В перечень имущества граждан подлежащего налогообложению включены

Опубликовано: 18.05.2024

Какие объекты облагаются исходя из кадастровой стоимости

Если с налогообложением недвижимости физических лиц в настоящее время более или менее понятно (с 2020 года в субъектах он исчисляется исходя из кадастровой стоимости (кроме Севастополя), то с налогообложением объектов недвижимости организаций дела обстоят сложнее.

Налог на имущество организаций пока что отличается своей двойственной природой, которая проявляется в нескольких вариантах его исчисления. Так, по общему правилу согласно ст. 375 НК РФ его налоговая база определяется как среднегодовая (балансовая) стоимость недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения. Однако для некоторых объектов недвижимости она рассчитывается по кадастровой стоимости. Разграничение «балансовых» и «кадастровых» объектов в данном случае имеет огромное значение, так как на практике кадастровая стоимость гораздо больше балансовой, что в свою очередь больше обременяет владельцев «кадастровой недвижимости», увеличивая их налоговое бремя (конечно, бывают и обратные примеры).

К кадастровым объектам недвижимости (налоговая база которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости) относятся:

  1. объекты недвижимости иностранных организаций, которые осуществляют свою деятельность на территории России через представительства;
  2. объекты недвижимости и незавершенного строительства, размещенные на участках земли с назначением «ведение личного подсобного хозяйства», «садово-огородническая деятельность» и/или «ИЖС»;
  3. административно-торговые центры (административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), нежилые помещения, используемые под офисы, торговые точки, точки общественного питания и бытового обслуживания или предназначенные для такого использования по сведениям ЕГРН и/или документам технического учета (инвентаризации).

В отношении объектов пункта 1 и 2 налогооблагаемая база определяется на основе кадастровой стоимости уже просто при наличии закона субъекта РФ, где установлена соответствующая обязанность (а это – во всех субъектах РФ).

А вот объекты недвижимости пункта 3 должны быть включены в специальный региональный «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в соответствующем году определяется как кадастровая стоимость», который ежегодно утверждается исполнительным органом субъекта Российской Федерации и часто актуализируется. Их кадастровая стоимость должна быть определена и внесена в ЕГРН (Подпункт 1 п. 7 ст. 378.2. НК РФ). Соответственно, если на 1 января текущего года объекта недвижимости нет в данном перечне или/и кадастровая стоимость определена уже в течение года, то налог будет считаться по балансовой стоимости (см., Письмо Минфина России от 28.12.2018 № 03-05-05-01/95999).

«Кадастровые объекты» и региональные перечни недвижимости

При рассмотрении административно-торговых объектов нельзя забывать об определении этих самых объектов, ведь только после этого возможно говорить об их налогообложении по кадастровой стоимости. Так, согласно п. 3 и п.4 Ст. 378.2 НК РФ административно-торговым объектом признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному/ нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

  1. здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования (ВРИ) которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения/ торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
  2. здание предназначено для использования или фактически используется в целях размещения вышеупомянутых объектов.

При этом, в основе предназначенного и фактического использования лежит 20-процентный критерий, то есть:

  • здание признается предназначенным для соответствующего использования, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания в соответствии со сведениями из ЕГРН или документами технического учета предусматривает такое использование в целях размещения офисов, офисной инфраструктуры (приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) / торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
  • здание фактические используется в соответствующих целях, если не менее 20% его общей площади фактически используется для размещения объектов.

Хоть ранее мы и говорили о том, что земельный участок и находящиеся на нем объекты недвижимости в налоговом пространстве рассматриваются отдельно, здесь же мы видим, что ВРИ земельного участка может повлиять на налогообложение находящегося на нем здания. Формально может показаться, если среди ВРИ земельного участка (а их может быть несколько) есть тот, что допускает размещение административно-торговых объектов, то все здания на этом участке автоматически могут быть включены в Перечень объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости.

Точку в этом вопросе в 2020 году Конституционный Суд РФ, указав, что в отношении административно-торгового объекта нельзя рассчитывать налог по кадастровой стоимости, ссылаясь лишь на вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий размещение таких объектов. Необходимо исследовать вопрос о фактическом использовании объекта недвижимости для соответствующих целей (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика").
Это определенно является верным шагом, направленным на справедливую и верную оценку объекта недвижимости в целях налогообложения, ведь зачастую инспекторы, занимающиеся формированием Перечней объектов недвижимости, заполняют графу с видом разрешенного использования земельного участка в акте осмотра объекта недвижимости без выезда на место, а руководствуясь только спутниковыми снимками и сведениями ЕГРН.

К административно-торговым объектам не относятся объекты, предназначенные или используемые (в том числе арендаторами) для социальных, медицинских, образовательных, научных, производственных и иных аналогичных целей, если они не отвечают вышеупомянутым критериям (Письмо Минфина России «О возможности обложения налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости зданий и помещений, используемых (в том числе арендаторами) для научных, производственных целей» от 17.11.2020 N 03-05-04-01/99793).
Однако представляется возможной ситуация, когда в административном здании промышленного предприятия сдается в аренду «офисное» помещение площадью 20 процентов от общей площади здания. В таком случае налог на имущество будет рассчитываться по кадастровой стоимости.
Таким образом, чтобы установить, по какой стоимости вы должны исчислять налогооблагаемую базу, необходимо определить, относится ли ваша недвижимость к категориям объектов, облагаемых по кадастровой стоимости. Если нет, то речь будет идти о среднегодовой (балансовой) стоимости. Когда субъект РФ включает в Перечень имущество ошибочно, необходимо добиваться исключения из Перечня. При наличии подтверждающих лицензий, договоров, а также уставных документов с указанными кодами видов экономической деятельности, при соответствующем фактическом использовании исключение из списка «кадастровых объектов» практически гарантировано, что подтверждают положительные судебные решения (№ 5-АПГ17-22, N 5-АПГ18-2, № 5-АПГ16-116).

Переход на кадастровую стоимость по инициативе владельца недвижимости

Решение об определении налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости не исключает возможность перехода на оплату налога по кадастровой стоимости по инициативе владельца недвижимости. Такая необходимость может возникнуть в случаях превышения среднегодовой (балансовой) стоимости над кадастровой. Если есть основания полагать, что ваш объект недвижимости незаконно не внесен в Перечень, то необходимо подать заявление в орган исполнительной власти субъекта, формирующий Перечень, о внеплановом обследовании объекта недвижимости и включении его в соответствующий Перечень в целях налогообложения по кадастровой стоимости, то есть доказать необходимость изменения Перечня в части включения необходимого объекта недвижимости.

Как облагаются налогом помещения

Если выше речь шла об отдельных административно-торговых объектов как зданиях, то, как быть с нежилыми помещениями? Если они фактически используются под офисы, торговые точки, точки общественного питания и бытового обслуживания или предназначены для такого использования по сведениям ЕГРН и/или документам технического учета (инвентаризации), то облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости. При этом, согласно п.5 ст. 378.2 НК РФ здесь также действует правило 20 процентов в отношении фактически используемых помещений: фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Особенность заключается в том, что, если кадастровая стоимость для помещения не определена, то налогооблагаемая база определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (налогооблагаемая база= площадь помещения/площадь здания Х кадастровая стоимость здания). Такое правило не применятся в случаях, когда стоимость помещений в совокупности выше кадастровой стоимости здания и когда для помещения отдельно определена кадастровая стоимость.

Мы публикуем серию статей «Налоги на недвижимость».

Нам важно не только поделиться знаниями с Вами, но и получить от Вас обратную связь по каждой статье. Заметили ошибку или неточность, хотите предложить дополнение или попросить об этом нас – не стесняйтесь и обязательно пишите нам. Совместными усилиями у нас обязательно получится отличное произведение.
Самым активным мы подарим напечатанный сборник наших статей.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество


В последние годы получили популярность споры, которые затрагивают не только снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, но и вопросы исключения объектов недвижимости из перечня объектов, для которых налоговой базой является их кадастровая стоимость. Тенденция эта весьма закономерна, поскольку региональные органы исполнительной власти, уполномоченные на утверждение таких перечней, формируют их без учета требований налогового законодательства и регионального законодательства, а также без какого-либо осмотра объекта. Зачастую, такие меры влекут увеличение налоговой нагрузки для собственников объектов недвижимости.

Тем не менее, законодательство предусматривает четкие критерии для попадания объекта в такой перечень, вследствие чего, не каждый объект недвижимости подлежит безусловному включению в перечень.

Общие нормативные условия для занесения объекта недвижимости в перечень:

Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 14, п. 1 ст. 372 НК РФ).

Объектом налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (п. 1 ст. 374 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 375 налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей.

Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, включены, в частности:

— административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подп. 1);

— нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подп. 2).

Согласно п. 2 ст. 372 НК РФ особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены региональным законодательством.

Например, в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края, особенности установлены Законом Пермского края от 13.11.2017г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (далее — Закон № 141-ПК).

Так, согласно ст. 2 Закона № 141-ПК налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении таких видов недвижимого имущества как:

  • административно-деловые и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещения в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края (п. 1 ч. 1 ст. 2);
  • расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) (п. 2 ч. 1 ст. 2).
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1, 2 части 1 статьи 2 Закона № 141-ПК определяется Правительством Пермского края (ч. 2 ст. 2 Закона № 141-ПК, п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

— здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

— здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно п. 4 ст. 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с п. 4.1. ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Для целей обозначенного пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (иди) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 4.1. ст. 378.2 НК РФ).

1) здание (строение, сооружение) должно быть расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) должны составлять помещения, предназначенные и (или) фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом общая площадь здания (строения, сооружения) должна превышать 1000 кв. м. в городских округах либо 300 кв.м. в муниципальных районах).

Следовательно, для включения объектов Перечень следует установить соответствие объекта вышеизложенным критериям. Часто ли эти критерии соблюдаются? Не всегда. И число спорных ситуаций обещает расти.

Например, в том же Пермском крае с 1 января 2020 года резко вырастет перечень объектов, которые будут облагаться, исходя из кадастровой стоимости (увеличение порядка 40%). Само собой формирование таких перечней позволяет унифицировать процесс оценки объектов недвижимости, но от такой унификации страдают те объекты, чьи нюансы действительно следует учитывать.

Зачастую авторы перечня попросту игнорируют назначение объекта, земельного участка, на котором находится объект, а также направления его фактического использования правообладателем. Причем на уровне регионов созданы специальные комиссии по разрешению споров об обоснованности включения объекта в перечень, но зачастую, обращение в эту комиссию приводит к отказу в удовлетворении требований и необходимости обращения в суд.

Такое положение собственников недвижимости позволяет заключить, что текущее правовое регулирование вопросов налогообложения объектов недвижимости и степень «качества» его исполнения, не формируют финансовых, фискальных стимулов развития экономики, а способствуют постоянному росту судебной нагрузки вследствие необоснованного включения объектов в перечень и неэффективности досудебного урегулирования споров.

Единственным способом защиты в таких случаях является предъявление административного искового заявления о признании недействительным нормативного правового акта, утвердившего перечень в части пункта, в котором указан принадлежащий собственнику объект. В связи с этим, рекомендуем пользоваться данным направлением защиты своих прав и, возможно, это станет причиной для законодательных перемен.

Доходы, не подлежащие налогообложению – это такие доходы, с которых не нужно платить налог на доходы физических лиц либо иные.

В Налоговый Кодекс внесены изменения, вступившие в силу с начала этого года. Одно из таких изменений касается порядка освобождения от НДФЛ при продаже имущества и действует на доходы от имущества, приобретенного в собственность начиная с 2016 года.

Основные поправки по НДФЛ

Обобщая внесенные изменения, можно сделать следующие выводы:

  • изменилась классификация объектов, освобожденных от налога на доход. Сейчас объекты можно подразделить на две части: недвижимость и другое имущество. Конкретное упоминание видов недвижимости (например, квартира, комната, дом и т. д.) исключено. Таким образом установлена возможность освободить от налога любое недвижимое имущество.
  • изменился предельный срок владения на праве собственности имуществом, от которого зависела возможность освобождения от НДФЛ. Точнее сказать, установлены новые и разные сроки в отношении владения имуществом.
  • субъектам России предоставлено право самостоятельно определить предельный срок владения недвижимостью.

Срок владения имуществом

Что касается срока, предельного для нахождения имущества во владении, ранее он составлял не менее трех лет. Однако указанное не касалось доходов, полученных от реализации ценных бумаг, а также от продажи имущества, которым непосредственно пользуется ИП в своем бизнесе.

В настоящее время ситуация изменилась и установлен другой порядок налогообложения. Освобождению от налогов подлежат доходы:

  • от продажи недвижимого имущества или долей в таком имуществе;
  • от реализации другого имущества налогоплательщика.

Что касается первой группы, то освобождение происходит согласно ст. 217.1. Это статья новая. А что касается второй группы, то освобождение происходит по правилам п.17.1 ст.217. То есть для второй группы сохранен все тот же срок, равный трем годам (или более). Исключения здесь все те же: продажа ценных бумаг и имущество, непосредственно используемое для бизнеса.

Минимальный предельный срок

В новой статье 217.1 введено понятие «минимальный предельный срок владения объектом». Это понятие используется в Кодексе и применяется в общем правиле. Обобщая, можно сказать, что доходы, которые получил налогоплательщик после продажи недвижимости, могут быть освобождены от уплаты налога, если он владел ею в течение этого самого минимального предельного срока или дольше.

Таких минимальных сроков теперь два: три года и пять лет.

Три года установлены для следующих случаев:

  • право собственности на недвижимость было приобретено в процессе наследования или же на основании договора дарения от физического лица, которое является близким родственником или членом семьи;
  • собственность была установлена на основании приватизации;
  • налогоплательщик, являющийся плательщиком ренты, получил право собственности согласно договору пожизненного содержания и иждивения.

Для других же случаев придется применять более длинный срок – не менее пяти лет.

Субъекты России имеют право уменьшить пятилетний срок хоть до нуля. Сделать это они имеют право для всех налогоплательщиков или отдельных категорий и определенных объектов недвижимости.

Цена договора

Помимо прочего, увеличение налоговой нагрузки может сказаться и при заключении договора купли-продажи, если недвижимое имущество реализуется ранее истечения минимального срока.

Не секрет, что продавец с покупателем нередко занижали в договоре цену объекта недвижимости. Сейчас же такая хитрость не поможет. Налоговый Кодекс дополнен положением, которое призвано исключить возможность занижения цены для снижения налогов.

Как это сделано?

Согласно нововведениям, при реализации недвижимого имущества до истечения минимального срока владения доход признается равнозначным кадастровой стоимости недвижимости по состоянию на начало текущего года (года продажи) и умножается на коэффициент 0,7.

Такое правило применяется в случае, когда в договоре цена продажи ниже кадастровой стоимости.

Таким образом, минимальный налог в любом случае придется заплатить, если реализация происходит ранее минимального срока. А рассчитать его будет просто: нужно лишь знать кадастровую стоимость вашего объекта.

Перечень того, что не облагается налогом

Одна из основных поправок – введение полного перечня доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ. Напомним, что ранее доходы, освобождаемые от налогообложения, были доходами:

  • полученными, от продажи квартиры, жилого дома, комнаты, причем сюда включали приватизированные помещения, дачи, земельные участки и садовые дома, а также доли от всего перечисленного имущества;
  • полученными после продажи иного имущества.

В новый перечень включено достаточное большое количество различных доходов. Все их можно посмотреть в ст. 217 Кодекса. Каждые подразделены на группы для удобства поиска. Далее рассмотрим некоторые из них

Ограничение по сумме

Существует ли какая-то предельная сумма дохода, не подлежащая налогообложению? В законе оговорено, что доходы размером не более четырех тысяч рублей и полученные по конкретным основаниям налогом не облагаются.

Среди оснований можно выделить такие:

  • подарки, переданные компаниями или частными предпринимателями;
  • призы в натуральной или в денежной форме, завоеванные на конкурсе или ином соревновании;
  • материальная помощь, которую оказал работодатель сотруднику (или бывшему сотруднику, вышедшему на пенсию);
  • возмещение либо оплата работодателем работнику (его близкому родственнику) или бывшему работнику, вышедшему на пенсию, медицинских препаратов. Препараты должны быть назначены врачом, а их приобретение подтверждено документально;
  • призы или выигрыши, которые получены в конкурсе или иной игре, проводимой как рекламная акция;
  • материальная помощь, которая оказывается инвалидам благотворительными (общественными) организациями.

Пособия и пенсии

Рассмотрим теперь, какие доходы не облагаются налогом. Среди них можно выделить государственный пособия, но здесь есть свои исключения: придется платить НДФЛ, если получили:

  • пособие по болезни (временной нетрудоспособности);
  • пособие по уходу за заболевшим ребенком;
  • другие компенсации и выплаты, полученные на основании законодательства.

Не облагаются НДФЛ такие пособия, как выплачиваемые по беременности и родам, а также по безработице.

Пенсионеры тоже не обязаны платить НДФЛ, если это трудовые пенсии или полученные по государственному пенсионному обеспечению.

Социальные доплаты к ним также перечисляют без удержания налога.

Компенсации и их виды

Существует перечень компенсационных выплат, которые выплачиваются без удержания НДФЛ. К ним относятся все те, что установлены законами РФ и ее субъектов, а также решениями исполкомов и иных местных органов. Компенсации не облагаются НДФЛ в пределах определенных норм.

В законе приведен перечень таких компенсационных выплат. Это выплаты, связаны со следующими обстоятельствами:

  • возмещение вреда вследствие повреждения здоровья (например, нанесение увечья);
  • безвозмездное предоставление жилой недвижимости, коммунальных услуг, ГСМ (либо денежное возмещение таких расходов);
  • стоимость либо выдача продуктов (натурального довольствия);
  • цена питания, оборудования, снаряжения, формы (спортивной или/и парадной) для спортсменов, судей соревнований или работников этой сферы. Все выданное должно служить целям тренировочного процесса и принятия участия в соревнованиях.

К компенсационным выплатам, не облагающимся налогом, относят и те, которые получены при увольнении при таких условиях:

  • за неиспользованный отпуск;
  • выходное пособие;
  • компенсации руководящему составу (директору, его замам, главному бухгалтеру), если они более трехкратного размера заработка в месяц или 6-кратного заработка в месяц работников на Крайнем Севере и подобных областях;
  • те, что выданы в связи с гибелью военнослужащего или госслужащего, когда смерть наступила при исполнении служебных обязанностей;
  • расходы, потребовавшиеся для повышения квалификации (профессионального уровня);
  • связанные с выполнением трудовых обязанностей (например, переезд на работу в другой город, командировочные).

Тонкости компенсации при командировке

Командировочные расходы и компенсации имеют свои особенности. Так, не облагаются налогом суточные расходы, если их величина не более семисот рублей за каждый день нахождения в отъезде. Для загранпоездки по служебным нуждам этот предел составляет 2500 рублей.

Не включаются для исчисления НДФЛ и такие компенсации по командировке, как:

  • проезд до места и обратно;
  • услуги аэропорта (сборы);
  • затраты на проезд до аэропорта или вокзала;
  • расходы на провоз багажа;
  • наем жилья (например, гостиница);
  • услуги связи (в том числе и телефонной);
  • сумма, потраченная на визу;
  • комиссии за обмен валюты.

Перечисленные расходы должны быть обязательно подтверждены документально. Если документы утеряны или по иной причине нет возможности их предъявить, то расходы по найму помещения для жилья освобождаются от НДФЛ в размере, не превышающем 700 руб. и 2500 руб. при командировке по РФ и за границу соответственно.

Подсобное хозяйство и налог на доход

Нужно ли платить государству, если вырастил овощи-ягоды на своем огороде и продал? Закон говорит, что доходы, полученные от реализации своих овощей-фруктов, мяса животных (или живых животных), растений могут быть освобождены от уплаты налога на доход, если соблюдены такие условия:

  • вся площадь земли, занятой для подсобного хозяйства или животноводства (растениеводства), и принадлежащей на праве собственности или на каком-либо ином праве (например, аренды) гражданину не должна быть больше того максимального размера, что указан в ФЗ «О личном хозяйстве» (п.5 ст.4);
  • ведение хозяйства происходит без применения наемного труда.

Физическое лицо обязано предоставить документы, выдаваемые садово-огородническим обществом (правлением) или органом местного управления, где будет прямо оговорено, что реализуемая продукция изготовлена на принадлежащем гражданину участке, что предназначение участка – ведение личного хозяйства (дачного строительства или огородничества), и где указана площадь земли.

Примерный перечень доходов, не подлежащих налогообложению

Как уже упоминалось, исчерпывающий перечь тех доходов, с которых не будет рассчитываться НДФЛ, приведен в Налоговом Кодексе.

Приведем некоторые из них здесь:

  • плата донорам за молоко матери, кровь и иную помощь;
  • гранты, полученные для поддержки образования, искусства, науки, культуры;
  • алименты;
  • международные, российские, иностранные премии, выданные за достижения в области образования, литературы, культуры, СМИ, в области науки, в области техники. Перечень премий утверждается Правительством России;
  • единовременные выплаты членам семьи умершего сотрудника;
  • единовременные выплаты сотруднику при рождении ребенка и те, которые выплачиваются в течение первого года жизни ребенка. Ограничение по сумме – 50 000 руб.;
  • компенсации работникам (членам семьи) цены путевки в санаторно-курортное учреждение (не туристические путевки);
  • стипендии студентам, учащимся, ординаторам, аспирантам;
  • доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые получены в КФХ от производства и продажи сельхозпродукции. Сюда же относится и производство, переработка, реализация сельхозпродуктов на протяжении пяти лет, начиная с момента регистрации субъекта предпринимательства;
  • доходы, которые получены физическим лицом от продажи заготовок из ягод, грибов, орехов и т. п.;
  • доходы от продажи пушнины, дичи и других продуктов, полученных в результате охоты.

Перечислять подобные доходы можно еще долго. Ст. 217 содержит все нюансы, связанные с определенными видами прибыли, не облагающимися НДФЛ, и в случае необходимости можно напрямую обратиться к Налоговому Кодексу.

ИП и его налоги: Видео

Объектами, подвергающимися налогообложению, считаются: недвижимость, движимое имущество (также имущественные ценности, предоставленные временно в распоряжение, при передаче в доверительное управление ими, обретенное согласно концессионному договору, занесенные в общую деятельность). Данное имущество должно стоять на балансе компании, как ОС порядком, определенным для ведения бухучета, если не предусмотрены прочие положения российским НК (статьи №№378, 378/1, 378.2).

Имущество, подлежащее налогообложению

Ключевым признаком признания материальных ценностей объектом, подвергающимся налогообложению по налогу на имущество, является факт постановки его на счет 01(балансовые средства), 03(прибыльные инвестиции в материальные средства).

Недвижимость

Объект налогообложения по налогу на имущество таковым является для учреждений, если оно является их собственностью (этот факт подтверждает отметка о регистрации имущества в Росреестре).

На недостроенные строения и участки зели не начисляется налог на имущество

Участки земли, которые также учтены на балансе ОС, не подлежат имущественному налогообложению. При определении стоимости налога на землю учитывается ее кадастровая стоимость.

Имущественный налог не берется с недостроенных строительных объектов. Это обосновывается тем, что недостроенные сооружения до момента их ввода в эксплуатацию не могут быть зачисленными на баланс предприятия в качестве ОС. Соответственно налог за такую недвижимость платить не нужно.

Движимые имущественные ценности

Налог начисляется на движимые материальные ценности находящиеся на балансе

Необходимо отдельно отметить порядок налогообложения движимых материальных ценностей, к которым относятся: транспортные средства, техническое оборудование, прочие предметы, учитываемые на балансе предприятия, как ОС, без каких-либо признаков недвижимого имущества. На движимые материальные ценности предприятия, состоящие на балансе основных средств, налоговая ставка начисляется исключительно в следующих случаях:

  • если собственность российского предприятия (оборудование, технические средства, пр.), куплены, эксплуатируются фактически за рубежом;
  • налогоплательщик распоряжается имуществом на основе договорного соглашения концессии, то такое имущество подлежит обязательному налогообложению;
  • если движимое имущество передано во временное использование, владение.

Имущественные ценности, не подлежащие налогообложению

Имущественный налог не начисляется на морские суда

  • Участки земли, прочие объекты природного пользования (водоемы, прочий природный ресурс) не признаются объектами, на которые начисляется налоговая ставка.
  • Космические объекты.
  • Материальные средства, состоящие в распоряжении федеральных аппаратов исполнительной власти на правах оперативного управления, для таковых по российскому законодательству предусмотрена войсковая организация, используемые данными инстанциями для обеспечения госбезопасности, обороны, правопорядка на территории российского государства.
  • Ядерное оборудование, применяемое в научных разработках, хранилища ядерных средств, радиоактивных отходов освобождаются от имущественного налога.
  • Судна, зарегистрированные в международном реестре.
  • Предметы культурного наследия российских народов федерального значения.
  • Морские судна и ледоколы, оснащенные ядерным оборудованием, атомные суда.
  • Предметы основных средств, относящиеся 1-2-ой амортизационной категории согласно классификации ОС, утвержденной российским правительством.

Имущество, подлежащее льготному налогообложению

Налоговым Кодексом Росси, прочими положениями действующего российского законодательства также определен порядок льготного налогообложения имущественных ценностей. Льготы согласно документам носят социальный, отраслевой характер. Стопроцентная скидка на налогообложение имущества предоставляется научным, медицинским, религиозным организациям, инвалидам.

  • основное направление деятельности учреждения – представление, защита прав инвалидов;
  • если организацию представляет не меньше 80% инвалидов (членов семей);
  • учреждение организованно самими инвалидами.

Не подлежит налогообложению собственность юридических особ, уставной капитал которых на 100% состоит из инвестиций общественных организаций инвалидов. В данном случае льготы не распространяются на следующие материальные средства:

Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ Налоговый кодекс РФ дополнен новой главой 32 «Налог на имущество физических лиц» с началом действия с 01.01.2015 г. Одновременно утрачивает силу Закон РСФСР от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

- жилой дом, в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;

- жилое помещение (квартира, комната);

- единый недвижимый комплекс;

- объект незавершенного строительства;

- иные здание, строение, сооружение, помещение.

При этом имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, объектом налогообложения не признается.

Налогоплательщики, налоговый период

Налогоплательщиками налога являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.

Налоговая база

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется в следующем порядке:

1) в общем случае – исходя из кадастровой стоимости объекта, указанной в государственном кадастре недвижимости:

- по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом;

- по объектам, образованным в течение налогового периода, - на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет;

2) до установления в субъекте РФ единой даты начала применения кадастровой стоимости для исчисления налоговой базы – исходя из инвентаризационной стоимости объекта, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Примечание. Согласно п. 3 ст. 5 закона № 284-ФЗ, начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости не производится;

3) по объектам недвижимости, включенным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на основании принятого в субъекте РФ закона в перечень объектов, размещаемых на официальной сайте в порядке, установленном п. 7 ст. 378.2 НК РФ, - исходя из кадастровой стоимости. К таким объектам относятся административно-деловые и торговые центры (комплексы), помещения в них, а также с 01.01.2015 г. – жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Примечание. В настоящее время в Красноярском крае такой закон не принят.

Налоговые вычеты

Налоговые вычеты применяются в случаях, когда налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости. Для целей налогообложения кадастровая стоимость каждого объекта налогообложения уменьшается на:

- величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади квартиры;

- величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади комнаты;

- величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади жилого дома;

- на один миллион рублей в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом).

Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры налоговых вычетов.

При отрицательном значении налоговой базы (после применения вычетов) налоговая база принимается равной нулю.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы, но не выше предельных значений, установленных ст. 406 НКРФ (см. таблицу 1).

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

- кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);

- вида объекта налогообложения;

- места нахождения объекта налогообложения;

- видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

Предельные размеры налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц

1. При определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта

(в процентах от налоговой базы)

Жилые дома, жилые помещения

Объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом

Единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом)

Гаражи и машино-места

Хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

* Примечание. Указанные налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Объекты налогообложения, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. руб.

Объекты, включенные уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в перечень в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ

2. При определении налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

(в процентах от налоговой базы)

До 300 000 руб. включительно

до 0,1 процента включительно

Свыше 300 000 до 500 000 руб. включительно

с выше 0,1 до 0,3 процента включительно

Свыше 500 000 руб.

свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

Налоговые льготы

Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого им в предпринимательской деятельности:

- квартиры или комнаты;

- гаража или машино-места.

Перечень лиц, которым предоставляются льготы по уплате налога на имущество, приведен в п. 1 ст. 407 НК РФ. В частности, к таким лицам относятся пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.

Льготы также предоставляются:

- физическим лицам - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

- физическим лицам, осуществляющим профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования.

При этом налоговая льгота не предоставляется в отношении:

- объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

- административно-деловых и торговых центров и помещений в них, включенных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в перечень в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ.

Лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору. При этом лица, которым по состоянию на 31.12.2014 была предоставлена льгота в рамках Закона РФ № 2003-1, вправе не предоставлять в налоговый орган повторно заявление и документы (п. 4 ст. 3 закона № 284-ФЗ).

Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.

Определение суммы налога

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

По объектам, находящимся в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. По объектам, находящимся в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях.

Порядок и сроки уплаты налога

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. При этом направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Читайте также: