Во время выездной налоговой проверки организация сменила директора

Опубликовано: 08.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В организации произошла смена учредителей и генерального директора.
Могут ли нынешние учредители и генеральный директор быть привлечены к административной и налоговой ответственности в случае выявления в текущем периоде ошибок предыдущих периодов? Можно ли привлечь к административной и налоговой ответственности предыдущих учредителей и генерального директора?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Новый генеральный директор не несет административной ответственности за действия своего предшественника, за исключением случаев, когда имеют место длящиеся правонарушения.
Предшествующий генеральный директор может быть привлечён к административной ответственности в пределах соответствующего срока давности.
Учредители общества административной ответственности не несут.
Субъектом налоговой ответственности является организация. При этом не имеет значения, кто исполнял обязанности генерального директора на момент совершения соответствующего правонарушения.

Обоснование вывода:
Необходимо четко различать административную ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях РФ, глава 15) и ответственность за совершение налоговых правонарушений (предусмотрена Налоговым кодексом РФ, глава 15), несмотря на то, что ряд составов правонарушений практически идентичен для них обеих.
Субъектом налоговой ответственности может выступать только налогоплательщик (физическое лицо или организация) (например постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Должностное лицо субъектом налоговой ответственности не является.
Что касается административной ответственности, то отметим, что субъектами привлечения к административной ответственности могут быть как юридические лица, так и должностные лица*(1). В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ под должностными лицами организации необходимо понимать руководителей и других работников организаций, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Как видно, должностными лицами организации являются только её работники, то есть лица, которые состоят в трудовых отношениях с данной организацией, с которыми заключены трудовые договоры. Если учредители общества не являются его работниками, они не могут быть и его должностными лицами. Следовательно, привлечь их к административной ответственности нельзя.
Согласно ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения. То есть речь в данном случае идет о персональной ответственности за действия, совершенные непосредственно должностным лицом. Таким образом, за действия предыдущего руководства новый директор не отвечает.
Однако при этом необходимо отметить, что существует понятие так называемого "длящегося правонарушения", под которым понимается такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Возможна ситуация, когда правонарушение началось в период работы одного директора, и продолжалось после назначения на эту должность другого лица. В этом случае новый генеральный директор может быть привлечен к административной ответственности.
Новый генеральный директор является субъектом административной ответственности с момента издания приказа о назначении на должность (если в самом приказе не оговаривается какой-то иной срок). В случае возбуждения в отношении него административного производства за правонарушения, имевшие место до его назначения, указанный приказ может рассматриваться как основание для освобождения от административной ответственности.
Отметим, что должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности в пределах срока, предусмотренного ст. 4.5 КоАП. Если с момента совершения прежним генеральным директором административного правонарушения указанный в данной статье срок не истёк, то он может быть привлечён к административной ответственности.
Относительно налоговой ответственности ситуация складывается диаметрально противоположная: поскольку субъектом налоговой ответственности выступает налогоплательщик (организация), то привлечение к ответственности наступает независимо от того, какое конкретно лицо исполняло обязанности генерального директора. При этом предусмотренной законом санкции подвергается сама организация. Смена руководства никакого значения не имеет, так как сам субъект ответственности не изменяется. Руководитель в такой ситуации персональной ответственности не несет.
В заключение следует отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коробейников Евгений

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

12 октября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Физическое лицо, как правило, не может быть субъектом административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

В рамках выездной или камеральной налоговой проверки сотрудники ФНС могут привлечь к «разговору» генерального директора организации или же его главного бухгалтера. С августа 2016 года сотрудники налоговой службы получили право проверять сведения компаний, указанные в ЕГРЮЛ, что дает им в руки несколько козырей против фирм, в той или иной мере нарушающих закон.

  • Дача пояснений или допрос?
  • Когда могут вызвать в ИФНС?
  • Номинальный директор в качестве представителя компании
  • Какую цель преследует налоговая?
  • Какие вопросы могут задавать?
  • Неприятный диалог – неприятные последствия
  • Выводы

Сегодня мы расскажем нашим клиентам по услуге «1С 8 в облаке» о том, чем отличаются понятия «дача пояснений» и «допрос» в ИНФС, кто может принять участие в этом диалоге, о чем могут спрашивать, об особенностях беседы с фискальным органом для компаний, применяющих ОСНО и о многих других нюансах этого щепетильного вопроса.

На сегодняшний день мы работаем в достаточно «скользких» условиях, когда официальные органы заинтересованы в наших ошибках, в связи с чем грамотно выстроенная линия защиты интересов компании станет хорошим подспорьем в сохранении бюджета коммерческой организации.

Дача пояснений или допрос?

Разграничим для начала эти два понятия. Дача пояснений носит относительно «мягкий» характер. ИФНС направляет уведомление генеральному директору посетить налоговую службу, чтобы задать несколько вопросов о сданной отчетности или получить объяснения по той или иной финансовой операции.

В этом случае руководитель организации может самостоятельно посетить налоговую инспекцию или делегировать эту обязанность доверенному лицу: главному бухгалтеру, юристу или же любому штатному сотруднику, располагающему сведениями о хозяйственной деятельности организации. Если по факту уведомления никто ИФНС не посетил, то на генерального директора налагается штраф в размере от 2000 до 4000 рублей (ст. 19.4 КоАП РФ).

Обойти стороной дачу пояснений и не платить штраф можно, следуя тексту Письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837. Согласно ему отказ от дачи пояснений генеральным директором, главным бухгалтером или иным доверенным лицом компании, при условии их явки по уведомлению, не является основанием для привлечения их к административной ответственности.

Нередки случаи, когда руководство компании предпочитает отделаться штрафом и не тратить свое время на общение с инспекторами, что по определению не может быть верным. Мы согласны – факт оплаченного административного штрафа является основанием считать вопрос исчерпанным. Однако инспекторы не приглашают к себе директора без веских на то причин. Следовательно, они могут прибегнуть к более серьезной мере – вызвать руководителя на допрос.

Допрос является обязательной процедурой при условии, что у генерального директора нет уважительной причины в нем не участвовать. На допрос вызывают не уведомлением, а повесткой, исходя из Письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837. В отличие от дачи пояснений, на допросе в обязательном порядке должен присутствовать генеральный директор.

Далее неявка без уважительной причины подразумевает под собой штраф в размере 1000 рублей, а за отказ от дачи показаний во время допроса придется заплатить 3000 рублей (ст. 128 НК РФ). Важно помнить, что размер штрафа в данном случае – мера несущественная. Но отказ налоговой службы в налоговом вычете по НДС может стоить куда больших финансовых потерь.

Когда могут вызвать в ИФНС?

В подавляющем большинстве случаев «приглашения» от налоговой службы поступают в ходе выездной или камеральной налоговой проверки. Инспекторы стараются придерживаться именно этих периодов, так как при обращении в суд с исковым заявлением на проверяемую компанию ФНС имеет больше шансов выиграть дело.

Все объясняется наличием свежих доказательств виновности хозяйствующего субъекта, если таковые будут найдены. К слову скажем, что обращения в суд со стороны налоговой службы в ходе проверки – это весьма распространенная практика, о чем следует помнить руководству компании.

Номинальный директор в качестве представителя компании

В России на протяжении последних 25 лет широко применятся практика назначения так называемых номинальных директоров. Номинальным называют директора, который числится руководителем организации во всех уставных документах, имеет право подписи и де-юре является официальным представителем фирмы.

Де-факто он не имеет никаких руководящих полномочий и выполняет исключительно те обязанности и поручения, которые ему спускаются от лица, назначившего его на эту должность. В рамках налоговых мероприятий отправка номинального директора на беседу с инспекторами – далеко не лучший вариант.

Дело в том, что инспекторы будут задавать вопросы, касающиеся финансовой деятельности компании. Номинальный директор с большой долей вероятности не сможет на них ответить, так как не располагает достоверными сведениями.

В диалоге с представителями некоторых компаний нам стало известно, что ставленники нередко обращаются к консультационной помощи по телефону непосредственно в ходе диалога с инспекторами, рассчитывая получить ответы на заданные вопросы. Такое поведение приводит к однозначному выводу со стороны сотрудников налоговой службы о несостоятельности данного лица в принятии решений, а значит, это служит поводом усомниться в законопослушности организации.

Однако в российском законодательстве нет такого понятия, как номинальный директор, ввиду чего отсутствует и факт нарушения закона. Собственно, поэтому данная практика существует и по сей день. Будет ли реальный руководитель доволен результатом такой дачи пояснений или допроса в ИФНС? Полагаем, что нет.

Какую цель преследует налоговая?

Если сотрудники службы намерены беседовать с вашей организацией через ее представителя, значит, у них появились подозрения о том, что ваша фирма сотрудничает с фирмами-однодневками и/или ведет искусственный документооборот с целью уклонения от уплаты налогов. Чтобы достичь цели, инспекторы ведут диалог с генеральным директором и бухгалтером организации по отдельности, однако вопросы задают по сути те же самые.

Если показания между ними будут разниться, это может стать веским основанием продолжить или назначить новую налоговую проверку, а далее – подать в суд на эту фирму. Более того, сотрудники налоговой службы вправе привлекать к диалогу ваших контрагентов для дачи разъяснений по той или иной хозяйственной операции.

Какие вопросы могут задавать?

Для того, чтобы вывести фирму на чистую воду, сотрудники налоговой задают на первый взгляд простые вопросы, на которые с легкостью сможет ответить реальны» директор и главный бухгалтер. Вот их краткий перечень.

  1. Кем подписывались и подавались документы на регистрацию юридического лица?
  2. Где находится компания, в которой вы являетесь руководителем?
  3. Кто является основными поставщиками и покупателями компании?
  4. Как и когда вы нашли ваших контрагентов?
  5. Какие меры предпринимаются в вашей компании для проверки контрагентов?
  6. Как осуществляется продажа товара (предоставления услуг)?
  7. По какому адресу хранится товар и как доставляется покупателям?
  8. Вы сами подписываете бухгалтерскую отчетность или это делает кто-то другой?
  9. Кто в вашей компании составляет трудовые договоры?
  10. Что входит в ваши должностные обязанности?

Подготовившись к данным вопросам, генеральный директор и главный бухгалтер могут согласовать между собой ответы на них, чтобы не дать лишний повод сотрудникам ИФНС уличить вашу организацию в преступной деятельности.

Неприятный диалог – неприятные последствия

Налоговая служба не обладает полномочиями МВД, поэтому даже самые провальные переговоры не доводят ситуацию до трагичных событий. Однако сотрудники ИФНС имеют широкий инструментарий очернить репутацию фирмы донельзя.

Во-первых, о вашей недобросовестности станет известно в первую очередь компаниям, с которыми вы работаете. Им будут направлены соответствующие письма, содержание которых сводится к тому, что вы – неблагонадежная организация и недобросовестный налогоплательщик.

Для кого-то подобные уведомления – это просто «бумажки», однако, работая с вами, эти фирмы могут не получить вычеты по НДС, что уже ударит по карману и репутации. Более того, если налоговая служба сможет доказать, что директор является номинальным, его потребуют заменить.

Игнорирование требований ФНС в данном случае бесполезно – со временем об этом станет известно общественности, так как данные будут занесены в ЕГРЮЛ. Так, на ноябрь 2016 года в Реестр было внесено порядка 18000 (!) записей «о несоответствии».

Выводы

Собранный и проанализированный нами материал показывает то, насколько компании должны быть заинтересованы в благоприятном исходе общения с ФНС. Любое официальное уведомление и приглашение со стороны фискального органа не должно оставаться без внимания. Мы глубоко убеждены в том, что оплата выписанных штрафов за неявку по повестке или уведомлению о необходимости посетить налоговую службу не решает проблему, так как инспекторам ничто не препятствует пригласить вас повторно.

Отправлять человека, не смыслящего в деятельности вашей организации, – еще одна большая ошибка. Она может стоить вам не только прибыльных контрактов, но и репутации самой организации как надежного поставщика и налогоплательщика.

Бартенева Т. С.

юрист, главный редактор журнала «Налоговые споры»

ФНС России каждый год снижает количество выездных проверок, одновременно повышая сумму доначислений по каждой проведенной ревизии. Так за 15 лет число проверок снизилось на 98%, а сумма доначислений выросла на 50%. Учитывая тенденции, плательщикам, которые попали в «разработку», следует вести себя осторожно и решать спорные ситуации с учетом арбитражной практики.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Порядок назначения и проведения выездной проверки регулирует статья 89 НК РФ.

Назовем три главных правила такой ревизии:

  • проводится на территории налогоплательщика;
  • затрагивает не более трех лет, предшествующих году ее проведения;
  • продолжается не более 2-х месяцев (срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев).

Результаты налоговой проверки оформляют актом, на который компания вправе представить возражения. Далее, налоговый орган выносит решение, которое вручает плательщику. Если фирма не согласна с решением, она вправе его обжаловать. Жалобу подают сначала в вышестоящий налоговый орган, и только после досудебного обжалования, если результаты не удовлетворили компанию, можно обращаться в суд.

Проверка приостановлена

Право приостановить выездную проверку дает инспекции пункт 9 статьи 89 НК РФ. Кодекс называет 4 ситуации, когда можно им воспользоваться. «Пауза» возможна в случае:

  • истребования документов у контрагентов, банков и др. лиц, которым может быть что-то известно о проверяемом плательщике;
  • направления запросов в иностранные юрисдикции;
  • назначения и проведения экспертиз;
  • перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Этот перечень исчерпывающий. Других оснований, чтобы приостанавливать проверку, у инспекции быть не может. Налогоплательщики иногда подозревают налоговиков, что те используют названные причины формально. То есть, выносят решение о приостановлении не для истребования документов у контрагента, а для продления общего срока проведения проверки. Одна компания даже обратилась в суд с требованием признать приостановление незаконным. Она указала, что инспекция злоупотребляет правом, налоговый контроль избыточен, и это препятствует предпринимательской деятельности плательщика. Но доказать это ей не удалось (постановление АС Северо-Западного округа от 23.12.2015 № А05-2622/2015).

Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз. Важно, чтобы общий срок приостановления не превышал 6 месяцев. Исключение составляет только история с международными запросами: если иностранные коллеги не ответят нашим налоговикам в течение полугода, проверку могут растянуть еще на 3 месяца. «Пауза» оформляется отдельным решением руководителя налогового органа.

Важно понимать, что во время приостановления проверки инспекторы на территории компании не присутствуют и никаких действий, например, осмотр, совершать не вправе. Также запрещено получать объяснения у налогоплательщика, допрашивать его сотрудников и запрашивать у него документы. Фирме должны вернуть все подлинники, кроме тех, которые были получены в процессе выемки (если она проводилась).

Однако налогоплательщик обязан представить налоговому органу документы, которые были запрошены до момента приостановления ревизии. То есть, если инспекция выставила требование о представлении документов и дата его исполнения приходится на период приостановления — плательщик не освобожден от обязанности сдать документацию (п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). При этом ходатайствовать о продлении срока на ее представление в период «паузы» закон не запрещает.

Не возникнет обязанности представлять документы, только если требование будет вручено плательщику в один день с решением о приостановлении. Это подтверждает многочисленная судебная практика (см., например, Верховного Суда РФ от 28.08.2014 № 304-ЭС14-305).

Ведь даже в период «паузы» внутри инспекции работа продолжает кипеть: чиновники анализируют документы плательщика, направляют запросы, изучают ответы и проч. Налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории организации, если они не связаны с истребованием документов.

«Уточненка» во время проверки

Налоговый кодекс не запрещает подавать «уточненки» за тот период, который охвачен ревизией. Обычно это делают, когда фирма согласна с частью предстоящих доначислений либо обнаружила неточности в проверяемом периоде.

«Те ошибки, которые привели к переплате налога, мы можем скорректировать двумя способами: 1) подав уточненную декларацию; 2) неучтенные в прошлом расходы — учесть в текущем периоде». Александр Матиташвили, адвокат, прокомментировал позиции судов в отношении возмещения переплаты налога. Больше арбитражной практики в записи вебинара «Выездные налоговые проверки в 2017 году. Обзор практики и рекомендации налогового юриста».

В каких случаях «уточненка» не избавит от пени, но поможет сэкономить на штрафе?

  • Во-первых, нужно успеть сдать корректировку до решения о проведении выездной проверки.
  • Во-вторых, до ее подачи нужно уплатить налог и пени.

Возникает вопрос, будет ли назначен штраф, если «уточненка» представлена не до назначения выездной проверки, а во время нее? Налоговики считают, что в этом случае условия освобождения от налоговой ответственности, предусмотренные пп. 1 п. 4 ст. 81 не выполнены (письмо ФНС РФ от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@). Некоторые суды с ними согласны (постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 11185/10).

Но есть решения в пользу компаний.

Недавно ВС РФ проявил креатив в квалификации уточненных деклараций, представленных при выездной проверкe. Он указал, что корректировка, поданная после составления акта проверки, но до вынесения решения по ней, может считаться возражениями налогоплательщика («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016)», утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016).

Имейте ввиду, что корректировать налоговые обязательства с помощью «уточненок» следует с осторожностью. Такие действия могут привести к дополнительным мероприятиям налогового контроля или к повторной выездной проверке (определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 по делу № 310-КГ16-5041).

То есть, учитывать данные корректировок в решении по текущей ревизии инспекция в обязательном порядке не должна. У нее есть три варианта:

  • провести самостоятельные «камералки» уточненок (письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705);
  • назначить повторную выездную проверку (постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09);
  • провести допмероприятия налогового контроля и по их результатам выносить решение по текущей ревизии.

Не забудьте, что сдавать декларацию нужно по той форме, которая действовала в проверяемый период. В условиях почти ежегодного изменения форм отчетности это правило более чем актуально.

Мифы.jpg

Любой руководитель предприятия или собственник бизнеса, даже если он является добросовестным плательщиком всех налогов и сборов, опасается выездной налоговой проверки и всячески старается ее избежать. И это неудивительно, ведь к вам придут люди, которые постараются уличить вас в каких-либо нарушениях и привлечь к налоговой ответственности.

Прежде всего нужно отметить, что критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (индикаторы проверки) утверждены в гл. 4 Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Однако отсутствие у вас этих критериев не является гарантией непроведения выездной налоговой проверки (ВНП). Существуют другие, непоименованные, но активно применяемые фискалами индикаторы.

Складывающаяся ситуация порождает массу мифов и легенд. Постараемся их развеять.

Миф 1. Первые три года после создания предприятия проверки не будет

Это распространенное заблуждение основано на положениях ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В ней указывается, что интервал между проверками либо срок проведения проверки не должен быть меньше 3 лет.

Все верно, но следует обратить внимание на подп.4 п.3.1 ст.1 №294-ФЗ, где указывается, что сфера применения данного ФЗ не распространяется на налоговый контроль, положения о котором содержатся в гл. 14 Налогового кодекса РФ.

Так что бессмысленно через каждые три года менять предприятие, чтобы не попасть под ВНП.

Налоговый кодекс также не запрещает проведение выездных налоговых проверок предприятий, которые были зарегистрированы три года назад или менее того. Более того, специальная норма гл. 14 - п. 5 ст. 89 Налогового кодекса - устанавливает, что налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Миф 2. Когда предприятие уведомило о своей ликвидации, обязательно проводится ВНП

Если предприятие или организация планирует официальную ликвидацию, налоговые органы должны быть поставлены в известность в трехдневный срок. А там уже решают, проводить ВНП или нет.

В течение двух месяцев после принятия решения о ликвидации предприятия кредиторы имеют право предъявить претензии. В течение этого же срока нужно провести выездную налоговую проверку. Весь процесс ВНП, начиная от ознакомления с документами и заканчивая вынесением решения, должен уложиться в двухмесячный срок.

Поэтому при ликвидации организаций выездная проверка производится далеко не всегда. Обычно ей подвергаются либо организации, которые подозреваются в совершении налоговых правонарушений, либо крупные предприятия.

Миф 3. Если к организации проявляет интерес УФНС, ВНП неизбежна

В этом утверждении доля истины достаточно велика. Действительно, если в УФНС появляется информация о возможных нарушениях налогового законодательства какой-либо организацией, ее направляют в территориальную инспекцию, на учете в которой находится данное предприятие.

Территориальная инспекция принимает решение, проводить ли выездную налоговую проверку.

Миф 4. Если предприятие неоднократно предоставляет убыточную декларацию, проводится налоговая проверка

Если на протяжении двух и более налоговых периодов компания показывает убыточность, это не является основанием для выездной налоговой проверки. Ведь убыток предприятия – это далеко не всегда признак сокрытия доходов.

Например, если организация недавно открылась, она может некоторое время, пока не выйдет на положительные балансовые показатели, работать в убыток. Предприятие вкладывает средства в развитие с расчетом на будущую прибыль. И даже если найдутся нарушения, они будут незначительными.

Усилия, затраченные на проверку такого предприятия, не имеющего устойчивой прибыли, не будут эффективными. Для налоговых органов в большинстве случаев лучше провести ее на крупном, прибыльном предприятии, где доходы и налоговые отчисления значительны.

Миф 5. Избежать запланированную ВНП можно, быстро сменив территориальную налоговую инспекцию

Такой «хитрый» ход может только усугубить ситуацию. Если организация делает такие резкие движения, значит, она предпринимает попытки сокрытия налоговых нарушений. Даже если вы успели сменить налоговую инспекцию, это ничего не даст. Если прежняя инспекция вынесла решение о проверке до вашего «переезда», проверку она все равно проведет.

Если же решение вынести не успели, то ситуация не лучше. Прежняя инспекция с большой долей вероятности обратится в новую, где вы встали на учет, с ходатайством о проведении ВНП. И вместо отмены проверки вы получите более тщательное ее проведение.

Например, если первоначально планировалась камеральная проверка, то при смене дислокации налоговая инспекция может принять решение о проведении комплексной ВНП.

Миф 6. Если деятельность организации не подпадает под «критерии» ВНП, она ей не грозит

Решая провести налоговую проверку, инспекция руководствуется приказом, указанным во введении. Там перечислены основания для проведения таких мероприятий. Некоторые руководители предприятий ошибочно полагают, что если к их организации ни один из перечисленных критериев не применим, то ВНП можно не ждать.

На самом деле существует масса дополнительных факторов, которые могут привести проверку на ваше предприятие.

Под пристальным вниманием проверяющих органов, в том числе и налоговых, всегда находятся организации, которые перечисляют в бюджет значительные суммы. Они ведут успешную, прибыльную деятельность, имеют высокий доход. Поводом для визита налоговых инспекторов может стать просто факт существования такого предприятия и необходимость выполнения фискального «плана».

Не исключен также сигнал о возможных нарушениях налогового законодательства со стороны органов внутренних дел или других сторонних организаций. Такая информация также может послужить причиной для ВНП.
Кроме этого, причиной для ВНП может являться предъявление к возмещению значительной суммы НДС.

Каждый руководитель предприятия предпочел бы избежать выездных налоговых проверок и последующих налоговых споров. Но если ваша бухгалтерия работает слаженно и профессионально, а деятельность организации проводится в полном соответствии с действующим законодательством, то опасаться абсолютно нечего.

Мифы.jpg

Любой руководитель предприятия или собственник бизнеса, даже если он является добросовестным плательщиком всех налогов и сборов, опасается выездной налоговой проверки и всячески старается ее избежать. И это неудивительно, ведь к вам придут люди, которые постараются уличить вас в каких-либо нарушениях и привлечь к налоговой ответственности.

Прежде всего нужно отметить, что критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (индикаторы проверки) утверждены в гл. 4 Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Однако отсутствие у вас этих критериев не является гарантией непроведения выездной налоговой проверки (ВНП). Существуют другие, непоименованные, но активно применяемые фискалами индикаторы.

Складывающаяся ситуация порождает массу мифов и легенд. Постараемся их развеять.

Миф 1. Первые три года после создания предприятия проверки не будет

Это распространенное заблуждение основано на положениях ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В ней указывается, что интервал между проверками либо срок проведения проверки не должен быть меньше 3 лет.

Все верно, но следует обратить внимание на подп.4 п.3.1 ст.1 №294-ФЗ, где указывается, что сфера применения данного ФЗ не распространяется на налоговый контроль, положения о котором содержатся в гл. 14 Налогового кодекса РФ.

Так что бессмысленно через каждые три года менять предприятие, чтобы не попасть под ВНП.

Налоговый кодекс также не запрещает проведение выездных налоговых проверок предприятий, которые были зарегистрированы три года назад или менее того. Более того, специальная норма гл. 14 - п. 5 ст. 89 Налогового кодекса - устанавливает, что налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Миф 2. Когда предприятие уведомило о своей ликвидации, обязательно проводится ВНП

Если предприятие или организация планирует официальную ликвидацию, налоговые органы должны быть поставлены в известность в трехдневный срок. А там уже решают, проводить ВНП или нет.

В течение двух месяцев после принятия решения о ликвидации предприятия кредиторы имеют право предъявить претензии. В течение этого же срока нужно провести выездную налоговую проверку. Весь процесс ВНП, начиная от ознакомления с документами и заканчивая вынесением решения, должен уложиться в двухмесячный срок.

Поэтому при ликвидации организаций выездная проверка производится далеко не всегда. Обычно ей подвергаются либо организации, которые подозреваются в совершении налоговых правонарушений, либо крупные предприятия.

Миф 3. Если к организации проявляет интерес УФНС, ВНП неизбежна

В этом утверждении доля истины достаточно велика. Действительно, если в УФНС появляется информация о возможных нарушениях налогового законодательства какой-либо организацией, ее направляют в территориальную инспекцию, на учете в которой находится данное предприятие.

Территориальная инспекция принимает решение, проводить ли выездную налоговую проверку.

Миф 4. Если предприятие неоднократно предоставляет убыточную декларацию, проводится налоговая проверка

Если на протяжении двух и более налоговых периодов компания показывает убыточность, это не является основанием для выездной налоговой проверки. Ведь убыток предприятия – это далеко не всегда признак сокрытия доходов.

Например, если организация недавно открылась, она может некоторое время, пока не выйдет на положительные балансовые показатели, работать в убыток. Предприятие вкладывает средства в развитие с расчетом на будущую прибыль. И даже если найдутся нарушения, они будут незначительными.

Усилия, затраченные на проверку такого предприятия, не имеющего устойчивой прибыли, не будут эффективными. Для налоговых органов в большинстве случаев лучше провести ее на крупном, прибыльном предприятии, где доходы и налоговые отчисления значительны.

Миф 5. Избежать запланированную ВНП можно, быстро сменив территориальную налоговую инспекцию

Такой «хитрый» ход может только усугубить ситуацию. Если организация делает такие резкие движения, значит, она предпринимает попытки сокрытия налоговых нарушений. Даже если вы успели сменить налоговую инспекцию, это ничего не даст. Если прежняя инспекция вынесла решение о проверке до вашего «переезда», проверку она все равно проведет.

Если же решение вынести не успели, то ситуация не лучше. Прежняя инспекция с большой долей вероятности обратится в новую, где вы встали на учет, с ходатайством о проведении ВНП. И вместо отмены проверки вы получите более тщательное ее проведение.

Например, если первоначально планировалась камеральная проверка, то при смене дислокации налоговая инспекция может принять решение о проведении комплексной ВНП.

Миф 6. Если деятельность организации не подпадает под «критерии» ВНП, она ей не грозит

Решая провести налоговую проверку, инспекция руководствуется приказом, указанным во введении. Там перечислены основания для проведения таких мероприятий. Некоторые руководители предприятий ошибочно полагают, что если к их организации ни один из перечисленных критериев не применим, то ВНП можно не ждать.

На самом деле существует масса дополнительных факторов, которые могут привести проверку на ваше предприятие.

Под пристальным вниманием проверяющих органов, в том числе и налоговых, всегда находятся организации, которые перечисляют в бюджет значительные суммы. Они ведут успешную, прибыльную деятельность, имеют высокий доход. Поводом для визита налоговых инспекторов может стать просто факт существования такого предприятия и необходимость выполнения фискального «плана».

Не исключен также сигнал о возможных нарушениях налогового законодательства со стороны органов внутренних дел или других сторонних организаций. Такая информация также может послужить причиной для ВНП.
Кроме этого, причиной для ВНП может являться предъявление к возмещению значительной суммы НДС.

Каждый руководитель предприятия предпочел бы избежать выездных налоговых проверок и последующих налоговых споров. Но если ваша бухгалтерия работает слаженно и профессионально, а деятельность организации проводится в полном соответствии с действующим законодательством, то опасаться абсолютно нечего.

Читайте также: