Влияние налогообложения на деятельность

Опубликовано: 15.05.2024


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 15.12.2020 2020-12-15

Статья просмотрена: 214 раз

Библиографическое описание:

Молоканова, М. С. Влияние налогообложения прибыли на финансовые результаты предприятий / М. С. Молоканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76617/ (дата обращения: 18.05.2021).

В статье анализируется влияние налогообложения прибыли на конечные финансовые результаты деятельности организации (выручка, прибыль), определяется механизм влияния налога на прибыль на финансовый результат работы организации. Проанализированы показатели, формирующие различные виды прибыли в соответствии с формой № 2 «Отчёт о финансовых результатах». Представлено положительное и отрицательное влияние налога на прибыль на показатели деятельности организации

Ключевые слова : налоги, налогообложение, налогоплательщик, государство, налоговая нагрузка, влияние, прибыль, чистая прибыль, финансовые результаты

Основой теоретической базы экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия является принятая для всех предприятий, в независимости от формы собственности, обобщенная модель хозяйственного механизма предприятия в условиях нынешних рыночных отношений, которая создана на формировании прибыли. Она показывает доступное всем предприятиям, действующим в условиях современного рынка, единство целей деятельности, показателей финансовых результатов деятельности, системы налогообложения, процессов формирования и распределения прибыли.

Устройство формирования и распределения прибыли устанавливаются нормативным, законодательным путём и зависит от уровня развития рыночных отношений в экономике страны и государственного регулирования деятельности организации [3, с. 148].

В нынешнее время нормативно–правовыми актами установлен механизм определения прибыли в области налогообложения прибыли, формирования доходов и расходов [2, с. 37]. В соответствии с НК РФ и ПБУ 4/99 формирование прибыли производится в целях бухгалтерского и налогового учета. Налог на прибыль является налогом на финансовый результат организаций, сформированный в бухгалтерском и налоговом учете по факту совершения операций за определенный налоговый период. Его расчет есть заканчивающий этап закрытия финансового года. Прибыль, как объект обложения налогом определяется после корректировки доходов, себестоимости и расходов. Налогооблагаемая прибыль имеет стоимостную и количественную характеристику, что является возникновением обязанности по начислению и уплате налога.

В таблице 1 отражен механизм влияния налога на прибыль на финансовый результат работы организации.

Механизм влияния налога на прибыль на финансовый результат работы организации [5, с. 99]

Выручка от реализации продукции, работ и услуг в действующих ценах без НДС и акцизов

- себестоимость продукции, работ и услуг

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг

+ прибыль от прочей реализации

+ внереализационные прибыли и убытки

Балансовая (валовая) прибыль

- сумма корректировок по доходам, исключаемым при расчете основного налога на прибыль

Налогооблагаемая прибыль с учетом льгот

+ — изменение отложенных налоговых активов

+ — изменение отложенных налоговых обязательств

- текущий налог на прибыль

Чистая прибыль (убыток)

При формировании годовой, а также промежуточной бухгалтерской отчетности организации наряду с балансом составляют форму № 2 «Отчёт о финансовых результатах», в ней образуется сумма чистой прибыли (убытка), которая приобретена предприятием за отчетный период, а также финансовый результат хозяйственной деятельности.

При заполнении формы «Отчёт о финансовых результатах» поэтапно образуются показатели финансовой деятельности организации. После этого показываются справочные данные, и даётся разъяснение отдельных статей прибыли и убытков. Рассмотрим содержательную часть показателей, формирующих разные виды прибыли согласно бухгалтерскому учету, более подробно (таблица 2).

Показатели, формирующие различные виды прибыли в соответствии с формой № 2 «Отчёт о финансовых результатах» [6, c . 16]

Сумма денежных средств от реализации услуг, товаров, работ

Сумма расходов на закупку товаров и оказание услуг

Валовая прибыль (убыток)

Доходы от обычных видов деятельности

Затраты, связанные с реализацией продукции; в торговле — издержки обращения

Затраты общехозяйственного обращения

Прибыль (убыток) от продаж

Финансовый результат от оказания услуг, продажи товаров, выполнения работ, т. е. осуществление предприятием операционной деятельности

Доходы от участия в других организациях

Поступления, связанные с участием в уставном капитале других организаций, включая доходы и проценты по ценным бумагам; прибыль, приобретенная организацией в результате совместной деятельности по договору простого товарищества

Проценты к получению

Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств (депозит); процент за использование банком денежных средств на расчетном счете

Проценты к уплате

Сумма денежных средств, которые предприятия должны оплатить по полученным кредитам и займам, по купленным акциям, облигациям и т. п.

Доходы от сдачи имущества в аренду; признанные и присужденные должником штрафы, прибыль прошлых лет, другие доходы от операций, неустойки, пени и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков; положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте и др.

Затраты на содержание законсервированных мощностей и объектов; присужденные или признанные пени и штрафы, убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и других долгов, нереальных для взыскания; судебные издержки и арбитражные расходы; убытки по операциям с тарой и др.

Прибыль (убыток) до налогообложения

Финансовый результат общей деятельности предприятия

Текущий налог на прибыль

Налог на прибыль, единый налог на вмененный доход, единый налог при упрощенной системе

Изменение отложенных налоговых активов

Отложенные налоговые обязательства признаются при наличии временных разниц и приводят к росту налога на прибыль. По мере снижения или полного погашения временных разниц будут снижаться или полностью погашаться

Изменение отложенных налоговых обязательств

Отложенные налоговые активы — это часть отложенного налога на прибыль, приводящая к снижению налога на прибыль

Чистая прибыль (убыток)

Конечный финансовый результат деятельности предприятия

Оставшаяся после уплаты налогов чистая прибыль поступает в распоряжение организации и распределяется в фонды накопления (расширения производства) и распределения (социальная сфера).

Налог относится на финансовый результат деятельности организации и подразделяется как условно-переменный. Его особенность влияния выражается в том, что с увеличением объема производства, налоговые платежи растут. Он существенно влияет на все показатели деятельности организации в текущем и в будущем периодах. Это влияние можно оценить с положительной и отрицательной стороны (рисунок 1).









Последствия влияния налогов на социальные и финансовые результаты деятельности организации

Рис. 1. Последствия влияния налогов на социальные и финансовые результаты деятельности организации

Отрицательное влияние обнаруживается в прямом снижении доходов и финансовых возможностей компании, в результате реализации фискальной функции налогов.

К положительному влиянию относится: стимулирование организаций к поиску способов роста эффективности употребления ресурсов, труда, производства и управления в организации. Рентабельно работающие организации образуют чистую прибыль, достаточную для развития производства. У них основываются собственные источники финансирования для развития и оснащения производства при оптимальном налогообложении прибыли либо, они могут развиваться. Поэтому налог влияет на экономические и социальные процессы в настоящем и будущем периоде [4, c. 98].

С целью повышения эффективности деятельности организации необходимо систематически проводить анализ влияния налоговых платежей на финансовые результаты работы предприятия.

Таким образом, налог на прибыль оказывает различное влияние на показатели деятельности организации. Хозяйствующим субъектам необходимо стремиться усилить положительное влияние налогов и ослабить их отрицательное влияние.

Итак, прибыль — обобщающий показатель, положительный либо отрицательный результат которого показывает эффективность производства, благополучие финансового состояния.

Налог на прибыль проявляет разное влияние на показатели деятельности организации, которой следует стремиться к усилению положительного влияние налога и ослаблению отрицательного влияния. Больший налог на прибыль организации, тем больше величина недополученной чистой прибыли. От величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации после его оплаты, зависят ее финансовая устойчивость, финансовые возможности и рентабельность.

  1. Демчук, О.В., Арефьева С. Г. Прибыль и рентабельность предприятия: сущность, показатели и пути повышения // Проблемы экономики и менеджмента. — 2019. — № 8 (48). — С. 6–9.
  2. Иванова, А. С. Методика проведения анализа финансовых результатов деятельности организации на основании данных отчета о финансовых результатах // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. — 2018. — № 37–2. — С. 37–43.
  3. Ковалев, В. В. Финансовый анализ. — Москва: Финансы и статистика, 2016. 432с.
  4. Коллас, Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. — Москва: НИТИ, 2017.- 467 с.
  5. Калинина, А. П. Анализ затрат, прибыли и рентабельности коммерческих организаций. — СПб. Бизнес-пресса, 2016. — 464 с.
  6. Феттер, А. А. Управление финансовым результатом от основной деятельности предприятия // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2019. — № 10 (44). — С. 16–18.
  7. Экономика предприятия: Учебник для вузов. / Под ред. Ф. К. Беа, Э. Дихтла, М. Швайцера. — Москва: Инфра-М, 2016. — 465 с


Финансовая система страны состоит из составляющих ее блоков. Одним из важнейших, составляющих структуру финансовой системы, является «финансы граждан», имеющие неменьшее значение для общественного развития. Граждане страны являются той субстанцией, которая и составляет основу общества. Наряду с политической надстройкой - государством и экономическим базисов - экономикой, граждане - население является одним из экономических субъектов, экономическое благополучие которого является главной задачей общества и государства[1].

Как известно граждане страны по разному выполняют свою функцию экономического субъекта, они трудоустроены:

- в бюджетной сфере;

- заняты индивидуальным предпринимательством;

- работают на условиях найма в крупных корпорациях, средних и малых предприятиях;

- заняты в общественных организациях, партийной работой.

Кроме указанных групп населения есть граждане:

- граждане, занимающиеся домашним хозяйством;

- граждане, находящиеся в состоянии поиска работы - безработные;

- студенты, школьники и дети дошкольного возраста;

Все эти группы людей представляют граждан, занятых или же находящихся в отличном друг от друга состоянии. В этом и заключается особенность обеспечения возможности ими собственного существования. Объединяет их то, что они все являются потребителями, должны получать или же должны быть содержаны за счет средств родителей (детей), государства (пенсионеров, студентов, безработных и других социально нуждающихся групп населения) [3].

Следуя тому, что объектом данного исследования является налоговый фактор в развитии финансовой системы страны, нас может интересовать только то, что объединяет этих категорий граждан, это обеспечение денежными средствами населения для его достойного проживания.

Для того чтобы дать характеристику влиянию налогообложения на доходы граждан, необходимо учитывать все факторы, участвующие в формировании конечного дохода граждан, остающегося после вычета всех обязательных расходов и уплаты, причитающихся с физических лиц, налогов.

Для того чтобы дать характеристику налоговой системе, и как она воздействует на финансовое состояние населения страны необходимо исследовать следующие вопросы:

1. Справедливая ли система налогообложения физических лиц?;

2. Учитываются ли все факторы при налогообложении физических лиц (необлагаемый минимум оплаты труда, прожиточный минимум)?;

3. Единый или дифференцированный подход применяется при налогообложении доходов физических лиц?;

4. Если не обеспечивается порядок налогообложения, то должно ли государство обеспечить эти условия, чтобы финансовая система (в том числе налоговая система) работала на повышение благосостояния граждан?

Чтобы ответить на эти вопросы исследуем систему обеспечения граждан Российской Федерации доходами (см. табл. 1).

В предлагаемой таблице 1 данные, содержащие в 1-4 графах, не содержат подробностей, поэтому они носят теоретический характер, что позволяет сделать автору выводы об общем состоянии налогообложения доходов физических лиц в условиях, формируемых Налоговым кодексов Российской Федерации. Например, в строке 5 по графе 3, указывается, что граждане занимающиеся домашним хозяйством уплачивают имущественные налоги. Возникает вопрос, из каких средств, уплачиваются эти налоги, если они занимаются только домашним хозяйством и не имеют официального источника? Ответ на этот вопрос может быть таким, что граждане для своего существования должны иметь источники существования и этим источником может стать реализация выращенного на своем подсобном участке урожая [4].

Обеспеченность граждан доходами при действующей в РФсистеме налогообложения физических лиц

Обеспеченность прожиточным минимумом

Занятые, в бюджетной сфере

Занятые, индивидуальным предпринимательством

Занятые, на условиях найма в крупных корпорациях, средних и малых предприятиях

Заработная плата, установленная работодателем

Занятые, в общественных организациях, партийной работой

Заработная плата, установленная работодателем

Граждане, занимающиеся домашним хозяйством

Студенты, школьники и дети дошкольного возраста

Государственные и др. стипендии и государственное содержание

Пенсии, выплачиваемые государством и организациями

Отвечая на первый вопрос по поводу справедливости системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации, можно сказать, что несмотря на неполноту информации, содержащей в таблице 1, она дает основание говорить о том, что действующая система налогообложения физических лиц у нас в стране имеет недостатки, характеризующие ее как социально несправедливую систему налогообложения.

В таблице приведены все группы населения и источники их доходов. По группам граждан, приведенных в строках 5 и 6 в графе 4, указывается, что эти группы населения, несмотря на то, что они не участвуют в процессе производства, не имеют источника заработанного дохода, считаются трудоспособным населением и налоговые обязательства с них не снимаются. Если ими не уплачивается налог на доходы физических лиц, поскольку они не получают доход, то эти граждане уплачивают имущественные налоги, в число которых по российскому законодательству входит: налог на землю, транспортный налог, налог на имущество.

Полностью от налогов освобождены лица, не достигшие трудоспособного возраста: дети дошкольного возраста, школьники и студенты, обучающиеся в среднеспециальных и высших учебных заведениях, а также неработающие пенсионеры [5].

На основании таблицы 1 можно сделать вывод о том, что граждане, указанные в строках 1-4, графы первой, предположительно могут себя обеспечить таким размером дохода, что он покрывает потребительский минимум, приходящегося на гражданина страны. А вот граждане, указанные в строках 5-8графы первой, по идее не обеспечивают себя прожиточным минимумом. А идея такова, что стипендии, социальные пособия и пенсии в большинстве случаев ниже установленного размера прожиточного минимума.

В соответствии с Законом Республики Дагестан «О прожиточном минимуме в Республике Дагестан» Правительство Республики Дагестан постановляет:Установить величину прожиточного минимума в Республике Дагестан за II квартал 2014 годана душу населения 7 268 рублей, в т. ч. для:

- трудоспособного населения - 7 549 рублей,

- пенсионеров - 5 783 рубля,

- детей - 7 252 рубля.

На основании постановления Правительства РФ от 06.09.2014 г. № 905 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения. » в Российской Федерации установлена величина прожиточного минимума в целом за II квартал 2014 г.на душу населения 8192 рубля, в т. ч. для:

- трудоспособного населения - 8834 рубля,

- пенсионеров - 6717 рублей,

- детей - 7920 рублей.[9]

Размеры прожиточного минимума по РФ и РД за 2014 г. (руб.)

Размер прожиточного минимума в 2014 г.в руб.

Разница прожиточного минимума в РФ и РД

На душу населения

Для трудоспособного населения

Источник: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat [2]

Данные, приведенные в таблице 2, показывают, что по стране размер разнится, что соответствует среднемесячному доходу. В графе 4 таблицы 2, отражены данные, указывающие на разницу в величине прожиточного минимума по стране и в Республике Дагестан. В РД самый низкий по стране показатель среднемесячной начисленной заработной платы - 17 135 руб. Для сравнения этот показатель по стране составляет 29 960, а в Москве она равняется 56 262 руб., что в 3,3 раза выше, чем по Республике Дагестан [10].

Данные таблицы 2 свидетельствуют, что показатели прожиточного минимума по стране не одинаковые по регионам, и разницу видим весьма существенную. На наш взгляд, этого нельзя допускать по причине того, что трудовая миграция населения из экономически неблагополучных регионов в более благополучные регионы создает социально неустойчивую обстановку в стране.

Если сопоставить величину прожиточного минимума с размером среднедушевых денежных доходов граждан, что отражено в таблице 3 то получим, что почти 1/3 населения страны получает доход, равный сумме меньшей размера прожиточного минимума. Это свидетельствует о наличии в нашей стране десятки миллионов граждан (свыше сорока миллионов человек) в состоянии недостатка средств для проживания [6]. Российская налоговая система не предусматривает освобождение доходов граждан, меньше прожиточного минимума, от налогообложения.

Распределение населения по размеру среднедушевыхденежных доходов

Распределение населения по размеру среднедушевых денежных доходов, в тыс. руб.

Среднедушевые денежные доходы населения РФ на первое января 2014 г.(в %% к итогу)

Поэтому, согласно данным, приведенным в таблице 3, денежные доходы трудоспособного населения, находящиеся в пределах до 8834 рублей, т. е. ниже прожиточного минимума, облагаются налогом на доходы физических лиц. Кроме того, с этих граждан взимаются и другие налоги: налог на имущество, транспортный налог, земельный налог.

В этой связи правомерным будет установление социальных гарантий для всех граждан, обеспечивающие им возможность получения дохода в размере прожиточного минимума. Для этого необходимо: во-первых, месячный доход гражданина не должен быть ниже прожиточного минимума; во-вторых, доход, равный прожиточному минимуму, не должен облагаться налогом; в-третьих, должна быть оказана государственная помощь гражданам, путем беспроцентного потребительского кредитования нуждающихся граждан на долгосрочной основе и освобождение их от уплаты налога в период возврата суммы кредита [8].

В этой связи, нужно вспомнить и о том, что существует и такое понятие, как необлагаемый минимум оплаты труда за месяц. На наш взгляд, в условиях, когда граждане не обеспечиваются доходом, размер которого ниже прожиточного минимума, вести речь о показателе необлагаемый минимум оплаты труда за месяц не имеет смысла, поскольку сумма дохода не обеспечивает гражданину социальный минимум для существования. В этих условиях налогообложение дохода гражданина будет социально не справедливым шагом [7].

В системе налогообложения доходов физических лиц, действующей в Российской Федерации, имеются недостатки. Главным из них считаем дифференцированный подход в применении налога на доходы физических лиц в разных регионах страны. Дифференцированный подход к применению налога на доходы физических лиц, на наш взгляд, может заключаться в использовании снижающих или повышающих размер установленной ставки налога коэффициентов. Коэффициент снижения ставки налога может быть установлен как частное от деления суммы прожиточного минимума сумму дохода конкретного гражданина, чей доход ниже прожиточного минимума Например, размер прожиточного минимума для работающих составляет 8834 руб. Расчет снижающего действующую ставку налога коэффициента в зависимости от доходов граждан, суммы которых ниже прожиточного минимума, предлагаем составлять путем использования следующего алгоритма действий:

1) устанавливается на сколько доход физического лица ниже прожиточного минимума:

8834 :7000 = 1,3 (1)

2) определяется величина ставки для реального дохода физического лица:

3) определяется сумма налога с дохода физического лица, величина которого ниже прожиточного минимума:

7000 х 10% = 700 руб. (3)

В результате осуществления первого пункта действий, предлагаемого алгоритма получим, что реальный доход физического лица в 1,3 раза ниже размера установленного в стране прожиточного минимума. Нами предлагается применить при налогообложении дохода данного физического лица в качестве коэффициента, снижающего установленную законом величину налоговой ставки (1,3).

Установленная в Российской Федерации ставка налога на доходы физических лиц в размере 13%, является минимальной по сравнению со ставками аналогичного налога, установленных в европейских странах, но она накладывает на отечественного налогоплательщика большую налоговую нагрузку и поэтому, как уже выше было сказано, применительно к малообеспеченным гражданам страны она становится и социально несправедливой.

В этой связи, предлагаем либо освободить доход гражданина в размере раной прожиточному минимуму, либо применить специальный режим налогообложения, в основе которой лежит применение снижающих уровень налогообложения коэффициентов.

Рецензенты:

Дохолян С.В., д.э.н., профессор, директор ФГБУН Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН, г.Махачкала;

Петросянц В.З., д.э.н, профессор, главный научный сотрудник отдела теории и методологии регионального развития ФГБУН Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН,
г.Махачкала.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 15.12.2020 2020-12-15

Статья просмотрена: 214 раз

Библиографическое описание:

Молоканова, М. С. Влияние налогообложения прибыли на финансовые результаты предприятий / М. С. Молоканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76617/ (дата обращения: 18.05.2021).

В статье анализируется влияние налогообложения прибыли на конечные финансовые результаты деятельности организации (выручка, прибыль), определяется механизм влияния налога на прибыль на финансовый результат работы организации. Проанализированы показатели, формирующие различные виды прибыли в соответствии с формой № 2 «Отчёт о финансовых результатах». Представлено положительное и отрицательное влияние налога на прибыль на показатели деятельности организации

Ключевые слова : налоги, налогообложение, налогоплательщик, государство, налоговая нагрузка, влияние, прибыль, чистая прибыль, финансовые результаты

Основой теоретической базы экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия является принятая для всех предприятий, в независимости от формы собственности, обобщенная модель хозяйственного механизма предприятия в условиях нынешних рыночных отношений, которая создана на формировании прибыли. Она показывает доступное всем предприятиям, действующим в условиях современного рынка, единство целей деятельности, показателей финансовых результатов деятельности, системы налогообложения, процессов формирования и распределения прибыли.

Устройство формирования и распределения прибыли устанавливаются нормативным, законодательным путём и зависит от уровня развития рыночных отношений в экономике страны и государственного регулирования деятельности организации [3, с. 148].

В нынешнее время нормативно–правовыми актами установлен механизм определения прибыли в области налогообложения прибыли, формирования доходов и расходов [2, с. 37]. В соответствии с НК РФ и ПБУ 4/99 формирование прибыли производится в целях бухгалтерского и налогового учета. Налог на прибыль является налогом на финансовый результат организаций, сформированный в бухгалтерском и налоговом учете по факту совершения операций за определенный налоговый период. Его расчет есть заканчивающий этап закрытия финансового года. Прибыль, как объект обложения налогом определяется после корректировки доходов, себестоимости и расходов. Налогооблагаемая прибыль имеет стоимостную и количественную характеристику, что является возникновением обязанности по начислению и уплате налога.

В таблице 1 отражен механизм влияния налога на прибыль на финансовый результат работы организации.

Механизм влияния налога на прибыль на финансовый результат работы организации [5, с. 99]

Выручка от реализации продукции, работ и услуг в действующих ценах без НДС и акцизов

- себестоимость продукции, работ и услуг

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг

+ прибыль от прочей реализации

+ внереализационные прибыли и убытки

Балансовая (валовая) прибыль

- сумма корректировок по доходам, исключаемым при расчете основного налога на прибыль

Налогооблагаемая прибыль с учетом льгот

+ — изменение отложенных налоговых активов

+ — изменение отложенных налоговых обязательств

- текущий налог на прибыль

Чистая прибыль (убыток)

При формировании годовой, а также промежуточной бухгалтерской отчетности организации наряду с балансом составляют форму № 2 «Отчёт о финансовых результатах», в ней образуется сумма чистой прибыли (убытка), которая приобретена предприятием за отчетный период, а также финансовый результат хозяйственной деятельности.

При заполнении формы «Отчёт о финансовых результатах» поэтапно образуются показатели финансовой деятельности организации. После этого показываются справочные данные, и даётся разъяснение отдельных статей прибыли и убытков. Рассмотрим содержательную часть показателей, формирующих разные виды прибыли согласно бухгалтерскому учету, более подробно (таблица 2).

Показатели, формирующие различные виды прибыли в соответствии с формой № 2 «Отчёт о финансовых результатах» [6, c . 16]

Сумма денежных средств от реализации услуг, товаров, работ

Сумма расходов на закупку товаров и оказание услуг

Валовая прибыль (убыток)

Доходы от обычных видов деятельности

Затраты, связанные с реализацией продукции; в торговле — издержки обращения

Затраты общехозяйственного обращения

Прибыль (убыток) от продаж

Финансовый результат от оказания услуг, продажи товаров, выполнения работ, т. е. осуществление предприятием операционной деятельности

Доходы от участия в других организациях

Поступления, связанные с участием в уставном капитале других организаций, включая доходы и проценты по ценным бумагам; прибыль, приобретенная организацией в результате совместной деятельности по договору простого товарищества

Проценты к получению

Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств (депозит); процент за использование банком денежных средств на расчетном счете

Проценты к уплате

Сумма денежных средств, которые предприятия должны оплатить по полученным кредитам и займам, по купленным акциям, облигациям и т. п.

Доходы от сдачи имущества в аренду; признанные и присужденные должником штрафы, прибыль прошлых лет, другие доходы от операций, неустойки, пени и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков; положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте и др.

Затраты на содержание законсервированных мощностей и объектов; присужденные или признанные пени и штрафы, убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и других долгов, нереальных для взыскания; судебные издержки и арбитражные расходы; убытки по операциям с тарой и др.

Прибыль (убыток) до налогообложения

Финансовый результат общей деятельности предприятия

Текущий налог на прибыль

Налог на прибыль, единый налог на вмененный доход, единый налог при упрощенной системе

Изменение отложенных налоговых активов

Отложенные налоговые обязательства признаются при наличии временных разниц и приводят к росту налога на прибыль. По мере снижения или полного погашения временных разниц будут снижаться или полностью погашаться

Изменение отложенных налоговых обязательств

Отложенные налоговые активы — это часть отложенного налога на прибыль, приводящая к снижению налога на прибыль

Чистая прибыль (убыток)

Конечный финансовый результат деятельности предприятия

Оставшаяся после уплаты налогов чистая прибыль поступает в распоряжение организации и распределяется в фонды накопления (расширения производства) и распределения (социальная сфера).

Налог относится на финансовый результат деятельности организации и подразделяется как условно-переменный. Его особенность влияния выражается в том, что с увеличением объема производства, налоговые платежи растут. Он существенно влияет на все показатели деятельности организации в текущем и в будущем периодах. Это влияние можно оценить с положительной и отрицательной стороны (рисунок 1).









Последствия влияния налогов на социальные и финансовые результаты деятельности организации

Рис. 1. Последствия влияния налогов на социальные и финансовые результаты деятельности организации

Отрицательное влияние обнаруживается в прямом снижении доходов и финансовых возможностей компании, в результате реализации фискальной функции налогов.

К положительному влиянию относится: стимулирование организаций к поиску способов роста эффективности употребления ресурсов, труда, производства и управления в организации. Рентабельно работающие организации образуют чистую прибыль, достаточную для развития производства. У них основываются собственные источники финансирования для развития и оснащения производства при оптимальном налогообложении прибыли либо, они могут развиваться. Поэтому налог влияет на экономические и социальные процессы в настоящем и будущем периоде [4, c. 98].

С целью повышения эффективности деятельности организации необходимо систематически проводить анализ влияния налоговых платежей на финансовые результаты работы предприятия.

Таким образом, налог на прибыль оказывает различное влияние на показатели деятельности организации. Хозяйствующим субъектам необходимо стремиться усилить положительное влияние налогов и ослабить их отрицательное влияние.

Итак, прибыль — обобщающий показатель, положительный либо отрицательный результат которого показывает эффективность производства, благополучие финансового состояния.

Налог на прибыль проявляет разное влияние на показатели деятельности организации, которой следует стремиться к усилению положительного влияние налога и ослаблению отрицательного влияния. Больший налог на прибыль организации, тем больше величина недополученной чистой прибыли. От величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации после его оплаты, зависят ее финансовая устойчивость, финансовые возможности и рентабельность.

  1. Демчук, О.В., Арефьева С. Г. Прибыль и рентабельность предприятия: сущность, показатели и пути повышения // Проблемы экономики и менеджмента. — 2019. — № 8 (48). — С. 6–9.
  2. Иванова, А. С. Методика проведения анализа финансовых результатов деятельности организации на основании данных отчета о финансовых результатах // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. — 2018. — № 37–2. — С. 37–43.
  3. Ковалев, В. В. Финансовый анализ. — Москва: Финансы и статистика, 2016. 432с.
  4. Коллас, Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. — Москва: НИТИ, 2017.- 467 с.
  5. Калинина, А. П. Анализ затрат, прибыли и рентабельности коммерческих организаций. — СПб. Бизнес-пресса, 2016. — 464 с.
  6. Феттер, А. А. Управление финансовым результатом от основной деятельности предприятия // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2019. — № 10 (44). — С. 16–18.
  7. Экономика предприятия: Учебник для вузов. / Под ред. Ф. К. Беа, Э. Дихтла, М. Швайцера. — Москва: Инфра-М, 2016. — 465 с

date image
2015-03-20 views image
4130

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Огромную роль при оценке эффективности предпринимательского проекта и создаваемого бизнеса играет действующая система налогообложения производства и его результатов. Поэтому для окончательного вынесения суждения о будущем бизнесе, о его эффективности, надежности и риске необходимо учесть величину взи­маемого с предприятия налога и оценить прибыль или доход, остающиеся в его распоряжении, т.е. определить чистую прибыль (или чистый доход).

Все налоги, которые выплачивает предприятие — производитель продукции, можно разделить на две составляющие (сюда не причисляют налоги, оплачиваемые потребителем продукции, к которым, например относятся налог на продажу, различные акцизы и т.д.).

Первая составляющая — это налоги, связанные с производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, с ее результатами. Они взимаются:

• с выручки предприятия;

• с валового дохода предприятия;

• с балансовой прибыли предприятия

Как правило, предприятие выплачивает только один или два из перечисленных налогов, которые для него установлены налоговой инспекцией. Причем величина каждого определяется в процентах от достигнутого предприятием результата его производственной деятельности. Например, 35% балансовой прибыли предприятия взимается в качестве налога в бюджет. Размер процентов устанавливается законом, и на его величину предприятие оказать влияние не может.

По своей экономической сущности данный вид налога носит переменный характер, ибо величина обложения будет тем больше, чем больше окажется результат производства, а с уменьшением балансовой прибыли, выручки или валового дохода она будет снижаться.

Вторая составляющая — это налоги, которые обусловлены имущественным состоянием предприятия:

• на землю, которая закреплена за предприятием;

• с собственного дела (покупка патента, налог с вмененного дохода и т.п.);

• прочие (на пример, с автотранспорта, дорожный и т.д.).

Указанные налоги могут действовать одновременно по каждой составляющей, и, как правило, это несколько видов налогов из представленных в данном перечне. Причем величина налога устанавливается в абсолютном выражении на данный период времени (в основном на плановый год), хотя рассчитывается он в процентах от имущественного положения предприятия.

Так как имущественное положение предприятия на момент определения налога — величина фиксированная, то налог оказывается постоянной величиной, не зависящей от результатов деятельности предприятия в данном плановом году. Отсюда ясно, что на каждую единицу выпускаемой продукции доля этого налога будет тем меньше, чем больше предприятие произведет продукции. И этот фактор надо рассматривать как элемент стимулирования увеличения выпуска продукции и интенсификации производства на современном предприятии.

Какие же последствия это вызывает?

Во-первых, с увеличением налогов значительно уменьшается чистая прибыль предприятия, остающаяся в его распоряжении, а следовательно, сокращается дальнейшие возможности из собственных источников инвестировать расширение производства, увеличение выпуска продукции, улучшение ее качества, освоение новых, более совершенных ее моделей и т.д. Уменьшается конкурентоспособность предприятия на рынке, снижается стратегическая активность, становятся сомнительными его перспективы и может оказаться под большим вопросом возможность выживания. Кроме того, у предприятия уменьшаются возможности выплат дивидендов держателям акций, сокращаются вложения на социальное развитие трудового коллектива.

Во-вторых, в связи с увеличением производственной программы самоокупаемости значительно ухудшается надежность бизнеса, он становится более зависимым от складывающейся конъюнктуры рынка, может легко попасть в убыточную зону, поэтому при неблагоприятных условиях предприятие может оказаться банкротом.




В-третьих, с ростом налогообложения значительно сокращаются возможности развития предпринимательской деятельности, ограничивается расширение бизнеса и существенно растет его теневая составляющая.

Все это свидетельствует о том, что к вопросам налогообложения нельзя подходить только с позиций сиюминутных интересов, необходимо тщательное экономическое обоснование его размеров как в тактическом, так и в стратегическом плане. Другими словами, величина налогов должна быть оптимальной, учитывающей интересы и государства, и предпринимателей. Современное предпринимательство — стратегический ресурс социально-экономического развития современных форм рыночного хозяйствования в развитых странах и в мировой экономике в целом.

Налоги являются действенным методом государственного регули­рования экономических процессов в условиях рыночных отношений.

Система налогообложения должна воздействовать на развитие деловой активности, повышение заинтересованности работников в результатах своего труда и, как следствие, развитие производства, побуждать организации продуктивно использовать основные про­изводственные фонды, оптимизировать величину производственных запасов, сокращать непроизводственные расходы, обеспечивать фор­мирование доходной части бюджета в объеме, позволяющем покры­вать расходы государства, направленные на выполнение им своих функций. Долгое время налоги носили исключительно фискальный ха­рактер, однако со временем понятие распределительной функции налогов значительно обогатилось и обрело регулирующее свойство, главным образом благодаря государственному решению об активном участии в организации хозяйственной деятельности.

Эффективное налоговое регулирование прежде всего осущест­вляется через меры косвенного влияния на социально-экономические процессы с помощью изменения налоговых режимов, видов налогов, налоговых ставок, налоговых льгот и санкций, изменения общей на­логовой нагрузки, отчислений и платежей в бюджеты разных уров­ней. Стимулирующее воздействие на производство оказывает сни­жение налоговых ставок и общего количества налогов, напротив, противоположные действия могут подавлять или сдерживать опреде­ленные виды деятельности. Налоги влияют на экономическую актив­ность субъектов хозяйствования, на соотношение платежеспособного спроса и предложения, регулируют денежную массу в обращении, могут способствовать изменению вектора развития определенных от­раслей и сфер деятельности. Все эти изменения отражает кривая Лаффера.

А. Лаффер, знаменитый американский экономист, считал, что повышение налоговой нагрузки целесообразно до определенной гра­ницы, изменение которой неминуемо приведет к обратным послед­ствиям, таким как снижение уровня собираемости налогов в резуль­тате перехода легальной экономики в теневую. Обоснование теории подтверждается построением графика Лаффера.

Налоговое регулирование призвано осуществлять ряд задач, основной из которых является формирование централизованных бюд­жетных и внебюджетных фондов путем аккумулирования налоговых поступлений. Для этого составляются планы, программы поступле­ния налогов, как долгосрочные, так и краткосрочные, разрабатывают­ся общие принципы формирования и учета налогооблагаемой базы, а также осуществляются контрольные мероприятия, направленные на проверку правильности исчисления и полноты собираемости налогов и, что немаловажно, выявление субъектов, уклоняющихся от уплаты налогов и привлечение их к ответственности.

Основных методов налогового регулирования немного, они ак­тивно используются во всех странах, не только в России, и к ним обычно относят такие методы, как:

1. налоговые каникулы;

2. выбор и установление налоговых ставок;

3. отсрочка налогового платежа;

4. налоговые вычеты;

5. инвестиционный налоговый кредит;

6. налоговая амнистия;

7. международные договоры об устранении двойного налогообложения и пр.

Налоговая амнистия представляет собой мероприятия, предостав­ляющие налогоплательщикам права уплатить суммы недоимки по налоговым платежам с истекшими сроками уплаты без наложения административной ответственности.

Налоговые каникулы - это законное освобождение от уплаты налогов на строго отведенный промежуток времени.

Налоговый кредит представляет собой наиболее перспективный метод налогового регулирования, суть которого сведена к изменению срока уплаты налога при наличии законодательно установленных соответствующих оснований. К этим основаниям относятся: прове­дение НИОКР, осуществление инновационной деятельности, выпол­нение оборонного заказа государства либо важного стратегического заказа по социально-экономическому развитию региона.

Сумма инвестиционного кредита определяется соглашением сто­рон, а при проведении НИОКР сумма кредита не может превышать 30% стоимости приобретенного организацией для этих целей обору­дования. Это достаточно слабо согласуется с возможностями малого и среднего бизнеса, которые являются основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите, поэто­му в настоящее время данная норма практически не используется.

Налоговые вычеты относят к социально значимым методам налого­вого регулирования. Они могут применяться не только юридическими, но и физическими лицами. Налоговыми вычетами признается сумма в денежном выражении, на которую уменьшается налогооблагаемая база. Их размер, порядок применения и расчета строго регламенти­рован и установлен действующим Налоговым кодексом. В настоящее время в Российской Федерации для физических лиц установлено че­тыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имуществен­ные и профессиональные.

Особого внимания заслуживает такой метод налогового регули­рования, как выбор и установление размера налоговой ставки. Как известно, именно от размера ставки налога зависит сумма налога, подлежащего уплате в бюджет. Размер ставки любого налога дол­жен обеспечить баланс между интересами хозяйствующих субъектов и государства. Это значит, что ее размер должен позволять хозяй­ствующим субъектам осуществлять свою деятельность не только без значительных потерь, но и получать прибыль, при этом соблюдать фискальные интересы государства в целом.

Эффективным способом налогового регулирования экономики является применение двух чрезвычайно связанных между собой ка­тегорий - это налоговые льготы и налоговые санкции. Результатив­ность налоговой политики в конечном итоге зависит от оптимального сочетания этих мер. Система налоговых льгот предусматривает отмену авансовых платежей, предоставление отсрочки либо рассрочки по платежам в бюджет, освобождение определенных категорий налогоплательщиков от налогообложения, снижение налоговых ставок и пр. Например, если прибыль предприятия направлялась на развитие производства, жилищное строительство, создание рабочих мест для инвалидов и пенсионеров, то организация может воспользоваться данной льготой по налогу на прибыль. Существующие льготы по налогообложению прибыли хозяйству­ющих субъектов предназначены для стимулирования финансового обеспечения расходов на строительство непроизводственного ха­рактера, а также развитие производства, поддержку малого пред­принимательства, обеспечение занятости пенсионеров и инвалидов, поощрение благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах.




Система налоговых льгот неразрывно связана со своей проти­воположностью - системой налоговых санкций, которые суще­ствуют преимущественно в виде финансовых санкций - пени и штрафов, и административных санкций. Вид налогового правона­рушения определяет размер и состав налоговых санкций, которые, в свою очередь, устанавливаются на законодательном уровне. Финансовые санкции применяются исключительно в отношении хозяйствующих субъектов, т. е. к предприятиям и организациям, а административные санкции накладываются на должностных лиц этих предприятий.

Важное место в системе налогового регулирования занимает налоговый контроль, т. е. комплекс налоговых мероприятий, осу­ществляемых уполномоченными органами государственной власти, представляющий собой сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов. Основной целью налогового контроля является выявление и пре­сечение нарушений налогового законодательства, обеспечение до­стоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также привлечение к ответственности налогоплательщиков за выявленные нарушения. Качественный и непрерывный налоговый контроль является основой эффективной налоговой системы. Отсутствие налогового контроля либо его низкая продуктивность не позволяют рассчиты­вать на своевременность внесения налоговых платежей субъектами хозяйствования, как, впрочем, и на правильность их расчета. Про­ведение налогового контроля обеспечивает формирование бюджетов всех уровней и дисциплинирует налогоплательщиков.

Налоговая ответственность установлена: за нарушение сроков уплаты налогов; грубое нарушение правил учета доходов и расхо­дов, а также объектов налогообложения; за неуплату или неполную уплату сумм налогов; отказ от постановки на учет в налоговом орга­не; несвоевременное представление или непредставление налоговой декларации и др.

Нарушение законодательства в экономической сфере может при­вести к уголовной ответственности, если имеет место уклонение от уплаты налогов и (или) сборов предприятием (организацией); сокры­тие денежных средств или имущества субъекта хозяйствования, за счет чего и должно производиться взыскание налогов, сборов. Основная ответственность за осуществление хозяйственной дея­тельности предприятия возлагается на руководителя, и потому он, наряду с главным бухгалтером, несет уголовную ответственность в случае неуплаты налогов. Возбуждение уголовного дела зависит от размера неуплаченных налогов. Уголовная ответственность на­ступает при неуплате налогов в крупном и особо крупном разме­рах. Важным условием является тот факт, что сумма неуплаченных налоговых платежей рассчитывается за три последовательных года, предшествующих году проведения налоговой проверки.

Налоги оказывают различное влияние на деятельность субъек­тов хозяйствования. К факторам, оказывающим негативное влияние на экономическую деятельность организаций, можно отнести непре­рывно вносимые поправки в налоговое законодательство, стремление к мгновенному пополнению бюджета, отсутствие экономического обоснования налогового реформирования, что приводит к усилению нестабильности хозяйствования и к повышению уровня налоговой нагрузки предприятий. Многие экономисты утверждают, что доход, который получает государство с использованием исключительно фискальных методов, имеет меньшее значение, чем экономические убытки, которые наносятся субъектам рыночных отношений.

Наибольшее влияние на деятельность предприятий оказывают следующие налоги: налог на прибыль предприятий и организаций, НДС, налог на доходы физических лиц.

Так, прибыль является источником финансовых ресурсов пред­приятия для развития собственного производства. Налог на прибыль исчисляется из суммы полученной предприятием прибыли, а значит, напрямую влияет на деятельность организации, уменьшая либо уве­личивая ее возможности по расширению воспроизводства. Установ­ление разумной ставки налога на прибыль является необходимым условием обеспечения развития бизнеса. В европейских странах уровень налога на прибыль колеблется от 10 до 33,3%.

Что касается налога на добавленную стоимость, то здесь необ­ходимо учитывать, что его влияние на финансовые результаты дея­тельности организации определяется назначением товара и типом покупателя. В случае, когда приобретенный товар используется покупателем в качестве средства производства и есть возможность возмещать суммы входного НДС, включаемого в цену товара, то вероятно, что изменение ставок НДС как в сторону повышения, так и в сторону понижения существенного влияния на финансовое состояние про­давца товара не окажет. Если же приобретенный товар используется в качестве предме­та потребления, а следовательно, отсутствует возможность принять суммы НДС к вычету, то, вероятнее всего, эффект от изменений ставки НДС будет рассматриваться либо в пользу товаропроизво­дителей - продавцов, либо потребителей, исходя из эластичности спроса на данный товар. В соответствии с установленными в настоящее время правилами расчета НДС возникает временной разрыв между моментом оплаты НДС в цене товара и моментом возмещения его из бюджета, что, в свою очередь, крайне негативно влияет на экономическую деятель­ность предприятия.

Повышение ставок по акцизным сборам не окажет столь нега­тивного влияния на экономику страны, так как касается части пред­метов роскоши, поэтому есть резерв для повышения ставок.

Нельзя недооценивать уровень влияния на эффективность дея­тельности предприятий таких платежей, как взносы по обязательно­му пенсионному и социальному страхованию, подлежащих уплате во внебюджетные фонды. Их величина учитывается в себестоимо­сти продукции, поэтому и влияют они на деятельность предприя­тия косвенно. В результате их повышения происходит сокращение платежеспособного спроса конечных потребителей, и как следствие, уменьшается объем производства и снижается совокупный доход предприятий.

Аналогичное действие оказывает и повышение объемов налогов, взимаемых с населения, воздействие на доходы потребителей будет прямым. Негативно скажется на доходах населения повышение уровня их прямого налогообложения. Это вызовет снижение доходов, как номинальных, так и реальных, что приведет к сокращению спроса со стороны населения на товары, произведенные предприятиями. Если предложение этих товаров не изменится, то цены на них снизятся, что будет способствовать сокращению доходов предприятий, умень­шению темпов роста объемов производства. Аналогичным будет действие и косвенных налогов, по той при­чине, что конечным их плательщиком также является население. Повышение ставок НДС сначала будет способствовать увеличению доходной части федерального бюджета за счет поступлений от этого налога, а дальнейшее увеличение приведет к обратному эффекту, и поступления в бюджет могут сократиться.

Для оценки эффективности механизма налогообложения на пер­вом этапе важным является определение суммы налоговых плате­жей, осуществляемых предприятиями от начисленного фонда оплаты труда. Поскольку платежи во внебюджетные фонды и налог на до­ходы физических лиц рассчитывается на основе единой базы, то при расчете ставки этих налогов складываются для применения единой ставки отчислений. На следующем этапе определяется размер пла­тежей, входящих в себестоимость реализуемой продукции, а также сумма налога на прибыль и эффективная ставка налогообложения прибыли организаций. На последнем этапе оценки эффективности механизма налогообложения осуществляется определение суммы общих налоговых платежей как суммы всех налогов. Эти коэффици­енты и формируют оценочные показатели эффективности механизма налогообложения.

Рассматривая налоги как подсистему хозяйственного механизма, можно оценить их позитивную роль, которая заключается в том, что они выступают важнейшим регулятором общественного производ­ства, преодолевая узкие рамки фискального подхода. Вместе с тем, наряду с позитивными результатами воздействия налоговых регуляторов на экономические процессы, следует отме­тить и возникшие проблемы, связанные, прежде всего, с сокращением налоговых поступлений в результате предоставления многочислен­ных налоговых льгот, применения не всегда оправданных групповых налоговых льгот, специальных налоговых режимов и пр.

Читайте также: