В каком случае возможно освобождение от уплаты налога

Опубликовано: 18.09.2024

Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

1. Организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Лица, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные документы и (или) уведомление представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), воспользовавшиеся правом на освобождение, не вправе отказаться от права на освобождение в дальнейшем, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение в соответствии с абзацем первым пункта 1 настоящей статьи, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 миллиона рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания срока освобождения утрачивают право на освобождение.

Если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и использующих право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога превысила размер, установленный в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, такая организация или индивидуальный предприниматель начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, на освобождение (продление срока освобождения), являются:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

абзац утратил силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Как следует из представленных материалов, В.Б. Слободенюк, осуществлявший деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2006 года использовал право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость. Решением налогового органа от 7 февраля 2007 года в продлении срока освобождения ему было отказано по мотиву несоблюдения требований налогового законодательства, в связи с чем он направил в налоговый орган новое уведомление и полный пакет документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации. По этому уведомлению было принято положительное решение и заявителю с 1 апреля 2007 года предоставлено право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость.

В Определении от 7 февраля 2002 года по жалобе гражданина С.В. Кривихина на нарушение его конституционных прав положениями статей 143 и 145 Налогового кодекса Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении на них дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 145 Кодекса лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 данной статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

2.2. Сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, исходя из выручки от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (в соответствии со статьями 147 и 148 Кодекса). Выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности, не включается в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса. Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) суммы денежных средств, перечисленные в статье 162 Кодекса, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги).

Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования на основании абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (Определение от 1 июля 1999 года по жалобе гражданина В.В. Варганова на нарушение его конституционных прав Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и Законом Белгородской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", Определение от 7 февраля 2002 года по жалобе гражданина С.В. Кривихина на нарушение его конституционных прав положениями статей 143 и 145 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 145 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение не будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 указанной статьи.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, определение экономической целесообразности как установления, так и изменения существенных элементов налогового обязательства относится к полномочиям законодателя; разрешение подобных вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно, за исключением случаев, когда новому законодательному акту придается обратная сила и им ухудшается положение налогоплательщиков (Постановление от 30 января 2001 года по делу о проверке конституционности положений статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также положений законов ряда субъектов Российской Федерации о налоге с продаж, Определение от 7 февраля 2002 года по жалобе гражданина С.В. Кривихина на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации и др.).

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Л.И. Паутова просит признать пункт 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации противоречащим статьям 8 (часть 1), 19 (часть 2), 34 (часть 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. По мнению заявительницы, данное правоприменителем истолкование содержащейся в нем нормы нарушает конституционный принцип равенства, так как ставит ее в неравное положение с другими индивидуальными предпринимателями - продавцами неподакцизных товаров, вынуждая устанавливать в отличие от них цену, увеличенную на сумму налога на добавленную стоимость; кроме того, неопределенность формулировки оспариваемой нормы приводит к произвольному ограничению прав налогоплательщиков на получение освобождения от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость.

При продлении использования права на освобождение в течение последующих двенадцати календарных месяцев, отказе от использования права на освобождение налогоплательщики вместе с уведомлением представляют в налоговые органы документы, установленные пунктом 4 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации.

2.2. Сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, исходя из выручки от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (в соответствии со статьями 147 и 148 Кодекса). Выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности, не включается в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса. Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) суммы денежных средств, перечисленные в статье 162 Кодекса, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги).

Получив освобождение, организации и ИП, не могут отказаться от него до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда ими будет утрачено право на освобождение.

Право освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика

Положения статьи 145 действующего НК РФ устанавливают особое право, принадлежащее налогоплательщикам НДС по освобождению от регулярной уплаты указанного налога.

При этом важнейшим аспектом будет выступать тот факт, что данное освобождение от уплаты НДС будет возможным и правомерным только в том случае, если налогоплательщиком будут выполнены все условия, предусмотренные вышеуказанной статьей.

При несоответствии данных налогоплательщика установленным условиям, освобождение от исполнения данного налогового обязательства будет неправомерным.

Воспользоваться законным правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в отношении НДС может как представитель юридического лица, так и физическое лицо, осуществляющее свою трудовую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Нарушение данного права налогоплательщика ведет к наложению определенной меры обязанности за несоблюдение действующих положений налогового законодательства.

В том случае, если налоговый орган, при отсутствии правомерных причин, отказывает в освобождении от уплаты НДС тому или иному налогоплательщику, последний всегда может обратиться в вышестоящую организацию, либо в судебное учреждение и подать соответствующую жалобу.

Лица, освобождающиеся от исполнения обязанностей налогоплательщика и условия освобождения

Действующие налоговые нормы и положения устанавливают определенный круг лиц, которые могут воспользоваться законным правом по освобождению от налоговых обязательств. В данный список входят руководители организаций, учреждений, а также иных юридических лиц, и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговом органе.

Помимо этого, на право освобождения от налоговых обязанностей по уплате НДС влияют и определенные условия, список которых также устанавливается действующими налоговыми нормами. Основное условие непосредственно связано с суммой выручки, полученной индивидуальным предпринимателем, либо организацией за определенный временной период.

Если за три последовательных месяца, которые предшествовали обращению налогоплательщика в налоговый орган с целью оформления освобождения, сумма выручки не превысила двух миллионов рублей, освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика может быть утверждено и оформлено соответствующим налоговым органом.

При этом под суммой выручки будет подразумеваться общая прибыль от профессиональной деятельности заявителя – от продажи или реализации определенных товаров, оказания услуг или проведения работ за соответствующий налоговый период.

Уведомление об использовании права на освобождение

Уведомление об использовании права на освобождение представляет собой особый документ, который налогоплательщик должен представить в соответствующий налоговый орган, по месту своего учета или нахождения организации.

Форма данного уведомления установлена действующим законодательством РФ. Документ должен быть представлен в налоговую организацию не позднее 20-го числа календарного месяца, в котором налогоплательщик стал использовать данное право на освобождение от налоговых обязательств в отношении уплаты НДС.

Непредставление, либо несвоевременное представление данного налогового документа, является налоговым правонарушением и может повлечь за собой применение определенных мер ответственности в отношении налогоплательщика.

Форма уведомления содержит определенные сведения, которые должны быть включены в данный документ: информация о налогоплательщике, о форме его деятельности, о причинах оформления права освобождения от налоговых обязательств и т.д.

Уведомление, которое содержит неполную информацию либо определенные ошибки, будет отклонено налоговым органом и вручено обратно налогоплательщику.

Вместе с уведомлением, налогоплательщик должен представить в налоговый орган и пакет определенных документов, список которых предусмотрен действующим налоговым законодательством.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые представили в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение, а также требуемые документы, не могут отказаться от данного освобождения до того момента, пока со дня непосредственного обращения не истечет 12 календарных месяцев.

По истечению указанного срока заинтересованное лицо может повторно обратиться в налоговый орган с целью отказа от права освобождения.

Уведомление о продлении использования права на освобождение

Уведомление о продлении использования имеющегося у налогоплательщика права на освобождение представляет собой предусмотренный налоговым законодательством документ, который должен подаваться в налоговое учреждение в установленные сроки. Форма данного документа определяется и устанавливается Министерством Финансов РФ.

Подача уведомления о продлении потребуется в том случае, если налогоплательщик, в течение одного календарного года использовал свое законное право на освобождение от налоговых обязательств по уплате НДС, и он желает продлить данное право еще на один временной период.

Уведомление о продлении, так как и уведомление об использовании права освобождения, должно быть подано в уполномоченный налоговый орган в период, не позднее 20-го числа месяца, в котором закончился срок ранее выданного освобождения.

Помимо этого, к уведомлению о продлении должны быть поданы и определенные документы, которые являются обязательными для представления.

Сведения, указанные в данных документах, должны подтвердить тот факт, что у налогоплательщика по прежнему имеются все необходимые основания для использования права освобождения от уплаты НДС, и за прошедший год в его деятельности не произошло колоссальных изменений.

Документы, подтверждающие право на освобождение

Налоговое законодательство РФ устанавливает определенных список документов, после представления которых право на освобождение от уплаты НДС того или иного налогоплательщика может быть подтверждено и оформлено. Эти бумаги являются обязательными для предъявления.

В случае отсутствия одного, либо нескольких документов, право на освобождение от налоговых обязательств не может быть установлено, либо продлено. Статья 145 НК РФ устанавливает, что подтверждающими документами являются следующие бумаги:

  • выписка из документов бухгалтерского баланса за предусмотренный временной период, равный трем предыдущим календарным месяцам;
  • выписки из действующей книги учета расходов, а также доходов юридического лица, либо индивидуального предпринимателя, а также сведения из книги продаж, если таковая имеется;
  • копии полученных, а также выставленных счетов-фактур.

Если хотя бы одного документа не хватает, налоговая организация имеет полное право на выдачу отказа в освобождении от налоговых обязательств конкретному налогоплательщику. Тот же список будет действителен и в том случае, если освобождение ранее уже было оформлено, но теперь налогоплательщику необходимо продлить срок его действия.

Налогоплательщики, утратившие право на освобождение

Законодательством РФ установлен определенный круг лиц, которые, по каким-либо причинам, утратили свое законное право на получение освобождения от налоговых обязательств в отношении уплаты НДС.

К таким лицам можно отнести налогоплательщиков, чья деятельность непосредственно связана с подакцизными товарами, и они реализовывались в период трех календарных месяцев, предшествующих моменту обращения заинтересованного лица в налоговый орган. При этом к подакцизной продукции можно отнести: алкогольные товары и табачные изделия, топливо и т.д.

Если такие лица обратятся в соответствующую налоговую организацию, она выдаст им правомерный отказ в удовлетворении представленных требований.

В тех ситуациях, когда организаций осуществляет несколько видов правомерной деятельности, а продажа подакцизных товаров является лишь одним из них, она вправе оформить освобождение в отношении иных видов деятельности.

Второй категорией лиц, которые не имеют право претендовать на освобождение от налоговых обязательств, можно назвать руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, чья прибыль за определенный налоговый период составила два и более миллиона рублей. Установленный период при этом равен трем календарным месяцам.

Плательщики налога на имущество, согласно НК РФ, – организации и граждане, обладающие имущественными правами на объекты налогообложения. От обязанности уплаты налога некоторые из них освобождены. О том, какие организации и граждане могут налог на имущество не платить, рассказываем ниже.

Какие льготы применяются и кто их устанавливает

В НК РФ налогу на имущество посвящены две главы: гл. 30 (для юрлиц) и гл. 32 (для граждан), которые устанавливают в том числе и льготы при уплате налогов. Льгота может выражаться в полном или частичном освобождении от налога (ст. 56 абз. 1 НК РФ).

Освобождение от обложения налогами возможно как на федеральном, так и на региональном уровне:

  • для физлиц — согласно ст. 399, 407 НК РФ и законодательным актам местного самоуправления;
  • для юрлиц — ст. 372, 381 НК РФ и законодательным актам субъектов РФ.

На заметку! Обширная нормативная база по налогу на имущество субъектов РФ, о льготах по нему, содержится на сайте налоговой службы. Сервис называется «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам». В нем возможен поиск по субъектам РФ, муниципальным образованиям, а также по реквизитам нормативного акта, если они известны.

Особый порядок уплаты налога на имущество и освобождения от уплаты установлен для организаций и ИП, применяющих спецрежимы. Здесь играет роль, относится ли имущество к указанному в ст. 378.2 НК РФ.

Льготы для граждан

Перечень лиц, имеющих право не платить налог на имущество, приведен ниже:

  1. Герои Советского Союза и РФ, награжденные Орденом Славы трех степеней.
  2. Инвалиды: 1, 2 групп, детства, дети-инвалиды.
  3. Участвовавшие в ВОВ, Гражд. войне, иных боевых действиях времен СССР, добровольцы ВОВ, служащие органов внутренних дел, госбезопасности, работающие непосредственно на фронте.
  4. «Чернобыльцы» и приравненные к ним категории граждан.
  5. Военнослужащие с 20-летней выслугой, уволенные со службы.
  6. «Ликвидаторы» аварий на ядерных военных установках, испытатели, граждане с лучевой болезнью.
  7. Члены семей умершего военного, для которых он считался кормильцем.
  8. Пенсионеры и приравненные к ним по возрасту граждане, в том числе и получающие прижизненное содержание.
  9. Служащие в Афганистане и в схожих условиях боевых действий.
  10. Члены семьи военных и госслужащих, погибших на службе.
  11. Творческие деятели, использующие помещения, квартиры под мастерские, музеи, библиотеки.
  12. Владельцы сооружений и строений малой площади (не более 50 кв. м.), расположенных на личных земельных наделах.

Эти основания содержатся в федеральных законодательных нормах НК РФ. Местные льготы дополнительно устанавливают власти местного самоуправления. Как получить информацию о льготах по налогу в конкретном регионе, муниципальном образовании, через сайт налоговой, мы уже говорили. Можно также обратиться с запросом в ИФНС.

Льготы для организаций

Перечень федеральных льгот, освобождающий от уплаты, по этому налогу для организаций весьма обширен. Так, указанный налог могут не платить:

  • общественные организации инвалидов и налогоплательщик, составивший уставный капитал из вкладов таких организаций (играет роль численность сотрудников на инвалидности, их должно быть не менее половины в штате); учреждения, собственниками имущества которых являются организации инвалидов;
  • фармацевтические фирмы-производители;
  • протезные, ортопедические предприятия;
  • судостроительные компании в особых экономических зонах;
  • учреждения исправительной системы страны и др.

При необходимости ознакомиться с полным, детальным перечнем случаев, когда закон позволяет не платить налог, нюансами применения льготы можно в ст. 381 НК РФ.

Аналогично налогу на имущество юрлиц, можно запросить сведения и о дополнениях по льготам в отношении налога на имущество организаций.

Дополнительные льготы могут устанавливаться властями регионов. Пример: Закон г. Москвы «О налоге на имущество организаций» устанавливает 100% льготу по налогу для организаций городского пассажирского транспорта общего пользования, кроме такси, «маршруток» и метро, организаций, имеющих многоэтажные гаражи-стоянки.

Налог на имущество и спецрежимы

Юридические лица и предприниматели, использующие спецрежимы (упрощёнку, вменёнку, единый сельхозналог, патент) освобождены от уплаты налога на имущество. Эта льгота есть в ряде статей НК РФ: 346.1-3; 346.11-2,3; 346.26-4; 346.43-10.

Сельхозпроизводители освобождаются от уплаты имущественного налога в части имущества, используемого для нужд сельхозпроизводства и продажи продукции, т.е. в предпринимательских целях. В отношении других налогов действует то же правило. Исключения – нормы ст. 378.2 НК РФ. В ней говорится об административных и торговых имущественных объектах, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. По ним льгота не применяется.

Чтобы работающему на спецрежиме налогоплательщику определиться, имеет ли он право на льготу, нужно учесть два момента:

  1. Принят ли региональными властями законодательный акт о кадастровой оценке имущества, упомянуты ли эти объекты в ст. 378.2-1 НК РФ, утверждены ли правила исчисления налога в связи с оценкой объектов по кадастровой стоимости, проведена ли фактическая оценка кадастровой стоимости на начало периода (года).
  2. Имеются ли у налогоплательщика здания, в которых размещаются офисы, помещения, предназначенные для торговли, оказания услуг.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Бывают ситуации, когда организациям или индивидуальным предпринимателям не нужен НДС, а перейти на УСН или другой специальный налоговый режим по каким-то причинам невозможно (или невыгодно). В таких ситуациях может помочь статья 145 Налогового кодекса, дающая право освободиться от обязанностей налогоплательщика НДС.

Кто может не платить НДС на основании ст. 145 НК РФ

Т.е. считается выручка не за квартал, а именно за 3 последовательных месяца. Например, чтобы получить освобождение с 1 апреля, берется выручка за январь-март, с 1 мая - февраль-апрель и т.д. Организации исчисляют размер выручки по данным бухгалтерского учета [1] (кроме организаций, перешедших с УСН на ОСНО, поскольку они представляют не выписку из бухгалтерского баланса, а выписку из книги доходов-расходов). У индивидуальных предпринимателей нет бухгалтерского учета, поэтому выручка всегда определяется по данным книги учета доходов и расходов.

При исчислении выручки, дающей право на освобождение, берется выручка только от операций, облагаемых НДС. Т.е. выручка от операций, указанных в статье 149 НК РФ, не учитывается. Такое мнение было высказано в Постановлении Президиума ВАС от 27.11.2012 N 10252/12. С этим мнением были вынуждены согласиться Минфин и ФНС [2] . Так же при исчислении выручки не включаются доходы от операций, облагаемых ЕНВД и/или ПСН. При исчислении выручки не учитываются и полученные авансы, потому что они не являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг).

Если у организации или ИП нет выручки за три последних месяца, то, по мнению Минфина, они не могут получить освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС.

Однако судебная практика на стороне налогоплательщиков уже много лет (Постановления ФАС Уральского округа от 02.05.2007 № Ф09-3020/07-С2, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 № А56-35928/2005, 17 арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 N 17АП-5352/2015-АК (оставлено без изменений АС Уральского округа 16.09.2015 №Ф09-6077/15). Если же организация еще не проработала три месяца, то права на освобождение она не имеет, потому что не выполнено условие по лимиту выручки за 3 последовательных месяца.

Если налогоплательщик реализует подакцизные товары, то выручка по реализации этих товаров не включается в расчет суммы выручки для получения освобождения. Но чтобы получить право воспользоваться статьей 145 НК РФ, он должен вести раздельный учет по торговле подакцизными товарами и другой своей деятельностью. Дело в том, что по операциям реализации подакцизных товаров налогоплательщик не вправе использовать освобождение от НДС [3] .

Какие документы необходимо предоставить

В Налоговом кодексе не конкретизировано, что же из себя представляет выписка из бухгалтерского баланса. Некоторые налоговые инспекторы требуют Отчет о финансовых результатах, однако этот отчет не дает представления о выручке за последние три месяца. Поэтому рекомендуется представлять выписку в свободной форме, где просто указывать размер выручки по данным бухгалтерского учета с такой-то по такой-то период. Подобную же выписку можно делать из книг доходов и расходов поскольку эти книги предусматривают ведение учета кассовым методом и в графах «доходы» указываются в том числе и полученные авансовые платежи.

Чтобы получить право на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС, документы и уведомление надо представить не позднее 20 числа месяца, начиная с которого будет применяться освобождение. Несмотря на установленный кодексом срок подачи документов, много лет велись споры о том, имеет ли право получить освобождение налогоплательщик, пропустивший срок подачи документов. Точку в спорах поставил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость". В этом Постановлении судьи указали, что «…лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов». С этим пришлось согласиться и Минфину [4] . Таким образом, организации и ИП получили возможность подавать уведомление и документы «задним» числом.

Как потерять право на освобождение от уплаты НДС

Если организация или ИП не подтвердит документами право использовать освобождение по ст.145 НК РФ, то это право теряется с даты начала применения такого освобождения. При этом придется восстановить сумму налога и уплатить в бюджет за все 12 месяцев применения освобождения. Однако при расчете НДС к уплате можно воспользоваться вычетами, при наличии правильно оформленных счетов-фактур (и других документов) от контрагентов. Хотя Минфин считает, что лица, потерявшие право на освобождение, права на вычеты не имеют [5] .

Что будет, если организация или ИП опоздает с подачей документов на подтверждения права на освобождение? Налоговые органы много лет считали, что такое опоздание лишает права применять статью 145 НК РФ, а судебная практика по этому поводу колебалась. Однако Постановление Пленума ВАС № 33 и в этом споре поставило точку, склонив чашу весов правосудия в пользу организаций и ИП.

Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 3365/13 по делу N А52-1669/2012

[2] Письмо ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@

[4] Письмо Минфина России от 16.06.2015 N 03-07-14/34600

[5] Письмо Минфина России от 23.07.2013 N 03-07-14/29077

Освобождение от уплаты налогов и страховых взносов за II квартал 2020 года в связи с Covid-19

Кому положена мера?

Какие налоги спишут?



Налоги на доходы

Налог на прибыль организаций

Авансовый платёж за отчетное полугодие 2020 года*

*Авансовый платеж засчитывается в счет уплаты ЕСХН по итогам 2020 года

Налог, уплачиваемый при УСН

Авансовый платёж за полугодие 2020 года, уменьшенный на сумму авансового платежа за первый квартал

Налог за второй квартал 2020 года

НДФЛ за себя для ИП, нотариусов, адвокатов и других специалистов частной практики

Авансовый платёж за первое полугодие 2020 года, уменьшенный на сумму платежа за I квартал

Из срока, на который приобретён патент, исключаются все календарные дни, выпавшие на апрель, май и июнь 2020 года*

*если приобретенный патент включал месяцы, приходящиеся на этот период, то будет произведен пересчет и налоговый орган уведомит об этом налогоплательщика

Для всех налогов, кроме ЕНВД и патента, действует общее правило: авансовые платежи засчитываются при дальнейшем расчёте суммы платежа и уплаты налога. Например, при расчёте авансового платежа по УСН за 9 месяцев сумму авансового платежа за полугодие нужно считать уплаченной и уменьшить на неё платёж за 9 месяцев.

Имущественные налоги

Освобождение от уплаты предусмотрено по налогам и авансовым платежам за период владения объектами налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года:

Налог на имущество организаций

Для всех объектов

Транспортный и земельный налоги

Для транспортных средств и земельных участков, которые используются или предназначены для использования в предпринимательской или уставной деятельности

Налог на имущество физлиц

Для недвижимости, используемой или предназначенной для использования в предпринимательской деятельности

Страховые взносы

На выплаты работникам за апрель, май и июнь 2020 года будет действовать нулевой тариф по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и на страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством. Единый тариф 0 % распространяется как на выплаты в рамках предельной базы, так и сверх неё.

Плательщики, представившие расчеты без применения пониженных тарифов, могут предоставить уточненные расчеты в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу работников за апрель, май и июнь 2020 года.

Пострадавшие ИП не освобождаются от страховых взносов за себя, но их сумма снижена. Фиксированный платёж на обязательное пенсионное страхование за 2020 год составит 20 318 рублей вместо 32 448 рублей. Разница — 12 130 рублей, в размере одного МРОТ.

Прочие налоги

за апрель, май, июнь 2020 года

за II квартал 2020 года

за апрель, май, июнь 2020 года

за II квартал 2020 года

Если льгота на вас распространяется, не забудьте про НДС, налог на игорный бизнес и НДФЛ за сотрудников: эти налоги нужно уплатить в общем порядке.

Как проверить, спишут ли вам налоги?

Проверить возможность получения меры поддержки в виде освобождения от исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборам и страховым взносам поможет специальный сервис ФНС: https://service.nalog.ru/covid4/ - достаточно ввести ИНН организации или индивидуального предпринимателя



Как списать налоги?

Наиболее часто задаваемые вопросы

Вопрос: Имеет ли значение ОКВЭД, при ведении деятельности по одной из имеющихся систем налогообложения, для права по освобождению от исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборам и страховым взносам за отчетные (налоговые) периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 года?

Ответ: Включение занятых в наиболее пострадавших отраслях экономической деятельности организаций – субъектов МСП и индивидуальных предпринимателей в перечень лиц, на которых распространяется мера поддержки в виде освобождения от исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборам и страховым взносам за отчетные (налоговые) периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 года, осуществляется по коду основного вида деятельности (ОКВЭД), информация о котором содержится в ЕГРИП либо в ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года.

В случае включения плательщика в данный перечень мера поддержки распространяется на все применяемые плательщиком системы налогообложения, вне зависимости от кода вида деятельности по каждой из них.

Вопрос: Если я включен в перечень лиц, освобожденных от исполнения обязанности, возможно ли вернуть/зачесть уже уплаченные налоги (сборы), страховые взносы за отчетные (налоговые) периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 года?

Ответ: Налогоплательщик, включенный в перечень и осуществивший уплату налогов (сборов), страховых взносов за отчетные (налоговые) периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 года, имеет право на возврат/зачет денежных средств в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Кроме того, уплаченные суммы могут быть учтены налоговым органом самостоятельно (без дополнительных заявлений от налогоплательщика) в счёт погашения предстоящих начислений.

Вопрос: Необходимо представлять декларацию (расчёт) за отчетные (налоговые) периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 года, в случае включения лица в перечень лиц, освобожденных от исполнения обязанности уплатить налоги, сборы и страховые взносы?

Ответ: Налогоплательщик, включенный в перечень лиц, освобожденных от исполнения обязанности уплатить налоги (сборы), не освобожден от представления налоговых деклараций с исчисленными суммами налогов, за исключением случаев, когда на налогоплательщика в соответствии с НК РФ не возложена обязанность по представлению налоговых деклараций за указанный период (например, индивидуальные предприниматели при налогообложении у них имущества всех видов).

Вопрос: Если я включен в перечень лиц, освобожденных от исполнения обязанности, как мне узнать сумму уменьшения ранее исчисленного патента?

Ответ: Для налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения предусмотрено, что налоговым органом самостоятельно при исчислении суммы налога, подлежащего уплате, из количества дней срока, на который выдается патент, исключаются календарные дни, приходящиеся на апрель, май и июнь 2020 года.

В случае если ранее выданный патент включал в себя календарные дни, приходящиеся на этот период, налоговый орган самостоятельно проводит перерасчет исчисленных сумм и направляет налогоплательщику информационное сообщение о пересчете налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения.

Вопрос: Если я включен в перечень лиц, освобожденных от исполнения обязанности уплатить налоги (сборы), необходимо ли мне уплачивать имущественные налоги?

Ответ: Освобождение от уплаты имущественных налогов предусмотрено по налогам и авансовым платежам за период владения объектами налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года по:

  • налогу на имущество организаций – для всех объектов;
  • транспортному и земельному налогам – для транспортных средств и земельных участков, которые используются или предназначены для использования в предпринимательской и (или) уставной деятельности;
  • налогу на имущество физических лиц – для недвижимости, используемой или предназначенной для использования в предпринимательской деятельности.

Для освобождения налогоплательщиков-организаций в приказ ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций …» и в Классификатор категорий льготируемых налогоплательщиков, предусмотренный приказом ФНС России от 25.06.2019 № ММВ-7-21/324@, будут добавлены новые коды налоговых льгот. Данные коды налоговых льгот, самостоятельно будут применяться налоговым органом при исчислении сумм налога за 2020 год.

В части транспортного и земельного налога освобождение налогоплательщиков-организаций за период владения объектами налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года осуществляется налоговым органом самостоятельно.

Для налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц освобождение от уплаты осуществляется налоговым органом самостоятельно по средствам применения соответствующей льготы, информация о которой будет отражена в налоговых уведомлениях. При этом, в случае отсутствия у налогового органа информации об использовании налогооблагаемого земельного участка и(или) иного объекта недвижимости в предпринимательской деятельности (например, садовый или огородный земельный участок, жилое помещение, гараж и т.п.), налоговая льгота за II квартал 2020 г. будет предоставляться на основании заявления налогоплательщика, оформленного в соответствии с приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@ и представленного в любой налоговый орган, а также документов, подтверждающих использование таких объектов (предназначение для использования) в предпринимательской деятельности.

Вопрос: Если я включен в перечень лиц, освобожденных от исполнения обязанности уплатить налоги (сборы), необходимо ли мне уплачивать страховые взносы?

Ответ: Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных за апрель, май, июнь 2020 года, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования и свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования установлены следующие пониженные тарифы страховых взносов:

  1. на обязательное пенсионное страхование - в размере 0,0 процента;
  2. на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0,0 процента;
  3. на обязательное медицинское страхование - в размере 0,0 процента.

Плательщики, представившие расчет по страховым взносам за отчетный период полугодие 2020 года без применения пониженных тарифов страховых взносов вправе представить уточненный расчет за указанный отчетный период, применив пониженный тариф в размере 0% в отношении сумм страховых взносов, исчисленных за последние три месяца отчетного периода.

При этом, при представлении расчетов по страховым взносам без применения пониженных тарифов, налоговый орган в адрес плательщиков страховых взносов направит по ТКС информационное сообщение о применении пониженных тарифов страховых взносов в размере 0% за апрель, май, июнь 2020 года.

Пострадавшим индивидуальным предпринимателям фиксированный платеж за 2020 год будет снижен на 12 130,00 руб. (размер одного МРОТ) и составит 20 318,00 рублей.

Читайте также: