Внутренний налоговый контроль это

Опубликовано: 10.05.2024

Приказ Федеральной налоговой службы №ММВ-7-15/509@ от 16.06.2017

С 16.10.2017 утверждены требования к организации системы внутреннего контроля для юридических лиц, в отношении которых проводится налоговый мониторинг.

Налоговый контроль в форме мониторинга

Налоговый мониторинг* - это особая форма налогового контроля, которая заключается в электронном информационном взаимодействии и применяется наряду с камеральными и выездными проверками.

* Для перехода к процедуре налогового мониторинга организация должна соответствовать одновременно следующим трем критериям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет РФ за предшествующий календарный год (без учета налогов к уплате в связи с ввозом-вывозом товаров), составляет не менее 300 млн рублей;

суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год составляет не менее 3 млрд рублей;

совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря предшествующего календарного года составляет не менее 3 млрд рублей.

Главное отличие налогового мониторинга от иных форм налогового контроля в том, что в период его проведения организация (п. 6 ст. 105.26 НК РФ):

самостоятельно обеспечивает налоговой инспекции доступ к своим документам (информации), на основании которых она исчисляет и платит налоги;

раскрывает порядок отражения доходов, расходов и объектов налогообложения в регистрах налогового и бухгалтерского учета.

Таким образом, инспекция может видеть данные бухгалтерского и налогового учета организации, а также отслеживать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов в режиме реального времени.

Система внутреннего контроля

Чтобы провести налоговый мониторинг, организация, соответствующая установленным требованиям по суммам налогов, доходов и активов, должна подать в налоговую инспекцию заявление, а также (п. 2 ст. 105.27 НК РФ):

информацию о своих участниках с долей прямого или косвенного участия более 25 процентов;

учетную политику для целей налогообложения, действующую в календарном году, в котором подано заявление о проведении налогового мониторинга;

регламент информационного взаимодействия;

внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля.

Для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля (СВК) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных для (п. 7 ст. 105.26 НК РФ):

упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов);

выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов;

полноты и своевременности их уплаты (перечисления);

своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Комментируемым приказом установлены требования, которым с 16.10.2017 должна соответствовать СВК.

Требования ФНС России

отвечать специфике финансово-хозяйственной деятельности организации;

функционировать на постоянной основе;

функционировать на всех уровнях контроля осуществления бизнес-процесса.

обеспечивать выполнение контрольных процедур, направленных на предупреждение или минимизацию рисков, влияющих на достижение целей организации.

Для организации и функционирования СВК ФНС России предписывает создать систему управления рисками. Эта система позволит выявлять и оценивать наличие или вероятность возникновения обстоятельств, которые могут привести к:

искажению информации в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности;

неправильному исчислению (удержанию), неуплате (неперечислению) налогов, сборов, страховых взносов;

несвоевременному представлению (непредставлению) отчетности в налоговую инспекцию.

Чтобы предупредить и минимизировать указанные риски, организации следует разработать и описать контрольные процедуры, в том числе:

санкционирование (авторизацию) операций, обеспечивающее подтверждение правомочности их совершения;

разграничение полномочий, в том числе посредством исключения совмещения одним лицом функции инициирования, исполнения и контроля совершения хозяйственной операции;

контроль доступа, целостности данных и внесения изменений в информационные системы;

разграничение доступа должностных лиц к блокам учета в информационной системе в целях исключения несанкционированного доступа и возникновения риска искажения бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.

Правильно организованная система внутреннего контроля позволит организации обеспечивать заинтересованных лиц полной информацией о:

уровне организации СВК, который необходимо оценить с помощью критериев, утвержденных комментируемым приказом.

Итоговым отчетным документом организации станет «Информация об организации системы внутреннего контроля организации», включающая:

главу I "Общие положения";

главу II "Контрольная среда организации";

главу III "Система управления рисками организации";

главу IV "Контрольные процедуры организации";

главу V "Информационные системы организации";

главу VI "Мониторинг и оценка организацией системы внутреннего контроля организации";

Внесение изменений в информацию об организации СВК разрешено:

при изменении требований законодательства о налогах и сборах, о бухгалтерском учете - в течение одного месяца с даты вступления в их силу;

при обнаружении ошибок, неточностей, искажений, противоречивости информации - в течение одного месяца с даты обнаружения.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 15.01.2018 2018-01-15

Статья просмотрена: 2135 раз

Библиографическое описание:

Костикова, А. М. Внутренний налоговый контроль как инструмент управления деятельностью предприятия / А. М. Костикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 61-62. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47782/ (дата обращения: 19.05.2021).

Статья посвящена основным функциям и задачам внутреннего налогового контроля. Изучив механизм построения внутреннего налогового контроля на предприятии, автор приходит к выводу, что внутренний налоговый контроль предприятия является важнейшим механизмом деятельности компании, направленным на эффективную деятельность, а также имеет актуальное значение для всех участников налоговых правоотношений.

Ключевые слова: внутренний налоговый контроль, бухгалтерский учет, управление, предприятие, контроль.

Контроль является одной из функций управления. Налоговый контроль традиционно рассматривается в качестве государственной функции. Вместе с тем по мере совершенствования налогового администрирования формируется и развивается система внутреннего налогового контроля хозяйствующих субъектов. Она представляет собой совокупность процедур, направленных на выявление, исправление, предотвращение ошибок в налоговых расчетах, оценку налоговых последствий хозяйственных операций компании и минимизацию налоговых рисков [1].

Внутренний налоговый контроль — это контроль за процессами управления и финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Внутренний налоговый контроль на предприятии осуществляют:

– специально созданные службы внутреннего аудита (контрольно-ревизионного отдела);

– или другие подразделения.

То есть, внутренний контроль представляет собой процесс, направленный на достижение целей компании. Внутренний контроль и является результатом действий руководства по организации, планированию, мониторингу деятельности организации и ее структурных подразделений.

Внутренний контроль организуется руководством предприятия и определяет законность совершения хозяйственных операций, их экономическую целесообразность. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от других видов контроля [2].

Внутренний налоговый контроль направлен на идентификацию, оценку и минимизацию рисков предприятия. Он связан с обнаружением отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на наиболее ранней стадии, что позволяет принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб, осуществить мероприятия, направленные на предотвращение таких нарушений в будущем.

Система внутреннего налогового контроля построена на отношениях между структурными подразделениями предприятия (отделы, службы, производственные цеха, участки, бригады).

Составляющими элементами формирования системы внутреннего налогового контроля являются:

  1. цели и задачи внутреннего налогового контроля;
  2. принципы функционирования системы внутреннего налогового контроля;
  3. требования, предъявляемые к системе внутреннего контроля;
  4. методы и оценка системы внутреннего налогового контроля.

Основной целью системы внутреннего налогового контроля является установление контрольных действий, выполняемых, лицами ответственными за внутренний налоговый контроль, в части проверки правильности, полноты и своевременности исчисления сумм налогов, то есть минимизация налоговых рисков.

Задачами же внутреннего налогового контроля являются:

– идентификация и документирование рисков и покрывающего их контроля по налоговой функции;

– проведение регулярного и системного анализа влияния изменений внешней и внутренней среды;

– постоянные актуализация, тестирование и сертификация контрольных процедур;

– регулярный мониторинг замечаний и статуса мероприятий по их устранению [3].

Предметом налогового контроля, как правило, выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, а также бухгалтерская документация. Контроль над документацией позволяет исключить совершения ошибок в будущем и избежать штрафов и пеней [3].

Этапами деятельности организации выступает: снабжение, производство, реализация, они же и являются объектами внутреннего контроля. Важнейшей функцией внутреннего налогового контроля является выполнение работниками предприятия своих должностных обязанностей.

При осуществлении внутреннего контроля используются различные методы, они включают в себя такие элементы, как:

1) бухгалтерский финансовый учет (инвентаризация и документация, счета и двойная запись);

2) бухгалтерский управленческий учет (распределение обязанностей, нормирование издержек);

3) аудит, контроль, ревизия (проверка документов, проверка верности арифметических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание);

4) теория управления [2].

Таким образом, использование системы внутреннего налогового контроля в организациях будут способствовать выявлению, оптимизации и минимизации налоговых рисков. Поэтому внутренний налоговый контроль является неотъемлемой частью крупных предприятий, направленных на эффективную деятельность, а также имеет актуальное значение для всех участников налоговых правоотношений.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что внутренний налоговый контроль является важнейшей бизнес-функцией наряду с управлением производством и финансовым менеджментом.

1. Помаскина А. Процедуры внутреннего контроля налоговых обязательств и расчетов компании// Консультант. — 2013. — № 1 (январь), C. 40–43

2. Евдокимова A. B., Пашкина И. Н. Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации: практическое пособие/ A. B. Евдокимова, И. Н. Пашкина — М: Дашков и Ко, 2009. — 208 с.

3. Павлова В. И., Кобылянская М. С. Элементы системы внутреннего налогового контроля // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4.1. — С. 29–30.

Одним из критериев классификации контроля является деление его на внешний и внутренний. Внутренний контроль осуществляется организационно-структурными подразделениями, службами и сотрудниками самого налогоплательщика.

Внутренний контроль, в свою очередь, может выступать как: ведомственный (внутриведомственный) и внутрифирменный контроль.

Ведомственный (внутриведомственный) контроль - это контроль вышестоящего органа по отношению к подведомственным организациям (например, Банк России осуществляет контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций в форме проводимых инспекций).

Внутрифирменный контроль это контроль, осуществляемый в самой организации.

Система внутрифирменного контроля подразделяется на две подсистемы:

1) хозяйственный контроль (производственный, технический, пожарный, связанный с обеспечением безопасности производства, экологический);

2) финансовый контроль (контроль финансово-хозяйственной деятельности, расчетов с бюджетом).

Внутрифирменный финансовый контроль это комплекс мер безопасности, определяемых руководством в целях обеспечения защиты имущества, правильности и достоверности бухгалтерских записей, согласованного и эффективного осуществления операций, соответствия принимаемых решений политике руководства. Внутренний налоговый контроль является частью системы внутрифирменного финансового контроля (общего аудита). Вопросы уплаты налогов являются частью финансовых операций организации по выполнению обязательств перед государством.

Внутренний налоговый контроль организуется самим экономическим субъектом в интересах его собственников и регламентируется внутренними документами этого экономического субъекта по соблюдению установленного порядка расчетов с бюджетом и минимизации рисков, связанных с уплатой налогов и мерами по оптимизации налогообложения.

Внутренний налоговый контроль (аудит налогов) - составная часть аудиторских проверок. Он осуществляется в соответствии с аудиторскими стандартами, выбранной методикой. Основные цели внутреннего налогового контроля:

- контроль правильности определения налоговой базы и суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет;

- подтверждение соответствия финансово-хозяйственных операций действующему законодательству.

Задачи внутреннего налогового контроля:

- контроль разработки учетной политики для целей налогообложения по всем установленным налогам и элементам (организационным, методическим, техническим);

- проверка системности ведения бухгалтерского и налогового учета и правильности формирования налоговой базы;

- контроль правильности применения налоговых ставок;

- контроль законности и обоснованности применения льгот при уплате налогов в федеральный бюджет и территориальные бюджеты;

- анализ правильности заполнения и своевременности представления налоговых деклараций;

- контроль полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет;

- контроль правильности отражения в бухгалтерском учете операций по начислению и уплате платежей в бюджет;

- контроль правильности ведения аналитического и синтетического учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» и соответствия его записям в Главной книге и балансе организации;

- выявление степени подготовленности сотрудников, отвечающих за налоговые расчеты, их информированности о текущих изменениях в налоговом законодательстве;

- контроль исполнения решений об устранении выявленных недостатков, их предупреждении.

Организация финансового и налогового контроля опирается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей в себя финансовые и производственные показатели деятельности, а также на их анализ.

Методы, процедуры внутреннего налогового контроля представляет собой совокупность различных способов и приемов проверки производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации, порядка составления налоговых регистров и форм налоговой отчетности сотрудниками, ответственными за их подготовку. В ходе внутреннего налогового контроля используются рассмотренные методы государственного налогового контроля, а именно: все методы документального контроля, информативные методы, а из методов фактического контроля - инвентаризация и методы встречной сверки и сопоставления (взаимного контроля) документов. Из расчетно-аналитических методов применяются методы экономического анализа. Например, содержащиеся в налоговой отчетности данные сопоставляются с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности (по тем налоговым расчетам, где должно обеспечиваться такое соответствие). Проводится сверка данных налоговых регистров между собой, с данными форм налоговой отчетности, с данными налоговых регистров и форм налоговой отчетности предыдущих отчетных периодов, а также проверка полученных отчетных данных на непротиворечивость.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Сегодня поговорим о Проекте Приказа ФНС России «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля, а также форм и форматов документов, представляемых организациями при раскрытии информации о системе внутреннего контроля».

Что такое налоговый мониторинг?

Налоговый мониторинг – это когда налоговики получают полный доступ к внутренностям вашей компании, контролируют каждую вашу операцию. Как нам сказал лучший в мире налоговик, руководитель ФНС России господин Егоров, «мы, контролируя каждую транзакцию, сможем взимать налоги в транзакционном режиме буквально с каждой операции». Я своими словами говорю, но идея, которую он передал, была именно такой.

Пока что этот налоговый мониторинг будет относиться к компаниям с оборотом свыше 1 млрд рублей в год. Более того, вступать в этот налоговый мониторинг бизнесмен будет добровольно. Нет такой обязанности. Это репетиция.

Если вы внимательно посмотрите выступления господина Егорова за последние 4 месяца и ту концепцию, которая сейчас реализовывается налоговиками, то увидите, что все усилия налоговиков направлены на контроль каждой транзакции, независимо от размеров бизнеса. И элементы, о которых я сейчас более подробно расскажу, коснутся в ближайшие год-два чуть ли не каждого из вас, к сожалению. Поэтому давайте пока посмотрим, как налоговики будут тренироваться на налоговом контроле в форме налогового мониторинга.

Организация системы внутреннего контроля

Этим приказом будут одобрены требования к организации системы внутреннего контроля. И теперь бизнесмен, организовав эту систему внутреннего контроля, будет сам за собой следить.

«2.1. Система внутреннего контроля должна обеспечивать:

  • упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  • правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;
  • достоверность, полноту и своевременность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, а также учета таких результатов при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления);
  • соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;
  • мониторинг результатов выполняемых контрольных процедур, направленных на своевременное выявление, исправление и предотвращение ошибок (искажений) в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности».

И эта система внутреннего контроля должна функционировать в организациях на всех уровнях контроля, на всех уровнях осуществления бизнес-процессов, в том числе система должна будет функционировать до фактического начала бизнес-процесса. То есть система уже должна контролировать, с кем ты связываешься, как ты связываешься, какие переговоры ведешь, до начала бизнес-процесса. Во время и после осуществления этого бизнес-процесса та система, которую вы создадите, все эти этапы должна отслеживать.

Контрольная среда

«3.2. В организации должны быть утверждены и доведены до сведения каждого сотрудника профессиональные, этические и поведенческие стандарты.

3.3. В организации должны быть утверждены стандарты (правила) найма, мотивации, оценки, продвижения, увольнения сотрудников, а также требования к профессиональным знаниям и навыкам сотрудников».

Этот приказ должен будет контролировать в онлайн-режиме правильность и полноту уплаты налогов. Я не пойму, зачем налоговики лезут в профессиональные, этические и поведенческие стандарты. Зачем они лезут в наём, в мотивацию, в оценки, продвижение и увольнение сотрудников, а также требования к профессиональным знаниям? Ну да ладно.

Выявление рисков

«5.3. Выявление рисков должно осуществляться исходя из допущения о том, что налоговый орган обладает в полном объеме всей информацией, которая имеется в распоряжении организации на момент выявления рисков».

Ну, естественно, налоговый орган обладает всей информацией. Потому что «щупальца» уже находятся внутри вашей компании и могут отслеживать каждую транзакцию. Спрашивается, зачем им тогда все это нужно.

Налоговикам это нужно, чтобы не только они вас контролировали, но и вы сами себя контролировали.

Я вообще предложил бы поступить следующим образом: чтобы бизнесмен сам себя контролировал, сам себе выписывал административное, налоговое или уголовное наказание. А потом сам бы приезжал в тюрьму и говорил: «Согласно вашим приказам, я сам себя контролирую, и я сам себе выписал уголовное наказание, посадите меня в камеру». Вспоминаем Булгакова: «Посадите меня в бронированную камеру и поставьте рядом вооруженную охрану».

«5.6. Выявление рисков должно осуществляться в отношении всех операций, в том числе операций, требующих применения профессионального суждения при отсутствии точных способов и методов расчета оценочных значений, методов признания доходов, расходов или требующих допущений о влиянии будущих неопределенных событий». Боже мой! Короче, вы сами себя должны контролировать.

«5.8. Выявление рисков должно обеспечивать возможность проверки наличия фактов, свидетельствующих об уклонении от уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов».

Мало того что «щупальца» налоговиков находятся внутри компании, сам бизнесмен должен создать такие правила внутреннего контроля, при которых ответственное лицо, находящееся внутри компании, следило бы за всеми бизнес-процессами. А так же выявляло риски и обеспечивало возможность проверки, наличие фактов, свидетельствующих о том, что его директор уклоняется от уплаты налогов, сборов, страховых взносов.

Ребята, это надо читать полностью!

Оценка рисков

«6.4. Оценка существенности искажения показателей бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности должна проводиться организацией на основе одного из следующих критериев:

  • доля от суммы налога (сбора, страховых взносов), исчисленного организацией к уплате (перечислению);
  • доля от величины налоговой базы по налогу (базы для исчисления сбора, страховых взносов);
  • доля от величины показателя налоговой декларации (расчета), существенно влияющей на расчет налоговой базы (например, величина доходов от реализации), базы для исчисления сбора, страховых взносов».

То есть налоговики установят, сколько ты должен платить страховых взносов и НДФЛ от ФЗП, как считать налог на прибыль, в зависимости от грязной прибыли, от оборота, а НДС – в зависимости от размера вычетов. Все это есть в этом приказе. И ваш человек, который будет за этим следить, должен будет написать, например, исходя из текста: «Мы завысили долю налоговых вычетов. Дорогие налоговики, немедленно придите к нам на проверку, потому что мы завысили долю налоговых вычетов».

«6.5. Оценка риска должна проводиться организацией при помощи методов математической статистики и (или) на основе профессионального суждения. Выбор метода должен производиться организацией самостоятельно».

Я бы предложил использовать здесь еще высшую математику. Почему только математическая статистика? Я знаю, что такое математическая статистика, с точки зрения уплаты налогов. Но давайте скажем честно: даже внутри отрасли это не работает. Потому что у начинающего бизнесмена и крупной холдинговой структуры федерального масштаба разные условия. Дальше региональные вещи смотрим. Ну, не работает оно так. Невозможно весь бизнес построить под одну гребенку.

Раскрытие информации о рисках

«7.7. Раскрытие информации о рисках должно осуществляться по следующим направлениям выявления рисков».

Какую же информацию о себе вы будете раскрывать? Например:

«7.7.1. Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности:

  • осуществление инвестиционной деятельности; реорганизация;
  • реструктуризация деятельности организации;
  • применение льгот по налогам, сборам, страховым взносам;
  • осуществление операций в иностранной валюте;
  • выплата дивидендов резидентам других иностранных государств;
  • существенное изменение налоговой нагрузки в период проведения налогового мониторинга».

Или другой пример:

«7.7.2. Определение организацией порядка отражения хозяйственной операции в налоговом учете:

  • отсутствие и (или) неточность порядка расчета показателей налоговой отчетности;
  • отсутствие и (или) неточность порядка отнесения доходов и расходов к определенному налоговому периоду;
  • неправильная классификация объектов учета;
  • неосторожность, приводящая к уклонению от уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;
  • неосмотрительность, приводящая к получению необоснованной налоговой выгоды».

Человек, нанятый вами за ваши деньги, назначенный вами на это место, который будет за вами следить, должен будет в отчете написать: «Директор моей организации неправильно ведет классификацию объектов учета. Он проявил неосторожность, приводящую к уклонению от уплаты налогов». Я всего-навсего цитирую проект приказа. Там же вы сможете найти отчетные формы, что в какой графе нужно будет писать, как это все будет делаться.

Контрольные процедуры

«9.4. Контрольные процедуры должны быть направлены на предотвращение или минимизацию рисков ошибок (искажений) налогового учета и налоговой отчетности организации, рисков несвоевременной и (или) неполной уплаты (перечисления) налогов, сборов и страховых взносов».

«9.6. Организация должна определить порядок документального оформления результатов выполнения контрольных процедур». А дальше, конечно же, организация должна будет отчитаться перед налоговиками.

Раскрытие информации о контрольных процедурах

«10.3. По результатам описания контрольной процедуры у внешнего пользователя, не обладающего детальными знаниями в отношении специфики финансово-хозяйственной деятельности организации, должно складываться понимание о следующем:

  • как выполнение контрольной процедуры направлено на предотвращение или минимизацию рисков; кто участвует в выполнении контроля;
  • как распределены роли участников: кем осуществляется выполнение хозяйственной операции и кем осуществляется контроль в отношении выполненных операций (подготовленных документов);
  • в чем заключается контроль при осуществлении описанных действий и операций, каким образом выявляются ошибки;
  • какие документы (отчеты) свидетельствуют о выполнении контрольной процедуры и ее результатах».

А дальше начинается отчетность перед налоговиками. Информационная система, которую вы создадите за свой счет, должна быть организована так, чтобы корректировать ваши ошибки и корректировать любую неуплату налогов, чтобы государство получило свои деньги.

Оценка системы внутреннего контроля

«13.6. При анализе и оценке контрольной среды должны учитываться следующие критерии:

  • внедрение в организации и соблюдение сотрудниками организации профессиональных, этических и поведенческих стандартов;
  • участие руководителя организации в процессе оценки результатов функционирования системы внутреннего контроля, в том числе закрепление за руководителем организации функций рассмотрения и утверждения оценки результатов мониторинга и оценки системы внутреннего контроля;
  • распределение (разграничение) полномочий и обязанностей, закрепленное в организационной структуре, реализующей надлежащий учет ключевых сфер полномочий, обязанностей и определенного порядка подчиненности сотрудников;
  • наличие требований к квалификации сотрудников, в том числе к образованию, опыту работы, достижениям, сведениям о добросовестности и этическом поведении, а также наличие программ подготовки специалистов, предусматривающих обучение их функциям и обязанностям».

То есть вы за свой счет должны еще всех обучить.

Дальше идет описание уровней, как вы сами себе будете присваивать баллы, как вы будете в электронной форме отчитываться перед налоговиками, согласно приложению № 10 и № 11. Например, согласно приложению № 11, вы в налоговую в электронной форме отправите информацию об оценке уровня организации и системы внутреннего контроля по установленному формату.

Вместо вывода

Я бы на вашем месте почитал проект этого приказа. Ну, прикольно же. Так и хочется сказать: «Дорогое государство, хорошо, вы нам не доверяете, поэтому вы за нами следите. Но почему вы хотите, чтобы мы вашу работу делали за вас и сами за собой следили?» Я не понимаю. Не говоря уже о том, что господин Егоров нам объявил, что при введении этой системы бумажек будет меньше. Но когда я смотрю на этот проект приказа, мне только одна фраза приходит в голову: «Больше отчетов, хороших и разных». Возьмите этот документ и восхититесь вместе со мной.

Наверняка кто-то из моих зрителей напишет: «Так и должно быть. Мы должны сами за собой следить». Ладно, не хочу делать выводы за вас. Пока что это проект, через месяца 2 выйдет уже готовый приказ. Еще месяца 2 будет утверждаться в Минюсте, затем это станет нашей с вами былью. Я не знаю, как к этому относиться. Напишите, что вы об этом думаете.

3.8 Налоговый контроль: формы и методы проведения

Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.

Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.

В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая ведение налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов, предоставлением налоговой отчетности и т.д.

В узком смысле под налоговым контролем подразумевается проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

Перед налоговым контролем стоят следующие задачи :

  • обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;
  • содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;
  • обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;
  • выявить и пресечь налоговые правонарушения.

Методы налогового контроля — это совокупность приемов и способов, с помощью которых контролирующие органы осуществляют налоговый контроль. При проведении налогового контроля уполномоченные органы применяют общенаучные методы:

  • диалектический подход;
  • принципы логического и системного анализа;
  • методы экономического анализа и статистических группировок;
  • визуальный осмотр;
  • выборочная проверка документов и др.

Субъектами налогового контроля выступают участники налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы; сборщики налогов; органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют в рамках своей компетенции.

Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов.

Место постановки на налоговый учет в зависимости от категории налогоплательщиков

Место постановки на учет

Физическое лицо или индивидуальный предприниматель

Налоговые органы обязаны поставить на учет организацию или индивидуального предпринимателя в течение пяти дней после подачи заявления и предусмотренных законодательством документов и выслать по почте уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, утвержденном Минфином России.

В случае ликвидации или реорганизации организации, открытия или закрытия филиала или обособленного подразделения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган, который проводит снятие с учета, в течение 14 дней.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который необходимо указывать во всех документах, подаваемых в налоговый орган, в том числе в декларациях, отчетах и заявлениях. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на налоговый учет являются налоговой тайной. Законодательством также предусмотрен код причины постановки на налоговый учет (КПП), который присваивается в зависимости от вида деятельности, осуществляемой организацией.

При постановке на налоговый учет налогоплательщик получает соответствующее свидетельство, в котором указываются:

  • название организации (индивидуального предпринимателя);
  • ИНН;
  • КПП;
  • юридический адрес;
  • данные о государственной регистрации;
  • другие необходимые данные.

Читайте также: