В условиях цифровой экономики налогообложение высокотехнологичных компаний целесообразно производить

Опубликовано: 12.05.2024

Rawpixel / Depositphotos.com

Целью программы "Цифровая экономика в РФ", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р, является создание такой экосистемы, где данные в цифровой форме будут являться ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, и где будет обеспечено эффективное взаимодействие между гражданами, бизнесом и государством.

Участники круглого стола, который прошел в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, обсудили необходимость разработки налоговых льгот на электронную торговлю, особенности налогообложения этой сферы, а также упрощение и ускорение отдельных административных процедур.

Проблемы налогового законодательства в цифровой экономике в России

По мнению ведущего научного сотрудника отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Юрия Трунцевского, необходимо принять новые правила налогообложения операций, совершаемых в Интернете, которые бы соответствовали современной мировой экономике и охватывали существующие бизнес-модели и бизнес-услуги. Эксперт считает, что в настоящее время реализация товаров, работ и услуг через Интернет позволяет управлять бизнесом с минимальными налоговыми затратами и без географических ограничений, как это делают транснациональные корпорации, открывая дочерние компании в странах, предоставляющих нерезидентам возможность уменьшить их налоговые платежи путем ведения бизнеса в них. В качестве примера он привел американскую компанию, оказывающую услуги такси и доставки продуктов через мобильное приложение, которая выплачивает роялти в размере 0% в Нидерландах. Интернет предоставляет компаниям возможность быть мобильными и не арендовать помещения, а предоставлять услуги сразу после заказа с мобильного приложения. Но при этом появляется сложность определения местонахождения получателя услуг в электронной форме и место реализации услуги, если например, сервер, к которому предоставляется доступ, располагается в юрисдикции третьего государства. Поэтому эксперты сходятся во мнении, что необходимо найти набор общих правил, который будет учитывать особенности цифровой экономики.

Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала план мероприятий по противодействию размыванию и выводу прибыли из налогообложения – Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting, в рамках которого в марте 2018 года ОЭСР сделала несколько предложений:

  • доходы, получаемые в пределах Европейского Союза, с услуг в электронной форме будут облагаться налогом в том государстве, в котором компания имеет официальный сайт, другими словами, постоянное виртуальное представительство. Отсюда и возник термин –цифровое присутствие, который сейчас активно входит в оборот;
  • необходимо ввести налог в размере 3% с продажи интернет-рекламы и за предоставление доступа к цифровым платформам. При этом налог необходимо будет оплачивать по местонахождению пользователя.

Напомним, что созданы условия для обмена налоговой информацией между налоговыми органами РФ и ОЭСР, подписавшими Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 г. (ратифицирована на основе Федерального закона от 4 ноября 2014 г. № 325-ФЗ "О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам"). Россия активно участвует в рабочих программах ОЭСР, и указанный план мероприятий в сфере налогообложения носит рекомендательный характер для России.

Юрий Трунцевский отметил, что вступившая в силу с 1 января 2017 года ст. 174.2 Налогового кодекса стала попыткой обложить налогами существующие виды услуг, однако не затронула российские компании и ИП, оказывающих услуги в Интернете, так как в указанной статье закреплены особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме. Напомним, что налоговая база для них определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации, а сумма налога считается как процентная доля налоговой базы, соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 15,25% (п. 5 ст. 174.2 НК РФ).

"В первую очередь необходимо определиться с терминологией для решения налоговых проблем, появляющихся с развитием цифровой экономики", – считает руководитель отдела юридического и налогового консалтинга Аудиторской компании ЗАО "ЦБА" Федор Гудков. Эксперт отмечает, что передаваемые информационные данные с помощью средств вычислительной техники не являются принадлежностью информационно-телекоммуникационной сети, а значит, находятся за рамками определения и регулирования. Важно отметить, что информация не является самостоятельным объектом гражданского права (ст. 128 Гражданского кодекса). Однако, исходя из смысла ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" можно сделать обратный вывод, и отнести информацию к объектам гражданским прав, и следовательно, она может быть объектом налогообложения. Федор Гудков описал несколько спорных примеров, указывая, почему так важно разобраться в квалификации оказываемых цифровых услуг.

Пример № 1. Если рассматривать сайт как продукт компьютерной программы, то в зависимости от того, будет отнесен просмотр сайта к получению услуги или информации, последует необходимость уплаты налогов, в частности НДС за получение услуги. Напомним, что обложению НДС не подлежит передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ), при условии, что владелец сайта предоставил лицензию для использования программного продукта путем просмотра страницы сайта. Если же предоставление доступа к информации, которая содержится на странице сайта, отнести к услуге, то владельцу сайта необходимо уплачивать НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Пример № 2. Организация заключила договор с иностранным поставщиком услуг о предоставлении доступа к платформе в Интернете, с помощью которой они проводят вебинары. С точки зрения налогообложения возникает вопрос: организация купила услугу по обучению, приобрела лицензию на использование сайта или получила услуги связи таким образом? Владелец платформы – иностранный субъект, соответственно, также необходимо определить место оказания услуги, и место ее реализации. К примеру, владелец платформы – компания из США, получатель услуги – компания из России, а вебинары будут проходить на платформе, зарегистрированной на сайте третьего государства.

Пример № 3. Аналогичная ситуация и с интернет-банкингом: его нужно относить к услуге по управлению счетами или к предоставлению лицензии на использование программного продукта, позволяющего этими счетами управлять? В случае признания управление счетами услугой, необходимо будет платить НДС, а во втором случае, если предоставлена лицензия, то нет.

Федор Гудков считает, что на данный момент также затруднительно проверить подлинность субъекта, чьим имуществом пользуются, с вытекающей отсюда проблемой определения места оказания услуг достоверно и точно, и, соответственно, невозможностью точно определить, какие действия выполнялись с использованием сети.

Дело осложняется тем, что услуги, оказываемые в Интернете, как правило, носят комплексный характер, и имеют сразу несколько результатов и одну оплату. В результате мультипредметный договор не разграничен по стоимости каждой услуги и условиями налогообложения по каждой из них, соответственно, должны быть применены разные правила налогообложения. Следовательно, в целях налогообложения необходимо разделить эту стоимость договора на количество услуг и цену каждой из них. Правда, если исходить из подхода, в соответствии с которым для разных видов услуг будут применяться различные условия налогообложения, то, по мнению Федора Гудкова, налоговые органы и граждане просто запутаются в формах отчетности и суммах, которые будут полежать уплате. В связи с этим эксперт предлагает ввести дифференцированное налогообложение по видам услуг, оказываемых в сети. Он также предлагает расширить классификацию этих услуг по общим родовым признакам, разделив их условно на три большие группы:

  • услуги по предоставлению пользования цифровых платформ, коммуникационных приложений и т. д. как услуги связи;
  • услуги по дистанционному использованию аппаратных средств пользователей;
  • услуги лицензионного типа.

Предложения об изменении законодательства, направленные на создание стимулов для субъектов цифровой экономики

Эксперты считают, что в условиях активной цифровизации экономики одной из первостепенных задач для поддержания конкурентоспособности российской налоговой системы в мире является разработка качественных и эффективных мер стимулирования, направленных на поддержку российских компаний, которые развивают и реализуют цифровые услуги, электронные услуги, а также разрабатывают программное обеспечение в России. По мнению менеджера налоговой и таможенной практики офиса Dentos в Москве Яны Бутримович, необходимо ввести налоговый вычет для частных инвесторов, вкладывающих свои средства в высокотехнологичные компании на начальных уровнях развития, то есть в стартапы. Для этого она предложила принять закон, который будет включать положения по уменьшению НДФЛ, уплачиваемый инвесторами, на сумму произведенных инвестиций, но не более 50% от этой суммы и с определенным ограничением по верхнему порогу.

Кроме этого, планируется предусмотреть уменьшение минимального срока владения акциями (долями) высокотехнологичной компании с пяти до двух лет, необходимый для освобождения от НДФЛ инвестиционного дохода, полученного компанией в результате продажи акций (п. 18 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Целью предложения является кратное увеличение высокоэффективных инвестиций в перспективные технологичные компании на начальных уровнях развития. По оценкам экспертов, это поможет увеличить доходность инвестиций до 19%. А без уменьшения НДФЛ после пяти лет владения акциями доходность окажется отрицательной (–1,4%, а после двух лет –0,2%).

От эксперта также поступило предложение по оптимизации обложения НДС в условиях цифровой экономики и установлению более преференциальных условий для компаний, которые развивают и реализуют электронные услуги, IT-услуги и программное обеспечение. Инициатива предусматривает прежде всего введение освобождения от НДС налогоплательщика, который реализует на территории РФ программное обеспечение. И в то же время она считает нужным закрепить возможность отказаться от этой льготы, если она является для налогоплательщика бременем, и он не может вычесть входящий НДС по товарам и услугам, необходимым для реализации этих услуг. Кроме этого, при экспорте электронных услуг, по мнению эксперта, существует определенная дискриминация. Для далеких от цифровой экономики компаний, которые экспортируют товары, например, табуретки, производство этих табуреток обходится дешевле, чем для другой организации, которая экспортирует высокотехнологичные электронные или IT-услуги, поскольку при экспорте товаров ставка НДС определяется как 0% (п. 1 ст. 164 НК РФ), и компания может вычесть входящий НДС, необходимый для производства этих товаров, а высокотехнологическая компания должна будет заплатить до 18%. Если при экспорте услуг Россия не является местом реализации этих услуг, то тогда такая реализация не будет объектом обложения НДС, и соответственно, входящий НДС для такой компании становится бременем.

Налоговое резидентство физических лиц: новые правила

Очевидно, что цифровая экономика стремительно развивается, а бизнес становится трансграничным. Это позволяет ему извлекать прибыль с помощью Интернета, не имея отдельного офиса, а предлагая свои услуги через мобильное приложение. Мировая конкуренция в силу высокой мобильности человеческих ресурсов и бизнеса смещается в сторону конкуренции за людей, за их умения и навыки, и понятно, что высококвалифицированные специалисты, в том числе владельцы бизнеса, могут работать практически в любой точке мира. Поэтому эксперты считают, что в российском законодательстве должен быть пересмотрен принцип определения налогового резидентства физических лиц, который в настоящее время определен количеством дней – 183, проведенных на территории России (п. 2 ст. 207 НК РФ), так как он уже не соответствует современным экономическим реалиям. Однако, эксперты не сошлись во мнении, в какую сторону необходимо изменять количество дней для признания лица резидентом: увеличения или уменьшения, однако, на текущий момент правила определения налогового резидентства не способствует привлечению таких лиц в российскую юрисдикцию. Соответственно, по мнению экспертов, необходимо принять такие меры, чтобы высококвалифицированные специалисты из России проводили больше времени здесь. Кроме того, именно местонахождение получателя услуг сейчас влияет на налогообложение организаций.

В свою очередь эксперты, являющиеся инициаторами изменений в системе налогообложения в России, выражают надежду, что проблемы бизнеса будут приняты во внимание в первую очередь при разработке и принятии именно тех решений, которые будут выгодны и просты для предпринимательства.

В статье рассматриваются вопросы сущности и развития цифровой экономики в России, особенности налогообложения российских и зарубежных интернет – магазинов.

Ключевые слова: цифровая экономика, налогообложение, интернет - магазины, НДС, специальные налоговые режимы

Развитие цифровой экономики оказывает значительное влияние на развитие бизнеса: происходят кардинальные изменения в сфере информационно-коммуникационных технологий, которые отражаются на различных видах деятельности компаний. Информационные технологии помогают снижать издержки, значительно повышать эффективность и производительность труда, расширять электронизацию документооборота, доступность информации, упрощать осуществление расчетов, способствовать становлению свободного рынка. Положение компаний на рынке в условиях цифровой экономики становится все более сложным, т.к. возрастают риски и уровень неопределенности при принятии стратегических решений.

Единого понимания, что такое цифровая экономика, в современном мире не существует. Однако есть множество определений, в том числе в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 года №203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы»: «Цифровая экономика – хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».

Отличительной особенностью современного мира является то, что информация становится товаром, появление новых технологий преобразует сферу услуг и рынок информационных изобретений. Поэтому возникают проблемы, среди которых: угроза «цифровому суверенитету» страны, снижение уровня безопасности данных, уменьшение числа рабочих мест низкой и средней квалификации, повышение уровня сложности бизнес – моделей и схем взаимодействия, резкое усиление конкуренции во всех сферах экономики, изменение в моделях поведения производителей и потребителей, необходимость пересмотра положений НК РФ.

Из определения сущности цифровой экономики самым распространенным ее видом является интернет – торговля. Согласно статистическим данным, темпы роста онлайн – заказов из года в год имеют тенденцию роста на уровне более, чем 20%.

Интернет- торговля имеет свои особенности в налогообложении: на общей системе налогообложения в основном работают оптовые интернет- магазины, а розничные интернет – магазины, как правило, применяют специальные налоговые режимы, самым распространенным из которых является УСН с объектом налогообложения «доходы» и «доходы – расходы».

Интернет – магазины, применяющие общую систему налогообложения, имеют обязательства в части НДС, налога на имущество, налога на прибыль организаций, страховых взносов. Эти налоги и взносы занимают наибольший удельный вес в налоговых платежах.

Интернет – магазины, использующие упрощенную систему налогообложения (УСН), уплачивают либо единый налог по ставке 6% (в случае, если объектом налогообложения являются доходы), либо по ставке 15% (в случае, если объектом налогообложения являются «доходы- расходы»)

Эта система значительно упрощает налоговый учет и направлена на уменьшение налоговой нагрузки организаций, относящихся к малому и среднему бизнесу. Однако следует заметить, что первый вариант подходит интернет – магазинам, имеющим незначительные расходы, в отличие от второго варианта.

К специальным налоговым режимам относится и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), но продажу товаров через интернет – магазин нельзя отнести к деятельности, подпадающей под данную систему налогообложения, несмотря на то, что в экономической и юридической литературе существует множество противоположных точек зрения по данному вопросу.

Однако следует различать продажу товаров через интернет – магазин и оформление заказов в Интернете с выдачей товара в розничной точке продаж.

Во втором случае организация или индивидуальный предприниматель на законных основаниях может применять ЕНВД. Доставка товара является обязательной услугой при продаже его через Интернет. Продавец может оказывать эту услугу собственными силами или по договоренности с транспортными компаниями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися перевозкой грузов.

В случае доставки товара личным транспортом, оказание услуг по доставке заказов можно отнести к деятельности, облагаемой ЕНВД. При этом важным условием применения специального налогового режима является количество транспортных средств – не более 20 единиц.

На практике возникают ситуации, когда стоимость доставки не прописана в товарных накладных отдельной строкой, т.е. включена в цену товара, и на данную услугу не оформляется отдельный договор. В этом случае доставка тесно связана с процессом продажи товара, и ее нельзя квалифицировать как отдельный вид деятельности, поэтому рассчитать ЕНВД только по услугам доставки не представляется возможным. Если же оказание услуг по доставке оформляется отдельным договором, и ее стоимость прописана отдельной строкой, то в такой ситуации доставку товара можно отнести к деятельности, подпадающей под ЕНВД.

Патентная система налогообложения (ПСН) в целом удобна для предпринимателей тем, что оплата налога осуществляется при оформлении патента. Но интернет-предприниматели не могут выбрать данную систему для налогообложения торговли через интернет-магазин, т.к. перечень видов деятельности, которые могут относиться к ПСН, законодательно ограничен. В список видов деятельности, в отношении которых можно применять ПСН, включаются бытовые услуги, оказываемые населению, розничная торговля на стационарных и нестационарных объектах (если имеется торговый зал, площадь не должна превышать 50 кв. м.), услуги общественного питания, риэлтерские услуги.

Кроме налоговых платежей интернет-предприниматель обязан уплачивать страховые взносы за наемных работников, а также удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с дохода сотрудников. Если организация приобретает в собственность земельный участок или транспортное средство, то она обязана уплачивать земельный и транспортный налог. При ввозе импортных товаров возникает обязанность по уплате НДС, независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация или индивидуальный предприниматель - общую или УСН.

Очень часто российский потребитель заказывает товары за рубежом через интернет – магазин, при этом поставка товара зарубежной компанией приравнивается в своей стране к экспорту, который в большинстве стран не облагается иностранным аналогом российского НДС. Поэтому либо налог возвращается покупателю, либо его нет в цене, т.е. каких- либо наценок к цене товара в виде VAT, зарубежный интернет – ритейлер не делает. Учитывая то, что российский бизнес не имеет никаких льгот в части НДС, Минфин РФ предложил уравнять конкурентные условия, обложив и зарубежных продавцов российским НДС.

Очевидно, что в этих условиях иностранцы должны будут встать на учет в российском налоговом органе как налогоплательщик и при получении оплаты от покупателей НДС перечисляется интернет – площадкой в российский бюджет. Однако есть опасение, что не все зарубежные интернет – площадки будут вставать на учет в России. В этой связи целесообразно ввести альтернативный вариант, когда покупатель, получая посылку, доплачивает НДС при ее получении, а почта, как налоговый агент, перечисляет налог в бюджет.

По мнению многих экспертов, иностранным продавцам выгодно регистрироваться в налоговых органах, т.к. посылки не будут досматривать на таможне, и покупатель будет получать их значительно быстрее, т.к. будут проходить таможню по «зеленому коридору». С другой стороны, с введением НДС значительно повысятся цены на ввозимые из-за рубежа товары, что является большим минусом для российского покупателя. Оборотной стороной введения НДС является то, что уплата налога с каждой посылки позволит сделать цены по ряду позиций в России выгоднее, чем в иностранных интернет – магазинах.

Таким образом, цифровая экономика – это виртуальная среда, которая ускоряет и улучшает взаимодействие между людьми, максимально удовлетворяет спрос потребителей, и налоговое законодательство должно не препятствовать этим процессам.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2

2.Мандрощенко О.В. Проблемы возмещения НДС налогоплательщиками //Современные концепции научных исследований: сборник статей X Международной научно-практической конференции. – Москва: Евразийский союз ученых, 2015. - С. 65-66

3.Мандрощенко, О.В., Мандрощенко В.М. Лизинговые операции в предпринимательстве: особенности бухгалтерского учета и налогообложения // Экономика и предпринимательство - 2017.- №7(84) – С. 427-433


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кононенко О.В.

На основании обобщения зарубежного опыта трансформации налоговых систем под влиянием цифровизации выделены вызовы и перспективы для налогообложения в эпоху цифровых технологий. Определены ключевые направления развития экономики ДНР в части цифровизации .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кононенко О.В.

TAXATION UNDER DIGITAL ECONOMY: CHALLENGES AND PROSPECTS

On the basis of the foreign experience in transforming the tax systems under the influence of digitalization , the paper highlights the challenges and prospects for taxation in the digital age. The key directions for the development of the DPR economy in terms of digitalization have been identified.

Текст научной работы на тему «Налогообложение в условиях цифровой экономики: вызовы и перспективы»

О.В. КОНОНЕНКО, младший научный сотрудник, e-mail: kononenko.o.v@econri.org

Государственное учреждение «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ:

ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

На основании обобщения зарубежного опыта трансформации налоговых систем под влиянием цифровизации выделены вызовы и перспективы для налогообложения в эпоху цифровых технологий. Определены ключевые направления развития экономики ДНР в части цифро-визации.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые преобразования, цифровое общество, налог, налоговое администрирование, налоговая система.

Kononenko O.V. Taxation under digital еconomy: challenges and prospects.

On the basis of the foreign experience in transforming the tax systems under the influence of digitalization, the paper highlights the challenges and prospects for taxation in the digital age. The key directions for the development of the DPR economy in terms of digitalization have been identified.

Keywords: digitalization, digital transformations, digital society, tax, tax administration, tax system.

Динамичное развитие информационных технологий, которое сейчас происходит в мире, меняет существующие отношения в экономике и государственном управлении. Появляются новые, виртуальные или гибридные бизнес-модели, создаются стартапы, основанные на современных технологических решениях;

меняется поведение потребителей, бизнеса, государственных органов. Не остаются в стороне от этого и финансовые процессы в обществе. Трансформации подвергаются, в том числе, налоговые системы, сопровождая развитие иных форм бизнеса в эпоху интернета и новых парадигм создания стоимости. В этих условиях чрезвычайно важна адаптация действующей системы налогообложения к особенностям цифровой экономики, чтобы обеспечить равноправный режим налогообложения и одинаковые условия налогообложения как для традиционных, так и для цифровых бизнес-моделей.

Актуальность данной работы объясняется высокой значимостью возникающих в процессе цифровых преобразований экономики и общества вызовов и перспектив для сферы налогообложения.

Вопросы налоговых отношений в условиях цифровой экономики являются предметом анализа многих современных ученых. Теоретической базой исследования являются труды Л.И. Гончаренко [1], И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова,

Е.Н. Вишневской 2, Е.А. Кирова [4], Д.К. Грунина [5] и многих других.

Целью данной работы является определение необходимых мер и преобразований для соответствия системы налогообложения современным тенденциям в условиях цифровизации.

© О.В. Кононенко, 2020

ответственно, отставание от лидеров остается существенным. Развитие именно этих государств представляют интерес в исследованиях РФ, а также применение некоторой части законодательства Украины в соответствии с Постановлением Совета Министров ДНР от 02.06.2014 г. № 9-1 «О применении Законов на территории ДНР в переходный период» [5].

Среди положительных тенденций следует отметить стремительный рост объемов цифровой экономики в РФ, которая входит в топ-5 стран с лучшими темпами роста показателей цифровиза-ции экономики. По данным исследования

9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

5,38 6,19 4,64 0,99 6,79 5,23 7,07 5,62

4,34 0,83 1,17 0,96

2011 (15 5 стран)

2013 (15 7 стран)

Наибольшее значение Российская Федерация

■Наименьшее значение ■Украина

Составлено по [7], [8]

международной консалтинговом компании McKinsey, за период 2011-2015 гг. на цифровую экономику РФ пришлось 24% общего прироста ВВП, а потенциальный экономический эффект от цифровизации экономики к 2025 г. составит от 19 до 34% общего ожидаемого роста ВВП [9].

Активное развитие информационных технологий в условиях цифровой экономики вызывает необходимость построения эффективной системы налогообложения согласно современным тенденциям.

Наибольшее влияние на налоговую систему государства в условиях цифровой экономики оказывают следующие факторы [10, с. 89]:

внедрение и оказание цифровых государственных услуг в сфере налооб-ложения;

создание благоприятных налоговых условий для стимулирования инвестиций в цифровые технологии;

автоматизация системы налогового контроля;

определение и разработка механизма налогообложения новых продуктов, операций, возникших в связи с применением цифровых технологий.

В 2019 г. около 30 стран мира внедрили формы по цифровой налоговой отчетности и сбору налогов [11]. В исследовании организации Pricewaterhouse Coopers и the World Bank Group [12] выделены следующие приоритетные характеристики, согласно которым страны можно классифицировать по уровню технологического (цифрового) потенциала в налогообложении (табл. 1).

Классификация стран по уровню технологического (цифрового) потенциала в налогообложении

Технологический потенциал Особенности налогообложения

Технологически развитые страны автоматическое заполнение налоговых деклараций путем экспорта данных из бухгалтерского программного обеспечения; высокоскоростная и широко распространенная 1Т-инфраструктура; проверка транзакций и сопоставление информации от разных контрагентов в режиме реального времени; машинное обучение и искусственный интеллект используются для выявления транзакций, чувствительных к налогам; упрощенные правила, легкий доступ к четкой, своевременной информации по электронной почте, через веб-сайты, электронное обучение и виртуальных консультантов

Страны в технологическом переходе частичная цифровизация налогообложения; автоматизированы такие аспекты налогообложения, как: электронные таблицы, утвержденные налоговым органом, или программное обеспечение, позволяющее выполнять автоматические вычисления; электронная отчетность для некоторых налогов, но не все процессы доступны онлайн; доступность онлайн-калькуляторов и инструкций для налогоплательщиков; часто меняющиеся информационные требования и правила; отсутствие автоматической передачи данных между бухгалтерской и налоговой системами

Страны с ограниченным внедрением технологий недостаточная технологическая инфраструктура; барьеры для электронной подачи заявок и онлайн-платежей; юридические требования к печатной документации; административные ограничения, неформальная экономика; сложное налоговое регулирование

Составлено по [12]

В соответствии с данной классификацией Донецкую Народную Республику можно отнести к категории стран, которые по уровню технологического потенциала в налогообложении находятся в технологическом переходе.

В некоторых из наиболее эффективных экономик (Южная Корея, Исландия, Великобритания, Швейцария, Эстония) электронная регистрация, подача налоговой отчетности и оплата налогов осуществляются уже более десяти лет; используются передовые методы, такие как big-data, «умные» алгоритмы, аналитика, искусственный интеллект и машинное обучение.

В скандинавских странах (Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии) исполнение налоговых обязательств происходит в автоматическом режиме (доходы, вложения, каждодневные траты, состав имущества граждан контролируются автоматизированной системой), а граждане лишь получают уведомления для проверки расчетов по части налогообложения.

В странах, где внедрено ограниченное количество технологий, в том числе без использования онлайн-регистрации и оплаты налоговых платежей, недостаточная координация между органами государственного управления, что приводит к множественной отчетности. Факторы, препятствующие внедрению цифровых технологий, такие, как низкий уровень грамотности или отсутствие IT-инфраструктуры, могут быть присущи состоянию развития отдельных стран и являются неконтролируемыми со стороны налоговых органов.

В связи с необходимостью корректировки и унификации международных налоговых правил Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с G20 в 2013 г. приняли План BEPS (Base Erosion and Profit Shifting - Размывание налоговой базы и вывод доходов из-под налогообложения)

[13], первый из 15 шагов которого посвящен вопросам налогообложения именно в цифровой экономике с рекомендациями по изучению существующих бизнесс-моделей цифровой экономики.

Цифровая экономика стимулирует активность бизнеса за счет снижения транзакционных издержек и асимметрии информации, наблюдаемой в некоторых сферах, например, на финансовых рынках. Поэтому цифровая революция является слишком значимой для любой страны, чтобы ею пренебречь. В исследовании «Harnessing the digital economy for developing countries» [14] (Использование цифровой экономики развивающимися странами) эксперты ОЭСР подчеркивают, что размер экономики имеет значение, но не является определяющим, в связи с чем развивающиеся страны, используя стратегическое планирование, должны найти и занять свою нишу в глобальной цифровой экономике.

В связи с происходящими в современном мире процессами цифровизации многие государства заключают между собой договоры по автоматическому обмену финансовой информацией в целях налогообложения, а в 2017 г. ОЭСР выпустила стандарт автоматического обмена налоговой информацией «Going to Digital» [15], носящий рекомендательный характер.

В исследовании группы английских экспертов «Digitalisation of tax: international perspectives» [16] проведен комплексный анализ возможностей цифровых технологий в налогообложении, препятствий и подходов, используемых отдельными, по мнению экспертов, 12 перспективными странами (Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Чехия, Эстония, Нигерия, Россия, Сингапур, Великобритания, США) в процессе цифровиза-ции налоговых систем: от целей до конкретных инструментов налогового администрирования. Среди важных факторов,

способствующих процессу цифровой трансформации налоговой системы, эксперты выделяют: наличие универсальных форм налоговых деклараций, высокий уровень налоговой культуры, необходимость в принятии решительных мер против теневой экономики [17].

По расчетам Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ раздел «Электронное государство» 2019 [18, с. 188], налоги и сборы (34% из 100%) являются одними из наиболее востребованных видов государственных и муниципальных услуг, получаемых в электронной форме (проверка ИНН, проверка наличия налоговых задолженностей, оплата налогов и штрафов, запись на прием в налоговую инспекцию и др.).

Активное внедрение инновационных методов налогового администрирования в Российской Федерации, основанных на современных цифровых техноло-

гиях, в последние годы сместило акцент с проверок налоговых на создание естественной доверительной среды между налоговыми органами и налогоплательщиками. Важное влияние на увеличение налоговых поступлений оказывает применение новой технологии передачи информации в режиме реального времени с использованием контрольно-кассовой техники, что позволяет налоговым органам получать и анализировать данные о продажах, контролировать один из наиболее сложно администрируемых секторов экономики - розничную торговлю [6, с. 28].

Цифровизация налогообложения открывает возможности, но также создает достаточно рисков и затрат как тактических, так и стратегических. В процессе исследования были обобщены основные вызовы и перспективы для налогообложения в условиях цифровой экономики (табл. 2).

Вызовы и перспективы для налогообложения в условиях цифровой экономики

Отсутствие масштабных инвестиций и специализированных кадров для разработки, внедрения и обслуживания необходимого программного обеспечения; уязвимость баз данных экономической информации, угроза утечки персональных данных; отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в условиях цифровой экономики; дисбаланс технологического потенциала в налогообложении; отсутствие льготного налогообложения; временная угроза «технологической безработицы» и сокращение налоговых поступлений; сложность налогообложения и контроля занятости, осуществляемой удаленно (freelance); цифровой барьер (те, кто не будут пользоваться цифровыми технологиями) Унификация информационных систем, применяемых различными органами государственного управления; доступные и удобные цифровые сервисы государственных услуг по налогам и сборам; внедрение блокчейн-технолгий и смарт-контрактов повысит эффективность налогового администрирования государства и понизит издержки производителей на системы контроля движения товаров; повышение налоговой дисциплины; усиление борьбы с теневым сектором экономики и уклонением от уплаты налогов; повышение эффективности и прозрачности налогового контроля, возможность проведения камеральных проверок в автоматическом режиме; стандартизация процесса обмена налоговой информацией; структурные перемены в налогообложении, изменение состава и структуры налогов

Среди вызовов для налоговой системы в условиях цифровой экономики следует отметить рост налоговых рисков, связанных с уклонением от уплаты налогов. Эта проблема актуализируется в связи с распространением современных бизнес-моделей, ведением бизнеса без регистрации и фактического присутствия в стране. Для цифровой экономики характерно расширение интернет-бизнеса, создание информационно-финансовых центров, деятельность которых осуществляется с созданием добавленной стоимости и получением прибыли. Проблема заключается в том, что цифровая хозяйственная деятельность часто не отличается своей прозрачностью и трудно контролируется [4, с. 120]. Структурные перемены в налогообложении представляются тем, что под влиянием цифровой реальности в перспективе трансформируется механизм формирования обязательных элементов налога.

Глубокие преобразования, в первую очередь, необходимо проводить в налоговом администрировании, которое нуждается в адаптации к условиям цифровой экономики. Для этого необходимы новые специальные технологии налогового администрирования. Использование современных информационных технологий в налоговом администрировании является одной из главных задач трансформации налоговой системы в цифровой реальности. Внедрение цифровых технологий в налоговое администрирование позволит обеспечить прозрачность налогообложения и неотвратимость уплаты налогов.

Ключевыми направлениями перспективного развития экономики Донецкой Народной Республики в части циф-ровизации являются: необходимость формирование системы нормативно-правовых актов, механизмов и инструментов законодательной базы, регулирующей взаимоотношения в рамках цифро-

вой экономики; использование облачных технологий в налогообложении, создание цифровой инфраструктуры (персональные электронные сервисы, электронный документооборот и отчетность) при реализации условий информационной и экономической безопасности государства и бизнеса, защиты персональных данных, а также неприкосновенности частной жизни в цифровом пространстве. Внедрению цифровых технологий в экономике будет способствовать разработка мобильного приложения, имеющего государственный статус, включающего информацию об обновляющейся базе законодательства, в том числе и налогового.

Список использованной литературы

1. Гончаренко, Л.И. Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровой экономики / Л.И. Гончаренко, Ю.В. Малкова, А.С. Адвокатова // Экономика. Налоги. Право. - 2018. № 2. -С.166-172.

2. Цифровые технологии налогового администрирования: монография с грифом НИИ образования и науки / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 263 с.

3. Налоги в цифровой экономике. Теория и методология: монография с грифом НИИ образования и науки / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 279 с.

4. Кирова, Е.А. Трансформация налоговой системы России в условиях становления цифровой экономики / Е.А. Кирова, Н.Г. Морозова, А.С. Безверхий // Вестник университета. - 2019. -№ 7. - С. 118-124.

5. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.06.2014 № 9-1 «О применении Законов на территории ДНР в переходный период» (с измен.) [Электронный ресурс]. - URL: http://fpdnr.ru/wp-

6. Грунина, Д.К. Информационные цифровые технологии в деятельности налоговых органов / Д.К. Грунина // Налоги и финансы. - 2018. - № 1 (37). -С. 24-34.

7. 2017 Global ICT Development Index [Электронный ресурс]. - URL: https://www.itu.int/net4/ITU-D/idi/2017/ index.html

8. Рейтинг стран мира по уровню развития информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс]. - URL: https://gtmarket.ru/ratings/ ict-development-index/ict-development-index-info

9. McKinsey, & Company «Цифровая Россия: новая реальность» [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.mckinsey.com/ru/our-insights

10. Гулькова, Е.Л. Налоговые вызовы цифровой экономики / Е.Л. Гулькова, М. В. Карп, М.В. Типалина // Вестник ГУУ. - 2019. - № 4. - С. 89-95.

11. Forbes Insights: Global Taxation is Going Digital: Here's How to Prepare. [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.forbes.com/ sites/insights-sovos/2019/ 04/18/global-taxation-is-going-digital-heres-how-to-prepare

12. Paying Taxes 2019: In-depth analysis on tax systems in 190 economies: PwC. [Электронный ресурс]. - URL: https://

13. BEPS Actions [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oecd.org/tax/ beps/beps-actions/

14. Harnessing the digital economy for developing countries [Электронный ресурс]. - URL: https://www.oecd-ilibrary.org/development/harnessing-the-digital-economy-for-developing-countries_ 4adffb24-en

15. OECD library / Tax challenges arising from digitalisation - interim report 2018: inclusive framework on beps [Электронный ресурс]. - URL: https:// dx.doi.org/10.1787/9789264293083-en

16. ICAEW / Digitalisation of tax: international perspectives (2019 edition) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.icaew.com/technical/technolog y/technology-and-the-profession/digitalisa tion-of-tax-international-perspectives

17. Цифровая революция добралась до налогов [Электронный ресурс]. - URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/tax/a rticles/2016/digital-taxes-in-digital-world. html

18. Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 248 с.

Материал подготовила
Самарцева Екатерина

По мнению организаторов мероприятия, Федеральная налоговая служба за последнее время превратилась в одну из крупнейших и наиболее эффективных IT-организаций не только в России, но и в мире. Цифровая повестка обязывает налогоплательщиков неукоснительно выполнять обязанности по исчислению и уплате налогов, и сегодня для минимизации налоговых рисков как никогда важно понимать революционные процессы в контрольно-ревизионной среде.

Вызовы налогового администрирования

Открыл конференцию Аркадий Брызгалин, к.ю.н., руководитель «Налоги и финансовое право». Спикер сразу обозначил ряд юридических проблем, возникающих в связи с цифровизацией налогового администрирования: ответственность за нарушение сроков предоставления отчетности в электронном виде в результате технических сбоев, ответственность за нарушение способов и формата предоставления отчетности, правовой статус технических посредников (программистов и IT-структур), проблемные вопросы открытости цифровых данных из налоговой сферы. Процесс налоговой цифровизации в России происходит в 3 этапа:

  1. Модель «цифровой зрелости» (веб-сайты, персональные электронные сервисы, электронный документооборот и отчетность).
  2. «Полностью цифровая организация» процессов администрирования (мобильные приложения, индивидуальные проактивные сервисы).
  3. «Адаптивная платформа» (2025 г.), соединяющая IT-платформы ФНС и налогоплательщиков в режиме реального времени, когда исполнение налоговых обязательств происходит в автоматическом режиме и «без усилий».

Спикер прокомментировал также заявление руководителя ФНС Михаила Мишустина, прозвучавшее 27 марта 2019 г. на Форуме по налоговому администрированию Организации экономического сотрудничества и развития в Чили, о создании виртуальной транзакционной среды ‒ замкнутой цифровой экосистемы, в которой все хозяйствующие субъекты будут совершать сделки, а ФНС РФ сможет автоматически исчислять и удерживать налоги в момент совершения транзакций.

Александр Егоричев, начальник управления камерального контроля ФНС РФ, рассказал о современных инструментах налогового контроля, новых системах сбора информации, заработавших в 2018-2019 гг., и системе прослеживаемости товаров, включая механизм ее реализации и перспективы на 2020-2021 гг.

Объектами налогового контроля АСК «НДС-2» сегодня становятся следующие налоговые декларации: с нарушениями НДС (1.27-1.28); с расхождениями по счетам-фактурам; с сомнительной задолженностью; поданные участниками схем «трехзвенной цепочки» или выгодоприобретателями, выявленными по результатам проведения мероприятий налогового контроля; за подписями должностных лиц, дисквалифицированных по решению суда, отказавшихся от управления деятельностью юридических лиц, «массовых подписантов»; с использованием «бумажного НДС»; с применением вычетов по счетам-фактурам до 2015 г.

В сфере прослеживаемости товаров в РФ вводится электронный документооборот, что дает возможность перестроить систему по НДС, исходя из контроля за движением товаров. Станет проще подтверждать экспорт, документы будут заменены реестрами сведений. Завершить внедрение национального сегмента прослеживаемости товаров планируется в 2020-2021 гг. К этому времени операторы ЭДО смогут предоставлять счета-фактуры (УПД), выставленные всеми налогоплательщикам, осуществляющими покупку и продажу прослеживаемых товаров.

Проект изменений в Налоговом кодексе по системе прослеживаемости устанавливает:

  • понятийный аппарат;
  • обязанности налогоплательщиков, операторов ЭДО и ФНС России;
  • порядок регистрации ввоза из ЕАЭС и остатков товаров;
  • порядок вывоза товаров в ЕАЭС; новый вид контроля;
  • меры ответственности участников прослеживаемости.

О соответствии норм налогового законодательства РФ формирующейся правоприменительной практике рассказал Юрий Трунцевский, д.ю.н., ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения.

По его мнению, внедрению цифровых технологий в экономике будет способствовать разработка мобильного приложения, которое включало бы в себя все налоговые данные. Сегодня многие компании плохо разбираются в качестве и точности налоговых данных, что мешает им проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов.

Использование мобильного приложения, имеющего государственный статус, поможет организациям минимизировать свои риски за счет доступа к верифицированной информации о контрагентах и к обновляющейся базе законодательства. Пользователи приложения смогут получать необходимую информацию в виде консолидированных отчетов ‒ по мнению спикера, подобные отчеты и есть настоящий продукт цифровизации и автоматизации налогового администрирования.

Бизнес в России сегодня делает запрос на автоматизацию всех веток документооборота и налоговых требований, число которых только растет, отметил Василий Зудин, заместитель генерального директора компании «Такском».

Процессы сбора и верификации данных ускоряются, и к этому нужно быть технически готовыми. Эксперт рассказал о принципах, лежащих в основе нового электронного документооборота: полезности, удобстве, технологиях, ответственности. Новыми инструментами электронного взаимодействия компаний с государством и контрагентами становятся облачная электронная подпись, универсальный передаточный документ, договор в электронной форме.

Защита налогоплательщиков сегодня

Участники конференции обсудили стратегии и модели защиты налогоплательщиков в современных реалиях налогового администрирования. Расширение практики применения процессуальных норм НК РФ без установленных регламентов их применения формирует новую налоговую реальность. Как отметил Александр Картошкин, член Палаты налоговых консультантов, начальник юридического департамента «Атомик-Аудит», технологии проведения контрольных мероприятий вызывают вопросы со стороны налогоплательщиков.

Например, сегодня не ограничен по времени допрос свидетеля в ходе налогового контроля, что ущемляет права граждан. Эксперт предлагает регламентировать мероприятия налогового контроля, взяв за образец уголовно-процессуальный кодекс.

Дополнительными мерами соблюсти «баланс интересов» могли бы стать разработка кодекса поведения для представителей налоговых служб в ходе проверок налогоплательщиков, расширение перечня обязанностей налогового органа и увеличение объема прав налогоплательщиков.

Сергей Кучер, член Правления Палаты налоговых консультантов, председатель Общественного совета при УФНС России по Владимирской области, посетовал на несерьезное внимание к мероприятиям камерального контроля со стороны налогоплательщиков. Сегодня налоговый контроль все больше смещается в сторону камерального контроля, в то время как количество выездных проверок неуклонно сокращается.

При истребовании документов в ходе камеральных проверок налоговым консультантам необходимо активнее разъяснять проверяющим органам позицию налогоплательщика, не дожидаться окончания проверки и акта по ее итогам, составление которого может затянуться на срок до полугода и более.

Елена Барвицкая, руководитель Санкт-Петербургского филиала «Такском», ответила на вопросы о модели защиты интересов налогоплательщика в эпоху цифрового налогового контроля, возможностях налоговых консультантов встроиться в цифровую реальность и следовать правилу «проверь проверяющего», новыми формами взаимодействия с налогоплательщиками.

Необходимые возможности для налогоплательщиков и налоговых консультантов дает решение «Картотека» в линейке продуктов компании «Такском» (обработка и хранение любых форматов данных, форм и видов документов). В частности, «Картотека» поможет провести внутренний аудит документов, подготовить:

  • ответ на требование ФНС о документах;
  • пакет документов для подтверждения ставки НДС 0%.

Наталья Наталюк, ведущий юрист «Правовест Аудит», советник налоговой службы РФ II ранга, и Василий Ваюкин, адвокат и управляющий партнер «Персональный налоговый менеджмент» (TAXManager), рассказали, с чем на практике сталкиваются налогоплательщики в новой цифровой системе налогового контроля, чего не хватает для полноценной оценки налоговых рисков и проверки контрагентов.

Контрольная деятельность налоговых органов сосредоточена в 3 направлениях: организация и координация проведения мероприятий налогового контроля, анализ форм и способов уклонения от налогообложения, автоматизация планирования и проведения проверок. Внешний скоринг налогоплательщиков требует от организаций применения риск-ориентированного подхода в своей деятельности и проявления осмотрительности при выборе контрагентов.

При этом информация в Личном кабинете налогоплательщика и сервисы ФНС на сегодняшний день не дают полного представления о возможных рисках компании. Спикеры напомнили о существующих сервисах для проверки контрагентов ( egrul.nalog.ru , kad.arbitr.ru , gks.ru и др.) и акцентировали внимание на их возможностях и недостатках.

Для достижения определенного баланса в ситуации, при которой цифровизация на стороне налогоплательщика хотя бы частично могла опираться на базу данных, имеющуюся у налоговых органов, эксперты предложили создать единый удобный сервис со всей необходимой для организаций информацией, включая сведения из ИР «Риски» об аффилированности юридических лиц и пр.

Виктория Варламова, главный эксперт «Правовест Аудит», советник налоговой службы РФ II ранга, представила разработку компании ‒ матрицу аудита налоговых рисков, позволяющую системно поддерживать налоговую безопасность организаций и обеспечить страхование рисков от наступления неблагоприятных последствий налоговых проверок.

Эта новая технология применяется при проведении комплексного аудита с расширенным заданием ‒ углубленной проверкой налоговой отчетности. Она помогает выявить все риски в налоговом учете, а не только существенные ошибки, искажающие бухгалтерскую отчетность. Так, если по итогам налоговой проверки, проведенной после подобного аудита, будут доначислены налоги, то убытки в виде штрафов и пени на сумму выявленной недоимки за проверенный аудиторами период компенсирует страховая компания.

Виктория Варламова также привела примеры выявления финансовых резервов, в том числе в виде переплаты налогов. Например, организация уплачивала налог на имущество по служебной квартире, числящейся у нее на балансе в качестве основного средства, исходя из ее кадастровой стоимости.

Однако в соответствии с нормами НК РФ квартиры как основные средства облагаются налогом по среднегодовой стоимости. Соответственно, налог был переплачен. После аудиторской проверки организация представила уточненную декларацию по налогу на имущество и зачла переплату в счет следующих платежей.

Другой пример. В ходе аудита было обнаружено, что организация забыла принять к вычету НДС, исчисленный при получении предоплаты, которую возвратили 11 месяцев назад при расторжении договора (бухгалтерия забыла поставить «галочку» в программе). Срок на вычет «авансового» НДС при расторжении договора составляет 1 год с даты возврата. Организация успела представить уточненную декларацию по НДС до истечения срока на вычет и сэкономила 1, 8 млн руб.

Есть примеры, когда организации занижали суммы налогов по ошибке, либо доначисления налогов грозили организации только из-за того, что требования бухгалтерии о составлении внутренних первичных документов работники не воспринимали серьезно. Например, при строительстве объектов руководители производства не хотели составлять акты отпуска материалов на строительство и иные документы, необходимые для учета расходов.

В случае проведения выездной налоговой проверки это грозило компании как минимум судебными спорами с налоговыми органами о правомерности (сумме) учета расходов на строительство, а как максимум ‒ «снятием» с расходов затрат на приобретение материалов, начислением пени и штрафа.

По итогам аудита требования бухгалтерии о составлении первичных документов были выполнены, руководство компании осознало важность и денежную ценность «бумажек», составляемых строительными подразделениями. А компания устранила риск доначисления налогов, штрафов и пени в размере 586 млн руб., сохранила нервы работникам бухгалтерии и освободила руководителя и собственников от риска весьма ощутимых претензий.

По итогам конференции будут сформированы предложения по совершенствованию норм налогового законодательства РФ в соответствии с существующей практикой налогового администрирования.

Но главный вывод по итогам обсуждений можно сделать уже сейчас: налоговым консультантам стоит сосредоточиться на упреждающем консультировании, а налогоплательщикам — применять адекватные модели налогового поведения, в том числе проводить ревизию налоговых рисков в течение года (ежеквартально), чтобы упредить появление ошибок, не дожидаясь момента, когда последствия будут неотвратимы.

  • RB.RU
  • Возможности
  • База данных
  • Pipeline
  • Возможности
  • База данных
  • Pipeline
  • Facebook
  • Telegram
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Одноклассники
  • Instagram
  • Viber
  • Pinterest
Меню-гамбургер

Рассказываем про начало цифровой революции, развитие веб-экономики, планах российского правительства и почему власть так крепко вцепилась в digital

Государство пытается быть в тренде и не пропускает ни одной важной темы, будь это блокчейн, криптовалюты или искусственный интеллект.

Современные технологии действительно меняют мир, поэтому власти вынуждены идти в ногу со временем, чтобы регулировать экономику.

Как они пытаются это сделать и для чего — разбирался Rusbase.

Развитие цифровой экономики началось с цифровой революции. Цифровая революция — это переход от механической и аналоговой электронной технологии к цифровой электронике, которая появилась в конце 1950-х годов.

Термин также относится к радикальным изменениям, вызванным цифровыми вычислительными и коммуникационными технологиями во второй половине XX века. Аналогично сельскохозяйственной и промышленной революциям, цифровая ознаменовала начало новой, но уже информационной, эры.

Развивать цифровую экономику России на правительственном уровне начали после послания Владимира Путина Федеральному собранию 1 декабря 2016 года, когда президент указал на необходимость сформировать новую веб-экономику для повышения эффективности отраслей за счёт информационных технологий.

8 декабря 2016 года Дмитрий Медведев дал указания исполнить поручения Путина, согласно которым правительство должно было подготовить программу «Цифровая экономика» до 11 мая 2017 года. Утвердили программу 28 июля 2017 года.

Задача программы «Цифровая экономика» — улучшить жизнь граждан, повысив качество товаров и услуг, произведённых с использованием современных цифровых технологий.

Как сказано в документе, эффективное развитие рынков в цифровой экономике возможно только при наличии развитых технологий, поэтому программа сфокусирована на двух базовых направлениях. Первое — институты, где будут создаваться условия для развития цифровой экономики: нормативное регулирование, кадры и образование. Второе — основные инфраструктурные элементы цифровой экономики: информационная инфраструктура и информационная безопасность.

Развивать цифровую экономику будут используя современные технологии, такие как как большие данные, нейротехнологии, искусственный интеллект, системы распределённого реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, робототехника, сенсорика, беспроводная связь, виртуальная и дополненная реальности.

Основной целью программы в документе называют появление не менее 10 высокотехнологичных предприятий, работающих на глобальном рынке и формирующих вокруг себя систему стартапов и исследовательских коллективов, которые и будут обеспечивать развитие цифровое экономики в дальнейшем.

До 2024 года правительство выделило 5 базовых направлений развития цифровой экономики в России. Это нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура, а также информационная безопасность.

Управлять программой будут на трех уровнях: стратегическом, оперативном и тактическом. На стратегическом уровне система утверждает направление развития цифровой экономики, цели и планы. На оперативном обеспечивается выполнение функций управления реализацией, на тактическом уровне происходит управление выполнением планов и реализацией проектов.

Реализацию программы можно считать успешной, если к 2024 году будут достигнуты все запланированные показатели, а именно:

1. В России появятся не менее 10 национальных компаний-лидеров. Это высокотехнологичные компании, которые разрабатывают «кросс-технологии» и управляют цифровыми платформами.

2. В стране будут работать как минимум 500 малых и средних предприятий, которые имеют отношения к сфере создания цифровых технологий.

3. Количество выпускников по направлениям информационно- телекоммуникационных технологий должно быть как минимум 120 тысяч человек в год, а количество выпускников с компетенциями в области информационных технологий на среднем уровне не должно быть меньше 800 тысяч ежегодно.

4. 40% населения должны иметь цифровые навыки.

5. Количество реализованных проектов в области цифровой экономики объёмом 100 млн рублей должно быть не менее 30.

6. Количество российских организаций, которые участвуют в реализации крупных проектах в области цифровой экономики объёмом $3 млн в приоритетных направлениях международного технического сотрудничества — не меньше 10.

7. Что касается формирования исследовательских компетенций и технологических заделов, то количество реализованных проектов должно быть не менее 30, количество российских организаций, участвующих в реализации крупных проектов в приоритетных направлениях международного научно-технического сотрудничества, — 10.

8. 97% граждан получат доступ к широкополосному интернету со скоростью 100 Мбит/с.

9. Во всех городах, где проживают более 1 млн человек, будет работать 5G.

10. Доля внутреннего сетевого трафика рунета, маршрутизируемая через иностранные серверы, остановится на 5%.

Читайте также: