Воздействие налогов на экономику страны план

Опубликовано: 16.05.2024

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 22. Налоговая система в РФ

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Налоговая система в РФ.
  2. Виды налогов.
  3. Функции налогов.
  4. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Прогрессивное налогообложение - система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика.

Пропорциональное налогообложение — система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода;

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика.

Регрессивное налогообложение – система, при которой ставка налога снижается при увеличении доходов и растет при их уменьшении.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Специальные налоговые режимы - особый порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016 г. – С.80-91

Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — С. 541

Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — С.319

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги (в которых еще заключаются акцизы) и сборы (с государственными пошлинами в составе).

Необходимо отметить, что таможенные пошлины относятся к сфере таможенного регулирования и не входят в состав налоговой системы России.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Различают иды налогов по объекту: прямые и косвенные.

Налоги, которые взимаются непосредственно с физических и юридических лиц называются прямыми. К ним относят налог на прибыль, на имущество, подоходный налог.

Товары и услуги, ресурсы и виды деятельности облагаются косвенным налогом.

Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, импортные пошлины – это основные косвенные налоги.

Существуют следующие виды налогов по субъекту: центральные и местные.

В России существует трехуровневая система налогообложения:

- федеральные налоги, которые устанавливаются федеральным правительством и идут в федеральный бюджет;

- региональные налоги, находящиеся в сфере полномочий субъектов Российской Федерации;

- местные налоги, устанавливаются и собираются органами местного самоуправления.

По характеру налогообложения различают виды налогов:

пропорциональные (ставка налога с ростом или уменьшением доходов не меняется);

прогрессивные (доля налога увеличивается с ростом дохода);

регрессивные (доля налога в доходе падает с ростом дохода).

Прогрессивными обычно бывают подоходные налоги. Налогоплательщик вынужден платить государству больше денег, если его доходы растут

Регрессивные налоги, как правило, падают на плечи бедной части населения.

Особый порядок установления элементов налогов устанавливают специальные налоговые режимы. Особым порядком налогообложения также может быть предусмотрено освобождение от уплаты налогов, если существуют установленные законом определенные условия.

Специальные режимы налогообложения в России представлены четырьмя системами:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Фискальная, регулирующая, распределительная, контролирующая. Это было перечисление четырех основных функций налогов.

Фискальная функция налогообложения является основной. Так как из налогов состоит большая часть государственного бюджета.

С помощью распределительной функции государство перераспределяют общественные доходы.

Регулирующая функция призвана обеспечить государству возможность посредством налоговых сборов проводить экономическую политику.

Налоги также помогают государству контролировать пополнение бюджета и измерять состояния финансовых ресурсов. Эта функция налогов называется контрольной.

Налоги, которые уплачивает предприятие.

На величину прибыли предприятия оказывают влияние не только издержки производства, но и сумма уплачиваемых им налогов.

При организации своего дела предпринимателю необходимо учитывать не только издержки производства, но и налоги, которые придется платить, а это значительная статья расходов.

Список налогов, уплачиваемых предприятиями:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные группы и виды товаров;

- налог на прибыль;

- налог на операции с ценными бумагами;

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- платежи за пользование природными ресурсами и др.

- налог на имущество предприятий;

- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

- сбор на нужды образовательных учреждений;

-налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

-целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий и др.

Налоги – это один из признаков государства. Без регулярного пополнения бюджета государство не сможет выполнять свои функции. Поэтому каждый член общества должен осознавать, что налоги - это вклад в общее дело, на свое благо и благо общества.

Основные принципы налогообложения

  • Справедливость
  • Четкая определенность и точность налогов
  • Удобство взимания налогов
  • Эффективность
  • Обязательность

Пример и разбор решения заданий

1. Запишите слово, пропущенное в таблице

Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Правильный вариант/варианты: сбор.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Основным источником__________ (А) бюджета являются налоги. __________ (Б) налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, __________ (В) налоги – это налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавок к __________ (Г) и тарифам товаров и услуг. В зависимости от порядка установления различают __________ (Д) налоги, которые обязательны к уплате на всей территории страны и все элементы которых установлены центральной властью, __________ (Е) и местные налоги, которые обязательны к уплате на соответствующих территориях, и некоторые элементы налогов могут устанавливаться субъектами РФ и местным самоуправлением.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) прямой 4) унитарный 7) косвенный

2) расход 5) доход 8) региональный

3) федеральный 6) акциз 9) цена.

Правильный вариант: доход, прямой, косвенный, цена, федеральный, региональный.

Кручинина Евгения Ильинична
Агапова Анна Александровна

1. факультет экономики и права,
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
2. к.э.н., доцент, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова

Kruchinina Evgeniya Ilyinichna
Agapova Anna Alexandrovna

1. Faculty of Economics and Law,
Plekhanov Russian University of Economics
2. Ph.D., Associate Professor, Department of Accounting and Taxation
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation

Аннотация: Для преодоления последствий пандемии многие страны используют различные инструменты поддержки экономики, в том числе бюджетные меры. Это неудивительно, поскольку значительная часть предприятий переживает падение спроса на свои услуги и, как следствие, резкое снижение прибыли. На фоне экономических проблем гибкое управление налоговыми обязательствами становится одной из важнейших задач любой компании. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В частности, если в начале 2020 года, до начала эпидемии COVID-19 в России, ожидался рост экономики на 1,9%, то к 2021 году увеличение должно составить не менее 3,1%. Вместе с тем приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла.

Abstract: To overcome the consequences of the pandemic, many countries use various tools to support the economy, including budgetary measures. This is not surprising, since a significant part of enterprises is experiencing a drop in demand for their services and, consequently, a sharp decline in profits. Against the backdrop of economic problems, the flexible management of tax liabilities becomes one of the most important tasks of any company. Given the macro-forecast prepared by the Ministry of Finance of Russia is fundamental, with great uncertainty due to the unpredictability of the abolition of quarantine measures, but does not take into account the measures currently included in the Economic Recovery Plan. In particular, while at the beginning of 2020, before the beginning of the coronavirus epidemic in Russia, the economy was expected to grow by 1.9%, by 2021 the increase should be at least 3.1%. At the same time, the priority of the national economic recovery plan is to increase citizens' incomes, restore effective employment and restart the investment cycle.

Ключевые слова: налогоплательщики, офшорные государства, инвестиции, налогообложение, государственная политика, налоговое планирование, корпорации

Keywords: taxpayers, offshore states, investment, taxation, government policy, tax planning, corporations

Введение. Необходимость регулирования процедуры налогового аудита сейчас как никогда актуальна. В Налоговом кодексе только 15 статей (статьи 87-101 НК РФ) посвящены налоговым проверкам и, соответственно, различным процессуальным действиям при их проведении. Регулировать все имеющиеся нюансы, появляющиеся при осуществлении налоговых проверок, с помощью пятнадцати статей для налогоплательщиков является очень затруднительно [1, 2]. В связи с этим существует необходимость совершенствования действующего налогового законодательства и определения процессуальных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Выездная налоговая проверка — это серьезная проверка для налогоплательщика, которую можно преодолеть, зная, в каких случаях налогоплательщик включен в план проверки, какие полномочия предоставляются налоговым органам, что происходит после завершения проверки [3, 4].

При этом по действующему законодательству налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, и предоставляет контролирующим органам право проводить выездные мероприятия. В этом случае выездная проверка является наиболее «проблемной» для налогоплательщика, так как связана с присутствием должностных лиц налоговой службы на территории налогоплательщика и представлением первичных документов [5, 6].

Целью исследования является изучение сущности налоговой политики РФ с учетом влияния карантинных мер. В качестве объекта исследования является действующая налоговая политика государства. Предметом исследования является сущность и роль налоговой политики государства, с учетом влияния на экономику по причине влияния COVID-19. Для решения поставленной цели были решены следующие задачи: раскрыть понятие и сущность налоговой политики, выявить основные проблемы и сложности ее проведения с учетом влияния на экономику CОVID-19, определить степень влияния пандемии на рабочее население и государство в целом, с учетом сведений статистических данных.

Основная часть. Налоговая политика является неотъемлемой частью бюджетной политики государства, направленной на формирование такой налоговой системы, которая будет способствовать накоплению и рациональному использованию национального богатства страны, способствовать гармонизации экономических и социальных интересов и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. Основными целями проводимой налоговой политики являются:

  1. Меры, направленные на снижение уровня инфляции [7].
  2. Факторы, способствующие увеличению национального дохода [8].
  3. Меры, направленные по решению проблем с безработицей в целях выравнивания экономических колебаний [9].

В этой связи целями налоговой политики для снижения инфляции могут достигаться за счет следующих факторов.

  1. Фискальный факторы, с помощью которых для удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, осуществляется достижение заданных параметров экономической и социальной политики государства, с учетом управленческих функций государства.
  2. Экономическое взаимодействие, которое способствует более эффективному участию государства в регулировании экономики страны, а также способствует поддержанию заданных параметров экономического роста [10, 11]. При данном подходе в большей степени ликвидируется действующее неравенство в социальном аспекте, а также стимулируется накопление инвестиций, направленных на увеличение капитала.
  3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства в отношении полученных доходов между категориями групп населения. При этом в большей степени направлено на защиту социальных слоев населения.
  4. Экологические — содействие охране окружающей среды и рациональному использованию природных биоресурсов, с учетом порядка сохранения природного наследия.
  5. Международные — контроль за устранением двойного налогообложения, устранить возможность уклoнeния oт уплаты налогов, унификация налоговых систем национальных экономических систем разных стран [12, 13].

Вместе с тем в текущем налоговом периоде из-за ограничительных мер во многих странах мира и, в частности, в России, экономическая сфера терпит значительные убытки (табл. 1).

Ограничительные меры, связанные с CОVID-19 в мировой экономике на август 2020г.


Составлено по данным https://interfax.by/news/policy/raznoe/1273122/

При этом, чтобы понять, необходимо составить список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии: торговля ВЭД, транспорт (воздушный, автомобильный), туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, oфф-лайн услуги и развлечения (парикмахерские, фитнес, спортивные, театральные, кино и т.д.). Однако можно выделить и сферы экономики, в которых наблюдаются положительные тенденции: электронная торговля, продукты питания и готовые блюда, онлайн-развлечения, производство и реализация лекарственных товаров и медикаментов, медицина, особенно дистанционная медицина. При этом особенно примечательна нефтяная промышленность, которая вступила в зону турбулентности после неудачных переговоров в странах ОПЕК, когда влияние CОVID-19 начало распространяться на территории стран ЕС и США. Падение общемирового спроса более, чем на 20% привело к серьезному кризису перепроизводства, заполнив все возможные пробелы складских мощностей и полному использованию всех имеющихся танкеров. Продление этой ситуации на три-шесть месяцев приведет к вынужденному закрытию большого количества скважин, а не только битумных сланцев [14]. Но это также грозит заморозкой инвестиций в новые проекты, приостанавливая существующие, что может вызвать гораздо большие проблемы, чем просто переизбыток поставок нефти. Как следствие, многие малые и средние предприятия могут не выжить в текущем кризисе.

План восстановления экономики. Приоритетом плана восстановления национальной экономики является увеличение доходов и сокращение расходов, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла, по мнению Минфина России. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути цифрoвизации и дистанционной работы. Нет сомнений, что борьба с кoронавирусом — благородная и очень дорогая задача, однако решая ее, государство корректирует правила в экономике. Было установлено, что в какой-то ситуации — это возможно, для того, чтобы сохранить ежедневную работу бизнеса до очень благородных целей, ограничивать свободное передвижение товаров и людей по одним и тем же основаниям, изменить налоговую систему, которая формировалась на протяжении многих лет и расширить почти всю экономическую деятельность, находящуюся в состоянии неизвестности и неустойчивости, не дожидаясь возвращения к нормальной жизни.

В этой связи устойчивая бизнес-модель кризиса будет основана на близости к государству. Можно предположить, что крупнейшая российская компания совместно с ОАО «Газпром» и Сбербанком станет универсальным рынком («государственные услуги» условно), на котором можно будет сконцентрировать большую часть жизненно важных услуг и обеспечить население наиболее востребованными — сначала услугами, а затем и товарами. Выход из кризиса представляет собой комплекс мер, которые должны быть приняты в среднесрочной перспективе. Между тем важно понимать, что на макроэкономическом уровне кризисные явления в экономике 2020 года являются решающей проверкой качества и количества как науки, так и всей инновационной сферы экономики, а также способности государством объединить общие усилия для преодоления сложившейся ситуации. Прежде чем обсуждать необходимость принятия каких-либо мер по смягчению последствий и восстановлению, важно понять, какими ресурсами и инструментами государство располагаем. С начала 2020 года в стране накоплены значительные денежные средства в виде резервов, управляемых Банком России. При этом сбалансированные показатели бюджета страны наблюдается на протяжении последних нескольких лет. Полным ходом идет работа по импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности. Показатель инфляции достиг своего многолетнего минимума. Низкий уровень безработицы и рост реальных доходов населения. Сформирована и развивается независимая от государства информационная среда. Таким образом в стране имеются финансовые и нематериальные ресурсы.

Вместе с тем важно скорректировать для формирования новой структуры – антикризисной политики государства, которая способна скоординировать деятельность всех структур, связанных с эпидемией. При этом сформированная структура должна привлечь, включая сообщество экспертов и использование кадровых резервов для повышения эффективности работы гос структур. Многие эксперты и профессионалы, аналитики и предприниматели, по разным причинам не связанные с государственными органами, откликнутся на призыв и примут участие в борьбе с угрозой, которая нависает над обществом в целом. Таким образом, для снижения отрицательного воздействия на экономику важно в среднесрочной перспективе:

  1. Пересмотреть бюджет на 2020 год и разделить его на периоды, с возможностью немедленного перераспределения финансовых ресурсов., посредством осуществления вливания денежных средств в экономику.
  2. Восстановить в полном объеме величину денежной массы.
  3. Строго контролировать действующие операции, связанные с иностранной валютой и ее регулированием.
  4. Борьба с безработицей — субсидирование работодателей, в период действия антикризисных мер, части налогов, не превышающей один вид льгот, для новых работников, имеющих официальный статус безработного свыше двух месяцев.
  5. Вовлечение трудоспособного населения, получившего статус безработного, в сезонные или иные работы [15].

Следует отметить, что по мнению большинства экономистов безработица в России в 2020 году будет самой высокой с 2011 года и вырастет до 5,7%. В среднесрочной перспективе уровень безработицы начнет снижаться: в 2021 году он составит 5,4%, в 2022 году — 4,9%, в 2023 году — 4,7%. При этом реальные располагаемые доходы уменьшатся на 3,8% в конце этого года, а затем начнут увеличиваться на 2,8% в 2021 году, на 2% в 2022 году и на 2,6% в 2023 году. По данным Росстата, во втором квартале реальные доходы населения сократятся на 6%, без антикризисных мер поддержки населения снижение составит 7,5% (рис. 2).


Рисунок 2. Динамика безработицы в России на рынке труда за 2020 год.

Вместе с тем актуальный макропрoгноз является базовым и подготовлен в условиях высокой неопределенности из-за непредсказуемости снятия карантинных мер, поэтому министерство уточнит его параметры в августе — сентябре. Кроме того, макропрoгноз не учитывает мер, которые закладываются сейчас в план восстановления экономики. В январе, до начала эпидемии корoнавируса в России, МЭР прогнозировало рост экономики в 2020 году на 1,9%, в 2021 — на 3,1%. По данным Минэкономразвития, российская экономика не вернется на докризисный уровень до первой половины 2022 года. «Ключевым фактором снижения ВВП в этом году является внутреннее ограничение, по сути, второй квартал и постепенный выход из него. К 2021 году мы все еще ожидаем восстановления экономики на уровне 2,8%. Если говорить в годовом исчислении, то выход на докризисный уровень — это все равно первая половина 2022 года», — сказал Решетников журналистам на брифинге, добавив, что министерство ожидает отмены карантинных ограничений в августе-сентябре [16, 17]. По оценкам Минэкономразвития, самое большое падение ВВП в этом году ожидается во втором квартале, когда из-за карантина экономика замедлилась — на 9,5% по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что в третьем и четвертом кварталах падение замедлится до 6,3% и 5,2% соответственно. Отмечено, что с ослаблением карантинных ограничений активная фаза восстановления начнется в четвертом квартале и продолжится в 2021 году. В последующие годы рост российской экономики составит 2,8% в 2021 году, 3% в 2022 году и 3,1% в 2023 году (табл. 3).

Численность и состав рабочей силы в субъектах Российской Федерации.


Составлено по данным http://news.sarbc.ru/main/2019/07/29/235674.html

Поскольку в первом полугодии 2020 года стало ясно, что обычные способы не работают, на данный момент государство применяет ряд налоговых мер для минимизации уровня безработицы, в частности, к ним отнесены:

  • снижение ставок страховых взносов. Совокупная ставка взносом на социальное страхование малых и средних предприятий снижена с 30 до 15%. Сниженная ставка применяется к той части заработной платы работника, которая превышает минимальную заработную плату за календарный месяц [18, 19].
  • Отдельные категории плательщиков вправе уплачивать ежемесячные авансовые платежи по НДФЛ с апреля до конца 2020 года на основе фактически полученной прибыли. Соответствующий подход должен быть изложен в учетной политике и доведен до сведения налогового органа.
  • Введен особый порядок налогообложения федеральных субсидий для малых и средних предприятий, субсидии, освобождаемых от НДФЛ. Величина расходов, понесенных в связи с субсидиями, не учитываются при расчете налога на прибыль.
  • Поощрительные надбавки к определенным специальным условиям труда и дoпoлнитeльнaя нагрузка для работников медицины, оказывающих квалификационную и качественную помощь в связи с повышенной заболеваемостью СОVID-19, освобождаются от НДФЛ.
  • С апреля 2020 года был разработан третий пакет мер по поддержке экономики и бизнеса в условиях пандемии СОVID-19, в частности, предусмотрены дополнительные условия для таких категорий организаций по получению задержки или выплате [20].

Заключение. В соответствии с поставленной целью в исследовании были решены следующие задачи: раскрыто понятие и сущность налоговой политики в том числе в условиях влияния CОVID-19, выявлены основные проблемы в экономике. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, однако не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В январе, до начала эпидемии кoрoнaвируca в России, ожидался рост экономики на 1,9% в 2021 году — 3,1% в 2020 году. Определено, что задачи плана восстановления национальной экономики России в ближайшее время будут представлены правительству сотрудниками министерства экономического развития.

Следовательно, приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути оцифровки и дистанционной работы. Очевидно, что экономика имеет больший запас прочности, чем это может показаться в один из моментов 2020 года.

"Мы все понимаем, как распространение коронавируса повлияло на доходы граждан и на динамику развития экономики в целом. Нам нужно перезапустить позитивные процессы и продолжить движение вперед, - подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин. - План направлен на восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса, поддержку индивидуального, малого и среднего предпринимательства, запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата, а также на ускорение технологического развития экономики, увеличение экспорта и поддержку импортозамещения".

Фото: Алексей Дружинин / пресс-служба президента РФ / ТАСС

Фото: Алексей Дружинин / пресс-служба президента РФ / ТАСС

План (есть в распоряжении "РГ") разделен на три этапа. Первый - июнь - сентябрь 2020 - предполагает адаптацию. Его главные цели - не допустить дальнейшего падения доходов населения, распространения рецессии на более широкий круг отраслей и стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших отраслях. Второй - октябрь 2020 - июнь 2021 - нацелен на восстановление. Его главная задача - вернуться к росту экономики и доходов граждан (они должны достичь уровня не ниже 100% к 2019 году). Третий - июль - декабрь 2021 - направлен на активный рост как экономики, так и реальных доходов населения.

Добиться этого, а также восстановления эффективной занятости и платежеспособного спроса планируется с помощью "Социального казначейства" (оказание мер соцподдержки без предоставления гражданами документов - на основании выявления жизненных обстоятельств), адресных денежных выплат социально уязвимым группам населения, прежде всего семьям с детьми, помощи потерявшим работу, а также цифровизации рынка труда. Речь о переходе на удаленный режим работы, совершенствовании режима неполной занятости и самозанятости, внедрении электронного кадрового документооборота.

Поддержка доходов населения - одно из направлений плана. Еще среди них поддержка и развитие МСП, поддержка наиболее пострадавших отраслей, развитие экспорта и импортозамещения, запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата, повышение устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам, а также ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда.

Отдельные положения плана успешно реализуются с июля. В частности, меры по поддержке и развитию МСП. Среди них кредит на зарплату по ставке 2% с возможностью списания (стартовал 1 июня), расширенная финансовая помощь бизнесу по кредитам, отсрочка и снижение налоговых и страховых платежей, а также создание экосистемы для комфортной работы и развития индивидуальных предпринимателей и субъектов МСП на базе единой цифровой платформы ("одно окно").

Фото: PHOTOXPRESS

Фото: PHOTOXPRESS

Цифровизация красной нитью проходит через все ключевые направления. Помимо цифровизации отдельных отраслей - здравоохранения, строительства, образования - планируется переход к принципу "Государство как цифровая платформа". Это проактивное и комплексное оказание госуслуг в цифровом виде без необходимости очного посещения ведомств и МФЦ на базе платформенных облачных решений, внедрение электронных реестров выданных разрешений и лицензий, создание единой системы онлайн-идентификации граждан.

"Цифровизация может стать драйвером технологического прорыва, роста производительности труда во многих секторах экономики", - говорится в документе.

План будет считаться достигнутым, если на конец 2021 года уровень безработицы упадет ниже 5%, а рост ВВП составит не менее 3% в год. Это в общем, а в частности: реальная зарплата должна расти не менее чем на 2% в год, розничный товарооборот - не менее чем на 2,5% в год, объем платных услуг населению должен прибавлять минимум 3% в год. Численность МСП и ИП должна восстановиться на уровне I квартала 2020 г., а темпы роста оборота МСП превысить темпы роста экономики в целом. На конец 2021 года рост инвестиций в основной капитал должен превысить 4,5% в год, как и рост несырьевого неэнергетического экспорта. Численность малых и средних высокотехнологических компаний должна прирастать на 10% ежегодно.

При этом документ оговаривает, что в указанные сроки цели достижимы лишь при благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке. Пандемия нанесла серьезный удар экономике, от которого страна быстро не оправится. Однако в правительстве, как ни парадоксально, видят в этом и колоссальные возможности. Помимо цифровизации созданы благоприятные условия для импортозамещения и новые экспортные ниши. "Реализация мер по поддержке импортозамещения и экспорта, в том числе оптимизация регулирования в этой сфере, также позволит обеспечить как скорейшее восстановление, так и дальнейшее развитие экономики. В условиях ограничений на межстрановые перемещения усиливается спрос на безопасный и качественный отдых внутри страны", - отмечается в плане.

Мероприятия плана - всего более 500 - рассчитаны до конца следующего года, но многие из них выполнены. Финансирование превышает 6,4 трлн рублей, но более 4 трлн из них уже потрачено. План синхронизирован с проектом бюджета на следующие три года.

Фото: iStock

Фото: iStock

По словам министра экономического развития Максима Решетникова, "по большому счету это тот план, который уже больше чем на половину реализован, потому что он был подготовлен еще в июне". Министр уточнил, что "по поручению руководства правительства его реализовывали даже без утверждения".

Ранее, выступая в Совете Федерации, первый вице-премьер Андрей Белоусов указал, что задача властей в пандемию "состояла в том, чтобы поддержать людей, занятость и не дать кризису расползтись на смежные отрасли по цепочкам поставок и платежей". "Оперативно был предпринят ряд действий, направленных как на поддержку доходов населения, в первую очередь социально незащищенных граждан, так и пострадавших отраслей экономики, - заявил Белоусов. - Всего только из федерального бюджета было затрачено финансовых ресурсов более чем на 4 трлн рублей - 3,9% ВВП. Это позволило ограничить глубину и продолжительность спада производства и потребления и, главное, поддержать занятость".

Параллельно правительство работает над проектом единого плана достижения национальных целей до 2030 года во исполнение указа президента РФ от 21 июля. Он должен быть представлен на рассмотрение Совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам до 30 октября.

Оба плана являются документами правительства, направленными на повышение качества жизни россиян через достижение национальных целей развития. Их отличие - в различных задачах и в разном горизонте планирования. Если миссия общенационального плана - выведение страны из кризиса и закрепление устойчивой траектории экономического роста, то миссия единого плана - достижение долгосрочных целей развития. Общенациональный план - краткосрочный план действий, рассчитанный на два года, единый план - средне- и долгосрочный стратегический документ, рассчитанный на 10 лет.

Фото: Александр Корольков/РГ

Фото: Александр Корольков/РГ

Общенациональный план - план прямого действия, состоит из конкретных мер. Единый план сгруппирован в соответствии с национальными целями развития, на их достижение будут направлены нацпроекты и "дорожные карты".

Если фокус общенационального плана - устойчивый рост экономики и доходов, единый план адресует другие потребности человека: в безопасности и долгой жизни, в достойном труде и самореализации, в комфортной среде вокруг. Также в обоих планах содержится большой блок по цифровой трансформации - это сквозная цель, которая обеспечит достижение всех остальных.

При этом показатели общенационального плана напрямую связаны с показателями единого плана. Так, устойчивый рост доходов является промежуточным результатом национальной цели по созданию достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства. Быстрое и качественное строительство жилья является обязательным условием появления комфортной среды для жизни. А обеспечение высокой степени устойчивости системы здравоохранения к шокам напрямую повлияет на сохранение населения и здоровья людей.

экономические науки

  • Лунева Кристина Владимировна , бакалавр, студент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • Фролов Александр Витальевич , кандидат наук, доцент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
  • НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
  • НАЛОГИ
  • СТАВКА
  • ЭКОНОМИКА

Похожие материалы

  • Применение ЕСХН. Контроль и пути предотвращения рисков
  • Место налогового учета в учетно-налоговой системе
  • Особенности использования налоговых расчетов в качестве элемента учетной политики в целях налогообложения
  • Выявление взаимосвязи между бухгалтерской и налоговой отчетностью
  • Экспресс-диагностика корпоративной отчетности

В данной статье представлена проблема видения системы налогообложения Российской Федерации, которые совершаются в настоящем периоде, и предлагаются пути усовершенствования и развития налоговых проблем.

Налог — обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Налоговая система в Российской Федерации включает огромное число налогов, пошлин, сборов и других иных платежей на обязательной основе, которые взимаются в установленном законом порядке с и юридических лиц на территории РФ.

Процедура, условие взыскания и взыскание налоговых сумм с налогоплательщика обуславливается Налоговым Кодексом РФ и перечнем федеральных законов (п. 1 ст. 1 НК РФ). Главные черты налоговой системы России описывается в главе 2 НК РФ.

Основу системы налогообложения России составляют налоги и сборы. Так же стоит учесть, что таможенные пошлины не вступают в структуру налоговой системы, потому что относятся к сфере таможенного регулирования.

Стоит выделить, что система налогов в России определяется не только как комплекс налогов и сборов и даже не «система налогообложения». К налоговой системе можно отнести, кроме собственно налогов и сборов, еще и:

  • ‒ нормы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов; ‒ положения возникновения, порядок исполнения, изменения и прекращения обязанностей лиц по взиманию налогов и сборов;
  • ‒ права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);
  • ‒ ответственность за нарушение налогового законодательства;
  • ‒ формы, виды и методы надзора за выполнением налогового законодательства;

В Российской Федерации функционирует трехуровневая налоговая система, которая содержит в себе федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Также НК РФ определил специальные налоговые режимы Они учитывают специальные условия и нормы уплаты налогов. Кроме этого он определил статьи, которые могут освободить от необходимости уплаты отдельных разновидностей налогов.

Стабильная и устойчивая налоговая система в стране благоприятно оказывает большое влияние на экономику страны, финансовое обеспечение государства и социальную устойчивость. По этой причине, государство должно создать наилучшую налоговую систему. Но подобная цель почти невыполнима, так как любая деталь может повлечь за собой совершенно разные последствия. В том числе, экономика пребывает в непрерывном формировании, поэтому и налоговая система никак не способна быть статичной, она должна улучшаться и регулярно достигаться до уровня экономики, в тоже время, содействуя дальнейшему её формированию и совершенствованию.

К значимым вопросам системы налогообложения принадлежит метод расчета НДФЛ. Учитывается, что увеличивающаяся процентная ставка, которая действует в место пропорциональной, по этому виду налогов заметно бы разграничила границы общества между бедными и богатыми, в тоже время, способствуя расширению «среднего класса», численность которого в России очень мала.

Главной трудностью налоговой системы является фискальная нацеленность, проявляющаяся в установлении жесткого режима базы налога. Это привело к необходимости отделения налогового учета из системы бухгалтерского. В РФ наблюдается сильное налоговое бремя, чем в зарубежных странах. Например — повышение страховых взносов (в 2010 году их размер составляет 26 %, а с 2015 года их ставка возрастет до 34 %). Чтобы поднять промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли страны необходим большой запас денежных средств. Государство берёт их из населения, постоянно повышая налоги. В конечном итоге субъекты налогообложения не могут вовремя уплатить налоги. Это отражается на их производственной деятельности, приводящее к снижению производства. Результатом является сокрытие налогов, появление недобросовестных налогоплательщиков и рост теневой экономики.

В данный момент налоговая система РФ не полностью соответствует потребностям в современном развитии страны. В тоже время, она даже не побуждает к развитию таких областей как: Сибирь, Дальний Восток и Забайкалье. Всё это приводит к необходимости усовершенствования системы налогообложения.

Так же одной из проблемных точек является непрекращающиеся нововведения в налоговом законодательстве. Постоянное изменение НПА подталкивает к риску для физических и юридических лиц, в том числе отказ зарубежных компаний сотрудничать с российскими компаниями.

Большое внимание, привлекает проблема малоэффективности некоторых элементов налоговой системы. Многочисленные аппараты налоговых инспекции и действия отдела управления внутренних дел по разрешению проблем с экономическими преступлениями не дают чётких результатов. Вследствие некачественной подготовкой кадров, которые следят за правильностью и своевременностью уплаты налогов, и неспособность грамотно осуществить ревизию многие фирмы с лёгкостью уходят от уплаты налогов.

В России высокий процент операций, проводимых незаконно. Это способствует расширению теневой экономики, которая не всегда положительно влияет на экономику страны в целом. В результате того, как будут решаться данные проблемы, будет зависеть результативность формирования доходов бюджетов на всех уровней, рост деятельности предпринимательства, развитие производства и улучшение экономического состояния нашей страны.

По пункту «Б» части 1 статьи 114, Конституция Российской Федерации окончательно закрепила принцип единой финансовой политики, проводимой в стране. Налоговая политика есть составная часть финансовой политики, а также мощный инструмент в руках государства в сфере регулирования социально-экономических отношений. Первый случай подразумевает регулирование государством собственных средств хозяйствующих субъектов. В этом заключается фискальная функция налогов.

Налоговый механизм обретает юридическую форму посредством налогового законодательства, при этом осуществляя управление им. Если рассматривать налоговый механизм через призму реальной практики, то можно сделать вывод, что он различен в конкретном времени и пространстве. Во-первых, действия на различных уровнях управления неоднозначны. Существенны различия и во временном отношении. Налоговые отношения упорядочиваются благодаря налоговому механизму. А способствуют этому налоговое право и основы управления налогообложением.

Налоговый механизм объединяет два абсолютно противоположных начала: планирования и стихийно-рыночную конкуренцию. А в результате обособленности производителей, а также противоречивости их интересов возникают неизбежные плачевные последствия.

Таким образом, грамотное распределение налоговой нагрузки на экономику обеспечит благоприятные условия для развития экономики и формирование устойчивой бюджетной системы. Главная цель развития налоговой системы РФ в долгосрочной периоде это формирование эффективной налоговой системы, которая будет стимулировать экономический рост и обеспечивать нужный уровень доходов бюджетной системы.

Список литературы

  1. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 353 с.
  2. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пан¬сков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 319 с.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Лекция 10. НАЛОГИ

    1. Понятие налога. Налоговая система. Принципы налогообложения.

    2. Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Методы налогообложения.

    3. Воздействие налогов на совокупный спрос и совокупное предложение. Кривая Лаффера.

    Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов».

    Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогом.

    Налог – это обязательный, принудительный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государственных органов управления.

    Налоги являются основным источником средств оплаты расходов правительства. Представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества.

    Элементы налоговой системы: 1) субъект налогообложения (кто должен платить налог); 2) объект налогообложения (экономическое основание - обязанность по уплате налога); 3) налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта, т.е. то, что облагается налогом); 4) налоговая ставка (начисления на единицу налоговой базы, процент от стоимости, твердая сумма).

    Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (B) умножить на налоговую ставку (t): Т = B x t

    Принципы налогообложения были сформулированы еще А.Смитом в его произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 году. По мнению Смита, налоговая система должна быть:

    · справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных);

    · понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он);

    · удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не государству)

    · недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

    В основу современной налоговой системы положены следующие принципы:

    1. Всеобщность и равенство налогообложения. Каждый должен платить налоги, установленные законодательством. Необходимо учитывать фактическую способность к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов.

    2. Справедливость налогообложения. Справедливость должна быть вертикальной (люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (люди с равными дохами должны платить равные налоги).

    3.Экономическая обоснованность налогов.Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

    4.Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения у каждого субъекта может быть обложен налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

    5.Определенность налогообложения.При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

    6. Нейтральность налогов. Налоги не должны вредить деятельности предприятий и жизнедеятельности граждан.

    Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя).

    Виды налогов.

    Классификационные признаки налогов:

    1. По объекту обложения: имущество; земля; рента; капитал; средства потребления.

    2. По принадлежности к уровням управления и власти: республиканские; местные.

    3. От субъектов уплаты: физические лица; юридические лица.

    4. По способу изъятия: прямые; косвенные.

    5. По методу обложения (от вида ставки): прогрессивные; регрессивные; пропорциональные; линейные; ступенчатые; твердые; другие.

    6. От назначения: общие; целевые.

    Прямые налоги – налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. К прямым налогам относятся: подоходный налог; налог на прибыль; налог на наследство; налог на недвижимость; налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что плательщик и носитель – это одно и то же лицо.

    Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе покупки товаров и услуг, носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К ним относятся: акцизы, таможенные пошлины, НДС (наибольший вес в бюджете РБ) и др. Особенностью косвенного налога является то, что плательщик и носитель налога – это разные лица. Плательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а носителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

    Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет. Они предназначены для общегосударственных мероприятий. Специальные целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды – пенсионный, социального страхования, дорожные фонды и др.

    В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой 2/3 налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

    В зависимости от вида налоговой ставки, различают три метода налогообложения: 1) пропорциональный; 2) прогрессивный; 3) регрессивный.

    · При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами являются также косвенные налоги.

    · При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Примером прогрессивного налога служит подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако вряд ли способствует повышению эффективности производства.

    · При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается - прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем, чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является. Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги.

    В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные.

    · Автономные (или аккордные) налоги – это налоги, которые не зависят от уровня дохода и обозначаются

    · Подоходные налоги – это налоги, которые зависят от уровня дохода и величина которых определяются по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовый внутренний продукт)

    Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна:

    Т = + tY

    Различают среднюю и предельную ставку налога.

    · Средняя ставка налога (averige tax rate) – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

    t ср = (Т/Y) × 100%

    · Предельная ставка налога (marginal tax rate) – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода. (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу)

    t пред = (DТ/DY) × 100%

    Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения, и доход до $50 тыс. облагается налогом по ставке 20%, а свыше $50 тыс. – по ставке 50%. Если человек получает $60 тыс. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную $15 тыс. (50 х 0.2 + 10 х 0.5 = 10 + 5 = 15), т.е. $10 тыс. с суммы в $50 тыс И $5 тыс. с суммы, превышающей $50 тыс., т.е. с $10 тыс. Средняя ставка налога будет равна 15 : 60 = 0.25 или 25%, а предельная ставка налога равна 5:10 = 0.5 или 50%.

    Соотношение средней и предельной налоговой ставки позволяют определить метод налогообложения:

    · при прогрессивном методе налогообложения предельная ставка налога больше средней;

    · при пропорциональном методе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны;

    · при регрессивном методе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

    Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

    Воздействие налогов на экономику.

    Воздействие налогов на совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса:

    и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

    Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1 (б)).

    Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос

    а) Снижение налогов б) Рост налогов

    SRAS SRAS

    И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1.(а)). Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2) и поэтому является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис.10.1 (б)).

    Воздействие налогов на совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Артур Лаффер, экономический советник президента США, построил гипотетическую кривую, с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения). В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции:

    Т = tY

    где Т – сумма налоговых поступлений в бюджет, t – ставка налога, Y – уровень деловой активности (величина совокупного дохода), т.е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.

    Рис.10.2. Кривая Лаффера

    Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится, и налоговые поступления сократятся (до Т1), поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y - величина совокупного выпуска). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт.), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т.е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: 1) преодолеть стагфляцию и 2) увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступлений в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. Влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис.10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.

    Рис.10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

    Читайте также: