В отношении законопроектов о налогах и сборах конституция рф допускает

Опубликовано: 18.05.2024

Законы, которыми установлены новые налоги, если они ухудшают положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.

Понятие основных начал законодательства о налогах и сборах

Положения статьи 57 Конституции РФ определяют обязанность каждого уплачивать установленные законодательством налоги и сборы. Это же время конституционным судом было отмечено, что взимание налогов и сборов, которые не установлены законодательным актом, незаконно. Это означает, что указы, постановления и другие акты органов исполнительной власти не обладают правовой возможностью устанавливать налоги и сборы.

Таким образом, исключая произвол и несанкционированное вмешательство исполнительной власти в налоговое законодательство, а также охраняя права и интересы налогоплательщиков, право регулирования налогообложения субъектами РФ должно осуществляться на основе положений статьи 18 Конституции РФ. Данная статья закрепляет конституционное положение о правах и свободах человека, исходя из которых определяется смысл, содержание, а также правовая возможность применения законодательства.

Исходя из выше сказанного, установление налогов и сборов представляет собой строго установленную законодательством процедуру, итогом которой будет фиксация всех существенных элементов налогового обязательства в издаваемом в законе, только если такие обязательства прямо перечислены в этом законе.

Особенности законодательства о налогах и сборах

Совокупность законодательных актов о налогах и сборах представляет собой систему правил и норм, которые регулируют отношения в сфере налогообложения. Главным из этих НПА является Налоговый кодекс. Его положениями установлены и регламентируются различные виды налогов, а также:

  • порядок особенности и сроки проведения расчетов,
  • правила начисления и налоговых выплат,
  • перечень налоговых льгот,
  • субъекты (налогоплательщики) и объекты налогообложения (прибыль, различные доходы, имущество, разные категории сделок и финансовых операций и т. д.),
  • предусмотренная юридическая ответственность за неисполнение требований налогового законодательства.

Все налоговое законодательство РФ является иерархической системой, которая состоит из:

  • Федеральных законов, включая и НК РФ, в том числе и НПА, которые принимаются на федеральном уровне в соответствии с налоговым законодательством.
  • Региональных законодательных актов, которые определяют региональные налоги и сборы.
  • НПА, регулирующих порядок выплаты и начисления налогов и сборов местного значения, и издаваемых органами местного самоуправления.
  • нормативных актов, представляющих собой налоговое законодательство, которые не должны противоречить налоговому кодексу и другим НПА вышестоящего уровня.

Таким образом, только федеральное налоговое законодательство применимо на всей территории России. Положения статьи 4 НК РФ устанавливают правовую возможность федеральных органов исполнительной власти, в том числе и субъектов РФ, издавать нормативно-правовые акты, которые входят в пределы их компетенции. Однако такие документы, как правило, носят разъяснительный характер и не могут изменять либо дополнять налоговое законодательство.

Нормы законодательства о налогах и сборах

На сегодняшний день основным правовым актом, регулирующим налоговые отношения является Налоговый кодекс РФ. Необходимо отметить, что статьей 1 НК РФ установлен принцип верховенства или правового приоритета Налогового кодекса в системе актов налогового законодательства.

НК РФ обладает безусловным приоритетом над абсолютно всеми НПА, которые регулируют налогообложение в России.

Положениями пункта 2 ст. 1 НК РФ раскрыто основное содержание этого документа, а также установлено, что правовая возможность определения общих принципов налогообложения в система налогов и сборов, которые взимаются в федеральный бюджет, принадлежит только Налоговому кодексу. Это соответствует положению ст. 71 и 72 Конституции РФ.

Вся система налогов и сборов, а также юридический состав налогов, определены отдельными положениями Налогового кодекса.

Федеральными налогами считаются:

  • налог на прибыль предприятия;
  • НДС;
  • НДФЛ;
  • Акцизы;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы, которые взимаются за использование объектов животного мира и водных ресурсов (биологический);
  • а также госпошлина.

В перечень региональных налогов входят:

  • налог на имущество предприятий;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Местными налогами считаются:

  • земельный;
  • на имущество физлиц.

Положения статьи 17 НК устанавливают правовую возможность взимания налога только в случаях, когда определён налогоплательщик, а также элементы налогообложения, к которым относятся:

  • Объект налогообложения;
  • Налоговая база;
  • Налоговый период;
  • Ставка налога;
  • Порядок начисление налогов;
  • А также порядок и сроки, в которые уплачивается налог.

Положениями статьи 38 НК РФ дано определение объекта налогообложения. Содержание понятия реализации товаров, работ или услуг установлено положениям статьи 39 НК РФ. Стоимостная, физическая или другая характеристика объекта налогообложения, к примеру, денежное выражение прибыли, определено положениями статьи 53 Кодекса, как налоговая база.

Также касаемо налоговых ставок указано, что ни они могут быть трех видов:

  • пропорциональными;
  • прогрессивными;
  • регрессивными.

Понятие налогового периода, состоящие из одного либо нескольких отчетных периодов, установлено положениями статьи 55 НК РФ

Также положение законодательства относительно определения суммы налога и сроков их уплаты устанавливают порядок, в котором устанавливаются эти строки в каждом конкретном случае, применительно к налогу или сбору (ст. 57 НК РФ).

Принципы законодательства о налогах и сборах

Отдельные принципы законодательства о налогах и сборах сформулированы положениями статьи 3 НК РФ. Конечно, эта норма является существенной для всей системы правового регулирования налогового бремени субъектов налоговых отношений. Однако большинство прописанных в ней положений носят декларативный характер. Указанная правовая норма к основным началам налогового законодательства относит следующие положения:

Обязанность каждого лица платить налоги и сборы, которые установлены на основе признания всеобщности и равенства, касаемо налогообложения.

Дискриминационный характер налогов и сборов не допустим.

Недопустимо применение дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот, в зависимости от того, где произошел капитал, формы собственности, а также гражданства физлиц.

Экономическая обоснованность налогов и сборов и недопустимость создания препятствий при их применении и реализации гражданами их конституционных прав.

Налоги и сборы не могут нарушать экономического пространства России. Это означает недопустимость прямого или косвенного ограничения перемещения товаров, денежных средств, работ либо услуг в пределах России в процессе применения налогового законодательства. Это же касается и недопустимости создания препятствий для ведения экономической или хозяйственной деятельности физ. лиц или организаций.

Никого нельзя обязать к уплате любых видов платежей, взносов, налогов или сборов, которые не предусмотрены Налоговым кодексом либо не установлены в другом - законном порядке, который определяет действующий НК РФ.

При установлении налогового бремени должны определяться все его элементы. Законодательные акты, регламентирующие правила начисления, порядок уплаты налогов и сборов должны формулироваться таким образом, чтобы каждый знал, какие именно налоги он должен оплачивать, а также понимать, когда и в каком порядке это должно происходить.

Одним из основных принципов, защищающих правовое положение налогоплательщика, является то, что все неустранимые сомнения, а также противоречия и неясности в актах налогового законодательства должны толковаться только в пользу налогоплательщика.

Положение статьи 3 НК РФ фактически устанавливается принцип, определяющий правовой характер налоговых отношений. Указания на то, что «каждое лицо» является субъектом налоговых отношений в рамках, установленных налоговым законодательством, и обязано его соблюдать, касается всех абсолютно физических лиц, таких как граждане РФ или иностранцы, лица без гражданства или юридические лица.

Налоговое законодательство включает совокупность нормативных актов, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения. В его состав входят: международное законодательство, действующее на территории РФ; законодательство о налогах и сборах и иные нормативные акты (в том числе и органов исполнительной власти), которые регулируют отношения в сфере налогообложения.

Законодательство о налогах и сборах является составным элементом налогового законодательства.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения (п. 1 ст. 2 НК):

– по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

– возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В отношении таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, за исключением случаев, прямо предусмотренных НК.

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК).

В состав законодательства о налогах и сборах входят:

– законодательство РФ о налогах и сборах;

– законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;

– нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Введение в текст НК понятия «законодательство о налогах и сборах» и определение его трехуровневой системы было обусловлено федеральным устройством Российской Федерации.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принятые до введения в действие НК и не отмененные в связи с его принятием, продолжают действовать в части, не противоречащей части первой НК.

Действующие в настоящее время законы федерального уровня, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на следующие категории:

1) специализированные федеральные законы, содержащие текст НК. Сюда же следует отнести законы федерального уровня, которые были приняты до 1 января 1999 г., но не утратили силу к настоящему моменту;

2) законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулировавших порядок налогообложения;

3) федеральные законы о ратификации международных налоговых соглашений и иных международных актов в этой сфере;

4) федеральные законы об утверждении, уточнении или исполнении государственного бюджета или образовании внебюджетных фондов;

5) отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения.

К актам законодательства о налогах и сборах не относятся любые приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные органами исполнительной власти (налоговыми органами, Минфином России и т. д.).

Законодательство РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК) состоит: из НК и федеральных законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (п. 4 ст. 1 НК) состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.

В НК подтвержден приоритет норм международного законодательства, признанного Российской Федерацией, над ее национальным законодательством (ст. 7 НК). Правила и нормы международных договоров РФ являются источниками национального налогового права и подлежат применению в случаях, если:

– они содержат положения, касающиеся налогообложения и сборов;

– в них установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Наиболее распространенными формами международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, являются:

– соглашения (договоры) об избежании двойного налогообложения;

– соглашения о борьбе с налоговыми правонарушениями.

Отдельные положения, касающиеся вопросов налогообложения, могут содержаться в заключенных РФ консульских конвенциях.

Налоговый кодекс РФ – это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий основные положения действующего механизма налогообложения.

Задачи НК. НК (п. 2 ст. 1 НК) устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Структура НК. Действующий НК состоит из двух частей. В части первой определены общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам.

В первоначальном проекте, внесенном 30 апреля 1997 г. Правительством РФ в Государственную Думу РФ, предполагалось, что НК будет состоять из четырех частей: первая – общая, вторая – федеральные налоги, третья и четвертая – соответственно региональные и местные налоги. В ходе законотворческой деятельности такая структура была признана нецелесообразной, и главы, посвященные региональным и местным налогам, было решено включить в состав части второй НК.

Структура части первой НК. По состоянию на 1 января 2008 г. часть первая НК состоит из семи разделов, включающих 20 глав.

В разд. I определено понятие и правовой статус законодательства о налогах и сборах и его соотношение с иными нормативными актами о налогах и сборах, а также определена система налогов и сборов в Российской Федерации.

Раздел II посвящен правовой характеристике налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также институту представительства в налоговых правоотношениях.

В разд. III включены нормы, посвященные деятельности органов национальной налоговой администрации. В состав налоговой администрации России входят налоговые органы, а также отдельные структуры финансовых органов, таможенных органов, органов внутренних дел.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов содержит разд. IV.

В разд. V определен порядок подачи налоговой декларации и определены правила налогового контроля.

Раздел VI содержит правовую характеристику налогового правонарушения и виды ответственности за их совершение.

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц производится в соответствии с нормами разд. VII.

Вступление в силу и изменения части первой НК. Часть первая НК была принята 31 июля 1998 г. (Федеральный закон от 31.08.1998 № 147-ФЗ) и введена в действие с 1 января 1999 г. С момента вступления в силу части первой НК в текст многократно вносились изменения.

Наиболее существенные изменения были внесены следующими федеральными законами:

– от 09.07.1999 № 154-ФЗ (изменения большинства статей были связаны с исправлениями допущенных при принятии НК ошибок и пробелов и носили в основном технический характер);

– от 30.12.2001 № 196-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 июля 2002 г. КоАП);

– от 28.05.2003 № 61-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 января 2004 г. ТК);

– от 23.12.2003 № 185-ФЗ (изменения и дополнения внесены с целью совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

– от 29.06.2004 № 58-ФЗ (изменения и дополнения обусловлены перераспределением в результате административной реформы полномочий между органами государственной налоговой администрации);

– от 27.07.2006 № 137-Ф3 (в целях совершенствования системы налогового администрирования внесены изменения и уточнения, направленные в том числе на повышение эффективности налогового контроля, уточнение прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов).

Структура части второй НК. По состоянию на 1 января 2008 г. часть вторая состоит из четырех разделов, включающих 18 глав, одна из которых, гл. 27 «Налог с продаж» с 1 января 2004 г. утратила силу в связи с отменой этого налога.

К разделам части второй НК относятся:

– разд. VIII «Федеральные налоги» (гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 24 «Единый социальный налог», гл. 25 «Налог на прибыль организаций», гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов», гл. 25.2 «Водный налог», гл. 25.3 «Государственная пошлина», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»);

– разд. VIII.1 «Специальные налоговые режимы» (гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции»);

– разд. IХ «Региональные налоги и сборы» (гл. 27 «Налог с продаж» (утратила силу), гл. 28 «Транспортный налог», гл. 29 «Налог на игорный бизнес», гл. 30 «Налог на имущество организаций»);

– разд. X «Местные налоги» (гл. 31 «Земельный налог»).

Следует учесть, что работа над частью второй НК не завершена и ее структура будет дополняться.

Вступление в силу и изменения части второй НК. В отличие от части первой НК, все разделы и главы которой были приняты одновременно, при подготовке части второй законодатель предпочел вводить в действие ее отдельные главы по мере их подготовки. Первыми в составе части второй были приняты главы «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц» и «Единый социальный налог (взнос)». В результате датой принятия части второй НК считается дата принятия первых входящих в ее состав глав, при этом до настоящего времени работа над второй частью, как уже отмечалось, не завершена, и ее текст продолжает дополняться новыми главами.

Часть вторая НК была принята 5 августа 2000 г. (Федеральный закон № 117-ФЗ).

Считается, что часть вторая НК введена в действие с 1 января 2001 г. При этом даты вступления в силу ее отдельных глав различаются:

– гл. 21–24 – с 1 января 2001 г.;

– гл. 25–26.1 – с 1 января 2002 г.;

– гл. 27 – с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г.;

– гл. 28 – с 1 сентября 2002 г.;

– гл. 26.2-26.3 – с 1 января 2003 г.;

– гл. 26.4 – с 1 августа 2003 г.;

– гл. 25.1; 29 и 30 – с 1 января 2004 г.;

– гл. 25.2; 25.3 и 31 – с 1 января 2005 г.

Терминология НК. Если НК не вводит собственного определения для института, понятия или термина гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, то они применяются в том значении, в каком используются в этих отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК).

Перечень терминов, применяемых в НК в ином значении, установлен в п. 2 ст. 11 НК.

Акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 НК).

Состав органов исполнительной власти, издающих нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. В предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, могут издавать (п. 1 ст. 4 НК):

– федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела;

– органы исполнительной власти субъектов РФ;

– исполнительные органы местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Изданные до введения в действие части первой НК нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, которые согласно этой части НК могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Аннотация: Субъект законодательной инициативы в сфере налогообложения оказывает непосредственное влияние на качество налогового законодательства. Как показывает пример некоторых государств общего права (в частности, Великобритании, Австралии и Индии), формулирование предложений по пересмотру налогового законодательства органами исполнительной власти или по крайней мере необходимость предоставления положительного заключения на законопроект со стороны исполнительных органов сказывается положительно на предсказуемости развития налогового законодательства и определенности положения налогоплательщиков.

Ключевые слова: налог, налоговая система, субъект законодательной инициативы, доходы бюджета, налог на прибыль, налог на доходы, законодательство о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 104 Конституции РФ, в Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. В отношении законопроектов о налогах и сборах также не предусмотрено отдельного перечня субъектов, которые наделены правом законодательной инициативы: как показывает практика, налоговые законопроекты могут вноситься отдельным депутатам Государственной Думы и группами депутатов, субъектами РФ, Правительством, Президентом, высшими судебными органами и т.д.

Единственной особенностью, предусмотренной в отношении законопроектов о налогах и сборах, является положение п. 3 ст. 104 Конституции РФ, согласно которому законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. При этом формально не отмечается, каким именно должно быть заключение Правительства. Фактически это означает, что даже в случае получения негативного отзыва Правительства на законопроект он может быть принят к рассмотрению Государственной Думой, получить одобрение и быть принят в качестве закона. Аналогично предоставление положительного заключения в отношении налоговых законопроектов не требуется от российского Министерства финансов или налоговых органов.

Изучение соответствующей практики, сложившейся в Российской Федерации в сфере налогового регулирования, свидетельствует о том, что отсутствие централизованного характера подготовки налоговых законопроектов и каких-либо фильтров на пути законопроектов приводит к значительной степени неопределенности для налогоплательщиков и разрозненности действий отдельных субъектов. В качестве примера может быть приведена ситуация, которая сложилась с попытками внести изменения в ст. 224 Налогового кодекса РФ, посвященную ставкам налога на доходы физических лиц. Краткий анализ информации, опубликованной на сайте Государственной Думы РФ, в части законопроектов, поступивших в нижнюю палату российского Парламента, позволяет сделать следующие выводы:

1) С 2001 г. по 2017 г. в Государственную Думу было внесено 19 законопроектов в части пересмотра положений ст. 224 Налогового кодекса РФ. Из них 13 законопроектов были внесены отдельными депутатами или группами депутатов Государственной Думы. Некоторые депутаты вносили законопроект с одинаковой тематикой несколько раз (иногда несколько раз в течение одного календарного года).

2) Из 13 законопроектов, внесенных депутатами или депутатскими группами, лишь 3 законопроекта были приняты и получили силу закона. Из 6 законопроектов, внесенных иными субъектами (Правительство РФ, законодательные собрания субъектов РФ), было одобрено и принято 2 законопроекта.

3) Законопроекты, содержавшие предложения по пересмотру положений ст. 224 Налогового кодекса РФ, которые в итоге не были приняты, содержали достаточно кардинальные предложения по изменению текущей нормы: в частности, были направлены на повышение ставки НДФЛ до 20% в отношении всех доходов, получаемых налогоплательщиками мужского пола, если они не проходили военную службу (2013 г.); освобождение от НДФЛ лиц, постоянно проживающих на территории Дальневосточного федерального округа (2011 г.); установление необлагаемого минимумам по налогу на доходы физических лиц (2003 г.).

4) Около 17 раз с 2004 по 2016 г. в Государственную Думу РФ вносились предложения по установлению прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц. Как видно, попытки ввести прогрессивную ставку для обложения доходов физических лиц предпринимались практически ежегодно, иногда несколько раз в течение одного года (как это произошло в 2010 г.).

Во всех случаях инициаторами рассмотрения данных предложений были депутаты Государственной Думы. Все законопроекты были отклонены, некоторые из них через несколько лет после внесения (так, законопроект № 164989-4 был внесен в Государственную Думу 22 апреля 2005 г., решение об отклонении законопроекта было принято 12 мая 2010 г.).

Предложение о пересмотре определенных налоговых норм, текущего налогового законодательства в рамках общей законодательной процедуры может исходить как со стороны государственных органов (Правительства РФ, иных органов исполнительной власти, депутатов и т.д.), так и со стороны различных лоббистских групп. В качестве примера неоднозначных инициатив, авторами которых также выступили отдельные депутаты, могут быть приведены предложения по введению налоговых сборов с малого бизнеса, которые были отозваны автором после негативной реакции предпринимательского сообщества, профильного комитета Государственной Думы по экономической политике, а также Минэкономразвития РФ.

Отсутствие ограничений и барьеров при подаче налоговых законопроектов приводит к следующим последствиям с практической точки зрения:

- Зачастую отсутствует согласованность между авторами законодательной инициативы и профильными государственными органами. Законопроект может являться не следствием объективной необходимости скорректировать налоговые нормы в силу экономических, финансовых или социальных причин, а быть популистским решением.

- Налогоплательщикам сложно предсказать, насколько высока вероятность принятия того или иного законопроекта. Спорные законопроекты, связанные зачастую с социальным аспектом налогового регулирования, вызывают горячую дискуссию на самых разных площадках: от официальных конференций с участием представителей государственных органов и публикаций статей в средствах массовой информации до форумов в сети Интернет, что вызывает еще большую дестабилизацию в рамках налогового планирования для отдельных налогоплательщиков. Все это не может не сказаться на благоприятности положения налогоплательщиков и в том числе на инвестиционном климате.

- Наличие детальных и строго регламентированных процедур принятия актов налогового законодательства может быть невыгодно с точки зрения лоббистских возможностей самим депутатам.

Особенности процедуры формулирования финансовых предложений и рассмотрения финансовых законопроектов зависят от конкретного государства и позволяют выделять те или иные закономерности в зависимости от конкретного государства, в котором данные законопроекты рассматриваются. При этом изучение зарубежного опыта в сфере финансового и налогового регулирования позволяет выделить определенные закономерности, присущие данным правовым системам. Изучение данного вопроса позволяет отметить, что особое значение в свете рассматриваемых вопросов приобретает автор законодательной инициативы.

Так, в Австралии и Великобритании право законодательной инициативы по вопросам публичных финансов (включая налогообложение) принадлежит исключительно Правительству. Исторически в Великобритании Парламент созывался для вотирования налогов и не мог самостоятельно предлагать введение новых налогов и сборов, ограничиваясь исключительно одобрением инициатив, сформулированных королем, который представлял исполнительную власть. Ограничение права законодательной инициативы Парламента сохранилось до сегодняшних дней, при этом полномочия короля перешли к правительству.

При этом, налоговые предложения исходят от представителей исполнительной власти, которые обладают достаточной компетенцией по затрагиваемым вопросам, имеют возможность прибегать к публичным обсуждениям инициатив и проводить комплексный анализ финансово-экономической ситуации и состояния налоговой системы в государстве, а также несут полную ответственность за предложенные решения.

В Великобритании предложения по увеличению доходов и расходов, введению новых налогов и увеличению существующих налоговых ставок исходят от членов Правительства и адресуются Канцлеру Казначейства. Предложения по содержанию бюджетных актов вносятся Канцлером в форме смет отдельных министерств. Последние перед началом финансового года направляют в Казначейство предварительные сметы своих расходов, необходимые им для финансирования направлений деятельности, за которое несет ответственность данное министерство, то есть сообщают о финансовых потребностях отдельных министерств для осуществления планируемой деятельности. Формируя единый документ из отдельных смет, Канцлер Казначейства занимается формированием расходной части бюджета, готовит проект бюджета, направляет его в Парламент и несет ответственность за его осуществление.

В Хартии о достоверности бюджета Австралии 1998 г. указано, что основные направления подготовки бюджета формулируются Премьер-министром и Министром финансов, которые определяют задачи и приоритеты бюджетной политики. Всеми министерствами направляются сметы предполагаемых расходов, которые изучаются и сводятся в единый акт. Непосредственная подготовка проекта бюджета осуществляется Комитетом по пересмотру расходов, входящим в Кабинет министров. Комитет вправе корректировать предоставленные ему заявки на финансирование в сторону их уменьшения или увеличения. После этого проект бюджета рассматривается и утверждается Кабинетом министров и Министр финансов представляет его в Парламенте, выступая перед членами обеих палат с обоснованием предложенных изменений.

Процесс формулирования предложений по изменению налоговых норм в Индии во многом копирует британский опыт, однако, с определенными изменениями. Проект бюджета также готовит Правительство, но обычные законопроекты по налоговым вопросам могут исходить от депутатов Парламента, однако в таком случае они должны в обязательном порядке сопровождаться заключением со стороны исполнительных органов – Президента и Министра финансов. Без мотивированных заключений и рекомендаций со стороны данных лиц законопроект принят к рассмотрению не будет.

Таким образом, в государствах общего права предусмотрены требования к субъекту законодательной инициативы по пересмотру положений налогового законодательства. Исполнительная власть в государствах общего права играет особую роль в подготовке бюджетных актов, начиная с определения основных направлений бюджетной и налоговой политики и заканчивая внедрением предложений по доходной и расходной части принятого бюджета. Взаимодействие отдельных ветвей власти в рамках бюджетного процесса носит комплексный характер и основывается на принципе «сдержек и противовесов».

Как показывает изучение практики зарубежных государств по вопросу пересмотра налогового законодательства, инициатива по внесению изменений может исходить от правительственных органов (как происходит в Великобритании, Австралии) или же, если это происходит вне рамок бюджетного планирования, требует как минимум наличия положительного заключения правительства в отношении предлагаемого законопроекта (как в случае Индии), что повышает качество предлагаемых изменений и делает принятие изменений более предсказуемым.

Если в государствах общего права инициатива в части законопроектов фискального характера исходит от правительства (или в крайнем случае требует от исполнительных органов положительной резолюции), в Российской Федерации круг субъектов законодательной инициативы никак не ограничен и от Правительства или российских финансовых и налоговых органов не требуется предоставлять положительное заключение в отношении налоговых законопроектов. Отсутствие централизованного характера подготовки налоговых законопроектов и каких-либо фильтров на пути законопроектов приводит к значительной степени неопределенности для налогоплательщиков и разрозненности действий отдельных субъектов.

Участие правительства, которое обладает достаточной компетенцией, развитой информационно- технической базой для обоснования необходимости пересмотра налогового законодательства и подготовки соответствующих законопроектов, в процедуре пересмотра налогового законодательства оказывает положительное влияние на качество юридической техники предлагаемых норм, и снижает количество налоговых законопроектов, не имеющих перспектив к принятию, обеспечивая предсказуемость налогового регулирования для налогоплательщиков.

1. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. C. 307.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности / пер. с фр. В.А. Туманова. М.: Междунар. отношения, 2009. 456 c.

3. Конституция РФ // Собрание законодательства РФ от 14 апреля 2014 г. № 15. Ст. 1691.

4. Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход / пер. с фр. А.В. Грядов. - М.: Волтерс Клувер, 2011. C. 263.

5. Налоговое право: учебник для вузов / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Альпина Паблишер, 2015. С. 265.

6. Официальный сайт Государственной Думы в сети Интернет. URL: http://asozd2.duma.gov.ru (дата обращения: 06.06.2017).

7. Петрушевский Д.М. Очерки из истории Англии. М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1937. C. 230.

8. Australian Master Tax Guide: Tax Year End Edition 30 June 2009. CCH Australia Limited, 2009. P. 64.

9. Tiley J., Loutzenhiser G. Revenue Law: Introduction to UK Tax Law; Income Tax; Capital Gains Tax; Inheritance Tax. Oxford and Portland, Oregon: Hart Publishing, 2012. Pp. 53 - 54.

С 17 по 30 мая 2021 года Налоговый диктант проходит на сайте taxdictation.ru. Пройти Всероссийский Налоговый диктант можно только в установленные сроки. Тестирование бесплатное. Необходима предварительная регистрация для создания Личного кабинета.

Ответы на вопросы диктанта

1.Кто в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязан платить законно установленные налоги и сборы?

  • каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы
  • граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет
  • налоговые резиденты Российской Федерации
  • все работающие на территории Российской Федерации

2. В чьем ведении находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации?

  • Федеральной налоговой службы
  • Президента Российской Федерации
  • Государственной Думы Российской Федерации
  • в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

3. В чью пользу по общему правилу толкуются все неустранимые сомнения актов законодательства о налогах и сборах?

  • в пользу налоговых органов
  • в пользу налогоплательщика и плательщика сборов
  • в пользу Российской Федерации
  • в пользу государственных органов

4. Акты законодательства о налогах и сборах НЕ имеют обратной силы, если устанавливают

  • новые налоги
  • дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков
  • новые обстоятельства, смягчающие ответственность за налоговое правонарушение
  • устраняющие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах

5. Законы о налогах и сборах имеют обратную силу в том случае, если:

  • устанавливают новые сборы
  • повышают налоговые ставки
  • устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков
  • устанавливают новые обязанности налогоплательщиков

6. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налог – это:

  • обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц
  • добровольный платеж граждан в бюджет Российской Федерации
  • ежемесячный платеж с полученных доходов каждого в бюджетную систему Российской Федерации
  • принудительное взимание денежных средств в пользу государства

7. Какими правами обладает налогоплательщик?

  • получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах
  • получать скидку при досрочной уплате налогов
  • не становится на учет в налоговом органе
  • оплачивать налоги в любой валюте

8. Налоговый орган в отношении индивидуального предпринимателя имеет право:

  • устанавливать индивидуальные налоговые ставки для конкретного налогоплательщика
  • вводить персональные сборы
  • предоставлять скидки по налогам и сборам для добросовестных налогоплательщиков
  • проводить налоговые проверки

9. С какого возраста начинается налоговая правоспособность?

  • с 14 лет
  • с момента рождения
  • с 16 лет
  • с момента появления в собственности или на иных правах объектов налогообложения

10. С какого момента начинается налоговая правоспособность организации?

  • с момента получения первого дохода
  • со дня постановки на налоговый учет в налоговой инспекции
  • с момента государственной регистрации
  • с даты подачи заявления о государственной регистрации юридического лица при создании

11. Гражданин занимается предпринимательской деятельностью на международном уровне. По роду своей деятельности часто находится за границей, а на территорию РФ прилетает несколько раз в году. Сколько дней ему необходимо быть на территории России, чтобы остаться ее налоговым резидентом?

  • не менее 183 календарных дней
  • не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев
  • не менее 183 календарных дней в течение календарного года
  • не менее 183 календарных дней в течение налогового периода

12. Школьник, с согласия родителей в свободное время ведет видео блог и получает доход от своей деятельности. С какого возраста он может быть привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений?

  • *с 14 лет
  • с 16 лет
  • с 18 лет
  • с момента начала трудовой деятельности

13. В организации с 1 июля 2019 г. принят на работу гражданин Таджикистана. На территорию Российской Федерации он приехал 24 июня 2019 г. По согласованию с руководством он отсутствовал 2 недели в августе (с 1 по 14 августа 2019 г.), в сентябре (с 10 сентября по 2 октября) – улетал на родину по семейным обстоятельствам. Какого числа гражданин Таджикистана станет резидентом Российской Федерации?

  • с 01.01.2020
  • с 23.12.2019
  • с 26.01.2020
  • с 28.01.2020

14. Какой вид доходов необходимо отражать в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ?

  • доходы от реализации недвижимости
  • страховые взносы
  • пенсии
  • полученные алименты

15. В 2020 году гражданин продал квартиру, которая находилась в собственности менее года, и получил доход. До какого числа ему необходимо заплатить налог?

  • не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • он не должен платить налог, так как квартира была куплена за собственные средства

16.В 2020 году гражданин продал квартиру, купленную им в 2019 году. На деньги от продажи он купил дом. Нужно ли ему уведомлять налоговые органы о продаже квартиры?

  • нет, так как он не получил доход
  • нет, так как это его квартира и он вправе делать с ней что хочет
  • да, ему необходимо представить налоговую декларацию не позднее 30 апреля 2021 года
  • да, ему необходимо представить налоговую декларацию не позднее 15 июля 2021 года

17. Гражданка имеет на обеспечении 4-х несовершеннолетних детей. Определите потенциальный размер ежемесячных стандартных налоговых вычетов, на которые она может претендовать:

  • 5 600
  • 7 200
  • 8 800
  • 8 400

18. С 2018 года Мария Петровна работает в должности бухгалтера в крупной компании. В 2019 году работодатель решил ее повысить до главного бухгалтера с ежемесячной заработной платой – 50 000 рублей. В связи с увеличением дохода Мария Петровна приняла решение получить второе высшее образование в университете, где ежегодная стоимость обучения составляет – 200 000 рублей. Срок обучения – 3 года. В том же году она поступила в университет и оплатила первый год обучения. В начале 2020 года она подала декларацию в налоговый орган для получения социального налогового вычета за обучение. Какую сумму Мария Петровна получит в качестве вычета за 2019 год?

  • 15 600
  • 26 000
  • 19 500
  • Она может получить вычет только после оплаты всего обучения

21. В семье Ивановых родился ребенок. С какого момента родители могут начать получать стандартный налоговый вычет?

  • с месяца, следующего за месяцем его рождения
  • с первого января года его рождения
  • с месяца его рождения
  • с даты получения свидетельства о рождении

22. В 2020 году Анна продала квартиру за 3 000 000 рублей, купленную в 2019 году за 2 500 000 рублей. Документы, подтверждающие расходы на приобретение квартиры она потеряла. Какую сумму налога придется заплатить в бюджет?

  • 260 000 рублей
  • 65 000 рублей
  • 390 000 рублей
  • 250 000 рублей

21. В 2019 году Николай унаследовал от отца автомобиль, который был куплен за 400 000 рублей (согласно сохранившемся документам) и сразу его продал за 500 000 рублей. Какую сумму налога Николай должен заплатить в бюджет?

  • 32 500 рублей
  • 49 400 рублей
  • 65 000 рублей
  • 13 000 рублей

22. Мамина сестра Тамара Ивановна подарила любимой племяннице квартиру. Её кадастровая стоимость составляет 3 500 000 рублей. Нужно ли племяннице декларировать полученный доход и платить налог?

  • Нет, так как мамина сестра является близким родственником
  • Нет, так как налог платится только при продаже
  • Да, так как мамина сестра не является близким родственником
  • Да, так как налог платится всегда

23. Пенсионер Иван Иванович имеет в собственности квартиру, кадастровая стоимость которой равна 2 000 000 рублей. За нее он не платит имущественный налог. В прошлом году он купил еще одну квартиру, оцененную инженерами в 1 500 000 рублей, площадью 45 кв. метров. Какой вычет на вторую квартиру может получить пенсионер при расчете налога?

  • 10 кв. метров
  • 20 кв. метров
  • 45 кв. метров
  • 50 кв. метров

24. С 01.01.2019 Иван Петрович вышел на пенсию, получил пенсионное удостоверение, и ему была назначена пенсия. В собственности Иван Петрович имеет земельный участок в Московской области площадью 1 000 кв. метров. Должен ли он платить налог?

  • нет, так как пенсионеры освобождаются от уплаты налогов
  • да, налог он будет уплачивать с 1 000 кв. метров
  • да, налог он будет уплачивать с 400 кв. метров
  • да, налог он будет уплачивать с 600 кв. метров

25. Кто обязан исчислять сумму транспортного налога, подлежащую уплате налогоплательщиками — физическими лицами?

  • налогоплательщик самостоятельно
  • ГИБДД МВД РФ
  • налоговые органы
  • органы Гостехнадзора

26. До какого числа необходимо платить имущественные налоги за 2020 год?

  • не позднее 1 декабря 2021 года
  • не позднее 1 ноября 2021 года
  • не позднее 30 апреля 2021 года
  • не позднее 15 июля 2021 года

27. Иван Иванович относится к льготной категории налогоплательщиков. На сколько квадратных метров он может уменьшить налоговую базу по земельному налогу?

  • 1000 кв. метров
  • 400 кв. метров
  • 500 кв. метров
  • 600 кв. метров

28. Сколько квадратных метров должна быть площадь хозяйственных строений или сооружений, чтобы налогоплательщик был освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц?

  • не более 500 кв. метров
  • не более 50 кв. метров
  • не более 5 кв. метров
  • не более 55 кв. метров

29. Гражданину, использующему специальный налоговый режим для самозанятых, необходимо оплатить налог с полученного дохода. С помощью какого приложения он сможет это сделать?

  • Самозанятый
  • Личный кабинет физического лица
  • Мой налог
  • Налог.ру

30. Анна помогла подруге оформить интерьер квартиры, получила от неё наличными деньги и отразила эту операцию в приложении для самозанятых. Какая налоговая ставка применяется в отношении полученного Анной дохода?

  • 4%
  • 6%
  • 0%
  • 13%

31. Какую сумму за налоговый период не должен превышать доход плательщика, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»?

  • 4.2 миллиона рублей
  • 2.4 миллиона рублей
  • 2.0 миллиона рублей
  • 4.0 миллиона рублей

32. В 2020 году Иванов оплатил свое лечение в сумме 195 000 руб., что подтверждается всеми необходимыми документами о произведенных расходах, связанных с лечением. Лечение заболевания Иванова включено в утвержденный Правительством РФ перечень медицинских услуг и отнесено к числу дорогостоящих. Клиника осуществляет свою деятельность в соответствии с лицензией на оказание медицинских услуг. В том же году Иванов также оплатил дополнительные занятия своего ребенка в ГБОУ Детский сад № 99 по очной форме обучения в сумме 58 600 руб.. За 2020 год доход Иванова составил 960 000 руб. Какой налоговый вычет из бюджета он может получить?

  • 32 968
  • 31 850
  • 23 218
  • 22 100

33. Куда поступают налоги?

  • в Федеральную налоговую службу
  • в Центральный банк Российской Федерации
  • в Министерство финансов Российской Федерации
  • в бюджеты: федеральный, региональный, муниципальный

34. Кто вводит новые налоги?

  • Министерство финансов Российской Федерации
  • Федеральная налоговая служба Российской Федерации ?
  • Государственная дума Российской Федерации
  • Центральный банк Российской Федерации

35. Иванов за неуплату налогов был оштрафован. Он оплатил штрафы и пени. Нужно ли ему оплатить неуплаченный налог?

  • нет, так как сумма налога входит в размер штрафа
  • нет, так как уплата налогов носит добровольный характер
  • да, но сумма налога будет уменьшена на величину уплаченных штрафов и пеней
  • да, налоги в любом случае надо платить

Если вы нашли ошибку или считаете ответ неверным, напишите об этом в комментарии.

Статья 57 Конституции РФ провозглашает:

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.»

Обязанность граждан платить налоги и сборы впервые была включена в Конституцию с переходом страны к рыночной экономике. Это было прямым следствием того, что сфера государственной собственности была в значительной степени сокращена, активно развивалась частная собственность, свобода предпринимательства, различные виды экономической деятельности. Поэтому обязанность уплаты налогов и сборов в новой Конституции Российской Федерации была закреплена как одна из важнейших.

Вопросы налогообложения в Российской Федерации регулируются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах, а также законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемыми в соответствии с Кодексом.

Обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы по аналогии со статьей 57 Конституции РФ закреплена и в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.

Понятие законно установленные налоги и сборы, содержащееся в комментируемой статье, означает, что налоги и сборы должны устанавливаться исключительно законами. Подтверждением этому является конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ). Кроме того, конституционное понятия «законно установленный налог» подразумевает определение всех существенных элементов налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и объекты налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (ст.17 Налогового Кодекса РФ).

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Отметим, что обязанность по уплате налогов и сборов установлена применительно для всех физических лиц без исключения, как граждан Российской Федерация, так и в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан, а также в отношении всех организаций вне зависимости от места и законодательства их создания («каждый обязан платить…»). Различает только порядок уплаты налогов и сборов вышеуказанными категориями лиц.

Из комментируемой статьи выводится конституционный принцип равенства налогообложения. Это означает, что налоговое бремя должно распределяться равным образом; каждый налогоплательщик находится в равном положении перед налоговым законом, а форма собственности не может быть критерием для какой-либо дифференциации в налоговой сфере.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

В статье 13 Налогового кодекса РФ определено, что к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Согласно статье 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Не опубликованный налоговый закон применению не подлежит.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

За уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства плательщики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Налоги и сборы для государства являются основными источниками доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций.

В конечном счете налоги и сборы возвращаются населению в виде бесплатного здравоохранения, бесплатного образования, различных видов социальной помощи. Действующая налоговая система направлена на обеспечение социальной защищенности инвалидов, детей, студентов, многодетных и других категорий граждан.

Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В комментируемой статье конституционный принцип, согласно которому установление или отягчение ответственности не имеет обратной силы (статья 54 Конституции РФ), применен к налогам.

Данный принцип распространяет свое действие на акты о налогах и сборах, не только устанавливающие новые налоги и (или) сборы, но и ухудшающие положение налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также иных участников отношений.

К обстоятельствам, свидетельствующим об ухудшении положение налогоплательщиков или плательщиков сборов можно отнести: расширение круга налогоплательщиков, повышение налоговых ставок и размеров сборов, изменение порядка уплаты налогообложения, создающего дополнительное обременение и т.д. Ухудшение условий налогообложения может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.

Необратимость закона означает, что такой закон подлежит применению лишь к тем действиям и последствиям, которые возникли после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Читайте также: