В европейском союзе введена система полного информирования о неуплате налогов

Опубликовано: 14.05.2024

В очередной раз затронем тему предварительного информирования – на этот раз обратимся к опыту Европейского Союза (ЕС). Требование об обязательном предварительном информировании (ПИ), которое, к слову, там называется предварительным декларированием, введено в ЕС с 1 января 2011 г.

В качестве предварительного уведомления в ЕС подается документ под названием краткая въездная декларация (entry summary declaration - ENS). Сведения, подлежащие указанию в ENS, не делятся на обязательные и необязательные, а заполняются в полном объеме. Ниже представлен перечень сведений, указываемых в ENS.

Количество наименований товаров
Уникальный номер перевозки
Номер транспортного документа
Отправитель
Лицо, представляющее ввозную краткую декларацию
Получатель
Перевозчик
Транспортные средства, на котором перемещается товары на границе
Код первого места прибытия товаров на таможенную территорию ЕС
Дата и время прибытия товаров в первое место прибытия на таможенную территорию ЕС
Коды государств по маршруту движения транспортных средств
Вид транспорта на границе
Место погрузки
Код места разгрузки
Описание товаров
Код вида упаковки
Количество упаковок
Номер контейнера, если товары перемещаются в контейнере
Номер наименования товара
Код товара по товарной номенклатуре
Код товара по номенклатуре ООН, если таковые перемещаются
Код метода уплаты транспортных сборов
Код товаров по номенклатуре ООН для опасных грузов, если такие имеются
Номер пломбы
Дата декларации
Подпись или аутентификация лица, подающего декларацию
Иные специфические сведения

Для предоставления таможенным органам ввозной и вывозной кратких деклараций, а также таможенной и краткой деклараций участникам ВЭД и перевозчикам необходимо зарегистрироваться в системе Регистрации и Идентификации Хозяйствующих Субъектов (система EORI). Система EORI является одной из составных частей создаваемой в ЕС электронной среды, разрабатываемой в рамках программы e-Customs (то есть среды безбумажных носителей). Каждое из государств разработало свою систему EORI.

Участникам ВЭД необходимо лишь единственный раз зарегистрироваться в системе EORI. Им представляется уникальный идентификационный номер EORI, которым они пользуются впоследствии. В ходе осуществления всех сделок и таможенных операций, для которых требуется идентификатор, компании обязаны пользоваться единым, признаваемым на территории всего ЕС номером EORI.

Для получения EORI заинтересованное лицо обращается в таможенные органы или государственные ведомства государств – членов Евросоюза перед проведением планируемых таможенных операций, а также во время проведения первой таможенной операции, для осуществления которой нужен номер EORI. Компании стран вне ЕС могут получить EORI-номер в той стране – участнице Союза, где впервые осуществляет таможенные формальности.

В ЕС действуют система контроля экспорта (ECS), импорта (ICS) и транзита (NTCS), с помощью которых можно представить ПИ. В каждой стране сформирована своя система представления предварительной информации и существует своя система представления сведений.

Вопреки расхожему мнению следует отметить, что в ЕС ситуация с ПИ весьма неоднозначная. Так, по мнению представителей, технология отлажено функционирует в 4-х странах: Германии, Польше, Литве и Латвии. В Литве, например, не обязательно заполнять ENS – в качестве ПИ используется транзитная декларация, а, например, в Польше ENS заполнять обязательно. Кроме того, в Германии действуют информационные операторы, тогда как в Литве, Латвии и Польше, таких организаций нет, там информационный обмен осуществляется через серверы таможенных служб.

Хотя ответственность по представлению ENS возложена на перевозчика, на практике нет разницы, кто подаст информацию. Важен факт ее наличия, как и в Таможенном союзе ЕврАзЭС.

Для того чтобы подать ПИ, нужно подключиться к системе электронного декларирования. Чтобы стать пользователем системы электронного декларирования в ЕС, нужно заключить договор с таможенной службой и подать заявление, а также получить электронную подпись. Немаловажная деталь – чтобы заключить договор о подключении к системе электронного декларирования, нужно быть зарегистрированным юридическим лицом государства – члена ЕС. Либо необходимо найти партнера на территории ЕС, который уже к этой системе подключен, и сможет сам представить ПИ, заверив ее своей электронной подписью.

Правовое регулирование налогов и сборов в ЕС обусловлено наличием нескольких факторов. Во-первых, можно выделить принципиальное различие между сферами прямого и косвенного налогообложения в ЕС, каждая из которых имеет свою специфику регулирования на наднациональном уровне. Во-вторых, администрирование в сферах прямого и косвенного налогообложения в государствах-членах ЕС регулируется на уровне ЕС, исходя из целей и задач, актуальных для интеграции государств-членов ЕС.

Применительно к первому фактору следует отметить, что если в случае косвенного налогообложения существует гармонизация налоговых систем государств-членов ЕС, то в области прямого налогообложения осуществляется процесс координации. При осуществлении координации налоговых систем Комиссия ЕС издает Сообщения, которые посвящены конкретным проблемам налогообложения, и относящиеся к так называемым нормам «мягкого права». И поскольку «мягкое право» является индикатором правового убеждения, постольку его правовое качество выражается в рамках традиционных, признанных сообществом государств источников права. Зачастую оно может быть использовано для толкования традиционных источников права. Кроме того, его действие обусловлено значением для правоприменения [1; с. 15].

Еще в 1967 году была принята Программа Комиссии ЕЭС по гармонизации прямых налогов, в которой определялся следующий перечень задач:

- устранение всех налоговых барьеров для перемещения капитала, единого рынка и расширения инвестиций;

- обеспечение налогового нейтралитета корпоративных операций по реструктуризации и трансграничным слияниям;

- обеспечение условий для реализации принципа равной конкуренции в сфере инвестиций с помощью выравнивания налоговых стимулов и методов исчисления налогов;

- устранение различий между налогами, взимаемыми с активов компаний, инкорпорированных в государствах-членах;

- создание единообразной налоговой базы налога на корпорации и метода исчисления прибыли;

- сближение ставок налога на корпорации государств-членов;

- координация способов проведения налоговых проверок и взимания налогов;

- устранение двойного налогообложения, которое не может быть достигнуто в процессе гармонизации [2] .

Вместе с тем этим инициативам не суждено было сбыться, поскольку государства-члены ЕС неоднократно выражали свою позицию сохранения фискального суверенитета в сфере прямого налогообложения. Таким образом, вместо гармонизации прямого налогообложения в ЕС в настоящее время осуществляется координация налоговых систем государств-членов ЕС, что с одной стороны позволяет сохранить фискальный суверенитет государств, с другой – посредством норм мягкого права воздействовать на формирование налоговых политик государств-членов.

В частности, общая стратегия налоговой политики ЕС содержится в Сообщении Комиссии ЕС от 23 мая 2001 года о «Налоговой политике в ЕС – приоритеты на будущие годы». В этом сообщении Комиссия ЕС указала, что не существует необходимости в гармонизации национальных налоговых систем государств-членов ЕС. Право выбирать ту или иную систему налогообложения оставлено за государствами-членами ЕС, при условии соблюдения права ЕС.

Налоговая политика ЕС состоит из системы мер, проводимых не только институтами и органами ЕС, но и государствами-членами в целях гармонизации и координации налогового законодательства государств-членов для устранения налоговых барьеров на внутреннем рынке, обеспечения реализации основных свобод, закрепленных учредительным актом ЕС, недопущения недобросовестной и пагубной налоговой конкуренции, дискриминации на внутреннем рынке, создании норм об избежании двойного налогообложения. Однако в учредительном акте ЕС налоговая политика не определяется в качестве отдельного вида политики ЕС (ст.3 Договора о функционировании ЕС) [3]. Вместе с тем в учредительном акте ЕС закреплено, что в компетенцию ЕС входит сближение (гармонизация), которое необходимо с целью обеспечить создание или функционирование внутреннего рынка и не допустить искажений конкуренции (ст.113 Договора о функционировании ЕС).

Институты ЕС осуществляют свою деятельность по налоговым вопросам только в том случае, если государство-член ЕС не может эффективно решить возникшие проблемы. По сути проблемы возникают из-за отсутствия должного уровня координации между налоговыми политиками государств-членов ЕС. В Договоре о функционировании ЕС содержится следующее положение: «В отдельных сферах и согласно условиям, предусмотренным Договорами, Союз располагает компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов, не подменяя при этом их компетенцию в данных сферах» (ст. 5(2) Договора о функционировании ЕС).

В связи с процессом координации национальных налоговых систем Комиссия ЕС выразила мнение, согласно которому сохранение единогласия в голосовании по налоговым вопросам не способствует данному процессу [4]. Соответственно, было предложено заменить такое голосование на голосование посредством квалифицированного большинства, однако государства-члены ЕС не подержали мнение Комиссии по этому вопросу. Таким образом, фискальный суверенитет является не простой декларацией, а выражает реалии функционирования ЕС.

Основными целями координации налоговых систем являются, по мнению Комиссии ЕС, устранение фискальных барьеров, дискриминации и двойного налогообложения на уровне ЕС. Соответственно, основным результатом координации прямого налогообложения должно стать соответствие национальных правовых систем первичному и вторичному праву ЕС (в том числе судебной практике).

Таким образом, в соответствии с правом Сообщества государства-члены вправе формировать системы прямого налогообложения, исходя из собственных целей и задач налоговой политики.

Вместе с тем нормы национальных законодательств, принятие которых обусловлено только местными потребностями приводит к разнообразию подходов государств-членов ЕС в контексте трансграничных правоотношений. Как следствие, физические и юридические лица могут подвергаться двойному налогообложению или нести дополнительные убытки, связанные с различными подходами к налоговому администрированию. В частности, для физических лиц могут возникать препятствия в связи с налогообложением доходов, возникших в других государствах-членах ЕС, в то время как у компаний могут появляться сложности с инвестированием на территории государств-членов, где они не инкорпорированы [5] .

Эти проблемы не могут быть полностью решены посредством заключения двусторонних договоров между государствами-членами без соответствующего регулирования на уровне ЕС. Различные препятствия фискального характера, установленные в национальных законодательствах государств-членов, были предметом оспаривания со стороны налогоплательщиков в Суде ЕС, когда этот судебный орган интерпретировал и применял нормы учредительного акта ЕС[6] .

Таким образом, ключевыми принципами для координации налогового администрирования государств-членов в ЕС являются:

1) устранение дискриминации и двойного налогообложения;

2) предотвращение злоупотреблений налоговыми правами;

3) снижение издержек, связанных с налогообложением доходов в разных налоговых юрисдикциях.

Таким образом, создание общего рынка ЕС в 60-х годах XX века и его трансформация в единый внутренний рынок в начале 90-х годов потребовали создания условий формирования принципов и норм в области налогов и сборов, которые бы обеспечивали реализацию основных свобод: свободное движение товаров, услуг, лиц и капитала между государствами-членами ЕС. Согласно праву ЕС эти свободы не должны ограничиваться какими-либо препятствиями, в частности, налогового характера. Соответственно, процесс координации налоговых систем государств-членов ЕС призван, прежде всего, обеспечить единство внутреннего рынка ЕС.

Библиографический список

1) Shelton (Hrsg) Commitment and Compliance: the Role of Non-Binding Norms in the International Legal System, 2000. P.15

2) EEC Fiscal and Fin. Comm., Tax Harmonization in the Common Market (Newmark Report) (July 9, 1962). // Захаров А. С.Налоговое право ЕС. Актуальные проблемы функционирования единой системы. М., 2010

5) Communication from the Commission to the Council. “Towards an Internal Market without tax obstacles”, COM [2001]582

6) Case C-106/91 Ramrath [1992] ECR I-3351; Case C-48/75 Royer [1976] ECR 497; Case C-152/03 Ritter [2006] ECR I-1711и др.

Читать книгу Право. 10–11 класс. Профильный уровень

§ 50. Ответственность за уклонение от уплаты налогов

Давно замечено, что люди не любят платить налоги. Некоторые идут на совершение правонарушений: занижают сумму доходов, не указывают некоторые из них, не являются в налоговую инспекцию. Словом, уклоняются от уплаты налогов.

Стоит ли это делать? Практика и здравый смысл свидетельствуют: не стоит. Сокрытие доходов от налогов, в сущности, не отличается от кражи государственного имущества. Так обязательно ли незаметно для самого себя становиться вором?

Налоги фиксирует и подсчитывает компьютер, машина «бездушная», точная, пунктуальная, неподкупная. Подтверждается истинность известного положения: нет ничего тайного, что не стало бы явным.

Но нарушения в налоговой сфере происходят сплошь и рядом. Они распространены во всех странах, с рыночной экономикой в том числе. Скажем, в США, где ежегодно обрабатывается около 1 млрд деклараций фирм и свыше 100 млн деклараций граждан, бюджет недополучает налогов на сумму 100 млрд долларов. Недоплата составляет 15 % всех налоговых платежей. Не одна карьера была сломана из-за попыток сэкономить на уплате налогов.

По российскому законодательству должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к финансовой (налоговой), административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

В Налоговом кодексе РФ предусмотрены различные меры ответственности (разные суммы штрафов) налогоплательщиков, совершающих отдельные налоговые правонарушения. Например, за:

• уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

• нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов в налоговую инспекцию;

• нарушение организацией учета доходов и расходов объектов налогообложения, т. е. неотражение или неполное отражение доходов, в течение одного или более налоговых периодов;

• неумышленную неуплату или неполную уплату сумм налога;

• те же действия, совершенные умышленно и т. д.

Особенно серьезны санкции, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Так, уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах, путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 500 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн руб., а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2,5 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 млн руб. (ст. 199).

Уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет (ст. 198). Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 100 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 000 руб., а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 500 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн руб.

К дисциплинарной ответственности привлекаются сотрудники налоговых органов, совершившие дисциплинарные проступки, не предусматривающие уголовную ответственность.

Вопросы для самоконтроля

1. К каким видам правовой ответственности привлекаются должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства?

2. Какую ответственность несет налогоплательщик в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации?

3. Какая ответственность предусмотрена за уклонение от уплаты налогов уголовным правом России?

4. К какой ответственности привлекаются сотрудники налоговых органов, совершившие дисциплинарные проступки?

Мы предложили нестандартный ход: разрешить облагать налогом нелегальные доходы. Если доказано, что у человека были нелегальные доходы, разрешите взять с них налоги. Это будет гораздо страшнее, чем любое другое наказание. Суммы, которые человек в этом случае должен заплатить, поистине огромные. Забирается доход, укрытый от налогов, плюс штраф в таком же или вдвое-втрое большем размере, плюс сам налог. В итоге мы наказываем страшнее, чем Уголовный кодекс РФ.

Это с нашим правовым нигилизмом многие поехали в Испанию и на Кипр покупать недвижимость и думали, что она потом будет обходиться бесплатно. Сейчас уже пошел плач горькими слезами. Вдруг обнаруживается, что там-то налог на недвижимость есть, а они по российской привычке забывают его платить.

В Европейском Сообществе введена система полного информирования о неуплате налогов во всех странах сообщества. Если вы не заплатили хоть какую-то мелочь в любой из этих стран, вам не дадут визу никуда в Европе, о вас везде будет известно, что вы неплательщик налогов. И мы будем присоединяться к этому. Со всеми вытекающими последствиями (А. Починок, государственный деятель).

Следует помнить, что пока налогоплательщик на Западе не в пример нашему. В Швеции, например, налоги платят 99,99 % от общего числа деловых людей. Оставшиеся сотые доли процента– это внезапно умершие или заболевшие. Да и декларации о совокупном годовом доходе там не заполняют, а только подписывают. Все расчеты производятся в налоговых органах, от которых скрыть лишнюю крону дохода весьма проблематично (А. Комардина, работник Федеральной налоговой службы РФ).

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Рэкетир не придет к тому, у кого нет неучтенных денег. Мафия уже давно вычислила потенциальную доходность предпринимателей и берет один вид налога, в точном проценте с того, что человек зарабатывает. Без институтов, без чиновников, без налоговых инспекторов. Сосчитали и берут (А. Починок).

Конечно, защищать свои права в сфере налогообложения необходимо, но только ни в коем случае не так, чтобы появились в газете «Налоговая полиция» объявления о розыске:

«Разыскивается за совершение преступления, предусмотренного ст. 198 ч. 2 УК РФ. К-н В. В. как физическое лицо за оказанные посреднические и консультативные услуги получал от АО «Финансы» крупные суммы в долларах США. Переводы денег осуществлялись на лицевой счет К-на в NN банке г. Лондона».

«Разыскивается за совершение преступления, предусмотренного ст. 199 ч. 2 УК РФ, УФСНП России по Калужской области. М. С-н, будучи генеральным директором фирмы «Тиджарет», занимался в Калуге строительными работами, все полученные за работы деньги переводил за границу без уплаты налогов».

Темы для рефератов и обсуждения

1. Ответственность за уклонение от уплаты налогов по НК РФ.

2. Должны ли граждане декларировать крупные доходы: мировой опыт и его уроки.

Внимание! Текст предназначен только для предварительного ознакомительного чтения.

Эта книга способствует профессиональному росту читателей и является рекламой бумажных изданий.

Все права на исходные материалы принадлежат соответствующим организациям и частным лицам.

§ 50. Ответственность за уклонение от уплаты налогов

Давно замечено, что люди не любят платить налоги. Некоторые идут на совершение правонарушений: занижают сумму доходов, не указывают некоторые из них, не являются в налоговую инспекцию. Словом, уклоняются от уплаты налогов.

Стоит ли это делать? Практика и здравый смысл свидетельствуют: не стоит. Сокрытие доходов от налогов, в сущности, не отличается от кражи государственного имущества. Так обязательно ли незаметно для самого себя становиться вором?

Налоги фиксирует и подсчитывает компьютер, машина «бездушная», точная, пунктуальная, неподкупная.

Подтверждается истинность известного положения: нет ничего тайного, что не стало бы явным.

Но нарушения в налоговой сфере происходят сплошь и рядом. Они распространены во всех странах, с рыночной экономикой в том числе. Скажем, в США, где ежегодно обрабатывается около 1 млрд деклараций фирм и свыше 100 млн деклараций граждан, бюджет недополучает налогов на сумму 100 млрд долларов. Недоплата составляет 15 % всех налоговых платежей. Не одна карьера была сломана из-за попыток сэкономить на уплате налогов.

По российскому законодательству должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к финансовой (налоговой), административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

В Налоговом кодексе РФ предусмотрены различные меры ответственности (разные суммы штрафов) налогоплательщиков, совершающих отдельные налоговые правонарушения. Например, за:

• уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

• нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов в налоговую инспекцию;

• нарушение организацией учета доходов и расходов объектов налогообложения, т. е. неотражение или неполное отражение доходов, в течение одного или более налоговых периодов;

• неумышленную неуплату или неполную уплату сумм налога;

• те же действия, совершенные умышленно, и т. д.

Особенно серьезны санкции, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Так, уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах, путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 500 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн руб., а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2,5 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 млн руб. (ст. 199). Уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет (ст. 198). Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 100 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 000 руб., а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 500 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн руб.

К дисциплинарной ответственности привлекаются сотрудники налоговых органов, совершившие дисциплинарные проступки, не предусматривающие уголовную ответственность.

Вопросы для самоконтроля

1. К каким видам правовой ответственности привлекаются должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства?

2. Какую ответственность несет налогоплательщик в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации?

3. Какая ответственность предусмотрена за уклонение от уплаты налогов уголовным правом России?

4. К какой ответственности привлекаются сотрудники налоговых органов, совершившие дисциплинарные проступки?

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Рэкетир не придет к тому, у кого нет неучтенных денег. Мафия уже давно вычислила потенциальную доходность предпринимателей и берет один вид налога, в точном проценте с того, что человек зарабатывает. Без институтов, без чиновников, без налоговых инспекторов. Сосчитали и берут (А. Починок, государственный деятель).

Конечно, защищать свои права в сфере налогообложения необходимо, но только ни в коем случае не так, чтобы появились в газете такие объявления о розыске:

«Разыскивается за совершение преступления, предусмотренного ст. 198 ч. 2 УК РФ. К-н В. В. как физическое лицо за оказанные посреднические и консультативные услуги получал от АО «Финансы» крупные суммы в долларах США. Переводы денег осуществлялись на лицевой счет К-на в NN банке г. Лондона».

«Разыскивается за совершение преступления, предусмотренного ст. 199 ч. 2 УК РФ. М. С-н, будучи генеральным директором фирмы «Тиджарет», занимался в Калуге строительными работами, все полученные за работы деньги переводил за границу без уплаты налогов».

Мы предложили нестандартный ход: разрешить облагать налогом нелегальные доходы. Если доказано, что у человека были нелегальные доходы, разрешите взять с них налоги. Это будет гораздо страшнее, чем любое другое наказание. Суммы, которые человек в этом случае должен заплатить, поистине огромные. Забирается доход, укрытый от налогов, плюс штраф в таком же или вдвое-втрое большем размере, плюс сам налог. В итоге мы наказываем страшнее, чем Уголовный кодекс РФ.

Это с нашим правовым нигилизмом многие поехали в Испанию и на Кипр покупать недвижимость и думали, что она потом будет обходиться бесплатно. Сейчас уже пошел плач горькими слезами. Вдруг обнаруживается, что там-то налог на недвижимость есть, а они по российской привычке забывают его платить.

В Европейском Сообществе введена система полного информирования о неуплате налогов во всех странах сообщества. Если вы не заплатили хоть какую-то мелочь в любой из этих стран, вам не дадут визу никуда в Европе, о вас везде будет известно, что вы неплательщик налогов. И мы будем присоединяться к этому. Со всеми вытекающими последствиями (А. Починок).

Следует помнить, что пока налогоплательщик на Западе не в пример нашему. В Швеции, например, налоги платят 99,99 % от общего числа деловых людей. Оставшиеся сотые доли процента– это внезапно умершие или заболевшие. Да и декларации о совокупном годовом доходе там не заполняют, а только подписывают. Все расчеты производятся в налоговых органах, от которых скрыть лишнюю крону дохода весьма проблематично (А. Комардина, работник Федеральной налоговой службы РФ).

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Ответственность за уклонение от уплаты налогов по НКРФ.

2. Должны ли граждане декларировать крупные доходы: мировой опыт и его уроки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 301. Уклонение физических лиц от уплаты налогов

Статья 301. Уклонение физических лиц от уплаты налогов (1) Уклонение от уплаты налогов физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, путем уклонения от представления декларации о подоходном налоге или путем включения в декларацию искаженных

Статья 62. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога Статья 63. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога

Статья 62. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога Статья 63. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или

Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей 1. Злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица 1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, -наказывается штрафом в размере от ста тысяч до

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица 1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации 1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о

Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей 1. Злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (в ред. Федерального закона от 25.06.1998 №92-ФЗ)1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 №162-ФЗ)1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 №162-ФЗ)1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с

13. Уклонение физического лица от уплаты налогов и (или) сборов

13. Уклонение физического лица от уплаты налогов и (или) сборов Объектом преступления, предусмотренного ст. 198 УК, является порядок уплаты налогов и других обязательных платежей. Отношения по установлению и взиманию налогов и сборов регулируются Налоговым кодексом

14. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций

14. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций Объектом преступления, предусмотренного ст. 199 УК, является порядок налогообложения юридических лиц, установленный нормами Налогового кодекса РФ.Объективная сторона по ч. 1 ст. 199 выражается в уклонении от

Статья 164. Уклонение от уплаты алиментов на содержание детей

Статья 164. Уклонение от уплаты алиментов на содержание детей 1. Злостное уклонение от уплаты установленных решением суда средств на содержание детей (алиментов), а также злостное уклонение родителей от содержания несовершеннолетних или нетрудоспособных детей,

Статья 165. Уклонение от уплаты средств на содержание нетрудоспособных родителей

Статья 165. Уклонение от уплаты средств на содержание нетрудоспособных родителей 1. Злостное уклонение от уплаты установленных решением суда средств на содержание нетрудоспособных родителей — наказывается общественными работами на срок от восьмидесяти до ста двадцати

Статья 212. Уклонение от уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей

Статья 212. Уклонение от уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей 1. Умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей, входящих в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке, совершенное должностным лицом

Статья 212-1. Уклонение от уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование

Статья 212-1. Уклонение от уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование 1. Умышленное уклонение от уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, совершенное должностным лицом предприятия,

Европейский союз является одним из наиболее крупных интеграционных образований, проводящим общую экономическую политику, в том числе и в сфере налогообложения. Создание единого европейского рынка, конкурентоспособного в мировом масштабе, подразумевает обеспечение равных условий трансграничной торговли для всех субъектов хозяйствования. С этой целью в Евросоюзе на сегодняшний момент полностью ликвидированы внутренние таможенные барьеры, запрещены количественные ограничения при ввозе зарубежных товаров, ограничена государственная помощь отечественным производителям.

Однако для успешной реализации идеи общего рынка необходимо устранить все препятствия, в том числе и налоговые. Для того, чтобы полностью преодолеть разницу в условиях хозяйствования для субъектов из разных государств-членов Евросоюза необходимо гармонизировать законодательство в области налогообложения. Европейские законодательные органы предоставляют государствам-членам права на сбор на своей территории налогов и формирование собственного бюджета.

В соответствии с первыми регламентами по унификации во всех государствах-членах была установлена единая система НДС с той целью, чтобы механизм исчисления и уплаты налогов был одинаковым для всех субъектов хозяйствования и легко сопоставимым для целей бюджетирования ЕС. Конечно, переход на новую систему налогообложения потребовал для некоторых государств определенных организационных и временных затрат и происходил постепенно, пока, наконец, к 1973 г. во всех государствах – членах не ввели единую систему взимания НДС. Впоследствии все вновь присоединившиеся к ЕС государства обязаны были привести свою систему исчисления данного налога в соответствие с регламентами. Унификация НДС была не только необходимым первым шагом на пути устранения налоговых границ, но и основной предпосылкой замены членских взносов государств-участников средствами, поступающими в общий бюджет ЕС в виде процента от сборов по НДС на территории государств-членов.

Однако развитие рынка ЕС выявило ряд новых проблем, стоящих на пути принятия совместных решений на уровне наднациональных органов. Наиболее серьезной проблемой стал рост мошенничества с возмещением НДС, что привело к изменению регламента ЕС и установлению новых правил с обязательной регистрацией плательщиков НДС на территории ЕС с 1 января 2007 г. В 2008 г. Еврокомиссия начала создание специальной информационной сети для борьбы с нарастающими схемами мошенничества с НДС. В связи с этим механизм исчисления НДС и его коррекция на сегодняшний день являются основным направлением деятельности наднациональных органов по унификации налогового режима.

Однако государства-члены противятся установлению единого НДС, активно используя дифференциацию ставок как инструмент внутрифискальной политики.

Ставки НДС в государствах-членах Евросоюза существенно различаются, поэтому рассмотрим и сравним их уровень:

Ставки НДС в странах ЕС в 2000, 2010-2012 гг.

За последние годы, несмотря на стратегию унификации НДС, страны-члены ЕС на национальном уровне создали систему пониженных и «сверхпониженных» ставок налога для отдельных операций. Финансовый и экономический кризис привел к необходимости проведения достаточно агрессивной фискальной политики. Практически во всех государствах ЕС отмечается увеличение ставок НДС и резкий рост потребительских налогов. Это связано с необходимостью формирования национальных бюджетов, которые значительно понизили свои доходы из-за кризисных явлений в реальном секторе и увеличили налоговую нагрузку на потребителя.

В последние годы ЕС проводит осторожную налоговую политику в сфере «насильственной унификации». Сегодняшняя налоговая политика ЕС сформирована в соответствии с отсутствием необходимости в гармонизации национальных налоговых систем государств–членов ЕС. Право выбирать приемлемую систему налогообложения оставлено государствам–членам ЕС при условии, что они уважают и соблюдают законодательство ЕС. Кроме того, любые предложения органов ЕС в сфере налогообложения должны быть представлены в соответствии с принципами субсидиарности и пропорциональности. Наднациональные органы ЕС осуществляют свою деятельность по налоговым вопросам только в том случае, если государство-член ЕС не может эффективно решить возникшие проблемы. По сути, проблемы возникают из-за отсутствия должного уровня координации между налоговыми органами государств-членов ЕС.

Последние действия Европейской комиссии направлены на решение вопросов налогообложения физических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в пределах Общего рынка, и сосредоточены на устранении проблем налогообложения при трансграничной экономической деятельности. Такое отдельное внимание к налогоплательщикам связано с тем, что Европейская комиссия, как институт исполнительной власти ЕС, должна гарантировать совместимость налоговой политики ЕС с основными целями ЕС, такими как экономический рост, развитие и процветание, а также увеличение уровня занятости, достижение поставленных целей в сфере охраны окружающей среды и энергетики.

В целом, прямое налогообложение в ЕС отличается разнообразием применяемых ставок:

Ставки прямых налогов в странах ЕС в 2000, 2010-2012 гг.

Четко прослеживаются тенденции изменения прямого налогообложения: существенное сокращение ставок налога на прибыль корпораций (в отдельных странах ЕС практически в 2 раза) при одновременном возрастании ставок подоходного налога. Исключение составляют недавно присоединившиеся страны бывшего социалистического блока и бывшие республики СССР, которые демонстрируют существенное снижение ставок по обоим налогам. Тенденции выражают политику привлечения инвестиций налоговыми методами, переориентацию налогообложения с доходов от капитала на личные доходы.

Подводя итог исследованию проводимой в ЕС согласованной налоговой политики, следует отметить, что она сместилась в сторону взаимосогласованных действий в области координации общей фискальной политики, направленной на предотвращение уклонения и ухода от налогообложения, недобросовестной налоговой конкуренции и на поиск новых источников пополнения общего бюджета ЕС. Проводимая политика оставляет полные права на проведение внутреннего налогового законодательства исходя из национальных фискальных интересов. Направления общей налоговой политики ЕС предусматривают рассмотрение трех основных вопросов в области налогообложения ЕС:

  • перспективы налоговой консолидации стран ЕС;
  • создание более простых и удобных налоговых структур;
  • способы улучшения налоговой системы с точки зрения индивидуального налогоплательщика.

Проведенный анализ согласованной налоговой политики ЕС еще раз подтвердил вывод о том, что создание единого экономического пространства реально невозможно без применения во всех странах ЕС однотипных налоговых механизмов, регулирующих не только беспрепятственное движение товаров внутри рынка, но и налоговую конкуренцию внутри него. В современных условиях возникновение экономических угроз ориентирует государства – члены ЕС не на фискальную помощь извне, а на проведение самостоятельной налогово-бюджетной политики, нейтрализующей эти угрозы внутри государства. Интеграционный опыт ЕС, особенно в области регулирования экономики посредством налоговых инструментов, представляет определенный теоретический и практический интерес не только для стран-членов Союза, но и для государств, лишь приступающих к интеграционным процессам в условиях становления рыночных экономик, таких как Республика Беларусь, Казахстан, Россия.

Читайте также: