Верно ли утверждение что ордынцы освободили от налогов русскую православную церковь

Опубликовано: 16.05.2024


Согласно официальной версии, которую, кстати, оспаривают многие историки, в течение почти 300 лет Русь находилась под татаро-монгольским игом. Однако ханы не всех обложили данью. Как утверждают историки, православная церковь обладала так называемыми ярлыками, согласно которым она получила огромные преимущества экономического характера.

Разорение монастырей и убийства священников

Справедливости ради стоит отметить, что далеко не сразу татарские ханы стали сотрудничать с православной церковью. В самом начале нашествия на долю церкви выпало немало испытаний. Татаро-монголы не только грабили и разрушали храмы, но и убивали священнослужителей. Свидетельства об этих случая можно найти в древних летописях. Так, отечественный историк Олег Рапов в своей книге «Русские города и монгольское нашествие» приводит слова одного летописца, который сообщает: «. много же святых церквей огневи предаша, и монастыри и села пожгоша, а имение их поимаша». И в самом деле сперва налетчики не жалели никого и ничего, и уже тем более не собирались заключать какие-либо партнерские соглашения.

Если верить Л. А. Дмитриевой, автору издания «Памятники литературы Древней Руси: XIII век», после того, как хан Батый захватил Козельск, он «взял приступом Переяславль». Хан разрушил город до основания, не пощадив и церковь архангела Михаила. Правда, предварительно Батый разжился золотом и драгоценностями, которые обнаружил в упомянутой церкви. Кроме того, Дмитриева пишет о том, что Батый убил епископа Симеона. Однако вскоре татары изменили свое отношение к православной церкви, поняв, что она способна стать не их противником, а, напротив, союзником. Подобная «трансформация» мнения повлияла и на поведение татаро-монголов. Об этом тоже можно прочесть в летописях: «. епискупа остави жива, и ведоша и в Глухов, и оттоле пустиша».

Сотрудничество с церковью

Довольно быстро татарские ханы нашли общий язык с православными священниками. Как пишет Владимир Титов в своей книге «Православие», уже в 1259 году завоеватели обложили данью Псковские и Новгородские земли, но при этом освободили от сего бремени «архимандритов, игумнов, и попов, и диаконов, и иноков, и крылошан и всего священнического причта». А спустя 2 года, если верить митрополиту Макарию, автору книги «История русской церкви», митрополит Кирилл попросил у хана дозволения основать в Сарае православную епархию, куда после согласия и направил в качестве представителя епископа Митрофана. После смерти Кирилла его преемник митрополит Максим, грек по происхождению, едва прибыв в Россию, тут же нанес визит в Орду.

С тех пор у православных священнослужителей сформировался своеобразный обычай: ездить к татарским ханам для утверждения собственной власти и для получения ярлыка. Эти ярлыки снимали с церковников обязательства по уплате дани. Но самое интересное, что православной церкви нередко удавалось даже вернуть себе принадлежавшие ей некогда земли. Так, Анатолий Сахаров и Ефим Грекулов в своем издании «Религия и церковь в истории России» приводят слова из одной ханской грамоты о том, что «земли, воды, огороды, винограды, мельницы, зимовища, летовища, да не замают их, а что будет взяли и они отдадут беспосульно».

Причины терпимости

Для чего же татаро-монголам понадобилась такая толерантность? Понятно, что делали они это не просто так. Известный русский историк Николай Карамзин утверждал, что ханы всегда были очень терпимы к иным религиям. Однако присутствовала в действии татар и корысть. Во-первых, у того же Карамзина в «Истории государства российского» приводится текст из грамоты, дарованной ханом Узбеком митрополиту Петру, в котором говорится о том, что с митрополита запрещено взимать дань, потому как он вместе с остальными служителями церкви молится за татар, чем и «укрепляет их воинство».

А Татьяна Полетаева, автор издания «Православная культура. История и традиции», кроме упомянутой выше версии, пишет и о том, что отношение к православным священнослужителям у монгол имело некий суеверный оттенок. Русские священники были для язычников кем-то вроде шаманов, которых на всякий случай лучше не обижать, а то мало ли что. К тому же татары наверняка понимали, какой силой обладает религия, и какое влияние православная церковь может оказывать на своих прихожан. Именно поэтому захватчики предпочитали дружить с русским духовенством.

И. В. Белозеров (Москва)

НАЛОГОВЫЙ ИММУНИТЕТ РУССКОГО ДУХОВЕНСТВА ВО ВРЕМЯОРДЫНСКОГО ИГА: ИЗВЕСТИЯ ЛЕТОПИСЕЙ О ПЕРЕПИСИНАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ В 1257 г .

Освобождение священнослужителей от всех податей и повинностей в Монгольской империи XIII в. было правилом, установленным сводом законов «Яса» великого завоевателя и государственного деятеля Чингис-хана. В улусе Джучи (Золотой Орде) действовали те же законы, что и в других частях огромного монгольского государства.

Два источника, которые содержат информацию о правах русской церкви, предоставленных монгольскими завоевателями, - это ханские ярлыки и известия летописей.

Ярлыки ханов Золотой Орды русскому духовенству - главнейших источник по этому вопросу. 1 Они содержат информацию о конкретном воплощении законов «Ясы» в отношении священнослужителей на Руси. Необходимо заметить, что это архисложный источник, в котором все еще есть множество «белых пятен». 2 Так, спорным является вопрос, какие именно категории служителей церкви и вообще церковных людей были освобождены ордынскими правителями от податей и повинностей. В частности, неясно, распространялся ли иммунитет на крестьян монастыр-ских сел, церковных ремесленников и др.

Этот вопрос можно попытаться решить с помощью другого источника о политике Золотой Орды в отношении русской церкви - известий летописей о переписи 1257 г.

В 1257 г. монгольскими завоевателями была произведена первая налоговая перепись Владимиро-Суздальской земли. Есть некоторые сведения о проведении переписи в Южной Руси ранее, около 1246 г., 3 но точные данные о новой системе налогообложения мы имеем только с 1257 г. Перепись проводилась под руководством чиновников, посланных великим ханом Менгу (Мунке), и в соответствии с законами Монгольской империи. 4 Нас будут интересовать известия летописей о категориях церковных людей, оставшихся вне переписи, то есть освобожденных от податей и повинностей.

Наиболее древнее известие о монгольском «числе» (налоговой переписи) содержит Лаврентьевская летопись: «Приехаша численици исщетоша всю землю Сужальскую и Рязаньскую и Муромьскую. толико не чтоша игуменов черньцов попов крилошан кто зрить на с[вят]ую Б[огороди]цю и на вл[ады]ку». 5 Ипатьевская летопись о переписи не сообщает. В Новгородской I летописи старшего извода есть только рассказ о переписи Новгорода в 1259 г., но об исключениях для духовенства не говорится. 6

Выражение «кто зрить на святую Богородицу» Лаврентьевской летописи, на первый взгляд, означает всех служителей церкви, которые профессионально возносят молитвы Богородице, так сказать, относятся к ведомству Богородицы, то есть к церкви - значение образа Богородицы в русском религиозном сознании в средние века было огромно.

Это выражение перекочевало во многие другие летописи, при этом следующие слова («и на владыку») были отброшены, т. к. явно относились к конкретному лицу - епископу Кириллу Ростовскому, одному из главных героев Лаврентьевской летописи. Это был своего рода поклон автора-ростовца в сторону епископа Кирилла, который составители последующих сводов не считали нужным копировать. Так, в Симеоновской летописи мы читаем: «Толко не чтоша игуменов и чернцев, и попов, и крилошан, кто зрить на святую Богородицу». 7 Составитель Никоновской летописи дополнил это выражение до логического завершения: «Кто зрить на Господа Бога и на пречистую Богородицу». 8

Но и выражение «кто зрить на святую Богородицу» Лаврентьевской летописи имело, на наш взгляд, первоначально ограниченное местное значение. Место происхождения известия летописи о «числе» - город Ростов, и слова «кто зрить на святую Богородицу» означали: кто служит ростовской кафедре (кафедральный собор Ростова - Успения Богородицы).

Видимо, некоторые составители последующих сводов, пользуясь известием Лаврентьевской летописи, учитывали эту местную ограниченность сообщения и исключили ссылку не только на «владыку», но и на «Святую Богородицу». Так, в Рогожском летописце известие о переписи, схожее с известием Лаврентьевской, содержит сокращенный перечень льготных категорий: «Толико не чтоша попов и диаконов и чернцев». 9

Этот сокращенный перечень перешел в другие поздние летописи (хотя в целом формулировка известия о переписи изменилось): в Софийскую I и Новгородскую IV летописи, в Тверской сборник. 10 В Новгородской IV летописи читаем: «Толко не чтоша игуменов, попов, черньцев». В Софийской I летописи и Тверском сборнике к этому были добавлены слова «кто служить святым церквем». Из Софийской I летописи, по всей видимости, эта формулировка перекочевала в Свод 1479 (1480), в «Московский свод конца XV в.» и Воскресенскую летопись. 11

В Никоновской летописи под 1257 г. встречаем огромный перечень льготных категорий, имеющий явно позднее происхождение. 12 Мысль о неприкосновенности церковных владений вообще была одной из основных идей этой летописи. 13 Этот перечень составитель Никоновской летописи поместил и в конце сообщения о монгольской переписи в Новгороде в 1259 г. (в более ранних летописях нет слов об исключениях, сделанных для служителей церкви во время переписи Новгорода). 14

Первоначальное сообщение Лаврентьевской летописи послужило основой для других сводов. Рассмотрим его внимательнее. «Игумены, чернецы, попы, крилошане» - это вообще все служители церкви: духовенство и церковный причт. Слова «кто зрить на святую Богородицу и на владыку», по нашему мнению, имели местное значение: кто служит ростовской кафедре, и по существу не подразумевают дополнительного расширения круга льготныкатегорий.

Итак, освобожденными от налогов остались духовенство и причт. О других церковных людях - жителях церковных сел, ремесленниках и прочих работниках - Лаврентьевская летопись не говорит.

Подтверждает наш вывод и Московско-Академическая летопись. В части с 1238 г. она отражает ростовское летописание XIII в. и представляет собой краткое изложение главных событий, своего рода конспект. Краткое летописное сообщение Московско-Академической летописи о переписи 1257 г. передает саму суть дела: «Бы[сть] число и изочтоша всю землю Русьскую только не чтоша кто служить оу ц[е]ркви». 15 Это означает, что от уплаты податей были освобождены именно служители церкви (духовенство и причт), но не церковные работники (крестьяне и ремесленники).

Ссылки:

1 Научные издания текста ярлыков: Памятники русского права. - Вып. 3. - Памятники права периода образования русского централизованного государства XIV-XV вв. - М., 1955; Плигузов А. И. Древнейший список краткого собрания ярлыков, данных ордынскими ханами русским митрополитам // Русский феодальный архив XIV - первой трети XVI в. - Вып. III. - М., 1987.

2 Серия статей востоковеда А. П. Григорьева разъяснила вопросы датировки, сложных делопроизводственных оборотов ярлыков, выявила общий формуляр ярлыков монгольских ханов («Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки» за 1980, 1982, 1983, 1985 гг., «Востоковедение» за 1980 г.). Однако некоторые важные выводы автора, относящиеся к русской, а не восточной истории, представляются довольно гипотетическими.

3 См.: Насонов А. Н. Монголы и Русь. - М.-Л., 1940. - С. 11-12.

4 Там же. - С. 12-16.

5 ПСРЛ. - Т. I. - Стб. 474-475.

6 Новгородская I летопись старшего и младшего изводов. - М.-Л., 1950. - С. 82-83.

7 ПСРЛ. - Т. XVIII. - С. 71.

8 ПСРЛ. - Т. X. - С. 141.

9 ПСРЛ. - Т. XV. - Стб. 32.

10 ПСРЛ. - Т. VI. - Вып. 1 - Стб. 333; Т. IV. - С. 38; Т. XV. - Стб. 401.

11 ПСРЛ. - Т. XXV. - С. 142-143; Т. VII. - С. 161.

12 ПСРЛ. - Т. X. - С. 141.

13 Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII вв. - М., 1980. - С. 52, 67, 96.

Подробное решение параграф § 30 по истории для учащихся 6 класса, авторов Е.В. Пчелов, П.В. Лукин 2016

1. Объясните, как сказались на положении Православной церкви монгольское нашествие и последующая политика ордынцев.

Русская православная церковь оправилась от нашествия быстрее, чем князья. Ордынцами она освобождалась от налогов, потому люди бежали на церковные земли – там хватало работников. Ордынские ханы прислушивались к совета православной церкви, потому та ещё сильнее, чем раньше стала влиять на политику.

Из-за монгольского владычества переместился центр русского православия. В 1299 году митрополит Максим перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. После года жизни в Киеве митрополиту Петру пришлось сделать это повторно в 1309 году. А в 1325 году тому же Петру пришло предложение от Ивана Калиты переселиться в Москву, что митрополит и сделал. Так центр церковной жизни сместился в Москву, что помогло объединению вокруг неё северо-восточных русских земель.

2. После каких событий Русская православная церковь стала автокефальной? Какое значение это имело?

В 1439 году была подписана Флорентийская уния. По ней православная церковь фактически подчинялась папе римскому. Византийский император надеялся такой ценой получить помощь европейцев против Османской империи. Митрополит киевский грек Исидор тоже подписал унию. Но в Москве её не принял никто (в самой Византии очень многие были против объединения на таких условиях). Потому собор низложил Исидора. Но споры об унии в Византии продолжались, патриархом был её сторонник, русская церковь не могла принять митрополита, назначенного таким патриархом. В этих условиях в 1448 году русские иерархи сами выбрали главу своей церкви, которая благодаря этому стала автокефальной (то есть самоуправляющейся).

3. Какую роль в истории Православной церкви и русских земель играли религиозные подвижники? Приведите примеры.

Подвижники служили духовным примером для служителей церкви и одновременно повышали её авторитет среди верующих, позволяли людям верить, что их пастыри ведут их по правильному пути. Примером такого служения может быть Сергий Радонежский. Кроме того, подвижники своими действиями показывали дальнейший путь, по которому должна развиваться церковь. И Сергий Радонежский указал курс на поддержку единства русских земель.

4. Объясните, за счёт чего росли богатства Православной церкви на Руси.

Эти богатства росли за счёт поддержки властей (татарских и московских) и за счёт пожертвований верующих, включая тех же правителей. Жертвовали не только деньги, но и земли вместе с крестьянами. Эти земли уже приносили собственный доход. Некоторые земли церковь покупала. Доходы с обширнейших пожертвованных ей и купленных земель и составили богатство церкви.

5. В чём заключались основные различия во взглядах нестяжателей и иосифлян на положение и деятельность Церкви? Чья позиция одержала верх?

Эти позиции различались во всём. Нестяжатели считали, что церковь должна отказаться от всех богатств и жить только своим трудом. Иосифляне наоборот принимали богатства, потому что они использовались во славу Господа. Нестяжатели говорили об отделении церкви от мира, их идеалом были монастыри в лесной глуши. Иосифляне наоборот выступали за активное вмешательство церкви на политическую жизнь. Победили в итоге иосифляне, потому что их позиция была ближе и церковным властям, и светским.

6*. Составьте исторический портрет (воспользуйтесь памяткой по составлению исторического портрета на с. 52) Сергия Радонежского. Используйте учебник и дополнительные источники информации.

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) жил с 1314 или 1322 года до 1392.

Был трудолюбивым и богобоязненным человеком, а благодаря любви к богу и незлобливым.

Первые изображавшие его иконы написаны более чем через 100 лет после смерти Сергия, их авторы уже не знали как выглядел святой.

Он основал Троице-Сергиеву лавру и показал там всем русским землям пример праведной монашеской жизни. Ратовал за единство русских земель их благополучие. Например, именно он благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Кроме того, пользуясь своим авторитетом в церкви, Сергий Радонежский по просьбе митрополита Алексей распространял общежитский монашеский устав.

В истории он остался как великий православный подвижник и духовный автор победы на Куликовом поле.

7*. Поясните, на чём основывается утверждение, что Православная церковь способствовала объединению русских земель. В каких событиях это проявилось?

Православная церковь сама была единой и этим уже призывала княжества к единству. Кроме того, ордынские ханы доверяли мнению церкви в решении русских дел, а церковь не раз использовала своё влияние при выдаче ярлыка на великое владимирское княжение, обычно высказываясь в пользу Москвы. Так именно благодаря митрополиту Алексею великой княжение осталось за Москвой несмотря на то, что её князь был ещё ребёнком. То есть благодаря церкви у северо-восточных земель появился единый центр, который их и объединил.

Церковь часто напрямую помогала прекратить княжеские усобицы. Так Сергий Радонежский был посредником при заключении «вечного мира» между Олегом Ивановичем Рязанским и Дмитрием Ивановичем Московским (впоследствии Донским).

В лентах новостей нет-нет да появится информация о мифическом бюджете РПЦ, о неимоверных тратах православного духовенства, о законодательстве, делающем церковь практически неприкосновенной. Немудрено, что на фоне этого многие задаются вопросом: "Облагается ли церковь налогами в России?" Ответим на него максимально подробно.

Что такое церковь

Чтобы разобраться, платит ли церковь налоги в России, определимся, чем же по сути является РПЦ с "деловой" точки зрения. Религиозные организации в нашей стране считаются полноценными участниками хозяйственных отношений - ведут определенную деятельность, владеют каким-либо имуществом - движимым, недвижимостью, землей. Логично, что они при всем этом вправе называться юридическими лицами.

платит ли церковь налоги в россии

Кроме всего перечисленного, религиозные организации занимаются специфичной культовой деятельностью - проводят определенные обряды и церемонии, собрания и мероприятия. Ст. 8 ФЗ №125 "О свободе совести и нерелигиозных объединениях" определяет понятие "церковь" так: добровольное объединение групп граждан, которое образовано для распространения веры и совместного ее исповедания, помимо всего прочего, зарегистрированное в роли юридического лица.

Правовая база и церковь

Рассмотрим правовые акты, так или иначе относящиеся к налогам церкви государству в России:

  • ФЗ №7 "О некоммерческих организациях": церковь вправе заниматься предпринимательством, а также создавать ряд собственных предприятий и организаций.
  • ФЗ №129 "О госрегистрации ИП и юридических лиц": церковь и ее отделения подлежат обязательной государственной регистрации.
  • Упомянутый ранее ФЗ №125, ст.11: для религиозных организаций подразумевается специальный порядок госрегистрации.
  • НК РФ, ст.3, пп.1: продукция религиозного значения освобождается от обложения НДС.
  • Постановление Правительства РФ №251 (31.03.2001): документ содержит полный список предметов и услуг, реализуемых церковью и освобожденных от НДС.
  • Соглашение "О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера": ввозимая религиозная импортная продукция облагается налогами не выше тех, которые применяются к аналогичным товарам на территории государства-хозяина.

платит ли церковь налоги государству в россии 91

Доходы церкви

Платит ли церковь налоги в России и с каких доходов? Это весьма интересный вопрос для российских граждан. Перечислим основные пункты, из которых складывается прибыль религиозной организации:

  • пожертвования верующих за требы, поминовения;
  • пожертвования меценатов, спонсоров;
  • продажа свечей;
  • продажа книг и религиозной атибутики;
  • "кружечный" сбор после службы;
  • доход от деятельности коммерческих церковных организаций;
  • передача ряда объектов церкви в безвозмездное пользование;
  • поступления из госбюджета РФ.

НДС для церкви

Говоря о том, какие налоги платит церковь в России, нужно обязательно коснуться тех платежей, от которых религиозная организация освобождена или же которые отчисляет казне в льготном порядке. Первым делом обратим внимание на НДС - приведем список того, что продажа непосредственно церковью дает ей право не уплачивать госказне этот 18%-й налог:

  • Предметы религиозного поклонения: иконы, статуи, жертвенники, голгофы и т.д., а также элементы, которые составляют с ними неделимое целое: покровы, иконные рамы, ризы и т. д.
  • Предметы убранства интерьера, архитектурные элементы: иконостасы, гробницы, раки, кадила, подсвечники, врата, оконные решетки, троны, алтарные шкафы и т. д.
  • Предметы атрибутики православной религии: кресты, пояса с молитвами, посохи, медальоны, штандарты, хоругви, жезлы, ладанки, художественные формы пасхальных яиц и т. д.
  • Необходимые элементы и вещества, без которых невозможно провести богослужение: ладан, елей, кадила, свечи, миро, приборы для соборования, херувимы, печати для просфор и артоса и т. д.
  • Одежда церковнослужителей: мантии, пояса, поручи, палицы, набедренники, фелони, косынки, фартуки и пр., а также держалки, вешалки, футляры, цепи, древки и т. д. для них.
  • Бумажная продукция: богослужебные книги (Священное Писание, молитвословы, святцы, ноты, чинопредставления, религиозные календари и др.), религиозно-образовательные, просветительские книги, официальные бланки и печатные товары религиозных организаций (грамоты, дипломы, открытки, послания, молитвы, канонические изображения, фото и др.)
  • Видео- и аудиопродукция церкви: материалы, наглядно обучающие, просвещающие, иллюстрирующие элементы учения, религиозной практики, богослужения и т. д.
  • Ремонтные и реставрационные работы, необходимые для храма, - если они проводятся организацией, имеющей лицензию на такую деятельность.

налоги церкви государству в россии

Важно отметить, что освобождение от НДС по перечисленным пунктам доступно не только непосредственно для церкви, но и для коммерческой фирмы, чей уставной капитал - это целиком вклад религиозного объединения.

Налог на имущество для церковных организаций

Ст. 381 НК РФ освобождает церковь от уплаты налога от имущества, но только в отношении той движимой и недвижимой собственности, которая непосредственно используется для осуществления религиозной деятельности. Церковное общежитие, корпус для братии и т. д. уже будут облагаться данным налогом в тех же размерах, что и для других российских налогоплательщиков. Но здесь есть одно но: налог на имущество - региональный, а значит, в соответствии с НК РФ, ст. 12, п. 3, субъекты могут самостоятельно установить его размер для некоммерческих плательщиков. Для религиозных организаций его делают равным нулю.

какие налоги платит церковь в россии

Земельный налог для церкви

Спрашивая о том, освобождена ли церковь от налогов в России, коснемся и такого важного для бюджета поступления, как земельный налог. Участки, принадлежащие церкви, освобождены от него в двух случаях - если она имеет:

  • Земли, принадлежащие по праву бессрочного пользования.
  • Территории, на которых сооружены храмы, церкви, часовни, а также сооружения как религиозного, так и благотворительного назначения. К последним относятся:
    • здания для осуществления определенных богослужений, молитвенные, культовые корпуса, помещения для собраний, обрядов, церемоний;
    • паломнические центры и гостиницы для паломников, принадлежащие непосредственно церкви;
    • религиозные церковные организации - семинарии, духовные школы, религиозные училища и общежития для учащихся;
    • благотворительные столовые, общежития и больницы, православные детдома, образовательные учреждения, имеющие статус благотворительных и т. д.

налог на церковь в россии

Согласно письму Министерства финансов № 03-06-02-02/41. от земельного налогообложения освобождается весь участок, принадлежащий церкви, даже если на его территории расположены сооружения, не относящиеся к выше перечисленным. А НК РФ (с. 395, п. 4) сообщает, что льготной будет земля, являющаяся собственностью православной церкви, но на которой расположены постройки и сооружения других религиозных конфессий.

В продолжение темы "Платит ли церковь налоги в России?" письмо Минфина №03-05-04-02/31 от 7 мая 2008 года предупреждает, что участок, принадлежащий религиозной организации, но имеющий на свой территории только здания и сооружения для продажи атрибутики, литературы и т. п., без присутствия построек религиозного и благотворительного назначения, полноценно облагается земельным налогом.

Религиозная организация и налог на прибыль

Налог на церковь в России - это еще и налог на прибыль. Согласно НК РФ, ст. 246, п. 1 религиозная организация является его плательщиком. Однако для нее и здесь предусмотрен ряд льгот - при составлении налоговой базы не учитывается следующее:

  • Имущество (в т. ч. деньги) и имущественные права, которые пришли в церковный бюджет в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также в результате продажи своей профильной атрибутики и литературы.
  • Целевые поступления (кроме тех, что относятся к подакцизным). Сюда входят:
    • пожертвования и взносы;
    • имущество, перешедшее по завещанию, наследству;
    • имущество, полученное на осуществление уставной деятельности;
    • гранты от лиц и организаций, включенных в Перечень Постановления правительства №485 (28.06.2008).

облагается ли церковь налогами в россии

Целевые поступления не облагаются налогом только в том случае, когда они были израсходованы строго по назначению - в налоговый орган церковью обязательно предоставляется подробный отчет.

Налоги, уплачиваемые церковью

Платит ли церковь налоги государству в России? 91 % интересующихся этим вопросом не могут найти, что же облагается налоговыми сборами из деятельности и имущества церкви. Религиозная организация уплачивает следующее:

  • Транспортный налог: со всего транспорта, находящегося в ведении церкви, уплачивается налог в тех объемах, что и для других налогоплательщиков.
  • Подакцизные сборы (НК РФ, ст. 181): косметика и парфюмерия, спиртосодержащие вещества, лекарственные, профилактические средства и т. д. Отметим, что ювелирная продукция, в т. ч. и продаваемая церковью, не является подакцизным элементом.

освобождена ли церковь от налогов в россии

Итак, платит ли церковь налоги в России? Ответ будет положительным, однако с целым рядом но - ведь в РФ религиозные организации наделены большим рядом налоговых льгот.

Что такое церковь

Чтобы разобраться, платит ли церковь налоги в России, определимся, чем же по сути является РПЦ с «деловой» точки зрения. Религиозные организации в нашей стране считаются полноценными участниками хозяйственных отношений — ведут определенную деятельность, владеют каким-либо имуществом — движимым, недвижимостью, землей. Логично, что они при всем этом вправе называться юридическими лицами.

Кроме всего перечисленного, религиозные организации занимаются специфичной культовой деятельностью — проводят определенные обряды и церемонии, собрания и мероприятия. Ст. 8 ФЗ №125 «О свободе совести и нерелигиозных объединениях» определяет понятие «церковь» так: добровольное объединение групп граждан, которое образовано для распространения веры и совместного ее исповедания, помимо всего прочего, зарегистрированное в роли юридического лица.

На какие средства существует РПЦ указанно в Уставе Русской Православной Церкви

Экономическая деятельность Русской православной церкви в Российской Федерации осуществляется согласно законодательству о религиозных организациях.

При этом необходимо отметить, что каждая структурная единица РПЦ: приход, монастырь, епархия, учебное заведение зарегистрирована как отдельное юридическое лицо или религиозная организация.

В РПЦ каждый храм — отдельное юридическое лицо.

Именно поэтому все структурные подразделения Церкви имеют право самостоятельно распоряжаться, принадлежащим им имуществом.

В официальном Собрании документов Русской Православной Церкви помещён Устав Русской Православной Церкви. Он говорит о том, что РПЦ единственный конечный владелец всего церковного имущества

В 2000 году принят Устав Русской Православной Церкви. В министерстве юстиции он не регистрировался и поэтому правового значения не имеет. Он используется для регулирования церковной жизни внутри РПЦ.

в этом году принят Устав РПЦ. Согласно ему РПЦ единственный владелец церковного имущества

В нём имеются положения, говорящие о том, что РПЦ признаётся конечным обладателем права собственности и распоряжения имуществом, находящимся в ведении всех её структурных единиц.

В Министерстве юстиции зарегистрирован имеющий юридическое значение «Гражданский Устав РПЦ». К сожалению, он нигде не публиковался и ничего не известно о его содержании.

Это обстоятельство препятствует получению информации об его положениях, касающихся к экономической и налоговой политики РПЦ.

Правовая база и церковь

Рассмотрим правовые акты, так или иначе относящиеся к налогам церкви государству в России:

  • ФЗ №7 «О некоммерческих организациях»: церковь вправе заниматься предпринимательством, а также создавать ряд собственных предприятий и организаций.
  • ФЗ №129 «О госрегистрации ИП и юридических лиц»: церковь и ее отделения подлежат обязательной государственной регистрации.
  • Упомянутый ранее ФЗ №125, ст.11: для религиозных организаций подразумевается специальный порядок госрегистрации.
  • НК РФ, ст.3, пп.1: продукция религиозного значения освобождается от обложения НДС.
  • Постановление Правительства РФ №251 (31.03.2001): документ содержит полный список предметов и услуг, реализуемых церковью и освобожденных от НДС.
  • Соглашение «О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера»: ввозимая религиозная импортная продукция облагается налогами не выше тех, которые применяются к аналогичным товарам на территории государства-хозяина.

Доходы церкви

Платит ли церковь налоги в России и с каких доходов? Это весьма интересный вопрос для российских граждан. Перечислим основные пункты, из которых складывается прибыль религиозной организации:

  • пожертвования верующих за требы, поминовения;
  • пожертвования меценатов, спонсоров;
  • продажа свечей;
  • продажа книг и религиозной атибутики;
  • «кружечный» сбор после службы;
  • доход от деятельности коммерческих церковных организаций;
  • передача ряда объектов церкви в безвозмездное пользование;
  • поступления из госбюджета РФ.

Мнение граждан об уплате налогов РПЦ

Многие считают, что оплата в государственный бюджет не производится со стороны Православной Церкви. На счетах таких организаций находятся миллиардные состояния, которые никем не контролируются. Граждан возмущают не только льготы на налогообложение, но и государственные бонусы от правительства РФ:

  • избавление от уплаты всех коммунальных услуг;
  • бесплатное использование электроэнергии.

Не только экономический вопрос, но и политика православной церкви волнует жителей страны. Например, прихожане жалуются на такие объявления в церкви: «Ставить свечки в храме можно только собственного производства, чужие свечи ставить запрещено».

Активисты считают, что Русская православная церковь должна вести свою деятельность на основании законов страны. Но есть и те, кто утверждает, что церковь не обязана платить налоги в государственную казну, так как находится на своем обеспечении, никак не финансируется со стороны госбюджета.

НДС для церкви

Говоря о том, какие налоги платит церковь в России, нужно обязательно коснуться тех платежей, от которых религиозная организация освобождена или же которые отчисляет казне в льготном порядке. Первым делом обратим внимание на НДС — приведем список того, что продажа непосредственно церковью дает ей право не уплачивать госказне этот 18%-й налог:

  • Предметы религиозного поклонения: иконы, статуи, жертвенники, голгофы и т.д., а также элементы, которые составляют с ними неделимое целое: покровы, иконные рамы, ризы и т. д.
  • Предметы убранства интерьера, архитектурные элементы: иконостасы, гробницы, раки, кадила, подсвечники, врата, оконные решетки, троны, алтарные шкафы и т. д.
  • Предметы атрибутики православной религии: кресты, пояса с молитвами, посохи, медальоны, штандарты, хоругви, жезлы, ладанки, художественные формы пасхальных яиц и т. д.
  • Необходимые элементы и вещества, без которых невозможно провести богослужение: ладан, елей, кадила, свечи, миро, приборы для соборования, херувимы, печати для просфор и артоса и т. д.
  • Одежда церковнослужителей: мантии, пояса, поручи, палицы, набедренники, фелони, косынки, фартуки и пр., а также держалки, вешалки, футляры, цепи, древки и т. д. для них.
  • Бумажная продукция: богослужебные книги (Священное Писание, молитвословы, святцы, ноты, чинопредставления, религиозные календари и др.), религиозно-образовательные, просветительские книги, официальные бланки и печатные товары религиозных организаций (грамоты, дипломы, открытки, послания, молитвы, канонические изображения, фото и др.)
  • Видео- и аудиопродукция церкви: материалы, наглядно обучающие, просвещающие, иллюстрирующие элементы учения, религиозной практики, богослужения и т. д.
  • Ремонтные и реставрационные работы, необходимые для храма, — если они проводятся организацией, имеющей лицензию на такую деятельность.

Важно отметить, что освобождение от НДС по перечисленным пунктам доступно не только непосредственно для церкви, но и для коммерческой фирмы, чей уставной капитал — это целиком вклад религиозного объединения.

Налог на имущество для церковных организаций

Ст. 381 НК РФ освобождает церковь от уплаты налога от имущества, но только в отношении той движимой и недвижимой собственности, которая непосредственно используется для осуществления религиозной деятельности. Церковное общежитие, корпус для братии и т. д. уже будут облагаться данным налогом в тех же размерах, что и для других российских налогоплательщиков. Но здесь есть одно но: налог на имущество — региональный, а значит, в соответствии с НК РФ, ст. 12, п. 3, субъекты могут самостоятельно установить его размер для некоммерческих плательщиков. Для религиозных организаций его делают равным нулю.

Какие налоги платит церковь в России

В Российской Федерации все происходит не совсем так, как в остальных странах. Для ведения экономического управления церковных организаций в 2009 году было создано Финансово-хозяйственное управление. Сегодня священники в России имеют такие документы:

  • трудовая книжка, где указана должность;
  • медицинская страховка;
  • номер в Пенсионном фонде.

Зарплаты служителей церкви устанавливаются настоятелем в виде фиксированной суммы. Она равняется средней заработной плате сотрудника государственной сферы (учителей, медиков, психологов и т. д.). В 2013 году был принят закон, на основании которого священники, нуждающиеся в финансовой помощи, могут обратиться за помощью к епархии.

Для религиозных организаций законодательством РФ предусмотрены льготы на оплату налогов. Церкви были освобождены от следующих оплат (льготы на налоги ст. 381 НК РФ):

  • налога на землю;
  • налога на имущество, которое используется в религиозных целях (согласно ст. 381 НК РФ);
  • налога на церковные обряды и продажи церковных предметов (закон гласит, что церковь не оплачивает налоги на добавочную стоимость с продажи религиозных предметов).

Контроль и учет экономической деятельности церкви в России с 2009 года осуществляет Финансово-хозяйственное управление. Все священнослужителя РПЦ должны иметь соответствующие документы, которые подтверждают и регистрируют их трудовую деятельность. Среди них:

  1. Трудовая книжка.
  2. Медицинская страховка.
  3. Номер в Пенсионном фонде.

Священники РПЦ получают финансовую поддержку, равную средней по региону зарплате

Исходя из этих документов, священнослужителя получают фиксированную заработную плату ежемесячно с отчислениями в Пенсионный фонд.

Ежемесячные выплаты священникам в виде заработной платы равны средней по региону зарплате работника государственной сферы (учителя, врача, госслужащего) — это около 16-20 тысяч рублей в средней полосе Российской Федерации и чуть выше в центральном регионе и на Дальнем Востоке (до 50-80 тысяч).

С 2013 года по закону священнослужителя имеют право на финансовую поддержку со стороны РПЦ. Для ее получения священнослужители должны обратиться с соответствующим прошением к их поместной епархии. Сегодня работает специальная комиссия, работа которой заключается в попечении служителей и их помощи им, особенно многодетным семьям, нуждающимся в социальной защите.

Согласно официальным источникам церковь является некоммерческим предприятием и существует на самообеспечении. А относительно этого можно сделать вывод, что церковь не облагается налогом. Основная цель такое предприятия заключается не в получении прибыли.

К основным ее доходам относят:

  • платы за требы и поминовения,
  • прибыль за продажу книг, утвари, свечей,
  • пожертвования,
  • тарелочно-кружечный сбор.

Есть также и некоторые коммерческие предприятия, которые приносят доходы. Согласно определенной статьи ФЗ – это не запрещено.

Большинство считает, что религиозные общины не делают никаких взносов в казну государства, там самым накапливают на своих счетах миллиардные состояния, которые никем не контролируются. Также население выступает и против определенных льгот и привилегий, которые получили церкви от государства:

  • бесплатная подача электроэнергии,
  • освобождение от оплаты коммунальных услуг.

Также вызывает много споров и поведение самой церкви в некоторых ситуациях. Так в некоторых храмах можно увидеть запрет покупать свечи в других местах. Говоря о том, облагается ли церковь налогами в России, многие придерживаются мнения, что раз такая организация находится в государстве, то стоит платить налоги в государства, а также вести деятельности и жизнь относительно действующих правил.

Да, религиозные организации имеют определенные льготы и послабления, но это не освобождает их от уплаты некоторых налогов. Как действительно обстоят дела с налогами в церкви:

  1. При уплате налогов не принимаются во внимание целевые средства, которые получают от продажи книг, утвари и совершения обрядов. Также не подпадает под обложение налогов благотворительные взносы от юридических и физических лиц. Полностью уплачиваются налоги от доходов дочерних предприятий, хотя большинство из них и так находятся на упрощенном налогообложении.
  2. Часть некоторых обрядов и операций подпадают под обложение НДС.
  3. Не в полном объеме платятся налоги и с имущества.
  4. В полном объеме облагаются налогом алкогольные напитки, которые производятся в монастырях.
  5. Освобождаются также религиозные общины от уплаты земельных налогов.
  6. Региональным считается взнос по транспортному налогу.

Предлагаем ознакомиться: Как плательщику ренты расторгнуть договор

Таким образом можно сделать вывод, что церковь является налогоплательщиком, хотя и вносит значительно меньше взносов в казну государства, чем прочие предприятия. Те физические лица, которые работают на религиозных предприятиях, могут быть спокойны, так как за них платят все отчисления.

Церковь должна помнить о том, что уплата налогов поможет развеять и свести к минимуму разговоры об обогащении священнослужителей.

Читайте также: