В соответствии со статьями 698 701 налогового кодекса

Опубликовано: 15.05.2024

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)


Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы


Раздел IX. Региональные налоги и сборы

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость см. приказ МНС РФ и Минфина РФ от 12 сентября 2001 г. NN БГ-3-10/345, 74н

Абзац второй пункта 1 статьи 78 настоящего Кодекса (в части, предусматривающей осуществление зачета (возврата) сумм излишне взысканных федеральных, региональных и местных налогов и сборов по соответствующим видам налогов и сборов, а также по соответствующим пеням и штрафам) вступает в силу с 1 января 2008 г.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

9. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

1. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Абзац второй пункта 1 статьи 79 настоящего Кодекса (в части, предусматривающей осуществление зачета (возврата) сумм излишне взысканных федеральных, региональных и местных налогов и сборов по соответствующим видам налогов и сборов, а также по соответствующим пеням и штрафам) вступает в силу с 1 января 2008 года.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

2. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

4. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

5. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

6. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

7. В случае, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

8. Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

9. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Положения, установленные настоящей статьей, применяются в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Вопрос: В соответствии со ст. ст. 24, 289 и 310 НК РФ для налоговых агентов установлена обязанность в сроки, определенные законодательством, представлять в налоговый орган по месту своего учета информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Однако в соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговым агентом признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Форма налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее - Расчет), Порядок его заполнения и Формат представления в электронной форме (далее - Порядок заполнения налогового расчета) утверждены Приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@.

Согласно п. 1.1 Порядка заполнения налогового расчета расчет составляется и представляется налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций, выплачивающими иностранным организациям доходы от источников в РФ.

Организация выплачивает иностранным организациям, не осуществляющим на территории РФ деятельность через постоянное представительство, доходы от оказания услуг на территории РФ. Положениями п. 2 ст. 309 НК РФ прямо предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией, в частности, от оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат. Следовательно, у организации отсутствует обязанность исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на прибыль при выплате дохода иностранной организации, следовательно, организация не может рассматриваться в качестве налогового агента по отношению к выплачиваемым иностранной организации доходам от оказания услуг, оказанных на территории РФ.

В этой связи согласно нормам НК РФ и общим положениям Порядка заполнения налогового расчета обязанность заполнять расчет в рассматриваемой ситуации отсутствует.

В то же время согласно Приложению N 2 к Порядку заполнения налогового расчета предусмотрены реквизиты для отражения информации о доходах от продажи товаров, иного имущества, имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не подлежащие налогообложению у источника выплаты (код 25).

Характеристика доходов, подлежащих отражению под кодом 25, схожа с формулировкой, приведенной в п. 2 ст. 309 НК РФ, однако в Приложении N 2 к Порядку заполнения налогового расчета (код 25) отсутствует указание на то, что доходы не связаны с деятельностью через постоянное представительство в РФ.

Возникает ли у организации обязанность по представлению расчета в части сумм дохода, выплаченного иностранным организациям, не осуществляющим свою деятельность через представительство (филиал) в РФ, от оказания услуг на территории РФ?

Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо от 04.04.2018 о порядке заполнения и представления в налоговый орган информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период, сообщает следующее.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 Кодекса, предоставляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма Налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее - Налоговый расчет) и Порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@.

Согласно пункту 1.1 Порядка заполнения Налоговый расчет составляется и представляется налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций, выплачивающими иностранным организациям доходы от источников в Российской Федерации.

Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, установлены статьей 309 Кодекса.

В пункте 1 статьи 309 Кодекса перечислены виды доходов, полученных иностранной организацией, не связанные с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, и которые относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, на основании положений пункта 1.1 статьи 309 Кодекса.

При этом пунктом 2 статьи 309 Кодекса предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 309 Кодекса, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Следовательно, доходы иностранной организации, указанные в пункте 2 статьи 309 Кодекса, в Российской Федерации не облагаются, но при этом признаются доходами от источников в Российской Федерации.

Таким образом, на основании приведенных выше положений нормативных правовых актов доходы, не подлежащие налогообложению в Российской Федерации с учетом норм пункта 2 статьи 309 Кодекса, также отражаются налоговым агентом в Налоговом расчете.

По строке 020 подраздела 3.2 раздела 3 в соответствии с пунктом 8.3 Порядка заполнения Налогового расчета в зависимости от выплачиваемого иностранной организации дохода указывается его код согласно приложению N 2 к Порядку заполнения Налогового расчета. При этом для обозначения доходов от продажи товаров, иного имущества, имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не подлежащих налогообложению у источника выплаты, предусмотрен код 25 в соответствии с приложением N 2 к Порядку заполнения Налогового расчета.

В случае если доход не подлежит налогообложению в Российской Федерации в соответствии с Кодексом или положениями международных договоров Российской Федерации, то строки 080 - 140 подраздела 3.2 не заполняются (проставляются нули) (пункт 8.7 Порядка заполнения).

В соответствии с пунктом 8.15 Порядка заполнения по строке 160 "Основание применения пониженной ставки налога или освобождения от исчисления и удержания налога" подраздела 3.2 Раздела 3 Налогового расчета указываются подпункт, пункт, статья Кодекса и (или) международного договора (соглашения) Российской Федерации по вопросам налогообложения, устанавливающие пониженную ставку налога или освобождение конкретного дохода, указанного по строке 040, от налогообложения в Российской Федерации.

Учитывая изложенное, если в Разделе 3 Налогового расчета отражается информация в отношении доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации, которые согласно пункту 2 статьи 309 Кодекса не облагаются в Российской Федерации, налоговым агентом по строке 160 указывается пункт 2 статьи 309 Кодекса.

В то же время доходы иностранных организаций, получаемые от выполнения работ и оказания услуг на территории иностранного государства, в соответствии со статьей 309 Кодекса, не являются доходами от источников в Российской Федерации и могут не отражаться в Налоговом расчете.

Информация об изменениях:

Глава 21 дополнена статьей 169.1 с 1 января 2018 г. - Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 341-ФЗ

Статья 169.1. Компенсация суммы налога физическим лицам - гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок и условия осуществления такой компенсации

1. Физические лица - граждане иностранных государств при вывозе товаров, которые приобретены ими у налогоплательщиков - организаций розничной торговли и при реализации которых был исчислен налог, имеют право на компенсацию суммы налога, уплаченной такими физическими лицами в составе цены товара организациям розничной торговли (в том числе при осуществлении ими деятельности через обособленное подразделение), в виде выплаты денежных средств таким физическим лицам в порядке и на условиях, которые установлены настоящей статьей (далее в настоящей главе - компенсация суммы налога).

Физическое лицо - гражданин иностранного государства имеет право на компенсацию суммы налога при предъявлении паспорта, который выдан уполномоченным органом иностранного государства, не являющегося государством - членом Евразийского экономического союза, и по которому указанное физическое лицо въехало на территорию Российской Федерации, и при условии вывоза этим физическим лицом приобретенных им товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств - членов Евразийского экономического союза) через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

2. Компенсация суммы налога не производится при приобретении физическими лицами - гражданами иностранных государств товаров, признаваемых подакцизными в соответствии со статьей 181 настоящего Кодекса. Правительство Российской Федерации вправе определить перечень иных товаров, при приобретении которых физическими лицами - гражданами иностранных государств на основании настоящей статьи не производится компенсация суммы налога.

3. Сумма налога, компенсируемая физическому лицу - гражданину иностранного государства на основании настоящей статьи, определяется как сумма налога, исчисленная организацией розничной торговли при реализации товаров этому физическому лицу, уменьшенная на стоимость услуги по компенсации суммы налога.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 220-ФЗ

4. Документами, подтверждающими право физического лица - гражданина иностранного государства на компенсацию суммы налога, признаются паспорт, который выдан уполномоченным органом иностранного государства, не являющегося государством - членом Евразийского экономического союза, и по которому указанное физическое лицо въехало на территорию Российской Федерации, и документ (чек) для компенсации суммы налога, оформляемый физическому лицу налогоплательщиком - организацией розничной торговли в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей статьей, с отметкой таможенного органа Российской Федерации, подтверждающей факт вывоза товаров с территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств - членов Евразийского экономического союза) через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации в срок, предусмотренный для вывоза товаров в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи.

Порядок проставления отметки, предусмотренной настоящим пунктом, на документах (чеках) для компенсации суммы налога на бумажном носителе и в электронной форме утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

5. Документ (чек) для компенсации суммы налога при реализации товаров физическому лицу - гражданину иностранного государства, имеющему право на компенсацию суммы налога, оформляется такому физическому лицу налогоплательщиком - организацией розничной торговли, включенной в перечень организаций розничной торговли, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития внешней и внутренней торговли.

Форма заявления о включении в перечень организаций розничной торговли, указанный в абзаце первом настоящего пункта, порядок рассмотрения заявления о включении организации розничной торговли в указанный перечень и порядок исключения организации розничной торговли из указанного перечня утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития внешней и внутренней торговли.

Для включения в перечень организаций розничной торговли, указанный в абзаце первом настоящего пункта, организация розничной торговли или ее обособленное подразделение должны размещаться в местах размещения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Организация розничной торговли должна соответствовать критериям отбора организаций розничной торговли, определяемым Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 220-ФЗ

6. Документ (чек) для компенсации суммы налога оформляется по требованию физического лица - гражданина иностранного государства при реализации ему организацией розничной торговли в течение одного календарного дня товаров на сумму не менее 10 тысяч рублей с учетом налога.

Документ (чек) для компенсации суммы налога может оформляться организациями розничной торговли в электронной форме (далее в настоящей статье - электронный документ (чек). Формат электронного документа (чека) утверждается совместно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Документ (чек) для компенсации суммы налога оформляется на основании одного или нескольких кассовых чеков, отпечатанных в течение одного календарного дня с применением контрольно-кассовой техники, адрес установки (применения) которой соответствует месту размещения организации розничной торговли или ее обособленного подразделения, предусмотренному перечнем, указанным в абзаце третьем пункта 5 настоящей статьи.

7. Документ (чек) для компенсации суммы налога составляется в произвольной форме и содержит следующие сведения:

1) порядковый номер и дата составления документа (чека) для компенсации суммы налога;

2) порядковый номер и дата кассового чека, выданного организацией розничной торговли физическому лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи;

3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика организации розничной торговли, адрес этой организации или ее обособленного подразделения (в случае осуществления организацией розничной торговли деятельности через обособленное подразделение);

4) фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, написанные буквами латинского алфавита (в соответствии с паспортными данными);

5) номер паспорта физического лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи;

6) наименование иностранного государства, уполномоченным органом которого выдан паспорт физическому лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, написанное буквами латинского алфавита (в соответствии с паспортными данными);

7) наименование реализованных товаров и единица измерения;

8) номера (артикулы) товаров (при их наличии) (по каждому наименованию товара);

9) количество (объем) реализованных товаров (по каждому наименованию товара);

10) сумма налога, исчисленная организацией розничной торговли по реализованным товарам (по каждому наименованию товара);

11) стоимость реализованных товаров с учетом суммы налога (по каждому наименованию товара);

12) штриховой код, позволяющий с применением считывающих устройств осуществлять идентификацию номера документа (чека) для компенсации суммы налога.

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 220-ФЗ

8. Организации розничной торговли, не оказывающие услуг, предусмотренных подпунктом 2.11 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, передают в электронной форме лицам, оказывающим такие услуги на основании соглашений с указанными организациями розничной торговли, сведения из документов (чеков) для компенсации суммы налога, электронные документы (чеки). Состав, формат, порядок передачи в электронной форме указанных сведений и порядок передачи электронных документов (чеков) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

Лица, оказывающие услуги, предусмотренные подпунктом 2.11 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, передают в электронной форме в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, сведения из документов (чеков) для компенсации суммы налога, электронные документы (чеки). Состав, формат, порядок передачи в электронной форме указанных сведений и порядок передачи электронных документов (чеков) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, передает в электронной форме в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения из документов (чеков) для компенсации суммы налога, в том числе из электронных документов (чеков), и сведения о проставленных на таких документах таможенными органами Российской Федерации отметках, указанных в пункте 4 настоящей статьи. Состав, формат и порядок передачи в электронной форме указанных сведений утверждаются совместно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, передает в электронной форме лицам, оказывающим услуги, предусмотренные подпунктом 2.11 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, сведения из документов (чеков) для компенсации суммы налога, сведения о проставленных на них таможенными органами Российской Федерации отметках, указанных в пункте 4 настоящей статьи, электронные документы (чеки) с проставленными таможенными органами Российской Федерации отметками, указанными в пункте 4 настоящей статьи. Состав, формат, порядок передачи в электронной форме указанных сведений и порядок передачи электронных документов (чеков) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

Информация об изменениях:

Статья 169.1 дополнена пунктом 8.1 с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 220-ФЗ

8.1. Лица, оказывающие услуги, предусмотренные подпунктом 2.11 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, на основании соглашений с организациями розничной торговли, после выплаты физическим лицам - гражданам иностранных государств компенсации сумм налога направляют организациям розничной торговли, оформившим документы (чеки) для компенсации суммы налога:

документы (чеки) для компенсации суммы налога с отметками, указанными в пункте 4 настоящей статьи;

сведения, полученные от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела, в соответствии с абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, - в электронной форме;

сведения о компенсированных физическим лицам - гражданам иностранных государств суммах налога - в электронной форме.

Формат, порядок направления в электронной форме указанных сведений и порядок передачи электронных документов (чеков) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

9. Физические лица - граждане иностранных государств, имеющие право на компенсацию суммы налога, вправе обратиться за компенсацией суммы налога в течение одного года со дня приобретения товаров в организациях розничной торговли при условии вывоза товаров в течение трех месяцев со дня их приобретения за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств - членов Евразийского экономического союза) через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Со дня, следующего за днем приобретения физическими лицами - гражданами иностранных государств товаров в организациях розничной торговли в период с 1 января по 30 декабря 2020 г., течение сроков, установленных настоящим пунктом, приостановлено по 31 декабря 2020 г. включительно

1. Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном настоящей статьей.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту учета (по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, по месту учета в качестве оператора нового морского месторождения углеводородного сырья) налоговые декларации с расчетом налоговых баз отдельно в отношении каждого нового морского месторождения углеводородного сырья.

2. Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, представляют налоговую декларацию только по истечении налогового периода.

3. Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

4. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

5. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

6. Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" либо участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и осуществляющие расчет совокупного размера прибыли в соответствии с пунктом 18 статьи 274 настоящего Кодекса, вместе с налоговой декларацией представляют расчет совокупного размера прибыли.

7. Участники консолидированной группы налогоплательщиков, за исключением ответственного участника этой группы, не представляют налоговых деклараций в налоговые органы по месту своего учета, если они не получают доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу этой группы.

Если участники консолидированной группы налогоплательщиков получают доходы, не включаемые в консолидированную налоговую базу этой группы, они представляют в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации только в части исчисления налога в отношении таких доходов.

8. Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков по итогам отчетного (налогового) периода составляется ответственным участником этой группы на основе данных налогового учета и консолидированной налоговой базы в целом по консолидированной группе налогоплательщиков только в части исчисления налога в отношении консолидированной налоговой базы.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков обязан представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в налоговый орган по месту регистрации договора о создании такой группы в порядке и сроки, которые установлены настоящей статьей для налоговой декларации по налогу.

Приказом ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ "Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения" утверждена форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Необходимо отметить, что ВАС РФ решением от 28.07.2011 N ВАС-8096/11 "О признании пункта 2 Приказа ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ "Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения" не соответствующим положениям Налогового кодекса РФ и недействующим, а приложения N 4 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций соответствующим Налоговому кодексу РФ" признал пункт 2 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций недействительным, кроме того, суд определил, что Приказом ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ применяется к декларированию, осуществляемому после 28 февраля 2011 года.

Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@ утверждена форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов. Приказом МНС РФ от 03.06.2002 N БГ-3-23/275 утверждена Инструкция по заполнению формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Приказом МНС РФ от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@ утверждены форма налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, и Инструкция по ее заполнению.

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации утверждена Приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1. Приказом МНС РФ от 07.03.2002 N БГ-3-23/118 утверждена Инструкция по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации.

Приказом Минфина России от 30.12.2010 N 196н в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (далее - Закон N 244-ФЗ), а также соответствующих изменений в иные законодательные акты РФ утверждены формы:

- уведомления участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ об использовании права на освобождение (о продлении использования права на освобождение, об отказе от освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика;

- расчета совокупного размера прибыли (убытка) участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ;

- расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ.

Также данным Приказом утвержден Порядок заполнения формы расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 80 НК РФ установлено, что лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н. Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица.

Минфин России в письме от 05.05.2009 N 03-02-07/1-228 обратил внимание на пункт 15 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71), согласно которому предусмотренный статьей 119 НК РФ штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансового платежа по налогу.

Финансовое ведомство предположило, что налогоплательщик налога на прибыль организаций, который несвоевременно представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за отчетный период, являющуюся, по существу, расчетом авансового платежа по этому налогу, не может быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 119 НК РФ.

Минфин России пришел к выводу, что ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством Российской Федерации срок налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетный период наступает в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Однако в судебной практике выработана противоположная позиция.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2010 N 3299/10 пришел к выводу, что обязанность представления налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам как налогового, так и отчетного периодов прямо установлена главой 25 НК РФ, в то время как представление расчета авансового платежа по налогу на прибыль за отчетные периоды ни НК РФ, ни иными актами налогового законодательства не определено.

Таким образом, толкование понятия "налоговая декларация, представляемая за отчетный период" как расчета авансового платежа не основано на положениях НК РФ. Следовательно, в случае представления такой налоговой декларации с нарушением срока, установленного пунктом 3 статьи 289 НК РФ, наступают последствия, предусмотренные статьей 119 НК РФ.

Ссылку нижестоящих судов на разъяснения, содержащиеся в пункте 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71, суд признал некорректной, так как эти разъяснения основаны на обстоятельствах, касающихся представления расчета авансового платежа (в частности, по единому социальному налогу), и положениях главы 24 НК РФ, которые обязывали плательщиков единого социального налога по итогам отчетного периода представлять в налоговый орган именно данный расчет как документ, а не налоговую декларацию.

В отношении письма Минфина России суд указал, что оно является ответом на частный вопрос по обстоятельствам, идентичным фактам в настоящем деле, и выражает мнение Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, которое противоречит положениям НК РФ.

При этом данная позиция Президиума ВАС РФ ранее уже поддерживалась частью судов (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.01.2009 N А74-1719/08-Ф02-7037/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2010 N А70-7521/2009).

Таким образом, рассматривать налоговую декларацию, представляемую за отчетный период, в качестве расчета авансового платежа, неправомерно.

Как разъяснил Минфин России в письме от 22.01.2010 N 03-03-06/1/15, НК РФ предусматривает начисление пени на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, не устанавливая каких-либо особенностей, а согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование" пени, начисленные на авансовые платежи, подлежат пересчету, если эти авансовые платежи превысили сумму исчисленных платежей за отчетный период или исчисленного за год налога. В настоящее время налоговые органы при начислении пеней на авансовые платежи применяют следующий механизм их расчета. В частности, пени на суммы ежемесячных авансовых платежей до истечения отчетного периода не начисляются. После представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период пени начисляются на несвоевременно уплаченные ежемесячные авансовые платежи, не превышающие авансового платежа, исчисленного исходя из прибыли за последний квартал отчетного (налогового) периода.

Как указано в письме от 09.07.2009 N 03-03-06/1/455, уплата налога организацией, не имеющей обособленных подразделений, производится по месту ее нахождения.

Таким образом, представление деклараций и уплата налога на прибыль производятся по месту нахождения организации, а не по месту нахождения управляющей компании. При этом налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Минфин России в письме от 07.10.2009 N 03-08-05 пришел к выводу, что налоговая декларация представляется в налоговые органы всеми иностранными организациями, имеющими отделения и филиалы в Российской Федерации, независимо от того, привела их деятельность к образованию постоянного представительства или нет.

Что касается вопроса определения статуса иностранной организации, то статус постоянного представительства и представительства определяется на основании норм национального законодательства о налогах и сборах, а также соответствующих соглашений об избежании двойного налогообложения самой иностранной организацией, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации. Окончательное решение данного вопроса налоговые органы могут определить только в ходе проведения налогового контроля в соответствии с главой 14 НК РФ.

Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" внес ряд изменений в нормы статьи 289 НК РФ.

Так, были введены в действие пункты 7 и 8.

В связи с введением указанных пунктов, участники консолидированной группы налогоплательщиков, за исключением ответственного участника, не подают налоговые декларации, если они не осуществляют деятельность, доход от которой не учитывается в рамках консолидированной группы. В свою очередь, на ответственного участника возложена обязанность ведения налогового учета только в рамках консолидированной прибыли.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2012

Возможность самостоятельного зачета переплаты, отраженной в представленной 25.02.2015 декларации за 2014 год, у налогового органа до наступления срока уплаты налога на прибыль организаций, установленного в пункте 4 статьи 289 НК РФ, то есть до 30.03.2015, не имелась, в том числе и по причине камеральной проверки данной декларации, в которой был заявлен убыток (уменьшение налога), на основании пункта 3 статьи 88 НК РФ. По этим основаниям суд первой инстанции счел оспариваемое требование от 17.03.2015 № 25 законным.

Рассмотрев заявление, обсудив изложенные в нем доводы, а также выводы судов, коллегия судей таких оснований не усматривает. При рассмотрении дела суды установили, что учреждение в срок установленный статьями 174, 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, не исполнило обязанность по своевременной и полной уплате налога на добавленную стоимость за 1, 2, 3 кварталы 2012 года и налога на прибыль за 2010 год и 9 месяцев 2012 года, в связи с чем налогоплательщику в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за несвоевременную уплату НДС и налога на прибыль; выставлены требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа: от 28.08.2012 № 106416; от 06.09.2012 № 107027; от 08.10.2012 № 107145; от 12.11.2012 № 107515; от 06.12.2012 № 112979.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 78, 80, 81, 88, 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, суды отказали обществу в удовлетворении требования, признав, что расходы уменьшающие доходы от реализации за 2008 год, заявлены впервые в уточненной декларации 23.12.2013 с нарушением срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суды указали, что в рассматриваемом случае совершение действий по корректировке налоговых обязательств и предоставлению уточненной налоговой декларации не могут считаться моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате налога.


Заместитель директора ДМАиК

Понравилась статья? Поделитесь!

ВОПРОС:

Является ли дача финансовым органом письменных разъяснений налогоплательщику по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предусмотренная статьей 34.2. Налогового кодекса РФ, муниципальной услугой по смыслу норм Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»? (вопрос от муниципального образования Нижегородской области).

ОТВЕТ:

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (пункт 1 статьи 1 закона).

В частности, установлено, что в целях реализации Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 210-ФЗ исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации можно выделить следующие группы услуг:

  • государственные услуги, предоставляемые непосредственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
  • такие услуги предоставляются по запросам заявителей (физических или юридических лиц) в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 210-ФЗ);
  • предоставление данных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 210-ФЗ).
  • услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, оказываются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг:
  • к необходимым и обязательным услугам относятся услуги, в результате оказания которых заявитель может получить документ, необходимый в соответствии с нормативными правовыми актами при обращении за государственной услугой, а также услуги, обращение за которыми необходимо для получения государственной услуги в соответствии с нормативными правовыми актами.
  • перечень услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 210-ФЗ).
  • услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ):
  • соответствующие услуги подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставлению в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2009 г. № 210-ФЗ, в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
  • к данным услугам не относятся услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, указанные выше в пункте 2 данных разъяснений;
  • высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ) (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 210-ФЗ).

Понятие «муниципальная услуга» определено в п. 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ как деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется:

  • по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги,
  • по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований,
  • в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), в установленных законом случаях.

Анализ норм Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в части вопросов местного значения свидетельствует о том, что ни в одном из перечней, установленных соответствующими статьями данного закона, не содержится упоминания о «даче финансовым органом письменных разъяснений налогоплательщику по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах» (см. в т.ч. ст. 14. Вопросы местного значения городского, сельского поселения, ст. 15. Вопросы местного значения муниципального района и ст. 16. Вопросы местного значения муниципального, городского округа).

В текущем году в целях обеспечения систематизации Казначейством России сведений, размещенных в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг, в текущем году распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 № 2113-р был утверждён перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления (начало действия документа - 18.09.2019). Указанный перечень не содержит упоминания о деятельности, связанной с предоставлением финансовым органом письменных разъяснений налогоплательщику по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Выборочный анализ действующих нормативных правовых актов муниципальных образований, размещённых в СПС «КонсультантПлюс Регион», также не выявил в составе перечней услуг, утверждённых на уровне муниципальных образований, подобных видов деятельности. Так, например, такой перечень в отношении муниципальных услуг утверждён постановлением администрации городского округа Навашинский Нижегородской области от 20 ноября 2018 г. № 897 «Об утверждении перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и организациями, участвующими в оказании муниципальных услуг на территории городского округа Навашинский Нижегородской области» (действует в редакции от 16.10.2019 № 983)[1].

Указанный перечень включает 58 муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и организациями, участвующими в оказании муниципальных услуг на территории городского округа Навашинский Нижегородской области (см. приложение) в разрезе следующих сфер - услуги в сфере образования, услуги в сфере жилищных отношений, услуги в сфере культуры, услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, услуги в сфере земельных отношений, услуги в сфере градостроительства, услуги в сфере имущества и недвижимости, услуги в сфере строительства, услуги в сфере предпринимательской деятельности, иные услуги.

При этом в составе услуг в разрезе соответствующих направлений указаны такие виды деятельности как, например:

  • прием заявлений о зачислении детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), а также постановка на соответствующий учет;
  • предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках;
  • запись на обзорные, тематические и интерактивные экскурсии, проводимые историко-краеведческим музеем;
  • выдача выписки из домовой книги;
  • утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане;
  • выдача градостроительного плана земельного участка;
  • заключение (изменение), выдача дубликата договора социального найма жилого помещения;
  • выдача разрешения на размещение нестационарного торгового объекта мелкорозничной сети и т.п.

В перечне иных услуг указаны - выдача архивных справок, заверенных копий и выписок из архивных документов, выдача выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выдача справки о наличии печного отопления и т.п.

Кроме того, в приложении к перечню отражены семь государственных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и организациями, по переданным полномочиям на территории городского округа Навашинский Нижегородской области. В их числе - прием и выдача отдельных видов документов и разрешений.

Следует отметить, что соответствующие услуги предоставляются на основании Административных регламентов, являющихся неотъемлемой частью и обязательным элементом реализации норм Федерального закона № 210-ФЗ (см. главу 3 закона).

Что касается положений Налогового кодекса Российской Федерации, установленных статьёй 34.2. «Полномочия финансовых органов в области налогов, сборов, страховых взносов», то следует отметить следующее.

Сложившаяся практика реализации данной нормы свидетельствует о том, что разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, которые в силу ст. 34.2 НК РФ дают Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, не являются нормативными правовыми актами, не подлежат подготовке, регистрации и обязательной публикации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009. Эти письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах[2] и не подлежат обязательному официальному опубликованию.

Размещение письменных разъяснений, в т.ч. Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России), в различных правовых базах данных и средствах массовой информации не носит статуса обязательного официального опубликования[3]. Такие письменные разъяснения необязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. В случае возникновения спорных вопросов налоговые органы руководствуются сложившейся судебной практикой и вступившими в законную силу судебными решениями[4].

РЕЗЮМЕ:

С учетом вышеизложенного, предоставление финансовым органом письменных разъяснений налогоплательщику по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предусмотренное статьей 34.2. Налогового кодекса РФ, не является муниципальной услугой по смыслу норм Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

[1] СПС КонсультантПлюс Регион

[2] Письмо ФНС России от 26.11.2013 № ГД-4-3/21097 «О направлении письма Минфина России (вместе с Письмом Минфина России от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571 «О формировании единой правоприменительной практики»)

Ответ подготовила:

Заместитель директора Департамента методологии, анализа и консалтинга (ДМАиК) Зенцова Елена

Читайте также: