетельство на оптово-розничную реализацию. Налогоплательщик же, имеющий свидетельство только на оптовую реализацию, - не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.204 Кодекса).

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством договором между налоговой инспекцией и поручителем, то есть банком. Это значит, что банк обязуется уплатить сумму акциза и соответствующую пеню в случае непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.

Заключая договоры поручительства, каждая сторона вправе выдвигать определенные условия. В частности, налоговая инспекция может заключить договор при условии, что:

  1. банк и плательщик акцизов состоят на налоговом учете в инспекциях одного и того же субъекта РФ;
  2. у плательщика акцизов в этом банке открыт расчетный и (или) валютный счет;
  3. отсутствуют признаки неплатежеспособности банка-поручителя.

Что же это за признаки?

Во-первых, денежные средства на корреспондентских счетах банка недостаточны или полностью отсутствуют, вследствие чего банк не выполняет требования отдельных кредиторов по их обязательствам. Например, по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их исполнения.

Во-вторых, банк допускает абсолютное снижение капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20%.

И, в-третьих, нарушен норматив достаточности капитала или текущей ликвидности, установленный Банком России.

Вопросы платежеспособности того или иного банка и доверия к нему решаются территориальными налоговыми инспекциями самостоятельно на основании имеющейся у них информации и материалов.

Получив освобождение от уплаты акциза, экспортер реализует нефтепродукты без налога. Затем в течение 180 дней со дня реализации представляет в налоговую инспекцию документы, подтверждающие экспорт нефтепродуктов. Перечень указанных документов установлен п.7 ст.198 Кодекса. Если же документы не будут собраны в указанный срок, у экспортера возникнет обязанность уплатить причитающуюся сумму акциза в бюджет.

Кроме того, он обязан будет уплатить акциз в бюджет и в том случае, если по каким-либо причинам не представит в инспекцию в установленные сроки поручительство банка или банковскую гарантию.

Возврат акциза из бюджета

Уплаченную сумму акциза экспортер может возвратить из бюджета или зачесть в счет будущих платежей налога, но только после того, как представит в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт экспорта.

Возмещение (зачет) сумм акцизов производится не позднее трех месяцев со дня представления соответствующих документов (п.4 ст.23 НК РФ).

Возврат сумм акциза производится непосредственно плательщику акцизов. Если акциз платил в бюджет переработчик давальческого сырья, уплаченная сумма налога возвращается не собственнику нефтепродукта, который экспортировал его, а переработчику. Порядок взаиморасчетов переработчика с собственником сырья должен быть предусмотрен условиями договора, заключенного между ними.

Рассмотрим на примере, как следует отразить операции по экспорту нефтепродуктов в бухучете у давальца и переработчика.

Пример 3. Давалец в мае 2003 г. получил от переработчика (НПЗ) 50 т бензина, произведенного из давальческого сырья. Ставка акциза 3000 руб. за тонну. Расходы на приобретение сырья - 120 000 руб. (в том числе НДС 20 000 руб.), а на услуги по его переработке - 60 000 руб. (в том числе НДС 10 000 руб.). Расходы переработчика на производство бензина - 40 000 руб.

Давалец не имеет свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

В июне 2003 г. переработчик по поручению давальца отгрузил бензин на экспорт за 500 000 руб., а в июле собрал и представил в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт экспорта. Поручительство банка переработчик не оформлял.

В августе переработчику возвращена из бюджета уплаченная сумма акциза.

Учетная политика для целей налогообложения НДС у давальца и переработчика "по оплате", налоговый период - месяц.

Если у давальца отсутствует свидетельство, переработчик обязан начислить, уплатить в бюджет сумму акциза и предъявить к оплате собственнику давальческого сырья (п.1 ст.198 НК РФ). Сумму акциза в расчетных документах и счете-фактуре переработчик должен выделить отдельной строкой (пп.2 п.5 ст.198 Кодекса).

Давалец, в свою очередь, эту сумму включит в стоимость полученного бензина (пп.2 п.4 ст.199 НК РФ). Поскольку в налоговую инспекцию был представлен полный пакет документов, подтверждающих экспорт, переработчик как плательщик акциза имеет право на возмещение уплаченного налога из бюджета. Переработчик же возместит эту сумму акциза давальцу. В связи с этим по мере возврата налога из бюджета он должен внести исправление в счет-фактуру, выставленный давальцу в мае. Давалец, согласно исправлению в бухучете, сделает корректировочную запись.

В бухучете давальца операции по реализации бензина на экспорт будут отражены следующими проводками:

Дебет 20 Кредит 10

  • 100 000 руб. (120 000 руб. - 20 000 руб.) - списана стоимость сырья;

Дебет 20 Кредит 60

  • 50 000 руб. (60 000 руб. - 10 000 руб.) - отражена стоимость услуг по переработке сырья;

Дебет 20 Кредит 60

  • 150 000 руб. (50 т х 3000 руб/т) - акциз, начисленный переработчиком;

Дебет 19 Кредит 60

  • 40 000 руб. (20 000 руб. + 150 000 руб. х 20%) - отражен НДС;

Дебет 43 Кредит 20

  • 300 000 руб. (100 000 руб. + 50 000 руб. + 150 000 руб.) - оприходован бензин;

Дебет 60 Кредит 51

  • 120 000 руб. - оплачено сырье;

Дебет 60 Кредит 51

  • 240 000 руб. (50 000 руб. + 150 000 руб. + 40 000 руб.) - оплачены услуги переработчика;

Дебет 62 Кредит 90-1

  • 500 000 руб. - реализован бензин на экспорт;

Дебет 90-2 Кредит 43

  • 300 000 руб. - списана стоимость бензина;

Дебет 90-9 Кредит 99

  • 200 000 руб. - получена прибыль от реализации бензина;

Дебет 52 Кредит 62

  • 500 000 руб. - получена выручка;

Дебет 68 Кредит 19

  • 30 000 руб. (20 000 руб. + 10 000 руб.) - принят к вычету НДС по сырью и услугам переработчика;

в августе делаются корректировочные проводки на основании исправлений, внесенных переработчиком в счет-фактуру за май

Дебет 20 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60

Дебет 43 Кредит 20

Дебет 90-9 Кредит 99

  • 150 000 руб. - получена прибыль в результате возмещения суммы акциза переработчиком;

Дебет 51 Кредит 60

  • 180 000 руб. - переработчиком возвращена сумма акциза и НДС.

В бухучете операции по переработке давальческого сырья переработчик отразит следующим образом:

Дебет 20 Кредит 10, 26, 69, 70 и др.

  • 40 000 руб. - списаны расходы по переработке давальческого сырья;

Дебет 62 Кредит 90-1

  • 240 000 руб. (60 000 руб. + 180 000 руб.) - оказаны услуги по переработке давальческого сырья с учетом выставленной давальцу суммы акциза и НДС;

Дебет 90-2 Кредит 20

  • 40 000 руб. - списана стоимость оказанных услуг;

Дебет 90-3 Кредит 76

  • 40 000 руб. (10 000 руб. + 150 000 руб. х 20%) - отражен НДС;

Дебет 90-4 Кредит 68

  • 150 000 руб. (3000 руб. х 50 т) - начислен акциз;

Дебет 90-9 Кредит 99

  • 10 000 руб. (240 000 руб. - 40 000 руб. - 40 000 руб. - 150 000 руб.) - отражена прибыль;

Дебет 51 Кредит 62

  • 240 000 руб. (50 000 руб. + 150 000 руб. + 40 000 руб.) - оплачены услуги переработчика;

Дебет 68 Кредит 51

  • 150 000 руб. - уплачен в бюджет акциз не позднее 25 июня, отраженный в декларации по акцизам за май;

Дебет 76 Кредит 68

  • 40 000 руб. (10 000 руб. + 150 000 руб. х 20%) - начислен НДС;

Дебет 68 Кредит 51

  • 40 000 руб. - уплачен НДС в бюджет не позднее 20 июля, отраженный в декларации по НДС за июнь;

в августе делаются корректировочные проводки на основании исправлений, внесенных переработчиком в счет-фактуру за май

Дебет 51 Кредит 76

  • 180 000 руб. - возвращена из бюджета сумма акциза и НДС;

Дебет 62 Кредит 90-1

Дебет 90-3 Кредит 68

Дебет 90-4 Кредит 68

Дебет 76 Кредит 51

  • 180 000 руб. - возвращена давальцу сумма акциза и НДС.

Итак, при экспорте подакцизных товаров либо предоставляется освобождение от уплаты акцизов при оформлении поручительства банка или банковской гарантии, либо возвращаются ранее уплаченные суммы акциза. В любом случае факт экспорта товаров должен быть документально подтвержден.

Экспорт в Республику Беларусь

Главой 22 НК РФ введен одинаковый режим налогообложения операций по реализации подакцизных товаров, вывезенных в государства - участники СНГ и за пределы государств - участников СНГ. То есть при экспорте подакцизных товаров в страны СНГ, за исключением Республики Беларусь, применяется такой же порядок уплаты и возмещения акциза, как и при экспорте в страны дальнего зарубежья.

По подакцизной продукции, реализованной в Республику Беларусь с территории России, применяется порядок исчисления и уплаты сумм акциза, действовавший до 1 июля 2001 г. Это установлено Федеральным законом от 20.05.2002 N 57-ФЗ.

Так, сумма акциза по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории Республики Беларусь, подлежит уплате в бюджет за вычетом суммы акциза, уплаченной в стране их происхождения.

Реализуя нефтепродукты в Республику Беларусь, продавец платит акциз в федеральный бюджет и представляет в налоговую инспекцию заполненную Справку о фактической уплате акцизов в бюджет государства - участника Таможенного союза по подакцизным товарам, ввозимым без таможенного оформления (при наличии соглашения о едином таможенном пространстве). Инспекция заверяет справку и направляет ее в налоговый орган Республики Беларусь, на учете в котором состоит покупатель нефтепродуктов. На основании справки налоговый орган Республики Беларусь проводит зачет уплаченной суммы акциза в бюджет России.

В адрес налоговых органов по субъектам РФ Письмом от 28.08.1998 N ИС-6-03/559@ был направлен Порядок проведения зачета сумм акцизов, уплаченных в бюджет Республики Беларусь, и выдачи справок о фактической уплате акцизов в федеральный бюджет.

Документ полезен? 0 m n 0

В рамках договора процессинга переработчик осуществляет производство подакцизной продукции, которую АО (давалец) экспортирует. В целях освобождения от уплаты акциза по экспортным поставкам налогоплательщик-переработчик представляет в налоговый орган банковскую гарантию согласно п. 2 ст. 184 НК РФ.

В силу пп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации, а также передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь (в пределах норм естественной убыли).

Как следует из п. 2 ст. 184 НК РФ, налогоплательщик (переработчик) освобождается от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ, при представлении банковской гарантии в налоговый орган либо без представления банковской гарантии в случаях, предусмотренных п. 2.1 данной статьи.

Следовательно, при наличии банковской гарантии операции по передаче подакцизных товаров давальцу для последующей реализации указанных товаров за пределы РФ акцизом не облагаются.

Пунктом 2 ст. 198 НК РФ установлено, что в расчетных документах, в том числе в счетах-фактурах, соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой, за исключением случаев реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 198 НК РФ установлено, что при совершении операций с подакцизными товарами, которые в соответствии со ст. 183 НК РФ освобождены от налогообложения, расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм акциза. При этом на указанных документах делается надпись или ставится штамп "Без акциза".

Однако в нарушение указанного порядка переработчик в счете-фактуре выделяет отдельной строкой сумму акциза по операциям передачи давальцу подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, для реализации за пределы территории Российской Федерации и начисляет НДС на сумму акциза. При этом переработчик предъявляет банковскую гарантию в налоговый орган за тот же период, не уплачивает предъявленную сумму акциза в бюджетную систему РФ.

То обстоятельство, что в счетах-фактурах согласно ст. 198 НК РФ сумма акциза выделяется отдельной строкой, свидетельствует о том, что акциз является самостоятельной частью налоговой базы по НДС.

Правомерны ли действия переработчика в части выделения суммы акциза в счете-фактуре при наличии банковской гарантии за тот же отчетный период?

Имеет ли право давалец принять НДС с предъявленного акциза к вычету, так как акциз в данном случае является самостоятельной налоговой базой, и в какой момент?

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение АО (далее - Общество) от 03.06.2019 по вопросам, касающимся правомерности выделения переработчиком суммы акциза в счете-фактуре при наличии банковской гарантии под операцию по реализации за пределы территории Российской Федерации подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также порядка применения Обществом налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), и сообщает следующее.

Как указано в рассматриваемом обращении, в рамках договора процессинга переработчик осуществляет для Общества (давальца) производство подакцизной продукции, которую Общество реализует на экспорт. Переработчик в счете-фактуре выделяет отдельной строкой сумму акциза по операциям передачи Обществу (давальцу) подакцизных товаров и начисляет НДС на сумму акциза. При этом переработчик предъявляет банковскую гарантию в налоговый орган за тот же период и не уплачивает предъявленную Обществу сумму акциза в бюджет Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по НДС при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь (в пределах норм естественной убыли).

При наличии банковской гарантии сумма акциза не уплачивается согласно пункту 2 статьи 184 Кодекса. При уплате акциза вследствие отсутствия банковской гарантии уплаченные суммы акциза, согласно пункту 3 статьи 184 Кодекса, подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих фактический вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта или реэкспорта.

В рассматриваемом случае, поскольку подакцизные товары, передаваемые переработчиком Обществу, вывозились за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта и, соответственно, операции по передаче подакцизных товаров Обществу не подлежат налогообложению акцизом, налоговая база по НДС при реализации услуг переработки определяется без учета акциза.

Автор: Надежда Игнатьева, старший бухгалтер отдела бухгалтерского учета компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», ноябрь 2017

Статья будет полезна тем, кто впервые столкнулся с уплатой НДС и акцизов при внешнеторговых операциях.

Экспорт подакцизных товаров

НДС и акцизы являются косвенным налогами – надбавкой на цену, и их плательщиком является конечный потребитель. Но НДС имеет очень широкую сферу применения, тогда как акцизным налогом облагается конкретная группа товаров. Эти товары не относятся к предметам первой необходимости и имеют высокую рентабельность.

Не являются плательщиками НДС согласно п. 4 ст. 346.26, п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 11 ст. 346.43 НК РФ организации и ИП, применяющие специальные налоговые режимы: УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПС. Но они потеряют это право, если в течение трех последних календарных месяцев будут заниматься продажей подакцизных товаров.

Как уже упоминалось выше, плательщиками НДС и акцизов является конечный потребитель – гражданин; облагать налогом граждан другой страны незаконно, поэтому при экспорте эти налоги не уплачиваются (по НДС применяется ставка 0 %). Но при этом нужно подтверждать право на освобождение. При экспорте нужно вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых операций.

Рассмотрим экспорт подакцизных товаров.

Согласно п. 2 ст. 184 НК РФ для подтверждения права на освобождение от уплаты акцизного налога нужно предоставить в ИФНС поручительство банка или банковскую гарантию. Суть поручительства в том, что банк берет на себя обязательство уплатить вместо ИП/организации налог и пеню в случае непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих экспорт. Но нужно учесть то, что участники договора поручительства могут выдвигать свои требования. Если инспекция сочтет банк-поручитель не стоящим доверия, то она может не подписать договор. Банковская гарантия отличается тем, что банк по письменному запросу налогоплательщика обязуется уплатить в налоговый орган требуемую денежную сумму. Данные документы нужно предоставить в налоговый орган до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (срок уплаты акциза).

Если по какой-либо причине эти документы не были переданы в налоговую инспекцию в установленный срок, то следует подать декларацию и заплатить налог. Сумма акциза отражается в том налоговом периоде, в котором была осуществлена продажа. Далее следует воспользоваться правом по возврату уплаченных сумм налога. Реализовать это право можно в течение трех лет с даты уплаты налога. Документы, которые подтверждают экспортные операции, приведены в п. 7 ст. 198 НК РФ:

копия контракта на поставку товаров;

платежные документы и выписка банка, подтверждающие факт поступления сумм на счет экспортера от иностранного покупателя;

копия ГТД (грузовая таможенная декларация), с отметками таможенного органа РФ, произведшего отпуск товара в таможенном режиме экспорта и пограничного пункта таможенной службы;

копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками пограничной таможенной службы иностранных государств.

Если работа велась через комиссионеров или агентов, то к вышеуказанному перечню следует приложить копию договоров комиссии/поручения/агентский. Оплаченный налог возвращается по истечении трех месяцев со дня подачи документов в налоговый орган.

НДС при экспорте товаров

При реализации товара в страны ЕАЭС прцедура экспорта проще, чем при отгрузке в другие иностранные государства. Список документов для подтверждения:

копии товаросопроводительных документов;

заявление о ввозе или их перечень.

При реализации товаров в государства, не являющиеся участниками ЕАЭС, нужно предоставить копии или электронный реестр следующих документов:

После предоставления документов в инспекцию проводится камеральная проверка на обоснованность вычета.

Если документы не будут предоставлены в установленные сроки, то налог уплачивается в общем порядке. В течение трех лет вы имеете право подать документы на возмещение.

При экспорте работ или услуг действуют те же правила, что и при экспорте товаров. В ст. 148 НК РФ указаны условия, при которых местом реализации работ услуг признается территория РФ. Будьте внимательны, чтобы ваша сделка не попала под эти условия, иначе вам придется заплатить НДС в общем порядке.

Импорт товаров

Рассмотрим примеры применения налогов при импорте товаров. Главное, нужно помнить, что импортируемы товары дважды облагаются налогом: сначала – акцизом, а сверху начисляется НДС.

Плательщиками налога являются организации и ИП, осуществляющие импорт подакцизных товаров. Расчет акциза производится по трем видам ставок: адвалорная, специфическая или твердая и комбинированная.

Ниже приведен способ расчета.

По адвалорной ставке.

Акциз = (ТСТ + ТП) х АС

Где ТСТ – таможенная стоимость товара, ТП – таможенная пошлина, АС – адвалорная ставка.

По специфической или твердой ставке.

Акциз = КТ (натур.) х СС

Где КТ (натур.) – количество товаров в натуральном выражении, СС – специфическая ставка.

По комбинированной ставке.

Акциз = КТ х СС + РС х АС

Где КТ – количество товара, СС – специфическая ставка, РС – расчетная стоимость, АС – адвалорная ставка.

Итоговая сумма акциза исчисляется методом сложения сумм всех акцизов, полученных по каждой ставке.

Для каждой партии ввозимых товаров налог должен рассчитываться отдельно и, соответственно, согласно своей налоговой ставке.

Уплата налога зависит от таможенной процедуры, которая производилась при ввозе товаров. Они указаны в п. 3 ст. 211, п. 3 ст. 250, п. 4 ст. 274 ТК ТС.

Если ввоз товаров осуществлялся из стран-участниц ЕАЭС, то порядок уплаты налога зависит от того, маркируется товар или нет.

Если товар не подлежит обязательной маркировке, то акциз платится по месту учета налогоплательщика. Налоговая база определяется датой принятия товаров к учету. Не маркируемые товары облагаются налогам по специфическим ставкам. Налог нужно оплатить до 20 числа месяца следующего за месяцем принятия товаров к учету.

Вместе с декларацией (также 20 число) подается пакет документов. В нем должны быть:

заявление о ввозе товаров и уплате налогов;

выписка банка об оплате акциза;

письмо о производителе от поставщика, если он не является изготовителем продукции;

Пакет документов можно передать в электронном варианте. Если предоставляются на бумаге, то все документы можно передать в виде копий, кроме заявления о ввозе товаров и уплате налогов.

Алкогольная и табачная продукция подлежит обязательной маркировке согласно Федеральным законам № 171-ФЗ и № 268-ФЗ. Акцизы по маркируемым товарам платятся на таможне, налоговая база определяется на дату принятия к учету (как и для немаркируемых товаров). Расчет акциза производится по специфическим и комбинированным ставкам и перечисляется в течение 5 дней с момента принятия товара к учету. Для регистрации товара на территории РФ нужно подать таможенную декларацию, соответственно, в таможенный орган, в ИФНС ни декларация, не сопровождающие ее документы не сдаются.

К декларации прикладывается пакет, состоящий из следующих документов:

заявление об уплате акциза;

документы, подтверждающие принадлежность производителя товара к странам ЕАЭС (сертификат или другой документ);

письмо о производителе от поставщика, если он не является изготовителем продукции;

Эти документы можно передавать как электронно, так и в бумажном варианте. При подаче на бумаге все документы можно предоставить в виде копий, кроме заявления.

Согласно ст. 146 НК РФ импорт товаров облагается НДС, причем касается это как организаций на ОСНО, так и организаций/ИП применяющих спецрежимы.

Для верного расчета НДС нужно знать ставку налога. Для этого обратитесь к справочнику ТН ВЭД. По ставке 10% облагается только 4 вида товаров: продовольственные, товары для детей, периодические издания и книжная продукция, медицинские товары. Согласно ст. 153 НК РФ сумма налога рассчитывается так:

НДС = (СТ + А) х ставка НДС

Где СТ – стоимость товара, А – сумма акциза.

Налог считается отдельно по каждому виду товара и итоги суммируются. Если товар был ввезен из стран ЕАЭС, то НДС рассчитывается на дату принятия товаров к учету и перечисляется в ИФНС по месту регистрации налогоплательщика. Туда же отправляется и декларация не позднее 20 числа, месяца следующего за датой принятия товаров к учету.

При ввозе товаров из других иностранных государств НДС уплачивается в таможенный орган согласно ст. 174 НК РФ и ст. 84 ТК ТС. В ст. 160 и 166 НК РФ указано как рассчитывать сумму налога к уплате:

НДС = (ТС + ТП + А) х ставка НДС

Где ТС – таможенная стоимость товара, ТП – сумма ввозной таможенной пошлины, А – сумма акциза.

При импорте услуг НДС удерживается из суммы выплачиваемой «иностранцу» и перечисляется в бюджет в день оплаты иностранному поставщику. Декларация по таким операциям подается в налоговую инспекцию в общем порядке до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом (в данном случае – квартал).

Для принятия НДС к вычету организациям и ИП на ОСНО согласно ст. 172 НК РФ требуется подать в ИФНС следующие документы:

договор с зарубежным поставщиком;

оригинал грузовой таможенной декларации;

платежное поручение с отметкой таможенных органов о списании средств.

Если организация или ИП применяют спецрежим или освобождены от уплаты НДС, то они просто включают его в стоимость товара или услуги.

Письмо Министерства финансов РФ №03-13-08/94841 от 06.12.2019

С 1 апреля 2020 года НК РФ причисляет все темные нефтепродукты, в том числе мазут, к средним дистиллятам и признает их подакцизным товаром. Поэтому с этой даты потребители мазута смогут получить двойной налоговый вычет по акцизу на средние дистилляты, если оформят свидетельство плательщика акциза и подтвердят его целевое использование в качестве топлива - котельного или бункерного.

Что относят к средним дистиллятам

Средние дистилляты - это некоторые виды нефтепродуктов, которые получаются в результате перегонки углеводородов. В частности, к ним относят печное и судовое топливо. Они являются подакцизными товарами (подп. 11 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Средние дистилляты - это смеси углеводородов в жидком состоянии, одновременно соответствующие двум показателям:

плотность 750 - 930 кг/куб. м при температуре 20°C;

температура конца перегонки 215 - 360°C (это температура, при которой перегоняется не менее 90 процентов смеси при атмосферном давлении 760 мм ртутного столба).

Такие характеристики средних дистиллятов приведены в подпункте 11 пункта 1 статьи 181 НК РФ и действуют до 01.04.2020.

При проверке налоговая инспекция может потребовать подтверждение того, что топливо относится к средним дистиллятам. Документы, которые надо предоставить в этом случае, НК РФ не установлены. Главное, чтобы из них было видно, что топливо, с которым совершены операции, имеет физико-химические характеристики, соответствующие средним дистиллятам.

Как платит акциз получатель

Российская организация, которая получила (приобрела) cредние дистилляты, обязана начислить акциз, если:

у нее есть свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;

она приобрела средние дистилляты в собственность по договору с российской организацией (подп. 29 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Приобретение средних дистиллятов в собственность можно подтвердить договором купли-продажи, товарной накладной, другими документами.

Начислить акциз надо на дату получения средних дистиллятов (абз. 8 ст. 195 НК РФ).

Сумму акциза рассчитывают по формуле (п. 11 ст.187, п. 1 ст.194 НК РФ):

Объем полученных средних дистиллятов (в тоннах)

Действующая ставка акциза за 1 тонну средних дистиллятов

Вычет акциза

Сумма акциза, который начислен при получении средних дистиллятов, в стоимость этих подакцизных товаров не включается (подп. 6 п. 4 ст. 199 НК РФ). Данную сумму акциза можно принять к вычету с коэффициентом 2 или 1.

Вычет с коэффициентом 2 возможен, если средние дистилляты использованы для бункеровки (заправки) объектов, по которым получено свидетельство. Это водные суда, установки и сооружения, указанные в пункте 1 статьи 179.5 НК РФ.

Начислить акциз при получении средних дистиллятов нужно, если у покупателя есть свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами (подп. 29 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Этот акциз можно принять к вычету с коэффициентом 2, если выполнены требования пункта 22 статьи 200 НК РФ. Главное требование – средние дистилляты использованы для бункеровки (заправки), в частности, объектов, которые:

используются для судоходства или торгового мореплавания;

ходят под Государственным флагом РФ;

принадлежат организации на праве собственности или праве владения, пользования или распоряжения.

Вычет возможен, если есть документы, перечисленные в пункте 22 статьи 201 НК РФ.

Вычет с коэффициентом 1 применяют, если полученные средние дистилляты использованы не для бункеровки объектов, а для других целей. Например, при перепродаже.

Документы на вычет

Чтобы получить вычет, нужно приложить к декларации по акцизу за период, в котором он заявлен, подтверждающие документы.

Для вычета с коэффициентом 1 нужно иметь:

копию свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;

копию договора поставки (купли-продажи) топлива, которое относится к cредним дистиллятам, с российской организацией - поставщиком.

Эти документы понадобятся и для вычета с коэффициентом 2. Но кроме них для двойного вычета нужно подтверждение того, что средние дистилляты использованы для бункеровки объектов, перечисленных в статье 179.5 НК РФ.

Поправки в определение средних дистиллятов

Федеральным законом от 30.07.2019 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ) с этой даты введены поправки в НК РФ, согласно которым с 01.04.2020 года средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком или твердом состоянии (при температуре 20°C и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной или вторичной переработки нефти, значения показателя плотности которых не превышают 1.015 кг/куб. м.

К средним дистиллятам будут относиться все темные нефтепродукты, часть из которых пока не признается подакцизными товарами или выделена в самостоятельную категорию, в том числе мазут.

Напомним, до 01.04.2020 верхняя граница плотности в определении понятия средние дистилляты составляет 930 кг/куб. м, а это меньше характерной плотности мазута.

Понятие «темное судовое топливо» и, соответственно, связанные с ним объект налогообложения и вычет, исключаются.

Поправки в порядок вычета

Закон № 255-ФЗ в целях сдерживания налоговой нагрузки на тепло- и электроснабжающие организации предусматривает для покупателей, использующих средние дистилляты в качестве топлива для производства тепла и электроэнергии, вычеты с коэффициентом 2.

Потребители мазута также смогут получить налоговый вычет по акцизу на средние дистилляты, если оформят свидетельство плательщика акциза и докажут его целевое использование в качестве котельного или бункерного топлива. Чтобы поставить к вычету начисленный продавцом акциз, они должны будут второй раз начислить акциз, после чего смогут получить вычет в двойном размере. В итоге стоимость топлива будет возвращена к исходному значению до начисления акциза продавцом.

Напомним, что сейчас коэффициент 2 применяется только при использовании для бункеровки судов.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Читайте также: