В случаях когда страна происхождения товара не установлена ставка пошлины

Опубликовано: 11.05.2024

Статья 58. Общие положения о стране происхождения товаров

1. Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

2. Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.

3. Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.

Определение страны происхождения товаров, происходящих с территории государства – члена Таможенного союза, осуществляется в соответствии с законодательством такого государства – члена Таможенного союза, если иное не установлено международными договорами.

4. Таможенными органами могут приниматься предварительные решения о стране происхождения товара в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза.

Статья 59. Подтверждение страны происхождения товаров

1. В подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров.

2. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Статья 60. Декларация о происхождении товара

1. Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.

2. Если в декларации о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств – членов Таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.

Статья 61. Сертификат о происхождении товара

1. Сертификат о происхождении товара – документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств – членов Таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.

2. При вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза сертификат о происхождении товара выдается уполномоченными органами или организациями государств – членов Таможенного союза, если указанный сертификат необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товаров или если наличие указанного сертификата предусмотрено международными договорами.

Уполномоченные органы и организации, выдавшие сертификат о происхождении товара, обязаны хранить его копию и иные документы, на основании которых удостоверено происхождение товаров, не менее 3 (трех) лет со дня его выдачи.

3. Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.

4. Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

5. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.

Статья 62. Представление документов, подтверждающих страну происхождения товаров

1. При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза. В указанном случае, документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза.

При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.

2. Вне зависимости от положений пункта 1 настоящей статьи предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется:

1) если ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза товары заявляются к таможенной процедуре таможенного транзита или таможенной процедуре временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или транзиту через его территорию в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств – членов Таможенного союза;

2) если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами в соответствии с главой 49 настоящего Кодекса;

3) если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя не превышает сумму, установленную Комиссией Таможенного союза;

4) в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза.

Статья 63. Дополнительные условия помещения товаров под таможенную процедуру при определении страны их происхождения

1. При отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) (далее – режим наиболее благоприятствуемой нации), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1) пункта 2 настоящей статьи.

2. В иных случаях отсутствия документов, подтверждающих страну происхождения товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные документы оформлены ненадлежащим образом и (или) содержат недостоверные сведения, до представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров, или уточняющих сведений:

1) в отношении товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации, если таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является иностранное государство (группа иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;

2) помещение товаров под таможенную процедуру осуществляется при условии представления декларантом документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений, или обеспечения уплаты специальной, антидемпинговой либо компенсационной пошлины, если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров является страна, на ввоз товаров из которой установлены ограничения. Обеспечение уплаты специальной, антидемпинговой либо компенсационной пошлины производится в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин;

3) помещение товаров под таможенную процедуру не осуществляется только в случае, если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров может являться страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза.

3. В отношении товаров, указанных в пункте 1 и подпункте 1) пункта 2 настоящей статьи, применяются (восстанавливаются) режим предоставления тарифных преференций или режим наиболее благоприятствуемой нации при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации. В этом случае уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в соответствии с главой 13 настоящего Кодекса.

Ввозная таможенная пошлина

Ввозная таможенная пошлина (ВТП) - это платёж, взимаемый таможней за ввоз товара на территорию РФ и других стран членов ЕАЭС. Уплата ввозной пошлины является обязательной. Деньги поступают на специальный счёт, а далее уже с него распределяются по странам ЕАЭС. Единый таможенный тариф предусматривает для всех стран ЕАЭС одинаковые ставки ввозных таможенных пошлин. Ставки пошлин, установленных для стран ЕАЭС, регулируют ввоз зарубежных товаров и защищают внутренних – отечественных производителей. Пошлины могут не взиматься за товары, ввозимые из стран Зоны свободной торговли или наименее развитых стран, с которыми подписаны межправительственные соглашения (СНГ, Грузия, Сербия, Югославия, Республика Вьетнам). Эта льгота действительна, когда между предпринимателями заключён прямой контракт, подтверждённый сертификатом происхождения товара. Данный сертификат подтверждает, что товар действительно произведён в указанной стране. Например, из Грузии привозят товары не только грузинского производства. Когда нет прямого контракта или сертификат происхождения отсутствует, то льгота действовать не будет. Кроме таможенной пошлины участникам ВЭД может потребоваться оплатить и другие таможенные платежи.

Они могут платиться в зависимости от вида товара в различных комбинациях.
Например, на ввоз велосипедных камер установлена нулевая пошлина, НДС=20%, акциз не взимается.

Уплата ввозных таможенных пошлин

Согласно статье 50 ТК ЕАЭС обязанность по оплате возложена на таможенного декларанта. Во избежание задержек на таможне, деньги нужно положить на лицевой счёт плательщика заранее, в виде авансового платежа. Таможенный орган списывает денежные средства при выпуске декларации. Если деньги не поступят или их недостаточно для выпуска ДТ, то декларация выпущена не будет.

Внимание! Оплата ввозной таможенной пошлины осуществляется в рублях, если в контракте поставки указана другая валюта, то перерасчёт в рубли производят по курсу ЦБ, на момент регистрации декларации.

Как происходит уплата ввозной пошлины

После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на единый лицевой счёт (ЕЛС) плательщика таможенных пошлин, налогов. Счёт открыт на уровне ФТС РФ, его использование даёт множество преимуществ, таких как упрощение порядка уплаты, контроля, возврата средств. Для тех, кто не зарегистрирован, пока ещё могут использовать Личный счёт плательщика (ЛСП). Оплата платёжного поручения ввозной таможенной пошлины происходит путём оформления через банк. В нем указывается восьмизначный код таможенного органа (если оплата производится через ЛСП), либо код «10000010» (если оплата производится через ЕЛС). Так же в платёжном поручении указывается Код Бюджетной Классификации (КБК). Для каждого вида платежа – уникальный код. После оплаты платёжное поручение становиться документом, подтверждающим факт оплаты и предъявляется в момент подачи декларации.

Документы и информация
для оплаты таможенной пошлины

  1. Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  4. Образец платёжного поручения (Смотреть)
  5. Перечень соответствия кодов видов платежей, оплачиваемых на таможне, КБК (Смотреть)
  6. Инструкция по оплате таможенных платежей (Смотреть)
  7. Заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей (Смотреть)
  8. Коды бюджетной классификации (КБК) 2019 (Смотреть)

Сроки уплаты таможенных платежей

Внимание! Таможенные платежи оплачиваются декларантом в виде авансового платежа. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации. При этом нужно учитывать, что перевод денег может занять некоторое время.

Есть возможность оплатить на месте подачи декларации:

  • Физические лица могут оплатить пошлину через терминал, который установлен на многих таможенных постах. Это поможет, например, оплатить пошлину с товаров, вес и стоимость которых оказались выше нормы;
  • Юридические лица могут воспользоваться платёжными системами мгновенной оплаты «Таможенная карта» или «Раунд», или обратиться к таможенному брокеру, с которым у Вас заключён договор. Брокер с помощью платежной системы произведёт таможенные платежи без задержек.

Как оформить карту "Таможенная карта":

  1. Обратиться в банк-эмитент таможенной карты (Райффайзенбанк, Банк ВТБ, Сбербанк и др…);
  2. Выбрать тариф;
  3. Заключить договор с банком.

Как оформить «Раунд»:

  1. Заключить договор с банком-участником системы «Раунд»;
  2. Заполнить заявление на выпуск карты;
  3. Заполнить заявление на подключение к личному кабинету для проведения удалённой оплаты.

Карты позволяют оперативно оплачивать таможенные платежи в любое время суток и в любой день недели на территории РФ. Её использование поможет избежать авансовых платежей, переплат и остатков на счетах в таможне.

Ставки ввозных таможенных пошлин

Размеры ставок ввозных таможенных пошлин зависят от вида товара. Каждому виду товара присвоен свой уникальный цифровой код, узнать который можно по специальному классификатору Товарной Номенклатуры Внешнеэкономической Деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД). Узнав код, по Единому Таможенному Тарифу Евразийского Экономического Союза (ЕТТ ЕАЭС) определяют вид и величину ставки.

Существует 3 вида ставок ввозных таможенных пошлин: адвалорная, специфическая и комбинированная. Если ставка адвалорная, то для расчёта используют таможенную стоимость товара, если специфическая, то единицу товара (объём, количество, массу), если комбинированная, то используют и, то и другое и выбирают, где стоимость ввозной таможенной пошлины больше.

Примеры применения адвалорной ставки

Пример 1. Индивидуальный предприниматель (ИП) ввозит товарную партию пряжи из Австралии в Россию. Пряжа представляет собой разноцветные клубки шерсти по 5 штук в розничной упаковке.

Код товара - 5109101000. Для этого кода ставка ввозной таможенной пошлины составляет 5%. Основой для расчёта является таможенная стоимость товарной партии, она составляет 22500 рублей.

Расчет: 22500 рублей х 5% = 1125 рублей.

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 1125 рублей.

Пример 2. ИП хочет ввезти теннисные мячи на сумму 150 евро.

Код товара - 9506610000. Таможенная стоимость товарной партии меньше 200 евро. При Таможенной стоимости менее 200 евро ввозная пошлина не платится в том случае, если стоимость не занижена. Если стоимость окажется заниженной, то таможня отправит декларацию на корректировку.

Пример 3. Юрлицо ввозит в Россию двухколёсные велосипеды для взрослых из Китая. Продукция не военного назначения.

  • «KNAU» с диаметром колеса 20” и размером рамы 11”.
  • «FELLEN» с диаметром колеса 26” и размером рамы 14”.
  • «RULLA» с диаметром колеса 24” и размером рамы 15”.
  • «BLAU» с диаметром колеса 26” и размером рамы 15”.
  • «HAGEN» c диаметром колеса 29” и размером рамы 15”.

У велосипедов алюминиевые разноцветные рамы. Для безопасности удобства транспортировки велосипеды ввозятся разобранными.

Код товара - 8712003000. Для этого кода ставка ввозной таможенной пошлины составляет 10%. Основой для расчёта является таможенная стоимость товарной партии, которая составляет 3000571 рублей.

Расчет: 3000571 рублей х 10% = 300057 рублей.

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 300057 рублей.

Пример 4. Юридическое лицо ввозит из Китая новый грузовой трёхосный автомобиль. Самосвал жёлтого цвета с дизельным двигателем, весом 30 тонн. Объём двигателя 9726 куб. см. Мощность 336 лошадиных сил. Грузовик не имеет военного назначения и не является интеллектуальной собственностью.

Код товара - 8704239108. Для этого кода ставка ввозной таможенной пошлины составляет 5%. Основой для расчёта является таможенная стоимость товарной партии, которая составляет 2940000 рублей.

Расчет: 2940000 рублей х 5% = 147000 рублей.

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 147000 рублей.

Примеры применения специфической ставки

Пример 1. Юридическое лицо ввозит 200 литров светлого пиво в бутылках ёмкостью 0,5 литра из Германии.

Код товара – 2203001100. Специфическая ставка ввозной таможенной пошлины составляет 0,018 евро/литр. Основой для расчёта является количество ввозимого пива: 200 литров. На момент регистрации декларации курс ЦБ составлял 75 рублей за евро.

Расчёт: 200 литров х 0,018 евро/литр = 3,6 евро; 3,6 евро х 75 = 270 рублей.

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 270 рублей.

Пример 2. ИП ввозит в Россию почтовым отправлением спортивную обувь для художественной гимнастики NELLY Gamtena из Испании. Всего 6 Моделей обуви разных размеров. Список ввозимых моделей:

  • «Podium» из полиэстера, для художественной гимнастики, внутренняя часть 100% хлопок, без стельки разных размеров (40 пар);
  • «Mia» из микрофибры, для художественной гимнастики, внутренняя часть 100% хлопок, без стельки, разных размеров (30 пара);
  • «Georgia» из микрофибры, для художественной гимнастики, внутренняя часть 100% хлопок, без стельки, разных размеров (15 пар);
  • «Olimpia» из полиэстера, для художественной гимнастики внутренняя часть 100% хлопок, без стельки, разных размеров (5 пар);
  • «Olimpia plus» из полиэстера, для художественной гимнастики внутренняя часть 100% хлопок, без стельки, разных размеров (5 пар);
  • «Puntera de calcetin» из полиамида, для художественной гимнастики внутренняя часть 100% хлопок, без стельки, разных размеров (5 пар).

Код товара - 6405909000. Специфическая ставка ввозной таможенной пошлины для этого товара составляет 0,28 евро/пару. Основа для вычисления пошлины 100 пар. На момент регистрации декларации курс ЦБ составлял 74 рубля за евро.

Расчёт: 100 пар х 0,28 евро/пару = 28 евро; 28 евро х 74 = 2072 рубля.

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 2072 рубля.

Примеры применения комбинированной ставки

Пример 1. Мебель для сиденья имеет код - 9401000000. ЕТТ ЕАЭС предлагает два значения ставки 10% или 0,08 евро/кг. Т.к. указаны два значения, то нужно использовать комбинированную ставку: сначала рассчитать по адвалорной, затем по специфической и выбрать большую. Вес ввозимой мебели составляет 6 кг, таможенная стоимость 10000 рублей. На момент регистрации декларации курс ЦБ составлял 75 рубля за евро.

Расчёт: 10000 рублей х 10% = 1000 рублей. (адвалорная ставка)

0,08 евро/кг х 6 кг х 75 = 36 рублей. (специфическая)

Итог: сумма ввозной таможенной пошлины составит 1000 рублей.

Пример 2. ИП ввозит в Россию женские трикотажные платья разных размеров торговой марки «Lindy Bop» из хлопчатобумажной ткани, машинного вязания.

  • Платья «Белла» с короткими рукавами, чёрными деталями в отделке. Состав: 97% хлопок, 3% эластан. Состав подкладки: хлопок 90%, полиэстер 10%.
  • Платья «Дарья» без рукавов, с пышной юбкой тёмно-синее. Состав: 97% хлопок, 3% эластан. Состав подкладки: хлопок 90%, полиэстер 10%.
  • Платья «Дельта» чёрного цвета с цветами. Состав: 97% хлопок, 3% эластан. Состав подкладки: хлопок 90%, полиэстер 10%.
  • Платье «Лана» синее с узором из цветов и кроликов, приталенное с пышной юбкой. Состав платья: 97% хлопок, 3% эластан; состав подкладки: 90% полиэстер, 10% эластан.

Код товара - 6204420000. Комбинированная ставка ввозной пошлины для этого товара составляет 10% или 1,88 евро/кг. Всего ввозится 40 платьев, их вес составляет 21 кг. Таможенная стоимость составляет 103683 рубля. На момент регистрации декларации курс ЦБ составлял 75 рубля за евро.

Расчёт: 52000 рублей х 10% = 5200 рублей. (адвалорная ставка)

1,88 евро/кг х 21 кг х 75 = 2961 рублей. (специфическая ставка)

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 5200 рублей.

Льготы по уплате ввозных таможенных пошлин

Тарифные льготы и преференции – освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины для товаров из развивающихся стран или наименее развитых стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли. Право на такую льготу участник ВЭД может подтвердить, предоставив в таможенный орган сертификат о происхождении товара (Общей формы, Form A, СТ-1 или СТ-2).

Ставки таможенных платежей могут быть снижены или вовсе отменены, если товар:

  • Относится к гуманитарной помощи;
  • Книги, картины, костюмы, предназначенные для культурного обмена;
  • Произведён в странах СНГ, Грузии, Вьетнаме, Сербии;
  • Попадает под преференции установленных правительством РФ;
  • Имеет стоимость до 200 Евро для юридических лиц;
  • Не превышает установленные нормы ввоза, указанные в Решении N107 для физических лиц.

Сезонные пошлины – называются сезонными, по периодичности применения: их вводят на определённое время года, но не более чем на 6 месяцев. Они заменяют обычные пошлины на время реализации урожая овощей, фруктов и др. Это мера поддержки с/х.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины предназначены для выборочной защиты отечественных товаропроизводителей, когда иностранная конкуренция может нанести им ущерб.

Специальные пошлины – мера ограничения возросшего импорта на территорию России. Применяются для защиты от таких зарубежных товаров, поставки которых могут нанести значительный ущерб экономике страны.

Антидемпинговые пошлины – это дополнительные пошлины на зарубежные товары, применяемые для противодействия демпинговому импорту. Например, на подшипники шариковые наибольшим наружным диаметром до 30 мм для промышленной сборки, код «8482101001» действует антидемпинговая пошлина 41%.

Компенсационные пошлины применяются, когда нужно поставить в равные условия внутренние и импортные товары.

Расчет ввозной таможенной пошлины

Наша компания “Универсальные Грузовые Решения” оказывает услуги по оформлению товаров, подбору кодов ТН ВЭД, расчету необходимых к уплате на таможне ВТП и других таможенных платежей, НДС, сборов и акцизов. Если необходимо оформить сертификат, наша компания Вам поможет. При необходимости мы можем оплачивать за клиента таможенные платежи и проводить оперативную растаможку груза на таможне, что поможет сократить издержки и время.

При перемещении груза через границу на пунктах таможенного контроля в числе прочих платежей взимается обязательный взнос – пошлина. Этот вид государственных сборов практикуется во всем мире. Взносы, в зависимости от характера и направления перемещения, разделяются на три типа: ввозные (при импорте), вывозные (при экспорте) и транзитные.

Рассчитываем ввозную пошлину

Что такое ввозная (импортная) таможенная пошлина?

Ввозная таможенная пошлина, по-другому называемая импортной, – это тип обязательного платежа, взимаемого таможенными органами России, когда товар ввозится на территорию страны. Этот вид сборов взимается во всем мире и, несмотря на существенные различия в цифрах и процентах, есть общая тенденция, которой следует каждая страна при формировании платежей: минимальные пошлина на импорт сырья для своих производителей и максимальные – на продукцию, конкурирующую с отечественной. Документом, регулирующим процедуру оплаты импортных пошлин на территории РФ, как и других стран Таможенного Союза (ТС), является Таможенный Кодекс ТС.

Ввозная пошлина – основной вид сборов, взимаемых с импортера товара. Однако кроме этого существуют и так называемые косвенные ввозные платежи, которые также необходимо внести при растаможке товара, импортируемого на территорию стран Таможенного Союза. С юридической и экономической точки зрения все платежи можно классифицировать как формирующиеся на основе ТК – сборы и пошлины, и на основе Налогового Кодекса РФ – НДС, акцизы.

Пример оплаты таможенной пошлины

  • НДС (налог на добавленную стоимость). Порядок оплаты регламентируется налоговым законодательством РФ и ТК ТС.
  • Акцизные сборы, регулируемые теми же документами, что и НДС. Применяются только в отношении импорта подакцизных товаров: табачных изделий, алкоголя, ГСМ, автотранспорт и т.п. Подробный перечень – в Налоговом Кодексе РФ.
  • Таможенные сборы (платежи за таможенное оформление). Эти сборы взимаются таможенным органом за действия по ввозу товара на территорию страны.

Виды ставок таможенных пошлин

Методика исчисления таможенной ввозной пошлины зависит от вида ставки, применяемой в расчете. Классификация ставок платежей отображена в Едином таможенном тарифе Таможенного Союза. Они различаются в зависимости от способа взимания и особенностей импортируемой продукции. Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе», для расчета таможенных пошлин предусмотрено три основных вида ставок: адвалорная (стоимостная), специфическая, комбинированная.

Адвалорная ставка

Адвалорная ставка – это метод расчета пошлины в процентном отношении к таможенной стоимости. Взимается с продукции одного класса, обладающей разными характеристиками, и рассчитывается, исходя из стоимости товара. На каждое наименование продукта есть своя адвалорная ставка, которая может составлять от 0 до 30%. Показатель ставки динамичный: он может меняться в большую или меньшую сторону, если необходимо защитить интересы производителя. Обычно повышение/снижение вводится на ограниченный временной период. На ввоз алкоголя, сахара, икры, автомобилей и автобусов (более 5 лет эксплуатации) и еще некоторые категории товаров ставки фиксированные.

Формула расчета стоимости пошлины по адвалорной ставке будет выглядеть так: СТП= ТС х АС, где СТП – это сумма пошлины, ТС – таможенная стоимость, АС – адвалорная ставка. Для вычисления используют ставки, действующие на момент составления таможенной декларации.

Адвалорная ставка имеет плюсы и минусы. Преимущества – минимизация убытков в случае неуплаты платежа и препятствование импортированию товаров низкого качества. Недостаток в том, что налог, уплаченный на таможне, отразится на итоговой цене продукции, а это в итоге ляжет на плечи потребителя.

Увеличение цены продукции за счёт адвалорной ставки

Специфическая ставка

Специфические ставки таможенной пошлины устанавливаются в евро или долларах за каждую единицу импортируемого товара – массы, веса, количества, объема, мощности (например, для двигателей) и не зависят от его цены. Показатели специфических ставок четко фиксированы, не зависят от уровня инфляции, экономической и ценовой политики. Например, специфическая ставка на 1000 штук сигарет, содержащих гвоздику, 2 €, 0,07 € за 1 кг посевного риса.

Расчет таможенной пошлины осуществляется по формуле ТП= СС х КТ х КИВ, где ТП – сумма пошлины, СС – специфическая ставка, КТ – количество товара, КИВ – курс иностранной валюты по курсу Цетробанка РФ на момент вычисления.

Комбинированная ставка

Этот альтернативный вид ставок, как видно из названия, включает в себя и адвалорную (процентную), и специфическую (фиксированную) составляющие. Исчисление такой ставки происходит в три этапа:

  • расчет пошлины по формуле адвалорной ставки;
  • расчет по формуле специфической ставки;
  • в зависимости от вида комбинированной ставки формируется либо кумулятивная пошлина (результаты вычислений складываются), либо альтернативная (оплате подлежит большая из величин).

В документах комбинированная ставка фиксируется, например, так: 15% от стоимости товара, но не менее 2 € за килограмм.

Как рассчитать размер таможенной пошлины?

Размер ставок пошлины зависит от показателей хозяйственно-экономической ситуации в РФ. Их разрабатывает специальная комиссия Минфина России, затем на законодательном уровне ставки утверждаются Кабмином и фиксируются в Таможенном тарифе РФ. В зависимости от страны происхождения устанавливается базовый тариф 100% – для стран с действующим режимом благоприятствования; максимальный – 200% для стран без такого режима и для отдельных стран – тарифные преференции, о которых будет сказано подробнее позже.

Для того, чтобы рассчитать ввозную таможенную пошлину, нужно располагать актуальной на данный момент информацией следующего содержания:

Рассчёт таможенной пошлины на основе курса валют и другой информации

  • код ТН ВЭД импортируемого товара и базовую ставку, которая закрепляется за каждым видом товара;
  • страна происхождения груза (для определения коэффициента тарифа);
  • ввозная таможенная стоимость товара;
  • количество продукции в единицах;
  • действия особых ставок пошлин;
  • курс валют, действующий на данный момент.

Льготы, преференции и освобождение таможенных платежей

Для расчетов таможенных пошлин при ввозе товаров в РФ применяются различные льготы и тарифные преференции. Преференции используются для содействия экономическому развитию развивающихся и неразвитых стран.

Тарифные преференции, предоставляемые при ввозе на территорию РФ, предусмотрены для следующих групп:

  • развивающихся стран – 75% от базовой ставки ЕТТ ТС (в перечне 103 государства, в т. ч. Турция, Хорватия, Малайзия Чили и др.);
  • менее развитые – освобождение от пошлин (49 стран, в т. ч. Эфиопия, Мальдивы, Гвинея и т.д.).

Тарифные льготы отличаются от преференций тем, что они не носят индивидуальный характер, при их предоставлении учитываются не страны происхождения, а цель импорта и предназначение груза. Например, освобождаются от уплаты таможенной пошлины такие товары:

Рассчёт таможеных льгот

  • для личного пользования;
  • импортируемые лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз;
  • гуманитарная помощь, груз для ликвидации последствий аварий и сихийных бедствий;
  • безвозмездная и благотворительная помощь;
  • все грузы, которые импортируют физические лица (кроме запрещенных к ввозу и предназначенных для предпринимательской деятельности).

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Ответьте всего на 3 вопроса.

Ввозные таможенные пошлины для физических лиц

Физические лица имеют право ввозить в Россию без уплаты таможенной пошлины товары, попадающие под категорию «для личного пользования», не подлежащие декларированию. Стоимость груза не должна превышать 1500 € при ввозе наземным транспортом или 10000 € при авиаперелете, вес – не более 50 кг. Беспошлинно разрешается ввозить 2 блока сигарет, 250 г табака, до 50 сигар, а также до 3 литров алкоголя.

При превышении любой из этих норм физическое лицо обязано задекларировать груз и оплатить пошлины на ту часть товара, которая превышает установленные квоты. Пройти таможенный контроль физическое лицо может через «красный коридор» – для импортеров товара, обязательного к декларированию и оплате пошлины, или «зеленый» – для туристов или других лиц, не ввозящих груз для декларирования. Однако в любом случае сотрудник таможни имеет право проверить багаж пассажира.

Пошлины на ввоз автомобилей в Россию

Размер таможенной пошлины, оплачиваемой за ввоз автомобиля в РФ, зависит от следующих показателей:

  • статуса ввозящего лица (юридическое или физическое);
  • цели ввоза;
  • стоимости ТС;
  • года выпуска машины;
  • типа автомобиля;
  • объема и мощности двигателя.

Еще важные моменты, касающиеся растаможки ввозимых автомобилей, которые стоит учесть:

  • таможенные ставки на ввоз авто не зависят от страны производства, за исключением российских;
  • платежи проводятся в рублях или иной валюте;
  • для личного пользования можно ввозить не более 1 авто в год;
  • растаможка обязательна для любых авто, независимо от способа пересечения границы.

При растаможке автомобилей следует оплатить сбор за таможенное оформление, таможенную пошлину, утилизационный сбор, НДС, акцизы. Последние два налога платят только юридические лица.

Оформление таможенником импортируемых автомобилей

Сумма сбора за оформление зависит от стоимости машины и составляет от 500 до 100000 рублей. Утилизационный сбор рассчитывают так: базовую ставку умножают на коэффициент. Базовая ставка для авто коммерческого использования – 150000 рублей. Коэффициент зависит от возраста авто и объема двигателей: от 1,3 до 9,08 – для машин младше 3-х лет, от 6,1 до 35,01 – для авто старше 3-х лет выпуска.

Акциз зависит от мощности двигателя авто: до 90 л.с. – не оплачивается, свыше – от 45 рублей за 1 л.с. (с мощностью 91- 150 л.с.) до 1302 рубля за 1 л.с. (мощностью более 500 л.с.).

Таможенные импортные пошлины для юридических лиц рассчитываются, исходя из типа и объема двигателя и возраста авто: 23% - 25% стоимости для авто до 7 лет с даты выпуска; от 1,4 €/куб. см до 3,2 €/куб. см – для авто старше 7 лет.

НДС – 18% от суммы каталожной стоимости авто, таможенной пошлины и акциза.

Сроки и порядок уплаты импортных пошлин

Процедура оплаты ввозных таможенных пошлин начинается одновременно с регистрацией таможенной декларации. По желанию плательщика возможна оплата до подачи декларации. С момента предъявления груза в орган контроля импортные пошлины должны быть внесены в течение 15 суток. Оплата производится в евро или национальной валюте. Таможенная импортная пошлина не может быть зачтена в уплату иных платежей, зачисляется она на единый счет.

В некоторых случаях допускается отсрочка или рассрочка взноса таможенных платежей, решение принимает таможенный орган в течение 15 дней с момента подачи заявления об отсрочке. В таком случае придется заплатить дополнительные проценты за услугу рассрочки/отсрочки не позже последнего дня прекращения обязательств по оплате ввозной пошлины.

Пример оплаты пени по таможенной пошлине

Оплата НДС и акцизов

Оплату НДС регулирует Таможенный Кодекс РФ. База, облагаемая налогом сумма таможенной стоимости, пошлины и акциза. Ставки НДС бывают только 10% или 18% и применяются зависимости от вида товаров – их можно найти в перечне ЕТТ по коду ТН ВЭД. Некоторые виды грузов полностью освобождаются от уплаты НДС:

  • медицинская продукция и сырье для ее изготовления;
  • объекты культуры и национального российского наследия;
  • книги для музеев и библиотек;
  • природные необработанные алмазы;
  • оборудование, не производимое в России;
  • другие категории по ст. 150 Налогового Кодекса РФ.

С перечнем товаров, подлежащих акцизному сбору, можно ознакомиться в Приказе ФТС от 24.08.2017 № 1358.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Ответьте всего на 3 вопроса.

Страной происхождения товаров считается государство (группа государств, Таможенный союз государств, регион или часть государства), в котором товар был произведен либо подвергнут дополнительной обработке или переработке.

Под дополнительной обработкой или переработкой следует понимать:

- выполнение операций с товаром, объем которых достаточен для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции произведены;
- в результате обработки или переработки произошло изменение стоимости товара, при условии, что доля используемых материалов или добавочная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции;
- в результате дополнительной обработки или переработки произошло изменение классификации товара на уровне любого из первых четырех знаков по ТН ВЭД .

К достаточной обработке или переработке не относятся следующие операции:

- операции по сохранности товара;
- подготовку товара к продаже или транспортировке (сборка, разборка, упаковка);
- простые операции, выполнение которых существенно не влияет на состояние товара;
- смешивание товаров, которое существенно не изменяет исходные характеристики;
- убой животных, разделка мяса;
- мойка, очистка, покрытие разнообразными веществами;
- глажка и прессовка текстиля;
- покраска или полировка;
- шелушение, отбеливание, шлифовка, полировка зерновых или риса;
- окрашивание сахара, формирование кусков сахара;
- снятие кожуры, извлечение семян, разделка фруктов, овощей или орехов;
- затачивание, простой помол, простая резка;
- просеивание через решето (сито), сортировка, классифицирование, подбор, отбор;
- простые операции по упаковке (разлив, фасовка в банки, коробки, мешки, ящики);
- разделение товара на компоненты, которое значительно не изменяет исходные характеристики;
- комбинация вышеперечисленных операций.

Страной происхождения запасных частей, приспособлений и инструментов, которые используются вместе с товаром, является страна происхождения самого товара, при условии, что эти инструменты ввозятся и используются вместе с товаром и в соответствии с технической документацией, прилагаемой к товару.

Страной происхождения упаковки считается страна происхождения самого товара, за исключением случаев, когда законодательство определяет отдельное декларирование упаковки.

Определение страны происхождения товаров обязательно в случаях, когда от этого зависит применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования , распространение запретов на ввоз товаров. Страну происхождения товаров определяет декларант или таможенный орган . К документам подтверждающим страну происхождения товаров, могут относится: декларация о происхождении товара и сертификат о происхождении товара.

Декларация о происхождении товара – это заявление о стране происхождения товара, сделанное изготовителем, отправителем или продавцом в связи с вывозом товара. В качестве декларации могут использоваться любые документы, имеющие отношение к товару, при условии, что они имеют сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. Если указанные сведения недостаточны для определения происхождения, то страна происхождения данного товара определяется в соответствии с требованиями законодательства ТС.

Сертификат о происхождении товара – документ, который однозначно свидетельствует о стране происхождения товара. Выдается уполномоченными органами страны-производителя товара или страны вывоза. Если критерии определения страны проихождения в сертификате иные, чем те, что предусмотрены законодательством ТС , то в таком случае страна происхождения товаров определяется согласно законодательству ТС. При вывозе товара с территории ТС сертификат выдается уполномоченными органами стран-участниц ТС. В РФ, данные функции выполняются Торгово-Промышленной Палатой РФ (ТПП РФ). Эти органы обязаны хранить копию сертификата и документы, на основании которых выдан этот сертификат, не менее 3 лет со дня выдачи. В случае утери сертификата в таможенный орган предоставляется официально заверенный дубликат. В случае выявления нарушений, допущенных при оформлении или заполнении сертификата, таможенный орган имеет право отказать в рассмотрении этого сертификата как основания для предоставления таможенных преференций.

Итак, для чего нам необходимо получать или запрашивать от поставщика данные документы? Что нам дает страна происхождения товара? В первую очередь, страна происхождения товара дает возможность рассчитывать на таможенные преференции при таможенном оформлении.

Таможенные преференции – таможенные льготы, предоставляемые страной на основании заключенных международных договоров при ввозе на ее территорию определенных товаров (групп товаров), целью которых является увеличение торгового оборота между странами.

Законодательство требует предоставление документов о стране происхождения товаров не во всех случаях. К таким исключениям относятся:

- если ввозимые товары заявлены к таможенным процедурам таможенного транзита или временного ввоза за исключением случаев, когда страной происхождения является страна, товары которой запрещены к ввозу на территории или транзит которых территорией ТС запрещен;
- если перемещаемые товары попадают под действие законодательства ТС о перемещении товаров для личного пользования ;
- если общая таможенная стоимость отправленных вместе, одновременно, одним отправителем и на один адрес товаров не превышает сумму, эквивалентную 200 Евро;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством ТС.

Контроль над правильностью определения страны происхождения товаров ведется таможенными органами. Результатом такого контроля является решение таможенного органа о стране происхождения товаров и предоставляемых таможенных преференциях. Форму и порядок вынесения такого решения в России определяет ФТС РФ. Таможенный орган имеет право отказать в предоставлении таможенных преференций. Основанием для этого может стать нарушение условий, соблюдение которых обязательно для предоставления преференций.

В случае обнаружения таможенным органом признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения недостоверны или недостаточно подтверждены и это может иметь влияние на размер уплачиваемых таможенных пошлин, таможенный орган вправе произвести дополнительную проверку, в рамках которой запрашиваются дополнительные документы и сведения. Тем не менее, дополнительная проверка не является достаточным основанием для отказа в выпуске товара. Товар выпускается при предоставлении гарантий уплаты таможенных пошлин, которые могут быть начислены дополнительно в результате проверки.

При отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товара, или их недостоверности, при выпуске товара применяются ставки по уплате таможенных пошлин:

- применяемые к товарам, которые происходят с территории иностранного государства, с которым есть договор о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации в случае, если предоставление документов о происхождении товара будут способствовать предоставлению таможенных преференций;
- применяемые к товарам, которые происходят с территории иностранного государства, с которым нет договора о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации в случае обнаружения признаков происхождения товара из такого государства;
- уплата антидемпинговой или компенсационной пошлины (либо предоставление гарантии уплаты) в случае обнаружения признаков, указывающих на то, что страной происхождения является страна, на ввоз товаров из которой установлены ограничения. Возможно предоставление документов, которые подтверждают соблюдение установленных ограничений;
- помещение товаров под таможенные процедуры не осуществляется в случае наличия признаков, что страной происхождения является государство, товары которого запрещены к ввозу на таможенную территорию ТС.

При предоставлении в течение 1 года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации документов о стране происхождения товаров возможно восстановление режима предоставления таможенных преференций. В этом случае суммы уплаченных ввозных таможенных пошлин подлежат возврату в соответствии с законодательством ТС.

Решение таможенного органа о стране происхождения товаров и решение об отказе в предоставлении таможенных преференций направляются декларанту в течение 5 рабочих дней с момента принятия документов.

Таможенные органы имеют право на принятие предварительного решения о стране происхождения товара. Основанием для такого решения является запрос заявителя, в качестве которого может выступать иностранное лицо - декларант, либо российское лицо (декларант, покупатель или владелец). Запрос должен быть соответственно оформлен, в нем должна быть максимально указана информация, необходимая для принятия предварительного решения. К запросу возможно потребуются дополнительные документы о проведенных испытаниях, экспертизах, заключениях специалистов и тд.

Таможенный орган имеет 90 календарных дней на принятие предварительного решения. Этот срок начинается со дня регистрации запроса. В случае необходимости предоставления дополнительной информации и сведений, таможенный орган информирует об этом заявителя в течение 30 календарных дней со дня регистрации запроса. Заявитель обязан предоставить запрашиваемую информацию в течение 60 календарных дней со дня регистрации письменного уведомления заявителя в таможенном органе.

В случае необходимости предоставления дополнительной информации действие срока, установленного для принятия таможенным органом предварительного решения, приостанавливается со дня регистрации письменного уведомления заявителя и до получения последнего документа.

Предварительное решение действует в течение 3 лет. Действие предварительного решения может быть изменено, отозвано или прекращено. Таможенный орган вправе изменять, отзывать или прекращать действие собственного предварительного решения или предварительного решения нижестоящего таможенного органа.

Основанием для прекращения действия предварительного решения о стране происхождения товара может стать предоставление заявителем подложных документов, недостоверных или неполных сведений. Такое решение вступает в силу с момента принятия.

Основанием для изменения предварительного решения о стране происхождения товара могут стать выявленные ошибки, допущенные при принятии предварительного решения. Срок вступления в силу указывается в самом решении об изменении.

Основанием для отзыва предварительного решения о стране происхождения товара может стать изменение требований законодательства ТС к условиям определения происхождения товаров. Решение об отзыве предварительного решения принимается в течении 30 дней со дня публикации соответствующего нормативного акта и вступает в силу одновременно с ним.

Решение об отзыве, изменении или прекращении действия предварительного решения направляется заявителю не позже 1 дня, который следует за днем принятия решения.

Материал подготовлен на основании Таможенного Кодекса ТС , Закона «О таможенном регулировании в РФ» , Соглашении Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009г "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств", Решении Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010г № 254.

Нуждаетесь в консультации?

Страна происхождения

Зачем нужно определять страну происхождения? Во-первых, для заполнения декларации. Указание страны происхождения понадобится для заполнения гр.34 каждого товара. Во-вторых, чтобы понять существуют ли какие-либо ограничения, а может даже запреты, на ввоз данного товара. Ярким примером являются санкции, когда сельскохозяйственные и некоторые другие товары, произведенные в США и странах ЕС, были запрещены к ввозу на территорию РФ. В-третьих, для получения вами тарифных льгот и преференции. Теперь об этом поподробнее.

Что такое страна происхождения товара? Это страна, а иногда, группа стран, таможенные союзы стран, регионы некоторых стран, в которой был полностью произведен товар или был подвергнут достаточной переработке.

Для определения страны происхождения существуют правила и критерии. Но на них не имеет смысла останавливаться, т.к. для таможенного оформления нужно понимать как (из каких документов) узнать страну происхождения и что делать с этой информацией дальше.

Сертификат происхождения (certificate of origin)

Документом, подтверждающим страну происхождения, является сертификат происхождения (certificate of origin). При ввозе его должен предоставить поставщик. Лучше всего это условие прописать в контракте. Сертификат происхождения выдается, как правило, Торгово-Промышленной палатой (ТПП) той страны, где товар был произведен.

Сертификат происхождения вы будете обязаны предоставить, если будете претендовать на преференции, и если таможенный орган запросит его в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений. Например, вы везете виноград из Японии. На преференцию вы не претендуете, но таможенный орган у вас все равно запросит сертификат происхождения, т.к. к ввозу запрещен виноград из ряда стран. Т.е. вам придется доказать, что ваш товар не из одной из этих стран.

Есть случаи, когда сертификат может не понадобится. Например, для ряда товаров промышленного назначения. На них нет ограничений по ввозу. Тогда информацию о стране происхождения можно взять из товарно-сопроводительных документов. Желательно, на этапе проверки документов перед поставкой проверить наличие указания и страны происхождения, и конкретного производителя, к примеру, в инвойсе. Но все же, и это не значит, что таможенный инспектор не захочет увидеть доказательство правильности заявленной страны происхождения товара.

Следует отметить, что любые сведения, указанные (заявленные) в декларации должны подтверждаться документами. И это в т.ч. относится к графе 34. Поэтому смотрим в инвойс, в контракт, если есть в сертификат происхождения и узнаем страну. В сертификате происхождения обычно она указана после слов «Issued in».

Отдельно упомяну о программном обеспечении. Законодательство РФ настолько сложно и разнообразно, что ориентироваться в нем без специальных программ практически невозможно. Поэтому, что бы заниматься таможенным делом, нужно приобрести комплект программ. Для определения кода ТН ВЭД, ставок пошлины и НДС, получения информации об ограничениях при ввозе/вывозе без электронного справочника не обойтись и, если его нет, дальше разговор вести не имеет смысла. Самый популярный, пожалуй, это Вэд-Инфо. Итак, приобретаем одну из программ и пользуемся ей.

Порядок действий следующий: определяем код ТН ВЭД , заходим в программе в информацию о коде, выбираем страну происхождения вашего товара и смотрим, что же наши законы об этом товаре «говорят». Там будет указано и есть ли преференция на товар, и есть ли какие-либо запреты и ограничения.

Правила заполнения декларации подразумевают возможность указания не конкретной страны происхождения, но и варианта «неизвестно». Конечно, бывают ситуации, когда страну происхождения определить невозможно, и тогда, правильнее было бы выбрать этот пункт, но… не рекомендую. Лучше поднапрячься и все-таки узнать страну происхождения. Т.к. если вы выберете этот пункт, скорее всего, вы столкнетесь с мерами таможенного контроля, а именно с досмотром. А досмотр для участника ВЭД бесплатным не бывает.

Кстати, на счет досмотра. Позаботьтесь о том, чтобы маркировка на товаре соответствовала данным в документах и, следовательно, в декларации. Это относится и к стране происхождения, и к производителю, и торговой марке, и прочим данным. О торговой марке поговорим позже — в теме об интеллектуальной собственности.

О тарифных преференциях

На некоторые товары из некоторых стран возможно получить тарифные преференции по стране происхождения (льгота по уплате таможенной пошлины). Пошлина может отсутствовать для стран, с которыми РФ подписала соглашение о свободной торговле, или являющихся наименее развитыми. Пошлина может уплачиваться в размере 75% для развивающихся стран.

— товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран;

— наименее развитых стран.

Так вот, если ваш товар присутствует в перечне товаров и родом из развивающейся страны, то можно получить преференцию в виде уплаты 75% размера пошлины.

Если ваш товар присутствует в перечне товаров и родом из наименее развитой страны, то можно вообще быть освобожденным от уплаты пошлины.

Для получения этих преференций следует предоставить в таможенный орган оригинал сертификата происхождения формы А.

Для получения преференции на товары, которые были произведены в странах, подписавших соглашение о свободной торговле от 15 апреля 1994 года (страны СНГ), следует предоставить оригинал происхождения формы СТ-1.

Для некоторых товаров из Сербии, тоже возможно предоставление преференции. Для ее получения нужен оригинал происхождения формы СТ-2.

Для получения всех этих преференций нужно не только предоставить именно оригиналы сертификатов происхождения, но должны быть соблюдены правила непосредственной закупки и прямой поставки. Суть этих правил следующая: товар должен быть приобретен непосредственно в стране происхождения, товар должен транспортироваться напрямую на территорию таможенного союза, минуя другие страны (кроме ситуаций, возникших по географическим, экономическим, транспортным, техническим причинам). А документы, подтверждающие соблюдения этих правил, должны быть предоставлены в таможенный орган. Это как сам сертификат, так и, например, транспортный документ с указанием пломбы отправителя. Т.е. номер пломбы, повешенной отправителем, должен совпадать с пломбой, пришедшей с грузом.

Сертификат происхождения при экспорте

Что касается экспорта российских товаров, то необходимость оформления сертификата происхождения обусловлена потребностью вашего покупателя. Аналогично импорту, в зависимости от страны назначения, это будет одна из форм: либо форма A, либо CT-1 (для стран СНГ), либо CT-2 (для Сербии), либо сертификат простой формы. Заказывать сертификат происхождения следует в торгово-промышленной палате вашего региона (ТПП). И эта услуга небезвозмездна. По мере готовности, сертификат следует скинуть вашему контрагенту на проверку.

В декларации вид (код) преференций указывается в графе 36. Расшифровку этих кодов и пример заполнения графы 36 можно просмотреть в этой статье.

В графе 44 сертификаты происхождения я указываю под «своими» кодами только при использовании права на преференцию:

  • для формы СТ-1 это код 06011;
  • для формы СТ-2 — 06017
  • для формы А — 06013.

Если преференции нет, но страну нужно подтвердить, то прикрепляю сертификат (любой формы) в отсканированном виде (в формате pdf) под кодом 09023.

Образцы сертификатов происхождения различных стран можно увидеть перейдя по этой ссылке.

Если в данном материале Вы не нашли ответ на интересующий вопрос, то пишите по адресу manager@rastamozhitvspb.ru и в скором времени я обновлю статью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: